Сертификация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование

С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации

Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:

– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.

Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).

Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.

Привлечение аттестующей организации

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:

– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;

– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).

Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .

Оценка параметров рабочих мест

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Читайте также:
Какие самые востребованные профессии в России: уровень заработных плат

Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

– профессии или должности одного наименования;

– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).

Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:

– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;

– травмобезопасность рабочего места;

– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).

Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).

Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:

– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;

– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;

– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;

– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).

Документальное оформление аттестации

Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:

– создаётся аттестационная комиссия;

– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);

– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).

В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):

– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);

– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);

– представители аттестующей организации.

Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).

До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.

В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;

– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);

– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;

– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;

– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;

– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;

– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

Читайте также:
Самые скучные профессии в России и мире

– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.

После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.

Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте www.moedelo.org .

Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).

После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);

сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).

Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.

Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).

Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).

Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест

За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:

– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;

– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Сертификация рабочих мест по условиям труда

I. Общие положения и основные понятия

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц (далее – организации), за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

2. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда , оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

3. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34);

нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

Читайте также:
Можно ли отказаться от командировки – ТК РФ

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

5. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

6. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:

– после замены производственного оборудования;

– изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

– при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

7. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

8. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Стоимость СОУТ

Транспорт и энергетика

от 450 (договорная)

от 650 (договорная)

от 650 (договорная)

от 650 (договорная)

МЦОТ «Экспертиза» предоставляет услуги по проведению специальной оценки условий труда. Сумма оплаты рассчитывается в индивидуальном порядке согласно тарифам. Благодаря отсутствию фиксированных цен заказчики платят строго за выполненный объем работ на объекте.

Процедура специальной оценки с 2014 года является обязательной для всех предприятий и организаций. Оно пришло на смену аттестации рабочих мест с принятием Федерального Закона № 426 от 28.12.2013 года.

СОУТ представляет собой комплексные и последовательные мероприятия, которые позволяют идентифицировать наличие опасных и вредных факторов на производстве. В качестве объектов исследований выступают конкретные рабочие процессы и среды, оказывающие негативное воздействие на работника в той или иной степени. При этом учитывается степень отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов, утвержденных на государственном уровне. Берется во внимание эффект от применения средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.

Характеристики рабочих мест, влияющие на стоимость СОУТ

На первоначальном этапе эксперты разделяют производственные зоны по категориям. Такое действие выполняется на основании идентификации вредных факторов, выявленных в результате первичного внешнего осмотра.

  • 1 группа — места сотрудников, условия труда на которых относятся к безопасным, что очевидно без дополнительных исследований.
  • 2 группа — производственные зоны, где идентифицированы подлежащие изучению и оценке опасные факторы.

Тарификация услуг МЦОТ «Экспертиза» осуществляется в зависимости от того, к какой из двух групп относится рабочее место. Цены на спецоценку объектов первой категории будут ниже в связи с минимальными трудозатратами специалистов.

Кроме того, необходимо отметить, что при наличии в компании большого количества идентичных рабочих мест, допускается проведение специальной оценки условий труда для нескольких из них. Таким образом, это позволяет значительно сократить расходы работодателя.

Конкретный перечень участков, на которых будут проходить мероприятия, заранее утверждается внутренней комиссией во главе с работодателем или его законным представителем.

Аналогичными можно называть рабочие места, которые соответствуют хотя бы одному из условий:

  • находящиеся в одном или нескольких одинаковых производственных помещениях;
  • оснащенные однотипными инженерными системами: отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха.
  • на которых трудятся рабочие:
    • имеющие одну и ту же профессию, должность, специальность,
    • осуществляющие идентичные трудовые функции в одном временном режиме,
    • использующие одинаковые инструменты, производственное оборудование, приспособления, материалы и сырье.
Читайте также:
РСВ за 2 квартал: новая форма

Грамотно составленный список рабочих мест с выделением аналогичных производственных зон, существенно снижает стоимость СОУТ. Как можно понять из таблиц, чем больше участков оценивается, тем ниже будет тариф для каждой отдельной единицы.

Дополнительные ценообразующие факторы специальной оценки условий труда

  1. Степень ответственности исполнителя. За счет предоставляемых гарантий, МЦОТ «Экспертиза» устанавливает более высокие тарифы, чем у конкурентов. При этом Центр несет ответственность за все результаты исследований на протяжении пяти лет с момента оказания услуг. В отличие от этого, большинство компаний предлагают услуги по минимальным расценкам, но при этом не обещают достоверность информации.
  2. Уровень сложности и объем работ. Аспект зависит от числа анализируемых опасных факторов и количества рабочих зон.
  3. Территориальный разброс. При расчете общих затрат на анализ для сетевых компаний и организаций, имеющих доп. офисы применяются дополнительные коэффициенты. Они связаны с транспортными расходами и трудозатратами экспертов, возникающими в результате необходимости посещения нескольких точек, отдаленных друг от друга.
  4. Срочность. При необходимости сотрудники МЦОТ могут провести любой объем работ качественно и за минимальный промежуток времени. Однако в этом случае возрастают расценки на услуги. Это связано с высокой загруженностью исследовательской лаборатории и необходимостью корректировки сроков по другим проектам.

Расчет платы за специальную оценку условий труда

Межрегиональный центр охраны труда предлагает работодателям сформировать заявку на сайте для бесплатного расчета стоимости СОУТ. В форме потребуется указать краткое описание предприятия. На основании предоставленной информации в кратчайшие сроки будут выполнены все необходимые вычисления. Индивидуальные и прозрачные результаты приятно удивят любого клиента. Дополнительным бонусом станет комфортная схема оплаты.

Стоимость для одного рабочего места:

Стоимость
СОУТ офисного базового рабочего места от 700 руб.
СОУТ производственного базового рабочего места с 1 зоной обслуживания* от 900 руб.
СОУТ производственного базового рабочего места с 2 зонами обслуживания* от 1100 руб.

Преимущества специальной оценки условий труда от МЦОТ «Экспертиза»

  1. Предположением могут воспользоваться клиенты из Москвы и любых других населенных пунктов России.
  2. В процессе оказания услуг строго соблюдаются требования Федерального Закона № 426 и прочих нормативных документов. В экспертную комиссию входят высококвалифицированные специалисты с большим опытом оценочной деятельности.
  3. Центр имеет все сертификаты и разрешительные документы. Услуги предоставляются в соответствии с договором, гарантирующим качество работы и своевременное выполнение всех обязательств.
  4. Компания располагает всем необходимым оборудованием для осуществления комплексных проверок любого уровня сложности.
  5. По окончании исследований работодателю предоставляется не только отчет, но и рекомендации по оптимизации условий труда.
  6. В основные задачи Центра входит снижение расходов заказчиков. В связи с этим в перечень услуг входит экспертное обоснование доплат за вредность.

Сотрудничество с компанией позволяет получить скидку на оформление страховки до 40%.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Орган по сертификации продукции «Серконс» уже на протяжении длительного времени успешно проводит услугу – аттестация рабочих мест благодаря собственной аттестованной экспертной организации «ПромМаш Тест», которая входит в Группу Компаний “Серконс” .

Наша организация – это команда профессионалов, которая имеет многолетний опыт работы в области аттестации рабочих мест.
А наши эксперты работают практически в любых отраслях промышленности и на любых предприятиях.

Что примечательно, за последний год работы нашими специалистами было аттестовано более 150 предприятий, а также различных организаций. В своей работе мы применяем исключительно современные компьютерные технологии, что в свою очередь во многом повышает эффективность выполнения работы в целом.

Внимание! Вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” , согласно которому с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих мест, претерпев некоторые изменения, переименована в «Специальная оценка условий труда».
Аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная до 1 января 2014 года признается «специальной оценкой условий труда» до истечения срока её действия (не более 5-ти лет).
Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места, на которых присутствуют вредные производственные факторы, включая офисные рабочие места.

Узнать подробнее об аттестации рабочих мест, сроках, ценах или заказать услугу:

Успешно выполненные работы по аттестации рабочих мест

ООО “Сарив Рус” ООО “Вазапласт” ООО “ЧОП “Кобальт” ООО “Прудентас”
ООО “МKT Сервис” ООО “Ренессанс” ООО “ПЛ Парус” ООО “ТЭК Электроникс”
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Ростовский гос.эконом.
Университет (РИНХ)
Ростовский Государственный
Медицинский Университет
ОАО “Оленегорский
механический завод”
ООО «Новосибирская
Строительная
Деревообрабатывающая
компания»
«Ростовский ГУ
Путей Сообщения»
ООО «БАЛТЕХ» ОАО “Сбербанк России”

Необходимость проведения процедуры аттестация рабочих мест

Необходимость проведения процедуры аттестация рабочих мест по условиям труда, предусматривается ТК РФ ст.212, Приказ Минздравсоцразвития России №342н от 26.04.2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (изм. Приказ Минтруда России №590н от 12.12.2012 г. «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») законами, трудовым кодексом Российской Федерации, а также нормативными документами Министерства здравоохранения. Важно отметить тот факт, что процедура аттестации рабочих мест – это обязательная процедура, направленная на оценку фактического состояния факторов производственной среды на каждом рабочем месте для информирования работника, работодателя, а также для разработки и принятия мер по улучшению и оздоровлению условий труда каждого человека.

Аттестация, проведенная на профессиональном уровне, позволит не только максимально уменьшить риск производственных травм, но также снизить вероятность профзаболеваний. Кроме того, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволит обеспечить условия для получения скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев (до 40%).

Экспертная организация «Проммаш тест» проводит процедуру аттестации рабочих мест по условия труда посредством обследования рабочих мест и проведения инструментальных измерений всех существующих физических, химических и психофизических производственных факторов труда. Измерения осуществляются новейшими приборами и оборудованием, внесенными в единый реестр средств измерений России.

Порядок действий при проведении аттестации рабочих мест (на практике):

Шаг 1. После выбора аттестующей организации и заключения с нею соответствующего договора формируется комиссия по проведению аттестации рабочих мест из работников аттестуемой и привлеченной аттестующей организаций.
Шаг 2. Аттестующая организация анализирует перечень аттестуемых рабочих мест и запрашивает у аттестуемой организации, так называемые, “исходные данные”, которые как правило включают в себя сведения: о предоставляемых работникам льготах и компенсациях (досрочный выход на пенсию, доплаты, дополнительный отпуск, молоко и/или лечебно-профилактическое питание, сокращенная продолжительность рабочего дня/недели); об организации инструктажей и обучения по охране труда, электробезопасности; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации первичных и периодических медицинских осмотров работников; о половом и возрастном составе персонала; режиме труда и отдыха (в том числе о сменности, регламентированных перерывах и т.п.); об имевших место несчастных случаях.
Шаг 3. Проводятся инструментальные измерения и оценки уровней вредных производственных факторов на рабочих местах (например: химический фактор, параметры микроклимата, световой среды, уровень шума, вибрации, оценка тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности рабочих мест и т.д.).
Шаг 4. Оформляются материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (по форме и содержанию в соответствии с требованиями действующего Порядка) и передаются на рассмотрение членам комиссии – представителям аттестуемой организации.
Шаг 5. При необходимости по результатам рассмотрения отчетных документов членами комиссии – представителями аттестуемой организации в материалы АРМ вносятся уточнения, после чего аттестация рабочих мест завершается, а сведения о её результатах передаются в Государственную инспекцию труда (далее – ГИТ).
Шаг 6. После завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, работодатель в соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации обязан ознакомить своих работников с её результатами под роспись.

Читайте также:
Алименты с материальной помощи: должны ли удерживаться

Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, не зависимо от формы собственности работодателя и сложности рабочих мест.

Характеристика рабочего места

В соответствии с установленным порядком, все рабочие места в организации обязаны проходить аттестацию по условиям труда, которая контролирует деятельность работодателей. Для того, чтобы составить характеристику рабочего места, привлекается экспертная организация, где работают специалисты, которые прошли специальное обучение и получили соответствующие сертификаты. Правильно составленная характеристика рабочего места предоставляет возможность разработать план действий, необходимых для приведения условий труда в соответствие со стандартами.В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан предоставить безопасные условия труда для работников на своем предприятии. С этой целью организации должна быть выдана специальная одежда, обувь, и при необходимости средства индивидуальной защиты.

Документация, передаваемая по завершении проведения аттестации рабочих мест

В первую очередь, это карты аттестации рабочих мест по условиям труда, к которым прикладываются протоколы инструментальных измерений (параметры микроклимата, световой стреды, аэроионизации, шум, вибрация, электромагнитные и электростатические поля и т.д.), оценок (тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности рабочих мест средствами индивидуальной защиты) уровней вредных производственных факторов на рабочих местах, относящихся к данной карте АРМ. Карта аттестации составляется на группу рабочих мест с аналогичными условиями труда, количество которых не ограничено, если их аналогичность подтверждена в соответствии с пунктом 40 действующего Порядка проведения аттестации рабочих мест.

Кроме карт аттестации аттестующей организацией оформляется и прикладывается к материалам АРМ следующая документация:

  1. перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда,
  2. сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
  3. сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
  4. план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда,
  5. протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый),
  6. сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации).

Все перечисленные документы оформляются в четком соответствии с утвержденными образцами и рекомендациями по заполнению, являющимися приложениями 1-10 к действующему Порядку проведения АРМ.

Процесс оформления материалов АРМ в аттестующей организации ПромМаш Тест автоматизирован при помощи программного комплекса “АТТЕСТАЦИЯ”, разработанного одним из ведущих научных центров России – НИИОТ в городе Иваново.

После проведения аттестации компания получает ряд преимуществ:

  • сведение к минимуму рисков несчастных случаев среди сотрудников предприятия;
  • реальная оценка вредных и опасных производственных факторов;
  • получение налоговых льгот на страховку от несчастных случаев, если за определенное время на предприятии отсутствовали случаи травматизма среди сотрудников;
  • повышение инвестиционной привлекательности организации;
  • наличие документального подтверждения высокого уровня организации и ведения бизнеса.

Специалисты компании Серконс проведут процедуру аттестации на высшем уровне в максимально короткие сроки. Мы предлагаем оптимальное сочетание цены и качества.

Дополнительная информация

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.
С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании.

Безопасность рабочего места

Безопасность на рабочем месте должна быть предоставлена работнику управлением организации. Это одно из требований трудового законодательства Российской Федерации, и все нарушения в этой области строго контролируются и сурово наказываются. Для того, чтобы обеспечить безопасность на рабочем месте необходимо регулярно и своевременно проводить его оценку, эти меры помогут обеспечить не только соответствующие условия для конкретного человека, но и помогают создать безопасную рабочую среду для всей организации. Современная организация процесса труда и безопасности на рабочем месте способствует положительному влиянию на общую производительность и эффективность труда для каждого сотрудника. В данной ситуации необходимо постоянное соблюдение всех правил и норм безопасности на рабочем месте.

Требования к компьютеризированному рабочему месту

Перед началом осуществления работ по сертификации компьютеризированных рабочих мест по условиям труда, каждый специалист обязан посещать курсы, принять участие в семинарах или в тренингах. Такая подготовка необходима для того, чтобы проверяющий ясно понимал, чего требует процедура проведения сертификации рабочих мест и что собой представляют эти требования. Во время обучения специалист сможет ознакомиться с основными различиями между уже существующим и новым порядком сертификации и освоить практические рекомендации по разработке оценки материалов, которые должны быть проанализированы все требования для рабочего места. В первую очередь, курсы предназначены для сотрудников, которые занимают руководящие должности в экспертной организации, и предлагают профессиональные услуги по охране труда. Порядок осуществления аттестации имеет жесткую структуру, которая практически не зависит от области работы предприятия. Группа аккредитованных специалистов, проводящая процедуру аттестации, выполняет проверку соответствия рабочих мест технике безопасности, их технологическую оснащенность и рационализацию. Эксперты осуществляют гигиеническую оценку видов деятельности и условий труда, анализируют травматическую безопасность рабочих мест, уровень обеспеченности трудящихся средствами индивидуальной защиты. В результате проведения аттестации анализируются выявленные недостатки, формулируются выводы, на основе которых разрабатывается план по улучшению условий труда. Аттестация рабочих мест представляет собой детальный анализ, что особенно важно при наличии на производстве сложного технического оборудования, представляющего потенциальную угрозу для жизни и здоровья персонала Протокол по условиям труда, составленный специалистами по итогам АРМ, дополняется следующими приложениями: Карта проведения аттестации. Ведомости рабочих мест, итоги аттестации. Общая ведомость рабочих мест компании, итоги их аттестации. Схема плана мероприятий направленных на улучшение условий труда на предприятии.

Читайте также:
Акт о прогуле сотрудника: образец

Cтоимость проведения аттестации рабочих мест

Расчет стоимости проведения аттестации индивидуален для каждого предприятия, так как цена формируется в зависимости от подлежащих оценке факторов.

Проведение специальной оценки условий труда

Организация специальной оценки условий труда

Согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ проведение СОУТ необходимо почти для всех работодателей. Исключение составляют только не предприятия, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками: в этой ситуации выполнять специальную оценку условий труда не придется. В остальных случаях специальная оценка условий труда необходима, чтобы избежать серьезных санкций.

Условие о проведении СОУТ введено для объективного контроля за условиями труда работников предприятий. Чтобы предотвратить возможные искажения объективной информации, 426-ФЗ запрещает работодателям самим выполнять эти работы. Для этого им потребуется обратиться в один из аккредитованных центров, которые внесены в реестр Минтруда.

Кроме специальной оценки условий труда, для защиты трудовых прав работников действующим законодательством предусмотрены другие меры, нацеленные на контроль деятельности работодателей в этой области и противодействие нарушениям. К числу таких мер принадлежат:

  • производственный контроль;
  • оценка профессиональных рисков;
  • аудит по охране труда;
  • оформление документации по охране труда;
  • организация системы управления охраной труда на предприятии.

Согласно статье 217 действующего Трудового кодекса РФ в организациях, где число сотрудников превышает 50 человек, должна быть введена отдельная должность специалиста либо инженера по охране труда или создана профильная служба. Это обязательное требование, обеспечивающее контроль за состоянием этой сферы силами грамотного сотрудника. Такой специалист самостоятельно разрабатывает список мер по охране труда, согласовывает их с руководителем компании и обеспечивает их выполнение, а также следит за соблюдением требований действующего законодательства в части выполнения СОУТ и других обязательных мероприятий.

В компаниях, имеющих менее 50 сотрудников, руководитель вправе сам принять решение о том, нужна ли в конкретной ситуации такая служба или должность. Если речь идет об опасном производстве или сложных технологических процессах, введение такой позиции может быть целесообразным для обеспечения текущего контроля за деятельностью организации и безопасностью труда персонала. Кроме этого, он должен будет войти в состав специальной комиссии, которая создается в организации, когда в ней проводится специальная оценка условий труда.

Однако во всех случаях у работодателя есть возможность привлечь к организации необходимых работ экспертов уполномоченного центра, который занимается оказанием услуг в области охраны труда и СОУТ. Здесь можно в режиме одного окна заказать выполнение всех необходимых работ, включая производственный контроль и специальную оценку условий труда, и быть уверенным в том, что в Вашей организации правильно оформлены все необходимые документы и полностью соблюдены требования действующего законодательства. При необходимости специалисты аккредитованного центра смогут помочь в организации работы Вашей собственной службы охраны труда и создании комиссии по СОУТ, чтобы обеспечить безопасность Ваших сотрудников.

Санкции за невыполнение требований действующего законодательства

Соблюдение требований охраны труда, включая своевременное проведение СОУТ, оценки профессиональных рисков и выполнения других мероприятий, обязательно для всех предприятий, работающих на территории Российской Федерации. За невыполнение этих правил предусматриваются серьезные санкции, которые могут заметно осложнить работу компании.

Статус виновника Непроведение специальной оценки условий труда или нарушение правил ее выполнения Другие нарушения в области охраны труда
Впервые Повторно Впервые Повторно
Должностные лица, в обязанности которых входит организация необходимых работ по СОУТ и контроль выполнения требований законодательства Предупреждение или наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет Предупреждение или наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет
Индивидуальные предприниматели Наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток Наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток
Предприятия любой организационно-правовой формы Наложение штрафа размером 60-80 тысяч рублей Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток Наложение штрафа размером 50-80 тысяч рублей Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток

В случае, если несвоевременное проведение СОУТ или другие нарушения повлекли за собой серьезные следствия, например, причинение тяжкого вреда здоровью работника или его гибель, к нарушителю применяются меры уголовной ответственности. В таких ситуациях обычно используются положения статьи 143 Уголовного кодекса РФ, которая полностью посвящена описанию наказаний за нарушение правил охраны труда – например, если в компании вовремя не проведена специальная оценка условий труда. В зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения по этой статье виновнику может быть назначено наказание до пяти лет лишения свободы.

Читайте также:
Самые высокооплачиваемые профессии в Москве

Стоимость специальной оценки условий труда

Стоимость специальной оценки условий труда на рабочем месте составляет от 600 до 3300 рублей за СОУТ одного рабочего места.

Цена выполнения спецоценки условий труда (СОУТ)

От 1000-2800 руб.

Итоговая цена специальной оценки условий труда зависит от нескольких факторов, включая:

  • местонахождение предприятия или структурного подразделения, в котором выполняются работы по специальной оценке условий труда;
  • число рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  • объем работ по проведению исследований и экспертиз;
  • характер и параметры применяемой техники;
  • сложность технологических процессов;
  • наличие вредоносных факторов производства по методике СОУТ;
  • требуемые сроки проведения спецоценки на новое рабочее место;
  • особенности и дополнительные условия на конкретных рабочих местах.

Цена выполнения производственного контроля

Фактор производства Оцениваемые параметры Цена оценки каждого параметра, руб.
Микроклимат Температура, скорость движения воздуха, относительная влажность, интенсивность теплового излучения, индекс тепловой нагрузки производственной среды (ТНС) 210-370
Освещенность Коэффициенты естественного освещения (КЕО), пульсации освещенности, освещенность рабочей поверхности, прямая и отраженная блесткость, яркость рабочей поверхности, неравномерность распределения яркости, показатель дискомфорта 160-300
Электромагнитные поля и излучения Неионизирующие поля промышленной частоты (50 Гц), электростатическое и постоянное магнитное поле, ЭМИ радиочастотного диапазона, ЭМИ от компьютерной и офисной техники 260-450
Шум Постоянный, непостоянный 300-350
Вибрация Общая, локальная 350-450
Содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны Химические вещества и соединения 380-550
Аэрозоли, оказывающие фиброгенное воздействие (АПФД) 320-480
Радиационный контроль Дозы излучения, активность радионуклидов, радиоактивное загрязнение 160-250

Конкретная цена каждого параметра, как и стоимость специальной оценки условий труда на рабочем месте, зависит от общего числа параметров, подлежащих измерению, и сложности необходимых измерительных процедур.

Цена оценки профессиональных рисков

Цена услуг по декларированию соответствия характеристик рабочих мест государственным нормативным требованиям составляет от 200 до 350 рублей за одну позицию. При расчете итоговой цены учитывается, в течение какого времени нужно сделать спецоценку условий труда на новом предприятии (СОУТ), и к какому типу условий труда отнесены конкретные рабочие места.

Итоговая цена зависит от нескольких факторов, включая:

  • число рабочих мест в организации;
  • число аналогичных рабочих мест, характеризующихся идентичным функционалом и оснащенностью;
  • число параметров, подлежащих измерению;
  • характер производственной или иной деятельности компании;
  • характер и сложность применяемого технологического оборудования.

Цена выполнения аудита по охране труда

Одновременно с проведением аудита целесообразно заказать услуги по выполнению спецоценки условий труда. В этом случае провести СОУТ получится дешевле и быстрее.

Численность работников организации Цена аудита
1-15 чел. От 12 тыс. руб.
16-30 чел. От 22 тыс. руб.
31-60 чел. От 35 тыс. руб.
61-80 чел. От 65 тыс. руб.
Более 80 чел. Цена по согласованию

Цена составления документации по охране труда

Число рабочих мест на предприятии Цена работ
1-5 От 8 тыс. руб.
6-10 От 15 тыс. руб.
10-20 От 20 тыс. руб.
21-30 От 30 тыс. руб.
31-40 От 40 тыс. руб.
41-50 От 50 тыс. руб.
51-60 От 60 тыс. руб.
61-70 От 70 тыс. руб.
71-80 От 80 тыс. руб.
81-90 От 90 тыс. руб.
91-100 От 900 рублей за одно рабочее место
Более 100 По договоренности

В приведенную стоимость не включается цена специальной оценки условий труда СОУТ. Услуги по СОУТ оказываются в рамках отдельного договора.

Размер северной надбавки в районах Крайнего Севера – 2021-2022

  • Сущность надбавки за работу на Севере
  • Какого размера может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера
  • Расчет северной надбавки: нюансы
  • Северные надбавки и МРОТ
  • Пересчет северных надбавок при переездах между регионами
  • Распространенные вопросы
    • Как определяется стаж для расчета северных надбавок?
    • Какие периоды работы включаются в стаж и дают право на получение процентных надбавок?
    • Как начисляются процентные надбавки?

Сущность надбавки за работу на Севере

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность на территориях Крайнего Севера РФ (КС) и приравненных к ним, в установленных законом случаях получают зарплату:

  • увеличенную на некоторый процент в виде надбавки;
  • умноженную на районный коэффициент (ст. 315 ТК РФ).

Надбавка и коэффициент применяются при расчете зарплаты исходя из того, что человек работает на Севере фактически: месторасположение его работодателя (головного офиса компании) значения не имеет.

Территории России, относящиеся к Крайнему Северу и приравненные к нему, определены главным образом постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Полный список вы найдете здесь.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года список северных районов будет изменен. Подробности см. в этой публикации.

Величина «северной» надбавки зависит от:

  • длительности стажа работы на Севере;
  • длительности проживания человека на Севере;
  • возраста работника;
  • места выполнения работы — собственно на КС или же в регионах, приравненных к нему. Также имеет значение то, в каких конкретно северных субъектах РФ осуществляется трудовая деятельность.

Изучим, какой может быть величина рассматриваемой надбавки.

Какого размера может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера

В регионах КС, расположенных преимущественно в дальневосточной части РФ (их перечень определен подп. «а» п. 16 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2), северная надбавка составляет:

  • 10% к зарплате на 7-й месяц работы в регионе;
  • 20% на 13-й месяц трудовой деятельности;
  • 30, 40, 50 и так далее до 100% (это предельная величина надбавки, в основном выплачивается на Чукотке, в Корякском АО и на других полуостровных и островных территориях Дальнего Востока России с самыми суровыми климатическими условиями) через каждые последующие полгода трудовой деятельности.

В остальных регионах Крайнего Севера РФ надбавка составляет (подп. «б» п. 16 приложения к приказу № 2):

  • 10% на 7-й месяц работы;
  • 20% на 13-й месяц работы;
  • 30, 40, 50 и 60% через каждые последующие 6 месяцев;
  • по приобретении права на надбавку в 60% еще через год работы показатель составит 70%, через два — достигнет предельной величины, 80%.

На территориях, приравненных к КС, надбавка составляет (подп. «в» п. 16 приложения к приказу № 2):

  • 10% на 13-й месяц работы;
  • 20% на 25-й месяц работы;
  • 30, 40, 50% (предельная величина) через каждый последующий год трудовой деятельности.
Читайте также:
Реорганизация в форме присоединения — кадровые вопросы

Если возраст работника до 30 лет, то при условии, что он прожил на Крайнем Севере как минимум год, надбавка к его зарплате составит:

  • 20% на 7-й месяц работы;
  • 40% на 13-й месяц;
  • 60% на 25-й месяц;
  • 80 или 100% (предельная величина соответственно для регионов, не относящихся к Дальнему Востоку, и тех, что располагаются там) через каждый последующий год.

Если работник младше 30 лет прожил как минимум год на территории, приравненной к КС, то надбавка к его зарплате составит 10% за каждые 6 месяцев трудовой деятельности до тех пор, пока она не достигнет предельного показателя — 50% (подп. «г» п. 16 приложения к приказу № 2, подп. «е» п. 1 постановления Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458).

Если работник младше 30 лет прожил на КС или в регионе, приравненном к нему, в течение 5 лет до 31.12.2004, то он будет получать надбавки в максимальном размере, установленном для соответствующего субъекта с первого дня выхода на работу (письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2005 № 97-Пр).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы применяете районные надбавки. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Расчет северной надбавки: нюансы

Северная надбавка начисляется на всю сумму фактического заработка гражданина (который может состоять, к примеру, из оклада и премий), исключая суммы, на которые увеличивается заработок по факту применения районного коэффициента.

Надбавки не начисляются:

  • на отпускные и иные выплаты, размер которых определяется на основе среднего заработка, поскольку он формируется уже с учетом надбавок (п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922);
  • единовременную выплату по выслуге лет;
  • вознаграждения по итогам трудовой деятельности за год;
  • материальную помощь, выплаченную работодателем (письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7);
  • разовые поощрительные выплаты, которые не носят системного характера.

Если работник получает премии, предусмотренные трудовым контрактом, и они выплачиваются по итогам трудовой деятельности за определенный период, например квартал или год, то суммы данных премий в целях начисления надбавок распределяются по месяцам, которые входят в отчетный период, при пропорциональном соотнесении надбавок с отработанным временем сотрудника в каждом из соответствующих месяцев.

Северная надбавка должна начисляться на компенсацию за простои, возникшие по причинам, не зависящим от работодателя либо сотрудника (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу № 33-7508/2014, п. 1 приложения к постановлению Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Работникам, трудящимся дистанционно и проживающим в северных местностях, соответствующая надбавка положена независимо от географического расположения работодателя. Аналогичная норма действует и в отношении надомников (письмо Минфина от 13.11.2010 № 03-03-06/1/716). Но если работники северных компаний фактически трудятся в месте, где надбавка не установлена, начислять им северную надбавку не нужно. Например, если фирма находится в Якутии, а сотрудник трудится из дома в Сочи, надбавку он не получит.

Северные надбавки и МРОТ

Ст. 133 ТК РФ определяет, что зарплата работника за месяц (1ставка) не должна быть ниже МРОТ либо регионального прожиточного минимума, если такое условие установлено в субъекте РФ. Возникает вопрос: как посчитать зарплату работника, прежде чем сравнивать ее с минимальной оплатой труда? Если речь идет о районах Крайнего Севера и приравненных к ним, включать ли надбавки в сумму зарплаты или сравнивать с минималкой только оклад.

Сначала Верховный суд считал, что оплата работника, который трудится в «северной» компании, должна быть не ниже МРОТ. А уже потом на нее начисляют районный коэффициент и надбавку за стаж работы в северных регионах (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом ВС РФ от 26.02.14).

Однако в 2016 году позиция Верховного суда изменилась: установление оклада (тарифной ставки) в размере меньше минимального размера не нарушает трудовое законодательство при условии, что общий размер зарплаты, включающий в себя все ее элементы (надбавки, коэффициенты и др.), будет не меньше МРОТ (определение Верховного суда РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10). Заметим, что данный вердикт противоречит нормам ст. 315, 316 ТК РФ и ст. 11 закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера» от 19.02.1993 № 4520-I, где сказано, что процентная надбавка выплачивается к заработной плате.

Таким образом, нынешняя позиция Верховного суда приводит к ухудшению прав трудящихся на Крайнем Севере и приравненных территориях. Тем не менее точка в вопросе еще не поставлена – профсоюзы настаивают на исключении из минимального размера оплаты труда «северных» доплат.

Размеры МРОТ в РФ вы найдете в этой статье.

Пересчет северных надбавок при переездах между регионами

Если работник, заработавший надбавку на Крайнем Севере, переезжает в регион, приравненный к КС, то на его зарплату будет начисляться надбавка в величине, определяемой как произведение 10% и количества лет работы на КС (подп. «а» п. 3 разъяснений Минтруда РФ, утвержденных постановлением Минтруда от 16.05.1994 № 37).

Если работник, заработавший надбавку в регионе, приравненном к Крайнему Северу, переезжает на КС, то:

  • соответствующая надбавка сохраняется и одновременно увеличивается на процент, пропорциональный количеству месяцев работы в регионе, приравненном к КС, с учетом процента, на который должна была вырасти надбавка в течение года, если бы человек остался на прежнем месте работы;
  • сохраненная и увеличенная надбавка в дальнейшем увеличивается в порядке, предусмотренном положениями ст. 16 приложения к приказу № 2 (подп. «б» п. 3 разъяснений № 37).

Если работник, заработавший надбавку сначала в регионе Крайнего Севера, а после — в приравненном к нему, переезжает вновь на КС, то на новом месте работы он будет получать надбавку, исчисленную как результат суммирования тех надбавок, что были им заработаны ранее (подп. «в» п. 3 разъяснений № 37).

Читайте также:
Может ли работодатель заставить пойти в отпуск

Если человек заработал надбавку в регионах, указанных в подп. «г» п. 3 разъяснений № 37, и переехал на КС или в регион, приравненный к нему, то соответствующая надбавка сохраняется, а затем увеличивается в порядке ст. 16 приложения к приказу № 2:

  • через 6 месяцев — на Крайнем Севере;
  • через год — в регионе, приравненном к КС.

Если человек на момент переезда на Крайний Север или в регион, приравненный к нему, заработал надбавку в размере 30%, то время его работы после исчисления 1-й или 2-й надбавки определяется исходя из соотношения 1 года работы на юге Дальнего Востока, Бурятии, Хакасии, Иркутской и Читинской областей, а также Красноярского края к 3 месяцам работы на КС и 6 месяцам — в регионах, приравненных к нему.

Если человек заработал надбавку на КС или в регионе, приравненном к нему, переехал на юг указанных выше регионов, проработал там и после вернулся на Крайний Север или в приравненный к нему регион, за ним сохраняется изначально заработанная надбавка.

Как рассчитывается “северный” стаж, дающий право на процентную надбавку, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.

Граждане, работающие на Севере и набравшие в соответствующих регионах достаточный стаж, получают существенные надбавки к зарплате — в некоторых субъектах РФ до 100% от ее величины. На размер надбавок влияет также возраст сотрудника — определенные преференции в их исчислении имеют молодые люди в возрасте до 30 лет. Начисляются надбавки на всю зарплату (оклад, премии) так же, как и районные коэффициенты (при этом обе компенсации начисляются независимо друг от друга).

Распространенные вопросы

Как определяется стаж для расчета северных надбавок?

Стаж, необходимый для определения величины надбавки, исчисляется в календарных днях. В стаж включается все время труда в местностях с особыми условиями климата, в том числе периоды, когда работник не трудился, но место работы за ним сохранялось (отпуска, больничные и т. п.). Также в соответствии с инструкциями № 2 (п. 30) и № 3 (п. 23), утв. приказом Минтруда РФ от 22.11.1990, в стаж для получения надбавки включается:

  • время повышения квалификации, профессиональной переподготовки (до 6 месяцев) даже в том случае, если это происходит за пределами зоны с особым климатом;
  • периоды нахождения на военных сборах, в том числе вне районов, за работу в которых положена надбавка;
  • время вынужденного прогула, если увольнение признано незаконным и работник впоследствии был восстановлен.

Если человек едет на вахту на Север, то в стаж включается время, проведенное им в пути туда и обратно (ч. 6 ст. 302 ТК РФ).

Не включаются в стаж работы при расчете северных надбавок:

  • деятельность в качестве ИП и работы по договорам гражданско-правового характера;
  • отбывание на территориях с особым климатом исправительных работ и иных видов наказаний, предполагающих привлечение к труду (п. 32 инструкции № 2, п. 27 инструкции № 3).

Если стаж работы по законным причинам прерывается, составляющие перерыв календарные дни добавляются в стаж (п. 1 постановления Совета министров — Правительства РФ от 7.10.1993 № 1012). Но пауза в работе для признания стажа непрерывным не должна превышать интервалов, зафиксированных в пп. 21–33.1 приложения к приказу № 2.

Например, если человек уволился по причине истечения срока контракта, его стаж будет признан непрерывным, если он найдет работу в течение 2 месяцев с момента увольнения (подп. «а» п. 23 приложения к приказу № 2). Если перерыв в стаже возник вследствие ликвидации предприятия, для сохранения непрерывного стажа гражданину нужно найти работу в течение 6 месяцев с момента увольнения (подп. «в» п. 24 приложения к приказу № 2).

Если стаж для начисления надбавки прерывается, доплаты уменьшаются (в случае последующего трудоустройства гражданина на Севере) в обратном порядке относительно механизма их увеличения, установленного положениями ст. 1 указа Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII.

Так, в соответствии с подп. «б» ст. 1 указа № 1908-VII работники Крайнего Севера за каждые 6 месяцев работы получают 10% надбавки, пока она не достигнет 60%, далее по 10% за каждый год работы, пока надбавка не достигнет 80%. Получается, что если человек, заработавший надбавку в размере 80%, уехал из района Крайнего Севера на Юг России, то при условии его возвращения на Крайний Север через 6 месяцев его надбавка к зарплате снизится на 10% (до 70%). Если он вернется на КС через год проживания на Юге, исходная надбавка при трудоустройстве к тому моменту снизится уже до 60%.

Какие периоды работы включаются в стаж и дают право на получение процентных надбавок?

  • время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства (но не более 6 месяцев). Такое обучение может происходить за пределами района, за работу в котором начисляется процентная надбавка;
  • периоды работы или оплачиваемой производственной практики студентов вузов и учащихся средних специальных и других учебных заведений на предприятиях, находящихся в районах Севера;
  • время пребывания на военных сборах, в том числе вне районов, за работу в которых начисляется процентная надбавка;
  • дни вынужденного прогула при незаконном увольнении, при условии, что работник восстановлен на работе;
  • периоды прохождения альтернативной гражданской службы в районах и местностях, где установлены процентные надбавки.

Внимание! Если работник осужден к исправительным работам (ст. 50 УК РФ), то время такой работы не засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки.

Районный коэффициент и северная надбавка: где найти и как считать

Что такое районный коэффициент и северная надбавка и где их найти

За труд в плохом климате в Трудовом кодексе есть две надбавки. Работник получает их вместе с зарплатой два раза в месяц. Размер надбавки для каждого города установлен старыми актами СССР — один удобный закон со всеми надбавками пока не придумали.

Районный коэффициент — это надбавка работникам Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и других городов России с плохим климатом. Надбавка не зависит от стажа и положена работнику с первого дня работы. Коэффициент в каждом городе свой — от 1,1 до 2, чем хуже климат, тем он выше. Есть города, где надбавка положена вообще всем работникам, а есть где только работникам из отдельных отраслей. Основание — ст. 316 ТК РФ, ст. 10 Закона № 4520-1.

Читайте также:
Может ли работодатель заставить пойти в отпуск

Найти районный коэффициент для своего региона можно в таблице. Если в таблице вашего региона нет, значит, районный коэффициент к зарплате считать не надо.

Процентная надбавка (северная надбавка, «полярка») — это надбавка за стаж работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Если совсем грубо, за каждые полгода работы к зарплате добавляется от 10 до 20 %, пока надбавка не вырастет до регионального предела. Основание — ст. 317 ТК РФ, ст. 11 Закона № 4520-1.

До 2005 года действовала так называемая молодежная северная надбавка. Работники до 30 лет прожившие на севере дольше пяти лет получали полную надбавку с первого дня работы. Сейчас молодежная надбавка работает по другому. Работники до 30 лет прожившие на Крайнем Севере не менее года получают по 20 % к зарплате каждые полгода, а когда надбавка станет 60 %, то по 20 % за год работы. А в Архангельской области, Карельской и Коми АССР — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, но не более 50 % — Постановление Совмина РСФСР № 458, и вопрос 8 Обзора практики ВС РФ от 16.06.2010.

Найти процентную надбавку для своего города можно в таблице.

Надбавка действует, если работник физически работает в месте с плохим климатом, даже если работодатель зарегистрирован в городе, где таких надбавок по закону нет.

Районный коэффициент и северная надбавка — две самостоятельные доплаты. На Крайнем Севере и в приравненных местностях получают и ту и другую.

Местные власти могут повысить климатические надбавки. Но обязательны они будут только для бюджетников, а ИП и коммерческие организации применяют их по желанию.

На зарплату совместителю климатические надбавки тоже начисляются — ст. 285 ТК РФ.

Оклад и надбавки

По умолчанию в оклад, который прописан в трудовом договоре, надбавки за климат не входят. Поэтому сослаться, что вы заложили надбавки в оклад, не получится — ст. 129 ТК РФ.

При этом оклад должен быть не ниже МРОТ, а районный коэффициент и процентная надбавка всегда добавляются сверху. Так сказал Конституционный Суд в Постановлении № 38-П.

Прописывать в трудовом договоре климатические надбавки не обязательно, они и так будут работать. Надбавку надо показать в расчётном листе. Но при желании её можно включить и в трудовой договор.

Пример формулировки для трудового договора:

Работнику устанавливается заработная плата в сумме 36 000 рублей, из которых:

— 30 000 рублей — должностной оклад;

— 6 000 рублей — районный коэффициент к зарплате по ставке 1,2 Новосибирской области.

Как посчитать районный коэффициент и северную надбавку

Коэффициент и процентную надбавку начисляют на сумму месячной зарплаты, а не на голый оклад. В расчёт включают оклад, постоянную премию, доплаты за переработки и все остальные доплаты.Так сказано в разъяснении Минтруда № 3.

В зарплату для расчёта надбавки не включаются выплаты, которые рассчитаны исходя из среднего заработка: отпускные, больничные, командировочные, пособия по беременности и родам. Потому что в среднем заработке климатические надбавки уже учтены.

Если у работника есть и коэффициент, и северная надбавка, то каждая из них считается самостоятельно. Друг на друга надбавки не начисляются.

Представим, у предпринимателя из Архангельска в кафе работает бармен с окладом 30 000 ₽. Посчитаем для этой суммы климатические надбавки.

Добавляем районный коэффициент

Районный коэффициент в Архангельске равен 1,2 для всех работников. Зарплата с коэффициентом рассчитывается так: 30 000 х 1,2 = 36 000 ₽.

Считаем северную надбавку

Архангельск приравнен к Крайнему Северу. Нашему бармену нет 30 лет, он прожил тут больше года, поэтому добавляем полярку 10 %. Считаем надбавку: 30 000 ₽ х 10 % = 3000 ₽.

Размер зарплаты с обоими надбавками будет такой: 36 000 + 3000 = 39 000 ₽.

Из зарплаты с надбавками вычитаем НДФЛ: 39 000 – (39 000 х 13%)= 33 930. Такую сумму бармен из Архангельска получит на руки.

Если считаете зарплату в Эльбе, надо самому узнать коэффициент и процентную надбавку и указать в карточке сотрудника. Затем Эльба будет автоматически учитывать их при подготовке платёжек на зарплату.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет если районный коэффициент и северную надбавку не добавлять

Климатические надбавки — это обязательная часть зарплаты, а не бонус по усмотрению работодателя. Платить работнику надбавки обязательно вместе с зарплатой два раза в месяц — ст. 22 ТК РФ, Обзор практики ВС РФ от 26.02.2014.

Зарплата без климатической надбавки считается неполной, и за работодателем остаётся долг.

На недоплату работник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Проверяющие посмотрят расчётные листки по зарплате и справки 2-НДФЛ. Если там надбавки нет, а в трудовом договоре она не стоит в окладе, будет считаться, что работник надбавки не получал. Работодателя оштрафуют как за недоплату зарплаты по с. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для ИП от 1000 до 5000 ₽, для юрлиц от 30 000 до 50 000 ₽. Но можно отделаться предупреждением.

Но самое тяжелое последствие состоит в том, что работник через суд получит надбавки и полярки за последние три года с процентами за задержку и компенсацией морального вреда.

Статья актуальна на 15.09.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: