Зарплата учителей: условия и особенности

Из чего состоит зарплата учителя

Сколько стоит 1 час работы учителя в школе — зависит от расчетной стоимости образовательной услуги. Педагоги получают зарплату либо по окладу, либо по фактически отработанному академическому времени. К этой сумме прибавляют стимулирующие и компенсационные надбавки, доплату за квалификацию и стаж.

  • Как составить договор с волонтером
  • Составляем техническое задание на проведение СОУТ
  • Добровольный квалификационный экзамен
  • Тарифная сетка по разрядам на 2022 год
  • Как начисляется 13-я зарплата

Новая система оплаты труда

В новой методике закреплено, сколько платят учителям в школе, в расчет заработной платы работников сферы образования включают:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Оклады, ставки, все доплаты и надбавки учителей фиксируют в тарификации. В тарификационном списке четко видно, из чего складывается зарплата учителя-предметника или иного педагогического работника.

Эффективные контракты в образовательных учреждениях

По Распоряжению Правительства № 2190-р от 26.11.2012 образовательные учреждения обязали перевести сотрудников на эффективные контракты до конца 2020 года. Цель введения программы эффективных контрактов — совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и в системе образования. По сути, эффективный контракт — тот же трудовой договор, который составляют по правилам трудового законодательства ( ст. 57 ТК РФ ). Но в эффективном контракте конкретизируют условия труда, более подробно описывают обязанности, определяют порядок оплаты с учетом интенсивности и качества работы и обязательно устанавливают критерии эффективности.

Приведем пример. Допустим, эффективный контракт заключают с педагогом начальной школы. Вот что в нем указывают:

  • трудовые функции;
  • учебную нагрузку;
  • виды дополнительной педагогической работы;
  • оклад учителя начальных классов;
  • ставку по фактической нагрузке;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты;
  • критерии эффективности;
  • выплаты стимулирующего характера с учетом критериев эффективности;
  • режим рабочего времени и отдыха с учетом нагрузки и проч.

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Кроме того, в Минобрнауки утвердили примерное положение об оплате труда работников в учреждениях, подведомственных министерству (Приказ № 71 от 01.02.2021). На основании примерного положения бюджетные и автономные образовательные учреждения утверждают локальные положения и прописывают в них порядок, как рассчитать зарплату учителя по часам, ставкам и окладам.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки № ВП-1992/02 от 29.12.2017, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:

  • должностной оклад — 5000 руб.;
  • работает в неделю — 18 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5000 руб. / 18 × 18 = 5000 руб.

За категорию доплата составит: 5000 × 0,2 = 1000 руб.

За проверку работ: 5000 × 0,1 = 500 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5000 + 1000 + 500 + 500 = 7000 рублей.

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как рассчитать зарплату учителя начальных классов, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу ЗП обычно начисляют тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из Приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посчитаем, сколько денег получает учитель начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6000 рублей за 18 часов.

Доход = 6000 × 23 / 18 × 1,15 = 8817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки № ИК-244/03 от 26.11.2006 установлены коэффициенты сложности предметов в школе — повышающие индексы за сложность и приоритетность предмета. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдают ЕГЭ.
Читайте также:
Замещение работника на время отпуска по ТК РФ

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что важно знать о доплатах за классное руководство. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки № ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько получает педагог-математик, если он:

  • обучает 525 человек во всей школе;
  • работает 36 часов в месяц;
  • за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
  • стоимость ученико/часа — 20 руб.

Подставляем в формулу и получаем:

20 × 525 × 36 × 0,1 × 0,2 = 7560 рублей.

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2021 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.

Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Зарплата учителей в 2021 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 25 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 100 тысяч рублей.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это надбавка за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2021 году?

Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2021 году не поступало. Несмотря на то, что в «майских указах» президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По подсчетам Росстата 1 , средняя зарплата учителей в России за январь-март 2021 года по стране составляет 45 832 руб. По отдельным регионам:

Читайте также:
Ответственность за невыплату заработной платы по УК и КОАП РФ

Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:

— В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.

Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.

Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.

Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом «экономии школы». Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.

Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.

Почасовая оплата труда педагога

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчеты почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в нашей публикации.

Основания применения почасовой оплаты

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;

работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;

педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее.Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;

Читайте также:
Увольнение по совместительству - запись в трудовой книжке, статья ТК РФ

размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);

перечень выплат компенсационного характера;

перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Читайте также:
Средняя зарплата сотрудника ФСБ

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

Зарплата учителей: условия и особенности

III. Особенности оплаты труда отдельных

3.1. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы , исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

Нормы часов за ставку заработной платы в неделю учебной (преподавательской) работы – 18 час., педагогической работы – 20, 24, 25, 30, 36 час. (пункты 2.3 – 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников).

При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

3.2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

3.3. Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

Читайте также:
Запись считать недействительной в трудовой книжке: образец

3.4. Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму (Тарификационный список работников), предусмотренную приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий (деятельности организации по реализации образовательных программ, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий (деятельности организации по реализации образовательных программ, по присмотру и уходу за детьми) по указанным основаниям.

Учителю (преподавателю, к которому применяется норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы), имеющему первую квалификационную категорию, в порядке, предусмотренном приложением 2 к приказу Минобрнауки России N 1601, на новый учебный год с письменного согласия установлен объем учебной нагрузки 27 часов в неделю, с учетом которого должно осуществляться исчисление заработной платы в месяц.

Месячный заработок этого учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку должен быть рассчитан путем умножения размера ставки заработной платы, установленного по квалификационному уровню ПКГ, на 27 (фактический недельный объем учебной нагрузки), деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы), а затем умножения полученного результата на величину повышающего коэффициента (повышения, установленного в процентах, в абсолютных величинах) за квалификационную категорию. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Месячный заработок этого учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку будет исчисляться по следующей формуле:

– зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;

– размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;

– фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;

– норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц;

– повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах; в абсолютных величинах) за квалификационную категорию, применяемый к заработной плате учителя (преподавателя), исчисленной с учетом фактического объема учебной нагрузки из размера ставки заработной платы, установленной по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем учебной нагрузки, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Тарификацию педагогических работников для определения их заработной платы за фактический объем учебной нагрузки рекомендуется производить один раз в год, но раздельно по полугодиям (за иной период), если учебными планами на каждое полугодие (на иной период) предусматривается разное количество часов в неделю на предмет (дисциплину).

В аналогичном порядке (в том числе с применением той же формулы расчета) следует исчислять заработную плату других педагогических работников, для которых пунктом 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, в частности, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.

Воспитатель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, имеющий высшую квалификационную категорию, по предложению работодателя согласился на постоянной основе работать один с детьми в группе общеразвивающей направленности, функционирующей при пятидневной рабочей неделе по 10,5 часов в день. В неделю фактический объем педагогической работы такого воспитателя составит 52,5 часа.

Месячная заработная этого воспитателя за часы педагогической работы должна быть рассчитана путем умножения размера ставки заработной платы, установленной по должности воспитателя по квалификационному уровню ПКГ за норму 36 часов педагогической работы в неделю, на 52,5 (фактический недельный объем педагогической работы), деления полученного результата на 36 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую воспитателям этих групп выплачивается ставка заработной платы), а затем умножения полученного результата на повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах, в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем педагогической работы, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Месячный заработок этого воспитателя за фактический объем педагогической работы будет исчисляться по следующей формуле:

– оплата воспитателя в месяц, исчисленная за фактический объем педагогической работы в неделю;

– размер ставки заработной платы воспитателя в месяц, установленный за норму часов педагогической работы в неделю по квалификационному уровню ПКГ;

– фактический объем педагогической работы воспитателя в неделю;

– норма часов педагогической работы воспитателя группы общеразвивающей направленности в неделю за ставку заработной платы в месяц;

– повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах, в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, применяемый к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической работы из размера ставки заработной платы, установленной по должности воспитателя по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем педагогической работы, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Предусмотренный в виде формулы порядок исчисления заработной платы воспитателей за фактический постоянный объем педагогической работы не применяется в случаях, когда выполнение воспитателями работы за пределами рабочего времени (смены) осуществляется не на постоянной основе, а по инициативе работодателя, которая квалифицируется как сверхурочная работа и относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий. К такой работе, к примеру, могут быть отнесены случаи привлечения работодателем воспитателей дошкольных групп к работе сверх установленного рабочего времени (смены) при неявке сменяющего работника или родителей, то есть когда работник не может оставить рабочее место, в связи с чем выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены. Указанная работа компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Читайте также:
Должностные обязанности завхоза на предприятии: перечень составляющих

Музыкальный руководитель, имеющий высшую квалификационную категорию, с его письменного согласия работает с 8 группами детей в организации, реализующей дошкольную образовательную программу. Если при определении численности музыкальных руководителей применяются нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденные постановлением Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88, то в соответствии с ними на каждую группу детей организация предусматривает по 0,25 единицы должности музыкального руководителя.

Исходя из того, что 1 должность музыкального руководителя согласно указанным нормативам устанавливается на каждые 4 группы, то общий объем педагогической работы для музыкальных руководителей на 8 групп составит 48 часов в неделю (24 ч [норма часов за ставку заработной платы музыкального руководителя в неделю] : на 4 [количество групп на 1 должность музыкального руководителя) = 6 ч (количество часов работы музыкального руководителя в неделю с каждой группой] X на 8 [количество групп в организации]).

Если музыкальный руководитель с его согласия работает один со всеми 8-ю группами, то месячная оплата этого музыкального руководителя за всю педагогическую работу должна быть рассчитана путем умножения размера ставки заработной платы, установленной по должности музыкального руководителя по квалификационному уровню ПКГ, на 48 (фактический недельный объем педагогической работы), деления полученного результата на 24 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую музыкальному руководителю выплачивается ставка заработной платы) и умножения полученного результата на повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах, в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, применяемый к заработного плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической работы из размера ставки, установленной по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем педагогической работы, применяется сумма повышений по различным основаниям.

Месячный заработок этого музыкального руководителя за фактический объем педагогической работы будет исчисляться по следующей формуле:

– заработная плата музыкального руководителя в месяц, исчисленная исходя из фактического объема педагогической работы в неделю;

– размер ставки заработной платы музыкального руководителя в месяц, установленный за норму часов педагогической работы в неделю;

– фактический объем педагогической работы музыкального руководителя в неделю;

– норма часов педагогической работы музыкального руководителя в неделю за ставку заработной платы в месяц;

– повышающий коэффициент (повышение, установленное в процентах, в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, применяемый к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической работы из размера ставки заработной платы, установленной по должности музыкального руководителя по квалификационному уровню ПКГ. При наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов (повышений, установленных в процентах, в абсолютных величинах) к заработной плате, исчисленной за фактический объем педагогической работы, применяется сумма повышений по различным основаниям.

3.5. Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками.

3.6. Оплата труда мастеров производственного обучения организаций осуществляется на основе должностных окладов в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций. Должностные обязанности мастера производственного обучения в пределах 36-часовой рабочей недели определяются в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

Мастерам производственного обучения, выполняющим наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в той же общеобразовательной организации по другой аналогичной должности (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника, производится доплата в порядке, установленном статьей 151 Трудового Кодекса, при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Главная

Перечень материальных средств поощрения и выплат для педагогов разнообразен и зависит от стажа, условий работы и места нахождения учебного заведения. На федеральном уровне их назначение регулируется ФЗ № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”. При этом регионы имеют право принимать собственные законодательные акты, определяющие, на какие скидки и денежную помощь имеют право учителя.

ЛЬГОТЫ УЧИТЕЛЯМ В ГОРОДЕ
Федеральные власти предоставляют всем работникам образования:
—надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника (размер надбавки регулируется локальными нормативными актами);
—сокращение рабочего времени (до 18 часов);
—право на дополнительное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года);
—увеличенный ежегодный отпуск (до 56 дней);
—дополнительный неоплачиваемый отпуск до года один раз в десять лет (в случае непрерывного педагогического стажа) с сохранением за ним текущей должности;
—компенсацию оплаты за ЖКХ, куда входят расходы на отопление, электроэнергию, как частично, так и в полном объеме, в зависимости от решения региональных властей;
—надбавку за классное руководство и дополнительные занятия;
—досрочный выход на пенсию при выслуге 25 лет с сохранением положенных выплат;
—доплата за вредные условия учителям химии.
Также нуждающимся педагогическим работникам предоставляют жилые помещения вне очереди в рамках договора социального найма.

ЛЬГОТЫ УЧИТЕЛЯМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В рамках проекта “Земский учитель” предоставляется единовременная компенсационная выплата учителям, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек. Выплата составляет 1 миллион рублей, в ДФО — 2 миллиона рублей.
Кроме того, согласно законодательству, государство предоставляет педагогам, работающим в деревнях, селах и поселках, компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Ее сумма составляет 1200 рублей. Финансирование осуществляется из федерального или регионального бюджета, в зависимости от принадлежности образовательной организации, в которой работает педагог. Субъекты страны имеют право увеличивать сумму по своему усмотрению.
Также граждане, работающие в селе, в ряде регионов наделены правом на получение жилого помещения на безвозмездной основе.
– Для привлечения педагогов на работу в сельскую местность предусмотрена и единовременная выплата в размере от 5 до 10 окладов для обустройства жилья при переезде.

Читайте также:
Рентабельность активов: формула расчета по балансу организации, что она показывает, нормативные значения

ЛЬГОТЫ УЧИТЕЛЯМ-ПЕНСИОНЕРАМ
Учителя, отработавшие 25 лет по профессии, имеют право продолжать трудиться в учебных заведениях. При этом выплачиваются и заработная плата, и пенсия в полном объеме. Аналогичные скидки предоставляются и бывшим учителям – педагогам, вышедшим на пенсию без продолжения трудовой деятельности.
– Учителям-пенсионерам независимо от стажа работы предоставляются льготы, касающиеся жилищно-коммунальных услуг. Размер компенсации устанавливают регионы. Также субъекты вправе сами устанавливать дополнительные льготы такой категории граждан.

ЛЬГОТЫ ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЯМ
При наличии звания “Заслуженный учитель РФ” полагается доплата как к зарплате, так и к пенсии педагога. Получить ее можно:
—при обеспечении высокого уровня образования обучающихся;
—при применении собственных методик для обучения детей;
—при подготовке победителей олимпиад по школьным предметам;
—при стаже работы более 20 лет.
Доплата составляет не менее 15% от оклада. Кроме того, учителя с таким статусом при выходе на пенсию могут получить звание “Ветеран труда” и в связи с этим дополнительные льготы и ежемесячные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от региона. Например, размер ЕДВ ветеранам труда в Москве – 1000 рублей, а для этой же категории льготников Краснодарского края – 551 рубль. Власти субъектов РФ вправе назначить за звание “Заслуженный учитель РФ” дополнительные выплаты.

ДРУГИЕ ЛЬГОТЫ
Во многих регионах РФ учителям предоставляется помощь при покупке жилья. Например, в Московской области действует программа по ипотеке для работников образования. В течение 10 лет из бюджета региона выплачивается основной долг по ипотеке, а работнику необходимо оплачивать проценты банку. А в Пермском крае предоставляется частный дом с земельным участком для сельских учителей.
Также для работников образования некоторых регионов предусмотрены компенсация транспортных расходов на проезд. Для Москвы, к примеру, они составляют порядка 15% от основного оклада. О том, какие субсидии предоставляются в конкретном регионе для преподавателей, можно узнать в местной администрации.

КАКИЕ ВЫПЛАТЫ ПОЛОЖЕНЫ УЧИТЕЛЯМ
Стимулирующие выплаты
ТК РФ предусматривает поощрительные выплаты учителям за особые достижения и успехи в образовательном процессе – премии, разовые надбавки, доплаты. В структуре заработной платы учителя эти выплаты не должны превышать 30%. Работодатели не обязаны выплачивать стимулирующие выплаты, однако это право они могут реализовать при участии трудового коллектива и профсоюза.
Критерии устанавливает каждое образовательное учреждение самостоятельно. Например, преференции могут назначить за разработку и реализацию вспомогательных, дополнительных проектов, таких как, например, экскурсии, походы, экспедиции с школьниками; за стабильный позитивный и конструктивный контакт с родителями; активное участие школьников в районных, областных и всероссийских олимпиадах; спортивные и физкультурные мероприятия; индивидуальную работу с одаренными ребятами, а также детьми из неблагополучных семей. Поскольку финансовые возможности школ разные, соответственно, сильно разнятся начисляемые средства. В среднем размер премии среднестатистического педагога колеблется в районе 5-6 тысяч.

ВЫПЛАТЫ МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ
Для привлечения молодежи в образовательную сферу государство предоставляет ряд преференций. Выпускники вузов могут получить “подъемные”. Для этого нужно;
—устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
—заключить трудовой контракт не менее чем на три года.
Молодому работнику назначается повышенный оклад, но только в том случае, если между окончанием института и трудоустройством не было перерыва. Сотрудникам с красным дипломов вуза доплачивают ещё больше. Также молодым специалистам полагается премия по итогам трех лет успешной работы и бесплатный проезд в общественном транспорте. Размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления. Также молодые педагоги получают ежемесячную дотацию на покупку канцтоваров и учебных пособий. Точная сумма зависит от учреждения и региона.

ДРУГИЕ ВЫПЛАТЫ
Дополнительные выплаты могут устанавливаться местными правовыми актами и разнятся от региона к региону. Так, в некоторых субъектах РФ учителя получают доплаты за проведение ЕГЭ и ОГЭ, занятия с группой продленного дня, а для молодых специалистов могут быть единовременные пособия.

КАК ПОЛУЧИТЬ ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ?
Чтобы получить льготы, преподаватель должен обратиться в местную администрацию или органы соцзащиты. Там ему объяснят порядок получения преференций. В первую очередь работник образования должен подготовить документы, в которые входят паспорт, трудовая книжка, диплом.
Если учитель претендует на компенсацию затрат на услуги ЖКХ, то необходимо представить и квитанции. А вот для получения жилищной льготы педагогам часто приходится вставать в очередь.

Из чего состоит зарплата учителя и как ее повысить

Наталия Короткова

Тарификация, ставка, НСОТ, стимулирующие… Разобраться во всём этом и понять, сколько и за что начислено, невероятно сложно. Особенно если ты — гуманитарий до мозга костей. Так из чего состоит зарплата учителя?

Из чего состоит зарплата учителя и как ее повысить

Старое и новое: единая тарифная сетка, новая система оплаты труда, пилотный проект 2022

Оплата труда педагога по единой тарифной сетке (ЕТС) действует с 1992 года и до нынешних дней. В основе расчетов лежит некий тарифный разряд за квалификацию и стаж. Всего 18 разрядов, высший — 18-й.

Система неудачная, потому что учителю нет смысла напрягаться, повышая свою эффективность и качество обучения. Получается парадоксально: не нужно учить хорошо, достаточно как можно дольше работать в школе и вовремя подавать документы на переаттестацию — и будет тебе счастье, то есть зарплата.

Читайте также:
Минимальный стаж для выхода на пенсию в России для мужчин и женщин

С декабря 2008 года введена новая система оплаты труда (НСОТ). По ней зарплата учителя состоит их трех частей:

  • оклад;
  • компенсирующие выплаты;
  • стимулирующие надбавки.

Теперь руководители учебных заведений распределяют все суммы, оценивая количество и качество работы учителей. Выглядит это вполне логично: хочешь зарплату выше — работай результативнее.

Но на практике всё не так радужно. Размер зарплаты, по сути, зависит от решений руководства учебных заведений, и далеко не всегда распределение денежных потоков оказывается справедливым.

После выступления Президента в декабре 2020 года Минпросвещения подготовило пилотный проект новой системы оплаты труда педагогов. Его запустят в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия в 2022-2023 гг. Изменения в НСОТ нужны, потому что, как оказалось, зарплата у педагогов с одинаковой квалификацией различается не только когда они живут в разных регионах. Достаточно даже работать в разных школах одного города! Чтобы внести немного справедливости, законодатели предлагают установить единые требования к системе оплаты труда.

Из чего состоит зарплата учителя: три кита

В большинстве школ учительская зарплата рассчитывается по НСОТ и состоит из трех «китов».

Первый кит — оклад

Он устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы. Минимум на 1 ставку — 18 часов в неделю.

На размер оклада влияют повышающие коэффициенты:

  • тип учреждения — если учитель работает в сельской местности, то оклад проиндексируют на 0,25% ставки;

Добавит процентов и работа в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.

  • ученая степень, почетное звание — прибавят около 0,20% к окладу;
  • квалификационная категория — высшая даст ещё 0,3% , первая — 0,2% к базе.

Сказать, сколько именно составляет оклад учителя в разных регионах, не получится: данные Росстата с реальностью не очень совпадают.

Второй кит — компенсационные выплаты

Зависит от локальных актов и региональных приказов. Размер выплат не может быть ниже того, который определило трудовое законодательство.

В компенсационные выплаты входят:

  • классное руководство — это «путинские» 5 000 рублей + выплата, размер которой определяет школа;

В среднем, эта выплата — до 2 000 рублей. За организацию питания в классе учителю тоже будет добавлена «копеечка».

  • проверка письменных работ — зависит от предмета и нагрузки;
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией, пришкольным участком;
  • руководство методическим или предметным объединениями, творческими группами;
  • индивидуальное обучение на дому детей с хроническими заболеваниями, работа с детьми-иностранцами и детьми с ОВЗ;

Если у ребенка диагноз не установлен (но он явно виден по результатам работы и поведению) и такой ученик вместе со всеми в классе — никаких выплат не будет.

  • руководство научной деятельностью и проектами старшеклассников;
  • ведение личного сайта и соц. сетей, организация сетевого взаимодействия;

Сюда НЕ входит работа на dnevnik.ru, uchi.ru и прочих .ru, выбранных сверху.

  • совмещение должностных обязанностей — например, директор ведёт уроки или учитель-предметник выполняет функции старшего вожатого.
Что из компенсационных выплат часто не доплачивают

В законодательстве предусмотрена и выплата за работу в опасных условиях. Для учителя это — класс более 25 человек. И посыл верный: урок в такой аудитории морально выматывает, требует больше времени на подготовку и проверку. Но почему-то данная выплата в нынешних условиях наполняемости школ и нехватки педагогов почти везде отсутствует.

Точно так же руководители учебных учреждений избегают выплат за переработку. Максимум для учителя-предметника — 2 ставки, то есть 36 учебных часов в неделю. Если он работал, например, 42 часа, то первые 2 «лишних» часа должны оплатить в 1,5-м, а остальные — в двойном размере. Естественно, начальству это не выгодно, поэтому оно строго придерживается нагрузки в 2 ставки.

Третий кит — стимулирующие выплаты

Целиком и полностью зависят от воли начальства учебной организации.

  • доплата молодому специалисту (трудоустройство на последнем курсе обучения или сразу после получение диплома);

Внимание! Учитель будет считаться молодым специалистом, только если его специальность в дипломе и должность в школе совпадут. Если же учитель английского придёт в школу на место методиста, но на эту выплату рассчитывать не может!

  • доплата за интенсивность, качество работы и высокие результаты — например, если ученик занял место в региональной олимпиаде или у класса стабильно высокие показатели качества обученности;

Если же ученик участвовал только в школьных или районных олимпиадах, то учитель не сможет порадоваться этой выплате.

  • использование на уроках современных технологий
  • высокая профессиональная дисциплина (вовремя сдать отчёт, хорошо вести журналы и прочее);
  • эффективность классного руководства.

Это ещё одна расплывчатая выплата. Всем известно, что «классные» отвечают за любой «косяк» своих учеников, даже если всё произошло на каникулах. Поэтому надеяться на такую стимуляцию могут только учителя с очень лояльным начальством.

Все сомневающиеся в размере зарплаты учителя могут воспользоваться калькулятором зарплаты.

Как учителю зарабатывать больше: ловись, денежка, большая и маленькая

1. Ведите курсы дополнительного образования. Например, для подготовки к экзамену.

2. Работайте больше чем на 1 ставку.

3. Возьмите классное руководство, заведуйте кабинетом, ведите активную научную деятельность с детьми.

4. Разрабатывайте собственные программы и методики, повышайте квалификацию. Процесс обучения должен выйти на качественно новый уровень, чтобы начальство заметило и отметило в стимулирующих.

5. Смените учебное заведение или даже регион. Как ни печально, но зачастую только это спасёт от крайне низкой зарплаты.

Лидеры по оплате труда на данный момент — Москва, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалин и Камчатка.

5. Уходите в бизнес. Для этого уже не надо открывать ИП, достаточно зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Можно и нужно использовать свои навыки в работе с детьми. У учителя-бизнесмена сейчас есть выбор: давать индивидуальные занятия, вести семинары или разработать собственный курс. Единственный запрет — репетиторство у своих же учеников, это запрещено законом «Об образовании».

Кстати, всё это по закону совместимо с официальной работой в школе. Руководство запретить репетиторство не сможет.

Читайте также:
Средняя зарплата в Европе, в европейских странах

Кстати, хороший вариант для подработки — устроиться преподавателем в MAXIMUM Education. Здесь можно:
— готовить школьников к ЕГЭ;
— закрывать пробелы в знаниях у учеников средней школы;
— работать с мотивацией, учить бороться со стрессом;
— помогать детям найти дело своей жизни.
Преподавать можно как в группе, так и индивидуально.

Занятия проводятся и онлайн, и офлайн, а центры MAXIMUM Education есть почти во всех регионах страны. Методические материалы предоставляет Департамент исследований и разработки компании, и все преподаватели регулярно улучшают свои учительские навыки.

Так что если вы ищете дополнительный заработок, советую обратить внимание на MAXIMUM Education.

Зарплата учителей в России: особенности

Работа учителей в РФ оплачивается из бюджетных источников, поскольку образование является бесплатным. При этом, в зависимости от региона, квалификации, выслуги и некоторых иных факторов, зарплата учителей может сильно отличаться. Следует разобраться в вопросе обеспечения учителей и том, насколько сильны различия по территории России .

Особенности профессии и факторы влияния на заработки учителей

Главный нюанс профессии учителя заключается в том, что это специалист, обязанность которого – обучение подрастающего поколения согласно выбранному при получении высшего образования профилю. Заработная плата не может быть меньше, чем среднее довольствие педагога, установленное по региону для профессии в целом, и не играет роли, младшие или старшие классы находятся под руководством.

Школьный учитель является не только педагогом, но и бюджетным работником, для которых характерно разделение на категории и имеются отличия в квалификации. Они имеют оплачиваемый отпуск , медообслуживание и возможность выйти на пенсию раньше..

На то, сколько получают учителя , напрямую влияет несколько факторов:

  • Благополучие экономики региона – традиционно зарплата учителя выше в развитых регионах, к примеру,в Москве и на Дальнем Востоке довольствие выше, чем в других областях.
  • Нагрузка – чем больше учитель проводит уроков и внеклассных занятий, тем больше заработный фонд, увеличиваемый за счет стимулирующих выплат и премий. Кроме того, предусмотрена оплата за хорошие результаты учеников.
  • Формат учебного заведения – в частных школах зарплата намного больше, чем в государственных. Этому способствует платность образования и высокий уровень предоставляемых услуг.

Также играет роль и стаж – чем дольше работает педагог, тем выше у него выслуга лет и коэффициент зарплаты. Кроме того, категория и квалификация, приобретаемые на протяжении всего стажа, также будут увеличивать среднемесячный доход.

Средняя зарплата учителя: данные Росстата

Согласно информации федерального органа, собирающего и публикующего статистические данные , средняя зарплата в сфере общего образования по России равняется 45 608 рублям. При этом от формы собственности организации зависит, сколько зарабатывают учителя:

  • федеральные – 79 852 рубля;
  • субъектов РФ – 67 151 р.;
  • муниципальные – 40 377 руб.

При этом в расчетах не учитывалось довольствие педагогов в частных школах, которое дало бы цифры выше. Кроме того, по округам средняя зарплата учителя также сильно отличается:

  1. Центральный – 60 337 рублей.
  2. Северо-Западный – 49000 рублей.
  3. Южный – 34 800рублей.
  4. Северо-Кавказский – 26 300 рублей.
  5. Приволжский – 33 800 рублей.
  6. Уральский – 53 900рублей.
  7. Сибирский – 40 700 рублей.
  8. Дальневосточный – 60 000 рублей.

Таким образом, разница в зарплатах учителей по России достаточно высокая, причем даже в рамках одного федерального округа достаток педработников может иметь различия в 2-3 раза. Преимущественно зарплаты выше на севере страны, поскольку там применяются повышающие коэффициенты.

Учителя говорят о том, что официальные статистические данные не соответствуют действительности, и реальные довольствия, которые Министерство образования может выплачивать , едва достигают 60%-70% от заявляемых показателей.

Состав и расчет зарплаты учителя в РФ

Ранее зарплата педработника формировалась по Единой тарифной сетке и была одинаковой для всей страны. Повышение оклада обеспечивал рост профессионального разряда, которых было 18. В 2008 году была введена новая система оплаты труда, а чиновники договорились, что состоять она будет из трех частей:

  • Должностной оклад – основная часть, размер которой зависит от квалификации учителя и его должности, а также базового количества часов , взятых в расписание . Так, завуч , как и организатор , будут получать ставку больше, чем рядовой учитель .
  • Компенсации – к этой группе относятся доплаты за совмещаемые должности, проведение воспитательного процесса, интенсивность труда , работу во внеурочное время и дополнительные региональные коэффициенты.
  • Стимулирующие – директор самостоятельно распределяет премии, выплаты за выслугу лет и прочие поощрения. Разделение будет зависеть от общего зарплатного фонда и вклада каждого члена коллектива в общий педагогический процесс.

Таким образом, базовый оклад составляет основную часть заработной платы, к нему прибавляются доплаты, устанавливаемые за:

  • классное руководство ;
  • проверку тетрадей учеников ;
  • шефство над кабинетом;
  • работу во внеурочное время;
  • категорию преподавателя ;
  • количество учеников;
  • большую нагрузку, на которую влияет численность обучающихся.

Стимулирующие выплаты относятся не к количеству работы и квалификации, а к результатам деятельности. Доплачивать будут за призеров олимпиад, высокие результаты ЕГЭ и хорошую дисциплину (ведение внутренней документации, качественную работу с журналом).

Квалификационные выплаты полагаются в процентах от общего оклада, при этом молодым специалистам для стимуляции их работы полагаются бонусы. За стаж будут платить :

  • без опыта работы (до трех лет) – 30%;
  • 3-5 лет – 5%;
  • 5-10 – 10%;
  • 10-15 лет – 20%;
  • больше 15-ти лет – 30%.

Решение об использовании стажа при расчетах принимает руководство школы, в отличие от категории. За вторую категорию (начальную) будут доплачивать 10%-40%, первую – 25%-50%, высшую 40%-60%. При этом неважно, преподается биология или английский , разница в зарплатах будет незначительной.

Показатели указаны в диапазоне возможных процентов, поскольку устанавливаются на региональном уровне. Если учитель имеет средне-специальное образование, то вправе рассчитывать на квалификационную доплату в 30%, для тех, кто окончил институт , полагается 50%.

Компенсационных выплат гораздо больше, они могут назначаться за:

  • работу в лицее или гимназии – 15%;
  • классное руководство в старших и средних классах – 20%;
  • руководство в начальных классах – 15%%
  • проверку тетрадей по математике, иностранным языкам , черчению – 10%;
  • сельский стаж (работа в сельской местности) – 25%;
  • звание народного/заслуженного учителя – 15% и т.д.

Если человек работает в разных школах, компенсации для него будут складываться , что позволит произвести увеличение дохода.

Оклад учителя в регионах страны: разница

Благодаря отдельным региональным бюджетам, оклады различаются. Чтобы выяснить, насколько ощутимой бывает разница, следует изучить разные регионы. По тем же данным Росстата, наименьшие показатели того, сколько получает учитель начальных и старших классов , наблюдаются в школах:

  1. Чеченской Республики – 23 981 рубль.
  2. Карачаево-Черкесской Республики – 24 876 рублей.
  3. Республики Дагестан – 25 730 руб.
  4. Республики Мордовия – 24 213 рублей.
  5. Пензенской области – 26 939 р.
Читайте также:
Средняя зарплата в Европе, в европейских странах

Наибольшие зарплаты наблюдаются в Уральском и Дальневосточном округах. Рейтинг самой большой средней зарплаты педагогов возглавляет Ямало-Ненецкий автономный округ с показателем в 118 400 рублей. Также высокие показатели установлены в Магаданской области (100 416 руб.) и Ненецком автономном округе (104 900 рублей). В остальных регионах показатель заработка не превышает 100 тыс. рублей, что показывает примерный разброс между зарплатами в 2-3 раза.

Зарплата учителя в Москве равняется 95 тысячам рублей, что в эквиваленте составляет более тысячи долларов. Основную роль в этом играет экономическое благосостояние в регионе и большое количество учеников. Санкт-Петербург , несмотря на развитость, предлагает вдвое меньше, в среднем это 55 000 рублей.

Зарплаты учителей в Америке и Европе

Согласно статистике , зарплата российских учителей в долларовом эквиваленте составляет от 300 долларов. Это крайне низкий показатель, особенно если сравнивать с Америкой , где зарплата педработников начинается от 3500 долларов. В Европе престижная профессия ценится еще больше, поскольку средний уровень дохода учителя в Германии – 5 000 долл., Франции – 2 500 долларов.

В развитых странах Запада на образовании строится общество, а качественные системы преподавания обеспечивают будущее. Помимо высоких окладов, учителя имеют хорошее социальное обеспечение, технологичные классы и необходимое прикладное оборудование. Поэтому у педагогов нет материальных затруднений, и они могут позволить себе высокий уровень жизни.

Пенсия за выслугу лет для учителей РФ

У учителей, в сравнении с некоторыми другими профессиями, есть преимущество – возможность выйти на пенсию по выслуге лет. Это предполагает, что, отработав 25 лет в школе или другом учебном заведении, человек имеет право уйти на заслуженный отдых. Выпускник, который начал работать в сфере образования после выпуска (в среднем – 23 года), уже к 48 годам получит право уйти на покой.

Здесь есть нюансы, связанные с тем, что у претендента должны быть накоплены пенсионные баллы, хотя бы минимум . В 2019 году необходимо иметь 16,2 балла, а начиная с 2025 года количество станет равно 30-ти баллам после постепенного увеличения.

Частные и государственные школы: разница

Как учителя без опыта работы, так и опытные педагоги все чаще уходят работать в частные образовательные учреждения. Это продиктовано тем, что последние предоставляют свои услуги платно, а требования к квалификации педагога и его преподавательским навыкам гораздо более высокие. Благодаря этому зарплата отличается примерно в 1,5-2 раза не в пользу государственных учреждений. То есть, если средняя зарплата по региону составляет 50 тысяч рублей, зарплата учителя начальных классов в частном заведении может достигать 70-100 тысяч рублей в месяц.

Отличия зависят от предмета, выбранного учителем, его опыта работы и размера школы. Нюансы заключаются в том, что зарплату учителю в частной школе могут назначать вне зависимости от его категории и нагрузки. Даже обучая один класс , он может получать столько же, сколько и его коллега на вакансии в государственной школе, взявший пять классов.

Но право на льготную пенсию по выслуге лет все же имеется. Правда, это возможно только при условии, что частная школа получила государственную аккредитацию, то есть прошла лицензирование, и работа в ней будет считаться педагогической деятельностью.

Курс на повышение зарплат учителей: как реализуется, нововведения в расчете зарплат

Учитывая плачевное финансовое положение учителей, отсутствие у молодых специалистов интереса к работе в школе за низкую зарплату и уход перспективных кадров в другие направления, государство разработало схему повышения зарплат. Текущий курс предполагает повышение заработной платы учителей примерно на 50% от установленных региональных величин. То есть, зарабатывавший 30 тысяч рублей человек, после повышения будет получать 45 тыс. рублей, что достаточно ощутимо.

Уже в 2019 году повышение зарплаты учителям составит 6%, за 2020 год планируется повысить доход педработников на 5,4%, в 2021 году – на 6,6%. То есть, средний рост зарплат в год составит 6%. При таких условиях средняя зарплата учителя в столице России – Москве – перейдет за показатель в 100 000 рублей ежемесячно, а в других регионах материальное обеспечение значительно улучшится.

Кроме увеличения зарплаты, государственные образовательные структуры разработали и курсы повышения квалификации для современных учителей. Это сделано для того, чтобы учитель соответствовал растущей зарплате и обеспечивал качественный образовательный процесс. Изменений в самом расчете заработной платы не предвидится, система останется старой. Они не требуются, ведь сравнительно недавно, в 2008 году, была введена в действие НСОТ, изменившая порядок исчисления учительских зарплат.

Зарплата учителей в Российской Федерации колеблется от 25 000 до 110 000 рублей. Она зависит от квалификации работника , его категории, преподаваемого предмета и экономической ситуации в регионе .

В сравнении с частными школами и учебными заведениями других стран, российские школы предлагают крайне низкие зарплаты. Но курс на их повышение уже взят и будет реализован в ближайшие годы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: