Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 г. № 419н “Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала”

В соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2016, № 1, ст. 9) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 марта 2012 г. № 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2012 г., регистрационный № 24563).

Министр В.И. Скворцова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2016 г.

Порядок
допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 г. № 419н)

1. Настоящий Порядок определяет правила допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала*.

2. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей освоение образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности (направлению подготовки), соответствующим требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее – экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

3. Лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

4. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» в объеме трех курсов и более или по направлению подготовки «Сестринское дело» в объеме двух курсов и более либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра участковая;

5. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме четырех курсов и более или имеющие диплом специалиста по специальности «Медико-профилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

помощник (врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене);

Читайте также:
Больничный по уходу за больным родственником: правила оформления

6. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме четырех курсов и более или имеющие диплом специалиста по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала – гигиенист стоматологический.

7. Лица, освоившие образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме четырех курсов и более или имеющие диплом специалиста по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего фармацевтического персонала – фармацевта.

8. К сдаче экзамена допускаются лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием (далее – соискатели).

9. Экзамен проводится комиссиями по допуску лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее – комиссия).

10. Комиссия создается образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (далее – образовательная организация).

11. В состав комиссии входят работники образовательной организации, образовательных организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья, представители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»**.

Персональный состав комиссии утверждается руководителем образовательной организации, который является ее председателем.

Организация работы комиссии и ведение делопроизводства осуществляется секретарем комиссии.

12. Регламент работы комиссии, сроки проведения и сдачи экзамена утверждаются руководителем образовательной организации.

13. Информационные материалы о сроках и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена, порядке обжалования решения комиссии размещаются в общедоступных местах в помещениях образовательной организации не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена, а также на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14. Для сдачи экзамена соискатель представляет в комиссию заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей освоение образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме, предусмотренном пунктами 4-7 настоящего Порядка, или диплома специалиста (диплома бакалавра) по соответствующей специальности.

15. На основании заявления соискателя после установления соответствия уровня образования соискателя, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности среднего медицинского персонала, требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, комиссия устанавливает дату сдачи экзамена.

16. Экзамен сдается лично соискателем на русском языке и включает:

тестовый контроль знаний;

оценку практических навыков;

17. Решение о сдаче экзамена принимается комиссией по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки сдачи практических навыков.

18. Комиссия принимает одно из следующих решений:

допустить к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности на 5 лет;

отказать в допуске к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности.

19. Повторная сдача экзамена проводится в сроки, определяемые комиссией.

20. Результаты сдачи экзамена оформляются протоколом сдачи экзамена. Протокол сдачи экзамена подписывается председателем комиссии, в его отсутствие – заместителем председателя комиссии, а также членами комиссии, принимавшими экзамен, и заверяется печатью (при наличии) образовательной организации.

21. Соискателю выдается выписка из протокола сдачи экзамена, заверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) образовательной организации.

* Пункты 1.3 и 1.4 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2013 г., регистрационный № 27723) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2014 г. № 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2014 г., регистрационный № 33591).

** Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 48, ст. 6724; 2015, № 10, ст. 1425; 2016, № 1, ст. 9.

Обзор документа

Заново урегулированы вопросы допуска лиц, не завершивших освоение программ высшего медицинского или фармацевтического образования, а также лиц, имеющих такое образование, к ведению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях среднего персонала.

Для этого выпускникам/студентам необходимо предоставить диплом/справку об обучении или периоде обучения. Сдается экзамен на допуск к указанной деятельности.

Читайте также:
Доплаты пенсионерам - какие положены, как получить

Экзамен принимается специальной комиссией, создаваемой в учебном заведении. Установлены требования к ее составу. Для сдачи экзамена соискатель подает в комиссию заявление и ряд документов. Решение оформляется протоколом. Он подписывается всеми членами и скрепляется печатью учебного заведения.

Предусмотрены требования для получения должности. Например, стать медсестрами (участковой, палатной/постовой, процедурной, перевязочной и др.) могут лица, освоившие программу по специальностям “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело”, “Стоматология” в объеме трех курсов и более или по направлению подготовки “Сестринское дело” в объеме двух курсов и более либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело”, “Сестринское дело” или “Стоматология”.

Работать стоматологическим гигиенистом могут лица, освоившие минимум 4 курса специальности “Стоматология” или завершившие обучение.

Правила, утвержденные Минздравосцразвития России, признаны утратившими силу.

Как стать врачом в России в 2021 году

Пошаговая инструкция для 9 класса

Глава Минпросвещения Ольга Васильева отметила, что более 60% выпускников выбирают для продолжения образования именно колледжи и училища. Образование в них гораздо доступнее и готовит к реалиям будущей профессии. Предуниверситетская подготовка особенно ценится в сфере медицины.

После 9 класса можно поступить в медицинский колледж. В конце трехлетнего обучения выдается диплом о среднем общем образовании. Он не дает права заниматься врачебной деятельностью, но выпускники могут работать фельдшерами или медсестрами. А те, кто хочет получить высшее образование, должны быть готовы к сдаче внутреннего экзамена в вузе или предметов ЕГЭ, необходимых для поступления.

С чего начать

Первый шаг — выбор подходящей специальности. В медицинских колледжах и училищах есть такие направления подготовки, как лечебное и сестринское дело, акушерство и лабораторная диагностика, фармация и ортопедическая стоматология. В 2021-2022 году для поступления нужно иметь высокий средний балл школьного аттестата, а по некоторым специальностям дополнительно пройти психологическое тестирование в стенах колледжа. Также нужно собрать необходимый пакет документов. В него входят:

  • оригинал и копия паспорта;
  • оригинал и копия аттестата об общем образовании или другого документа об образовании для участия в конкурсе;
  • медицинская справка (форма 86/у);
  • 6 фотографий 3х4;
  • военный билет для военнообязанных.

Определиться с выбором медицинского колледжа не всегда бывает просто. Стоит смотреть на государственную аккредитацию учебного заведения: если она есть, с полученным после обучения дипломом не будет проблем поступить в вуз или устроиться на работу. Также можно почитать отзывы выпускников и студентов различных колледжей, изучить рейтинги и информацию о том, востребованы ли специалисты этих учебных заведений.

Куда поступать

Популярность среднего образования только растет. Училищ становится все больше, и в крупных городах России найти подходящий медицинский колледж не составит труда. В Москве их восемь, а в Санкт-Петербурге семь. В счет не идут высшие учебные заведения, которые предлагают поступить после девятого класса и получить средне-специальное образование.

Практически во всех медицинских колледжах список специальностей одинаковый. После окончания «Сестринского дела» выпускники могут устроиться на работу в государственную или частную клинику медицинской сестрой или медбратом. Обучающиеся по специальности «Лабораторная диагностика» изучают методы клинических исследований, основы микробиологии, лабораторного анализа, забора крови и других биологических материалов. Полученные знания помогают им в будущей работе: специалисты проводят общеклинические и биохимические исследования. А кто-то продолжает обучение и получает высшее образование, чтобы стать медицинским технологом.

В колледже учат и на ортопедических стоматологов, и акушеров, но поступить на эти специальности чаще всего можно только после окончания 11 классов.

В среднем бюджетных мест в колледжах страны больше, чем платных. Это дает возможность бесплатно получить знания большому количеству желающих. Стоит отметить, что поступить в колледж можно используя преимущественное право. Полные списки лиц, которые могут рассчитывать на льготы, обычно есть на сайтах ссузов.

Пошаговая инструкция для 11 класса

С чего стоит начать

Для поступления на большинство медицинских специальностей в вуз нужны три предмета ЕГЭ: русский язык, химия и биология. Проходной порог во всех университетах разный, но все предметы нужно будет сдать не менее чем на 50 баллов. Это необходимо для участия в конкурсе, а вот проходные баллы на бюджет выше. И бюджетных мест в медицинских вузах меньше, чем в колледжах.

Прежде чем готовиться к сдаче ЕГЭ, стоит заранее подумать над выбранной специальностью и поступлением на врача. Важно понимать, что профессия требует не только углубленных знаний, но и постоянной отдачи, желания совершенствоваться и помогать людям.

Куда поступать

В России есть и медицинские университеты, и медицинские институты, и даже академии, в которых готовят по программам специалитета и ординатуры. Среди них как крупные и рейтинговые, так и учебные заведения в регионах: у первых и вторых разные условия для поступления, стоимость обучения и проходные баллы. Например, самый известный Сеченовский университет готовит специалистов более чем по 100 учебным программам. А чтобы поступить на бюджетную форму обучения, нужно набрать не меньше 270 баллов. Условия поступления на бюджет в Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет доступнее: в среднем нужно набрать 250-260 баллов за три предмета ЕГЭ. Если брать в пример вузы из регионов, то там бюджетных мест меньше, а проходной порог на основные программы специалитета – также в районе 250 баллов.

Читайте также:
Обжалование дисциплинарного взыскания – в суде, в трудовой инспекции

Процесс обучения в вузе во многом зависит от конкретного учебного заведения. В столице и Санкт-Петербурге, как и в регионах, есть университеты с хорошим материальным оснащением, научными центрами и лабораториями. В них студенты на практике отрабатывают умения, оказываются в условиях, которые возникают при работе с пациентами. Широко развита и программа стажировок: как с зарубежными вузами, так и с крупными компаниями. На региональном уровне стоит отметить медуниверситеты Сибири и Урала: в Челябинске это Южно-Уральский государственный университет, в Новосибирске — Новосибирский государственный университет. Интересные программы медицинского направления есть и в таких вузах, как Казанский федеральный университет, Приволжский исследовательский медицинский университет: здесь изучают «Молекулярную биомедицину», «Медицинскую биофизику» и «Биотехнологии».

Выбирая профессию медика, важно определиться с направлением подготовки. В медицинских университетах чаще всего встречаются такие специальности, как «Педиатрия», «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». После окончания «Лечебного дела» можно выбрать более узкую специальность в ординатуре: большая часть студентов так и поступает. А те, кто выбрал «Фармацию», могут работать провизором или биохимиком. Уже долгое время одной из самых востребованных профессий в медицинской сфере является профессия стоматолога, не менее популярны и услуги косметолога. В среднем по стране специалисты этого профиля в частных клиниках зарабатывают порядка 80-90 тысяч рублей.

Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Тенденция последних лет видна четко: бюджетных мест в ординатуру мало, платить готовы не все, а правительство подстёгивают молодых врачей идти в поликлиники в поисках баллов.

Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что большинство студентов-медиков собираются сразу после получения диплома поступить в ординатуру. А если у них не получается – они считают это провалом. Но так ли это?

В этой статье собрали мнение четырех человек из медицины о работе в первичном звене и поступлении в ординатуру. А еще попробовали самостоятельно выделить плюсы и минусы gap-year после специалитета.

Мое мнение такое: в ординатуру нужно идти, только если у вас есть стопроцентная внутренняя уверенность, что это та специальность, в которой вы видите себя, и вам будет интересно этим заниматься ближайшие 10-15 лет.

Если у вас есть какие-то сомнения и вы выбираете, например, между дерматологией, колопроктологией и спортивной медициной – абсолютно разными направлениями, – то это значит, что вы сами пока до конца не понимаете, что вам нужно.

В таком случае лучше где-то год поработать в первичном звене – это будет только в плюс. Вы получите деньги, опыт, реальное понимание клинической практики и баллы, которые помогут попасть в бюджетную ординатуру. А идти в платную ординатуру, если вы сомневаетесь, точно не стоит: вы потратите деньги, которые могут не окупиться.

Если упростить мой ответ на вопрос «Вы за gap-year или против?», то я скорее за, чтобы лучше понять, чего вы хотите

У меня была возможность поступать в ординатуру на бюджет сразу после медвуза – этой возможностью я и воспользовался.
Как и у любого абитуриента, иногда проскакивали сомнения в духе: «а вдруг не поступлю?». Стоит сказать, что такой исход меня совсем не пугал. В отличие от аналогичной ситуации при поступлении в университет, тут год не «пропадает».

Я абсолютно уверен, что год (а может быть, и два) в поликлинике можно провести с большим профитом: это не только отличный и максимально приближенный к реальной жизни опыт в терапии (вижу только плюсы в том, чтобы уметь «лечить бабулек»), но и вполне приемлемая зарплата, а также более глубокое понимание работы системы здравоохранения в амбулаторном звене: что там вообще происходит, кто и как там работает и т.д.

Иногда я даже жалею, что такого опыта у меня не было. Но из-за того, что моя специальность (офтальмология) – одна из самых изолированных от соматики, то опыт работы участковым терапевтом все же пригождается сравнительно редко. Однако для тех, кто собирается в терапевтическую специальность (или, если так можно выразиться, в любую «соматическую»), такое время пойдет только на пользу.

Читайте также:
Медосмотр при приеме на работу - обязательно или нет, какие врачи, срок действия

Если вы, как и я в свое время, не до конца уверены в качестве и количестве практических знаний, которые вы получили за шесть лет учёбы на специалитете, — есть несколько способов эти знания получить.

Работа в поликлинике. Вариант действенный, несколько экстремальный, но с хорошим заработком и перспективами для получения дополнительных баллов или возможностью накопить на платную ординатуру. Искренне не вижу в этой работе ничего плохого или тем более стыдного. Напротив, я абсолютно уверена, что огромное количество проблем, с которыми врачам приходится сталкиваться в стационаре, можно было бы решить на амбулаторном этапе. При условии, конечно, качественного оказания амбулаторной помощи. Особенно это актуально в педиатрии, где работа врача поликлиники — наблюдать за ростом и развитием малыша с самого рождения.

Два года ординатуры. Способ более мягкий и безопасный. Тут ты делишь ответственность с врачом и заведующим (моральную, в первую очередь, так как юридической силы твоя подпись в истории болезни не имеет), всегда есть возможность посоветоваться, хотя в хорошем коллективе в поликлинике так тоже можно.

Однако самая большая проблема ординатуры в целом — то, что за такую возможность придется заплатить двумя годами работы минимум 40 часов в неделю с заработком порядка 8-10 тысяч в месяц, если повезёт. Также есть особая форма рабства: работать в отделении и платить за это самому 300-500 тысяч в год.

Выбор первого или второго пути — очень индивидуальный вопрос. На него будут влиять и финансовые возможности, как ваши личные, так и вашей семьи, наличие жилплощади (если нет необходимости искать ординатуру с общежитием, это несколько увеличивает спектр вариантов, ведь больницы чаще всего общежитие не предоставляют), а также необходимость получения общепедиатрических (или терапевтических) знаний. Тут тоже всё будет зависеть от того, какую специальность вы рассматриваете в дальнейшем. Если вы хотите, например, в хирургию, то смысла тратить несколько лет на участке, пожалуй, нет.

Начну с мизансцены: летом 2021 года я оканчиваю Сеченовский университет и обучение по программе «Школа профессионального роста», что означает две вещи. Во-первых, я могу работать врачом-терапевтом первичного звена без ординатуры. Во-вторых, я должна работать участковым в течение двух лет по условиям вышеупомянутого проекта.

Помимо стремительно надвигающихся блестящих карьерных перспектив мне хотелось продолжить обучение по не клинической специальности, а именно по профилю организация здоровья и общественное здравоохранение. Поэтому получилось то, что получилось: сейчас я работаю на 1.0 ставки участковым терапевтом и очно учусь в ординатуре по ОЗЗ во второй половине дня.

После месяца работы в поликлинике у меня сложилось первое впечатление об этом деле, которым я сейчас и поделюсь.

Минусы:

  • Довольно много бюрократических, юридических, финансовых нюансов, которые вообще никак не связаны с лечебной работой, но тем не менее связаны с получением пациентом медицинской помощи и сопутствующих услуг: оформление больничного листа, справок в сотни различных инстанций, списки допустимых анализов и обследований, которые оплатит ОМС, раскрепление поликлиники для направления в другие учреждения и т.д. и т.п. В моем рабочем столе лежат несколько папок с распечатанными и отработанными приказами, которые регулируют все эти вопросы, но я всё равно регулярно обращаюсь к врачу методисту, потому что запомнить это всё для меня невозможно.

  • Пациенты приходят к терапевту с жалобами буквально на всё. Вот небольшой список того, с чем приходили ко мне только за этот месяц: острый неосложненный цистит, расстройство пищевого поведения, дыхательная недостаточность из-за метастазов в легких, клещевой боррелиоз, дисгидротическая экзема, пальпируемое образование в молочной железе, обострение атопического дерматита, подагрический артрит, тревожное расстройство, подострая ТЭЛА… Список можно продолжать бесконечно. Несмотря на то, что к таким специалистам, как гинеколог, хирург, уролог, окулист, ЛОР, психиатр, дерматолог, можно записываться напрямую, пациентам всё равно проще и понятнее прийти к терапевту

  • Ты в кабинете один на один с пациентом. Нет «островка безопасности» в виде ординаторской, где можно спокойно обсудить непростой случай с более знающими коллегами. Нет, решение надо принимать здесь и сейчас, причем в течение 12 минут.

  • У врача терапевта есть достаточно унизительные задачи, приводящие к профессиональной деградации, например, подготовка санаторно-курортных карт, выписка справок, проведение вакцинации: всё, что можно делать и без шести лет учебы в университете. Для меня такие задачи не в тягость, так как это дает возможность переключиться после более сложных случаев и нагнать время приема, но в перспективе такой мартышкин труд может привести к профессиональному выгоранию.
Читайте также:
Баланс рабочего времени в России: зачем это нужно

Плюсы:

  • Помимо чисто клинического опыта работа в поликлинике дает представление о том, как вообще всё устроено. Уже сейчас я замечаю, что мои коллеги ординаторы о специальности ОЗЗ намного меньше меня понимают о системе, которую мы все отчаянно хотим улучшить. Поэтому такой опыт незаменим.

  • Умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

  • Самосознание себя врачом и профессионалом, что дается достаточно сложно после такого долгого периода студенчества. Наверное, полностью преодолеть синдром самозванца не получится никогда, но облегчить симптомы помогает практическая деятельность.

  • Деньги. Всё же я взрослый человек и должна сама себя обеспечивать.

Резюмируя, отмечу, что своим решением пойти работать в поликлинику сразу после окончания университета я довольна где-то на 6 из 10. Сейчас совмещать работу и обучение для меня очень сложно, однако без учебы мне было бы достаточно тоскливо просто работать терапевтом, так как я не вижу особых перспектив развития для себя, а без работы я бы продолжала чувствовать себя вечным студентом – очень умным, но в целом бесполезным.

«Теория без практики – мертва, практика без теории – слепа», а работать по 10-12 часов в день – это наша новая норма :)

Можно ли работать врачом без окончания ординатуры

Можно ли работать врачом без окончания ординатуры

Можно ли работать врачом без ординатуры? Таким вопросом задаются студенты, окончившие медицинские ВУЗы. Какие специальности могут быть заняты молодыми специалистами, не прошедшими дополнительного послевузовского образования? Можно ли работать или подрабатывать, если обучаешься в ординатуре? Ответы далее.

Как работать врачом без ординатуры

Система медицинского образования в Российской Федерации предусматривает необходимость обучения молодого специалиста в ВУЗе, который дает общие теоретические знания по выбранной специальности, интернатуре, позволяющей проверить полученные знания на практике и ординатуре, при помощи которой специалисты углубленно изучают выбранную специализацию и получают больше знаний для лечения пациентов. После получения сертификата об окончании ординатуры врач имеет возможность:

  • работать узкопрофильным специалистом в поликлинике, стационаре и так далее;
  • вести частную практику;
  • занимать отдельные должности в государственной структуре при Министерстве здравоохранения.

А кем можно работать без получения послевузовского образования? В соответствии с Приказом Минздрава №334н выпускники высших медицинских учреждений и иные специалисты для подтверждения своего статуса проходят аккредитацию, которая позволяет проверить соответствие врача установленным нормативным требованиям.

Для прохождения аккредитации необходимо подать письменное заявление и комплект документов в специально созданную аккредитационную комиссию. Проверка знаний проводится в форме тестирования. Оценка «сдал» выставляется, если более 70% заданий решены правильно.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 707н, определяющим квалификационные требования к медицинскому и фармацевтическому персоналу лица, получившие высшее образование и успешно прошедшие первичную аккредитацию, с 2016 года имеют право занимать должности:

  1. Участкового врача – терапевта или специалиста общей практики. Дополнительным условием является окончание медицинского ВУЗа по специальности «Лечебное дело».
  2. Специалист приемного отделения в стационаре (специальность «Лечебное дело).
  3. Специалист по медицинской профилактике (специальность «Лечебное дело).
  4. Участкового врача – педиатра (специальность «Педиатрия»).
  5. Врач – стоматолог (специальность «Стоматология»).
  6. Врач – эпидемиолог (специальность «Медико-профилактическое дело»).
  7. Врач по общей гигиене населения (специальность «Медико-профилактическое дело»).
  8. Провизор (специальность «Фармация»).
  9. Провизор – технолог (специальность «Фармация»).
  10. Специалист клинической лабораторной диагностики (специальность «Медицинская биохимия»),
  11. Специалист функциональной диагностики (специальность «Медицинская биофизика»).
  12. Врач – статистик (специальность «Медицинская кибернетика).

Не зависимо от прохождения аккредитации, только на основании диплома и выписки из общего протокола о сдаче квалификационных экзаменов младшего и среднего медицинского персонала выпускник ВУЗа может работать:

  1. Медицинской сестрой (при окончании ВУЗа по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия»):
    • палатной при стационаре;
    • участкового терапевта или педиатра;
    • в перевязочном кабинете;
    • в процедурном кабинете;
    • по приему вызовов скорой медицинской помощи;
    • в приемном отделении.
  2. Медицинским регистратором (при наличии специальности по дисциплинам «Лечебное дело» или «Педиатрия»).
  3. Гигиенист стоматологический, специалисты, относящиеся в младшему и среднему медицинскому персоналу в области стоматологии (специальность «Стоматология»).
  4. Помощник доктора (при наличии специальности по дисциплинам «Лечебное дело» или «Педиатрия»):
    • Эпидемиолога;
    • Паразитолога;
    • По гигиене детей;
    • По гигиене питания;
    • По гигиене труда;
    • По гигиеническому воспитанию;
    • По коммунальной гигиене;
    • По общей гигиене;
    • По радиационной гигиене;
    • Энтомолога.
  5. Фармацевт (специальность «Фармация»).

Можно ли занимать должность стоматолога без ординатуры

Можно ли работать стоматологом без обучения в ординатуре? Без дополнительной подготовки молодой специалист может устроиться на работу стоматологом общей практики, в обязанности которого входят:

  • оказание неотложной помощи при выявлении острой зубной боли;
  • проведение обследования рта пациента с целью выявления заболеваний зубов, десен и так далее;
  • установка диагноза и разработка плана лечения;
  • направление пациента на дополнительное обследование (рентген, консультации узкопрофильных специалистов и так далее);
  • пломбирование и реставрация зубов, изготовление и установки виниров;
  • лечение или удаление пульпита;
  • удаление корней, зубов;
  • диагностика и лечение пародонтита;
  • лечение альвеолита;
  • лечение перикоронита;
  • остановка кровотечений;
  • наложение швов;
  • перевязка после операционного вмешательства;
  • вправление вывихов челюстей;
  • установка вкладок, штифтов, коронок, пластиночных протезов
  • отбеливание, снятие зубного камня, профессиональная чистка, снятие гиперчувствительности;
  • обезболивание. Принятие решения о необходимости дополнительного введения обезболивающих препаратов или использования иных методов;
  • профилактика заболеваний у взрослых и детей. Обучение нормам гигиены полости рта;
  • мониторинг пациентов, входящих в группу риска.
Читайте также:
Больничный работающим пенсионерам: оформление

При приеме на работу молодые специалисты должна знать:

  • Конституцию РФ;
  • специализированные медицинские нормативные акты;
  • правила работы со стоматологическим оборудованием;
  • санитарные нормы и правила проведения дезинфекции;
  • технику безопасности;
  • методы обезболивания;
  • основы формирования среди населения здорового образа жизни;
  • правила поведения медицинских работников в чрезвычайных ситуациях.

Можно ли работать, учась в ординатуре

Может ли ординатор работать и учиться одновременно. По Трудовому кодексу РФ молодой врач имеет право заниматься повышением собственной квалификации без отрыва от основного места работы. Это же правило установлено и Приказом Минобрнауки №1258, регулирующим порядок обучения в ординатуре.

Следует дополнительно отметить, что врач – ординатор имеет право занимать врачебные должности, установленные Приказом Минздрава №707н, должности младшего и среднего медицинского персонала или иные специальности, не противоречащие действующему законодательству. Если для работы специалиста требуется сертификат, выдаваемый после окончания ординатуры, то и получить данную работу можно только после повышения квалификации путем прохождения послевузовского обучения.

Приказ Минздрава №58н: аккредитации медработников не будет!

Содержание статьи:
1. Коротко об изменениях;
2. Условия, при которых специалист может быть допущен к медицинской деятельности;
3. Что же ждет медработников в 2021 году;
3а. Ответы на часто задаваемые вопросы в связи с выходом нового приказа.

Коротко об изменениях

26 февраля вступит в силу приказ Минздрава №58н, который утвердит особенности допуска медработников к профессиональной деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации в 2021 году. Это значит, что специалисты, завершившие обучение в России в 2020-2021 гг., могут осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность только на основании документов об образовании и квалификации. Напомним, аналогичный этому документу приказ №327н действовал на протяжении 2020 года.

Издание приказа №58н повлекло за собой создание и изменения таких приказов, как:

  • ФЗ №98 от 01.04.2020 и постановление Правительства №440 от 03.04.2020, которые позволили распространить разрешительные режимы предыдущего года на весь 2021;
  • приказ Минздрава №40н от 02.02.2021, который признает утратившим силу приказ №891н и регулирует правила работы приемных комиссий в условиях COVID-19;
  • приказ Минздрава №41н от 02.02.2021, который устанавливает правила получения квалификационных категорий в 2021 году.

Последние приказы уже вступили в силу.

Условия, при которых специалист может быть допущен к медицинской деятельности

Приказ №58н означает, что до 1 июня 2021 года будет установлен мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста для тех, кто:

  • освоил программы дополнительного профессионального образования;
  • получил мед. или фарм. образование за рубежом;
  • окончил профессиональное (немедицинское) образование.

Начиная с 1 июня 2021 года можно будет проходить аккредитацию специалистов.

К тому же, те медработники, у которых срок действия предыдущих документов заканчивается в период действия постановления Правительства №440 (с 6.04.2020), имеют право работать без их продления до 31 декабря 2021 года. Их действие автоматически продлевается на год.

В приказе также указаны условия, при которых осуществляется допуск к осуществлению медицинской деятельности. К таким условиям относятся чрезвычайные ситуации и иные угрозы, связанные с распространением опасных заболеваний. Так, работать имеют право следующие медицинские специалисты, которые:

  • закончили медицинское, фармацевтическое или иное образование и имеют подтверждающие документы об образовании или квалификации, но не прошли аккредитацию;
  • на данный момент учатся в ординатуре и при условии прохождения обучения по краткосрочным программам не менее 36 часов могут работать в должности врача-стажера под контролем врача-специалиста;
  • обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по специальностям “Клиническое дело” и “Сестринское дело” и при условии прохождения обучения по дополнительным программам в объеме не менее 36 часов получают должность специалиста со средним медобразованием под контролем старшей медицинской сестры;
  • имеют медобразование, но не работали по специальности более 5 лет, и при условии прохождения краткосрочных курсов лица с высшим образованием получают должность врача-стажера и работают под контролем врача-специалиста, а лица со средним образованием получают должность специалиста и контроль осуществляет старшая медицинская сестра;
  • получили высшее медобразование, а также студенты 3-го курса медицинского вуза при условии прохождения ими курсов ДПО не менее 36 часов.
Читайте также:
Решение о продлении полномочий директора ООО: особенности

Что же ждет медработников в 2021 году?

Итак, новый приказ №58н установил мораторий на получение свидетельств об аккредитации до 1 июня 2021 года, а работать без соответствующих документов можно вплоть до конца этого года.

При этом о наборе баллов НМО никаких изменений нет, а значит, их по-прежнему нужно набирать, как и раньше. Напомним, что никакой официальной информации об НМО нет и не будет до весны, но де-факто необходимые 50 ЗЕТ в год многие уже набирают.

Наш учебный центр “Проф-Ресурс” понимает, как тяжело разобраться в сложившейся ситуации, поэтому мы составили список самых частых вопросов по данному приказу и подготовили ответы на них.

❓Могу ли я работать, если у меня на руках сертификат специалиста?
✅Если медработник имеет на руках действующий сертификат специалиста, то он имеет право работать. Срок действия документа 5 лет с начала его получения.

❓Если я учусь в ординатуре, могу ли работать по специальности?
✅Если пройдете курс в рамках дополнительного профессионального образования не менее 36 часов, можете устроиться врачом-стажером.

❓Если у меня закончится действие сертификата в марте, можно дальше работать?
✅Да, можете, в этом и заключается суть приказа №58н. А с 1 июня можно будет пройти аккредитацию.

❓Заканчиваю медвуз в этом году, аккредитации нет, можно ли будет устроиться работать по специальности?
✅Да, можно. Это 1 пункт условий допуска к медицинской и фармацевтической деятельности.

Если вы не нашли нужный ответ или вам нужна помощь с аккредитацией и ее прохождением, вы можете обратиться к нам. Для этого вам доступны следующие способы: звонок, обращение в чате или заполнение формы обратной связи на сайте. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время и ответят на все вопросы.

Нужна ли ординатура?

Вопрос следующий, дочка заканчивает медицинский университет, стоит вопрос поступать ли дальше в ординатуру или это не имеет смысла. Планы по специализации-терапия. Существует 2 точки зрения, которые озвучивают наши знакомые: 1)ординатура нужна в любом случае, так как она не сможет без ординатуры работать и не сможет подтвердить свое образование;

2) Нет смысла тратить время и силы на ординатуру, все-равно там никто не дает полноценно практиковаться и люди просто формально ходят туда и сдают сессии и всё. Лучше пройти аккредитацию, устроиться врачом /стоматологом/ общей практики, хотя бы на пол ставки /такая возможность есть/, после 5 лет работы пройти квалификационные экзамены и дальше работать. В дальнейшем есть планы открыть свой кабинет, который можно открыть после 5 лет стажа.

Я в этой тематике не ориентируюсь, хотелось бы выслушать ваше мнение, стоит ли все таки поступать в ординатуру или выбрать второй вариант?

Добрый день, Олег.

Для работы врачом достаточно иметь высшее медицинское образование.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры”

4. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование*(2). При приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работник

1)ординатура нужна в любом случае, так как она не сможет без ординатуры работать и не сможет подтвердить свое образование;

Образование подтверждается дипломом.

Дополнение: после получения диплома необходимо пройти аккредитацию. О лицензии уже ответил уважаемый коллега Григорьев М.

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ранее действовал закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), в котором регулировался порядок занятия частной медицинской практикой, теперь данная норма (ст. 56) отменена. Для занятия частной медицинской практикой нужен диплом о высшем образовании, свидетельство об аккредитации и лицензия. Ординатура не требуется, хотя приветствуется.

Читайте также:
Современные кадровые технологии управления персоналом — что это, какие бывают

Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой

Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.

Уважаемый Олег! Здравствуйте! Интересный вопрос, тем более связанный с получением лицензии на медицинскую деятельность.

Тогда в силу п.п.«в, г» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности… (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291)

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются, в т.ч.

наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования

Соответственно принимая во внимание требования приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“ (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 N 39438) и оговорки в нем о том, что

Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-стоматолога

полагаю возможным 2-ой вариант. Можно еще дополнительно проконсультироваться непосредственно и в учебном заведении, как впрочем и в лицензирующем органе. Это, кстати, бесплатно.

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Читайте также:
Регресс по профзаболеванию: как оформить

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Читайте также:
Сколько зарабатывают стримеры twitch, youtube

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: