Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности: образец

Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности: образец

В Каком Журнале Провести Инструктаж по Антитеррористической Безопасности?

Вопрос от посетителя

Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста. В связи с событиями в Волгограде в нашу организацию пришло предписание провести инструктаж по антитеррористической безопасности с «записью в журналах» В каких журналах необходимо фиксировать эту работу? не в журнале же инструктажа по охране труда?

Ответ для посетителя

Конечно же данный инструктаж нельзя проводить в журнале регистрации инструктажей по охране труда.

Разработайте свой журнал. Для этого можете воспользоваться таким образцом журнала.

На этом всё. До новых заметок!

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в:

образцы не вижу, но могу посоветовать завести «журнал безопасности» и в него можно и антитеррор и ЧС природного, гидро и техно характера. дата проведения, ФИО инструктируемого, инструкция (№,краткое содержание (т.е. название инструктции)), причина проведения (приказ, рекомендации), ФИО инструктирующего, подписи инструктируемого и инструктирующего

Здравствуйте. Предлагаю на обсуждение nht,требование внештатного технического инспектора по ОТ районного управления образования для образовательных учреждение города N. Требование в следующем, завести журналы где фиксируются ушибы, царапины, синяки и т.д. и т.п. не относящееся к НС воспитанников образовательных учреждений. Как вам это?

Я тоже завела отдельный журнал типичный и составила пока 4 инструкции (для детского сада)
-при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
-при поступлении угрозы террористического акта по телефону,
-при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде,
-при захвате террористами заложников
и еще сейчас разработаю инструкцию по биологической и хим атаке.
На сколько это верно или нет не знаю…это я так мыслю.
Много видела в инете, что все вышеперечисленное объединено в одну инструкцию.
.

Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности

Журнал инструктажей по антитеррористической защищенности, образец

Законодательные нормы

В соответствии с п. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по защите от террористов объектов, используемых в коммерческой деятельности.

Согласно п. «и» ст. 14 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение ЧС на территории своих организаций. Поскольку действия террористов могут стать фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению возможной угрозы.

Схема проведения обучения утверждается организацией на уровне локальных нормативных актов.

Правила оформления документа

Журнал инструктажа антитеррористической защищенности не имеет установленной формы. Поэтому предприятие может разработать собственный бланк этого документа. В него вносится следующая информация:

номер записи п/п;

ФИО и должность инструктируемого;

номер инструкции и краткое содержание урока;

вид занятия (первичное, повторное, внеплановое);

ФИО и должность инструктора;

Документ прошивается, его страницы нумеруются. На титульном листе указывается наименование компании, название журнала, дата начала и окончания его заполнения, ФИО ответственного за заполнение лица. Ведется журнал до полного заполнения граф. Полностью заполненный документ передается на хранение в архив предприятия.

Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности

Для чего нужен инструктаж?

Под антитеррористическим инструктажем понимается обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:

доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;

информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;

разъяснение сотрудникам последовательности действий при угрозе.

Проведение обучения должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Также приказом директора предприятия назначается сотрудник, ответственный за проведение обучения. Такой специалист должен иметь удостоверение, подтверждающее его знания по гражданской обороне. Занятия проводятся со всеми сотрудниками (действующими и новыми). Результаты проведения каждого инструктажа нужно вносить в журнал.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Журналистская тайна и проблемы ее обеспечения при производстве по уголовным делам

Григорьев Ф.Г., аспирант кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Охрана источников информации журналистов (журналистской тайны) является важной гарантией свободы массовой информации и предусмотренного ст. 29 Конституции РФ права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Понятие журналистской тайны мы находим в Декларации, принятой Международной федерацией журналистов , содержащей основные принципы профессиональной этики журналистов. В п. 6 данной Декларации предусмотрено, что журналист сохраняет профессиональную тайну: источник информации, не желающий обнародовать себя, должен оставаться нерассекреченным. Следовательно, под журналистской тайной мы понимаем данные о лице – источнике информации, не желающем раскрывать себя в качестве такого источника.

Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. М.: Центр “Право и СМИ”, 1998. С. 120.

Статья 41 Закона РФ “О средствах массовой информации” (далее – Закон “О СМИ”) устанавливает, что редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Формулировка приведенной нормы, возлагающей ответственность хранить в тайне источник информации на редакцию, под которой закон понимает организацию, учреждение, предприятие, граждан либо объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации, неточна. Сбором информации для средства массовой информации занимается в силу своих профессиональных обязанностей журналист, который в соответствии со ст. 49 Закона “О СМИ” обязан сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника. Именно на журналиста прежде всего должна распространяться норма ст. 41 Закона “О СМИ”.

Читайте также:
Отпуск перед декретом – сколько положено по Трудовому кодексу

Вместе с тем сотрудники редакции, а также главный редактор как лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации, могут обладать сведениями об источнике информации журналиста. Представляется, что в целях охраны источника информации на данных лиц также должна быть распространена обязанность сохранения в тайне источника информации.

Таким образом, ч. 2 ст. 41 Закона “О СМИ” должна быть изложена в следующей редакции: главный редактор, журналист, сотрудник редакции обязаны сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Приведенная норма, по сути, предоставляет журналисту право отказаться от дачи показаний об источнике информации (данных о лице, предоставившем сведения с условием неразглашения его имени) в случае допроса его в качестве свидетеля при производстве по уголовному делу. Однако УПК РФ свидетельской привилегии для журналиста не предусматривает.

Единственная норма УПК РФ, которая имеет отношение к журналистской тайне, содержится в ч. 2 ст. 144 УПК РФ, в соответствии с которой редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Однако УПК РФ не предусматривает никаких гарантий охраны журналистской тайны при допросе журналиста в качестве свидетеля. Интересы установления истины по уголовному делу, доказывания обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, уголовно-процессуальным Законом поставлены в приоритетное положение по отношению к праву каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ).

Мы считаем, что собирание журналистом информации из конфиденциальных источников – это один из законных способов сбора информации. Следовательно, какое-либо ограничение права журналиста на собирание информации есть нарушение свободы слова и права на свободное распространение информации, что является недопустимым. Поэтому сложившаяся ситуация, при которой уголовно-процессуальный закон не содержит решения о том, как сохранить баланс между интересами правосудия и указанными конституционными правами человека, является неприемлемой и подлежит исправлению.

Итак, изложим суть проблемы. Закон “О СМИ”, который имеет такую же юридическую силу, как и УПК РФ, фактически предоставляет свидетельскую привилегию сотруднику редакции, журналисту отказаться называть источник информации в случае, если его допрос производится дознавателем, следователем или прокурором. УПК РФ такой свидетельской привилегии не содержит. Также Закон устанавливает, что предоставление указанных сведений осуществляется на основании “соответствующего требования”, исходящего от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Однако УПК РФ не регламентирует порядок оформления судом такого требования, которое, как нам представляется, не может быть предъявлено в произвольной форме.

Ниже предлагаем рекомендации по устранению указанных выше противоречий.

Прежде всего ст. 56 УПК РФ должна предусматривать запрет допроса свидетеля – сотрудника редакции, журналиста об источнике информации, предоставленной на конфиденциальной основе, в случае если допрос производится на досудебных стадиях. Установление в законе подобной императивной свидетельской привилегии (то есть права отказаться от дачи показаний и запрета допроса об указанных обстоятельствах) необходимо как в целях обеспечения безопасности лица – источника информации, так и в целях охраны журналистской тайны. При этом мы не видим какого-либо ущерба для процесса доказывания по уголовному делу.

Помимо этого, в УПК РФ требуется внести дополнения, регламентирующие порядок предоставления сведений о лице – источнике информации в ходе судебного разбирательства. Считаем справедливым следующее мнение: “В процессуальном законодательстве особо случай о раскрытии источника информации не оговаривается, нет специальных правил оформления такого требования суда. Очевидно, оно должно быть оформлено в виде мотивированного постановления или определения суда (судьи)” .

Комментарий к Закону РФ “О средствах массовой информации”. М., 2001 // Справочная правовая система.

Считаем, что вопрос о раскрытии источника информации может быть рассмотрен судом в ходе судебного следствия по ходатайству сторон либо по собственной инициативе. На досудебных стадиях вопрос о раскрытии данных о лице – источнике информации перед судом поставлен быть не может, так как в ст. 41 Закона “О СМИ” обоснованно указано на то, что соответствующее требование может поступить от суда только в связи с делом, находящимся в его производстве. Принятие решения по данному вопросу должно происходить в закрытом судебном заседании и в отсутствие присяжных заседателей (если дело рассматривается с участием коллегии присяжных заседателей). Естественно, суд должен заслушать мнение сторон непосредственно перед принятием такого решения.

В случае если суд первой инстанции сочтет необходимым обязать сотрудника редакции, журналиста раскрыть источник конфиденциальной информации, то должно быть вынесено мотивированное постановление, в котором указывается источник конкретных сведений, подлежащий раскрытию. Мотивом к принятию судом указанного решения может служить необходимость проверки показаний сотрудника редакции, в том числе и путем допроса в качестве свидетеля лица – источника информации. Соответственно, такие мотивы должны быть изложены в постановлении.

Также считаем, что сведения об источнике информации могут быть предоставлены суду без предоставления этих сведений сторонам, что, разумеется, не служит препятствием к допросу такого лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение такого свидетеля другими участниками судебного разбирательства, что позволяет ч. 5 ст. 278 УПК РФ. При этом решение о сохранении в тайне от сторон подлинных данных о таком лице должно быть мотивировано в постановлении об обязании сотрудника редакции, журналиста к раскрытию источника информации. Данная мера служит гарантией безопасности лица – источника информации и предотвращает возможные посягательства на его жизнь и здоровье.

Читайте также:
Средняя зарплата в Финляндии

С учетом изложенного полагаем, что в УПК РФ необходимо внести в виде отдельной статьи дополнения, регламентирующие порядок предоставления сотрудником редакции сведений о лице, предоставившем информацию на конфиденциальной основе.

Требуется проанализировать следующий вопрос: какие обстоятельства могут служить основанием к принятию судом решения о раскрытии источника информации? В целях выработки единого подхода имеет смысл обратиться к практике Европейского суда по правам человека. В решении от 27 марта 1996 г. по делу Гудвин против Соединенного Королевства указано на то, что, “хотя и существует общая заинтересованность в том, чтобы журналист свободно получал информацию, он не может не понимать, что данное им обещание сохранять конфиденциальность и не ссылаться на источник информации должно уступать более важному общественному интересу” .

Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М., 2000. С. 183 – 195.

Следует также обратить внимание на Рекомендации Комитета министров Совета Европы N R(2000)7 , в соответствии с которыми распоряжение о раскрытии информации может быть дано только в том случае, если существует первостепенная необходимость сделать это в общественных интересах и если обстоятельства носят достаточно важный и серьезный характер. При этом раскрытие информации, устанавливающей источник, не должно считаться необходимым, если нельзя убедительно установить, что не существует разумной альтернативы раскрытию или эти альтернативные меры уже исчерпаны должностными лицами или государственными органами, которые добиваются раскрытия, и законный интерес в раскрытии определенно перевешивает общественный интерес в нераскрытии.

Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно права журналистов не раскрывать свои источники информации от 8 марта 2000 г. Текст Рекомендации в РФ официально опубликован не был. См.: Справочные правовые системы.

При выяснении вопроса о наличии важного общественного интереса требуется учитывать нормы профессиональной этики журналиста. Пункт 4 Кодекса профессиональной этики российского журналиста предусматривает, что право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжелого и неминуемого ущерба для людей.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста, принятый Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. // Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1996. С. 203.

Таким образом, на основе изложенного считаем, что суд, решая вопрос об обязании раскрыть источник информации, должен выяснить, существует ли по делу важный общественный интерес, который имеет преимущество перед интересами как сотрудника редакции, так и лица – источника информации. При этом по делу были исчерпаны все законные средства, направленные на установление источника информации, как процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, так и оперативно-розыскные мероприятия, при помощи которых возможно установить лицо, являющееся источником информации.

Вместе с тем предлагаем не устанавливать в УПК РФ каких-либо жестких, однозначно определенных оснований, при наличии которых суд должен будет обязать сотрудника редакции раскрыть источник информации либо отказать в удовлетворении ходатайства стороны участника судебного разбирательства о таком раскрытии. Суд должен решать данный вопрос с учетом конкретных обстоятельств дела, степени возможности какого-либо посягательства на лицо – источник информации, при этом руководствуясь законом и совестью.

Считаем, что вопрос о раскрытии данных о лице, предоставившем информацию с условием сохранения в тайне данных о его личности, не может быть разрешен при производстве в судах кассационной и надзорной инстанций. В случае возникновения сомнений в правильности оценки показаний сотрудника редакции, журналиста вышестоящий суд должен отменить приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение.

И наконец, следует решить вопрос о том, каким же образом поступать суду до принятия предложенных дополнений в УПК РФ. Считаем, что дознаватель, следователь и прокурор на досудебных стадиях обязаны руководствоваться напрямую нормами ст. 29 Конституции РФ и не имеют права допрашивать сотрудника редакции, журналиста на предмет данных о личности лица, предоставившего информацию с условием неразглашения данных о его личности. В любом случае, привлечение сотрудника редакции, журналиста к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний на предмет данных о личности лица – источника информации недопустимо.

Что касается судебных стадий, то суд в каждом конкретном случае должен выяснить, действительно ли имеется необходимость получить данные о личности лица – источника информации для проверки собранных доказательств и есть ли возможность проверить все возникшие версии и устранить имеющиеся противоречия без раскрытия таких данных. При этом суд должен отказать в раскрытии этих данных во всех случаях, когда имеются сведения о наличии угрозы безопасности лица, данные о котором засекречены.

В случае если суд признает, что раскрытие данных о личности лица, согласившегося предоставить информацию с условием неразглашения данных о его личности, является необходимым, то необходимо руководствоваться ст. 271 УПК РФ, рассмотреть заявленное стороной ходатайство о раскрытии указанных данных, выслушать мнение сторон и вынести мотивированное постановление об обязании сотрудника редакции, журналиста к раскрытию данных о лице – источнике информации либо об отказе в таковом.

Читайте также:
Увольнение за нарушение трудовой дисциплины

Учебное пособие по курсу “Правоведение”


Загрузить всю книгу

Модуль 1. Государство
1. Общие положения о государстве и государственной власти
1.1. Понятие и сущность государства
1.1.1. Сущность государства

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.

Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:

1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;

2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;

3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.

По отношению к обществу государство выступает как субъект управления, обеспечения законности и правопорядка, а по отношению к нарушителям порядка – как орудие принуждения и насилия. Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Для этой цели используется государственный аппарат, который отделен от общества и в общественных отношениях представляет государство.

В определении сущности государства на первом месте стоит содержательная сторона. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Такое государство – средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы, что вызывает сопротивление у других классов. Отсюда вечная проблема «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства по своей сути выступают классовыми государствами. Общечеловеческие и иные интересы в этих государствах также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества. Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.

Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.

В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Книга: Документы и тайна

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.

Журналистская тайна

Журналистская информация является одной из разновидностей информации, связанной с профессиональной деятельностью (профессиональной тайны).

В соответствии с Законом РФ “О средствах массовой информации” от 27декабря 1991 г. №2124-1 (с изм. от 13января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г.) ст. 49 журналист обязан:

проверять достоверность сообщаемой им информации;

сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Сохранению журналистской тайны служит недопустимость цензуры в соответствии с п. 5 ст. 29 Конституции РФ, ст. 3 Закона РФ “О средствах массовой информации” (далее — Закона о СМИ).

Согласно со ст. 41 указанного закона редакции СМИ:

не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне;

обязаны сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом;

не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя;

Читайте также:
Образец рапорта на увольнение из МВД

В своей профессиональной деятельности журналисты пользуются таким методом, как “скрытая запись”. Но журналистские “свободы” в связи с недопустимостью цензуры ограничиваются запретом использовать СМИ для распространения информации о государственной и иной охраняемой законом тайне — служебной, коммерческой, банковской (ст. 4 Закона о СМИ). Распространение также сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (ст. 50 Закона о СМИ), допускается только лишь:

если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

если демонстрация записи производится по решению суда.

Введение цензуры возможно только лишь в одном исключительном случае. В соответствии со ст., 12 ФКЗ “О арезвы-чайном положении” от Шшъя 2001 г. № 3-ФКЗ вводятся следующие меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения для средств СМИ: ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.

Не допускается использование установленных (ст. 51 Закона о СМИ) прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Все это говорит о том, что сохранение журналистской тайны можно отнести и к сохранению личной тайны — персональных данных.

Профессиональный статус журналиста (ст. 52 Закона о СМИ), а соответственно требования по сохранению журналистской тайны распространяются:

на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

на авторов, не связанных с редакцией трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции.

Редакции, журналисты и все вышеуказанные лица не вправе разглашать в распространяемых сообщениях информацию, предоставляемую гражданином с условием сохранения ее в тайне и называть лицо, от которого исходит информация. Исключение составляет случай разглашения такого рода информации по требованию суда в связи с находящимся в производстве делом (ст. 41 Закона о СМИ). В случае получения информации о совершении кем-либо преступления или другого правонарушения, редакция, журналист и лица, указанные в ст. 41 Закона о СМИ может направить полученную информацию в правоохранительные органы.

В соответствии со ст. 9 ФЗ “О внешней разведке” от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (с изм. от 7 ноября 2000 г.) предоставляемые СМИ материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать информацию, составляющую государственную тайну.

Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности.

В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки Российской Федерации, составляющих государственную тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке Российской Федерации или редакции средств массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующий орган внешней разведки Российской Федерации, который должен в этом случае установить наличие либо отсутствие в данных материалах указанных сведений и представить такое заключение автору или в редакцию.

Опубликование СМИ материалов о внешней разведке Российской Федерации, содержащих информацию, составляющую государственную тайну, приведшее к ее разглашению, либо опубликование не соответствующих действительности сведений, нанесшее органам внешнейразведки Российской Федерации, их сотрудникам моральный, или материальный ущерб влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

1.6 Информация, связанная с коммерческой деятельностью

Коммерческая тайна

Информация доступ, к которой ограничен в соответствии со ст. 139 ГК РФ и федеральными законами, относится к коммерческой тайне.

В ст. 139 ГК РФ не приводится различие между служебной и коммерческой тайной (подраздел “Служебная тайна”), хотя употребляются оба этих понятия. Все коммерческие тайны являются служебными, поскольку все работники коммерческой организации обязаны не разглашать их.

Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). В целом коммерческую тайну можно определить как научно-техническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании.

В соответствии с указанным, например, кадровую документацию коммерческой организации можно отнести как к коммерческой тайне, так и к персональным данным, охраняемым законодательством, и к служебной информации.

Определен также запрет разглашения коммерческой тайны применительно к отдельным видам обязательств. Например, в ГК РФ в соответствии со ст. 727 “Конфиденциальность полученной сторонами информации: “Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон”.

Читайте также:
Трудовая книжка: образец заполнения

В соответствии со ст. 771 “Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора”:, “1. Если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре.

2. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны”.

В соответствии со ст. 1032 ГК РФ “Обязанности пользователя”: С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. “

” . $title . “

Как защищать свои источники

Закон на стороне журналиста. Но важен контекст

Человек попросил журналиста о конфиденциальности, а чиновники или правоохранители требуют от редакции раскрыть его имя. Как быть? Разбираемся в правовых тонкостях ситуации вместе с экспертами Центра защиты прав СМИ

«СЛЕДОВАТЕЛЬ ТРЕБУЕТ РАСКРЫТЬ ИСТОЧНИК»

После публикации интервью с врачом-реаниматологом, который пожелал остаться неизвестным, материалом журналистки Татьяны В. заинтересовались правоохранительные органы. В тексте интервью, посвященного эпидемии COVID-19, присутствовала информация, которая не состыковывалась с официальной. По факту публикации была начата доследственная проверка по недавно принятой СТ. 207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»). Сам врач выходить из тени не захотел категорически — ему такой пиар грозил бы увольнением.

Ценность неофициальных источников информации понятна каждому журналисту. Пресс-службы, руководители предприятий, чиновники нередко запаздывают с ответами на запросы, скрывают общественно значимые факты, которые им невыгодно предавать огласке. В этих случаях журналист идет в народ: к простым сотрудникам организаций, к местным жителям, ищет случайных свидетелей.

Но над неофициальными источниками, даже если они очень хотят помочь СМИ, висят свои угрозы. Работники могут ожидать острой реакции руководства — вплоть до увольнения. Возможно также давление со стороны власти и правоохранительных органов. Риск оказаться в суде в качестве ответчика, а то и подсудимого тоже может быть. Все это заставляет людей просить у журналистов соблюдения конфиденциальности — хранить в тайне источник информации.

Закон РФ «О СМИ» в этом случае — на их стороне. СТАТЬЯ 41 («Обеспечение конфиденциальности информации») прямо запрещает редакциям нарушать такие просьбы:

«Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».

Это значит, что чиновники, депутаты, губернаторы и даже прокуроры и следователи не могут заставить сотрудников редакции раскрыть имя источника, пожелавшего остаться анонимным. Сделать это может только судья, да и то только в связи с рассматриваемым делом. В таком случае судья должен мотивировать свое требование раскрыть источник, так как это требование вторгается в специально охраняемую законом профессиональную тайну.

«Статья 41 Закона РФ «О СМИ» устанавливает профессиональную журналистскую тайну, которая должна соблюдаться наряду с другими охраняемыми законом тайнами: тайной следствия, банковских вкладов, адвокатской, нотариальной и так далее», — объясняет директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

Есть еще одна сторона профессиональной журналистской тайны: редакция не должна разглашать и саму предоставленную ей информацию, если источник об этом попросил. Та же СТ. 41 Закона «О СМИ» устанавливает, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне». Ведь бывают случаи, когда информация известна очень узкому числу лиц и сама ее огласка укажет на журналистский источник. В такой ситуации редакция может проверить сведения по другим каналам.

Защищает интересы журналистских источников и международное право, в частности Европейская конвенция о защите прав человека, ратифицированная Россией. «В практике Европейского суда по правам человека было достаточно дел, когда речь шла о важности сохранения источника информации в конфиденциальности для обеспечения свободы слова и возможности журналистам выполнять свою профессиональную миссию. Несколько решений было вынесено по жалобам журналистов, от которых национальные суды требовали раскрыть источники и наказывали за отказ, — рассказывает Галина Арапова. — И ЕСПЧ всегда подчеркивал в своих решениях: защита журналистских источников информации — одно из основополагающих условий свободы прессы. При отсутствии такой защиты источники не будут оказывать содействие СМИ. А это отрицательно скажется на способности прессы предоставлять точную и надежную информацию по вопросам общественной значимости».

ИСТОЧНИК В СУДЕ

Жизнь, однако, сложнее формулировок закона. Да, журналист должен защищать свои источники. Но это не спасает от ответственности его самого или его редакцию. В случае если публикация приведет к суду, все равно придется доказывать правдивость распространенных сведений. Как быть в этом случае?

Юристы советуют: если вы договорились с источником о сохранении его имени в конфиденциальности, постарайтесь обеспечить доказательную базу. Ищите подтверждение достоверности фактов из других источников, собирайте и храните аудио- и видеозаписи, копии документов и т.п. В случае судебного разбирательства можно поискать других свидетелей или спросить, не изменилась ли позиция источника на момент суда: возможно, он будет готов раскрыть свое имя и дать показания на процессе.

Читайте также:
Функции и организация отдела продаж на предприятии

«В нашей практике был случай, когда я защищала редакцию, написавшую о прокуроре, которого подозревали в коррупции, — рассказывает Галина Арапова. — Он подал к газете иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. А публикация основывалась на документе внутриведомственной проверки. Его журналистам предоставили на конфиденциальной основе. И прокурору, видимо, было очень важно узнать, кто же его «слил». Мы представили в суде копию этого документа, предварительно убрав из него «шапку», по которой можно было понять, кто был источником. Достаточно долго нам удавалось не раскрывать, кто передал в редакцию этот документ: мы допрашивали свидетелей, предоставляли другие доказательства. Истец же продолжал настаивать на раскрытии источника. Но с течением времени ситуация изменилась, мы доказали достоверность большинства фактов, и источник был готов выступить в суде. Тогда его привлекли в качестве соответчика, но это было для него уже не опасно. Мы выиграли это дело».

Стоит учитывать и то, что источник, предоставивший информацию, при угрозе следствия или суда может просто отказаться от своих слов или действий.

«В судебном процессе по иску к одной региональной редакции доказательством достоверности информации является запись с камеры наблюдения в морге, — рассказывает старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. — Журналисты получили эту запись неофициально от представителя правоохранительных органов. И вот судья потребовал доказать, что запись была сделана именно в том морге. Мы отправили запрос в ведомство, в котором работает наш источник информации. А оттуда приходит ответ: такой видеозаписи в нашем распоряжении нет».

Когда дело доходит до суда, журналисту нужно иметь в виду еще один процессуальный нюанс. Если источник информации в публикации решит раскрыть себя, чтобы помочь журналисту, он может быть привлечен как соответчик. И тогда у редакции не будет возможности использовать его как свидетеля для подтверждения достоверности информации. В этом случае мы снова видим, насколько важно иметь доказательства, полученные из различных источников, иметь нескольких свидетелей.

ЖУРНАЛИСТ КАК ИСТОЧНИК

Источник информации — не обязательно кто-то вне редакции. Им может считаться и сам журналист, подготовивший публикацию. Иногда, особенно в с лу чаях с уголовными делами, правоохранительные органы требуют раскрыть имя автора, если материал вышел без подписи или под псевдонимом. Здесь главному редактору нужно знать, что не обязательно фиксировать авторство своих сотрудников даже во внутриредакционных документах, чтобы не поставить под угрозу раскрытие псевдонима. Всегда можно обозначить публикацию как редакционную, обеспечив тем самым безопасность конкретного автора.

«Есть еще одна потенциальная опасность, — говорит Галина Арапова. — Если журналиста привлекают как ответчика, ему проще стоять на своем и не разглашать конфиденциальный источник. В таком случае он рискует тем, что сведения не будут подтверждены и суд признает их недостоверными. То есть журналист может взять на себя риск сознательно проиграть в этой части иск, но не раскрыть источник, защитив тем самым свою профессиональную репутацию. Но если журналист или главный редактор в судебном процессе допрашивается в качестве свидетеля, его предупреждают об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний. И тут получается, что норма Закона «О СМИ» вступает в конфликт с нормой Уголовного кодекса. И тогда сохранить профессиональную тайну намного сложнее, возможность быть привлеченным к уголовной ответственности — серьезная угроза. К счастью, я не знаю таких случаев в России, чтобы в отношении журналиста возбуждали уголовное дело за отказ от дачи свидетельских показании в ситуации, когда он отказывался раскрыть свой источник. Но важно, что международное право в таких коллизиях ставит выше профессиональную тайну журналиста. И если его все же наказывают за отказ раскрыть источник, то Европейский суд рассматривает это как нарушение С Т. 10 Европейской конвенции в отношении прав журналиста».

НЕТ РЕГИСТРАЦИИ — НЕТ ЗАЩИТЫ

«Представители МВД требуют раскрыть, кто переслал мне информацию, — жалуется администратор паблика во «ВКонтакте». — Что делать?»

В интернете много информационных проектов, которые не зарегистрированы в качестве СМИ. Это и сайты, и сообщества в соцсетях, и каналы в мессенджерах. Участники таких проектов должны понимать: их источники Закон «О СМИ» не защищает. Согласно СТ. 2 закона, сетевыми изданиями могут считаться только те, которые зарегистрированы в качестве СМИ. То же самое относится и к незарегистрированной прессе, выходящей тиражом менее 1000 экземпляров. Словом, чтобы получить защиту источников, нужно регистрировать издание в Роскомнадзоре.

Но при этом в российском законодательстве отсутствует и обязанность раскрывать источник информации. Если команда проекта хочет сохранить источник в тайне, всегда можно сослаться на то, что он был анонимным. Но риски при этом, конечно, повысятся. В таком случае все равно придется отвечать за распространенные сведения самостоятельно.

В практике ЕСПЧ пока не было таких дел, когда стоял бы вопрос о нарушении права на конфиденциальные источники информации журналистов, работающих в информационном проекте, не зарегистрированном в качестве СМИ. Однако правила регистрации СМИ в разных странах отличаются, и не везде требуется такая регистрация, как в России. Поэтому можно предположить, что Европейский суд не обязательно будет следовать буквальному подходу и считать СМИ только те издания, у которых есть государственная регистрация. Важными будут все остальные признаки редакции СМИ — насколько команда выполняет общественную миссию как миссию прессы, соблюдают ли сотрудники профессиональные стандарты и нормы профессиональной этики журналистов.

Читайте также:
Увольнение по инвалидности: могут ли уволить инвалида

Право журналиста не раскрывать свой источник информации

Одной из важнейших гарантий профессиональной деятельности, а зачастую и безопасности журналистов является право не раскрывать свои источники информации. Обратимся к Закону, чтобы посмотреть как защищены источники информации и почему журналист имеет право не раскрывать имя источника даже по требованию прокурора.

В российском законодательстве конфиденциальность источника информации — это одновременно и обязанность редакции хранить имя источника в конфиденциальности и профессиональная тайна журналиста, защищаемая ст. 41 Закона РФ о СМИ, в которой говорится:

«Статья 41. Конфиденциальная информация

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. »

Это означает, в случае, когда источник сообщает журналисту ту или иную информацию под условием неразглашения его имени или даже самой информации (давая понять журналисту что-то происходит, чтобы он дополнительно искал подтверждения этому факту в других источниках с целью дальнейшего обнародования) журналист обязан хранить эти сведения в тайне, также как хранит свою профессиональную тайну адвокат, нотариус, священник, банковский служащий.

Здесь можно прочитать заметку наших юристов о том, как работать с источниками информации.

Если же в связи с распространением информации на журналиста подают в суд и требуют от него в суде раскрыть источник информации, следует помнить, что такое требование должно быть оформлено мотивированным определением суда по находящемуся на рассмотрении у суда делу. Ни устное требование следователя, прокурора, ни даже устное требование судьи журналист имеет право не выполнять. Требование о раскрытии источника должно быть оформлено определением суда, поскольку такое определение может быть обжаловано, в отличие от любого другого требования.

Также важно знать, что отказ раскрыть свой источник в суде не означает, что в части сведений, сообщенных конфиденциальным источником журналист будет освобожден от ответственности за распространение информации. Просто отказываясь раскрывать источник в суде, журналист будет доказывать свою правоту другими доказательствами, либо сознательно будет идти на риск нести лично ответственность, но сохраняя при этом свою профессиональную репутацию и доверительные отношения с источником.

В практике Европейского суда состоялось несколько дел, которые четко обозначили важность проявления уважения к конфиденциальности источника информации как гарантии журналисткой профессии. При этом Европейский суд четко обозначил свою позицию по этому поводу:

«Защита источников журналистской информации представляет одно из основных условий свободы прессы».(дело «Гудвин против Соединенного Королевства»)

«Суд отмечает, что потенциально требование о раскрытии источников информации оказывают пагубное воздействие не только на сами источники, личности которых могут стать известными, но также и на газеты или другие СМИ, в отношении которых направлено требование, так как их репутация может пострадать от раскрытия имени источников глазах будущих потенциальных источников, и рядовых членов общества, которые заинтересованы в получении значимой информации, предоставляемой средствам массовой информации анонимными источниками» (п. 89 постановления Большой палаты Европейского суда по делу «Санома против Нидерландов»)

Здесь можно прочитать рекомендацию наших юристов о том, как защищать источники информации и что делать, когда закон требует их раскрыть.

Защита конфиденциальности источников информации признана и Верховным Судом РФ, который указал, что «персональные данные лица, предоставившего редакции сведения с условием неразглашения его имени, составляют специально охраняемую федеральным законом тайну. Суд на любой стадии судебного производства по делу вправе потребовать от соответствующей редакции предоставить сведения об источнике информации, если исчерпаны все иные возможности для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, и общественный интерес в раскрытии источника информации явно перевешивает общественный интерес в сохранении его тайны. Требование о раскрытии источника информации может направить редакции суд в связи с находящимся в его производстве делом» (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации» № 16 от 15 июня 2010 года).

Поэтому не бойтесь отказывать в ответ на требование открыть свои источники, законодательно журналисты в этой сфере хорошо защищены. Пока дело не рассматривается судом и требование не оформлено письменно как определение суда, вы имеете право сказать нет любому другому должностному лицу, от какого бы органа власти или правоохранительного органа такой запрос не поступил. Таким образом, вы будете действовать не только в рамках закона, но и в рамках профессиональной этики, а также не поставите под угрозу свою профессиональную репутацию, а возможно и безопасность свою и своего источника информации.

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички Facebook, ВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

Некоторые виды профессиональных тайн и основы их правового регулирования Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокопенко А. Н., Дрога А. А.

Текст научной работы на тему «Некоторые виды профессиональных тайн и основы их правового регулирования»

полагает дальнейшее проведение расследования. Возобновление приостановленного дела заранее предполагается, так как перерыв в расследовании носит временный характер, и рано или поздно дело должно быть возобновлено, хотя бы для принятия решения о прекращении в связи с истечением сроков давности. А вот возобновление прекращенного дела – это решение, которое заранее не предполагается, и принимается в исключительных случаях при допущенных в ходе расследования ошибках. Таким образом, возобновление прекращённого дела необходимо для исправления указанных ошибок и недостатков, создания необходимых

Читайте также:
Учебный отпуск по Трудовому кодексу – оплата и оформление

предпосылок для последующего окончания расследования.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что институты приостановления, возобновления и прекращения уголовных дел на стадии предварительного расследования взаимосвязаны между собой, тесно соприкасаются в процессе функционирования, но при этом остаются самостоятельными уголовно-процессуальными институтами. Их изучение в динамике взаимодействия позволяет разрешить множество проблем, возникающих в практической деятельности применения данных институтов.

1. Викторский С.И. Русский уголовный процесс: учеб. пособие. – М.: ГОРОДЕЦ, 1997.

2. ДорошковВ. Приостановление производства по уголовным делам // Российская юстиция.

3. Колосович М.С., Колосович О.С. Обеспечение прав и законных интересов лиц при приме-

нении норм института приостановления производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2007.

4. Якупов Р.Х. Возобновление предварительного следствия. – Волгоград, 1976.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАЙН И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сохранение в тайне доверенной информации является неотъемлемой частью определенных видов профессиональной деятельности. Умение сохранять в тайне сведения служебного характера является важнейшим профессиональным качеством сотрудников органов внутренних дел, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач.

Неурегулированность процессов обмена информацией зачастую приводит к тому, что общедоступными становятся сведения, которые имеют ограниченный доступ. Это наносит серьезный ущерб не только отдельным гражданам и организациям, но и безопасности всего государства. Особенно остро ситуация обстоит в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой, зачастую, осуществляется одной статьей профильного закона, который

кандидат технических наук, доцент;

(Белгородский юридический институт МВД России)

только упоминает сведения, являющиеся профессиональной тайной.

Если подходить к институту профессиональной тайны с самых общих позиций, то определяющим в нем является принадлежность к той или иной профессии, осуществление тех или иных профессиональных функций. В соответствии с признаком профессиональной принадлежности из действующего законодательства можно выделить такие виды профессиональных тайн: налоговая, таможенная, аудиторская, банковская, адвокатская, нотариальная, журналистская, врачебная, тайна страхования, тайна исповеди и другие виды тайн.

Рассмотрим их подробнее.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными

органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [1].

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:

• разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

• об идентификационном номере налогоплательщика;

• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

• предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Таможенная тайна. Таможенные органы, их должностные лица, получившие доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами [2].

Если такая информация необходима федеральным органам исполнительной власти для решения задач, возложенных на них законодательством РФ, то таможенные органы передают предоставленную им информацию в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и соответствующим федеральным органом исполнительной власти. При этом обязательным является соблюдение требований законодательства РФ по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Таким образом, ТК РФ не дает определение таможенной тайны, а говорит об использовании информации, составляющей госу-

дарственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну.

Аудиторская тайна. Данный вид тайны относится к профессиональной тайне, поскольку, во-первых, аудит является особым видом предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой специальными субъектами исключительно на профессиональной основе. Данные субъекты (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) создаются специально для осуществления аудита и не могут заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью, помимо сопутствующих аудиту услуг, примерный перечень которых определен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [3]. Подтверждением их профессиональной компетенции являются государственная регистрация в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора при соблюдении установленных для них строгих требований закона, наличие у них лицензии на осуществление данного вида деятельности, квалификационные аттестаты, получаемые аудиторами.

Источником информации, составляющей тайну, являются сведения, полученные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при осуществлении аудиторской проверки, оказании сопутствующих аудиту услуг. На выделение аудиторской тайны в отдельную категорию конфиденциальных сведений указывает особый правовой режим, установленный для нее на уровне федерального законодательства.

Банковская тайна. Прямое определение понятия банковской тайны в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, но ее содержание наиболее полно раскрыто в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [4] и в ст. 857 Гражданского кодекса РФ [5].

Читайте также:
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте: правила ведения журнала

Под банковской тайной следует понимать защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни. Банковская тайна выступает самостоятельным объектом права и является отдельным видом конфи-

денциальной информации как информации с ограниченным доступом [6].

Тайна страхования. Следующим видом профессиональной тайны, выделяемым в отечественном праве, является тайна страхования. По своей правовой природе и кругу затрагиваемых общественных отношений данный институт весьма схож с банковской тайной. Как и в случае с ней, речь идет о комплексе сведений, которые страховая организация (страховщик) получает извне, от страхователя, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако в отличие от банковской тайны, где обязанным субъектом во всех случаях является юридическое лицо – кредитная организация или Банк России, в качестве лица, обязанного сохранять тайну страхования, могут выступать и физические лица – страховые агенты и страховые брокеры, правовой статус которых определен статьей 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [7].

Адвокатская тайна. Следующим видом профессиональной деятельности, по отношению к которой сохранение в тайне доверенной в процессе ее осуществления информации признается обязательным условием, является адвокатская деятельность.

Понятие адвокатской тайны и ее содержания дано в ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [8], в соответствии с которой адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Нотариальная тайна. Одной из главных обязанностей нотариуса является сохранение в тайне сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате [9]). Иными словами, нотариальная тайна возникает в силу закона, вне зависимости от волеизъявления конкретных субъектов по поводу ее охраны и распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу, например, о личной жизни обратившегося гражданина и членах его семьи, о составе его имущества, предполагаемых действиях и т.д., представленные нотариусу в устной или письменной форме. Примерный перечень указанных сведений позволяет сформулировать определение нотариальной тайны. Это информация, зарегистрированная в реестре для совершения нотариальных

действий и (или) содержащаяся в нотариально оформленных документах, а также иная информация, полученная нотариусом в процессе оказания юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий.

Журналистская тайна. Понятие журналистской тайны мы находим в Декларации, принятой Международной федерацией журналистов [10], содержащей основные принципы профессиональной этики журналистов. В п. 6 данной Декларации предусмотрено, что журналист сохраняет профессиональную тайну: источник информации, не желающий обнародовать себя, должен оставаться нерассекреченным. Следовательно, под журналистской тайной мы понимаем данные о лице – источнике информации, не желающем раскрывать себя в качестве такого источника.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом [11].

Врачебная тайна. Соблюдение врачебной тайны – правовая обязанность лиц, которым в установленном законом порядке переданы конфиденциальные сведения. За разглашение профессиональной (медицинской, врачебной) тайны предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством.

Врачебная тайна – важнейшее понятие деонтологии как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с пациентом или его представителем, а также с родственниками пациента и другими лицами. Но специфика врачебной тайны состоит в том, что ее сохранность регулируется и гарантируется законодательно, так же как и законодательно обеспечивается путем установления определенных запретов и юридической ответственности за ее разглашение [12].

Тайна исповеди. Затрагивая столь тонкую духовную материю, как религия и служение ей, мы можем, конечно, лишь достаточно условно говорить о священнослужителях, как о представителях определенной профессии. Сан священнослужителя – призвание, уровень духовного развития, отношение к жиз-

ни и своему месту в ней, образовательный уровень, наконец. Однако с юридической точки зрения священнослужитель – это определенное лицо, уполномоченное конкретным религиозным объединением на отправление религиозных обрядов и духовное руководство паствой в пределах, если использовать терминологию православной церкви, определенного прихода. Следовательно, правом в качестве священнослужителя может быть признан далеко не каждый исповедующий определенную религию человек, а именно имеющий присвоенный ему соответствующий сан [13].

В православном христианском вероисповедании таинство исповеди является одним из основных таинств, суть которого сводится к покаянию верующего человека Богу в своих грехах посредством доверения каких-то сведений о своей частной жизни и совершенных поступках священнику. Священнослужитель, согласно канонам церкви, не вправе передавать такую информацию кому-либо, в противном случае он совершает греховный поступок. С точки зрения морали обеспечение сохранности в тайне полученных таким образом сведений нечто большее, чем запрет на распространение информации, полученной в результате профессиональной деятельности, но тем не менее, условно, мы все же отнесем это к профессиональной тайне.

Рассмотрев некоторые институты тайн в отечественном праве, раскрыв отдельные

элементы их правовой природы, мы можем прийти к выводу, что в сфере профессиональной информации, правовое регулирование которой, зачастую, осуществляется одной статьей профильного закона, в содержании которого только упоминаются сведения, являющиеся профессиональной тайной, правовой механизм защиты информации или отсутствует, или прописан «рамочно», без конкретизации и уточнения. В связи с этим возникает необходимость развития институтов служебной и профессиональной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» [14] был принят еще в 1993 году; Федеральный закон «О коммерческой тайне» [15] – в 2004 году; Федеральный закон «О персональных данных» [16] – в 2006 году. Таким образом, была обеспечена правовая защита информации, относящейся к государственной и коммерческой тайне, а также персональным данным. Однако еще два вида конфиденциальной информации так и не получили правовой защиты на законодательном уровне. Этими видами конфиденциальной информации являются служебная и профессиональная тайна. Федеральный закон «О служебной тайне», внесенный в Государственную Думу еще в декабре 2004 года, до сих пор не принят и даже не ставился на обсуждение [17]. Федеральный закон «О профессиональной тайне» вообще не разрабатывался. Это приводит к значительным пробелам в правовом регулировании данной части информационной сферы.

Читайте также:
Патент для самозанятых граждан РФ – стоимость, как получить

1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998. № 146-ФЗ. Ст. 102 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003. № 61-ФЗ. Ст. 10 // Российская газета. 2003. № 106.

3. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001. № 119-ФЗ // Российская газета. 2001. № 151-152.

4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990. № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

6. Козаковский А.Н. Право на банковскую тайну // Эпиграф. 2001. № 12. С. 3.

7. Об организации страхового дела в РФ: Закон РФ от 27.11.1992. № 4015-1 // Российская газета. 1993. № 6.

8. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ: Федеральный закон от 31.05.2002. № 63-ФЗ // Российская газета. 2002. № 100.

9. Основы законодательства РФ о нотариате: утв. ВС РФ 11.02.1993. № 4462 – 1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

10. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М.: Центр «Право и СМИ», 1998. С. 120.

11. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991. № 2124-1. Ст. 41 // Российская газета. 1992. № 32.

12. Махник О.П. Конституционное право на личную и семейную тайну. Врачебная тайна // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

13. Фатьянов А.А. Тайна и право: монография. – М.: МИФИ, 1999. С. 280.

14. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.

15. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004. № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

16. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.

17.Паспорт проекта Федерального закона № 124871-4 «О служебной тайне» от 24.12.2004.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕПУТАТА ПАРЛАМЕНТА

Законодательная деятельность по укреплению законности в республике предъявляет непрерывно возрастающие требования к профессиональному мастерству не только субъектов права законодательной деятельности (далее – субъект права), но и участников законотворческого процесса. Формирование профессионального мастерства депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – депутат) – одна из важнейших задач в его подготовке как субъекта права, а ее решение определяет основное содержание и методы профессионального обучения. Профессиональное мастерство депутата – это высокая степень профессиональной парламентской обученности депутата, позволяющая компетентно принимать законопроекты, законодательные решения и разрешать проблемы избирателей.

Анализ законотворческой практики и собственный опыт показали, что в законотворческой деятельности профессионализм депутатского корпуса, правовая и психологическая подготовленность депутата должна иметь определяющее значение. В частности, В.С. Нерсесянц, Е.А. Лукашова, Г.И. Муровцев отмечали: «Она должна отвечать требованиям современной науки и практики, отличаться объемом, глубиной знаний принципов и норм права. Депутату необходимо не просто устойчиво-положительное отношение к праву

кандидат психологических наук, доцент (Академия МВД Республики Беларусь)

и практике применения, но и солидарность с правовыми предписаниями, понимание полезности, необходимости и справедливости принятия закона. Особенности правового разума и правовых чувств депутата должны выражаться в особом профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе правотворческой деятельности. Правовой инфантилизм в правотворческой деятельности чаще всего проявляется в некачественной подготовке законопроектов и других нормативных правовых актах (далее – НПА), в проведении поверхностной правовой экспертизы, в результате которой «пропускаются» НПА, не соответствующие законодательству, правилам законодательной техники и просто не имеющие собственного правового регулирования. Правовой негативизм проявляется в скептическом отношении к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности. » [4, с.418-419]. Н.М. Кондратович справедливо заметил, что «нелегкая работа по подготовке законопроектов основывается на профессионализме. Ее могут выполнять лица, хорошо знающие предмет и профессионально подготовленные юридически» [3, с.46], это подтверждает и С.В. Поленина [5, с.84]. С.С. Алексеев также утверждает, что «закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума дол-

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: