Режим труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;

для остальных водителей – 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Читайте также:
С чего начать цветочный бизнес - выгодно ли открыть цветочный магазин с нуля

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее – ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее – экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Читайте также:
Сколько зарабатывают пилоты самолета гражданской авиации: в России и других странах

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма “регуляторной гильотины”.

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха — закон запрещает управлять транспортным средством в утомленном состоянии (п. 2.7 ПДД РФ). Переутомление и невнимательность часто приводят к авариям на дорогах — по статистике больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя.

В статье рассказали:

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании графика. График ежемесячно составляет работодатель и доводит до работника не позднее месяца до введения его в действие
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

  1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени при нормированном графике не превышает 40 часов в неделю и 9 часов в день.
  2. Суммированный. В течение недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Или трехмесячную норму — по согласованию с профсоюзом

При суммированном методе учета рабочий день может быть продлен до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха
  • перевозках для учреждений здравоохранения и других служб.

Сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Общая продолжительность управления автомобилем за календарную неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем ( специальный перерыв). Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4,5 часа за рулем. Отдохнуть нужно не менее 45 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.

Ранее если в смене было два водителя, второму водителю включалось в рабочие часы то время, когда он не управлял машиной, а просто ехал в кабине. Теперь оно не считается рабочим, но оплачивается в размере, который установлен коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Какие виды отдыха водителя существуют

Вид отдыха Продолжительность
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) Общая продолжительность — не менее 45 часов.
Ежегодный отпуск Минимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Перерывы для отдыха и питания

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа. Конкретные значения устанавливаются работодателем в локальном акте.

Читайте также:
Может ли мужчина уйти в декретный отпуск: пособие по уходу за ребенком отцу

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены с перерывом для отдыха, продолжительностью 1 час водитель должен отдохнуть не меньше 15 часов, прежде чем заступать на следующую. Если перерыв составлял 2 часа, то перед следующей сменой он должен отдохнуть не менее 14 часов

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 11 часов. Но можно:

  • Сократить ежедневный отдых до 9 часов не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего.
  • Разделить отдых на несколько частей. Первая должна быть не меньше 3 часов, последняя — не менее 9.

Если в экипаже несколько водителей, они обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов.

После вступления в силу 424 приказа любой ежедневный отдых можно заменить еженедельным отдыхом — выходными. Раньше обязательно было сначала организовать водителю ежедневный, а потом еще и еженедельный отдых.

Перерыв между частями смены

Смену с согласия водителей можно разделять на части. Между частями смены должны быть перерывы — не позднее чем через пять часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать:

  • 3 часа — для водителей, которые осуществляют регулярные пригородные и городские перевозки;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Общая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя не должна быть менее 45 часов.

Можно сократить еженедельный отдых до 24 часов не более одного раза за две календарные недели. Остальное время водитель может отгулять в течение последующих трех календарных недель.

Если в экипаже несколько водителей, их еженедельный отдых можно сокращать до 24 часов каждую неделю, если в течение последующих трех недель они отдохнут оставшиеся часы.

Водители могут с их согласия привлекаться на работу в нерабочие праздничные дни, если специфика их труда связана с:

  • деятельностью, приостановка которой невозможна по производственно-техническим условиям;
  • обслуживанием населения;
  • ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами.

Другие случаи и условия привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни описаны в статье 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Водителям, как и работникам других специальностей, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Кроме времени отдыха, у водителей есть специальные перерывы.

Непрерывно управлять транспортным средством можно не более 4,5 часов. После водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на несколько частей. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут. Превысить время непрерывного управления можно максимум на час, если водитель двигается к месту для отдыха или к конечному пункту.

Штрафы для юридических лиц

Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси

Режим труда и отдыха водителя такси

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Режим труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Для водителей, условия труда которых отнесены к опасным, рабочий день не должен превышать 8 часов, а рабочая неделя — 36 часов.

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Читайте также:
Профессия энергетика —зарплаты в сфере электроэнергетики, плюсы и минусы

Если тахограф сломался, водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Наиболее часто встречаются такие нарушений режима труда и отдыха водителей:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Рассматривать дела по статье 11.23 может как полиция, так и должностные лица Ространснадзора. Часть 3 Статьи 11.23. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностного лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридического лица — от 20 000 до 50 000 рублей.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха со скидкой 50% нельзя — возможна только отсрочка или рассрочка штрафа. Поэтому важно не допускать нарушений.

Найти и оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя можно на сайтах ГИБДД, Ространснадзора и на портале Госуслуг. Но если у организации большой автопарк и штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять каждый автомобиль и водителя вручную не придется. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юрлиц и физлиц.

Сервис отслеживает появление новых автоштрафов организации, оповещает о них и сроках оплаты в личном кабинете или по СМС.

Проверка штрафов для юрлиц

Узнайте, есть ли у организации штрафы за нарушения режима труда и отдыха

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение – продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем – 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Читайте также:
Системы защиты государственной тайны: как она работает

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.

Нормы труда и отдыха водителей в 2021 году

Ежедневный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени

Продолжительность еженедельного рабочего времени

Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях – не более 3 месяцев.

Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.

Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены

Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;

Для прочих водителей – не более 5 часов.

Ненормированный рабочий день

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.

Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Возможность сокращения еженедельного отдыха

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерывы для отдыха и питания

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.

Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Читайте также:
Сокращение численности и штата – в чем разница, пошаговая инструкция

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Режим труда и отдыха водителей

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.

Для всех компаний обязательно предоставлять отдых для водителя. И норму отдыха контролируют проверяющие органы.

Главное отличие периодов отдыха от рабочего времени в том, что:

  • сотрудник освобождён от исполнения должностных функций;
  • водитель вправе использовать это время по своему усмотрению.

Нормы отдыха для водителей с 2021 года

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей с 2021 года утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Их применяют для организации работ транспортного персонала.

Согласно новому положению, обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня.

При длительности рабочего дня более 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. При этом каждый из них не может быть менее 30 минут.

Как и по другим сотрудникам, порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.

Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня).

При суммированном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. В некоторых случаях допустимо отклонение его продолжительности:

  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Если водители работают в составе экипажей, они не могут дробить отдых и обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.

Каждую неделю с 2021 года водитель должен отдыхать не менее 45 часов. И предоставлять это свободное время нужно не позднее чем на 7-й день после окончания предыдущего времени недельного отдыха.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

Контроль и ответственность за соблюдение нормы отдыха для водителей

Для транспортных средств, на которых должно быть установлено соответствующее оборудование, можно контролировать режим работы и отдыха водителей по тахографу (приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438).

В настоящее время подобными устройствами должны быть оснащены:

  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн;
  • автобусы.

С помощью тахографов проверяющие органы (ГИБДД, Роспотребнадзор, Роструд) могут выявлять нарушение режима труда и отдыха водителя и применять к нарушителям соответствующие санкции.

В качестве наказания для работодателя применяют административные штрафы – согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. За нарушение труда и отдыха водителей они составляют:

  • для водителя – от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя – от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Режима труда и отдыха водителей

При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…

Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.

В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.

Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках

В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально. Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.

Читайте также:
Взносы в компенсационный фонд СРО

Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях. А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.

То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:

  • гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
  • должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.

Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей

Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.

Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).

И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.

Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.

Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:

  • время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
  • время проверки автомобиля перед рейсом и после него;
  • время проведения медицинского осмотра водителя;
  • время стоянки в местах погрузки и разгрузки;
  • время простоев (не по вине водителя);
  • время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
  • время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).

В общем, даже при рабочем дне, не включающем в себя погрузку/разгрузку и полностью состоящем из управления автомобилем, налицо некоторое противоречие: в течение периода ежедневной работы (смены) управлять автомобилем можно 9 часов, в то время как «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов». Больше всего, конечно, такое противоречие затрудняет бухгалтерский учет. Но оно же мешает и практике, особенно если речь идет о международных автомобильных грузоперевозках и подчинении нормам ЕСТР: российские водители, пытаясь втиснуть свой рабочий день в требования Трудового кодекса, уступают европейским перевозчикам, которым на управление автомобилем дается 9 часов в день, а на рабочую смену вообще (куда входит погрузка/разгрузка, простои, паузы и пр.) — 13 часов.

Суммированный учет рабочего времени

Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет. Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц. Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.

То есть: если учетный месяц включает в себя 21 рабочий день, то водитель в течение этого месяца должен работать не более 168 часов (21 × 8). И еще помнить при этом, что «продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов».

Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.

Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!). Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.

Нормы отдыха

Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения. Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут. Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.

Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.

Читайте также:
Недоработка при суммированном учете рабочего времени - чем грозит, как оплачивать

Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:

  • перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • еженедельный непрерывный отдых (выходной).
  • Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.

Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.

Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.

Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.

При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.

Два и более водителей в рейсе

Если же доставка груза действительно очень срочная, а проехать к пункту назначения нужно немалое количество километров, то лучший способ законным образом осуществить такую грузоперевозку — направить в рейс двух (или даже больше) водителей. Тем более что российским законодательством предусматривается такая возможность: единственное — автомобиль должен быть оборудован спальным местом для водителя.

Главное — помнить: водителю, который непосредственно не управляет автомобилем, рабочие часы все равно «начисляются» (не менее 50 процентов от того времени, когда за рулем находился напарник). А потому получается: если «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)» одного водителя составляла, например, восемь часов, то второй, вышедший на замену, сможет «крутить баранку» не дольше четырех часов.

Штрафы за нарушения

За несоблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (статья 11.23) штрафом карается непосредственно сам водитель — от 1 000 до 3 000 рублей. Наказание для должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей этой статьей пока не предусмотрено. Единственное, есть общая статья (5.27) «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая за нарушение трудового законодательства предусматривает штраф:

  • для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.

Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:

  • ГИБДД;
  • Ространснадзор;
  • Федеральная служба по труду и занятости.

Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

С 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424, которым утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее — Особенности). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года. На кого распространяются требования этого документа? Чем новые правила отличаются от ранее действовавших (Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15)? Какие нормы времени нахождения в пути и отдыха предусмотрены для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т?

Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда:

  • для водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности;
  • для водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Исключение составляют водители:

  • осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятые на международных перевозках;
  • осуществляющие перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Кроме того, Особенности не распространяются на водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

К рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ).

Читайте также:
Метод 360 градусов для оценки персонала: описание метода

По общему правилу суточное время (время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и перед началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (ежедневный период)) не должно превышать 9 часов. При этом допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

К сведению. В ранее действовавшем документе увеличение суточного времени управления автомобилем было возможно только при суммированном учете рабочего времени. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не могла превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Согласно п. 11 Особенностей водители вправе использовать дополнительные 2 часа, чтобы завершить перевозку и (или) доехать до стоянки.

Расширены категории водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов. С учетом нововведений в перечень включены водители, осуществляющие перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водители, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Разделение рабочего дня (смены) на части

С согласия водителей рабочий день может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

К сведению. В ранее действовавшем документе разделение рабочего дня было предусмотрено при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а также при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Время перерывов в сумме за день не должно превышать:

  • 3 часов — для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже чем через 5 часов после начала работы.

Обратите внимание! Время между частями смены не включается в рабочее.

Еженедельный отдых водителя должен составлять минимум 45, а не 42 часа, как было установлено ранее.

Предоставлять еженедельный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен.

К сведению. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

Пункт 13 Особенностей содержит требование, согласно которому не позднее 4 часов 30 минут нахождения в пути водитель должен прерваться минимум на 45 минут. Перерыв можно делить на части, при этом первая должна быть не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

Обратите внимание! При регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут. Ранее действовавшие правила содержали норму, согласно которой работник должен был отдыхать не менее 15 минут.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых должен составлять не менее 11 (п. 18 Особенностей), а не 12 часов (п. 25 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15). Разрешено сокращать это время до 9 часов, но не более трех раз в период между еженедельными отдыхами. Также работодатели смогут разделять ежедневный отдых на части: первая должна быть не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.

Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей

автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой

Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т были установлены Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 и действуют с 1 января 2020 года. Соблюдение норм отслеживается по тахографу.

Примечание. Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности (ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ).

Время вождения для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут. В сутки за рулем разрешено проводить не более 9 часов, при этом можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.

Чтобы добраться до ближайшей стоянки для отдыха, водители могут превысить нормы:

  • для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на 1 час;
  • в сутки затратить на поиск места можно не более 2 часов.

Примечание. Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели. Таким образом, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.

Время отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Не позднее 4 часов 30 минут после начала движения водителям положен перерыв не менее 45 минут. Его разрешено делить на части. Первая должна быть минимум 15 минут, а последняя — минимум 30 минут.

Ежедневно водители должны будут отдыхать не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более трех раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха.

Читайте также:
Сколько зарабатывает стоматолог, дантист: в Москве, России и мире

Выходной должен длиться не менее 45 часов. Его можно будет сокращать до 24 часов один раз в две недели, компенсировав неиспользованное время в течение следующих трех недель.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Об изменении продолжительности рабочего времени водителей с 2021 года

15.12.2020 Обычная важность

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.
  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года.

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен.
Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен.
В новом приказе Минтранса установлена следующая продолжительность управления автомобилем:
– не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели;
– общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели;
– превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов.

Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

ГКУ КК “Центр занятости населения Каневского района

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: