Служебное расследование ДТП: порядок, сроки, положение о проведении

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России

Служебная проверка – это деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.

Проведение служебной проверки в системе МВД России регламентирован положениями статьи 52 Федерального закона №342-фз от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Порядок проведения служебной проверки утвержден приказом МВД России № 161 от 26 марта 2013 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 от 26 марта 2013 года основанием для проведения служебной проверки является: необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также заявление сотрудника.

Решение о назначении проведения служебной проверки принимается уполномоченным руководителем органа (подразделения) внутренних дел и оформляется путем наложения резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

В случае проведения проверки комиссией, решение о ее назначении принимается путем издания приказа.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

В соответствии с положениями приказа МВД России № 161 срок проведения служебной проверки составляет за дней со дня ее назначения, однако в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Также необходимо отметить, что в случае если последний день служебной проверки выпадает на выходной или праздничный день, то сроком окончания служебной проверки является последний рабочий день, предшествующий выходному или праздничному.

Сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, в соответствии положениями приказа МВД № 161 наделен следующими правами:

– Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

– Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

– Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

– Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

– Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

– Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

– Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

– Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

– Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

– Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

Также, в соответствии с вышеуказанным приказом сотрудник, проводящий служебную проверку, должен выполнять следующий ряд обязанностей:

– Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

– Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

– Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

– Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

– Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

– Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

– Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

– Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

– Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений – составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

– Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

Читайте также:
Система KPI: что это такое, ключевые показатели эффективности и примеры

– Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

– В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

– Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

– Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

– Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

По результатам проведенной служебной проверки составляется заключение, утверждаемое соответствующим руководителем.

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

В вводной части указываются:

Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Основания проведения служебной проверки.

Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.

Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011№ 342-ФЗ.

Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

Должностное лицо, которое осуществляло проведение служебной проверки, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого она проведена, с утвержденным заключением. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением, составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками.

Копия заключения служебной проверки направляется в кадровое подразделение органа внутренних дел для дальнейшего приобщения к материалам личного дела сотрудника.

Проведение служебного расследования при ДТП: цели и порядок + образец положения о проведении служебного расследования ДТП на предприятии

Как правильно составить акт дтп? Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.

К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и нормативными актами организации.

Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать положение о порядке проведения служебного расследования ДТП на предприятии и акт.

Служебное расследование ДТП на предприятии

ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Читайте также:
Самые востребованные профессии в будущем в России и мире

Цель служебного расследования происшествия

Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Порядок проведения служебного расследования при ДТП

Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

Установлению подлежат следующие обстоятельства:

  1. Дата, место, точное время.
  2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
  3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
  4. Марка, модель транспортного средства.
  5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
  7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  8. Погодные условия, освещенность и видимость.
  9. Дорожные условия.
  10. Тип груза.
  11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  12. Количество пострадавших.
  13. Материальный ущерб.
  14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.

К документу прилагаются:

  • схема и снимки места происшествия;
  • списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
  • объяснительные участников ДТП;
  • акты проверки состояния транспортного средства;
  • расчет нанесенного ущерба.

Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД.

Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.

Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

Порядок проведения служебного расследования на предприятии в случае ДТП

Большинство компаний, фирм, организаций, используют для решения текущих задач автомобиль, даже если их деятельность не связана с перевозками. Там, где присутствует транспортное средство (ТС), всегда существует вероятность возникновения аварии. А так как ТС находится на балансе организации, то для выяснения причин аварии обязательно нужно проводить служебное расследование. О нём и пойдёт речь далее.

  • Что такое служебное расследование ДТП на предприятии
  • Цель служебного расследования
  • Порядок проведения
  • Сроки проведения

Что такое служебное расследование ДТП на предприятии

Любое ДТП сопровождается расследованием Госавтоинспекции. К ней могут присоединиться следственные органы, если последствия аварии тяжёлые. Если же в аварии участвовало ТС, которым владеет организация либо индивидуальный предприниматель, то должно проводится ещё и служебное расследование. За него отвечают руководители предприятия. Они должны изучить все обстоятельства дела, связанные с участием служебного автомобиля, а также предотвратить возникновение схожих инцидентов.

Представители юридического лица и частные предприниматели должны проанализировать и устранить причины возникновения аварии. Проводить расследования обязаны все организации, имеющие на балансе авто, независимо от сложности происшествия.

Цель служебного расследования

Проведение разбирательств необходимо, чтобы установить условия и причины возникшей ситуации. Также нужно проверить, были ли нарушены правила и нормы, регулирующие безопасное дорожное движение. Кроме этого, продумываются мероприятия, целью которых будет устранение причин возникшей ситуации.

Знаете ли вы? В Уругвае, в единственной стране мира, пребывание за рулём пьяного водителя в момент аварии, является смягчающим обстоятельством.

Порядок проведения

Место аварии — начало расследования. Водитель ТС обязан немедленно оповестить своё начальство о случившемся, чтобы оно выслало ответственного сотрудника за безопасность дорожного движения (БДД) на место инцидента. Порядок дальнейших действий такой же как и для обычных водителей, попавших в ДТП. Вначале — помощь пострадавшим, если такие имеются. При необходимости, следует доставить их в больницу. Обязательно нужно сохранить все следы аварии и не допустить возникновения нового ЧП. Если были очевидцы происшествия, то следует оговорить с ними момент дачи показаний. Сбор информации — очень важный этап при проведении расследования. Чем больше данных, тем быстрее можно во всём разобраться и безошибочно установить виновного. Все важные моменты желательно фиксировать на бумаге или видео.

Для разбирательства нужна информация:

  • дата и точное время ЧП;
  • его место (вместе с дорожными условиями);
  • данные о всех ТС, участниках ДТП;
  • количество жертв (при наличии), тип травм;
  • данные всех участников аварии;
  • психоэмоциональное и физическое состояния водителя (по оценке медиков);
  • в какой временной промежуток рабочего дня всё случилось;
  • цель поездки;
  • вид перевозки;
  • присутствовало ли самостоятельное изменение оговоренного маршрута;
  • использовалось ли авто по назначению;
  • характеристика ДТП;
  • погодные условия, освещённость.

Важно! Обязательно нужно проследить, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали перечисленные данные в протоколах.

Желательно подкрепить эти данные доказательствами (фото или видео). Необходимо отчётливо запечатлеть на фото:

  • место аварии (общий вид);
  • расположение транспорта после ДТП;
  • следы (пути торможения и др.);
  • повреждения машин;
  • госномера автотранспорта;
  • обстоятельства, сопутствующие ДТП (знаки, светофоры, разметка и прочее).

Обязательно проверяются у водителя-сотрудника документы на право вождения, ПТС, груз и все сопроводительные бумаги на него. Разбирательство помогает выяснить обстоятельства и причины ЧП, причины случившегося.

Специалист по БДД должен контролировать работу ДПС: заполнение необходимых бланков документов, фиксация схемы аварии. После их составления, обязательно ознакомится с ними и, при наличии вопросов, спорных моментов, сразу — выяснить и внести изменения. В случае, если инспектор отказывается принимать замечания сотрудника, указать этот момент в объяснительной записке водителя. Сделать копии со всех документов, оформленных инспектором. После сбора данных начинается само расследование. Оно проводится в тесном сотрудничестве с ГИБДД и дорожными службами. Если пострадали сотрудники учреждения, то привлекается ещё и профсоюз.

Рекомендуем к прочтению:

  • Примирение сторон при ДТП, что это такое, как оформить
  • Европротокол: как составляется, порядок действий
  • Бесконтактное ДТП: что делать, куда обращаться, ОСАГО
  • ДТП с летальным исходом, наказание
Читайте также:
Сопроводительное письмо в налоговую о предоставлении документов: образец

Происходит оценка:

  • насколько водитель придерживался ПДД;
  • дорожных условий и то, как они повлияли на движение;
  • связи между случившимся и недочётами компании по надлежащему выполнению БДД.

Расследование нужно проводить с особой тщательность, если водитель-сотрудник находился за рулём пьяным. Параллельно выясняя, кто и почему допустил его к управлению ТС

Чтобы понять, соблюла ли организация все правила по обеспечению БДД, нужно проверить:

  • придерживались ли правил перевозки, трудового режима;
  • нарушал ли водитель трудовую дисциплину ранее;
  • организацию обучения и повышения мастерства водителей в учреждении;
  • характер принимаемых мер в отношении провинившихся на предприятии;
  • было ли ознакомление с дорожными условиями на маршруте и предпринимались ли попытки исключения проблемных моментов;
  • есть ли нормировка скорости на маршруте;
  • состояние транспортного средства до выхода в рейс, данные о его проверке, ремонте, заявлениях о проблемах;
  • организация техобслуживания на предприятии.

На основе полученной информации нужно разработать план по повышению безопасного дорожного движения и сделать предварительный вывод о виновности водителя.

Знаете ли вы? В 2004 году в Нью-Джерси бронированное авто, заполненное монетами на общую сумму в 2 миллиона долларов, перевернулось на дороге в черте города. Полицейские были вынуждены перекрыть квартал на 5 часов. «Коммунальщики» в тандеме с солдатами, вооружившись вениками и лопатами, собирали монеты. Ни одной не было утеряно!

Сроки проведения

Руководителями предприятий разбирательство следует завершить в определённый временной промежуток — 5 дней с момента происшествия. На длительность процедуры не влияет характер последствий происшествия.

Руководители территориальных производственных объединений обязаны завершить служебное разбирательство за 7 суток, если происшествие стало причиной гибели более двух лиц, либо пострадавших — свыше 4 человек. Если авария масштабная, больше — 7 погибших либо больше 14 травмированных, то расследование проводится на региональном уровне и может длиться до 10 суток.

Любое, даже незначительное ДТП, в котором участвовал автомобиль юрлица, должно проходить обязательное производственное расследование. Длительность его зависит от типа предприятия и количества пострадавших.

Как провести служебное расследование на предприятии при ДТП: это нужно знать всем организациям и ИП!

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

Что это такое

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и ответственность за произошедшее каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства, возникшие до аварии;
  • причиныслучившегося, в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации, из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, наличия пострадавших и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта дорожно-транспортных происшествий установлены ПП РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех.

Независимо от места происшествия с участием ТС организации, ДТП должно быть учтено, а:

  • По действующим правилам — сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании.Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.
  • По вступающим в силу с 01.01.2021 г. правилам — у владельцев транспортных средств отсутствует обязанность сообщать в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнения этого положения и организуют проверки.

Служебное расследование

Собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Обратите внимание, что действие документа распространяется только на организации и учреждения Министерства автомобильного транспорта.

Не удивляйтесь давности этого Приказа — он действует до сих пор.

Цели расследования

Проведение служебного расследования необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Читайте также:
Профессия аниматора — кто это, чем занимается и где учиться

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при осмотре происшествия или воспользоваться этой формой, которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия, не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС, включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия, а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута, по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП;
  • погоду, осадки, освещённость;
  • дорожные условия, обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия, то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы, позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия, то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором документов, они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации. Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.
  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.
Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок, режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД, трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организованотехобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать здесь.

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

Читайте также:
Нормативная документация по охране труда в организации: перечень

Далее приводятся «Условия, предшествующие происшествию», пишется, кто и когда выпустил водителя на рейс, был ли пройден медосмотр, как он ехал и где он ехал шофёр.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документовиз ГИБДД, включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших.

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по этой ссылке. Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Сведения, содержащиеся в её первой части, сверяются ежемесячно с органами внутренних дел. Вторая часть предназначена для отчётности внутри организации.

Подведём итоги

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП, случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Заключение

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И РАЗБОРА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-15

Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта совместно с Управлением Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Настоящий руководящий документ разработан на основе Приказа Министра автомобильного транспорта от 05.08.75 N 13. Регламентирует основные задачи, порядок и сроки проведения служебного расследования дорожно-транспортного происшествия.

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок служебного расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и разбора их в предприятиях, организациях и учреждениях Минавтотранса РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. Служебному расследованию подлежат все без исключения дорожно-транспортные происшествия с участием подвижного состава Минавтотранса РСФСР.

1.4. Служебное расследование, как правило, должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в некоторых случаях в установленном порядке с техническими инспекторами профсоюза.

1.5. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше органов ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза. Принять меры к предотвращению “вторичных” происшествий и выявлению свидетелей происшествия.

Под “вторичным” происшествием понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного ДТП.

Если невозможно движение других транспортных средств, необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортных средств и относящихся к происшествию предметов и следов.

2. Порядок и сроки проведения служебного

расследования дорожно-транспортных происшествий.

Основные вопросы, подлежащие выяснению

2.1. Служебное расследование проводится:

2.1.1. Руководителем транспортного предприятия – всех дорожно-транспортных происшествий, происшедших с принадлежащими предприятию транспортными средствами в срок до 5 суток.

2.1.2. Руководителем территориального объединения – дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение телесных повреждений пяти и более человекам или гибели двух и более человек, а также случаев совершения происшествий водителями в нетрезвом состоянии или на железнодорожных переездах независимо от наличия пострадавших – в срок до 7 суток.

2.1.3. Руководителем республиканского объединения – дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших причинение телесных повреждений группе людей (из 8 и более человек) или гибель группы людей (из 4 и более человек) – в течение 7 суток.

2.1.4. Министром или лицом, им на то уполномоченным, – дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями.

Срок проведения служебного расследования для предприятий в особых случаях может быть продлен по разрешению начальника Управления главного ревизора по безопасности движения.

2.2. Руководитель, возглавляющий служебное расследование, для его проведения создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц.

2.3. Если возникновение происшествия связано с неудовлетворительным состоянием дороги или несоответствием ее обустройства требованиям действующих нормативных документов, для участия в служебном расследовании приглашаются представители дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся участки дорог, на которых произошло дорожно-транспортное происшествие.

Читайте также:
МРОТ в России – что это, минимальный МРОТ

2.4. Должностные лица, производящие служебное расследование должны:

осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства; зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положение транспортных средств, участвовавших в происшествии, следы торможения или качения автомобиля, а также предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия;

уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

С разрешения работников органов дознания или следствия необходимо:

ознакомиться с протоколами осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, талон технического паспорта, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

дату и точное время (местное) происшествия;

место происшествия: в городе – улица, район; на дороге – категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, – принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

модель и номерной знак транспортных средств;

число погибших и раненых (в том числе водителей, пассажиров, пешеходов);

техническое состояние транспортного средства;

характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

кто управлял транспортным средством – фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж в данном предприятии, на данном транспортном средстве; по возможности те же сведения о других водителях – участниках происшествия);

состояние водителя – здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

на каком часу работы водителя произошло происшествие;

цель поездки (по наряду); вид перевозок – международные, междугородные, городские, пригородные. По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

вид дорожно-транспортного происшествия;

погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога, освещенность: темное, светлое время суток, сумерки);

дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

очевидные причины происшествия.

все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению;

в отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить: при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе; кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию; исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии; не связано ли употребление спиртных напитков с использованием автомобиля в личных целях.

лиц, в результате нарушений которыми требований, правил, инструкций, приказов, возникло происшествие, и конкретные нарушения каждого из них.

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли связь между причинами возникновения происшествия и упущениями в работе по обеспечению безопасности движения службами предприятия, для чего необходимо проверить:

надежен ли контроль за работой водителей на линии и контроль за правильным оформлением путевых листов и товарно-транспортных документов, исключающий самовольное использование транспорта (отмечается ли время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра и т.д.);

принимает ли служба эксплуатации автотранспортного предприятия меры по пресечению нарушений порядка оформления путевых листов и товарно-транспортных документов;

принимаются ли меры к установлению места нахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж;

режим работы и отдыха водителя транспортного средства в предшествующий происшествию период;

имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины, и каким взысканиям он подвергался;

как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

какие меры принимаются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров грузовыми автомобилями);

обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

проверялось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

выполнялись ли правила перевозки людей на грузовых автомобилях;

техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем производилось техническое обслуживание автомобиля последний раз, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки со стороны водителя данного автомобиля на устранение каких-либо дефектов, как эти дефекты были устранены;

как в предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей; соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

как работает в предприятии комиссия общественного контроля за безопасностью движения;

соблюдение порядка стажировки водителей.

3. Составление акта служебного расследования

дорожно-транспортного происшествия

Акт, как правило, должен состоять из пяти основных разделов:

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в происшествии, их принадлежность; вид перевозок; фамилия, инициалы водителей, место происшествия, последствия, обстоятельства происшествия.

Второй раздел акта “Сведения о дорожных условиях” должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии дороги и его состоянии в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, условия видимости, наличие дефектов в обустройстве дороги и несоответствие дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется), наличие дорожных знаков и т.д.

В третьем разделе “Сведения о водителе” указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем в данном предприятии, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, состояние здоровья в момент совершения происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания администрации и ГАИ (если были – за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

В четвертом разделе “Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)” отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в ДТП, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО с указанием даты его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавших в ДТП.

Читайте также:
Профессия маркетолог: описание, где учиться

В пятом разделе “Заключение” или “Выводы” указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. Возбуждено ли уголовное дело.

Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших на разборе.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации, имеющих отношение к возникновению происшествия;

справка о состоянии профилактической работы в предприятии, в которой указываются недостатки, обнаруженные в результате проверки предприятия комиссией, и оценивается их связь с возникновением дорожно-транспортного происшествия;

приказы по предприятию, территориальному объединению, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; дисциплинарными воздействиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;

список погибших и пострадавших с указанием: фамилии, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

Акт служебного расследования направляется в организации, проводящие или участвующие в проведении служебного расследования, и в вышестоящие организации по подчиненности;

в территориальное объединение – по всем происшествиям с пострадавшими;

в республиканское объединение и Управление Главного ревизора по безопасности движения – с тремя и более погибшими или пятью и более ранеными.

При необходимости акт служебного расследования происшествия представляется органам следствия.

4. Разбор дорожно-транспортных происшествий

в предприятии, территориальном объединении

4.1. Руководитель предприятия должен обеспечить контроль за доведением до сведения каждого водителя и других работников предприятия причин и обстоятельств происшествия.

Руководитель предприятия в 5-суточный срок должен лично провести разбор всех происшествий с участием водителей предприятия, в которых есть пострадавшие или материальный ущерб не менее 450 руб., за исключением случаев, в которых водители предприятия явно невиновны.

4.2. Руководитель территориального объединения по каждому происшествию, при котором погибло два или пострадало пять и более человек, проводит разбор с аппаратом объединения в 7-дневный срок, а также с руководителями подведомственных предприятий на ближайшем совещании.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска обрезная по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов

Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.

Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.

Этапы специальной оценки условий труда

Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.

Этап 1. Подготовительный

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  • составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
  • составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.

Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.

Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?

Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  • Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
  • Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.

Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:

Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:

  • приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  • карточку организации с реквизитами для оформления договора;
  • штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  • список контингентов на медосмотр;
  • список работников, получающих гарантии и компенсации;
  • сведения о СНИЛС сотрудников;
  • перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.

Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.

  • Скачайте образцы в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о проведении специальной оценки условий труда, график проведения специальной оценки условий труда по договору оказания услуг.

В конце статьи есть шпаргалка

Этап 2. Технический

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.

Читайте также:
Налог на самозанятых граждан РФ: процент

Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.

Этап 3. Организационный

Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
  • план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.

Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

  • Скачайте образец в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о применении результатов СОУТ.

В конце статьи есть шпаргалка

Этап 4. Заключительный

Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.

Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:

  1. Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
  2. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).
  3. После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.

Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года

С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Учтите, что теперь:

  1. Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  2. Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.
  3. Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
  4. Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2020 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.

Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ

Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ

Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).

Читайте также:
Внешнее совместительство на полную или пол ставки: правила, образец

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:
Валовая прибыль: формула расчета по балансу и пример расчета

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: