Возмещение НДС из бюджета

Какой порядок возмещения НДС из бюджета?

  • Право на возмещение НДС — у кого оно есть?
  • Как возместить НДС из бюджета: процедура
  • Как возмещается НДС при недоимке
  • Возврат НДС из бюджета
  • Возврат просрочен? Получите проценты
  • Проводки по возмещению НДС из бюджета
  • Итоги

Право на возмещение НДС — у кого оно есть?

Всем известно, что у плательщиков НДС есть не только обязанность исчислять налог и платить его в бюджет, но и право на уменьшение исчисленной суммы за счет НДС, уплаченного продавцам в составе стоимости приобретенных ресурсов, так называемого входного НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Напомним, что применить вычет по НДС можно только при соблюдении условий, установленных ст. 171–172 НК РФ.

Сумма принятых за налоговый период вычетов может превысить сумму исчисленного налога. В этом случае и возникает право на возмещение НДС из бюджета, то есть возможность вернуть себе разницу между вычетами и налогом к уплате (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК РФ).

Как возместить НДС из бюджета: процедура

Возмещение НДС из бюджета может осуществляться:

  • в общем порядке (ст. 176 НК РФ), который предусматривает возврат или зачет налога после проведения камеральной проверки;
  • в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ), который предполагает возмещение НДС до завершения камералки при соблюдении определенных условий.

В рамках данной статьи мы остановимся на общем порядке, а заявительный рассматривать не будем.

ВНИМАНИЕ! С октября 2020 года ФНС заявила о запуске пилотного проета, в рамках которого срок проверки НДС декларации (не в заявительном порядке) сократился до 1 месяца с даты представления декларации или уточненки. Подробнее о пилотном проекте читайте в публикации «ФНС ускоряет проверки и возмещение НДС».

В чем выгода и риски для бизнеса, который решит возместить НДС в рамках пилотного проекта, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Процедура возмещения проходит в несколько этапов.

Сначала вы подаете в инспекцию декларацию с суммой НДС к возмещению из бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вычет — это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, его нужно задекларировать. Само по себе наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) их суммы в налоговой декларации не является основанием для уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет (см. определение Верховного суда РФ от 15.06.2015 № 302-КГ15-5774 по делу № А10-5130/2013).

В течение одного (согласно правилам пилотного проекта) месяца в рамках камеральной проверки (далее — проверка, КНП) контролеры проверяют обоснованность заявленного НДС к возмещению. Кстати, налоговики могут закончить проверку быстрее — это не нарушение (см. письма Минфина России от 19.03.2015 № 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 № ЕД-4-15/6266). А могут продлить ее до трех месяцев — если у них возникнут подозрения в совершении вами налоговых нарушений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ходе проверки инспекция может затребовать у вас документы и пояснения.

Если претензий нет, в течение 7 рабочих дней по окончании КНП инспекция выносит решение о возмещении НДС из бюджета (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если после вынесения решения о возмещении ФНС выявит нарушения, указывающие на завышение вычетов, налогоплательщика внесут в план выездных проверок.

Если в ходе КНП выявлены нарушения, составляется акт КНП, на который вы вправе подать возражения (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки, ее материалы и возражения рассматривает руководитель налогового органа (его заместитель). По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении или отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности.

Если вы с ним не согласны, попробуйте оспорить решение инспекции.

Одновременно с указанным решением принимается (п. 3 ст. 176 НК РФ) еще одно:

  • о полном возмещении НДС из бюджета;
  • полном отказе в возмещении НДС;
  • частичном возмещении НДС и частичном отказе в возмещении НДС.

О принятом решении налоговики должны письменно известить вас в течение 5 рабочих дней (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Как возмещается НДС при недоимке

При наличии у вас недоимки по НДС и иным налогам, а также задолженности по пеням или штрафам налоговики самостоятельно зачтут в счет их погашения необходимые суммы из подлежащего возмещению НДС (п. 4 ст. 176 НК РФ). Причем на недоимку, образовавшуюся в период между датой подачи декларации и датой решения и не превышающую сумму НДС к возмещению, пени начислены не будут (п. 5 ст. 176 НК РФ).

Если недоимка отсутствует или перекрывается суммой возмещения НДС, вы вправе вернуть сумму возмещения (либо ее часть, оставшуюся после погашения недоимки) на счет или зачесть ее в счет предстоящих платежей по НДС или другим налогам.

Возврат НДС из бюджета

Для возврата и зачета НДС необходимо ваше заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ).

На основании решения о возврате инспекция оформляет поручение на возврат и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства (это должно произойти на следующий день после дня принятия решения). Казначейство в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения обязано перечислить деньги на ваш счет и известить налоговиков о дате и сумме возврата (п. 8 ст. 176 НК РФ).

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, получил на расчетный счет возмещение НДС из бюджета. Отражается ли в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя данное поступление? Ответ эксперта читайте в системе К+, получив бесплатный демо-доступ к системе.

Возврат просрочен? Получите проценты

Если деньги получены вовремя, значит, возмещение НДС из бюджета состоялось. Если же срок возврата нарушен, то с инспекции причитаются проценты — это предусмотрено п. 10 ст. 176 НК РФ. Проценты начисляются за каждый календарный день просрочки начиная с 12 дня после завершения КНП, по итогам которой было вынесено решение о возмещении НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начислить проценты налоговики должны с учетом дня фактического возврата, то есть дня поступления денег на ваш счет в банке (см. постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).

Ставка процентов равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в дни нарушения срока возврата, деленной на количество дней в соответствующем году, то есть на 365 или 366 (постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13).

Читайте также:
Рентабельность: что это такое, как посчитать и анализировать

Если в возмещении вам было отказано, но вы доказали право на него в суде, проценты за несвоевременный возврат инспекция обязана посчитать так, как если бы изначально приняла положительное решение, т. е. с 12 дня по окончании КНП, а не с даты судебного решения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» от 30.05.2014 № 33).

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2021 при несвоевременном возмещении НДС налоговики должны считать проценты за несвоевременный возврат денег по правилам п. 10 ст. 78 НК РФ. Таким образом проценты за задержку с возврата излишне уплаченного налога, ФНС вычислит самостоятельно и выплатит без заявления. Если проценты начислены, например, за период после принятия решения о возврате или по решению суда, потребуется заявление (закон «О внесении изменений. » от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Проводки по возмещению НДС из бюджета

На момент подачи в ИФНС декларации с суммой НДС к возмещению в вашем бухгалтерском учете числится дебетовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»). Оно сформировано за счет сумм учтенных в декларации налоговых вычетов, которые отражаются проводкой: Дт 68 Кт 19.

Поступление возвращенного НДС на банковский счет в размере суммы возврата отразится проводкой: Дт 51 Кт 68.

Если вы не возвращаете налог, а засчитываете его в счет предстоящих платежей, сумма либо продолжает числиться в дебете субсчета «Расчеты по НДС», либо перекидывается внутренней проводкой по счету 68 в дебет субсчета того налога, в счет которого был зачтен НДС к возмещению.

Итоги

Сумма к возмещению из бюджета в НДС-декларации возникает тогда, когда сумма примененных вычетов превышает величину налога, исчисляемого к уплате. Камеральная проверка ИФНС такой декларации, как правило, производится с запросом первичных документов, подтверждающих правильность цифр, показанных в отчете.

Само возмещение может происходить 2 способами:

  • заявительным (воспользоваться им можно только при определенных условиях), когда налог возмещают до начала камеральной проверки;
  • общим, при котором возврат налога осуществляется после камеральной проверки.

За счет возмещаемой суммы ИФНС до ее возврата самостоятельно погасит имеющиеся у налогоплательщика долги по платежам в бюджет различного уровня.

Как законно вернуть НДС из бюджета

Иногда плательщики НДС получают право на его возврат. Это бывает, когда вычеты по НДС оказываются больше начисленного налога. Расскажем, как вернуть НДС из бюджета, и с какими подводными камнями при этом может столкнуться бизнесмен.

В каких случаях можно вернуть НДС из бюджета

НДС к уплате — это разница между входящим и исходящим налогом. То есть между НДС, который вы начислили на свои товары и услуги, и НДС, который сами заплатили своим поставщикам. Более подробно почитать о механизме работы НДС можно здесь.

В большинстве случаев начисленный налог будет больше, чем входящий. Но в некоторых случаях может быть и наоборот.

  1. Вы купили дорогое основное средство или большую партию товаров. При этом вы можете сразу взять к вычету НДС со всей суммы покупки. А если в этом квартале продаж было мало, то начисленный НДС окажется меньше, чем вычеты.
  2. Вы работаете по льготным ставкам 0% или 10%. При этом если поставщики предъявляют вам входной НДС по обычной ставке 20%, вычеты могут оказаться больше.

В таких ситуациях вы заплатите поставщикам больше НДС, чем получите от покупателей. Это значит, что вы можете вернуть из бюджета разницу между входящим и начисленным НДС.

Что сделать, чтобы вернуть НДС

В первую очередь заполните декларацию и сдайте ее в ИФНС.

Если вычеты получились больше, чем начисления, то направьте вместе с декларацией заявление на возврат НДС. Заявление можно отправить и позже, но тогда и деньги вы получите позже. Бланк заявления на возврат можно скачать на портале ФНС.

Прежде чем налоговики примут решение о возврате, они проведут камеральную проверку декларации. И будьте готовы к тому, что декларацию с налогом к возмещению будут проверять особенно тщательно.

Камеральная проверка декларации по НДС в общем случае длится до 2 месяцев, но инспекторы имеют право продлить срок до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если в это время вы сдадите уточнённую декларацию, срок начнёт идти заново. Уточнёнку обязательно сдавать только если в ней нет необходимых сведений, или ошибки привели к занижению суммы налога. Поэтому при незначительных нарушениях, например, опечатке в номере счёта-фактуры, лучше просто предоставьте пояснения.

Обычно камеральные проверки проводят в помещении инспекции, но если в отчёте заявлена сумма к возмещению, или в ходе проверки выявлены несоответствия, проверяющие имеют право провести осмотр ваших помещений (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Скорее всего, во время проверки у инспекторов возникнут вопросы и они запросят у вас пояснения и дополнительные документы. Весь обмен информацией при проверке декларации по НДС нужно вести в электронном виде. Если вы направите ответ налоговикам на бумаге, он будет считаться непредставленным.

При получении запроса от ИФНС в течение 6 дней направьте квитанцию о приеме документов, и в течение 5 дней ответьте на сам запрос.

Если нарушите сроки, будут штрафы:

  • при нарушении срока отправки квитанции более, чем на 10 дней, налоговики могут заблокировать ваши счета (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • если нарушите срок ответа на запрос, то вас оштрафуют на 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

И самое главное: если налоговики не получат пояснения, которые их устроят, они откажут в возмещении НДС.

Во время камеральной проверки вас могут вызвать на так называемую «комиссию по легализации налоговой базы». Общая цель таких мероприятий — убедить налогоплательщика увеличить выплаты в бюджет, а применительно к нашему случаю — отказаться от возмещения НДС.

Помните, что если декларация заполнена без ошибок и все подтверждающие документы в порядке, у налоговиков нет законных оснований для отказа в возмещении НДС. Но руководитель или сотрудник компании, который пойдет на комиссию, должен обладать психологической устойчивостью, чтобы противостоять давлению.

Если вы не хотите излишнего внимания налоговиков, можете изменить декларацию так, чтобы суммы к возмещению в ней не было. Для этого перенесите крупный вычет на следующие периоды или разбейте его на части. У вас есть право использовать вычет в течение трёх лет после принятия на учёт материальных ценностей или услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Но переносить или дробить вычеты можно не всегда. Если вы купили основное средство или нематериальный актив, то вычет нужно в полном объеме заявить в том периоде, когда вы поставили объект на учёт. Также нельзя переносить вычеты по выданным авансам или по суммам, уплаченным в качестве налогового агента. На это указывает Минфин РФ в своих письмах от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 и 03-07-11/20293.

Читайте также:
Незаконная предпринимательская деятельность: наказание по КоАП и УК

В какие сроки вернут НДС

Если налоговики не найдут нарушений, камеральная проверка будет длиться не более 2 месяцев. Затем в течение 7 дней руководитель ИФНС должен принять решение о возмещении налога. Еще 5 дней закон даёт казначейству на перечисление средств.

Чтобы получить деньги в эти сроки, вы должны заранее, лучше всего вместе с декларацией, сдать заявление на возврат НДС. Если в день принятия решения о возмещении такого заявления у налоговиков не будет, то вы получите деньги через месяц после того, как сдадите заявление (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, то инспекторы сначала погасят этот долг. На расчётный счет вы получите сумму, оставшуюся после закрытия задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Если проверяющие найдут нарушения при заполнении декларации, срок возврата НДС удлинится более, чем в два раза. В таблице ниже указаны максимальные сроки, предусмотренные НК РФ. Теоретически каждый этап может проходить и быстрее. Но обычно при возврате средств из бюджета налоговики полностью используют все установленные законом лимиты времени.

в какие сроки вернут НДС

Если у вас найдут нарушения и сумма к возмещению изменится, не забудьте написать новое заявление на возврат. Его удобно сдать вместе с возражениями по акту.

Особенности возмещения НДС для экспортёров

Для многих экспортёров процедура возврата НДС будет ещё сложнее. Речь идет о тех, кто продает за границу сырьевые товары, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. Это нефть и нефтепродукты, металлы, древесина и т.п.

Экспортёры сырьевых товаров не могут включить в декларацию входной налог на основании одних счетов-фактур, как все остальные плательщики НДС. Они должны приложить к декларации по НДС документы, подтверждающие экспорт: контракты, таможенные декларации, накладные и т.п. (ст. 165 НК РФ). Поэтому для них срок возврата НДС увеличится на время, необходимое для сбора всех документов.

Кто и как может вернуть НДС в ускоренном порядке

Некоторые бизнесмены могут вернуть НДС из бюджета намного быстрее, чем описано выше (ст. 176.1 НК РФ). Право на ускоренный возврат имеют следующие налогоплательщики.

  1. Крупные налогоплательщики-организации. Речь идет о юридических лицах, которые за три предыдущих года заплатили налог на прибыль, акцизы, НДС и НДПИ на общую сумму не менее 2 млрд руб.
  2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток. За бизнесмена должна поручиться управляющая компания территории или порта.
  3. Любые налогоплательщики, которые предоставили поручительство или банковскую гарантию, если соблюдены требований закона к поручителю или гаранту. Поручитель, в частности, должен перечислить в бюджет не менее 2 млрд налогов за последние три года, а банк-гарант — иметь уставный капитал в размере не менее 1 млрд руб.

Вернуть НДС из бюджета в ускоренном порядке можно за 15 дней, то есть не нужно ждать результатов камеральной проверки. Процесс выглядит так.

  1. В течение пяти дней после сдачи декларации налогоплательщик направляет заявление об ускоренном возврате.
  2. За пять дней налоговики принимают решение.
  3. В течение пяти дней казначейство перечисляет деньги.

Но декларацию проверять все равно будут. Если выяснят, что налог был возмещён необоснованно, его придется вернуть в бюджет. За время пользования бюджетными средствами нужно будет заплатить пени по двойной ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Что делать, если налоговики нарушают сроки возврата

Если всё сделали как надо, а денег все нет, обратитесь к инспектору, который вёл проверку. Возможно, что была техническая ошибка и деньги поступят в ближайшее время.

Если решить вопрос с инспектором не удалось, направьте письмо руководителю ИФНС. Ну а если и это не помогло, напишите в вышестоящий налоговый орган. Если же не удалось договориться с налоговиками на всех уровнях — остаётся только обратиться в суд.

Если срок возврата НДС был нарушен необоснованно, вы имеете право получить не только основную сумму, но и проценты за время задержки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Вывод

Если сумма вычетов по НДС за квартал превышает начисленный налог — вы можете вернуть разницу из бюджета. Это непростая процедура, которая в лучшем случае займёт больше двух месяцев, а в худшем — до пяти месяцев.

Чтобы избавить себя от этих хлопот — передайте бухгалтерию на аутсорсинг в сервис «Моё дело Бухобслуживание». Наши специалисты сами подготовят нужные документы и возьмут на себя общение с налоговиками.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Кто может возместить НДС

Все налогоплательщики имеют право уменьшить налог к уплате за счет входного НДС. Входным называется налог, который компании платят со своих покупок: товаров, материалов, работ, услуг и пр.

Если по итогам квартала входной налог окажется больше, чем исчисленный к уплате, компания сможет вернуть разницу между ними — возместить НДС. Такое часто случается с теми, кто в течение квартала продавал меньше, чем покупал, или занимается экспортом.

Вы можете потребовать возмещения в течение трех лет после окончания квартала, в котором вычеты превысили налог к уплате. Выйти за пределы этого срока можно, только если у вас были уважительные причины. Например, ИФНС не выполнила свои обязанности правильно, хотя вы заявили возмещение в срок.

Как возместить НДС из бюджета

Для возмещения налога предусмотрено два варианта: его возврат до или после окончания камералки. В каждом способе есть отличия и нюансы, поэтому рассмотрим оба порядка.

Возмещение НДС в общем порядке

Правила установлены статьей 176 НК РФ. Они действуют на всех налогоплательщиков: продающих товары и в России, и за рубежом.

Читайте также:
Обжалование дисциплинарного взыскания – в суде, в трудовой инспекции

Чтобы возместить налог в общем порядке, нужно выполнить три условия:

1. Подать в ИФНС декларацию по НДС

Итоговая сумма НДС к возмещению отражается в строке 050 раздела 1 декларации. Чтобы получить размер налога, нужно предварительно заполнить разделы 3–6.

2. Подать заявление о возврате/зачете НДС

Вы можете вернуть налог на расчетный счет или зачесть его в счет будущих платежей. Заявление о возврате подавайте по форме КНД 1150058, о зачете — по форме КНД 1150057.

Заявление лучше подавать одновременно с декларацией — это поможет возместить налог в ускоренном порядке, предусмотренном п. 7–11 ст. 176 НК РФ. Если налоговая примет решение о возмещении, но не получит заявление, она будет действовать в общем порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

3. Пройти камеральную проверку декларации

По стандартным правилам камералка идет два месяца. Но ее могут как сократить, так и продлить. Продление камералки до трех месяцев обычно связано с найденными нарушениями закона. Сокращение проверки до месяца могут получить только некоторые добросовестные налогоплательщики в отношении деклараций, которые подали после 1 октября 2020 за налоговые периоды после III квартала 2020 (письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129).

Во время камералки налоговая часто запрашивает документы, подтверждающие право на вычеты: счет-фактуры и УПД, первичные документы о постановке на учет; подтверждение нулевых ставок, платежные документы, договоры и пр.

Кроме того, налоговики иногда запрашивают книги покупок и продаж, счета фактуры, аналитические документы, карточки счетов и пр. С такими требованиями соглашаются не все налогоплательщики, поэтому споры доходят до судов. Судебная практика пока неоднозначна. Если вы готовы судиться с налоговой, можно попробовать отказаться от представления документов.

Проверка может завершиться удачно или не очень:

  • Если никаких нарушений не нашли — налоговая решит возмещать ли НДС в течение 7 дней.
  • Если нарушения есть — сразу возмещать налоги не будут. Сначала налоговая составит акт проверки, а затем передаст его вам. Это займет до 15 рабочих дней. Оспорить акт можно в течение месяца.

Итогом всей процедуры будет решение налоговой о возмещении. Она может возместить всю заявленную сумму, возместить частично или полностью отказать(п. 3 ст. 176, п. 1 ст. 101 НК РФ). Итоговое решение налоговая огласит вам в течение пяти дней.

Если вы запрашивали возврат налога, инспекция одобрит его при отсутствии недоимки и направит в казначейство поручение на возврат денег.

Возмещение НДС в заявительном порядке

В этой процедуре налог можно вернуть сразу, пока идет камеральная проверка (п. 1 ст. 176.1 НК РФ). Таким способом компании возвращают как весь НДС сразу, так и его часть.

Воспользоваться этим могут:

  1. Организации, которые за 3 предыдущих года перечислили в бюджет не меньше 2 млрд рублей по НДС, акцизам, налогу на прибыль, НДПИ.
  2. Налогоплательщики с банковской гарантией.
  3. Налогоплательщики с поручительством российской организации.
  4. Резиденты особых территорий с поручительством от управляющей компании.

Для каждой группы есть дополнительные условия. Например, стать поручителем может не каждая организация, а только та, которая уплатила 2 млрд рублей налогами в течение предыдущих трех лет. А гарантия от банка с момента подачи декларации НДС должна действовать еще хотя бы 10 месяцев.

Чтобы применить заявительный порядок, подайте заявление в произвольной форме вместе с поручительствами и гарантиями. Это надо сделать в течение пяти дней после подачи декларации или сразу вместе с ней.

Учитывайте, что нужно будет взять на себя обязанность вернуть в бюджет излишне возмещенный НДС, если налоговая отменит свое решение полностью или частично. Так может случиться, если по итогам проверки выяснится, что вы запросили возмещение на большую сумму, чем налоговая одобрила после проверки.

Налоговая возместит налог, только если у вас нет недоимок. Она будет проверять это 5 дней, а потом в течение еще 5 дней сообщит свое решение.

Если вам отказались возмещать налог в порядке ст 176.1 НК РФ, то можно воспользоваться стандартными правилами. В этом случае камералка продолжится автоматически, а после ее завершения налоговая может изменить свое мнение.

Сроки возврата НДС и проценты за просрочку

Если налоговая решила полностью или частично вернуть вам НДС, она сообщает об этом в казначейство, которое вернет налог на расчетный счет в течение пяти дней после получения сообщения от ИФНС. Управление сообщит налоговой, когда и сколько денег перечислило.

Получается, что общий срок для возврата — 12 дней с момента окончания камералки.

Если возврат не уложится в срок, вам заплатят проценты за каждый день просрочки. Их сумму рассчитывают по формуле:

Проценты = НДС в × Дп × Ст / Кд, где:

  • НДС в — налог к возмещению;
  • Дп — количество дней просрочки;
  • Ст — ставка рефинансирования на период просрочки;
  • Кд — количество календарных дней в году.

Эти проценты не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Пример. Несвоевременный возврат НДС с начисленными процентами

За 1 квартал 2021 года в ООО «Электроник» сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму начисленного налога на 46 000 рублей. Эту сумму «Электроник решил возместить из бюджета, пока НДС за 1 квартал еще не уплачен (до 25 апреля 2021 года). Для этого организация 16 апреля подала в инспекцию декларацию по НДС с налогом к возмещению и заявление о возврате.

Налоговая провела камеральную проверку и решила полностью вернуть налог. Но на расчетный счет организации деньги поступили с опозданием на 6 дней.

Рассчитаем проценты к уплате: 46 000 × 6 × 4,25% / 365 = 32 рубля.

В бухгалтерском учете организация составит следующие проводки:

  • Дт 51 Кт 68 «НДС» — 46 000 — возмещен налог по декларации за 1 квартал 2021.
  • Дт 51 Кт 76 — 32 рубля — получены проценты за несвоевременный возврат возмещаемого налога.
  • Дт 76 Кт 91-1 — 32 рубля — учтены проценты за несвоевременный возврат

Почему в возмещении могут отказать

Налоговая отказывает по разным причинам. Чаще всего ими становятся:

  • нехватка документов, подтверждающих вычеты, ошибки или недопустимые исправления в них;
  • пропуск срока — декларация подана спустя более трех лет с окончания соответствующего квартала;
  • мнение налоговой о необоснованности возмещения.

Точную причину своего отказа налоговая сообщит вам в решении, которое составит после проверки декларации. Если вы не согласны, можно обратиться к вышестоящим органам налоговой службы или в суд.

Читайте также:
Боссинг на работе: что это такое, его причины и противодействие ему

Ведите учет НДС в Контур.Бухгалтерии. Учитывайте входной налог и налог к уплате, составляйте декларации и обменивайтесь с налоговой электронной отчетностью. Также в сервисе можно проводить расчеты с сотрудниками, заводить первичку, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Возмещение НДС из бюджета для юридических лиц

НДС — это головная боль многих бизнесменов. Однако иногда его можно не только не платить, но и получить возврат из бюджета. Правда, сделать это совсем не просто… Рассмотрим особенности возмещения НДС и проблемы, с которыми может cтолкнуться налогоплательщик.

Кто может возместить НДС

Возможность возместить НДС из бюджета основана на принципе расчета этого обязательного платежа. Напомним, налог на добавленную стоимость к уплате определяется как разность между начислениями от реализации и «входным» НДС от поставщиков.

Понятно, что указанная разность может быть и отрицательной. Например, компания произвела крупные закупки сырья или товаров, но не успела выпустить продукцию или продать товар в этом же квартале.

Нередко «отрицательный НДС» возникает у экспортеров. Они приобретают необходимые для бизнеса материальные ценности и услуги, облагаемые НДС в «обычном» порядке, а затем реализуют конечную продукцию по льготной нулевой ставке. Получается, что в «предельном» случае (при работе только на экспорт) такой бизнесмен может возместить весь «входной» НДС.

Условия возмещения НДС из бюджета компаниям

Одного превышения «входного» налога над «исходящим» для возмещения НДС еще недостаточно. Необходимо выполнить еще ряд важных условий:

  1. Право на возмещение НДС имеют только его плательщики. Те, кто используют спецрежимы, в общем случае не могут рассчитывать на получение налога из бюджета, даже если производят закупки, включающие в себя сумму НДС. Вычет для «сперцрежимников» возможен в особых ситуациях и только для налоговых агентов (п. 3 ст. 171 НК РФ).
  2. Приобретаемые материальные ценности или услуги должны использоваться для коммерческой деятельности, причем именно в той части, которая облагается НДС.
  3. Указанные выше объекты (услуги) должны быть оприходованы.
  4. По каждой закупке должен быть получен счет-фактура, оформленный должным образом (ст. 169 НК РФ).

Порядок возмещения НДС из бюджета юридическим лицам

Процедура начинается с подачи декларации, содержащей сумму к возврату. Далее в рамках камеральной проверки с помощью системы «АСК НДС-2» инспекторы сверяют данные декларации с информацией, полученной от контрагентов.

При выявлении несоответствий налоговики запрашивают пояснения и подтверждающие документы. Также они имеют право при наличии должных оснований провести осмотр помещений, связанных с коммерческой деятельностью заявителя (ст. 92 НК РФ).

Важно отметить, что пояснения необходимо давать в электронном виде, иначе они считаются непредставленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае камеральная проверка по НДС не может продолжаться более двух месяцев. Но если выявлены нарушения, то этот срок может быть продлен до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При отсутствии претензий, или если они касаются только части заявленной суммы, налоговики принимают решение о возмещении НДС.

Сроки возмещения НДС и компенсация за их нарушение

Длительность всех процедур, связанных с возмещением НДС, отражена в ст. 176 НК РФ.

Если бизнесмен «отбился» от претензий в ходе проверки, то в течение 7 дней по ее завершению налоговики обязаны вынести решение о возмещении НДС и (одновременно) о зачете или возврате его суммы. Зачет специалисты ИФНС производят самостоятельно, если у налогоплательщика есть задолженность по НДС или другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

При отсутствии долгов (или если сумма переплаты превышает их) инспекторы на следующий день после решения о возврате должны направить документы в казначейство. На перечисление средств закон отводит 5 дней.

В итоге сумма возмещенного НДС должна вернуться налогоплательщику не позднее, чем через 12 дней по завершении камеральной проверки. При нарушении этого срока налоговики должны выплатить бизнесмену компенсацию, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Описанный выше порядок применяется, если не было найдено нарушений. Если же они были, то сроки рассмотрения акта проверки регламентируются положениями ст. 100 и 101 НК РФ.

В течение 10 дней составляется акт проверки. На его вручение налогоплательщику отводится еще 5 дней. Далее у бизнесмена есть месяц на представление возражений, после чего в течение 10 дней налоговики выносят решение. Оно может предусматривать как отказ в возмещении, так и подтверждение права на возврат налога (полностью или частично).

Если возврат в той или иной степени подтвержден, то сроки, предусмотренные ст. 176, применяются к этой сумме так же, как и при «обычном» возмещении.

Заявление на возврат НДС нужно подать до принятия решения о возмещении. В противном случае ст. 176 НК РФ «не работает» и налог будет возвращен «на общих основаниях», т.е. придется ждать еще месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ускоренный возврат НДС юрлицам

Как видно из предыдущего раздела, возмещение НДС — весьма непростой и длительный процесс.

Даже в идеальной ситуации, при отсутствии претензий налоговиков, бизнесмен получит свои деньги только через два месяца и 12 дней после подачи декларации. А если выявлены нарушения, то процедура затягивается еще больше.

Но существует возможность значительно сократить время ожидания, предусмотренная ст. 176.1 НК РФ. В этом случае деньги поступят на счет налогоплательщика уже в течение 15 дней после подачи декларации:

  1. Заявление о возмещении в «особом» порядке подается в течение 5 дней.
  2. На принятие решения налоговикам также отведено 5 дней.
  3. Казначейство должно перечислить деньги тоже в 5-дневный срок после решения инспекции.

Льготными условиями могут воспользоваться далеко не все. Необходимо соответствовать одному из следующих условий:

  1. Быть крупным налогоплательщиком с поступлениями по основным налогам более 2 млрд руб. за три года.
  2. Предоставить поручительство или банковскую гарантию. Причем к поручителям и банкам-гарантам также предъявляются достаточно жесткие требования (п. 2.1 и 4 ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренная схема возмещения НДС вовсе не означает, что налогоплательщика не будут контролировать. Проверка декларации в этом случае проводится в обычном режиме.

Если по ее результатам будут выявлены нарушения, то бизнесмен должен будет вернуть «излишки» возмещенного налога и уплатить проценты, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Повышенный по сравнению со стандартной ставкой пени процент — это своего рода штраф, который должен будет заплатить бизнесмен, решивший получить возврат быстрее, но не проверивший должным образом все подтверждающие документы.

Читайте также:
Материальная помощь - бухгалтерские проводки и другие нюансы бухучета

Отражение возврата НДС в учете

С точки зрения бухучета предъявленный НДС к возмещению — это дебетовое сальдо по счету 68.2.

Закон предусматривает два варианта закрытия переплаты по НДС.

Своевременный зачет в счет расчетов по другим налогам

Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по месту своего учета (п. п. 2, 4 – 6, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ). Прежде всего налоговый орган засчитывает излишнюю сумму в счет погашения имеющейся у вас задолженности по налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Если задолженности нет, излишек вы можете направить в счет уплаты будущих платежей (недоимки) по федеральным налогам (кроме НДФЛ), например, по налогу на прибыль:

Возврат на расчетный счет по вашему заявлению

Если налог излишне уплачен или излишне взыскан, то НДС вам вернут в течение месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если деньги поступили из бюджета несвоевременно, бизнесмен имеет право на проценты. Проводки в этом случае будут следующие:

ДТ 76.5 – КТ 91.1 – начисление
ДТ 51 – КТ 76.5 – поступления

Доход в виде процентов из бюджета не отражается в налоговом учете (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В результате возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА), равный в общем случае 20% от начисленных процентов:

ДТ 68.4.2 – КТ 99.ПНА

Как вернуть НДС без проблем

Предусмотренный законом регламент возврата НДС весьма непрост. Но необходимо учитывать еще и то, что налоговики в принципе не расположены к тому, чтобы возвращать средства из бюджета, даже при наличии законных оснований.

У каждой налоговой инспекции есть план по суммам возврата и перевыполнение этих показателей, мягко говоря, не приветствуется вышестоящими органами. Поэтому чиновники будут всячески затруднять процесс возмещения НДС.

Привлечь внимание проверяющих может не только сумма к возмещению, но и слишком высокий процент вычетов, даже при уплате налога. Инспекторы сравнивают долю вычетов в декларации со средней по региону. В 4 квартале 2018 года безопасный уровень по РФ в среднем составил 87%, а по большинству регионов колебался в диапазоне 80-95%. Узнать точные цифры по своему субъекту РФ вы можете на сайте регионального управления ФНС РФ.

Бизнесмена, подавшего декларацию «к вычету» могут вызвать на комиссию и попытаться «убедить» внести нужные налоговикам исправления. Законных оснований для таких требований у чиновников нет, и если налогоплательщик уверен в своей правоте, то он может их игнорировать.

Далее в рамках проверки налоговики будут задавать множество вопросов, сомневаться в достоверности документов, в реальности контрагентов и т.п. Здесь важно, чтобы все поставщики, указанные в декларации, были реально существующими компаниями, платили налоги и сдавали отчетность. И, наконец, даже если решение о возврате уже принято, чиновники могут затягивать его исполнение.

Часто отстоять свои права налогоплательщикам удается только в суде. Поэтому многие бизнесмены «опасаются» заявлять вычеты, особенно, если речь идет о крупных суммах.

При этом средства компании или вообще «замораживаются» в бюджете или, в лучшем случае, вычеты «размазываются» и переносятся на следующие периоды (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Последний вариант лучше, чем полный отказ от возмещения, но все равно — деньги возвращаются в оборот позднее и их стоимость снижается в силу инфляции.

Наши клиенты свободны от всех перечисленных сложностей. Уже на этапе проверки договоров мы гарантируем исключение не только налоговых, но также финансовых и репутационных рисков. Не имеющий аналогов способ работы с «первичкой» позволяет оперативно и аргументированно отвечать на все вопросы проверяющих.

Кроме того, мы полностью сопровождаем процедуру возмещения и решаем все возникающие проблемы.

Подведем итог

Возврат НДС из бюджета возможен, если сумма вычетов за период превышает сумму начислений.

Процедура возмещения — сложная и длительная, даже при отсутствии вопросов она продолжается около 2,5 месяцев.

Чтобы пройти этот «квест» без проблем, нужно очень внимательно проверять контрагентов и полученные от них документы.

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Что такое (возврат) возмещение НДС, как возмещается НДС? Возврат НДС – это возвращение на расчетный счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Вернуть его можно, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат, ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС. На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются – что такое возврат НДС, основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже. Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (ст. 173 НК РФ). Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

01. Порядок возмещения НДС

Подача в налоговый орган декларации по НДС

Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

Читайте также:
Зарплата учителей: условия и особенности

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами, непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Обычная камеральная проверка проводится в течение 3 (трех) месяцев, но камеральная проверка налоговой декларации по НДС проводится в течение 2 (двух) месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до 3 (трех) месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Вынесение решения

Или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате или зачете (ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

  • о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания (ст. 100 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом. Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела.

Возврат НДС на расчетный счет

Или зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение:

  • вернуть на расчётный счет;
  • зачесть;
  • оставить в переплате в счет будущих платежей.

Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается по рекомендуемой ФНС форме.

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (ст.176 НК РФ). Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму. Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

02. Причины отказа при возмещении НДС

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России “камнем преткновения”, как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Хозяйственные операции нереальны

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Поставщики недобросовестны

Нередко налоговые органы связывают право на возмещение НДС из бюджета с соблюдением законодательства о налогах и сборах контрагентами налогоплательщика. Однако, в большинстве случаев арбитражные суды не поддерживают правильность такого подхода. В качестве обоснования своей позиции суды отмечают, что каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо пользуется своими правами, в том числе правом учета расходов в целях налогообложения прибыли, получения налоговых вычетов по НДС.

Налогоплательщик не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов. НК РФ не обусловливает права налогоплательщика на возмещение налога из бюджета представлением контрагентами его поставщиков в налоговый орган запрашиваемых документов или иной информации и уплатой ими в бюджет полученных сумм налога. Нарушение субпоставщиками законодательства о налогах и сборах не может служить основанием для отказа в получении возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10, ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2).

Для минимизации проблемы мы предлагаем в Договор поставки добавлять налоговую поправку.

Отсутствие документов

Например, одной из причин отказа налоговых органов в возмещении НДС являлось отсутствие у налогоплательщика ТТН как документа, подтверждающего факт принятия на учет в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ товара, приобретенного у поставщика. Арбитражные суды различных федеральных округов не раз подтверждали правомерность отказа в возмещении НДС по данному основанию. Однако, ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10 опроверг правильность такого подхода и сделал вывод о том, что непредставление налоговому органу ТТН не является основанием для отказа в возмещении НДС, если факт принятия на учет товара подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Деловой партнер – однодневка

Налоговая может отказать в возмещении НДС, – если деловой партнер – фирма-однодневка (Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@).

При наличии доказательств суды принимают сторону налоговых инспекторов. Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 23 января 2017 года по делу № А40-51878/2016 указал, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с организациями-однодневками. Первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Суд указал, что компания не проявила должной степени осмотрительности и осторожности при выборе делового партнера и ее действия были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Поэтому необходимо перед заключением договора обязательно проводить проверку контрагента, а в договор поставки включать компенсацию НДС при отсутствии оплаты или документов.

Читайте также:
Самые скучные профессии в России и мире

Налоговые органы затягивают возврат НДС

По закону на возврат НДС в общей сложности отводится 12 дней. Отсчитывают данный срок со дня завершения камеральной проверки. То есть когда истекли два месяца после того, как организация представила декларацию по НДС в инспекцию.

Если же в названные 12 дней ревизоры не уложились и деньги на счет так и не поступили, за каждый последующий день инспекторы обязаны уже насчитать проценты за просрочку. И перечислить их вместе с задержанной суммой НДС. В пункте 10 статьи 176 кодекса об этом четко сказано. Формула для расчета будет такой: проценты за просрочку возврата НДС = Сумма НДС к возврату * Количество дней просрочки * Ставка рефинансирования (действующая в период просрочки) / 365.

Выводы

  1. НДС учтен верно. НДС принимается к вычету при одновременном выполнении трех условий: товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС; товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету; есть в наличии счет-фактура;
  2. Первичные документы оформлены правильно;
  3. Пакет документов для возмещения НДС полный;
  4. Контрагенты – реально действующие и существующие организации.

Знание законодательной базы, регулирующей процедуры возмещения НДС существенно поможет организации в защите своих интересов как в налоговом органе, так и в суде.

Читать еще на эту тему:

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, 2012 (обновляется ежегодно)
Светлана Маркина (Митюхина), Ирина Базылева
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Требуется возмещение НДС?

Делаем в рамках договора бухгалтерского обслуживания

Облагатется ли НДФЛ и страховыми взносами суммы возмещения работникам расходов на оплату медицинских осмотров?

В организации сотрудники проходят первичные (при приеме на работу) и вторичные обязательные медицинские осмотры. Сотрудники оплачивают стоимость медосмотра, а потом организация возмещает им эти расходы. Надо ли облагать НДФЛ и страховыми взносами суммы возмещения работникам расходов на оплату медицинских осмотров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Суммы возмещения работникам расходов на прохождение обязательных медицинских осмотров не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

При этом, исходя из последних разъяснений Минфина России, такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ только в случае, если они возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Также, по мнению Минфина России, компенсация работникам расходов на оплату медицинских осмотров не входит в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, поэтому такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Обоснование позиции:

Для целей исчисления НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 217 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим, соответственно, все иные доходы облагаются НДФЛ в общем порядке (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-04-09/8848).

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не являются объектом обложения НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях медицинского осмотра работников возложена на работодателя (ст. 69, часть вторая ст. 212, ст. 213 ТК РФ, часть пятая ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”).

В случае если осмотр оплачен работником самостоятельно, то расходы по его проведению должны быть работодателем компенсированы (смотрите, например апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.06.2016 по делу N 33-17011/2016, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 10.05. 2016 по делу N 33-4389/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014).

Поэтому, считаем, что если сотрудники за свой счет проходят обязательный медицинский осмотр, а организация впоследствии эти расходы компенсирует, то такие компенсации не облагаются НДФЛ в случае, если проведение медосмотра предусмотрено для данной профессии в силу закона (смотрите также письмо Минфина России от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005).

При этом в письме Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 (далее – Письмо) отмечается, что предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. На основании этого специалисты финансового ведомства полагают, что оплата обязательных медицинских осмотров (обследований) работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем ст. 213 ТК РФ не предусмотрена.

Представители Минфина России считают, что не подлежат обложению НДФЛ суммы возмещения организацией работникам стоимости проведения медицинских осмотров на основании п. 10 ст. 217 НК РФ в случае соблюдения условий, установленных п. 10 ст. 217 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг, в частности, своим работникам, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций. Отметим, что и ранее представители финансового ведомства приводили аналогичные разъяснения (письмо Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100).

Причем в Письме указывается, что затраты самого работодателя на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности.

Таким образом, из Письма прослеживается такой вывод, что если работодатель заключил договор с медицинской компанией и оплатил услуги медосмотра работников, то для сотрудников стоимость таких услуг не является доходом, облагаемым НДФЛ. Если работодатель компенсирует стоимость медосмотров работнику, то такая стоимость не будет облагаться НДФЛ только в случае, если компенсация оплачена за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Читайте также:
Микропредприятие: особенности и характеристики

Все выводы в Письме основаны на том, что, по мнению Минфина России, ст. 213 ТК РФ не предусматривает возмещение стоимости проведенных медосмотров работникам.

На наш взгляд, ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п.п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 N 12-232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).

По нашему мнению, несмотря на то, что работодатель в нарушение названных норм не заключает договор с медицинский организацией договор, а возмещает сотруднику стоимость проведенного обязательного медосмотра, у налогоплательщика облагаемый доход не возникает, так как работник проходит такой осмотр не по собственной инициативе, а в соответствии с требованиями законодательства.

При этом, учитывая разъяснения, приведенные в Письме, существует риск доначисления НДФЛ с сумм таких компенсаций, если они выплачены не за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Страховые взносы

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП, если иное не предусмотрено ст. 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) в рамках, в частности, трудовых отношений.

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим.

В пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ приведен перечень видов компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), к которым относятся, в том числе, компенсации, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

На наш взгляд, суммы, оплаченные за прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) работниками, для которых эти медицинские осмотры являются обязательными в соответствии с требованиями трудового законодательства, возмещаемые работодателем, который обязан организовать проведение этих медосмотров за счет собственных средств, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, поскольку носят компенсационный характер.

Однако представители финансового ведомства придерживаются противоположной позиции.

В Письме представители финансового ведомства высказали свою позицию в отношении обложения рассматриваемых выплат страховыми взносами.

А именно, возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными ТК РФ.

Таким образом, из письма следует, что суммы возмещения работникам расходов на прохождение обязательных медицинских осмотров подлежат обложению страховыми взносами.

В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-04-06/6205 указано, что если организация компенсирует работникам расходы по медицинскому обследованию (лечению) в медицинских учреждениях, то учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 422 НК РФ, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В то же время из Письма следует, что если работодатель осуществляет расходы на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ, то такие затраты не являются объектом обложения страховыми взносами.

Также считаем, что компенсация сотрудникам расходов на прохождение медицинских осмотров до поступления на работу не подлежат обложению страховыми взносами, как выплаты, производимые вне рамок трудовых отношений, так как сотрудник понес расходы на прохождение медосмотра до поступления на работу.

Однако мнение контролирующих ведомств по аналогичным вопросам обнаружить не удалось.

Отметим, что в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) присутствовала норма, аналогичная пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.

В частности, согласно пп. “и” п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Отметим, что обнаружить какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся порядка исчисления страховых взносов с сумм, возмещаемых работникам расходов на оплату предварительных медицинских осмотров (обследований), в период действия Закона N 212-ФЗ не удалось.

При этом суды, рассматривая аналогичные вопросы, разъясняли, что поскольку в определённых случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя в силу закона, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения пп. “и” п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами.

Читайте также:
Виды инструктажей по пожарной безопасности: требования охраны труда

Смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 N Ф04-1187/12. Причем ВАС РФ определением от 20.07.2012 N ВАС-9128/12 поддержал эти выводы, отметив, что суммы возмещения организацией расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинской комиссии при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами, так как носят компенсационный характер, и отказал в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

К аналогичным выводам пришли суды в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.08.2016 N Ф04-3258/16.

В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2016 N Ф04-5931/16 судами также определено, что компенсация затрат на прохождение медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами. Суды исходили из того, что такие выплаты не носят характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не являются выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не являются поощрительной или стимулирующей выплатой.

В постановлении АС Поволжского округа от 27.01.2016 N Ф06-4898/15 также указано, что возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения пп. “и” п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Кроме того, здесь же определено, что если работодатель возмещает работнику затраты, связанные с прохождением предварительного медосмотра, то последующее заключение трудовых договоров общества с физическими лицами и выплата компенсации даже в период наличия трудовых отношений не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана выплата компенсации, имели место при отсутствии трудовых отношений между обществом и физическими лицами, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.

Смотрите также постановления АС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2016 N Ф02-3901/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 N 15АП-16864/17.

Таким образом, из судебной практики следует, что и в период действия Закона N 212-ФЗ вопрос обложения страховыми взносами аналогичных выплат являлся спорным. При этом суды поддерживали страхователей (работодателей).

Однако необходимо иметь в виду, что, по мнению специалистов налогового ведомства, сложившаяся судебная практика по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, принятая на основании норм Закона N 212-ФЗ, утратившего силу с 1 января 2017 года, применению налоговыми органами не подлежит (письма ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312,от 23.08.2017 N БС-4-11/16742@).

По вопросам исчисления страховых взносов с сумм возмещения работникам расходов на прохождение медосмотра в период применения главы 34 НК РФ судебная практика на сегодняшний день не сложилась.

Поэтому, учитывая позицию Минфина России, если организация решит не начислять страховые взносы в данной ситуации, не исключаем претензии со стороны налоговых органов.

Исходя из изложенного, полагаем, что в дальнейшем во избежание претензий по вопросу обложения рассматриваемых выплат НДФЛ и страховыми взносами, организации целесообразно заключать договоры с медицинскими организациями на проведение предварительных и периодических обязательных медицинских осмотров работников организации.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

– Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты в рамках трудовых отношений;

– Энциклопедия решений. Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– Энциклопедия решений. НДФЛ с оплаты работодателями за медицинское обслуживание (лечение) физлиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

13 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кто оплачивает медосмотр при приеме на работу: возмещение расходов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оплачивает проведение обязательного медосмотра (при приеме на работу) и в отдельных случаях компенсирует работникам расходы на прохождение обязательного медосмотра.
Облагаются ли эти расходы страховыми взносами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы работодателя на проведение медосмотров (согласно договору с медицинской организацией) не подлежат обложению страховыми взносами, если обязанность по организации их проведения возложена на работодателя законодательством.
Согласно разъяснениям контролирующих органов, возмещаемые организацией работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ. Однако, по мнению судей, суммы компенсации расходов на медосмотр страховыми взносами не облагаются. Если организация будет придерживаться этой позиции, возможен спор с налоговыми органами, при этом шансы отстоять свою позицию в суде имеются.

Обоснование вывода:
В силу положений статей 212 и 213 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников за счет собственных средств.
Предусмотренные ст. 213 ТК РФ категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее – Порядок).
Согласно п.п. 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Таким образом, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работником при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.
Минфин России в письме от 24.01.2019 N 03-15-06/3786 сообщил, что иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

Организация заключает договор с медицинской организацией

Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
В отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) применяются аналогичные положения (ст. 20.1 и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее – Закон N 125-ФЗ)).
В случае если работодатель организует проведение предварительных медицинских осмотров своих работников, что в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами (смотрите письма ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, от 24.12.2019 N БС-3-11/10931@, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 03-15-06/45499).

Читайте также:
Валовая прибыль: формула расчета по балансу и пример расчета

Организация компенсирует работнику расходы на медосмотр

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный ст. 422 НК РФ (а в отношении взносов НС и ПЗ – ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ), является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.
По вопросу обложения страховыми взносами сумм возмещения работодателем затрат работников на прохождение обязательных медицинских осмотров специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что если работодатель компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров, оплаченных работниками самостоятельно, такие суммы облагаются страховыми взносами, поскольку не установлены законодательством и не приведены в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, письма Минфина России от 01.11.2019 N 03-04-05/84588, от 11.10.2019 N 03-04-05/78205, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 30.08.2019 N 03-04-06/66814, от 17.05.2019 N 03-15-05/35516, от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 24.01.2019 N 03-15-06/3786, от 27.12.2018 N 03-15-06/95288, от 02.02.2018 N 03-04-06/6205).
Вместе с тем возможен и иной подход, согласно которому возмещение работнику расходов, связанных с проведением медосмотра, является выплатой, не подлежащей обложению страховыми взносами. Такого подхода придерживаются судьи, а наличие судебных решений свидетельствует о том, что он связан с перспективой спора с налоговыми органами. При этом судебная практика применительно к нормам НК РФ начинает формироваться.
Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 N Ф04-1498/2020 по делу N А45-35434/2019, основываясь на нормах Закона N 125-ФЗ, в частности ст. 20.1 и ст. 20.2, суд сделал вывод, что компенсация затрат (оплата) за прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Не так давно аналогичная позиция в отношении норм главы 34 НК РФ была поддержана определением ВС РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019. Суд установил, что выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем был сделан вывод, что они не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами. Со ссылкой на это определение судьи в постановлении Пятого ААС от 17.06.2020 N 05АП-2531/20 по делу N А51-25364/2019 указали, что налоговый орган ошибочно не учел положения ст. 420 НК РФ, определяющие объект обложения страховыми взносами, к числу которых спорные выплаты не отнесены. Кроме этого, налоговый орган руководствуется исключительно положениями ст. 422 НК РФ, устанавливающими перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (в числе которых рассматриваемые выплаты не поименованы). Ссылки на письма ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@, а также письма Минфина России от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 отклонены судом, поскольку указанные письма носят информационный и рекомендательный (разъясняющий) характер, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.

К сведению:
Сходная правовая позиция сформулирована в недавнем определении ВС РФ от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697. Однако, согласно позиции финансового ведомства, судебная практика, основанная на положениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”, который утратил силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит (смотрите письма ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9100, от 10.04.2020 N БС-4-11/6061, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.);
– Энциклопедия решений. Налогообложение оплаты медицинских осмотров работников;
– Энциклопедия решений. Компенсационные и иные выплаты: НДФЛ и страховые взносы (для бюджетной сферы);
– Облагать ли страховыми взносами компенсации за обязательные медосмотры? (Е.А. Логинова, журнал “Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 6, июнь 2020 г.);
– Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019 (Т.Н. Точкина, журнал “Нормативные акты для бухгалтера”, N 13, июль 2020 г.);
– Вопрос: При приеме на работу сотруднику выплачивается компенсация за прохождение первичного медицинского осмотра. На момент прохождения медицинского осмотра трудовой договор с работодателем не заключен. Является ли данная компенсация объектом обложения страховыми взносами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.);
– Вопрос: Пищевое предприятие компенсирует (возмещает) оплату обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, оплаченных своими работниками, при предоставлении ими кассовых чеков и квитанций из медицинского учреждения, где они проходят медосмотры. Облагается ли данная компенсация (возмещение) НДФЛ и страховыми взносами в 2016, 2017, 2018, 2019 гг.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

12 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: