Порядок проведения медосмотров на предприятии и их организация

Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок медосмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава от 28.01.21 № 29н). Согласно порядку, некоторые категории сотрудников по-прежнему должны проходить медосмотры как перед трудоустройством, так и в период работы. А на работодателя возложены обязанности организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. Кроме того, он должен передать данные о медосмотрах в ФСС. Мы составили подробные инструкции для работодателей, которые обязаны обеспечивать проведение медосмотров кандидатов на работу и действующих сотрудников.

  1. Новый приказ по медосмотрам 29н
  2. Виды медицинских осмотров работников
  3. Для чего необходимо проходить медицинские осмотры
  4. Основания для медосмотров сотрудников
  5. Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр
  6. Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция
  7. Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция
  8. Расходы на прохождение работниками медосмотра
  9. Последствия отсутствия медицинского осмотра

Новый приказ по медосмотрам 29н

С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Он утвержден приказом Минздрава от 28.01.21 № 29н, и будет действовать до 1 апреля 2027 года (далее — Порядок № 29н).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Виды медицинских осмотров работников

Трудовое законодательство выделяет три вида медосмотров.

1. Предварительные. Их проходят при поступлении на работу, еще до заключения трудового договора .

Составить и распечатать трудовой договор

2. Периодические. Они проводятся с определенной частотой в период работы. К этой категории обследований относятся также медицинские осмотры в начале и в конце рабочего дня (смены). Их устанавливают для некоторых категорий работников (например, для водителей; подробнее см. « Отметка о медосмотре в путевом листе: кто, когда и как должен ее проставить »).

3. Внеочередные. Они необходимы при наличии соответствующих медицинских рекомендаций (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Такие рекомендации могут быть даны, например, после болезни работника или по результатам регулярного медосмотра (п. 19 Порядка № 29н).

Для чего необходимо проходить медицинские осмотры

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

ВАЖНО

Работодатель не вправе допускать к выполнению трудовых обязанностей сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Еще одно назначение медосмотра — обеспечение охраны здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. В частности, с этой целью обследуются продавцы, работники предприятий общепита и других организаций, указанных в части 2 статьи 213 ТК РФ.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Основания для медосмотров сотрудников

Такие основания перечислены в статьях 213 , 298 и 324 ТК РФ и в пункте 20 Порядка № 29н. Так, в обязательном порядке проходят медосмотры работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Помимо тех, кто занят на работах, указанных в Перечне, проходить медосмотры должны сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные Приложением к Порядку № 29н. В частности, в этом Приложении перечислены работы на высоте; работы, связанные с техобслуживанием электроустановок или оборудования под давлением; и др.

ВНИМАНИЕ

Лица в возрасте до 18 лет могут поступить на работу (вне зависимости от ее вида) только после предварительного медосмотра. В дальнейшем, до достижения совершеннолетия, они обязаны проходить ежегодные медосмотры (ст. 266 ТК РФ).

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр

При определении категорий лиц, которых можно взять на работу только при наличии медицинского заключения, нужно ориентироваться на указанные выше критерии. Так, до оформления трудового договора показаться врачам обязаны все работники в возрасте до 18 лет, а также лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включая подземные работы (ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ). Перечень таких факторов и работ приведен в упомянутом приказе № 988н/1420н. Также они перечислены в Приложении к Порядку № 29н.

Пройти медосмотр перед подписанием трудового договора придется и тем, кто претендует на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Следующая категория работников, для которых предусмотрены обязательные предварительные медосмотры, — лица, принимаемые на работу в организации пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Еще один случай, когда претендента на трудоустройство нужно направить к врачу, связан с планируемой работой вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

И, наконец, последнее упоминание в Трудовом кодексе предварительного медосмотра касается лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, если эти лица переезжают туда из других регионов (ст. 324 ТК РФ).

ВАЖНО

Медосмотр, пройденный в период деятельности в другой организации или при обстоятельствах, не связанных с трудоустройством, не может заменить предварительный медосмотр при приеме на работу (письмо Госинспекции труда в г. Москве от 12.02.20 № 77/10-3961-20-ОБ/18-1299).

Читайте также:
Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности: образец

Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос

Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

СОВЕТ

Рекомендуем дополнительно сообщить работнику в письменной форме (например, указать в справке), что для прохождения медосмотра необходимы:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • полис ОМС или ДМС.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя. Указываются должность и ФИО этого лица (п. 9 Порядка № 29н). Сведения о выданном направлении заносятся в специальный журнал или иную форму учета, которую ведет работодатель.

Бесплатно вести кадровый учет и готовить всю кадровую отчетность в сервисе «Контур.Персонал»

С этим направлением, а также комплектом личных документов (паспорт, СНИЛС, полис) кандидат на работу отправляется в медицинское учреждение для прохождения комиссии. По ее результатам оформляется заключение в трех экземплярах. Один из них получает сам будущий работник, второй остается в медорганизации и приобщается к амбулаторной карте, а третий направляется работодателю (п. 15 и 17 Порядка № 29н).

ВНИМАНИЕ

В ряде случаев данные о прохождении медосмотра заносятся в личную медицинскую книжку (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К примеру, такой документ выдается работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка работника должна содержать печать организации Роспотребнадзора, выдавшей ее, и подпись владельца. Медкнижка хранится у работодателя.

На третьей стадии работодатель принимает решение по итогам медосмотра и оформляет соответствующую документацию. Если в медицинском заключении указаны противопоказания для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы, работодатель не может допустить кандидата к соответствующей работе. А значит, нужно отказать соискателю в заключении трудового договора. Аналогичным образом следует поступить, если по результатам медосмотра выдана справка о необходимости дополнительного медобследования (п. 14 Порядка № 29н).

Если же противопоказаний нет, то с кандидатом оформляется трудовой договор. А информацию о проведенном медосмотре нужно включить в состав 4-ФСС (таблица 5). Эти сведения будут учтены при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу по взносам на «травматизм».

Заполнить и сдать через интернет 4‑ФСС по действующей форме

Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

На этом подготовительная стадия заканчивается и начинается основной этап проведения медосмотра. Так же, как и в случае с предварительным медосмотром, работодатель выдает работникам (под подпись) соответствующие направления (п. 9 и 25 Порядка № 29н), а сведения о них вносит в журнал учета.

ВАЖНО

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

Читайте также:
Как получить помощь малому бизнесу от государства: виды поддержки

С данным направлением и личными документами (паспорт, СНИЛС, полис) работник посещает медучреждение и проходит комиссию. По результатам обследования составляется медзаключение. Один экземпляр передается работодателю.

На последнем этапе работодатель принимает организационные решения по итогам медосмотра. Так, если в заключении указаны противопоказания для выполнения определенной работы, следует незамедлительно отстранить сотрудника от такой деятельности. Отстранение оформляется приказом или распоряжением.

В медзаключении может быть сказано, что работник нуждается в переводе на другую работу. Документы на перевод оформляются только при наличии письменного согласия работника. Если работник не готов сменить вид деятельности, либо в компании нет подходящий вакансии, уволить его можно лишь в том случае, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе. В такой ситуации трудовой договор прекращается на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ. Если же установленный врачами срок перевода составляет менее 4 месяцев, то уволить по данному основанию работника, не согласного на перевод, нельзя. Необходимо отстранить его от неподходящей по медпоказаниям работы на весь указанный в заключении срок перевода. Зарплата за этот период не выплачивается.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

Если же противопоказаний не выявлено, отдельных организационных решений не принимается, и сотрудник продолжает выполнять свою трудовую функцию.

Завершается этот этап тем, что медорганизация составляет специальный заключительный акт. Он содержит данные о лицах, прошедших медосмотр, не прошедших медосмотр и не завершивших его. Также в акте указываются сведения о тех работниках, которым предварительно диагностировано профессиональное заболевание. Наконец, в этом документе даются рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.

ВАЖНО

Указанный акт может содержать рекомендации, являющиеся основанием для проведения внеочередных медосмотров работников (п. 19 и 45 Порядка № 29н).

После завершения всей процедуры данные о проведенном периодическом медосмотре включаются в форму 4-ФСС.

Расходы на прохождение работниками медосмотра

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

В связи с этим практика прохождения работниками медосмотров за свой счет с последующей компенсацией расходов может стать поводом для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового законодательства. Также есть большая вероятность, что ИФНС «снимет» соответствующие расходы. Кроме того, на данную компенсация придется начислить страховые взносы (письмо ФНС от 27.01.20 № БС-4-11/1082@). Заметим, что компаниям удается отстоять в суде право не платить взносы с сумм возмещения работникам расходов на медосмотр (см. « Компенсация за обязательные медосмотры: Верховный суд разъяснил, нужно ли начислять взносы »).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Последствия отсутствия медицинского осмотра

Если работник отказался пройти медосмотр или уклонился от обследования (в т.ч. не завершил необходимые исследования и осмотры), работодатель не вправе допустить его к работе. В этом случае сотрудник отстраняется от работы на весь период до момента прохождения медосмотра. Заработная плата на это время не сохраняется (ст. 76 ТК РФ).

Также отказ пройти обязательный медицинский осмотр может стать поводом для применения дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения (п. 1 ст. 192 ТК РФ). Кроме того, имеющего дисциплинарное взыскание работника, который неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, можно уволить по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (подп. «в» п. 35 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 № 2). Подробнее см. « Как уволить сотрудника в 2021 году: пошаговая инструкция для работодателя ».

Если же обследование должен был пройти кандидат на работу, но он этого не сделал, то данный факт является препятствием для оформления трудового договора. Такому претенденту нужно отказать в трудоустройстве (ст. 69 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ

Допуск к работе сотрудника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медосмотр, является административным правонарушением. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа: на юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб., на ИП-работодателя и на должностных лиц организации — от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Новые требования к организации и проведению обязательных медосмотров работников

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” с 1 января 2012 года утверждаются перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и видов работ (далее – перечень факторов и перечень работ), при наличии которых проводятся обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников (далее – медосмотры). Одновременно вводится новый порядок их проведения.

Отменены приказы № 90 и № 83

При этом приказы Минздравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83, а также п.11, п. 12 (за исключением пп. 12.2, 12.11, 12.12) и п. 13 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, регламентирующие требования к организации и проведению медосмотров в настоящее время, утрачивают силу.

Новый приказ закрепил обязанность работодателя по организации проведения медосмотров работников, а также определил ответственность медицинской организации за качество их проведения.

Следует отметить, что основные цели медосмотров, перечень факторов и перечень работ, требования к медицинским организациям, имеющим право на их проведение, практически не изменились. Медосмотры проводятся на основании утверждаемых работодателем перечней контингентов профессий и составленных на их основе поименных списков работников.

Читайте также:
Как оплачивается больничный при травме на производстве и в быту

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах производственных факторов, помимо результатов рабочих мест по условиям труда могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамка контрольно-надзорной деятельности, производственно-лабораторного контроля, а также эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудования, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности, и работники, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ.

Поименные списки, направления и календарные планы

Контингенты, а также составленные на их основе поименные списки составляет и утверждает работодатель или его уполномоченный представитель. Не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра они должны быть направлены в указанную медицинскую организацию.

Теперь в обязанность работодателя входит лишь направление перечня контингентов профессий в территориальный орган Роспотребнадзора по своему фактическому месторасположению в течение 10 дней после его утверждения.

При проведении медосмотров работодатель или его уполномоченный представитель обязан вручить под роспись каждому работнику направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр. Работодатель отвечает за учет выданных работникам направлений.

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее, чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра, на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения такого осмотра. Календарный план необходимо согласовать с работодателем (его представителем). Утверждает план руководитель медицинской организации. Работодатель обязан ознакомить работников с календарным планом не позднее, чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра.

Врачебная комиссия

При заключении договора с работодателем о проведении предварительного или периодического медосмотров медицинская организация должна сформировать постоянно действующую врачебную комиссию, в состав которой включаются профпатолог, а также врачи, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности “профпатология”. Возглавлять врачебную комиссию должен профпатолог. Состав врачебной комиссии необходимо утвердить приказом по медицинской организации.

Врачебная комиссия на основании поименного списка, перечня факторов и (или) перечня работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований. При проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся следующие исследования:

– клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, лейкоцитарная формула, СОЭ)

– клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка)

– цифровая рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая)

– обзорная рентгенография легких в двух проекциях ( прямая и правая боковая) в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего право на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством

– биохимический скрининг (содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина).

Всех женщин осматривает акушер-гинеколог. Не реже 1 раза в год им проводится бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследование. Женщины старше 40 лет 1 раз в 2 года должны делать маммографию или УЗИ молочных желез. Заключение психиатра и нарколога является обязательным для всех категорий обследуемых.

Карты амбулаторного больного и паспорта здоровья

На работника, проходящего предварительный или периодический медосмотр, в медорганизации оформляются медицинская карта амбулаторного больного – учетная форма №025у-04 (утверждена приказом МЗиСР РФ от 22.11.2004 №255), паспорт здоровья (в случае если он ранее не оформлялся), а также заключение по результатам медосмотра.

На каждого работника оформляется один паспорт здоровья, которому присваивается номер с указанием даты заполнения. Паспорта здоровья в период проведения медицинских осмотров хранятся в медицинской организации, а по их окончании вместе с экземпляром медицинского заключения (второй экземпляр медицинского заключения приобщается к амбулаторной карте) выдаются работникам на руки.

Медицинские карты хранятся в установленном порядке в медорганизации, осуществляющей предварительные и (или) периодические осмотры.

Медицинская организация, с которой работодатель не продлил договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медорганизацию, с которой последний в настоящий момент заключил соответствующий договор.

На основании результатов предварительного или периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике профессиональных заболеваний и социально значимых болезней, и, при наличии медицинских показаний, дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Сведения из медицинской карты, содержащие результаты осмотров узких специалистов, а также результаты лабораторных и инструментальных исследований вносятся в паспорт здоровья.

Решения комиссии и заключительные акты

Врачебная комиссия выносит решение и оформляет медицинское заключение по результатам предварительного осмотра в течение 3 календарных дней со дня его окончания (в случае периодического осмотра – в течение 15 календарных дней со дня его окончания). Сведения о работниках, прошедших предварительный осмотр, у которых выявлены медицинские противопоказания, указанные в перечне общих медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, направляются работодателю, выдавшему направление.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через зо дней после завершения периодического медосмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в осуществлении государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт. Один его экземпляр должен храниться в медицинской организации, проводившей периодические осмотры, в течение 50 лет.

Читайте также:
Как получить отпуск в удобное время года

В случае ликвидации или смены медицинской организации, осуществляющей медицинские осмотры, медицинские карты работников предаются в центр профпатологии субъекта РФ, на территории которого она расположена, либо, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в центры профпатологии ФМБА. Там они должны храниться в течение 50 лет.

Центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодатель заключил договор на проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров, обязан в 10-дневный срок со дня поступления запроса указанной медорганизации передать медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагают копию договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров.

Особые случаи

Участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) либо предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссии не реже 1 раза в 5 лет должны проходить периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, проведение экспертизы связи заболевания с профессией.

Кроме того, не реже одного раза в год в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на их проведение и проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, должны проходить осмотры работники, страдающие острыми и хроническими профессиональными заболеваниями.

Государственный надзор (контроль) за соблюдением требований по организации и проведению предварительных, при устройстве на работу, и периодических медосмотров работников осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках имеющихся полномочий.

Порядок проведения медосмотров согласно ст. 213 ТК РФ

  • Ст. 213 ТК РФ: официальный текст
  • Статья 213 Трудового кодекса: обзор содержания с комментариями 2021 года
  • В чем цель медицинских осмотров по ст. 213 ТК РФ?
  • Как определяются факторы, наличие которых требует проведения медосмотров?
  • Какие бывают виды медосмотров и от чего они зависят?
  • Кто и как проводит медосмотры?
  • За чей счет проводятся медицинские осмотры?
  • Что означает недопущение к работе по результатам медосмотра?
  • Противоречит ли Конституции РФ требование об обязательном психиатрическом освидетельствовании отдельных категорий работников?
  • Включается ли время, затраченное на медосмотр, в рабочее время?

Ст. 213 ТК РФ: официальный текст

Скачать ст. 213 ТК РФ

Статья 213 Трудового кодекса: обзор содержания с комментариями 2021 года

Рассматриваемая статья ТК РФ устанавливает и регулирует порядок прохождения работниками обязательных медицинских осмотров.

В ст. 213 ТК РФ определяются:

  • случаи, когда требуются медосмотры;
  • виды и цели медосмотров;
  • возможность введения дополнительных условий для медосмотров;
  • необходимость проведения дополнительных анализов и обследований;
  • необходимость проведения медосмотров по психиатрическим показаниям;
  • источник финансирования данных медицинских мероприятий.

В ст. 213 ТК также делается отсылка к действующему федеральному законодательству в части нормирования и регулирования медосмотров. Основным документом является новый приказ Минздравсоцразвития от 28.01.2021 № 29Н, которым утвержден порядок проведения обязательных осмотров (далее — Порядок проведения медосмотров). Данный документ ступил в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

В чем цель медицинских осмотров по ст. 213 ТК РФ?

Основной целью любых медосмотров является соблюдение требований безопасности в процессе выполнения работником возлагаемых на него трудовых функций.

При этом по смыслу статьи 213 Трудового кодекса РФ основная цель обеспечивается решением трех задач. Так, необходимо:

  1. Подтвердить возможность работника выполнять свои обязанности, не причиняя вреда себе. Данная задача реализуется в процессе медосмотров работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.
  2. Подтвердить возможность работника выполнять свои обязанности, не причиняя вреда окружающим.

Эту задачу также можно определить как превентивную меру по охране здоровья окружающих и недопущению распространения инфекций. Путем медосмотров задача решается:

  • в сфере общественного питания;
  • пищевом производстве;
  • медицинских учреждениях;
  • детских учреждениях;
  • отдельных отраслях ЖКХ (например, водоснабжении).
  1. Подтвердить возможность работника выполнять свои функции, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Задача объединяет в себе две предыдущие, и это характерно в первую очередь:
  • для водителей общественного наземного транспорта;
  • пилотов гражданской авиации;
  • машинистов электропоездов.

Как определяются факторы, наличие которых требует проведения медосмотров?

В ст. 213 Трудового кодекса приводятся факторы, при наличии которых условия труда могут быть опасны для здоровья и могут потребоваться медосмотры персонала.

Подобные факторы определяются путем специальной оценки рабочих мест по условиям труда с учетом существующих отраслевых требований и действующего порядка проведения медосмотров.

Подробнее о специальной оценке рабочих мест читайте в материале «Порядок оценки условий труда на рабочем месте».

Какие бывают виды медосмотров и от чего они зависят?

Предварительные осмотры проводятся при приеме на работу. Они зависят от условий, в которых предстоит трудиться новому работнику, и призваны определить соответствие состояния его здоровья предъявляемым профтребованиям.

Периодические осмотры проводятся в течение работы. Их необходимость обычно устанавливается на основании отраслевых требований и результатов оценки условий труда. Призваны контролировать состояние здоровья работающих и риски профзаболеваний.

Внеочередные осмотры могут быть назначены в дополнение к периодическим. Связаны обычно с выявлением какого-то дополнительного фактора (факторов), который может оказывать влияние на физическое состояние работающих, поэтому их еще называют целевыми.

Читайте также:
Как законно оштрафовать сотрудника и можно ли это сделать

Ежедневные (ежесменные) осмотры практикуются для тех категорий работников, у которых наиболее высоки следующие профессиональные риски:

  • риск причинения вреда себе;
  • риск причинения вреда окружающим;
  • риск причинения существенного материального ущерба.

В том числе (но не ограничиваясь этим) осмотры каждый рабочий день (смену) положены при работе:

  • на объектах электроэнергетики;
  • непосредственно связанной с движением железнодорожного транспорта;
  • под землей;
  • в авиации — в составе экипажей самолетов и в группе наземного управления (диспетчерской).

Кто и как проводит медосмотры?

Медосмотры может проводить соответствующим образом лицензированная медицинская организация.

Кроме того, врач из медицинской организации в ряде случаев должен предварительно пройти дополнительное специальное обучение и иметь удостоверение установленного образца (например, для предрейсового осмотра водителей).

Медицинские осмотры могут проводиться:

  • на самом предприятии;
  • в медицинской организации.

О том, с каким документом работник направляется на медосмотр в медицинскую организацию, читайте в статье «Направление на медосмотр от работодателя — бланк, образец».

Это устанавливается посредством договоренности между работодателем и врачами. В любом случае для подобных осмотров должно быть оборудовано специальное помещение, отвечающее определенным требованиям.

При необходимости многократных частых осмотров работодатель имеет право принять врача (врачей) в штат и организовать у себя медкабинет (медпункт). При этом должны быть соблюдены все требования к квалификации врачей и стандартам помещения для медкабинета.

Важнейшая судебная практика по ст. 213 ТК РФ приведена в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте решения судей.

За чей счет проводятся медицинские осмотры?

В соответствии со статьей 213 ТК РФ и порядком проведения медосмотров обязательные медосмотры работников организуются только за счет работодателя.

Что означает недопущение к работе по результатам медосмотра?

Если врач при проведении медосмотра выявит у работника противопоказания к выполнению им трудовых функций, он обязан уведомить об этом работодателя. Последний, в свою очередь, должен не допускать работника к работе и издать соответствующий приказ об этом (по нормам ст. 76 ТК РФ).

Подробнее об отстранении работников от выполнения их обязанностей читайте в материале «Отстранение от работы по ТК РФ — порядок и основания».

Противоречит ли Конституции РФ требование об обязательном психиатрическом освидетельствовании отдельных категорий работников?

Для некоторых категорий работников обязательным критерием профпригодности является крепкое психическое здоровье. Перечни психиатрических противопоказаний для занятия отдельными видами работ регламентированы на федеральном уровне (постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377).

Для работ с вредными веществами и в условиях повышенной опасности обязательно прохождение работниками психиатрического освидетельствования. Это делается в интересах как самого работника, так и окружающих. Кроме того, прохождение таких освидетельствований по закону должно быть добровольным.

Было много споров о том, не противоречит ли требование о психической пригодности работника к работе Конституции РФ. Точку в этом вопросе поставил Конституционный суд РФ в определении от 25.09.2014 № 1856-О, признав данное требование законным и соответствующим Конституции РФ по изложенным выше причинам.

Включается ли время, затраченное на медосмотр, в рабочее время?

Если медосмотры требуются ежедневно (каждую смену), время, затраченное на их прохождение, включается в рабочее. В соответствии с порядком проведения медосмотров работодателю нужно утвердить:

  • списки профессий и лиц, для которых такие осмотры обязательны;
  • объем медосмотра (тесты на наркотические вещества и алкоголь, измерение давления, внешний осмотр, экспресс-анализы);
  • внутрифирменный регламент по прохождению таких осмотров (в начале смены, в начале и конце смены).

В остальных случаях для направляемых на медосмотр работников действуют нормы ст. 185 ТК РФ. По ним на время, затраченное работниками на прохождение обязательного осмотра, за ними сохраняется средний заработок на работе.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Время чтения: 14 мин

С 1 апреля вступает в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 №29н (далее – Порядок №29н) проведения медицинских осмотров.

При этом с 01.04.2021 утрачивает силу Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Порядок №302н).

Как теперь жить по «новым правилам» и что делать — головная боль тех, на чьих плечах лежит ответственность за проведение медосмотров, и тех, кому их проводить.
Но не стоит поддаваться панике. Разберемся с новым порядком пошагово.

Что изменилось? Изучаем отличия Порядка №29н от Порядка №302н

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).

Справка. Учтите, что в новом Порядке №29н отсутствует расширенный перечень информации, которую можно было взять за основу при составлении списка воздействующих на работника опасных и вредных производственных факторов. Согласно требований Порядка №29н ориентирами будут являться результаты СОУТ и само приложение Порядка №29н.

2. Добавилось составление списков лиц, подлежащих медосмотрам. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Читайте также:
Как уволить главного бухгалтера по собственному желанию: особенности, порядок, отработка

3. Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в соответствии с п.22 Порядка №29н теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

4. Обязательным требованием стало указание стажа работника в поименном списке.

5. Цифровые технологии не стоят на месте и поэтому в п.9 Порядка №29н отражено ведение электронного документооборота: появилась возможность направить работника на медицинский осмотр, составив электронный документ, если у работника и работодателя имеются электронные подписи.

6. Несмотря на отсутствие утвержденной формы направления на медосмотр, установлен список обязательных данных, которые в нем необходимо указывать: пол сотрудника, телефон и электронный адрес выбранной медицинской организации и работодателя, номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медстрахования.

7. Пунктом 11 Порядка №29н определено, что работник при прохождении медосмотра дополнительно должен иметь при себе Полис обязательного (добровольного) страхования. Раньше такого требования не было.

8. Законодательно утверждена (п.12 Порядка №29н) возможность объединения первого этапа диспансеризации (проф.осмотра) с проводимым медицинским осмотром. Результаты будут учитываться врачебной комиссией при подготовке медицинского заключения, а расходы будут подлежать оплате посредством системы обязательного медицинского страхования.

9. На основании п.19 Порядка №29 на внеочередной медосмотр теперь можно направить сотрудника по результатам установленной нетрудоспособности.

10. В новом Порядке №29н отсутствует ряд утвержденных обязательных форм (направления, списков работников), которые были присущи старому Порядку №302н.

Порядок проведения медосмотров

1. Меняем документацию
Как мы уже поняли из первого раздела, изменились новые формы документов, но не сильно. Для начала нам необходимо:

  1. Переработать список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
  2. Составить список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
  3. Определить поименный список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
  4. Заполнить и выдать направление на предварительный или периодический медицинский осмотр.

2. Взаимодействуем с медорганизацией и Роспотребнадзором

а) направляем списки в Роспотребнадзор, если ваша организация подпадает в список, указанный в пункте 22 Порядка №29н. Если в списке вас нет, то переходим сразу к следующему подпункту;
б) взаимодействуем с медорганизацией:

  • ищем подходящую под наши требования лицензированную медицинскую организацию (например, по форме оплаты, ближайшему месту расположения к компании, наличию передвижного флюорографа, достаточному уровню компетенции врачей и др.);
  • заключаем договорные отношения с медучреждением;
  • передаем поименные списки работников не позже, чем за два месяца до начала проведения периодического медосмотра, что указано в п.24 Порядка №29н;
  • согласовываем календарный план с медорганизацией, чтобы работники оптимально вписались в график работы вашей и медицинской организаций. Учтите, что на основании п.26 Порядка№29н «медики» должны предоставить вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. И только после согласования плана с вами, он утверждается руководителем медучреждения;
  • доводим информацию о прохождении медосмотра до своих работников через ознакомление с календарным планом и выдаем направление;


Лайфхак. Для формализации процесса и для того, чтобы не возникало лишних вопросов, необходимо издать внутренний по организации приказ о медосмотре, в котором прописать сроки проведения, ответственных лиц, приложить календарный план и за десять рабочих дней на основании п.27 Порядка №29н ознакомить работников с приказом.

Запомните, что работник также должен поставить подпись в направлении, а ваша организация согласно п.9 Порядка №29н должна учитывать выданные направления. Порядок учета устанавливается самостоятельно, но удобнее всего завести журнал учета. Для удобства вышеуказанный пункт Порядка №29н предполагает электронный учет направлений.

в) контролируем прохождение медицинского осмотра, корректируем календарный план по необходимости, решаем организационные вопросы проведения медосмотра (подготавливаем кабинеты, если медосмотр будет проходить на вашей территории, следим за социальным дистанцированием и масочным режимом).

Лайфхак. Чтобы «облегчить участь» работнику, которому необходимо пройти медосмотр, всю информацию по порядку прохождения лучше всего разместить на стенде или выдать в виде чек-листа при выдаче направления на медосмотр.

г) проверяем полученные результаты медосмотра. Согласно п.34 Порядка №29н «медики» должны выдать пять экземпляров заключения медосмотра. Один на руки работнику, второй — к медкарте, третий — заказчику-организации, четвертый — в поликлинику, куда прикреплен работник, пятый — в Фонд социального страхования, если поступил письменный запрос и было получено согласие самого работника.

Если у вас и медорганизации была прописана возможность передачи данных в виде электронных заключений, то они должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваться по защищенным каналам связи. Также в пяти экземплярах и не позднее тридцати дней после периодического медосмотра должен быть выдан заключительный акт (раньше было три). Его должны передать:

  • работодателю в срок до пяти рабочих дней с момента утверждения;
  • в центр профессиональной патологии;
  • в Фонд социального страхования;
  • в Роспотребнадзор.

Свой экземпляр медицинская организация на основании п.47 Порядка №29н должна хранить 50 лет.

Справка. Пунктом 16 Порядка №29н прописано, что в заключении должна стоять отметка о выявленных медицинских противопоказаниях, если таковые имеются. Так было и раньше, но случалось, что врачи забывали ставить эти отметки, и затем это выявлялось при проверках надзорными органами.

В новом заключительном акте появился дополнительный пункт (п.45 Порядка №29н), в котором медорганизация теперь должна указать перечень впервые установленных инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

Читайте также:
Как заполнить таможенную декларацию: правила оформления

Лайфхак. Зачастую при установлении профессиональных заболеваний Роспотребнадзор (п.2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №967) может затребовать от организации результаты проводимых медосмотров. Поэтому установите срок хранения заключительного акта не более трех-пяти лет.

д) выполняем требования согласно результатам заключительного акта. Как показывает практика, многие специалисты останавливаются на полученном на руки заключительном акте, подшивая его в папку с медосмотрами. И потом попадаются при различных проверках. Поэтому, для удобства рекомендуется оформить приказ по результатам медосмотра, ознакомить под подпись работников с результатами, и, если это необходимо, направить прошедших медосмотр на дополнительные обследования (как указано в заключительном акте).

Как мы видим, изменения в новом Порядке проведения есть, но они не меняют кардинально всю структуру проведения медицинского осмотра. Появились организационные моменты, на которые мы должны обратить свое внимание и учитывать их согласно новым требованиям. Как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — не бояться.

Дайджест вопросов/ответов по новому Порядку №29н

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать?

  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

Студенты ранее проходили мед осмотр по п.16 Порядка №302н, сейчас должны проходить по п.25 Порядка №29н (если идут на практику детский сад)?

Подскажите, по Порядку №302н дошкольные организации проходили медосмотр по пункту 2.20, в новом Порядке №29н по дошкольным организациям пункта нет. Какой пункт указывать при прохождении медицинского осмотра дошкольных организаций?

Обязательна ли медицинская книжка работникам? В списке документов для прохождения медосмотра её нет.

Договор на периодический медицинский осмотр уже заключен на год. Работники проходят по графику согласно Порядка № 302н. С 1 апреля необходимо будет направлять работников на медосмотр по новым требованиям? Какие изменения необходимо внести в список для прохождения осмотров?

Если заключен договор с медицинской организацией на весь год, то целесообразно будет подписать дополнительное соглашение с 01.04.2021 о проведении медосмотров по новым требованиям Порядка №29н.

Списки также необходимо будет подвергнуть пересмотру согласно новых требований и ввести их в действие с 01.04.2021.

Обязательные медосмотры работников: что изменилось

Изменения, касающиеся проведения медосмотров работников

Изменения, касающиеся проведения медосмотров работников, вступили в силу с 01.04.2021:

порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы заменили правила проведения медосмотра, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия – до 01.04.2027.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему производятся за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию. Рассказываем, что же изменилось в медосмотрах.

Периодические медосмотры можно проводить без отрыва от производства

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации.

При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации.

Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

Нужно учитывать результаты прошлых медицинских исследований

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

предварительный или периодический осмотр;

иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами, в т. ч. полученные путем электронного обмена между медорганизациями.

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. До 01.04.2021 результаты указанных обследований могли учитываться. С 01.04.2021 такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Отметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

Читайте также:
Порядок оформления и заключения коллективного договора с сотрудниками: образец

Порядок проведения предварительного медосмотра

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

электронная почта, контактный телефон работодателя;

электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;

номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Ранее указывать такие сведения в направлении не требовалось.

Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Работодатель по-прежнему должен вести учет выданных работникам направлений на предварительный медосмотр. С 01.04.2021 это можно делать и в электронном виде. При этом Порядок не уточняет, какие именно требования должны соблюдаться при ведении учета направлений в электронном виде. Соответственно, определить порядок ведения электронного учета направлений работодатель вправе самостоятельно.

Расширены возможности медицинской организации, проводящей медосмотр. Так, организация может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр. Ранее действовавший порядок не предусматривал такой возможности для медорганизаций.

Заключение о прохождении предварительного медосмотра выдается не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Бумажное заключение должно составляться в 3 экземплярах (а не в 4, как ранее). Первый экземпляр выдается работнику, второй – работодателю, а третий прикрепляется к медкарте работника, оформленной во время медосмотра. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с момента осмотра. Если у медицинской организации есть доступ в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИС), заключение в электронном виде следует внести в эту систему не позднее 5 рабочих дней с момента осмотра.

Порядок проведения периодических медосмотров

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый – в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый – по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

Медицинские осмотры офисных сотрудников

Периодические медосмотры сотрудников, которые работают за компьютерами, излучающими электромагнитные поля широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2-400 кГц), нужно проводить 1 раз в 2 года (п. 4.2.5 Перечня вредных факторов).

В новом Перечне вредных факторов нет указания на превышение излучения предельно допустимого уровня (как ранее). Таким образом, исходя из буквального толкования нового правила, следует проводить медосмотры всех сотрудников, работающих за компьютерами с данным излучением.

В связи с этим актуален вопрос, должен ли работодатель проводить медосмотры всех офисных работников с учетом новых правил.

Медосмотры таких сотрудников проводятся врачом-дерматовенерологом и врачом-офтальмологом. Последний проводит биомикроскопию глаза, визометрию и офтальмоскопию глазного дна.

Правила осмотра перенесены в новые нормы Перечня противопоказаний из приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Но по ранее действующим нормам осматривать таких сотрудников должен был еще и невролог.

Новые факторы трудового процесса, требующие медосмотров

Дополнен перечень вредных факторов трудового процесса, наличие которых является основанием для проведения медосмотров. Такими факторами является тяжесть трудового процесса, подъем, перемещение, удержание груза вручную, стереотипные рабочие движения.

К тяжелым факторам трудового процесса относится и рабочее положение тела работника, то есть длительное нахождение работника:

стоя, сидя без перерывов;

лежа, на коленях, на корточках;

с наклоном или поворотом туловища;

с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног;

с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга;

длительное перемещение работника в пространстве.

Эти факторы устанавливаются специальной оценкой условий труда (СОУТ).

С 30.12.2020 изменены условия проведения спецоценки. Так, работодатель, у которого ранее спецоценкой были установлены нормальные условия труда, может не проводить повторную спецоценку. Об этом читайте в статье “Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году”.

Введение нового “вредного” фактора в качестве основания для проведения повторной спецоценки не предусмотрено, поэтому проводить ее не нужно. По нашему мнению, в этом случае следует обратиться к результатам уже проведенной спецоценки у работодателя. Если в результатах спецоценки указаны такие факторы рабочего процесса, как “сидя”, “лежа” и проч. (пусть даже не как “вредные” факторы), медосмотр работника проводить нужно. Если в результатах спецоценки новые факторы трудового процесса не указаны, не обязательно проводить медосмотр работников. Однако вполне вероятно, что в сложившейся ситуации Минздрав и Минтруд России представят иные разъяснения.

Читайте также:
Планирование карьеры персонала

Медосмотры работников с новыми тяжелыми условиями труда проводятся 1 раз в год следующими врачами: хирург, офтальмолог. При этом проводятся лабораторные и функциональные исследования: рефрактометрия (или скиаскопия), биомикроскопия глаза, визометрия.

Порядок поступления на государственную гражданскую службу в России

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”;

2) при назначении на должности гражданской службы категории “руководители”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(в ред. Федерального закона от 14.02.2010 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее – до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).

8.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

(часть 8.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

8.4. Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 8.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Читайте также:
Как правильно составить вакансию: пример

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Статья 21. Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе

Статья 21. Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

2. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.

3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

4. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено Федеральным законом.

5. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном Федеральным законом порядке.

В отдельных государственных органах Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы.

6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и Федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории “Б” – по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории “А” либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории “А”, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории “В” – соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории “В” – по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием “в отставке”.

9. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.

10. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: