Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Статья 35 ТК РФ. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть шестая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Комментарии к ст. 35 ТК РФ

1. Правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) определяет Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Приведем ниже выдержки из него (ст. ст. 1 – 8 – не приводятся).

2. См. также Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229; состав представителей Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. N 297.

3. Указом Президента РФ от 31 мая 2004 г. N 707 заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков назначен координатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4. В субъектах РФ приняты законы о социальном партнерстве, см., например, Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. 26/2000-ОЗ “О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области” (решение Московской областной думы от 12 апреля 2000 г. N 10/94); Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 ” О социальном партнерстве”.

5. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:

Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2007 – 2009 годы;

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 – 2010 годы;

Отраслевое тарифное соглашение между Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Республики Башкортостан, работодателями организаций строительного комплекса, проектно-изыскательских организаций и научно-исследовательских институтов, Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на 2008 – 2010 годы;

Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2008 – 2010 годы;

Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008 – 2010 годы.

6. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений целесообразно обращать внимание на наиболее значимые тенденции развития социально-трудовых отношений, например такие, как соотношение минимальной и средней заработной платы, соотношение минимальной и максимальной заработной платы, рост производительности труда, конкурентоспособность, уровень профессионализма работников, уровень рентабельности и т.д.

“Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям социальных партнеров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации” (утв. Минтрудом России, РСПП, ФНПР)

Координатор
стороны Комиссии, представляющей
Правительство Российской Федерации,
Министр труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.О.КОТЯКОВ

Координатор
стороны Комиссии, представляющей
общероссийские объединения работодателей,
президент Общероссийского объединения
работодателей “Российский союз
промышленников и предпринимателей”
А.Н.ШОХИН

Координатор
стороны Комиссии, представляющей
общероссийские объединения профсоюзов,
председатель Общероссийского союза
“Федерация Независимых Профсоюзов России”
М.В.ШМАКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ДЕЙСТВИЯМ СОЦИАЛЬНЫХ
ПАРТНЕРОВ, РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям социальных партнеров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации призваны обеспечить согласованные усилия социальных партнеров и социально-экономическую стабильность.

Действия социальных партнеров должны быть скоординированы и направлены на:

предотвращение распространения коронавирусной инфекции;

сохранение конкурентоспособности организаций;

защиту трудовых прав работников;

обеспечение стабильности на рынке труда, поддержание доходов граждан.

В этих целях стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, рекомендуют социальным партнерам осуществлять следующие мероприятия:

содействие занятости и поддержка доходов граждан;

сохранение рабочих мест и обеспечение деятельности организаций;

санитарно-профилактические меры в организациях, на рабочих местах.

Органы государственной власти всех уровней с участием работодателей и профсоюзов реализуют меры экономического характера, предусматривающие поддержку работодателей и граждан, включая проведение адресной помощи, поддержку секторов экономики, меры по сохранению рабочих мест и кадрового потенциала, по поддержанию доходов населения.

Объединения работодателей и профсоюзов совместно подготавливают предложения для органов государственной власти по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в зависимости от оперативной ситуации, складывающейся в экономике и на рынке труда.

Читайте также:
Увольнение по срочному трудовому договору – статья ТК РФ, порядок оформления

Реализация положений коллективных договоров и соглашений, а также внесение в них изменений, дополнений, консультации сторон социального партнерства по приостановке действия отдельных положений коллективных договоров, соглашений осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и нормами соответствующих коллективных договоров и соглашений.

Роструд осуществляет контрольно-надзорную деятельность в особом порядке, установленном Правительством Российской Федерации: проводит проверки работодателей только в случаях невыплаты работникам заработной платы и незаконных увольнений, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ходе реализации мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции работодатели и работники руководствуются трудовым законодательством Российской Федерации, документами Минздрава России и Роспотребнадзора, рекомендациями Правительства Российской Федерации и Минтруда России, нормативными правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Стороны социального партнерства взаимодействуют по вопросам, возникающим в ходе реализации настоящих рекомендаций, и по мере необходимости вносят в них дополнения.

II. Рекомендации работодателям

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует следующие меры по сохранению рабочих мест и обеспечению деятельности организаций:

участие в программах дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;

мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе с помощью личных кабинетов работодателей на портале “Работа в России”;

взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по организации дистанционного обучения, дополнительных работ, снабжения организаций и населения в рамках предупреждения распространения коронавируса;

использование в приоритетном порядке электронного документооборота и технических средств связи для обеспечения служебного взаимодействия и минимизации доступа в организацию сторонних лиц.

подготовка предложений по мерам экономической поддержки работодателей с учетом отраслевой и региональной специфики, формированию наборов мер для разных типов компаний / секторов.

Рекомендуется по возможности перевести сотрудников на удаленную работу на основании соответствующего приказа на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) с использованием ресурсов организации или работника.

Возможен перевод работников на дистанционную работу (глава 49.1 Кодекса), гибкий режим работы (статья 102 Кодекса), разделение рабочего дня на части (статья 105 Кодекса) в соответствии с утверждаемым работодателем порядком (определение списков работников, переводимых на новый режим работы, график перевода, способы информационного взаимодействия и др.).

Введение гибкого режима работы, удаленной работы разделение рабочего дня на части устанавливается локальным актом работодателя.

Кроме того, может быть введено неполное рабочее временя, которое осуществляется по соглашению работника и работодателя, за исключением случаев возникновения угрозы массового высвобождения работников (часть 5 ст. 74 Кодекса).

Оплата труда должна производиться в соответствии с трудовым договором.

Обеспечить отмену загранкомандировок, а также сократить число командировок внутри Российской Федерации, за исключением командировок, носящих неотложный характер.

В случае направления (при экстренной необходимости) работника в служебную командировку в другую местность на территории Российской Федерации, работодатель обязан учитывать рекомендации Роспотребнадзора и обязательные для исполнения требования уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленные в отношении места командирования в рамках введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и зафиксированные в соответствующих нормативных правовых актах.

При отсутствии возможности перевода работников на удаленную работу, а также для работников, которые продолжают работать на рабочем месте, следует обеспечить оптимальный режим рабочего времени и времени отдыха работников, предусматривающий при наличии такой возможности следующие меры:

гибкий график прибытия/убытия на рабочее место, позволяющий избежать скопления работников в организации;

специальный режим посещения организации, предусматривающий использование в приоритетном порядке электронного документооборота и технические средства связи для обеспечения служебного взаимодействия и минимизацию доступа в орган и организацию лиц, чья профессиональная деятельность не связана с исполнением функций организации.

Рекомендуется отменить массовые мероприятия, максимально сократить количество проводимых деловых мероприятий (межведомственных, рабочих совещаний, заседаний, конференций и т.п.) и, по возможности, проводить их в видеоформате или без участников, допуская возможность проведения только чрезвычайно важных и неотложных мероприятий.

Временно ограничить личный прием граждан, рекомендовать обращаться в письменной форме, разместить данную информацию на стендах, сайтах организаций.

Не допускать к работе работников с признаками респираторного заболевания (организовать входную термометрию), руководствуясь действующим законодательством, при наличии признаков заболевания обязать работника вызвать врача и до его приезда по возможности изолировать работника в отдельном помещении.

Не допускать на рабочее место и территорию организации работников, обязанных соблюдать режим самоизоляции на дому.

Во избежание скопления большого количества работников в столовых увеличить период их работы и установить график их посещения в обеденные периоды. В столовых кратно увеличить влажную уборку с применением антисептиков, обеспечить использование бактерицидных ламп. По возможности организовать в столовых режим приема пищи на вынос и использование одноразовой посуды, предусмотреть выделенные места для приема пищи (в случае отсутствия столовых).

Проводить мероприятия по дезинфекции помещений, в том числе проводить уборку, проветривание помещений (каждые 2 часа) с проведением дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, мест общего пользования, а также проводить дезинфекцию воздуха (УФ-облучатели бактерицидные, рециркуляторы воздуха).

Соблюдать установленные требования к условиям труда, обеспечивая достаточную циркуляцию воздуха. Обеспечить работников в достаточном количестве и постоянной доступности средствами для дезинфекции рук.

Читайте также:
Средняя зарплата юриста

Исключить использование в служебных помещениях систем кондиционирования и технических систем вентиляции.

Обеспечить при возможности более свободную рассадку работников в кабинетах (2 метра между людьми).

Организовать соблюдение работниками правил гигиены.

Предлагать и реализовывать совместно с органами государственной власти меры, стимулирующие ответственное поведение компаний и работников, включая обеспечение приборами для бесконтактного определения температуры, антисептических средств, защитных масок, услуг проведения осмотров работников и т.д., создание необходимой инфраструктуры для обеспечения удаленной работы работников и другие.

III. Рекомендации работникам

В случае перехода работников на удаленную работу, гибкий режим работы, разделения рабочего дня на части работник выполняет свои трудовые функции в полном объеме в соответствии с трудовым договором.

Работникам следует придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора, изучать и применять соответствующие информационные материалы работодателей.

При появлении первых респираторных симптомов необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью, по итогам вызова врача проинформировать своего непосредственного руководителя о результатах, в дальнейшем в ежедневном режиме по возможности информировать о своем состоянии здоровья и местонахождении.

Не принимать пищу на рабочем месте. Питаться только в специально отведенных помещениях.

Регулярно очищать поверхности и устройства, к которым прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона).

При установлении уполномоченными органами карантина работник обязан его соблюдать, сообщив об этом работодателю.

Работникам, посещавшим государства с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, необходимо сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания на указанных территориях, контактную информацию на горячую линию соответствующих уполномоченных органов, а также проинформировать работодателя.

Оформить больничный лист в связи с карантином (подать заявление на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации и представить фото документов, подтверждающих выезд. Заявление можно подать как на себя, так и на работающих, совместно проживающих с вами граждан).

Больничный в связи с карантином выдается сразу на 2 недели и будет оплачиваться частями. Первая выплата поступит после 7 календарных (5 рабочих) дней нахождения на больничном, а вторая – после его закрытия. Размер оплаты больничного по карантину не отличается от обычного уровня оплаты больничных листов.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

УТВЕРЖДЕНЫ
решением Российской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
от 24 декабря 2019 года, протокол N 11

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год

I. Общие положения

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году.

II. Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда

4. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе следующих принципов:

а) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации;

б) недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) установление в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

Читайте также:
Должностные обязанности менеджера по туризму – требования профессии

г) обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

д) обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений;

е) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений;

ж) установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

з) обеспечение других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

III. Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

5. Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

б) включение в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц) в зависимости от сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Регулирование порядка, размеров и условий определения выплат компенсационного характера осуществляется с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки за стаж работы в указанных местностях, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации (с соблюдением установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации), государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях обеспечивается с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П.

Указанное Постановление необходимо учитывать в случае заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации;

г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;

Читайте также:
Перевод на другую должность по инициативе работодателя

д) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты.

Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.

IV. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

7. Установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:

б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);

г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

д) совершенствования структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности;

е) установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

ж) повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

з) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

и) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год, обеспечивающего установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

Читайте также:
Справка 182н: когда и как выдается

к) мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

л) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

м) систем нормирования труда, определяемых работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

8. В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

при получении образования или восстановлении документов об образовании – со дня представления соответствующего документа;

при установлении или присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

при присвоении почетного звания, награждении ведомственными знаками отличия – со дня присвоения, награждения;

при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук – со дня принятия Министерством науки и высшего образования Российской Федерации решения о выдаче соответствующего диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Муниципальный округ
Пуровский район

Ямало-Ненецкий АО, Пуровский р-н,

г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 25

8 (34997) 6-06-10

  • Новости 12+
  • Органы власти
  • Деятельность
  • Документы
  • Контакты
  • Обращения граждан
  • Открытые данные
  • Главная
  • Документы 2.0
  • Решения Районной Думы МО Пуровский район
  • 2014
  • О Положении о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе

О Положении о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе от 23.12.2014

РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

23 декабря 2014 г. № 259
г. Тарко-Сале

О Положении о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года 78-ЗАО “О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе”, Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2007 года № 120-ПГ “О координаторе трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ямало-Ненецкого автономного округа”, руководствуясь статьёй 23 Устава муниципального образования Пуровский район, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе в новой редакции.
2. Признать утратившим силу следующие решения Районной Думы муниципального образования Пуровский район:
– от 13 ноября 2007 года № 204 “О Положении о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе в новой редакции”;
– от 06 октября 2010 года № 470 “О внесении изменений в решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 13 ноября 2007 года № 204 “О Положении о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе в новой редакции”.
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете “Северный Луч”.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район
от 23 декабря 2014 года № 259

Положение
о территориальной трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений в Пуровском районе

1. Общие положения

1. Настоящее положение определяет порядок формирования и деятельности территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пуровском районе (сокращенное наименование – ТТК, именуемая далее – Комиссия).
2. Правовую основу деятельности Комиссии составляет Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 78-ЗАО “О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе”, иные нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, а также настоящее Положение.
3. Комиссия состоит из представителей территориальных объединений организаций профсоюзов, представителей работодателей и предпринимателей Пуровского района, Администрации Пуровского района (далее – стороны).

2. Принципы и порядок формирования Комиссии

1. Комиссия формируется на основе следующих принципов:
– равноправие сторон;
– полномочность сторон;
– самостоятельность и независимость сторон при определении персонального состава своих представителей;
– добровольность участия сторон в деятельности Комиссии.
2. Комиссия формируется из равного числа представителей каждой из сторон.
3. Утверждение и замена представителей территориальных объединений организаций профсоюзов и представителей работодателей и предпринимателей в Комиссии производятся на основании принятых решений соответственно территориальными объединениями организаций профсоюзов и представителями работодателей и предпринимателей; утверждение и замена представителей Администрации Пуровского района – в соответствии с распоряжением Администрации района.
4. Персональный состав представителей сторон в Комиссии определяется каждой стороной, участвующей в формировании Комиссии, самостоятельно.
5. Представители сторон являются членами Комиссии. Число членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 9 человек.

Читайте также:
Должностные инструкции по профстандартам - структура

3. Основные цели и задачи Комиссии

1. Основными целями Комиссии являются обеспечение регулирования социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

2. Основными задачами Комиссии являются:
1) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Пуровский район;
2) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта территориального трехстороннего соглашения между территориальными объединениями организаций профсоюзов, представителями работодателей и предпринимателей, Администрации Пуровского района (именуемое далее – Соглашение);
3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
4) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов;
5) заключение Соглашения и осуществление контроля за выполнением его условий;
6) распространение опыта социального партнерства в сфере труда.

4. Полномочия Комиссии

1. Комиссия имеет право:
1) согласовывать интересы сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
2) содействовать расширению социального партнерства в сфере труда в муниципальном образовании Пуровский район;
3) участвовать и согласовывать интересы сторон при разработке проекта Соглашения, его реализации и выполнении решений Комиссии;
4) осуществлять контроль за выполнением условий Соглашения и вносить предложения по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих условия Соглашения;
5) рассматривать по инициативе сторон вопросы, возникшие в ходе выполнения Соглашения;
6) рассматривать проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Пуровский район и проекты муниципальных программ в сфере труда и социально-трудовых отношений, принимать решения по обсуждаемым проектам для внесения на рассмотрение органов местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено принятие нормативных правовых актов и муниципальных программ в сфере труда и социально-трудовых отношений;
7) вносить предложения в соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования Пуровский район о приостановлении или отмене решений, связанных с возможностью возникновения коллективных трудовых споров и конфликтов;
8) вносить в органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления предложения по разработке нормативных правовых актов, направленных на социально- экономическое развитие автономного округа, социально-экономическое развитие муниципального образования Пуровский район, обеспечение гарантий трудовых прав работников;
9) взаимодействовать с окружной трехсторонней комиссией, региональными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми) комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;
10) вырабатывать согласованные меры по предотвращению коллективных трудовых споров и содействовать в разрешении локальных социальных конфликтов;
11) получать в соответствующих структурных подразделениях Администрации Пуровского района нормативные документы, программы и другую информацию о социально-экономическом положении в муниципальном образовании Пуровский район, необходимую для ведения коллективных переговоров и урегулирования разногласий по данным вопросам;
12) приглашать для участия в проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке;
13) освещать в средствах массовой информации о работе комиссии и принятых решениях;
14) осуществлять иные полномочия по реализации социального партнерства в сфере труда в муниципальном образовании Пуровский район.
2. Комиссия самостоятельно разрабатывает и принимает регламент территориальной трехсторонней комиссии, определяет порядок подготовки проекта и заключения Соглашения, разрабатывает план работы Комиссии.
3. Порядок принятия решения сторонами в Комиссии определяется регламентом Комиссии.
4. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии более половины членов Комиссии от каждой стороны. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.

5. Организация деятельности Комиссии

1. Для координации деятельности Комиссии назначается координатор территориальной трехсторонней комиссии (далее – Координатор).
2. Координатор Комиссии назначается распоряжением Администрации района и не является членом Комиссии.
3. Координатор Комиссии:
1) председательствует на ее заседаниях;
2) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
3) по поручению сторон утверждает регламент, планы работы Комиссии;
4) запрашивает у уполномоченного органа Администрации Пуровского района информацию о заключаемых и заключенных коллективных договорах и соглашениях;
5) приглашает для участия в работе Комиссии представителей соответствующих организаций профессиональных союзов, работодателей, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
6) проводит в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
7) информирует Главу района и Районную Думу муниципального образования Пуровский район о деятельности Комиссии;
8) не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
4. Координацию деятельности представителей каждой из сторон Комиссии осуществляет координатор стороны, являющийся членом Комиссии:
1) координаторы сторон, представляющих территориальные объединения организаций профессиональных союзов, представителей работодателей и предпринимателей, избираются сторонами самостоятельно из числа представителей указанных сторон членов Комиссии.
2) координатор стороны, представляющий Администрацию Пуровского района, назначается из числа представителей членов Комиссии распоряжением Администрации района.
3) в случае временного отсутствия координатора любой из сторон его обязанности могут временно исполняться заместителем координатора стороны, являющимся членом Комиссии, избранным или назначенным в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, координаторов соответствующих сторон.
5. Координатор каждой из сторон Комиссии по поручению стороны вправе:
1) подписывать решения Комиссии от имени стороны;
2) вносить координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам заседаний, персональному составу представителей стороны;
3) информировать Комиссию об изменениях персонального состава стороны в Комиссии;
4) организовывать совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии;
5) приглашать для участия в работе Комиссии представителей органов местного самоуправления, работодателей и работников, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
6) вносить координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение двух недель со дня поступления предложения.

Читайте также:
Удержание по исполнительному листу с отпускных

6. Права и обязанности члена Комиссии

1. Член Комиссии имеет право:
1) вносить предложения Координатору Комиссии по вопросам, относящимся к ведению Комиссии;
2) участвовать в подготовке проектов решений Комиссии;
3) участвовать по поручению стороны Комиссии в заседаниях, совещаниях, семинарах, проводимых сторонами Комиссии по вопросам, связанным с регулированием социально-трудовых отношений;
4) знакомиться в установленном порядке с законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Пуровский район, а также с их проектами, информационными и справочными материалами по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Член Комиссии обязан:
1) лично участвовать в заседаниях Комиссии;
2) содействовать реализации решений Комиссии;
3) регулярно информировать представляемую им сторону Комиссии о деятельности Комиссии, ходе выполнения условий Соглашения.
3. Члены Комиссии несут ответственность перед соответствующей стороной Комиссии и непосредственно перед организациями и органами, уполномочившими представлять их интересы в Комиссии.

7. Обеспечение деятельности Комиссии

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в порядке, установленном распоряжением Администрации района.

Ульяновской области

Трёхсторонняя комиссия Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношений

Сортировать по:

Трудовые отношения. Социальное партнёрство
Политика как государства в целом, так и конкретной организации, должна быть социальной, то есть общественно признанной и взаимоприемлемой. Социальное партнёрство, как одна и форм социальной политики, является фактором стабильности и залогом формирования цивилизованных отношений между государством, бизнес-структурами и населением, основанных на консенсусе интересов и недопущения социальной напряженности.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Ульяновской области.
В Ульяновской области органы социального партнёрства действуют на всех возможных уровнях: на уровне региона осуществляет свою деятельность трёхсторонняя комиссия Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношений. В муниципальных образованиях действуют территориальные трёхсторонние комиссии. На локальном уровне создаются комиссии по разработке коллективных договоров (соглашений) из представителей работников и работодателей.
Трёхсторонняя комиссия Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношений объединяет представителей Областного союза «Федерация профсоюзов Ульяновской области», четырёх региональных объединений работодателей: РОР «Союз промышленников и предпринимательства Ульяновской области», РОР «Ульяновский союз сельских товаропроизводителей», объединения работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса Ульяновской области», Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», а также представителей органов исполнительной власти субъекта и нескольких отраслевых профсоюзов.
Законодательная база социального партнёрства в нашем регионе строится на Трудовом кодексе Российской Федерации,Законе Ульяновской области от 24.12.2012 № 214-ЗО “О регулировании некоторых вопросов социального партнёрства в сфере труда на территории Ульяновской области”.
Информация о работе трёхсторонней комиссии Ульяновской области
по регулированию социально-трудовых отношений

  • Состав трёхсторонней комиссии Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношений
  • Протоколы заседаний трёхсторонней комиссии Ульяновской области по регулированию социально-трудовых отношенийПротокол №1. Протокол № 2

Агентством координируется работа по развитию социального партнёрства на территориальном уровне. Во всех 24х муниципальных образованиях кроме города Ульяновска, созданы и действуют территориальные трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Трёхстороннее Соглашение по регулированию социально-трудовым отношений.
Главным инструментом социального партнёрства в сфере труда является разработка, заключение и контроль реализации трёхстороннего Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Соглашение).
Заключая Соглашение, как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований стороны способствуют развитию социального партнёрства, образованию и эффективной работе в муниципальных образованиях территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению Соглашений различных уровней, коллективных договоров; развитию социальной политики как у себя в организации, так и в области в целом.
Соглашение от 20 марта 2019 года №47-ДП между Ульяновским областным объединением организаций профсоюзов «Федерация организаций профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2019-2021 годы
В Соглашении стороны определяют направления совместной деятельности в сферах развития социального партнёрства, социально-экономической политики, содействия занятости населения и развития рынка труда, доходов, заработной платы и уровня жизни населения, социальной защиты, защиты трудовых прав; развития государственных гарантий, социальных услуг и страхования, охраны труда и экологии.
В Соглашение включены показатели оценки результативности совместной работы – снижение уровня бедности и регистрируемой безработицы, снижение уровня производственного травматизма и профзаболеваемости, рост денежных доходов населения и средней заработной платы и др.
В целом, Соглашение направлено на решение стратегических задач, обозначенных в плане социально-экономического развития региона.
Кроме того, в сфере развития социального партнёрства заключаются и действуют иные соглашения.

Читайте также:
Исковое заявление о восстановлении на работе: образец

Так в Ульяновской области заключено и действует Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 11.12.2020 № 107-дп и Меморандум о социальной ответственности и взаимном сотрудничестве между Правительством Ульяновской области, профсоюзами и объединениями работодателей Ульяновской области.

Коллективные договоры
Одним из важнейших механизмов социального партнёрства в сфере труда на локальном уровне, то есть в конкретных организациях, является заключение коллективного договора между работниками и работодателями.
Количество коллективных договоров каждый год остается относительно стабильным: 3047 в 2010 году, 3078 в 2014 году, 3051 в 2015 году, 3062 в 2016 году, 3080 в 2017 году, 4010 в 2018, 3800 в 2019, 3450 в 2020, что означает стабильную защиту трудовых прав и гарантий работников в организациях региона.
Уведомительную регистрацию и экспертизу в 2020 году в Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области прошли 546 коллективных договоров (соглашений).
Коллективный договор является одним из элементов корпоративной культуры организации и регулирует такие ее стороны как меры поощрения работников, дополнительные социальные гарантии, трудовая дисциплина и так далее.
Методические рекомендации к коллективному договору
Образец типового письма
Типовой коллективный договор
Положение о дистанционной работе

Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области подготовлено и отправлено в адрес представителей сторон, подписавших коллективные договоры и соглашения, 210 уведомлений за 2021 год о выявленных условиях, ухудшающих положения работников, касающихся дистанционной работы.

Участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в социально-трудовой сфере между работниками и работодателем, существует институт коллективных трудовых споров. Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области является уполномоченным органом осуществляющим регистрацию коллективных трудовых споров.

Этический кодекс организаций Ульяновской области
Этический кодекс – свод правил и норм поведения, которые разделяют участники определённого сообщества, группы. Наличие кодекса подтверждает репутацию компании как надежного бизнес-партнера, который соответствует международным стандартам корпоративного управления. Кодекс позволяет снижать риск совершения этических нарушений внутри организации, а в некоторых случаях предотвращать их.
Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области по поручению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова совместно с профессиональными союзами и объединениями работодателей региона разработан проект типового Этического кодекса.
На сегодняшний день исполнительными органами государственной власти Ульяновской области разработаны и действуют отраслевые этические кодексы или кодексы профессиональной этики по отраслям.
С целью повышения социальной ответственности бизнеса в Ульяновской области утверждён Стандарт социальной ответственности работодателей Ульяновской области (распоряжение Правительства Ульяновской области от 30.06.2016 № 354-пр). Внедрение Стандарта способствует повышению социальной ответственности работодателей, даёт им стимул не ограничиваться соблюдением законодательно установленных требований и обязательств, а инвестировать в человеческий капитал.

Трехступенчатый контроль по охране труда

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Понятие трехступенчатого контроля
  2. Состав контрольных мероприятий
  3. Нормативное регулирование и документы
  4. Контрольный журнал

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв. Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Вопрос: Необходимо ли вести 3-ступенчатый контроль на предприятии, если предприятие небольшое, штат около 230 чел., из них во вредных и опасных условиях труда работают 25 чел., имеются производственные цеха, отрасль предприятия — связь?
Посмотреть ответ

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.
Читайте также:
Трудовой распорядок организации – что это такое

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать такую информацию:

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Вопрос: Обязательно ли ведение журналов трехступенчатого контроля на предприятии?
Посмотреть ответ

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль ( п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль. Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль. Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль. Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Какие документы разработать для трехступенчатого контроля

Чтобы внедрить трехступенчатый контроль на предприятии, разрабатывают ( пп. 4 , 56 Положения о СУОТ):

· приказ о введении контроля,

· положение о порядке проведения трехступенчатого контроля,

· формы журнала и акта проверок.

Приказ о введении трехступенчатого контроля и создании комиссии по охране труда. Его издает руководитель организации. В приказе указывают:

Читайте также:
Оплата сверхурочных часов при сменном графике работы

· ответственных за проведение проверок на каждом этапе;

· сотрудника, уполномоченного руководить и координировать действия;

· состав комиссии по охране труда;

· периодичность проведения контроля;

· перечень локальных актов, которые необходимо разработать.

В качестве основания для приказа укажите статью 212 ТК и Положение о СУОТ. Сотрудников знакомят с приказом под подпись.

Положение о порядке проведения трехступенчатого контроля. Его разрабатывают, чтобы установить структуру, обязанности и ответственность на каждом уровне контроля. В положении определяют основные мероприятия, конкретные параметры контроля, например, исправность рабочего инструмента, уровень освещенности на рабочих участках и т. д.

На практике чаще всего положение разрабатывает служба охраны труда, привлекая специалистов, которые хорошо знают специфику работы своего направления. Положение нужно согласовать с профсоюзом или иным органом, который представляет интересы работников, при его наличии.

Чтобы внедрить в организации трехступенчатый контроль соблюдения требований охраны труда, не обязательно разрабатывать отдельное положение. Порядок проведения контроля можно сделать составной частью СУОТ.

Журнал трехступенчатого контроля соблюдения требований охраны труда. В журнале регистрируют нарушения, которые обнаружили при проверке на каждой ступени контроля. В нем указывают ответственного за устранение выявленных нарушений, необходимые мероприятия и сроки их выполнения. С помощью информации в журнале можно просмотреть динамику нарушений охраны труда и проконтролировать, как ответственные лица провели установленные мероприятия.

Обязательной формы журнала нет, но есть рекомендованные образцы. Количество журналов работодатель определяет на свое усмотрение в зависимости от структуры организации. Удобное решение — завести отдельный журнал для каждого подразделения. В этом случае он будет доступен для проведения ежесменных проверок на первой ступени контроля. Ответственным за ведение и хранение журнала трехступенчатого контроля назначают руководителя подразделения. При проведении следующих ступеней контроля журнал запрашивают у ответственного.

Закон не требует пронумеровывать, прошнуровывать и скреплять печатью журнал трехступенчатого контроля, каждая организация решает это для себя. Такое оформление журналов вызывает меньше вопросов у инспекторов при проверках, так как исключает возможность фальсификации данных. Форму журнала можно утвердить положением о трехступенчатом контроле.

Акт проведения III ступени контроля за состоянием охраны труда. Форму акта работодатель разрабатывает самостоятельно. Документ составляет комиссия после проведения III ступени контроля. В нем фиксируют выявленные нарушения, определяют необходимые мероприятия для их устранения, назначают ответственных и сроки выполнения.

Кого назначить ответственными за трехступенчатый контроль

Трехступенчатый контроль даст результаты, если в нем будут участвовать все сотрудники — от руководителя организации до рядовых работников

Если к выбору ответственных подойти формально, то контроль соблюдения требований охраны труда проведут некачественно. Таким образом, нарушения вовремя не выявят и не устранят, что может стать причиной несчастных случаев или аварий на предприятии.

Ошибки, которые чаще всего совершают работодатели при назначении ответственных:

· привлекают к контролю сотрудников, у которых нет достаточного производственного опыта или знаний в области охраны труда, чтобы своевременно выявить нарушения;

· назначают недостаточное количество ответственных, чтобы полноценно провести контроль всех структурных подразделений организации;

· не создают систему заинтересованности и мотивации в проведении качественного контроля для ответственных.

Назначьте ответственными сотрудников, которые:

· компетентны как специалисты;

· имеют большой стаж работы;

· прошли обучение по охране труда по программе для руководителей и специалистов.

Для работников, которых назначат ответственными, проведите занятие, на котором расскажите об основных принципах процедуры и порядке проведения. Дополнительные обязанности, связанные с контролем, пропишите в должностных инструкциях. Установите для ответственных бонусы за дополнительную работу.

Чем завершают проведение каждой ступени контроля

На I ступени работники устно сообщают своему непосредственному руководителю обо всех нарушениях. Ответственный, который проводит контроль, следит, чтобы выявленные нарушения немедленно устранили. Если силами участка это сделать невозможно, то о нарушениях докладывают начальнику цеха.

О каждом нарушении ответственный делает запись в журнале трехступенчатого контроля. Под записью расписывается и представитель профсоюза, если он принимал участие в проверках.

На II ступени ответственный фиксирует нарушения в журнале трехступенчатого контроля, а группа проверяющих следит, чтобы их немедленно устранили.

После проведения III ступени комиссия оформляет акт. Все выявленные нарушения также фиксируют в журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором ее проводили. Комиссия совместно разрабатывает мероприятия для устранения нарушений, назначает исполнителей и сроки выполнения.

Чтобы система трехступенчатого контроля работала эффективнее, руководитель может привлечь к дисциплинарной ответственности работников, которые допустили нарушения по охране труда. И наоборот, поощрить тех, кто добился положительных результатов в работе по охране труда, например, выписать премию.

Роль комиссии по охране труда и профсоюза в организации трехступенчатого контроля

Комиссия по охране труда нужна, чтобы согласовывать действия всех сторон при проведении контроля. Она сообщает работникам результаты проверок, собирает предложения к разделу Коллективного договора об охране труда. Численность комиссии зависит от размера организации, ее определяют по взаимной договоренности работодателя и работников ( ст.218 ТК ).

Для качественной организации трехступенчатого контроля подключите профсоюз, если он есть в организации. Представители профсоюза участвуют на всех уровнях контроля и ведут переговоры с руководством от лица работников. Если на предприятии нет профсоюза, организовать контроль можно и без него.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: