Аттестация рабочих мест – изменения, порядок проведения

Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году

Бессрочное действие декларации соответствия условий труда

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. Первое изменение касается декларации соответствия условий труда (СОУТ).

Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган Роструда по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;

условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 503-ФЗ.

Форма, порядок представления деклараций соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Отметим, что Минтруд России подготовил поправки в порядок представления декларации СОУТ, а также в порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда в связи с тем, что указанные декларации стали бессрочными.

В учетных решениях “1С:Предприятие 8” обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в “Мониторинге законодательства” .

Работодатели с нормальными условиями труда освобождены от проведения спецоценки

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключения (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);

когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;

когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

От редакции. Подробнее об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в “1С:Бухгалтерии 8” (ред. 3.0) см. видеозапись онлайн-лекции, которая состоялась 28.01.2021 в 1С:Лектории .

Проведение спецоценки рабочих мест

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.

Сроки проведения СОУТ и штрафы

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Читайте также:
Больничный при аппендиците: на сколько дней дают

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП – от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП – от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2020

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

  • опасный;
  • вредный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов – дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Процедура спецоценки – как проходит аттестация рабочих мест по этапам

Аттестация рабочих мест (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии – нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Все ли рабочие места нужно проверять

В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

Читайте также:
Медицинский осмотр водителей - предрейсовый, послерейсовый и другие

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

  • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
  • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.

Спецоценка 2020: новые правила

  • 1 Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить
  • 2 Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года
  • 3 Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года
  • 4 Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ
  • 5 Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
  • 6 Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
  • 7 Как работодателю использовать результаты СОУТ
  • 8 Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет
  • 9 Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ
  • 10 Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
  • 11 Автоматические штрафы СОУТ 2020
  • 12 Подводим итоги

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

Читайте также:
Аттестация руководителей организации

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:
Пособие по уходу за инвалидом 1, 2, 3 группы

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

  • Расшифровка аббревиатуры СОУТ
  • Кто и что обязан делать во время спецоценки
  • Последовательность действий
    • Подготовительный этап
    • Основной этап
    • Заключительный этап
  • Как часто проводится СОУТ
  • Как сэкономить на спецоценке
  • Как связаны СОУТ и охрана труда
  • За что накажут
  • Итоги

Расшифровка аббревиатуры СОУТ

Термин «спецоценка» появился несколько лет назад. Его используют наряду с другими: спецоценка рабочих мест, оценка условий труда и т. д. Означают они одно и то же — набор обязательных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ).

Законодательная расшифровка понятия представлена на рисунке:

Объясняем сложные законодательные термины понятным языком:

Кто и что обязан делать во время спецоценки

Для работодателей, компании-оценщика и работников в процедуре СОУТ – специальной оценке условий труда предусмотрены персональные наборы прав и обязанностей:

Последовательность действий

Чтобы провести СОУТ в соответствии со всеми требованиями закона, следует тщательно изучить законодательные нормы. Все мероприятия по спецоценке можно уложить в три этапа:

Подготовительный этап

Перед тем как эксперты приступят к изучению и оценке опасных и вредных производственных факторов, работодатель и компания-оценщик обязаны исполнить свой набор обязанностей:

Основной этап

На этом этапе компания-оценщик проводит по специальной методике комплекс мероприятий по спецоценке.

Нюансы работы экспертов компании-оценщика:

После завершения всех исследований и оценок условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся к определенным классам (подклассам).

Для выведения итоговой оценки условий труда учитывается вся совокупность факторов:

Читайте также:
Зарплата депутата Госдумы

Результат проведенных мероприятий отражается в отчете, который утверждает председатель комиссии по СОУТ после того, как все ее члены проставят в нем подписи.

Заключительный этап

У работодателя на этом этапе немало хлопот:

Компания-оценщик законодательно ограничена в сроках:

Сотрудники, чьи рабочие условия по условиям спецоценки признаны опасными или вредными, должны регулярно проходить профилактические медосмотры (Минтрудсоцзащиты России, Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н).

Как часто проводится СОУТ

В зависимости от того, какой вид спецоценки проводится — очередная или внеплановая, предусмотрены разные сроки.

Специальная оценка условий труда в общем случае проводится на рабочем месте не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Нюансы исчисления срока:

Внеплановая спецоценка проводится в следующие сроки:

Узнайте больше о сроках:

Как сэкономить на спецоценке

Если на рабочих местах после проведения спецоценки не выявлены вредные и (или) опасные факторы, работодатель представляет в трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда. Срок — не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтрудсоцзащиты России от 07.02.2014 № 80н).

Заполнение декларации СОУТ имеет много нюансов, ошибаться при подготовке данного документа крайне нежелательно. Ознакомьтесь с готовым образцом декларации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», получив пробный доступ к ней.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок декларирования о соответствии условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 17.06.2021 № 406н.

Сведения о результатах спецоценки в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям, компания-оценщик передает в ФГИС СОУТ (ч. 1 ст. 18 закона № 426-ФЗ).

Работодатель вправе сократить число проводимых спецоценок в отношении таких рабочих мест, если выполняются следующие условия:

Выполнение этих условий позволяет автоматически продлевать срок действия декларации и сдвигать дату проведения очередной оценки рабочего места по условиям труда еще на пять лет. При этом дополнительные документы оформлять не требуется (письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Прямая экономия при проведении спецоценки — включение затрат на ее проведение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возможность соответствующего включения есть даже на упрощенке — в свежей статье мы рассказали о том, как ей воспользоваться (наряду с применением иных оснований для уменьшения суммы налога).

Узнайте, где можно законно сэкономить, а когда это делать опасно:

Как связаны СОУТ и охрана труда

Все работники по трудовому законодательству имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя следующие мероприятия:

Чтобы у работодателя было официальное, основанное на специальных экспертных исследованиях и оценках подтверждение соответствия рабочих мест требованиям охраны труда, применяется комплекс мероприятий под названием СОУТ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, обеспечения их средствами индивидуальной защиты и других мероприятий.

Спецоценка является основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику компенсаций и гарантий в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и др.

Все эти меры направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

За что накажут

Тех работодателей, которые не организуют проведение СОУТ или делают это с нарушением законодательно установленного порядка, неминуемо ждет наказание.

Работодатели в 2021 году находятся под двойным контролем — за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения штрафы будут начисляться не только по результатам проведенных трудовыми инспекторами проверок, но и в автоматическом режиме.

Система ФГИС СОУТ будет выявлять нарушителей, сопоставляя данные из разных источников с информацией, имеющейся в системе. К примеру, программа будет сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с данными о проведенной ими спецоценке. Если с момента регистрации компании прошло более года, а данных о проведенной спецоценке в систему не поступало, последует автоматический штраф за непроведение СОУТ.

Специалисты «КонсультантПлюс» подготовили для вас подробную пошаговую инструкцию по проведению спецоценки условий труда, учитывающую все законодательные требования к данной процедуре. Вы можете оперативно ознакомиться с данным материалом, получив пробный доступ к данной справочно-правовой системе.

С особенностями разных видов контроля вас познакомят статьи:

Итоги

СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.

Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.

По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.

Проведение СОУТ — лишь часть обязанностей современного работодателя в области охраны труда. Узнать больше о других, столь же значимых, вы можете в специальном материале, который подготовили наши специалисты.

Аттестация рабочих мест по условиям труда: порядок проведения

В 2014 году специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ). Однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях этих процедур. Предлагаем вам разобраться в отличиях устаревшей процедуры АРМ и заменившей ее СОУТ в одном материале.

Читайте также:
Материальная помощь к отпуску - сотрудникам бюджетных учреждений, госслужащим и иным работникам

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это процедура оценки рабочих мест (далее — РМ) по условиям труда. 14 февраля 1986 года с выходом Типового положения об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест &8470; 588-БГ АРМ получила свое начало.

Основными целями при проведении аттестации рабочих мест были:

  • Рост эффективности производства за счет ускорения производительности труда
  • Повышение качества продукции
  • Рациональное использование основных производственных фондов, трудовых ресурсов на предприятии за счет ликвидации «излишних» рабочих мест, а также РМ с устаревшим оборудованием
  • Оптимизация численности работников, их сменности
  • Повышение привлекательности труда за счет оптимизации или автоматизации производственных процессов
  • Повышение культуры безопасности
  • Повышение социальной активности и квалификации работников за счет вовлечения их в оптимизацию и усовершенствование производственных процессов

Таким образом процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна была стать хорошим инструментом повышения эффективности производства и его управления.

Чуть позже, в августе этого же года, выходит «Гигиеническая классификация труда…», в которой впервые классифицировали условия труда. Появились три класса условий труда (далее — КУТ) — «Оптимальный» (1 класс), «Допустимый» (2 класс), «Вредный и опасный» (3 класс), который дифференцировался на 3 степени.

Аттестация рабочих мест по условиям труда просуществовала до начала 2014 года. Федеральным законом года &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она была заменена процедурой специальной оценки условий труда (далее — СОУТ). Спецоценка имеет много общего с аттестацией рабочих мест, но также имеет и значительные отличия. Например, и при проведении аттестации, и при проведении СОУТ оформляется итоговый отчет, часть которого — карта аттестации (спецоценки) РМ. Также в отчет входят протоколы исследований (испытаний) и измерений, в которых отражаются результаты аттестации конкретной рабочей зоны.

Рассмотрим основные этапы СОУТ, проанализируем ее различия с аттестацией рабочих мест.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

  1. 212 статья Трудового кодекса Российской Федерации
  2. Федеральный закон года &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  3. Приказ Минтруда России года &8470; 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”

Можно ли поделить СОУТ на основные этапы?

Проведение спецоценки можно поделить на следующие основные этапы:

  1. Подготовительный этап
    • Создание комиссии по проведению СОУТ, утверждение графика ее проведения
    • Составление комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ
    • Заключение договора с экспертной организацией
    • Предоставление необходимой информации, характеризующей условия труда на РМ
  2. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  3. Исследования (испытания), измерения
  4. Классификация условий труда
  5. Подготовка отчета по СОУТ в соответствии с установленной законодательством форме.

Какие кардинальные изменения претерпела аттестация рабочих мест по условиям труда?

Процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда похожа на СОУТ. Однако с выходом 426 Федерального закона, а также Приказа 33н у работодателей и экспертных организаций появилось множество вопросов, споров. Основной причиной стал этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Его можно поделить на две процедуры — идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и составление перечня потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В первом случае процедуре идентификации подлежат «невредные» рабочие места:

  • на которых по результатам АРМ или СОУТ не установлен вредный и (или) опасный КУТ;
  • на которых не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • которые не включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Во втором случае перечень потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов составляется в отношении «вредных» РМ, которые должны удовлетворять одному или нескольким ранее описанным условиям.

Отдельно следует рассмотреть процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ей подлежат следующие рабочие места:

  • «невредные» РМ, на которых по результатам идентификации не выявлено вредных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям), измерениям;
  • «невредные» РМ, на которых по результатам исследований (испытаний), измерений установлен оптимальный или допустимый КУТ.

Результатом процедуры стала возможность проведения СОУТ без исследований (испытаний) и измерений. Это стало возможным путем оформления декларации соответствия условий труда по результатам идентификации. Декларация может быть автоматически продлена на следующие 5 лет, что значительно сокращает расходы работодателя.

Новой для работодателя и экспертной организации процедурой стала оценка эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ). При проведении аттестации рабочих мест мы привыкли видеть только оценку обеспеченности СИЗ, сейчас же она стала одним из этапов оценки эффективности. Эффективность СИЗ не является обязательной процедурой, а проводится лишь в случаях соответствующего решения комиссией по СОУТ. Результатом реализации данной процедуры может быть снижение класса (подкласса) условий труда.

Читайте также:
Образец заявления о назначении пособия при рождении ребёнка

Какие штрафы возможны?

Спецоценка преподнесла не только новые процедуры, но и новые штрафы. Ответственность теперь несет как работодатель, так и экспертная организация. Например, в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или её непроведение влекут предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридических — от 60 000 до 80 000 рублей. Без внимания не осталась и экспертная организация, на которую в случае нарушения установленного порядка проведения СОУТ может быть наложен административный штраф от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц, от 70 000 до 100 000 рублей на юридических. Повторное нарушение влечет административный штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических — от 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Специальная оценка условий труда стала хорошим инструментом для контроля работодателей, экспертных организаций. Что говорит о необходимости выбора надежного, ответственного поставщика услуг с хорошей репутацией.

Документы для личного дела работника и его формирование

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что представляет собой личное дело
  2. Обязательно ли вести личные дела
  3. На кого заводят личные дела
  4. Сроки оформления личного дела
  5. Особенности формирования личного дела
  6. Какие документы включаются в состав личного дела
  7. Как правильно оформить личное дело
  8. Ведение личных дел
  9. Кому можно выдать личное дело

Всем известна поговорка о том, что кадры решают все. Кадровый ресурс является важнейшей частью любой организации, поэтому такое большое значение имеет доступность и полнота информационной базы о каждом сотруднике. Кадровая служба формирует эту информацию в виде специального сборника документов – личного дела.

Поскольку специального законодательного регламента, обуславливающего порядок формирования и хранения личных дел, не существует, возможны путаница и разночтения в этом вопросе. Постараемся внести ясность в эту область ведения кадровой документации.

Что представляет собой личное дело

Термином «личное дело» в делопроизводстве принято называть собранные под одной обложкой документы, сопровождающие человека в его трудовой и/или учебной деятельности и наиболее полно ее отражающие. Эти документы накапливаются в течение всего периода занятости сотрудника (или обучения).
Личное дело является частью документации по личному составу организации.

Обязательно ли вести личные дела

Большинство предпринимателей считают личные дела обязательным компонентом кадровой документации. Однако закон говорит о том, что это верно только в отношении государственных служащих.

Личные дела для работников госорганизаций

Информация о государственных и муниципальных служащих должна в обязательном порядке систематизироваться в установленной форме (Указ Президента РФ от 30 мая 2005 года № 609). Личные дела таких сотрудников призваны отражать весь их послужной список, чтобы можно было ясно увидеть, как именно изменялись их персональные данные.

Если работник переходит из одной структуры в другую, его личное дело должно последовать за ним.

На новом месте работы легче будет сложить впечатление о новом лице, а также получить дополнительную информацию об источниках дохода, связях, круге профессионального общения, а также другую информацию, облегчающую контроль.

Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. в части 3 статьи 42 раскрывает порядок всех действий с личными делами этой категории сотрудников.

Личные дела у предпринимателей

Ни в Трудовом кодексе, ни в других нормативных актах Российской Федерации не содержится обязательного требования вести кадровую документацию исключительно с помощью личных дел, заводимых на каждого сотрудника. Поэтому такое оформление данных о персонале вовсе не является обязательным или даже рекомендованным.

ВАЖНО! Законами РФ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ведение личных дел на своих сотрудников не запрещается.

Если руководство организации или ИП приняли решение ввести у себя обязательность заполнения личных дел, это надо закрепить в учетной политике, прописав процедуру во внутренних нормативных актах. Как правило, делопроизводители не «изобретают велосипед», а пользуются регламентом, разработанным для государственных служащих.

Плюсы системы личных дел для предпринимателя

Несмотря на то что никакие требования не определяют и не ограничивают состав личного дела и порядок его ведения, практика этой отрасли делопроизводства показывает несомненное удобство для руководителя этой формы хранения личной информации. Именно по этой причине повсеместная распространенность личных дел в кадровой службе сформировала миф об их обязательности.

Положительный эффект от внедрения личного учета кадров очевиден:

  • своевременный учет всей документации о сотруднике;
  • отслеживание карьерной динамики;
  • учет данных о возможных полагающихся льготах;
  • оценка перспектив профессионального роста;
  • сохранность и упорядоченность личной документации;
  • оперативный доступ ко всей совокупности кадровой информации.

На кого заводят личные дела

Однозначно можно ответить на этот вопрос только в отношении государственных служащих: на всех, поскольку того требует закон.

Поскольку для частных предпринимателей ведение личных дел не обязательно, они сами могут решать, на каких сотрудников вести эту документацию, а какие могут обойтись и без такого подробного кадрового учета. Часть руководителей, практикующих эту систему, предпочитает вести личный учет на весь персонал, чтобы систематизировать данные на каждого сотрудника. Но некоторые в целях экономии времени организовывают ведение личных дел только на некоторые категории сотрудников.

Читайте также:
Повышение зарплаты полиции: размер

На сотрудников каких должностей обычно заводят личные дела:

  • руководящее звено;
  • заместители руководителей разных уровней;
  • ключевые специалисты;
  • сотрудники, несущие материальную ответственность;
  • кадровый резерв и др.

К СВЕДЕНИЮ! На таких сотрудников целесообразно завести личное дело вне зависимости от формы и времени его трудоустройства – по совместительству или на основной работе он трудится, по срочному трудовому договору или на постоянной основе.

Реже обеспечиваются личными делами должности, для которых не предусмотрены образовательные, квалификационные или другие специальные требования, например, уборщица, вахтер, дворник и т.п.

Сроки оформления личного дела

Как правило, впервые личное дело заводится на сотрудника после подписания приказа о его трудоустройстве и его ознакомления с этим приказом.

Личное дело ведется, пополняется документацией, обновляется в течение всего времени работы сотрудника на данного работодателя. В отличие от личных дел на государственной службе, у частных предпринимателей не принято предавать личные дела при смене рабочего места. Актуальность личного дела длится до его передачи в архив вследствие увольнения сотрудника.

Особенности формирования личного дела

Корректное оформление личных дел существенно облегчает работу с кадровой документацией. Практика выработала ряд рекомендаций относительно эффективного формирования личных дел:

    Документы собираются под одной обложкой, чаще всего это папка, реже просто файл или скоросшиватель. Для каждого сотрудника они должны быть отдельными.

ПОМНИТЕ! Архивы принимают на хранение личные дела только в картонных папках. Скоросшиватели и файлы для этой цели неприемлемы, они могут быть только для внутреннего использования.

  • Нецелесообразно формировать дела толще 4 см.
  • Документы для постоянного хранения не должны быть смешаны с временными документами.
  • В личном деле могут быть как оригиналы документов, так и их заверенные копии.
  • Важные документы постоянного хранения для личного дела предпочтительнее заменить копиями.
  • В рамках одного личного дела не принято хранить по несколько экземпляров одного и того же документа.
  • Если документ предусматривает приложения, их нужно хранить вместе с соответствующими бумагами.
  • Документы в деле должны располагаться по хронологическому принципу, то есть по мере их возникновения.
  • Какие документы включаются в состав личного дела

    Состав личных дел, как и порядок формирования, для частного предпринимательства не закреплен на законодательном уровне, но он должен быть должным образом прописан в локальном акте фирмы.

    Документы, которые обычно принадлежат к личному делу, условно можно разделить на несколько групп:

    1. Первичная документация при приеме на работу. К таковой относятся те документы, что сотрудники предоставляют при трудоустройстве, и те, которые заполняются и заводятся непосредственно при оформлении. Это могут быть:
      • резюме;
      • документы об образовании и квалификации;
      • копии удостоверяющих документов (паспорта, СНИЛС, идентификационного кода, если он есть);
      • рекомендации или отзывы от предыдущих работодателей (при необходимости);
      • документ или его копия о воинском учете (если имеется);
      • справка об отсутствии судимости (нужна при приеме на определенные должности);
      • данные медосмотра;
      • заполненная анкета (если это предусмотрено);
      • заявление о трудоустройстве;
      • копия приказа о приеме;
      • заключенный трудовой договор и т.д.
    2. Бумаги, которые появились в процессе работы на данной должности. Они могут отражать профессиональные достижения работника или его социальную динамику. К ним могут быть отнесены:
      • различные квалификационные удостоверения;
      • водительские права;
      • свидетельство о браке или разводе, если эти события имели место во время занятости;
      • свидетельства о рождении детей (то же обоснование);
      • должностная инструкция;
      • заключаемые допсоглашения (если это делалось);
      • копия договора о материальной ответственности (если должность его предусматривает);
      • акты о прохождении аттестации;
      • данные очередных медосмотров;
      • документы об установлении медограничений или инвалидности (если это случилось во время работы);
      • копии приказов про внутреннее изменение должности (перевод, повышение, понижение и др.);
      • данные о дисциплинарных взысканиях и рабочих поощрениях;
      • заявления на отпуск;
      • докладные, объяснительные, служебные записки и т.д.
    3. Документы, закрывающие трудовые отношения с данным работодателем. Прежде чем дело будет прекращено, его надо должным образом завершить. Последними документами в папке личного дела могут быть:
      • заявление на увольнение;
      • копия приказа об увольнении;
      • документы об увольнении в связи с внешним переводом;
      • свидетельство о смерти сотрудника.

    Прием от работника фото для хранения в личном деле не считается обработкой биометрических персональных данных. Ведь кадровик не будет по фото устанавливать личность человека, это просто элемент анкеты. Следовательно, получение фото для этих целей рассматривается как обработка (сбор) обычных персональных данных, как то: паспортные данные, адрес и прочее. Нужно ли получать согласие на обработку в этом случае?
    Посмотреть ответ

    Как правильно оформить личное дело

    ВАЖНО! Рекомендации по ведению личных дел от КонсультантПлюс доступны по ссылке

    Деловая документация должна вестись в соответствии с общепринятыми требованиями, пусть даже они не закреплены законодательно, это повышает эффективность ее использования. Эта ответственность внутренним нормативным актом возлагается на определенного сотрудника, чаще всего представителя кадровой службы предприятия.

    Его обязанности составляют:

    • первичное заведение личного дела;
    • внесение в него новых записей и документов;
    • изъятие документов временного хранения с истекшим сроком или уже недействительных;
    • при необходимости заверение копий;
    • внутренняя опись входящих в дело документов;
    • плановая проверка состояния личных дел;
    • ежегодное ознакомление сотрудника с личным делом под его роспись;
    • хранение дел;
    • помещение неактуальных дел в архив.

    ВАЖНО! Сотрудник, ведущий личные дела, должен иметь разрешенный доступ к персональным данным работников.

    Читайте также:
    Профессия ветеринара — плюсы и минусы, зарплата в России

    Обложка личного дела

    Личное дело представляет собой совокупность большого количества документов, что диктует обязательность какого-либо способа легкого поиска нужной информации. Принято систематизировать сведения из личного дела на титульном листе (обложке). Удобно пользоваться требованиями к оформлению обложки, которые остались неизменными с 17.07.1972 года (ГОСТ17914-72):

    • сверху оставляется место для будущего архивного штампа;
    • сверху по центру располагается полное и сокращенное наименование организации;
    • ниже указывается структурное подразделение (нужно оставить несколько строк для отражения информации о возможной перемене отдела);
    • номер дела (по номенклатуре, принятой в фирме);
    • фамилия, имя и отчество сотрудника, на которого заводится дело;
    • правый нижний угол несет информацию о сроках ведения дела: дате открытия, то есть дня приема на работу, и дате закрытия (приказа об увольнении);
    • здесь же пишется количество листов в деле на момент описи;
    • срок хранения дела.

    Опись состава личного дела

    Все документы, попадающие в ту папку, должны нумероваться и подшиваться, а также занимать свое место в перечне документов.

    Опись документов личного дела может располагаться на внутренней стороне картонной обложки папки либо быть подшита последней.

    Сверху листа, предназначенного для этой цели, пишется название («ОПИСЬ документов личного дела»), далее пишется ФИО сотрудника в именительном падеже. Опись удобно вести в виде следующей таблицы.

    Индекс Дата выдачи Заголовок Номер листов дела Дата включения Примечание
    Порядковый номер документа По внутренней номенклатуре Обозначается арабскими цифрами Название документа В зависимости от места размещения в деле День помещения в личное дело Разные отметки, например. оригинал или копия.

    После таблицы словами и цифрами пишется количество документов и входящих в опись листов. В конце ставится дата проведения описи и подпись исполнителя с расшифровкой.

    Ведение личных дел

    Порядок ведения кадровой документации должен быть подробно изложен в соответствующем Положении, принятом на фирме. Он может предусматривать ряд учетных процедур:

    1. Регистрация. В крупных организациях для учета личных дел заводится специальный журнал или книга. Каждое новое дело вносится в нее под определенным номером (шифром), эта же последовательность цифр проставляется на самой папке с делом. Также в журнале может содержаться такая информация о личном деле:
      • ФИО работника;
      • дата заведения;
      • дата закрытия;
      • дата передачи в архив.
    2. Корректировка. Нужна, если в процессе занятости у работника произошли значимые изменения персональных данных: изменилось место жительства, социальный статус вследствие брака или развода, перемена фамилии и т.д. Изменения вносятся на основании приложений соответствующих документальных подтверждений (копии свидетельства о браке, от рождении и пр.). На внесение изменений имеет право только ответственный сотрудник, назначаемый специальным приказом, или другой, официально уполномоченный его заменить.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если исправляется ошибка, неточность или следствие перемены, это нужно делать по аналогии с трудовыми книжками: зачеркивать неверное одной чертой, сверху писать правильный вариант, а на полях ставить отметку о верности исправления и его дате.

  • Хранение. Поскольку личные данные относятся к конфиденциальной информации, папки требуется хранить, исключая доступ к ним посторонних лиц. Обычно для этой цели используется сейф или запираемый шкаф. Хранить следует только дела действительных сотрудников. После увольнения дело еще некоторое время сохраняется у работодателя (этот срок он устанавливает сам; на госслужбе, если дело не передается в другой орган, он составляет 10 лет).
  • Передача в архив. Дело уволенного сотрудника должно быть закрыто и по истечении срока внутреннего сберегания передано на архивное хранение. Для передачи нужно заполнить лист-заверитель, куда заносится финальная информация о состоянии личного дела. Этот лист подшивается в конец папки. С момента передачи дела в архив оно будет там храниться 75 лет, если принадлежало обычному работнику, и постоянно – если руководящему.
  • Кому можно выдать личное дело

    В отличие от трудовых книжек, личные дела при увольнении не возвращаются и вообще не выдаются на руки работникам. Сотрудники только могут пролистать его раз в год и поставить свою подпись о том, что все в нем отражено верно.

    По специальному запросу личные дела могут получить только представители правоохранительных органов или органов государственного контроля.

    Перечень документов в личном деле сотрудника

    Перечень документов в личном деле сотрудника — это список обязательной документации, связанной с трудовой деятельностью, которая хранится в отделе кадров.

    Во многих организациях кадровики ведут кадровую документацию на работников, но не всегда знают, как правильно оформлять персональные дела. И это неудивительно, закон не обязывает заводить их. Это инициатива отдела по работе с персоналом. И, на первый взгляд, кадровики сами решают, какие бумаги запрашивать.

    Но такое мнение ошибочно. Специалист отдела кадров обязан знать состав личного дела сотрудника в 2021 году, в противном случае работодателя привлекут к административной ответственности. Роструд дал разъяснения еще в отчете за второй квартал 2017 года. Но на практике все еще нередки нарушения, и, чтобы организация избежала штрафа, проверьте состав хранимой документации.

    Какие документы входят в личное дело сотрудника

    Ответа на вопрос: что должно быть в личном деле сотрудника организации по закону, нет в Трудовом кодексе РФ, федеральных законах и подзаконных актах (есть только для госслужащих). Действующее российское законодательство не обязывает работодателя вести такую документацию на всех сотрудников. Обязательный для исполнения порядок формирования и состав личного дела работника в 2021 году установлен только для госслужащих ( Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ , Указ Президента РФ №609 от 30.05.2005 ). На всех остальных сотрудников юрлица и ИП ведут подобную документацию по своей инициативе, порядок, формы, состав утверждаются в локальных нормативных актах.

    Читайте также:
    Ведение личных дел сотрудников – организации и порядок их хранения

    В Положении, утвержденном Указом Президента РФ №609, сказано, какие документы должны быть в личном деле сотрудника в 2021 году, если он является государственным служащим (п. 16):

    • заявление о приеме на работу;
    • анкета;
    • копия паспорта;
    • копии актов гражданского состояния;
    • копии документов воинского учета;
    • копия ИНН и т.д.

    Обычный работодатель не вправе запрашивать персональные данные, не связанные с трудовой деятельностью (по мнению Роскомнадзора, подтвержденному судебной практикой). Во избежание нарушения закона отдел кадров вправе хранить только те бумаги, касающиеся конкретного работника, которые были созданы непосредственно в этой компании. Вот, что можно хранить в личном деле сотрудника (не госслужащего):

    • трудовой договор и дополнительные соглашения к нему;
    • приказы о приеме на работу, о внутренних переводах;
    • приказы о поощрениях или наложении взысканий;
    • договор об индивидуальной материальной ответственности (если должность ее предусматривает);
    • соглашение о неразглашении сведений, относящихся к тайне;
    • докладные и объяснительные записки;
    • акты нарушения трудовой дисциплины;
    • приказ об увольнении.

    Каждую дополнительную бумагу кадровик подшивает в папку, соблюдая хронологический порядок, и составляет опись.

    Документы в папке в целях отсутствия претензий со стороны трудовой инспекции дополняются согласием на обработку персональных данных. Обязательна внутренняя опись с указанием полного перечня содержимого.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести личные дела работников, не нарушив закон о персональных данных. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Какие документы нельзя хранить в личном деле сотрудника

    В соответствии с разъяснениями Роструда, под запрет подпадают любые официальные бумаги, не связанные с трудовой деятельностью:

    • страницы паспортов;
    • свидетельства о присвоении ИНН;
    • карточки СНИЛС;
    • свидетельства о браке и рождении детей;
    • военные билеты.

    Наличие их в папке — это нарушение конституционного права гражданина на неприкосновенность частной жизни. Роскомнадзор считает их хранение нарушением ст. 10 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» даже при наличии письменного согласия работника. Объем обрабатываемой информации в этом случае, как считает контролирующий орган, превышает установленный в ст. 86 ТК РФ.

    За это предусмотрен административный штраф по части 1 статьи 13.11 КоАП РФ . И, как показывает судебная практика, даже согласие на обработку персональных данных в этом случае — не оправдание.

    Что допускается, но с согласия работника

    Говоря о том, что должно быть в личном деле сотрудника в 2021 году, необходимо сказать о медицинских книжках, хотя они в папке и не хранятся. Если работа предполагает контакт с детьми, пищевыми продуктами или медикаментами, наниматель обязан ее потребовать. Хранить ее можно, но при условии наличия согласия на обработку персональных данных от работника.

    То же самое касается документов:

    • об образовании;
    • о повышении квалификации;
    • об отсутствии судимости;
    • аттестационных листов;
    • характеристик с прошлых мест работы.

    Трудовые книжки следует держать отдельно от прочей кадровой документации. Под них выделяют надежный сейф, к которому имеет доступ только кадровик.

    Как правильно вести

    Сформировать папку один раз и навсегда не получится. Информацию рекомендуется своевременно обновлять. А делать это разрешается только по письменному заявлению сотрудника. По своей инициативе кадровик никакие коррективы вносить не вправе.

    Выдавать папку кому-либо отдел кадров вправе только по приказу руководителя. Причем касается это и того, на кого оно заведено. Ознакомиться с материалами сотрудник вправе в любое время, а вот выносить их за пределы кабинета без соответствующего разрешения руководства нельзя.

    Сколько хранить

    Очевидно, что срок хранения разных документов, указанных в перечне, отличается. Устанавливается отдельный срок для всей папки в целом.

    В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ , документы по личному составу хранятся 50 или 75 лет (в зависимости от даты заведения или окончания — до или после 2003 года). Бумаги краткосрочного хранения (менее пяти лет) подшивать в общую папку не рекомендуется. Желательно утвердить, сколько хранятся личные дела сотрудников по новой номенклатуре дел (разработанной в связи с принятием новых сроков хранения кадровой документации). В целях соблюдения закона о персональных данных рекомендуется хранить папки, составленные на разных сотрудников, отдельно и не объединять их при сдаче в архив. Хранение папки на уволенного сотрудника является нарушением ФЗ-152 (хранение осуществляется, пока этого требуют цели обработки персональных данных).

    Каждый работодатель утверждает порядок составления папок, рекомендуемое правильное оформление личных дел работников в 2021 году (по нормам делопроизводства):

    • на каждого сотрудника заводится отдельная папка;
    • каждый лист нумеруется;
    • документы подшиваются в хронологическом порядке;
    • сначала идут документы о приеме: трудовой контракт, копия приказа о приеме и т.д.;
    • максимальное количество листов в одном томе — 250;
    • каждый подшиваемый документ фиксируется в описи.

    Все имеющиеся документы отдел кадров учитывает в журнале. Вести его разрешается в произвольной форме, главное, чтобы совпадала нумерация на обложке папки и в соответствующей графе журнала.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: