Стороны социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда — это явление, включающее методы трудового права, способы разрешения трудовых споров, принципы трудового законодательства, формы и средства взаимодействия внутри трудовых коллективов, инструменты регулирования отношений, процедуры согласования, обеспечения и разграничения законных интересов в процессе возникновения социально-трудовых отношений.

Согласно Трудовому кодексу под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между представителями работников, работодателями, органами власти. Данная система направлена на обеспечение согласования интересов субъектов трудовых правоотношений и других отношений, связанных со сферой труда.

Целью социального партнерства — согласование интересов работодателей и работников по вопросам регулирования отношений в сфере труда путем установления государственных гарантий прав работников, создание условий, при которых реализуются в равной степени права работников и работодателей.

Принципы социального партнерства:

  • равноправие сторон;
  • уважение интересов всех сторон;
  • содействие государства в развитии и укреплении социального партнерства, выстроенного на демократической основе;
  • заинтересованность сторон в договорных трудовых отношениях;
  • соблюдение трудового законодательства, нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права;
  • добровольность принятия на себя обязательств сторонами;
  • полномочность представителей сторон;
  • обязательность выполнения договоров, трудовых соглашений, контроль за их выполнением;
  • ответственность сторон за невыполнение договоров и соглашений.

Структура и формы социального партнерства

Социальное партнерство — это целостная система, устанавливающая основы регулирования отношений в сфере труда на разных уровнях:

Готовые работы на аналогичную тему

  • федеральном — в пределах всей Федерации;
  • межрегиональном — между двумя и более субъектами РФ;
  • региональном — в пределах субъекта Федерации;
  • отраслевом — в отдельных отраслях;
  • территориальном — в муниципальном образовании;
  • локальный — между работодателем и работниками.

Статья 27 Трудового кодекса закрепляет следующие формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры по созданию проектов коллективных договоров, соглашений, их заключению;
  • переговоры по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий прав работников, совершенствования норм трудового законодательства и других правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участие работников в управлении организацией;
  • участия представителей работодателей и работников в досудебном разрешении трудовых споров.

На практике широко используются такие формы социального партнерства, как: проведение предварительного рассмотрения проектов законов, нормативно-правовых актов в сфере трудового законодательства.

Кроме перечисленных в ст. 27 ТК форм социального партнерства, на практике могут быть использованы и иные формы, в частности:

  • программы разного уровня в сфере труда, миграции рабочей силы;
  • совместная деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, гарантирующей развитие и функционирование системы социального партнерства;
  • реализация и соблюдение между сторонами достигнутых договоренностей; взаимодействие с организациями и транснациональными корпорациями с участием иностранного капитала на принципах партнерства;
  • обеспечение достоверной и полной информацией сторон социального партнерства, освещение в СМИ деятельности органов социального партнерства;
  • взаимодействие всех уровней власти между собой при регулировании трудовых отношений.

Стороны социального партнерства

К сторонам социального партнерства относятся работодатели в лице уполномоченных представителей и наемные работники. Органы государственной власти и муниципального самоуправления выступают сторонами социального партнерства, если являются работодателями. Работники и работодатели могут реализовать свои права в сфере социального партнерства через представителей или самостоятельно. Представителями могут выступать: объединения профсоюзов и объединений, профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами межрегиональных и общероссийских профсоюзов; другие представители.

Читайте также:
Среднесрочное планирование — что это, на какой период осуществляется

Профессиональный союз — это общественное добровольное объединение граждан, которые связаны профессиональными и производственными интересами. Профсоюзы создаются для защиты и представительства социальных, трудовых прав работников. В соответствии с законодательством профсоюзы участвуют в регулировании трудовых отношений.

Первичная профсоюзная организация:

  • представляет интересы работников при заключении, проведении и изменении коллективных переговоров;
  • осуществляет контроль за выполнением договоров;
  • представляет интересы работников в процессе управления организацией;
  • участвует в рассмотрении трудовых споров.

Профессиональные союзы могут представлять законные интересы и права и тех работников, которые не являются членами профсоюза.

Представителями работодателя являются работодатели (индивидуальные предприниматели), руководители организаций, иные полномочные лица. Основанием для представительства выступают законодательные акты, уставы организации, учредительные документы, другие нормативно-правовые акты, выданная работодателем доверенность.

Представителями работодателей при проведении, изменении или заключении коллективных переговоров и соглашений, разрешении трудовых споров могут быть только объединения работодателей — некоммерческие организации, которые на добровольной основе объединяют работодателей для защиты прав и представительства интересов своих членов при взаимодействии с профсоюзами и органами власти.

Учредителями объединения работодателей являются два и более работодателей, объединений работодателей. Правое положение объединений работодателей устанавливается федеральным законодательством. Объединения работодателей создаются по отраслевому, межотраслевому, территориальному, территориально-отраслевому принципам.

Социальное партнерство в сфере труда

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (пред­ставителями работников), работодателями (представителями работодате­лей), органами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства включает в себя несколько уровней:

■ Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в РФ;

■ Региональный уровень, устанавливающий основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъекте РФ;

■ Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;

■ Территориальный уровень, устанавливающий основы регули­рования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

■ Коллективных переговоров по подготовке проектов коллек­тивных договоров, соглашений и их заключению;

■ Взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;

■ Участия работников в управлении организацией;

■ Участия представителей работников и работодателей в досу­дебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправ­ной основе по решению сторон из их представителей, наделенных необхо­димыми полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия из представителей общероссийских объединений работников, работодателей и Правительства РФ. Трехсто­ронние комиссии могут образовываться на региональном и территориаль­ном уровнях. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. На уровне организации обра­зуется двухсторонняя комиссия из представителей работников и работо­дателя.

Читайте также:
Отпуск по семейным обстоятельствам – ТК РФ, с сохранением и без заработной платы

Представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профессиональные союзы и их объединения. На уровне организации, если в ней отсутствует профсоюзная организация, или она объединяет менее половины работников, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Представителями работодателя в социальном партнерстве является руководитель организа­ции или уполномоченные им лица, объединения работодателей – неком­мерческие организации, объединяющие на добровольной основе работода­телей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления

.Представители работников и работодателей участвуют в коллектив­ных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Право на инициативу по проведению таких перего­воров имеют обе стороны. Они свободны в выборе вопросов регулирова­ния социально-трудовых отношений. Однако при этом должны соблюдать­ся следующие принципы:

1. Равноправие сторон;

2. Уважение и учет интересов сторон;

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношени­ях;

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5. Соблюдение сторонами законов и иных нормативных право­вых актов;

6. Полномочность представителей сторон;

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9. Реальность обязательств;

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, согла­шений;

11. Контроль за выполнением коллективных договоров и согла­шений;

12. Ответственность сторон за невыполнение по их вине коллек­тивных договоров и соглашений.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении) и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллек­тивного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при привати­зации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и чле­нов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.

Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Виды соглашений:

1. Генеральное – устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

2. Региональное – устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъекте РФ;

Читайте также:
Условия перехода на УСН: процедура перехода

3. Отраслевое – определяет общие условия оплаты труда, трудо­вые гарантии и льготы работникам отрасли;

4. Территориальное – устанавливает общие условия труда, тру­довые гарантии и льготы работникам на уровне муниципального образова­ния.

Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяет­ся на работников и работодателей, которые уполномочили своих предста­вителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федераль­ный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.

За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невы­полнение коллективного договора, соглашения установлена ответствен­ность в виде штрафа.

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда (ст. 23 – 55)

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

  • Глава 3. Общие положения (ст. 23 – 28)
    • Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
    • Статья 24. Основные принципы социального партнерства
    • Статья 25. Стороны социального партнерства
    • Статья 26. Уровни социального партнерства
    • Статья 27. Формы социального партнерства
    • Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
  • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (ст. 29 – 34)
    • Статья 29. Представители работников
    • Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями
    • Статья 31. Иные представители работников
    • Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
    • Статья 33. Представители работодателей
    • Статья 34. Иные представители работодателей
  • Глава 5. Органы социального партнерства (ст. 35 – 35.1)
    • Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
    • Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
  • Глава 6. Коллективные переговоры (ст. 36 – 39)
    • Статья 36. Ведение коллективных переговоров
    • Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
    • Статья 38. Урегулирование разногласий
    • Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (ст. 40 – 51)
    • Статья 40. Коллективный договор
    • Статья 41. Содержание и структура коллективного договора
    • Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
    • Статья 43. Действие коллективного договора
    • Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора
    • Статья 45. Соглашение. Виды соглашений
    • Статья 46. Содержание и структура соглашения
    • Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения
    • Статья 48. Действие соглашения
    • Статья 49. Изменение и дополнение соглашения
    • Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения
    • Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
  • Глава 8. Участие работников в управлении организацией (ст. 52 – 53.1)
    • Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
    • Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
    • Статья 53.1. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса
  • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (ст. 54 – 55)
    • Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
    • Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения
Читайте также:
Ошибка в трудовом договоре: как исправить
>
Общие положения (ст. 23 – 28)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них. Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон. Различают определенные формы социального партнерства. В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Читайте также:
Финансовые вложения в балансе и бухгалтерских документах

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.
Читайте также:
Форфейтинг: что это такое, схема, пример расчета

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Социальное партнерство в сфере труда

Общие сведения

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которой на паритетной основе представлены представители профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Во всех субъектах Российской Федерации действуют региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязательства сторон социального партнерства на федеральном уровне по ключевым направлениям социально-экономической политики зафиксированы в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы.

На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства также заключаются соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения.

Соглашения, заключенные на федеральном уровне, проходят уведомительную регистрацию в Роструде и публикуются на официальных сайтах Минтруда России, Роструда, а также в журнале «Бизнес России», газете «Солидарность».

Читайте также:
Оформление и порядок оплаты переработки при суммировании учёта рабочего времени

На уровне организаций социально-трудовые отношения регулируются коллективными договорами, заключаемыми работниками и работодателем в лице их представителей.

Серьезное внимание уделяется анализу причин, профилактике и – в случае возникновения – урегулированию коллективных трудовых споров – неурегулированных разногласий между работниками и работодателями в лице их представителей.

К урегулированию коллективных трудовых споров в установленном порядке привлекаются органы государственной власти.

Нормативные правовые акты

  • Трудовой кодекс Российской Федерации, Раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».
  • Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  • Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
  • Конвенция № 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1956 г.
  • Конвенция № 98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров», ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1956 г.
  • Конвенция № 144 Международной организации труда «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», ратифицирована Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 281-ФЗ.
  • Конвенция № 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация», ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1229 «О Порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2004 г. № 297 «О составе представителей Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  • Регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержден Правительством Российской Федерации 6 мая 2008 г.
  • Приказ Роструда от 22 июля 2019 г. № 193 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по ведению базы данных по учету трудовых арбитров».
  • Приказ Роструда от 22 июля 2019 г. № 194 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений».
  • Приказ Роструда от 22 июля 2019 г. № 195 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения трудового спора забастовка не может быть проведена».
  • Приказ Роструда от 22 июля 2019 г. № 196 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена».
  • Приказ Роструда от 22 июля 2019 г. № 197 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по организации подготовки трудовых арбитров».
Читайте также:
Средняя зарплата в США в месяц

Стороны трудовых отношений: кто может выступать

ТК РФ Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, – также лица, не достигшие указанного возраста.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями – физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее – работодатели – индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей – индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее – работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Читайте также:
Трудовой договор с иностранным гражданином в - по патенту или без него

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой – десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя – юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

Статья 20. Стороны трудовых отношений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ в статью 20 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 20. Стороны трудовых отношений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 20 ТК РФ

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, – также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями – физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее – работодатели – индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей – индивидуальных предпринимателей;

Читайте также:
Среднесрочное планирование — что это, на какой период осуществляется

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее – работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой – десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя – юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: