Профстандарт слесаря по разным направлениям деятельности

Профстандарт слесаря-ремонтника

Профессиональный стандарт слесаря-ремонтника составляется для определения уровней квалификации специалиста и конкретизации его трудовых функций. Хотя он носит обязательный характер только для организаций, где участие государства составляет больше 50%, его может использовать любая компания, например, при составлении трудовых договоров или должностных инструкций.

Зачем нужен этот документ

Профстандарт вошел в повсеместную практику согласно ФЗ-122, утвержденному в 2015 году. Он устанавливает следующие основания обязательного применения профстандартов:

  • Для организаций с государственным (или муниципальным) участием больше 50% (Постановление Правительства РФ от 27.06.16 года №584).
  • Если в ТК РФ или в нормативно-правовых актах даны требования к квалификации сотруднику по его трудовой функции (статья 195.3 ТК).

В иных случаях они используются нанимателями в качестве основы для определения квалификации сотрудников. В первую очередь, они нужны для определения понятия «трудовая функция», обязательность включения которой в трудовой договор указана в статье 56 ТК. Также профстандарт может применяться при составлении подходящих по профессии должностных инструкций, чье использование рекомендовано в письмах Роструда.

В любом случае, учитывая уровень проверок бизнеса, применять подходящие профстандарты рекомендуется любым организациям, даже имеющим частный характер. Так, они дают правомерное основание для отказа в приеме на работу кандидата с несоответствующей квалификацией.

Внимание! Необходимо помнить, что неприменение нанимателем обязательных требований профстандартов является правонарушением административного характера и наказывается по ст. 5.27 КоАП РФ.

Содержание профстандарта

Каждый профстандарт утверждается отдельным приказом Минтруда на основе экспертных заключений специалистов. Он включает следующие части:

  • Общие положения. Здесь перечисляются цель деятельности, профессиональная группа и прочие общие параметры.
  • Уровни квалификации. Так, в профстандарте 13.016, описывающем должность слесаря-ремонтника по ремонту сельхозтехники, даны 2 уровня квалификации, а в профстандарте 40.077, документирующем функции слесаря по ремонту промышленного оборудования, содержатся 3 уровня. Многие стандарты включают и подуровни квалификации.
  • Углубленные характеристики трудовых функций. Здесь подробно описано содержание должностных обязанностей; также приведены требования к специалисту по его образованию и иным обязательным параметрам. Так, для некоторых профессий необходимо наличие группы по электробезопасности или успешно пройденного медосмотра. Каждая рабочая функция описывается с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и востребованных знаний.
  • В заключительной части документа даны сведения об организациях, участвовавших в процессе его составления и обсуждения.

Внимание! В должностных инструкциях и иной трудовой документации положения профстандарта могут дополняться сведениями о порядке подчинения, правилах временной замены специалиста и иными аспектами общего плана.

Действия работодателя

Внедрение профстандарта происходит на базе изменений имеющейся трудовой документации. Для этого необходимо:

  • Выявить список профессий, применяемых работодателем.
  • Подобрать подходящие по профилю профстандарты.
  • Провести анализ соответствия имеющихся должностных характеристик тем, которые содержат профстандарты.
  • Провести необходимые изменения во внутренней документации организации-работодателя.

Эти перемены могут касаться изменения названия должностей, норм внутреннего распорядка, параметров трудовых договоров, разделов должностных инструкций.

Внимание! Встречаются ситуации, когда для должности или специализации отсутствует подходящий профстандарт. В таком случае можно ориентироваться на профстандарты, подходящие для видов работ, выполняемых компанией-работодателем.

Возможности применения

Профстандарты приносят пользу не только с точки зрения упорядочивания трудовой документации работодателя. Они дают следующие плюсы:

  • Уменьшают риск возникновения конфликтов с проверяющими трудовую документацию организациями (Роструд, ФНС и пр.).
  • Дают возможность мотивированно отказывать в работе кандидатам с несоответствующей квалификацией.
  • Служат основой для написания должностных инструкций, особенно разделов, где перечислены трудовые обязанности специалиста и параметры его квалификации.
  • Могут использоваться в судебных и административных спорах, затрагивающих трудовые взаимоотношения.
  • Помогают упорядочить выплаты работникам при применении тарифной системы оплаты труда.
  • Устанавливают необходимую степень квалификации сотрудника по уровню его образования, владению навыками и умениями.

Внимание! Помимо профстандартов для составления трудовых договоров, должностных инструкций и других документов, регулирующих рабочие отношения, могут использоваться подходящие разделы квалификационных справочников (ЕКС и ЕТКС). Хотя планируется заменить эти справочники на профстандарты, но пока наниматель свободен выбирать между ними, если в документах обнаруживаются противоречия.

Профстандарт слесаря по разным направлениям деятельности

в Министерстве юстиции

2 декабря 2020 года,

регистрационный N 61201

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 октября 2020 года N 755н

Слесарь-ремонтник промышленного оборудования

Содержание

I. Общие сведения

Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение технических параметров и работоспособности узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин путем технического обслуживания и ремонта

Механики и ремонтники сельскохозяйственного и производственного оборудования

Отнесение к видам экономической деятельности:

Ремонт машин и оборудования

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалифи-
кации

Ремонт отдельных деталей и узлов, входящих в состав

Монтаж и демонтаж деталей и узлов, входящих в состав оборудования

Дефектация деталей и узлов, входящих в состав оборудования

Слесарная обработка узлов и деталей, входящих в состав оборудования

Текущий ремонт простого

Дефектация механизмов простого оборудования

Разборка и сборка механизмов простого оборудования

Ремонт механизмов простого оборудования

Регулировка механизмов простого оборудования

Дефектация механизмов оборудования средней сложности

оборудования средней сложности, капитальный

Разборка и сборка механизмов оборудования средней сложности

Ремонт механизмов оборудования средней сложности

Регулировка механизмов оборудования средней сложности

Дефектация простого оборудования

Разборка и сборка простого оборудования

Ремонт простого оборудования

Регулировка простого оборудования

Капитальный ремонт оборудования средней

Дефектация механизмов сложного оборудования

сложности и текущий ремонт сложного оборудования

Разборка и сборка механизмов сложного оборудования

Ремонт механизмов сложного оборудования

Регулировка механизмов сложного оборудования

Дефектация оборудования средней сложности

Разборка и сборка оборудования средней сложности

Ремонт оборудования средней сложности

Читайте также:
Карьерный рост в полиции — на что можно рассчитывать в структуре МВД

Регулировка оборудования средней сложности

Капитальный ремонт сложного оборудования

Дефектация сложного оборудования

Разборка и сборка сложного оборудования

Ремонт сложного оборудования

Регулировка сложного оборудования

Неплановый ремонт оборудования

Руководство бригадой при ремонте оборудования

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Ремонт отдельных деталей и узлов, входящих в состав оборудования

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Слесарь-ремонтник 2-го разряда

Требования к образованию и обучению

Среднее общее образование и
профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
программы переподготовки рабочих, служащих

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Лица не моложе 18 лет (для рабочих, занятых ремонтом металлургического оборудования на горячих участках работ, ремонтом хлораторного и озонаторного оборудования, ремонтом технологического оборудования на мотороиспытательных станциях, работающих на этилированном бензине; в подземных камерах, тоннелях и внутри судов; в металлургических и химических производствах, цехах и на производственных участках; в производствах пластмассовых изделий; в спецпрачечных; на горячих участках работ; ремонтом канализационных сооружений, фреоновых и аммиачных компрессоров и холодильных установок)

Лица мужского пола (для рабочих, занятых наладкой оборудования в цехах и отделениях: горячепрокатных, травильных, эмалировочных, изолирования с применением кремнийорганических лаков, освинцевания в кабельном производстве; на горячем ремонте селеновых и шоопировочных аппаратов (оборудования); наладкой оборудования в цехах и отделениях приготовления и применения кремнийорганических лаков и лаков, содержащих 40 и более процентов толуола, ксилола; ремонтом оборудования в закрытых складах топлива и нефтехозяйств на тепловых электростанциях, а также ремонтом оборудования в тоннелях и теплофикационных камерах в тепловых сетях; обслуживанием ватержакетных печей в производстве цветных металлов и сплавов; наладкой и ремонтом кокилей в горячем состоянии; непосредственно в цехах: мельничном, намазочном, формировочном, литейном, трубконабивочном, глетомешальном и сборочном в производстве свинцовых аккумуляторов; ремонтом технологического оборудования на мотороиспытательных станциях, работающего на этилированном бензине и расположенного в боксах)

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)

Прохождение противопожарного инструктажа (

)Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте

Читаем профстандарт, или Что нужно знать кадровику, чтобы правильно выбрать обучение

эксперт по трудовому и гражданскому праву

Про уровни квалификации, размеры зарплат, новые зоны роста и развития в кадрах

Профстандарты — это эффективный инструмент для развития в профессии. Он поможет грамотно подобрать обучение и спланировать карьерный рост.

Профстандарт по кадрам: основные положения

Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.10.2015 № 691н, регистрационный номер 559

В одном документе совместили все направления работы с персоналом:

  • документационное обеспечение,
  • обеспечение персоналом, оценка, аттестация и развитие персонала,
  • организация труда и оплата работы персонала,
  • корпоративная социальная политика,
  • операционное и стратегическое управление.

Кажется, что это усложняет работу — столько разных направлений. Однако все они взаимосвязаны. Без знания основ кадрового делопроизводства, понимания принципов документооборота, требований трудового законодательства, умения читать нормативно-правовые акты невозможно выполнять функции по управлению персоналом.

Чтобы развиваться в профессии и выстраивать карьеру, чтобы эффективно руководить, объективно оценивать ситуацию в коллективе, корректировать процессы управления персоналом, необходимо владеть всеми этими знаниями.

Раздел II профстандарта

В конце статьи есть шпаргалка

В таблице мы видим варианты обобщенных трудовых функций с подробным описанием основного функционала для каждой. Как правило, это пул задач целого подразделения — отдела кадров, отдела по работе с персоналом или объединенного департамента. И это зона возможного роста, вы можете оценить:

  • на какую должность можно претендовать уже сейчас в зависимости от имеющейся квалификации;
  • каких знаний или навыков не хватает, чтобы получить повышение или сменить участок работы в линейном направлении. Например, стать специалистом по подбору персонала или по обучению и развитию.

Первый столбец содержит буквенный код для каждой обобщенной трудовой функции. Это, скорее, техническая информация, нам она не так важна. Работать мы будем со вторым и последующими столбцами. Там есть наименование обобщенной трудовой функции и указание на уровень квалификации, который ей соответствует.

Профстандарт № 559 предполагает три уровня квалификации. Рассмотрим каждый.

5 уровень квалификации

Документационное обеспечение (код А) — ведение организационной и распорядительной документации, составление документов по учету и движению кадров, представление отчетов в госорганы.

Если вы только пришли в профессию, следует начать с кода А. На практике встречаются ситуации, когда в профессию приходят сразу на следующий уровень, просто потому что хотят развиваться в управлении персоналом, минуя стадию кадрового делопроизводства. Это может привести к сложностям в работе и ошибкам, так как система работы с персоналом строится на базовом понимании законодательства, изучить который можно на 5-м уровне.

Пути развития
  • Пройдите программу повышения квалификации. На этом этапе вы познакомитесь с действующим трудовым законодательством, освоите кадровое делопроизводство, практику ежедневной работы кадровика. Узнаете об ответственности и штрафах, о других проблемах, которые могут возникать на участке, и научитесь эффективно решать кадровые задачи. Кроме того, вы получите представление о том, как работать в специальных программах для ведения кадровой документации, составлять отчеты — в наше время это одни из ключевых навыков.

На начальном уровне специалисты по КДП получают в среднем 20 000–40 000 рублей в месяц. Однако если вы научитесь грамотно вести документооборот в полном объеме, то ваш доход может увеличиться до 60 000–70 000 рублей и выше.

Совет: даже если вы не хотите заниматься кадровым делопроизводством, а предполагаете сразу начать работать в сфере управления персоналом, не пренебрегайте обучением по 5-му уровню квалификации. Помните, что он — основа профстанадарта «Специалист по управлению персоналом». Создайте надежную базу для развития в профессии, чтобы потом не пришлось возвращаться назад для восполнения знаний.

Читайте также:
Карьерный рост психолога – с чего начать

6 уровень квалификации

Здесь мы видим сразу несколько направлений. Это связано с тем, что по факту они все находятся на одной ступени, имеют одинаковые требования по уровню образования, но выполняют разные функции: обеспечение персоналом, оценка и аттестация, развитие, организация труда и оплаты персонала, организация корпоративной социальной политики.

Предположим, что первый уровень — документационное обеспечение работы с персоналом — вы освоили хорошо, а вот по второму — деятельность по обеспечению персоналом — есть опыт и знания только в администрировании документооборота. А процедуры по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала еще не освоены.

Или, например, кто-то прекрасно знает сферу кадрового делопроизводства, с легкостью решает задачи по подбору работников, но ему гораздо интереснее сфера развития персонала. Значит, это и есть «точка роста».

Пути развития:
  • Можно попробовать самостоятельно изучать материалы, поговорить со специалистами, которые уже работают в этом направлении. Возможно, опытом поделятся ваши коллеги и даже дадут попробовать себя в новом деле. Действительно бывает, что специалист смотрит вебинары, экспресс-курсы, читает статьи и «вырастает» внутри организации без дополнительного образования. Но имейте в виду, что когда вы будете искать новое место работы, у вас спросят, где и как вы проходили обучение. Если «корочки» у вас нет, вам, скорее всего, зададут больше вопросов о вашем опыте работы.
  • Если есть желание погрузиться в новую тему полноценно или, попробовав, вы поняли, что это «ваше», тогда есть смысл получить дополнительное профессиональное образование. Подойдут программы повышения квалификации, на которых вы освоите все направления комплексно или какое-то одно углубленно — выбирать вам.

Обратите внимание: 6-й уровень квалификации предполагает наличие высшего образования.

На 6-м уровне вы можете претендовать на доход 50 000–80 000 руб. и выше в зависимости от количества и масштаба решаемых задач.

7 уровень квалификации

Этот уровень предполагает операционное управление персоналом и подразделением, а также стратегическое управление персоналом организации. Это должности руководителя или директора по персоналу. Без управленческой подготовки здесь не обойтись: важно не просто знать, как управлять персоналом, но и решать бизнес-задачи, понимать специфику функционирования организации в целом, выстраивать систему работы с персоналом как с одним из ключевых ресурсов компании.

Пути развития

Как правило, такая подготовка требует комплексного подхода, проработки навыков:

  • Профессиональных — так называемых хардскилов (hard skills — от англ. «жесткие навыки»). Это умения и навыки, необходимые вам для работы по специальности;
  • Неспециализированных, социальных навыков, важных для карьеры, — софтскилов (soft skills — от англ. «мягкие навыки») — тайм- и стресс-менеджмент, работа в команде, лидерство и пр.

Для освоения 7-го уровня квалификации необходимо пройти специализированные обучающие курсы. Чтобы поддерживать и повышать управленческие компетенции рекомендуем регулярно смотреть тематические вебинары, читать деловую литературу, статьи, следить за новыми программами обучения.

Уровень дохода работников на этой позиции начинается от 80 000 руб. в небольших организациях и может достигать нескольких сотен и даже миллионов руб. в крупных организациях и корпорациях.

Профстандарт: характеристики обобщенных трудовых функций

Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций»

Здесь подробно расписано, как могут называться должность и профессия на каждой из ступеней, какие требования к образованию, обучению, практическому опыту такого работника, есть ли особые условия допуска к работе или иные характеристики.

На основании этих данных можно понять, что именно входит в должностные обязанности такого специалиста, а главное — что он должен знать и уметь. Даже если вы уверены, что ваша квалификация выше, есть смысл себя проверить: вы точно всем этим владеете и все это помните?

Бывает, что, поднимаясь на уровень выше, специалист теряет что-то из тех знаний, умений и навыков, которыми редко пользуется из-за специфики работы на конкретном месте. В таких случаях есть смысл периодически проходить короткие курсы повышения квалификации, семинары и вебинары. Это полезно еще и тем, что базовый для кадровиков 5-й уровень предполагает знание трудового законодательства, которое регулярно изменяется.

Даже если вы перешли на руководящую должность, рекомендуем периодически освежать знания по предыдущим уровням квалификации. Что-то новое ежегодно появляется в каждой сфере. Нужно быть в курсе происходящего, держать руку на пульсе.

Если листать профстандарт № 559 дальше, то мы увидим, что обобщенная трудовая функция «Деятельность по обеспечению персоналом» предполагает наличие высшего образования по программе бакалавриата. Это необходимо учитывать при переходе с 5-го на 6-й уровень квалификации.

А бывает, что человек с высшим образованием работает на 5-м уровне, но у него другая специальность. В этом случае необходимо пройти программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала и получить удостоверение или диплом соответственно.

Пройти обучение по программе профессиональной переподготовки невозможно, если у вас нет высшего или среднего специального образования.

Или, предположим, у вас есть желание развиваться по горизонтали: хочется сменить направление деятельности или расширить перечень компетенций. Например, у вас опыт только в оценке персонала, а вам хочется заниматься еще и подбором. В таком случае изучаем п. 3.4 профстандарта № 559 и смотрим, какие навыки необходимо дорабатывать, а какие у вас уже есть.

Резюме

Профстандарт поможет вам оценить, какие знания и навыки у вас уже есть, и определить зону развития: наименования должностей, функционал на позициях, которые находятся на более высоких уровнях квалификации (раздел II). Вы поймете, какие пути достижения нужной квалификации существуют — и выберите себе подходящий (раздел III). А еще вы можете спланировать продвижение в должности на долгосрочный период, вплоть до 7-го уровня квалификации и руководящей позиции.

Читайте также:
Расчёт при увольнении: сроки, виды выплат

Профстандарт — действительно удобный инструмент в построении карьеры и грамотном подборе обучения как для себя, так и для сотрудников вашей организации. Взяв его за основу, можно подбирать себе обучение в сфере кадров, которое будет по-настоящему полезно, прорабатывать необходимые компетенции и развиваться в профессии.

Желаю удачи и продуктивного обучения!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Профессиональные стандарты для кадровиков

Приказом Минтруда от 06.10.2015 г. № 691н, был утвержден профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, который многие кадровики ждали с нетерпением.

Стандарт специалиста по управлению персоналом – единый в области управления персоналом, включает в себя, как ведение кадрового делопроизводства, так и подбор персонала и относится ко всем специалистам в области управления персоналом, в том числе к руководителям кадровой службы.

На сегодня указанный стандарт не является обязательным.

С июля 2016 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым профессиональные стандарты становятся обязательными, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Т.е. если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт РФ, устанавливающий требования к квалификации кадрового специалиста, то профессиональный стандарт в этой части будет обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но это маловероятно.

В случае же отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом специфики деятельности каждой организации.

Что касается государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, то особенность применения профессиональных стандартов в них устанавливается Правительством РФ. 27.06.2016 г. Правительство РФ приняло Постановление № 584, устанавливающие именно эти особенности

Общие сведения

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций, а именно:

  • (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
  • (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
  • (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
  • (D) Деятельность по развитию персонала.
  • (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
  • (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
  • (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
  • (H) Стратегическое управление персоналом организации.

По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:

  • уровни квалификации;
  • возможные наименования должностей;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • необходимые знания и умения.

Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь включает в себя определенные трудовые функции, которые также подразделяются на конкретные трудовые действия работника. Мы рассмотрим их чуть позднее, пока определимся с квалификацией и наименованиями должностей в профстандарте кадровика.

Уровни квалификации кадровика

В профессиональном стандарте «специалиста по управлению персоналом» определены всего 3 уровня квалификации, это 5, 6, и 7, а так их в общей сложности девять. Они утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н специально в целях разработки проектов профессиональных стандартов и устанавливают единые требования к квалификации работников (полномочия и ответственность, характер умений, знаний, образование и опыт), которые могут быть уточнены и расширены в конкретном профессиональном стандарте в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Пятый уровень квалификации предполагает самостоятельную работу по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, способов решения. В профстандарте кадровика пятый уровень квалификации относится к первой обобщенной т/ф (работе с документами).

Шестой уровень квалификации – самостоятельная деятельность по определению задач собственной работы и (или) подчиненных для достижения конкретной цели. Указанный уровень относится к обобщенным т/ф с 02 (В) по 06 (F) и затрагивает работу, например, менеджера по персоналу, специалиста по подбору, по развитию и обучению, по компенсациям и льготам.

Седьмой уровень квалификации относится к последним двум обобщенным трудовым функциям (7 (G), 8 (H)) и предполагает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Седьмой уровень квалификации касается руководителей (начальников) отдела кадров, директоров по персоналу.

Возможные наименования должностей в профстандарте

Приводятся по каждой обобщенной трудовой функции, причем, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23, Минтруд РФ также устанавливает тождественность наименований должностей (профессий, специальностей) в квалификационных справочниках, наименованиям должностей (профессий, специальностей) содержащихся в профессиональных стандартах.

В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).

Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным трудовым функциям, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации. Например, сотрудник ведет работу с документами и обеспечивает поиск персонала, следовательно, его должность может быть названа специалист по персоналу.

Т.к. должность кадрового работника явно не относится к льготным, то переименовывать ее, в случае несовпадений с названием из профстандарта, не требуется. Но никто не запрещает это сделать в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

Профстандарт в бюджетной организации

Что касается бюджетных учреждений. С учетом тарифных систем оплаты труда в таких учреждениях, единого подхода к определению заработной платы работников бюджетных организаций, в том числе в соответствии с рекомендациями Российской трехсторонней комиссией, кадровый работник всегда назывался по квалификационным справочникам, несмотря на то, что эта должность никогда не являлась льготной, а сами справочники всегда были рекомендуемыми. Никакого специалиста по кадровому делопроизводству вы там никогда не встретите.

Читайте также:
Виды премий работникам и их различия в положении о премировании

Теперь же с введением в действие профстандартов, может возникнуть ситуация, когда учреждение попросят переименовать должность специалиста по кадрам, например, на должность специалиста по персоналу, несмотря на то, что ЕКС все еще продолжает действовать. Главное не забывать, что все кадровые процедуры должны соответствовать положениям трудового законодательства (ст. 72, ст. 74 ТК РФ), а то любят у нас перегибать палку.

Трудовые функции, трудовые действия

Как я уже писала, в профстандарте специалиста по управлению персоналом 8 обобщенных трудовых функций. Каждая из этих обобщенных т/ф подразделяется на трудовые функции (в рамках обобщенной), которые в свою очередь включают в себя конкретные трудовые действия работника.

Профессиональный стандарт кадровика

всего 8 обобщенных трудовых функций (на изображении показана 1)

Согласно рекомендациям Минтруда РФ, в обязанностях работника (прим. 2kk.info: в самом трудовом договоре или в должностной инструкции) следует указывать трудовые функции и (или) трудовые действия, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций структурного подразделения.

Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:

  • распределять трудовые действия между несколькими должностями (профессиями, специальностями), самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы;
  • расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям (профессиям, специальностям) по сравнению с перечнем из профессионального стандарта. Что интересно, если в проекте рекомендаций 2014 года не было конкретизировано, можно ли выдумывать новые трудовые действия от себя, то в не опубликованном проекте об особенностях применения ПС для бюджетной сферы уже отмечено, можно расширять трудовые действия только за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных т/ф одного профессионального стандарта или из смежных ПС.

Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).

За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.

Исходя из ранней судебной практики, не является изменением трудовой функции работника — конкретизация его обязанностей в должностной инструкции в пределах обязанностей, указанных в квалификационных справочниках, причем суды не обращают внимания, что указанные справочники являются рекомендуемыми. Какая будет судебная практика в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, при условии их необязательности, покажет время.

Требования к квалификации

С июля 2016 года требования к квалификации в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом будут обязательны, если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт, устанавливающий эти требования. В иных случаях, профстандарт применяется работодателями в качестве основы для определения указанных требований к квалификации с учетом особенностей работы сотрудников, применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Образование и обучение,опыт практической работы

Что интересно. Для работы с документами (обобщенная трудовая функция: документационное обеспечение работы с персоналом (А)) требуется наличие среднего профессионального образования (по программе подготовки специалистов среднего звена), не считая дополнительного, а вот для всех остальных 7 обобщенных функций только высшее образование, также с дополнительным образованием. Причем у некоторых трудовых функций конкретизируются непосредственно уровни высшего образования, например, для поиска и оценки персонала можно обойтись образованием уровня бакалавриата, а вот руководители отдела персонала (обобщенные трудовые функции: операционное (G) и стратегическое (H) управление) уже должны иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры.

Что касается опыта практической работы. Согласно указанному стандарту опыт работы (не менее 5 лет) требуется только для двух обобщенных трудовых функций: операционное управление персоналом и подразделением организации (G), стратегическое управление персоналом организации (H). Для всей остальной кадровой работы указанный стандарт требования к опыту работы не устанавливает.

Обратите внимание, в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом среднее или высшее профессиональное образование указаны без привязки к его виду (специальности, направления), также отсутствуют коды ОКСО (классификатора специальностей по образованию), т.е. предполагается, что кадровик может иметь любое образование.

Хотя, все же стоит отметить, что наличие «профильного» образования является неоспоримым преимуществом при поступлении на работу, главное, выбрать специальность более близкую к предполагаемой кадровой работе (обязательны часы по трудовому праву).

Так сегодня можно получить образование:

  • менеджера (управление персоналом);
  • документоведа (документоведение и документационное обеспечение управления);
  • специалиста по документационному обеспечению управления, архивиста (документационное обеспечение управления и архивоведение);
  • юриста (юриспруденция) и т.д.

Загвоздка в том, что считать под профильным для кадровика? Ответ на этот вопрос сугубо субъективен, и зависит от пожеланий конкретного работодателя. К слову, профстандарт специалиста по управлению персоналом также не дает ответа на этот вопрос.

При отсутствии профильного образования, дополнительно требуется профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Согласно закону «Об образовании» под дополнительным профессиональным образованием понимается повышение квалификации (не менее 16 часов) и профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Читайте также:
Психиатрическое освидетельствование при приеме на работу — где пройти психиатра

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.)

Таким образом, исходя из конкретной должности, выполняемой работником трудовой функции, можно понять, какие требования стандарт предъявляет к кадровому специалисту.

Вообще, судя по вакансиям, для специалиста по кадрам базовое профильное образование не обязательно, но чаще всего требуется дополнительное по кадровой работе и опыт работы. А вот менеджером по персоналу работодатели чаще всего хотят видеть работника с высшим профильным образованием (управление персоналом) и опять же опытом работы. В этом собственно и отличие профстандарта кадровика от ожиданий работодателей. Хотя, в принципе, также встречаются вакансии кадровых работников без требования к опыту работу, главное, вовремя их найти.

Необходимые знания и умения

Собственно, это те знания и умения, которые необходимо знать и уметь делать кадровику для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте специалиста по управлению персоналом знания и умения приводятся по каждой трудовой функции в рамках обобщенной. Напомню, обобщенных т/ф всего 8, а вот трудовых функций в рамках обобщенных в разы больше, не говоря уже про трудовые действия.

Так для выполнения первой обобщенной т/ф: документационное обеспечение работы с персоналом (по всем трем трудовым функциям) требуется знание:

  • трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • законодательства РФ о персональных данных;
  • основ архивного законодательства и нормативных правовых актов РФ, в части ведения документации по персоналу;
  • основ документооборота и документационного обеспечения;
  • структуры организации;
  • технологий, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации;
  • нормы этики и делового общения.

А дальше имеются отличия, в зависимости от выполняемых трудовых функций, которые вы можете увидеть ниже.

Тоже самое с умениями кадрового работника. По всем трем т/ф (в рамках одной обобщенной) требуется соблюдать нормы этики делового общения, все остальные умения различаются, хотя некоторые не так сильно.

В случае выполнения кадровым специалистом всей работы по документационному обеспечению работы с персоналом (а обычно так и происходит), требования к необходимым знаниям и умениям нужно рассматривать комплексно.

Суммируем сказанное:

1. С июля 2016 года профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом будет обязательным, в части квалификации, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, будут установлены требования к квалификации кадрового работника.

2. В случае отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональный стандарт кадровика применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом особенностей выполняемой работником работы, специфики деятельности организации.

3. Порядок применения профстандартов в бюджетной сфере может устанавливаться отдельно Правительством РФ. Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.

4. Наименование должности в профстандарте является обязательным, если это предусмотрено федеральными законами, в том числе, Трудовым кодексом РФ (ст. 57), в случае, когда выполнение работы по определенной должности (профессии, специальности) связано предоставление компенсацией, льгот, наличие ограничений. В иных случаях, рекомендуется называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией, если же работник выполняет работу по разным обобщенным т/ф, то наименование должности устанавливается по выполняемой работы более высокого уровня квалификации.

5. В трудовом договоре или должностной инструкции рекомендуется указывать трудовые функции и (или) трудовые действия из профстандарта.

6. Если принятие работодателем решения о применении профессиональных стандартов может привести к изменению определенных сторонами условий трудового договора, в том числе, изменению трудовой функции работника, работодателю следует ориентироваться на Трудовой кодекс РФ (ст. 72, 74) и другие федеральные законы.

Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.

Официальные разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов

Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов для организации разъяснительной работы по данному направлению.

Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

Читайте также:
Зарплата в Болгарии — насколько выгодно жить и работать в стране

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России ( http://profstandart.rosmintrud.ru ) и Научно- методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ “Научно-исследовательский институт труда и социального страхования” Минтруда России ( http://vet-bc.ru ). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) профессиональные стандарты применяются “в качестве основы для определения требований к квалификации работников”. Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • -согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • -согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

Читайте также:
Военный билет при приеме на работу - зачем нужен, как быть после 27 лет

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

– согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

– согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Слесарь технологических установок профстандарт

Главная » Законодательство » Профстандарты » Слесарь технологических установок профстандарт

Профессиональный стандарт “Слесарь технологических установок” утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 944н от 27 ноября 2014 г. Регистрационный номер 252.

На странице представлены выдержки из профессионального стандарта по профессии Слесарь технологических установок.
Полный текст профстандарта Слесарь технологических установок доступен для скачивания – скачать.

Наименование вида профессиональной деятельности.

Контроль, диагностика, обслуживание и ремонт узлов, механизмов и агрегатов нефтегазоперерабатывающего оборудования.

Основная цель профессиональной деятельности.

Обеспечение работоспособности узлов, механизмов и агрегатов нефтегазоперерабатывающего оборудования.

Слесарь по ремонту технологических установок 2, 3-го разрядов
Слесарь-ремонтник 2, 3-го разрядов

Возможные наименования должностей.

Слесарь-ремонтник 2-го разряда.
Слесарь-ремонтник 3-го разряда.
Слесарь по ремонту оборудования технологических установок

Обобщённая трудовая функция.

Выполнение операций по техническому обслуживанию и подготовке к ремонту нефтезаводского оборудования.

Перечень трудовых функций.

1. Перемещение деталей, узлов, механизмов, машин, аппаратов, трубопроводов, арматуры и агрегатов.
2. Промывка, чистка, смазка деталей (оборудования).
3. Монтаж и демонтаж насосов, арматуры, аппаратов работающих под атмосферным давлением, мелкий ремонт простых узлов агрегатов под руководством рабочего более высокого уровня.

Требования к образованию и обучению.

I. Основные программы профессионального обучения слесаря по ремонту технологических установок – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).
II. Вводный инструктаж на рабочем месте или краткосрочное обучение (не менее двух недель).

Читайте также:
Как рассчитать выходное пособие при ликвидации организации

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слесарь по ремонту технологических установок 4-го разряда
Слесарь-ремонтник 4-го разряда

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности.

Перечень трудовых функций.

1. Проверка технического состояния и работоспособности нефтезаводского оборудования в соответствии с паспортными данными завода-изготовителя и параметрами работы.
2. Выявление дефектов в работе нефтезаводского оборудования.
3. Определение степени износа нефтезаводского оборудования.
4. Осуществление контроля герметичности узлов и деталей оборудования.
5. Проведение пусконаладочных испытаний нефтезаводского оборудования.
6. Очистка нефтезаводского оборудования от грязи, ржавчины, замазученности; смазка соединений и трущихся деталей.
7. Замена сальниковых уплотнений, набивок, прокладок.

Требования к образованию и обучению.

I. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
II. Основные программы профессионального обучения слесаря по ремонту технологических установок – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее трех месяцев.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слесарь по ремонту технологических установок 4, 5-го разрядов
Слесарь-ремонтник 4, 5-го разрядов

Возможные наименования должностей.

Слесарь-ремонтник 4-го разряда.
Слесарь-ремонтник 5-го разряда.
Слесарь по ремонту нефтезаводского оборудования.

Обобщённая трудовая функция.

Выполнение ремонта узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин средней сложности.

Перечень трудовых функций.

1. Монтаж-демонтаж узлов, механизмов, машин, аппаратов, трубопроводов, арматуры и агрегатов.
2. Разборка-сборка узлов, механизмов, машин, аппаратов, трубопроводов, арматуры и агрегатов.
3. Ремонт узлов, механизмов, машин, аппаратов, трубопроводов, арматуры и агрегатов.
4. Испытание узлов, механизмов, машин, аппаратов, трубопроводов, арматуры и агрегатов.

Требования к образованию и обучению.

I. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
II. Основные программы профессионального обучения слесаря по ремонту технологических установок – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Требования к опыту практической работы.

Опыт работы в должности слесаря-ремонтника 3-го квалификационного уровня не менее одного года.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слесарь по ремонту технологических установок 6, 7-го разрядов – A
Слесарь-ремонтник 6, 7, 8-го разрядов – A

Возможные наименования должностей.

Слесарь-ремонтник 6-го разряда.
Слесарь-ремонтник 7-го разряда.
Слесарь-ремонтник 8-го разряда.
Слесарь по ремонту оборудования технологических установок.
Слесарь-монтажник по ремонту оборудования технологических установок.
Слесарь-сборщик.
Слесарь-ремонтник промышленного оборудования.

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание сложного, крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования.

Перечень трудовых функций.

1. Проверка технического состояния и работоспособности сложного, крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования.
2. Выявление дефектов, влияющих на работу сложного, крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования.
3. Определение степени износа крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования, трубопроводов.
4. Проведение пусконаладочных работ и испытаний сложного, крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования под руководством ответственных инженерно-технических работников.

Требования к образованию и обучению.

I. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
II. Основные программы профессионального обучения слесаря по ремонту технологических установок – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.
III. Программы повышения квалификации рабочих, служащих.
IV. Дополнительные профессиональные программы.

Требования к опыту практической работы.

Опыт работы в должности не менее шести месяцев.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слесарь по ремонту технологических установок 6, 7-го разрядов – B
Слесарь-ремонтник 6, 7, 8-го разрядов – B

Возможные наименования должностей.

Слесарь-ремонтник 6-го разряда.
Слесарь-ремонтник 7-го разряда.
Слесарь-ремонтник 8-го разряда.
Слесарь по ремонту оборудования технологических установок.
Слесарь-монтажник по ремонту оборудования технологических установок.
Слесарь-сборщик.
Слесарь-ремонтник промышленного оборудования.

Обобщённая трудовая функция.

Ремонт крупногабаритного, сложного, уникального, экспериментального и опытного нефтезаводского оборудования.

Перечень трудовых функций.

1. Монтаж, демонтаж сложного крупногабаритного, уникального, экспериментального нефтезаводского оборудования, агрегатов и машин.
2. Разборка-сборка сложного крупногабаритного, уникального, экспериментального нефтезаводского оборудования, агрегатов и машин.
3. Ремонт сложного крупногабаритного, уникального, экспериментального нефтезаводского оборудования, агрегатов и машин.
4. Испытание сложного крупногабаритного, уникального, экспериментального оборудования, агрегатов и машин в пределах своих полномочий.

Требования к образованию и обучению.

I. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
II. Основные программы профессионального обучения слесаря по ремонту технологических установок – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.
III. Программы повышения квалификации рабочих, служащих.
IV. Дополнительные профессиональные программы.

Требования к опыту практической работы.

Опыт работы в должности не менее шести месяцев.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профстандарт слесаря по разным направлениям деятельности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Читайте также:
Профстандарт в трудовом договоре – как прописать

Барабинского района Новосибирской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

О введении профессиональных стандартов

В целях организации работы по введению профессиональных стандартов,

1. Создать рабочую группу по введению профессиональных стандартов.

2. Утвердить состав рабочей группы согласно приложению №1.

3. Назначить руководителем рабочей группы заместителя директора по УВР Игнатьеву Ларису Васильевну.

4. Утвердить Положение о рабочей группе по введению профессиональных стандартов согласно приложению №2.

5. Обязать рабочую группу разработать план мероприятий по введению профессиональных стандартов в МКОУ Старощербаковской СОШ.

Директор З.Н. Межуева

Приложение №1 к приказу №180 от 20.09.2016г.

Состав рабочей группы

по введению профессиональных стандартов

в МКОУ Старощербаковской СОШ

1. Игнатьева Л.В. – заместитель директора по УВР

2. Головина В.К. – председатель профсоюзного комитета

3. Нафрамович В.М. – секретарь учебной части

4. Межуева З.Н. – директор

5. Мельникова Т.В. –руководитель ШМО учителей географии

6. Гребенщикова Т.А. – руководитель ШМО учителей начальных классов

Приложение №2 к приказу №180 от 20.09.2016г.

о рабочей группе по введению профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования и работы рабочей группы по введению профессиональных стандартов ОО

1.2. Рабочая группа по введению профессиональных стандартов является коллегиальным органом, созданным в целях определения тактики введения профессиональных стандартов, а также обеспечения взаимодействия между государственными органами, общественными объединениями, научными, образовательными организациями при рассмотрении вопросов, связанных с внедрением профессиональных стандартов.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, региональными нормативными и правовыми актами, Уставом школы, а также настоящим Положением.

2. Цели и задачи деятельности рабочей группы

2.1. Основная цель создания рабочей группы – обеспечение системного подхода к введению профессиональных стандартов.

2.2. Основными задачами группы являются:

– организация, регулирование и планирование инновационной деятельности ОО в соответствии с направлениями работы по введению профессиональных стандартов;

– создание нормативной и организационно – правовой базы, регламентирующей деятельность ОО по введению профессиональных стандартов;

– проведение оценки и самооценки работников на соответствие его компетентности квалификационным требованиям профессиональным стандартам;

– подготовка предложений по методике установления уровня компетенций специалиста;

– изменение существующего порядка аттестации работников ОО с учетом требований профессиональных стандартов, разработка тестовых заданий;

– создание индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и плана ОО с учетом требований профессиональных стандартов;

– обеспечение взаимодействия учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров;

– информирование всех сотрудников о ходе введения профессиональных стандартов.

3. Функции рабочей группы

– формирование банка информации по направлениям введения профессиональных стандартов (нормативно-правовое, кадровое, научно – методическое);

– разъяснение сотрудникам ОО перспектив и эффектов введения профессиональных стандартов.

– координация деятельности сотрудников ОО, системы оценки качества предоставления услуг в сфере НОО, ООО, СОО по основным направлениям деятельности по введению профессиональных стандартов;

– определение механизма реализации профессиональных стандартов.

3.3. Экпертно – аналитическая:

– мониторинг условий, ресурсного обеспечения и результативности введения профессиональных стандартов на разных этапах;

– отбор традиционных, разработка инновационных методов и приемов аттестации и оценки работников с учетом требований профессиональных стандартов;

– составление реестра документов ОО, которые необходимо принять и в которые необходимо внести изменения в связи с использованием профессиональных стандартов в деятельности учреждений, и подготовка проектов данных документов.

4. Состав рабочей группы

4.1. В состав рабочей группы входят: руководитель рабочей группы и члены рабочей группы, которые принимают участие в ее работе на общественных началах.

4.2. Подготовку и организацию заседаний рабочей группы, а также решение текущих вопросов, осуществляет руководитель рабочей группы.

4.3. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора ОО.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

Об утверждении дорожной карты

по внедрению профстандартов

на период с 01.01.2017 по 31.12.2019г.

В соответствии с приказом по школе №180 от 20.09.2016 года «О введении профессиональных стандартов», на основании решения педагогического совета (протокол № 3 от 07.11.2016г.) с учетом мнения первичной профсоюзной организации, в целях обеспечения поэтапного перехода на работу в условиях профессиональных стандартов,

Утвердить Дорожную карту по внедрению профессиональных стандартов в МКОУ Старощербаковской СОШ на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 года (приложение 1).

Директор З.Н. Межуева

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» – это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: