Аттестация по промышленной безопасности организации в Ростехнадзоре

Приказ Ростехнадзора от 06.07.2020 N 256 “Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики” (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2020 N 61253)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 6 июля 2020 г. N 256

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ ПО АТТЕСТАЦИИ В ОБЛАСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, БЕЗОПАСНОСТИ
В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

В соответствии с пунктом 9 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 44, ст. 6204), приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 6 июля 2020 г. N 256

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ ПО АТТЕСТАЦИИ В ОБЛАСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, БЕЗОПАСНОСТИ
В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

I. Общие положения

1. Положение об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее – Положение) устанавливает полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее соответственно – аттестация), требования к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации, а также требования к порядку формирования и составу аттестационных комиссий по вопросам аттестации, формируемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальными органами), а также организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими виды деятельности, указанные в подпункте “а” пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 (далее соответственно – организации, Положение об аттестации).

2. В соответствии с пунктом 10 Положения об аттестации особенности проведения аттестации в аттестационных комиссиях, указанных в подпункте “в” пункта 3 Положения об аттестации, а также в аттестационных комиссиях организаций, обеспечивающих безопасность государства, в части применяемых программных средств, документооборота, формирования и состава таких аттестационных комиссий устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. Настоящее Положение не применяется в отношении аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальных органов, созданных для аттестации диспетчеров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике как лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике. Требования к формированию таких комиссий, а также их права и обязанности установлены Порядком аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 20 июля 2006 г. N 164 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2006 г. N 8133), с изменениями, внесенными приказом Минпромэнерго России от 25 июня 2007 г. N 221 (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2007 г., регистрационный N 9847).

II. Требования к порядку формирования и составу
аттестационных комиссий

4. В целях обеспечения аттестации работников, указанных в Положении об аттестации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами формируются следующие аттестационные комиссии:

1) центральная аттестационная комиссия в целях рассмотрения апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий;

2) территориальные аттестационные комиссии для аттестации работников в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5. Аттестационные комиссии организаций формируются в целях проведения аттестации работников, в отношении которых аттестация в соответствии с Положением об аттестации должна проводиться аттестационными комиссиями организаций.

6. Центральная аттестационная комиссия и территориальная аттестационная комиссия (далее при совместном упоминании – аттестационные комиссии Ростехнадзора) являются постоянно действующими коллегиальными органами при Ростехнадзоре (территориальных органах Ростехнадзора).

Аттестационные комиссии Ростехнадзора формируются в целях проведения аттестации работников по всем областям аттестации.

Читайте также:
Можно ли работать сутки через сутки по закону — сколько смен в месяц

7. Центральная аттестационная комиссия формируется в центральном аппарате Ростехнадзора из числа государственных гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора; территориальная аттестационная комиссия формируется в территориальных органах Ростехнадзора из числа государственных гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора.

8. Персональный состав аттестационных комиссий Ростехнадзора определяется приказом Ростехнадзора и его территориальных органов.

9. Аттестационные комиссии Ростехнадзора состоят из 6 человек.

10. Аттестационные комиссии организаций формируются из числа работников организаций, прошедших аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях.

Количественный состав аттестационной комиссии организации устанавливается локальным нормативным актом организации.

В организации могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации. Организацией могут быть сформированы специализированные комиссии в целях аттестации по одной или нескольким областям аттестации.

Двумя и более организациями, являющимися группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, может быть сформирована единая аттестационная комиссия.

11. Аттестационные комиссии Ростехнадзора, а также аттестационные комиссии организаций состоят из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

В аттестационных комиссиях организаций функции секретаря вправе исполнять лицо, не входящее в число членов комиссии.

12. Председатели аттестационных комиссий Ростехнадзора:

1) руководят аттестационной комиссией;

2) дают поручения членам аттестационных комиссий Ростехнадзора, связанные с ее деятельностью;

3) утверждают порядок работы аттестационных комиссий Ростехнадзора;

4) подписывают протоколы заседаний аттестационных комиссий Ростехнадзора;

5) в случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его функции возлагают на одного из заместителей председателя аттестационной комиссии;

6) осуществляют контроль за соблюдением пункта 19 настоящего Положения.

13. Секретари аттестационных комиссий Ростехнадзора:

1) обеспечивают учет и сохранность протоколов заседаний аттестационных комиссий Ростехнадзора;

2) оповещают членов аттестационных комиссий о дате, времени и месте проведения аттестации;

3) оформляют протоколы заседаний аттестационных комиссий.

14. Распределение обязанностей между членами аттестационных комиссий организаций устанавливается локальным нормативным актом организации.

III. Полномочия, права и обязанности
аттестационных комиссий

15. К полномочиям центральной аттестационной комиссии относятся:

1) рассмотрение апелляций на решения, действия (бездействие) территориальной аттестационной комиссии;

2) принятие решения об аттестации или отказе в аттестации аттестуемого лица по результатам рассмотрения апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий.

16. К полномочиям аттестационных комиссий, указанных в подпунктах “б” – “г” пункта 3 Положения об аттестации (далее – аттестационные комиссии), относятся:

1) проведение аттестации в форме тестирования в электронной форме (далее – тестирование);

2) принятие решения об аттестации или отказе в аттестации аттестуемого лица по результатам проведения аттестации.

17. При проведении аттестации аттестационные комиссии обязаны:

1) установить личность аттестуемого лица;

2) ознакомить аттестуемое лицо с установленным порядком проведения аттестации, включая порядок пользования Единым порталом тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – Единый портал тестирования) ;

Пункт 14 Положения об аттестации.

3) принять меры по устранению в случае выявления технической неисправности до начала проведения тестирования аттестуемого лица с применением Единого портала тестирования;

4) выдать аттестуемому лицу под подпись индивидуальный лист тестирования по окончании тестирования. Рекомендуемый образец индивидуального листа тестирования приведен в приложении N 4 к Положению;

5) оформить протокол заседания аттестационной комиссии, содержащий решение об аттестации или об отказе в аттестации по результатам тестирования аттестуемых лиц;

6) оформить протокол заседания аттестационной комиссии в случае неявки на аттестацию, содержащий сведения о каждом лице, не явившемся для прохождения тестирования. Рекомендуемый образец протокола заседания аттестационной комиссии, содержащий сведения о каждом лице, не явившемся для прохождения тестирования, приведен в приложении N 3 к Положению.

18. Аттестационные комиссии имеют право:

1) запросить у аттестуемого лица документ, удостоверяющий его личность, перед началом проведения аттестации;

2) прекратить проведение тестирования аттестуемого лица в случае поступления на него обоснованных жалоб от иных аттестуемых лиц на поведение, мешающее проведению тестирования.

19. Членам аттестационных комиссий запрещается оказывать помощь аттестуемым лицам при прохождении тестирования с применением Единого портала тестирования.

20. В случае невозможности проведения в установленное время тестирования по причине технических неисправностей используемого для тестирования оборудования, нарушения в работе Единого портала тестирования аттестационная комиссия делает отметку об этом в протоколе заседания аттестационной комиссии.

Читайте также:
Сколько не может превышать нормальная продолжительность рабочего времени

Требования к порядку принятия аттестационными комиссиями
решений об аттестации или отказе в аттестации
аттестуемого лица

21. Аттестационные комиссии принимают решение об аттестации или отказе в аттестации аттестуемого лица по результатам тестирования, в том числе с использованием Единого портала тестирования.

22. В случае если организацией установлены дополнительные формы проведения аттестации в аттестационной комиссии организации решение об аттестации аттестуемого лица не может быть принято в случае неудовлетворительного прохождения аттестуемым лицом тестирования с применением Единого портала тестирования.

23. Решение об аттестации или отказе в аттестации в отношении каждого аттестуемого лица оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, заместителем председателя, всеми членами аттестационной комиссии, присутствовавшими при проведении аттестации. Рекомендуемый образец протокола заседания аттестационной комиссии приведен в приложении N 1 к Положению.

24. Центральная аттестационная комиссия принимает решение об аттестации или отказе в аттестации по результатам рассмотрения апелляций на решения, действия (бездействие) территориальной аттестационной комиссии (далее – заявление об апелляции).

25. В ходе рассмотрения заявления об апелляции центральная аттестационная комиссия проверяет доводы заявителя, а также обоснованность оценки результата тестирования.

26. Результат рассмотрения заявления об апелляции оформляется протоколом заседания центральной аттестационной комиссии, который подписывается председателем, заместителем председателя, всеми членами аттестационной комиссии, присутствовавшими при рассмотрении заявления об апелляции. Рекомендуемый образец протокола заседания центральной аттестационной комиссии приведен в приложении N 2 к Положению.

27. Центральная аттестационная комиссия принимает решение большинством голосов.

При равенстве голосов голос председателя (заместителя председателя – в случае отсутствия председателя) аттестационной комиссии является решающим.

28. Заседание аттестационных комиссий Ростехнадзора считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 4 членов аттестационной комиссии.

29. Внесение изменений, дополнений и исправлений в протокол заседания аттестационных комиссий не допускается.

Приложение N 1
к Положению об аттестационных комиссиях
по аттестации в области промышленной
безопасности, по вопросам безопасности
гидротехнических сооружений, безопасности
в сфере электроэнергетики

II. Требования к порядку формирования и составу аттестационных комиссий

II. Требования к порядку формирования и составу

4. В целях обеспечения аттестации работников, указанных в Положении об аттестации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами формируются следующие аттестационные комиссии:

1) центральная аттестационная комиссия в целях рассмотрения апелляции на решения, действия (бездействие) территориальных аттестационных комиссий;

2) территориальные аттестационные комиссии для аттестации работников в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

5. Аттестационные комиссии организаций формируются в целях проведения аттестации работников, в отношении которых аттестация в соответствии с Положением об аттестации должна проводиться аттестационными комиссиями организаций.

6. Центральная аттестационная комиссия и территориальная аттестационная комиссия (далее при совместном упоминании – аттестационные комиссии Ростехнадзора) являются постоянно действующими коллегиальными органами при Ростехнадзоре (территориальных органах Ростехнадзора).

Аттестационные комиссии Ростехнадзора формируются в целях проведения аттестации работников по всем областям аттестации.

7. Центральная аттестационная комиссия формируется в центральном аппарате Ростехнадзора из числа государственных гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора; территориальная аттестационная комиссия формируется в территориальных органах Ростехнадзора из числа государственных гражданских служащих территориального органа Ростехнадзора.

8. Персональный состав аттестационных комиссий Ростехнадзора определяется приказом Ростехнадзора и его территориальных органов.

9. Аттестационные комиссии Ростехнадзора состоят из 6 человек.

10. Аттестационные комиссии организаций формируются из числа работников организаций, прошедших аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях.

Количественный состав аттестационной комиссии организации устанавливается локальным нормативным актом организации.

В организации могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации. Организацией могут быть сформированы специализированные комиссии в целях аттестации по одной или нескольким областям аттестации.

Двумя и более организациями, являющимися группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, может быть сформирована единая аттестационная комиссия.

Читайте также:
Нарушение трудовой дисциплины – виды взысканий

11. Аттестационные комиссии Ростехнадзора, а также аттестационные комиссии организаций состоят из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

В аттестационных комиссиях организаций функции секретаря вправе исполнять лицо, не входящее в число членов комиссии.

12. Председатели аттестационных комиссий Ростехнадзора:

1) руководят аттестационной комиссией;

2) дают поручения членам аттестационных комиссий Ростехнадзора, связанные с ее деятельностью;

3) утверждают порядок работы аттестационных комиссий Ростехнадзора;

4) подписывают протоколы заседаний аттестационных комиссий Ростехнадзора;

5) в случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его функции возлагают на одного из заместителей председателя аттестационной комиссии;

6) осуществляют контроль за соблюдением пункта 19 настоящего Положения.

13. Секретари аттестационных комиссий Ростехнадзора:

1) обеспечивают учет и сохранность протоколов заседаний аттестационных комиссий Ростехнадзора;

2) оповещают членов аттестационных комиссий о дате, времени и месте проведения аттестации;

3) оформляют протоколы заседаний аттестационных комиссий.

14. Распределение обязанностей между членами аттестационных комиссий организаций устанавливается локальным нормативным актом организации.

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы по аттестации посредством ЕПТ

Вопрос от 05.08.2021:

3.В случае если установка ЕПТ Ростехнадзора на базе образовательной организации возможна, какие необходимы для этого документы?

Ответ: В ответ на Ваше обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 26.07.2021 № 121/1413, сообщаем.

Категории работников, в отношении которых проводится аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, определены пунктом 2 Положения.

Согласно пункту 3 Положения, аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми:

  • а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – центральная аттестационная комиссия);
  • б) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – территориальные аттестационные комиссии);
  • в) Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (далее – ведомственные аттестационные комиссии);
  • г) организациями (далее – аттестационные комиссии организаций). Организацией могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации, а также могут быть сформированы специализированные аттестационные комиссии организации для одной или нескольких областей аттестации (2 и более организации, являющиеся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, могут сформировать единую аттестационную комиссию).

Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, не установлена возможность проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики учебными центрами.

Врио начальника Правового управления О.А.Картавый

Вопрос от 26.11.2020:

Каких руководителей и специалистов допускается аттестовывать в аттестационной комиссии организации без применения Единого портала тестирования?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, должны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Категории работников, в отношении которых проводится аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, определены пунктом 2 Положения.

Пункты Положения, касающиеся применения Единого портала тестирования, вступили в силу с 01.11.2019. Иные его положения вступили в силу 06.11.2019.

В соответствии с пунктом 20 Положения аттестационные комиссии организаций проводят аттестацию с применением средств Единого портала тестирования.

Таким образом, проведение аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики возможно только с использованием Единого портала тестирования.

Аттестация, проведенная с нарушением требований Положения, действительной не признается.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Читайте также:
Профессия геолога: трудоустройство нефтяником и зарплата в этой сфере

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Аттестация по промышленной безопасности

Промышленная безопасность – это комплекс различных мероприятий направленных на предотвращение или уменьшение последствий возможных аварий на опасных производственных объектах (далее по тексту ОПО). Своевременное обучение, а также последующая аттестация персонала по итогам обучения позволяет предупредить возникновение возможных чрезвычайных ситуаций на предприятии. За соблюдением норм, а также всех правил промышленной безопасности (далее по тексту ПБ) на предприятии отвечает его руководитель, главный инженер, а также лица ответственные за эксплуатацию опасного оборудования. Надзором со стороны государства за ПБ занимается Федеральная служба по экологическому, атомному, технологическому надзору (далее по тексту Ростехнадзор).

Нормативные документы, на основе которых в настоящее время проводится аттестация Ростехнадзора по промышленной безопасности:

  • Приказ Ростехнадзора за номером 424 «Об утверждении временного порядка предоставления Ростехнадзоромгосуслуги по организации процесса аттестации в области ПБ, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, безопасности гидротехнических сооружений».
  • Постановление Правительства за номером 1365 «О подготовке и об аттестации в области ПБ, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, безопасности гидротехнических сооружений»;

Аттестацию работников организаций Ростехнадзор проводит с периодичностью 1 раз в пять лет, если ничего другого не предусмотрено спецификой работы предприятия.

Кто должен проходить аттестацию по ПБ в Ростехнадзоре?

Обучение по ПБ и аттестация обязательны для руководителей предприятий и специалистов, чья трудовая деятельность непосредственно связана с ОПО, к которым относятся также объекты энергетической, нефтяной, газовой, химической, металлургической промышленности, а также подъемные и гидротехнические сооружения, работающее под давлением оборудование, объекты переработки и хранения растительного сырья. Так же прохождение аттестации по промышленной безопасности обязательна для следующих категорий сотрудников на предприятии:

  • должностные лица, ведущие авторский надзор над строительным процессом, капремонтом, реконструкцией, техперевооружением, консервацией, ликвидацией ОПО, объектов электроэнергетики;
  • должностные лица, ведущие строительный контроль, как над самим процессом строительства, так и над процессом капитального ремонта, реконструкции ОПО, объектов электроэнергетики, гидротехнических сооружений;
  • ИТР;
  • члены аттестационных комиссий;
  • диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В соответствии с ФЗ № 116 и Постановлением № 263 работники, которые не прошли в установленный срок аттестацию по правилам Ростехнадзора по ПБ отстраняются от выполнения своих должностных обязанностей.

Виды аттестации руководителей и специалистов в Ростехнадзоре

Аттестация Ростехнадзора по промышленной безопасности бывает трех видов: первичная, периодическая и внеочередная.

Первичная. Ее проходят все работники предприятия в течение первого месяца, если они назначены на новую должность или же переведены на другую работу, перешли из одной компании в другую, где требуется подтверждение уровня знаний, квалификации и умений по другим областям аттестации по ПБ в Ростехнадзоре.

Периодическая. Проводится раз в пять лет, если иные сроки не установлены в нормативно-правовом акте Ростехнадзора;

Внеочередная. Проводится в с случае возникновения внештатных ситуаций (производственных травм, аварий, несчастных случаев, повлекших смерть), а также по решению председателя ЦАК Ростехнадзора или лица, его замещающего.

Нарушение требований ПБ, выявленные в ходе проверки аттестации в Ростехнадзоре влечет за собой наложение штрафных санкций на юридическое лицо в размере от 200 000 до 1 000 000 рублей (ст.9.1 КоАП РФ).

Если вы желаете пройти аттестацию по ПБ, свяжитесь с нами удобным для вас способом.

Новые требования прохождения аттестации по промышленной безопасности в Ростехнадзоре

Новым Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» были внесены значительные изменения в правила прохождения аттестации по промышленной безопасности. В данной статье рассмотрим подробнее все важные изменения и дадим практические советы, как теперь действовать предприятиям.

Категории работников, обязанных проходить обучение по промышленной безопасности

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 1365 были определены новые категории работников организаций и руководителей, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, работающих в области:

  • Проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО.
  • Изготовления, монтажа, наладки, обслуживания и ремонта технических устройств, применяемых на ОПО.
Читайте также:
Вахтовый метод работы – что это такое по Трудовому Кодексу, размер оплаты труда

Выделяют 4 категории:

  1. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими ОПО.
  2. Работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промбезопасности.
  3. Работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО.
  4. Работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта ОПО.

Периодичность обучения

Постановлением Правительства РФ № 1365 устанавливается периодичность прохождения дополнительного профессионального образования категориями, указанными выше:

“… не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.”

Требования к обучающимся

Также Постановлением Правительства РФ № 1365 утверждаются требования к предоставляемым документам работников, которые должны получать ДПО по промышленной безопасности (согласно п. 1 ст. 14.1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Согласно п. 13 Положения об аттестации в области промышленной безопасности:

“… к заявлению об аттестации необходимо будет прикладывать копии документов о квалификации, полученных в течение 5 лет, предшествующих дате его представления, по результатам дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности по дополнительным профессиональным программам, соответствующим заявленной области аттестации.”

Положение об аттестации в области промышленной безопасности

Положение об аттестации утверждается Постановлением Правительства РФ № 1365. Оно устанавливает порядок прохождения аттестации в области промбезопасности. Аттестацию (в т.ч. первичную) проходят работники следующих категорий:

  • Руководители организаций (или обособленных подразделений), осуществляющих:
    • проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО;
    • изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
    • проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений
    • эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
    • ИП, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте.
  • Должностные лица, на которых возложены функции:
    • по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
    • эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений;
    • контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики;
    • авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;
    • строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта ОПО, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики.
  • Инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную:
    • П. 1 ст. 14.1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    • Ч. 1 ст. 9.1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
    • П. 1 ст. 28.1 ФЗ «Об электроэнергетике».
  • Не указанные в пунктах «а» — «в» работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций.
  • Диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Аттестационные комиссии

Положение об аттестации закрепляет возможность проведение аттестации комиссиями, создаваемыми непосредственно организациями. Организация может создать главную комиссию и отдельные комиссии в обособленных подразделениях. Кроме этого, можно создать специальные комиссии, например, для определенной области аттестации. Чтобы сформировать аттестационную комиссию организации, членам комиссии необходимо пройти первичную (периодическую) аттестацию в ТАК. Кроме членов комиссии, в ТАК проходят аттестацию:

  • работники, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Положения об аттестации (см. выше), за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства;
  • работники, указанные в подпункте «в» пункта 2 Положения об аттестации (см. выше), за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства — в случаях, если в организациях не сформированы аттестационные комиссии организаций.

Обратите внимание!

“Указанные в подпунктах «а» — «в» пункта 2 Положения работники организаций, выполняющих работы или оказывающих услуги организациям, эксплуатирующим ОПО, гидротехнические сооружения, объекты электроэнергетики или энергопринимающие установки, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях организаций, в трудовых отношениях с которыми они состоят, или в аттестационных комиссиях организаций, эксплуатирующих ОПО, гидротехнические сооружения, объекты электроэнергетики или энергопринимающие установки (в случае если это предусмотрено локальным нормативным актом такой организации).”

“Государственная услуга оказывается по экстерриториальному принципу в любом территориальном органе Ростехнадзора, предоставляющем государственную услугу, по выбору заявителя.”

Это означает, что на сегодняшний день исключены требования о прохождении аттестации по месту принадлежности (регистрации) ОПО или юридическому адресу. В рамках реализации положения территориальные органы Ростехнадзора будут оказывать государственную услугу по аттестации по экстерриториальному принципу – В ЛЮБОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ВЫБОРУ ЗАЯВИТЕЛЯ. А на центральную комиссию теперь возлагаются полномочия по рассмотрению апелляций на решения, принятые территориальными аттестационными комиссиями.

Читайте также:
Можно ли работать инвалиду с инвалидностью 1 группы

Обратите внимание!

Предоставление документов

П. 14 Положения об аттестации устанавливает правила подачи документов в территориальные комиссии Ростехнадзора.

Особенно интересен третий способ подачи. Именно здесь вводится новое понятие – Единый портал тестирования.

Единый портал тестирования

Данный портал начал работу уже с 1 ноября 2019 года. Найти его можно по адресу www.gosnadzor.ru/eptb В Положении указано, что уже с 1 ноября 2019 года все обязаны проводить аттестации только при помощи единого портала тестирования как в РТН, так и в комиссиях организаций. Фактически, это означает, что Ростехнадзор теперь будет вести реестр всех аттестованных лиц, в том числе подтвердивших свои знания в комиссиях организаций (п.20).:

“Аттестационные комиссии организаций проводят аттестацию с применением средств Единого портала тестирования. Локальным нормативным актом организации могут быть установлены дополнительные формы проведения аттестации в аттестационной комиссии организации.”

Обратите внимание!

1. «Дополнительные формы» ни в коем случае не отменяют аттестацию через ЕПТ. 2. Прохождение аттестации через ЕПТ – только для руководителей и специалистов организации, к рабочим это не относится (типа стропальщиков, крановщик и тд). Требования по прохождения аттестации для них не изменены!

План действий

Как теперь действовать организациям?

Пройти обучение в учебном центре (для тех категорий, которым это требуется)

Пройти предаттестационную подготовку

Подготовить и подать документы в РТН

Дождаться включения в график аттестации

Пройти аттестацию в РТН

>>> Скачать Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 “О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики” (вместе с “Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики”)

Статьи, документы, инструкции, новости и многое другое.

Мы постарались собрать в данном разделе библиотеки самые полезные материалы в области охраны труда и техники безопасности. Здесь и нормативные-правовые акты в области охраны труда, статьи, инструкции по охране труда, образцы документов, презентации и многое другое.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация персонала — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В 2021 году существует определенный порядок проведения такой проверки сотрудников.

Для специалистов некоторых направлений обязательна аттестация деятельности профессионалов СПО с последующей выдачей сертификатов со стандартами Союза профессиональных организаций. Рассмотрим подробнее законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

Читайте также:
Системы, формы и виды оплаты труда в России по ТК РФ - как выбрать подходящий вариант

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. В пунктах 4 и 15 постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (утратило силу, но для справки посмотреть можно) говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет — для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года.

Цель проведения аттестации

Работодатель преследует разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить служащего, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель вправе уволить работника, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт устанавливает процедура определения соответствия работника требованиям занимаемой должности. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность служащего, работодатель использует их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка служит инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.

Для служащих, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения проверки в независимом центре становится призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, в некоторых компаниях существуют свои, более жесткие, требования к квалификации.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения сотрудника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.

Читайте также:
Зарплата военнослужащих в России и других странах мира

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

Читайте также:
Сокращение ставки в штатном расписании: порядок действий

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Кто подлежит аттестации и кто ее проводит
  2. Как проводится аттестация
  3. Внеплановая аттестация
  4. Правовое значение и итоги аттестации
  5. Тезисно

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).
Читайте также:
Можно ли работать сутки через сутки по закону — сколько смен в месяц

С документом следует ознакомить работников под подпись.

К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.

Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.

Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).

Внеплановая аттестация

Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

  • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
  • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
  • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
  • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

Правовое значение и итоги аттестации

Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:

  • о направлении на обучение, переобучение, курсы повышения квалификации;
  • о начислении премиальных;
  • о присвоении новой, более высоко оплачиваемой, квалификации работникам отдельных профессий (например, медикам, педагогам).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: