Права и должностные обязанности вожатого в детском лагере

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Должностная инструкция
вожатого детского оздоровительного лагеря
с круглосуточным пребыванием детей

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция вожатого детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей составлена в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Трудовому кодексу Российской Федерации и иным нормативными актам, регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права и ответственность отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей, а также взаимоотношения и связи по должности работника в коллективе лагеря.
1.3. Вожатый назначается и освобождается от должности директором детского оздоровительного лагеря в порядке, предусмотренном Уставом лагеря и Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.4. Вожатому оздоровительного лагеря достаточно иметь среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Вожатый детского лагеря подчиняется директору детского лагеря, работает совместно с воспитателем, координирует свою работу с инструктором по физической культуре и педагогами дополнительного образования (руководителями кружков, творческих студий и спортивных секций).
1.6. К работе директором детского оздоровительного лагеря допускается лицо, прошедшее предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр, внеочередной медицинский осмотр по направлению работодателя, обязательное психиатрическое освидетельствование (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональную гигиеническую подготовку и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе, не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 “Право на занятие педагогической деятельностью” Трудового кодекса Российской Федерации.
1.7. Выполняя своею работу, вожатый в детском лагере руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента и решениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными актами в сфере организации оздоровления и воспитания детей.
1.8. Сотрудник руководствуется Уставом и Правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией вожатого детского оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания, приказами и распоряжениями директора лагеря, трудовым договором, а также правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, Конвенцией о правах ребенка.
1.9.

  • законодательство и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации оздоровительного отдыха детей, физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • СанПиН 2.4.4.3155-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей”;
  • основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии и гигиены;
  • тенденции развития детских общественных организаций;
  • основы детской возрастной и социальной психологии;
  • индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • особенности развития интересов и потребностей воспитанников лагеря;
  • специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей детей;
  • ключевые закономерности и тенденции развития детского движения;
  • основы творческой деятельности;
  • методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;
  • способы эффективного убеждения, подтверждения своей позиции, установления контакта с детьми различного возраста, работниками детского загородного лагеря;
  • методику выявления причин возникновения конфликтных ситуаций, их предупреждения и урегулирования;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • основы работы с ПК, мультимедийным оборудованием, с текстовыми редакторами, программами презентаций и электронными таблицами, электронной почтой и интернет-браузерами;
  • правила охраны труда и пожарной безопасности.

1.10. Вожатый должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации, эвакуации.

2. Функции

2.1. Осуществление педагогической, воспитательной и оздоровительной работы с детьми отряда в соответствии с планом работы детского лагеря.
2.2. Организация и обеспечение досуга детей детского оздоровительного лагеря.

3. Должностные обязанности вожатого детского лагеря

3.1. Согласно плану работы детского оздоровительного лагеря осуществляет педагогическую, воспитательную и оздоровительную работу с детьми вверенного отряда. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания.
3.2. Создает благоприятные условия, позволяющие детям отряда реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития и здоровья проводить время.
3.3. Согласно возрастным интересам воспитанников детского оздоровительного лагеря и требованиям жизни, организовывает их коллективно-творческую деятельность, всячески способствует обновлению содержания и форм деятельности отряда в лагере.
3.4. Выстраивает свою работу с детьми, соблюдая план работы лагеря, а также законы и традиции детского оздоровительного лагеря.
3.5. Создает необходимые условия, позволяющие детям отряда проявлять свою гражданскую и нравственную позицию, организует игры, праздники, экскурсии и т.п. согласно плану работы детского лагеря, обеспечивает участие отряда в общелагерных мероприятиях.
3.6. Принимает участие в составлении плана общелагерных мероприятий на смену и реализует этот план совместно с педагогическим коллективом детского оздоровительного лагеря.
3.7. Поддерживает инициативы детей отряда в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
3.8. Проводит построение, перекличку детей своего отряда, сопровождает детей в столовую, на занятия и различные мероприятия по распорядку дня лагеря.
3.9. Контролирует выполнение детьми отряда режима дня и питания, санитарно-гигиенических норм, питьевого режима, присутствует во время принятия пищи детьми в столовой.
3.10. В столовой помогает детям получать и подавать горячие блюда, организует работу дежурных, следит за порядком, качеством питания и приема пищи.
3.11. Доводит до сведения детей изменения в расписании дня.
3.12. Организует выход детей на зарядку, совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение.
3.13. Обеспечивает соблюдение детьми дисциплины в отряде в соответствии с установленным режимом и Правилами поведения в лагере. Не допускает случаев грубого поведения между детьми, рукоприкладства.
3.14. Организует и обеспечивает участие детей в прогулках, экскурсиях, оздоровительных мероприятиях, в общественно-полезном труде.
3.15. Принимает активное участие в общих лагерных мероприятиях – походах, культурно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, и иных мероприятиях, согласно плану работы детского лагеря.
3.16. Организовывает самоуправление в отряде детского оздоровительного лагеря, организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, пожарной безопасности и гигиены.
3.17. Организует размещение детей в корпусе, а также дежурство детей. Следит за чистотой в комнатах детей, соблюдением правил гигиены.
3.18. Прививает у детей любовь к природе, навыки культурного поведения, бережного отношения к мебели, оборудованию в детском лагере.
3.19. Контролирует соблюдение детьми правил гигиены, опрятного внешнего вида, чистоты одежды, порядка в столовой, в помещениях и на территории детского лагеря, следит за состоянием здоровья детей.
3.20. Проводит работу в отряде по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек и негативных поступков, участвует в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.
3.21. Способствует правильному формированию у детей нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к труду, уважение к правам человека и старшим людям.
3.22. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей отряда детского оздоровительного лагеря во время нахождения в лагере, а также при проведении экскурсий, прогулок, мероприятий.
3.23. В ходе работы с детьми соблюдает должностную инструкцию вожатого детского оздоровительного лагеря, правила охраны труда и пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
3.24. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата в отряде детского лагеря.
3.25. Изучает особенности развития личности каждого ребенка в отряде, его эмоциональное самочувствие, помогает каждому в детском коллективе занять удовлетворяющий его социальный статус среди детей отряда, решению проблем в отношениях с товарищами.
3.26. Соблюдает права и свободы детей.
3.27.

  • оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
  • самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения директора лагеря или старшего вожатого.
  • допускать к общению с детьми посторонних людей;
  • допускать употребление спиртных напитков самому и детьми.
Читайте также:
Правила организации рабочих мест, порядок организации по НОТ

3.28. Организовывает наглядное оформление отряда детского оздоровительно лагеря по тематике выполняемой им работы.
3.29. Принимает активное участие в работе методического (педагогического) совета, совещаний, планерок, ведет в установленном порядке требуемые документы и отчетность вожатого лагеря.
3.30. Активно участвует в подготовке и проведении встреч с известными людьми, гостями детского оздоровительного лагеря.
3.31. В соответствии с графиком дежурства по детскому оздоровительному лагерю дежурит по корпусу (этажу).
3.32. Соблюдать этические нормы поведения в оздоровительном лагере, быту, общественных местах, способствующих общественному положению педагога.
3.33. Ставит в известность директора (начальника) детского лагеря (при отсутствии – иное должностное лицо) об обнаружении у детей оружия, пожаро – и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей.
3.34. Оперативно извещает директора (начальника) детского оздоровительного лагеря (при его отсутствии – иное должностное лицо) о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

4. Права

4.1. Самостоятельно выбирать формы и способы работы с детьми лагеря, планировать её, опираясь на общий план деятельности лагеря, интересы и увлечения детей и педагогическую целесообразность.
4.2. Принимать участие в управлении детским лагерем в порядке, установленном Уставом лагеря.
4.3. Получать от директора детского оздоровительного лагеря сведения, которые требуются для качественного выполнения своей работы.
4.4. Давать детям обязательные распоряжения, имеющие отношение к организации занятий, мероприятий и соблюдению дисциплины.
4.5.

  • по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции;
  • по устранению имеющихся в деятельности детского лагеря недостатков;
  • о поощрении детей своего отряда.

4.6. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.7. Знакомиться с поступающими жалобами и иными документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним требуемые конкретные пояснения.
4.8. На защиту своих интересов самому и/или через законного представителя, в том числе адвоката, при проведении дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
4.9. На рабочее место, соответствующее действующим требованиям охраны труда и пожарной безопасности, на получение информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

Читайте также:
Последний рабочий день при увольнении – каким он считается по Трудовому Кодексу

5. Ответственность

5.1. За жизнь и здоровье детей вверенного отряда лагеря, нарушение их прав и свобод в соответствие с законодательством Российской Федерации.
5.2. За невыполнение или несоответствующее выполнение без уважительных на это причин Устава, должностной инструкции вожатого детского лагеря, Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора лагеря и других локальных нормативных актов вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За принятые решения, повлекшие за собой дезорганизацию воспитательного процесса в лагере, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым договором с сотрудником и Уставом лагеря.
5.4. За использование, даже однократно, способов и методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над ребенком, вожатый детского оздоровительного лагеря может быть освобожден от занимаемой должности. Увольнение с работы за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил и норм организации работы вожатый детского лагеря может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.6. За виновное причинение лагерю и (или) работникам, детям ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных данной должностной инструкцией, вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые установлены трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Обменивается информацией в пределах своей компетенции с сотрудниками лагеря, контактирует и сотрудничает с детскими общественными организациями.
6.2.

  • соблюдает утвержденный режим и план работы лагеря;
  • самостоятельно планирует свою работу на всю смену и на каждый день;
  • посещает оперативные совещания с работниками лагеря;
  • информирует директора лагеря о возникших трудностях в ходе реализации воспитательной программы и планов.

6.3. Получает от администрации детского лагеря информацию нормативно-правового, организационного и методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.
6.4. Сообщает директору лагеря (заместителю директора) информацию, полученную во время выездных совещаний и семинаров сразу после её получения.
6.5. Ставит в известность администрацию детского лагеря о любых возникших трудностях и проблемах в своей работе.
6.6. Во всех случаях травмирования детей, возникновения инфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения и иных случаях нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, вожатый детского лагеря обязан незамедлительно информировать директора лагеря (при его отсутствии – иное должностное лицо).

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с данной должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу до подписания трудового договора.
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника детского лагеря.
7.3. Факт ознакомления вожатого с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у директора детского оздоровительного лагеря, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Должностная инструкция вожатого

I. Общие положения

1. На должность вожатый назначается лицо, имеющее основное общее образование или среднее общее образование, профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики.

2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования:

— возраст не менее 18 лет,

— отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)

4. Назначение на должность вожатый, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Вожатый должен знать:

5.1. Законодательные и иные нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, в том числе международные, в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере деятельности детских и молодежных общественных организаций, а также в сфере информационной безопасности, включая защиту персональных данных

Читайте также:
Прелиминаринг — что это такое, плюсы и минусы метода

5.2. Локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления

5.3. Основы планирования деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

5.4. Технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния

5.5. Возрастные особенности детей

5.6. Подходы к организации мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления

5.7. Основные направления деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере воспитания детей и молодежи

6. Вожатый подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия вожатого (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности вожатого входит:

1. Сопровождение деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника:

— Планирование деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

— Сопровождение временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника в соответствии с ежедневным планом работы организации отдыха детей и их оздоровления

— Проведение под руководством педагогического работника игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния

— Включение участников временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления

2. Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника:

— Информирование обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения)

— Планирование деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника с учетом мнения обучающихся

— Проведение под руководством педагогического работника организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ результатов его деятельности

— Информирование обучающихся — членов детского коллектива (группы, подразделения, объединения) о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детского коллектива в целом

III. Права

Вожатый имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Вожатый несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018г. №840н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Должностная инструкция вожатого и воспитателя

Методическая рекомендация

для начинающих вожатых

Составитель: Малеев Максим Павлович

Методическая рекомендация для начинающих

Вожатых

Методическая рекомендация, 2013. – 33 с.

Методическая рекомендация – это обзор необходимых материалов начинающему вожатому. Рекомендация написана в простой и доступной форме. В данной рекомендации рассматриваются все необходимые этапы формирования вожатских качеств. Рекомендация представляет собой практическое руководство для работы в лагере.

Составитель: Малеев Максим Павлович

Рецензент: Харавинина Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук

© 2013, Малеев Максим Павлович

© 2013, Ярославский индустриально-педагогический колледж

СОДЕРЖАНИЕ

Должностная инструкция вожатого и воспитателя 5
Возрастные особенности детей и подростков 9
Жизнь в лагере 11
Рекомендации в сложных ситуациях общения 13
Название отрядов 13
Игры 14
Метод мозгового штурма 18
Что такое – отрядный уголок 19
Несколько советов по проведению огонька для начинающих вожатых 21
Легенды 22
Полезные советы вожатому 25
Читайте также:
Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство: образец

Привет, дорогой друг!

Я рад, что ты держишь в руках мою методическую рекомендацию для начинающего вожатого.

На протяжении многих лет существует замечательная профессия – Вожатый. Но каждый год, каждую смену в наших рядах появляются

вожатые – новички, которым, на мой взгляд, необходима методичка, в которой есть все то, что не обходимо вожатому новичку.

Наверное, ты сам задумываешься, а где взять необходимый материал, который будет нужен тебе на протяжении всей смены. И для того, чтобы тебе не гулять по простором всемирного интернета, я составил методичку именно для тебя – начинающего вожатого.

Я рад, что ты выбрал профессию вожатого.

Я верю, у тебя все получится! Успехов тебе, дорогой друг вожатый!

С уважением, Малеев Максим Павлович.

Должностная инструкция вожатого и воспитателя

Дорогой друг – вожатый, я подготовил для тебя должностные инструкции вожатого и воспитателя. Нет, не подумай, что я это сделал для того, чтоб ты знал, лишь свои обязанности и выполнял только их. Понимаешь, в лагере бывают такие ситуации, что не хватает воспитателей, поэтому могут, назначить воспитателем и тебя. Именно поэтому я считаю, что тебе обе инструкции в твоей работе будут просто необходимы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО

1. Общие положения:

1.1. Вожатый назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по представлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового соглашения.

1.2. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

1.3. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

1.4. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

1.5. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день – в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменок). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

1.6. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности вожатого:

2.1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2.2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

2.3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

2.4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

2.5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

2.6. Отвечает за своевременное оформление “Дневника вожатого” и другой отчетной документации.

2.7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

3. Права вожатого:

-5-

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Вожатый несет ответственность:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

4.3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛАГЕРЯ

1. Общие положения

На должность воспитателя назначаются лица, работающие на должности учителя или педагога дополнительного образования имеющие стаж педагогической работы не менее 1 года. В своей деятельности воспитатель руководствуется следующими законодательными, правовыми и локальными актами:

– Трудовым кодексом РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.;

– Положением о службе охраны труда в системе Минобразова­ния (приказ Минобр. .№ 92 от 27.02.1995 г.):

– Положением о расследовании несчастных случаев (приказ Минобр. № 378 от 25.03 1996г.);

– РД «Охрана труда в ОУ;

– Правилами внутреннего трудового распорядка;

– Приказами директора ОУ «О возложении ответственности за обеспечение охраны труда . », «О порядке проведения инструкта­жей . » и др.;

Читайте также:
Как проверить доверенность на подлинность

– Планом основных мероприятий по улучшению условий и ох­раны труда;

– Инструкциями по действиям ОУ в чрезвычайных ситуациях;

– Правилами противопожарной безопасности.

2. Основные обязанности и виды деятельности воспитателя

по обеспечению охраны труда

2.1. Воспитатель обязан:

– обеспечить безопасные и здоровые условия пребывания вве­ренных ему детей на время работы лагеря с момента приема ребен­ка в лагерь до момента выдачи его родителям;

-предупреждать рискованные действия детей, которые могут привести к травмированию самого ребенка и окружающих его лю­дей;

-обучать и прививать детям навыки безопасности жизнедея­тельности в различных ситуациях;

-6-

– постоянно контролировать ситуации при любых занятиях и в любых местах возможного нахождения детей в лагере;

– проводить профилактическую работу с детьми, а также с их родителями по предупреждению детского травматизма.

2.2. Организационно-планирующая деятельность воспитателя включает в себя:

– подготовку инструкций, учебных пособий для обучения детей ОБЖ;

– составление плана работы и мероприятий по обеспечению охраны труда детей и санитарно-гигиенических условий пребывания детей в лагере.

2.3. Деятельность по обучению и проверке знаний включает в себя:

– проведение различных игр, тренингов, использование различных форм работы для осознания опасностей и привития навы­ков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

2.4. Контролирующая деятельность включает в себя

– постоянный контроль за поведением и местонахождением де­тей, состояния ограждений опасных мест (стекол, электророзеток, спортивных снарядов, лестничных клеток, надежности крепления шкафов и полок);

– постоянный контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических требований личной гигиены;

– контроль и предупреждение опасных ситуаций во время про­ведения экскурсий и походов за территорию лагеря;

– контролирование возникновения чрезвычайных ситуаций;

– контролирование состояния родителей при приеме и выдаче детей.

2.5. Профилактическая деятельность включает в себя:

-различные педагогические приемы закрепления навыков по­ведения в различных жизненных ситуациях через включение эмо­циональной сферы и детского творчества;

– проведение мероприятий организационно-технического ха­рактера в отрядах, на участках по предупреждению детского трав­матизма;

– оформление уголка безопасности и беседы с родителями по предупреждению детского травматизма.

3. Требования и правила при организации и

ведении учебно-воспитательного процесса

3.1. Осуществлять контроль приема и выдачи детей из оздоро­вительного лагеря:

– принимать детей можно только лично воспитателю в уста­новленный Правилами внутреннего распорядка интервал времени;

– прием детей иными работниками не допускается;

– приниматься в лагерь ОУ может только здоровый ребенок;

– уход ребенка необходимо фиксировать в журнале с отметкой об уходе.

– отпускать ребенка ранее установленного времени срока пре­бывания без предварительного согласования с родителями (заявле­ние);

– отпускать ребенка во время пребывания в лагере родителям в нетрезвом состоянии или посторонним лицам без согласования с родителями (заявление).

3.2. Организационно-технические мероприятия и действия вос­питателя по предупреждению детского травматизма:

– периодически контролировать надежность крепления шкафов и полок, защищенность электророзеток, стекол, дверей от удара головой, недоступность влезания детей на подоконники, огражде­ния на лестничные клетки;

– периодически осуществлять контроль за использованием ко­лющих и режущих предметов;

-7-

-контролировать электробезопасность имеющихся в группе ТСО (видео и аудиоаппаратура, фильмоскопов, состояние изоляции шнура около вилки и др.);

-контролировать освещенность рабочих мест и обеспечить норматив (300 люкс).

– контролировать отсутствие опасных предметов на участке во время прогулок и подвижных игр (битое стекло, доски с гвоздями, острые предметы), очищать территорию участка от таких предме­тов;

– проверить крепления малых форм и игровых устройств;

– контроль за обувью и одеждой детей: обувь не должна иметь скользкую подошву, одежда должна соответствовать температуре среды пребывания ребенка, в солнечную летнюю погоду нужно защищать голову ребенка головным убором, при обувании детей необходимо контролировать исправность застежек и креплений, отсутствие длинных шнурков, могущих привести к падению ребен­ка во время движения.

3.3. Меры безопасности при организации подвижных игр и со­ревнований:

-убрать на игровой площадке режущие, колющие, посторон­ние предметы;

– обувь детей должна быть спортивной, не допускать обувь на скользкой подошве;

– не допускать столкновения детей при беге, бросания друг другу предметов иных, кроме мячей;

– не допускать шалостей при выполнении групповых упражне­ний и игр с быстрыми перемещениями (подножек, толчков и др.);

– при проведении занятий на спортивной площадке исключать падения детей на асфальт, подвижные игры проводить только на мягком грунте;

– прыжковую яму очищать от посторонних предметов, контро­лировать безопасность всех имеющихся малых форм и игровых сооружений;

– контролировать физическую нагрузку детей в соответствии с медицинскими нормами.

3.4. При организации детского труда на участке:

– осуществлять контроль за сельскохозяйственным оборудова­нием и хранением их в специально отведенном месте;

– предупреждать порезы рук детей всякими острыми инород­ными предметами;

Читайте также:
Прием на работу после ВУЗа: особенности приема на работу молодого специалиста

– не допускать размахивания инвентарем и других шалостей;

– предупреждать засорение глаз в ветреную погоду (не допус­кать пересыпания или бросания землей на уровне глаз ребенка).

3.5. При организации экскурсий, выездов, походов:

– проводить инструктаж по правилам поведения на дорогах и в автобусе, по безопасности на природе, в лесу, у водоемов и т. д.;

– группу детей вести вдвоем, при переходе дороги перекрывать движение транспорта жестами регулировщика дорожного движе­ния жезлом или флажком;

– предупреждать питье воды из непредусмотренных для этого источников и водоемов;

– контролировать поведение детей при встрече их с разными ягодными растениями, грибами, животными. Предупреждать пробование на вкус различных незнакомых (ядовитых) растений, гри­бов, не допускать контакта с животными;

– не подходить близко к обрывистому берегу водоема.

4. Правила безопасности и охраны труда

4.1. Выполнять только те функции и работу, которые предписа­ны данной должностной инструкцией, невыполнение или выполне­ние функций, не оговоренных в данной должностной инструкции, наказываются согласно Трудовому кодексу.

-8-

4.2. Разовые письменные или устные указания начальника ла­геря выполняются только в том случае, если порученная работа не несет за собой скрытой опасности

-3-

или не влечет за собой непред­сказуемых последствий. В противном случае воспитатель должен отказаться от выполнения разовых поручений.

4.3. Воспитатель должен знать и уметь применять на практике:

– правила противопожарной безопасности;

– правила санитарии и гигиены;

– правила оказания первой доврачебной помощи;

– действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

4.4. При выполнении работ по очистке территории лагеря и на опытном участке с сельскохозяйственным инвентарем должен ис­пользовать спецодежду (халат, рукавицы, ботинки, косынку или берет);

4.5. Воспитателям женского пола не рекомендуется поднимать тяжести более 15 кг.

5. Действия при несчастном случае с пострадавшим воспитанником

-незамедлительно оказать первую доврачебную помощь по­страдавшему;

– при необходимости вызвать скорую помощь;

– сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяс­нение обстоятельств несчастного случая, указать очевидцев слу­чившегося;

—сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай, для расследования, исключение составляют только те предметы, которые представляют опасность для окру­жающих людей.

6. Ответственность воспитателя

6.1. Воспитатель лагеря несет ответственность за выполнение санитарно-гигиенических норм, правил безопасности жизнедея­тельности, пожарной и электробезопасности.

6.2. Воспитатель лагеря несет ответственность за принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей и подрост­ков в рамках программы лагеря.

6.3. Воспитатель несет персональную ответственность за безо­пасность жизнедеятельности детей и подростков.

6.4. Воспитатель лагеря несет персональную ответственность перед начальником лагеря за качество и своевременность исполне­ния обязанностей, возложенных на него данной инструкцией.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО

Правовые основы деятельности вожатого

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА В ДОЦ

· Медицинская книжка.

В ДОЦ, которые закреплены за определенными медицинскими центрами, или имеют свои поликлиники, руководство само делает для вожатых медицинскую книжку. Но такое случается крайне редко – в большинстве случаев, вожатому на руки дают бегунок со списком врачей и анализов. Правительство Москвы ежегодно в летнюю лагерную кампанию издает постановление, на основании которого прохождение врачей и сдача анализов для вожатых осуществляется бесплатно в поликлинике по месту их жительства, а также в кожно-венерологическом диспансере, где проводится анализ крови на сифилис и мазок на заболевания, передаваемые половым путем, осмотр дерматовенеролога.

Вообще, профилактический медицинский осмотр можно осуществить в любом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем соответствующую лицензию.

О том, какие именно анализы вам нужно будет сдать и какие заключения внести в медицинскую книжку, вам в любом случае подробно расскажет администрация ДОЦ при устройстве на работу.

· Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. При устройстве на работу в ДОЦ страховое свидетельство нужно для того, чтобы администрация ДОЦ могла подать индивидуальные сведения на работника в Пенсионный фонд.

Если у вас нет страхового свидетельства, сделать его вам может помочь Администрация ДОЦ. Для этого вы должны заполнить специальную анкету у работодателя. Затем анкета в течение двух недель с момента заключения трудового договора или договора подряда передается работодателем в органы Пенсионного фонда, а территориальное отделение ПФР, в свою очередь, в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица, открывает индивидуальный лицевой счет и оформляет страховое свидетельство.

· Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

ИНН выдается в налоговой инспекции по месту жительства после предъявления паспорта и подачи заявления. Выдача свидетельства производится в течение не более чем пяти дней.

· Справка с места учебы.

· Паспорт гражданина РФ.

· Справка об отсутствии судимости.

Перейдем непосредственно к правовым основам работы вожатого, и в первую очередь рассмотрим права и обязанности детей, установленные законодательством и внутренним распорядком ДОЦ.

Читайте также:
Порядок поступления на государственную гражданскую службу в России

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Права и обязанности детей и подростков в ДОЦ, как правило, регламентированы внутренним распорядком ДОЦ, ознакомление с которым предполагается при составлении родителями договора с администрацией ДОЦ и выдаче им путёвки. Родители ребенка, а так же сам ребенок перед началом смены подписывают памятку, в которой прописаны правила внутреннего распорядка.

Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЦ имеют право:

· на выбор видов деятельности, реализацию творческих, познавательных интересов;

· на уважение собственного человеческого достоинства;

· на свободу мысли, совести, религии;

· на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

· на поиск, получение и передачу информации любого вида;

· в случае возникновения конфликтной ситуации требовать от администрации лагеря её объективной оценки в принятии действенных мер;

· на охрану своей жизни и здоровья, имущества;

· на получение квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания или травмы;

· обращаться за разъяснением возникающих проблем по вопросам быта, питания, медицинского обслуживания;

· на участие в управлении деятельностью в системе органов самоуправления;

· на защиту прав и свобод, определенных Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ.

Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЦ обязаны:

· уважительно относиться к работникам ДОЦ;

· не совершать действия, наносящие вред своему здоровью и здоровью окружающих, в случае недомогания немедленно известить своего воспитателя, вожатого или медицинского работника;

· выполнять санитарно-гигиенические требования по уходу за собой, своим личным имуществом;

· принимать участие в самообслуживающем труде (уборка спального места и помещения, территории, дежурство столовой);

· выполнять распорядок дня, установленный в ДОЦ;

· бережно относиться к природе и растительности;

· незамедлительно сообщать воспитателю, вожатому, администрации ДОЦ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, случаях травматизма;

· не допускать действий, словесных выражений, поступков, оскорбляющих достоинство другого человека.

Помимо этого, внутренним распорядком ДОЦ детям и подросткамкатегорически запрещается:

· употребление спиртных напитков;

· самостоятельное хождение за пределами территории без сопровождения педагога;

· посягательство на имущество других людей и государственное имущество.

Перейдем к правам и обязанностям вожатого.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО

Исходя из Типовых штатов, следует, что должностные обязанности вожатого и воспитателя весьма близки. В порядке проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение к приказу Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688) вообще о должности «вожатый» говорится лишь в скобках: п. 3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и подростков.

В каждом лагере с вожатым или воспитателем на время работы заключают трудовой договор. Пункты о правах и обязанностях зафиксированы в нем и могут варьироваться в зависимости от специфики лагеря.

Рассмотрим типовые должностные обязанности вожатого.

Общие положения.

К работе вожатого допускаются лица:

· достигшие 18-летнего возраста;

· прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в ДОЦ.

Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы ДОЦ.

В своей работе вожатый подчиняются начальнику ДОЦ, старшему вожатому.

Права вожатого.

Отрядный вожатый имеет право:

· знакомиться с проектами решений администрации ДОЦ, касающихся его деятельности.

· вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности ДОЦ и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности ДОЦ недостатков.

· запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов ДОЦ информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Обязанности вожатого.

Вожатый несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции и ставит в известность начальника ДОЦ.

Отрядный вожатый обязан выполнять следующие функции:

· обеспечивать выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролировать соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

Читайте также:
Правила охраны труда и инструкция по охране труда – как правильно оформить

· обеспечивать неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

· организовывать обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

· организовывать дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

· следить за чистотой и порядком в комнатах. Организовывать влажную уборку помещений.

· составлять, в соответствии с общелагерным, отрядный план работы, согласовывать его со старшим вожатым и отчитываться в его выполнении.

· участвовать в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Ответственность вожатого.

· несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей;

· несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

Вожатому запрещается:

· пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации ДОЦ собрания педагогических работников;

· оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время;

· самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации ДОЦ;

· допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации ДОЦ;

· употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории ДОЦ, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

· применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.).

Распоряжением администрации ДОЦ для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины ДОЦ влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях — административную и уголовную ответственность.

Должностная инструкция воспитателя (вожатого) детского оздоровительного лагеря

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Воспитателя (вожатого)

детского оздоровительного лагеря

_________________ 200 г.

1. Общие положения

1.1 Воспитатель (вожатый) детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) относится к педагогическому персоналу.

1.2 На должность воспитателя (вожатого) ДОЛ назначается лицо, имеющее высшее не специальное образование, высшее не законченное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3 Назначение на должность воспитателя (вожатого) ДОЛ и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения по представлению заявления.

1.4 Воспитатель (вожатый) должен знать:

· Конвенцию о правах ребенка;

· основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены;

· правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;

· санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;

· основы доврачебной медицинской помощи;

1.5 Воспитатель (вожатый) в своей деятельности руководствуется:

1.6 Воспитатель (вожатый) подчиняется непосредственно – заместителю директора ДОЛ по воспитательной работе и директору лагеря.

2.1 Участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников отряда.

2.2 Обеспечение надлежащего санитарного состояния помещений и оборудования.

3. Должностные обязанности

3.1 Воспитатель (вожатый) ДОЛ организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с планом работы на смену.

3.2 Обеспечивает педагогическую направленность в работе отряда и руководит одним из кружков или клубов по интересам.

3.3 Является материально-ответственным лицом за все имущество и инвентарь, переданный ему для создания нормальных условий жизни, отдыха и работы детей.

3.4 Свою деятельность воспитатель (вожатый) строит исходя из программы смены и календарного плана.

3.5 Воспитатель (вожатый) является организатором и руководителем художественной самодеятельности, спортивной работы в отряде, трудовой, учебной и досуговой деятельности детей.

3.6 Воспитатель (вожатый) является членом педагогического совета лагеря.

3.7 Воспитатель (вожатый ) обязан круглосуточно находиться при отряде.

3.8 Воспитатель (вожатый) обязан соблюдать правила техники безопасности и противопожарной защиты, а также контролировать выполнение их детьми.

3.9 Воспитатель (вожатый) постоянно следит за наличием и занятостью детей в отряде.

3.10 Воспитатель (вожатый) ежедневно присутствует на планерке.

Воспитатель (вожатый) имеет право:

4.1 Участвовать в обсуждении проектов решений заместителя директора лагеря по воспитательной работе.

4.2 Запрашивать и получать необходимую информацию, документы необходимые для осуществления своей деятельности.

Читайте также:
Кадровые перестановки – что это и зачем нужно

4.3 Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4 Требовать от своего непосредственного руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

5. Ответственность

5.1 Воспитатель (вожатый) ДОЛ несет ответственность:

· За жизнь и здоровье детей вверенного ему отряда.

· За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ или договором.

· За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ

· За причинение ущерба ДОЛу – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ или договором.

Настоящая должностная инструкция разработана:

Специалист по кадрам ______________________ “__” _______ 200 _ г.

Заместитель директора по УВР: _____________ “__” _______ 200 _ г.

Юрисконсульт: _________________________ “__” _______ 200 _ г.

С должностной инструкцией ознакомлен, один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

_________________ ____________________ ______________________________

Всё о продвинутых инструкциях по охране труда в 2021 году!

Создание правильных и ёмких инструкций по охране труда не простое дело. Вы узнаете как правильно производить учет и выдачу инструкций. Как выкинуть 50% ненужного текста из инструкций и не смешить своих коллег ими

Нормативные документы

Требование о наличии разработанных и утвержденных ИОТ указано в статье 212 ТК РФ.

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников….

О том, как должна выглядеть инструкция указано в Постановлении N 80 от 17 декабря 2002 года «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда » (далее — Постановление №80). Таким образом, на основании 5 раздела можно выяснить какие требования действуют к разработке ИОТ. Данное постановление отменено с 1 января 2021 года, но замены ему нет.

Не нужно воды ради воды!

Требования о размере инструкций — отсутствуют. Поэтому, не надо делать инструкции большими и сложными. Сделайте такую инструкцию, которую не стыдно выдавать работникам и показывать руководству. По статистике, большая часть инструкций состоит на 40% из воды, которая никому не нужна. уберите те пункты в инструкции, которые не представляют реальной угрозы и травмирования при их нарушении. Всегда акцентируйте внимание на реальных факторах, способных привести к травмам. Обязательно указывайте почему вы запрещаете что-то, с примерами последствий. Работники не запоминают воду в тексте и пропускают действительно важную информацию.

Сколько и какие инструкции по охране труда разрабатывать?

Инструкции требуется разработать по:

должностям / профессиям ;
видам выполняемых работ .

Исходя из этого составьте Перечень инструкций по охране труда, его также потребуется утвердить у Руководителя, потому что он является обязательным документом в организации. На основании данного Перечня начинайте разрабатывать инструкции.

Начните с инструкций по должностям. Если вы проводите инструктажи на рабочем месте офисным работникам с одинаковыми условиями и факторами работы, то сделайте одну «Инструкцию для офисных работников».

Инструкция по видам работ нужна если разные должности могут выполнять схожую работу (вождение транспорта, использование инструмента, работы на высоте и т.д.).

Важно! Инструкции по охране труда разрабатываются только для тех работников, которым проводят инструктажи на рабочем месте. Если ваш Бухгалтер или Инженер освобождены от инструктажей на РМ, то инструкции на них разрабатывать не надо.

Кто разрабатывает инструкции по охране труда?

Это самый избитый и провокационный вопрос, кто же их разрабатывает? Законодательство гласит, что Разработка инструкций это обязанность Работодателя или уполномоченного им лица. Получается, кого Руководство назначит, тот и разрабатывает . Что-бы в этом разобраться надо ответить на два вопрос:

— Кто разбирается как должна выглядеть ИОТ и какие к ней обязательные требования? Верно, Специалист по охране труда.

— Кто знает про технический процесс и опасные факторы на рабочих местах работников? Непосредственный руководитель, который контролирует и поручает работу.

Выходит, что для разработки по настоящему продвинутой инструкции по охране труда, обязательно нужна совместная работа Специалиста по ОТ и Руководителя подразделения.

На основе чего разрабатывать ИОТ?

Согласно Постановления №80, инструкции разрабатываются на основании правил и норм указанных в:

— межотраслевых и отраслевых типовых инструкциях (или правил) по охране труда;
— документах на технологическое оборудование, инструмент и сырье, в разделе безопасность труда;
— локальных актах компании, регулирующих требования охраны труда.

Справочная информация: “Перечень правил и инструкций по охране труда” (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Внимание! С 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в ТК РФ, касающиеся охраны труда (см. Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ), а также вводятся в действие требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (см. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н). Соответствующие изменения будут внесены в справочный материал при его актуализации.

Читайте также:
Кадровые перестановки – что это и зачем нужно

С 1 января 2021 года действует механизм “регуляторной гильотины”. По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм “регуляторной гильотины”. При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 “Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда” к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

– стандарты безопасности труда,

– правила и типовые инструкции по охране труда,

– государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

В данную справочную информацию включены правила и инструкции по охране труда.

Внимание! В соответствии с абз. 7, абз. 21 – 23 ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 225 ТК РФ, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины”, работодателям необходимо организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников в объеме новых правил по охране труда, кроме того, должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе:

– инструкций по охране труда;

– программ обучения по охране труда работников;

– информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (Письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167, Письмо Роструда от 15.01.2021 N 57-ТЗ).

Дополнительно см.:

– О Всероссийских рейтингах организаций в области охраны труда >>>

– Путеводитель. Что нужно знать об охране труда с 1 марта 2022 г. >>>

– Об инструктаже и проверке знаний требований охраны труда работников организаций в объеме новых правил по охране труда (Письмо Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ)

– Общие требования к организации безопасного рабочего места, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н (документ вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028)

– Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29

– Стандарт безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н

– Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденные Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77

– Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н

– Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях (Письмо Минпросвещения России от 27.11.2019 N 12-688)

– О разъяснении вопроса обучения по охране труда руководителей и специалистов (Письмо Роструда от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5)

– Справочную информацию “Санитарно-эпидемиологическое нормирование” >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда >>>

– Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда >>>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: