Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Развитие коллектива по Макаренко

Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.

Немного о Макаренко

Помните фразу из фильма «Большая перемена», где ученик восхищается своим учителем истории Нестором Петровичем и сравнивает его: «Это же Макаренко!» А кто, собственно, этот Макаренко и чем он знаменит?

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им разработаны и внедрены принципиально новые демократические концепции воспитания и образования подрастающего поколения. Являясь основателем советской педагогики, Антон Семёнович воплотил новаторскую теорию обучения и нравственного воспитания детей в коллективной общине. Он разработал идею поэтапного становления коллектива и принципы его развития.

Прошло уже сто лет, однако учения и взгляды опытного наставника Макаренко не потеряли своей актуальности по сей день и могут служить нам примером для усовершенствования межличностных отношений.

Пересказ краткой биографии Макаренко включён в итоговое устное собеседование, которое проводится среди учеников 9 классов по окончании учебного года. Один из вариантов задания содержит небольшой текст о педагогической деятельности Антона Семёновича. Этот отрывок учащийся должен прочесть и пересказать своими словами, сохранив смысл сказанного. В изложении текста требуется упомянуть цитату М. Горького, отражающую суть воспитательной деятельности Макаренко. Устное собеседование, проводимое на основе контрольно-измерительных материалов (КИМов), позволяет определить степень общеобразовательной подготовки учащихся и является допуском к экзаменам в формате ОГЭ.

Что такое коллектив по мнению Макаренко?

По мнению А.С. Макаренко, коллектив ‒ есть объединённая группа участников, имеющая общую социально значимую цель. Все члены коллектива наделены равными правами, обязанностями, несут общую ответственность и зависимость друг перед другом. Для успешного формирования коллектива сплочённая группа проходит этапы качественных преобразований.

Основные стадии развития коллектива по системе Макаренко:

  • Первоначальная ступень становления. На данном этапе коллектив рассматривается как замысел организационных и воспитательных действий педагога, направленных на становление социальной общности, объединённой совместной деятельностью и взаимовыгодными целями. Проще говоря, организатор создаёт группу людей на основе их интересов, потребностей и ценностей. Завершение начальной стадии характеризуется формированием группы активистов.
  • На втором этапе происходит усиление влияния актива. Представители актива являются сторонниками требований педагога и сами предъявляют их остальным участникам общины, основываясь на своём личном понимании блага и ущерба для всеобщих интересов. Активисты становятся соратниками педагога в том случае, если они адекватно оценивают потребности всех членов группы. В этот период коллективная структура приобретает устойчивость: группа осваивает механизмы самоуправления и является инструментом воспитания некоторых личностных качеств.
  • На третьей стадии процветания коллективных взаимоотношений отчётливо заметен рост психологической солидарности всех участников. Решающую роль в принятии решений играет согласованность действий и общая договорённость. В коллективе воцаряется атмосфера взаимопонимания, уважения и доброжелательности. Однако высокий уровень требовательности к каждому члену общины не позволяет нарушать сложившийся порядок в угоду отдельных представителей: формируется равноправие. Именно в этот период партнёры понимают, что их слаженные объединённые усилия позволяют достичь максимально эффективных результатов, нежели разрозненные попытки каждого из них.

  • На четвёртом этапе наблюдается активное движение вперед, означающее гармоничное развитие коллектива. Неуклонно возрастает уровень сознательности каждого представителя группы. Это выражается в том, что требования к себе самому значительно выше, чем к окружающим соратникам. Находясь на данной ступени развития, коллективные взаимоотношения формируют гармоничную, полноценную и высоконравственную личность.

Сам Антон Семёнович утверждал, что успешно развивающийся коллектив ‒ это инструмент целевого воздействия для раскрытия индивидуальности каждого его участника.

Труды Макаренко о формировании и развитии коллектива

Антон Семёнович вёл результативную воспитательную деятельность и оставил нам богатое наследие своих научных работ. Способы формирования и конструктивного развития коллектива наиболее полно описаны им в произведениях: «Воспитание в семье и школе», «Педагогическая поэма», а также избранные педагогические сочинения в 4 томах.

Переосмысливая учение А.С. Макаренко, я отчётливо вижу, что его воззрения способны разрешить многие конфликтные ситуации и затруднения, возникающие в современном обществе. И если в вашем рабочем или учебном коллективе возникли разногласия, постарайтесь найти общую цель и учесть интересы большинства участников. Станьте примером плодотворной и успешной деятельности: к Вам потянутся такие же целеустремлённые и энергичные личности. Запомните, что добиться успеха сообща значительно легче, чем поодиночке.

Похожие работы

Аналогичные научные труды по развитию коллективных отношений издавали и другие авторы.

Академик РАО Людмила Ивановна Новикова внесла весомый вклад в усовершенствование преподавательской деятельности. Её авторству принадлежат следующие работы: «Педагогика воспитания: избранные педагогические труды», «Воспитательное пространство: опыт и размышления», «Смена парадигмы воспитания ‒ назревшая проблема педагогики». В своих научных произведениях Людмила Ивановна изучала последовательные шаги системы воспитания школьников, рассматривала влияние коллектива как способ усовершенствования личности подростка.

Не менее ценный вклад в укрепление российского образовательного процесса внёс специалист педагогической психологии Лев Ильич Уманский. Среди значимых его трудов выделяются: «Личность. Организаторская деятельность. Коллектив», «Организатор и организаторская деятельность», «Психология организаторской деятельности школьников».

Заключение

В заключение мне хотелось бы привести цитаты Антона Семёновича, наглядно отражающие его новаторские идеи в системе формирования коллективных взаимоотношений.

«Когда объединённая группа не имеет цели своей деятельности, то невозможно изыскать и способы её организации».

«Ваше отношение к ним может быть отчуждённым до крайней степени или требовательным до придирчивости, но если у вас кипит работа, вы обладаете энергией и вам сопутствует удача ‒ будьте спокойны и уверены: коллектив на вашей стороне. И наоборот, приветливое и ласковое обращение не сможет скрыть вашего непрофессионализма, провалов и неудач в деле: общность будет презирать вас».

Благодарю читателей за интерес к нашему проекту и стремление к самосовершенствованию. Обещаю, что вас ждёт ещё много познавательной информации и новых открытий. До встречи!

Читайте также:
Перечень материально ответственных должностей

Социология организаций

Лекционный материал по теме ” Группы в организации: трудовой коллектив и управленческие команды”

1. Трудовой коллектив: специфика и стадии формирования

Понятие трудового коллектива

Человек – первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаи­моотношений с другими людьми.

Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратко-временны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они посте­пенно начинают осознавать и существование друг друга психологиче­ски. Создается социально-психологическая общность.

Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осоз­нание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие лю­ди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, под­тверждая тем самым существование взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, то случайное скопление людей становится груп­пой.

Группа – это совокупность людей, объединенных общностью ин­тересов, профессий, деятельности и т.д. От толпы она отличается тем, что толпа – это неорганизованное скопление людей, сборище.

Группа – это социальная категория, и поведение людей в группе изучается социальной психологией. В группе люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и ока­зывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Каждый из нас принадлежит ко многим группам. Мы члены групп семьи, родственников, друзей, студентов и т.д. Некоторые группы недолговечны. Они распадаются, когда миссия выполнена. Другие группы могут существовать долго и оказывать существенное влияние на своих членов и даже на внешнее окружение.

В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

Коллектив – это группа людей, связанных устойчивой, совмест­ной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отно­шения, и только в рамках этих связей существует производство.

Трудовой коллектив – это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из обществен­ных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив – это не только социальная категория, но одновременно и средство достиже­ния целей.

Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и стано­вятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди разли­чаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями ха­рактера и другими индивидуальными признаками. К числу других ха­рактеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения и т.д.

Центральным звеном в фирме является первичный трудовой кол­лектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д. Ему выделяются оп­ределенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива. Именно здесь создаются материальные и ду­ховные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.

Трудовой коллектив – это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутрен­ними связями, оформленными и неоформленными отношениями, ко­торые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отра­жающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).

В повседневной деятельности руководителю трудового коллек­тива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в тру­де, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.

Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности соци­альных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей.

Структура трудового коллектива

Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга.

Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определённые функции и занимает в технологиче­ском процессе определенное место, она обладает некоторой обособ­ленностью.

Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводни­ками и исполнителями целей коллектива.

В процессе совместного труда группы прямо или косвенно свя­заны между собой. Поэтому для практики управления важны не толь­ко особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами.

Состав и отношения малых групп образуют структуру трудово­го коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им.

Отношения, как и люди, характеризуются разнообразием. Струк­туру трудового коллектива можно рассматривать и оценивать с раз­ных позиций, по разным признакам.

Наиболее часто структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами. Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения). С этих позиций различают формальную и неформальную структуры трудового кол­лектива. В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.

Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими чле­нами трудового коллектива в официальные или формальные отноше­ния, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива.

Группы, созданные по воле руководителя для совершения произ­водственного процесса, являются подразделениями фирмы и называ­ются формальными группами. Задачей формальных групп по отноше­нию к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

На характер формальных отношений большое влияние оказыва­ют индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива.

Читайте также:
Замена молока денежной компенсацией — что это, образец приказа

Формальные группы и их отношения образуют структуру фир­мы. Формальная или функциональная структура отражает сложив­шееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств.

Формальная структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены пра­ва и обязанности каждого члена трудового коллектива, то есть опре­делены должностные роли, которые должен выполнять каждый ра­ботник.

Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя.

На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:

– группы руководителей (командные группы). Группа руководи­телей – это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;

– группы исполнителей (рабочие группы). Рабочая группа – под­ разделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и
имеющие определенную самостоятельность в своем труде;

– целевые группы (целевые комитеты). Целевая группа – комитет, который временно создается для заполнения пробелов сущест­вующих в организационных структурах.

Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, ко­торая эффективно должна работать как единый слаженный механизм.

Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет ис­кусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производитель­ность труда своего подразделения и фирмы в целом.

Как только создан трудовой коллектив, он становиться также со­циальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.

В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.

Неформальная группа – это общность людей, как правило, в пре­делах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возни­кают в результате более или менее длительного общения, основанно­го на взаимодействии работающих как личностей.

Причины вступления в неформальную группу:

– Принадлежность – потребность в общении, симпатиях и т.п.

– Помощь – дающих приобретает престиж, а получающий – конкретную инструкцию к действию или совет.

– Защита – необходимость социальной защиты.

– Общение – обмен информацией.

– Симпатия – личностные характеристики взаимодействующих.

Причиной существования неформальной группы является общ­ность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне произ­водства. Но для образования неформальных групп особенно благо­приятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.

Группы в 3-5 человек можно наблюдать “невооруженным” гла­зом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут про­стоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.

Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ог­раничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.

Неформальная группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного до­верия, помощи, защиты и т.д.

В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных груп­пах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатыва­ются определенные правила, нормы поведения, которые создают по­рядок и режим функционирования неформальных групп.

Групповые нормы и правила являются своеобразным регулято­ром внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.

Как правило, в неформальной группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что об­ладает благоприятными для них качествами. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов неформальной группы может быть очень значи­тельным.

Сформулируем отличия между формальным и неформальным лидерами.

Формальный лидер – человек, назначенный на должность управляющего вышестоящим руководством, а неформальный – человек, выбранный коллективом организации. Формальный лидер несет персональную ответственность за результаты своих подчиненных, распределяет полномочия между ними, неформальный лидер в свою очередь не несет никакой ответственности за результаты своего коллектива и давать указания в распределении полномочий он не имеет права. Формальный лидер в большинстве случаев не интересуется о происходящем климате внутри коллектива, а неформальный лидер старается поддерживать благоприятный климат. Неформальный лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как формальный лидер осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации. Неформальное лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа),а формальное лидерство – элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений. Неформальное лидерство возникает стихийно, а формальный руководитель назначается, этот процесс не является стихийным, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры. Явление неформального лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как формальное лидерство – явление более стабильное. Формальный лидер обладает системой различных санкций, которых в руках неформального лидера нет. Сфера деятельности неформального лидера – в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия формального руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия. Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием – способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает властью, статусом. Это – уже не способность влиять, а обязанность оказывать влияние.

Читайте также:
Оплата учебного отпуска по Трудовому кодексу

Неформальная или социально-психологическая структура тру­дового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, кото­рые образуются в нем вне компетенции руководства.

Неформальные отношения между отдельными группами склады­ваются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологиче­ской близости, симпатий и антипатий, общественного признания, ав­торитета.

Неформальная структура трудового коллектива создается лич­ными качествами его членов. Часто неформальные объединения ока­зывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллек­тива и на его организационную эффективность.

Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отноше­ния внутри группы, но также знать характер межгрупповых отноше­ний (функциональных и личностных).

Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Развитие коллектива в классе в значительной степени зависит от его открытости, внешних связей и взаимодействия с различными общностями в школе и вне ее. Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить 5 групп параметров. Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды. Параметры второй группы характеризуют деятельность класса, третьей – взаимоотношения в нем, четвертой – внешние связи класса, пятой – положение ребенка в классе. Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития коллектива (12, с. 67-68).

На первоначальной стадии развития цели коллектива сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться. К концу стадии появляется заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются интенсивно: порой лишь на основе симпатий, чаще на основе общности интересов. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется высокой конфликтностью отношений.

На второй стадии развития коллектива класс еще не становится инструментом воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Большое значение для класса приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив в деятельности сориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим. Класс стремится к разнообразию деятельности, но в любом ее виде ему необходимы ощутимый результат, признание успехов. Круг общения расширяется за счет других детских коллективов и объединений, за счет членов педагогического коллектива. Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения.

По мере дальнейшего развития классный коллектив переходит на третью стадию развития, когда особенно важной становится его деятельность на пользу другим людям. Каждый школьник представляет собой ценность для класса. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Атмосфера становится оптимистической и доброжелательной. Коллектив становится полноценной ячейкой общешкольного коллектива. Исчезают отношения соперничества между классами. Появляется стремление к участию в совместных делах (12, с.69-71).

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, обоснованы Анатолием Семеновичем Макаренко.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

На втором этапе основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся. Сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него – и к каждому воспитаннику. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.» Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это наличие органов коллектива, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко «закон движения коллектива». Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Необходимым условием развития коллектива является наличие и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

Анатолий Николаевич Лутошкин выделяет иную классификацию, где развитие коллектива идёт по 5 стадиям:

«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, чтобы что – то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовольствия всем, кто в нее входит (8, с. 100).

Читайте также:
Увольнение переводом в другую организацию с согласия работника – плюсы и минусы

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина останется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно «так держать!». Заметьте, маяк горит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, – организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость и в преодолении, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех (8, с.101).

«Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видим на ступени « Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя. Пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелье, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому – трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим (8, с. 102).

Таким образом, воспитательный коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй – как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей – как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии коллектив позволяет решать все более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру коллектива, развивают ученическое самоуправление.

Теории развития коллектива

Какие существуют стадии развития коллектива? Есть 2 общераспространенных толкования понятия «коллектив»:

  1. Это любая организованная группа людей.
  2. В педагогической среде — это объединение учеников, отличающихся каким-либо важным признаком.

Сам термин происходит от лат. collectivus , что означает «собирательный».

Общие сведения

У любого коллектива, общественности, большой группы людей есть социальная цель. Она есть у покупателей в супермаркете или у подростков, создавших закрытый клуб любителей покурить в подъезде. Имеет значение, на что эта цель направлена. Цель такой группы должна совпадать с общественными целями и не противоречить закону. Эти объединения происходят для того, чтобы быстрее достичь собственных целей и задач, при этом каждый в группе вносит свой вклад и помогает себе и другим. Уровень личной ответственности и морального единения в коллективе очень высок.

Отношения в группе демократические, а лидеров выбирают по авторитетности, открыто, путем голосования большинства. Психологическая атмосфера сплоченная, взаимопонимание на высоком уровне, имеет место взаимопомощь и здоровая критика — именно в этом отличие коллектива от формально образованной группы людей.

У такой группы, как школьники, есть свои особенности.

Отношения к труду и деятельности в коллективе соотносятся с мотивацией: каждый знает, что он делает и зачем. В состав школы в рамках ее официальной структуры входят коллективы классов, где деятельностью является учеба. В классе формируется разветвленная сеть взаимоотношений. Ученики класса — это группа, объединенная одной социально значимой целью, имеющая возможность выбрать лидера и особенно сплоченная, связанная общей ответственностью, где в некотором смысле каждый член группы зависит от других.

Читайте также:
Увольнение за аморальный проступок: ТК РФ, практика

О теории коллектива и стадии его развития много писал известный отечественный деятель А.С. Макаренко. Закон жизни групп и обществ заключается в движении. Если оно есть, то коллектив живет, если движения нет, то он умирает. Согласно его теории, принципами развития классного коллектива являются гласность, ответственная зависимость, перспектива и параллельное движение.

Стадии коллектива по Макаренко

  1. На первоначальной стадии происходит базовое сплочение. С группой учеников работает педагог, который хочет воспитать из собранных детей коллектив, чтобы установить определенные взаимоотношения, привить им чувство ответственности и стремление к единой цели. Педагог является организатором и лидером, он устанавливает основные задачи, а ученики их выполняют. Этап завершается, когда слияние на основе общей цели, деятельности и организации произошло.
  2. Вторая ступень характеризуется усилением влияния учеников. Они не только выполняют требования педагога, но и начинают предъявлять их друг к другу, понимая, что те или иные поступки могут помешать успешному достижению общей цели. Выделяются активисты, которые помогают педагогу в его воспитательной работе. На этой стадии структура коллектива выравнивается, он существует как общее целое, в нем начинают происходить свои процессы, вроде самоорганизации. Появляются первые требования и понимание, что их необходимо соблюдать. Таким образом, коллектив внутри себя начинает воспитывать личность. Первый и второй уровни развития детского коллектива крайне сложны, задача педагога состоит в правильной оценке возможностей группы учеников и максимальном использовании ресурсов, которые коллектив вырабатывает. В нем могут быть как отстающие ученики, так и преуспевающие. Педагог регулирует ситуацию.
  3. На третьей стадии по Макаренко начинается расцвет. Участники коллектива больше требуют от себя, от других, воспитывают и оказывают влияние друг на друга. Суждения становятся более обоснованными, уверенными, привычки закрепляются. Все этапы развития детского коллектива важны и должны контролироваться опытным специалистом. На этой ступени происходит формирование личности.

Макаренко уточнял, что стадии развития коллектива не имеют четких границ. Некоторые педагоги расширяют ступени до четвертой и пятой.

Перспектива и личность

Существует близкая, средняя и дальняя перспектива.

  1. К близкой можно отнести совместный поход в зоопарк, когда все чувствуют приближающуюся радость, совместно переживаемую.
  2. Средняя перспектива диктует правила: чтобы в будущем заслужить победу или завершить проект, нужно приложить усилия. Это может быть творческий конкурс, растянутый по времени.
  3. Дальняя перспектива — это окончание школы.

Систему перспектив нужно тщательно выстраивать, это задача педагога.

На неуспевающих школьников, как правило, учитель не может оказать такого же сильного влияния, как другие ученики. Выдвинуть требование к отстающему можно через воздействие коллектива — это принцип параллельного действия. Но делать это нужно умело. Нельзя наказать за одного неуспевающего члена группы всю группу. Такое решение может привести к негативным последствиям, если ученики решат наказать самостоятельно или грубо осудить того, кто провинился и из-за кого все понесли наказание.

Долгое время считалось, что личность полностью подчиняется коллективу и никак не влияет на него. Однако это не совсем так.

Все школьники разные, они приходят в коллектив уже почти сформированными личностями, школьная работа только обтачивает «камень» — тот социальный опыт, который имеется.

Иногда этот опыт не соответствует тому, что ученик видит в сложившемся коллективе. Тогда он либо перестраивается под влиянием окружения, либо начинает противоборство, а столкновение убеждений может привести к конфликтам. Независимо от характера или типа личности каждый участник коллектива хочет занять в нем какое-то определенное место. Всем нужно самоутвердиться в той или иной степени, но не всем это успешно удается. Не всегда выходит преодолеть природную застенчивость, неумение выразить грамотно свою мысль, некоторые скрывают свои истинные эмоции, становятся зажатыми.

Взаимоотношения личности и коллектива могут находиться в одной из 3 форм, согласно утверждению Макаренко:

  1. Личность подчиняется коллективу.
  2. Личность и коллектив находятся в гармонии.
  3. Личность подчиняет себе коллектив.

У этих форм есть различные нюансы, но суть одна.

Довольно распространена такая форма взаимоотношений, как сосуществование. Ученики посещают школу, придерживаются установленных правил, не нарушают ход процесса, но не имеют вовлеченности и общих целей, т.е. не являются коллективом, а лишь группой.

Педагог в обществе

В коллективе важны традиции, они помогают почувствовать общность и укрепляют связи. Под традициями понимается устойчивая форма коллективной жизни, наполненная эмоциями и ритуалами, они вносят разнообразие в повседневную жизнь и служат воспитательной цели. К большим традициям можно отнести праздники, которые готовят ученики, спектакли, выступления. К маленьким традициям относится, например, дежурство после занятий, когда несколько учеников остаются в классе, чтобы помыть доску или собрать учебники. Стадии и уровни развития группы формируют количество и качество традиций.

Выбор цели, которая может объединить учащихся, Макаренко ставил превыше всего. Он говорил, что стимулом человека является завтрашняя радость. Когда цель ясна и прозрачна, она способна больше простимулировать этапы и уровни развития детского коллектива.

Управление коллективом не похоже на стихийное событие. Коллектив управляем, и результат зависит от качеств и профессионализма педагога. Управление заключается в оценке стадии развития и использования ресурсов в соответствии с возможностями. Для успешной педагогической деятельности нужно найти баланс между направленным руководством и инициативой учеников.

Работающие с детьми на любой стадии развития детского коллектива педагоги должны постоянно синхронизироваться с ними. Нужно не подавлять, а сотрудничать. Согласно педагогической теории, совершая шаг, следует внимательно пронаблюдать реакцию группы. Даже если методика успешно срабатывала ранее, это не гарантирует успех у нынешней группы. Важно правильно оценить состояние коллектива и не ставить непосильные задачи.

Все задачи и поручения должны соответствовать интересам и желаниям ученика. При неадекватности выполняемой им роли может возникнуть противоречие. Следует исходить из индивидуальности ученика, участие в инновационном процессе должно соответствовать его личности. Благоприятное или неблагоприятное положение ученики занимают сразу, и эта роль меняется в процессе обучения крайне редко. Для детей как коллектива личность педагога очень важна.

Читайте также:
Сроки установки онлайн касс

Оцените статью: (Эту статью еще никто не оценил. Будете первым?)

Стадии развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину

У подножия — начало — расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок и вершина — «Горящий факел».

Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности и взаимопомощи. Однако проявление активности происходит всплесками, и то не у всех. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально-значимых качеств, укрепление чувства «мы». Формируются лидеры, организаторы и актив, которые поддерживают общие всплески активности. Вожатый сопровождает, консультирует. Идет работа на сплочение группы. Дети ситуативно способны на крупное дело.Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей.

Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников.Начинают развиваться и обостряться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова сразу признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады. Этап «Горящий факел» со временем формирует конфликтную зону столкновения идей, в которой сильные лидеры либо сотрудничают и работают под руководством друг друга, либо покидают группу, что неизменно ведет к распаду коллектива.

Поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию.

Стандартные вычеты по НДФЛ

1. При определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 29.05.2019 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лиц, принимавших в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

Читайте также:
Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 – 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 – 1990 годах в работах по объекту “Укрытие”;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 – 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 – 1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959 – 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении “Маяк” в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;

лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

инвалидов Великой Отечественной войны;

инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;

2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;

Читайте также:
Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;

рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 29.05.2019 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 – 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 – 1956 годах;

лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;

граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей – на первого ребенка;

1 400 рублей – на второго ребенка;

3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

12 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей – на первого ребенка;

1 400 рублей – на второго ребенка;

3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

6 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Читайте также:
Заявление на замещение сотрудника на время отпуска: образец, пример

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 317-ФЗ)

Стандартные налоговые вычеты в 2021 году (НДФЛ и др.)

  • Какие стандартные налоговые вычеты установлены ст. 218 НК РФ на 2021 год
  • Кому полагается вычет в размере 3 000 руб.
  • Кто имеет право на вычет в 500 руб.
  • Вычет на детей
  • Порядок предоставления стандартных вычетов по НДФЛ
  • Примеры
  • Итоги

Какие стандартные налоговые вычеты установлены ст. 218 НК РФ на 2021 год

Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов регламентируется ст. 218 НК РФ.

Хотелось бы сразу отметить, что основным отличием стандартных налоговых вычетов от других вычетов по НДФЛ является не наличие конкретных расходов со стороны налогоплательщика, а его непосредственная принадлежность к определенным группам лиц. Итак, какие стандартные налоговые вычеты установлены на сегодняшний день?

  1. Для определенных категорий граждан стандартные налоговые вычеты могут составить 3 000 или 500 руб.
  2. Всем гражданам, имеющим детей, может быть предоставлен так называемый детский вычет.

Кому полагается вычет в размере 3 000 руб.

К данной категории относятся лица, получившие различные тяжелые заболевания, инвалидность в результате работы по устранению последствий, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Их полный перечень указан в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Кто имеет право на вычет в 500 руб.

Это лица, награжденные государственными наградами, участники Великой Отечественной войны, бывшие узники концлагерей, инвалиды 1-й и 2-й групп и другие. С полным перечнем можно ознакомиться в подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ.

ВАЖНО! В случае, когда налогоплательщик подпадает под обе категории, вычеты не суммируются, а предоставляется максимальный из них. Лимит дохода налогоплательщика для получения таких вычетов законодательством не установлен.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы определили размер стандартного вычета «на себя». Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Вычет на детей

Теперь давайте рассмотрим стандартные налоговые вычеты на детей. Вычет предоставляется каждому родителю (усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругам родителей) на каждого ребенка в возрасте:

  • до 18 лет;
  • до 24 лет — при обучении на очной форме (письмо Минфина РФ от 16.12.2011 № 03-04-05/8-1051).

ВАЖНО! Если форма обучения является решающим фактором в предоставлении вычета, то страна, в которой ребенок получает образование, не имеет значения (письмо Минфина РФ от 15.04.2011 № 03-04-05/5-263).

Начиная с 2016 года вычеты на детей установлены в таких размерах:

  • 1 400 руб. — за 1-го ребенка;
  • 1 400 руб. — за 2-го ребенка;
  • 3 000 руб. — на 3-го и каждого последующего ребенка.

А вычеты на ребенка-инвалида с этого же года стали разными в зависимости от вида лица, получающего вычет:

  • 12 000 руб. дается родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителю;
  • 6 000 руб. получает опекун, попечитель, приемный родитель, супруга (супруг) приемного родителя.

Вычет на ребенка-инвалида имеет такие особенности:

  • он применяется одновременно с вычетом, учитывающим очередность появления ребенка, т. е. суммируется с ним (письма Минфина России от 20.03.2017 № 03-04-06/15803, ФНС РФ от 06.04.2017 № БС-2-11/433@);
  • на ребенка-инвалида 3-й группы в возрасте до 24 лет, обучающегося очно, этот вычет получить нельзя, но можно воспользоваться обычным детским вычетом, в котором учтена очередность появления ребенка.

Подробнее о возможности суммирования вычетов читайте в статьях:

Стандартный налоговый вычет может предоставляться в двойном размере в случае, когда у ребенка только один родитель (опекун, попечитель, усыновитель) по следующим причинам:

  • смерть одного из родителей (письмо Минфина РФ от 06.08.2010 № 03-04-05/5-426);
  • признание одного из родителей пропавшим без вести (письмо Минфина РФ от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399);
  • если отцовство ребенка не установлено (письмо Минфина РФ от 02.04.2012 № 03-04-05/3-413) — в данном случае вычет предоставляется до вступления родителя в официальный брак.

Двойной вычет возможен и в случае отказа от получения вычета вторым родителем. При этом важно, чтобы у него были доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13% (письмо Минфина РФ от 20.04.2017 № 03-04-05/23946, от 10.02.2012 № 03-04-05/8-147).

Читайте также:
Инноватика: что это за профессия, кем работать

Вычет предоставляется с момента рождения ребенка (усыновления, попечительства) или с даты вступления в силу договора о передаче ребенка на воспитание в семью до достижения им возраста 18 лет (24 лет) либо до смерти ребенка или до даты расторжения договора.

ВАЖНО! Стандартный налоговый вычет на ребенка дается вне зависимости от предоставления других стандартных налоговых вычетов и действует до месяца, в котором доход с начала года (без учета дивидендов) превысит 350 000 руб.

Порядок предоставления стандартных вычетов по НДФЛ

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику по его выбору одним из работодателей на основании заявления и подтверждающих документов, к которым относятся:

  • свидетельство о рождении ребенка — при получении вычета на 3-го и последующих детей нужны свидетельства на всех детей работника, вне зависимости от их возраста и от того, предоставляется ли на них вычет или нет (письма Минфина России от 10.02.2012 № 03-04-05/8-146, ФНС РФ от 24.01.2012 № ЕД-4-3/991@);
  • документ об усыновлении, установлении попечительства;
  • справка об инвалидности;
  • справка из образовательного учреждения.

О том, какие документы необходимы для получения вычета за обучение, читайте в материале «Какие нужны документы для налогового вычета за обучение?».

Если сотрудник приступает к работе не с начала года, возникает вопрос, нужна ли для вычета справка о его доходах с предыдущего места работы? На сегодняшний день существует 2 противоположных мнения:

  • предоставление вычетов возможно без справки с предыдущего места работы (письмо ФНС России от 30.07.2009 № 3-5-04/1133@, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 по делу № А32-19847/2008-33/333);
  • работодатель не вправе предоставить вычет без такой справки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2014 по делу № А32-11484/2012).

Поэтому при наличии у работника дохода по предыдущему месту работы в текущем году целесообразно все же иметь справку 2-НДФЛ, чтобы избежать претензий со стороны контролеров.

Если работодатель не предоставил налогоплательщику стандартный налоговый вычет, то последний вправе получить его в ИФНС по месту жительства. Для этого по окончании года нужно подать декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие право на вычет. В силу п. 7 ст. 78 НК РФ это можно сделать в течение 3 лет. К декларации целесообразно приложить справку 2-НДФЛ, что ускорит получение вычета и возврат денег.

Примеры

В завершение приведем несколько наглядных примеров использования стандартных налоговых вычетов.

Пример 1

Гражданин Краснов И. А. является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, кроме того, он награжден орденом Славы 3-й степени. У него есть сын в возрасте 22 лет, который обучается по очной форме. Ежемесячная зарплата Краснова И. А. в 2021 году составляет 65 000 руб. На какие вычеты он вправе рассчитывать?

Он претендует на ежемесячные вычеты в размере 3 000 руб. и 500 руб., но по действующему законодательству эти вычеты не складываются, из них будет выбран максимальный. За год этот вычет сэкономит Краснову И. А. сумму в размере 4 680 руб. (3 000 × 12 мес. × 13% = 4 680). Что касается вычета на ребенка, так как сын учится на очном отделении, то Краснов И. А. вправе рассчитывать и на этот вычет, однако стоит отметить, что вычет перестанет предоставляться, как только доход Краснова И. А. превысит 350 000 руб. С указанной нами зарплатой это произойдет в 5-м месяце. Итак, сумма налога, которую Краснов И. А. сэкономит на обучении своего ребенка, составит 728 руб. (1 400 × 4 мес. × 13% = 728).

Подведем итог: Краснов И. А. за 2021 год сэкономит денежные средства в размере 5 408 руб. (4 680 + 728).

Пример 2

Иванова А. А. в связи с кончиной своего мужа стала единственным родителем для 3 детей в возрасте 25, 17 и 14 лет. Ежемесячная зарплата Ивановой А. А. составляет 21 000 руб. Какие вычеты будут ей предоставлены?

Предоставление стандартного налогового вычета на детей в 2021 году ограничено доходом 350 000 руб. Со своей зарплатой Иванова А. А. сможет получать вычет на протяжении всех 12 месяцев года.

1-й ребенок в возрасте 25 лет — на него вычет предоставляться не будет, однако он будет учитываться при подсчете детей.

2-й ребенок в возрасте 17 лет — вычет на него составит 2 800 руб. в связи с тем, что Иванова А. А. является единственным родителем и вправе получать вычет в двойном размере (1 400 × 2 = 2 800).

3-й ребенок в возрасте 14 лет — на него вычет составит 6 000 руб., так как начиная с 3-го ребенка, обычный вычет равен 3 000 руб., а Иванова А. А. имеет право на его удвоение как единственный родитель (3 000 × 2 = 6 000).

Итак, сумма сэкономленных Ивановой А. А. средств составит: за 2-го ребенка — 4 368 рублей (12 мес. × 2 800 × 13% = 4 368), за 3-го ребенка — 9 360 рублей (12 мес. × 6 000 × 13% = 9 360).

Общая сумма денежных средств, сэкономленных Ивановой А. А. за год, составит 13 728 руб. (4 368 + 9 360).

Еще больше примеров с различными нюансами предоставления стандартного вычета на детей, рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Последние изменения в размер стандартных налоговых вычетов внесены с началом 2016 года. Как видно из приведенных нами примеров, значения стандартных налоговых вычетов невелики, но все-таки позволяют сэкономить некоторые суммы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: