Комиссия по охране труда в организации: сколько человек, состав

Положение о комиссии по охране труда – образец за 2021 год

  • Для чего создается комиссия по охране труда в организации
  • Каким должен быть состав комиссии по охране труда
  • Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда
  • Положение о комиссии по охране труда: структура документа
  • Раздел 1: общие положения
  • Раздел 2: задачи комиссии
  • Раздел 3: функции комиссии
  • Раздел 4: права комиссии
  • Итоги

Для чего создается комиссия по охране труда в организации

Создание комиссии по охране труда — процедура, которая регламентируется ст. 218 ТК РФ. Данная комиссия может формироваться в добровольном порядке по инициативе работодателя, сотрудников либо профсоюза.

Соответствующая внутрикорпоративная структура призвана координировать совместные действия фирмы-работодателя и сотрудников, направленные на обеспечение требований законодательства в сфере охраны труда, а также на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний.

Кроме того, комиссия осуществляет проверку тех условий, в которых работают сотрудники, а также информирует их об итогах этих проверок. Еще одна задача комитета (комиссии) по охране труда — сбор предложений по включению тех или иных норм в коллективный договор.

Какие обязанности по охране труда есть у работодателя, описано в путеводителе по кадрам «КонсультантПлюс». Вы сможете ознакомиться с алгоритмом действий работодателя, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Каким должен быть состав комиссии по охране труда

В состав комиссии должны входить:

  • представители фирмы-работодателя;
  • представители профсоюза или иной структуры, защищающей интересы работников.

При этом каждая из сторон, делегирующих своих представителей в комиссию, имеет по одному голосу.

Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда

Деятельность комиссии по охране труда должна осуществляться в соответствии с отдельным положением, которое, согласно п. 2 приложения к приказу Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н, принимается на основе типового положения, утвержденного этим приказом.

Рассмотрим, как Минтруд РФ предписывает составлять такое положение.

Положение о комиссии по охране труда: структура документа

Если следовать структуре типового положения, утвержденного приказом № 412н, то внутрикорпоративный документ, регламентирующий работу комиссии по охране труда, должен быть представлен следующими элементами:

  • раздел, устанавливающий общие положения документа;
  • раздел о задачах комиссии;
  • раздел о функциях комиссии;
  • раздел о правах комиссии.

Рассмотрим, какие формулировки могут присутствовать в указанных разделах.

Раздел 1: общие положения

В данный раздел положения о комиссии по охране труда включаются формулировки, отражающие:

  • что положение, утвержденное руководством компании-работодателя, регламентирует задачи, функции, а также права комиссии по охране труда;
  • что созданный работодателем комитет является элементом системы управления охраной труда на предприятии, а также одной из внутрикорпоративных форм участия сотрудников в обеспечении работы данной системы;
  • что созданный работодателем комитет призван функционировать на базе принципов социального партнерства;
  • что комиссия взаимодействует со структурами региональной власти по вопросам охраны труда, государственными надзорными органами, а также с компетентными структурами профсоюзов;
  • что комиссия в своей работе руководствуется положениями НПА федерального и регионального уровней, отраслевыми и иными соглашениями, локальными нормативными источниками, коллективным договором.
  • что комиссия формируется по инициативе фирмы-работодателя, сотрудников либо профсоюза, а ее состав представлен сотрудниками фирмы и профсоюза на паритетной основе;
  • каким образом определяется численность комиссии, а также как в ее состав назначаются представители работодателя, сотрудников или профсоюза;
  • порядок избрания председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии;
  • что комиссия осуществляет деятельность согласно установленному регламенту, а также плану, которые утверждаются председателем;
  • что члены комиссии обязаны проходить необходимое обучение по безопасности труда, финансируемое работодателем;
  • порядок отчетности комиссии перед профсоюзом либо иной компетентной организацией о проделанной работе;
  • порядок смены представителей профсоюза и работодателя в составе комиссии.

Раздел 2: задачи комиссии

Основные задачи комиссии по охране труда, которые необходимо отразить в положении:

  • разработка сценариев совместных действий фирмы-работодателя, профсоюза и прочих компетентных структур, которые направлены на обеспечение требований, установленных в законах по охране труда, профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • осуществление проверок рабочих мест в фирме, подготовка аналитических отчетов по итогам соответствующих мероприятий, направление работодателю предложений по оптимизации условий труда;
  • взаимодействие со службой охраны труда, учрежденной фирмой, в вопросах информирования сотрудников об условиях и безопасности труда, рисках для здоровья, о гарантированных законом компенсациях за работу во вредных и опасных условиях, о пользовании инструментами индивидуальной защиты.

Раздел 3: функции комиссии

Минтруд предписывает определять для комиссии по охране труда такие функции, как:

  • изучение предложений работодателя, сотрудников или профсоюза по формированию рекомендаций относительно улучшения условий работы на предприятии;
  • помощь компании-работодателю в организации обучения безопасности труда, в проведении инструктажей;
  • участие в проверках условий работы сотрудников, выработка рекомендаций по их улучшению;
  • предоставление сотрудникам информации о мероприятиях, направленных на улучшение условий работы, профилактику травматизма на производстве, профзаболеваний;
  • предоставление сотрудникам информации об итогах спецоценки условий труда;
  • предоставление сотрудникам информации о нормативах снабжения обезвреживающими веществами, спецодеждой, обувью, средствами защиты, а также о пользовании ими;
  • помощь службе безопасности труда в проведении медосмотров при приеме сотрудников на работу;
  • помощь в бесплатной выдаче сотрудникам молока и иных продуктов питания, положенных при работе во вредных условиях;
  • помощь службе безопасности труда в рассмотрении аспектов финансирования деятельности в области охраны труда, осуществлении социального страхования сотрудников, реализации контроля над расходованием корпоративных средств, затрачиваемых на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • помощь службе безопасности труда в совершенствовании инфраструктуры производства, в обновлении оборудования на производственных линиях в целях повышения безопасности условий труда, а также сокращения рабочих позиций с вредными условиями труда;
  • формирование и направление фирме-работодателю предложений, касающихся улучшения алгоритмов проведения работ по охране труда и защите здоровья сотрудников, создания механизмов поощрения сотрудников, выполняющих требования по безопасности труда;
  • формирование и направление работодателю, профсоюзу либо иному компетентному органу предложений относительно составления проектов локальных источников норм в области охраны труда.
Читайте также:
Профессиональные заболевания фармацевтических работников

Раздел 4: права комиссии

Во внутрикорпоративном положении о комиссии по охране труда Минтруд предписывает фиксировать также ее права, представленные в следующем перечне:

  • право на получение информации от службы безопасности труда об условиях на рабочих местах, профилактике травматизма на производстве и профзаболеваний, присутствии опасных и вредных факторов и мерах реагирования на них;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией от представителей фирмы по вопросам охраны труда;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией о допущенных сотрудниками нарушениях норм охраны труда, а также выносить предложения о реагировании на них;
  • право на участие в формировании коллективного соглашения по безопасности труда;
  • право на представление работодателю предложений о поощрении работников за содействие улучшению условий труда;
  • право на оказание содействия в решении трудовых споров в тех сферах, что регулируются законодательством о безопасности труда.

Итоги

Учреждение комиссии по охране труда осуществляется по инициативе работодателя, сотрудников или профсоюза. Деятельность данной комиссии должна регламентироваться специальным положением, составляемым по форме, утвержденной Минтрудом РФ.

Ознакомиться со спецификой прочих задач в области охраны труда вы можете в статьях:

КАК ПРОВЕСТИ ОБУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КОМИССИЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ?

Эксперты SRG-ECO рассказали, как организовать обучение по охране труда силами работодателя с помощью внутренней комиссии.

Основные тезисы:

  • Как провести обучение?
  • Кого и когда обучать?
  • С чего начать обучение?
  • Порядок внутреннего обучения
  • Как провести проверку знаний?

Получите видеозапись вебинара

Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.

Обучение по охране труда призвано выполнять профилактическую функцию по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Это требование обязательно для исполнения всеми работодателями и регламентировано законодательством, а именно:

  • ст. 225 ТК РФ говорит, что все работники, в том числе и руководитель организации, должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований ОТ;
  • Работодатель обязан обеспечить проведение проверки знаний – статья 212 ТК РФ;
  • Работник обязан проходить проверку знаний – статья 214 ТК РФ.

Как обучать?

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее – Порядок).

Однако на данный момент необходимо работать по действующему Порядку.

Кроме того, существует межгосударственный стандарт по обучению безопасности труда. ГОСТ носит рекомендательный характер. Нужно отметить, что данный стандарт идет вразрез с правилами, установленными постановлением 1/29. Мы рекомендуем руководствоваться именно Порядком, потому что он дают более четкое понимание, как организовать обучение.

Кого и когда обучать?

В соответствии с п.2.2.1 Порядка обучения 1/29, все работники организаций в течение первого месяца после приема на работу должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Дальнейшая периодичность будет зависеть от категории работника, которые можно поделить на три группы:

  • Руководители;
  • Специалисты;
  • Рабочие.
Читайте также:
Кто имеет право на налоговый вычет

Для чего еще необходимо определить категорию работников? – От этого будет зависеть, как необходимо обучить тех или иных работников. В первую очередь нас интересуют те сотрудники, которые ответственны за охрану труда. Так, всех ответственных, в том числе и руководителя (если он отвечает за охрану труда), а также членов внутренней комиссии, необходимо обучить в специализированном Учебном центре.

В то время как рабочий персонал, который не отвечает за обеспечение охраны труда, можно обучить и на предприятии, однако направлять на обучение в образовательную организацию не воспрещается.

Обучение охране труда работников рабочих профессий необходимо проводить не только при приеме на работу, но и при переводе, переподготовке и обучении другим профессиям. Согласно п. 2.2.3 Порядка, форму и продолжительность обучения рабочих определяется компанией самостоятельно с учетом отраслевых нормативно-правовых актов, в том числе правил по охране труда: например, в Положении об обучении.

При условии, если работа связана с вредными и/или опасными условиями труда, то вместе с обучением необходимо организовать и стажировку с последующим экзаменом по итогам обучения и стажировки. Это позволит убедиться, что работник сможет выполнять свои должностные обязанности безопасно.

Рекомендуется проводить проверку знаний требований охраны труда рабочих ежегодно. Такая периодичность позволит поддерживать необходимый уровень знаний работников и обеспечить меры по снижению производственного травматизма и уровня профессионального риска на рабочих местах.

Если говорить о руководителях и специалистах, чья деятельность не связана с опасными условиями, могут обучаться один раз в три года (п. 3.2 Порядка).

С чего начать обучение?

Конечно, можно обучить всех работников в Учебном центре.

Однако не каждый работодатель может себе позволить обучать всех работников в учебном центре. В этом случае есть возможность воспользоваться иным способом – провести обучение сотрудников силами внутренней комиссии.

Для этого важно понимать, что обучение по охране труда состоит из трех блоков, а именно:

  • инструктаж по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение правилам оказания первой помощи.

Кроме того, нужно не забывать о том, что обучение и проверку знаний необходимо организовать вне зависимости от того, действуют ли на работника вредные и/или факторы или нет (ст. 225 ТК РФ). Таким образом, если на рабочем месте работника по результатам СОУТ определены оптимальные или допустимые условия труда, то его все равно требуется обучить охране труда и проверить полученные знания.

Так, руководители и специалисты организаций, не отвечающие за организацию работы по охране труда, работники рабочих профессий могут проходить обучение и проверку знаний внутри организации.

Порядок внутреннего обучения

Для проведения проверки знаний требований охраны труда в компаниях могут создаваться собственные комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Чтобы организовать обучение по охране труда внутри предприятия, необходимо:

  • Разработать и утвердить программы обучения по ОТ с учетом отраслевых НПА (отдельные для каждой должности и профессии);
  • Создать комиссию и утвердить ее состав приказом руководителя;

Важно помнить: члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в лицензированном Учебном центре, и только после получения протокола обученного работника можно включить в состав комиссии. В настоящее время для членов комиссий по проверке знаний проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда по программе 40 часов.

Кроме того, комиссия должна состоять минимум из трех человек. Рекомендуется на случай отсутствия одного из членов комиссии обучить и создать комиссию из не менее пяти человек: это позволит создать бесперебойную работу комиссий.

  • Издать приказ об организации обучения работников охране труда с приложением, в котором будет лист ознакомления сотрудников под подпись;
  • Провести обучение и проверить полученные знания работников по требованиям ОТ.

Стоит отметить, что Порядок не устанавливает конкретную форму проведения обучения по ОТ. Таким образом, проверить знаний требований охраны труда можно различными способами: с помощью лекции, семинара, вебинара, образовательной игры и т.д. Более того, можно даже привлечь преподавателя из Учебного центра.

Как провести проверку знаний?

Чтобы проверить знания, необходимо привлечь непосредственных руководителей работников (п.3.1 Порядка), то есть тех, кто имеет непосредственный опыт работ.

Как провести проверку знаний на каждом предприятии определяют самостоятельно: то может и устная форма, и тестирование или любой другой удобный способ.

Исходя их опыта, эффективным является проведение проверки знаний с применением видеофиксации. Это позволит при проверке ГИТ, в том числе после несчастного случая, предъявить доказательную базу, которая подтвердит прохождение работником проверки знаний.

Читайте также:
Профессия хостес: что это, обязанности, плюсы и минусы

По результатам проверки знаний необходимо оформить протокол по утвержденной форме (п.3. Порядка).

Важно! Видоизменять ее не нужно! Обратите внимание, что в форме есть поле “Подпись инспектора”: ранее требовалось приглашать инспектора, однако данное требование ликвидировали, а протокол не изменили.

Если сотрудник прошел проверку знаний, вы можете выдать ему удостоверение о проверке знаний по охране труда с подписью председателя комиссии и печатью организации: его форма также утверждена Порядком. Выдача удостоверения не является обязательным требованием, так как основной документ, подтверждающий прохождение обучения, – протокол. Если работник направляется в командировки или посещает другие филиалы, отделения компания, то вы можете выдать ему удостоверение.

В случае, если у комиссии есть сомнения в уровне подготовке и знаний работника, а значит, не прошел проверку, он должен пройти повторную проверку знаний в течение одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При этом, данный сотрудник должен быть отстранен от работы без сохранения заработной платы до успешной сдачи экзамена по проверке знаний.

Получите бесплатную консультацию об обучении по охране труда и другим программам от специалистов Учебного центра SRG:

Вопрос-ответ

Кого нужно обучать в организации?

Обучать нужно всех без исключения сотрудников организации. Однако список сотрудников, которые должны обучаться не в организации, а в обучающих центрах ограничен согласно п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Обучаться в аккредитованных организациях должны следующие работники:

заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда,

заместители главных инженеров по ОТ,

работодатели — физические лица,

иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,

руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ,

специалисты служб охраны труда,

работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по ОТ, члены комитетов (комиссий) по охране труда,

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций.

То есть специалисты которые организуют, руководят, контролируют работы должны проходить обучение в специализированных организациях.

Остальные сотрудники предприятия могут быть обучены созданной комиссией по охране труда и проверке знаний требований ОТ непосредственно в организации. Без обучения, стажировки и последующей проверки знаний к самостоятельной работе допускать работников запрещено.

Мне это не нужно, у меня мало сотрудников/ у меня ИП.

Независимо от того, сколько у Вас сотрудников, вы являетесь работодателем и исполнение требований законодательства для Вас обязательно.

Наше предприятие никогда не проверяли, придут — тогда и подготовим документы.

К сожалению, создать СОУТ за неделю невозможно. За нарушения в области охраны труда предприятию грозят большие штрафы вплоть до приостановления деятельности.

Как проходит обучение?

Ученые занятия возможны как на базе учебного класса Центра «Специалист» в составе группы, так и с выездом преподавателя на предприятие. Большинство предпочитает дистанционные занятия. Это удобно, так как не нужно ждать набора группы, занятия не привязаны ко времени, можно заниматься из любой точки земного шара. Дистанционно учиться возможно без отрыва от производства.

Кого еще нужно обучать в организации?

Методам безопасного ведения работ, оказанию первой помощи, пожарной безопасности должны быть обучены все сотрудники организации. Нововведение 2017 года — обучение по ГО и ЧС. Остальное сильно зависит от отраслевых и межотраслевых норм, а также видов работ в организации. Если у Вас есть сомнения в необходимости обучения, обращайтесь в Центр за консультацией, специалисты помогут разобраться, учитывая специфику Вашей организации.

Проверки государственной инспекции труда

Как узнать, что грядет проверка?

Проверка инспекции по труду может быть как плановой, так и внеплановой. Обычно поводом к внеплановой проверке служит жалоба работника о нарушении его трудовых прав. Список организаций для проведения плановой проверки на текущий год размещен на сайте регион

Основанием для проверки всегда служит приказ (распоряжения) руководителя ГИТ, в нем указывается список документов (в виде заверенных копий), которые должны быть предоставлены инспектору в течение 10 рабочих дней.

Что проверяет инспекция?

Перечень проверяемых инспектором документов зависит от причины проверки. Если это плановая проверка, перечень примерно следующий:

  • положение о системе управления охраной труда (СУОТ) на предприятии
  • Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда на работника / договор на аутсорсинг
  • правила внутреннего трудового распорядка
  • отчет о проведении спецоценки (СОУТ)
  • программы инструктажей
  • удостоверения по охране труда, профессиям и видам работ
  • журналы инструктажей, регистрации несчастных случаев, медосмотров
Читайте также:
Приказ об отмене совмещения должностей: образец

и другие документы

Очень многое в запрашиваемом перечне зависит от типа организации и ее деятельности. Поэтому если Вашей фирме предстоит проверка ГИТ, особенно внеплановая (например, по жалобе), мы рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов. Наши специалисты помогут подготовить необходимые документы, сориентироваться в законодательстве и пройти проверку с минимальным для организации ущербом.

Специальная оценка условий труда

Нужно ли делать спецоценку условий труда?

Если в штате имеется хотя бы один специалист, с которым официально оформлены трудовые отношения, спецоценка обязательна. Таким образом, спецоценка обязательна на всех рабочих местах в организации, исключением являются только рабочие места надомников и удаленных сотрудников.

Наличие проведенной СОУТ также поможет получить возмещение затрат на охрану труда за счет средств ФСС (подробнее об этой теме почитать можно здесь). Кроме того, это освободит организацию от проведения обязательных ежегодных медосмотров для специалистов, условия работы которых не являются вредными.

Как проводится спецоценка?

Как только принято решение о проведении спецоценки работодателю нужно сформировать комиссию. В комиссию включают представителей работодателя и представителя профсоюзной организации. Обратите внимание, что в комиссию обязательно должен входить специалист по охране труда. Если в организации его нет, необходимо взять квалифицированного специалиста по гражданско-правовому договору (договору аутсорсинга). Состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом, с которым должны быть ознакомлены под роспись все члены комиссии.

Кто должен войти в комиссию, если нет специалиста по охране труда?

Участие специалиста по охране труда в комиссии по проведению специальной оценки условий труда обязательно и регламентировано №426 -ФЗ «О специальной оценке условий труда». Никто не может войти в комиссию вместо него.

Если в организации нет штатного специалиста, в комиссию включают специалиста по гражданско-правовому договору. Поскольку в Центре «Специалист» мы практикуем комплексное сопровождение, заказывая спецоценку, наши клиенты не волнуются о подобных мелочах, и получают услугу под ключ, включая составление декларации соответствия и ее подачу в ГИТ.

Внимание! Проведение спецоценки без специалиста по охране труда в составе комиссии является нарушением , и квалифицируется как нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда и наказывается штрафами:

— на должностных лиц в размере от 5000-10000 рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000-10000 рублей;

— на юридических лиц от 60000-80000 рублей.

Какие типичные нарушения при проведении спецоценки?

Самыми распространенными ошибками в спецоценке является неознакомление с результатами спецоценки работников, отсутствие в комиссии специалиста по охране труда и нарушение сроков подачи декларации. Именно поэтому важно правильно выбрать организацию, проводящую СОУТ. Если такой возможности нет (например, объявлен тендер), необходимо, чтобы весь процесс контролировал опытный специалист по ОТ. Центр «Специалист» долгое время занимается сопровождением при проведении спецоценки, мы знаем подводные камни и умеем их избегать, с нами спецоценка пройдет без эксцессов.

Получили на руки результаты спецоценки, что делать дальше?

После получения на руки результатов спецоценки комиссия должна поставить подписи в отчете, картах, сводной ведомости результатов СОУТ. По результатам спецоценки комиссией дорабатывается перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда. Работники должны быть ознакомлены с результатами в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. Ими должны быть подписаны карты СОУТ.

Далее результаты проведения спецоценки размещаются на официальном сайте организации. Протокол заседания комиссии по итогам СОУТ направляется в организацию, ее проводившую. После выполнения вышеуказанных пунктов необходимо направить декларацию в региональную инспекцию труда. Так как процесс достаточно сложен и многоэтажен, при проведении спецоценки Центр «Специалист» сопровождает своих клиентов до сдачи декларации в ГИТ.

Если в карте спецоценки отсутствует медосмотр, значит, можно его не проводить?

Если в карте спецоценки отсутствует запись о необходимости медосмотров, это еще не значит, что они специалисту не нужны. Согласно Методике проведения специальной оценки условий труда, рабочие места оцениваются исключительно по «Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов» — приложение N 2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н. Однако, даже если вредные факторы обнаружены не были, существуют так называемые вредные виды работ. Поэтому после получения карт оценки рабочих мест, необходимо проверить должность по видам выполняемых работ согласно Приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н об обязательных медосмотрах.

Читайте также:
Какой открыть бизнес в маленьком городе: преимущества малых населенных пунктов

Внимание! Отсутствие медосмотров в карте спецоценки, не отменяет необходимость их проведения, если работник входит в перечень об обязательных медосмотрах Приказа 302н.

Что писать в перечне рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда, если вредные/опасные факторы не выявлены?

Если условия труда признаны оптимальными, перечень рекомендуемых мероприятий не нужен. Однако, это не значит, что превентивные меры по предупреждению травматизма в дальнейшем не нужны. Обязательные медосмотры для отдельных профессий, обучение по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне, регулярные инструктажи и проверки знаний по-прежнему являются обязанностью работодателя.

Специалисту по охране труда

Кто может заниматься охраной труда на предприятии?

Для начала, необходимо определиться с численностью организации. Если в штате организации больше 50 человек, создание службы охраны труда в организации является первым обязательным шагом. По назначению специалистов возможны два варианта: найм специалиста в штат со стороны или обучение своего сотрудника по программе переподготовки (256 часов).

Обратите внимание! Соответствие профстандарту обязательно с 2014 года. Нарушение в этой части влечет влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 15000-25000 рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000-25000 рублей;

— на юридических лиц — от 110000-130000 рублей.

Если в штате менее 50 человек, возможно как возложение обязанностей специалиста по охране труда а своего сотрудника (с обязательной переподготовкой), так и найм организации, оказывающей услуги по охране труда на аутсорсинг.

Меня назначили специалистом по охране труда, но у нас нет никаких документов.

Первая Ваша задача — получить диплом по направлению «Техносферная безопасность» или «Охрана труда» это можно сделать дистанционно в нашем центре. На руках у Вас будет диплом, подтверждающий Ваше соответствие профстандарту. После этого нужно восстановить недостающие документы и наладить ведение системы документов по охране труда в будущем. Также за разработкой пакета документов по ОТ Вы можете обратиться к нам. Специалисты сформируют необходимый пакет документов с учетом специфики, разъяснят тонкости ведения работы в дальнейшем.

Комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда: что изменилось

С 28.06.2020 постановлением Минтруда и соцзащиты N 55 в новой редакции изложены положения, устанавливающие порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда:

— республиканского органа госуправления и иной госорганизации, подчиненной Правительству (далее — госорган);

— местного исполнительного и распорядительного органа (далее — исполком);

Остановимся на изменениях, которые коснулись комиссии организации.

Состав комиссии организации

Состав комиссии организации, как и ранее, устанавливается приказом руководителя организации .

При этом нововведениями предусмотрено, что в ее состав :

— помимо председателя комиссии и его заместителя, обязательно включается секретарь комиссии.

На заметку
Обязанности секретаря закреплены в п. 5 Положения о комиссии организации;

— могут при необходимости включаться:

руководители (специалисты) службы охраны труда либо уполномоченные должностные лица, на которых возложены обязанности по охране труда, имеющие необходимую подготовку, вышестоящего госоргана;

работники юрлиц (ИП), аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда и прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии исполкома как члены комиссии организации.

На заметку
Как и ранее, в состав комиссии организации включаются работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), уполномоченные должностные лица, на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, специалисты юридической службы, главный инженер, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие специалисты. А при необходимости — работники контролирующих (надзорных) органов и профсоюзов (по согласованию с ними) .

Также уточнено, что комиссия действует на постоянной основе, а председатель комиссии (в его отсутствие — его заместитель) несет персональную ответственность за деятельность комиссии организации .

Проверка знаний по охране труда комиссией организации

Установлены способы проверки знаний по вопросам охраны труда комиссией организации. Они аналогичны тем, которые были (и остались) у комиссий госоргана и исполкома .

Так, проверка знаний комиссией организации проводится одним из следующих способов :

— в форме устного опроса в индивидуальном порядке;

— с применением компьютерной техники.

Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов утверждаются председателем комиссии организации. Ранее они разрабатывались на основе Типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов, который с 28.06.2020 упразднен .

Читайте также:
Компетенции руководителя: понятие и виды

Билеты для проверки знаний работающих по рабочим профессиям изменения не затронули .

Оформление результатов проверки знаний по охране труда

Как и прежде, решение комиссии организации оформляется протоколом .

Обратите внимание!
Установлена новая форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда. Теперь — единая для всех комиссий. Она содержится в приложении к постановлению Минтруда и соцзащиты N 210 в новой редакции. Напомним, что ранее каждая комиссия составляла протокол по форме, специально установленной для соответствующей комиссии.

Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, по-прежнему выдается удостоверение по охране труда, в которое заносится запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда .

Обратите внимание!
Теперь все комиссии (организации, исполкома и госоргана) выдают удостоверение единой формы. Она установлена в приложении 6 к постановлению Минтруда и соцзащиты N 175 .
Напомним, что ранее форма удостоверения из постановления Минтруда и соцзащиты N 175 использовалась только комиссией организации. А комиссии госоргана и исполкома выдавали удостоверения по иным формам.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Численность и состав комиссии по расследованию несчастного случая

В комиссии по расследованию несчастного случая должно быть не меньше трех человек, в число которых обязательно должны входить (ч. 1 ст. 229 ТК РФ):

– специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом руководителя ответственным за эту работу);

– представитель профсоюза (или другого представительного органа работников).

По общему правилу возглавляет комиссию руководитель организации либо уполномоченное им лицо (его заместитель, главный инженер, руководитель службы охраны труда в организации) (ч. 1, 3 ст. 229 ТК РФ).

Важно! Специалист по охране труда должен пройти специальное обучение по охране труда и иметь опыт работы в этой области (п. 17 Приложения к Постановлению Минтруда России от 08.02.2000 N 14).

Если в организации такого штатного специалиста нет, его обязанности может исполнять сам руководитель организации, уполномоченный им работник либо организация или специалист, которых работодатель может привлечь для оказания услуг в области охраны труда по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Важно! Лицо, которое непосредственно отвечает за охрану труда на объекте, где произошел несчастный случай (например, руководитель отдела, начальник участка), не может быть включено в состав комиссии (ч. 3 ст. 229 ТК РФ). В ходе расследования несчастного случая наряду с другими фактами будет выясняться его причастность к происшедшему (ч. 1 ст. 229.2 ТК РФ). Если будет установлено, что лицо нарушило свои обязанности, не обеспечив безопасность труда на вверенном ему объекте, ему грозит административная (по ст. 5.27 КоАП РФ) или даже уголовная (по ст. 143 УК РФ) ответственность. Подробнее об этом см. раздел “Ответственность работодателя при несчастном случае на производстве” настоящего материала.

Важно! Пострадавший и (или) его представитель (доверенное лицо) не должны входить в состав комиссии по расследованию несчастного случая (ч. 1, 2 ст. 229 ТК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1517-О-О).

Однако они вправе лично участвовать в расследовании (ч. 10, 11 ст. 229 ТК РФ). Подробнее об этом см. раздел “Участие пострадавшего (его представителя) в расследовании несчастного случая на производстве” настоящего материала.

Численность и состав комиссии могут меняться в зависимости от тяжести несчастного случая, количества пострадавших, степени полученных ими повреждений. Но в любом случае комиссия должна состоять из нечетного числа человек (п. 8 Положения о расследовании несчастных случаев).

Состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве

Вид несчастного случая

по расследованию несчастного случая

Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения (ч. 1, 13 ст. 229 ТК РФ)

Председатель комиссии:
– работодатель (его представитель) – (ч. 1 ст. 229 ТК РФ).

– специалист по охране труда или лицо, которое приказом назначено ответственным за организацию работы по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– уполномоченный по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ).

Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай со смертельным исходом (ч. 1, 2, 13 ст. 229 ТК РФ)

Читайте также:
Проверка на полиграфе при приеме на работу – вопросы, суть проверки на детекторе лжи

– государственный инспектор труда – в остальных случаях (ч. 2 ст. 229 ТК РФ);

– руководитель территориального органа Ростехнадзора если несчастный случай произошел в организации или на объекте, который контролирует Ростехнадзор (ч. 13 ст. 229 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401);

– работодатель (его представитель)если несчастный случай, произошел в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства.

– специалист по охране труда или лицо, которое приказом назначено ответственным за организацию работы по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– представители работодателя (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– уполномоченный по охране труда (ч. 1 ст. 229 ТК РФ);

– доверенное лицо пострадавшего (ч. 4 ст. 229 ТК РФ) в случае несчастного случая у работодателя физического лица;

– представители администрации субъекта РФ или администрации органа местного самоуправления (по согласованию) по месту государственной регистрации работодателя в качестве юридического лица (ч. 2 ст. 229 ТК РФ);

– представитель территориального объединения организаций профсоюзов (ч. 2 ст. 229 ТК РФ);

– представитель ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя – при расследовании страховых случаев (ч. 2 ст. 229 ТК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ)

Несчастный случай, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения (ч. 1, 4 ст. 229 ТК РФ)

– сам работодатель (его полномочный представитель) (ч. 4 ст. 229 ТК РФ); – доверенное лицо пострадавшего (ч. 4 ст. 229 ТК РФ);

– специалист по охране труда (может быть привлечен к расследованию по гражданско-правовому договору) (ч. 4 ст. 229 ТК РФ)

Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда (действующая редакция)

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 218 ТК РФ

1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования” комитет (комиссия) по охране труда – комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя – работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”, утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).

Читайте также:
Рабочая виза в Германию для россиян — как получить, список документов

Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).

Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).

Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).

Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).

3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).

Комитеты и комиссии по охране труда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 650н “Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда”

В соответствии со статьей 224 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2017, N 7, ст. 1093), приказываю:

1. Утвердить примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2014 г. N 412н “Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33294).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Министр А.О. Котяков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г.

Утверждено
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 650н

Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда

1. Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее – Положение) разработано с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее – Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.

3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.

4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

Читайте также:
Приказ об отмене совмещения должностей: образец

5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, действующими в отношении работодателя, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.

7. Задачами Комитета являются:

а) разработка и дальнейшее совершенствование программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;

б) рассмотрение проектов локальных нормативных актов работодателя по охране труда и формирование предложений по их корректировке в целях недопущения противоречий с требованиями действующего законодательства или ущемления прав работников;

в) участие в организации и проведении контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, выполнением требований охраны труда, а также за правильностью обеспечения и применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

г) подготовка и представление работодателю предложений по улучшению условий и охраны труда по результатам проведения проверок, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

д) рассматривать результаты проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, поступившие особые мнения, а также замечания и предложения первичной профсоюзной организации и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);

е) содействие работодателю в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

8. Функциями Комитета являются:

а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;

б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда;

в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с обязательными требованиями охраны труда;

г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;

е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому у работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

ж) содействие работодателю в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;

з) содействие своевременной бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;

и) содействие работодателю в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

к) содействие работодателю во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;

л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;

м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов;

Читайте также:
Компетенции руководителя: понятие и виды

н) содействовать работодателю в рассмотрении обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам).

9. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

а) запрашивать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.

11. Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, организационной структуры, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

12. Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.

14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.

15. Члены Комитета проходят обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

16. Члены Комитета, представляющие работников, отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.

17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

Обзор документа

С 1 марта 2022 г. вступают в силу поправки к ТК по вопросам охраны труда. В связи с этим утверждено новое примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда. Оно заменит положение 2014 г.

Устанавливаются основные задачи, функции и права комитета. Он является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны).

Среди задач – разработка программы действий по обеспечению соблюдения требований охраны труда, участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, рассмотрение результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: