Классификации несчастных случаев на производстве

Виды и причины несчастных случаев на производстве

Основные виды производственных травм и причины несчастных случаев на производстве изложены в Приложении к форме N 7 – травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев», утвержденном приказом Росстата от 10.08.2018 N 493 (Приложение 6).

К основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю на производстве, следует относить:

  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • падение с высоты;
  • падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли;
  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся пред­метов и деталей;
  • поражение электрическим током;
  • воздействие экстремальных температур;
  • воздействие вредных веществ;
  • воздействие ионизирующих излучений;
  • физические перегрузки;
  • повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися;
  • утопление;
  • убийство;
  • повреждение при стихийных бедствиях и пр.

Основные причины несчастных случаев на производстве

Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда. Общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет.

Основными причинами производственного травматизма можно назвать следующие:

  • конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
  • эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования;
  • несовершенство технологического процесса;
  • нарушение технологического процесса;
  • нарушение требований безопасности при эксплуатации транс­портных средств;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • неудовлетворительная организация производства работ;
  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
  • неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий;
  • недостатки в обучении безопасным приемам труда;
  • неприменение средств индивидуальной защиты;
  • неприменение средств коллективной защиты;
  • нарушение трудовой и производственной дисциплины;
  • использование рабочего не по специальности и пр.

Все перечисленные выше причины производственного травматизма можно разделить на три типа:

  1. Технические;
  2. Организационные;
  3. Личностные (психофизиологические).

1. Технические причины производственного травматизма

Технические причины производственного травматизма можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок, наличие прочностных дефектов материалов и износа конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и пр. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.

К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и пр.

2. Организационные причины производственного травматизма

Организационные причины производственного травматизма целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и пр.

3. Личностные (психофизиологические) причины производственного травматизма

К личностным (психофизиологическим) причинам производственного травматизма условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работника, приводящие к его ошибочным действиям. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием.

К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы. Заметим, что во многих технических системах, в конструкциях машин, приборов и систем управления еще недостаточно учитываются физиологические, психофизиологические, психологические и антропометрические особенности и возможности человека.

Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и случайным совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований охраны труда.

В современном сложном и опасном для человека производстве сочетание безопасных по отдельности факторов вместе может в определенных условиях привести к возникновению опасности, а связующим звеном такого сочетания являются, как правило, работники, поведение которых меняется в зависимости от ситуации и условий труда.

Важно различать факторы:

  • связанные с так называемым «человеческим фактором» (действиями непосредственного исполнителя);
  • организацией работ (действиями совокупного исполнителя – работников работодателя);
  • техническими проблемами (неустойчивым технологическим процессом, экстремальными изменениями рабочей среды, отказами и дефектами оборудования).

Но в любом случае основным виновником происшествия оказывается человек, поскольку именно он чего-то не сделал или сделал не то или не так. Строго говоря, чисто технических причин несчастного случая просто не существует, ибо они лишь промежуточные этапы между неправильными действиями и их последствиями. Вместе с тем, формальное разделение причин на технические, организационные и личностные позволяет выявить причины происшедшего несчастного случая и принять необходимые меры по исправлению ситуации.

Читайте также:
Код вычета 501 в справке 2-НДФЛ

Анализ показывает, что в последние годы все чаще на первый план выходят проблемы психологического и физиологического напряжения работника, оттесняя совершенствование традиционных условий труда, связанных с физическими факторами окружающей среды (температура, влажность, свет, шум, вибрация и загрязненная атмосфера). Это вызвано относительным снижением физических нагрузок одновременно с ростом психологических и физиологических нагрузок на человека, результатом чего может является хроническая усталость, умственное перенапряжение, обострение отношений с другими работниками и с руководителями. При этом физиологическое и психологическое утомление сопровождается ухудшением качества работы, болезнями, потерей концентрации внимания и координации движений, утратой осторожности и осмотрительности. Все это существенно повышает риск травмирования в одних и тех же физических условиях рабочего места.

Кроме того, нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работников работать по правилам и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.

Кроме того, необходимо различать «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся (привычных, стандартных) производственных ситуациях и случайно возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях, от «интеллектуальных» ошибок типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных (непривычных, неординарных) ситуациях, например, при ремонтных или наладочных работах.

«Интеллектуальные» ошибки связаны, в основном, с недостаточными знаниями работника, когда он неправильно оценивает (с позиции безопасности) производственную ситуацию либо неправильно для данной ситуации применяет известное ему правило безопасности либо плохо знает или совсем не знает необходимые для обеспечения реальной безопасности правила. Более того, нередко оказывается, что действующие правила (инструкции) не предусматривали вдруг сложившуюся опасную ситуацию.

Приложение. Схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 24 февраля 2005 г. N 160

Схема
определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве

1. Несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие.

2. Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

– характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

– последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.

Признаками тяжелого несчастного случая на производстве являются также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести полученной травмы.

3. К тяжелым несчастным случаям на производстве относятся:

1) повреждения здоровья, острый период которых сопровождается:

– кровопотерей (объемом более 20%);

– острой недостаточностью функций жизненно важных органов и систем (ЦНС, сердечной, сосудистой, дыхательной, почечной, печеночной и (или) их сочетанием);

2) повреждения здоровья, квалифицированные при первичном осмотре пострадавшего врачами стационара, травматологического пункта или другими организациями здравоохранения как:

– проникающие ранения черепа;

– перелом черепа и лицевых костей;

– ушиб головного мозга;

– ранения, проникающие в просвет глотки, трахеи, пищевода, а также повреждения щитовидной и вилочковой железы;

– проникающие ранения позвоночника;

– переломовывихи и переломы тел или двусторонние переломы дуг I и II шейных позвонков, в том числе и без нарушения функции спинного мозга;

– вывихи (в том числе подвывихи) шейных позвонков;

– закрытые повреждения шейного отдела спинного мозга;

– перелом или переломовывих одного или нескольких грудных или поясничных позвонков, в том числе и без нарушения функции спинного мозга;

– ранения грудной клетки, проникающие в плевральную полость, полость перикарда или клетчатку средостения, в том числе без повреждения внутренних органов;

– ранения живота, проникающие в полость брюшины;

– ранения, проникающие в полость мочевого пузыря или кишечник;

– открытые ранения органов забрюшинного пространства (почек, надпочечников, поджелудочной железы);

– разрыв внутреннего органа грудной или брюшной полости или полости таза, забрюшинного пространства, разрыв диафрагмы, разрыв предстательной железы, разрыв мочеточника, разрыв перепончатой части мочеиспускательного канала;

– двусторонние переломы заднего полукольца таза с разрывом подвздошно-крестцового сочленения и нарушением непрерывности тазового кольца или двойные переломы тазового кольца в передней и задней частях с нарушением его непрерывности;

– открытые переломы длинных трубчатых костей – плечевой, бедренной и большеберцовой, открытые повреждения тазобедренного и коленного суставов;

– повреждения магистрального кровеносного сосуда: аорты, сонной (общей, внутренней, наружной), подключичной, плечевой, бедренной, подколенной артерий или сопровождающих их вен, нервов;

– термические (химические) ожоги:

III – IV степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела;

Читайте также:
Массовый подбор персонала: что это, методы

III степени с площадью поражения более 20% поверхности тела;

II степени с площадью поражения более 30% поверхности тела;

дыхательных путей, лица и волосистой части головы;

– радиационные поражения средней (от 12 Гр) степени тяжести и выше;

3) повреждения, которые непосредственно не угрожают жизни пострадавшего, но являются тяжкими по последствиям:

– потеря зрения, слуха, речи;

– потеря какого-либо органа или полная утрата органом его функции (при этом, потеря наиболее важной в функциональном отношении части конечности (кисти или стопы) приравнивается к потере руки или ноги);

– утрата репродуктивной функции и способности к деторождению;

– неизгладимое обезображивание лица.

4. К легким несчастным случаям на производстве относятся повреждения, не входящие в пункт 3 настоящей Схемы.

Виды и классификация несчастных случаев на производстве

Последние изменения: Октябрь 2021

Травмирование на рабочем месте требует проведения детального анализа события с целью выяснения виновника произошедшего. Присвоение полученной травме статуса «производственной» или «бытовой», установление степени тяжести определяет разный уровень ответственности работодателя и различные фонды соцстраха, осуществляющие финансирование утраты трудоспособности. Классификация несчастных случаев на производстве – процедура, требующая проведения специального расследования.

Виды несчастных случаев

Существует распространённое заблуждение об однозначном отнесении травмы к категории производственных, если произошла на территории фактического места исполнения обязанностей в рабочее время, и к разряду бытовых, если произошла на нейтральной территории или в нерабочее время по графику.

Согласно статье 227 ТК РФ подлежат расследованию виды несчастных случаев, произошедших:

    на протяжении рабочего времени и периода, необходимого на подготовку непосредственного места работы к производственному процессу, на фактической территории работодателя; в период обеденного или технического перерыва; по дороге на работу или домой на транспортном средстве, принадлежащем организации, а также на личном автомобиле, используемом в качестве средства передвижения по разрешению руководства; при передвижении по иному населённому пункту в период командировки; при фактическом нахождении на территории другой компании или на пути следования в силу выполнения служебных обязанностей (курьеры, экспедиторы).

По критерию оценки нанесённого вреда, несчастные случаи подразделяются на:

    повреждения лёгкой степени тяжести; тяжёлые травмы, приведшие к длительной нетрудоспособности; травмирование организма, несовместимое с жизнью, послужившее причиной летального исхода.

По характеру воздействия:

    экстремального температурного режима; отравления ядовитыми химическими веществами; поражения электрическим током; механическим воздействиям, сопровождающимся появлением ссадин, ушибов, вывихов и костных переломов.

Акт о несчастном случае на производстве (47,0 KiB, 260 hits)

Квалификация полученных травм

Квалификация несчастных случаев на производстве с целью определения тяжести осуществляется на основании действующих норм, регламентированных приказом Минздравсоцразвития № 160 от 24.02.2005 года.

Критериями оценки считаются:

    непосредственный характер повреждений, полученных в момент инцидента; проявляющиеся со временем осложнения, явившиеся следствием; прогрессирующее развитие имеющихся хронических заболеваний в результате произошедшего события.

Основная сложность в квалификации – невозможность правильного отнесения события с точки зрения степени тяжести, поскольку нельзя спрогнозировать развитие осложнений и рецидивы хронических процессов в организме.

Приложением к вышеупомянутому приказу разработана специальная схема определения степени тяжести травмы, включающая 3 группы разновидностей тяжких повреждений:

  1. Травмирование, сопровождающееся болевым шоком, сильной кровопотерей, закупоркой кровеносных сосудов, состоянием комы, острой почечной или лёгочной недостаточностью, дисфункцией центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
  2. Ранения, ожоги и обморожения, радиационные поражения, внутренние разрывы и повреждения, самопроизвольное прерывание беременности.
  3. Травмы, не угрожающие летальным исходом, повлекшие потерю зрения, слуха, приведшие к стойкому разладу психики.

Не попавшие в схему предварительной диагностики травмы – это повреждения лёгкой степени тяжести, которые предприятие может расследовать собственными силами без подключения сторонних инстанций. Однако при выявлении осложнений и доказательстве вины виновники могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Производственные травмы и их классификация по тяжести получения могут быть установлены достоверно по истечении времени, поскольку существует вероятность осложнений и рецидивов.

Классификатор причин и обстоятельств

Приказом № 21 от 21.02.20015 установлена обязательность предоставления статистических данных в соответствующие инстанции. Приложением к документу определены виды травматизма и классификация травм с соответствующими двузначными кодами. В предоставляемом акте произошедшие события классифицируются:

  1. По причинам инцидента. Подразделяются на 15 причин, включающих нарушение технологического процесса, аварийное состояние производственных помещений, несоблюдение норм охраны труда, нарушение трудовой дисциплины.
  2. По обстоятельствам случившегося. В перечень включено 18 групп, включая падение с высоты, обрушение здания, дорожно-транспортные происшествия, воздействие высоких температур.

Экстренные действия работодателя

При получении травмы на фактической территории предприятия вне зависимости от вида и степени тяжести необходимо проводить расследование.

Действия руководства следующие:

  1. Оказание экстренной медицинской помощи с одновременным подтверждением врачебным персоналом факта получения повреждения.
  2. При констатации факта необходимо присутствие руководителя либо уполномоченного представителя. Место происшествия важно оставить нетронутым для удобства работы назначенной комиссии.
  3. Оформление по установленному образцу акта о произошедшем событии с подписью руководителя или заместителя и сбора свидетельских показаний.
  4. Создание специальной комиссии по расследованию. Если степень тяжести производственной травмы зафиксирована как лёгкая, то в комиссию достаточно включить трёх человек из сотрудников предприятия. Если повреждение признано тяжёлым, пострадало несколько лиц или пострадавший скончался, то в состав дополнительно включается:
    уполномоченный представитель государственной инспекции, регулирующей вопросы охраны труда; представитель фонда соцстраха от несчастных случаев на производстве; должностное лицо администрации; член независимой организации профсоюзов территориального уровня.

Если пострадавшее лицо не является сотрудником фирмы, где травмировался, то информация сообщается его непосредственному работодателю. Расследование в любом случае осуществляет организация, территория которой стала местом действия.

Оповещение сторонних организаций

Сокрытие травмы, произошедшей на производственной территории, чревато для руководителя предприятия уголовной ответственностью, поэтому о произошедшем инциденте необходимо сообщить в сроки:

  1. На протяжении суток в ФСС от несчастных случаев на производстве, независимо от степени тяжести полученных травм и числа травмированных лиц.
  2. В случае группового инцидента, тяжёлой травмы или смертельного исхода на протяжении суток ставятся в известность:
    инспекция по труду; прокуратура и местная администрация; местные профсоюзы; родные и близкие; работодатель организации, если пострадавший не принадлежал к числу сотрудников предприятия, зафиксировавшего произошедший случай.

Специальное расследование

Для расследования приказом директора формируется специальная комиссия из вышеперечисленных лиц, которая после ознакомления с распоряжением руководителя под роспись приступает к исполнению обязанностей.

В процессе работы «бригада расследования»:

    осуществляет сбор свидетельских показаний с последующим документальным оформлением; опрашивает непосредственного руководителя структурного подразделения, где произошёл инцидент; изучает место происшествия; оценивает уровень охраны труда и техники безопасности, изучает информацию о проводимых инструктажах; выявляет причины травмы, виновника, анализирует степень вины пострадавшего в инциденте; готовит документы и своевременно подаёт в инстанции; разрабатывает перечень рекомендаций по устранению последствий произошедшего инцидента.

Порядок и сроки расследования регламентируются законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 года, согласно которому время работы комиссии в зависимости от тяжести полученных травм и выявленных последствий составляет:

    при травмах, относящимся к лёгким, – 3 суток; при тяжёлых повреждениях, включая летальный исход – 15 суток; при несвоевременно полученной информации или при резком ухудшении здоровья – 1 месяц.

В случае неготовности медицинских документов, имеющих первостепенное значение, при ведении судебного процесса или привлечения дополнительных следственных органов допускается продление сроков.

В период работы комиссии важно изучить материалы, обстоятельства, оценить степень вины руководства организации и лично виновника инцидента. В случае невиновности наёмного сотрудника и доказательства вины работодателя, администрация обязана выплатить денежную компенсацию за причинённый материальный и моральный ущерб, а фонд соцстраха оплатить листок по утрате трудоспособности по ставке 100 % независимо от стажа трудовой деятельности. При получении увечья работник может подать исковое заявление в суд.

Классификация несчастных случаев на производстве

Любое производство является опасным местом для человека, поскольку там он может получить ранения и травмы. Что такое классификация несчастных случаев на производстве, какие меры применяются, чтобы снизить травматизм в 2019 году, предусматривается ли сегодня единый классификатор и характеристика? Об этом далее.

Что такое НС на производстве

Несчастный случай является непредвиденной ЧС, из-за которого человек получил повреждение или умер. Согласно статье 227 Трудового кодекса РФ подобным происшествием на предприятии называется процесс, в результате которого человек получил вред своему здоровью или погиб.

Последствиями несчастного случая может быть:

  • травма тела с термическими поражениями;
  • поражение от электрической энергии или излучения;
  • травма при взрывах и обрушении здания;
  • укус с раной от насекомых и животных на предприятии;
  • повреждение от стихийного бедствия;
  • возникновение хронического заболевания.

Для получения статуса производственного увечья должны соблюдаться следующие условия:

  • Событие должно происходить в рабочее время;
  • Происшествие должно случиться на месте производства.

Если инцидент произошел по дороге, в этот момент человек должен находиться в выделенном производством автомобиле для работы.

Что собой представляет НС

Виды происшествий

НС признается ДТП, ранение тела в результате обрушения здания, травма от движущегося, вращающегося объекта или детали, поражение током или вредными веществами, получение повреждения от экстремальных температур с ионизирующим излучением. Также к нему причисляется утопление с убийством и повреждением тела от контакта с животными.

Классификация НС

Бывают НС без последствий, с последствиями средней и повышенной тяжести. По количеству происшествий бывают одиночные и групповые несчастные случаи. По характеру воздействия – механические, термические, химические и электрические.

Обратите внимание! Также есть классификация производственных травм по степени тяжести.

Первая степень тяжести

Несчастные случаи с минимальными последствиями и микротравмами. К таким видам несчастных случаев на производстве относятся ссадины, вывихи, ушибы, порезы, синяки и неглубокие раны. Характеризуются возможностью быстрого восстановления человека (до 14 дней).

Вторая степень тяжести

Нештатные ситуации, в результате которых работник или группа лиц получили травмы средней тяжести, к примеру, закрытые и открытые повреждения фаланг пальцев, рук и ног. Признаки: нет прямой опасности для жизни, не выявлено необратимых последствий для жизненно-важных органов, потеря способности самообслуживания оценивается от 10 до 30%.

Третья степень тяжести

Характеризуется прямой опасностью для жизни. К примеру, к таким случаям относятся травмы с кровопотерей более 20%, кома, шок, перелом черепа и костей лица, внутричерепная травма, эмболия, серьезные ранения в области живота, острая недостаточность функций жизненно-важных органов.

Три степени тяжести НС

Кто определяет тяжесть травм при НС

Тяжесть НС определяют медицинские работники в организации или скорой помощи, в случае транспортировки потерпевшего в здание больницы. Определяя тяжесть состояния, оценивается характер с локализацией повреждения, общее самочувствие, опасность для жизни и последствия микротравмы для здоровья.

Классификация по причинам, которые вызвали травмы

Факторы, которые вызывают травматизм, бывают механическими, термическими, электрическими и химическими.

Механические – самые распространенные травмы, встречающиеся на фабрике. Это могут быть ссадины с кровоподтеками, вывихами и переломами. Могут быть получены вследствие неосторожного обращения с вращающимися и острыми механизмами, деталями оборудования.

К термическим относятся ожоги с холодовой травмой. Приобретаются от действия высоких температур, химических веществ и лучевой энергии.

К электрическим относятся травмы, вызванные электрическим током. Проходя через тело и ткани, ток производит термические ожоги, вызывает удар и разрушает действие жизненно важных органов. Приводит к последствиям второй и третьей тяжести.

К химическим относятся ожоги первой, второй и третьей тяжести.

Обратите внимание! Как правило, ожоги вызывает щелочь с концентрированными кислотами, фенолами, солями металлов, битумом, известью, фосфором, бензином и керосином.

Коэффициент получения травм на предприятии

Коэффициент выражается общим количеством случаев, когда человек получает повреждения или умирает. Его получают от общего количества случаев и общего количества работников.

Благодаря коэффициенту травмирования на производстве можно обнаружить предпосылки появления чрезвычайных ситуаций, выявить закономерности травматизма и выделить опасные зоны.

Коэффициент высчитывается по специальной формуле Ch = K * 1000 / Ск, где Ch – коэффициент частоты, K – число происшествий, а Ск является среднесписочным количеством работников в рассматриваемом периоде.

Классификация НС с точки зрения расследования

Расследованием НС занимается медицинская экспертиза на основе приказа №160 от Минздрава. Также в ее задачи входит классифицировать полученные травмы и инциденты. Участники экспертизы не смотрят на то, почему произошла производственная травма, не рассматривают основную причину. Они рассматривают степень тяжести повреждения и проводят градацию ухудшения состояния здоровья. Им важно то, сколько будет длиться восстановление.

Поэтому классифицируют НС на незначительные, средней тяжести и тяжелые. Также по категории выделяют долговременные и короткие по времени восстановления. При этом к НС не относятся моменты, которые произошли во время работы, но при этом человек совершал правонарушение, к примеру, крал оборудование или инструменты на предприятии.

Внимание! К ним не причисляются ситуации, при которых человек был пьяным, принимал какие-то токсические вещества. Также не причисляются к производственным травмам те, которые произошли на предприятии, но не во время работы. К примеру, человек получил механическое повреждение фаланги, когда был обеденный перерыв. Это уже бытовой случай.

Меры для предотвращения НС

Чтобы снизить количество травматизма и смертности на производстве, руководство применяет следующие меры:

  • выбирает подходящее помещение и качественное сертифицированное оборудование для труда;
  • грамотно подбирает работников, ставит на учет и обучает их, как правильно работать, чтобы избежать получения травм;
  • обеспечивает работников специальной формой и средствами для обеспечения личной защиты;
  • своевременно проводит оценку с целью корректировки условий труда;
  • предоставляет сотрудникам установленные социальные льготы для отдыха, занимается их обязательным страхованием для работы в цеху;

Меры для ликвидации НС

  • своевременно заставляет проходить работников медицинские осмотры;
  • разъясняет сотрудникам, как они должны действовать на предприятии и наглядно демонстрирует последствия отсутствия соблюдения правил ОТ;
  • контролирует усвоенные работниками знания ОТ и проверяет порядок выполнения установленных требований;
  • проводит своевременно профессиональный инструктаж, и регистрирует проведенный урок в документации;
  • изготавливает для них правила безопасного труда, образцы документов.

Обратите внимание! Благодаря правильному и тщательному подбору персонала, можно максимально снизить появление нештатных происшествий, поскольку с квалифицированными сотрудниками происшествия случаются реже.

В целом, несчастным случаем на фабрике называется ситуация, когда во время работы человек получил повреждение и этот факт был зафиксирован специальной медицинской комиссией. Несчастные случаи делятся на типы. Бывают НС первой, второй и третьей степени тяжести. Чтобы снизить их количество, на предприятиях производятся профилактические работы.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Текст научной статьи по специальности « Прочие медицинские науки»

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Бураева А.Е., Москвина К.А.

В данной работе рассмотрены понятие и виды несчастного случая на производстве. Ключевые слова: трудовое право; охрана труда; несчастный случай; несчастный случай на производстве.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Бураева А.Е., Москвина К.А.

Текст научной работы на тему «НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ»

3. Об учреждении министерств: манифест от 8 сентября 1802 года // Полное собрание законов Российской империи. – 1802. – Т. XXVII. – Ст. 20406.

4. Отчеты советов присяжных поверенных окружной Петербургской судебной палаты за 1876 г. – СПб, 1877. // РГИА. Ф. 1405. Оп. 69. Д. 7045.

5. Пашенцев Д.А. Особенности системы источников права Российской империи // История государства и права. – М., 2009. – № 19. – С. 25-28.

6. Тесля А. Источники гражданского права Российской империи XIX -начала XX веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hro-ш.info/Иbris/Иb_t/tes_prav17.html (дата обращения: 01.02.2016).

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

© Бураева А.Е.1, Москвина К.А.1

Юридический институт Иркутского государственного университета,

В данной работе рассмотрены понятие и виды несчастного случая на производстве. Ключевые слова: трудовое право; охрана труда; несчастный случай; несчастный случай на производстве.

Обеспечение закрепленного в ст. 37 Конституции Российской Федерации [1] право на труд является одним из направлений политики нашего государства. Поэтому в Российской Федерации придаётся важное значение созданию здоровых и безопасных условий труда, так как улучшение условий и охраны труда является одним из важнейших факторов повышения эффективности и качества труда на производстве.

Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай всё же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему [10, с. 4]. Именно данной цели служат нормы о расследовании несчастных случаев на производстве.

Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Трудовым Кодексом Российской Федерации в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма.

Термин «несчастный случай» на практике не всегда понимается одинаково, что влечёт ошибки в квалификации несчастных случаев, а, следовательно, и решение вопросов об ответственности виновных и возмещении ущерба пострадавшим будет неверным.

Несчастный случай можно определить как происшествие (авария, катастрофа и т.п.), вызвавшее повреждение здоровья [10, с. 12]. Для полного понимания данного термина необходимо рассмотреть признаки несчастного случая:

– несчастный случай – это внезапное событие, моментальное воздействие на организм человека;

– кратковременное и, как правило, однократное воздействие внешних факторов на здоровье человека;

– повреждение здоровья происходит помимо воли, умысла потерпевшего. Следовательно, умышленное повреждение здоровья своего или чужого здоровья не может рассматриваться как несчастный случай.

Таким образом, несчастный случай – это повреждение здоровья в результате внешнего и кратковременного воздействия, вызванного внезапным событием.

Данное понятие является общим для несчастных случаев, то есть имеет одинаковое значение для разных видов несчастных случаев (пожар, утопление, попадание под машину и т.д.). В данной работе нас интересует понятие несчастного случая на производстве.

Международно-правовые акты не дают определения несчастного случая на производстве, однако Конвенция Международной Организации Труда № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» (Женева, 8 июля 1964 г., не ратифицирована РФ) предусматривает в ст. 7, что «каждый Член Организации устанавливает определение термина «несчастный случай на производстве», включая условия, при которых несчастный случай в пути считается несчастным случаем на производстве».

Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932) и Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970), ратифицированные Российской Федерацией, также не предусматривают понятия «несчастный случай».

В отечественном законодательстве определение «несчастного случая на производстве» закрепляется в ст. 3 федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014, с изм. от 30.09.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастный случай – «событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и

за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть» [15].

Трудовой Кодекс [2] в ст. 227 раскрывает понятие «несчастного случая» через признаки несчастного случая:

1. Лица, которые могут получить травму или увечье на производстве:

– работники, исполняющие свои обязанности по трудовому договору;

– работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

– обучающиеся, проходящие производственную практику;

– лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

– лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

– лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

– члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

2. Примерный перечень последствий несчастного случая:

– телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;

– тепловой удар; ожог; обморожение; утопление;

– поражение электрическим током, молнией, излучением;

– укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;

– повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств,

– иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Главное, чтобы результатом такого повреждения являлась необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

3. Время получения увечья (травмы) работником или наступления его смерти:

– в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для при-

ведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

– при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

– при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

– при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

– при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

– при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Таким образом, анализируя нормы, содержащиеся в ст. 227 Трудового кодекса РФ и ст. 3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» можно вывести следующее определение: несчастный случай на производстве -это событие, приведшее к повреждению здоровья сотрудника, выполняющего свои трудовые обязанности, определённые договором или соглашением (в иных, установленных законодательствах случаях), или прямым указанием руководителя, результатом которого явилась необходимость отправления (перевода) сотрудника на более лёгкую работу либо потеря трудоспособности или его смерть.

Несчастные случаи возникают при различных обстоятельствах и влекут за собой разные по степени правовые последствия.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении

степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве», квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

– характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

– последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Таким образом, несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья можно подразделить на 3 категории:

– повреждения здоровья, острый период которых сопровождается: шоком, комой, кровопотерей (объемом более 20 %); острой недостаточностью функций жизненно важных органов и систем (ЦНС, сердечной, сосудистой, дыхательной, почечной, печеночной и (или) их сочетанием);

– повреждения здоровья, квалифицированные при первичном осмотре пострадавшего врачами стационара, травматологического пункта или другими организациями здравоохранения как: проникающие ранения черепа; перелом черепа и лицевых костей; ушиб головного мозга; внутричерепная травма и т.д.

– повреждения, которые непосредственно не угрожают жизни пострадавшего, но являются тяжкими по последствиям: потеря зрения, слуха, речи; психические расстройства и т.д.

3) легкие – повреждения, относящиеся к тяжелым.

Опираясь на ст. 2281 Трудового Кодекса РФ, по количеству пострадавших можно выделить несчастные случаи:

2) групповой (два или более пострадавших).

Данные классификации важны для практического применения, так как в зависимости от вида несчастного случая действия работодателя будут различаться.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 07.04.2015) // Российская газета. – 2001. – № 256.

3. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52 (Ч. II). – Ст. 5149.

4. Приказ Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. N 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – № 153-154.

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 марта 2011 г. N 233н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» // Российская газета. – 2011. – № 5489.

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи» // Российская газета. – 2010. – № 5217.

7. Буянова М.О. Трудовое право / М.О. Буянова, О.В. Смирнов. – М.: Пресс, 2015. – 694 с.

8. Гусов К.Н. Трудовое право России / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. – М.: Проспект, 2003. – 496 с.

9. Ефремова О.С. Охрана труда. Справочник специалиста / О.С. Ефремова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Альфа-пресс, 2015. – 608 с.

10. Коршунов Ю.Н. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве / Ю.Н. Коршунов. – М.: Юридическая литература, 1989. – 106 с.

11. Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об охране труда. – 2014.

12. Кухаренко, Д.А. Охрана труда. Вопросы теории, практика, комментарии современного законодательства / А. Д. Кухаренко, А.Ю. Кухаренко. -Красноярск, 2000.

13. Душников, А.М. Охрана труда и трудоправовой контроль (надзор): науч.-практ. пособие. – М.: Проспект, 2015. – 248 с.

14. Яблоков Н. Расследование и учёт несчастных случаев, связанных с производством / Н. Яблоков, С. Захаров. – Д.: Профиздат, 1965. – 94 с.

15. Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – N 31. – Ст. 3803.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа

В данной статье рассматривается понятие правотворчества органов местного самоуправления, его значение и роль. Ведь ни для кого не секрет, что местная власть наряду с властью государственной обладает государственно властными полномочиями, которая способна также как и государственный орган издавать акты. В статье также раскрываются

Классность водителей по категориям 2021

Классность водителей по категориям в 2021 году характеризуется их классификацией по открытым категориям в водительском удостоверении и стажем работы.

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
  2. Управление подъемным механизмом самосвалов, автокранами, и другим специальным оборудованием при условии соблюдения всех правил техники безопасности.
  3. Управление автомобилями с установленными специальными звуковыми и световыми сигналами.
  4. Буксирование прицепов весом до 750 кг.
  5. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
  6. Оформление путевых листов, прочих путевых документов.
  7. Проверка технического состояния автомобиля и утверждение приема перед выездом на линию
  8. Сдача автомобиля и постановка его на парковочное место при возвращении с маршрута в автомобильное хозяйство.
  9. Подача автомобилей под загрузку грузами и под разгрузку грузов.
  10. Контролирование правильности и полноты погрузки, размещения, крепления грузов в кузове автомобиля.
  11. Мелкий ремонт автотранспортного средства. Устранение возникших во время работы на маршруте мелких неисправностей ТС, не требующих разборки механизмов.

Водитель 2 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
  2. Буксирование прицепов весом более 750 кг.
  3. Устранение возникших во время работы на маршруте эксплуатационных неисправностей автотранспортного средства, требующих разборки механизмов.
  4. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

Водитель 1 класса.

  1. Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
  2. Требуется знание назначения, устройства и правил технического обслуживания автотранспортных средств.
  3. Применять в практике влияние эксплуатационных показателей ТС на себестоимость перевозок.
  4. Знать способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования ТС, основные технико-эксплуатационные качества автотранспортного средства и их влияние на безопасность движения ТС.

Основания для присвоения классности водителям.

Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».

Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.

Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Классность водителя по категориям автомобилей на предприятии присваивается в зависимости от опыта и стажа водителя. За высокую классность полагается доплата на предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% M M M M
2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.

Некоторые нюансы присвоения классности водителям (А.И. Сувернева, “Отдел кадров коммерческой организации”, N 11, ноябрь 2009 г.)

Некоторые нюансы присвоения классности водителям

Иногда сотрудник кадровой службы, принимающий на работу водителя, видит запись в его трудовой книжке о присвоении классности. В связи с этим у работодателей – транспортных компаний возникают различные вопросы, а именно: как устанавливается классность, можно ли ее понизить, обязаны ли выплачивать надбавки за нее. В данной статье ответим на поставленные вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса.

В частности, 3-й класс присваивали всем водителям, прошедшим обучение и получившим водительское удостоверение с разрешенными категориями “В”, “С” или только “Д”, 2-й класс – “В”, “С”, “Е” или только “Д” (“Д” или “Е”), а 1-й класс – “В”, “С”, “Д” и “Е”*(1). Причем 2-й класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс – при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10*(2)). В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность:

– водителям I класса – в размере 25%;

– водителям II класса – 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Придерживаться данного соглашения необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития РФ от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом соглашении, он установить не сможет.

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника), если водитель II или I класса:

– не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;

– систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;

– имеет перерасход топлива;

– имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

– нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимое условие выплаты надбавки – разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример.

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса.

Приказ о создании квалификационной комиссии

Приказ N 46
о создании квалификационной комиссии

г. Астрахань 12 октября 2009 г.

В целях присвоения квалификационного класса водителям

Приказываю:
1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению
класса водителям в составе:
– председатель комиссии – Зуев Николай Викторович, заместитель директора;
– секретарь комиссии – Антипова Анна Петровна, офис-менеджер.
Члены комиссии:
– Каманина Елена Игоревна, менеджер по персоналу;
– Гамов Андрей Геннадьевич, главный механик;
– Чужайкин Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности
движения.
2. Предоставлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации,
раз в год не позднее 15 августа – менеджеру по персоналу Каманиной Е.И
3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации –
– менеджеру по персоналу Каманиной Е.И.
4. Представить материалы квалификационной аттестации директору в течение
20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю комиссии.

При оформлении представления в нем указываются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируется заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

Заявление на проведение квалификационной аттестации.

Прошу провести мне в 2010 году квалификационную аттестацию для установления
2-го класса.
Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений правил
дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение графика перевозок

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, или автобусами категории “Д” или “Д” и “Е”, уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма без технической помощи, а также знать:

– назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, а при работе на автобусах (“Д” или “Д” и “Е”) их неисправности;

– признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

– объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

– способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

– особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

– особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

– основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;

– основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;

– показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

– основные положения планирования и учета работы автомобилей;

– правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

– элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

– основные понятия теории движения автомобиля;

– способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств “В”, “С”, “Д” и “Е”, и должен знать:

– назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

– влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

– способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

– основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

– элементы теории автомобиля;

– основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии.

После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки (форма N Т-2) и трудовую книжку.

Итак, водителю присвоен класс. У бухгалтерии появляются вопросы. Например, нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официальный перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлен. Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 “О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах”, в п. 1.3 которого говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику), за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему. Повторим, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании. В данном положении устанавливаются:

– порядок утверждения, начисления и выплаты премий;

– показатели и условия премирования;

– источники выплаты премий;

– размеры и шкала премирования;

– порядок и условия лишения премий или снижения их размера.

Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия.

Протокол заседания квалификационной комиссии

Протокол N 6
заседания квалификационной комиссии

05.11.2009 г. Астрахань

Комиссия в составе:
Председатель – Н.В. Зуев, заместитель директора.
Секретарь – А.П. Антипова, офис-менеджер.
Члены комиссии – Е.И. Каманина, А.Г. Гамов, М.А. Чужайкин.

Присутствовали: начальник гаража грузовых автомобилей Р.Л. Парфенов, диспетчер
Р.Т. Старостина.

Повестка дня:
1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го
класса Парамонова Евгения Романовича.

Заслушали:
Представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы на
Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса

Постановили:
Признать Парамонова Евгения Романовича соответствующим всем требованиям для
присвоения второго класса.

Председатель комиссии Зуев /Н.В. Зуев/

Секретарь комиссии Антипова /А.П. Антипова/
Члены комиссии Каманина /Е.И. Каманина/
Гамов /А.Г. Гамов/
Чужайкин /М.А. Чужайкин/

эксперт журнала Отдел кадров коммерческой организации”

“Отдел кадров коммерческой организации”, N 11, ноябрь 2009 г

*(1) О категориях транспортных средств см. п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009).

*(2) Письмо Минтруда РФ от 25.03.2008 N 1558-ТЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ –> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства “Аюдар Инфо”

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО “Аюдар Инфо”

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: