Уполномоченный по охране труда от профсоюза или коллектива – права и обязанности

Уполномоченный по охране труда

Время чтения: 5 мин

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Уполномоченный по охране труда является лицом, представляющим интересы трудового коллектива (или профсоюза) в области соблюдения требований охраны труда работодателем в отношении работников.

Уполномоченный — это главное звено общественного контроля за состоянием условий труда в организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие работу уполномоченного

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (замена на Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»);
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Цель и задачи уполномоченного по охране труда в организации

Основная цель работы уполномоченного по охране труда – контроль обеспечения руководителем организации надлежащих условий охраны труда.

Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • регулярное наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • контроль исполнения работодателем обязанностей по ОТ;
  • помощь сотрудникам при обращении в надзорные органы по вопросам нарушения прав;
  • контроль за соблюдением работниками требований охраны труда;
  • наблюдение за санитарным состоянием условий труда;
  • выявление нарушений;
  • предложение решений по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Процедура избрания уполномоченного по охране труда

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

Образец протокола собрания трудового коллектива

Протокол об избрании уполномоченного по охране труда в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • количество участников собрания;
  • имена председателя и секретаря собрания;
  • наименование повестки собрания;
  • количество голосов «за», «против», «воздержался».

Далее работодатель издает приказ о назначении уполномоченного по охране труда на основании представленного протокола.

Образец приказа о назначении уполномоченного по охране труда

Внимание! Работодатель не имеет права отклонять избранную кандидатуру или назначать собственных кандидатов в качестве уполномоченных по охране труда.

Работодатель обязан направить избранного уполномоченного по ОТ на обучение в специализированный учебный центр по соответствующей программе. Обучение оплачивает работодатель.

Законодательством не регулируется, на какой срок избирается уполномоченный по охране труда.

Как правило, уполномоченного по ОТ избирают на 2 года. Основание: Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (замена на Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»).

Внимание! Уполномоченный по охране труда может быть досрочно снят со своей должности по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Данная процедура также осуществляется на общем собрании.

Важно! Уполномоченный по охране труда не может быть уволен без согласования с трудовым коллективом/профсоюзом.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Права уполномоченного по охране труда:

  • контролировать соответствия условий труда законодательству;
  • участвовать в работе комиссии по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию;
  • получать от работодателя информации о состоянии охраны труда в организации;
  • требовать приостановления производства работ на участке, на котором были выявлены нарушения несущие угрозу здоровью и жизни работников;
  • требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверок;
  • направлять обращения в надзорные органы о нарушениях условий труда;
  • участвовать в рассмотрении трудовых споров;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая.

Обязанности уполномоченного по охране труда:

  • принимать участие в создании безопасных условий труда, соответствующих требованиям российского законодательства;
  • контролировать исполнение руководителем организации требований трудового законодательства в области охраны труда;
  • выявлять и фиксировать нарушения требований охраны труда;
  • представлять интересы работников организации в спорах, касающихся охраны труда;
  • консультировать работников по вопросам охраны труда.

Отличия уполномоченного по охране труда от ответственного по охране труда

Подробнее об ответственном по охране труда читайте в этой статье.

Работа уполномоченного по охране труда

В своей работе уполномоченный по ОТ руководствуется требованиями трудового законодательства, а также Положением об уполномоченном по охране труда.

Положение об уполномоченном по охране труда – это документ, который разрабатывается в организации на основе действующих нормативно-правовых актов, с целью регламентирования задач, функций, прав и обязанностей уполномоченного по ОТ в организации.

Примерное «Положение об уполномоченном по охране труда» скачать можно по этой ссылке: Положение об уполномоченном по ОТ.

Уполномоченный по охране труда может осуществлять свою работу в соответствии с утвержденным планом. План содержит в себе информацию об определенных действиях, осуществляемых уполномоченным, и их периодичность.

Мероприятия, включаемые в план работ, могут выполняться в течение года периодически или однократно.

Пример плана работ уполномоченного по охране труда

План работ составляется сроком на 1 год.

Уполномоченный по ОТ обязан отчитываться перед трудовым коллективом/профсоюзом о своей работе. Для этого он оформляет соответствующий отчет за установленный период.

Отчет составляется два раза в год и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода.

Форма отчета уполномоченного по охране труда

Уполномоченный имеет право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда на территории организации.

При выявлении нарушений по охране труда уполномоченный направляет руководителю организации Представление. В указанном документе перечисляются нарушения, выявленные в ходе проверки, и прописываются конкретные сроки их устранения.

Руководитель обязан рассмотреть информацию Представления и проинформировать о принятых мерах. Если нарушения не будут устранены, то уполномоченный имеет право обратиться в надзорные органы.

Читайте также:
Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

Форма представления уполномоченного по охране труда

Если уполномоченный по охране труда выявил нарушения, несущие непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, то он имеет право вручить руководителю требование о немедленном приостановлении работ на данном рабочем участке.

Уполномоченный по охране труда от профсоюза или коллектива – права и обязанности

ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 370 ТК РФ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Читайте также:
Отработка при увольнении – 14 календарных дней или рабочих

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

“Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ” (утв. ОАО “РЖД” 28.03.2018, ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ 26.03.2018)

Зам. генерального директора –

главный инженер ОАО “РЖД”

28 марта 2018 года

ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

26 марта 2018 года

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 “Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива”, Постановлением исполнительного комитета ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3 “О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза”. Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (далее – уполномоченный) по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в ОАО “РЖД”, в которых работают члены первичной профсоюзной организации ОАО “Российские железные дороги” РОСПРОФЖЕЛ (далее – ППО ОАО “РЖД”).

1.2. Уполномоченный является представителем профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (далее – профсоюзного комитета ППО) и в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами по охране труда, настоящим Положением, коллективным договором ОАО “РЖД”, локальными нормативными актами ОАО “РЖД” и постановлениями (решениями) выборных органов ППО ОАО “РЖД”.

1.3. Количественный состав уполномоченных в структурном подразделении региональной дирекции функционального филиала ОАО “РЖД” определяется дифференцированно в зависимости от существующих условий труда и рисков производственного травматизма.

По филиалам ОАО “РЖД” устанавливается следующий норматив численности уполномоченных в процентах от численности работников структурных подразделений филиала: Трансэнерго, ЦДИ, ЦД – 3%, ЦТ, ЦДРП – 2%, ЦДТВ, ЦДМВ, ДЖВ, Росжелдорснаб, ЦМ, ЦФТО, ЦДПО, ДКРЭ и др. – 1%.

Профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации структурного подразделения на своем заседании определяет численность уполномоченных в соответствии с указанными нормативами и порядок их выдвижения в цеховых профсоюзных организациях и профсоюзных группах.

1.4. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) первичной профсоюзной организации структурного подразделения из наиболее авторитетных, инициативных и грамотных членов РОСПРОФЖЕЛ (далее – Профсоюза). Уполномоченные избираются на срок полномочий профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда на предприятии, в его филиалах и структурных подразделениях (главный инженер, мастер, начальник участка, смены, прораб).

1.6. Выдвижение уполномоченных в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации подразделения (филиала), если она объединяет более половины работающих или собрания (конференции) работников организации.

1.7. Уполномоченные осуществляют общественный контроль, как правило, в подразделениях, где они избраны во взаимодействии: с руководителями и иными должностными лицами предприятия, филиала (структурного подразделения), в том числе со специалистом по охране труда; комитетом (комиссией) по охране труда; в составе инженерно-врачебной бригады; с технической инспекцией труда Профсоюза. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профсоюзным комитетом НПО.

1.8. Предложения уполномоченных по выявленным нарушениям требований охраны труда, записанные в ведомость несоответствия комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее – КСОТ-П) или направленные в виде “Предложений”, рассматриваются руководителями структурных подразделений филиалов, которые информируют профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации и уполномоченных о принятых мерах по устранению нарушений.

1.9. Уполномоченные два раза в год отчитываются о своей работе на заседании профсоюзного комитета ППО или общем профсоюзном собрании и представляют в профсоюзный комитет ППО структурного подразделения филиала отчет о своей работе за полугодие и год (приложение N 1). Председатель первичной профсоюзной организации составляет сводный отчет по структурному подразделению филиала и направляет его в Дорпрофжел до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца.

1.10. Профсоюзный комитет ежеквартально рассматривает выполнение руководителем структурного подразделения филиала “Предложений” уполномоченных по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

1.11. По решению профсоюзного собрания (конференции) уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда Профсоюза оказывают необходимую практическую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них функций.

1.13. Руководители структурных подразделений филиалов создают необходимые условия для деятельности уполномоченных: обеспечивают их правилами, инструкциями и иными нормативными актами по охране труда, предоставляют им время для выполнения возложенных на них обязанностей.

1.14. На основании настоящего Положения первичные профсоюзные организации могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей их работы.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию в структурном подразделении филиала ОАО “РЖД” здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах производственного подразделения (цеха, бригады, смены), а также за соблюдением законных прав работников в области охраны труда в соответствии с Примерным перечнем вопросов, являющимся приложением N 2 к Положению.

2.3. Представление интересов работников структурного подразделения филиала при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с выполнением работодателем обязательств по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, коллективным договором ОАО “РЖД”.

2.4. Подготовка “Предложений” работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах подразделения организации, в том числе через систему КСОТ-П.

Читайте также:
Увольнение по договору ГПХ: как это происходит

2.5. Информирование и консультирование работников структурного подразделения филиала по вопросам их прав и гарантий на безопасные и здоровые условия труда.

2.6. Проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе о важности и необходимости соблюдения на рабочих местах требований норм охраны труда, трудовой и технологической дисциплины, инструкций и правил по охране труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с задачами, поставленными перед уполномоченными, на них возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение ежедневного (ежесменного) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах работников (цеха, бригады, смены), выбравших уполномоченного, с фиксацией нарушений требований охраны труда в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П, подготовка и выдача работодателю (должностному лицу) филиала (структурного подразделения) “Предложений” по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения филиала и устранению выявленных нарушений требований охраны труда.

3.2. Информирование работников о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах и предусмотренных законодательством размерах льгот, компенсационных выплат работникам по результатам специальной оценки условий труда.

3.3. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха работников, предоставлением им компенсаций на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания, а также выполнением работниками следующих обязанностей в области охраны труда:

– соблюдение технологии безопасного производства работ, правил и инструкций по охране труда;

– правильность применения в работе средств коллективной и индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, других СИЗ) и содержание их в надлежащем состоянии, использование в работе исправного и безопасного оборудования и инструмента.

3.4. Участие в работе совместных комитетов (комиссий) по охране труда, инженерно-врачебных бригад, в проверках в цехе (бригаде, смене) условий и охраны труда, санитарно-бытовых помещений, технического состояния зданий, сооружений, машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, средств коллективной защиты, систем оповещения, вентиляции, отопления и освещения на соответствие их требованиям охраны труда, а также в разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений.

3.5. Информирование работодателя (должностного лица) и председателя первичной профсоюзной организации о ситуации, угрожающей жизни и здоровью работника, об ухудшении его здоровья, о каждом несчастном случае, произошедшем с работником в цехе, бригаде, смене.

3.6. Участие в организации, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.

3.7. Подготовка и выдача работодателю предложений по изменению (дополнению) инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

3.8. По поручению профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации участие в расследовании произошедших в структурном подразделении филиала аварий и несчастных случаев на производстве, а также осуществление контроля за фактическим выполнением мероприятий по их недопущению.

3.9. В структурном подразделении филиала из числа членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации может избираться старший уполномоченный по охране труда.

На старшего уполномоченного по охране труда дополнительно возлагается:

– организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением работодателем (его представителями) требований охраны труда, норм, правил и локальных нормативных актов по охране труда, а также составление сводного отчета о работе уполномоченных и предоставление его в профсоюзный комитет;

– внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по совершенствованию работы уполномоченных по охране труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда;

– участие в работе совместного комитета (комиссии) по охране труда;

– контроль по выполнению должностными лицами “Предложений” уполномоченных об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

– внесение предложений по: кандидатурам уполномоченных для участия в расследовании несчастных случаев на производстве; премированию (поощрению) лучших уполномоченных на уровне Компании, филиала, структурного подразделения филиала.

4. Права уполномоченных

Для выполнения возложенных функций уполномоченные имеют право:

4.1. Осуществлять контроль по соблюдению в структурном подразделении филиала требований инструкций, правил, норм и локальных нормативных актов по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха работников, принимать участие в комиссиях по проверке условий и охраны труда в цехе, участке.

4.2. Проводить ежедневный (ежесменный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, проверять выполнение мероприятий предусмотренных Коллективным договором ОАО “РЖД”, а также по результатам расследования несчастных случаев.

Направлять “Предложения” об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах, для исполнения работодателю (его представителю), производить записи в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П.

4.3. Предъявлять требования работодателю (его представителю) и должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работника.

4.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.5. Получать от работодателя (его представителя) и иных должностных лиц информацию о:

– состоянии условий и охраны труда в структурном подразделении филиала;

– ходе и результатах расследования, обстоятельствах и причинах всех произошедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятых мерах по их предотвращению;

– мерах по устранению нарушений требований охраны труда на рабочих местах, в том числе вредных и (или) опасных производственных факторов, а также по выводу работников из опасных зон производства работ.

4.6. Направлять представителям работодателя обязательные для рассмотрения предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда (приложение N 3), а их копии направлять в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.

4.7. Принимать участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда в филиале, структурном подразделении филиала как представитель Профсоюза, прошедший обучение в установленном порядке.

4.8. Защищать права и законные интересы работников – членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства, коллективного договора ОАО “РЖД”, инструкций по охране труда и технологических процессов.

4.10. Обращаться к представителям работодателя и/или в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Читайте также:
Увольнение по результатам аттестации

4.11. Вносить работодателю (должностному лицу) и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных актов по охране труда.

5. Обеспечение и гарантии деятельности уполномоченных

5.1. Условия деятельности уполномоченного (предоставление необходимого времени в течение рабочего дня, льгот для мотивации его общественной деятельности, а также места для хранения и работы с документами, обучение, обеспечение необходимыми правилами, инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда и др.) предоставляются в соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения.

5.2. Уполномоченному предоставляется не менее 2-х часов в неделю для осуществления общественного контроля за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах.

5.3. Уполномоченному выдается удостоверение установленного образца (Приложение N 4).

5.4. Уполномоченные проходят обучение по охране труда по направлению работодателя (его представителя) в аккредитованных обучающих организациях по специальной программе как за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так и работодателя с сохранением среднего заработка по месту работы.

5.5. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25 , 26 и 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

5.6. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения филиала за активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах по результатам смотра-конкурса уполномоченному может быть присвоено звание “Лучший уполномоченный по охране труда ОАО “РЖД”. Уполномоченный, по итогам работы за квартал, полугодие, год, может быть представлен к званию “Лучший уполномоченный по охране труда Федерации независимых профсоюзов России”, а также награжден Благодарностью, Почетной грамотой Профсоюза. Уполномоченному предоставляется право на первоочередное получение оздоровительных путевок для санаторно-курортного лечения, на включение в группы для участия в экскурсионных программах, в том числе за рубежом (за счет средств Профсоюза).

В особых случаях, связанных с предотвращением несчастного случая на производстве, аварии и т.д. уполномоченный может быть представлен к правительственной награде, Знаку “Почетный железнодорожник ОАО “РЖД”, поощрен денежной премией, ценным подарком по представлению руководителя структурного подразделения филиала и профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

6. Мотивация деятельности уполномоченного

В целях мотивации уполномоченных работодатель:

6.1. Определяет, с учетом мнения Профсоюза, дополнительное ежегодное поощрение лучших уполномоченных по итогам работы за отчетный период следующими наградами: Почетной Грамотой Заместителя генерального директора – главного инженера ОАО “РЖД” (50 чел.), Почетной Грамотой начальника железной дороги (50 чел.), Почетной Грамотой руководителя филиала ОАО “РЖД” (не более 50 чел., от каждого филиала ОАО “РЖД”).

6.2. Может предоставлять уполномоченным оплачиваемые дополнительные дни к отпуску (до 3-х дней).

6.3. Может устанавливать уполномоченным ежемесячную надбавку к заработной плате в размере до 5% тарифной ставки (должностного оклада), стимулирующие надбавки к заработной плате, другие виды поощрений.

об уполномоченном по охране

труда ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

Форма 1-У Утверждаю: ______________________ ______________ (подпись руководителя (Ф.И.О.) выборного органа) Составляется уполномоченным два раза в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода представляется в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации. Отчет о работе уполномоченного по охране труда за _________ _____________ _________________________________________________________________ (полное наименование: Ф.И.О., должность, подразделение (участок)) Служебный телефон: __________________

Уполномоченный по охране труда. Положение об уполномоченном по охране труда организации

Уполномоченный по охране труда является основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в организации. Уполномоченные лица участвуют в трудовом процессе организации и находясь среди работников могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателем нормативных локальных актов по охране труда и контроль за выполнением работниками обязанностей по охране труда.

Задача уполномоченного лица по охране труда – помочь руководителю организации, работнику предотвратить несчастный случай.

Нормативные документы, регулирующие деятельность уполномоченных лиц

Деятельность уполномоченных лиц по охране труда регулируется:

  • Постановлением Минтруда России «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного )лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 04.1994 № 30.
  • Трудовым кодексом Российской Федерации.
  • Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».
  • Документами ФНПР, отраслевых профессиональных союзов и других профсоюзных органов. Например: Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-6«О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов». (Скачать документ в разделе Практические материалы).

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Для эффективной работы уполномоченных лиц по охране труда на основе действующих нормативно – правовых документов в организации разрабатывается Положение об уполномоченном лице по охране труда организации.

Разделы Положения об уполномоченном лице по охране труда

Положение об уполномоченном лице организации может включать следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи уполномоченных.
  • Функции уполномоченных.
  • Права уполномоченных.
  • Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.

Предлагаю вам, коллеги, ниже примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда организации, которое вы можете доработать с учетом деятельности своей организации.

Примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда

ПОЛОЖЕНИЕ

об уполномоченном лице по охране труда

1.1.Положение об уполномоченном лице по охране труда (наименование организации) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».

1.2.Положение определяет порядок организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране труда организации. Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации (трудового коллектива) осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников организации.

1.3.Уполномоченное лицо избирается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) открытым голосованием на срок от двух до пяти лет. Уполномоченным не может быть избран работник занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда в организации.

1.4. Избрание уполномоченного по охране труда оформляется протоколом.

1.5.Уполномоченное лицо профсоюзной организации (трудового коллектива) в соответствии со ст. 218 ТК РФ входит в состав комиссии по охране труда организации.

1.6.Уполномоченное лицо организует свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, службой охраны труда, государственными органами надзора за охраной труда.

1.7.В своей деятельности уполномоченное лицо руководствуется Трудовым кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ по охране труда.

1.8.Уполномоченный ежегодно отчитывается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) о своей работе и может быть отозван до истечения срока действия его полномочий по решению собрания, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников по охране труда.

1.9. Количественный состав уполномоченных в организации определяется профсоюзным органом ( собранием трудового коллектива) в зависимости от конкретных условий работ и необходимости обеспечения общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

1.10.Уполномоченный в своей деятельности взаимодействует с техническими и внештатными инспекторами труда профсоюза, органами Федеральной инспекции труда, другими органами надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда.

2.Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1.Содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда. 2.2.Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда.

2.4.Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1.Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда.

3.2.Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда.

3.3.Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4.Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5.Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6.Проводить общественный контроль за:

3.6.1. своевременным сообщением руководителем организации, руководителями и должностными лицами структурных подразделений о происшедших несчастных случаях, фактах выявления профессиональных заболеваний работников;

3.6.2. соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда на рабочих местах;

3.6.3. техническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие требованиям их безопасной эксплуатации, а также наличие и комплектность средств пожаротушения, содержания и состояния путей эвакуации;

3.6.4.системами освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования;

3.6.5. обеспечением работников моющими средствами, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, необходимыми по условиям труда;

3.6.6. содержанием санитарно-бытовых помещений и исправностью санитарно-технического оборудования;

3.6.7. организацией и проведением предварительных при поступлении на работу и периодических медицинскими осмотров и соблюдением медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

3.6.8. своевременным и регулярным обновлением информации на стендах и уголках по охране труда.

3.7.По поручению профсоюзного органа (трудового коллектива) участие в расследовании несчастных случаев в организации.

3.8. Участие в проведении специальной оценки условий труда работников.

3.9.Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

3.10. Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в организации по охране труда.

4.Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1.Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда.

4.2.Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, результатами расследования несчастных случаев.

4.3.Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4.Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5.Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7.Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев в организации.

4.8.Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5.Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.

5.1.Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

5.2.Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной 40 часовой программе на курсах в учебных центрах, других организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3.Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение. (Приложение №1)

5.4.Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и профсоюзного органа (собрания трудового коллектива).

5.5.Уполномоченный по охране труда в соответствии со статьями 25 и 27 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, увольнению по инициативе работодателя (руководителя организации) без предварительного согласия профсоюзной организации.

5.6. За активную и добросовестную работу, способствующую улучшению условий и охраны труда в организации, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уполномоченный материально и морально поощряется в форме доплаты к должностному окладу, предоставления дополнительного отпуска, оплаты путевки на санаторно-курортное лечение и отдых из средств организации или профсоюзного органа.

к Положению об уполномоченном лице

по охране труда организации

У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е

уполномоченного лица по охране труда

внутренняя сторона, левая часть

(фамилия, имя, отчество)

является уполномоченным лицом по охране труда.

Председатель профсоюзной организации

«___»____________ 20__ г.

внутренняя сторона, правая часть

Действительно до_________ 20__ года.

Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда в

(наименование организации, подразделения) и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Примечание: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм

2.Размер фотокарточки 3 х 4 см. с уголком для печати.

Как организовать работу уполномоченного по охране труда в организации в Статье «Уполномоченный по охране труда: формы и планирование работы»

Если информация оказалось полезной, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях. Спасибо!

Если в организации нет специалиста по охране труда, на кого и как возложить обязанности

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

Расскажем, кому и как поручить обязанности по охране труда и как правильно оформить документы. Скачайте образцы в статье: приказ и дополнительное соглашение о совмещении должностей

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Уровень подготовки такого сотрудника должен соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н:

  • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет любое непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, и профпереподготовка по охране труда;
  • любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

  • профессиональную переподготовку в этой области;
  • обучение по охране труда в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597

= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

полезные
статьи

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОУЧИНГ: КАК ОН РАБОТАЕТ?

Журнал «Консультант по управлению» № 2 за 2011 г.

Мы живем в интересное и трудное время. Жизнь вокруг нас меняется очень быстро — и порой совсем не так, как нам того хотелось бы. Приходят новые технологии, которые почему-то принято называть высокими; совершенствуются способы влияния на массовую аудиторию, и у людей появляются иные жизненные ориентиры; меняется культура в целом. И вследствие всего этого у многих из нас иногда складывается впечатление: налицо явный перевес TEHNO над HOMO и, следовательно, человек сам по себе уже не так уж и важен. Но это не так. Именно человек — и есть то самое слабое или сильное звено, от поведения которого зависит будущее его окружения: семьи, организации, города, страны, планеты… Не во всем, к сожалению, зависит: слишком уж это было бы просто. Но — во многом.

Коучинг — явление многогранное. Хотя со времени прихода в нашу страну коучинговых технологий прошло уже приличное количество времени, единого мнения относительно того, что есть коучинг, среди консультантов, бизнес-тренеров, психотерапевтов и психологов пока нет. Для одних коучинг — разновидность психологического консультирования, для других — просто модное слово, за которым можно скрыть любую коммуникативную методику, для третьих — педагогический прием, позволяющий специалисту, его использующему, помочь своему клиенту в плане постановки, оценки и определения путей достижения жизненных целей. И, наверное, общий подход к термину «коучинг» появится еще не очень скоро.

Попробую подойти к вопросу терминологии более узко и сформулировать свой собственный вариант расшифровки термина «управленческий коучинг» («executive coaching»). Итак: управленческий коучинг — коммуникативная технология, позволяющая бизнес-коучу или консультанту содействовать своему клиенту в том, чтобы тот:

  • Максимально четко обозначил собственную цель;
  • Определил, что и в каком порядке следует делать для того, чтобы достичь поставленной цели;
  • Просчитал, во что ему обойдется движение к цели и ее достижение — то есть либо нашел недостающие пока ресурсы, либо модифицировал выбранную цель;
  • Принял окончательное решение о том, что он действительно станет всем этим заниматься.

А чем же управленческий коучинг отличается от других видов коучинга? Главное его отличие таково: совместная работа коуча и клиента ведется над достижением профессиональных и личных целей клиента сугубо в контексте его бизнеса или организации.

Если говорить о коучинге в управленческом консультировании, то, на мой взгляд, здесь возможны два, отнюдь не взаимоисключающих, подхода:

1. «Классический» подход: потенциальный клиент слышал или читал о существовании такой технологии, как коучинг. У него есть некая задача, которую он надеется решить с помощью этой технологии. Он предпринимает ряд усилий: ищет дополнительную информацию о коучинге в СМИ, анализирует сайты специалистов в данной сфере, собирает мнения своих друзей, коллег, знакомых. И, возможно, приходит к выводу о том, что коучинг и впрямь может оказаться подходящим в его случае методом. Тогда потенциальный клиент, используя самые различные каналы, находит коуча (опасный момент, между прочим, может и не повезти на профессионала), встречается с ним и подробно рассказывает о насущной задаче. И начинается работа: заключается контракт, определяется приблизительное количество сессий, требуемое для достижения нужного результата, ведется «Рабочая тетрадь», задаются и выполняются домашние задания, а на заключительной сессии подводятся итоги. Взаимодействие с коучем происходит в строго индивидуальном режиме, а вопросы, которые всплывают по его ходу, частенько выходят из рамок бизнеса-формата; и если это происходит, в обязательном порядке заключается еще один, дополнительный, контракт с клиентом.

Этот подход пока не очень широко распространен в нашей стране, хотя количество искушенных в области коучинга клиентов растет прямо-таки на глазах.

2. Подход с использованием коучинговых технологий в работе консультанта: клиент может вообще ничего не знать о существовании коучинга и, следовательно, не озвучивает подобного запроса. И консультант не объявляет клиенту: «А вот сейчас у нас будет коучинг!», но в процессе общения с ним и его коллегами держит в голове некую структуру, с помощью которой корректно доносит до целевой аудитории все то, что надо донести. Неужели это так уж важно? Ведь клиент — человек взрослый, заинтересованный в том, чтобы деятельность консультанта принесла плоды. Что же, разве он будет чинить препятствия его работе в компании? Осознанно — нет, не будет. Да и неосознанно, пожалуй, тоже. А вот, к примеру, по незнанию и из самых благих побуждений — чтобы побыстрее запустить изменения в компании — да. Но вред-то всем хорошим начинаниям будет нанесен колоссальный! И потому подход с использованием коучинговых технологий всегда оправдан в работе консультанта.

Управленец — тот самый человек, который оказывает очень сильное влияние и на настоящее, и на будущее своей компании. И чем выше статус управленца, тем серьезнее это влияние. Поэтому очень важно — оказывать упомянутое влияние не как бог на душу положит (слишком многое в российском бизнесе осуществляется по этой модели), — а грамотно. Здесь и смогут помочь коучинговые технологии. А кому они смогут помочь? И бизнес-консультанту, который работает с конкретным управленцем — собственником, топ-менеджером, руководителем среднего звена или наемным высококвалифицированным специалистом, и самому управленцу, который по роду своей деятельности должен не только постоянно принимать решения, но и делать так, чтобы эти решения воплощались в жизнь его подчиненными. Пожалуй, стоит поподробнее рассмотреть оба варианта.

Мне могут возразить: бизнес-консультант, а особенно — консультант по управлению — в первую очередь работает с компанией в целом, а не с ее собственником, генеральным директором или руководителем департамента продаж. И я соглашусь, но с небольшой оговоркой: когда проведена оргдиагностика и выявлены корни существующих проблем, полученную информацию надо донести до заказчика таким образом, чтобы он отнесся к ней с максимальным вниманием, поскольку дальнейшее развитие событий будет зависеть от его, а не консультанта, решения. Например, одной из наиболее распространенных в этом плане «болевых точек» является проблема демотивирующего стиля руководства. Ведь очень часто бывает так, что существование этой проблемы тормозит внедрение в компании даже самых разумных начинаний. А признать наличие подобного факта — нелегкая задача для управленца, как правило — человека, уже многого достигшего в жизни и не слишком склонного прислушиваться к мнению других. И если такому руководителю прямо, в лоб, заявить: мол, причина-то проблем в компании, милейший — вы сами — увы, нет большой надежды на то, что он воспримет эту информацию с пониманием и захочет что-то менять. Да, ввиду того, что руководитель уже определенным образом «вложился» — временем, деньгами, душой — в работу с консультантом, он, скорее всего, не станет очень активно возражать. Но этого мало. Надо, чтобы он еще и хорошенько поразмыслил над полученной от консультанта информацией и внутренне согласился с ней. Значит, информация должна быть подана так, чтобы над ней хотелось думать.

Но проблема демотивирующего стиля руководства, хотя и часто встречается, не является единственной. Может быть и так: руководитель вполне согласен с результатами оргдиагностики, и теперь надо наметить пути изменений. И здесь опять помогут коучинговые технологии: никакое, даже самое замечательное решение, предложенное консультантом, не будет для клиента более ценным чем то, которое он выработает самостоятельно или совместно с управленческой командой своей компании. А зачем же, в таком случае, нужен консультант? Для поддержки, для того, чтобы запустить процесс выработки решения, для того, чтобы проверить на прочность каждую новую идею в этом процессе, и все это — с помощью технологий управленческого коучинга. Консультант задает вопросы, поразмыслив над которыми, клиент гораздо четче, чем ранее, представляет себе:

  • Цели изменений;
  • Почему предполагаемые изменения важны для организации;
  • Что в принципе можно сделать в существующей ситуации;
  • Какова должна быть последовательность действий;
  • Что изменится вследствие задуманных нововведений и насколько такие изменения желательны для их инициатора (тот ли это будет результат, к которому он стремится);
  • Готов ли клиент взять на себя ответственность за все, что произойдет, если он примет это решение.

Сложно? Конечно. Гораздо проще «дать таблетку» в виде проверенного временем решения, а коль скоро клиент отказался или не сумел эту «таблетку» использовать, можно на него же и свалить: дескать, незрелый клиент, несознательный, не понимает своего счастья. Но в реальности это — за редкими исключениями — недоработка консультанта. Безусловно, процесс рефлексии может быть нелегок для клиента-управленца: ведь руководители — в большей степени люди действия, чем люди размышления. Но и решение, принятое по окончании этого процесса, будет жизнеспособным. А разве не к этому стремится добросовестный консультант?

А как же использование коучинговых технологий может оказаться кстати для руководителя? Да все в том же ракурсе повышения качества коммуникации с окружающими: и с вышестоящими, и с равными, и с подчиненными. Потому что, когда решение относительно тех или иных изменений в организации принято, его еще требуется внедрить. А это не всегда получается, даже если обстоятельства складываются наилучшим для компании образом: ведь «один в поле не воин», и без поддержки значительной части сотрудников организации имеется немалый риск просто-напросто похоронить решение под спудом неудачных попыток воплотить его в жизнь. И руководитель, используя технологии коучинга, выполняет поистине титаническую работу: разъясняет, мотивирует, снижает естественное сопротивление, сплачивает, снова разъясняет…

Но при том, что одна часть руководителей овладевает коучинговыми технологиями спонтанно, обучаясь им, так сказать, в процессе получения управленческого опыта, выстраивание коммуникации по коучинговой модели для другой, и немалой части — проблема. В такой ситуации управленцу самостоятельно «выдумывать велосипед» — занятие неблагодарное. Зато полученные от консультанта коучинговые технологии, благо они уже были использованы в работе с самим клиентом, и он на личном опыте знает, как именно они действуют, — будут весьма актуальны. Например, ни для кого не секрет: когда в компании более одного собственника, велика вероятность того, что они будут по-разному смотреть на будущее компании и, соответственно, по-разному видеть варианты ее развития. И хорошо еще, если они сами это осознают, а то ведь случается и так, что, вроде, стремятся люди к одному и тому же, но ситуация остается прежней. И когда один из собственников обращается к консультанту, проводит громадную работу по анализу положения дел в компании и рассмотрению путей выхода из этого положения, может наступить управленческий коллапс, поскольку другой собственник (собственники), как говорится, обо всем этом ни сном, ни духом… Что делать? Договариваться с партнером или партнерами. А для того, чтобы «договариваться» не превратилось в «ссориться» можно использовать коучинговые технологии. Чудес не будет, но прийти к взаимоприемлемому решению — вполне достижимо.

Управленческий коучинг — технология, которая позволяет грамотно и максимально комфортно для клиента в частности и для организации в целом выстроить управленческие коммуникации, а значит — облегчить в дальнейшем процесс изменений. Имеет смысл попробовать?

Все об управленческом коучинге

Традиционные методы удержания и мотивации персонала «денежное поощрение — наказание» в современном бизнесе часто не работают. Наемные работники сегодня мобильны, ищут места с перспективами и возможностями, активно осваивают новые специальности, стараются реализовать себя. Поэтому появились новые методики управления членами коллектива. В этой статье поговорим об управленческом коучинге.

Управленческий коучинг в работе с сотрудниками: что это такое

Под коучингом в целом понимается такая методика обучения, при которой наставник, тренер, направляет человека в будущее, учит самостоятельно достигать цели и находить оптимальные решения. Коуч не зацикливается на имеющемся опыте ученика, он нацелен на его развитие.

Задача коуча — подтолкнуть человека вперед, помочь ему сделать первый шаг, увидеть проблемы с разных сторон. Эффективность данной методики давно доказана, коучинг широко распространен в западных странах и ценится многими представителями крупного бизнеса.

Выделяют три основных вида коучинга:

  1. Управленческий или бизнес-коучинг. Главная аудитория обучения — предприниматели, владельцы компаний, руководящий персонал, менеджеры среднего и высшего звена. То есть все, кому приходится управлять коллективам, налаживать связи с подчиненными.
  2. Карьерный коучинг. Аудитория обучения — все, кто стремиться стать профессионалом, востребованным специалистом, подняться по карьерной лестнице.
  3. Жизненный коучинг. Аудитория самая обширная — все, кто столкнулся с теми или иными жизненными трудностями.

Коучинг действует по принципу партнерского метода обучения.

Пример: человек учится водить машину с инструктором. Тот четко говорит, что нужно делать, контролирует каждый шаг новичка, исправляя ошибки, сразу указывая на них. Это менторский метод обучения. Коуч не является инструктором, но знает, как научиться эффективно водить машину. Он подсказывает, как лучше всего научиться вождению, выстроить системы занятий, определиться с этапами обучения и тренировок. Это и есть партнерский метод обучения.

Коучинг в сфере управления персоналом

Раньше в подавляющем большинстве компаний была линейная система управления персоналом. Начальник — его заместитель — главы отделов — рядовые сотрудники. В итоге конечную цель и результаты работы предприятия видело только вышестоящее руководство, у подчиненных не было мотивации, они находились под тотальным контролем.

Проблемы, которые вызывает такая система управления персоналом, очень серьезны:

  • Наемные сотрудники не используются на все 100%. Они отбывают свое время в офисе или цехе, а потом спешат домой. И рабочее время может расходоваться не по назначению, инициативы не поощряются.
  • Нет обратной связи между высшим руководством и подчиненными. Звеньев иерархической цепи много, в итоге передача информации «снизу-вверх» начинает напоминать испорченный телефон.
  • Персоналу не нравится работа в целом и управление в частности. Коллектив недоволен, считает, что руководство сотрудников не слышит, высококвалифицированные кадры ищут новые места работы.

Пример: перед сотрудниками стоит простая задача — подготовить строительную площадку, очистить ее от мусора и выровнять. Все понятно, сроки установлены. Но если задача будет осложнена возникающими вопросами: «Что делать с этим деревом» или «Где найти транспорт для вывоза строительного мусора», то эффективно справиться с этим помогает управленческий коучинг.

Что такое управленческий коучинг

Итак, исходя из вышеизложенного, коучинг в области управления предприятием делится на два направления:

  1. Работа непосредственно с собственником компании и руководством.
  2. Раскрытие потенциала сотрудников.

Управленческий коучинг при этом может быть внутренним, то есть наставниками, коучами выступает само руководство предприятия, опытные специалисты. и внешним, когда коуч приглашается со стороны, является наемным экспертом в конкретной области.

Руководству нужно изменить свой подход к подчиненным, в противном случае обучение приглашенным коучем, напротив, может привести к уходу самых опытных и востребованных кадров. Собственнику нужно понимать, что тотальный контроль неэффективен, необходимо делегировать полномочия, наладить обратную связь с подчиненными. Если удается перестроить модель управления руководителя, то затем он сам может стать коучем для остальных членов администрации фирмы.

Принцип управленческого коучинга с примером

Начиная, выстраивая диалог с обучаемым, коуч в первую очередь спрашивает его: «Какова ваша конечная цель, чего вы хотите добиться?». Цель должна быть конкретной и достижимой в обозримом будущем. Сам коуч цель не указывает, это делает сам человек, решая, что важнее всего для него на данном этапе.

Затем коуч вместе с обучаемым оценивают имеющийся потенциал для достижения поставленной задачи. Тренер рассказывает, как видит ситуацию он, ученик выражает свое мнение, происходит процесс обсуждения ситуации и имеющихся в наличии ресурсов для достижения цели. Ученик может и должен спорить, приводить свои аргументы.

Затем коуч с обучаемым выстраивают цепочку промежуточных целей и задач, которые помогут достичь желаемого, конечного результата. Тренер помогает понять, что будет, если обучающийся примет то или иное решение, как изменится ситуация, какое решение наиболее эффективно.

Пример: выбрана цель — выкопать траншею. Стоит задача — копать от забора и до обеда. В случае линейного управления, когда иерархия строго определена и инициативы у сотрудников нет, они просто не понимают, как копать, что копать, сколько копать. Они устраивают перекуры, начинают, как и сказано — от забора, в обед заканчивают, бросив лопаты, не доделав ничего до конца. Если же применить принцип управленческого коучинга, то перед сотрудниками будет стоять четкая цель — выкопать траншею для прокладки кабеля конкретного размера. Чем быстрее сделают, тем быстрее получат вознаграждение и перейдут к следующему этапу работы. Теперь работники сами заинтересованы закончить труд как можно быстрее, сами распределяют обязанности, следят, чтобы никто из группы не отлынивал от работы. Дело будет сделано быстро и без тотального контроля.

Какой эффект дает применение управленческого коучинга

Если коучинг грамотно встроить в систему управления всем предприятием и использовать его методы мотивации персонала, можно достигнуть следующих целей:

  1. Создать команду единомышленников, которые вместе принимают решения, ищут выходы из сложных ситуаций. Причем каждый член команды будет четко знать, чем он занимается, выполнять свою роль.
  2. Повысить отдачу от наемных сотрудников. Они будут не просто механически выполнять свои обязанности, но предлагать собственные пути решения поставленной задачи, проявлять инициативу. У работников появится стимул применять все свои знания, внедрять новый опыт, максимально эффективно выполнять задачи.
  1. Улучшить отдачу от мер по повышению квалификации персонала. Люди охотно учатся, получают новые навыки, сами выбирают нужные им курсы и тренинги.
  2. Снизить необходимость полного контроля за каждым из сотрудников. У руководства появится время непосредственно на развитие бизнеса. При этом сами сотрудники будут предлагать инновации, стремиться улучшить показатели работы.

В целом, управленческий коучинг помогает сделать бизнес более прибыльным, нарастить обороты. Кроме того, уменьшается текучесть кадров, ведь у сотрудников нет желания искать новое место работы.

Заключение

Управленческий коучинг, как современный метод руководства персоналом и бизнесом в целом, необходим. Он помогает удерживать важных сотрудников, снижает текучесть кадров, улучшает обстановку в коллективе.

При содействии и помощи руководства коуч может существенно повысить мотивацию сотрудников и помочь развитию бизнеса в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: