Независимая оценка квалификации работников: обязательна или нет

Независимая оценка квалификации работников: обязательна или нет

В случае, если в штате образовательной организации есть специалисты, для допуска к работе которых необходимо прохождение независимой оценки квалификации и наличие свидетельства о квалификации (к примеру, работник по обслуживанию лифтов), то работодатель обязан направить данного специалиста на независимую оценку квалификации и оплатить ее.

В остальных случаях прохождение работниками учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала независимой оценки квалификации не является обязательным, но представляется целесообразным.

В настоящее время прохождение независимой оценки квалификации доступно для следующих категорий работников: бухгалтеров, экономистов, работников охраны, слесарей, иных служащих и технического персонала образовательных организаций. При этом независимую оценку квалификации названные категории работников могут пройти самостоятельно, либо по направлению работодателя.

Будет ли проводиться независимая оценка квалификации учителя (при наличии у него диплома о педагогическом образовании и аттестации)?

Какие локальные акты должны быть приняты работодателем в целях реализации прав работников на прохождение независимой оценки квалификации?

Будет ли независимая оценка квалификации обязательной?

Что дает независимая оценка квалификации?

Независимая оценка квалификации нужна как работодателю, так и работнику (соискателю).
Независимая оценка квалификации необходима работодателю, чтобы: 1) подтвердить, что профессиональные знания и умения работников соответствуют требованиям профессионального стандарта. Подтверждение квалификации незаменимо при проведении аттестации работников в целях определения их соответствия занимаемым должностям, а также при проведении кадровых изменений в организации. Результаты оценки могут учитываться при установлении работникам премий, доплат и надбавок за высокую квалификацию.Независимая оценка квалификации позволяет работодателю получить конкурентное преимущество при участии в процедурах, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, подтвердить деловую репутацию, доказав наличие квалифицированного персонала, в международных и российских конкурсах среди предприятий отрасли. 2) выявить у работников квалификационные дефициты – профессиональные знания и умения, которые требуют обновления. Результаты оценки могут стать основой для разработки плана переподготовки (профобразования и профобучения) или повышения квалификации работников. 3) определить реальный уровень профессиональных знаний и умений соискателей. Это позволяет упростить подбор кандидатов на вакантные должности, сократить возможные риски, связанные с недостаточной квалификацией соискателей, и экономить на дообучении вновь принятых работников.
Независимая оценка квалификации позволяет работнику документально подтвердить перед работодателем уровень своей квалификации, а именно: – соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта; – достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.Результаты независимой оценки будут полезны работнику – при риске увольнения в связи с сокращением численности или реорганизацией; – при рассмотрении вопроса о должностном росте (повышении оплаты труда); – при прохождении внутренней аттестации;- при рассмотрении судом иска о восстановлении на работе и др.
Независимая оценка квалификации позволяет соискателю документально подтвердить перед потенциальным работодателем уровень своей квалификации, а именно: – соответствие профессиональных знаний и умений требованиям профессионального стандарта; – достаточность профессиональных знаний и умений работника для выполнения работы определенного уровня сложности.

Свидетельство о квалификации дает соискателю конкурентное преимущество при поступлении на работу, особенно впервые или после длительного перерыва. При проведении конкурсного отбора на замещение вакантной должности работодатель вправе учитывать наличие свидетельства о квалификации у соискателей. Потенциальный работодатель может предложить соискателям пройти профессиональный экзамен в центре оценки квалификаций (за счет работодателя). Свидетельство о квалификации необходимо для допуска к определенным видам работ.

Чем отличается аттестация, которую проводит работодатель, от независимой оценки квалификации?

Обязательна ли независимая оценка квалификации, начиная с 1 июля 2019 года (комментарии к статье 11 Федерального закона «О независимой оценке квалификации»)?

Кто оплачивает независимую оценку квалификации?

В случае, если НОК проводится по инициативе соискателя, то ее оплата возможна за счет средств: – самого соискателя; – иных физических лиц (родители, иные родственники, третьи лица и др.); – любого юридического лица.
При этом, у соискателя, самостоятельно оплатившего НОК, имеется возможность возмещения расходов посредством получения социального вычета по НДФЛ сумме, фактически уплаченной за НОК, но не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ[1]). Иные физические или юридически лица, которые оплатили прохождение соискателем НОК, возместить свои расходы не смогут. В случае, если НОК проводится по инициативе работодателя, то ее оплата производится за счет средств работодателя. При этом законодательство предусмотрело для таких работодателей ряд налоговых преференций:
В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ): – наличие договора между ЦОК и работодателем; – наличие трудового договора с работником, прошедшим НОК.
Расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации соискателя (лица, не находящегося в трудовых отношениях с работодателем на момент прохождения профессионального экзамена) включаются в состав затрат в случае, если с соискателем был заключен трудовой договор (т.е. он стал работником).
Соответствующие налоговые преференции предоставляются также для работодателей, использующих упрощенную систему налогообложения (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.
НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом N 251-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников.
Страховые взносы. По мнению Минфина России, на суммы оплаты работодателем прохождения работниками квалификационных экзаменов не начисляются страховые взносы (письмо Минфина РФ от 30.01.18 N 03-04-06/5184[2]). Однако, положения пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ[3] прямо не указывают на исключение расходов на НОК из суммы, подлежащей обложению страховыми взносами. Гарантии работникам, направляемым работодателем на НОК. При прохождении НОК с отрывом от работы работодатель обязан: – сохранять за сотрудником место работы (должность); – выплатить среднюю зарплату по основному месту работы; – в размере, предусмотренном для служебных командировок: – выплатить суточные; – оплатить стоимость проезда; – оплатить стоимость проживания.
[1] “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) [2] Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости квалификационного экзамена работника-оценщика. (Письмо Минфина России от 30.01.2018 N 03-04-06/5184) [3] Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Читайте также:
Ночное время по Трудовому Кодексу РФ: со скольки и до скольки

Оценка квалификации: в чем польза для работодателя и работника

В последнее время работодатели все больше недовольны уровнем выпускников вузов. Пока работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, молодые специалисты сетуют на несоответствие профессионального образования запросам рынка труда. Чтобы выйти из замкнутого круга, введена Национальная система профессиональных квалификаций.

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Читайте также:
Средняя зарплата сварщика в России

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Читайте также:
Нужна ли онлайн касса при ЕНВД

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Независимая оценка квалификации работников: обязательна или нет

О независимой оценке квалификации

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций – автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет – национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее – независимая оценка квалификации), – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Читайте также:
Адвокатская тайна: что это, этика, срок хранения

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации – комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации – информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее – реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее – уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Читайте также:
Сколько зарабатывают сварщики: в России и мире

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

Кого и зачем направят на независимую оценку квалификации

Е. А. Шаповал
автор статьи, изд. Главная Книга

С 2017 г. работодатели, чтобы проверить квалификацию работников, могут направить их на независимую оценку соответствия профессиональным стандартам. Оценка квалификации является добровольной, поэтому ни для работника, ни для работодателя результаты такой оценки никаких обязательных последствий не влекут.

Как направить работника на прохождение независимой оценки

С января 2017 г. работодатель может направить работника на независимую оценку его квалификации на соответствие профессиональным стандартам (НОК) .

Прохождение независимой оценки квалификации не является обязательным. Даже в ситуации, когда требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, законом или другими нормативными актами. И даже если для должности, профессии или специальности работника законодательством предусмотрены льготы, гарантии либо ограничения (например, по результатам спецоценки) .

Вместе с тем в прохождении НОК может быть заинтересован и работодатель, и работник, если, например, работник за долгие годы наработал опыт, позволяющий ему претендовать на более высокий уровень квалификации, чем был у него по документу об образовании.

Комментарий эксперта

Татьяна Николаевна Малицкая, эксперт по вопросам применения трудового законодательства

К дополнительным плюсам НОК можно отнести:

Для работодателя: не нужно заниматься организацией и проведением аттестации персонала,

при приеме на работу проще формулировать отказ в заключении трудового договора.

Читайте также:
Виды профессиональных тайн: какие бывают

Для работника: позволит повысить ценность на рынке труда и претендовать на включение в кадровый резерв компании.

Рассказываем работнику

Если работник самостоятельно оплачивает прохождение НОК, то он может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, фактически уплаченной за НОК, но не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов .

Необходимость прохождения НОК работниками определяет работодатель в своих ЛНА. Тогда работодателю нужно также утвердить перечень профессий и специальностей для направления работников на НОК. Если в компании есть профсоюз, то нужно учесть его мнение при утверждении такого перечня .

Однако прохождение НОК работником возможно только с его согласия .

Согласие можно получить на уведомлении, составленном в произвольной форме. Приведем образец уведомления работника о необходимости пройти НОК.

│ Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» │

│ Кому: бухгалтеру Петровой М.Н.│

│01.02.2017 г. Москва│

│ Уважаемая Марина Николаевна! │

│ В соответствии со статьями 196, 197 Трудового кодекса РФ предлагаем│

│Вам пройти независимую оценку квалификации на соответствие│

│Профессиональному стандарту «Бухгалтер», утв. Приказом Минтруда России│

│от 22.12.2014 N 1061н. │

│ В случае Вашего согласия независимая оценка Вашей квалификации на│

│соответствие профессиональному стандарту «Бухгалтер» будет проводиться в│

│форме профессионального экзамена в центре оценки квалификаций│

│«Профессиональный бухгалтер», г. Москва, ул. Строителей, д. 9, в период│

│с 15 по 28 февраля 2017 г. │

│ За период сдачи профессионального экзамена в соответствии со ст. 187│

│ТК РФ Вам будет выплачен средний заработок. │

│ Генеральный директор Ковалев А.К. Ковалев│

│ Экземпляр уведомления получила │

«1» февраля 2017 г. Петрова

│ С прохождением независимой оценки │

│ согласна /не согласна Петрова

За отказ работника от прохождения НОК, в том числе предусмотренной локальным нормативным актом, к нему нельзя применить дисциплинарное взыскание (в частности, выговор) .

Статья 196 ТК РФ (здесь и далее – ред., действ. с 01.01.2017); ч. 2 ст. 4 Закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ (далее – Закон N 238-ФЗ).

Подпункт 6 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ (здесь и далее – ред., действ. с 01.01.2017).

Гарантии работникам

При прохождении НОК с отрывом от работы работодатель обязан :

– сохранять за сотрудником место работы (должность);

– выплатить среднюю зарплату по основному месту работы;

– в размере, предусмотренном для служебных командировок:

ü выплатить суточные,

ü оплатить стоимость проезда,

ü оплатить стоимость проживания.

Порядок и условия направления работников на НОК нужно прописать в коллективном или трудовом договоре .

В случае согласия работника работодатель заключает договор с центром оценки квалификаций (ЦОК) . После чего работник подает лично (через представителя) или направляет в форме электронного документа в ЦОК :

– письменное заявление по утвержденному образцу;

– иные документы, если они необходимы для прохождения экзамена по соответствующей квалификации.

Рассказываем работнику

Пройти НОК человек может по собственной инициативе, например, чтобы иметь дополнительные возможности при трудоустройстве. Тогда платить за НОК придется самому .

Пункт 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 (далее – Правила N 1204).

Часть 3 ст. 4 Закона N 238-ФЗ; п. 7 Правил N 1204.

Последствия для работника

По итогам профессионального экзамена в течение 30 календарных дней ЦОК выдает :

– свидетельство о квалификации – в случае успешного прохождения экзамена (сведения о выданном свидетельстве будут также вноситься в специальный реестр);

– заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю – в случае неудовлетворительной сдачи экзамена.

За консультациями по прохождению НОК работодатели могут обратиться в Национальное агентство развития квалификаций (http://nark.ru/), являющееся базовым центром профподготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Копию свидетельства или заключения в электронном виде ЦОК направит работодателю, если договором предусмотрена обязанность ЦОК информировать его о результатах сдачи профэкзамена работником .

Вместе с тем при любых результатах оценка квалификации не влечет за собой никаких обязательных последствий для работника и работодателя.

Так, успешная сдача профессионального экзамена не дает работнику права требовать от работодателя повышения в должности или прибавки к зарплате. В свою очередь, неудовлетворительный результат НОК не дает работодателю права уменьшить зарплату и понизить работника в должности или уволить его за несоответствие занимаемой должности . Увольнение по этому основанию возможно только по итогам аттестации, проведенной работодателем.

Рассказываем руководителю

Если законом или иным нормативным актом установлен другой порядок проведения оценки квалификации работников, чем это предусмотрено Законом N 238-ФЗ (например, сдача аудиторами экзамена на квалификационный аттестат), то этот другой порядок может применяться до 01.07.2019 .

Налоговый учет расходов на проведение НОК

Прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств .

Расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих «прибыльных» расходов :

– при наличии договора между ЦОК и работодателем;

Читайте также:
Сопроводительное письмо к акту сверки взаиморасчётов: образец

– при наличии трудового договора с работником, который прошел НОК.

Документы при этом должны храниться не менее 4 лет.

При тех же условиях расходы на проведение НОК можно учесть и при «доходно-расходной» УСН .

Суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ .

Что касается страховых взносов, то по НК РФ и по Закону N 125-ФЗ суммы оплаты прохождения работниками независимой оценки квалификации не относятся к суммам, не подлежащим обложению . И если подходить формально, то такую оплату нужно облагать страховыми взносами. Однако, возможно, недочет законодательства все-таки будет исправлен. А пока ждем официальных разъяснений по этому вопросу.

Работник и работодатель, если они не согласны с результатами профэкзамена, в течение 30 календарных дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям .

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», 2016, N 20.
Источник: система КонсультантПлюс , ИБ «Бухгалтерская пресса и книги».
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.

Независимая оценка квалификации работников: обязательна или нет

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЖМИ СЮДА

Пн – Пт: 8:00 – 17:00
+7 962 225 95 09

+7 (4212) 27-71-95

680009 г. Хабаровск
  • Главная
  • Информационный центр
  • Расписание экзаменов ЦОК
  • Пройти демонстрационный тест
  • ЦОК в лифтовой отрасли и сфере подъемных сооружений
  • Квалификации
  • Порядок подачи документов
  • Перечень документов
  • Экзамен
  • Примеры оценочных заданий
  • Эксперты
  • Оплата услуг
  • Апелляции и жалобы
  • Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации

Информационный центр

Разъяснения Минтруда России по оценке квалификации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело совместное письмо Союза «Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий» и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения по вопросу применения Федерального Закона от 3 июля 2016г. №238 «О независимой оценки квалификации» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ) и сообщает, что Федеральным законом №238-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Федеральным законом от 3 июля 2016г. №239-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О независимые оценки квалификации» регулируется порядок направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации, а также предоставления гарантии и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее – постановление № 743) утверждены «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее – Правила).

Правилами установлено понятие квалифицированного персонала, а также обязательное соответствие квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работнику для выполнения соответствующего работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов.

По итогам встречи, состоявшейся у заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцовой 30 августа 2017 г., при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта (далее – Совет) было принято решение о подготовке Советом предложений по внесению изменений в Правила.

Представленный в Минтруд России в рабочем порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации – постановление № 743 и постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» был рассмотрен Минтрудом России, Совету предложения и замечания были направлены письмом от 19 сентября 2017 г. № 14-3/10/В-7249.

Проект с учетом предложений и замечаний в Минтруд России Советом не представлен.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 238-ФЗ в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено Федеральным законом № 238-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона № 238-ФЗ), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

В случае если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т.п.), чем это установлено Федеральным законом № 238-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) в части введения особенностей регулирования труда работников.

С учетом поступившей в Минтруд России дополнительной информации Совета (письмо от 22 ноября 2011 г. № 83) об урегулировании вопросов прохождения независимой оценки квалификации Федеральным тарифным соглашением в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2016 – 2018 годы, заключенного 30 сентября 2015 г. (далее – Соглашение) сообщаем.

Учитывая, что направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации в соответствии со статьей 196 Кодекса осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также положения Соглашения об обязательствах сторон осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, в соответствии с требованиями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и законодательством Российской Федерации, полагаем, что организации, на которых распространяется действие Соглашения, направляют работников на независимую оценку квалификации.

Вместе с тем, обращаем внимание, что при этом в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ необходимо согласие работника на прохождение независимой оценки квалификации.

В соответствии со статьей 48 Кодекса действие соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий:

– работодатель является членом объединения работодателей – стороны соглашения;

– работодатель не является членом объединения работодателей – стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения;

– работодатель не является членом объединения работодателей – стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Кодекса.

Статьей 48 Кодекса установлено, что в случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Поступившие в Минтруд России отказы шести организаций лифтовой отрасли от присоединения к Соглашению поступили с нарушением установленного порядка.

Таким образом, действие Соглашения распространяется на все организации лифтовой отрасли.

Заместитель министра труда и социальной
защиты Российской Федерации

Номенклатура дел организации

Каждая организация в процессе своей работы накапливает огромное количество разнообразных документов. Для того, чтобы их систематизировать, «разложить по полочкам» существует специальный документ под названием «Номенклатура дел».

На сегодняшний день его ведение не является строго обязательным, тем не менее, он имеет определенное распространение. Обычно номенклатура дел используется на крупных предприятиях, имеющих разветвленную структуру, множество подразделений и, как следствие, большой документооборот, небольшие фирмы использует её в зависимости от потребности.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Роль документа

Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура дел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.

Таким образом, документ «Номенклатура дел» позволяет достичь сразу нескольких целей:

  • он учитывает все дела, которые ведутся на предприятии,
  • группирует их в зависимости от типа или принадлежности,
  • обеспечивает их сохранность и быстрый поиск при необходимости,
  • определяет правила формирования дел, в зависимости от их сути или хронологии.

Номенклатура дел часто помогает в тех случаях, когда необходимо провести «фильтрацию» документов на предмет выявления тех, которым пора в архив или на уничтожении в связи с закончившимся периодом хранения.

Какие дела включать в номенклатуру

В номенклатуре регистрируются все дела, имеющие отношение к деятельности фирмы, невзирая на то, к головному офису они относятся или ее филиалам и представительствам (учредительные бумаги, приказы, должностные инструкции, исходящие и входящие документы и т.п.), сюда же вносятся секретные бумаги, содержащие конфиденциальную информацию или коммерческую тайну. Дела ликвидированных компаний, правопреемником которых является предприятие, также необходимо включать в номенклатурный перечень.

Исключение составляют печатные издания, к которым в числе прочего относятся книги и журналы учета, а также различного рода заявления сотрудников, внутренняя переписка между отделами и т.п. Дела, заведенные в профсоюзе, при условии, что он зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, в номенклатуру дел организации включать тоже не нужно.

Как правило, номенклатура содержит несколько разделов, включающих основной, в который входит полный спектр учредительной документации и сопутствующих регистрации фирмы бумаг, а также другие части, включающие список дел, относящихся к различным структурным подразделениям.

Когда формируется документ

Документ является периодическим, и составляется один раз в год в конце отчетного периода (декабрь). Это позволяет точно подсчитать количество документов, с которыми компания входит в новый год.

Кто ведет номенклатуру дел

Ведение документа может находиться в компетенции делопроизводителя, секретаря, сотрудника/руководителя отдела канцелярии или архива, кадровика – все зависит от распределения должностных обязанностей в организации. Но в любом случае, после составления номенклатура передается на подпись руководителю компании.

Правила составления

Несмотря на несколько «громоздкое» название, данный документ имеет довольно простую и понятную структуру. На сегодняшний день нет его унифицированного образца, поэтому предприятия могут писать его в произвольной форме, добавляя необходимые разделы и пункты. При этом существуют некоторые сведения, которые должны быть в нем обязательно:

  • наименование организации,
  • номер и дата составления,
  • перечень документов,
  • подписи ответственных лиц.

В документе также следует отметить количество томов, которое имеет то или иное дело, а также в электронном или бумажном виде оно ведется. Если дело ведется в электронном виде, нумерацию страниц нужно вести по файлам и это же значение отмечать в номенклатуре.

Надо отметить, что некоторые организации те дела, которые ведутся в электронном виде, заносят в отдельный раздел документа или же формируют под них отдельную номенклатуру.

Правила оформления

Строгих правил по оформлению документа нет, это значит, что он может вестись как вручную, так и в печатном виде. Второй вариант более удобный, поскольку документ зачастую имеет довольно внушительный объем, да и составлять его и вносить правки так гораздо удобнее. Документ можно оформлять на стандартных чистых листах формата А4 или на фирменном бланке организации.

Если бланк содержит несколько листов, их следует скрепить между собой, пронумеровать и надлежащим образом проштамповать в конце, проставив дату составления, отметив количество страниц и заверив все подписью ответственного лица.

Документ составляется в единственном экземпляре, который после утраты актуальности передается на хранение в архив предприятия.

Образец составления номенклатуры дел

  1. Вначале вносится стандартная информация:
    • полное наименование компании,
    • дата составления документа,
    • предстоящий год, на который он пишется,
    • населенный пункт, в котором зарегистрирована организация.

Тут же отводится несколько строк под утверждение руководителем (сюда вписывается его должность, фамилия-имя-отчество, дата подписи).

  • Далее идет основная часть, оформленная в виде таблицы. В неё заносятся данные:
    • индекс или номер дела,
    • заголовок или название,
    • количество содержащихся в нем частей или томов,
    • срок хранения дела (который может соответствовать требованиям закона или внутренним правилам организации),
    • отдельные примечания (например о том, в какой форме дело ведется, где хранятся его оригиналы или заверенные копии и т.п. информация).
  • В завершение напротив указанной должности, бланк подписывает сотрудник, составивший документ и только после этого он передается на заверение руководителю фирмы.
  • Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    Как составить номенклатуру дел организации – образец

    • Когда составляется номенклатура дел на 2021 год
    • Кто занимается составлением номенклатуры дел
    • Порядок утверждения номенклатуры
    • Как оформлять заголовки дел
    • Где взять образец номенклатуры дел
    • Итоги

    Когда составляется номенклатура дел на 2021 год

    Составление номенклатуры дел организации производится на протяжении последнего квартала года, предшествующего отчетному. Номенклатура вводится в действие в начале года — это означает, что номенклатура дел на 2021 год, составленная в 4-м квартале 2020-го, начинает заполняться с 01.01.2021.

    Утверждение номенклатуры дел производится руководителем предприятия в конце календарного года. Внизу данного регистра подбивается итог по количеству перечисленных в номенклатуре дел, томов (частей).

    Если в организации есть структурные подразделения, то каждое из них составляет свою номенклатуру дел. Такие номенклатуры согласовываются с работником, ответственным за ведение архива, и утверждаются руководителем подразделения. В соответствии с п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций, которые одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — Основные архивные правила), сводная номенклатура дел составляется на основе регистров структурных подразделений.

    Образец номенклатуры дел предприятия согласовывается с архивом не чаще чем 1 раз в 5 лет. Исключение действует для случаев, когда в организации была произведена серьезная реорганизация (по выполняемым функциям или структуре деятельности/управления), — тогда разрабатывается новая номенклатура дел.

    Обычно номенклатура дел составляется в нескольких экземплярах. Один из них должен находиться в службе, ответственной за делопроизводство, другой — в архиве.

    Кто занимается составлением номенклатуры дел

    Специальная служба/сотрудник на предприятии лучше любого привлеченного специалиста знает, как составить номенклатуру дел организации. Принимающим участие в формировании документооборота лицам легче сориентироваться, какие документы следует объединить в одно дело, а какие, наоборот, расформировать по разным томам. Да и названия разделам никто лучше собственных специалистов, знакомых со спецификой работы организации, не подберет.

    Традиционно ответственной за составление номенклатуры назначается служба, отвечающая за делопроизводство. Например, составление номенклатуры дел организации (далее — НДО) может быть поручено канцелярии, общему отделу, секретариату.

    Прежде чем приступить к составлению НДО, потребуется определиться с составом документации, образующейся в ходе деятельности организации. Изучается устав учреждения, положения о подразделениях (если они есть), плановая и отчетная документация.

    Для того чтобы определиться со структурой НДО, потребуется также ознакомиться со штатным расписанием, чтобы знать, кто будет отвечать за формирование тех или иных групп документов.

    Подробнее о штатном расписании читайте в материале «Унифицированная форма № Т-3 – Штатное расписание (бланк)».

    Порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел пошагово описан в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно прямо сейчас.

    Порядок утверждения номенклатуры

    Утверждение НДО состоит из нескольких этапов. Так, составленный документ должен быть:

    • завизирован лицом, ответственным за ведение архива в организации;
    • подписан начальником службы, курирующей ведение делопроизводства;
    • согласован с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) соответствующего архива и экспертной комиссией самой организации, если дела будут передаваться в госархив.

    Утверждение НДО может быть произведено двумя способами:

    • проставлением специального грифа на титульном листе документа с подписью директора, печатью организации и датой;
    • изданием соответствующего приказа об утверждении данного документа.

    НДО может быть утверждена только после ее проверки ЭПК, ведь может так случиться, что потребуется внести изменения в документ после получения замечаний от сотрудников госархива.

    Как оформлять заголовки дел

    Рекомендации по оформлению заголовков дел содержатся в п. 3.4.9 Основных архивных правил. Указываются названия дел в графе 2 НДО.

    Подбирая заголовок для дела, необходимо позаботиться о том, чтобы он в полной мере отражал основное содержание сшитых вместе документов. Название должно быть четким и обобщающим.

    Категорически запрещено использовать такие заголовки, как «Разные документы», «Общая корреспонденция» и им подобные. Такие формулировки считаются сотрудниками архивов некорректными. В названии не рекомендуется использовать вводные слова и обороты со сложной пунктуацией.

    В зависимости от характерных особенностей сшитых в дело документов устанавливается определенная последовательность терминов, использованных при формировании заголовка дела. Если в дело сформированы документы, связанные с решением какого-либо одного вопроса, но не соблюдена последовательность делопроизводства, то в качестве элемента заголовка может употребляться слово «документы».

    При этом далее (в конце самого заголовка) в скобках следует указать на основные разновидности сшитой документации. Пример: «Документы о проведении семинара (программа, список приглашенных, доклады, отчетность)».

    Если в деле сшита документация, которая является приложением к какому-либо документу, например, к исковому заявлению, тогда в названии также может быть указано слово «документы». К примеру, «Документы к исковому заявлению о расторжении договора аренды».

    О вопросах договоров аренды, повлекших за собой обращение в суд, читайте в материале «Судебная практика по договору аренды».

    Заголовки в НДО могут в процессе наполнения документации уточняться.

    Где взять образец номенклатуры дел

    Каждое предприятие может сформировать индивидуальную НДО, разработав ее совершенно самостоятельно или взяв за основу примерную. В последнем случае структура исходного документа может меняться путем исключения/дополнения разделов, создания подразделов и иных манипуляций.

    Для того чтобы быстро сформировать индивидуальную НДО, кроме методических рекомендаций (примерная номенклатура) может понадобиться еще и заполненный образец этого регистра. На нашем сайте вы сможете скачать образец НДО.

    Итоги

    Организация должна приступить к составлению НДО в последнем квартале года, предшествующего тому, в котором номенклатура начнет действовать. Номенклатура дел — документ, разрабатываемый индивидуально для конкретной организации, его применяющей, путем создания его либо абсолютно самостоятельно, либо с помощью примерной номенклатуры, взятой за образец.

    Для того чтобы приступить к составлению НДО, потребуется тщательно изучить состав используемой в организации документации и порядок осуществления документооборота, поскольку в номенклатуре дел должны быть отражены все документы, образующиеся в процессе деятельности в течение года. Обычно разработку номенклатуры поручают подразделению (лицу), отвечающему за делопроизводство.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: