Квота для приема на работу инвалидов – для кого и как она устанавливается

Сотрудник‑инвалид в организации: прием на работу, льготы работодателям, начисление зарплаты, налоги и взносы

Появление в штате сотрудника, имеющего инвалидность, вызывает вопросы даже у опытных кадровиков и бухгалтеров. Как правильно заключить с ним трудовой договор? Какие льготы предоставить? Как начислять зарплату, платить налоги и страховые взносы? Какие дополнительные права и обязанности появляются у работодателя? Ответы на все эти вопросы — в нашей статье.

  1. Кто признается инвалидом
  2. Льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов
  3. Квота для приема на работу
  4. Требования к условиям труда для инвалидов
  5. Прием на работу инвалида
  6. Начисление зарплаты инвалидам
  7. Ответственность работодателя

Кто признается инвалидом

Определение термина «инвалид» дано в статье 1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Человек считается инвалидом, если он имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Признать гражданина инвалидом может бюро медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма устанавливается I, II или III группа инвалидности, а если человек не достиг 18 лет — категория «ребенок-инвалид» (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.06 № 95). Отличается и срок, на который в общем случае «дается» инвалидность. Так, I группа устанавливается на два года, а II и III — на один год (п. 9 Правил).

ВНИМАНИЕ

Срок инвалидности истекает 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование, то есть проведение очередной медико-социальной экспертизы (п. 12 Правил).

Вести кадровый учет в веб‑сервисе, заполнять и сдавать СЗВ‑ТД через интернет

Льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов

Для работодателей, у которых трудятся лица с ограниченными возможностями, предусмотрены некоторые льготы по налогам и страховым взносам. Также им могут выдаваться субсидии.

Налогообложение

Если работодателем является организация — плательщик налога на прибыль, то при соблюдении определенных условий она может уменьшить доходы на расходы, потраченные на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Речь идет о затратах, связанных с обеспечением социальной защиты инвалидов (см. справку). Учесть расходы можно при соблюдении двух условий: инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности, а на оплату их труда приходится не менее 25% от общего объема выплат работникам.

СПРАВКА

Согласно статье 264 НК РФ, целями социальной защиты инвалидов признаются:

  • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
  • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация рабочих мест для надомников);
  • обучение и трудоустройство инвалидов;
  • изготовление и ремонт протезных изделий;
  • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (в том числе приобретение собак-проводников);
  • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  • защита прав и законных интересов инвалидов;
  • проведение мероприятий по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные);
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
  • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
  • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
  • осуществление взносов общественным организациям инвалидов на их содержание.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Каких-либо льгот по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, имеющих в своем составе работников-инвалидов, на федеральном уровне не предусмотрено. Также наличие в штате людей с ограниченными возможностями не дает преференций при уплате налогов в рамках специальных режимов — УСН, ЕСХН и ПСН.

ВНИМАНИЕ

Лица, являющиеся инвалидами с детства, а равно инвалиды I и II групп имеют право на стандартный вычет по НДФЛ в размере 500 руб. ежемесячно (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальное страхование

С выплат работникам, имеющим любую группу инвалидности, взносы в ФСС на «травматизм» начисляются в размере 60% страхового тарифа, установленного для организации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.12.05 № 179-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 22.12.20 № 434-ФЗ). Льгот по остальным страховым взносам для организаций, использующих труд инвалидов, не предусмотрено.

Заполнить и сдать через интернет 4‑ФСС по действующей форме

Еще одна особенность связана с выплатой инвалидам пособия по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом). Таким лицам больничные перечисляются не более 4-х месяцев подряд или не более 5-ти месяцев в календарном году (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Это означает, что по одному заболеванию или по одной травме (вне зависимости от количества оформленных в этом случае бюллетеней) пособие выплачивается не более чем за 4 месяца (отсчет ведется со дня выдачи первого больничного). По всем таким случаям, произошедшим в течение календарного года, пособие начисляется не более чем за 5 месяцев.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

ВАЖНО

Исходя из конструкции указанной нормы (использование союза «или»), данные лимиты являются взаимоисключающими. Соответственно, если сотруднику-инвалиду пособие выплачено с учетом лимита в 4 месяца подряд, то второй лимит (5 месяцев за календарный год) значения не имеет. Права на получение пособия за «оставшийся» месяц у сотрудника нет.

Читайте также:
Льготы и выплаты героям России: какие положены

С 2022 года пункт 3 статьи 6 закона № 255-ФЗ будет действовать в новой редакции: положение о выплате больничных не более 4-х месяцев подряд исключается. Как и сейчас, пособие (за исключением выплаты за первых 3 дня болезни) будет назначать и перечислять ФСС. Необходимые для этого сведения должен передать работодатель (см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям»).

Сформировать и сдать в ФСС документы для выплаты пособий Сдать через интернет

Субсидии для работодателей

На федеральном уровне каких-либо специальных субсидий организациям, использующим труд инвалидов, не предусмотрено. Однако такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы. В частности, в рамках региональных госпрограмм субсидии часто выдаются на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов.

Квота для приема на работу

Квотирование — это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц. Как указал Верховный суд в определении от 11.05.11 № 92-Г11-1, квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Основанием квотирования рабочих мест для инвалидов является статья 21 Закона № 181-ФЗ.

Данной статьей введены следующие нормы квотирования:

  • в организации с числом работников больше 100 человек — от 2% до 4% среднесписочной численности;
  • в организации с числом работников от 35 до 100 человек — не выше 3% среднесписочной численности.
ВАЖНО

При расчете квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным (ч. 2 ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

Для компаний с меньшей численностью персонала и предпринимателей обязательное квотирование не устанавливается.
Конкретный размер квоты определяют власти субъекта РФ. В связи с этим если головной офис организации и ее филиал (представительство) находятся в разных местностях, квоты для организации и для обособленного подразделения рассчитываются отдельно (определение ВАС РФ от 03.09.12 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

Также важно учесть, что в квоту включаются рабочие места, на которых уже трудятся инвалиды (определение ВС РФ от 11.05.11 № 92-Г11-1). Другими словами, число рабочих мест, которое должно быть зарезервировано в пределах нормы квотирования, уменьшается на число рабочих мест, которые уже заняты инвалидами.

Составлять локальные акты по готовым шаблонам и готовить всю кадровую отчетность

Требования к условиям труда для инвалидов

Такие требования прописаны в статье 23 Закона № 181-ФЗ. В частности, установлено, что работодатель обязан создать для каждого инвалида те условия труда, которые предусмотрены его индивидуальной программой реабилитации или абилитации. При этом для инвалидов I и II групп в любом случае вводится сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением работника-инвалида (абз. 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ).

ВАЖНО

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).

Также нужно помнить, что инвалид имеет право на удлиненный ежегодный отпуск — его продолжительность не может быть меньше 30 календарных дней (п. 5 ст. 23 закона № 181-ФЗ). Помимо этого, работодатель обязан по заявлению инвалида предоставить ему в любое время отпуск без сохранения зарплаты. Общая продолжительность такого отдыха — до 60 календарных дней в рабочем году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ, письмо Минтруда от 06.10.16 № 14-2/ООГ-8948).

Бесплатно рассчитать зарплату и отпускные в веб‑сервисе

Прием на работу инвалида

Для оформления на работу инвалид должен принести те же самые документы, что и другие соискатели. Медицинские документы, подтверждающие статус инвалида, он предъявляет только по собственному желанию. Работодатель не вправе их требовать даже если инвалидность соискателя очевидна (ст. 65 ТК РФ).

Это правило не действует, если инвалид трудоустраивается в счет квоты на специальное рабочее место (ст. 24 Закона № 181-ФЗ). В этом случае у соискателя нужно запросить документы, подтверждающие инвалидность. Также работодатель вправе знать, какие требования предъявляются к рабочему месту, где может трудиться этот человек (обычно они указаны в программе реалибилитации или абилитации, либо в медзаключении).

Сам трудовой договор с таким сотрудником заключается в обычном порядке (см. «Трудовой договор с работником: образец 2020 года, скачать бланк»). Инвалидность не является поводом для оформления срочного трудового договора. Исключение составляет ситуация, когда временный характер работы рекомендован медицинским заключением (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При составлении текста договора с работником-инвалидом нужно, помимо прочего, отразить условия его работы, а также сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха, которые у инвалида, как отмечалось выше, отличаются от общепринятых (ст. 57 ТК РФ).

Составить и распечатать трудовой договор

Начисление зарплаты инвалидам

Несмотря на то, что продолжительность рабочего времени для инвалидов I или II группы не должна превышать 35 часов в неделю, заработная плата им выплачивается в полном размере, а не пропорционально отработанному времени.

Читайте также:
Проценты отчислений в Пенсионный Фонд с зарплаты

Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни осуществляется работникам-инвалидам в общем порядке, установленном статьей 149 ТК РФ.

Ответственность работодателя

За нарушение трудовых прав инвалидов (в т.ч. невыплату зарплаты, непредоставление отпусков, незаконное привлечение к сверхурочной или ночной работе, а равно за невыполнение положений медзаключения об условиях труда и требованиях к рабочему месту) работодатель несет такую же ответственность, как и в отношении прочих сотрудников. Напомним, что это может быть административная ответственность (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ) или материальная (ст. 236 ТК РФ).

Отдельные штрафы установлены за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах квоты. Штраф для должностных лиц компании составит от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Нарушением будет несоздание специальных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты или невыделение таких мест из уже имеющих (т.е. отсутствие соответствующих документов о квотировании — см. постановление ВС РФ от 08.04.14 № 32-АД14-2). Также штраф выпишут за необоснованный отказ в приеме на работу на эти места. Если отказ связан с деловыми качествами соискателя или медицинскими показаниями, то состава правонарушения не будет (ст. 64 ТК РФ; п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом ВС РФ 17.06.20). Кроме того, ответственность за нарушения в данной сфере может устанавливаться региональным законодательством.

Что означает квотируемое рабочее место

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что такое рабочая квота?
  2. Законодательное регулирование квотирования
  3. Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
  4. Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
  5. Квотирование для работодателя
  6. Права квотирующего работодателя

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.
    Читайте также:
    Профессия кинолога — что это такое, описание профессии, доходы и перспективы

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Квота для приема на работу инвалидов – для кого и как она устанавливается

    31.10.2019 Обычная важность

    О том, что создание рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью является обязанностью работодателей, наверняка хотя бы раз слышал каждый из них. Но у сотрудников отделов кадров постоянно возникают вопросы по этой теме. Сегодня рассмотрим и дадим ответы на самые популярные из них.

    Кто и в каком размере обязан квотировать рабочие места?

    В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области № 502-п от 14.12.2018г. каждая организация со списочной численностью НЕ МЕНЕЕ 35 ЧЕЛОВЕК обязана выполнить квоту по трудоустройству граждан с инвалидностью в размере 3% от среднесписочной численности работников с учетом ранее принятых на работу инвалидов. При этом работодатели со средней списочной численностью свыше 100 человек обязаны создать СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА для трудоустройства инвалидов в размере не менее 0,3% от среднесписочной численности работников.

    При расчете квоты НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда относятся к вредным и/или опасным. Также при исчислении квоты не учитываются работники филиалов, представительств и обособленных подразделений вне места нахождения работодателя.

    От обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов освобождены:

    · общественные объединения инвалидов;

    · организации, созданные общественными объединениями инвалидов;

    · хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Читайте также:
    Крупная сделка для ООО - как посчитать

    Пример расчета квоты

    При расчете количества квотируемых рабочих мест округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    Например, среднесписочная численность работников предприятия составляет 264 человек.

    Размер квоты для инвалидов: 264 / 100 х 3 = 7,92.

    Это значит, что квота для компании – 7 человек.

    Обязанности работодателя в обеспечении занятости инвалидов

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. От 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/e9913027bb12ac8a121cc11289ee4aa7b8bd6c5c/) работодатель должен:

    · создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, которые содержат сведения о данных рабочих местах;

    · создавать необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида;

    · предоставлять информацию в службу занятости.

    Для того чтобы квота считалась выполненной, достаточно только зарезервировать рабочее место для трудоустройства инвалидов?

    В соответствии со ст.8 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (http://docs.cntd.ru/document/802047915) квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. То есть, если квотируемая вакансия остается открытой, то квота считается невыполненной.

    Также обращаем внимание, что НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ в Центр занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов рассматривается как НЕВЫПОЛНЕНИЕ КВОТЫ.

    Если в связи со спецификой предприятия выделение или создание таких рабочих мест невозможно?

    В таком случае в качестве варианта выполнения квоты можно рассмотреть ФИНАНСИРОВАНИЕ рабочего места в другой организации в соответствии с заключенным договором.

    Алгоритм создания квотируемых рабочих мест

    1. Установить среднесписочную численность работников компании
    2. Если она составляет не менее 35 человек, рассчитать количество квотируемых рабочих мест (3%)
    3. Создать и утвердить локальный нормативный акт о квотировании
    4. Трудоустроить на созданные рабочие места граждан с инвалидностью в соответствии с рекомендациями к труду в карте ИПРА
    5. Отчитаться о созданных квотируемых рабочих местах и трудоустроенных инвалидах в Центр занятости населения по месту регистрации предприятия

    Напоминаем,

    что для вашего удобства предоставлять информацию можно в электронном виде через Интерактивный портал Департамента труда и занятости населения Тюменской области (http://czn.admtyumen.ru).

    По вопросам трудоустройства граждан, имеющих инвалидность, обращайтесь в Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района: ул. Республики, 204 В, корп. 3. Телефон: 8 (3452) 27-33-22, 27-36-05.

    Памятка работодателю по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов

    1. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

    Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

    Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

    Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

    Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

    Закон Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила»);

    Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

    Постановление Правительства Хабаровского края от 12.12.2015 № 430-пр «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в Хабаровском крае»;

    Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 04..08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций»;

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

    Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления»;

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»;

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

    Читайте также:
    Профессия эколога — описание, перспективы, зарплата и востребованность

    2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

    Квота для приема на работу инвалидов – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить.

    Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

    Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

    Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 05-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Трудоустройство инвалидов осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

    Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждена приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

    Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для инвалидов сокращенную продолжительность рабочего времени, ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам, не привлекать их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году и т.п.

    3. Резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

    Резервирование рабочих мест для инвалидов – это выделение организацией (работодателем) рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

    При резервировании можно использовать Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций», а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов.

    Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости. Во втором случае работодатели подают сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме согласно приложению № 4 к «Административному регламенту предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденному приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 10.09.2013 № 100.

    Работодатели обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения по месту нахождения организации информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (в соответствии приложением № 2, утвержденного приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 29.09.2014 № 126 «Об утверждении порядка представления работодателями информации, предусмотренной законодательством о занятости, в государственные учреждения службы занятости населения Хабаровского края»).

    4. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

    Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида – это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    В Хабаровском крае минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации, численность работников которой составляет более 100 человек, установлено в количестве одного специального рабочего места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Оснащение (дооснащение) рабочего места (в т.ч. специального) для трудоустройства инвалидов осуществляется с учетом требований охраны труда, а также Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30, приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

    Санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда, обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

    Читайте также:
    Приказ об увольнении – по собственному желанию и иным основаниям, форма Т-8

    5. Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

    Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях осуществляет управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на основании Административного регламента, утвержденного приказом управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края от 19.05.2016г. № 16-П.

    Контрольные полномочия осуществляются в соответствии с Федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 181н, на основании утвержденного прокуратурой плана проверок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

    За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    В случае непредставления или несвоевременного представления работодателем сведений о квотировании, резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Работодателю: возможные способы реализовать квоты для трудоустройства инвалидов

    Е. А. Юрова
    автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

    В марте текущего года Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда”» утверждена новая программа обеспечения конституционной нормы равных прав на труд каждого гражданина. Вступление в силу государственной программы актуализирует действующее законодательство и инициирует множество проверок соответствующих органов, в том числе с использованием непривычных для большинства работодателей способов проверок – мониторинг и проверка без участия субъекта проверок. Учитывая, что все государственные программы прямо или косвенно реализуются силами работодателей, в настоящей статье мы рассмотрим возможные способы организации рабочих мест для определенного квотой количества граждан, у которых частично утеряна работоспособность и установлена инвалидность.

    Правовое регулирование квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

    Обязанности работодателя по обеспечению инвалидов рабочими местами регламентируются законодательными актами различного уровня регулирования, а именно: федеральным, региональным и местным законодательством.

    Федеральное законодательство определяет предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”), способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    • установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
    • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
    • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
    • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
    • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
    • организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Данная правовая норма содержит прямое указание на определение органами государственной власти именно субъектов Российской Федерации порядка проведения специальных мероприятий обеспечения трудовой занятости.

    Для реализации данной нормы Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» статьей 1 устанавливает обязанность работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квотировать для приема на работу инвалидов (далее по тексту – квота) рабочие места в размере 2,5% среднесписочной численности работников, выделяя работодателей – общественные объединения инвалидов и образованные ими организации – освобождая их от соблюдения данной квоты.

    Точное определение квоты дает Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1: «квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории».

    Продолжая изучение Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», можно убедиться (ст. 1-1), что «работодатели соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах», а значит, в отдельном нормативном локальном акте следует определить как данный работодатель квотирует рабочие места, осуществляет резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, принимает участие в программах создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; самостоятельно создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов, организует обучение инвалидов новым профессиям. Отсутствие нормативного локального акта, описывающего исполнение работодателем требований федерального, регионального законодательства, может повлечь возбуждение об административном правонарушении со всеми последствиями.

    Читайте также:
    Корпоративное волонтёрство в России – что это такое

    Практическое исполнение требований по квотированию рабочих мест для инвалидов

    Понимая особенности различных видов экономической деятельности, наличие фактического дефицита рабочей силы, необходимость реализации конституционных прав инвалидов и возникающие в связи с этим сложности, законодатель помимо фактической организации соответствующих рабочих мест предлагает работодателю правые способы реализации в Санкт-Петербурге установленных законодательством требований:

    1. «заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;
    2. заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;
    3. создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями».

    → Возможность предоставления частным агентством занятости труда работников, в частности инвалидов, предусмотрена статьей 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, пунктом 2 определяющей отдельный вид договора о предоставлении труда работников (персонала) как договор, «по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем». Существенным ограничением реализации данной нормы предоставления труда является прямой запрет Трудового кодекса Российской Федерации на заемный труд, т.е. «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника» (ст. 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ). Данный запрет однозначно определяет условия, при которых нельзя привлекать к трудовой деятельности инвалидов, но и определяет условия (глава 53.1 ТК РФ), когда два юридических лица могут заключить договор по предоставлению труда работников (персонала), направив временно работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

    При временном направлении работников к другому работодателю для выполнения вмененной работнику трудовой функции следует учитывать и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации, такие как статья 67 ТК РФ, которая определяет момент заключения трудового договора: «работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя», – обязывая работодателя в этом случае оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, и статья 166 ТК РФ, признающая «служебной командировкой – поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы». Приведенные нормы ТК РФ обязывают стороны договора по предоставлению труда работников (персонала) не только отразить предмет договора, но и до заключения юридическими лицами договора гражданско-правого характера о временном направлении работников к другому работодателю (далее по тексту – договор ГПХ), внести соответствующие сведения:

    • в текст трудового договора с временно направляемым работником условия выполнения вменяемой ему трудовой функции, детализировав, что данный трудовой договор заключается для временного предоставления труда данного работника иным работодателям, что, соответственно, не является основанием для заключения трудового договора с юридическим лицом, в пользу которого данная трудовая функция выполняется, к тому же временное предоставление труда работника не является его командированием;
    • в должностные инструкции как временно направляемых работников, так и работников, курирующих их труд, однозначно определив полномочия, ответственность каждого, исключив возможность переквалификации договора ГПХ в фактические трудовые отношения;
    • в правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные локальные акты каждой из сторон договора ГПХ, отдельно и однозначно определив условия выполнения договора ГПХ как способ реализации заявленного каждым юридическим лицом вида экономической деятельности,
    • в документы по обеспечению безопасных условий и охраны труда, убедившись, что работник, которому установлена инвалидность, осуществляет труд в условиях, определенных индивидуальной программой реабилитации (абилитации), с предоставлением данной категории граждан всех законодательно предписанных компенсаций и гарантий.

    → Способ организации рабочих мест путем заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места другой организацией подразумевает заключение между юридическими лицами договора аренды квотируемого рабочего места, что по аналогии с рассмотренным выше способом трудоустройства инвалидов, подразумевает заключение договора гражданско-правого характера об аренде рабочего места с включением в текст данного договора всех требований к данному рабочему месту, отражением в документах трудовых отношений условий выполнения работником вменяемой трудовой функции, регулированием локальными нормативными актами особенностей труда инвалида на арендованном рабочем месте, с обеспечением безопасных условий и охраны труда на рабочем месте, что в совокупности подтверждается и бухгалтерскими документами.

    → Способ создания совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями подразумевает условия взаимодействия юридических лиц на условиях общей собственности имущества, в данном случае определенного рабочего места. Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)», а значит, работодатели вправе организовать рабочее место по любому (долевая собственность или совместное владение) удобному им способу. При организации совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями следует учитывать, что данное рабочее место создается для трудоустройства определенного физического лица, а значит, организация труда нескольких человек на данном рабочем месте может осуществляться только в режиме неполного рабочего времени или в режиме сменной работы, ибо в один момент времени на одном рабочем месте может трудиться только один работник, что следует из комплексного применения статей 21, 57, 81, 142, 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Организация труда на данном рабочем месте также подразумевает отражение специфики выполнения трудовой функции инвалидом как в индивидуальных документах трудовых отношений, так и в нормативных локальных актах работодателя, аналогичных рассмотренным выше с обеспечением безопасных условий и охраны труда каждому работающему.

    Читайте также:
    Профстандарт кладовщика – должность, регулирование

    Несмотря на наличие нескольких способов реализации требований законодательства к созданию квотированных рабочих мест для инвалидов, работодатель в основном пользуется только одним – организует рабочее место для инвалида на своем предприятии, что зачастую создает значительные ограничения для трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, т.к. данное место, как правило, организуется под конкретного человека в офисных помещениях или подразумевает низкоквалифицированный труд. Современные технологии, актуальная правовая база позволяют работодателю превентивным порядком продумать возможные способы организации труда работников для обеспечения максимально возможного труда инвалидов различных клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических способностей выполнения трудовых функций, тем самым не только выполняя ужесточающиеся требования законодательства, но и обеспечивая себя человеческим ресурсом, способным к длительному и благодарному труду.

    Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)?

    • Что значит «квотируемое рабочее место»?
    • Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА
    • Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность
    • Итоги

    Квотируемое рабочее место – что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве – узнаете из данной статьи.

    Что значит «квотируемое рабочее место»?

    Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

    Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

    На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

    Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

    • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
    • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

    Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

    В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

    Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

    Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА

    Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

    В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

    Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

    Читайте также:
    Пятидневная рабочая неделя с двумя выходными

    Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

    Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

    Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность

    Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах – что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

    Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

    Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

    Итоги

    Итак, теперь мы знаем, что это такое – квотируемые рабочие места и каким образом законодатель регулирует их выделение. Наибольшей защищенностью в данном аспекте обладают граждане с ограниченными возможностями. Их право на рабочее место по квоте закреплено в федеральных законах. В свою очередь, в субъектах РФ аналогичное право установлено также для многих других категорий граждан. Неисполнение фирмой требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов может повлечь штрафные санкции в соответствии с положениями КоАП РФ, а также принятыми нормами регионального законодательства, которые к тому же могут отражать факт наличия соответствующих привилегий у других категорий граждан.

    Узнать больше о специфике принимаемых законодателем и работодателями мер социальной поддержки сотрудников предприятий вы можете в статьях:

    Что означает квотируемое рабочее место

    Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Что такое рабочая квота?
    2. Законодательное регулирование квотирования
    3. Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
    4. Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
    5. Квотирование для работодателя
    6. Права квотирующего работодателя

    Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

    Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

    А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

    Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

    Что такое рабочая квота?

    Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

    Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

    Законодательное регулирование квотирования

    Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

    • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
    • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

    Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

    Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

    Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Читайте также:
    Проверка на полиграфе при приеме на работу – вопросы, суть проверки на детекторе лжи

      Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: