Сплоченность коллектива: что это, критерии оценки, показатели

Сплоченность коллектива: что это, критерии оценки, показатели

Цель – определить социально-психологический климат в коллективе и уровень сплоченности.

Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.

Объект исследования – психологические особенности СПК трудового коллектива ОАО «Завод-Новатор».

Предмет исследования – социально-психологические факторы, обусловливающие доминирующий СПК и уровень сплоченности в конкретном подразделении.

1. Выявить структуру взаимоотношений в подразделении.

2. Определить характеристики СПК коллектива.

3. Определить особенности руководства в исследуемом подразделении.

Выборка. В исследовании приняли участие 60 человек, сотрудники одного из цехов и сотрудники финансового отдела. Возраст участников исследования – от 25 до 45 лет. Исследование проводилось на базе ОАО «Завод-Новатор». Выборка основана на результатах проведения экспертной оценки, данные которой определили проблемное звено в организации.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап исследования.

На данном этапе проводился опрос менеджеров высшего звена, под чьим руководством работают респонденты. В качестве основного метода исследования использовался метод экспертных оценок с применением анкеты «Оценка успешности выстраивания позитивных отношений в коллективе». Анкета предназначена для оценивания подразделений по критерию сплоченности. (Приложение 1)

Оценка осуществляется по 3 уровням:

а) 3 балла – высокая сплоченность – преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня; чувство групповой сплоченности и товарищества; высокий уровень профессиональной подготовленности работников; хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными; своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций; нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность; использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач.

б) 2 балла – средняя сплоченность – в коллективе присутствуют вышеперечисленные тенденции и качества, но остаются вопросы, над которыми нужно работать.

в) 1 балл – низкая сплоченность – частые опоздания и длительное отсутствие на работе; обсуждение указаний руководителей в «кулуарах»; длительные перекуры во время работы; неточное выполнение решений и приказов руководства; распространение слухов друг о друге; скрытая критика условий труда; пустая трата рабочего времени; частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения; частые нарушения дисциплины; высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности; низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; – отсутствие критики и самокритики. Т. е. требуется дополнительное развитие, нужно обучать, развивать у сотрудника качества характерные для успешного взаимодействия друг с другом.

Затем подсчитывался средний показатель для каждого подразделения по результатам оценки трех экспертов.

В исследовании выдвинули следующие средние показатели:

От 1 до 1,5 – низкая сплоченность;

От 1,6 до 2,4 – средняя сплоченность;

От 2,5 до 3 – высокая сплоченность.

Перечислим основные критерии, с помощью которых оценивали производственные взаимоотношения и процессы взаимодействия в компаниях.

1. Степень результативности, связанная с процессом взаимодействия;

2. Степень эмоционального удовлетворения взаимоотношениями в процессе работы;

3. Степень управляемости процессами взаимодействия между группами (подразделениями) в организации;

4. Уровень сплоченности в результате совместной деятельности;

5. Характер взаимоотношений, который, в свою очередь, состоит из четырех основных типов: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт.

В качестве экспертов выступил коммерческий директор, директор по производству, менеджер по управлению персоналом, начальник цеха. Исследование проводилось в свободное от работы время.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Этот метод предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. В качестве экспертов выступают компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.

Второй этап исследования.

На данном этапе осуществлялось исследование самих респондентов. Основная задача этапа – определение социально-психологического климата в данном малом коллективе. На данном этапе исследования испытуемым предлагалась анкета на мотивацию и трудовые ценности.

Результаты по методу экспертных оценок.

Полученные данные по методу экспертных оценок говорят о том, что во мнениях экспертов нет расхождений по поводу уровня сплоченности подразделений организации.

В целом можно сказать, что уровень сплоченности в данной организации высокий. Но наименьший балл эксперты присвоили финансовому отделу – 1,34. Наибольший балл эксперты дали цеху покрытий – 2,7.

Охарактеризуем каждое подразделение.

Характеризуя коллектив финансового отдела, отметим, что количественный состав 15 человек, коллектив однополый, в основном составе только женщины. За время существования предприятия коллектив часто менялся.

Между членами коллектива преобладает конфликтность в отношениях, антипатия. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению. В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других. Новички чувствуют себя чужими, лишними, т.к. в коллективе уже сложилась каста «привилегированных».

Взаимодействие внутри подразделения оценивается как процесс, который в большинстве случаев не приводит к нужным результатам. Взаимодействие часто основано на противоречиях, которые мешают работе. Требуется значительно больше времени и усилий для достижения необходимого результата. Такое взаимодействие способствует снижению продуктивной деятельности и не стимулирует к хорошей работе. В результате взаимодействия чаще всего снижается мотивация к совместной деятельности и совместному преодолению возникших противоречий между группами.

Для сотрудников характерно эмоциональное неудовлетворение.

В этом случае сотрудники организации говорят о взаимоотношениях, которые отличаются высокой степенью эмоционального напряжения, что в большинстве случаев вызывает чувство тревоги и беспокойства. Отношения недоверительные, что зачастую приводит к множеству конфликтных ситуаций и разногласий. Такой тип отношений может снижать эффективность взаимодействия между отделами. Сотрудники подразделения в таком случае часто не могут самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию, не возлагают особых надежд на дальнейшие изменения, не стремятся к развитию и поддержке отношений друг с другом.

Для сотрудников характерна низкая степень управляемости.

Нет четкого понимания целей и способов их достижения. Существуют противоречия, которые мешают работе. Зачастую отсутствует понимание того, как выстраивать процесс взаимодействия и как действовать в определенных ситуациях. Возникают сложности с решением поставленных задач и устранением регулярно возникающих противоречий. Зачастую встречаются функциональные пересечения в деятельности разных групп-партнеров по взаимодействию, и поэтому осуществление процессов часто решается неформальными методами (например, на основе устной договоренности), поскольку существующие формальные способы не работают или работают недостаточно эффективно. В результате низкой управляемости процессами взаимодействия часто происходит столкновение интересов, что может снижать показатели эффективности деятельности в организации.

Читайте также:
Фиктивное сокращение должности или штата работников - судебная практика и ответственность

Данные коллектив можно считать разобщенным.

Взаимодействие между сотрудниками носит скорее формальный характер, однако сопровождается различными эмоциями – от равнодушия и безразличия до ярких эмоционально негативных проявлений. Сотрудники не стремятся к кооперации, поддержке или развитию дальнейших отношений. В случае возникновения конфликтов не стараются понять причины и найти путь преодоления возникших разногласий.

В цехе покрытий постоянно работают 120 человек, которые работают в несколько смен. Для исследования экспертам было предложено оценить одну из бригад подразделения в количество 25 человек.

Взаимодействие между членами подразделения оценивается как взаимодействие, которое приводит к достижению необходимых результатов. В этом случае отмечают совпадение интересов при большинстве контактов с другими подразделениями компании и отмечают, что такое взаимодействие стимулирует к хорошей работе и эффективной деятельности. Противоречия возникают достаточно редко. Если противоречия все же случаются, это не отражается ни на результативности деятельности подразделения, ни на производственных взаимоотношениях. В целом отмечается удовлетворенность процессами взаимодействия, что способствует поддержке и развитию дальнейших взаимоотношений. У сотрудников отмечено эмоциональное удовлетворение.

Эксперты характеризуют отношения между сотрудниками как достаточно миролюбивые и основанные на чувстве доверия друг к другу. Их можно было бы назвать идеальными в рамках производственной деятельности, в том случае если они не снижают показатели, свидетельствующие о результативности деятельности подразделений и степени управляемости процессами взаимодействия.

Деятельность подразделения основана на четком понимании целей и способов их достижения. У сотрудников при участии в общем производственном процессе есть четкое понимание того, как действовать в тех или иных ситуациях. В результате такого взаимодействия практически не возникает столкновения интересов или противоречий, которые нарушали бы общий процесс совместной деятельности. Действия партнеров по взаимодействию согласованы, практически не существует функциональных пересечений.

Высокий уровень сплоченности межгруппового взаимодействия указывает на возможность сотрудников содействовать эффективной работе друг друга и при необходимости кооперироваться и направлять совместные усилия на решение производственных задач. Сотрудники могут работать как единая команда (коллектив). Их интересы часто совпадают, они достаточно хорошо относятся друг к другу, стремятся к поддержке и развитию таких отношений. Если возникают конфликты или противоречия, они легко справляются с ними, чаще всего благодаря совместным усилиям. Сплоченность обычно помогает развитию межгрупповых взаимоотношений и повышает эффективность их деятельности. Такие производственные взаимоотношения основаны на поддержке и взаимопомощи, на понимании друг друга и совпадении групповых интересов. Если возникают какие-либо противоречия, они достаточно легко могут быть устранены, поскольку сотрудники способны вести конструктивные диалоги и самостоятельно разрешать сложившиеся ситуации. Не исключены случаи проявления «здоровых» конкурентных отношений и конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный коллектив можно считать сплоченным.

Сравнительные показатели коэффициентов в исследуемых подразделениях представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Сравнительные показатели коэффициентов в исследуемых подразделениях

Сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности *

Поляков Сергей Александрович, аспирант факультета психологии Российского государственного социального университета.

В статье проанализированы основные теории и концепции групповой сплоченности. Рассмотрена групповая сплоченность коллектива.

Ключевые слова: совместная деятельность, групповое единство.

The main theories and concepts of group unity are analyzed in the article. Group unity of collective is considered.

Key words: joint activity, group unity.

Профессиональная деятельность современного подразделения ВС России с полным основанием может рассматриваться как совместная коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства служебными коллективами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки квалифицированных специалистов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности сотрудников подразделений. Отмеченная социально-психологическая специфика служебной деятельности делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов диагностики и формирования сплоченности служебных коллективов.

Рассматривая малую группу в определенной связи с обществом, большинство исследователей проблемы групповой сплоченности в качестве ее ведущего фактора выделяют совместную деятельность. Тогда процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс возрастания групповой сплоченности, базирующийся не столько на увеличении ее эмоциональной привлекательности, сколько на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности, которая является основанием для возникновения как эмоциональных отношений, так и единства ценностных ориентаций. Социально-психологические аспекты совместной деятельности нашли отражение в трудах Н.Н. Обозова [6].

Известно, что с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность коллективов становится более выраженной, а с увеличением числа членов группы может уменьшаться их сплоченность, возрастает вероятность распада коллектива на малые группы. Специальные научные исследования групповой сплоченности начались в конце 40-х годов XX века с работ американского исследователя Л. Фестингера [4]. Групповая сплоченность – это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая продуктивную деятельность своих товарищей и коллег и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается. Периодическая ротация кадров подразделения подавляет эту негативную симптоматику, однако не решает истоков проблемы в служебных коллективах ВС России.

В статье ставится цель рассмотреть сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности в рамках проводимого автором исследования в области психологии труда. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека [2].

Сплоченность коллектива является важной социальной характеристикой. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, в помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения [6].

Читайте также:
Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), сориентированной на цели и задачи его деятельности, и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным и производственным целям. Функционально сплоченный коллектив – это социально зрелая общность людей. Он в корне отличается от коллектива, характеризующегося сплоченностью, обусловленной не общественными и производственными целями, а сохранением хороших взаимоотношений в группе. Цели производственной деятельности преследуются здесь лишь постольку, поскольку они не мешают единству и сплоченности группы. В создании сплоченного коллектива ключевым моментом является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов.

В служебной деятельности общей целью или общей задачей подразделения ВС России и каждого сотрудника в отдельности является успешное выполнение поставленных задач, которое зависит от скоординированных усилий всех членов сформированной группы, их совместимости и сплоченности. Процесс формирования отношений между личностью и коллективом зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где служебный коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, патриотизме, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит. Это касается сотрудников, проходящих военную службу на контрактной основе. Каждый сотрудник независимо от воинского звания, должности и общественного статуса с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение, завоевать авторитет и уважение коллег.

Актуальность исследования групповой сплоченности занимает одно из ведущих мест, однако еще недостаточно изучены вопросы формирования групповой сплоченности, проведения диагностики в отношении изучения внутригрупповой морально-психологической обстановки, ее динамического наблюдения.

Анализ исследований данной проблемы показывает, что феномен групповой сплоченности представляется как сложное, многоаспектное явление, детерминированное множеством взаимозависимых факторов: личностных, групповых, межгрупповых. Таким образом, категория “единство” выступает как основное, базовое качество, характеризующее групповую сплоченность, выражающее целостность группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач.

С целью более глубокого понимания сути процесса сплочения групп и коллективов автором была рассмотрена стратометрическая концепция А.В. Петровского [1]. Методологической основой построения концепции послужило представление о социально значимой совместной предметной деятельности как ведущем факторе становления и развития всех форм внутригрупповой активности. Акт деятельностного опосредования в данной концепции выступает важнейшим системообразующим признаком социально-психологических процессов, происходящих в группе. Группа с этих позиций выступает как иерархически выстроенная многоуровневая система активности, состоящая из различных страт, характеризующихся различной степенью опосредованности в процессе совместной деятельности.

Первый, поверхностный, слой образован совокупностью межличностных отношений непосредственной зависимости, теми слоями, взаимодействиями и эмоционально-личными контактами, которые не опосредованы содержанием совместной деятельности. Примерами активности этого уровня являются взаимные симпатии и антипатии, взаимная привлекательность и непривлекательность и т.п.

Второй, более глубокий, слой составляют взаимоотношения, опосредованные ценностными характеристиками групповой деятельности. Развитость этого слоя справедливо считают показателем уровня развития группы. Высокая степень совпадения позиций, мнений, взглядов индивидов по вопросам, значимым для группы, не столько создается в результате частоты эмоциональных контактов, сколько является итогом активной совместной групповой деятельности.

Третий, наиболее глубокий и сформированный, слой образуется отношениями. Он определяется конкретной целенаправленной деятельностью всей группы: ее целями, задачами, местом в системе социальных отношений общества.

Таким образом, формирование групповой сплоченности можно рассматривать как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

Многими исследователями групповая сплоченность определяется через единство участников группы. Так, Л.Т. Почебут и В.А. Чикер считают, что “сплоченность характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий” [7]. Л.И. Уманский определяет сплоченность “как высокую степень групповой интеграции, слитности, единства между членами группы” [8]. По мнению В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донского, сплоченность – это “характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе” [3]. Получается, что категория “единство” выступает как базовое качество, характеризующее групповую сплоченность, выражающее целостность группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач. Отличительной особенностью, определяющей любую группу, является взаимодействие между ее членами, которые зависят друг от друга, имеют общую цель и должны общаться между собой. Группам также присуща взаимозависимость относительно задачи – они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу. Процесс формирования сплоченности служебных коллективов вызывает огромный интерес и всегда актуален для изучения и рассмотрения, потому что он непосредственным образом оказывает влияние на совместные достижения коллективов в процессе служебной деятельности.

В процессе становления и развития служебный коллектив приобретает такое групповое качество, как сплоченность. Если он имеет положительную направленность, то это благоприятно влияет на эффективность служебной деятельности.

Таким образом, сплоченность коллектива как критерий социально-психологической оценки профессиональной деятельности формируется в процессе совместной деятельности. Сплоченность необходимо формировать и развивать на мотивационном, осознанном уровне, т.к. от сплоченности подразделения напрямую зависит его психологический микроклимат, а косвенно – такие качества, как эмоциональная комфортность, самооценка коллег, сослуживцев, качество профессиональной деятельности.

Групповая сплоченность

Критерии эффективности деятельности групп и факторы, способствующие формированию групповой сплоченности. Способы улучшения сплоченности групп, положительные и отрицательные моменты групповой деятельности. Мотивация и психологический климат в коллективе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2014
Размер файла 26,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ
Читайте также:
Отпуск военнослужащих по контракту — как он предоставляется

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Содержание

1. Групповая сплоченность

1.1 Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности

1.2 Проблемы, из-за которых снижается сплочённость группы

1.3 Способы улучшения сплочённости группы

2. Эффективность групповой деятельности

2.1 Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности

2.2 Преимущества и недостатки групповой деятельности

3. Показатели эффективности групповой деятельности

4. Условия, необходимые для достижения эффективности групповой деятельности

Список используемой литературы

Введение

Эффективность групповой деятельности обеспечивают динамические процессы происходящие в группе. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности – продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:

Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность – нереализованная продуктивность

Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. группа сплоченность психологический эффективность

Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные: появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать в выработке решений.

Отрицательные: может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.

Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае – лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.

Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость), индивидуальная (самостоятельная работа каждого), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).

На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.

Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.

Вопросом эффективности занимались многие психологи, такие как: американский психолог Р. Лайкерт, предложивший определенные характеристики эффективной команды, К. Аджирис, М. Белбин, Дж. Хэкман, Р. Шварц и другие.

1. Групповая сплочённость

Групповая сплоченность – это показатель прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива. Она основывается на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Развитие и формирование групповой сплоченности любого коллектива характеризуется сходством представления его членов об действующих нормах, правилах, требованиях и ожидаемого от группы результата работы.

Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Но такая закономерность не всегда верна. Она зависит от определенных факторов.

Факторы, способствующие развитию и формированию групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) общение и взаимодействие между членами группы;

3) приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5-9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

12) реальный авторитет лидера

13) наличие эффекта соревнования (неофициального) с другой группой

В группе с высокой групповой сплоченностью также могут возникнуть некоторые проблемы, из-за которых сплоченность, а в последствии и эффективность групповой работы и результат в целом начнет снижаться. Поэтому следует обратить внимание на возможные причины снижения уровня сплоченности коллектива:

* распад группы на мелкие подгруппы, часто с эффектом негласного соревнования между собой;

* близкие отношения между членами группы (дружба, любовь) или наоборот внезапно возникшая неприязнь между отдельными членами;

* ошибки в неправильном стиле управления руководителя группы

* отсутствие единой цели, объединяющей всех сотрудников, слабая динамика развития совместной деятельности.

Существуют некоторые способы для улучшения сплоченности группы:

1) Испытание общего успеха

2) Доверие членов группы друг другу и прежде всего – к лидеру группы

3) Развитое чувство принадлежности к группе, ощущение некой особенности, избранности. Это чувство можно укреплять, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя больший потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе.

4) Следует позаботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, реализовала стремление к уважению, самоуважению, к престижу.

5) Вера группы в реальность решения поставленных перед нею задач.

6) Внешнее стимулирование включает особое поощрение развития групповой сплоченности и оказания взаимной поддержки. Внешнее стимулирование (поощрение или наказание) обладает особой ценностью для членов группы.

2. Эффективность групповой деятельности

Эффективность групповой деятельности – производительность труда в группе и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее состава. Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность – через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Читайте также:
Утверждение штатного расписания – когда и как утверждается документ

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

1. Величина группы. Оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей, имеющих знания в разных областях, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени), так и отрицательное (возможно уменьшение сплоченности, увеличение дистанции и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и снижает результат, вклад каждого участника группы значительно снижается).

2. Характер и сложность задачи, стоящей перед группой.

3. Индивидуальный состав группы. Неоднородные группы лучше справляются со сложными проблемами и задачами, чем однородные.

4. Развитие группы. Слаборазвитые группы способны решать только легкие задачи, тогда как высокоразвитая группа может справиться с решением наиболее сложных задач и проблем.

5. Стиль лидерства.

6. Микроклимат в группе, совместимость её членов и их работоспособность.

7. Форма организации деятельности.

Групповая деятельность имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы работы в группе:

1. Групповые формы работы позволяют объединить членов группы, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, что положительно сказывается на результате.

2. Каждый человек может высказать свое мнение о проблеме и предложить свое решение, в соответствии со своим видением этой проблемы. Это позволяет учесть разные аспекты решаемой проблемы.

3. В процессе группового обсуждения возникают новые предложения, идеи (метод мозгового штурма).

4. Работа в группе стимулирует взаимное доверие и уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении проблемы приходилось преодолевать определенные трудности.

5. Групповые формы работы способствуют индивидуальному развитию членов группы (посредством обучения в процессе совместного решения проблем, анализа, конструктивного обсуждения).

Минусы работы в группе:

1. Потери времени. Работа в группе предполагает обсуждение проблем всеми членами группы, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения в группе тратится больше времени.

2. Доминирование одного из членов в группе. Речь идет не о лидерстве, а об усилении влияния некоторых членов группы на других, что не способствует эффективности работы, а лишь заставляет людей принять навязанную точку зрения и в дальнейшем может возникнуть боязнь высказать собственное мнение.

3. Упорное отстаивание определенного предложения, что может привести к принятию его всей группой, а также потребовать определенного вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

4. Разделение ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение какого-либо задание – положительный момент. Но в то же время это может способствовать уходу от индивидуальной ответственности. Тогда у некоторых членов группы может появиться соблазн переложить ответственность на других членов группы, тем самым выполнять свою работу менее эффективно. Тогда общая ответственность переходит в безответственность.

5. Одним из важнейших недостатков является «групповое единомыслие» – шаблонное мышление.

3. Показатели эффективности групповой деятельности

1. Достижение целей, стоящих перед группой.

2. Удовлетворенность членов группы своим трудом, работники чувствуют себя комфортно на работе.

3. Индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают опыт, повышают свою активность, развивают свои способности и т. д. А это в свою очередь ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы и группы в целом.

4. Члены группы уверены в её успехе.

5. Все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий или решения задач.

6. Оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды.

4. Условия, необходимые для достижения эффективности групповой деятельности

1. Как у формальной, так и у неформальной группы должен быть сильный лидер, заинтересованный в ее успехах.

2. Нормальный психологический климат в коллективе. Взаимная поддержка членов группы, доверие.

3. Неоднородность группы. Обеспечивает большую эффективность в решении более сложных задач и проблем.

4. Сплоченность коллектива и его работоспособность.

5. Оптимальные размеры группы.

6. Четкость целей и разделение их всеми членами группы.

7. Постоянное пребывание в поиске новых идей, знаний, перспективных методов работы.

8. Мотивация членов группы.

Эффективность групповой деятельности зависит от множества факторов. На нее влияют: величина группы и ее индивидуальный состав, характер поставленной задачи или проблемы, развитость группы, климат внутри группы и взаимоотношения между ее членами, сплоченность коллектива.

Сплоченность группы играет немаловажную роль в эффективности групповой деятельности. В сплоченном коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия.

Групповая деятельность несомненно приносит определенные плюсы. Такие как: индивидуальное развитие членов группы, возникновение доверия между сотрудниками, уверенность в коллегах, что способствует сплочению коллектива. Также, по моему мнению, один из самых важных плюсов групповой деятельности – возможность высказывания своего мнения для каждого члена группы. Как известно, в мире все достаточно субъективно, и каждый человек имеет свои взгляды, мысли. Каждый член группы может видеть проблему по-своему, со своей точки зрения (неоднородность группы здесь является большим плюсом), отсюда видение решения у каждого сотрудника может быть своим. Появляется множество вариантов решений проблемы или задачи, стоящих перед группой. А это возможность выбрать наиболее верное и подходящее решение этой группе.

Конечно, есть и обратная сторона медали.

Работа в группе зачастую предполагает обсуждение проблем или задач всеми членами группы, как правило это занимает гораздо больше времени, нежели решение принималось бы индивидуально. Также, на мой взгляд, у работы в группе есть значительный недостаток – общая ответственность. Чем больше в группе человек, тем больше опасность возникновения безответственности и конфликтов. Некоторые члены группы могут выполнить свои задания недобросовестно, надеясь, что это исправят другие члены группы. А кто должен отвечать за некачественно выполненное задание? Все и никто одновременно. Индивидуальная ответственность отходит в сторону, и в какой-то степени стимул качественно выполнять свою работу пропадает (при отсутствии харизматичного лидера), просто потому что конкретно он за это ответственность не понесет. Но это конечно грозит снижением уровня сплоченности коллектива (т.к. доверие ослабляется), снижением продуктивности и качественности результата.

Читайте также:
Должностные обязанности завхоза на предприятии: перечень составляющих

Добиться эффективности групповой деятельности не так просто, но следуя определенным методам (в зависимости от конкретной ситуации), конечно, этого можно добиться.

Список используемой литературы

1. И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

2. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983

3. Клаус Фопель Групповая сплоченность

6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.

Реферат: Сплоченность в группах и коллективах

Макеевский экономико-гуманитарный институт

по социальной психологии

«Сплочённость в группах и коллективах»

Студента 3 курса

Доц. Муханова И.Ф.

1. Что такое группа?

2. Что такое коллектив?

3. Что такое сплочённость?

4. Групповая сплочённость

5. Сплочённость в коллективе

1. Что такое группа?

Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:

1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития – коллективы;

5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа – традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений.

Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:

1) продуктивность – чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;

2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, – например:

3) всестороннее развитие личности;

4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;

5) общественно-политическая активность;

6) сплоченность и уровень управляемости коллектива;

7) ориентации ценностные и нормы ценностные;

8) величина и состав группы;

9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно – например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают:

1) позитивная динамика общительности (или контактности);

2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;

3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического.

2. Что такое коллектив?

Коллектив-это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:

1) высокая сплоченность (сплоченность групповая);

2) самоопределение коллективное – в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;

3) идентификация коллективная;

4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;

5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально – психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:

Читайте также:
Отстранение от должности – что это по ТК РФ

1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;

2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;

3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;

4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;

5) имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным климатом психологическим;

6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:

1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;

2) второй уровень отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;

3) третий уровень – отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом.

3. Что такое сплочённость

Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом

4. Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (АЛ. Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива

5. Сплочённость в коллективе

Сплоченность коллектива – это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.

На состояние сплоченности коллектива в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.

Читайте также:
Ходатайство о премировании сотрудника: как выглядит

К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.

Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп.

Отсюда образуется двусторонний коммуникативный процесс, который представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли собеседники, обмениваются ли люди жестами или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов: рождение идеи, кодирование, передача, получение, декодирование сообщения, принятие сообщения, использование информации, обеспечение обратной связи.

В результате можно отметить, что эффективные управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и контроля.

1- «Словарь практического психолога» под ред. С.Ю. Головин 1998г.

2- «Социальная психология» под ред. А.П. Журавлёва 2002г.

3- Кадры, «Психологические особенности сплочённости коллектива» Довыдов К.Д. №4.2005г.

Сплоченность как показатель социально-психологического климата коллектива

Социально-психологический климат коллектива проявляется в трёх показателях:

идентификации личности с коллективом;

уровне удовлетворенности работника своим трудом.

Основным является сплоченность коллектива.

Сплочённость — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для её членов.

В результате многочисленных экспериментов было установлено, что существует определенная тенденция личности воспринимать свою группу, если это высокоразвитое сообщество, как источник ориентации. Возникает значительная однородность в установках членов такой группы в оценке содержательной стороны совместной деятельности, определяемое как ценностно-ориентационное единство. Сплочённость, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

Наибольшее значение имеет совпадение оценок в деловой сфере, в подходе к целям к задачам совместной деятельности. Количественным показателем групповой сплоченности может служить индекс сплочённости, определяемый как частота, совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.

Различают три вида трудовых коллективов в зависимости от их сплоченности.

  • 1. Сплоченный коллектив. В таком коллективе большинство работников усвоили групповые нормы поведения, они поддерживают между собой дружеские отношения. Коллектив стабилен, эффективен, во главе стоит руководитель, совмещающий статусы формального и неформального лидера. На уровень сплоченности коллектива влияют такие факторы, как уровень идентификации (отождествления) личности с коллективом (степень усвоения ею групповых норм поведения, единство ценностных ориентации и взглядов членов коллектива) и уровень удовлетворенности работника своим трудом.
  • 2. Расчлененный коллектив. Он характеризуется наличием нескольких социально-психологических групп, в каждой из которых сложились свои нормы поведения и во главе стоят неформальные лидеры. Как правило, такие группы конфликтуют между собой.
  • 3. Разобщенный коллектив. Как правило, в таком коллективе каждый работник руководствуется своими личными нормами поведения, а групповые нормы еще не сложились. Формальный лидер не пользуется авторитетом.

К. Рудестам (1993 г.), А. А. Александров (1997 г.) и другие исследователи группового поведения выделяют следующие факторы, способствующие усилению групповой сплоченности:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

однородный состав групп (особенно по возрастному показателю: нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и моложе восемнадцати);

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

привлекательность лидера как образца, модели оптимально функционирующего участника;

квалифицированная работа лидера, способного провести специальную работу для усиления сплоченности команды;

наличие другой группы, которая рассматривается как соперничающая;

присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников Прокофьева Н.И., Как сформировать сплочённый коллектив? от 15.08. 2011г,

Отметим, что последние два пункта, хотя и способствуют сплоченности команды, являются деструктивными и не могут рассматриваться в качестве инструментов сплочения команды.

Сплоченность – обратимый процесс, на любой стадии он может быть ослаблен или сведен на нет в результате разобщения, конфликта.

Можно выделить причины снижения групповой сплочённости.

Во-первых, возникновение в группе мелких подгрупп, что вызывает «местечковое» поведение и мышление. Чем больше группа, тем вероятнее образование подгрупп.

Во-вторых, неумелое руководство со стороны лидера может привести к излишнему напряжению, конфликтам и даже развалу команды.

В-третьих, отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, а также отсутствие совместной деятельности.

Сплоченность определяет успех совместной работы потому, что помогает преодолевать кризисы в развитии, делает группу неуязвимой и устойчивой к ситуациям, насыщенным негативными эмоциональными переживаниями, позволяет решать сложные задачи, которые не под силу выполнить одному члену группы в одиночку. Сплочение и формирование команды наиболее существенны для тех организаций, эффективная деятельность которых напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.

Как рассчитать среднемесячную заработную плату (формула)

  • В каких случаях работнику полагается среднемесячная зарплата
  • Как рассчитать среднемесячный заработок: общий порядок
  • Расчет среднего заработка: формула
  • Особенности расчета среднего дневного заработка
  • Выплаты, которые учитываются при расчете среднего заработка
  • Периоды, исключаемые из расчетного периода
  • Ситуации, когда в расчетном периоде не было зарплаты
  • Особые правила учета премий
  • Случаи, когда зарплата повышалась
  • Правила расчета среднего заработка для оплаты пособий
  • Итоги
Читайте также:
Должностные обязанности завхоза на предприятии: перечень составляющих

В каких случаях работнику полагается среднемесячная зарплата

Перечень ситуаций, когда выплаты работнику рассчитываются исходя из расчета среднего размера заработка, определен ТК РФ. К числу наиболее распространенных и чаще всего встречающихся в деятельности обычной организации ситуаций, требующих расчета среднего заработка, относят:

  • выплату отпускных (ст. 114 ТК РФ);
  • выдачу компенсации за неиспользованный отпуск — при увольнении или за часть отпуска свыше 28 календарных дней (ст. 126, 127 ТК РФ);
  • выезд работника в командировку (ст. 167 ТК РФ);
  • оплату работникам периодов обучения с отрывом от работы (ст. 173–176, 187 ТК РФ);
  • выплату выходных пособий (ст. 178 ТК РФ).

Помимо этого, исходя из среднемесячной заработной платы рассчитываются со следующими категориями сотрудников:

Сотрудники

Статья ТК РФ

Занятые коллективными переговорами или подготовкой проекта коллективного договора (соглашения) с освобождением от основной работы. При этом средний заработок за такими работниками может сохраняться до 3 месяцев

Временно переведенные на иную работу, чем та, что предусмотрена трудовым договором

Вынужденные прекратить трудовой договор из-за несоблюдения правил его заключения (если нарушения допущены не по вине работника) – в таком случае полагается выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты

Не выполнившие трудовые нормы и трудовые обязанности по вине работодателя

Вынужденные простаивать по вине работодателя – в такой ситуации выплачивается не менее 2/3 среднего заработка

Члены комиссий по трудовым спорам

Руководитель, его зам или главбух, уволенные при смене собственника в размере 3-кратного среднемесячного заработка

Переводимые на ниже оплачиваемую работу по состоянию здоровья

Направленные на обязательные медосмотры

Работники, проходящие диспансеризацию (с 01.01.2019)

Работники при приостановлении деятельности организации

Переводимые на другую работу беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет

Женщины, кормящие детей – при оплате перерывов для кормления

Родители детей-инвалидов при оплате дополнительных выходных и в некоторых других случаях

Рассчитать средний заработок понадобится при заполнении справки о безработице. По какой формуле рассчитать пособие и как правильно заполнить такую справку, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и смотрите рекомендации.

Как рассчитать среднемесячный заработок: общий порядок

Общий и единый для всех указанных случаев порядок расчета среднего заработка закреплен в ст. 139 ТК РФ. Главное правило: при любом режиме работы среднюю зарплату считают, исходя из фактически начисленного работнику заработка и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, истекших до периода, в котором требуется расчет среднемесячной заработной платы. Эти 12 месяцев именуются расчетным периодом.

Более детально порядок расчета прописан в положении «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которое утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расскажем подробнее о том, как рассчитать среднемесячную зарплату. Последние изменения в данный документ вносились в 2016 году, поэтому на него нужно ориентироваться при расчете среднего заработка в 2021 г.

Расчет среднего заработка: формула

Расчет среднего заработка для тех или иных выплат всегда делают исходя из среднего дневного заработка.

Общую формулу расчета среднего заработка можно представить так:

СмЗ — среднемесячная заработная плата;

СдЗ — средний дневной заработок;

N — количество дней, подлежащих оплате по среднему заработку.

Подробнее о том, как рассчитывать средний дневной заработок в разных ситуациях, читайте в следующих статьях:

Особенности расчета среднего дневного заработка

Основная особенность расчета среднего заработка за день состоит в том, что установлены разные правила его расчета:

  • для выплаты отпускных и компенсаций за неиспользованные отпуска;

  • всех иных случаев.

Расчет среднего заработка (кроме ситуаций с отпусками):

СдЗ = зарплата за расчетный период / фактически отработанные в расчетном периоде дни.

Расчетный период – 12 месяцев (ст. 139 ТК РФ). Если сотрудник отработал менее 12 месяцев, то расчетный период равен фактическому периоду работы.

При оплате отпусков, в т. ч. неиспользованных, которые предоставляются в календарных днях:

СдЗ = зарплата за расчетный период / 12 / 29,3.

Если некоторые месяцы из 12 отработаны не полностью или были периоды, которые нужно исключить из расчетного (о них мы скажем ниже), расчет среднего заработка за день производят так:

СдЗ = зарплата / (29,3 × полные календарные месяцы + отработанные, календарные дни в неполных календарных месяцах).

Количество календарных дней в неполных календарных месяцах определяется следующим образом:

29,3 / число календарных дней в месяце × отработанные календарные дни.

Допустим, работник проболел с 17 по 31 октября 2021 г. Тогда количество дней в частично отработанном октябре: 29,3 / 31 (календарные дни октября) × 12 (отработанные календарные дни за период с 1 по 16 октября) = 11 дней.

Предположим, что за 12 месяцев с ноября 2019 года по октябрь 2020 года работнику начислено 494 600 руб. Все остальные 11 расчетных месяцев он отработал полностью. Тогда средний дневной заработок в ноябре равен:

494 600 / (29,3 × 11 + 11) = 1 483,95 руб.

Если отпуск предоставляется в рабочих днях, расчет среднего заработка для отпускных вычисляют так:

СдЗ = зарплата / на число рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.

Выплаты, которые учитываются при расчете среднего заработка

В расчет среднего заработка берут все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации, в том числе:

  • заработную плату — повременную, сдельную, в процентах от выручки, выданную в денежной или натуральной форме;
  • различные стимулирующие надбавки и доплаты, а также все выплаты по условиям труда – подробнее о них читайте здесь;
  • премии и другие подобные вознаграждения;
  • прочие выплаты, применяемые у работодателя (п. 2 положения № 922).

В то же время в расчете среднего заработка не участвуют выплаты социальной направленности, такие как матпомощь, оплата питания, проезда, коммуналки и др.

Периоды, исключаемые из расчетного периода

Мы уже сказали, что расчетный период — это 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором осуществляется расчет среднего заработка. Однако отдельные периоды, а также начисленные за них суммы при расчете исключаются. Это периоды, когда:

  • за работником сохранялся средний заработок (не исключают только перерывы для кормления ребенка);
  • работнику выплачивалось больничное или декретное пособие;
  • работник не работал из-за простоя, в котором повинен работодатель, или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но и не работал из-за нее;
  • работнику предоставлялись выходные по уходу за ребенком-инвалидом;
  • работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без нее (п. 5 положения № 922).
Читайте также:
Отстранение от должности – что это по ТК РФ

Ситуации, когда в расчетном периоде не было зарплаты

Если в расчетном периоде зарплата работнику не начислялась, расчет среднего заработка ведут по зарплате, начисленной за предыдущие 12 месяцев. В том случае, когда у работника нет зарплаты (отработанного времени) до начала расчетного периода, но она имеется в месяце расчета, средний заработок определяют по суммам, начисленным за этот месяц. Если же зарплаты нет и в месяце расчета, среднюю зарплату рассчитывают, исходя из назначенной тарифной ставки или оклада.

Узнайте больше о неоплачиваемом отпуске в материале «Как пойти в отпуск без сохранения заработной платы».

Особые правила учета премий

При расчете среднемесячной заработной платы разные премии учитываются по-разному, в зависимости от того, за какой период они начислены (п. 15 положения № 922).

При ежемесячном премировании в расчет включают не более 1 премии в месяц за каждый премируемый показатель, например, 1 премию за количество привлеченных клиентов и 1 — за объем реализации. В итоге за расчетный период может быть учтено не более 12 премий каждого вида.

Если премии начисляются за период больше месяца, но меньше расчетного периода, например, за квартал или полугодие, они учитываются в фактически начисленном за каждый показатель размере. А если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода — в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода.

Премии за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы) берут в расчет полностью, независимо от времени их начисления.

В не полностью отработанном расчетном периоде премии учитываются пропорционально отработанному времени. Премии, начисленные за фактически отработанное время, учитывают полностью.

Случаи, когда зарплата повышалась

Повышение размеров оплаты труда в организации влияет и на среднемесячную заработную плату работника. При этом важно, в каком периоде происходит рост зарплат:

  • Если повышение приходится на расчетный период, индексируют все выплаты за время, предшествующее повышению. Коэффициент индексации рассчитывается путем деления новой тарифной ставки, оклада и т. п. на тарифные ставки, оклады, действовавшие в каждом из 12 расчетных месяцев.
  • Если зарплата увеличивается после расчетного периода, но до наступления случая, для которого нужно посчитать средний заработок, повышается сам средний заработок. Поправочным коэффициентом здесь является отношение нового размера оплаты труда к прежнему.
  • Если повышение осуществляется уже в период сохранения среднего заработка, увеличивается только его часть с даты повышения и до окончания данного периода. Индексирующий коэффициент считают так же, как во втором случае.

Правила расчета среднего заработка для оплаты пособий

В заключение хотим обратить внимание читателя на следующее. Понятие среднего заработка используется не только трудовым законодательством, но и законодательством о соцобеспечении. Так, по среднему заработку оплачиваются больничные, декретные, детские пособия. Однако считают этот заработок иначе — в порядке, установленном законом «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

С 2021 года все регионы перешли на «Прямые выплаты от ФСС». Это значит, что первые 3 дня больничного рассчитывает и оплачивает работодатель, а последующие дни больничного – ФСС напрямую оплачивает сотруднику.

Не запутаться в подсчетах вам поможет наша памятка. Переходите в материал и бесплатно изучите этот материал.

Подробнее о расчете среднего заработка для соцвыплат читайте в следующих статьях нашего сайта:

  • для больничного —здесь;
  • для пособия по уходу за ребенком —здесь;
  • для декретных выплат —тут.

Если вам нужно рассчитать среднеденвной заработок для выплаты выходного пособия, воспользуйтесь разъяснениями экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Итоги

Правила расчета среднего заработка (среднемесячной заработной платы), описанные нами выше, применяются исключительно для случаев, перечисленных в начале статьи, в том числе при расчете среднего заработка при сокращении работника для выплаты ему выходного пособия, а на социальные пособия, пособия по безработице не распространяются.

Подробнее о соцвыплатах вы можете узнать в нашей рубрике «Пособия».

Как рассчитывается среднемесячная заработная плата

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Когда производится расчет среднемесячного заработка?
  2. Общие правила расчета среднемесячной зарплаты
  3. Какие выплаты включаются в среднемесячный заработок?
  4. Периоды, которые не принимаются во внимание при расчете
  5. Влияет ли на размер среднемесячного заработка повышение зарплат?
  6. Особенности расчета средней оплаты труда для выплаты пособий

Среднемесячная зарплата выдается сотрудникам в ряде случаев. Перед ее выплатой нужно правильно произвести расчеты.

В каком порядке исчислять средний заработок (среднемесячную заработную плату) для пособия по безработице?

Когда производится расчет среднемесячного заработка?

Случаи, когда обязательно требуется рассчитывать среднемесячный заработок, определены различными статьями ТК РФ. Рассмотрим наиболее типичные ситуации:

  • Выдача отпускных (статья 114 ТК РФ).
  • Выплата компенсаций за отпуск, который не был использован. Согласно статьям 126 и 127 ТК РФ деньги выдаются при увольнении.
  • Выплата командировочных при отправке сотрудника в командировку (статья 167 ТК РФ).
  • Выплаты сотрудникам при их обучении с отрывом от основной деятельности в компании (статьи 173-176, 187 ТК РФ).
  • Выдача выходных пособий (статья 178 ТК РФ).

Вопрос: Как рассчитать среднюю заработную плату по организации?
Посмотреть ответ

На основании размера среднемесячного заработка определяются выплаты в данных ситуациях:

  • Зарплата сотрудникам, которые занимаются коллективными переговорами, подготавливают их проект, но не привлечены к основной деятельности. Согласно статье 39 ТК РФ средний заработок за ними может быть сохранен в течение 3 месяцев.
  • В некоторых случаях, изложенных в статье 72.2 ТК РФ, трудящиеся могут быть переведены на другую работу, которая не указана в трудовых договорах. При этом также выплачивается средняя зарплата.
  • Трудовой договор расторгнут по причине его неправильного составления по вине работодателя, выплачивается пособие в размере среднего заработка сотрудника. Данное правило изложено в статье 84 ТК РФ.
  • Работодатель нарушил существующие трудовые нормы (статья 155 ТК РФ).
  • Возник простой, ответственность за который несет работодатель. В данном случае трудящемуся выплачивается 2/3 от средней зарплаты (статья 157 ТК РФ).
  • Расчет выплат участникам комиссии по спорам, связанным с трудовым правом (статья 171 ТК РФ).
  • Выплаты руководителю компании или главному бухгалтеру при их увольнении в связи со сменой собственника (статья 181 ТК РФ).
  • Перевод сотрудников на работу с относительно низкой оплатой в связи с их состоянием здоровья (статья 182 ТК РФ).
  • Прохождение трудящимся обязательного медицинского осмотра (статья 185 ТК РФ).
  • Расчет выплат донорам крови (статья 186 ТК РФ)
  • Выплата компенсаций при остановке деятельности компании в связи с обстоятельствами, изложенными в статье 220 ТК РФ.
  • Перевод на иную должность беременных сотрудниц или женщин с малышами младше 1,5 лет (статья 254 ТК РФ).
  • Оплата времени, предназначенного для кормления малышей (статья 258 ТК РФ).
  • Оплата добавочных выходных сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети-инвалиды (статья 262 ТК РФ).
Читайте также:
Средняя зарплата в Казахстане

Если размер среднемесячного заработка будет рассчитан неверно, сотрудник может пожаловаться на работодателя. Для этого направляется соответствующее заявление в трудовую инспекцию.

Как рассчитать среднюю заработную плату работника для заполнения справки на оформление визы?

Общие правила расчета среднемесячной зарплаты

Общий порядок, используемый при расчете, изложен в статье 139 ТК РФ. Главное правило: зарплата рассчитывается на основании реально выплаченных зарплат и реально отработанных смен. Расчетное время — год. Развернутый порядок расчета содержится в Постановлении Правительства от 10.12.2016 г. №922.

Как рассчитать средний заработок (среднемесячную заработную плату) для оплаты выходного пособия при увольнении работника?

Формула для расчета

Среднемесячный заработок определяется по следующей формуле:

В данной формуле используются следующие определения:

  • СМЗ – среднемесячный заработок;
  • СДЗ – среднедневные выплаты;
  • N – число дней, которые должны оплачиваться по среднестатистической зарплате.

Это общая формула для расчета.

Нюансы расчета

Нужно учесть, что существует разный порядок расчетов в разных случаях:

  • При выплатах за отпуск, который не был использован.
  • Иные ситуации.

Если расчет ведется в ситуациях, которые не связаны с выплатой отпускных, требуется разделить совокупный заработок за расчетное время на число отработанных в периоде смен. Если же среднемесячный заработок требуется вычислить для оплаты отпускных, необходимо зарплату сначала разделить на 12 месяцев, а затем на среднее число дней в месяце (29,3).

Какие выплаты включаются в среднемесячный заработок?

При расчете требуется учитывать следующие выплаты:

  • Зарплату любого типа: почасовую, сдельную, выраженную в процентах, выплачиваемую в натуральном виде.
  • Стимулирующие выплаты: различные премии, надбавки.
  • Иные выплаты, предусмотренные трудовым договором.

То есть учитываются все выплаты, которые предусмотрены принятой системой оплаты труда.

ВАЖНО! При определении среднемесячного заработка не будут учтены различные социальные выплаты, оплата питания, поездок.

Нюансы учета премий

Учет премий определяется периодичностью их начисления. Если выплаты следуют каждый месяц, учитывается только одна премия. То есть максимальное количество премий в год составляет 12. К примеру, сотрудник получил в месяц 2 премии: за привлеченного клиента и исполнение плана продаж. При расчете учитывается только одна из премий.

Периоды, которые не принимаются во внимание при расчете

Как уже говорилось, под расчетным периодом понимается 12 месяцев. Однако из расчетного времени исключаются некоторые периоды:

  • Время, когда за трудящимся была сохранена средняя заработная плата (исключая время, отведенное для кормления малыша).
  • Периоды нахождения на больничном или в декрете.
  • Простои, которые произошли по вине работодателя.
  • Забастовка, в которой не участвовал трудящихся.
  • Выходные, которые выдаются родителям детей с инвалидностью.
  • Освобождение от работы по различным причинам.

Если работодатель не будет учитывать эти периоды при расчете, это будет совершенно законно.

ВНИМАНИЕ! Единовременные выплаты за выслугу лет, вне зависимости от периода их выплат, обязательно включаются в расчет в полном размере.

Влияет ли на размер среднемесячного заработка повышение зарплат?

Повышение объема оплаты работ будет влиять на размер среднемесячного заработка. Однако при этом требуется учитывать период совершения выплат:

  • Если увеличение зарплаты было произведено в расчетный период, выполняется индексация всего периода, предшествующего повышению. Коэффициент определяется делением нового тарифа на размер зарплат, актуальных для каждого из 12 месяцев.
  • Если заработок повышается после расчетного времени, однако это происходит до ситуации, в котором выполняются расчеты, увеличивается сама среднемесячная зарплата. Поправочный коэффициент – соотношение нового объема заработка к предыдущему.

Порядок индексации средней зарплаты определяется Минтрудом.

Особенности расчета средней оплаты труда для выплаты пособий

Определение средней зарплаты выполняется в рамках не только ТК РФ, но и при выплатах социального обеспечения. То есть по среднему заработку рассчитываются больничные, декретные и прочие выплаты. Порядок расчета в данном случае отличается от приведенного выше. Он изложен в ФЗ от 29 декабря 2006 года №255. Средний размер оплаты труда нужен также для определения пособия по безработицы. В данном случае расчеты исполняются на основании постановления Минтруда РФ от 12 августа 2003 года №62.

К СВЕДЕНИЮ! Порядок расчета определяется на основании того, для чего нужно определение среднего заработка. Все нюансы расчета изложены в соответствующих постановлениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: