Военный билет при приеме на работу – зачем нужен, как быть после 27 лет

Обязателен ли военный билет при приеме на работу?

Последние изменения: Октябрь 2021

Статья 65 ТК РФ предписывает военнообязанному или призывнику предъявлять военный билет при приеме на работу. Для чего нужен? Обязателен ли военный билет при приеме на работу? Где можно работать без него? До какого возраста необходим? Насколько важен такой документ?

Какие документы нужны

Документы военучета, это:

    военный билет или временное удостоверение, заменяющее его; удостоверение призывника, его еще называют «приписное»; справка, она дается гражданам, которым исполнилось 27 лет, и они не отслужили в армии без узаконенных причин.

Действует военный билет двух типов:

    для рядовых, сержантов, прапорщиков, мичманов. Обложка красного цвета; выдается солдатам-срочникам и оставшимся служить по контракту; для офицеров запаса. Обложка зеленого цвета; его получают офицеры и окончившие военные кафедры.

Гражданин получает его, если:

    принят в военный вуз; медкомиссия установила невозможность служить; закончил службу; окончил военное учебное заведение, кафедру; зачислен в запас вследствие наступления 27-летнего возрастного рубежа, не служил по обстоятельствам, разрешенным законодателем, например, учился в вузе, техникуме, болел, ему предоставлялись отсрочки на протяжении всего временного интервала.

Хранится военный билет работника, удостоверение на руках.

Кто подлежит учету

Учитываются следующие граждане.

  1. Мужчины, пребывающие в возрасте от 18 до 27 лет, учтенные как военнообязанные, не отнесенные к запасу (их называют призывниками).
  2. Включенные в запас (их обозначают как военнообязанные). Соответственно званию человек числится в запасе после 27 лет до исполнения ему 50, 60, 65. Так для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов такой статус установлен до достижения ими 50 лет; для младших офицеров – 60; для майоров, капитанов, подполковников, полковников – 65.

Военнообязанными признаются женщины, получившие военно-учетную специальность, к примеру, врачи, картографы (Постановление Правительства РФ No 719). Женщины-офицеры учитываются в запасе до 50, оставшиеся — до 45 лет.

    освобожденные от воинской обязанности; несущие военную службу; пребывающие в заключении; женщины, не получившие военно-учетную специальность; живущие за границей; офицеры запаса службы внешней разведки, ФСБ.

Зачем на работе требуют военный билет

Положение о военучете предписывает предприятиям учитывать военнообязанных сотрудников. Такой статус приобретают граждане по достижении совершеннолетия.

Ответственные за военучет на предприятии среди прочего:

    смотрят: проставлен ли штамп о воинской обязанности в паспорт трудоустраивающегося, имеются ли и являются подлинными удостоверения военучета, достоверно ли записанное в них, сделаны ли отметки о постановке на военучет по адресу проживания, нахождения; заполняют при трудоустройстве личные карточки формы Т-2, раздел 2, перенося сведения из документов, вносят изменения, осуществляют их хранение; объясняют сотрудникам их обязанности по военучету, предупреждают о штрафах, других мерах ответственности за невыполнение; извещают комиссариаты о найденных в документах поправках, ошибках, поддельных записях, отсутствии страниц, об игнорировании работающими требований учета; устанавливают граждан, которым следовало встать на военучет по месту занятости, по адресу проживания, совершают необходимые действия, чтобы они были учтены; извещают комиссариаты в четырнадцатидневный временной интервал о трудоустройстве в организацию подлежащих учету, прекращении трудовых отношений. Когда возникнет надобность извещают сотрудников, а призывников при любых обстоятельствах, что требуется собственнолично явиться в комиссариат; отвечают в четырнадцатидневный срок на запросы комиссариатов, предоставляя требуемые данные о вставших на военучет, о тех, кто этого не сделал, но обязан был сделать; направляют в комиссариат каждый сентябрь сведения о работающих юношах, которым исполнилось 15-16 лет, а до начала ноября – о юношах, которые будут поставлены на первоначальный военучет в наступающем году.

Какие страницы копировать

Подшиваются копии всех заполненных страничек.

Они содержат информацию:

    о начале и окончании службы; о полученном звании, награждениях; о зачислении в запас, военном сборе; метрические данные; о приеме на учет, исключении из него; номер документа.

Возможен ли прием на работу без военного билета

Что касается того, может ли человек устроиться на работу без военного билета, точки зрения расходятся. Часть специалистов считает, что это обязательный документ. Согласно ст. 65 ТК РФ трудоустраивающийся на предприятие представляет работодателю военный билет или приписное. Обратившемуся, не имеющему такого документа, вполне вероятно ответят отказом.

С другой точки зрения, согласно ст. 64 запрещается отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанными с деловыми характеристиками соискателя, то есть при наличии вакансий, соответствующей квалификации, отсутствии противопоказаний обратившемуся должна быть предоставлена работа без приписного и военного билета.

Конечно, если соискатель получил отказ в предоставлении рабочего места, он может направить заявление в трудовую инспекцию, что не берут на работу, подать исковое заявление в суд, но оптимальным решением ситуации будет: получить документ.

До скольки лет нужен

Документ понадобится при трудоустройстве до достижения соискателем возраста, когда его исключат из запаса.

Что делать, если нет военного билета, он не отвечает требованиям

Иногда случается: документ отсутствует, не соответствует требованиям:

    обратившийся потерял, повредил его; военкоматом не проставлен штамп о постановке на учет; обратившийся достиг 27 лет, но военный билет им не получен; у призывника с приписным отсутствует отсрочка от призыва.

По всем пунктам необходимо обратиться военкомат.

Для получения военного нужно сделать следующее.

  1. Подойти в комиссариат по месту своего расположения. В случае потери предстоит выплатить штраф от 100 до 500 рублей (ст. 21.7 КоАП).
  2. Пройти медкомиссию: направление на нее выдаст комиссариат. Исходя из заключения медкомиссии, обратившемуся определят категорию годности к службе.
Читайте также:
Больничный лист при бытовой травме: как оплачивается и оформляется
А Полностью годен, не имеет противопоказаний
Б Годен, за исключением службы в определенных родах войск
В Ограниченно годен, такой человек не призывается на службу в мирное время, но может быть мобилизован в случае объявления войны
Г Временно не годен. Таким людям предоставляется отсрочка на срок от полугода до года. Такой человек может страдать серьезным заболеванием, которое возможно излечить за указанный период
Д Не годен. Соискатель освобожден от воинской обязанности. У него выявлены тяжелые устойчивые или развивающиеся заболевания. Они влекут серьезное нарушение функций, носят выраженный характер. Не считая скрытые начальные формы некоторых заболеваний, таких как ВИЧ, злокачественные образования. Обычно такие граждане заранее осведомлены о том, что освобождены от призыва. Это лица, страдающие, например: выраженной сердечной недостаточностью, язвой, тяжелой алкогольной, наркотической зависимостью, отсутствием слуха, психическими заболеваниями, имеющие злокачественные новообразования, грыжу

Билет категории В, Д обозначает, что соискателю могут быть запрещены некоторые виды работ, например, в сфере образования, на вредных производствах, в условиях повышенной опасности.

    Представить в военкомат необходимые документы:

    заявление, 2 фотографии, паспорт, ксерокопии его второй, третьей, пятой страниц, водительские права, диплом об окончании среднего учебного заведения, вуза, аттестат.

Сотрудник военкомата возможно потребует и другие. Этот пункт лучше уточнить в военкомате. Требуемое возможно принести собственноручно или направить заказным письмом с описью.

  1. Военкомат включает в запас, в десятидневный период предоставляет обратившемуся документ.

Что дает военный билет

Ответственность организации

Организациям предписано в четырнадцатидневный отрезок времени направить сведения в военкомат о приеме на работу военнообязанного либо не вставшего на военучет, но обязанного это сделать. Если сведения не предоставлены, соответственно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ предприятие наказывается штрафом, величина которого установлена в границах от трехсот до одной тысячи рублей.

Как получить военный билет после 27 лет?

Если вам 27 или более лет, то вы можете поменять приписное на военный билет. Это важно и нужно сделать по двум причинам. Во-первых, вы все еще являетесь военнообязанным и должны следовать правилам воинского учета. А во-вторых, без военника у вас могут возникнуть затруднения при поиске хорошей работы, оформлении загранпаспорта или паспорта РФ.

  • Главная
  • Как получить военный билет после 27 лет?

Руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам

Зачем нужен военный билет после 27 лет?

По закону каждый военнообязанный гражданин должен иметь документ воинского учета. В 16-17 лет таким документом является приписное свидетельство — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как только молодой человек уволится с военной службы, получит в военкомате непризывную категорию годности или достигнет 27-летнего возраста, он должен будет вместо приписного получить военный билет или справку уклониста.

С первыми двумя случаями все просто: и солдат, и освобожденный от армии призывник в обязательном порядке меняют голубые корочки на красные. Однако 27-летние мужчины не всегда спешат в военкомат, так как зачастую не понимают, зачем им нужен документ.

Так зачем же нужен военник:

  1. Положено по закону. Отношения с военкоматом не заканчиваются в 27 лет. Хотя в этом возрасте призыв на срочную службу запрещен, мужчины всё еще остаются военнообязанными. Поэтому они должны состоять на воинском учете и проходить военные сборы. Им необходимо получить военный билет и оставаться в запасе до определенного возраста. Единственная категория граждан, которые освобождены от такой обязанности — мужчины, которые получили категорию годности «Д» из-за серьезных проблем со здоровьем. Но и они обязаны прийти в военный комиссариат, получить военный билет и сняться с воинского учета.
  2. Для трудоустройства и отдела кадров. При трудоустройстве каждая компания должна запрашивать у новых сотрудников документ воинского учет: если новому работнику исполнилось 27 и больше, то он обязан предоставить в отдел кадров не приписное свидетельство, а военный билет. Если у сотрудника не окажется документа, работодатель будет обязан сообщить об этом в военкомат. В противном случае компании придется уплатить штраф.
  3. Для оформления загранпаспорта и паспорта гражданина РФ. При подаче заявления на замену российского паспорта или получения загранпаспорта военнообязанным мужчинам понадобится военный билет. Без него миграционная служба и МВД могут отказать в приеме заявления.

Беспокоит справка уклониста?

Помогаем получать военные билеты вместо справки уклониста. Проконсультируйтесь с нами по телефону 8 (800) 333-53-63 или закажите обратный звонок.

Как получить военный билет после 27 лет, если не служил?

Если вы до 27 лет не избегали встреч с военкомом, не игнорировали повестки на призывные мероприятия и регулярно оформляли отсрочки, то получить военный билет достаточно просто. Для этого нужно приехать в районный комиссариат, написать заявление на выдачу военного билета и прикрепить к нему комплект документов.

Документы для военного билета после 27 лет

  • приписное свидетельство;
  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • справка с работы;
  • копии и оригиналы мед.документов;
  • 2 фото на матовой бумаге размером 3×4.

Документы передаются в канцелярию военкомата вместе с одним экземпляром заявления. На втором экземпляре сотрудники комиссариата должны поставить отметку о приеме документов. Эта копия остаётся у вас.

Далее военкомат направит вас на медицинское освидетельствование. Эта процедура идентична медкомиссии во время призывных мероприятий или первоначальной постановки на учет. Не бойтесь проходить врачей: даже если у вас крепкое здоровье и призывная вам поставит наивысшую категорию годности «А-1», то на службу вас не призовут.

Читайте также:
Средняя зарплата в Норвегии

На этом этапе же этапе нужно сдать анализы крови и мочи, сделать электрокардиограмму и флюорографию. На эти исследования вас направят либо перед медицинским освидетельствованием, либо перед призывной. Обратите внимание, у каждого анализа свой срок действия. Например, анализы крови действительны 14 дней, а флюорография — от 6 месяцев до года.

Срок получения военного билета после 27 лет

Согласно Приказу Министра обороны №400, военный билет выдается в течение двух рабочих недель после того, как призывная комиссия огласит решение о зачислении в запас. Однако иногда этот момент затягивается на неопределенное время. Промедление вполне законно: сотрудники комиссариата вправе откладывать выдачу, но не более чем на три месяца.

Если вы спешите получить документ, можете позвонить в канцелярию и узнать о причине промедления. Если причина покажется недостаточно убедительной или вам срочно нужен документ, можете подать жалобу с требованием разобраться в ситуации и выдать военный билет в установленные законом сроки.

Кому не дают военный билет после 27 лет?

При подаче заявления можно столкнуться с проблемой: документ выдают не всем. В России уже шестой год действует приказ Министерства обороны, который запрещает выдачу военного билета мужчинам, не прошедшим военную службу без законных оснований. Вместо стандартного документа такие граждане получают «справку уклониста».

Справка уклониста может оказаться неприятным сюрпризом. Она ограничивает права своих владельцев при трудоустройстве. С ней невозможно устроиться на работу на госслужбу или муниципальную службу. Мужчин, которые уже работают в государственных структурах, после получения справки должны уволить с работы.

Чтобы получить справку уклониста, необязательно умышленно избегать встречи с военкомом. Их вручают в том числе мужчинам, которые:

  1. Имели законные причины для отсрочки, но либо забыли оформить эту отсрочку, либо не продлили её в военкомате.
  2. Пропустили хотя бы один призыв.
  3. Нарушили обязанности по воинскому учету (например, во время отсрочки устроились на работу и не сообщили об этом в военкомат).
  4. Не появлялись в военном комиссариате, т.к. не получали повестку на призывные мероприятия. Как объясняют сотрудники военкоматов, призывники в таких случаях должны самостоятельно, не дожидаясь вызова, прийти и получить повестку на медицинское освидетельствование.
  5. Не пришли в военкомат по подписанной повестке.

Помощь в получении военного билета после 27 лет в Санкт-Петербурге и Ленобласти

Если вы из Санкт-Петербурга или Ленобласти, мы готовы помочь вам в получении военного билета после 27 лет. Наши юристы проанализируют вашу ситуацию, дадут оценку взаимоотношениям с военкоматом и спрогнозируют решение призывной комиссии о выдаче справки или военного билета. Мы проконсультируем вас по вопросам взаимодействия с должностными лицами, сопроводим в военкомат на медицинское освидетельствование и поможем подготовить все необходимые для военкомата документы.

Если у вас есть риски получить справку уклониста вместо военного билета, но вы еще не проходили призывную комиссию— юрист будет добиваться выдачи военного билета в досудебном порядке. Если призывная комиссия уже вынесла решение о выдаче справки — мы обжалуем это решение в суде. Юрист подготовит и отправит исковое заявление, выступит от вашего лица на предварительном слушании и представит ваши интересы во время основного заседания. За всю историю компании мы не проиграли ни одного дела по обжалованию решения о выдачи справки уклониста.

Стоимость услуги фиксирована — 50 000 рублей — и не изменяется в процессе работы, даже если требуется обращение в суд. Возможна оплата по частям. Узнать подробности или записаться на встречу с юристом можно по телефону 8 (800) 333-53-63.

Военный билет для работы

6 минут Автор: Елена Павлова 145

  • Военный билет как один из документов при приеме на работу
  • Зачем требуют документ
  • Можно ли работать без ВБ
  • Как трудоустроиться, если утерян ВБ
  • Что делать, если вам отказали в трудоустройстве без военных документов?
  • Видео по теме

Приём на работу – это процедура, которая регламентируется законодательством. Согласно нормативам процесс трудоустройства имеет свой порядок, который обязателен для исполнения обеих сторон – соискателя и работодателя. Такие же требования предъявляются и к документам, которые лицо, желающее устроиться на работу, обязано предоставить.

Военный билет (ВБ) при приеме на работу – это одна из главных бумаг, которыми интересуются работодатели. Для чего обязательно нужен военник при трудоустройстве? Объясняется это тем, что за ведение воинского учёта в организации руководитель и кадровик несут ответственность, вплоть до уголовной.

Военный билет как один из документов при приеме на работу

В соответствии с правовыми актами принадлежность гражданина к военнослужащим можно обосновать двумя документами – приписным удостоверением и военным билетом. Закреплено это положение статьёй 65 ТК.

Согласно Трудовому кодексу при трудоустройстве соискатель должен предоставлять оригинал бланка или его заверенную копию. Документ в некоторых случаях забирают под ответственное хранение, но чаще просто делают ксерокс для Ф2.

Какие страницы должны быть в предъявленной копии? Практически все, так как необходимо предоставить следующие данные:

  • Хорошо различаемая серия и номер формуляра. При использовании этих данных можно определить подлинность этого документа.
  • Выводы членов военкоматной комиссии.
  • Информация о службе (дата призыва и увольнения, а также наименование части, в которой мужчина проходил службу).
  • Личные сведения военнообязанного – ранения, присвоенные звания, полученные в период службы награды.
  • О военном сборе обладателя ВБ.
  • О зачислении в резерв (или наличии брони).
  • Физические показатели.
  • Штампы о предыдущей постановке и снятии на учёт.
Читайте также:
Средняя зарплата учителей

То есть должны присутствовать все страницы формуляра. Если кандидат добровольно не предоставляет военный билет со всеми документами, то работодатель правомочен его запросить.

Таким образом, если бланк причисления к ВУ у соискателя отсутствует, то работодатель может отказать ему в трудоустройстве. При этом причина отсутствия документа не важна. Как правило, об истинных причинах непринятия на работу прямо не сообщается во избежание разбирательств с трудовой инспекцией.

Зачем требуют документ

Предъявленный один из документов даёт право работодателю передать сведения в райвоенкомат о гражданине после его устройства на работу. Срок передачи данных о вновь трудоустроенном человеке регламентирован и составляет не позднее 2-х недель. При нарушении сроков отдел кадров будет нести ответственность по КоАП (ч. 3 ст. 21.4)

Военкоматом полученные данные берутся в разработку, и особа ставится на воинский учёт по месту работы. Сведения о человеке проверяются сотрудниками военкомата в обязательном порядке.

Данные нормативы предусмотрены в п.23 «Положения о воинском учете», и при отсутствии военного билета официальное трудоустройство практически невозможно. Подробная информация, указанная в документе, должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.

Также проверка наличия воинского бланка производится по следующим причинам:

  • Наличие записей в документе об ограничениях в прохождении (например, с категорией В) службы могут показать, что потенциальный сотрудник не годен для вакантной должности.
  • Работник может быть в любую из призывных кампаний призван на службу, что приведёт к остановке производственного процесса на время поиска ему замены.

Ответственный сотрудник организации при приёме кандидата на работу обязан осуществить такие действия:

  • Ознакомиться с наличием в паспорте штампа о воинской повинности.
  • Сверить данные паспорта со сведениями, прописанными в ВБ.
  • Заполнить личную карточку сотрудника, внеся туда первичные данные из билета. А впоследствии и изменения, которые, возможно, будут происходить. Обязанность за хранение этого бланка лежит на ответственном за ведение ВУ человеке.
  • При приёме кадровик ведёт разъяснительную работу о наличии на предприятии воинского учёта и наказаниях за недостоверность его ведения.

На основании полученного от работника военного билета кадровик берёт на себя следующие обязательства:

  1. При выявлении ошибок в ВБ или обнаружении поддельного документа сообщить об этом в райвоенкомат.
  2. Выявлять лиц-уклонистов, избежавших остановки на воинский учет.
  3. Предоставлять данные о любом сотруднике при запросе из военкомата.
  4. Перед началом каждой призывной кампании отправлять в комиссариат сведения о юношах призывного возраста.

Приём на работу без военного билета не в интересах руководства компании, так как это лишняя обязанность за которую придётся отвечать. Устраивая на предприятие соискателя без военного билета, работодатель нарушает руководства статьи 5.27 КоАП РФ.

За это предполагаются следующие штрафы:

  • от 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
  • в пределах 5 000-10 000 для СПД;
  • максимальные размеры предусмотрены для юридических лиц – от 50 000-100 000 рублей.

Конкретной методики для определения размера штрафа не существует. В разных регионах эта сумма может варьироваться и изменяться.

Воинский учёт работников

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Читайте также:
Нулевой 6-НДФЛ: нужно ли сдавать, если нет начислений зарплаты

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
  • Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
  • Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Читайте также:
Налоговый агент по НДФЛ: кто является

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Читайте также:
Какие самые востребованные профессии в России: уровень заработных плат

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция 2021

  • Организация воинского учета и его предназначение
  • Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация
  • Инструкция по ведению воинского учета в организациях
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году
  • Приказ об организации воинского учета: образец
  • Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
  • Итоги

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Читайте также:
Средняя зарплата в Японии

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

Читайте также:
Может ли директор работать по совместительству: в своей, в другой организации

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

  • за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Читайте также:
Образец искового заявления о взыскании заработной платы

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

Читайте также:
Самозанятые граждане: кто это и что это значит

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: