Профессия гейм-дизайнер — что это такое, где учиться, какая зарплата

Гейм-дизайнер

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) – это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать режиссером игр, ответственным за весь цикл создания проекта. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Чтобы быть создателем игр, надо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разборе игры на составляющие и понимании того, как эти части образуют целое.

  • Особенности профессии
  • Специфика работы специалистов по созданию игр
  • Плюсы и минусы профессии
  • Место работы
  • Важные качества
  • Обучение на гейм-дизайнера
    • Курсы
    • Вузы
    • Список вузов, в которых учат на гейм-дизайнера по узкоспециализированным программам
  • Оплата труда
  • Зарплата гейма-дизайнера на декабрь 2021
  • Ступеньки карьеры и перспективы
    • Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр
  • Видео о том, как стать гейм-дизайнером
  • Примеры компаний с вакансиями гейма-дизайнера

Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера – это определяющий фактор. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в ходе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Особенности профессии

В современном мире создание компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель – это одна и та же студия. Это идет на пользу созданию игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  • Первый этап разработки игр называется Pre-production,или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  • На втором этапеPrealphaсоставляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  • Третий этапальфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.

Специфика работы специалистов по созданию игр

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру, требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр трудится одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет свои задачи. В создании компьютерной игры, кроме программиста, участвуют и представители других профессий, но программист – центральное звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор – это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор – это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Графическая составляющая всегда была одним из главных критериев оценки игры. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не главное, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестериспытатель игры – занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Важные качества

Для гейм-дизайнера просто необходимы:

  • любовь к играм;
  • широкий кругозор;
  • богатая фантазия;
  • хорошее воображение;
  • художественный вкус;
  • объективность и гибкость мышления;
  • навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • усидчивость;
  • способность работать в команде;
  • умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера

До недавнего времени в российских вузах не было программ подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно было только на курсах. Сейчас бакалаврские и магистерские программы обучения гейм-дизайнеров открыли НИУ ВШЭ, ИТМО и пока немногие другие ведущие университеты страны, но учеба на курсах по-прежнему хорошая альтернатива фундаментальному образованию.

Профессия геймдизайнер

Геймдизайнер – это интересная профессия для фанатов компьютерных игр. Вам придется много играть, поскольку основная задача специалиста – придумывать новые игры, контролировать их разработку и дальнейшее развитие.

В статье вы узнаете, что делает гейм дизайнер и как выглядит его работа, где учиться профессии. Какие есть курсы и бесплатные ресурсы в интернете. Сколько получают геймдизайнеры и с чего начать карьеру. Получите ссылки на полезные сайты и сообщества для новичков.

Содержание статьи:

  • Кто такой game designer и чем он занимается?
  • Плюсы и минусы профессии
  • Сколько зарабатывают гейм дизайнеры?
  • Что нужно знать и уметь?
  • Где учиться на геймдизайнера?

Кто такой гейм дизайнер и чем он занимается?

Мы привыкли думать, что дизайнеры – это люди, которые что-то рисуют. Но в данном случае слово designer может ввести в заблуждение.

Основное, что делает гейм дизайнер – это создание концепций будущих игр, придумывание игрового процесса и механик, а также персонажей. Он описывает свои идеи, готовит документацию для разработчиков. Занимается разработкой прототипов для демонстрации и тестирования идей. Это помогает понять, стоить воплощать концепцию или нужно что-то доработать.

Давайте разберемся подробнее, чем занимается гейм дизайнер, ведь это очень важная профессия в gamedev индустрии.

В обязанности гейм дизайнера входит:

  • Придумывание идей новых игр.
  • Проработка игрового процесса и механик.
  • Расчет и балансировка игры. Например, определение, какой урон наносит то или иное оружие, какой ХП должны иметь персонажи.
  • Разработка прототипов для тестирования.
  • Может выполнять задачи сценариста: придумывать сюжет, тексты, диалоги героев, но это не основная обязанность гейм дизайнера (обычно на проектах сценарист – это отдельный сотрудник).
  • Может создавать эскизы.
  • Составляет документацию (технические задания и т.д.).

Контролирует процесс разработки игры – это одна из основных обязанностей гейм дизайнера. В своем роде он осуществляет авторский надзор, проверяя, что разработчики точно реализуют придуманную концепцию. Если они считают, что нужно что-то поменять, то советуются по этому поводу.

В некоторых компаниях геймдизайнер делает презентации, ведет переговоры с инвесторами, проводит аналитику после релиза (выпуска) проекта. Также он может привлекаться к тестированию продукта и другим задачам. Круг обязанностей во многом зависит от масштаба компании и самого проекта.

Однако основное, чем занимается гейм дизайнер – это подробно продумывает игру: сюжет, персонажей, игровые механики, сеттинг, графику. В его силах создать абсолютно новый игровой мир. При этом геймдизайнер должен понять, будет ли игра интересна большому количеству людей. Также ему нужно продумывать способы монетизации, то есть заработка денег на проекте.

Можно сказать, что геймдизайнер – это фанат игр с коммерческой жилкой. Он увлечен разными играми, с интересом отслеживает новинки и критически оценивает их: что отлично, а что можно улучшить. При этом геймдизайнер понимает маркетинг, он должен делать коммерчески успешные проекты.

В крупных компаниях может быть специализация, от которой зависит, чем занимается гейм дизайнер и что входит в его обязанности. Например, дизайн уровней прорабатывает левел-дизайнер. Со сценариями, диалогами, историей работает нарративный дизайнер. Баланс и экономику просчитывает геймдизайнер-математик. Игровым интерфейсом занимается UX/UI дизайнер.

Плюсы и минусы профессии гейм дизайнера

Рынок онлайн-игр продолжает расти, что делает геймдизайнера востребованным специалистом с хорошей зарплатой.

Нужно быть готовым много общаться, взаимодействовать с людьми. В этом плане работа близка к задачам менеджера проектов.

Сколько зарабатывает гейм дизайнер?

Средняя зарплата составляет от 80 тыс. до 120 тыс. рублей в месяц. То, сколько получают геймдизайнеры, зависит от опыта и умений.

  • Новичкам могут предложить зарплату 35000 руб.
  • С ростом компетенций будут расти и доходы.

Опытным специалистам могут платить более 200000 рублей. Столько зарабатывает гейм дизайнер с опытом от 3 лет и умением управлять командой.

Можно получать зарплату в долларах или евро, так как многие gamedev компании работают на западные рынки и получают валютную выручку. Соответственно, выплаты сотрудникам могут привязывать к валюте. При росте курсов вы будете зарабатывать больше денег. Например, зарплата в 2500 евро – не редкость в этой области.

Что нужно знать и уметь для работы?

Если посмотреть, что делает геймдизайнер, очевидно, что ему нужны знания из разных сфер: программирование, дизайн, маркетинг, управление людьми, психология. И конечно, необходимо отлично разбираться в играх и интересоваться ими. Без этого невозможно стать гейм дизайнером. Вот примерный список того, что должен уметь специалист:

1. Понимать целевую аудиторию игры.

2. Понимать психологию игрового процесса.

3. Уметь доносить свои мысли до других участников команды. Поэтому гейм дизайнеру важно учиться общаться.

4. Знать классификацию (виды) игр по содержанию и механике.

5. Понимать бизнес-модели, основы маркетинга. Геймдизайнер – это творец, но с коммерческим уклоном.

6. Отлично разбираться во «внутренней кухне» игровых проектов:

  • Понимать основы производства игр, уметь работать с документацией.
  • Иметь представление об основных платформах, для которых создаются игры, и знать, какие инструменты могут для этого понадобиться. Какой выбрать движок, какой язык программирования.
  • Знать принципы создания игровых интерфейсов.
  • Знать, что такое игровой процесс (gameplay) и механики.
  • Знать, как работает нарративный дизайн и сторителлинг.

Уметь работать с аналитикой, управлять игрой после выпуска.

Как стать геймдизайнером и где учиться?

В вузах такой специальности нет. Поэтому два основных варианта, где учиться на геймдизайнера: это найти опытного наставника или пройти курсы.

Программы по gamedev есть в университете онлайн-профессий Нетология и на сайте Skillbox. Обучение идет в формате вебинаров с домашними заданиями. На курсе будущие гейм дизайнеры учатся создавать игры с нуля. Рассмотрим эти программы подробнее:

Название курса и ссылка на него

Включает программу трудоустройства. Уровень обучения – с нуля. Проводится в формате вебинаров и лекций с практическими заданиями. Выдают удостоверение о повышении квалификации. Программа включает: основы производства игр, проектирование игр, UX/UI, нарратив, балансировку, основы работы с игровыми движками, лекции по созданию игрового мира, составление документации и многое другое.

Курс в Skillbox. Вы научитесь разрабатывать геймплей, настраивать игровой баланс, анализировать поведение игроков, работать с командой, познакомитесь с процессом разработки игр на Unity.

Программа состоит из 4 курсов. Это непосредственно геймдизайн, а также создание игр на Unreal Engine и Unity, дополнительный курс по маркетингу в игровой индустрии.

Если у вас есть образование программиста, можно попробовать стать гейм дизайнером самостоятельно:

  • Читайте статьи на профильных сайтах, например, Igromania.ru, блоги известных специалистов и студий. Это поможет лучше понять, что делает гейм дизайнер, как развиваться в профессии.
  • Ищите ролики от экспертов индустрии на YouTube. Например, лекции «Геймдизайн: по ту сторону игры» от создателей World of Tanks.
  • Читайте хорошие книги, например, Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все.
  • Общайтесь с коллегами на портале Gamedev, а также с пользователями игр. Обратная связь от игроков – отличный способ учиться для гейм дизайнера.
  • Отслеживайте новые игры, анализируйте их.
  • Ищите возможности стажировки, пусть для начала и бесплатной – это реальный способ, как стать гейм дизайнером относительно быстро.

Как вариант, для старта можно устроиться тестировщиком игр. Получив опыт и зарекомендовав себя, претендовать на позицию гейм дизайнера.

От навыков и опыта напрямую зависит, сколько получают геймдизайнеры. Поэтому не жалейте времени и сил на повышение своего уровня. Вообще учиться гейм дизайнеру нужно постоянно, а также постоянно отслеживать тренды, новинки отрасли.

Где найти работу?

  • Ищите вакансии на job-сайтах, например, Яндекс.Работа, HH.ru. Также в интернете есть специализированный сайт с вакансиями из игровой индустрии: Talentsingames.com
  • Отслеживайте предложения в профессиональных сообществах. Например, в сообществе Манжеты Гейм-Дизайнера и на сайте GameDev есть разделы с вакансиями.

Просматривайте проекты и вакансии на фриланс-биржах.

Профессия: гейм-дизайнер

Почему гейм-дизайнеры редко работают удалённо, как они участвуют в создании игр и где учатся своей профессии.

Чем занимается гейм-дизайнер

Гейм-дизайнер — это проектировщик игрового опыта. Он следит за тем, чтобы сценарий игры был увлекательным, а её техническая реализация — удобной для каждого пользователя. Во многом он похож на кинорежиссёра, который взаимодействует со всеми членами команды, управляет каждым этапом работы и знает, что должно получиться в конце.

Гейм-дизайнер выполняет следующие задачи:

  • проектирует игровые системы — определяет механику игры, то, как пользователь будет себя чувствовать в процессе;
  • пишет техническую документацию по игре;
  • следит за тем, чтобы люди из разных отделов (художники, моделлеры, программисты) следовали общему плану;
  • доносит общее видение проекта всей команде.

В зависимости от проекта его задачи могут варьироваться. Где-то он будет выстраивать математические и экономические модели, заниматься аналитикой и монетизацией, продумывать интерфейс. Где-то — описывать персонажей, писать диалоги, рассказывать истории через игровую механику.

Придумывание игровой механики — одна из самых интересных задач. Удачную её реализацию можно рассмотреть на примере игры Two Brothers студии Starbreeze Studios.

В ней игрок при помощи одного джойстика управляет двумя братьями-героями. Он долго приспосабливается к такому стилю игры и учится координировать свои действия. Но позже один из братьев погибает, и игроку приходится учиться координации по-новому. Через те неудобства, которые испытывает игрок, авторы Two Brothers передают переживание потери. С точки зрения гейм-дизайна, это очень оригинальный сценарий.

Как я стал гейм-дизайнером

Я всю жизнь хотел заниматься компьютерными играми. Уже в первом классе мы с другом собирали свои игры, правда, тогда только настольные. Я планировал стать программистом, но не поступил на бюджет и пошёл учиться на инженера.

В процессе учёбы продолжил интересоваться играми и развиваться в этой сфере — понял, что мне интереснее разработка дизайна, а не написание кода. Искал информацию в интернете по этой теме, всему учился сам, как и большинство других гейм-дизайнеров.

На последний курсах университета устроился на работу графическим дизайнером — рисовал айдентику, интерфейсы, мобильные приложения, но всё равно планировал заниматься играми. Коллега-программист очень кстати ушёл в игровую компанию и позвал меня с собой. Я прошёл собеседование, показал свои небольшие проекты, понравился продюсеру и получил работу.

Позже из Самары я переехал в Москву, сейчас работаю в компании 1C Game Studios.

Какие бывают гейм-дизайнеры и сколько они получают

Жёсткой спецификации в этой профессии нет, но есть такая специализация, как Match-3 левел-дизайнер. Он разрабатывает уровни для игр, в которых нужно составлять комбинации из трёх одинаковых предметов, конфет, драгоценных камней, фруктов и т.д. Это очень узкая специализация, связанная с архитектурой игры, и с такой работой не каждый справится.

Гейм-дизайнеров, как и программистов, можно разделить на junior — младший, middle — средний и старший — senior. Понятие «ведущий гейм-дизайнер» не столько относится к опыту работы, сколько к обязанностям. Такой специалист управляет командой других гейм-дизайнеров.

В Москве начинающим гейм-дизайнерам платят от 40 тысяч рублей. Специалист уровня middle получает от 70 до 100 тысяч, в зависимости от компании. Старшие дизайнеры получают от 130 до 250 тысяч.

Больше всего вакансий по этой специальности в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах, например, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, работы меньше, но игровые компании там тоже есть, и они продолжают развиваться.

На позицию гейм-дизайнера редко берут удалённых сотрудников. Эти специалисты регулярно общаются со всеми членами команды — налаживают коммуникацию между ними, чтобы продукт вышел максимально цельным. Работать удалённо в этом случае сложно — эффективнее всего приходить в офис и общаться вживую.

Как приходят в гейм-дизайн и куда расти дальше

В эту профессию приходят из смежных. Например, человек несколько лет работает тестировщиком игр, узнаёт внутреннюю кухню, а потом становится гейм-дизайнером. Его берут на позицию младшего или среднего специалиста, а дальше человек, который доказывает свою эффективность руководству, становится старшим гейм-дизайнером.

С позиции старшего можно вырасти до продюсера или проджект-менеджера. Продюсирование — это про креативный контроль, про общее видение продукта, принятие решений. Проджект-менеджмент – про управление командой.

Как стать гейм-дизайнером

Учиться самому, играть в разные игры и придумывать свои. Сейчас материалов по этой теме очень много, поэтому с теоретической базой проблем нет. Если режиссёру важно смотреть много фильмов, то гейм-дизайнеру — много играть, чтобы знать игровые механики с точки зрения игрока.

Дальше — надо взять любимую игру, сделать для неё свой уровень или самостоятельно написать простенькую игру. В интернете есть много бесплатных движков, видеоинструкций на эту тему.

Вписываться в другие проекты тоже можно. Но когда игру начинают делать два-три новичка, у них быстро пропадает мотивация, команда разваливается. Есть риск вложить в чужой проект своё время и силы, но остаться без готового примера для портфолио. Поэтому лучше сделать что-то самому.

Не стоит замахиваться на большой проект, лучше придумать идею, которую можно быстро реализовать. Помните: всё, что вы делаете сейчас, пригодится вам в будущем. Когда я пришёл на первое собеседование, в моём портфолио не было ничего захватывающего с точки зрения игрока, но, посмотрев мои проекты, работодатель понял, что я разбираюсь в теме.

Какие знания и навыки нужны

  • Понимание теории вероятности. Глубокие познания в других областях математики в работе нужны не часто, но теория вероятности — это must have.
  • Грамотный русский язык. Гейм-дизайнер должен грамотно вести документацию, не допускать орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдать строгий стиль — меньше воды, больше фактов.
  • Английский язык. Вы сможете читать качественную профессиональную литературу, а в перспективе — работать в международной компании.
  • Коммуникативные навыки. Нужны, чтобы находить общий язык со всеми членами команды.
  • Аналитический склад ума. Пригодится на всех этапах работы.
  • Общие представления о программной архитектуре. Уметь писать код не обязательно, но нужно уметь ставить технические задачи программистам и говорить с ними на одном языке.

Высшее образование для гейм-дизайнера я не считаю обязательным требованием, но лично мне оно в работе помогает. В вузе я научился важному навыку — быстро осваивать новый материал, справляться с разными задачами.

К чему нужно быть готовым

Не всегда получается сделать то, что ты изначально хочешь. В процессе донесения информации для большого количества людей первоначальный смысл искажается. Задача гейм-дизайнера — свести к минимуму эти искажения. Нужно быть готовым к критике — слышать, что говорят, не обижаться, делать выводы.

Важно быть готовым к общению с большим количеством людей. Когда программист не может найти общий язык с другими людьми, это не страшно, когда дизайнер — это сразу же отражается на конечном продукте, потому что вся команда перестаёт понимать, какую игру они делают.

Возраст не преграда для этой профессии, но поначалу могут помешать романтизированные представлений об игровой индустрии. Я сам мечтал, что приду на первую работу и целыми днями буду придумывать игры. Вместо этого сел заполнять документ в Excel на двадцать листов. Первое время я выполнял довольно скучную, совсем не творческую работу, чтобы научиться основам.

Начинающим гейм-дизайнерам я советую не бояться рутины на первых порах. Если доказать свою работоспособность вначале, открывается доступ к более интересным задачам.

Делать игры — это весело и здорово. Больше всего я радуюсь, когда вижу, как в мою игру играют люди, какие эмоции они испытывают, какие отзывы оставляют. Ради этого можно перебороть любые сложности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Профессия «Геймдизайнер» — подробное описание и обзор

Онлайн-игры стали важной частью мира технологий. Люди играют, чтобы примерить на себя роль разных персонажей, отдохнуть от серых будней или расслабиться после трудного рабочего дня. По данным журнала forbes.ru российский рынок видеоигр занимает 11-е место в мире. Это 1,4% от общемирового объема.

Самые популярные в России игры — Fortnite, Minecraf, World of Warcraft, Black Desert, Lineage 2, Blood & Soul, ArcheAge. И не говоря уже про мобильные игры (ух, сколько там всего). В связи со стремительным ростом направления чувствуется нехватка качественных специалистов. В статье мы рассмотрим профессию геймдизайнера и как им стать.

  • Кто такой геймдизайнер: когда и как появилась эта профессия;
  • Чем занимаются эти специалисты на проектах;
  • Какие видеоигры делают сегодня;
  • Почему время самоучек подходит к концу и где выучиться на геймдизайнера.

Кто такой и чем занимается геймдизайнер

Гениальный геймдизайнер современности —Хидео Кодзима

Игровой дизайнер — специалист, который разрабатывает правила, оформление и полностью содержание игры. В своей работе выполняет следующие задачи:

  • планирует основную идею, сюжет, механику игры;
  • определяет в каком стиле будет дизайн (стимпанк, фантастика и т.д.);
  • согласовывает план работ с заказчиком;
  • продумывает персонажей, характеры, костюмы;
  • составляет компонент, отвечающий за взаимодействие игры и игрока;
  • создаёт и редактирует документы, связанные с дизайном;
  • тестирует бета-версию (пробную);
  • при необходимости вносит корректировки идейной основы игры;
  • контролирует процесс разработки игр в области дизайна;

Дизайнер игр — это менеджер гейм-проекта. Он сам разрабатывает игру в плане техники и механики, а затем вносит корректировки при наличии ошибок.

Несколько интересных и востребованных направлений в дизайне:

Стилистика онлайн-игр

Как менялась графика в игре Halo

По внешнему стилю игры бывают следующих типов:

  • Вестерн — характеризуется тем, что игра происходит во второй половине 19 века на Диком Западе. Стиль полностью отражает аналогичную эпоху в кинематографе.
  • Киберпанк — смесь науки и фантастики, который отражает упадок культуры на фоне прогресса в эпоху компьютеризации. Характерные черты: высокотехнологичное оружие, гаджеты, биомеханические чипы и импланты для внедрения в собственное тело, боевые экзоскелеты.
  • Космические — игрок может почувствовать себя космонавтом, путешествовать за пределы Земли.
  • Постапокалиптические — действия в такой игре происходят в мире после глобальной катастрофы. Отличительные черты: настроение ужаса, пустоты, образы постаревшей и покинутой техники или заброшенных зданий.
  • Стимпанк — действия происходят во второй половине 19 века, в викторианской Англии. Характерные черты стиля: освоение паровых машин, городские пейзажи, механизмы, социальное расслоение, мрачные цвета.
  • Современные — игры, на основе сюжета кино, сериалов последних лет.
  • Фэнтези — характеризуется появлением в игре мифических существ (феи, маги, драконы и т.п.), которые живут в волшебном мире.

Что должен знать и уметь специалист по дизайну игр

Программист гейм-дизайнер обладает профессиональными навыками:

  • презентовать себя как специалиста и свои идеи;
  • рисование как в программах пк, так и на специальном планшете;
  • иметь представление, как применять в работе знания в области математики и физики;
  • работа с 3D-моделированием;
  • пользоваться всеми необходимыми программами и инструментами для работы.

Вдобавок ко всему, графический дизайнер игр — это немного бизнесмен и экономист. Он не просто создаёт свой проект, а находит и заинтересовывает спонсоров, чтобы они финансировали идеи автора.

Возможно, вас интересует, где и как можно научиться созданию компьютерных игр?

Рекомендую посмотреть подборку специализированных программ: топовые курсы по геймдизайну

Личные качества

Помимо того что делает геймдизайнер, важный момент в профессии — личностные качества. Они необходимы для роста специалиста и слаженной работы в коллективе.

  • способность донести своё видение игры до всех участников команды разработки (иллюстраторы, звукорежиссёры и т.д.);
  • любить игры;
  • богатая фантазия;
  • объективность и гибкость мышления;
  • умение работать в команде;
  • внимательность;
  • неконфликтность;
  • способность выдерживать критику;
  • усидчивость;
  • внимание к мелким деталям;
  • художественный вкус.

Самоорганизованность — самое важное качество, так как специалист чаще всего работает удалённо. Он сам составляет рабочий график и планирует время отдыха.

Плюсы и минусы профессии

Работа веб-дизайнера — это не только целый день играть. В специальности есть свои особенности.

  • высокая оплата труда;
  • отличные перспективы карьерного роста;
  • творческая профессия;
  • возможность заниматься любимым делом для любителей онлайн-игр;
  • удалённая работа, можно работать из любой точки мира.
  • сидячая деятельность;
  • нужно изучать много информации, чтоы стать геймдизайнером;
  • мнение заказчика, которое не всегда совпадает с автором.

Зарплата в Москве и по России

На скриншоте с сайта trud.com можно ознакомиться со статистикой зарплаты гейм-дизайнера по Москве за 2019 год:

Данные по областям следующие:

Несмотря на то что большинство вакансий имеется только в указанных городах и регионах, работать можно удалённо, даже на заказчика из другой страны. Если специалист обладает достаточными знаниями языка.

Согласно сайту hh.ru зарплата для новичка (junior game-designer) предлагается от 35 тыс. руб. Опыт такому специалисту не требуется, в остальном работодатели хотят, чтобы кандидат разбирался в следующих моментах:

  • разработка различного игрового контента, новых механик;
  • ведение рабочей документации, составление отчётов;
  • иметь навыки или представления о командной работе;
  • знание английского языка приветствуется;
  • иметь базовые понятия по гейм-дизайну и минимальные навыки в области it;
  • знать хотя бы один язык программирования.

Чтобы понять, сколько зарабатывает дизайнер игр с опытом работы 1-3 года, можно ознакомиться со скриншотом вакансии с сайта hh.ru:

Максимальная зарплата начинается от 250 тыс. руб. На такую вакансию может претендовать специалист с опытом работы 3-6 лет, который способен не только самостоятельно разрабатывать игры, но и возглавлять отдел разработчиков.

Как стать дизайнером игр

В России такую профессию в вузах получить невозможно. Чтобы стать геймдизайнером, для начала можно выучиться на программирование и потом самостоятельно изучать материал для разработки игр. На это уйдёт много времени, что будет отдалять от настоящего заработка. Предлагаю пойти лёгким путём.

Существуют специализированные онлайн-курсы по гейм дизайну, выбирайте свой:

Гейм-дизайнер: чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать

За такими играми, как The Sims, Half-life, Counter-Strike стоял человек, который их придумал — это гейм-дизайнер. Именно он отвечал за идею, концепцию, правила и другие важные процессы. ArtCraft Media рассказывает, как стать гейм-дизайнером, какими инструментами нужно владеть и сколько можно зарабатывать.

Гейм-дизайнер создает правила и механику игры. Он придумывает сюжетные линии, пользовательские интерфейсы, внутриигровые цели, карту, степень сложности, развитие персонажей и многое другое.

Игровой дизайнер поверхностно связан с художественной стороной игры и разработкой, потому ему необходимо понимать эти процессы. Но его основная задача — разработать концепцию игры, правила, содержание.

История профессии

Гейм-дизайнер впервые появился в компании по созданию игровых приставок Coleco в 1970-е годы. С его помощью они создали свою первую портативную игру Electronic Quarterback — упрощенную версию футбола, которую можно носить в кармане.

Но гейм-дизайнеры в то время оставались редкостью, зачастую игры писали всего один-два человека. Программист мог одновременно разрабатывать игру и занимать должность главного художника. Такими, например, были Джордан Мехнер и Алексей Пажитнов.

В начале 1980-х годов выросла популярность ролевых, стратегических и аркадных видеоигр, а домашние компьютеры и игровые консоли стали доступнее. Потому игры начали стремительно развиваться, и процесс их создания был уже не под силу команде из нескольких людей. С тех пор на рынке появилась отдельная профессия.

Многие гейм-дизайнеры начинают свою карьеру в отделах тестирования, или разработки. Сейчас в малобюджетных проектах они все еще могут выполнять обязанности программиста или художника.

Большие компании наоборот создают иерархию игровых дизайнеров. Выделяют такие основные специализации:

  1. Ведущий гейм-дизайнер отвечает за управление командой и обеспечивает реализацию общего видения игры;
  2. Дизайнер уровней создает этапы игры, размещает существ, предметы, реквизит внутри каждого уровня;
  3. Системный дизайнер создает правила игры;
  4. Нарративный гейм-дизайнер пишет игровые тексты, сценарии, придумывает персонажей и их характеры.
  5. Технический гейм-дизайнер отвечает за внедрение в игру игровых персонажей и их взаимодействия.
  6. UI гейм-дизайнер создает интерфейс для игры, заботится о том, чтобы пользователю было легко понять игру.

Известные гейм-дизайнеры

Гейб Ньюэлл

Гейб Ньюэлл основал компанию по разработке компьютерных игр Valve, и в 2017 году стал одним из самых богатых людей в США.

Гейб Ньюэлл. Источник: uk.wikipedia.org

Несмотря на то, что его отчислили из Гарварда, он 13 лет проработал в Microsoft и работал над созданием первых трех выпусков Windows. Позже Гейб с коллегой ушли из компании и создали свою — Valve. И выпустили таких известные игры, как Half-Life, Counter-Strike и другие.

Хидэо Кодзима

Хидэо Кодзима — японский гейм-дизайнер. В юношестве игры были просто развлечением для него, а основные интересы вращались вокруг фильмов, и их способности рассказывать сложные истории.

Хидео Кодзима. Источник: uk.wikipedia.org

Но на четвертом году обучения в университете Хидэо переключился на геймдев. Он осознал свою страсть к этому ремеслу во время игры на приставке Nintendo Famicon: его поразила возможность сохранения процесса. Впоследствии Хидэо создал известную серию игр Metal Gear — они выходили на протяжении 25 лет. Также Кодзима разработал приключенческие игры Snatcher и Policenauts.

Сид Мейер

Сид Мейер — гейм-дизайнер родом из Канады, самая популярная его разработка — серия игр Civilization.

Сид Мейер. Источник: uk.wikipedia.org

Первоначально Сид начал свою карьеру с разработки кассовых систем для универмагов, но вскоре понял, что те же навыки можно использовать для проектирования видеоигр. Позже он познакомился с разработчиком игр Биллом Стили, и вместе они создали свою компанию по производству видеоигр. За время работы друзья спроектировали и разработали множество проектов, в том числе знаменитый симулятор Sid Meier’s Pirates.

Хиронобу Сакагути

Хиронобу бросил учебу в университете и устроился в компанию по разработке игр Square. Первые выпущенные игры не были успешными и приносили мало денег. В 1987 году Хиронобу решил создать последний проект и уйти из компании.

Хиронобу Сакагути. Источник: uk.wikipedia.org

Компания выпустила игру Final Fantasy, и неожиданно она обрела огромный успех. Ее называют самой значительной ролевой игрой того времени. Также Хиронобу создал The Last Story, Lost Odyssey и другие известные проекты.

Процесс разработки игры

  1. Pre-production: на первом этапе дизайнер разрабатывает концепцию игры, создает концепт-документ — там прописывают план работы, графический стиля игры и финансовые вопросы.
  2. Pre-alpha: на втором этапе создают дизайн-документ и в нем детально расписывают всю игру. Именно на него будут опираться все специалисты.
  3. Alpha: далее в процесс включается сценарист, разработчики, художники и другие специалисты. Они наполняют игру персонажами, диалогами, уровнями, делая ее «живой». Также на этом этапе могут создать первую бета-версию для проверки всех возможностей.
  4. Beta: на четвертом этапе игру начинают активно тестировать и выявлять основные баги, исправлять их.
  5. Release: выпус к игры в мир, активное ее продвижение при помощи рекламы и поддержка специалистами.

Инструменты гейм – дизайнера

  • Интеллект-карты (mindmap) помогут на начальном этапе создания игры. С их помощью можно определить идею игры, основные ходы. Помогут на брейнштормах.
  • Twine — платформа для сценарного прототипирования, ее часто используют в зарубежных студиях.
  • yEd Live поможет выстроить логику сюжета и других структур, а Articy Draft — смоделировать сюжет, в том числе для AAA-игр.
  • GameSaladи GameMaker — для создания простых игр на iPhone iPad, Windows или Android.
  • Unity — инструмент для создания игр, который можно использовать для создания как 2D-, так и 3D-проектов практически на любой популярной платформе.
  • Google Таблицы помогут выстроить списки, задачи и упорядочить другую информацию. Для постановки задач команде можно использовать такие планировщики, как Trello , Asana , Google Keep, Jira и другие.

Как выучиться на гейм-дизайнера

В России есть несколько университетов, в которых обучают: среди них Высшая школа экономики и Институт бизнеса и дизайна. В США существует множество курсов, например, в университетах The University of Utah, New York Film Academy и другие.

В Украине пока что не преподают гейм-дизайн в вузах. Однако можно выучиться на разработчика, веб-дизайнера и другие смежные профессии, после которых пройти курсы по гейм-дизайну.

Самостоятельно обучиться гейм-дизайну довольно сложно, так как необходимо структурировать всю информацию. Но можно читать обучающую литературу, статьи, смотреть видеоролики в YouTube и так далее.

Зарплата гейм-дизайнера

Заработная плата дизайнера видеоигр в Украине в среднем составляет 25 тысяч гривен в месяц и выше. Все зависит от опыта, специализации и навыков. В России специалист с опытом до трех лет может получать около 100-150 тысяч рублей. В США ставка выше — гейм-дизайнер там может зарабатывать около $6 тысяч.

Как стать гейм-дизайнером «с нуля»: рекомендации HR-эксперта в GameDev

Вы любите видеоигры? Для истинных геймеров работа дизайнером игр звучит как карьера мечты. Создание новых миров, персонажей, уникальных игровых механик, возможность первому протестировать новинку И что приятно – высокая оплата за столь интересный труд.

Но не торопитесь! Все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Сегодня разберемся в нюансах этой профессии: что входит в обязанности специалиста, и как стать гейм дизайнером в России с нуля. Вы узнаете, где получить необходимые навыки, каким образом собрать портфолио, чтобы получить первый оффер. Расскажем о платных способах и бесплатных альтернативах.

  • Сколько платят специалистам по дизайну игр
  • Где обучиться гейм-дизайну
  • Что «прокачивать» будущему гейм-дизайнеру
  • Как гейм-дизайнеру найти свою первую работу
  • Как стать гейм дизайнером с нуля: чек-лист

Сколько платят специалистам по дизайну игр

GameDev – сложная индустрия, и геймдиз в ней, как капитан большого корабля – должен знать и уметь все: вникать в детали, решать проблемы.

Геймдиз не просто специалист по игровой разработке, он ведет процесс от создания идеи до релиза игры.

Основная задача гейм-дизайнера – вызвать у игрока новые эмоции.

Одна из приятных сторон в работе геймдиза – зарплата. На ее уровень влияет как выбранная специализация, так и наличие опыта. Начинающий гейм-дизайнер в среднем получает от 850$, на мидл-уровне ставка устанавливается от 1500$.

Средний доход гейм-дизайнера в разных направлениях
Специализация Средний размер заработной платы, $
Тимлид-геймдизайнер 2100
UX-дизайнер 2050
Системный геймдиз 1750
Technical designer 1513
Нарративный геймдизайнер 1072

Где обучиться гейм-дизайну

Если вы задаетесь вопросом, как стать геймдизайнером, мы не будем оригинальны и скажем: «Учиться!» Сформировать необходимые компетенции можно как в вузе, так и на краткосрочных курсах.

Куда идти? Решение зависит только от вас, а точнее, от запаса свободного времени и уровня должности, на которую хотите претендовать после получения «корочки».

Где учат на гейм-дизайнера: список вузов
Вуз Программа подготовки
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Гейм-дизайн и виртуальная реальность
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Анимация и графика компьютерных игр
Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого Прикладная информатика в компьютерном дизайне
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения Дизайн в медиаиндустрии
Институт бизнеса и дизайна Анимация и иллюстрация
Российский университет дружбы народов Компьютерная графика
Московский политехнический университет Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне

Чтобы стать гейм-дизайнером, необязательно 4 года учиться в вузе. Большинство работодателей смотрят не на документ, а на наличие опыта и компетенций, приобрести которые можно на краткосрочных онлайн-курсах. Сегодня программ дополнительной профессиональной подготовки множество.

Расскажем о наиболее популярных:

  1. GameDisign от XYZ. Обучение длится 4 месяца. Курс в равной степени подходит и для начинающих, и для тех, кто уже имеет опыт в геймдеве. Учащегося сопровождает наставник. Стоимость обучения со скидкой – 44 550 рублей.
  2. «Профессия Геймдизайнер от 0 до PRO» от SkillBox. Длительность обучения – 8 месяцев. Программа предполагает много теории и практики под руководством опытных наставников. Акцент сделан на программировании. Лучших студентов ждет оплачиваемая стажировка и дальнейшее трудоустройство. Полная стоимость курса – 90 000 рублей. Предоставляется рассрочка.
  3. «Геймдизайн: графика и концепции» от Coursera. Курс преподается на английском языке, но есть русские субтитры. Длительность обучения – 6 месяцев. За этот период студенты пройдут 5 учебных блоков: введение в геймдизайн, сценарий и нарратив, дизайн миров, персонажей, документация. Полная стоимость курса – 294$, ознакомиться с содержанием можно бесплатно.
  4. «Геймдизайнер и разработчик мобильных игр» от Synergy academy. Курс полезен для тестеров, специалистов в области дизайна и разработчиков. Длительность обучения – 6 месяцев. В программе курса видеоуроки, вебинары, зачеты, экзамены и защита выпускного проекта. Полная стоимость обучения – 160 000 рублей. Оплата осуществляется после трудоустройства.
  5. «Геймдизайнер» от Нетологии. Курс подходит для новичков, позволяет получить уровень junior-gamedesigner и устроиться на работу самостоятельно. Длительность обучения – 6 месяцев. За обучение придется отдать 119 000 рублей. Предусмотрены скидки, рассрочка.

Обучиться азам профессии можно бесплатно. Но есть три существенных минуса – не всегда выдается документ о прохождении курса, часто отсутствует обратная связь от преподавателей, и у слушателя должны быть хотя бы минимальные знания английского языка.

Если для вас это кажется несущественным, обратите внимание на программы ниже:

  • «Intro Game Design» от XYZ School;
  • «Развитие сюжета и повествования для видеоигр» от Coursera (а вот здесь дают электронный сертификат);
  • «Дизайн персонажей для видеоигр» от Coursera (и здесь тоже);
  • «Геймдизайн и игровая индустрия» от «Flatingo. Разработчик игр»;
  • «Shooter Game Design» от Game Maker’s Toolkit.

Помимо развития компетенций, во время прохождения курсов вы сможете сформировать свое первое портфолио. Составьте к нему грамотное резюме и работа, считай, в ваших руках!

Что «прокачивать» будущему гейм-дизайнеру

Если спросить у топового тимлида, что должен знать геймдиз, он ответит – все. Банальный ответ, но это действительно так. В создании игр принимает участие целая команда, задача гейм-дизайнера – координировать ее работу. Именно поэтому теоретическая база у специалиста должна быть сильная.

Профессиональные навыки по большей части зависит от направления, в котором работает геймдиз. Но есть негласный обязательный минимум, о нем расскажем подробнее.

Игровой опыт

Чтобы создавать классный контент, нужно быть увлеченным геймером. Но не стоит останавливаться на чем-то одном.

Выберите несколько игр в разных жанрах и пройдите их. Обращайте внимание на детали: сценарий, проработка, движок, аудиодизайн, механика, легенда, интерфейс. Это поможет вам в дальнейшем при создании собственного шутера или квеста.

Хороший вкус

Конечно, о вкусах не спорят и «фломастеры у всех разные». Но все же, хорошему гейм-дизайнеру необходимо иметь представление о прекрасном. И это касается не только игр.

Во время просмотра фильма или чтения книги акцентируйте внимание на построении сюжета, описании персонажей, задумке авторов, целях. Попробуйте понять, какие «фишки» делают повествование интересным, почему одни моменты запоминаются надолго, а другие — стираются из памяти моментально.

Математические знания и развитое аналитическое мышление

Для того чтобы продумывать сюжетные линии и прорабатывать действия героев, вы должны мыслить аналитически. Знание математики хотя бы на уровне старших классов школы также является обязательным.

Ну вот, зря спорили с учителем, что этот предмет вам в жизни не пригодится!

Математические познания необходимы для сведения баланса, высчитывания FUUU-факторов, кривых сложности и т.д.

Знание английского языка

Более 50% всего контента в интернете – англоязычный. Без достаточного уровня владения английским вы лишаетесь огромной доли доступной информационной базы. А если вас пригласят в зарубежную студию разработки, то готовьтесь к сложностям в общении. Выучить иностранный язык самостоятельно несложно (если, конечно, вы правильно замотивированы).

Бесплатно попрактиковаться в общении с носителями языка можно на специализированных площадках, например, italki или HelloTalk.

Знание русского языка

Если думаете, что отличное владение русским языком гейм-дизайнеру ни к чему, то вы глубоко заблуждаетесь.

Он вам точно понадобится, чтобы:

  • составить диз-доки;
  • написать задачи в таск-трекере;
  • пояснить программистам и другим специалистам, что именно вы от них хотите.

Здесь важны не только грамотность и правильное построение предложений, нужно уметь мыслить структурно. Этот навык поможет вам составлять тексты лаконично, а также без особого труда анализировать написанное.

Очевидно, что большинство базовых школьных предметов пригодится будущим тимлидам геймдева. Поэтому, если вы еще не получили свой аттестат, не рекомендуем прогуливать уроки. Усвоенные знания помогут быстро адаптироваться в игровой индустрии и создать свой первый game-проект.

Как гейм-дизайнеру найти свою первую работу

Самым приятным в профессии гейм-дизайнера является то, что начать работать можно сразу после окончания курсов. На должность младшего геймдизайнера часто берут людей без профильного опыта.

Что нужно сделать чтобы стать геймдизайнером? Предоставить портфолио (мы уже выяснили, что оно формируется из домашних заданий, выполненных во время обучения), составить резюме и пройти тестовое испытание.

Геймдизайн — перспективная и высокооплачиваемая сфера. Опытным специалистам найти работу несложно, но где найти свой первый проект новичку?

Площадки с вакансиями для гейм-дизайнеров
Официальные сайты разработчиков игр На рынке труда достаточно много крупных работодателей: Banzai Games, Lazy Bear, My.games, 1C Game Studios, Pixonic, Saber, Wargaming и других. Зайдите на сайт компании, найдите раздел с вакансиями и сделайте отклик.
Job-борды Много объявлений размещается на площадках HeadHunter и Ingamejob. Для более точного поиска лучше настроить фильтры: выбрать регион, специальность и уровень желаемой заработной платы.
Телеграм-каналы Еще один способ быстро найти постоянное место или принять участие в реализации отдельного проекта. По запросу «работа в геймдеве» или «вакансии в геймдеве» вы найдете массу предложений от game-команд и компаний-разработчиков игр.

Если найти подходящую вакансию не удалось, начните карьеру с позиции тестировщика. Так вы узнаете всю игровую «кухню» изнутри и быстрее продвинетесь к желаемой должности.

  1. Следите за новостями игровой индустрии. Геймдиз должен понимать общую ситуацию на рынке и быть в тренде.
  2. Прокачивайте хард и софт скилы. Дополнительные навыки, такие как программирование, Photoshop или владение редакторами Unity3D, Unreal повысят вашу экспертизу.
  3. Участвуйте в хакатонах. Регулярно посещая такие мероприятия, можно не только отлично «прокачаться», но и наладить контакты с нужными людьми из индустрии: экспертами, инвесторами и владельцами студий.
  4. Читайте полезную литературу. Например, «Challenges for Game Designers» Айан Шрайбера и Бренда Ромеро или «Game Design Workshop» Трэйси Фуллертон.
  5. Изучайте разные игровые движки. Имея такие познания, вы будете у работодателей нарасхват.

HR-специалист, карьерный эксперт, независимый журналист.

Гейм-дизайнер – разработчик правил и содержания виртуальных игр

Профессия гейм-дизайнера – одна из многих современных специальностей, требующих широких познаний сразу в нескольких отраслях, причем совершенно разных.

Чтобы стать настоящим и успешным профи, гейм-дизайнеру надо хотя бы поверхностно разбираться в программировании и в совершенстве постичь искусство драматургии.

Гейм-дизайнер – идеолог и постановщик задач при создании различных компонентов компьютерной игры, ответственный за содержание, правила, играбельность, психологию игрового процесса, обладающий целостным видением материала и способный донести свои идеи до исполнителей. Ниже мы расскажем, где учиться на гейм-дизайнера в России и что нужно, чтобы стать настоящим профессионалом.

  • История
  • Описание
  • Специальности и учебные заведения
  • Обязанности
  • Кому подходит
  • Сколько получают
  • Карьера
  • Перспективы

История профессии

История профессии гейм-дизайнера связана с временем появления первых видеоигр, которые стали стремительно набирать популярность в 70-х годах 20-го века после коммерческого успеха серии игровых приставок Atari. Среди предприятий, последовавших примеру лидера, была и компания Coleco, которую называют первой организацией, включившей профессиональных разработчиков геймплея (игрового процесса) в число штатных сотрудников. Однако в те годы массово этот полезный опыт еще не стали перенимать.

Большинство создателей компьютерных игр совмещали роли и гейм-дизайнера, и программиста, и художника. В числе тех, кто самостоятельно или вместе с напарником создал завершенный и востребованный продукт, можно, например, назвать Алексея Пажитного – автора идеи знаменитого Тетриса (Tetris 1984 года считается образцом чистого гейм-дизайна). Но если в создании этой игры он выступал и как соавтор написания алгоритма, то уже с 90-х годов А. Пажитной сосредоточился, главным образом, на формировании оригинальных игровых идей и дизайна.

С учетом специфики деятельности, в которой совмещается творчество и технологии, выделение гейм-дизайна в отдельную профессию происходило сравнительно медленно. Только к концу 80-х годов многие игровые проекты приобрели такие масштабы, что потребовалось увеличивать число исполнителей и разделять полномочия в авторском коллективе. Кроме того, появился спрос на более сложные игры, что и привело к появлению профессии гейм-дизайнера.

На территории постсоветского пространства профессиональный стандарт появился еще позднее – в средине 10-х годов 21-го века. Тем не менее в наши дни крупные компании, специализирующиеся на выпуске игр, чаще всего имеют в штате уже не одного, а целую группу специалистов, которые сотрудничают между собой в сложной иерархии, выполняя узконаправленные дизайнерские задачи.

Описание профессии

Профессию гейм-дизайнер (это название часто пишут в одно слово – «геймдизайнер») сравнивают с деятельностью сценариста, режиссера и даже продюсера. Специализация во многом зависит от типа задуманной игры и места работника в иерархии сотрудников.

Основная задача автора геймплея в процессе создания творческого замысла – придумать играбельный продукт, то есть, приносящий удовольствие и удовлетворение геймеру при интерактивном взаимодействии с компьютером. О качестве работы гейм-дизайнера говорит именно играбельность, которая как параметр описывается набором определенных характеристик, в который входят:

  • Обучаемость – доступность для потенциального игрока правил придуманного мира. От того, насколько внятно автор сумеет объяснить условия, поставить задачи, определить способы взаимодействия с миром, зависит способность геймера постичь игровую механику и передвигаться от уровня к уровню.
  • Эффективность – время, необходимое игроку для накопления игрового опыта. Зависит от умения дизайнера структурировать элементы и обеспечить полноту выполнения.
  • Погружение – степень правдоподобности мира. Этот параметр описывается категориями социально-культурной близости, реализма, гибкости и др.
  • Социализация – характеристика личной реализации в отношениях с другими геймерами, коммуникация, конкуренция и кооперация.
  • Мотивация – комплексный параметр, подталкивающий игрока переходить на новые уровни и довести игру до конца, и др.

Таким образом, виртуальную реальность игры нельзя отождествлять с придуманным миром из литературной истории или киносценария. У гейм-пространства свои законы, которые игровой дизайнер должен знать и соблюдать.

Разработать хороший игровой продукт усилиями одного человека в реалиях сегодняшнего рынка сложно, даже практически невозможно. Поэтому в крупных компаниях дизайн-группа, как правило, имеет иерархическую структуру и состоит из следующих представителей:

  • Ведущий гейм-дизайнер. Создает и развивает ключевую идею, сортирует предложения, а также координирует работу остальной группы, взаимодействуя с программистом и арт-директором.
  • Дизайнер игровой механики. Формирует техническое задание для программистов, конкретно и на языке, понятном разработчикам, описывает, как функционирует гейм-пространство. Такой специалист обычно сам достаточно хорошо разбирается в программном коде и понимает, каким образом идея соотносится с реализацией.
  • Дизайнер уровней. Этот специалист на формальном языке излагает состав миссии и создает гейм-карту, используя для этого редактор уровней.

Все эти дизайнеры представляют свою часть работы в общепринятых для этого терминах, упрощающих процесс коммуникации в команде.

На каких специальностях лучше учиться

Считается, что гейм-дизайнеру необязательно иметь техническое образование, но при этом специалисту, который его получил, проще будет объяснить программисту свою идею. Для подготовки в области информатики можно пройти обучение по специальности «прикладная информатика», «программная инженерия», «математика и компьютерные науки», что предполагает необходимость сдавать ЕГЭ по математике, информатике и чаще всего – по русскому языку и обществознанию.

Однако дизайнер игр, в первую очередь, – это создатель идеи виртуального мира, а не программист, переводящий замысел в цифровой код. Поэтому будущему специалисту не менее полезно будет пройти обучение по специальностям «драматургия» или «литературное творчество». Для поступления понадобятся результаты экзаменов по литературе, русскому языку, истории, обществознанию. Нередко уже в самом вузе нужно пройти собеседование или творческое испытание.

Лучшие школы для обучения

Геймдизайнер знает, как с нуля создать игровой продукт. Он умеет грамотно формулировать задачи для команды, понимает маркетинг игр и способен убедить инвестора в успешности проекта. Освойте новую профессию — и создавайте по-настоящему успешные, захватывающие игры.

До недавнего времени в России не существовало ни учебных заведений, готовящих гейм-дизайнеров, ни курсов, дающих необходимый набор компетенций. Сейчас разработаны программы, позволяющие на практике и под руководством опытных мастеров осваивать умения и навыки ремесла, причем с учетом тех требований, которые обычно выдвигают гейм-студии к соискателям. Но и по этим программам работает очень ограниченное число образовательных учреждений:

  • Школа компьютерных технологий Scream School (Москва). На гейм-дизайнера студенты учатся в течение года. Подать заявку можно сразу после окончания общеобразовательной школы. Решение о приеме принимается по итогам индивидуального собеседования, на котором оцениваются знания в игровой индустрии, эрудиция, логическое мышление, коммуникативные навыки.
  • Школа компьютерной графики RealTime School (Москва). В школе регулярно проводится двухдневный курс (20 занятий), дающий базовые представления о гейм-дизайне, об инструментах и дизайнерской документации.
  • Онлайн-школа CGTarian. Курс стартует в начале каждого сезона и длится 3 месяца. От учащихся требуется только желание и наличие компьютера с заданными характеристиками.

Помимо школ учиться можно и на бесплатных онлайн курсах, которые ведутся на площадках Open edX, Open2Study, Coursera, FutureLearn, Khan Academy, Udemy (на английском языке от различных западных университетов и институтов), «Универсариум» (на русском языке). Длительность таких курсов, в зависимости от назначения и уровня подготовки слушателей, – 4–9 недель. Также в рамках проекта Массачусетского технологического института на площадке MIT OpenCourseWare можно найти подборку материалов всех курсов, доступных в любой момент. Язык обучения – английский.

Обязанности на работе

Гейм-дизайнер формирует идейную основу и концепцию проекта, оформляет их в диздок (дизайн-документ), контролирует процесс разработки, внося в него необходимые правки, и участвует в составлении спецификации продукта.

Формат рабочего процесса гейм-дизайнера и его обязанности зависят от стадии создания игры.

  1. Идея. На стадии ее формирования необходимо подробно изложить концепцию и вынести на обсуждение. Отзывы становятся ориентирами, по которым вносятся правки.
  2. Формализация. Для того чтобы концепция стала понятна разработчикам, ей придается соответствующий вид с использованием текстовых описаний, таблиц и формул.
  3. Статистический анализ. Анализируя статистику, гейм-дизайнер должен понять, что идет не по плану, где возникают нестыковки, и внести очередные коррективы.

Процесс коммуникации проходит постоянно, и в него вовлекаются не только программисты, но и продюсеры, инвесторы, геймеры. На основе мнений и замечаний в содержание тоже вносятся изменения.

Технически этапов создания компьютерной игры насчитывается еще больше. Начинается работа с подготовки к производству (Pre-Production), когда составляется документ с описанием концепции, средств реализации и плана работ. В этот же период решаются вопросы финансирования. Этап Pre-Alpha завершается созданием согласованного с издателем дизайн-документа. Во время подготовки Alpha-версии воплощается составленный ранее план. Однако даже на следующем этапе запуска бета-версии с почти готовой игрой участие гейм-дизайнера в качестве тестировщика обязательно.

Кому подходит

Наиболее успешными гейм-дизайнерами становятся люди, обладающие:

  • развитой фантазией, необходимой для детального и ясного представления виртуального мира, которого еще не существует;
  • аналитическими способностями для непротиворечивого встраивания игрового эпизода в общий сценарий;
  • коммуникационными навыками, чтобы суметь увлечь своей идеей других и изложить ее максимально иллюстративно и объемно.

Кроме того, необходимо разбираться в психологии игроков, предполагая их реакцию на различные повороты сюжета. А для этого нужно иметь двустороннюю связь – создавать игры (или хоты бы их отдельные уровни) не «в стол», а для публики, которая сможет оценить результат. Благодаря такой коммуникации можно понять, какие идеи или приемы работают, а какие нужно «доводить до ума». Множество игр сейчас уже выпускается с инструментарием, которого достаточно для создания собственной версии уровня и экспериментов с ним.

Наконец, чтобы рождать востребованные идеи, специалисту надо самому быть геймером – любить и знать компьютерные игры изнутри. Однако знакомства только с продуктами игровой индустрии (даже с лучшими образцами) недостаточно.

Профессиональный разработчик геймплея внимательно следит за культурными тенденциями на телевидении, в кинематографе, литературе, улавливает модные тренды, появляющиеся в соцсетях.

Глубоких знаний в области программирования от создателя геймплея не требуется, но общие представления о написании кода, понимание основ математики и физики – желательны. Полезным также будет умение рисовать и использовать компьютерную графику.

Сколько получают

Несмотря на сравнительно невысокую востребованность новых специалистов на публичном рынке труда, можно провести анализ представленных вакансий геймдизайнера, согласно которому средняя зарплата по России составляет 45 тыс. рублей. Неизменно высокими – порядка 70–90 тыс. рублей – остаются оклады в Московской и Ленинградской областях.

Новички в этой профессии, ставя себе задачу, в первую очередь набраться опыта и заслужить репутацию, могут не зарабатывать вообще ничего. Опытные и известные в индустрии специалисты, как правило, работающие в столичных компаниях, получают в среднем 100 тыс. рублей в месяц. Поэтому усредненные российские показатели значительно ниже московских.

Как построить карьеру

Становление гейм-дизайнера может начинаться еще до трудоустройства в специализированную компанию с нишевой разработки карт, уровней и дополнений, которые придумывают сами геймеры (левел-дизайн). Наиболее одаренные игроки-авторы (например, победители конкурсов) привлекают внимание «охотников за головами» и становятся стажерами в больших компаниях, где процесс обучения новичка производится уже в ходе работы над проектом.

Если ярко проявить себя сразу не удается, автор геймплея обычно начинает с наполнения портфолио, работая зачастую в любительских неоплачиваемых проектах. Некоторые сначала становятся профессиональными тестировщиками, поверяя и исследуя игру в процессе ее создания, а затем с накоплением опыта переходят на должность дизайнера миссий или игровой механики. Следующая ступень карьеры выводит специалиста на должность ведущего гейм-дизайнера.

Перспективы профессии

Исследование Game Developer Research, проведенное в 2010 году, выявило нехватку рабочих мест в индустрии на тот момент. Но рынок компьютерных игр растет очень быстро, причем не только за счет гейм-продукта в привычном понимании этого слова. Игровые элементы начинают встраиваться во всевозможные рабочие приложения прикладного характера, в клиентский софт. Поэтому востребованность дизайнера игр на рынке труда увеличивается. Эта тенденция существует на всем постсоветском пространстве, где уровень подготовки специалистов вполне соответствует мировым стандартам.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия гейм-дизайнер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также:
Реестр дисквалифицированных руководителей — как узнать, что директора нет в списке
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: