Средняя зарплата учителя в Москве

Не такие уж и богатые: из чего складываются «баснословные» зарплаты столичных учителей

За последние десять лет зарплата учителей в Москве выросла в три раза: теперь педагоги, по словам министров, получают больше 116 тысяч рублей в месяц. Наш блогер, учитель географии Владислав Серёгин, рассказал, как на самом деле высчитывают зарплату в школе и совпадают ли цифры в отчетах с реальными зарплатами.

Учительскую карьеру я начинал на своей малой родине в Предуралье: там педагогу без регалий и опыта за 18 часов уроков в неделю платят около 12 тысяч рублей в месяц. Прожить на это очень сложно. В Москве, конечно, все иначе. Но только на фоне большинства регионов, где учителям платят очень мало.

Из чего состоит зарплата учителя

База для начисления зарплаты учителю — это стоимость ученико-часа. В Москве она зависит от школы: как правило, это сумма от 20 до 30 рублей на одного ученика в классе. То есть учителю платят за каждого ученика, который прослушал урок. Стандартная наполняемость класса — 25 человек, значит, за урок учитель-предметник получит 500-750 рублей в зависимости от стоимости ученика-часа.

Конечно, существует множество нюансов: если учеников в классе больше 25 человек, то за каждого сверху доплачивают все те же 25 рублей, если меньше — устанавливается некая фиксированная сумма (например, 600 рублей).

По закону об образовании ставка учителя — 18 часов в неделю (+18 часов методической работы) или 72 урока в месяц. Несложно посчитать, что на ставку столичный учитель при стандартной наполняемости классов и стоимости ученика-часа в 25 рублей имеет оклад в 45 тысяч рублей. Не так уж и много. По крайней мере, это только 50% от средней зарплаты по Москве, которая в январе 2021 года составила почти 89 тысяч рублей. А по майским указам Путина, конечно, должно быть 100%. Откуда же взяться еще 45 тысячам рублей?

Как увеличить зарплату

1. Взять допчасы

Самый простой способ увеличить зарплату учителю — это взять дополнительные часы уроков. Пропорционально увеличится и оплата труда. Берем еще 10 часов в неделю (и 40 в месяц) — получаем прибавку в 25 тысяч рублей. Приятно. Но это экстенсивный путь к увеличению зарплаты, который приводит к выгоранию, а потом и к некачественным урокам. Еще пять лет назад я думал, что вот наберусь опыта и не буду к урокам готовиться, но пока не выходит, что-то постоянно приходится менять, обновлять, реализовывать новые задумки. А все это требует времени сверх часов уроков.

2. Классное руководство

В Москве ощутимую прибавку к зарплате учителя дает классное руководство. В столице это в среднем 500 рублей за ребенка в классе, то есть при стандартном классе — 12,5 тысячи рублей в месяц. А от имени президента классрукам платят ещё 5 тысяч рублей сверху, приятный бонус!

Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

Но классное руководство — это дополнительная нагрузка, а не прямая обязанность учителя. Фактически, это если бы кассир в «Пятерочке» еще и полы в ней мыл или грузчиком подрабатывал.

Классное руководство — очень тяжёлая работа, порой, мне кажется, тяжелее, чем проведение уроков. Поэтому я этим заниматься не готов. А мог бы разбогатеть!

3. Компенсационные выплаты

Раньше учителям платили деньги на покупку книг, но кто их сейчас читает? Поэтому решили отменить (это шутка, конечно). Остались выплаты за проверку тетрадей. Учителя русского языка и математики получают обычно чуть больше, остальные предметники чуть меньше. Например, в школе, в которой я сейчас работаю, учителя русского языка и математики получают 125 рублей за каждый час нагрузки в неделю, а остальные предметники — 67,5 рубля. У меня при 18 часах в неделю (72 в месяц) получается почти 5 тысяч рублей.

3. Стимулирующие выплаты

В системе оплаты труда в школах 30% фонда оплаты труда отчисляются в так называемый стимулирующий фонд. В большинстве регионов этого фонда нет, но Москва же богатая, здесь он есть.

Обычно 10% от оклада получают все за «оформление документации без нареканий»: ведение журнала, отсутствие жалоб от родителей. А дальше — кто во что горазд. Платят за олимпиады, конкурсы, наличие степеней и квалификационных категорий — в каждой школе свои фиксированные расценки или процент от оклада, поэтому вывести что-то среднее очень сложно. В моей школе сейчас платят 5 тысяч рублей за первую категорию и 7 тысяч — за высшую (за всё те же 18 часов). Если уроков больше, то и выплаты пропорционально увеличиваются.

4. «Московская электронная школа»

Учителя, которые активно используют МЭШ, получают стимулирующую выплату напрямую от Департамента образования Москвы в размере 10 тысяч в месяц. Неплохая прибавка к окладу, если вы готовы побольше посидеть за компьютером. Мне эта прибавка нравится больше, чем выплаты за классное руководство. При несопоставимой психологической нагрузке и ответственности можно получать сопоставимые суммы.

Итоги

Если вы учитель-стахановец, ведущий математику 25 часов уроков в неделю, то ваш оклад составит 62,5 тысячи рублей + 12,5 тысячи рублей за проверку тетрадей, передовик МЭШ (+10 тысяч рублей), любимый классный руководитель (+17,5 тысячи рублей), а также обладатель высшей категории (+9,7 тысячи рублей), то ваш оклад до стимулирующих выплат составит почти 113 тысяч рублей. Это уже сильно больше средней зарплаты по Москве, поэтому у администрации школы не будет стимула платить вам высокие стимулирующие выплаты, например, больше стандартных 10% от оклада (т. е. +7,5 тысячи рублей в месяц).

Читайте также:
Инновационный менеджмент - что это такое, как его используют в России

В итоге до вычета НДФЛ вы будете получать около 120 тысяч рублей. Почти такую сумму и озвучивал Департамент образования осенью 2020 года, говоря о средней зарплате столичного учителя в 116 тысяч рублей.

12 правовых вопросов, которые нужно учитывать учителям

Если же вы не хотите отдавать себя работе целиком, как я, и ограничивайтесь ставкой в 18 часов в неделю (45 тысяч рублей + 4,5 тысячи рублей за проверку тетрадей), не берете классное руководство, но активно работаете в МЭШ (+10 тысяч рублей), обладаете высшей категорией (+7 тысяч рублей), то ваш оклад до стимулирующих выплат составит «всего» 66,5 тысячи рублей. Вам не хватает 20 тысяч до средней зарплаты по Москве.

И вот вам администрация школы будут вынуждена платить намного большие стимулирующие — 30-40% от оклада (+15-20 тысяч рублей), чтобы вытянуть вас на среднестоличный уровень. Мне кажется, это несправедливо, но прекрасно иллюстрирует закон убывающей предельной полезности.

Мораль? Учителям давно пора перестать изображать из себя бурлаков на Волге, пытаясь делать работу, неподвластную титанам. Если бы бОльшая часть учителей работали только за ставку, возник бы дефицит кадров, а значит, проблема на уровне страны. Тогда бы властям пришлось делать профессию педагога финансово привлекательной. Но пока каждый учитель сам по себе и интересуется только своим карманом (я ни в коей мере это не осуждаю), получается то, что есть.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

И здесь мигранты. В московских школах доминируют приезжие учителя

Сколько зарабатывают учителя в московских школах и как это отразилось на системе школьного образования всей страны.

С “благословенных” 90-х в России господствует стереотип, мол, школьный учитель – это неприкаянный и сильно нуждающийся персонаж, зашуганный начальством и находящийся на начальной стадии развития общества и низшей ступени рейтинга работников бюджетной сферы. Но некоторое время назад, общаясь со своими старыми друзьями, у которых вторая половина или дети работают в системе образования, я был приятно удивлён уровнем доходов учителей в столичных школах. А после нескольких встреч и бесед с реальными учителями вырисовалась картина реального состояния системы школьного образования в Москве. Да, в регионах оплата труда педагогов продолжает желать лучшего. В отличие от столицы. Но – обо всём по порядку.

Из института – на 70 тысяч!

Моя первая собеседница, Ирина, свою фамилию раскрывать не хочет по понятным причинам (как и все остальные собеседники), четыре года назад окончила пединститут в столице и сразу же оказалась востребована в средней школе на юго-востоке Москвы.

В первое время, без опыта за плечами, заработок по итогам месяца составлял не менее 70 тысяч рублей, при базовой ставке в 36 тысяч. Я, когда шла на работу, посмотрела эту базовую ставку и сначала расстроилась – разве можно прожить на такие деньги в Москве?

– вспоминает Ирина. Но всё оказалось оптимистичнее.

Доход специалиста формируется за счёт многих факторов. Например, молодой учитель в течение первых трёх лет работы получает дополнительно 15 тысяч только за статус “молодого”. За проверку тетрадей доплачивают ещё пять тысяч. Заработок зависит и от других нюансов – количества обучаемых преподавателем детей, подгрупп (например, подгруппы по изучению языков), часов обучения. Чем больше часов берёт на себя учитель, тем большая сумма проставляется напротив его фамилии в ведомости.

Средняя зарплата учителя в Москве – от 80 до 130 тысяч. У директора школы – 400 тысяч!

Приобретя опыт и заматерев, Ирина вышла на другой уровень дохода. Спустя три года 15 тысяч доплаты за “молодость” были отменены. Но появились другие возможности. Ирине предложили взять классное руководство. Это большая, ответственная и нервная работа, но зато оплачивается дополнительной суммой в 30 тысяч. Ещё 10 тысяч перечисляют, если преподаватель использует новую систему обучения “Московская электронная школа”. И, опять же, учитываются дополнительные часы, количество учеников, наличие дополнительных кружков, участие в различных городских конкурсах и олимпиадах.

Совокупный доход современного московского преподавателя, таким образом, варьируется от 80 до 130 тысяч. А некоторые зарабатывают и до 150 тысяч рублей в месяц. И это обычные школы, а есть ещё привилегированные учреждения, гимназии, спецшколы, где, наверное, другие тарифы,

Следующий мой собеседник – физрук! Молодой парень, атлет, мастер спорта по самбо Олег не застал старых времен. Но он из учительской династии, и отец, тоже физрук, рассказывал о нищенских зарплатах ещё 10–15 лет назад. Сейчас всё изменилось и заработать в школе стало реально, отмечает Олег. У него тоже базовая ставка в районе 30 тысяч, но по итогам месяца доход составляет 80–90 тысяч.

За счёт чего набегает? Всё те же “часы”, дополнительные занятия и платные кружки. У меня два кружка – по самбо и футболу. Каждый ученик, если хочет заниматься дополнительно, платит по три тысячи в месяц. Если набирается объём учеников, можно прилично заработать. А чтобы дети пришли, их надо очень хорошо и интересно тренировать,

– сообщил наш физрук. Олег, бывало, зарабатывал и больше. За счёт сдачи норм ГТО, за золотые медали на всероссийских или городских соревнованиях, за олимпиады по спорту.

Из разных источников стали известны примерные зарплаты школьного начальства. Итак, заместители директора школы (раньше их называли завучами) зарабатывают до 200 тысяч в месяц, а директора – порядка 400 тысяч. У некоторых есть ещё и служебный транспорт, и система премирования за то, что школа входит в топ по Москве.

Читайте также:
Акт о проведении служебного расследования на предприятии: образец

Олимпийцы в помощь

Что касается олимпиад, то в последнее время возвысились учителя математики и физики. Олимпиады по этим предметам регулярно проходят не только на всероссийском уровне, но и в европейских и мировых масштабах. Наши ученики также регулярно побеждают на этих смотрах, занимают призовые места. В школе считают, и небезосновательно, что на таких мероприятиях активно работают американские и европейские скауты, которые вылавливают таланты со всего мира и приглашают на учебу или дают работу за рубежом. Но, во-первых, учитель, воспитавший победителя любого уровня, получает премии, по некоторым данным, от 50 до 100 тысяч рублей. А, во-вторых, на этих конкурсах стали работать и российские хедхантеры, которые предлагают талантам места в российском научном сегменте и на хороших производствах.

Ещё один источник дополнительного дохода учителей – столичная социальная программа “Московское долголетие”. Учитель берёт на себя внеклассное обучение групп пенсионеров, для которых занятия йогой, иностранными языкам, рисованием – бесплатны, всё оплачивает Москва.

Пока не взяла на себя группу, думала, что всё это фикция какая-то, что пенсионеры не будут приходить. Оказалось, что наши пожилые люди вполне себе хотят обучаться, приходят с большим настроением, не жалуются, энергичны, для них это важнейшая социализация,

– рассказывает ещё одна собеседница Царьграда. Она ведёт группу два раза в неделю по вечерам, что позволяет получать дополнительно 19–20 тысяч рублей. Но такая возможность есть пока только в Москве. Сами пенсионеры общаются с родственниками в регионах, и пожилые люди в провинции тоже хотели бы иметь у себя такую программу.

В регионах быть учителем сложнее и беднее

Москва выглядит во многих сферах как отдельное государство. И это, конечно, не вина Москвы и москвичей. Диспропорции в оплате одних и тех специалистов у нас – больная тема для людей. И решать её на федеральном уровне надо обязательно, выбивая логичные козыри у недовольных и оппозиции. Я пообщался с несколькими учителями, которые вынуждены были переехать в Москву из своих областей, где остались родственники и жильё. Даже через дорогу от Москвы, в Химках, наблюдается нехватка учителей, а качество образования – предмет недовольства мам и пап. Причина сложившейся ситуации – сразу за МКАД начинается Москва, где зарплаты учителей в два раза выше.

В Рязани учитель начальных классов, с 26 учениками, за 50 часов в неделю получает 30 тысяч. Доплата за классное руководство. 800 рублей в месяц. Против 30 тысяч московских. Слов нет.

Учитель из Саратова (уже переехавший в столицу) получал жалование в городской средней школе 30 тысяч, обучая класс в 35 человек. А доплата за классное руководство составляет лишь 1 тысячу рублей.

В Липецке на официальном сайте регионального минобра вакансия учителя – 29 595 рублей.

Ещё одна преподавательница из села в Краснодарском крае, которая тоже переехала в Москву, зарабатывала там лишь 14 тысяч.

И спорить с директором, доказывать значимость, настаивать на увеличении – бесполезно. Просто взяли и переехали с мужем в Москву, снимаем здесь квартиру. Жаль, что не сделали этого в молодости,

– сообщила наша собеседница.

Конечно, разброс в доходах зависит от конкретного региона. В Санкт-Петербурге вполне приемлемые зарплаты, в Екатеринбурге – 40–60 тысяч, есть и привилегированные в этом смысле регионы, особенно в зонах добычи полезных ископаемых. Но в целом ситуацию по стране назвать благополучной нельзя.

Парни массово пошли в “педы”

Но есть и хорошие новости. В педагогические вузы, или, как их называют студенты, “педы”, массово пошли парни. Ирина, наша первая героиня, вспоминает, что во время её обучения в институте на курсе было 100% девушек. Сейчас в “педах” полно молодых парней. Самые востребованные специализации – математика, иностранные языки, инженерные классы.

Раньше в школах Москвы на всех было три мужика – физрук, охранник и преподаватель ОБЖ. Сейчас всё изменилось и в классах полно педагогов-мужчин, причём буквально по всем предметам,

Образовалось множество специальных классов, где важна мужская рука, – спортивные классы, кадетские направления, классы, где готовят будущих медиков. Причина всё та же – образование в Москве стало престижной, хорошо оплачиваемой профессией!

Кто учит наших детей

Это всё привело к тому, что во многих московских школах сейчас трудятся до 90% приезжих. Узнав об уровне зарплат, в “нерезиновую” ринулись учителя со всей страны. И спрос есть. В некоторых школах даже стали образовываться региональные кланы, когда назначенный директор из Омска перетаскивает в Москву своих замов и преподавателей. В Москве у учителя есть стимул работать, не ища подработку на стороне или даже репетиторство, которое изматывает любого работника образования.

Зато абсолютное большинство учителей в школах главного города России – граждане России. Есть некоторое количество учителей-белорусов (но в Белоруссии, как говорят, сейчас учителя тоже неплохо зарабатывают) и с Украины. Но учитель из Незалежной – большая редкость, поскольку там произошло катастрофическое падение не только уровня образования в школах, но и уровня преподавания и профессионализма педагогов. Мигрантов из других республик практически не берут. По той же причине – катастрофически низкий, в сравнении с советским периодом, уровень подготовки учителя. А самым приличным преподавателям из Киргизии и Узбекистана, в основном, переехавшим из этих республик местным русским, рады в школах Сахалина и Курильских островов. Там платят на уровне Москвы, да ещё и дают бесплатное жильё. Минус в том, что жить и работать придётся на краю земли русской, в непростом для них климате, хотя и среди красоты природной необычайной.

Читайте также:
Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Вот бы нашему государству реализовать опыт Москвы по всей стране. Чтобы люди, делая одну и ту же работу, обучая наших детей, наше будущее, не думали, как им выжить в сельской школе или даже в большом городе.

Не зарплатой единой

За финансовым и организационным интересом нельзя было оставить в стороне другие школьные проблемы, не связанные с зарплатами педагогов. И в Москве, и в регионах мне хором сказали, что главный вопрос – телефоны и гаджеты учеников. А также новомодные тенденции в общественной жизни, социальные сети, которые превращают учеников в сектантов.

Самое ужасное, что мы все наблюдаем каждый день – это TikTok и тиктокеры. Ребята и девчонки буквально сходят с ума от этой сети, – поделилась родственница Нина Ивановна. – Что им ни покажи, любую глупость, любой бред, дети начинают это повторять.

Так, в период возвращения того же блогера Навального из Германии в классах начали активно обсуждать, кто это такой, нужно ли выходить за него на улицы. Всё это пришло в школы от авторитетных для учеников тиктокеров, многие из которых и сами ещё дети.

Одним словом, в Москве учителю, даже без опыта, есть куда податься и развиваться, тем более просто зарабатывать своим трудом. Образование и преподавание стали модными и престижными. Повысилась конкуренция за рабочие места: уволили учителя за какой-либо непорядок или нарушения, и вакансия моментально занята другим. Существует большое количество возможностей на многих профессиональных направлениях. Главное, чтобы учили наших детей хорошо, а не только гнались за длинным рублём.

Сколько на самом деле получают учителя

И хватает ли в российских школах преподавателей

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.

По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.

В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.

Что и как мы считали

По «майскому указу» президента с 2012 года зарплата учителя в школе должна равняться средней по региону. Забегая вперед, скажем, что, если верить Росстату, это требование выполняют только шесть субъектов: Москва, Севастополь, Белгородская, Ленинградская, Сахалинская области, а также Алтайский край.

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Зарплаты учителей в регионах, РосстатXLSX, 22 КБ

Средние зарплаты по регионам, РосстатXLSX, 107 КБ

Реальные суммы мы смотрели в вакансиях на сайте «Работа в России». Здесь публикуют вакансии все центры занятости страны, куда бюджетные учреждения должны сообщать о свободных ставках. Условный директор школы вряд ли станет вводить в заблуждение центр занятости: первый же человек, который придет по направлению устраиваться на работу, раскроет обман.

Мы скачали базу вакансий «Работы в России», выбрали оттуда всех учителей бюджетных школ, гимназий и лицеев. В расчет не брали социальных педагогов, а также тех, кто ведет различные факультативы, логопедов и дефектологов. В итоге получилось 13,5 тысячи вакансий. Почти во всех предлагают зарплату ниже официальных 42 тысяч: только в 400 объявлениях указана сумма выше.

Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

Статистический сборник «Индикаторы образования», ВШЭPDF, 4,5 МБ

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же , сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Читайте также:
Ветеран труда: как получить, сколько лет нужно проработать, льготы

Сколько платят учителям

Если ориентироваться на ответы читателей Т⁠—⁠Ж , учителя в России получают в полтора раза меньше, чем насчитал Росстат. А если смотреть на вакансии — в два раза.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

Регион Средняя зарплата по региону Официальная зарплата учителя Зарплата в вакансиях
Москва 95 492 Р 96 957 Р 79 500 Р
Сахалинская область 89 415 Р 89 780 Р 42 787 Р
Ленинградская область 46 598 Р 47 641 Р 23 724 Р
Белгородская область 35 425 Р 37 666 Р 19 601 Р
Севастополь 34 178 Р 38 980 Р 22 831 Р
Алтайский край 27 602 Р 28 006 Р 19 324 Р

Р . Официальная зарплата школьного учителя в области — 33 701 Р , а средняя зарплата по региону — 37 407 Р ” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Р . В Росстате говорят, что учителя получают здесь в среднем 31 304 Р в месяц. Средняя зарплата по региону — 35 469 Р ” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Р . Средняя по региону — 33 409 Р ” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Что сами учителя думают о своей работе

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.

У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 Р в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.

Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.

Р со всеми доплатами” loading=”lazy” >

Закончила педколледж по специальности учитель английского с красным дипломом без четверок. На 5 курсе перед госами у нас проводили ярмарку вакансий, на которую приезжали представители городских школ отбирать себе кадры. Мы готовили для них портфолио с дипломами и грамотами, характеристиками и прочим (такое резюме страниц на 15, не считая самих грамот, которых у меня было 80+), проводили открытые уроки, презентовали свои методические разработки по теме диплома. У меня в группе было 4 краснодипломницы, никому не предложили работу, а получила предложение наша одногруппница-троечница по одной единственной причине: у нее была прописка в районе, где находилась так школа. Трое из нас, краснодипломников, были иногородними и нам было неважно, где снимать жилье, но это не приняли во внимание. Та троечница в итоге сдала гос по английскому на тройку с натяжкой, но её все равно взяли в школу и она получила подъемные, но через год-два её уволили из школы за тотальную профнепригодность (английский нулевой, плюс ещё проблемы с алкоголем и психикой – приходила с похмелья, срывалась на детей).
Из всей нашей группы из 23 чел. (2011 год выпуска) в школе сейчас работает около 5. Из тех краснодипломниц – только двое. Я пошла после колледжа в универ на другую специальность, мою подругу в школу не взяли. Она была лучшей студенткой группы, так же закончила колледж со средним баллом 5,0, у нее был самый высокий уровень английского, и действительно призвание работать с детьми и педагогический талант – она, ещё будучи студенткой, уже успешно работала с детьми с задержкой в развитии (преподавая английский тем, кто в 13 лет еле-еле читал по-русски!). Она подавала заявки в разные школы, но ей сказали, что со средним специальным учителя не нужны, а идти ещё на три года учиться в институт ей не позволяла финансовая ситуация в семье: на инязе заочки нет, нужно было либо идти на очное, либо на очно-заочное в другом городе, и на то, и на другое нужны дополнительные финансовые вливания, которые не обеспечить на зарплату начинающей учительницы в провинциальном городе, которой ещё приходится снимать квартиру. В итоге, подруга пошла работать в салон красоты, где научилась “делать ноготочки” и зарабатывала в 3 раза больше, чем могла бы в школе, потом работала администратором, и в итоге уехала в Китай вслед за мужем. Для школ, точнее, детей того города, где мы учились, я считаю, это большая потеря, я видела, как круто она работала с детьми (мы вместе проходили педпрактику) – она была бы замечательнейшим Учителем с большой буквы.
Сейчас она живёт в Китае, наша с ней связь оборвалась, но знаю, она преподает там английский, что там очень хорошо оплачивается (у меня есть ещё несколько знакомых, которые уехали туда преподавать английский, например, одна получает 120 000₽ в месяц за неполную занятость, преподавая английский в детском саду (4-6 часов в день)).
Я сама в последнее время, после того как попала под сокращение из-за кризиса и осталась без работы, подумывала пойти работать в школу, но зарплаты там удручают. Моя вторая подруга по колледжу (тоже с красным) работает в школе уже 9 лет, зарплата 20-22 тыс., причем, часть остаётся в школе: она покупает сама за свой счёт наглядные и учебные пособия, оформляет стенды, закупает канцелярию и бумагу для принтера (а учителя английского много и часто используют раздаточный материал), даже сама делает мелкий ремонт в кабинете, что-то красит, чинит мебель. Плюс у нее классное руководство, а это тоже затраты: какие-то призы на конкурсы, мотивашки, поездки. Ну, и сверхурочного времени школа забирает очень много: в положенную ставку всю требующуюся работу не вместить. С такой зарплатой только искать себе мужа-миллионера (или программиста).
Я в свое время тоже не попала в школу из-за требования получить высшее образование: емнип, в 2008, когда я уже училась на 3 курсе, вышел указ, что учителя иняза должны быть с высшим образованием, в 2011, когда я выпустилась, университеты перевели на Болонскую систему. У меня был выбор, либо идти на бакалавриат по той же специальности и заново проходить почти ту же программу, что была у меня в колледже 5 лет, либо менять специальность. Был ещё вариант попасть на трёхлетнюю программу бакалавриата для выпускников колледжа, но там меня не устраивал тот вуз, которую её представлял. И потом все равно скорее всего пришлось бы идти ещё в магистратуру. В итоге, я прошла на бюджет на международные отношения и попрощалась с педагогикой, о чем, пожалуй, сейчас жалею, так как душа лежит больше к преподаванию. Но судьбу родителей, которые работали в школе (папа)/детсаду (мама) и жили и живут в бедности, повторять не хочу.

Моя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва.

Я вырос среди учителей, во время учебы в универе – работал в школе, техником.
Зарплата у учителя и правда может большой, при условии – что он возьмет на себя миллион часов и доп. нагрузки. И еще не к каждому “предметнику” это относится

ЗП учителя начальных классов с большим стажем, классным руководством (27 детей у неё сейчас, если не ошибаюсь), продленкой (3 дня в неделю) и с прочими надбавками (проектов, работы по определенной программе и прочее) – 100к+

В эту сумму также входит: 247 звонки и письма от родителей, чаще всего после 21:00, разборки между родителями, если их дети не поладили, куча бумаг, работа на ЕГЭ и ОГЭ, проверка домашки, проведение тестов которые в принудительно-добровольном порядке присылает администрация (от Москвы в целом – к школе).

Но вот осталось выпустить еще один класс – и она на пенсии. И будет свобода от этой системы, где миллион начальников, проверяющих, которые все что проверяют – это наличие бумажки, а не то про что бумажка пишется.

Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти “один звонок и всё”. И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года.
Увы.. :(

Зарплаты московских учителей школ и вузов, а также воспитателей

«Учитель должен быть голодным» – давно устаревшее высказывание. Сейчас работники образования получают вполне хорошую зарплату. Конечно, все зависит от региона. Самые приличные деньги зарабатывают столичные педагоги. Зарплата учителя в Москве в два раза выше зарплаты их коллег в регионах.

Средняя зарплата учителя в Москве

Статистика говорит о заработке 70 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата по региону при этом составляет 59 тысяч. Но стоит понимать среднее значение заработной платы – это когда одни получают 20 тысяч, а другие 120.

Получать 100 тысяч нормально для активного, талантливого и динамичного педагога. Новые образовательные стандарты диктуют свои требования.

Учитель, делающий первые шаги в профессии, будет получать примерно 55 000 рублей в месяц. Далее большую роль будет играть стаж работы.

Оклады школьных учителей

Оклад педагога зависит от количества часов (уроков в неделю). Это количество фиксировано для каждого учебного заведения. Норма часов работы учителя составляет 18 часов за ставку заработной платы. Все остальные часы засчитываются как совмещение или подработка.

Далее к ставке плюсуются надбавки. Есть ряд показателей, по которым формируется оплата. Стаж, категория, достижения учащихся, классное руководство, внеурочная деятельность – все это имеет значение. Чем активнее и интереснее деятельность педагога, тем больший доход он будет получать.

Оплата труда также зависит от занимаемой должности. Завуч получает не меньше 50 000 рублей в месяц. Директора школ зарабатывают от 200 000 рублей.

Школа получает деньги из бюджета соизмеримо количеству учебных классов и, соответственно, учащихся. Чем больше выделяется средств из бюджета, тем больше объемный фонд школы, откуда и начисляется зарплата в учебных учреждениях.

Оклады преподавателей вузов

Средний оклад преподавателя высшего учебного учреждения составляет около 55 тысяч рублей. В обязанности педагогов входит работа со студентами (лекции, семинары), преподавание учебных дисциплин, дополнительные виды занятости.

Если у преподавателя нет ученой степени, а из-за нехватки кадров в вузах порой работают и такие, то больше 15 000 рублей такому работнику не заработать.

Оклады преподавателей принципиально зависят от ученой степени и занимаемой должности. Доцент может получать 20 000 рублей, профессора получают по 35–40 тысяч, декан – 100 000 рублей. Ректоры и проректоры – от 300 000 р. Цифры здесь приведены средние, т.к. в каждом вузе своя планка оплаты труда.

Оклады воспитателей

Работник детского дошкольного учреждения в Москве зарабатывает в среднем 40 000 рублей. От количества детей в группе оплата не зависит. Категория, стаж, размер премии могут изменить картину. Самая низкая зарплата предлагается воспитателям без стажа работы – от 20 000 рублей. Максимум получает педагог, проработавший по специальности более 5 лет и имеющий высшее педагогическое образование.

В обязанности воспитателя входит уход и присмотр за детьми, составление документации, забота о том, чтобы дети были здоровыми, развивались, соблюдали режим дня, всегда оставались в безопасности.

Обязанности и востребованность профессии учителя в Москве

Учитель обязан:

  1. Проводить уроки;
  2. Проводить контрольные и тестовые работы, проверять их и анализировать результаты;
  3. Применять сберегающие здоровье технологии;
  4. Воспитывать детей в процессе обучения.

Профессия учителя востребована, как бы странно и непривычно это ни звучало. Каждый год педагогические вузы выпускают сотни дипломированных специалистов, но специфика работы и требования к квалификации соискателя оставляют в профессии лишь единицы, поэтому кадров не хватает. В любой области России можно найти вакантные места педагогов. Желающих поработать мало, а порой и вовсе нет.

Тем временем педагогика не стоит на месте. В современной школе каждый год внедряют новые технологии и методики обучения. Учитель, владеющий всем арсеналом для выполнения образовательных стандартов, готовый обучаться и работать творчески, всегда найдет высокооплачиваемую должность.

Где в России учителю жить хорошо? Сравниваем реальные зарплаты по регионам

Наталья Шабрукова

28 ноября • 11:00

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Сколько зарабатывают учителя в России в 2021 году? Что известно о проекте пересчета зарплаты педагогов в пилотных регионах? Как учителю стать миллионером? Читайте в большом расследовании «Педсовета».

Лидеры и антилидеры зарплатного рейтинга

Сухие цифры не дают полного представления о реальных зарплатах: 20 000 рублей в Орловской области и на Чукотке имеют абсолютно разную ценность.

Поэтому в нашем рейтинге зарплат российских учителей мы учли и доходы — среднюю фактическую зарплату педагога в каждом регионе (со всеми надбавками, платой за совмещение и дополнительными выплатами), и расходы — стоимость фиксированного набора товаров в регионе (по данным портала «Работа в России»). В набор товаров и услуг входят 30 видов продуктов, 41 вид потребительских товаров и 12 видов услуг.

По данным Росстата, средняя зарплата учителей в российских регионах варьируется от 24 096 рублей (Кабардино-Балкария) до 116 610 рублей в месяц (Москва), а в целом по России составляет 43 664 рубля в месяц.

Набор товаров и услуг стоит от 14 650 рублей (Ингушетия) до 29 207 рублей в месяц (Чукотский АО).

В основе рейтинга — зарплатный индекс: сколько фиксированных наборов товаров и услуг может учитель в среднем приобрести на зарплату.

Лидерами по реальной зарплате учителей в России стали:

  1. Москва — при средней зарплате 116 610 рублей учитель может позволить себе 4,79 фиксированного набора товаров и услуг в месяц.
  2. Ямало-Ненецкий АО — на среднюю зарплату учителя 99 645 рублей можно приобрести 4,68 набора товаров и услуг в месяц.
  3. Сахалинская область — средняя зарплата учителей здесь 90 933 рубля, это 4,4 фиксированного набора товаров и услуг в месяц.
  4. Ненецкий АО — учитель зарабатывает в среднем 84 284 рубля и может позволить себе 3,9 набора товаров и услуг в месяц.
  5. Чукотский АО — средняя зарплата учителей здесь 113 350 рублей ‒ это 3,88 фиксированного набора товаров и услуг в месяц.

Последние пять позиций зарплатного рейтинга учителей заняли:

  1. Ивановская область: в среднем учитель зарабатывает 26 841 рубль и может позволить себе на зарплату 1,62 набора товаров и услуг.
  2. Республика Ингушетия: здесь учителям платят в среднем 23 691 рубль, этого хватит на 1,61 фиксированного набора товаров и услуг в месяц.
  3. Чеченская Республика: средняя зарплата учителя составила 25 765 рублей, на эту сумму можно приобрести 1,56 набора товаров и услуг в месяц.
  4. Вторая с конца — Карачаево-Черкесская Республика: в среднем учителям здесь платят 24 339 рублей — это 1,54 набора товаров и услуг в месяц.
  5. На последнем месте по реальным зарплатам учителей — Кабардино-Балкарская Республика: на среднюю зарплату учителя 24 096 рублей можно приобрести 1,52 фиксированного набора товаров и услуг в месяц.

Учительские зарплаты в вакансиях за октябрь 2021 года

Сейчас зарплата каждого учителя индивидуальна, так как слишком много факторов влияет на ее размер: категория, стаж, количество учебных часов, регион, состав класса, наличие «олимпиадников», классное руководство и прочее.

Зарплата педагога складывается из следующих частей:

  • базовая — учитывается количество учебных часов, категория учителя, подготовка к занятиям (проверка тетрадей);
  • стимулирующие надбавки — за подготовку «олимпиадников», стаж, использование новых технологий;
  • надбавка за классное руководство (5000 рублей);
  • компенсации — за работу с детьми-инвалидами, работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности (компенсируются коммунальные платежи);
  • премии — зависят от образовательного учреждения.

Кроме того, регион может назначить свои выплаты учителям: надбавки молодым специалистам, выплаты за переезд в сельскую местность и другие.

Поэтому в вакансиях для учителей указывается минимальная сумма, на которую может рассчитывать специалист. Надо сказать, что зарплаты в вакансиях существенно отличаются от зарплат, приводимых Росстатом.

Средняя зарплата учителя в российских вакансиях за январь-октябрь 2021 года составила 23 488 рублей в месяц, а в 2020 году она была еще меньше ‒ 20 059 рублей.

Если составить рейтинг зарплат учителей в вакансиях, картина будет совсем иной и очень, очень грустной.

Вот как выглядят лидеры этого рейтинга (составлен на основе данных портала-агрегатора вакансий GorodRabot.ru за октябрь 2021 года):

  1. Москва — средняя зарплата учителей в вакансиях составила 98 197 рублей в месяц;
  2. ЧукотскийАО — 44 351 рубль в месяц;
  3. Магаданская область — 42 737 рублей в месяц;
  4. Ненецкий АО — 41 551 рубль в месяц;
  5. Ямало-Ненецкий АО — 39 995 рублей в месяц.

Замыкают рейтинг пять регионов:

  1. Республика Адыгея — 19 234 рубля в месяц;
  2. Оренбургская область — 18 903 рубля в месяц;
  3. Ульяновская область — 18 573 рубля в месяц;
  4. Севастополь — 18 179 рублей в месяц;
  5. Ставропольский край — здесь учителям предлагают в среднем всего 17 456 рублей в месяц.

На эту зарплату придется рассчитывать, если учитель не может похвастаться высокой категорией, большим стажем и победами учеников на олимпиадах.

В то же время Росстат бодро отчитывается о том, что зарплата учителя доведена до уровня средней по региону и даже превышает ее ‒ задача президента, поставленная в «майском указе» от 2012 года, выполнена.

Как это получается? Формально к цифрам не придраться — в отчетах все безупречно. Вопрос в том, какие цифры брать и что с чем сравнивать.

Работает ли «майский указ» президента о зарплате учителей?

«Майским указом» называют указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

О зарплате школьных учителей там говорится следующее: «Правительству Российской Федерации обеспечить: доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе».

По отчету Росстата за 2020 год, задачу можно считать выполненной: в целом по России средняя зарплата учителей составляет 103 процента от средней по региону, в 79 регионах этот процент колеблется от 100,1 до 128,4 процента, в 6 регионах — от 93,3 до 99,9 процента средней зарплаты.

Но есть одно «но». В 2015 году в понятие «средней заработной платы по региону» внесли уточнение: по новой методике расчета, ориентиром для размера учительской зарплаты стала «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, ИП и физических лиц».

Таким образом, среднюю зарплату учителей сейчас сравнивают не с зарплатой в среднем по экономике (как сказано в указе), а со средней зарплатой наемных работников.

Если сравнивать зарплату учителей со средней по экономике в регионах, то «майский указ» президента, пожалуй, не выполнен до сих пор. Учительская зарплата немного больше средней региональной только в Белгородской, Ленинградской областях, Москве и Севастополе, в 81 регионе она составляет от 76,5 до 99 процентов от средней.

Впрочем, в 2019 году каждый российский учитель получил шанс стать миллионером.

Как учителю стать миллионером

У российских учителей есть уникальная возможность получить от государства один миллион рублей. Эту сумму выплачивают участникам программы «Земский учитель». Полученный миллион можно потратить на выплату ипотеки, строительство дома или покупку квартиры.

Программа предназначена для поддержки учителей в небольших селах и деревнях. Условия участия по каждому конкретному региону можно посмотреть на официальном сайте «Земский учитель», а общие условия таковы:

  • Нужно иметь профобразование и выполнять квалификационные требования.
  • Возраст участников — до 55 лет.
  • Работать придется в школе, расположенной в населенном пункте с населением до 50 000 человек (исключение — г. Севастополь).
  • Недельная нагрузка — не меньше 18 часов.
  • Необходимо отработать пять лет со дня заключения договора, в противном случае придется вернуть государству всю полученную выплату — 1 млн рублей.

Чтобы принять участие в программе, нужно выбрать вакансию и собрать пакет документов. На одну вакансию могут подать заявки несколько учителей, и между ними состоится конкурс.

Открытые вакансии есть не в каждом регионе — осенью 2021 года нет вакансий примерно в четверти регионов, например, в Ивановской, Ленинградской, Московской, Смоленской, Саратовской, Калининградской областях.

Зато можно переехать в Республику Крым, Севастополь, на Камчатку, в Карелию. Москва и Санкт-Петербург в программе как регионы не участвуют.

Когда зарплаты взлетят?

В 2021 году много говорят о «пилотном проекте» пересчета зарплаты учителей. Его цель — сделать более понятным механизм начисления зарплаты и увеличить реальный доход учителей в России. Пилотными регионами, где опробуют новый метод начисления зарплат, станут Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия.

Пока проект постановления Правительства «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований ‎к системе оплаты труда педагогических работников государственных ‎и муниципальных учреждений системы образования» находится в стадии общественного обсуждения — можно высказать свое мнение.

В проекте постановления указаны сроки: новая система оплаты труда учителей тестируется с мая 2022-го по май 2023 года. Таким образом изменения существующей системы начисления зарплаты для всех российских учителей можно ждать только в сентябре 2023 года.

Совет профсоюза «Учитель» оценил новый проект так:

  • Нет никакой конкретики, кроме сроков реализации проекта.
  • Новая система оплаты может привести к дальнейшему развитию платного образования.
  • Стимулирующая часть зарплаты останется, а эта сумма не поддается планированию.
  • Новая система не решит проблемы низких учительских зарплат.

Профсоюз предлагает увеличить долю бюджета на образование в федеральном бюджете и требует установить зарплату учителя на уровне не ниже двух МРОТ в регионе. Например, в Рязанской области минимальная зарплата учителя должна равняться 26 400 рублей в месяц, а не 15 000 рублей, как сейчас.

Пока педагогам приходится мириться с действующей системой оплаты труда. А если нет желания ждать справедливой зарплаты, остается последовать совету экс-премьер-министра России Дмитрия Медведева, озвученному в 2016 году: «Учитель — это призвание, а, если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше».

Собянин: «Средняя зарплата московских учителей достигла 114 тысяч рублей». Насколько реальны суммы?

Лента новостей

  • 21:20 В Белом доме рассказали в каком стиле намерен вести Байден разговор с Путиным
  • 21:17 Россия и Индия ускорят взаимное признание сертификатов о вакцинации от COVID-19
  • 20:50 Байден перед разговором с Путиным проведет телефонные консультации с союзниками
  • 20:45 Допрос Рашкина в СК длился четыре часа
  • 20:30 CNN: в США рассматривают новые санкции против «окружения Путина»
  • 20:14 ЦИАН запретил формулировку о сдаче жилья «только славянам»
  • 19:46 В Сибири могут запустить восемь отраслевых кластеров
  • 19:14 Полпред в ДВФО: никакого разговора о сдаче какого-либо Курильского острова в аренду быть не может
  • 19:07 Песков призвал отказаться от «экзальтированных ожиданий» от беседы Путина и Байдена
  • 18:51 В Индии произведут более 600 тысяч автоматов АК-203
  • 18:45 Папа Франциск заявил о желании поехать в Россию и встретиться с братом
  • 18:16 Еврокомиссия не будет предлагать обязательную вакцинацию
  • 17:48 Сенатор Карелова: треть переболевших ковидом не возвращаются к прежней жизни
  • 17:14 Академик РАН не видит нужды вводить ограничения из-за «омикрона»
  • 16:49 Суд принял решение о выдворении бойца ММА Чоршанбиева из России
  • 16:45 Сбербанк увеличил сумму ипотеки с 60 млн до 100 млн рублей
  • 16:16 Ракова: в Москве привились 1,4 млн пожилых людей
  • 16:05 В Нью-Дели проходит встреча Путина и Моди
  • 16:04 Минск ввел в действие контрсанкции против Запада
  • 15:45 ЦБ отозвал лицензию у страховой компании «ВСК-Милосердие»
  • 15:17 Владимир Путин прибыл в Индию
  • 15:05 Рашкин прибыл на допрос в СК
  • 14:37 Умер глава компании Ted Baker Джон Бартон
  • 14:27 Адвокат Лефеля назвал «фейком» информацию о признании девелопером вины
  • 14:05 Петра Верзилова оштрафовали за отсутствие статуса иноагента в соцсетях
  • 13:35 В России впервые выявлен штамм коронавируса «омикрон»
  • 13:25 Бывшего вице-президента ГК «ПИК» перевели под домашний арест по делу о хищениях
  • 13:17 На Москву идет мощный снегопад
  • 13:03 Взыскание 200 тысяч рублей с водителя из дела Кокорина и Мамаева признано законным
  • 13:00 Песков сообщил, что саммит Путина и Байдена будет закрытым
  • 12:49 Предпринимателей обяжут отчитываться о выручке по видам деятельности
  • 12:36 ГИБДД составило на Киркорова 90 «административок» за неуплату штрафов
  • 12:17 Аргентина одобрила «Спутник Лайт»
  • 11:47 В России за сутки выявлено 32 136 новых случаев COVID-19
  • 11:19 В Петербурге побит температурный рекорд
  • 10:50 Опрос: половина врачей выступила против обязательной вакцинации
  • 10:18 Минтруд намерен изменить порядок выплат пенсий двум категориям граждан
  • 09:41 При пожаре в колонии под Новгородом погиб один человек
  • 09:15 В ВОЗ нет данных о летальных случаях от «омикрон»-штамма
  • 08:22 США убедили ЕС в планах России напасть на Украину
  • 07:51 ЦБ предложил пересмотреть правила возврата денег жертвам банковских мошенников
  • 05:58 Компания Sartorius сделает своим сотрудникам сказочный подарок
  • 05:09 В США не хватает актеров на роль Санта-Клауса
  • 03:02 В Германии посчитали невозможным остановить «Северный поток — 2»
  • 03:00 Стремление России к добыче арктических металлов подпитывается ядерной энергетикой
  • 02:02 Джордж Клуни отказался от $35 млн за однодневную работу
  • 01:30 В Турции произошло землетрясение магнитудой 5,0
  • 01:06 Штамм «омикрон» выявлен как минимум в 15 штатах США
  • 00:38 Глава ЕКА призвал ЕС ограничить Илона Маска «в установлении правил» в космосе
  • 00:15 Доктор Фаучи заметил первые «обнадеживающие» признаки у «омикрона»

Все новости »

И какую зарплату на самом деле получают московские и подмосковные школьные педагоги, а также преподаватели вузов?

Фото: Александр Колбасов/ТАСС –>

Средняя зарплата учителя в Москве составляет 114 тысяч рублей — такую цифру назвал мэр Сергей Собянин. «Я в прошлом году сказал, что заработная плата московских учителей должна к концу года достигнуть 100 тысяч рублей, мне мало кто поверил. В первом полугодии 2019 года средняя зарплата московских учителей достигла 114 тысяч рублей», — сказал градоначальник.

Зарплата учителя в 114 тысяч рублей — такие суммы выглядят не слишком правдоподобными. Хотя они подтверждаются данными, которые публикуются на сайтах школ: там есть раздел «Сведения о зарплате педагогов».

Например, московский Центр образования № 109. Как сказано на его сайте, средняя начисленная зарплата учителя в апреле — 114 тысяч, в мае — 118 тысяч рублей. Сколько получают московские педагоги, рассказывает заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Евгений Ямбург заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 «Москва имеет такой ресурс. Здесь такое подушевое финансирование, которого нет практически ни в одном регионе. У меня есть учителя, которые по 120 тысяч получают, есть по 89 тысяч. Для сравнения, чтобы вы понимали, Москва, конечно, не Россия. Вот в Екатеринбурге, а я много езжу, ко мне подходит учитель высшей категории, у него 32 часа нагрузка, опытный учитель, и у него 17 тысяч грязными, а на руки 15 тысяч. За классное руководство в Москве получают 25 тысяч, внимание! А я знаю регионы, где одну тысячу. И вот этот проект очень важный — «Московская электронная школа». Только за то, что человек активно с этим работает, 10 тысяч прибавка, то есть стимулируют инновационный процесс».

Если раньше премьер Медведев советовал учителям идти за деньгами в бизнес, может, теперь, наоборот, обладателям педагогических дипломов возвращаться в школу?

Но у роста зарплат есть и другая сторона: больше нагрузки и больше учеников в классе. Ситуацию комментирует учитель русского языка и права в московской школе «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.

— Учителям подняли зарплату уже несколько лет назад. Норматив подушевой не увеличивали, зарплаты увеличились. Вопрос: каким образом? Ответ: увеличением количества работы.

— А в вашей школе?

— Я работаю в школе, в которой почти ни у кого нет больших нагрузок. Мы сохраняем небольшие классы, преподавателей вузовских, которые у нас работают, и это идет, в частности, за счет уменьшения наших зарплат. У нас один час стоит 500 рублей. Но таких школ, как наша, наверное, всего, если и есть, то штук пять по Москве.

Уже в Подмосковье зарплаты совсем иные, чем в столице. Павел Тимашев преподавал физкультуру в школе в Котельниках, но ушел, когда зарплата серьезно упала.

— Я три года назад получал — я работал тренером, учителем — 60-80 тысяч рублей. Сейчас стал получать 40-50 тысяч, и я уволился.

— Когда вы говорите, что урезали, это та же нагрузка по часам осталась?

— Остались одни часы. Одно забрали, другое забрали, организаторские забрали.

— А забрали почему?

— Не знаю. Говорят, типа не положено. Хотя в других школах положено. Где-то положено, где-то не положено, где-то, говорят, вообще ставки снимают. Короче, чушь полнейшая.

Зарплаты преподавателей московских вузов, увы, тоже гораздо меньше, чем 114 тысяч в московских школах. Вот какие цифры приводит доцент кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ Николай Брандт.

Николай Брандт доцент кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ «В университете на физическом факультете у доцента зарплата около 40 тысяч рублей, у профессора — 50-60 тысяч рублей. Это касается МГУ. В научно-исследовательских институтах меньше, но там научные ставки, у нас-то преподавательские ставки. На научных ставках люди получают по 30-40 тысяч рублей».

А недавно исследование Росстата показало совсем грустную статистику, касающуюся уже всей страны. Среди работников сферы образования самый большой процент тех, кто зарабатывает меньше МРОТ: 7% сотрудников получают менее 11 тысяч рублей. Речь, правда, не только об учителях, но и об административных сотрудниках, уборщицах в школах, детсадах, училищах. Зарплата каждого пятого работника образования в России меньше 15 тысяч рублей.

Зарплата учителей в 2021 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 25 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 100 тысяч рублей.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это надбавка за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2021 году?

Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2021 году не поступало. Несмотря на то, что в «майских указах» президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По подсчетам Росстата 1 , средняя зарплата учителей в России за январь-март 2021 года по стране составляет 45 832 руб. По отдельным регионам:

Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:

— В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.

Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.

Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.

Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом «экономии школы». Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.

Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: