Профстандарт специалиста в сфере закупок

Профстандарт специалиста по закупкам

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам используется в кадровом делопроизводстве для определения обязанностей работника и параметров его квалификации. Документ также помогает выдвигать руководителю корректные требования к подчиненным по качеству их деятельности и нагрузке.

Нормативное регулирование использования профстандартов

В 2015-м году с принятием Федерального закона №122-ФЗ началось внедрение стандартов для профессий в широкую практику. На основании этого ФЗ были введены в действие следующие акты:

  • В Трудовой кодекс была внесена статья 195.3, обязавшая применять профстандарты, если для профессии в законодательстве установлены квалификационные параметры. Также в статье 57 ТК было предписано их использование в тех случаях, когда для должности законодательно установлены льготы или ограничения.
  • Правительством было утверждено Постановления №584, обязавшее применять профстандарты контролируемые государством организации. Это относилось как к учреждениям с бюджетной формой собственности, так и к компаниям из частного сектора, в которых доля государства превышала 50 процентов.
  • Минтрудом было выпущено разъяснение по применению профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 года.

На основании данных актов обязательный порядок профстандартов был установлен:

  • Когда организация контролируется государством – причем это касается не только бюджетных учреждений, но и компаний из частного сектора.
  • Когда для определенной позиции законодательно установлены такие аспекты, как льготы, ограничения, квалификационные параметры.

В других случаях применение профстандартов происходит на добровольной основе. По смыслу ч 2. ст. 195.3 ТК они нужны как база для разработки квалификационных требований для сотрудников. К этому нужно добавить, что их использование приносит работодателям следующие плюсы:

  • Установление корректных критериев, по которым происходит оценка компетенций сотрудников.
  • Документирование требований по квалификации для претендентов на работу.
  • Актуализация действующей трудовой документации, что не только облегчает кадровое делопроизводство, но и уменьшает вероятность конфликтов с проверяющими организациями (ФНС, ПФР и т.д.).
  • Появление основы для требований к сотрудникам по их дополнительному обучению и переподготовке.

Внимание! Вместе с профстандартами сохраняют актуальность классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. В будущем предполагается их объединение, а пока наниматель сам может выбрать предпочтительный документ.

Содержание профстандарта специалиста по закупкам

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт 08.026 «Специалист в сфере закупок». Он состоит из четырех частей, где разобраны основные должностные характеристики.

В вводном разделе дана общая характеристика профессии: её группа и вид деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующей части содержатся сведения о лежащих в основе профессии трудовых функциях и их составляющих. Профстандарт насчитывает 4 обобщенных функции, каждая из которых содержит свои составляющие, общим числом 9 штук. Так, функция по осуществлению контроля в области закупок включает:

  • мониторинг по закупкам;
  • аудит и контроль закупок.

Для функций и их составляющих приведены коды и уровни сложности.

Третья часть – самая объемная. В ней содержится полный перечень трудовых функций и их составляющих с подробными характеристиками.

По трудовым функциям дана следующая информация:

  • разновидности специалистов, готовых к их выполнению;
  • требования к ним по уровню образования и опыта;
  • особые критерии, которым должен соответствовать специалист;
  • дополнительные характеристики.
Читайте также:
Код налогового вычета 104: что это значит

Так, трудовая функция по контролю закупок включает:

  • три должности, которые может занимать специалист, отвечающий за её выполнение;
  • уровень образования – высшее; также нужно наличие профильного обучения;
  • опыт работы – от пяти лет в области закупок, из них не менее двух на руководящих позициях;
  • в дополнительные характеристики включены коды и специализации сотрудников, могущих участвовать в выполнении функции по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим трудовых функций приведена следующая информация:

  • трудовые действия;
  • нужные для них знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, составляющая «Осуществление мониторинга по закупкам» включает:

  • шесть действий (оценка обоснованности закупок, оформление отчета и пр.);
  • три практических умения – использование компьютерной техники и пр.;
  • знания в 22 областях – антимонопольное законодательство, правила профильного документооборота и т.д.
  • семь дополнительных характеристик, посвященных профильным этическим нормам.

Документ заканчивается перечнем данных по тем организациям, которые участвовали в его написании.

Внимание! Ряд профессиональных характеристик – полномочия, правила взаимодействия с коллегами и т.д. – отсутствует в документе. Для их описания дополнительно используют должностную инструкцию.

Принципы внедрения профстандартов

Грамотное применение профстандартов в деятельности компании требует принятия следующих мер:

  • Утверждение регламента, где содержится ключевая информация по процессам внедрения: ответственные за них, сроки, задействованные документы.
  • Проведение исследования деятельности компании и её служащих. Анализируется отраслевая специфика, степень нагрузки, характер выполняемых обязанностей.
  • Поиск профстандартов и их применение для изменений трудовой документации.
  • Внедрение на основе данных изменений критериев оценки сотрудников и претендентов на работу.
  • Осуществление изменений в организационной структуре компании: переименование должностей, освобождение работников от непрофильных функций и пр.

Итогами данных процессов для работодателя станет возможность отправить сотрудников на переобучение, отобрать подходящих кандидатов на позиции, а также корректно, с точки зрения законодательства, провести переаттестацию работников.

Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность уволить сотрудника из-за его несоответствия критериям, данным в профстандарте. Работодатель может попробовать применить статью 72.1 ТК, переместив подчинённого на менее ответственную должность.

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.

Скачать проект приказа о профстандарте специалиста по закупкам по 44 ФЗ с 2020 года
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для специалиста в закупочной сфере
Скачать проект приказа о профстандарте «Эксперт в сфере закупок»
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для эксперта в закупочной сфере
Скачать Постановление Правительства № 584 от 27.06.2016 об особенностях применения профстандартов
Скачать Приказ Минтруда № 625н от 10.09.2015 о стандарте для специалистов в закупочной сфере
Скачать Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 о стандарте для экспертов в закупочной сфере
Читайте также:
Заработная плата — что это такое по ТК РФ, относится ли зарплата к персональным данным

Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции

Уровень (подуровень) квалификации

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора)

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора)

Проверка соблюдений условий контракта (договора)

Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора)

Контроль в сфере госзакупок

Аудит и контроль

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Агент по закупкам

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

Необходимые этические нормы:

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Читайте также:
Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).
Читайте также:
Виды, системы и формы заработной платы

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Профстандарт специалиста в сфере закупок

Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Группа занятий:

Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний

Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов

Руководители органов местного самоуправления

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители в области определения политики и планирования деятельности

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы

Руководители служб по сбыту, маркетингу

Оценщики и эксперты

Аналитики систем управления и организации

Специалисты органов государственной власти

Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы

Агенты по коммерческим продажам

Средний юридический персонал

Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы

Служащие по введению данных

Служащие по бухгалтерским операциям и учету

Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов

Офицеры действительной военной службы

Отнесение к видам экономической деятельности:

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

Консультирование по вопросам управления

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера

Предоставление государственных услуг обществу

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта

Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Проверка соблюдений условий контракта

Проверка качества представленных товаров, работ, услуг

Контроль в сфере закупок

Мониторинг в сфере закупок

Аудит и контроль в сфере закупок

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Читайте также:
Сбалансированная система показателей – что это такое

Специалист по закупкам

Работник контрактной службы

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;
  • госкорпорации, госкомпании, хозобщества с долей участия государства выше 50%.

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Читайте также:
Льготы по оплате за капремонт

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

  1. Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
  2. Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
  3. Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
  4. Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

  1. Среднее, доппрофессиональное.
  2. Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  1. Отсутствие требований.
  2. От 3 лет.
  3. От 4 лет.
  4. От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Профстандарт эксперта

Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:

  1. № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
  2. № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
  3. № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).

Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.

Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.

Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Горячая линия

Наши Рассылки

Обучающие мероприятия

(347) 291 20 70

Профстандарт‑2021: кто он, современный специалист по закупкам?

В 2021 году по-прежнему обязательным остается требование государства нанимать на работу и доверять задачи по организации закупочной деятельности только тем специалистам, знания и опыт которых соответствуют требованиям профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Данный документ закрепляет принцип профессионализма заказчика.

От завхоза до руководителя

1. Распространяется на:

  • руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
  • руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
  • управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
  • руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.

2. Применим к таким должностям, как:

  • юристы;
  • финансисты и экономисты;
  • специалисты и сотрудники, связанные с закупочной деятельностью;
  • специалисты органов государственной власти.
Читайте также:
Бывает ли франшиза без вложений

3. Описывает четыре обобщенные трудовые функции:

  • обеспечение закупок;
  • осуществление закупок;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Должности и функции

Все трудовые функции для специалистов в сфере закупок Профстандарт делит на четыре уровня квалификации. Каждый из них описывает свои должности, требования к образованию специалиста и к его профессиональным навыкам.

Уровень квалификации 5

Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов закупки и заключение контракта.

Уровень квалификации 6

Должность: старший специалист в сфере закупок, консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже бакалавриата.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее трех лет.

  • составление планов и обоснование закупок;
  • осуществление процедур закупок.

Уровень квалификации 7

Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет.

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

Уровень квалификации 8

Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях.

  • мониторинг в сфере закупок;
  • аудит и контроль в сфере закупок.

Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Коды ОКЗ для специалистов в сфере закупки

Код по ОКЗ для специалиста в сфере закупок 3323 — самый распространенный. Но каждый случай индивидуален и зависит от конкретной выполняемой работниками функции. Возможно, необходим другой шифр.

Где используется классификатор

Общероссийский классификатор занятий — документ, в котором перечислено множество видов деятельности, и им присвоены собственные шифры. Классификатор утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст.

Читайте также:
Квартальная премия – как она назначается, отчетность, 6-НДФЛ

Классификатор используется для ведения статистического учета, а также:

  • при проведении переписи населения и для обработки собранных в рамках нее данных;
  • для оценки структуры занятости;
  • для оценки спроса и предложения рабочей силы в отдельных сферах деятельности.

Более того, с начала августа 2021 года данные из классификатора необходимо указывать в СЗВ-ТД — без них отчет не примут.

Таким образом, классификатор имеет не только общетеоретическое значение, но и прикладное.

Где брать коды классификатора

Шифры классификатора берутся из самого документа, утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст.

Документ состоит из четырех частей:

  1. Сведений о нем — небольшой раздел, в котором описано, кем и когда он разработан.
  2. Введения, в котором в том числе указаны цели составления справочника.
  3. Перечня шифров — этот раздел имеет табличный вид, в нем указаны коды и группы занятий, которым они соответствуют.
  4. Описания групп занятий — в этом разделе каждая группа занятий, указанная в третьем разделе, рассматривается подробно, указываются присущей ей трудовые функции и примеры должностей.

Сами шифры имеют формат ХХХХ.Х, где первые четыре знака до точки — это непосредственно код, а знак после точки — контрольное число, оно тоже указано в таблице.
Перечень занятий тоже имеет структуру: выделяются группы занятий, внутри них подгруппы, затем — малые и начальные группы.

Таким образом, для того, чтобы определить, например, код по ОКЗ для менеджера по тендерам, необходимо выяснить, к какой основной группе занятий он относится, затем к какой подгруппе, малой и начальной группе. Двигаясь от общего к частному, в результате получим четырехзначный шифр.

Таким образом, чтобы определить требуемый набор цифр для конкретной должности, необходимо внимательно ознакомиться с перечнем обязанностей, которые по этой должности следует выполнять, и сопоставить с описанием групп занятости, приведенным в классификаторе.

То есть важны конкретные функции, а не наименования должности. Например, ведущий специалист по закупкам в ОКЗ имеет один шифр, если выполняет функции по изучению рынка, ведет переговоры по поставкам или разрабатывает требования по количеству поставляемой продукции, и совсем другой, если его основная функция — разработка договоров.

Какие коды используются для закупщиков

На практике то, какой код ОКЗ для специалиста по закупкам подходит в конкретной ситуации, зависит от перечня выполняемых им функций. Одним из распространенных вариантов является код по ОКЗ 3323, он подходит, если специалист осуществляет такие функции, как:

  • ведение переговоров по закупкам;
  • участие в тендерах, консультации с поставщиками и анализ котировок;
  • изучение состояния рынка;
  • подбор продукции, соответствующей требованиям закупки;
  • переговоры с поставщиками по ценам, скидкам и условиям поставок;
  • мониторинг состояния имеющихся запасов и выявление потребности в закупке того или иного вида товаров.

Таким образом, агент по закупкам в ОКЗ получает шифр 3323, если его должностные обязанности совпадают с перечисленными.

3323, с кодовым числом 5, — это шифр, которым обозначаются закупщики в ОКЗ, то, как человек с такими функциями именуется в конкретной организации, зависит исключительно от организации и выбранного ею наименования должности.

Читайте также:
Новый отчёт о работниках предпенсионного возраста

Если сотрудник занят не столько экономической и маркетинговой составляющей закупок, сколько юридической, то 3323 ему не подходит. Так, если сотрудник занят преимущественно составлением юридических документов, договоров, соглашений, претензий, то такой специалист по тендерам в ОКЗ больше подпадает под 2611 — «Юрист». Контрольное число для этой категории — 8.

Если сотрудник занимает руководящую позицию, то такой тендерный специалист в ОКЗ обозначается шифрами 1211 или 1219 в зависимости от специфики выполняемых функций.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Этапы применения профессионального стандарта
«Специалист в сфере закупок»

Мы предлагаем готовое решение, которое позволит исполнить требования Постановления Правительства №584 от 27.06.2016: составить план по применению профстандарта, подготовить необходимые локальные акты и поможет провести анализ работников на соответствие квалификационным требованиям

Профессиональный стандарт «специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда
России от 10.09.2015 № 625н.

Этапы применения профстандарта

1
Разработать и утвердить план применения профстандарта

2
Провести обучение должностных лиц

3
Подготовить локальные акты, в том числе касающиеся трудового права

4
Внести изменения в существующие локальные акты организации

1. Разработать и утвердить план применения профстандарта подробнее

Содержание

План применения профстандарта должен содержать:

  • перечень профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в образовании, обучении и о проведении соответствующих мероприятий;
  • этапы применения профстандарта;
  • перечень локальных актов, подлежащих изменению.

п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016

Основание

Профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются поэтапно на основании утвержденных планов п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016

Необходимость согласования

План применения профстандарта должен быть подготовлен с учетом мнений представительных органов работников п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016

Что необходимо?

Разработать и утвердить план применения профстандарта.
Согласовать план с представительными органами работников.

Как выполнить?

1. Создать рабочую группу по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», основными задачами которой будет являться:

10:00, вторник, 8 ноября 2016 г.

Тема: Профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”

  • Система профессиональных квалификаций в РФ
  • Сравнительный анализ профессиональныхстандартов в сфере закупок
  • Квалификационные требования, предъявленныек закупщику профессиональным стандартом
  • Особенности применения профессиональных стандартов организациями госсектора
Читайте также:
Расчет и оплата больничного листа: оплата после больничного, срок оплаты, стаж

Лектор: к.э.н Какшайская Елена Александровна, ректор ЧОУ ДПО “АБиУС”

Продолжительность: 1 час

  • Анализ квалификационных требований, необходимых работнику для выполнения определенной трудовой функции, и анализ кадрового состава (изучение штатного расписания, численного и персонального состава, трудовых договоров, служебных контрактов, должностных инструкций и др.)
  • Подготовка плана применения профессиональных стандартов.
  • Координация деятельности членов рабочей группы, структурных подразделений организации, работников и представительных органов работников в рамках планирования и практического внедрения профессионального стандарта.
  • Контроль исполнения этапов применения профстандартов, изложенных в плане.
  • Обеспечение выполнения мероприятий плана по организации применения профессиональных стандартов, в том числе разработка плана мероприятий по обучению и образованию работников, обеспечение процедур анализа работников на соответствие квалификационным требованиям.
  • Определение перечня необходимых локальных актов работодателя.

2. Утвердить состав и положение о рабочей группе

Рекомендуем включить в состав рабочей группы:

Представителями работников являются:

  • профсоюзы и их объединения (создаваемые в крупных организациях либо по территориальному, отраслевому и т. п. принципам);
  • иные профсоюзные организации (создаваемые, например, в государственных органах, в органах внутренних дел, таможенных органах и т. п.), если это предусмотрено уставами общероссийских профсоюзов. Главное, чтобы эти организации были созданы и функционировали в соответствии с Законом о профсоюзах;
  • другие представители (т. е. не относящиеся к профсоюзам), избираемые работниками на общем собрании (конференции) для защиты своих интересов. ст. 29 ТК РФ

2. Провести обучение должностных лиц подробнее

Основание

Одним из основных принципов Контрактной системы является принцип профессионализма заказчика. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации должностных лиц. ст. 9 44-ФЗ О контрактной системе

Квалификация работников

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. ст. 39 п. 5 44-ФЗ О контрактной системе

Требования профстандарта

приказ Минтруда № 625н от 10.09.2015

Уровень квалификации 5 6 7 8
Обобщенная трудовая функция Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Контроль в сфере закупок
Требования к образованию Среднее профессиональное образование Высшее образование: бакалавриат Высшее образование: специалитет, магистратура Высшее образование: специалитет, магистратура
Требования к обучению Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок Программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
Пройти обучение Подробнее о программах Подробнее о программах Подробнее о программах Подробнее о программах

Как выполнить?

В рамках работы вышеуказанной рабочей группы разработать и утвердить план мероприятий, предусмотренный пп. «б» пункта 1 ПП РФ от 27 июня 2016 г. №584, содержащий:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: