Система оплаты труда работников образовательного учреждения: как устанавливается

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила[1] Рекомендации по установлению система оплата труда 2020 работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (далее – Единые рекомендации). В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Зарплата не меньше МРОТ.

При установлении система оплата труда 2020 год АУ следует учитывать обязательные нормы в части регулирования трудовых отношений, касающиеся оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

В частности, в силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера заработной платы с 01.01.2020 должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

С 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).

Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):

правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П;

перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым система оплата труда 2020.

Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ согласно разъяснениям КС РФ.

Выплата

Минимальный размер оплаты труда (12 130 руб.)

При сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление КС РФ № 38-П)

Доплата за совмещение

Дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Она не предполагает включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (Постановление КС РФ № 40-П)

Доплата за сверхурочную работу

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы (Постановление КС РФ № 17-П)

Кроме того, следует обратить внимание на пп. «а» п. 7 Единых рекомендаций. В нем отмечается, что в 2020 году не должно быть допущено снижение установленных указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 показателей рекомендации по оплата труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204.

Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2020 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и ветеринарии.

Оплата труда в учреждениях образования.

Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций. В нем обращено внимание, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии необходимо перераспределять средства, предназначенные для оплаты труда в организациях, таким образом, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников использовалось не менее 70 % фонда рекомендации по оплата труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям.

Необходимо определять предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 %. На оплату труда педагогических работников направлять 60 % от средств, идущих на заработную плату сотрудников организации.

Рекомендуется обеспечивать формирование систем оплата труда работников учреждения, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера, с учетом положений Письма Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 и Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2018 № 73н.

Оплата труда в учреждениях здравоохранения.

Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:

Не допускать в 2020 году снижения установленных Указом Президента РФ № 597 показателей оплаты труда медицинских работников.

Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 %.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников пре­дусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.

Повышение оплата труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производить по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Читайте также:
Военная ипотека: условия и особенности

Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.

Оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ № 204, осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40 %), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений.

Оплата труда в учреждениях культуры.

При формировании оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры следует продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 % заработной платы.

Для повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений нужно устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей эффективности деятельности.

Руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Оплата труда в учреждениях спорта.

В пункте 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта.

Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Повышение оплаты труда производится за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли оплату труда рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для ее выплаты в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера.

Для обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах «эффективного контракта».

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдолимпийских играх.

Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда учреждения средства на стимулирующие выплаты работникам в сфере физической культуры и спорта:

за результативное участие в подготовке спортсмена высокого класса;

за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ;

за интенсивность и высокие результаты работы и достижения.

При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендуется осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.

Оплата труда в ветеринарных учреждениях.

В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.

При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест следует активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 %.

При установлении выплат стимулирующего характера нужно предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также обращено внимание на установление специальных стимулирующих выплат за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Такая выплата может быть установлена:

главным ветеринарным врачам;

ведущим ветеринарным врачам;

ветеринарным врачам первой категории;

ветеринарным врачам второй категории;

ветеринарным врачам – эпизоотологам;

ветеринарным врачам – бактериологам;

ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам.

Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии рекомендовано за счет всех источников финансирования.

Формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии осуществляется с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

Заработная плата руководителей.

Положения по установлению заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.

Следует обратить внимание, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2020 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

Читайте также:
HR-брендинг — что это такое, принципы, инструменты

В соответствии с п. 27 Единых рекомендаций информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

Кратко сформулируем основные выводы:

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2020 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, МРОТ, который с 01.01.2020 составляет 12 130 руб.

В Единых рекомендациях приведены особенности формирования оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, ветеринарии.

Департамент образования Владимирской области

  • Главная
  • Департамент
    • Структура
    • Полномочия
    • Положение
    • Функции
    • Доклады и отчеты
    • Планы
    • Информация о результатах проверок
    • Перечень информационных систем
    • Ведомственный контроль
    • Муниципальные органы
    • Организации областного подчинения
  • Деятельность
  • Документы
  • Контакты
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы
    • От первого лица
    • Фотогалерея
    • Видео
    • Инфографика

Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования.

1. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г . № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено :

педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;

педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;

преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г . № 761 « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы » предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей , в том числе педагогов в системе учреждений культуры , до уровня не ниже среднего для учителей в регионе .

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г . № 1688 « О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей » предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных , медицинских организаций или организаций , оказывающих социальные услуги детям – сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей , до 100% от средней заработной платы в регионе .

2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.

3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?

Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.

6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.

Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:

– в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;

– в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.

Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.

Читайте также:
Нужна ли онлайн касса при ЕНВД

При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.

7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

– по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

– по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,15 = 8 234,07 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.

Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.

8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».

На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.

Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:

– по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;

– по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.

На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):

6 373*1,05*1,07*1,0*1,7 = 12 172,11 , где

1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);

1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;

1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;

1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.

Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования

Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.

Областным законом Ленинградской области от 20.12.2019 N 103-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ленинградской области» (далее – Закон об оплате труда);

Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» (далее – Положение о системах оплаты труда);

Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:

– в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Ленинградской области;

– в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы в Ленинградской области.

Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.

При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.

Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Читайте также:
Ротация кадров – что это, цели и задачи

Как определяется оклад работника образовательного учреждения?

В соответствии с Законом об оплате труда размер должностного оклада (оклады, ставки заработной платы) работников (за исключением руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений) устанавливаются правовым актом руководителя учреждения в размере не ниже минимального уровня должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) работника, определяемого путем умножения расчетной величины на межуровневый коэффициент.

Расчетная величина – показатель, установленный областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период, который применяется для расчета должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы).

Межуровневый коэффициент – показатель, устанавливаемый Правительством Ленинградской области по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, профессиональным квалификационным группам (в случаях, когда профессиональная квалификационная группа не содержит деления на квалификационные уровни), а также по должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, отражающий уровень квалификации работников.

К должностным окладам (окладам, ставкам заработной платы) работников (включая руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений) применяются повышающие коэффициенты, предусмотренные Положением о системах оплаты труда в учреждениях по видам экономической деятельности.

Оплата труда работников (включая руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений) включает в себя:

должностные оклады (оклады, ставки заработной платы);

Будет ли повышение зарплаты работникам образовательных учреждений в 2021 году?

На 2021 год согласно Областному закону Ленинградской области от 22.12.2020 № 143-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» для расчета должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) работников государственных учреждений Ленинградской области за календарный месяц или за выполнение установленной нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в порядке, установленном областным законодательством в сфере оплаты труда работников государственных учреждений Ленинградской области, с 1 января 2021 года применяется расчетная величина в размере 9 940 рублей, с 1 сентября 2021 года – в размере 10 340 рублей.

Будет ли при выплате средств за выполнение функций классного руководителя за счет федеральных средств отменена выплата из областного бюджета?

Выплата в размере 5000 рублей за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных организаций за счет федеральный средств будет предоставляться на каждого классного руководителя без учета наполняемости.

При этом выплаты за счет областного бюджета будут сохранены в полном объеме.

Возможно ли выплачивать работникам дополнительные профессиональные стимулирующие выплаты, которые руководитель определить самостоятельно, включив их в локальный нормативный акт учреждения?

Возможно. Однако выплаты стимулирующего характера должны соответствовать перечню, установленному Положению о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262).

В соответствии с данным Положением о системах оплаты труда выплаты стимулирующего характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с положением об оплате и стимулировании работников, утвержденным локальным нормативным актом учреждения, с учетом мнения представительного органа работников.

При этом, пунктом 4.4 Положения о системах оплаты труда определено, что установление работникам и руководителю иных стимулирующих выплат, кроме перечисленных в пунктах 4.2 и 4.3 данного Положения, не допускается.

Как будут выплачиваться надбавки за ученую степень и должность?

Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) компенсационные надбавки за должность доцента, профессора, декана, заведующего кафедрой не предусмотрены.

Однако, в связи с отменой вышеуказанных надбавок в новом Положении о системах оплаты труда были пересмотрены размеры межуровневых коэффициентов.

Так, с целью обеспечения эффективного соотношения гарантированной и стимулирующей части оплаты труда отмена была «компенсирована» посредством сопоставимого или большего увеличения межуровневых коэффициентов: для доцента – с 2,0 до 3,15, профессора – с 2,05 до 4,1, для зав. кафедрой – с 2,1 до 4,2, для декана – с 2,15 до 4,30.

Как определяется должностной оклад при совмещении?

В соответствии с новым Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) определение должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой должности.

Как определяется должностной оклад работника по новой системе оплаты труда?

В Положении о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) за основу взяты ключевые элементы системы оплаты труда, действовавшей в Ленинградской области с 2011 года, а именно: должностной оклад (оклад, ставка заработной платы) по должности (профессии), за исключением руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения, устанавливается учреждением в размере не ниже минимального уровня должностного оклада (оклада, ставки заработной платы), определяемого как произведение расчетной величины, устанавливаемой областным законом об областном бюджете Ленинградской области, и межуровневого коэффициента по соответствующей должности (далее – минимальный уровень должностного оклада (оклада, ставки заработной платы).

Устанавливаемый учреждением должностной оклад (оклад, ставка заработной платы) по должности (профессии) не может превышать минимальный уровень должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) более чем в два раза с учетом ограничений, установленных пунктом 2.2 указанного Положения.

Применение при расчете должностных окладов межуровневых коэффициентов, не установленных данным Положением, а также установление должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) по должностям, для которых не установлены межуровневые коэффициенты, не допускается.

Какие надбавки применяются к должностному окладу?

В соответствии с Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) к должностным окладам (окладам, ставкам заработной платы) работников (за исключением руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений) применяются повышающий коэффициент специфики территории и повышающий коэффициент уровня квалификации, значения которых определяются в соответствии с настоящим Положением.

Применение повышающих коэффициентов к должностному окладу (окладу, ставке заработной платы) работника не образует новый должностной оклад (оклад, ставку заработной платы) работника.

Какой применять межуровневый коэффициент по должности «водитель автобуса»?

В соответствии с новым Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) установлены межуровневые коэффициенты по должностям рабочих, замещающих должности по общеотраслевым профессиям рабочих.

Читайте также:
Выходное пособие при сокращении и увольнении - как рассчитать, размеры

В соответствии с этим предусмотрен межуровневый коэффициент по должности «водитель автомобиля»

При этом, постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» предусмотрена должность «водитель автомобиля».

В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих по должности «водитель автомобиля» вне зависимости от разряда закреплено управление автобусами.

Таким образом, по должности «водитель автобуса» применяется межуровневый коэффициент «водитель автомобиля».

Осуществляется ли надбавка за ученую степень руководителям, заместителям руководителя, главным бухгалтерам учреждений?

Нет. Надбавка за ученую степень устанавливается работникам учреждений кроме руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждений.

В соответствии со вторым абзацем пункта 2.5 постановления Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262 должностной оклад не может превышать более, чем в 2 раза минимальный уровень должностного оклада. Но у врачей межуровневый коэффициент равен 2,05.

Минимальный уровень должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) это произведение расчетной величины, устанавливаемой областным законом об областном бюджете Ленинградской области, и межуровневого коэффициента по соответствующей должности.

В соответствии пунктом 11 приложения № 16 постановления Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262 компенсационные выплаты в размере 20 процентов за работу с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается только тем сотрудникам, которые указаны в пункте 12 примечания?

Да. Выплата назначается педагогическим работникам, вожатым, помощникам воспитателя, дежурным по режиму, младшим воспитателям, психологам, а также медицинским работникам, непосредственно работающим с детьми указанной категории. Конкретный размер выплаты устанавливается в трудовом договоре или соглашении с работником.

Предусмотрена ли в действующей системе оплаты труда надбавка за квалификационную категорию?

В соответствии с новым Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) предусмотрен повышающий коэффициент уровня квалификации для работника, включающий надбавку за квалификационную категорию, именно:

Квалификационная категория, классность:

  • высшая категория – надбавка 0,30
  • первая категория – надбавка 0,20
  • вторая категория – надбавка 0,10

Предусмотрена ли в действующей системе оплаты труда надбавка за стаж?

В соответствии с новым Положением о системах оплаты труда (постановление Правительства Ленинградской области от 30.04.2020 № 262) выплаты стимулирующего характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с положением об оплате и стимулировании работников, утвержденным локальным нормативным актом учреждения, с учетом мнения представительного органа работников.

Данное Положение о системах оплаты труда не предусматривает надбавки за стаж работы.

Порядок выплаты надбавки специалистам, за работу в сельской местности.

Специалистам образования, работающим на селе в соответствии со статьей 22 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1, оклады (ставки) заработной платы были увеличены на 25 %.

Однако, данный закон был отменен в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С целью недопущения снижения уровня заработной платы специалистов, работающих в сельской местности, Правительством Ленинградской области было принято решение о соответствующем увеличении стимулирующего фонда.

В настоящее время нормативы финансирования на реализацию программ дошкольного, начального, основного и среднего образования учитывают повышенный уровень стимулирующих выплат для специалистов, работающих в сельской местности.

Производится ли оплата за дополнительную работу руководителям школьных спортивных клубов?

Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.03.2021 № 157 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2020 года № 262 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности и признании утратившими силу полностью или частично отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» для педагогических работников общеобразовательных организаций за выполнение функций руководителя школьного спортивного клуба предусмотрены компенсационные выплаты в размере 5000 руб.

Оплата труда работников бюджетной сферы в 2021 году

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. Их учитывают при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. Их учитывают при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений.

Положения документа во многом сходны с теми, которые были утверждены на 2019 год. Но есть и дополнения.

Рассмотрим основные из них.

Комиссия рекомендовала учитывать мнение Конституционного Суда РФ и поручения Президента РФ

Устанавливать оклады (должностные оклады), ставки зарплаты работников необходимо с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В соответствии с ними при сравнении зарплаты с МРОТ нельзя брать в расчет следующие выплаты:

– оплату сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;

– “северные” надбавки и районные коэффициенты;

– доплаты за совмещение должностей.

Кроме того, фиксируя оклады и ставки, необходимо принимать во внимание перечень поручений президента по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

Определяя размер зарплаты, нужно ориентироваться на достижение национальных целей

При установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений необходимо обеспечить достижение национальных целей, определенных президентом. Также нельзя допускать снижение показателей оплаты труда отдельных категорий работников.

Если у работников госучреждений регионов и муниципальных учреждений нет нужного образования, нельзя применять понижающие коэффициенты

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе утверждать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия среднего профессионального или высшего образования.

Такой запрет распространяется на случаи, когда на должность принимается лицо, у которого отсутствует среднее профессиональное или высшее образование.

Ранее запрет распространялся только в отношении служащих, не имеющих высшего образования.

Зарплата педагогов в фонде оплаты труда образовательного учреждения не может быть ниже 60%

Органы власти и руководители образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования должны определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40%.

Читайте также:
Самые востребованные профессии в будущем в России и мире

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты медработников должна составлять 55%

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда должна быть активизирована работа по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников. Речь идет об обеспечении доли выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55%.

Уменьшить зарплату медработников нельзя без улучшения условий труда

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Проведение данных мероприятий должно быть в плане мероприятий по улучшению условий труда, подтверждено актами выполненных работ, приема в эксплуатацию оборудования и производственных участков, другими документами и последующими инструментальными измерениями уровня воздействия вредных производственных факторов.

Работники сельских учреждений культуры вправе получать повышенную зарплату

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Доля окладов работников учреждений физкультуры и спорта в фонде оплаты труда не может быть ниже 70%

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли, совершенствования систем оплаты труда работников рекомендовано перераспределять средства на зарплату. На установление окладов (должностных окладов), ставок зарплаты должно направляться не менее 70% фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда на компенсационные выплаты).

Работники учреждений физкультуры и спорта могут получать дополнительные выплаты за определенные достижения

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Комиссия рекомендовала устанавливать стимулирующие выплаты следующим работникам:

– тренерам этапа начальной подготовки и тренировочного этапа – за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку;

– тренерам, которые трудоустроились в организацию, где они проходили спортивную подготовку в качестве спортсменов на этапах спортивной подготовки;

– тренерам осуществляющих спортивную подготовку организаций, расположенных в сельской местности;

– тренерам и иным специалистам, участвующим в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГТО.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Минимальная доля оклада в структуре зарплаты ветеринарных работников должна составлять 70%

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в госучреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест нужно обеспечить долю выплат по окладам ветеринарных работников в структуре зарплаты не ниже 70%.

Работники учреждений ветеринарии могут получать доплату за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных

Устанавливая выплаты стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников, следует предусмотреть показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности.

Главным ветеринарным врачам, ведущим ветеринарным врачам, ветеринарным врачам, ветеринарным врачам 1 и 2 категорий, ветеринарным врачам-эпизоотологам, ветеринарным врачам-бактериологам, ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам могут устанавливаться стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Доплаты и надбавки – дополнительная оплата труда работников

На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Она исчисляется исходя из размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок. При этом возникают различные вопросы, на которые найти однозначные ответы в нормативно-правовой базе достаточно трудно. Неправильное исчисление доплат и надбавок приводит к разногласиям с проверяющими органами. Поэтому рассмотрим, какие существуют доплаты и надбавки и как они исчисляются.

Доплаты

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами:

–за тяжелые, вредные или опасные работы;

–за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

–за работу в ночное время;

–за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

–за выполнение работ различной квалификации;

–за совмещение профессий.

При этом нужно учитывать следующее:

–установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством;

–доплаты не могут быть отменены решением учреждения;

–доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.

Заслуживает особого внимания порядок начисления оплаты работ различной квалификации, связанный с определенными трудностями, поскольку ее путают с оплатой труда при совмещении профессий (должностей). Рассмотрим особенности исчисления оплаты работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей) и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Оплата труда при выполнении работ различной квалификации регламентируется ст. 150 ТК РФ. Следует учитывать, что выполнение таких работ осуществляется в рамках одной профессии или должности (одной трудовой функции) и в течение нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии с Трудовым кодексом труд работника, выполняющего работы различной квалификации, должен оплачиваться исходя из расценок по более высокой квалификации. Соответственно, доплаты, например, за особые условия работы, климатические условия исчисляются исходя из процентной ставки доплаты к окладу, установленному по более высокой квалификации.

Пример 1.

Согласно штатному расписанию оклад водителя легкового автомобиля составляет 6 000 руб., грузового – 7 000 руб. На основании трудового договора водитель трудится как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Ему установлена доплата в размере 20% от оклада за особые условия работы.

Заработная плата водителя за месяц составит 8 400 руб. (7 000 руб. + (7 000 руб. х 20%)).

Трудовой кодекс не ставит оплату труда работников-повременщиков при осуществлении ими работ различной квалификации в зависимость от количества труда, затраченного ими для выполнения работы более высокой квалификации. Если фактически затраченное время на такие работы поддается учету, а работник, которому установлена повременная оплата труда, большую часть рабочего времени выполнял работу более низкой квалификации, независимо от этого оплата его труда должна производиться исходя из оклада, предусмотренного по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Читайте также:
Профилактика профессионального выгорания представителей разных профессий

Если работник в течение рабочего времени выполняет несколько трудовых функций, это является совмещением профессий (должностей). Таким образом, под совмещением профессий (должностей) следует понимать одновременное выполнение сотрудником своей основной работы по трудовому договору и дополнительной работы по другой профессии (должности). Частным случаем совмещения профессий (должностей) является выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В этом случае к совмещению профессий (должностей) нормы ст. 150 ТК РФ применить нельзя. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется ст. 151 ТК РФ. Согласно данной статье работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от его основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, расчет доплат зависит от методики их исчисления, утвержденной в локальных актах учреждения, но с учетом положений Трудового кодекса РФ.

Однако данной статьей установлен основной критерий, который должен приниматься во внимание сторонами при определении размера доплаты. Таким критерием является содержание и (или) объем дополнительной работы. В локальных актах организации можно предусмотреть доплату в твердой денежной сумме.

Пример 2.

Трудовым договором с работником предусмотрено совмещение профессий водителя (основная профессия) и экспедитора (дополнительная профессия) с доплатой в размере 2 000 руб. к заработной плате по основной профессии.

В июле работнику по основной профессии начислены следующие денежные суммы:

–тарифная ставка (за месяц) – 7 000 руб.;

–премия за июль – 800 руб.

Заработная плата работника с учетом доплаты за совмещение должностей составит 9 800 руб. (7 000 + 800 + 2 000).

Кроме того, доплаты могут устанавливаться в процентах к тарифной ставке (окладу).

Пример 3.

На секретаря организации с окладом 10 000 руб. возложены обязанности временно отсутствующего по болезни инспектора отдела кадров, оклад которого –12 000 руб. Приказом руководителя организации за увеличение объема работы секретарю установлена доплата в размере 40%. (Согласно условиям коллективного договора данная процентная ставка устанавливается к окладу работника по основной работе.)

Помимо окладов секретарю выплачивается доплата в размере 10% от оклада, инспектору отдела кадров – 15%.

Оплата труда секретаря составит 15 000 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + (10 000 руб. х 40%)).

Обратите внимание: надбавка к окладу инспектора отдела кадров не учитывается при исчислении заработной платы секретаря.

Совмещение профессий (должностей) следует отличать от работы по совместительству. Если при работе по совместительству оплата осуществляется в полном объеме в соответствии с заключенным трудовым договором, то за совмещение профессий работнику производятся доплаты, размер которых устанавливается по соглашению работника и работодателя. На сегодняшний день законодательством не определены минимальные размеры доплат за совмещение профессий или должностей, поэтому в локальных актах организации также может быть предусмотрена доплата в процентах к заработной плате работника.

Пример 4.

Изменим условия примера 3. За месяц секретарю были выплачены ежемесячная премия в сумме 800 руб. и материальная помощь – 1 000 руб. За увеличение объема работ приказом руководителя ей установлена доплата в размере 40% от заработной платы.

За увеличение объема работ секретарю начислят 4 720 руб. ((10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб.) х 40%).

Заработная плата секретаря с учетом доплаты за совмещение должностей составит 17 520 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб. + 4 720 руб. + 1 000 руб.).

Однако действие ст. 151 ТК РФ не распространяется на случаи, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью исходя из действующих норм трудовых затрат по основной работе.

Выше было рассмотрено исчисление доплат за работы различной квалификации, совмещение профессий, выполняемых в течение рабочего дня. Иногда приходится замещать работника, отсутствующего по болезни или по другим причинам, не только в свое рабочее время. Оплата часов, отработанных за время отсутствия заболевшего работника по указанным причинам, – почасовая. В данном случае доплата исчисляется исходя из размера оплаты одного часа указанной работы в месяц, определяемой путем деления месячной ставки заработной платы работника в соответствии с разрядом ЕТС на установленную норму часов в текущем периоде, умноженной на количество часов замещения.

Если норма рабочего времени для отдельных категорий работников отличается от установленной ТК РФ, то порядок определения размера оплаты одного часа отличается от рассмотренного выше. В гл. 5 совместного Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки № АФ-947/96 (далее – Письмо № АФ-947/96) для педагогических работников образовательных учреждений почасовая оплата труда применяется:

–за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев;

–за часы педагогической работы, отработанные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

–при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

Читайте также:
Минимальная заработная плата - чем отличается от МРОТ

–при оплате часов преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации в соответствии с п. 4.1 Единых рекомендаций;

–при оплате преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Согласно п. 5.1 Письма № АФ-947/96 размер оплаты одного часа указанной работы в месяц определяется путем деления месячной ставки работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Пример 5.

Продолжительность рабочего времени воспитателя дошкольного учреждения составляет 36 час. в неделю. Помимо своего рабочего дня он отработал за заболевшего коллегу 10 часов. Воспитателю установлен оклад – 2 958,48 руб., доплаты за особые условия труда – 15% к окладу, за выслугу лет – 20% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате. У его заболевшего коллеги оклад – 3 200 руб., надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате.

Рассчитаем заработную плату воспитателя.

Для исчисления оплаты труда воспитателя при замещении им отсутствующего на время болезни другого воспитателя следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.

Определим среднемесячное количество рабочих часов по 5-дневной неделе.

В 2007 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней, в том числе 6 предпраздничных дней (22 февраля, 7 марта, 22 апреля, 8 мая, 9 июня, 29 декабря), и 116 выходных дней с учетом 2 дополнительных дней отдыха 8 января, 5 ноября в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 7 января, 4 ноября с выходными днями.

((36 час. х 249 дн. / 5 дн.) – 6 час.) / 12 мес. = 148,9 час., где 6 час. – предпраздничные часы.

Начислим зарплату из расчета часовой ставки и количества рабочих часов:

2 958,48 руб. / 148,9 час. х 10 час. = 198,69 руб.

По основному месту работы воспитателя его заработная плата составит 4 393,35 руб.:

–оклад – 2958,48 руб.;

–надбавка за особые условия труда – 443,77 руб. (2 958,48 руб. х 15%);

–надбавка за выслугу лет – 591,70 руб. (2 958,48 руб. х 20%);

–губернаторская надбавка – 399,40 руб. ((2 958,48 + 443,77 + 591,7) руб. х 10%).

Заработная плата воспитателя за месяц – 4 592,04 руб. (198,69 + 4 393,35).

Виды надбавок

Надбавки носят стимулирующий характер. К ним относятся надбавки за классность, непрерывную работу, выслугу лет, высокое качество, напряженность и интенсивность труда и различные достижения в работе. Они устанавливаются локальными актами организации в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне, и представляют собой утвержденный процент к месячной ставке (окладу) работника по основной должности или абсолютную величину.

Так, в соответствии с п. 6.1 Положения об оплате труда старшим врачам станций скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему персоналу выездных бригад скорой медицинской помощи надбавки выплачиваются в размере 30% тарифного оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы. Вместе с тем общий размер надбавки не должен быть более 80% оклада.

Пример 6.

П. Н. Круглов работает в должности старшего врача выездной бригады скорой медицинской помощи и имеет первую квалификационную категорию. Ему установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда с окладом 3 434,67 руб. Стаж работы на станции скорой медицинской помощи – два года. Вместе с тем П. Н. Круглов устроился на работу, имея стаж, дающий право на 30%-ную надбавку.

Работнику положена надбавка в размере 55% (30 + 25).

Произведем расчет оплаты труда П. Н. Круглова:

а) надбавка за непрерывную работу составит 1 889,07 руб. (3 434,67 руб. х 55%);

б) общий заработок – 5 323,74 руб. (3 434,67 + 1 889,07).

В случае если работнику предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом ставки сначала увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.

Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

ССБТ. Система стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила организационно-технического, метрологического, санитарно-гигиенического характера, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Целью ССБТ является установление комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области стандартизации безопасных условий труда.

ССБТ не исключает действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в том числе и правил, утвержденных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

ГОСТ ССБТ является государственным стандартом национального и международного характера. Можно выделить следующие особенности данной категории:

  • соблюдение стандартов носит обязательный характер и распространяется на все субъекты РФ;
  • утверждение стандартов осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. До 2004 года вышеупомянутый орган именовался «Госстандарт».

Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения (переиздания) стандарта.

Читайте также:
Система управления охраной труда в организации – что такое СУОТ на предприятии

Примеры: ГОСТ 12.0.001–82, ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031 и др.

В ССБТ входят следующие классификационные группировки:

0 – организационно-методические стандарты;

1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам;

4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Стандарты группы «0» устанавливают:

организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.);

требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда, управление системой охраны труда и др.).

Стандарты группы «1» устанавливают:

  • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
  • методы контроля нормируемых параметров и характеристики опасных и вредных производственных факторов;
  • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственному оборудованию;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «3» устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным процессам;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» устанавливают:

  • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
  • методы контроля и оценки средств защиты;
  • классификацию средств защиты.

Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются межгосударственными стандартами. В необходимых случаях государства — участники Соглашения могут разрабатывать национальные стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4, развивающие и конкретизирующие положения межгосударственных стандартов ССБТ.

Национальные стандарты ССБТ должны быть гармонизированы с межгосударственными стандартами ССБТ и не должны нарушать их требования, а также правила и нормы безопасности, установленные органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Установлены следующие категории стандартов:

  • межгосударственные стандарты (ГОСТ М);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • республиканские стандарты (РСТ);
  • стандарты предприятий (СТП).

Стандарт отрасли ОСТ 68-12.0.01-02 “Отраслевая система стандартов по безопасности труда. Основные положения” (утв. и введен в действие приказом по Роскартографии от 6 сентября 2002 г. N 136-пр)

ГАРАНТ:

См. также ГОСТ Р 12.0.001-2013 “Система стандартов безопасности труда. Основные положения”, утвержденный приказом Росстандарта от 19 сентября 2013 г. N 1074-ст

1 Разработан Центральным ордена “Знак почета” научно-исследовательским институтом геодезии, аэросъёмки и картографии им. Ф.Н. Красовского (ЦНИИГАиК).

Директор института Н.Л. Макаренко

зав. ОСМОГИ А.И. Спиридонов

2 Внесен НТУ Роскартографии

Начальник НТУ В.Н. Александров

3 Утвержден и введен в действие Приказом по Роскартографии N 136-пр от 06 сентября 2002 г.

4 Введен впервые

Дата введения 1 января 2003 г.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает назначение, структуру и содержание отраслевой системы стандартов по безопасности труда (далее – ОССБТ), а также построение, содержание и порядок согласования стандартов этой системы.

Положения настоящего стандарта распространяются на стандарты, направленные на обеспечение безопасности при всех видах работ, выполняемых в системе Роскартографии.

Стандарт разработан на основе и в развитие ГОСТ 12.0.001.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” N 181-ФЗ от 17.07.1999

ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения

ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ССБТ. Основные положения

ССБТ. Термины и определения

ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ССБТ. Метрологическое обеспечение в области безопасности труда. Основные положения

ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности труда

ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

Постановление Министерства труда РФ N 65 “Об утверждении типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций” от 12.10.1994

Госкомсанэпиднадзор России от 12.07.1994 г.

“Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”

Постановление Минтруда N 12 “Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда” от 14 марта 1997 г.

Приказ Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России N 280/88 “Об утверждении временных Перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников” от 05.10.1995

Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах

Методические рекомендации. О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Роскартографии

Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

3. Определения, обозначения и сокращения

Применяемые термины – в соответствии с ГОСТ 12.0.002.

3.2. Обозначения и сокращения

Государственная система стандартов по безопасности труда – ССБТ

Отраслевая система стандартов по безопасности труда – ОССБТ

Геодезические и картографические инструкции, нормы, правила – ГКИНП

Нормативные документы – НД

Правила по технике безопасности – ПТБ

4. Общие положения

4.1. Требования стандартов ОССБТ должны соответствовать требованиям Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, Государственных стандартов ССБТ серии 12.; взаимоувязаны с требованиями, рекомендациями, нормами и правилами, изложенными в Постановлении Министерства труда РФ N 65 от 12.10.1994, Р 2.2.013-94, Приказе Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России N 280/88 от 05.10.1995, ПТБ-88, СанПиН 2.2.2.542; положениями нормативных документов серии ГКИНП, действующих отраслевых стандартов и нормативных документов, регламентирующих безопасность труда.

4.2. Требования, установленные стандартами ОССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в технических условиях, в нормативно-технической, конструкторской, технологической, эксплуатационной и проектной документации на конкретную продукцию и виды работ в геодезической и картографической деятельности.

4.3. В Приложении “А” (информационном) дан перечень стандартов Государственной системы стандартов по безопасности труда, содержащих общие положения и общие требования ССБТ, в Приложении “Б” (информационном) дан перечень действующих отраслевых стандартов и нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасности труда.

Читайте также:
Административный отпуск без сохранения зарплаты: нормативное регулирование

5. Структура отраслевой системы стандартов по безопасности труда

5.1. Отраслевая система стандартов по безопасности труда включает группы, приведенные в таблице:

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам и применению средств защиты работающих

Стандарты требований к производственным, камеральным, бытовым помещениям и сооружениям, к санитарно-бытовым условиям при проведении геодезических и картографических работ

5.2. Стандарты группы “0” устанавливают:

– организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ОССБТ и др.);

– требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

5.3. Стандарты группы “1” ОССБТ устанавливают:

– дополнительные требования к требованиям группы “1” ССБТ по специфическим особенностям опасных и вредных производственных факторов и воздействия окружающей среды при полевых и других видах работ в отрасли;

– предельно допустимые значения параметров и характеристик; опасных и вредных производственных факторов и воздействия окружающей среды;

– методы их контроля;

– методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов и воздействия окружающей среды.

5.4. Стандарты группы “2” ОССБТ устанавливают:

– требования безопасности к видам и типам производственного оборудования, требования безопасности к рабочим местам;

– требования безопасности к видам производственных процессов при конкретных условиях их выполнения (например, с применением транспортных средств; при поверке приборов в условиях стационара или в полевых условиях);

– требования к применению средств защиты работающих при выполнении конкретных видов производственных процессов;

– методы контроля выполнения требований безопасности.

5.5. Стандарты группы “3” устанавливают:

– требования к бытовым помещениям и сооружениям в зависимости от их назначения при проведении полевых работ в части обеспечения безопасности пользующихся ими и работающих на них людей; требования к санитарно-бытовым помещениям; требования к санитарно-бытовым условиям при проведении конкретных видов полевых работ в различных природных условиях в части обеспечения сохранения здоровья работающих;

– требования к бытовым помещениям и сооружениям при их установке (например, палатки) или строительстве, эксплуатации, ремонте и реконструкции;

– методы контроля соблюдения требований безопасности к бытовым помещениям, сооружениям и к санитарно-бытовым условиям.

6. Обозначения стандартов ОССБТ

Обозначение отраслевого стандарта ОССБТ должно состоять из: обозначения категории НД (например, ОСТ); индекса 68, обозначающего принадлежность данного стандарта к стандартам отрасли; регистрационного номера, первые две цифры которого (12 с точкой) определяют принадлежность стандарта к комплексу ОССБТ; последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и две последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения или пересмотра стандарта.

Структура обозначения должна выглядеть так:

Пример обозначения: ОСТ 68-12.0.01-02

7. Построение, содержание и оформление стандартов ОССБ

7.1. Построение, содержание и изложение стандартов ОССБТ – по ГОСТ Р 1.5 и настоящему стандарту.

Оформление стандартов – по ГОСТ Р 1.5.

7.2. Наименование стандарта ОССБТ должно состоять из группового заголовка – “Отраслевая система стандартов по безопасности труда”, заголовка, устанавливающего объект стандартизации, и подзаголовка, уточняющего объект стандартизации или характер требований (например, “Общие требования безопасности”).

7.3. Организационно-методические стандарты ОССБТ, устанавливающие требования при ведении полевых работ, должны содержать:

– требования к организации безопасного ведения полевых работ в различных природных условиях с учетом требований при производстве работ повышенной опасности, возможности чрезвычайных ситуаций, защиты от преступлений;

– требования к персоналу;

– порядок оформления готовности к полевым работам;

– требования безопасности следования по маршрутам;

– порядок обучения и аттестации персонала по вопросам безопасности труда.

7.4. Стандарты ОССБТ, устанавливающие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, должны содержать:

– нормируемые параметры и характеристики опасных и вредных производственных факторов, определяющие их воздействие на организм человека;

– предельно допустимые значения параметров и характеристик погодно-климатических факторов в рабочей зоне, обеспечивающие безопасность труда при ведении полевых работ (топографо-геодезические работы, аэрофотосъемка и др.) на конкретной местности (равнина, тайга, болотистая или горная местность и др.) с учетом опасных биологических факторов;

– методы по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов;

– методы контроля параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов.

7.5. Особенности построения и содержания стандартов ОССБТ, устанавливающие требования безопасности к производственному оборудованию, – по ГОСТ 12.2.003-74.

7.6. Особенности построения и содержания стандартов ОССБТ, устанавливающих требования безопасности к производственным процессам, – по ГОСТ 12.3.002-75.

7.7. Стандарты и разделы стандартов, устанавливающие требования к применению средств защиты работающих, должны содержать:

– перечень средств защиты при конкретных видах работ в конкретных условиях, правила их применения;

– требования к эксплуатации, уходу и хранению средств защиты при проведении всех видов работ в различных условиях (полевые, камеральные и т.д.);

– методы контроля показателей качества и оценки состояния средств защиты в процессе эксплуатации.

8. Согласование окончательных редакций проектов стандартов ОССБТ

Окончательная редакция проектов отраслевых стандартов серии ОССБТ подлежит по ГОСТ Р 1.4 обязательному согласованию с Территориальным органом профсоюза рабочих геологии, геодезии и картографии, а также с Головной организацией по стандартизации системы Роскартографии.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Стандарт отрасли ОСТ 68-12.0.01-02 “Отраслевая система стандартов по безопасности труда. Основные положения” (утв. и введен в действие приказом по Роскартографии от 6 сентября 2002 г. N 136-пр)

Настоящий Стандарт отрасли введен в действие с 1 января 2003 г.

Текст ОСТа (отраслевой стандарт) официально опубликован не был

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: