Образец приказа о проведении служебной проверки

Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека

от 17.06.2009 №408

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Порядок) разработан на основании статей 57-59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее – гражданские служащие) и профилактики коррупции.

2. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания.

3. Служебная проверка в отношении гражданских служащих проводится:

  • по решению представителя нанимателя;
  • по письменному заявлению гражданского служащего.

4. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

5. Служебная проверка по письменному заявлению гражданского служащего проводится в отношении самого гражданского служащего на основании заявления, направленного на имя представителя нанимателя.

II. Организация работы по проведению служебной проверки

6. По факту совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка или по письменному заявлению гражданского служащего издается приказ по основной деятельности, в котором указываются:

  • факты, послужившие основанием для организации служебной проверки;
  • состав комиссии с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств;
  • должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка;
  • дата начала и сроки проведения служебной проверки.

7. Приказ о проведении служебной проверки издается:

  • руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (лицом его замещающим) – в отношении гражданских служащих центрального аппарата, руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту и их заместителей;
  • руководителем территориального органа Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту (лицом его замещающим) – в отношении гражданских служащих территориального органа Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту, кроме заместителей руководителя территориального органа Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту.

Для проведения служебной проверки в территориальном органе Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту могут привлекаться гражданские служащие как центрального аппарата Роспотребнадзора, так и территориальных органов Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту.

8. Проведение служебной проверки поручается подразделению по вопросамгосударственной службы и кадров.

9. Для проведения служебной проверки формируется комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются представитель юридического (правового) подразделения и представитель выборного профсоюзного органа (при наличии). Председателем комиссии назначается представитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров.

При необходимости в состав комиссии могут включаться гражданские служащие иных подразделений, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

10. Состав комиссии для проведения служебной проверки, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

11. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае назначенный для проведения служебной проверки гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

12. Члены комиссии, проводящие служебную проверку, с целью выяснения фактических обстоятельств, подлежащих установлению при проведении проверки, имеют право:

  • получать письменные объяснения от гражданских служащих, в отношении которых проводится служебная проверка;
  • знакомиться с документами, имеющими отношение к служебной проверке, в случае необходимости приобщать их копии к документам служебной проверки;
  • готовить предложения о привлечении к ответственности гражданского
    служащего, совершившего дисциплинарный проступок.

13. Члены комиссии, проводящие служебную проверку обязаны:

  • соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;
  • обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ее результатах.

14. Территориальные органы и организации Роспотребнадзора в рамках служебной проверки обязаны предоставлять запрашиваемые документы (копии документов), материалы, акты, справки, заключения в срок, устанавливаемый участниками служебной проверки.

15. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Читайте также:
БИК в реквизитах: что это, расшифровка

16. Приказ о проведении служебной проверки издается в период нахождения гражданского служащего на службе.

Подразделение по вопросам государственной службы и кадров осуществляет ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении служебной проверки под роспись.

При невозможности ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки (отказ от ознакомления, отсутствие на службе и т.п.) составляется акт, а копия приказа направляется по месту постоянной (временной) регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении.

17. Не допускается издание приказа о проведении служебной проверки в отношении группы (двух и более) гражданских служащих.

18. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

19. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

20. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих (работников), проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

21. При проведении служебной проверки председатель комиссии знакомит гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, с его правами, указанными в пункте 21 настоящего Порядка.

22. Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, а также работникам, гражданским служащим, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения служебной проверки, должно быть предложено дать объяснение. Объяснение должно содержать вопросы, задаваемые лицу, дающему объяснение, ответы на них и (или) его пояснения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

В случае отказа указанных лиц от дачи письменного объяснения составляется соответствующий акт.

23. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Днем окончания служебной проверки является дата составления заключения по результатам ее проведения.

III. Оформление результатов служебной проверки

24.По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, в котором указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

25. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

26. В случае если участник служебной проверки не согласен с выводами и (или) содержанием заключения по результатам служебной проверки (отдельных его положений), он обязан подписать заключение по результатам служебной проверки с пометкой “с замечаниями” и сообщить свое особое мнение представителю нанимателя в форме служебной записки, приобщив ее к заключению по результатам служебной проверки.

27. Председатель комиссии обязан предложить гражданскому служащему, в отношении которого проводилась служебная проверка, ознакомиться под подпись с заключением по результатам проведения служебной проверки, о чем делается соответствующая запись в заключении по результатам служебной проверки.

При невозможности ознакомления гражданского служащего с заключением по результатам служебной проверки (отказ от ознакомления либо от подписи в ознакомлении с заключением, отсутствие на службе) составляется акт, который приобщается к материалам служебной проверки, а копия заключения по результатам служебной проверки направляется по месту постоянной (временной) регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении.

28. Заключение по результатам служебной проверки с материалами служебной проверки предъявляются для принятия решения представителю нанимателя, назначившему служебную проверку.

29. Материалы служебной проверки формируются в дело, к которому приобщаются:

  • документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки;
  • копия приказа о назначении проверки;
  • объяснения гражданских служащих и иных лиц;
  • первичные документы (подлинники или ксерокопии);
  • справочные материалы;
  • другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;
  • копия заключения по результатам служебной проверки;
  • копия приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался).

Дело хранится в определяемый номенклатурой дел срок в подразделении по вопросам государственной службы и кадров.

Читайте также:
Ротация кадров – что это, цели и задачи

“Методические рекомендации по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах” (утв. ФССП России 20.06.2011 N 12-6) (ред. от 26.03.2015)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

20 июня 2011 г. N 12-6

Директор Федеральной службы

главный судебный пристав

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях единообразного применения Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденной Приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее – Инструкция), а также для разъяснения отдельных ее положений.

1.2. Инструкция определяет порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих ФССП России и ее территориальных органов (далее – гражданские служащие).

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.

1.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт, время, место, обстоятельства, цели и мотивы совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего, в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими – вина каждого;

деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок, иные характеризирующие его данные;

обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

1.5. В соответствии со ст. 57 Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) исключен. – Изменения, утв. ФССП России 26.03.2015 N 0012/4;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. “а” – “г” п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2. Организация служебной проверки

2.1. При инициировании служебной проверки на имя представителя нанимателя готовится служебная записка (согласно п. 4 Инструкции, в центральном аппарате ФССП России – на имя директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации (далее – Директор); в территориальном органе ФССП России – на имя руководителя территориального органа).

В служебной записке указываются факт, время, место, обстоятельства, должность, фамилия, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого необходимо провести служебную проверку, и нарушенные им в результате дисциплинарного проступка пункты и статьи действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Службы (приложение N 1).

Также необходимо учитывать срок, прошедший с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого начинается месячный срок (в течение которого к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание), считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен гражданский служащий, стало известно о совершении дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

2.2. Одной служебной запиской допускается инициирование служебной проверки как в отношении одного, так и нескольких гражданских служащих (приложение N 2).

2.3. В служебной записке инициатор служебной проверки предлагает кандидатуру от структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа ФССП России (далее – территориальный орган), с указанием должности, Ф.И.О. для включения в состав комиссии по проведению служебной проверки и уведомляет его об этом.

2.4. В случае, когда инициатором служебной проверки в отношении гражданского служащего является подразделение противодействия коррупции или гражданский служащий, обратившийся с заявлением о проведении служебной проверки, либо служебная проверка назначена по представлению органов прокуратуры, в комиссию по проведению служебной проверки включается специалист профильного структурного подразделения центрального аппарата или аппарата управления территориального органа Службы, к компетенции которого относятся выявленные нарушения.

Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России; отдел (группа) противодействия коррупции территориального органа ФССП России.

2.5. Для проведения служебной проверки в отношении руководителя подразделения противодействия коррупции председателем комиссии назначается один из заместителей представителя нанимателя, при этом незамедлительно информируется УПК (п. 1 распоряжения Директора от 28.09.2009 N 31-р).

Копия приказа о проведении служебной проверки не позднее суток с момента регистрации приказа направляется факсимильной связью руководителю УПК.

2.6. При инициировании служебной проверки в отношении каждого гражданского служащего необходимо издавать отдельный приказ о ее проведении (приложение N 4).

Читайте также:
Номинальная заработная плата – что это, среднемесячная номинальная зарплата

2.7. В приказе о проведении служебной проверки кроме данных, указанных во втором абзаце п. 10 Инструкции, необходимо отражать, на кого из членов комиссии возложены полномочия по затребованию письменного объяснения от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка (приложение N 3).

2.8. Во исполнение п. 10 Инструкции проект приказа о проведении служебной проверки готовится работником подразделения противодействия коррупции и представляется председателю комиссии одновременно с проектом плана о проведении служебной проверки для утверждения представителем нанимателя.

2.9. Представление на регистрацию приказа о проведении служебной проверки необходимо поручать работнику подразделения противодействия коррупции, ответственному за его подготовку.

2.10. Копия приказа о проведении служебной проверки и план ее проведения вручаются под расписку работнику, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, для ознакомления членов комиссии.

Ознакомление гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки также поручается указанному работнику.

3. Участники служебной проверки и их полномочия

3.1. Полномочия каждого члена комиссии прописываются в плане по служебной проверке с указанием конкретных сроков исполнения (приложение N 5).

3.2. При включении в состав комиссии представителя подразделения по вопросам государственной службы и кадров ему необходимо поручать подготовку копий должностного регламента, других характеризующих материалов и передачу их члену комиссии, на которого возложены полномочия по подготовке заключения по результатам служебной проверки, для приобщения к материалам служебной проверки.

3.3. Члену комиссии, которому поручена подготовка заключения по результатам служебной проверки, необходимо поручать готовить лист ознакомления с Инструкцией (п. 16) и знакомить с ней членов комиссии под роспись. Лист ознакомления приобщается к материалам служебной проверки (приложение N 9).

3.4. При обнаружении признаков преступления, административного правонарушения или нарушения служебной дисциплины член комиссии немедленно докладывает об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме.

3.5. В случае если член комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и т.п.) не может принимать дальнейшее участие в служебной проверке, издается приказ о внесении изменений в состав комиссии.

Подготовка, согласование и регистрация данного приказа поручается представителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров, включенному в состав комиссии по проведению служебной проверки.

3.6. Подготовка, согласование и регистрация приказа о временном отстранении от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (п. 22 Инструкции) также поручается члену комиссии от подразделения по вопросам государственной службы и кадров.

4. Проведение служебной проверки

4.1. Согласно п. 11 Инструкции (п. 6 ст. 59 Федерального закона) служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Месячный срок проведения служебной проверки необходимо исчислять со дня регистрации приказа о проведении служебной проверки в отношении гражданского служащего.

Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4.2. Подготовку заключения по результатам служебной проверки, согласование с членами комиссии и представление материалов служебной проверки председателю комиссии необходимо возлагать на члена комиссии, представленного от подразделения, инициировавшего проведение служебной проверки (приложение N 3).

Например, если инициатором служебной проверки являлось подразделение по вопросам организации исполнительного производства, то полномочия, указанные в п. 4.2, возлагаются на работника, включенного в состав комиссии от данного подразделения.

4.3. В случае если от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, не представляется возможным по уважительным причинам получить письменное объяснение (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске и т.п.), выводы о его виновности (невиновности) предлагается делать на основании имеющихся материалов, о чем указывать в заключении.

По выходу гражданского служащего на службу у него запрашивается письменное объяснение, с учетом которого принимается решение о применении или о неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

5. Оформление результатов служебной проверки

5.1. После утверждения заключения уполномоченным должностным лицом оно направляется председателем комиссии руководителю подразделения по вопросам государственной службы и кадров для подписи (п. 10 ст. 59 Федерального закона) и подготовки проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с п. 28 Инструкции (приложение N 10).

В случае если председателем комиссии по проведению служебной проверки является руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров, его подпись, установленная п. 10 ст. 59 Федерального закона, в заключении по результатам служебной проверки не требуется.

5.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п. 10 ст. 59 Федерального закона), а заверенная копия заключения направляется в подразделение противодействия коррупции и приобщается к материалам служебной проверки.

6. Порядок применения дисциплинарного

Читайте также:
Несписочный состав работников — что это

взыскания и ознакомления гражданского служащего с актом

о применении дисциплинарного взыскания

6.1. Согласно п. 6 ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В случае если вручить данный акт (приказ о дисциплинарной ответственности) по уважительным причинам не представляется возможным (временная нетрудоспособность, пребывание в отпуске, другие случаи отсутствия на службе), допустимо регистрировать и вручать его гражданскому служащему по выходу на службу, поскольку в срок, установленный для применения дисциплинарного взыскания, согласно пп. 4, 5 ст. 58 Федерального закона период отсутствия гражданского служащего по уважительной причине и время проведения служебной проверки не включаются.

Применить дисциплинарное взыскание не представляется возможным, если гражданский служащий будет отсутствовать на службе более шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – более двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 58 Федерального закона).

О невозможности применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему по результатам служебной проверки представитель нанимателя (п. 4 Инструкции) информируется служебной запиской.

7. Учет, формирование и хранение материалов

7.1. Служебные проверки учитываются в Журнале учета служебных проверок (далее – Журнал), а также в электронном виде, удобном для работы (приложение N 11).

При этом каждой служебной проверке присваивается порядковый регистрационный номер, под которым служебные проверки вносятся в Журнал (в пределах текущего года).

7.2. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и зарегистрирован в установленном порядке.

7.3. Материалы служебной проверки подшиваются в номенклатурное дело (твердую обложку из картона), постранично нумеруются карандашом в верхнем правом углу, составляется внутренняя опись, которая заверяется составителем (приложение N 13).

7.4. В листе-заверителе цифрами и прописью указываются количество листов и особенности отдельных документов. Лист-заверитель подписывается составителем с указанием даты и расшифровкой подписи (приложение N 14).

7.5. На обложке служебной проверки указываются необходимые сведения, в том числе порядковый регистрационный номер, под которым служебная проверка учтена в Журнале (приложение N 12).

7.6. Сформированные материалы служебных проверок размещают в служебной комнате подразделения противодействия коррупции (подразделения государственной службы и кадров в случае, когда штатная численность подразделения противодействия коррупции менее 4 единиц) или в специально отведенном для этой цели помещении в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту (приложение N 15).

Материалы служебных проверок хранятся не менее 5 лет, после чего уничтожаются в соответствии с порядком уничтожения документов с истекшими сроками хранения, установленным Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

7.7. Материалы служебных проверок для их учета и быстрого поиска располагаются вертикально, корешками (переплетом) наружу, и систематизируются в алфавитном порядке (по фамилиям) с разбивкой по годам. На корешках (переплетах) обложек материалов служебных проверок указываются фамилия и инициалы работника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также порядковый регистрационный номер (приложение N 16).

7.8. Опись материалов служебных проверок помещается на внутренней стороне шкафа.

7.9. Ответственное лицо, на которое возложена обязанность по сохранности, учету и доступу к служебным проверкам, назначается приказом (распоряжением) из числа работников подразделения противодействия коррупции. Как правило, это работник, ответственный за делопроизводство.

Образец приказа о проведении служебной проверки

от 26 марта 2013 года N 161

(с изменениями на 12 ноября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.05.2015, N 0001201505200020);

приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260050);

приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2016, N 0001201612090011);

приказом МВД России от 19 июня 2017 года N 394 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2017, N 0001201707140019);

приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2018, N 0001201812050016).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954.

Далее – “МВД России”.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 сентября 2014 года приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2009 года, регистрационный N 13293.

Читайте также:
Смерть в результате несчастного случая на производстве

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр генерал-лейтенант полиции
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

30 мая 2013 года,

регистрационный N 28587

Приложение

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 12 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации .

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 сентября 2014 года приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Далее – “органы, организации или подразделения МВД России”.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 30, ст.4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7018, 7020, 7067; N 50, ст.7352; 2012, N 26, ст.3441; N 50, ст.6967.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, N 43, ст.5808.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1 “Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации”.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

Далее – “органы внутренних дел”.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722. – См. предыдущую редакцию)

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации , заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

Далее – “ГУСБ МВД России”.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению начальника ГУСБ МВД России или его заместителя подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2018 года приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759. – См. предыдущую редакцию)

7_1. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности оперативно-поискового подразделения, подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел проводится по решению Министра, заместителя Министра, ответственного за деятельность указанных подразделений, руководителя (начальника) территориального органа МВД России, начальника оперативно-поискового подразделения либо подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел сотрудниками данных подразделений.

(Пункт дополнительно включен с 6 ноября 2015 года приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903)

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

Читайте также:
Средняя зарплата врача в России и Москве

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке .

(Сноска в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447. – См. предыдущую редакцию)

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Далее – “соответствующий руководитель (начальник)”.

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также заявление сотрудника.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447. – См. предыдущую редакцию)

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

14_1. В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

(Пункт дополнительно включен с 16 декабря 2018 года приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759)

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

Сроки и основания проведения служебной проверки в отношении государственного служащего

Консультация эксперта

Каждый государственный служащий хотя бы раз сталкивался с таким явлением, как проверка. Её основания и сроки тайной не являются, но тем не менее всегда возникает множество вопросов. Наш эксперт Татьяна Алмазова рассмотрела в статье вопросы проведения служебной проверки в отношении государственного служащего.

Основания проведения проверки

Нормы федерального законодательства чётко регламентируют поводы для начала служебной проверки. При этом стоит заметить, что установлен исчерпывающий перечень, то есть трактовать норму расширительно недопустимо.

Итак, основанием для проведения служебной проверки в отношении госслужащего является заявление самого служащего или его нанимателя. Законодатель устанавливает требования только относительно формы такого заявления, его содержание ничем не регламентировано. В связи с этим полагаем, что там достаточно указать причины, которые, по мнению подателя заявления, являются достаточными для инициирования процедуры.

По нашему мнению, достаточным поводом будет являться исполнение должностных обязанностей не в соответствии с должностной инструкцией или их неисполнение вовсе. Однако, как правило, основания для проведения проверки содержатся в локальных актах нанимателя.

Процедура проверки

На основании заявления оформляется приказ, в котором непосредственно содержится информация о сроках и основаниях проводимой процедуры, а также о необходимости объяснений самого служащего и наличии оснований для отстранения от работы на период проведения проверки.

Что касается объяснительной, то форма такого документа также не утверждена. Однако она может быть установлена на локальном уровне. Кроме того, объяснительную госслужащий должен представить именно до начала проверки. Конституционный Суд указал, что объяснительная служит своего рода ознакомлением с позицией второй стороны. При этом дисциплинарный проступок может считаться совершённым, если его наличие подтверждено результатами проверки, то есть до окончания расследования вина госслужащего не считается доказанной .

Читайте также:
Рекомендательное письмо от компании для компании: образец

Служебная проверка проводится комиссионно . В частности, в ней принимают участие представитель подразделения кадров и госслужбы, представитель юридического отдела и профсоюза. Поскольку численность комиссии нормативно не закреплена, рекомендуем включать в состав комиссии нечётное количество участников либо предоставить право решающего голоса председателю в случае равного распределения голосов. Как и всегда, из комиссии исключается госслужащий, заинтересованный в её исходе. В противном случае результаты такой проверки будут признаны недействительными .

Для принятия решения члены комиссии должны хорошо ознакомиться с обстоятельствами дела, оценить аргументы, указанные в заявлении, и по итогам проделанной работы установить факт дисциплинарного проступка или его отсутствие, вину служащего и обстоятельства, при которых он совершён. Кроме того, должен быть факт причинения вреда и его размер. Заключение необходимо подписать всем членам комиссии, кроме того, с ним необходимо ознакомить и лицо, в отношении которого проводилась проверка.

Стоит отметить, что комиссия не вправе привлечь госслужащего к дисциплинарной ответственности. Она может лишь предложить такое развитие событий, опираясь на сделанное заключение. Полномочием по привлечению к дисциплинарной ответственности обладает только представитель нанимателя. Ответственность наступает за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей. Обратите внимание, что в обязательном порядке должна быть установлена вина сотрудника и соблюдён порядок проведения проверки.

В выпуске программы «Юрист LIVE» наш эксперт Михаил Заплатников рассмотрел судебную практику по зарплатным спорам.

Срок проведения проверки

Проверка должна быть завершена в течение месяца со дня принятия решения о её проведении, то есть со дня издания соответствующего приказа.

Обращаем внимание, что ограничен и срок применения дисциплинарного взыскания по итогам проверки. Такой срок установлен в ч. 5 ст. 58 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и составляет 6 месяцев со дня совершения проступка. Для проступков в финансовой сфере предусмотрен специальный срок – 2 года со дня совершения. Заметим, что указанные сроки также являются пресекательными , что в первую очередь направлено на защиту интересов госслужащего и стимулирует нанимателя на более тщательный контроль.

Существенные нарушения при проведении служебной проверки

Результаты проверки и, как следствие, наложение дисциплинарного взыскания могут быть успешно обжалованы в суде при наличии существенных нарушений, допущенных в процедуре проверки.

Наиболее распространённым недочётом является отсутствие доказательств того, что объяснительная действительно была запрошена. В данном случае суд приходит к выводу о нарушении порядка применения взыскания и удовлетворил иск работника.

К аналогичному выводу пришёл суд и в случае, когда не был составлен акт об отказе в предоставлении объяснительной.

Кроме того, существенным признаётся нарушение и при отсутствии перечня вопросов , относительно которых требуется пояснение.

Работа комиссии также играет значимую роль. Так, неустановление значимых фактов при проведении проверки может послужить поводом для обжалования. Помимо прочего, если неясно, за какие именно деяния госслужащий привлечён к ответственности, то такое дисциплинарное взыскание, вероятнее всего, признают незаконным. Заключение комиссии должно иметь установленную форму и быть подписано членами комиссии . Отсутствие хотя бы одной подписи может служить основанием для отмены дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарным проступком не может считаться ситуация, когда госслужащий по объективным причинам не справляется со своими обязанностями. В указанном случае судом признано неправомерным привлечение к дисциплинарной ответственности.

Итак, мы видим, что соблюдение процедуры проведения проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности играет очень важную роль. Таким образом, несоответствие оснований и сроков проведения проверки может явиться основанием для отмены дисциплинарного взыскания.

Вопрос

Какие основания и сроки проведения служебной проверки госслужащего?

Ответ

Основаниями проведения служебной проверки являются заявления самого служащего или заявление представителя нанимателя.

Татьяна Алмазова, ведущий юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»

Образец приказа о проведении служебного расследования

Приказ о служебном расследовании – исполнительный документ, которым руководство предприятия уполномочивает должностных лиц на проверку в отношении допущенных нарушений. Это единственное законное основание для расследования происшествий в организации.

Сотрудники, назначенные приказом руководителя, проводят разбирательство, устанавливают виновных лиц и рассчитывают размер ущерба. По результатам проверки назначается наказание.

Основания организации служебного расследования

При оформлении трудового договора с новым сотрудником администрация предприятия в состав соглашения вносит раздел с должностными обязанностями лица, а также со списком нарушений, за которые может наступать юридическая и дисциплинарная ответственность. Полный перечень обстоятельств фиксируется в зависимости от особенностей производственного процесса.

Чаще всего служебное расследование в отношении работника проводится в связи с:

  • порчей имущества фирмы, что связано с материальным ущербом;
  • нарушением целостности или качества товара и других ценностей предприятия, используемых для торговой деятельности и получения прибыли;
  • совершением нарушений дисциплинарного характера;
  • несоблюдением рабочего времени или уклонение от трудовых обязанностей;
  • неисполнением режима секретности.
Читайте также:
Возвратная накладная: образец, форма, правила заполнения

Список возможных нарушений составляется в зависимости от должности. Например, директора предприятий также дополнительно могут отвечать за негативные результаты производственного процесса или падение прибыли, что связано с неумением организовать работников на предприятии.

Приказ о проведении служебной проверки (образец можно скачать ниже) готовится в ограниченные сроки. Максимальный срок привлечения виновных лиц к ответственности – четыре месяца. Увольнение сотрудника не основание для отмены взыскания.

Порядок и правила проведения

Привлечение к ответственности за порчу корпоративной собственности или другие нарушения связано с ограничением прав нарушителя, поэтому особое внимание должно уделяться процедуре организации служебной проверки.

Подготовка приказа на организацию служебного расследования – право, а не обязанность. Поэтому руководитель самостоятельно принимает решение, целесообразно ли наказывать конкретное лицо за выявленный проступок.

Трудовым правом предусмотрена следующая процедура:

  1. Выявление нарушения. Установить факт проступка может любое должностное лицо предприятия, которое готовит докладную записку руководителю фирмы. Вместе с докладной передается Акт о выявленном проступке, который подписывается минимум тремя работниками организации.
  2. На основании полученного сообщения начальник готовит и выдает Приказ о проведении служебного расследования. В документе значатся ответственные лица, сроки проверки и перечень мероприятий.
  3. В течение суток формируется специальная комиссия, которая рассматривает обстоятельства совершения проступка и его последствия для производства.
  4. Получение объяснения работника. Служащий может отказаться от дачи пояснений. В таком случае оформляется Акт, в котором значится, что работник не желает письменно или устно оправдывать свои действия.
  5. Организация заседания комиссии, на котором принимается окончательное решение о привлечении к ответственности. Обязателен учет мнения всех участников.

Готовое решение направляется руководителю для ознакомления и получения резолюции на реализацию взыскания.

Правила формирования комиссии

Всего должно быть минимум три члена комиссии, которые не заинтересованы в принятии конкретного решения по спору. В состав включают:

  • юриста фирмы;
  • представителя СБ;
  • бухгалтера;
  • двоих рядовых служащих.

Начальник также может входить в состав, но это необязательное условие.

Фиксация результатов

Оформляется решение двумя документами. А именно:

  1. Заключение заседания комиссии (содержит подробное описание выявленных обстоятельств, суммы причиненного вреда, виновных лиц, последствия проступка для предприятия);
  2. Приказ о применении мер дисциплинарной ответственности.

Первые документ составляется созванной комиссией и подписывается всеми ее участниками. Второй – готовится секретарем руководителя фирмы от имени начальника. Подписывает Приказ руководитель и передает его оригинал для регистрации в специальном Журнале. После этого бумага направляется в отдел кадров для внесения информации в личное дело.

Если наказание связано с денежными обременениями, то еще один оригинал распоряжения направляется в бухгалтерию фирмы.

Применение норм дисциплинарной ответственности не исключает дополнительного применения административных, уголовных или гражданских санкций.

Сроки проведения расследования

Как уже отмечалось выше, привлечь к ответственности виновного лица можно только на протяжении ограниченного времени. Так, работодатель уполномочен выдавать такие приказы не позже чем через четыре месяца после совершения проступка.

Что интересно, сам работник может заявить жалобу на противоправные действия руководства только на протяжении 30 суток.

Такая разница связана с тем, что нарушения служащих не всегда удается выявить своевременно, а потому допускается привлечение к ответственности даже тех лиц, контракт с которыми уже давно расторгнут.

Сроки могут продлеваться, если в этот период времени потенциально виновное лицо пребывало в отпуске или на больничном. Заочное проведение проверки не допускается.

Требования к оформлению приказа

Законодательством не предусмотрена единая форма Приказа, поэтому на каждом предприятии распоряжения руководителей готовятся исходя из особенностей ведения трудовой деятельности. Документ должен включать следующие обязательные реквизиты:

  • юридический адрес и название фирмы, на которой проводится служебное расследование;
  • дата составления;
  • место оформления;
  • дата и подписи ответственных лиц.

Документ должен включать такие категории сведений:

  1. основания для проведения проверки (докладная записка конкретного должностного лица);
  2. необходимость созыва комиссии и ее состав;
  3. перечень мероприятий, которые предстоит осуществить для всестороннего изучения обстоятельств проступка;
  4. правила фиксации результатов;
  5. граничные сроки проведения расследования;
  6. ответственное лицо, которому делегируются контролирующие функции.

В содержание распоряжения может вноситься список мероприятий, которые должны быть выполнены для устранения выявленных нарушений. Например, поиск утраченных документов, расчет сопутствующего ущерба.

Приказ подлежит обязательному исполнению всеми участниками. Сам виновный гражданин должен прочитать содержание Приказа под подпись, что свидетельствует о его ознакомлении с принятым решением и подтверждает согласие с таковым. На этой стадии служащий может отказаться от подписи, о чем также составляется Акт.

Если же Приказ вынесен с нарушением установленной процедуры или же взыскание назначено незаконно, то сотрудник, чьи права были нарушены, может обращаться в комиссию по трудовым спорам для отмены наказания и организации повторного расследования. Если на протяжении недели конфликт улажен не был, то предстоит обращаться с исковым заявлением в суд.

Приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера

Если кассир в учреждении отсутствует по уважительным причинам (отпуск, болезнь) или такая должность вообще не предусмотрена, так как предприятие пока мало, то обязанности этого сотрудника могут быть возложены на бухгалтера. Для этого должен быть подготовлен и подписан соответствующий документ. Он называется «Приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера».

Читайте также:
Служебное жилье — что это такое, кому положено, как получить в собственность

Помимо него, для соблюдения всех нюансов потребуются некоторые изменения в должностной инструкции и трудовом договоре. В какой-либо и двух бумаг обязательно должна быть прописана сумма, которая положена сотруднику за дополнительную рабочую нагрузку.

Внимание! Она не должна быть меньше размеров доплат, прописанных в Трудовом кодексе (в частности, в статье 151).

Для чего нужен приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера

При возникновении необходимости совершения операций с наличными деньгами и составления приходных и расходных кассовых ордеров, банк, с которым сотрудничает учреждение, обязательно поинтересуется приказом.

Может ли главный бухгалтер быть ответственным по кассе

В соответствии с законодательством, если в учреждении несколько бухгалтеров, то возложить обязанности работника кассы можно будет на любого, кроме главного бухгалтера.

В случае, когда главный бухгалтер является единственным в организации (а так чаще всего и бывает), то эти функции могут быть возложены непосредственно на него.

Что понадобится, помимо приказа

Одной бумаги для полноценной законности происходящих процессов недостаточно.

Есть несколько вариантов, к которым может прибегнуть руководитель организации при необходимости выполнения обязанностей одного работника другим.

Первый вариант. Составляется приказ, подписывается, далее с сотрудником заключается договор о полной мат. ответственности, заверяется, затем – в трудовой договор бухгалтера (или главного специалиста по бухучету в организации, в зависимости от обстоятельств) вносятся изменения, которые предусматривают выполнение им всего функционала кассира. Этот вариант более логичен.

Второй вариант. Формируются и подписываются приказ и договор, как и в первом варианте, плюс выполняются правки об и.о. кассира в бухгалтерской должностной инструкции.

Алгоритм составления документа

В верхней части бумаги располагается шапка, в которой прописываются название документа и дата его составления. Затем после заглавия указываются причины отсутствия сотрудника как такового. Этими причинами могут быть:

  • увольнение предыдущего работника;
  • уход в отпуск (по уходу за ребенком и пр);
  • командировка основного сотрудника;
  • предприятие малое, и самой должности не предусмотрено, и другие причины.

Вот так это должно выглядеть:

После вводной части обязательна формулировка (как в любом другом приказе) «Приказываю», и ставится двоеточие. Потом идет перечисление того, что необходимо сделать: уполномочить сотрудника (с полным указанием ФИО и занимаемой должности) выполнять работу с одним из видов ККМ.

При этом должна быть четко прописана модель кассового аппарата. Это может быть:

  • АМС 100К – если организация занимается продажей продуктов питания;
  • автономные кассовые аппараты с ЭКЛЗ и фискальной памятью типа ОРИОНа-100К или МЕРКУРИЯ-180К;
  • мобильные терминалы оплаты с модемом и аккумулятором типа YARUS C2100;
  • принтеры, не работающие без компьютера или терминала (их называют фискальными регистраторами) вида FPrint -5200ПТK и подобных;
  • чековые принтеры (у них нет встроенной памяти, а значит, их не нужно регистрировать в налоговой) видов Штрих 600, MPRINT R58 USB и пр.

Словом, вне зависимости от модели, ККМ должен быть прописан.

Помимо назначений, в приказе прописываются полномочия работника на ведение журнала, составление необходимых отчетов, подписание кассовых документов от должностного лица «кассир» или «администратор».

В тексте также должна присутствовать информация об ознакомлении сотрудника с таким документом, как Порядок ведения кассовых операций. Для этого ознакомления потребуется дополнительная подпись работника, который возлагает на себя права и обязанности кассира.

Сноска на договор о мат. ответственности тоже будет нелишней. Без нее приказ также будет иметь силу, но к нему потребуется составить приложение в виде этого договора.

В конце текста документа должно стоять минимум две подписи: бухгалтера-кассира и его руководителя. Дата уже стоит в начале.

Что еще может содержаться в документе

Если в должностную инструкцию бухгалтера (либо главного бухгалтера) не планируется внесение изменений об исполнении обязанностей кассира, то в Приказе должна присутствовать строка (в завершении первого пункта о назначении) «с доплатой в размере ХХХ». Это условие гарантирует соблюдение трудового законодательства в полном объеме.

Обязательно ли составление

Важно! Даже если в штатном расписании нет должности работника касс и существует единая должностная инструкция с указанием, что весь функционал кассира находится в ведомости бухгалтера, наличие приказа о возложении обязанностей обязательно.

Это обусловлено тем, что подавляющее большинство банков, имеющих лицензию на территории РФ, четко прописывает условия взаимодействия с ИП, ООО или другими юридическим лицами. По этим условиям кассовые операции не могут проводиться никем иным, кроме кассира, который выбирается из существующего персонала или нанимается отдельно.

В крупных организациях

Если речь идет об ИП, то письменного согласия работника о возложении обязанностей не требуется. Если же компания имеет отдельного руководителя и он принимает решение о таком кадровом изменении, то в письменном виде он обязан сообщить об этом вышестоящему руководителю.

Читайте также:
Нематериальная мотивация персонала в России - примеры, виды, способы

Сотрудник, который готовится к выполнению новых обязанностей, дает письменное согласие о том, что не имеет ничего против изменения должностной инструкции, издания приказа и заключения договора о материальной ответственности.

Обычно с этим не возникает затруднения, так как оплата труда такого работника увеличивается согласно ТК РФ.

Приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера: образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В штате организации нет должности кассира. Организация хочет возложить обязанности кассира на ведущего бухгалтера с доплатой.
Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности в данном случае? Вправе ли она ставить свою подпись на месте подписи кассира на кассовых документах?

Прежде всего напомним, что в соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
В законодательстве не установлено запрета на включение в круг обязанностей бухгалтера, составляющих его трудовую функцию, обязанностей кассира. Соответственно, правомерность поручения работнице соответствующих должностных обязанностей кассира зависит только от того, будут ли предусмотрены данные обязанности в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему) и должностной инструкции.
В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры (далее – Перечень), а также типовые формы этих договоров утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.
Должность “бухгалтер” в Перечне не поименована. При этом Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1 (далее – Письмо N 1746-6-1), определение Нижегородского областного суда от 27.07.2010 N 33-6578/10). Однако в п. I Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, указаны такие должности, как кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров), а в п. II этого Перечня включены работы по приему и выплате всех видов платежей.
Более того, из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работ, поименованных в Перечне. Аналогичный вывод содержится в Письме N 1746-6-1.
Учитывая изложенное, работодатель вправе заключить договор о полной материальной ответственности с бухгалтером, в трудовую функцию которого будет входить, помимо прочего, исполнение обязанностей кассира.
Поскольку в трудовую функцию бухгалтера будет входить исполнение обязанностей кассира, то он будет вправе ставить свою подпись на месте подписи кассира на кассовых документах.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: