НДПИ – что это такое, ставки, вычет, налог

Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

  • Деятельность по добыче полезных ископаемых из недр земли облагается соответствующим налогом. Налогоплательщики, которые пользуются недрами, вместе с уплатой налога обязаны составлять декларацию. Как заполнить отчетность и в какие сроки ее сдать, расскажем в данной статье.

    Кто сдает декларацию по НДПИ

    Сдавать отчетность по НДПИ должны организации и ИП, признаваемые пользователями недр (ст. 334 НК РФ).

    Заполнить декларацию придется, если источником полезных ископаемых являются:

    1. Недра на территории Российской Федерации, которыми пользуется налогоплательщик на законных основаниях.
    2. Отходы (потери) добывающего производства. При этом извлечение полезных ископаемых лицензируется.
    3. Недра за пределами территории Российской Федерации, находящиеся под юрисдикцией РФ, используемые на основании международного договора или взятые в аренду у иностранных государств.

    Добытыми налогооблагаемыми полезными ископаемыми признаются (ст. 337 НК РФ):

    • горючие сланцы;
    • уголь (бурый, коксующийся, антрацит);
    • торф;
    • углеводородное сырье;
    • многокомпонентные комплексные руды и товарные руды цветных, черных и редких металлов (железо, марганец, хром, медь, никель, рубидий, ртуть, индий, гафний, селен и т.п.);
    • полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды;
    • горно-химическое неметаллическое сырье (сульфат натрия, сера, бариты, йод, бром, карбонатные породы и т.д.);
    • горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, кварциты, стекольные пески, графит природный, глины огнеупорные и т.д.);
    • битуминозные породы;
    • редкие металлы — попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых и редких металлов и в многокомпонентных рудах;
    • неметаллическое сырье для строительства (гипс, известняк песок природный строительный, гравий, камень строительный и т.п.);
    • кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и самоцветов (топаз, нефрит, аметист, агат и т.д.);
    • драгоценные камни (сапфир, натуральные алмазы, изумруд, янтарь и т.д.);
    • полупродукты, содержащие в себе драгметаллы (золото, платина, осмий, лигатурное золото, палладий, и т.д.);
    • соль природная и чистый хлористый натрий;
    • подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
    • сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий);
    • извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов) – попутные компоненты в рудах других полезных ископаемых.

    Также к полезным ископаемым относится продукция из минерального сырья, полученная в результате разработки месторождения.

    Сроки сдачи декларация по НДПИ в 2020 году

    Декларация подается ежемесячно. Отчитаться нужно до конца месяца, следующего за отчетным. К примеру декларацию по НДПИ за апрель нужно представить до 31 мая.

    Обратите внимание, что налог нужно уплатить до 25 числа. Он также уплачивается по итогам каждого месяца.

    Как заполнить декларацию по НДПИ

    Декларация состоит из титульного раздела и восьми разделов. Титульный лист и первый раздел нужно заполнять всегда, а вот остальные разделы по необходимости.

    С заполнением титульного листа проблем обычно не возникает, достаточно внимательно внести реквизиты компании.

    Раздел 1

    В разделе 1 суммы налогов записываются в разрезе видов полезных ископаемых. Поэтому важно не ошибиться с КБК.

    КБК по видам ископаемых на 2020 год:

    • 182 1 07 01011 01 1000 110 — нефть;
    • 182 1 07 01012 01 1000 110 — газ горючий природный из всех видов залежей углеводородного сырья;
    • 182 1 07 01013 01 1000 110 — газовый конденсат из всех видов залежей углеводородного сырья;
    • 182 1 07 01020 01 1000 110 — общераспространенные полезные ископаемые;
    • 182 1 07 01030 01 1000 110 — прочие полезные ископаемые (кроме природных алмазов);
    • 182 1 07 01040 01 1000 110 — полезные ископаемые на континентальном шельфе, в ИЭЗ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами РФ;
    • 182 1 07 01050 01 1000 110 — натуральные алмазы;
    • 182 1 07 01060 01 1000 110 — уголь;
    • 182 1 07 01070 01 1000 110 — налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный участниками особой экономической зоны в Магаданской области.

    Раздел 2

    Раздел 2 включает подразделы. В разделах 2.1.1 и 2.1.2 данные по нефти расписывают исходя из места ее добычи.

    В подразделе 2.1 записываются данные о лицензии, различные коэффициенты и сумму налога. По строкам 060-126 следует указать коэффициенты. Их значения определяется согласно формулам, указанным в ст. 342, 342.5, 342.2 НК РФ. В строке 060 допустим показатель со знаком «минус».

    По строке 130 указывается сумма налога. Расчет этой строки может быть разным:

    • При указании в графе 1 подраздела 2.1.1 кодов с 2000 по 2010, налог равен: (налоговая ставка х коэффициент Кц — показатель Дм) х графа 2 подраздела 2.1.1 х 0,7.
    • При указании в графе 1 подраздела 2.1.1 кодов с 4000 по 4010, налог равен: (налоговая ставка х коэффициент Кц —показатель Дм) х графа 2 подраздела 2.1.1.

    По строке 140 указывается сумма налогового вычета. Если вычет не применяется, по строке 140 ставится ноль. По строке 150 указывается сумма налога к уплате (разность строк 130 и 140).

    Коды основания для раздела 2.1.1 берут из приложения к инструкции по заполнению декларации.

    Значения строк 210-250 подраздела 2.1.2 определяются в соответствии со ст. 342.2, 342.5 НК РФ.

    Раздел 3

    По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого 03200 или 03300 согласно приложению к инструкции по заполнению.

    По строке 020 указывается КБК, а в строке 030 код по ОКЕИ. По строке 040 указывается налог (сумма значений строки 220 всех подразделов 3.1.). По строке 045 отражается сумма налогового вычета.

    Читайте также:
    Сопроводительное письмо в ГИТ по результатам СОУТ: образец

    При заполнении раздела 3 в отношении газа горючего природного по строке 045 проставляется ноль, а значение строки 050 должно быть равно значению строки 040.

    По строке 050 указывается налог к уплате (разность строк 040 и 045).

    По строке 060 отражается коэффициент Кшфлу. По строке 070 указывается количество добытого газового конденсата. По строке 080 указывается ставка налогового вычета.

    По строкам 090-187 фиксируют разные показатели, определяемые в соответствии со ст. 342, 342.4, 342.5 НК РФ.

    По строке 210 указывается сумма налога по участку недр в рублях, по строке 215 — вычет.

    По строке 230 указывается значение степени выработанности запасов газа горючего природного конкретного участка недр. По строке 240 прописывается базовое значение единицы условного топлива. По строке 250 отмечают коэффициент, показывающий процент добытого газа горючего природного в общем количестве данного газа и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр с залежами углеводородного сырья.

    По строкам 260-310 отмечают наименование и глубину залежи, ее плотность, коэффициенты. По строке 310 указывается сумма налога по залежи.

    Раздел 4

    Заполнение строк 010-050 аналогично заполнению одноименных строк второго раздела. В строке 060 нужно указать наименование месторождения, в строке 070 — дату начала добычи.

    По строке 080 указывается стоимость единицы добытого полезного ископаемого, по строке 090 — минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья.

    По строке 100 указывается объем проданного добытого ископаемого, по строке 110 — выручка от его реализации.

    По строке 120 указывается скорректированная выручка от реализации.

    По строке 130 указывается налоговая база по добытому полезному ископаемому, по строке 140 — сумма исчисленного налога, а по строке 150 — скорректированная сумма исчисленного налога.

    Раздел 5

    Заполнение строк 010-050 аналогично заполнению одноименных строк второго и четвертого разделов.

    В строке 070 фиксируют стоимость единицы добытого ископаемого.

    По строке 080 указывается доля содержания химически чистого драгоценного металла в единице добытого полезного ископаемого.

    По строке 090 указывается объем проданного добытого ископаемого, по строке 100 — выручка от его реализации. По строке 110 указывается выручка от реализации с учетом коррекции.

    По строке 120 отражаются расходы по доставке.

    По строке 130 указываются расходы по аффинажу химически чистого драгоценного металла.

    По строке 140 указывается налоговая база, по строке 150 — налог, по строке 160 — скорректированная сумма налога.

    Раздел 6

    По строкам 010 — 040 подраздела 6.1 отмечают данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. По строкам 050 — 090 указываются данные для расчета суммы косвенных и иных расходов по добыче ископаемых.

    По строке 110 подраздела 6.2 указывается код по ОКЕИ. По графе 1 проставляется код добытого полезного ископаемого, по графе 2 — его количество. По графе 3 указывается доля добытого полезного ископаемого в общем объеме добычи. По графе 4 отражаются расходы (строка 100 х графа 3).

    Раздел 7

    На каждый участок недр по добыче угля заполняется отдельный лист.

    По строке 010 указывается КБК. По строке 020 указываются реквизиты лицензии. По строке 030 проставляется код по ОКЕИ, по строке 040 — код по ОКТМО. По строке 050 нужно указать коэффициент Ктд (ст. 342.3 Кодекса), а по строке 055 — признак его применения.

    В подразделе 7.1 налогоплательщик отражает количество добытого угля отдельно по каждому виду угля.

    По строке 060 подраздела 7.2 указывается остаток неучтенных расходов (стр. 060 подр. 7.2 = стр. 160 подр. 7.2 за предыдущий налоговый период).

    По строке 070 нужно зафиксировать расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в строках 080-100 из строки 070 выделяют виды расходов.

    По строке 110 указывают расходы по обеспечению безопасности, включаемые в налоговый вычет.

    В строку 120 заносят коэффициент Кт, который не может быть больше 0,3.

    По строке 130 указывают налог без учета налогового вычета. По строке 140 фиксируют предельную величину налогового вычета (стр. 130 х стр. 120). По строке 150 нужно указать налог к уплате с учетом налогового вычета.

    По строке 160 указывают остаток неучтенных при определении налогового вычета расходов на конец налогового периода.

    В подразделе 7.3 производится расчет суммы налоговых вычетов по участку недр.

    По строкам 070 — 220 заполняются данные для расчета суммы одного налогового вычета, который возник в определенном налоговом периоде.

    Раздел 8

    Строки 010 — 050 заполняются аналогично одноименным строкам раздела 4.

    По строке 060 указывается степень выработанности запасов нефти участка недр.

    По строке 070 указывается год начала промышленной добычи нефти.

    По строке 080 указывается коэффициент Кндд.

    По строке 090 отражается средний уровень цен нефти сорта «Юралс».

    По строке 100 указывается среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации.

    По строке 110 указывается признак коэффициента Кг.

    По строке 120 отражается коэффициент Кг.

    По строке 130 указывается значение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

    Читайте также:
    Налог на самозанятых граждан РФ: процент

    По строке 140 указывается сумма налога, исчисленного при добыче нефти на участке недр.

    По графе 1 проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых (приложение № 3 к порядку заполнения декларации).

    По графе 2 указывается количество нефти, подлежащей налогообложению.

    Нулевая декларация

    Налогоплательщик обязан отчитываться в ФНС России с месяца начала добычи ископаемых.

    Если же организация приостановила добычу, сдать декларацию все равно придется. В таком случае достаточно представить титульный лист и раздел 1.

    Сдавайте декларацию по НДПИ через Экстерн. Подготовить и отправить декларацию в сервисе очень легко. Перед отправкой заполненной отчетности система проверит ее на ошибки и контрольные соотношения. Когда налоговая служба примет декларацию, в Экстерне появится соответствующее уведомление.

    Пример. Компания «Грот» занимается добычей песка. В апреле 2020 года зафиксированы следующие показатели:

    • Выручка от реализации песка без НДС (строка 100 раздела 5.2) – 5 100 000 рублей;
    • объем добытого песка (графа 2 раздела 5.1) — 20 000 тонн;
    • количество проданного песка (строка 090 раздела 5.2) — 17 000 тонн;
    • расходы по доставке песка (строка 120 раздела 5.2) — 320 000 рублей.

    Рассчитаем стоимость единицы (строка 070 раздела 5.2): (5 100 000 — 320 000) / 17 000 = 281, 18 рубль.

    Налоговая база (строка 140 раздела 5.2) = 281,18 х 20 000 = 5 623 600 рублей.

    Налог за апрель (строка 150 раздела 5.2) = 5 623 600 х 5,5 % = 309 298 рублей.

    Недропользование

    Узнайте, готова ли Ваша компания к налоговой проверке,

    ответив на 3 простых вопроса

    НДПИ — это прямой налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый в федеральный бюджет с недропользователей. По специфике он очень похож на сбор. Главное отличие последнего в том, что он является возмездным: уплачивается за оказание государственными органами конкретных услуг организациям и гражданам и служит компенсацией затрат государства.

    НДПИ облагаются не только нефть и природный газ, но и золото, уголь, песок, железо и иное природное сырье. Если предприятие занимается комплексными добывающими работами, не ограничивающимися одним полезным ископаемым, расчет налога усложняется, поскольку для каждого вида сырья предусмотрены свои процентные ставки и коэффициенты.

    Полезные ископаемые в России (за исключением общераспространенных, таких как песок, отдельные виды глины, мел) являются собственностью государства, и для их добычи необходимо встать на учет в качестве плательщика НДПИ и получить специальное разрешение.

    Постановка налогоплательщика на учет производится в течение 30 календарных дней со дня выдачи лицензии на пользование недрами. Административная процедура осуществляется по месту нахождения земельного участка. Если недра находятся за пределами РФ, постановка на налоговый учет производится по местонахождению организации-пользователя.

    НДПИ уплачивается недропользователем напрямую в федеральный бюджет в зависимости от количества или стоимости добытых полезных ископаемых.

    ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ

    Налоговый период для НДПИ — календарный месяц. Налог рассчитывается отдельно по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода. Сумма НДПИ, подлежащая уплате, определяется как общая стоимость или количество добытых полезных ископаемых, умноженные на ставку, установленную статьей 342 НК РФ.

    Налоговая база определяется как:

    • количество добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр природного газа, нефти, газового конденсата (кроме добычи на новых морских месторождениях), угля, комплексных многокомпонентных руд (на территории Красноярского края);
    • стоимость добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр иных полезных ископаемых, а также углеводородного сырья, включая нефть, природный газ и газовый конденсат, на новых морских месторождениях.

    Размер налоговой базы налогоплательщик определяет самостоятельно по каждому добытому полезному ископаемому в отдельности.

    Способы определения стоимости добытых ресурсов:

    • исходя из сформировавшихся рыночных цен;
    • на основе сложившихся цен продажи без учета государственных субсидий на покрытие разницы между оптовой и расчетной ценой;
    • по расчетной стоимости.

    Последний способ применяется при отсутствии реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде. Расчетная стоимость добытых ресурсов определяется самостоятельно налогоплательщиком на основании сведений налогового учета. При этом используется порядок признания доходов и расходов, как при расчете налога на прибыль организаций.

    Для определения расчетной стоимости учитываются расходы, понесенные плательщиком при добыче полезных ископаемых:

    • прямые — затраты на оплату труда, материальные расходы, амортизация основных средств, участвующих в разработке недр, суммы страховых взносов;
    • косвенные — затраты на ремонт и обслуживание основных средств, разработку месторождений полезных ископаемых, утилизацию спецтехники, консервацию и расконсервацию участков недр.

    Расчетная стоимость отдельного ресурса определяется путем выделения части расходов, понесенных на его добычу, из общей суммы расходов в общем количестве добытых полезных ископаемых. Последнее определяется в единицах объема или массы следующими методами:

    • прямым — при помощи поверенных измерительных устройств и средств;
    • косвенным — на основании данных о содержании полезного ископаемого в минеральном сырье, извлекаемом из недр.

    Декларация по НДПИ подается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика отдельно за каждый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

    СТАВКИ НДПИ В 2021 ГОДУ В РФ

    Статьей 342 НК РФ установлены налоговые ставки по НДПИ двух видов:

    • адвалорные (в процентах) — применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого;
    • специфические (в рублях за тонну) — используются в отношении налоговой базы, выраженной в виде количества добытого полезного ископаемого.
    Читайте также:
    Решение о продлении полномочий директора ООО: особенности

    Ставки НДПИ в 2021 году варьируются от 0 (0 рублей) до 8 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА, который определяется статьей 342.8 НК РФ.

    Льготная налоговая ставка в размере 0 % (0 рублей) применяется при добыче:

    • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
    • попутного газа;
    • природных ресурсов из остаточных запасов или ранее списанных мест разработки;
    • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, которые добываются как сопутствующие при разработке других видов ресурсов, а также извлекаемых из недр при строительстве подземных сооружений;
    • минеральных вод для курортных или лечебных целей (кроме непосредственной реализации);
    • подземных вод для сельскохозяйственных целей;
    • полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, из вмещающих и вскрышных (разубоживающих) горных пород (в пределах проекта нормативов).

    ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДПИ

    Плательщиками НДПИ признаются индивидуальные предприниматели и организации, добывающие полезные ископаемые на основании специального разрешения на право пользования недрами.

    Объектом обложения НДПИ являются природные ресурсы:

    • извлеченные из недр на территории РФ;
    • полученные по лицензии из отходов добывающей промышленности;
    • добытые за пределами границ России.

    Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, установлен статьей 337 НК РФ.

    Объектом налогообложения не признаются:

    • подземные воды и общераспространенные в РФ полезные ископаемые, которые не числятся на балансе государства в качестве запасов природных ресурсов, извлеченные из недр индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
    • полезные ископаемые, которые изъяты из недр при создании, ремонте, реконструкции и использовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих культурное, научное, санитарно-оздоровительное, эстетическое или иное общественное значение;
    • полезные ископаемые, добытые из отходов или отвалов собственных горных разработок, если добыча облагалась налогом в общеустановленном порядке.

    НДПИ НА РАЗНЫЕ РЕСУРСЫ В 2021 ГОДУ

    Объектом обложения НДПИ является лигатурное (самородное) золото и содержащие его полупродукты, получаемые при добыче драгоценных металлов. Ставка налога при добыче полупродуктов и концентратов, содержащих золото, составляет 6 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА.

    Объектом обложения НДПИ среди прочих является нефть обессоленная, обезвоженная и стабилизированная. Ставка налога — специфическая в рублях за 1 тонну. При расчете НДПИ на нефть необходимо ставку умножить на коэффициент, отражающий динамику мировых цен (Кц). Полученное значение уменьшается на показатель Дм, определяющий особенности добычи. Размер Дм устанавливает статья 342.5 НК РФ. При добыче нефти с 1 января 2017 года применяется ставка 919 рублей за 1 тонну. Кроме того, подпункты 9, 20 и 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ содержат основания для применения ставки 0 рублей.

    Согласно классификации НК РФ песок как объект обложения НДПИ является:

    • горнорудным неметаллическим сырьем — стекольный песок (п. 7 ст. 337);
    • неметаллическим сырьем — строительный песок и песчано-гравийная смесь (пп. 7, 10 ст. 337).

    Для указанных типов сырья применяется ставка 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ). Если полезное ископаемое относится к категории общераспространенных и добывается индивидуальным предпринимателем для собственных нужд, то НДПИ не подлежит уплате (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ). На практике последнее условие относится к большинству типов песка.

    Если возникли сложности с исчислением НДПИ, нужна консультация налогового специалиста или помощь в заполнении деклараций, обращайтесь в консалтинговая компания RUSTAX. Мы оказываем профессиональную налоговую поддержку среднему и крупному бизнесу.

    СУТЬ УСЛУГИ

    Услуга компании RUSTAX нацелена на защиту интересов тех, кто платит НДПИ:

    • Проанализируем деятельность организации и подскажем, какие природные ресурсы можно вывести из числа объектов налогообложения или применить к ним льготную ставку 0 %.
    • Проконсультируем при определении объектов, налоговой базы и порядка исчисления НДПИ.
    • Проверим правильность исчисления налога на добычу полезных ископаемых и оценим риски предъявления требования ИФНС о его доплате, возможном начислении штрафов и пеней.
    • Расскажем о возможностях избежать увеличения НДПИ, оптимизируем деятельность предприятия с точки зрения менеджмента и финансовой дисциплины, сократим налоговую нагрузку.
    • Поможем с оформлением документов и деклараций, возвратом (зачетом) излишне уплаченных сумм налога.

    В рамках проверки наши специалисты представят экспертное заключение о применяемом порядке исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Мы рассчитаем правильную сумму платежа в бюджет, применяя предусмотренные гл. 26 НК РФ преференции и льготы для бизнеса. Также клиенты получат консультацию, как избежать рисков при исчислении и уплате налога.

    Оптимизация налоговых платежей проводится путем подбора подходящего метода для определения количества добытого сырья. Для одних организаций выгоднее использовать прямой метод, когда полезные ископаемые взвешиваются. Для других предприятий предпочтительнее косвенный метод, где вычисляется доля полезных ископаемых в общем объеме добытых ресурсов.

    Также компания RUSTAX проанализирует, какие технологические процессы используются при добыче сырья, виды потерь ресурсов при проведении работ.

    ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Использование правильного порядка расчета налога и применение предусмотренных законом льгот помогут сэкономить на платежах в бюджет и добиться увеличения прибыли бизнеса. После аудита, проведенного нашими экспертами, все, кто платит налог, смогут:

    • учитывать все расходы на добычу полезных ископаемых, чтобы снизить размер платежа в бюджет;
    • обосновать цены на добытое сырье и избежать дополнительных запросов со стороны ФНС РФ.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

    Плательщики налога смогут увеличить прибыль и сократить финансовые издержки. Если у организации есть дочерние фирмы, тоже уплачивающие налог на добычу сырья, оптимизация методов расчета позволит сократить расходы и повысить рентабельность зависимых производств. Мы гарантируем результат за счет специализации исключительно на налоговом праве, а также большого опыта специалистов в администрировании объектов нефтегазовой и металлургической отраслей.

    Читайте также:
    Облагается ли больничный лист НДФЛ

    НДПИ – что это такое, ставки, вычет, налог

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2020 г. № СД-4-3/8392 “О налоге на добычу полезных ископаемых” (извлечение)

    Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.

    Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 “НДПИ” Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.

    Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

    Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

    При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

    Согласно Разделу В “Добыча полезных ископаемых” подраздела 08 “Добыча прочих полезных ископаемых” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее – ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:

    – добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;

    – дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

    – добычу, дробление и измельчение известняка.

    В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

    Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей “Урал-Норд”.

    Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.

    Действительный государственный
    советник Российской Федерации 2 класса
    Д.С. Сатин

    Обзор документа

    ФНС указала, что при определении вида добытого полезного ископаемого (крупногабаритный строительный камень или щебень) в целях исчисления НДПИ нужно учитывать лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные госбаланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого и иные документы налогоплательщика.

    Правительство одобрило повышение налога на добычу металлов и удобрений

    Правительство одобрило предложение Минфина увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производства удобрений, черных и цветных металлов за счет повышения «рентного коэффициента». Законопроект о введении соответствующих поправок в Налоговый кодекс был рассмотрен на заседании правительства в среду, 16 сентября. Теперь законопроект будет внесен в Госдуму.

    Министр финансов Антон Силуанов объяснил на брифинге журналистам, что повышение налоговой нагрузки необходимо из-за потребности бюджета в дополнительных ресурсах, которые в первую очередь пойдут на реализацию антикризисных планов и на борьбу с пандемией коронавируса.

    Насколько увеличатся налоговые сборы

    Повышение НДПИ пополнит бюджет примерно на 56 млрд руб. в 2021 году, сообщил Силуанов. Законопроект повышает с 1 января 2021 года в 3,5 раза выплаты по налогу при добыче калийных солей (сейчас ставка — 3,8% от стоимости продажи), апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд (4%), природных солей и чистого хлористого натрия, нефелинов, бокситов, а также горнорудного неметаллического сырья (6%), кондиционных руд цветных металлов (8%) и железной руды (4,8%).

    Читайте также:
    Налог на роскошь автомобиля: особенности расчета

    Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

    Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

    «Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

    По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

    Почему Минфин ищет деньги
    В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

    Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

    Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

    • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
    • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
    • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
    • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

    Первая попытка

    Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

    Читайте также:
    Страховая пенсия по инвалидности для 1, 2 и 3 групп

    РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

    Метаморфозы НДПИ

    Никитина Лада Александровна
    Автор статьи
    Юрист сайта Правовед.RU

    Четыре заглавные «НДПИ» у большинства населения страны вызывают уверенное сомнение или неуверенное недоумение. Вопрос хотя и узконаправленный, сложный, но важный для понимания учреждениями и организациями, осуществляющими свою деятельность в стране — крупнейшем экспортере сырья в мире. Особенно занимательным выглядит порядок определения НДПИ после внесения изменений в статьи 342 и 342.5 НК РФ.

    НДПИ: что за буквы?

    В 2001 году, на заре разработки и освоения крупнейших нефтегазовых проектов, в Налоговый кодекс РФ была введена Глава 26, нормами которой был регламентирован налог на добычу полезных ископаемых, тот самый НДПИ.

    Кто должен платить?

    Статьей 334 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками НДПИ являются пользователи недр. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный закон «О недрах»).

    За что нужно платить?

    Практически любое пользование недрами подлежит обложению НДПИ, главное, чтобы соблюдались три условия:

    добыча полезных ископаемых на участках недр;

    и отсутствие в перечне освобожденных от НДПИ видов недропользования.

    Стоит заметить, что перечень освобожденных от НДПИ видов недропользования довольно краткий и исчерпывающий, так что с НДПИ сталкивается каждый второй недропользователь. Проверить можно в статье 336 НК РФ.

    Как рассчитать НДПИ?

    А теперь начинается самый интересный, самый сложный процесс, повергший в «активный шок» или «беспомощное уныние» не одного финансиста и главного бухгалтера нефтегазовых компаний. Как правильно рассчитать НДПИ? Как понять, что за коэффициенты и с какими значениями нужно использовать, чтобы правильно рассчитать НДПИ?

    Нужно сказать, что вопросы о порядке расчета НДПИ, адресованные терзающимися в сомнениях налогоплательщиками в налоговый орган, нередко оставались без однозначного ответа, достаточного для убедительного обоснования расчета и уплаты НДПИ. В дополнение к итак не очень ясному и сложному алгоритму расчета, в ноябре 2016 года прибавилась не менее спорная и очень коварная формулировка подпункта 9 пункта 2 статьи 342 и статьи 342.5 Налогового кодекса РФ.

    Так уменьшить — это вычесть или прибавить?

    Расчет ставки НДПИ за 2018 год производится при следующих законодательно установленных условиях: 919 рублей (на период с 1 января 2017 года) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной необходимо умножить на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение должно быть уменьшено на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

    Дм = КНДПИ x КЦ x (1 – КВ x КЗ x КД x КДВ x ККАН) – КК

    Не будем углубляться в вопрос порядка расчета каждого из коэффициентов в формуле. Скажем только, что этот порядок есть, он работает и существенных претензий к нему не возникает. Перечисленные в формуле коэффициенты рассчитываются в каждом конкретном случае, исходя из физических показателей добычи полезного ископаемого, объемов, сроков эксплуатации скважин и иных данных, указанных в законодательстве. Указанные коэффициенты со временем могут меняться для одного и того же объекта НДПИ. Обратим внимание, что на 2018 год законодатель установил значение коэффицента Кк, участвующего в вышеприведенной формуле, равным 357.

    А теперь представим, что у нефтедобывающего предприятия (далее будем именовать его “предприятие Х”) все коэффициенты в вышеприведенной формуле равны 1, за исключением, конечно, коэффицента Кк, который определен законодательно. К слову, коэффициент 1 означает фактическую выработку (до 99,99%) месторождения полезных ископаемых.

    Наш показатель Дм будет определяться следующим образом:

    Учитывая, что перед нами математическая формула, без тени сомнений произведем расчет по всем правилам математики, получим 559 х ( 1-1)-357-1-1х1 или – 359.

    Показатель Дм принял отрицательное значение. Что это значит с точки зрения экономики? Такая величина Дм показывает, что особенность добычи нефти приняла отрицательное значение. Иными словами, у рассматриваемого в примере предприятия Х не только отсутствует особенность добычи нефти (показатель Дм в этом случае был бы равен 0), но и фактически она не может быть определена при “минусовом” значении.

    То есть значение -359 при расчете ставки НДПИ за 2018 год для предприятия Х.

    Ставка НДПИ равна: 919,00 рублей умножить на коэффициент Кц (принимает положительное значение) и уменьшить на показатель Дм.

    Вроде бы из формулировки подпункта 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ (а мы должны нормы налогового законодательства трактовать буквально в силу закона) следует, что показатель Дм должен уменьшить произведение 919,00 рублей и коэффициента Кц. Так написано в законе, черным по белому (текстом, а не формулой).

    И налогоплательщик предприятие Х, полагаясь на точность и определенность формулировки нормы Налогового кодекса РФ, производит расчет, при котором исключает влияние показателя Дм на произведение 919,00 рублей и коэффициента Кц, ввиду того, что значение показателя Дм отрицательно, и по экономической сущности, уменьшить произведение 919,00 рублей и коэффициента Кц не может.

    Читайте также:
    Соглашение о расторжении договора подряда: образец

    К слову сказать, другое нефтедобывающее предприятие (назовем его «предприятие У») при получении показателя Дм, равным 0, также исключило этот показатель при расчете ставки НДПИ.

    А что получилось фактически? Налоговый орган при проверке декларации по НДПИ указал предприятию Х, у которого показатель Дм получился отрицательным (-359), что при расчете ставки НДПИ налогоплательщик должен был увеличить произведение 919,00 рублей и коэффициента Кц на показатель Дм: (919,00 рублей * коэффициент Кц) – (-359).

    То есть налоговый орган предложил предприятию Х не уменьшить, а увеличить ставку НДПИ на показатель Дм, равный – 359!

    Предприятию У, показатель Дм у которого при расчете составил 0, налоговый орган сообщил о «возможности неприменения показателя Дм».

    Самое обидное, что у нефтедобывающих предприятий, показатель Дм которых принял положительные величины, формула расчета ставки НДПИ была соблюдена. А именно, показатель Дм уменьшил произведение 919,00 рублей и коэффициента Кц.

    Вот такой вот парадокс!

    А судьи что?

    Конечно, предприятие Х пыталось обжаловать решение налогового органа в судебном порядке, прошло судебные инстанции, вплоть до кассационной. Надежды окончательно рухнули, когда Верховный суд РФ, рассматривая жалобу предприятия Х, принял позицию налогового органа. В качестве обоснования позиции Верховный суд РФ указал на необходимость применения правил математики при расчете ставки НДПИ, определенной статьей 342 НК РФ, а также обратил внимание на отсутствие в законе исключений в отношении применения отрицательных показателей и величин.

    Фактически формулировка этого подпункта вводит налогоплательщика в заблуждение. Ведь если в норме содержится термин «уменьшить», значит, предполагается, что итоговый результат должен быть меньше.

    Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Глагол «уменьшить» означает сделать меньше (по величине, объёму, количеству). И никак иначе. Следовательно, если прямо не определено иное в Налоговом кодексе (а оно не определено), термин «уменьшается» должен быть применен в прямом, буквальном своем смысле.

    А как же незыблемые принципы?

    Ведь налог должен быть экономически обоснован! А какое экономическое обоснование для применения имеет отрицательный показатель? Налог должен быть четко (буквально) изложен (расшифрован), исчерпывающе понятен!

    Нет, во всем Налоговом кодексе РФ не найти информации о возможности применения отрицательных показателей и осуществления расчетов на основе математических законов. Да и может ли Верховный суд РФ расширительно толковать нормы права? Ведь все сомнения, все неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (статья 3 Налогового кодекса РФ). Но по какой-то необъяснимой, с точки зрения формальной юридической логики, причине суды не желают считаться с буквальным толкованием слов в русском языке, языке законотворчества и правоприменения.

    Что в итоге?

    Вопреки всем вышеперечисленным фундаментальным принципам и аргументам, арбитражные суды разделили позицию налогового органа.

    Теперь у всех предприятий, которым так же не повезло, как “предприятию Х”, остался шанс отстоять свою позицию в Конституционном суде Российской Федерации. В ином случае придется рассчитывать и уплачивать НДПИ в порядке, продиктованном налоговым органом.

    Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням

    • Виды существующих штрафных санкций
    • Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
    • Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
    • Итоги

    Виды существующих штрафных санкций

    Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

    1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
    2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

    Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

    Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

    Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

    Читайте также:
    Больничный в выходные и праздничные дни - оплачивается ли

    Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

    Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

    Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

    То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

    • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
    • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

    Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

    Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

    Важно! КонсультантПлюс предупреждает
    Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
    Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

    Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

    Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

    • решения по результатам проведенной проверки;
    • требования об уплате налогов (взносов).

    Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

    По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

    Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

    Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

    Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

    • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
    • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

    Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

    Итоги

    Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

    • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
    • при несоблюдении требований налогового законодательства.

    И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

    • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
    • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

    Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

    Задолженность по налогам и сборам

    Эксклюзивно для сайта Бухгалтерия.ру. Материал предоставлен издателем книги «Годовой отчет 2017 под редакцией В.И.Мещерякова».

    По этой статье расходов отражают задолженность по всем видам платежей в бюджет (НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц и т. д.).

    По каждому налогу, который надо уплатить в бюджет, к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» откройте отдельный субсчет. Начисление сумм налогов отразите по кредиту субсчетов счета 68, а уплату налогов в бюджет или уменьшение этой обязанности по иному основанию – по дебету соответствующих субсчетов.

    Для отражения задолженности по налогам и сборам в балансе используйте кредитовое сальдо по счету 68, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

    Как начислить налог на прибыль

    Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить «налог на бухгалтерскую прибыль», а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговой декларации.

    Читайте также:
    Средняя зарплата в Новосибирске

    «Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток)» называют условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Его рассчитывают по формуле.

    Формула расчета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль

    По итогам отчетного периода бухгалтеру надо сделать проводку:

    Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    — начислен условный расход по налогу на прибыль

    Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»
    — начислен условный доход по налогу на прибыль.

    В ПБУ 18/02 налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, именуется «текущий налог на прибыль». Он отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Связь между текущим налогом на прибыль и условным расходом (доходом) по налогу на прибыль отражает формула.

    Формула расчета текущего налога на прибыль

    Если при этом текущий налог на прибыль получится отрицательным, то он принимается равным нулю.

    Если ваша фирма не применяет ПБУ 18/02 (что должно быть отражено в ее учетной политике), то начисление налога производится на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации.

    Перечисляя налог в бюджет, сделайте проводку:

    Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
    — уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

    Операция начисления условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в налоговом учете не отражается.

    Как начислить НДС

    НДС к уплате в бюджет начисляют при совершении отдельных хозяйственных операций. Моментом начисления является наиболее ранняя из двух дат:

    • день, когда отгружены или переданы товары (работы, услуги, имущественные права) покупателю;
    • день поступления оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав).

    Фирма может не отгружать товар, а передать право собственности на него покупателю. Такую передачу, по Налоговому кодексу, приравнивают к отгрузке. Таким образом, после отгрузки товара или передачи права собственности на него вы должны начислить налог.

    Для начисления налога примените проводки:

    Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары (готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы, оказанные услуги);

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не явля­ется для организации обычным видом деятельности;

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств);

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при передаче имущественных прав;

    Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при строительстве хозспособом, при импорте товаров, при восстановлении НДС в момент передачи имущества в уставный капитал другой фирмы;

    Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при получении аванса (предоплаты) от покупателя или заказчика;

    Дебет 60 (76) Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — удержан налоговым агентом НДС из доходов продавца.

    Как начислить налог на доходы физических лиц

    Начисление налога на доходы физических лиц отразите с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

    Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
    — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей организации;

    Дебет 75 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
    — удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных участникам или акционерам, если они не являются работниками вашей организации;

    Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц» — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам по договорам граж­данско-правового характера.

    Начисление НДФЛ в учете нужно проводить в день выплаты дохода.

    Как начислить прочие налоги и сборы

    Акцизы, как и НДС, начисляют по дебету счета 90 «Продажи»:

    Дебет 90-4 Кредит 68, субсчет «Расчеты по акцизам»
    — начислен акциз.

    Ряд налогов начисляют по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». К этим налогам относятся:

    а) налог на имущество:

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
    — начислен налог на имущество;

    б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах, регистрационные или нотариальные действия:

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по госпошлине»
    — начислена госпошлина;

    в) транспортный налог:

    Дебет 91 Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
    — начислен транспортный налог;

    г) земельный налог:

    Дебет 91 Кредит 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
    — начислен земельный налог.

    Выбор в пользу счета 91 объясняется тем, что вышеперечисленные налоги начисляются вне зависимости от ведения обычной деятельности.

    Читайте также:
    Независимая оценка квалификации работников: обязательна или нет

    Суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности, к которым, в частности, относятся расходы, связанные с продажей товаров (письмо Минфина России от 24 июля 2015 г. № 07-01-06/42799):

    Дебет 44 Кредит 68, субсчет «Расчеты по торговому сбору»
    — начислен торговый сбор.

    «Ресурсные» налоги и сборы начисляют по дебету счетов учета затрат на производство:

    а) налог на добычу полезных ископаемых:

    Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых»
    — начислен налог на добычу полезных ископаемых;

    б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

    Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет «Расчеты по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов»
    — начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

    Есть налоги, которые относятся на финансовые результаты фирмы. Такие налоги начисляют в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»:

    Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на игорный бизнес»
    — начислен налог на игорный бизнес;

    Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Единый налог на вмененный доход»
    —начислен налог по деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Платежи за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины к налогам и сборам не относятся.

    Как начислить налоговые санкции

    Если на организацию наложены налоговые санкции, и она не намерена их оспаривать, их суммы нужно признать в учете и отразить в отчете. Если же организация собирается их оспаривать, то в случае, если вероятность положительного исхода невелика (менее 50%), то в учете следует отразить оценочное обязательство.

    Отражать в учете нужно санкции, в отношении которых получено требование об уплате, или суммы, которые списаны налоговым органом с расчетного счета в безакцептном порядке. Исходя из этих двух ситуаций определяется и момент их признания в учете.

    Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам, сборам, страховым взносам и иным аналогичным платежам нормативными правовыми актами бухгалтерского учета не урегулирован.

    В ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н) упомянуты штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров как один из видов прочих расходов (п. 11).

    В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) говорится только об отражении налоговых санкций по налогу на прибыль. Это следует делать на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», субсчета второго порядка «Расчеты по пеням», «Расчеты по штрафам».

    В Рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина РФ от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875) предлагается отражать в аналогичном порядке не только санкции по налогу на прибыль, но и санкции по аналогичным налогам – налогам, уплачиваемым в связи с применением УСН, ЕНВД, ЕСХН.

    Таким образом, налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (налоги при УСН, ЕНВД, ЕСХН), а также суммы налоговых санкций по ним в отчете о финансовых результатах в формировании прибыли до налогообложения не участвуют, а формируют чистую прибыль (убыток).

    В отношении санкций по другим налогам Минфин в вышеуказанных Рекомендациях предлагает придерживаться следующего порядка.

    Определяющим является вид налога, взноса или сбора, в отношении которого на организацию наложена санкция, и та статья расходов, на которую отнесено его первоначальное начисление. Штрафы и пени, уплаченные налогоплательщиком (кроме налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей) или подлежащие уплате, в отчете о финансовых результатах формируют прибыль (убыток) до налогообложения.

    Такие санкции отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности либо в качестве прочих расходов.

    В составе расходов по обычным видам деятельности санкция признается, если нарушение совершено в отчетном году и санкция признана до его окончания или после окончания, но до даты подписания годового отчета. Ее сумма относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный период, на которую относится соответствующий платеж в бюджет.

    Санкция признается в составе прочих расходов, если:

    • момент признания санкции выходит за рамки периода корректировок или признается санкция за предшествующий год;
    • это санкция по налогу, сбору или другому платежу в бюджет, который не признается в прибыли (убытке). Например, это санкция по НДС, который является косвенным налогом, или по налогу, который включается в стоимость какого-либо актива.

    Таким образом, суммы начисленных санкций по налогам, которые относятся на расходы производства, также формируют прибыль отчетного года до налогообложения.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
    Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
    Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: