Уполномоченный по охране труда
Время чтения: 5 мин
Кто такой уполномоченный по охране труда?
Уполномоченный по охране труда является лицом, представляющим интересы трудового коллектива (или профсоюза) в области соблюдения требований охраны труда работодателем в отношении работников.
Уполномоченный — это главное звено общественного контроля за состоянием условий труда в организации.
Нормативно-правовые акты, регулирующие работу уполномоченного
Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
- Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (замена на Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»);
- Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.
Цель и задачи уполномоченного по охране труда в организации
Основная цель работы уполномоченного по охране труда – контроль обеспечения руководителем организации надлежащих условий охраны труда.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
- регулярное наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах;
- контроль исполнения работодателем обязанностей по ОТ;
- помощь сотрудникам при обращении в надзорные органы по вопросам нарушения прав;
- контроль за соблюдением работниками требований охраны труда;
- наблюдение за санитарным состоянием условий труда;
- выявление нарушений;
- предложение решений по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Процедура избрания уполномоченного по охране труда
Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.
В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.
Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).
Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.
Образец протокола собрания трудового коллектива
Протокол об избрании уполномоченного по охране труда в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:
- количество участников собрания;
- имена председателя и секретаря собрания;
- наименование повестки собрания;
- количество голосов «за», «против», «воздержался».
Далее работодатель издает приказ о назначении уполномоченного по охране труда на основании представленного протокола.
Образец приказа о назначении уполномоченного по охране труда
Внимание! Работодатель не имеет права отклонять избранную кандидатуру или назначать собственных кандидатов в качестве уполномоченных по охране труда.
Работодатель обязан направить избранного уполномоченного по ОТ на обучение в специализированный учебный центр по соответствующей программе. Обучение оплачивает работодатель.
Законодательством не регулируется, на какой срок избирается уполномоченный по охране труда.
Как правило, уполномоченного по ОТ избирают на 2 года. Основание: Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (замена на Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»).
Внимание! Уполномоченный по охране труда может быть досрочно снят со своей должности по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Данная процедура также осуществляется на общем собрании.
Важно! Уполномоченный по охране труда не может быть уволен без согласования с трудовым коллективом/профсоюзом.
Права и обязанности уполномоченного по охране труда
Права уполномоченного по охране труда:
- контролировать соответствия условий труда законодательству;
- участвовать в работе комиссии по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию;
- получать от работодателя информации о состоянии охраны труда в организации;
- требовать приостановления производства работ на участке, на котором были выявлены нарушения несущие угрозу здоровью и жизни работников;
- требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверок;
- направлять обращения в надзорные органы о нарушениях условий труда;
- участвовать в рассмотрении трудовых споров;
- участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая.
Обязанности уполномоченного по охране труда:
- принимать участие в создании безопасных условий труда, соответствующих требованиям российского законодательства;
- контролировать исполнение руководителем организации требований трудового законодательства в области охраны труда;
- выявлять и фиксировать нарушения требований охраны труда;
- представлять интересы работников организации в спорах, касающихся охраны труда;
- консультировать работников по вопросам охраны труда.
Отличия уполномоченного по охране труда от ответственного по охране труда
Подробнее об ответственном по охране труда читайте в этой статье.
Работа уполномоченного по охране труда
В своей работе уполномоченный по ОТ руководствуется требованиями трудового законодательства, а также Положением об уполномоченном по охране труда.
Положение об уполномоченном по охране труда – это документ, который разрабатывается в организации на основе действующих нормативно-правовых актов, с целью регламентирования задач, функций, прав и обязанностей уполномоченного по ОТ в организации.
Примерное «Положение об уполномоченном по охране труда» скачать можно по этой ссылке: Положение об уполномоченном по ОТ.
Уполномоченный по охране труда может осуществлять свою работу в соответствии с утвержденным планом. План содержит в себе информацию об определенных действиях, осуществляемых уполномоченным, и их периодичность.
Мероприятия, включаемые в план работ, могут выполняться в течение года периодически или однократно.
Пример плана работ уполномоченного по охране труда
План работ составляется сроком на 1 год.
Уполномоченный по ОТ обязан отчитываться перед трудовым коллективом/профсоюзом о своей работе. Для этого он оформляет соответствующий отчет за установленный период.
Отчет составляется два раза в год и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода.
Форма отчета уполномоченного по охране труда
Уполномоченный имеет право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда на территории организации.
При выявлении нарушений по охране труда уполномоченный направляет руководителю организации Представление. В указанном документе перечисляются нарушения, выявленные в ходе проверки, и прописываются конкретные сроки их устранения.
Руководитель обязан рассмотреть информацию Представления и проинформировать о принятых мерах. Если нарушения не будут устранены, то уполномоченный имеет право обратиться в надзорные органы.
Форма представления уполномоченного по охране труда
Если уполномоченный по охране труда выявил нарушения, несущие непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, то он имеет право вручить руководителю требование о немедленном приостановлении работ на данном рабочем участке.
Уполномоченный по охране труда от профсоюза или коллектива – права и обязанности
ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 370 ТК РФ
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 370 см. Постановление КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
“Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ” (утв. ОАО “РЖД” 28.03.2018, ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ 26.03.2018)
Зам. генерального директора –
главный инженер ОАО “РЖД”
28 марта 2018 года
ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ
26 марта 2018 года
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 “Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива”, Постановлением исполнительного комитета ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3 “О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза”. Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (далее – уполномоченный) по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в ОАО “РЖД”, в которых работают члены первичной профсоюзной организации ОАО “Российские железные дороги” РОСПРОФЖЕЛ (далее – ППО ОАО “РЖД”).
1.2. Уполномоченный является представителем профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (далее – профсоюзного комитета ППО) и в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами по охране труда, настоящим Положением, коллективным договором ОАО “РЖД”, локальными нормативными актами ОАО “РЖД” и постановлениями (решениями) выборных органов ППО ОАО “РЖД”.
1.3. Количественный состав уполномоченных в структурном подразделении региональной дирекции функционального филиала ОАО “РЖД” определяется дифференцированно в зависимости от существующих условий труда и рисков производственного травматизма.
По филиалам ОАО “РЖД” устанавливается следующий норматив численности уполномоченных в процентах от численности работников структурных подразделений филиала: Трансэнерго, ЦДИ, ЦД – 3%, ЦТ, ЦДРП – 2%, ЦДТВ, ЦДМВ, ДЖВ, Росжелдорснаб, ЦМ, ЦФТО, ЦДПО, ДКРЭ и др. – 1%.
Профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации структурного подразделения на своем заседании определяет численность уполномоченных в соответствии с указанными нормативами и порядок их выдвижения в цеховых профсоюзных организациях и профсоюзных группах.
1.4. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) первичной профсоюзной организации структурного подразделения из наиболее авторитетных, инициативных и грамотных членов РОСПРОФЖЕЛ (далее – Профсоюза). Уполномоченные избираются на срок полномочий профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.
1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда на предприятии, в его филиалах и структурных подразделениях (главный инженер, мастер, начальник участка, смены, прораб).
1.6. Выдвижение уполномоченных в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации подразделения (филиала), если она объединяет более половины работающих или собрания (конференции) работников организации.
1.7. Уполномоченные осуществляют общественный контроль, как правило, в подразделениях, где они избраны во взаимодействии: с руководителями и иными должностными лицами предприятия, филиала (структурного подразделения), в том числе со специалистом по охране труда; комитетом (комиссией) по охране труда; в составе инженерно-врачебной бригады; с технической инспекцией труда Профсоюза. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профсоюзным комитетом НПО.
1.8. Предложения уполномоченных по выявленным нарушениям требований охраны труда, записанные в ведомость несоответствия комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее – КСОТ-П) или направленные в виде “Предложений”, рассматриваются руководителями структурных подразделений филиалов, которые информируют профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации и уполномоченных о принятых мерах по устранению нарушений.
1.9. Уполномоченные два раза в год отчитываются о своей работе на заседании профсоюзного комитета ППО или общем профсоюзном собрании и представляют в профсоюзный комитет ППО структурного подразделения филиала отчет о своей работе за полугодие и год (приложение N 1). Председатель первичной профсоюзной организации составляет сводный отчет по структурному подразделению филиала и направляет его в Дорпрофжел до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца.
1.10. Профсоюзный комитет ежеквартально рассматривает выполнение руководителем структурного подразделения филиала “Предложений” уполномоченных по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.
1.11. По решению профсоюзного собрания (конференции) уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.
1.12. Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда Профсоюза оказывают необходимую практическую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них функций.
1.13. Руководители структурных подразделений филиалов создают необходимые условия для деятельности уполномоченных: обеспечивают их правилами, инструкциями и иными нормативными актами по охране труда, предоставляют им время для выполнения возложенных на них обязанностей.
1.14. На основании настоящего Положения первичные профсоюзные организации могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей их работы.
2. Основные задачи уполномоченных
Основными задачами уполномоченных являются:
2.1. Содействие созданию в структурном подразделении филиала ОАО “РЖД” здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.
2.2. Осуществление общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах производственного подразделения (цеха, бригады, смены), а также за соблюдением законных прав работников в области охраны труда в соответствии с Примерным перечнем вопросов, являющимся приложением N 2 к Положению.
2.3. Представление интересов работников структурного подразделения филиала при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с выполнением работодателем обязательств по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, коллективным договором ОАО “РЖД”.
2.4. Подготовка “Предложений” работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах подразделения организации, в том числе через систему КСОТ-П.
2.5. Информирование и консультирование работников структурного подразделения филиала по вопросам их прав и гарантий на безопасные и здоровые условия труда.
2.6. Проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе о важности и необходимости соблюдения на рабочих местах требований норм охраны труда, трудовой и технологической дисциплины, инструкций и правил по охране труда.
3. Функции уполномоченных
В соответствии с задачами, поставленными перед уполномоченными, на них возлагаются следующие функции:
3.1. Проведение ежедневного (ежесменного) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах работников (цеха, бригады, смены), выбравших уполномоченного, с фиксацией нарушений требований охраны труда в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П, подготовка и выдача работодателю (должностному лицу) филиала (структурного подразделения) “Предложений” по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения филиала и устранению выявленных нарушений требований охраны труда.
3.2. Информирование работников о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах и предусмотренных законодательством размерах льгот, компенсационных выплат работникам по результатам специальной оценки условий труда.
3.3. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха работников, предоставлением им компенсаций на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания, а также выполнением работниками следующих обязанностей в области охраны труда:
– соблюдение технологии безопасного производства работ, правил и инструкций по охране труда;
– правильность применения в работе средств коллективной и индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, других СИЗ) и содержание их в надлежащем состоянии, использование в работе исправного и безопасного оборудования и инструмента.
3.4. Участие в работе совместных комитетов (комиссий) по охране труда, инженерно-врачебных бригад, в проверках в цехе (бригаде, смене) условий и охраны труда, санитарно-бытовых помещений, технического состояния зданий, сооружений, машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, средств коллективной защиты, систем оповещения, вентиляции, отопления и освещения на соответствие их требованиям охраны труда, а также в разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений.
3.5. Информирование работодателя (должностного лица) и председателя первичной профсоюзной организации о ситуации, угрожающей жизни и здоровью работника, об ухудшении его здоровья, о каждом несчастном случае, произошедшем с работником в цехе, бригаде, смене.
3.6. Участие в организации, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.
3.7. Подготовка и выдача работодателю предложений по изменению (дополнению) инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.
3.8. По поручению профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации участие в расследовании произошедших в структурном подразделении филиала аварий и несчастных случаев на производстве, а также осуществление контроля за фактическим выполнением мероприятий по их недопущению.
3.9. В структурном подразделении филиала из числа членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации может избираться старший уполномоченный по охране труда.
На старшего уполномоченного по охране труда дополнительно возлагается:
– организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением работодателем (его представителями) требований охраны труда, норм, правил и локальных нормативных актов по охране труда, а также составление сводного отчета о работе уполномоченных и предоставление его в профсоюзный комитет;
– внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по совершенствованию работы уполномоченных по охране труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда;
– участие в работе совместного комитета (комиссии) по охране труда;
– контроль по выполнению должностными лицами “Предложений” уполномоченных об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
– внесение предложений по: кандидатурам уполномоченных для участия в расследовании несчастных случаев на производстве; премированию (поощрению) лучших уполномоченных на уровне Компании, филиала, структурного подразделения филиала.
4. Права уполномоченных
Для выполнения возложенных функций уполномоченные имеют право:
4.1. Осуществлять контроль по соблюдению в структурном подразделении филиала требований инструкций, правил, норм и локальных нормативных актов по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха работников, принимать участие в комиссиях по проверке условий и охраны труда в цехе, участке.
4.2. Проводить ежедневный (ежесменный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, проверять выполнение мероприятий предусмотренных Коллективным договором ОАО “РЖД”, а также по результатам расследования несчастных случаев.
Направлять “Предложения” об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах, для исполнения работодателю (его представителю), производить записи в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П.
4.3. Предъявлять требования работодателю (его представителю) и должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работника.
4.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.5. Получать от работодателя (его представителя) и иных должностных лиц информацию о:
– состоянии условий и охраны труда в структурном подразделении филиала;
– ходе и результатах расследования, обстоятельствах и причинах всех произошедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятых мерах по их предотвращению;
– мерах по устранению нарушений требований охраны труда на рабочих местах, в том числе вредных и (или) опасных производственных факторов, а также по выводу работников из опасных зон производства работ.
4.6. Направлять представителям работодателя обязательные для рассмотрения предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда (приложение N 3), а их копии направлять в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.
4.7. Принимать участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда в филиале, структурном подразделении филиала как представитель Профсоюза, прошедший обучение в установленном порядке.
4.8. Защищать права и законные интересы работников – членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства, коллективного договора ОАО “РЖД”, инструкций по охране труда и технологических процессов.
4.10. Обращаться к представителям работодателя и/или в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
4.11. Вносить работодателю (должностному лицу) и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных актов по охране труда.
5. Обеспечение и гарантии деятельности уполномоченных
5.1. Условия деятельности уполномоченного (предоставление необходимого времени в течение рабочего дня, льгот для мотивации его общественной деятельности, а также места для хранения и работы с документами, обучение, обеспечение необходимыми правилами, инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда и др.) предоставляются в соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения.
5.2. Уполномоченному предоставляется не менее 2-х часов в неделю для осуществления общественного контроля за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах.
5.3. Уполномоченному выдается удостоверение установленного образца (Приложение N 4).
5.4. Уполномоченные проходят обучение по охране труда по направлению работодателя (его представителя) в аккредитованных обучающих организациях по специальной программе как за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так и работодателя с сохранением среднего заработка по месту работы.
5.5. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25 , 26 и 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.
5.6. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения филиала за активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах по результатам смотра-конкурса уполномоченному может быть присвоено звание “Лучший уполномоченный по охране труда ОАО “РЖД”. Уполномоченный, по итогам работы за квартал, полугодие, год, может быть представлен к званию “Лучший уполномоченный по охране труда Федерации независимых профсоюзов России”, а также награжден Благодарностью, Почетной грамотой Профсоюза. Уполномоченному предоставляется право на первоочередное получение оздоровительных путевок для санаторно-курортного лечения, на включение в группы для участия в экскурсионных программах, в том числе за рубежом (за счет средств Профсоюза).
В особых случаях, связанных с предотвращением несчастного случая на производстве, аварии и т.д. уполномоченный может быть представлен к правительственной награде, Знаку “Почетный железнодорожник ОАО “РЖД”, поощрен денежной премией, ценным подарком по представлению руководителя структурного подразделения филиала и профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.
6. Мотивация деятельности уполномоченного
В целях мотивации уполномоченных работодатель:
6.1. Определяет, с учетом мнения Профсоюза, дополнительное ежегодное поощрение лучших уполномоченных по итогам работы за отчетный период следующими наградами: Почетной Грамотой Заместителя генерального директора – главного инженера ОАО “РЖД” (50 чел.), Почетной Грамотой начальника железной дороги (50 чел.), Почетной Грамотой руководителя филиала ОАО “РЖД” (не более 50 чел., от каждого филиала ОАО “РЖД”).
6.2. Может предоставлять уполномоченным оплачиваемые дополнительные дни к отпуску (до 3-х дней).
6.3. Может устанавливать уполномоченным ежемесячную надбавку к заработной плате в размере до 5% тарифной ставки (должностного оклада), стимулирующие надбавки к заработной плате, другие виды поощрений.
об уполномоченном по охране
труда ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ
Форма 1-У Утверждаю: ______________________ ______________ (подпись руководителя (Ф.И.О.) выборного органа) Составляется уполномоченным два раза в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода представляется в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации. Отчет о работе уполномоченного по охране труда за _________ _____________ _________________________________________________________________ (полное наименование: Ф.И.О., должность, подразделение (участок)) Служебный телефон: __________________