Система управления охраной труда в организации – что такое СУОТ на предприятии

Положение о системе управления охраной труда – образец

  • Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации
  • Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа
  • Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии
  • Положение о системе охраны труда: структура
  • Раздел 1: титульный лист
  • Раздел 2: общие положения
  • Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников
  • Раздел 4: органы управления охраной труда
  • Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников
  • Раздел 6: проверка знаний сотрудников
  • Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда
  • Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве
  • Раздел 9: ответственность сотрудников
  • Перечень приложений
  • Где скачать образец положения о системе охраны труда
  • Итоги

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы оформления положения о системе управления охраной труда разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

  • контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
  • мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
  • разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
  • организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
  • практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
  • реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
  • реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
  • контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.
Читайте также:
Благодарность за работу – образец приказа, грамоты, письма

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Читайте также:
Сокращенный день перед праздником – ТК РФ, законодательство, что это такое

Итоги

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Система управления охраной труда в организации – что такое СУОТ на предприятии

Российский бухгалтер, N 11, 2016 год
Татьяна Евдокимова,
эксперт журнала

Система управления охраной труда

На работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Согласно требованиям ст.212 Трудового кодекса РФ с целью обеспечения безопасных условий труда работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраны труда.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст.209 Трудового кодекса РФ). Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками, который представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н с целью оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), разработки положения о СУОТ утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Положение).

Согласно ст.209 Трудового кодекса РФ под требованием охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Таким образом, работодателем осуществляется создание и обеспечение функционирования СУОТ с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Как указывает п.3 Положения, СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими у работодателя. При этом структура СУОТ может быть упрощенной. Возможен данный вариант при численности работников менее 15 человек. Не смотря на упрощение, СУОТ должен соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

СУОТ представляет собой единство:

а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:

– процедуру подготовки работников по охране труда;

– процедуру организации и проведения оценки условий труда;

– процедуру управления профессиональными рисками;

– процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

– процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

– процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

– процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

– процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

– процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

Намерения работодателя по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда, а также гарантии по выполнению принятых на себя обязательств отражаются в Политике по охране труда. Политика по охране труда представляет собой публичную документированную декларацию, которая обеспечивает:

1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

2) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

3) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

4) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

6) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

7) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

8) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

В Политике по охране труда отражаются:

1) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

2) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

3) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

Читайте также:
Брендбук компании: что это такое и как сделать

4) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и его обсуждение. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

В Политике по охране труда содержатся основные цели работодателя в области охраны труда. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

Законодательными нормами Трудового кодека РФ предусмотрены обязанности в сфере охраны труда как работодателя, так и работника. Так, в соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. Различные мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрены ст.213, 217, 218, 221-223, 225-229.2, 370 Трудового кодекса РФ. В свою очередь в соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Кроме того, согласно ст.214 Трудового кодекса работник обязан:

– соблюдать требования охраны труда;

– правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

– проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

– немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

– проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления. Рассмотрим, какие могут быть уровни управления, а также чьи обязанности по соблюдению безопасных условий труда в них прописаны.

1. Уровень производственной бригады или производственного участка:

Как составить положение об организации работы по охране труда

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

  • перечень ответственных за ОТ лиц, их права и обязанности;
  • порядок разработки и осуществления мероприятий по обеспечению ОТ;
  • порядок осуществления контролирующих мероприятий в области ОТ;
  • порядок прохождения обучения для руководителей и специалистов;
  • порядок финансирования мероприятий по ОТ (бюджет, статьи расходов, источники денежных средств);
  • процедура назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда.

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

Раздел Содержание
Общие положения Цель, нормативная база
Политика по ОТ Принципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятия Цели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТ Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТ Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедур Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
Контроль Описание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшений План по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документами Правила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, и работы по улучшению условий труда;
  • обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т. п.;
  • разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам, занятым на производстве с вредными и(или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнениями или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
  • гарантии прав работников на охрану труда;
  • деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда, для создания здоровых и безопасных условий труда;
  • наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
  • планирование мероприятий по охране труда;
  • неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда Общества;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т. п.;
  • осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда, Фонд социального страхования, прокуратуру, городскую администрацию, территориальный орган профсоюзов, Ростехнадзор (если на опасном производственном объекте), Роспотребнадзор (если острое отравление), родителям (лицам, их заменяющим) пострадавшего лица, осуществляющего трудовую деятельность или проходящего производственную практику; принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • заключает и организует совместно с профессиональным союзом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;
  • утверждает по согласованию с профессиональным союзом инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику;
  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Общества;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Общества по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • принимает меры совместно с профессиональным союзом по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • обеспечивает оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
  • несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Система управления
охраной труда

Что входит в услугу?

  1. Анализ данных, консультация, определение структуры СУОТ
  2. Комплексная разработка или доработка СУОТ и иной документации в области ОТ
  3. Разработка стратегии внедрения СУОТ
  4. Организация и внедрение мероприятий по ОТ, в том числе:
    • СОУТ
    • обучения
    • инструктажи
    • медосмотры
    • оценка рисков
    • СИЗ

Что такое система управления охраной труда (СУОТ)?

Система управления охраной труда (СУОТ) — это инструмент, который устанавливает политику и цели организации в соблюдении требований ОТ, а также описывает методы их достижения. По сути, это комплекс документов и мероприятий, которые помогают работодателю последовательно и эффективно сохранять жизнь и здоровье сотрудников, снижать травматизм и развивать культуру безопасности

По законодательству каждый работодатель обязан создать и внедрить СУОТ у себя в организации. Это означает, что каждый работодатель должен разработать, утвердить и реализовать мероприятия, которые наилучшим образом обеспечат безопасность работников

Основание для разработки СУОТ

Создать и обеспечить функционирование СУОТ работодателя обязывает статья 212 ТК РФ. Помимо этого, согласно ТК РФ, именно работодатель в целом несет ответственность за организацию работ по ОТ и обязан обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Выполнить эти обязанности работодателю помогает в том числе создание и внедрение СУОТ

Цели СУОТ

Основная цель СУОТ — обеспечить сотрудникам организации безопасные условия труда и снизить травматизм до нуля. Достичь этой цели одномоментно нельзя, это длительный процесс, поэтому в положении о СУОТ указывают промежуточные цели. Их можно реализовывать последовательно или параллельно — в любом случае они должны приближать основную цель

В этой связи в положении также указываются промежуточные цели, последовательная реализация которых приближает итоговую цель — нулевой травматизм. Количество установленных целей зависит от специфики деятельности организации

Если говорить более предметно, то у СУОТ есть следующие цели:

  1. Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений, в ходе технологических процессов, при работе с инструментами, оборудованием, сырьем и материалами
  2. Создать на каждом рабочем месте условия, соответствующие требованиям охраны труда
  3. Организовать контроль за условиями труда на рабочих местах
  4. Провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
  5. Информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья на работе и о том, какие им положены гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Сроки создания СУОТ

Действие ТК РФ, который регламентирует все, что касается СУОТ, распространяется на отношения работника и работодателя. Поэтому СУОТ должна быть в каждой функционирующей организации, в которой есть нанятые сотрудники. Каждый работодатель должен разработать СУОТ и положение о СУОТ, а также выпустить приказ об утверждении положения о СУОТ до того, как начнет нанимать сотрудников

Эксперты

Разработка СУОТ на предприятии

Положение о СУОТ

Положение о СУОТ — один из основных документов, касающихся безопасности труда в организации. Это основа, которая помогает организовать СУОТ и сделать ее рабочей, а также позволяет при необходимости корректировать и совершенствовать охрану труда в организации

В 2016 году Минтруд России выпустил приказ 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Этот приказ содержит типовой вариант положения — образец, который можно взять за основу при разработке своей СУОТ

В положении должны быть описаны не общие идеологические принципы безопасности в организации, а конкретные действия работодателя по управлению ОТ. Документ должен учитывать специфику деятельности организации, ее отрасль, масштаб, численность коллектива и другие особенности. Действие положения распространяется на всех работников организации

Работодатель может сам составить положение или привлечь для этого внешних специалистов. При разработке обязательно нужно учитывать мнение работников или уполномоченных ими представительных органов. Согласованное всеми сторонами положение нужно утвердить, выпустив приказ от лица работодателя

При разработке положения нужно учитывать последовательность управления: «организация СУОТ — планирование и применение разработанных мероприятий — контроль исполнения и оценка их эффективности — корректировка и совершенствование»

В положении о СУОТ, помимо прочего, должны быть два раздела:

  • политика работодателя в области безопасности труда (о ней ниже)
  • цели работодателя в области охраны труда

Распределение обязанностей

Разрабатывая положение о СУОТ, нужно не забыть распределить обязанности и назначить ответственных за реализацию целей, установленных в положении. Ответственных можно назначать на разных уровнях:

  • производственной бригады
  • производственного участка
  • производственного цеха/структурного подразделения
  • филиала/обособленного структурного подразделения
  • службы/нескольких структурных подразделений
  • работодателя в целом

Процедуры для достижения целей

Процедуры, которые помогут работодателю достичь его целей в соблюдении требований ОТ, описываются в специальном разделе. В нем же можно распланировать мероприятия для реализации этих процедур

По сути, получается цепочка от общего к частному:

  1. Цели охраны труда
  2. Процедуры для реализации этих целей
  3. Мероприятия для реализации этих процедур

Например, в организации высокий уровень тяжелого травматизма, который ежегодно превышает средние значения по отрасли в регионе. Цель работодателя в данном случае будет — снизить производственный травматизм. Чтобы достичь этой цели, придется изучить обстоятельства несчастных случаев и понять их причину. Это будет одной из процедур, необходимых для достижения цели. Мероприятиями в данном случае будут конкретные действия — запросить у специалиста по ОТ статистику и обстоятельства НС, изучить их и сделать вывод о причинах

Работодатель может выяснить, что большая часть НС произошла, например, по вине самих работников, которые не соблюдают требования охраны труда. Логически появляется следующая процедура — снизить число нарушений. Мероприятиями здесь могут стать дополнительные обучения и инструктажи для персонала, аудит системы снабжения средствами индивидуальной защиты, работа с начальниками отделов и цехов, поэтапное внедрение культуры безопасности и личного примера руководства на предприятии

Этот раздел — ключевой во всем положении о СУОТ. Он содержит список конкретных действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь поставленных целей. Правильно разработанный, этот раздел помогает работникам службы ОТ расставлять приоритеты и принимать именно те решения, которые приведут к достижению целей

Чтобы качественно составить этот раздел, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с травматизмом, предписания контрольно-надзорных органов, отчеты специалиста по ОТ о выявленных нарушениях требований безопасности и т.д.

Контроль и мониторинг СУОТ

Цели поставлены, процедуры и мероприятия разработаны. Следующий этап — мониторинг выполнения всех этих предписаний и в целом контроль эффективности СУОТ. Для этого работодатель должен разработать (и установить последовательность реализации) мероприятия, которые позволят:

  • оценивать соответствие текущей ситуации в охране труда и на рабочих местах тому, какой она была задумана, ее конкретным требованиям
  • определять эффективность процедур безопасности труда
  • получать данные, на основе которых будут принимать решения о дальнейшем совершенствовании СУОТ

Одновременно работодатель определяет основные виды контроля СУОТ и мониторинга процедур. Виды контроля могут быть следующие:

  • контроль процессов, которые выполняются периодически: СОУТ, обучения по ОТ, медосмотры
  • учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний
  • контроль эффективности функционирования СУОТ в целом

Результаты мониторинга и контроля СУОТ — это та основа, которая позволяет не только оценивать эффективность мероприятий и процедур, но и совершенствовать всю систему охраны труда, поэтому ими не стоит пренебрегать

СУОТ – система управления охраной труда на предприятии

Для клиентов

  • Где вас будут признавать?
  • График семинаров-тренингов
  • Отзывы
  • Список наших клиентов
  • Онлайн-обучение
  • Наши сертификаты
  • Оплата картой и договор оферты

Актуальные виды услуг

  • GDP для дистрибьюторов
  • GMP для производства косметики
  • ISO 13485
  • PPAP и инструменты IATF 16949
  • Информационная безопасность
  • Квалификация /валидация GxP
  • Разовое онлайн-консультирование

Под Системой Управления Охраной Труда (СУОТ) понимается часть системы управления организации, служащая для реализации политики в области охраны труда организации и управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (технологии, планирование, ответственность, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Другими словами.

СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность методов и средств управления, направленных на организацию обеспечения безопасности, сохранения жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
СУОТ включает в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению и устранению, а также осуществляет постоянный мониторинг и измерение результативности в области охраны труда.

Согласно статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь и статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников (работающих) в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Соблюдение конституционного права работников на здоровые и безопасные условия труда обеспечивается осуществлением политики в области охраны труда, а также осуществлением политики в области охраны труда на уровне организаций.

Планирование мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда на предприятии и осуществляется в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136.

Для планирования мероприятий по охране труда необходимо располагать объективной информацией, которая содержится в документах о паспортизации санитарно-технического состояния и аттестации рабочих мест по условиям труда, предписаниях органов надзора и контроля, актах о расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отчетности об условиях труда, травматизме и заболеваемости на производстве и других документах.

Планирование мероприятий осуществляется:

  • при разработке соответствующего раздела коллективного договора;
  • для реализации мер по ликвидации причин и последствий несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объектах.

При разработке Плана мероприятий по охране труда необходимо руководствоваться требованиями законодательства, а также нормативных правовых актов, предписывающих проведение комплекса мер по обеспечению безопасности производственного оборудования, производственных процессов, соблюдению прав работников на безопасные условия труда.

Следует отметить, что отличительной особенностью большинства мероприятий, подлежащих включению в План мероприятий по охране труда, является то, что они направлены на улучшение условий труда.
Наряду с этим в организации должна осуществляться текущая, «рутинная» деятельность по охране труда, которая включает:

  • обучение, повышение квалификации, проверка знаний и инструктирование по вопросам охраны здоровья и безопасности труда;
  • проведение обязательных медицинских осмотров работников;
  • приобретение медицинских препаратов и перевязочных средств;
  • проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приобретение средств индивидуальной защиты;
  • обеспечение ухода за средствами индивидуальной защиты;
  • приобретение средств профилактики заболеваний (смывающие и обезвреживающие средства, молоко и другие равноценные пищевые продукты, витаминные препараты, лечебно-профилактическое питание, подсоленная газированная вода);
  • проведение планово-профилактических и ремонтных работ по обеспечению безопасности производственного оборудования, технологической оснастки, инструмента, транспортных средств, объектов производственного и санитарно-бытового назначения;
  • поддержание в исправном состоянии противопожарных средств и инженерных средств защиты работников от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проверку исправности и пополнение запасов первичных средств пожаротушения;
  • отработку планов эвакуации, локализации аварийных ситуаций, противоаварийных и противопожарных тревог;
  • изготовление и приобретение необходимой бланочной документации;
  • подписку на периодические издания и приобретение нормативной документации и справочной литературы;
  • укрепление учебно-материальной базы кабинета и уголков по охране труда;
  • нанесение и восстановление сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • очистку вентиляционных установок и воздуховодов, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
  • разработку и пересмотр инструкций по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;
  • компьютеризацию деятельности по охране здоровья и безопасности труда;
  • проведение Дней охраны здоровья и безопасности труда, смотров состояния безопасности и гигиены труда;
  • предоставление компенсаций и льгот по условиям труда;
  • осуществление всех видов контроля;
  • проведение аудитов функционирования Системы управления охраной труда, мониторингов состояния условий, охраны здоровья и безопасности труда;
  • другие аналогичные мероприятия.

Изложенные мероприятия обеспечивают поддержание условий и охраны труда на сложившемся уровне.
Проведение указанных мероприятий предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами и носит обязательный характер.

В обязательном порядке в планы работ должны включаться мероприятия, обеспечивающие устранение опасностей.
При составлении планов работы приоритет следует отдавать мероприятиям, обеспечивающим улучшение условий труда большему числу работников.

Следует также иметь в виду, что целый ряд мероприятий по охране труда не требует затрат материальных и финансовых ресурсов или требует незначительного финансирования, и они должны включаться в план в обязательном порядке.
Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и отдельным работникам с указанием сроков исполнения.

Проекты планов мероприятий по охране труда перед их включением в коллективный договор целесообразно обсудить в коллективах подразделений.

Мероприятия, включенные в план работы, должны быть обеспечены финансированием, материальными ресурсами, проектно-сметной документацией и др.

В организации могут разрабатываться специальные планы работ по охране труда частного характера (по материалам расследования несчастных случаев, по выполнению предписаний органов надзора и контроля, по охране труда женщин и др.).

Целесообразно также составлять календарь-график мероприятий по охране труда. В указанный календарь-график целесообразно включить также мероприятия по контролю за проведением осмотров, освидетельствований, испытаний и диагностики опасных производственных объектов, получению (продлению сроков действия) лицензий и т.п.

Разъяснения о видах и условиях ответственности несовершеннолетних

Существует несколько видов юридической ответственности: уголовная, административная, гражданская, материальная, дисциплинарная. Мера (степень) ответственности зависит от возраста несовершеннолетнего. Дети, не достигшие 14-летнего возраста, являются (согласно законодательству Российской Федерации) малолетними, и до этого возраста ответственность за их проступки несут родители или законные представители (опекуны, приемные родители).

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и гражданскую, материальную и дисциплинарную ответственность.

Уголовную ответственность несут несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

– в судах на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

– в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

– на лиц совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 2 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учебы до получения базового образования, или достижением ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

Уголовное наказание выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетними, являются: штраф, лишение права заниматься определенной деятельность, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, так и при их отсутствии. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным осужденным несовершеннолетним наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего а также может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется, и несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административной правонарушение.

Административное правонарушение противоправное, виновное действие или бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Гражданская ответственность несовершеннолетних наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т.д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

В сфере гражданско-правовых отношений следует различать ответственность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положениями статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают: законные представители (родители, усыновители, опекуны); организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в эту организацию; образовательное, воспитательное, лечебное или иное учреждение, а также физическое лицо, обязанное осуществлять надзор над несовершеннолетним, на основании закона или договора.

В соответствии с положениями статьи 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств, за вред, причиненный не совершеннолетним, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают: сам несовершеннолетний на общих основаниях; его законные представители (родители, усыновители, попечители), в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда; организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в эту организацию.

К гражданской ответственности физическое лицо привлекается по решению суда.

Материальная ответственность наступает за причиненный работодателю ущерб работником в пределах своего среднего месячного заработка. Она возникает в случае, если несовершеннолетний вступил в трудовые правоотношения с работодателем.

По общему правилу письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет (статья 244 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1). Соответственно, несовершеннолетние работники не могут быть привлечены к полной материальной ответственности за причиненный ими ущерб. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 3 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, когда вред причинен:

– в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– в результате совершения преступления или административного проступка.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение поведения в образовательной организации, наказание состоит от объявления замечания о исключения из образовательной организации. Также дисциплинарная ответственность может применяться, если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.). Существуют три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение.

Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако, если причинен вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность форме возмещения ущерба. Указанные меры ответственности налагаются приказом работодателя

Несовершеннолетним об ответственности

Об ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

  • уголовной;
  • административной;
  • юридической;
  • дисциплинарной.

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет, но за многие деяния, которые являются преступлениями, с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома ). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Порядок привлечения к уголовной ответственности:

Если в милицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.

На стадии проверки, если несовершеннолетний имеет отношение к преступлению, его могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, то могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если несовершеннолетний является потерпевшим или свидетелем, то при допросе может, а если ему менее 14 лет, должен присутствовать педагог, а по желанию может также один из родителей. В этой ситуации, если подростку нет 16 лет, вызывать на допрос могут через твоих родителей или опекунов, либо через администрацию по месту учёбы или работы.

Если подростку 16 лет и больше, то за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний он может быть привлечён к уголовной ответственности, о чём предупреждают в начале допроса.

Если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Родители могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления об их допуске. Вызвать несовершеннолетнего на допрос могут только через законных представителей (родителей, опекунов); исключение составляет только случай, когда несовершеннолетний находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие родителей должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки ).

Если несовершеннолетний подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, он может быть задержан при условии, если был застигнут на месте преступления или сразу после его совершения, либо на него укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо у него будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена его личность. О задержании должны немедленно уведомляться родители или опекуны. С момента задержания несовершеннолетний имеет право требовать предоставления защитника (адвоката). Подростку должны сразу разъяснить, на каком основании и по какому подозрению его задерживают. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который необходимо внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать несовершеннолетнего могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.

После задержания несовершеннолетнего должны допросить. До начала допроса по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как описано выше.

Также надо иметь в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, но только для пресечения преступления и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, стремиться к тому, чтобы причинённый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям милиции.

Административная ответственность несовершеннолетних

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если несовершеннолетний совершает антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в его ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия ( безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).

Порядок привлечения к административной ответственности:

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но составить протокол о правонарушении может, например, и милиция. За совершение административного проступка тебя могут задержать. Срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться твои родители. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов тебя должны отпустить, но если ты прибыл в состоянии опьянения три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и выносится постановление о назначении административного наказания.

Защиту прав в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют родители или опекуны. Они и несовершеннолетний могут читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.

Административная и уголовная ответственность за одно и тоже правонарушение вместе налагаться не могут!

ответственность несовершеннолетних

Она наступает за причинение имущественного вреда или причинения вреда здоровью, чести и достоинству

ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если несовершеннолетний причинил вред здоровью или оскорбил честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если подростку нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный тобой вред будут нести его родители или опекуны.

Если подростку от 14 до 18 лет, он сам должен возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его недостаточно, возмещать будут родители.

Порядок привлечения к ответственности:

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что, если несовершеннолетний и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к подростку и / или его родителям. Пока подростку нет 18 лет, в суде по гражданским делам его интересы должны представлять родители (опекуны), но если уже есть 14 лет, то суд должен привлекать к участию в деле и несовершеннолетнего, если затронуты его права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сами истец и ответчик.

Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (например, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних

Она может применяться, только если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей ). Существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если будет причинён вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:

Указанные три меры ответственности налагаются приказам работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию или в профсоюз.

Иные меры, применяемые к несовершеннолетним

Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достигли возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен, 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.

К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применять такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища ). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 14 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: