Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Конфликт интересов на государственной службе

Окружающие люди часто замечают конфликты интересов на государственной службе у коллег. Однако проблемы формируются, когда такие ситуации имеют скрытый характер. Своевременное выявление предотвращает снижение репутации не только в отношении одного человека, но и системы в целом.

Расшифровка понятия

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, включающее получение личной выгоды за счет влияния на процессы по принятию решений. Ставя во главу угла собственный или интерес лиц с родственными связями, служащий организации наносит ущерб обществу и/или компании.

Данная проблема актуальна в отношении не только частного предпринимательства, но и в кругу муниципальных предприятий. Законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты концернов устанавливают требование в разрешении таких случаев. При этом проблема остро стоит в предотвращении конфликта интересов на государственной службе у чиновников. Мероприятия по борьбе и процедура урегулирования закреплены в ФЗ № 273.

Сфера распространения

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе. Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества. Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Признаки и виды

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

Стандартные случаи столкновения профита и методы урегулирования

Минздравсоцразвития Российской Федерации провело несколько исследований, а также анализ по выявлению конфликтов интересов на государственной службе. Проанализировав полученные сведения о деятельности комиссии за 11 год, были опубликованы результаты о распространенных случаях.

Так, наиболее часто возникают столкновения потребностей на фоне:

  • мероприятий и решений, принимаемых в отношении близких лиц с родственными узами, партнеров и товарищей;
  • деятель, трудящийся в муниципалитете, выполнял другие работы и платные услуги, в т. ч. получение привилегий, даров;
  • нахождение в собственности ценных бумаг, банковских вкладов и т. п.;
  • трудоустройство после расторжения трудового контракта с муниципальным учреждением;
  • выполнение отдельных обязанностей, в т. ч. контроль в области закупок продукции;
  • нарушение введенных законодателем ограничений;
  • другое.

Подчиненность или подконтрольность лиц, с родственными узами

Конфликт интересов на государственной службе на примере получения выгоды у сотрудника муниципального предприятия. Так, работник предприятия может трудиться в отделе кадров и принять решение в оформлении на работу своего родственника. Безусловно, здесь речь может идти и в отношении иных лиц, от которых служащий теоретически способен получать прибыль.

Человек входит в состав комиссии, рассматривающей кандидатов на должность. Одним из соискателей является его друг или брат. У сотрудника предприятия есть обязанность — выполнять функции по подбору штата и принимать решение в трудоустройстве.

В качестве меры предупреждения столкновения потребностей гражданин обязан направить уведомление в письменном формате. В заявлении нужно обрисовать проблему и изъявить просьбу об отстранении в данном случае от выполнения обязанностей по службе. Вышестоящий руководитель обязан удовлетворить просьбу работника.

Обращение должностного лица или его родни в госорган, в котором человек трудится

Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

Столкновение на фоне выполнения надзорных функций

В качестве предупреждения конфликтов интересов на государственной службе по закону работнику рекомендуется:

  • в ходе выполнения обязанностей по надзору воздерживаться от советов по устранению нарушений;
  • направлять уведомление о снятии обязанностей в письменной форме;
  • действовать в соответствии с положениями Федерального закона № 273.

Выполнение другого оплачиваемого труда

Конфликт интересов на государственной службе, это ситуация, при которой непосредственно сотрудник или его близкие люди планируют предоставление услуг фирме. То есть заключается отдельный договор на выполнение услуг.

Такая ситуация не критична, но требует составления уведомления на имя руководителя организации. При этом вышестоящий коллега не может заставить аннулировать контракт. Руководитель подразделения уполномочен рекомендовать отказать от исполнения таких обязанностей.

В собственности находятся ценные бумага, вклады, паи

Если у сотрудника предприятия имеются ценные бумаги, принадлежащие этой компании, то следует уведомить руководство об их наличии. Кроме того, работник обязан совершить такие же действия, если бумаги или вклады зарегистрированы на имя его родственников.

Мера урегулирования заключается в делегировании управления активами другому лицу. Дополнительно предприятие может инициировать рассмотрение вопроса на тему отчуждения. Кроме того, примеры столкновения интересов происходят, если гражданин имеет банковский вклад. При этом осуществляются управленческие функции в отношении учреждении.

Область закупки товаров, выполнение услуг

Порядок урегулирования конфликтов интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 ФЗ № 273. Так, вышестоящие коллеги обязаны совершить следующие действия:

  1. Комиссия по закупкам продукции устраняет участника аукциона или торгов в принятии решения о поставщике.
  2. Если государственный контракт заключен после обнаружения столкновения потребностей, то договор аннулируется.

Порядок получения подарков и действия сотрудника

Подарки, врученные представителями организации или гражданскими лицами, госслужащему — предмет спорной ситуации. Конфликт интересов разрастается, если в текущем моменте сотрудник принимает решение в отношении компании. В качестве предотвращения патовой ситуации законодатель рекомендует отказаться от принятия благ.

Читайте также:
Расходы на оплату труда — что это такое, что в них включают, формула расчета

Исполнение отдельных функций госуправления в отношении родственников и/или других лиц, в отношении которых есть личный профит у госслужащего

Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

  • отца и/или матери;
  • мужа или жены;
  • ребенка;
  • братьев, сестер;
  • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

Споры по имущественным обязательствам и разбирательством в суде

Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

  • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
  • служащему следует уведомить руководителя.

Отношения с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы

Руководителю должностного лица рекомендуется провести анализ отношений между сотрудником и бывшим работодателем. В случае высокого риска развития столкновения профита в ходе исполнения должностных функций, данного служащего необходимо отстранить. При этом работник может продолжать трудиться, но выполнение обязанностей в отношении бывшего места работы должны быть прекращены.

Нарушения запретов, установленных в законе

Государственным работникам воспрещено публиковать и применять информацию, полученную в ходе выполнения управленческих функций. Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 273 запрещено разглашение тайных сведений, в т. ч. неконфиденциальных данных. Если на информацию наложен временный запрет, то сотрудник должен отказаться от использования ее в личных целях.

Шаблон уведомления

Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

  1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
  2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
  3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
  4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
  5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
  6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

Методы урегулирования конфликтов по интересам

Сотрудник предприятия вправе использовать рекомендации, установленные в статье 11 ФЗ № 273. Дополнительно разрешается использовать другие методы предупреждения и урегулирования столкновения профита в ходе службы.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Самостоятельно оформить отвод в добровольном порядке.
  2. Отказаться от получения выгоды, которая стала причиной развития ситуации.
  3. Передать ценные бумаги другому лицу для управления либо инициировать процедуру отчуждения.
  4. Написать отказ от исполнения другого оплачиваемого труда.
  5. Отказаться от приобретения услуг у граждан или компаний, в отношении которых работник исполняет функции надзора, если это противоречит ФЗ № 273.
  6. Не использовать полученные сведения в ходе исполнения должностных функций. Сохранять конфиденциальность во всех ситуациях, установленных в законодательстве.
  7. Написать заявление о переводе на другую должность или сделать самоотвод в качестве выполнения функций в отношении компании. Здесь учитывается увольнение сотрудника и трудоустройство в другой организации.

Таким образом, госслужащие обладают необходимыми инструментами и рекомендациями для предотвращения столкновения профита на работе. Действуя согласно ФЗ № 273, работник организации способен противодействовать коррупции.

Что такое конфликт интересов

И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Конфликт интересов с точки зрения закона

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Курс о больших делах

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Читайте также:
Корпоративное управление юридическим лицом – что это

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

  1. Служащий занимает определенную должность.
  2. Он или его близкий родственник может получить выгоду.
  3. Служащий может нарушить интересы общества и государства.

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка;
  • работники, которые замещают должности в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, ПФР, фондах социального и обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
  • другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

  • члена совета директоров;
  • единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
  • контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
  • лица, который вправе давать компании обязательные указания.

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

  • 100% акций принадлежит одному лицу, и он же является директором компании;
  • идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
  • компания выкупает собственные акции;
  • компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
  • в сделке заинтересованы все акционеры;
  • сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.

Примеры конфликта интересов

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

В ООО и АО. Президент ПАО «А» заключил договор поставки авто по себестоимости с дилером — ООО «Б» . Члены совета директоров ПАО «А» сделку одобрили. Но ООО «Б» принадлежит президенту и членам совета директоров ПАО «А».

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года № 62н. Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра финансов РФ , который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

  1. Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
  2. Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
  3. Родственниках, из-за которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
  4. Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
  5. Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.
Читайте также:
Льготы инвалидам 1,2,3 группы в Москве и Московской области

Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

  1. Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
  2. Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
  3. Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
  4. Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
  5. Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

  1. Имеет ли место коррупция.
  2. К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
  3. Риски действий при конфликте интересов. Например, приведет ли действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
  4. Добросовестно ли служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

  1. Понятие конфликта интересов.
  2. Обязанности работника, в том числе по уведомлению.
  3. Порядок уведомления.
  4. Способы урегулирования конфликта интересов: например, самоотвод, ограничение доступа к информации, одобрение действий при конфликте.
  5. Ответственного, кто будет получать и рассматривать уведомление о конфликте интересов.
  6. Порядок принятия решений после рассмотрения уведомлений.
  7. Ответственность за нарушение положения о конфликте интересов.

Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.05.2021 2021-05-13

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Печеницына, Н. И. Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе / Н. И. Печеницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80974/ (дата обращения: 06.12.2021).

Читайте также:
Профессия геодезист – что это такое, зарплата, где учиться

В настоящей статье автор рассматривает понятие конфликта интересов на государственной службе, которое дается в законе и научной литературе. также автором дается краткая характеристика видов конфликтов интересов, а также указываются на возможные меры его предотвращения, предупреждения и устранения. Важность данной тем проявляется в том, что урегулирование конфликтов интересов на государственной службе является действенным механизмом борьбы с коррупцией, способом для обеспечения нормального функционирования института государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственный служащий.

В общем смысле в понятие «конфликт интересов на государственной службе» включают получение государственным служащим какой-либо выгоды за счет своего служебного положения, возможности оказывать влияние на процессы и принятие решений. В этом случае государственным служащим наносится определенный ущерб государству и обществу.

В научной литературе не сложилось единого мнения относительно понятия конфликта интересов на государственной службе. Поэтому разными авторами предлагаются разные определения.

Так, П. М. Кудюкин пишет, что при конфликте интересов является той ситуацией, когда имеет место противоречие между государственными интересами и интересами государственного служащего, которое в итоге может привести к нанесению государству и другим лицам разного по размеру ущерба [8; c. 125].

Однако, по мнению ученых конфликт интересов затрагивает и иные отношения, которые выходят за рамки государственной службы, затрагивает личные интересы служащих. По мнению Л. М. Колодкина конфликт интересов — это «специфического вида столкновение целей, позиций, мировоззрения взглядов, возникающего в результате противоречий и противостояния в процессе выполнения служебных обязанностей» [6; c. 45].

По мнению С. Н. Барановского конфликт интересов на государственной службе — это такая ситуация, при которой личный интерес служащего либо его зависимость от иных лиц негативно влияют на процесс исполнения им своих служебных обязанностей [4; c. 390].

Как видим, авторы так или иначе под конфликтом интересов понимают превосходство личных интересов служащего над интересами государства.

Основным нормативным актом, в котором дается определение конфликта интересов на государственной службе, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом законе под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [1]. Личной выгодой считается: получение денег, имущества; получение имущественных прав; получение услуг, работ. При этом указанные выгоды могут быть и не связаны с личностью служащего, они могут относиться, например, к его родственникам и друзьям, а также иным лицам, с которыми государственный служащий связан какими-либо обязательствами. Возникновение конфликта интересов по смыслу закона является причиной коррупционных правонарушений.

Как можно увидеть, определения, которые сформулированы в научной литературе, и определение конфликта, которое закреплено в законе о противодействии коррупции, отличаются. Если авторы, определяя содержание рассматриваемого явления, выходят за рамки интересов служащего, то законодатель преследует цели противодействия коррупции, а потому ограничивается только материальными интересами государственного служащего.

Однако, существует мнение, что конфликт интересов — это в большей степени моральная коллизия интересов служащего и государства [7; c. 86].

Представляется, что конфликт интересов на государственной службе предполагает наличие как моральной коллизии, так и материальной заинтересованности лица. Здесь государственный служащий нарушает правила несения службы, в том числе и морального характера, для получения определенной материальной выгоды для себя или иных лиц.

Конфликты интересов на государственной службе могут возникнуть в совершенно разных областях, например, при осуществлении приватизации, в системе государственных закупок и пр. В числе наиболее распространённых нарушений можно выделить:

– неуведомление о том, что государственного служащего склоняли к тому, чтобы совершить коррупционное правонарушение.

– замещение должности государственной службы при наличии родства либо близкого свойства.

– наличие конфликта государственных и личных интересов.

– одновременное участие в управлении коммерческой организацией и несение государственной службы.

– непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [6].

Говоря о видах конфликтов интересов на государственной службе, стоит отметить, что в законе такой классификации не приводится. Виды конфликтов выделяются только в научной литературе, то есть только на теоретическом уровне. Так, выделяют следующие виды конфликтов на государственной службе:

  1. Реальный конфликт. В этом случае конфликтная ситуация уже имеет место и требует принятия мер для ее предотвращения или разрешения. Это случаи, когда, например, у служащего были выявлены работающие в его подчинении родственники, что запрещено законом. В этом случае сам государственный служащий, либо его родственники, либо представитель нанимателя обязаны предпринять необходимые меры для устранения такого конфликта. Например, родственники государственного служащего могут быть переведены в другой отдел либо уволены со службы.
  2. Потенциальный конфликт. В этом случае имеется в виду потенциально возможные конфликтные ситуации, которые еще можно предупредить. Примером такой ситуации может служить приглашение на работу своих родственников. В этом случае служащий будет осознавать, что это приведет к конфликту интересов и обязан предпринять соответствующие меры, то есть предупредить возникновение конфликта.
  3. Мнимый конфликт, когда фактически конфликтной ситуации не существует, но в сознании общества поведение служащего представляется как получение им личной выгоды, то есть в качестве конфликта интересов. В этом случае служащий может просто изменить свое поведение, чтобы общество изменило свое мнение по этому поводу.

Тем не менее, в любом случае конфликт интересов обуславливается конкретными действиями либо бездействиями государственного служащего. В первом случае он совершает активные действия, которые приводят к конфликту, например, принимает на службу к себе в подчинение родственника, совершает действия в интересах иных лиц. Во втором случае служащий бездействует, то есть он может не предпринимать никаких попыток предотвратить конфликт интересов, если сложилась определенная ситуация, например, не подает соответствующее уведомление о наличии конфликта интересов.

Закон накладывает на государственного служащего обязанность самостоятельно оценивать те обстоятельства, которые могут стать причиной появления конфликта интересов на службе. Также служащие обязаны сообщать о таких обстоятельствах представителю нанимателя с целью предотвратить возможный конфликт. Указанное требование имеется в п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Читайте также:
Производственный персонал - что это такое и кто к нему относится

Уведомление должно иметь письменную форму. Служащий может отправить его представителю нанимателя как лично, так и почтой. Данное уведомление подлежит рассмотрению в установленном законом порядке, а в результате выносится мотивированное заключение.

В числе мер, которые могут быть приняты в отношении государственного служащего при возникновении конфликта интересов могут быть:

– отказ от полученной выгоды.

– отказ от другой работы.

– отказ служащего от принятия определенного решения.

– переход на другую должность или службу и т. д.

Для каждого случая меры по урегулированию конфликта могут быть различны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема предотвращения конфликтов интересов на государственной службе весьма актуальна и будет оставаться такой всегда. Был сделан вывод, что конфликт интересов на государственной службе имеет не только материальную составляющую, но и моральную. Поскольку законодатель возложил обязанность выявлять ситуации конфликта на самих государственных служащих, то моральная составляющая здесь очень важна, так как только при наличии высоких моральных качеств государственный служащий подаст заявление о наличии конфликта интересов и примет необходимые меры для его устранения. Личная заинтересованность не является правонарушением. Правонарушением является несообщение государственным служащим о наличии такой заинтересованности. Конфликт интересов состоит в том, что лицо обязано сделать выбор между своими интересами и долгом.

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215
  3. Барановский С. Н., Зеленов, М. Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты: монография. — М., Саратов: Вузовское образование, 2012. — С. 390.
  4. Иванова Л. Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 4. — С. 96.
  5. Колодкин Л. М. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Современное право. — 2008. — № 11(1). — С. 44. 3 Там же. — С. 45.
  6. Костюк О. Н. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе // Мир современной науки. — 2012. — № 3. — С. 83–91.
  7. Кудюкин П. М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / под ред. М. Б. Горного и А. И. Волкова. — СПб.: Норма, 2005. — С. 123– 129.

Конфликт интересов на государственной службе Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

В статье рассматривается понятие « конфликта интересов » на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на государственной службе»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

конфликт интересов, коррупция, личная заинтересованность, государственная служба, противодействие коррупции; conflict of interests, corruption, personal interest, public service, anti-corruption activity.

Ахметовна — к.соц.н., доцент кафедры

конституционного и муниципального права ВолГУ акИтв^а_паИуа@ mail.ru

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции 2003 г. каждое государство – участник стремится, согласно основопо -лагающим принципам своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять системы, способствующие прозрачности и предупреждающие возникновение коллизии инте ресов (п. 4 ст. 7)1. Российское государство, ратифицировав данный международный документ, приняло на себя обязательства по урегу -лированию и предупреждению конфликта интересов на государст -венной службе.

Собственно, сам термин «конфликт интересов» впервые в России стал применяться в сфере предпринимательской деятель ности2. В частности, в п. 2 ст. 3 федерального закона «О рынке ценных бумаг» говорится о конфликте интересов брокера и его клиента, который определяется как «ситуация противоречия между имущественными и иными интересами профессиональ -ного участника рынка ценных бумаг и (или) его работников, осу ществляющих свою деятельность на основании трудового или гражданско правового договора, и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействие) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные послед ствия для клиента»3.

В п. 3 ст. 8 федерального закона «О саморегулируемых орга -низациях» под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность членов саморегулируе мой организации, лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, действующих на основании трудового договора или гражданско правового дого вора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих про фессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникно -вение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно приве –

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью- Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58 -й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

2 Слюсаренко Т.В. Урегулирование конфликта интересов в системе муници -пальной службы // http://vestnik.uapa.ru/ru -ru/issue/2009/04/05

3 Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // СПС КонсультантПлюс.

сти к причинению вреда законным инте -ресам саморегулируемой организации»1.

Таким образом, для конфликта инте -ресов в сфере предпринимательской дея -тельности характерно наличие 3 компо -нентов: противоречия интересов, круп -ного убытка или неправомерного деяния (его сокрытие) и причинной связи между ними2.

Читайте также:
Проверка на полиграфе при приеме на работу – вопросы, суть проверки на детекторе лжи

Категория конфликта интересов в системе государственной службы стала использоваться с момента принятия феде рального закона «О системе государст -венной службы Российской Федерации»3. Позже данное понятие упоминается в федеральном законе «О государст -венной гражданской службе Российской Федерации»4, а также в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации»5. Принятие федерального закона «О противодействии коррупции»6 в 2008 г. оформило процесс распространения института конфликта интересов на все виды государственной службы.

В современных условиях порядок предотвращения и урегулирования кон -фликта интересов достаточно подробно регламентируется в ряде нормативно правовых актов.

Так, указ Президента РФ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претен дующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными слу жащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требова ний к служебному поведению» предусма

1 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315 – ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС КонсультантПлюс.

2 Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2009, № 4.

3 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 – ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

5 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

6 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ

«О противодействии коррупции» // СПС

тривает возможность принятия решения о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюде -нию требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 28, 31 Положения)7.

Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»8 определяет порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Анализ содержащихся в отмеченных нормативно правовых актах определений конфликта интересов позволяет сделать вывод о том, что под конфликтом инте ресов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государствен ного служащего влияет или может повли -ять на надлежащее исполнение им долж ностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересо ванностью государственного служащего и правами и законными интересами других субъектов права.

Таким образом, категория конфликта интересов раскрывается через понятие личной заинтересованности, под которой понимается возможность получения госу дарственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

7 Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государст венной службы, и федеральными государствен ными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к слу жебному поведению» // СПС КонсультантПлюс.

8 Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служеб ному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интере сов» // СПС КонсультантПлюс.

Личная заинтересованность, по мне -нию законодателя, может иметь как пря мой, так и косвенный характер1. Учитывая изложенное, достаточно сложно сказать, что при этом понимается под косвенной личной заинтересованностью. Можно лишь предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возмож ности их получения2.

Для более глубокого понимания сущ -ности института конфликта интересов, а также выбора наиболее эффективного средства его урегулирования или предот вращения необходимо проведение типо логизации понятия.

А.В. Соловьев предлагает различать юридический (конфликт права) и эко номический (конфликт интересов) кон фликты. Рациональный путь завершения экономического конфликта интересов он видит в разрешении конфликта путем согласования интересов в процессе обо юдного рассмотрения предмета спора или при участии третьих лиц. А вот уже про -цесс урегулирования юридического кон -фликта интересов А.В. Соловьев видит во вмешательстве в него административного органа или органа судебной власти3.

Ситуационную типологию конфликта интересов приводит С.Ю. Кабашов, который рассматривает особенности конфликта интересов при формирова нии состава комиссий, а также при про ведении конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для го сударственных и муниципальных нужд4.

Предлагаемое С.Ю. Кабашовым обособление типичных ситуаций в деятель -ности государственных служащих пред ставляется наиболее удачным, т.к. пре -доставляет возможность интегрировать наиболее схожие ситуативные условия,

1 Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на граж данской и муниципальной службе: теория и прак тика : учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 2011, с. 36.

2 Кандыбин Р. Сущность и типология конфлик та интересов на государственной службе в воен ной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, с. 6.

3 Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление : учебно практическое пособие. – М. : Альфа Пресс, 2008, с. 142.

4 Кабашов С.Ю. Указ. соч., с. 54.

сопутствующие такому феномену, как конфликт интересов на государственной службе. Владея информацией о суще ствующих типовых ситуациях конфликта интересов, а также располагая личным опытом, государственный служащий способен принять верное решение и не допустить развития конфликтной ситуа ции, что, безусловно, будет способство вать надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в соответствии с принципами законности, справедливо сти, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» (ч. 4, 5 ст. 11) предусматривает следующие варианты предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

1) изменение должностного или слу -жебного положения государственного или муниципального служащего, являю щегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

Читайте также:
Краткосрочные финансовые вложения в балансе: правила, учет, бухгалтерия

2) отказ государственного или муни -ципального служащего от выгоды, явив шейся причиной возникновения кон фликта интересов;

3) отвод или самоотвод государствен ного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Особо оговаривается в законе «О проти водействии коррупции» ситуация, связан ная с передачей государственным служа щим в доверительное управление принад лежащих ему ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных [складочных] капиталах организаций).

Практика показывает, что в основном ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных [складочных] капита лах организаций) передаются государ ственными служащими родственникам и иным лицам, поэтому данная ситуация до конца не исключает возможность их лич ной заинтересованности. В целях сни жения риска возникновения ситуации конфликта интересов законодательством предусмотрено, что указанное имущество должно быть передано в доверительное управление независимому лицу.

Таким образом, данные варианты уре гулирования или предотвращения кон фликта интересов носят конкретный характер и представляют собой типичные

варианты поведения государственного служащего, оказавшегося в конфликтной ситуации.

Автор предлагает дополнить перечень следующим комплексом мер:

— информирование государственных служащих об их правовом статусе, о воз можных случаях конфликта интересов, а также ознакомление их с обязанностями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

— проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование атмосферы реальности наступления от ветственности за невыполнение обязан ностей по предотвращению и урегулиро -ванию конфликта интересов;

— подготовка методических материа -лов, включающих краткие обзоры основ -ных запретов, ограничений и обязанно стей, налагаемых в целях противодей -ствия коррупции, а также тематических сборников нормативно правовых актов в сфере противодействия коррупции;

— участие государственных служащих в научно-практических мероприятиях по антикоррупционной тематике (обу чающие семинары, курсы повышения квалификации);

— совершенствование связи подразделений по профилактике коррупцион ных и иных правонарушений и кадровых служб государственных органов;

— материальное стимулирование соблюдения государственными служа щими запретов и ограничений, а также обязанностей.

Обращаем внимание на то обстоятель ство, что перечень данных мер носит в большей степени превентивный харак тер и предполагает информирование и обучение государственных служащих.

В заключение следует отметить, что конфликт интересов в системе госу дарственной службы — явление доста -точно сложное, требующее дальнейшей проработки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

Конфликт интересов на государственной и гражданской службе

Разногласия в социальных группах, на работе, между отельными индивидуумами – все это порождает споры. Они могут наносить ущерб интересам конкретного человека, общества в целом. Одной из разновидностей таких спорных ситуаций выступает конфликт интересов на государственной службе. Данная сфера деятельности предполагает отдельный порядок регулирования процесса выявления, разрешения рассматриваемого вида разногласий.

Понятие конфликтов интересов

Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.

Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,

Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.

Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:

  • государственные, муниципальные служащие;
  • сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
  • работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
  • иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.

Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.

Конфликт интересов возникает, если обязанности госслужащего входят в противоречие с его личными интересами

Выявление, устранение конфликтов служебных интересов важно потому, что наличие таковых приводит к развитию коррупции и порывает авторитет государственной власти.

Виды, признаки

Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.

К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:

  • Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
  • Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.

При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.

С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:

  • разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
  • заинтересованность должностного лица;
  • материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
  • отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.

Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.

В большинстве случаев можно говорить о материальной заинтересованности чиновника

Типовые примеры

Практика, опираясь на федеральное законодательство и реальные ситуации, возникающие в период прохождения госслужбы, знает примеры таких конфликтов.

Условно существующие типовые примеры можно разделить на следующие группы:

  • Выполнение управленческих функций в отношении родственников. При наличии таких связей лицо должно сообщить об этом. Проблема нередко проявляется при вхождении служащего в аттестационную или конкурсную комиссию, которая решает вопрос устройства на работу его родственника. Служащие должны устранить нарушения конкретного случая, чтобы не возникло разногласий.
  • Выполнение иной оплачиваемой работы. Если служащий, его родственник решают выполнить работу в какой-либо организации по трудовому или гражданскому договору. Должностное лицо при этом обязано направлять свои полномочия на такую компанию. Здесь также возникнет конфликт. При этом ситуации надо рассматривать индивидуально, поскольку не всякая оплачиваемая работа повлечет за собой ряд разногласий.
  • Осуществление оплачиваемой работы в организации, которая материально зависима от компании, на которую распространяются полномочия служащего. Принцип возникновения недопонимания тот же, что и в предыдущем примере. Главное, чтобы работа не затрагивала интересы участвующих субъектов.
  • Выполнение оплачиваемой работы в организации, которая выступает аффилированной компанией субъекта, на которого направлена деятельность госслужащего. Также сюда относятся родственники должностного лица.
  • Осуществление платной работы в государственном органе, где лицо служит. То есть должностное лицо не может стать исполнителем той или иной оплачиваемой работой в отношении органа власти. Но только при условии возникновения конфликта интересов согласно признакам такого понятия.
  • Владение ценными бумагами, вкладами. Разногласие возникает только при условии, что ценные бумаги, вклады оформлены и приобретены у организации, в отношении которой служащий исполняет управленческие функции.
  • Получение подарков, услуг. Проблема возникает в том случае, если такая «благодарности» поступает со стороны граждан и компаний, если на них направлены управленческие функции. Некоторые подобные действия можно расценить как взятку.
  • Наличие имущественных обязательств. Здесь также необходимо установить, что субъект, перед которым имеется обязательство, подвергается управлению со стороны служащего.
  • Осуществление управленческих функций в отношении компании, где ранее госслужащий был сотрудником, директором или занимал иную должность.
  • Получение наград и званий со стороны иностранных государств, партий или иных объединений.
Читайте также:
Работа по агентскому договору: плюсы и минусы

Кроме того, указанные ситуации распространяются не только на служащих, но также на их родственников.

Одна из типичных ситуаций, когда возникает конфликт интересов – госслужащий является членом комиссии, которая рассматривает заявку или кандидатуру его родственника

Способы урегулирования

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Если должностное лицо обнаружило возникший по отношению к нему конфликт интересов, оно обязано уведомить руководство или самостоятельно разрешить ситуацию

Общий порядок разрешения

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Пример самостоятельного разрешения проблемы: должностное лицо владеет ценными бумагами, которые принадлежат корпорации, управляемой госорганом. Служащий сообщает об этом работодателю, при этом самостоятельно проводит действия по продаже бумаг. Здесь даже не потребовалось отстранение лица от должности.

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Обратите внимание! Докладная должна быть передана на рассмотрение в течение трех дней. Более того, служащий может предложить конкретные варианты разрешение конфликта.

Ответственность за устранение

Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.

Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.

Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.

Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.

Особенности

Если говорить о государственной службе, особенно о возникновении споров в ее среде, объясняется это признаками такой работы, а именно специфическим статусом работников органов власти. Закон предусматривает массу ограничений для чиновников, служащих и так далее. Отсюда и формируется большинство спорных ситуаций. Следовательно, чем больше ограничений, тем большая вероятность развития тех или иных разногласий.

Еще одна особенность рассматриваемых ситуаций – это определение таковых. Речь идет о заинтересованности госслужащих, носящей личный характер, что возможно установить в половине из всех возможных проблемных ситуациях. Пример – получение денег должностным лицом, которое достигается посредством использования служебного положения.

Читайте также:
Льгота ФСС РЖД – что это такое

Отсюда можно сделать вывод о том, что установить разногласия на государственной службе можно только определив характер полномочий должностного лица. А также доказав наличие личной заинтересованности.

Законодательная база

Правовое регулирование конфликта интересов

Правовое регулирование рассматриваемого вопроса непосредственно осуществляется Федеральным законом «О противодействии коррупции», который был принят в декабре 2008 года. Закон определяет понятие конфликта интересов, порядок выявления и урегулирования таковых. Кроме того, органы власти, организации издают дополнительных документы, определяющие порядок и ответственность за устранение разногласий.

Таким образом, госслужба предусматривает специфические признаки конфликта интересов и требует отельного порядка для их устранения и выявления.

Корпоративные социальные нормы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «корпоративная норма»

Как понятие корпоративная норма ранее не совпадала с системой социального регулирования, хотя и рассматривалась как разновидность социальных норм.

Сегодня такое положение признается неправомерным. Корпоративные нормы – это особый вид социальных норм, которые принимаются организациями для регулирования отношений между членами коллектива.

Эти групповые корпоративные нормы носят внутри-организационный характер. Стать корпоративным правом они могут только тогда, когда государство их официально санкционирует. Корпоративные нормы признаются частью системы социального регулирования во всех других случаях, которые действуют параллельно с правом, но к нему не относятся.

Корпоративные нормы входят в общую нормативно-регулятивную систему общества и регламентируют внутренние вопросы.

Общественные организации имеют свои уставы, в которых содержатся внутренние правила поведения её членов, близкие к нормам права по своим регулятивным особенностям.

Правила очерчивают права и обязанности членов объединений. Корпоративные нормы той или иной общественной организации обеспечиваются мерами ей предусмотренными.

Юридическое воздействие со стороны государства происходит при необходимости и направлено для восстановления интересов принципа справедливости при возникшем конфликте.

Корпоративные нормы связаны с нормами общегосударственными, а это значит, являются правовыми. Коллектив в рамках норм свое поведение регулирует самостоятельно, может дополнить и конкретизировать, ликвидировать пробелы в действующих нормах права.

В ряде случаев государственные нормы определяют и процедуру принятия корпоративных норм, которые по своему содержанию не должны противоречить общегосударственным нормам.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяется два вида корпоративного правового регулирования – централизованное и локальное.

Централизованное регулирование непосредственно не зависит от воли корпорации, а локальный уровень является областью творчества корпоративных менеджеров.

В правовую среду своих предприятий они сами могут вносить необходимые изменения.

Безусловным и важным фактором корпоративного регулирования являются знания, навыки, опыт руководителей и специалистов предприятия. Каким будет уровень правового регулирования складывающихся отношений, зависит от их квалификации.

Корпоративные правовые нормы, регулирующие отношения в коллективе, являются самыми значимыми среди других социальных корпоративных норм.

Являясь составной единицей корпоративного права, корпоративная норма – это установленное государством правило поведения.

Корпоративные нормы устанавливают обязанности и определяют права всех участников корпоративных правоотношений.

Виды корпоративных норм

Разнообразные по природе и по содержанию корпоративные отношения не всегда бывают урегулированы нормативно должным образом.

От того, насколько правильно сочетается правовое регулирование, зависит нормальное функционирование корпорации.

Специалисты выделяют социальные и несоциальные корпоративные нормы.

Несоциальные нормы есть не что иное, как правила поведения, определяющие способы воздействия человека на материальный мир. Основаны они на познании законов природы.

Они регулируют отношения членов корпорации к используемым в их деятельности материальным объектам, например: технические нормы, санитарно-гигиенические, физиологические, биологические и др.

Социальные корпоративные нормы регулируют отношения между работниками корпорации и кредиторами, а также клиентами корпорации. Корпоративные требования, в которых определяются объем, характер, границы возможного и дозволенного в поведении, касаются всех членов корпорации.

В требованиях корпоративной социальной нормы содержится социальная оценка и контроль над выполнением этих требований. Личность, нарушившая корпоративное поведение, может вызвать в свой адрес неодобрение, осуждение или взыскание причиненного ущерба.

Норма организационной культуры тоже может выступать в качестве социальной корпоративной нормы. Культура существует в любой организации и представляет собой свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, разделяемых всеми её членами.

Складывается организационная культура на протяжении длительного времени. Обеспечивая устойчивость и стабильность организации, она трудно поддается изменениям и измерению.

Например, на работу принято приходить чуть раньше положенного времени и это норма, как следствие начало рабочего процесса обеспечивается без особых усилий. Клиенты уверены в том, что позвонив в организацию в 9-30, нужный специалист будет на месте.

Как социальные, так и несоциальные корпоративные нормы могут быть разноплановыми, например, корпоративные:

  • обычаи (каждый тысячный клиент получает подарок);
  • традиции (поздравление именинников);
  • нормы этики (встреча клиентов приветствием);
  • нормы эстетики (оформление интерьера помещения фирмы);
  • деловые обыкновения (проведение планерок, пятиминуток);
  • обязательственно-правовые нормы (выплата дивидендов в конце полугодия).

Среди всех корпоративных норм именно корпоративные правовые нормы являются самыми значимыми, потому что они регулируют наиболее важные отношения на предприятии.

Корпоративные нормы и их правовой характер

Корпоративные нормы не могут быть выведены за рамки понятия права, они включаются в нормативно-правовую систему, образуя свою подсистему, и тесно связаны с общегосударственными нормами.

Их правовая природа заключается в следующем:

  • Закрепление презумпции компетентности предприятий, что дает возможность предприятиям самостоятельно решать вопросы, не только сформулированные общими нормами, но и те, которые остались законодателями без внимания. Таким образом, соотношение централизованных и корпоративных норм стало характеризоваться соподчиненностью, а не подчиненностью;
  • Общие нормы определяют направления корпоративного регулирования, указывая на цели, задачи общества, государства, нормативного акта или на назначение того или иного вида деятельности;
  • Законодателем определяются также и пределы корпоративного регулирования;
  • Соответствие природе права корпоративных норм, например, администрация по собственной воле не имеет права изменить форму собственности предприятия;
  • Изданные государством нормы в ряде случаев могут определять и процедуру принятия корпоративных норм;
  • Содержание корпоративных и общегосударственных норм не должно противоречить друг другу;
  • Правовая природа корпоративных норм подтверждается тем, что они могут обеспечиваться государственным принуждением, например, работник, уволенный руководителем предприятия, через суд может быть восстановлен на прежнем месте, если суд не найдет никаких нарушений с его стороны.

Корпоративные социальные нормы

  • Что такое корпоративные социальные нормы
  • Виды корпоративных норм
  • Характеристика и основные субъекты корпоративных норм
  • Примеры корпоративных норм
Читайте также:
Лист ознакомления с инструкцией по охране труда: образец

Что такое корпоративные социальные нормы

Корпоративные социальные нормы — правила поведения, изданные на предприятии, в организации и регулирующие отношения между работниками, сотрудниками корпорации и кредиторами, между сотрудниками корпорации и клиентами и др.

Они регулируют общественные отношения, которые возникают и складываются внутри организаций, формальных трудовых коллективов, в образовательных заведениях, профессиональных сообществах, политических партиях, фондах, добровольных объединениях, негосударственных и некоммерческих корпорациях.

Корпоративные социальные нормы прописываются в локальных договорах, уставах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Они относятся к социальным правилам, так как касаются поведения членов одной структуры и действуют в ее рамках, имеют конкретные социальные признаки:

  1. Выступают в качестве стандартов и образцов поведения.
  2. Предназначены для постоянного использования.
  3. Носят обязательный характер.
  4. Обеспечиваются наличием соответствующих средств и объединений людей.
  5. Обладают общим, неиндивидуальным характером и регуляционными функциями.
  6. Имеются в любой организации.

Социальная корпоративная норма обладает следующими признаками:

  • представляет собой требование организации к своему члену, в котором определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении;
  • отражает потребности организации;
  • содержит средства социальной оценки и контроля реализации обозначенных требований.

Лицо допустило антикорпоративное поведение, оставив непогашенным свет в производственном помещении после окончания смены. Это вызовет в адрес нарушителя моральное неодобрение, осуждение со стороны коллег, а в случае серьезных последствий для производства и взыскание причиненного ущерба.

В качестве социальной корпоративной нормы могут выступать и различные варианты стандартов организационной культуры.

Как правило, в каждой организации существует свод ключевых ценностей, убеждений, предпочтений, понимаемых и разделяемых всеми работниками. Такой комплекс складывается годами, трудно поддается изменению или измерению, обеспечивает устойчивость компании.

Участники рабочих отношений находятся в предсказуемых условиях. В компании принято приходить в офис за пять минут до начала рабочего дня. Соответственно, заказчики, партнеры уверены, что застанут на месте нужного специалиста в конкретное время.

Виды корпоративных норм

Различают два варианта корпоративных норм.

  1. Социальные представляют собой правило поведения одного участника трудовых отношений по отношению к другому.
  2. Несоциальные определяют способы и приемы воздействия человека на материальный мир.

Несоциальные корпоративные нормы регулируют отношения членов корпорации к материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить такие стандарты:

  1. Технические, наиболее значимые. Пример: правила работы с ЭВМ, правила эксплуатации машины.
  2. Санитарно-гигиенические. Пример: правила подготовки производственных помещений перед сменой.
  3. Физиологические. Пример: инструкция о порядке ношения летней и зимней формы.
  4. Биологические. Пример: порядок использования респиратора во время массовой эпидемии ОРВИ и гриппа.

И социальные, и несоциальные корпоративные нормы могут быть разноплановыми:

  1. Корпоративные обычаи. Пример: дарить каждому тысячному покупателю памятный подарок.
  2. Корпоративные традиции. Пример: публичное поздравление именинников.
  3. Этические правила. Пример: встречать каждого заказчика приветствием и минимальной информацией о фирме.
  4. Эстетические предписания. Пример: украшение интерьера помещений учреждения цветами, соблюдение дресс-кода или ношение формы.
  5. Деловые обыкновения. Пример: планерки по понедельникам.
  6. Обязательственно-правовые церемонии. Пример: выплата дивидендов в конце финансового года.

Корпоративные правовые регламенты регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных регламентов считаются самыми значимыми.

Внутрикорпоративные нормы тесно связаны с нормами общегосударственными, поэтому являются правовыми.

  1. В нормах общего действия предусматривается возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. Предприятия вправе решать не только те вопросы, по которым законодатель сформулировал общие правила, но и те, которые он оставил без внимания. Соотношение законодательных и корпоративных юридических документов характеризуется соподчиненностью.
  2. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования: указываются цели и задачи общества, государства, нормативный акт или назначение того или иного вида деятельности. Пример: Закон о приватизации жилищного фонда создает для граждан условия выбора удовлетворения потребности в жилье, улучшения использования и сохранности жилфонда. Управляющие компании должны руководствоваться этим законом, определяя плату за обслуживание общедомового имущества.
  3. Законодатель указывает пределы локального регулирования, ограничивает и определяет запрещенные виды деятельности. Пример: в соответствии с Трудовым кодексом РФ, локальные документы не могут ухудшать условия оплаты труда работников, установленные в законодательстве.
  4. Корпоративные стандарты должны соответствовать природе и принципам права. Пример: принцип демократизма не дает права администрации предприятия проводить массовое сокращение без учета мнения представительного органа.
  5. Изданные государством нормы в определенных случаях определяют и процедуру принятия корпоративных предписаний. Пример: Гражданский кодекс РФ диктует обязательное участие общего собрания акционерного общества при решении стратегических вопросов об изменении устава, уставного капитала, избрании исполнительных органов, утверждении итоговых отчетов, распределении прибыли, ликвидации.
  6. Локальные акты по своему содержанию не должны противоречить общегосударственным, обладающим более высокой юридической силой.
  7. Внутрикорпоративные предписания могут обеспечиваться государственным принуждением. Пример: санкцию на увольнение сотрудника руководство осуществляет самостоятельно, проводя законные процедуры. Если уволенный не согласен с решением работодателя, он вправе подать в суд, где перепроверят обстоятельства дела, и не найдя нарушений, подтвердят решение уже от имени государства либо в обратном случае наложат санкции на нарушителя-работодателя.

Право обжалования санкции согласно любой корпоративной норме закреплено законодательно, что еще раз подтверждает их правовую природу.

Характеристика и основные субъекты корпоративных норм

Внутрикорпоративные стандарты обладают субъективной направленностью: предназначаются для нормативно определенного, количественно исчисляемого и персонифицированного круга лиц.

Выделяют коллективные и индивидуальные субъекты корпоративного регулирования.

Самая многочисленная группа — это трудовые коллективы в организации, деятельность которых регулируется локальными актами.

Существуют два типа коллективных субъектов:

  1. Хозяйственные общества, подразумевающие объединение капиталов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имеют организационно-правовые формы общества с ограниченной ответственностью, публичного или непубличного акционерного общества.
  2. Хозяйственные товарищества, подразумевающие объединение лиц. Создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере, коммандитного товарищества.

Индивидуальными субъектами, на которых влияют корпоративные нормы, выступают отдельные лица, обладающие зафиксированными правами и обязанностями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: