Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2020 года из-за короновируса

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

Читайте также:
Заявление на отпуск с последующим увольнением: образец

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2021 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2021 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

Читайте также:
Уровень знания английского и другого иностранного языка в резюме — как указать

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Трудовая миграция в России – определение, регулирование

Внешняя трудовая миграция всегда подергается государственному регулированию, целью которого является достижение желательного для принимающей страны масштаба легальной иммиграции с уменьшением нелегального импорта рабочей силы, а также отбор работников нужных профессий и специальностей из общего потока потенциальных иммигрантов. Достижение этой цели происходит с помощью различных средств, используемых государством, среди которых особое место отводится правовому регулированию трудовых отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регулирование в России внешней трудовой миграции осуществляется посредством соответствующего законодательства РФ о правовом статусе работников-иностранцев. Это, прежде всего, Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее Закон о правовом положении иностранцев), ряд иных законов и нормативных правовых актов подзаконного характера, двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения.

Такие соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и т.д. Россия имеет подобные соглашения в рамках СНГ, а также с другими государствами (Германией, Финляндией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.

На регулирование миграционных процессов, механизмов и форм их реализации направлены и проекты разрабатываемой Концепции государственной миграционной политики РФ, положения которой должны обеспечить регулирование миграционных потоков, предупредить и пресечь нелегальную трудовую миграцию, обеспечить баланс прав и законных интересов коренного населения и трудящихся-мигрантов.

Известно, что страны-реципиенты, защищая национальный рынок труда, применяют различные виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов, среди которых можно выделить, в частности:

– наличие профессионального или иного образования (диплом, определенный стаж работы);

– состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и инфекционными заболеваниями);

– социальные ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления);

– политические ограничения (введение визового режима для въезда граждан из ранее безвизовых стран) и т.д.

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное и качественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и организаций, регионов страны, по отдельным профессиям, с установлением иногда квот на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

– соответствующие платежи иммигрантов при трудоустройстве;

– первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

– налогообложение предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

– ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране с предоставлением преференций некоторым их категориям и т.д.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме явных запретов или путем установления приоритетных видов деятельности, где может использоваться труд иностранцев.

В РФ для иностранцев значительное количество явных запретов на профессии содержится в п.1-5 ст.14 Закона о правовом положении иностранцев. Имеется в виду государственная и муниципальная служба, некоторые должности в сфере гражданской авиации, в составе экипажа военного корабля или судна, плавающего под флагом России, на объектах и в организациях, связанных с обеспечением безопасности РФ, и т.д.

В Законе о правовом положении иностранцев содержатся также положения об упрощенном порядке оформления трудовых отношений с иностранцами – высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (ст.13.2), и иностранцами, работающими у физических лиц с получением патента (ст.13.2). Таким образом, эти лица имеют определенные преимущества в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ по сравнению с прочими иностранцами, не соответствующими таким требованиям.

Ограничения для иностранцев на занятие некоторыми видами деятельности появляются и в случае необходимости получать специальное разрешение или соблюдать особый порядок для въезда на определенные территории.

В России, наряду с миграционным учетом иностранцев, осуществляется также федеральный государственный контроль (надзор) не только за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ, но и за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ. Согласно ст.32 Закона о правовом положении иностранцев предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции. В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, по ходатайству работодателя или заказчика работ (оказание услуг), может быть аннулировано ФМС России или его территориальным органом.

Таким образом, российское государство имеет немало “рычагов” воздействия на действующую систему управления внешней трудовой миграцией, обеспечивая тем самым приведение ее в соответствие с задачами нового модернизационного этапа развития страны.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • · обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • · гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • · обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • · содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • · ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • · совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • · предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Читайте также:
Сроки уплаты НДФЛ при увольнении

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:

  • * Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
  • * Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
  • * Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
  • * Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
  • * Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
  • * Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  • * Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Принятием в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

В ряду ее основных направлений указываются:

  • – обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
  • – создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • – содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • – обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • – создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • – поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • – оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • – создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • – содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

Что такое внутренняя и внешняя трудовая миграция в России?

Трудовая миграция представляет собой процесс перемещения людей или одного человека в различные города и страны с целью поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Во всем мире миграция разделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграцией называется процесс выезда населения из страны с целью заработка в другое государство. Иммиграция – это въезд в другую страну для работы на ее территории.

Причины трудовой миграции, которые заставляют людей перемещаться в другую страну, включают безопасность проживания, возможность получить хорошее образование, работать по своей профессии и получать за это достойную заработную плату, иметь свое собственное жилье, социальные гарантии государства (это составляющие понятия «хороший уровень жизни»). Именно из-за его несоответствия ожиданиям россиян, они и мигрируют в более развитые экономически страны, где жизненный уровень выше.

Значение миграции трудоспособного населения для экономики

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Тема переселения людей в другие города и страны в поисках работы постоянно поднимается в средствах массовой информации. Она не теряет актуальности, потому что этот процесс сильно влияет на развитие экономики и на темпы ее роста. Россия является привлекательным ориентиром для трудовых мигрантов, причем не только из стран бывшего СССР, но и из других государств. В РФ существует не такой сложный процесс миграции, как, например, в США, куда можно прибыть трудиться легально только после прохождения многочисленных проверок и комиссий, в ходе которых устанавливается квалификация специалиста и определяется, нужен ли такой работник. В Россию можно мигрировать людям без образования и не всегда даже владеющим русским языком. Страна получает дешевую рабочую силу, а мигранты повышают уровень своей жизни.

Читайте также:
Срок сдачи больничного листа: работодателю, в ФСС

Как и во многих других странах, проблема трудовой миграции в России стоит очень остро. Это связано с большим количеством «утекающих» за границу профессиональных кадров, на замену которым приезжают неквалифицированные кадры из близлежащих государств.

Значение миграции для экономики заключается в следующем:

  1. Борьба за рабочие места. При наличии большого количества претендентов на одно рабочее место, возникает конкуренция, и работодатель может выбрать более квалифицированного работника.
  2. Уменьшение заработной платы. При увеличении количества работников, работодатель может понижать оплату труда, так как всегда найдется работник из содружественного государства, который согласится выполнять ту же самую работу за меньшие деньги.
  3. Распределение высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Устанавливаемый государством размер заработной платы прямым образом влияет на спрос вакансий с соответствующим уровнем квалификации. Если зарплата достойная, то недостатка в специалистах не будет. В ином случае специалисты будут искать более выгодные предложения в других регионах или за границей.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Миграция является важной частью экономики стран. Она имеет плюсы и минусы. Они рассмотрены в следующей таблице.

Достоинства Недостатки
Привлечение кадров из-за рубежа. Потеря определенного количества вакантных мест собственными гражданами России.
Взаимодействие культур разных стран. Снижение уровня оплата труда.
Развитие экономики страны в целом. Криминализация обстановки из-за противоправных действий нелегальных мигрантов.

Важно! Законодательство обычно защищает интересы своих граждан в сфере трудовой деятельности, поэтому для иностранных рабочих некоторые области закрыты (например, сфера национальной безопасности). Но там, где требуется дешевая неквалифицированная сила, работодатели предпочитают нанимать иностранцев.

Трудовая миграция на международном уровне

В настоящее время на 2018 год ситуация в мире складывается так, что зарубежные страны остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Они предоставляют льготы талантливой молодежи для получения качественного образования, хороший старт для работы и заработную плату, которая привлекает российскую молодежь. В результате происходит отток из РФ молодых ученых, талантливых старшеклассников и студентов, людей среднего возраста – профессионалов в своих областях.

Это обуславливает недостаток квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием в РФ. В Россию миграционный поток идет из бывших союзных стран. Большинство из них представляют рабочую силу с низкой квалификацией. Мигранты занимают низкооплачиваемые рабочие места. Из-за такой ситуации гражданам России, имеющим рабочие профессии, приходится либо оставаться безработными, либо соглашаться на небольшую заработную плату, так как работодатель скорей возьмет на работу человека, которому платить нужно меньше, пусть даже это мигрант. Следующая картинка дает общее представление о международной миграции.

Международная трудовая миграция имеет цель, которая состоит в пересечении границы своего и другого государства для вступления в трудовые отношения с зарубежными работодателями. Это естественный процесс, так как люди постоянно ищут способы улучшения качества своей жизни.

Ситуация в РФ

Некоторые регионы России настолько привлекают приезжих граждан, что это беспокоит демографов. Для России странами донорами в поставке трудовой силы являются Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Украина.

Традиционно привлекательными для мигрантов из самой РФ являются крупные города, в первую очередь обе столицы РФ. Сюда стекаются квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры в поиске лучшей жизни. Донорами становятся другие регионы России, в которых сложилась сложная экономическая, политическая, а в некоторых случаях и природно-климатическая ситуация.

Обратите внимание! Правовое регулирование внутренних миграционных процессов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ.

Задачами министерства являются:

  • привлечение и распределение мигрантов по рабочим местам;
  • распределение квот;
  • оценка труда мигрантов.

Каждый год принимаются поправки в законодательство, чтобы ситуация с мигрантами не привела к ухудшению криминальной статистики и экономической ситуации.

Важно! Прием иностранных мигрантов на работу должен осуществляться с учетом квот, количества. Нормативным документом для защиты прав трудовых мигрантов на сегодняшний день является Приказ РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». В нем имеется информация об отраслях, в которых могут работать мигранты. Квотируемые рабочие места распределяются таким образом, чтобы не ущемлялись права граждан России.

Миграционная служба должна выполнять следующие функции:

  • разрешать или запрещать въезд мигрантов на территорию РФ;
  • аннулировать визы;
  • при нарушении миграционного законодательства осуществлять привлечение мигрантов к ответственности перед законом, а в более сложных случаях выдворять или депортировать их на родину.

Виды трудовой миграции

Миграция трудоспособного населения бывает внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения из страны в страну. То есть оно въезжает и выезжает через границу своего и других государств. Наглядно виды трудовой миграции показывает следующая картинка.

Внешняя трудовая миграция в России и в других странах имеет свои формы и разделяется в зависимости от периодичности нахождения трудоспособных граждан за пределами России на:

  1. Временную. Предполагает осуществление трудовой деятельности за границами РФ в течение не более 6 лет.
  2. Постоянную. Предполагает переезд в иностранное государство для трудоустройства.

Трудоустройство за рубежом сопряжено с определенным порядком действий, который включает:

  • предоставление пакета необходимых документов с обязательной формулировкой оснований для переезда;
  • получение трудового патента, ВНЖ, медицинской страховки.
Читайте также:
Отпуск за свой счёт при беременности до декрета

Внутренняя трудовая миграция в РФ и других странах предусматривает перемещение лиц трудоспособного возраста по субъектам России с целью трудоустройства. Связано это с различной ситуацией в городах, а именно с уровнем безработицы, дефицитом или профицитом рабочих мест, требующей низкой или, наоборот, высокой квалификацией, со средней заработной платой.

В связи с желанием улучшить качество своей жизни люди могут ежедневно выезжать в другой город или даже страну (если место проживания находится рядом с границей), или только в определенное время года. Поэтому существуют типы трудовой миграции (сезонная, маятниковая).

Типы мигрантов

В международной организации по миграционным процессам эксперты определили основные типы мигрантов.

Нелегалы

Эта категория людей, ищущих работу, но въезжающих в страну, где они намереваются трудоустраиваться, без соответствующего разрешения, без оформления документов, то есть нелегально. В эту же категорию относят лиц с просроченной визой, трудовым патентом и без лицензии на работу. Больше всего нелегалов зафиксировано в США, количество которых в 2018 году превысило 3 миллиона человек.

Поселенцы

Это категория людей, уезжающих за рубеж не только для трудоустройства, но и для постоянного проживания с дальнейшим оформлением всех документов, в том числе и гражданства другого государства. Граждане России чаще всего эмигрирую в развитые страны с хорошим уровнем жизни, высокооплачиваемой работой. Традиционно это Канада, США, Германия, Финляндия, Швеция.

Сотрудники по договоренности

Входящие в эту группу лица выезжают в другую страну на определенное время, которое прописано в контракте. После выполнения своих трудовых обязательств они возвращаются в свою страну. К этой категории лиц относятся и сезонные работники, которые трудятся в туристической, строительной, общепитовской сфере.

Высокопрофессиональные специалисты

Это сотрудники крупных корпораций, специалисты с богатым практическим опытом в определенной сфере, имеющих высшее образование. Обычно они мигрируют с целью передать свой опыт более молодым коллегам, повысить свой уровень квалификации на новом месте. К данной группе лиц относят профессоров, педагогов, медиков.

Беженцы

Это лица, вынужденные искать себе новое место жительства из-за опасной для жизни и здоровья ситуации на родине. Мигранты представляют заявление в посольство другой страны с просьбой о предоставлении убежища. Если его принимают, то человек официально получает разрешение трудиться.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2019-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.

Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.

15 ноября 2018 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2019 году. Согласно ему в 2019 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.

Также в 2019 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.

Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.

Заключение

Особенности трудовой миграции в Российской Федерации, как и во всем мире, заключаются в том, что она является неотъемлемой частью современной экономики. Без нее невозможен прогресс, обмен опытом, повышение квалификации. Каждая страна сама определяет, какое количество людей трудоспособного возраста и определенных профессий привлекать на свою территорию для того, чтобы государство становилось сильней.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

ВНУТРЕННЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ

Начало XXI века характеризуются возросшим интересом к изучению процессов миграции рабочей силы. Современные экономические показатели воспроизводства побудили необходимость к переходу от традиционного описания экономических и демографических характеристик мигрантов, к более глубокому изучению и детальному анализу состава и структуры миграционных потоков. Возникла потребность перехода от простого описания экономической адаптации мигрантов в регионах въезда, к всестороннему анализу форм и путей их дальнейшей экономической интеграции в местное экономическое пространство с определенной социально- экономической конъектурой, а также возможных последствий этого процесса для экономической составляющей региона, особенностей изменений, как его структуры, так и внутреннего рынка труда. Иными словами, необходим более детализированный, углублённый и комплексный подход к изучению сущности, закономерностей, диагностики и прогнозирования стадий миграционного процесса, преобразования и видоизменения экономической составляющей внутреннего рынка труда, прогнозирования последствий воздействия миграции рабочей силы на воспроизводственные процессы.

Актуальными остаются такие вопросы как потребности рынка труда, соотношение и качество рабочей силы, предлагаемой рынку труда из внутрироссийских источников, проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов, культурная и трудовая адаптация мигрантов. Все это определяет актуальность изучения современных внутренних трудовых миграционных процессов и экономических последствий для населения страны. Обострение проблем внутренней миграции в современной России, ее особенности и последствия послужили к изучению данного вопроса.

Читайте также:
ДСВ-3 — что это такое, куда сдавать

Целью исследования, является анализ процессов внутренней трудовой миграции в России и их влияние на воспроизводство.

Трудовая миграция, при разумном регулировании дает ощутимый эффект как принимающим регионам страны, так и отдающим мигрантов, территориальным единицам. В широком смысле под трудовой миграцией понимается перемещения, с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства, в случае, если основным мотивом являются поиски работы. Таким образом «внутренняя трудовая миграция» — это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе, с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от времени и периодичности работы, т.е. без окончательного переселения в регион трудоустройства.

Первый (широкий) подход можно назвать научно-методологически более «чистым» с точки зрения полноты охвата людей, вовлеченных не только в официально декларируемые факты перемещения с целью получения работы, но и в разнообразные иные виды, через их фактическую занятость в регионе прибытия. Что является хорошим индикатором истинных целей миграции. Обусловлено это тем, что если человек переехал на время в другой регион с целью работы, он, как правило, считается в статистике трудовым мигрантом как в принимающим регионе, так и в регионе выбытия.

Второй (узкий) подход к определению трудовой миграции, распространен в большей степени по причине практичности с точки зрения фиксации самих потоков трудовых мигрантов и возможностей их регулирования государством. В отношении трудовой миграции внутри страны существует гораздо больше сложностей с точки зрения учета потоков, поскольку регистрация граждан по месту жительства не является обязательной. Чтобы отследить трудовую миграцию в стране необходимо собирать такой тип информации, как «место расположения предыдущего работодателя».

Следовательно, различия между широкой и узкой трактовкой трудовой миграции будут лежать в плоскости целей миграции и сроков пребывания мигрантов, а разницей между широким и узким определением трудовой миграции будет поток людей, которые переехали по разным причинам (на постоянное место жительство, воссоединения и создания семей и пр.), но при этом их главной целью было трудоустройство. В частности, дальнейший анализ основан исходя из разделения трудовой миграции на внутреннюю и внешнюю миграцию, и концентрации на факторах, которые оказывают воздействие на воспроизводственные процессы.

Определенную роль в динамике миграционной активности играют и институциональные барьеры – смена прописки на регистрацию, к которой, как к ее предшественнице, в определенной мере привязана возможность пользоваться социальными услугами. Важную роль играет «жилищный барьер» – дороговизна приобретения или аренды жилья в крупных городах, что затрудняет для многих переезд всей семьей, взамен которого в миграцию, чаще всего на положении временного работника, отправляется один из членов домохозяйства.

Ранее масштабы и направления миграционных потоков определяли два основополагающих фактора: первый, это урбанизация – передвижение населения из сельской местности в города, в том числе в форме отходничества. В результате чего происходила крупная концентрация трудоспособного населения в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях. Второй фактор – это освоение северных и восточных регионов страны, обогащенных природными ресурсами. Ключевым стимулом миграции являлось создание рабочих мест, связанных с капитальными вложениями в инфраструктурное и промышленное развитие. Взаимосвязь миграции и внутреннего рынка труда, была настолько тесной, что в период плановой экономики термин «организованное распределение трудовых ресурсов», подменился термином «миграция».

Межрегиональная и внутри региональная миграция ведет к перераспределению населения и рабочей силы и оказывает заметное влияние на состояние региональных и локальных рынков труда. Для большинства регионов России, испытывающих длительный демографический спад, а с конца прошлого десятилетия – сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, возможность привлечения населения из других регионов страны является важным фактором экономического развития. В ближайшее десятилетие конкуренция между регионами за трудовые ресурсы, прежде всего – за молодежь, обострится.

Анализ статистических данных и публикаций по миграционной активности населения России показывает, что масштабы мобильности невелики. Однако при этом не учитываются многообразные формы временной мобильности, не связанной со сменой постоянного места жительства в российском понимании. Все это сильно осложняет оценку масштабов мобильности в межрегиональном контексте.

Внутренняя пространственная мобильность населения России, при видимом сокращении ее объемов, в 2000-е гг. продолжала расширять многообразие форм. На смену миграции, связанной со сменой постоянного места жительства, приходят временные переселения, осуществляемые на разные сроки – от типично «вахтовых» форм до сезонных, долговременных и «квазивременных», не фиксируемых в миграционной статистике. По масштабам эти миграции напоминают отходничество в начале XX века. Однако эти процессы нуждаются в комплексном изучении с применением регулярных социологических обследований – как мигрантов, так и домохозяйств населения.

Основные направления внутренней миграции, характерные для 1990-х гг., сохранились в первом десятилетии 2000-х. Идет «западный дрейф», который, несколько утратив мощь, распространился на территорию Европейской части страны. Продолжается процесс стягивания населения с внутри региональной периферии в столицы российских областей и республик. Сельские местности, малые и средние города продолжают терять молодежь. Нуждаются в изучении не только сами миграционные процессы, но и их влияние на социально- экономическую ситуацию в регионах выхода и вселения, а также последствия миграции для общей картины расселения населения страны и отдельных ее регионов и внутри региональных структур, например, крупно городских агломераций.

Читайте также:
Трудовой договор с дистанционным работником – как заключить, особенности

Необходимо отметить, что достижение целей повышения внутренней миграции трудовых ресурсов – процесс долгосрочный. В настоящее время активизации внутренней миграции трудовых ресурсов, устранению диспропорций на рынке труда может служить комплекс мер: своевременная разработка функциональных нормативных актов межрегиональной и региональной сферы действия, регулирующих внутреннюю миграцию населения; восполнение серьезного пробела в экономических оценках масштабов и проблем маятниковой миграции и различных связанных с ней форм пространственной мобильности; повышение гибкости профессиональной подготовки и ориентации граждан; введение опережающих механизмов распределения рабочей силы по территориям; ликвидация административных барьеров; стимулирование мотивации населения на переезд в другую местность и расширение государственных гарантий социализации мобильной рабочей силы; совершенствование правовых механизмов регулирования трудового договора с мобильной рабочей силой, стимулирование финансовой поддержки участников программ мобильности трудовых ресурсов; активизация государственной поддержки целевых установок перераспределения трудовых ресурсов; учет и изучение позитивного опыта внутренней миграции на территории РФ.

1. Акимова С.А., Прудникова Т.А., Ерёмина И.С. Соотечественники. Механизм реализации и защиты прав: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М,- 2012. – 290с.

2. Ермолаев М.Б., Ильченко А.Н. Трудовая миграция в регионе: модели анализа и прогнозирования //Финансы и статистика,-2014. -c. 200.

3. Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Миграционная активность занятого и незанятого населения / / Демоскоп Weekly № 401-402, 7-20 декабря 2011 г.

4. Прудникова А.С., Тюркина М.Л., Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учебное пособие. – М.: ЦМИ, 2014. – 36с.

5. Прудникова Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография // ЮНИТИ-ДАНА,- 2012- c.151.

6. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы // Закон и право, 2015. – c.450-458.

7. Цхададзе Н.В. Неформальная экономическая деятельность в России: отрицательные и положительные последствия// Журнал «Инновации и инвестиции», 2015, № 7. – С.50-55.

8. Цхададзе Н.В. Социально-экономические последствия развития неформальной занятости в России // Журнал Вестник Тверского государственного университета, Серия «Экономика и управление», № 4, 2015 – С.102-112.

Составляем правила внутреннего трудового распорядка

В данной статье рассмотрим, как правильно составить и утвердить правила внутреннего трудового распорядка, как их применять. Разберем ошибки, которые допускают работодатели. И, кроме того, предоставим образец правил внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) являются обязательным локальным нормативным актом компании независимо от ее организационно-правовой формы и численности (ст. 189,190 ТК РФ). Это один из тех документов, который трудовая инспекция запрашивает при проведении проверки в первую очередь, причем проверяющие уделяют внимание не только наличию правил, но и их оформлению, содержанию и порядку ознакомления с работниками. Рассмотрим, как их правильно составить, утвердить и применять; разберем ошибки, которые допускают работодатели.

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка и ознакомление с ними

Ошибка 1

Отсутствие правил внутреннего трудового распорядка. Несмотря на то что статья 189 Трудового кодекса носит императивный характер и обязывает всех работодателей утвердить правила внутреннего трудового распорядка, одной из распространенных ошибок является отсутствие данного локального акта. Особенно часто данное нарушение встречается в маленьких компаниях, такие работодатели считают, что правила внутреннего трудового распорядка для них не обязательны в силу небольшой численности. Но это мнение является ошибочным, за отсутствие правил внутреннего трудового распорядка работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ) независимо от среднесписочной численности сотрудников. Хотелось бы отметить, что, возможно, в ближайшее время с микропредприятий снимут обязанность оформления правил внутреннего трудового распорядка: Минтруд России разработал законопроект (проект Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части особенностей регулирования труда лиц, работающих на микропредприятиях)” (подготовлен Минтрудом России 14.09.2015)), в рамках которого юридические лица и индивидуальные предприниматели с численностью до 15 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) смогут отказаться от утверждения локальных нормативных актов. Но законопроект еще не принят, и воспользоваться им в настоящее время работодатель не может.

Ошибка 2

Утверждение неуполномоченным лицом. Для определения порядка утверждения правил внутреннего трудового распорядка необходимо обратиться к уставу, именно в уставе компании прописано, к чьей компетенции отнесено утверждение локальных актов. Анализируя практику проведения кадрового аудита, можно сделать вывод, что во многих компаниях правила внутреннего трудового распорядка утверждены ненадлежащим образом. Уставом утверждение локальных актов отнесено к компетенции общего собрания участников общества, а по факту на документе стоит подпись генерального директора. Данная ошибка несет риск признания локальных актов недействительными и не подлежащими применению. Поэтому стоит проверить устав. Если в уставе, например, прописано, что к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества), то правила внутреннего трудового распорядка утверждаться генеральным директором не могут.

Ошибка 3

Отсутствие отметки об учете мнения представительного органа работников. Утверждение правил внутреннего трудового распорядка производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК РФ). Порядок учета мнения приведен в статье 372 Трудового кодекса, в соответствии с которой ПВТР разрабатываются работодателем, затем проект разработанных правил направляется для согласования представительному органу работников и, если возражений со стороны указанного органа не поступило, утверждаются. Но сейчас редко встретишь компанию, в которой есть представительный орган работников или профсоюз, в таком случае для соблюдения процедуры принятия локального акта (ст. 8 ТК РФ) на нем делается отметка “На дату утверждения правил внутреннего трудового распорядка в ООО “Ромашка” нет представительного органа работников”.

Читайте также:
Пенсионный налог для ИП: размер

Ошибка 4

Работники не ознакомлены с правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанностью работодателя является ознакомление работников с локальными нормативными актами (ст. 22 ТК РФ), новый сотрудник должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ). На практике часто встречаются случаи, когда ПВТР утверждены, размещены в общедоступном месте, но работодатель не может подтвердить факт ознакомления работников с документом, а между тем, если сотрудник не ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка компании грозит такой же штраф, как и за их отсутствие (ст. 5.27 КоАП РФ).

Существует несколько способов фиксации факта ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка:

  • на самом локальном акте (к ПВТР подшиваются листы ознакомления, и все работники расписываются на данных листах в порядке их приема на работу);
  • в журнале ознакомления (работодатель заводит специальные журналы ознакомления, и работники в них расписываются также в порядке приема на работу);
  • на отдельных листах ознакомления для каждого работника (в таком листе приводится полный перечень локальных актов, с которыми работник ознакомлен, факт чего он подтверждает подписью напротив каждого);
  • в трудовом договоре (в конце трудового договора делается отметка об ознакомлении с ПВТР и иными локальными нормативными актами с приведением их точных названий).

Работодатель может выбрать удобный для себя способ ознакомления. Для подтверждения того, что ознакомление произошло раньше подписания трудового договора, рекомендуем использовать фразу “До подписания трудового договора работник ознакомлен со следующими локальными актами”, далее приводится перечень актов.

Состав и структура правил внутреннего трудового распорядка

В соответствии с Трудовым кодексом (ст. 189 ТК РФ) правила должны содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • порядок приема и увольнения работников;
  • права и обязанности работника и работодателя;
  • ответственность работника и работодателя;
  • режим работы, время отдыха;
  • порядок оплаты труда (размер, порядок выплаты, сроки и место выплаты);
  • применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
  • заключительные положения.

Также в соответствии со спецификой деятельности компании обязательными для включения в правила внутреннего трудового распорядка являются:

  • порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
  • порядок и сроки ознакомления с графиками работы или сменности;
  • перечень должностей с ненормированным рабочим днем (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
  • продолжительность дополнительного отпуска;
  • случаи, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогрева и отдыха;
  • перечень работ, где по условиям труда невозможно предоставление перерывов для отдыха и питания;
  • порядок направления работников в командировку, оформления и оплаты расходов, связанных с командировкой (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт);
  • размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, которым установлены разъездной характер работы или работа в пути, а также перечень таких должностей (можно вывести в отдельный локальный нормативный акт).

Ошибка 5

Правила внутреннего трудового распорядка носят формальный характер. Ошибкой многих работодателей является то, что они составляют ПВТР для трудовой инспекции и других контролирующих органов, чтобы избежать штрафов. Но работодатель в первую очередь должен быть сам заинтересован в принятии данного документа, так как это основной инструмент работодателя, призванный поддержать и укрепить трудовую дисциплину, а также закрепить правила, установленные в компании.

Помимо вышеуказанных работодатель имеет право включить в ПВТР и другие разделы. Например, можно предусмотреть следующее.

  • Порядок ведения видеонаблюдения. Если на территории компании установлены видеокамеры, то в правилах внутреннего трудового распорядка необходимо обосновать причины их наличия, например, видеокамеры на проходной могут быть установлены с целью контроля своевременного прихода на работу, ухода с работы, возвращения с обеденного перерыва.
  • Порядок предоставления работникам дополнительного медицинского страхования или оплаты сотовой связи. Часто компании предоставляют работникам полисы ДМС или оплачивают им расходы на сотовую связь. Во избежание споров стоит закрепить в ПВТР данный порядок (когда у работника возникает право на ДМС, какой уровень страховки полагается определенной категории работников, каким работникам оплачивают сотовую связь, какие установлены лимиты по сотовой связи и другие вопросы). Также включение данного условия в ПВТР необходимо для признания затрат на ДМС и сотовую связь в расходах по налогу на прибыль.
  • Правила соблюдения дресс-кода. Во многих компаниях данный вопрос актуален. Если включить данное положение в правила внутреннего трудового распорядка, то соблюдение дресс-кода станет обязанностью работника.
  • Другие разделы, регламентирующие требования к работникам и определяющие порядок работы в компании (процедура прохождения испытательного срока, установленный в компании пропускной режим, порядок соблюдения коммерческой тайны и др).

При разработке правил внутреннего трудового распорядка для компании от клиента поступил запрос на включение в правила внутреннего трудового распорядка условия о том, что работник несет ответственность за установление на рабочий компьютер нелицензированной программы. Для клиента вопрос был очень актуальным, так как информационная безопасность оставляла желать лучшего. Один из разделов разработанных правил внутреннего трудового распорядка был посвящен порядку работы с персональным компьютером и запрету установления какого-либо программного обеспечения без письменного согласия генерального директора компании, составленного в двух экземплярах для каждой стороны.

Читайте также:
Ежегодный оплачиваемый отпуск — порядок предоставления

Ошибка 6

Установление в правилах внутреннего трудового распорядка норм, противоречащих законодательству.СоставляяПВТР, необходимо помнить, что правила не должны противоречить действующему законодательству и ухудшать положение работников по сравнению с Трудовым кодексом.

Распространенные нарушения правил внутреннего трудового распорядка

При проведении кадрового аудита в обязательном порядке проверяются правила внутреннего трудового распорядка. Приведем перечень нарушений, которые при этом выявляются.

Образец правил внутреннего трудового распорядка.

Требование дополнительных документов.

Установление в качестве обязательного документа, предоставляемого работником при приеме на работу, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), о браке и т. п. Перечень документов, которые работник должен предоставить при приеме на работу, установлен статьей 65 Трудового кодекса, и требовать от него документы, не включенные в данную статью, запрещено.

Проверка на наличие судимости или административных правонарушений.

В соответствии с требованиями законодательства (ст. 65 ТК РФ) справку о наличии судимостей предоставляют при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость,подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Если такой категории работников в компании нет, то проверять соискателей и сотрудников неправомерно. Также отметим, что сведения о наличии судимостей и административных правонарушениях не являются сведениями открытого характера и работодатель не может получить к ним доступ законным путем.

Отсутствие раздела “Ответственность работника и работодателя”.

Очень часто ПВТР этого раздела не содержат, что является нарушением, так как Трудовой кодекс устанавливает данное условие в качестве обязательного (ст. 189 ТК РФ).

Если работник не прошел обходной лист, то расчет с ним не производится.

Закрепление в правилах внутреннего трудового распорядка процедуры прохождения обходного листа при увольнении представляется возможным, но ставить в зависимость выдачу окончательного расчета в день увольнения от наличия в обходном листе всех необходимых подписей запрещено (ст. 84.1 ТК РФ).

Установление в правилах внутреннего трудового распорядка несуществующих видов дисциплинарных взысканий.

Очень часто в локальных актах компаний встречаются такие виды наказания, как строгий выговор или штраф. Трудовым кодексом установлены только три вида дисциплинарных взысканий – замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ), самовольное установление иных видов взысканий является правонарушением.

Установление запрета на работу по совместительству или на ведение бизнеса.

Работник имеет право заниматься любым видом деятельности (работать по совместительству или вести собственный бизнес) в свободное от работы время, установить запрет работодатель не вправе.

Также встречаются следующие нарушения:

  • не указано время начала и окончания работы, перерывов в работе;
  • сроки ознакомления с графиками работы на вахте меньше, чем установлено Трудовым кодексом (ст. 301 ТК РФ);
  • не прописан порядок ведения суммированного учета рабочего времени;
  • установлена обязанность работника делить отпуск на части строго 14, 7 и 7 дней;
  • не указана продолжительность дополнительного отпуска или продолжительность основного отпуска установлена меньше 28 календарных дней;
  • не указаны даты выплаты заработной платы.

Основной целью работодателя при принятии правил внутреннего трудового распорядка должна быть защита прав как работников, так и компании. При грамотном составлении документа он станет инструментом регулирования трудовой дисциплины работников.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой службы КСК групп

Правила внутреннего трудового распорядка

Документ под названием «Правила внутреннего трудового распорядка» регламентирует общий порядок работы на том или ином предприятии. Несмотря на то, что документ не является строго обязательным, он имеет широчайшее распространение. Его использую компании, задействованные во всех сферах бизнеса, относящиеся как к малому, так и к крупному предпринимательству.

Для чего нужны правила внутреннего трудового распорядка

Роль правил внутреннего распорядка, относящихся к локальным нормативным актам, многогранна:

  • они определяют порядок назначения на должность и увольнения сотрудников,
  • режим труда и отдыха,
  • права и полномочия,
  • ответственность за различного рода нарушения,
  • способы поощрения и меры наказаний за те или иные проступки,
  • дресс-код,
  • иные условия.

В глобальном смысле данный документ способствует повышению производительности труда, расширению перспектив организации. В зависимости от предприятия, правила могут редактироваться и содержать какие-то дополнительные пункты.

Единственное, чего не касаются правила трудового распорядка – конкретных трудовых функций сотрудников – их регулируют положения трудового договора или должностная инструкция.

Некоторые компании довольно пренебрежительно относятся к наличию и или составлению данного документа. Это неправильно, поскольку в случае жалобы кого-либо из сотрудников в трудовую инспекцию, ее представителе при выездной проверке, первым делом интересуются именно правилами внутреннего трудового распорядка. Еще и поэтому к составлению документа стоит относиться в высшей степени внимательно и серьезно – это позволит избежать в будущем разногласий с контролирующими структурами и возможных административных наказаний.

Что будет, если кто-либо из сотрудников нарушил правила

В случаях нарушения общих для всех правил внутреннего трудового распорядка, виновнику грозит дисциплинарное наказание. Как правило, их в организациях используется три вида (в зависимости от степени проступка):

Но иногда могут применяться и другие виды взысканий.

В особо тяжелых ситуациях, провинившийся может быть подвергнут административному или даже уголовному наказанию.

Кто составляет документ

Написание данного документа может входить в должностные обязанности любого сотрудника организации, обладающего достаточным уровнем квалификации, определенными знаниями в области трудового и гражданского законодательства. Обычно в роли такового выступает юрисконсульт, секретарь или сам руководитель.

Читайте также:
Сроки уплаты НДФЛ при увольнении

Каждый сотрудник организации должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка при приеме на работу, до заключения трудового договора – об этом должна быть поставлена подпись, которая будет свидетельствовать о том, что он с ним согласен.

Пример правил внутреннего трудового распорядка

Правила не имеют стандартного унифицированного образца, поэтому пишутся в произвольном виде, в зависимости от потребностей организации или по шаблону, разработанному внутри компании и утвержденному в ее учетной политике.

В любом случае, данный документ должен содержать ряд необходимых сведений, это:

  • наименование компании,
  • дату составления,
  • подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на удостоверение подобного рода документов,
  • порядок организации производственного процесса, труда и отдыха, которые можно оформлять тезисно или расписывать подробнейшим образом.

Документ должен строжайшим образом соответствовать законодательству РФ, а противном случае, он может быть опровергнут в суде, а ответственные за его написание лица, наказаны.

Следует отметить, что чем тщательнее будет прописан документ, тем более защищенным будет работодатель в случае необоснованных претензий со стороны работника.

Правила внутреннего трудового распорядка могут стать доказательством нарушения прав сотрудников и послужить документальным обоснованием для исковых требований.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ООО «Люля-Кебаб»
Крылов /Крылов О.Р./
«16» января 2017 г.

ПРАВИЛА
внутреннего трудового распорядка
разработаны в строгом соответствии с Трудовым кодексом РФ и определяют порядок работы на предприятии.

  1. Правила приема на работу и увольнения работников
    • Прием на работу в организацию происходит после написания личного заявления. С каждым сотрудником заключается индивидуальный трудовой договор, после чего он под роспись изучает данные правила и прочие внутренние акты компании;
    • Сведения о новом месте работы включаются в трудовую книжку сотрудника, кроме того, специалист отдела кадров заводит личную карточку и присваивает работнику табельный номер;
    • Каждый работник после трудоустройства обязан пройти испытательный срок, продолжительность которого определяется в каждом случае отдельно и длится от 1 до 3 месяцев;
    • Расторгается трудовой договор по нормам, прописанным в законодательстве РФ.
  2. Работник имеет право на:
    • Внесение изменений и корректировок в действующий трудовой договор (при условии, что они полностью соответствуют закону РФ);
    • Выполнение работы, прописанной в его трудовом договоре, свое собственное рабочее место и надлежащие условия труда;
    • Получение зарплаты и иных социальных выплат в сроки, установленные законом РФ;
    • Отдых, регулирование которого происходит строго по Трудовому кодексу РФ;
    • Профессиональное обучение, прохождение курсов, повышение квалификации;
    • Возмещение ущерба, причиненного при осуществлении работы.
  3. Работодатель имеет право на:
    • Заключение трудового договора, внесение правок, изменений, корректировок в действующий трудовой договор, а также и разрыв трудовых отношений с работником;
    • Принятие мер, направленных на стимулирование, награждение отличившихся работников за эффективную, качественную работу;
    • Предъявление требований о полном и своевременном выполнении подчиненными своей работы, а также аккуратного отношения к собственности работодателя;
    • Привлечение подчиненных к дисциплинарной ответственности (в том числе материальной) – строго в соответствии с законодательством РФ;
    • Разработку и прием различных внутренних нормативных актов.
  4. Работник должен:
    • делать свою работу качественно, в полном объеме и в соответствии с должностной инструкцией;
    • неукоснительно следовать нормам трудовой дисциплины, положениям правил внутреннего распорядка и требования по безопасности и охране труда;
    • беречь имущество, принадлежащее работодателю, в случае возникновения нештатных или опасных ситуаций немедленно доводить сведения о них до вышестоящего начальства.
  5. Работодатель должен
    • следовать нормам, изложенным в трудовом законодательстве РФ и внутренних нормативно-правовых актах;
    • давать работникам работу, указанную в их трудовом договоре, а также обеспечивать их всем необходимым оборудованием, устройствами, техникой и материалами;
    • обеспечивать условия труда таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали нормам безопасности;
    • своевременно выплачивать работникам зарплату, социальные и все прочие причитающиеся им выплаты;
    • знакомить сотрудников со всеми внутренними документами, имеющими прямое отношение к их деятельности;
    • возмещать причиненный в процессе осуществления трудовых функций ущерб (как материальный, так и вред, причиненный здоровью и жизни).
  6. Режим работы и отдыха
    • Условия работы на предприятии: пять рабочих дней в неделю и два выходных (суббота и воскресенье). График: с 8.00-17.00, обед с 12.00-13.00;
    • Каждый работник имеет право на стандартный оплачиваемый отпуск, длительностью 28 дней и дополнительные отпуска (в зависимости от индивидуальной потребности).

Порядок оформления правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего распорядка могут быть написаны как от руки, так и в печатном виде, при этом может быть использован обычный лист формата А4 или фирменный бланк предприятия.

Вне зависимости от того, какой именно способ написания будет выбран, документ обязательно должен быть подписан руководителем организации. Кроме того, если на предприятии и функционирует профсоюзный орган, документ должен быть утвержден и его представителем.

Начиная с 2016 года заверять правила печатью необязательно, т.к. требование по применению в деятельности юридических лиц печатей и штампов отменено.

Составляется бланк в единственном экземпляре и храниться на протяжении установленного законом срока вместе с другими организационными бумагами фирмы.

Если по какой-то причине в период действия правил трудового распорядка, в них потребуется внести какие-либо правки, это можно сделать без проблем и в любое время. Единственное условие: их также нужно заверить подписью директора и под ропись ознакомить с ними персонал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: