Пенсионное обеспечение в России – трудовые и социальные пенсии

Пенсионная система России

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей.
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).
  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.

Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.

Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

О пенсиях – без путающих подробностей

Пенсия страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная и добровольная – разбираемся, кому какая полагается

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная и добровольная.

Страховая пенсия

Страховая пенсия может быть трех видов: пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

  • Страховая пенсия по старости назначается при наличии одновременно трех условий:
    • достижение пенсионного возраста (в 2021 г. 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин);
    • наличие необходимого страхового стажа (в 2021 г. не менее 12 лет);
    • наличие минимальной суммы пенсионных баллов (в 2021 г. не менее 21 балла).
  • Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II и III групп при наличии страхового стажа. Причем продолжительность стажа значения не имеет. Неважен также возраст гражданина, причины инвалидности и время ее наступления. Гражданин при этом может продолжать трудовую деятельность.
  • Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, – например, несовершеннолетним детям и супругу, которые не имеют своих доходов и возможности их получать.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению

Это ежемесячная государственная денежная выплата определенным категориям граждан в целях компенсации им утраченного заработка (дохода).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению может быть пяти видов:

  • государственная пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим;
  • государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф;
  • государственная пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;
  • государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих, космонавтов и граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;
  • социальная пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в России, при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов.

Накопительная пенсия

Это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления формируются только у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 г. был сделан выбор в пользу накопительной пенсии, т.е. было подано соответствующее заявление в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, накопительная пенсия назначается гражданину пожизненно и выплачивается ежемесячно, но только после достижения пенсионного возраста. Причем он остался прежним для данного вида пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Есть и другие способы получения пенсионных накоплений.

  • Единовременная выплата. Ее можно получить, если пенсионные накопления гражданина составляют 5 или менее процентов по отношению к сумме страховой и накопительной пенсий. При таком условии можно забрать все пенсионные накопления сразу.
  • Срочная пенсионная выплата – это выплата пенсионных накоплений в течение конкретного срока. Данный срок определяет гражданин, но он не может быть меньше 10 лет. В таком случае все пенсионные накопления разделят на количество месяцев, выбранных гражданином, и будут выплачивать их частями каждый месяц на протяжении всего этого времени.
  • Выплата накопительной части пенсии родственникам. Это возможно в случае смерти гражданина до назначения ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений или если он не получил эти накопления в полном размере при жизни.

Получить пенсионные накопления любым из вышеуказанных способов при жизни женщины могут также только после достижения возраста 55 лет, а мужчины – 60 лет. Если гражданин не достиг возраста выхода на пенсию, получать пенсионные накопления он не вправе.

Добровольная пенсия

Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование. Оно позволяет россиянам формировать еще одну пенсию. Для получения добровольной пенсии гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и делать личные взносы.

В негосударственном пенсионном обеспечении гражданина может принимать участие его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Пенсия по старости в 2021 году

Что такое пенсия по старости

— Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, — объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие: пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и так далее.

— Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, — указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости — самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

— 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, — говорит Елена. — Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2021 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины — в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах: они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно).

— Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью, медицинские, педагогические работники и другие. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для которых помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохраняется и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а, например, в 2021 году нужен страховой стаж не менее 12 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например период ухода за ребенком:

— С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2021 году с учетом переходного периода ИПК составляет 21. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Минимальная пенсия в 2021 году: таблица с суммами по всем регионам

Прожиточный минимум пенсионера, который устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат, если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Получите доступ к 35 онлайн-курсам для предпринимателей и бухгалтеров. Подключите «Клерк.Премиум». Вы сможете не только проходить курсы, получать сертификаты ИПБ России, но и задавать экспертам «Клерка» неограниченное количество вопросов. Мы ответим в течение дня. Это точно дешевле, чем иметь сторонних консультантов. Сможете собирать вопросы со всех коллег и даже давать им свой логин и пароль, и они тоже смогут задавать вопросы.

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер соцподдержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2021 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,3 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали, и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2021 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2020 до 2021) и за 2 года (с 2019 до 2021).

Наименование субъекта РФ

ПМП в 2021 году

ПМП в 2020 году

ПМП в в 2019 году

ПМП в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2020 до 2021)

Прирост ПМП за 2 года (с 2019 до 2021)

В целом по России

10 022

9 311

8 846

8 726

711

1 176

Центральный федеральный округ

Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 24.02.2021 № 18-ФЗ, от 24.03.2021 № 53-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

31. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей”. (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента – стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии – назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии – обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии – повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело – комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом “О накопительной пенсии”.

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее – государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее – муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее – должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена – Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена – Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”.

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закон

Как правильно отразить в форме 6-НДФЛ отпускные?

  • Что отличает отпускные и больничные по части НДФЛ?
  • Отражение в 6-НДФЛ отпускных, выплачиваемых отдельно и вместе с зарплатой
  • Как показать переходящие отпускные и их перерасчет?
  • Пример заполнения 6-НДФЛ с отпускными
  • Итоги

Что отличает отпускные и больничные по части НДФЛ?

В форму 6-НДФЛ наряду с обычными выплатами, облагаемыми налогом на доходы физлиц, попадают отпускные и больничные. В отличие от заработной платы, выплачиваемой через каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), их начисляют:

  • отпускные — при оформлении отпуска с выплатой не позже 3 календарных дней до его начала (ст. 136 ТК РФ);

ВНИМАНИЕ! Чтобы не ошибиться с датой выплаты отпускных и не попасть на штраф от трудовой инспекции и на проценты за просрочку выплат работникам, прочтите нашу публикацию «Если отпуск с понедельника, выдать отпускные в пятницу нельзя».

  • больничные — в течение 10 календарных дней после получения от работника соответствующего документа и выплачивают вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 закона РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ»).

ВАЖНО! Работодатель с 2021 года оплачивает только первые 3 дня больничных и некоторые пособия. Остальные выплаты осуществляет ФСС напрямую, т.к. с 2021 года по всей России действует пилотный проект.

При различиях в сроках начислений и выплат для отпускных и больничных существуют одинаковые правила для определения:

  • даты признания дохода полученным для целей расчета НДФЛ — он соответствует дате выплаты дохода (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ);
  • срока для уплаты НДФЛ — ей является последняя дата месяца, в котором сделаны выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

В части последнего срока отпускные и больничные отличаются от всех прочих доходов, НДФЛ с которых должен платиться не позже первого рабочего дня, наступающего за днем выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Из-за этой особенности в 6-НДФЛ отпускные и больничные в большинстве случаев будут показываться обособленно от иных выплат.

Отражение в 6-НДФЛ отпускных, выплачиваемых отдельно и вместе с зарплатой

С отчетности за 1 квартал 2021 года форма 6-НДФЛ обновлена приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@.

Воспользуйтесь образцом 6-НДФЛ за 3 квартал/9 месяцев 2021 года, составленным экспертами КонсультантПлюс, и проверьте, все ли вы заполнили правильно. Это можно сделать бесплатно, получив пробный онлайн доступ к системе.

Как отразить отпускные в 6-НДФЛ? В большинстве случаев ситуации по НДФЛ с отпускных сводятся к 2 вариантам:

  • отпускные выплачивают отдельно от зарплаты по мере начисления — тогда они показываются в отдельных строках раздела 1 формы 6-НДФЛ по двум причинам: имеет место свой срок выплаты дохода и особый срок оплаты НДФЛ с него;
  • отпускные выплачивают вместе с зарплатой (например, при отпуске с последующим увольнением) — в этом случае их все равно надо показать в отдельных строках раздела 1 формы 6-НДФЛ, т. к. при едином сроке выплаты дохода различным будет срок, установленный для оплаты НДФЛ с него.

Таким образом, в разделе 1 6-НДФЛ отпускные, как правило, окажутся отраженными отдельно от иных осуществленных выплат из-за несовпадения срока оплаты НДФЛ с них (письмо ФНС России от 11.05.2016 № БС-4-11/8312). В разделе 2 этой формы они войдут в общие суммы сделанных за отчетный период начислений доходов (стр. 110 ранее стр.020), удерживаемого с этих доходов налога (стр. 140 ранее стр. 040) и фактически удержанного налога (стр. 160 ранее стр. 070).

На границе периодов срок оплаты НДФЛ с отпускных, подчиняющийся общему порядку переноса его на ближайший рабочий день, если он попадает на выходной (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), может перейти на следующий за отчетным периодом квартал. В такой ситуации строки 110, 140 и 160 будут заполнены в периоде выплаты дохода, а в раздел 1 данные по этой выплате попадут только в следующем отчетном периоде.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы отразили отпускные в 6-НДФЛ. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как показать переходящие отпускные и их перерасчет?

Как отразить в форме 6-НДФЛ отпускные, переходящие на другой месяц или квартал? Это делают по общим правилам:

  • начисление дохода в виде отпускных и относящегося к нему налога, вне зависимости от того, к какому периоду они относятся, в соответствии с фактической датой этих начислений и установленным для них сроком платежа попадут в общие цифры раздела 2 формы 6-НДФЛ;
  • выплата отпускных будет показана в разделе 1 формы 6-НДФЛ с выделением по сроку уплаты налога.

То есть необходимость внесения в 6-НДФЛ отпускных, относящихся к разным отчетным периодам, будет определять факт их начисления и реальной выплаты, а не период, с которым они связаны (письмо ФНС России от 24.05.2016 № БС-4-11/9248).

Необходимость в перерасчете отпускных после сдачи отчетности с данными по ним может возникнуть в 2 ситуациях:

  1. При расчете отпуска была допущена ошибка, и в отчет попали неверные данные. В этом случае надо сдать уточненный отчет 6-НДФЛ с правильными сведениями в нем.
  2. Перерасчет имеет под собой законодательно обусловленные причины и правомерно осуществлен позже первичного расчета отпускных (например, при отзыве из отпуска, при увольнении, при переносе отпуска из-за несвоевременной выплаты отпускных). В такой ситуации данные по нему можно включить в соответствующие строки отчета того периода, в котором произведен перерасчет (письма ФНС от 24.05.2016 № БС-4-11/9248, УФНС по г. Москве от 12.03.2018 № 20-15/049940).

О сроках, установленных для сдачи отчета, читайте в этом материале.

Как в 6-НДФЛ отразить учебный отпуск, разъяснил Н. Н. Тактаров, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. Чтобы сделать все правильно, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно изучите мнение чиновника.

Пример заполнения 6-НДФЛ с отпускными

Необходимость отражения в 6-НДФЛ отпускных связана с 3 датами:

  • Начисления дохода по отпускным и соответствующей ему суммы налога — в этом плане отпускные ничем не отличаются от иных доходов, и в раздел 2 формы 6-НДФЛ попадают на общих основаниях (т. е. тогда, когда доход будет признан для целей начисления налога с него).
  • Выплаты отпускных — ее внесение в раздел 1 формы 6-НДФЛ происходит по аналогии с выплатой иных доходов. Датой такого дохода признается день осуществления выплаты (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, письма ФНС России от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@, от 24.05.2016 № БС-4-11/9248).
  • Срока уплаты налога — в нем заключается то существенное различие между отпускными (больничными) и иными доходами, которое, не меняя порядка заполнения формы 6-НДФЛ, приводит к существованию особого момента внесения данных по отпускным (больничным) в этот отчет.

Допустим, существуют такие исходные показатели:

Переходящий отпуск. Как не запутаться с перечислением НДФЛ, вычетами и отчетностью

Ни одна организация — плательщик налога на прибыль или единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, в штате которой числятся работники, не обходится без такой операции как предоставление сотрудникам ежегодных отпусков. Соответственно, компания должна оплатить отдых работников исходя из их среднего заработка.

Довольно часто дни отпуска приходятся на разные месяцы календарного года, причем иной раз они попадают на разные отчетные (налоговые) периоды.

Рассмотрим нюансы налогообложения, связанные с исчислением НДФЛ по переходящим отпускам, выплачиваемых работникам предприятия и порядок отражения отпускных в расчете 6-НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ при выдаче отпускных (в том числе по переходящим отпускам) Организация обязана исчислить и удержать НДФЛ.

При этом работодатель обязан удерживать НДФЛ как налоговый агент (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Удержание налога производится на дату выплаты отпускных, то есть работник получает суммы отпускных уже за минусом НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 223, п. п. 3, 4 ст. 226 НК РФ, Письма Минфина России от 28.03.2018 N 03-04-06/19804, от 17.01.2017 N 03-04-06/1618).

Организация — работодатель, выступая в роли налогового агента, должна перечислить в бюджет НДФЛ, удержанный с отпускных, не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

То есть, бухгалтер перечисляет НДФЛ с отпускных в том месяце, когда они были начислены и выплачены.

Поскольку время отпуска оплачивают авансом, налог удерживают сразу со всей суммы отпускных, даже если отпуск приходится на несколько месяцев.

«Отпускной» НДФЛ и вычеты

Несмотря на то, что в случае с «переходящими» отпускными фактически сотрудник в одном месяце получает зарплату и «отпускные» за два месяца, стандартные вычеты следует предоставлять только за один из них.

Таким образом, вычет может быть предоставлен или с отпускных, или с заработной платы.

Таким образом, причитающиеся работнику вычеты, предоставляются в общем порядке за текущий месяц, то есть распределять на вычеты, приходящиеся на сумм отпускных за текущий и следующий месяцы не надо.

Работнику был предоставлен основной оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней с 25 июня по 8 июля 2019 года включительно.

Работник имеет одного ребенка, в связи с чем ему предоставляется стандартный вычет в размере 1 400 руб.

На момент выплаты отпускных доход работника, рассчитанный нарастающим итогом с начала года не превысил 350 000 руб.

Аванс по зарплате за отработанное время был выдан работнику в первой половине месяца — 15 июня 20196 года в размере 10 000 руб. НДФЛ с этой суммы не удерживался.

30 июня 2019 года была начислена заработная плата за июнь, за фактически отработанное время, в размере 22 500 руб. (с 1 по 24 июня 2019 года).

Отпускные начислены в размере 13 500 руб., в том числе за июнь 2019 года −7 500 руб., за июль 2019 года — 8 000 руб.

При расчете НДФЛ с отпускных был учтен вычет за июнь 2019 года.

Сумма НДФЛ с отпускных составила 1 573 руб. — (13 500 руб. — 1 400 руб.) х 13%.

20 июня 2019 года работник получил отпускные в размере 11 927 руб. (13 500 руб. —1 573 руб.).

На дату начисления заработный платы за июнь, доход работника, рассчитанный нарастающим итогом с начала года не превысил 350 000 руб.

Поэтому за работником сохраняется право на стандартный вычет. Но так как вычет за июнь был уже применен при выплате отпускных, то с общей суммы заработной платы необходимо удержать НДФЛ в размере 2 925 руб. (22 500 руб. х 13%).

Порядок отражения отпускных в расчете 6-НДФЛ

Сдавать его все работодатели обязаны каждый квартал.

Форму отчета, порядок заполнения 6 НДФЛ и его предоставления определяет приказ ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@.

В начале 2018 года в него внесли изменения приказом ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/18@, который вступил в силу 26 марта 2018 года.

Отчет, который показывает расчет сумм налога на доходы физических лиц, сдается поквартально в электронном формате, если за отчетный квартал в организации производились выплаты в пользу 25 человек и более.

Если организация отчитывается меньше чем за 25 человек, то форму можно сдать на бумажном носителе. Сумма налога заполняется в рублях, а сумма дохода — в рублях и копейках.

Инструкция по заполнению расчета 6-НДФЛ по переходящим отпускам

Отпускные по общему правилу включаются в 6-НДФЛ за период, когда они выплачены.

Таким образом, в расчете следует отразить только выплаченные отпускные, а отпускные, которые начислены, но не выплачены, указывать не нужно (пп. 1 п. 1 ст. 223, п. п. 3, 4 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ). В расчете 6-НДФЛ информацию об отпускных нужно отразить в том периоде, в котором они выплачены.

Исключение — если организация выплатила отпускные в последний месяц квартала и его последний день приходится на выходной. Тогда срок перечисления НДФЛ по отпускным наступит в следующем периоде (п. 7 ст. 6.1, п. 6 ст. 226 НК РФ). Такие отпускные нужно включить в разд. 1 в периоде их выплаты, а в разд. 2 расчета 6-НДФЛ уже в следующем периоде.

Например, если отпускные выплачены в декабре и 31 декабря является выходным днем, то в разд. 1 их нужно включить за этот год, а в разд. 2 — в I квартале следующего года (Письмо ФНС России от 05.04.2017 N БС-4-11/6420@).

В разд. 1 нужно (ст. 216 НК РФ, п. п. 3.1, 3.3 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ):

  • по строке 020 включить сумму отпускных в общую сумму доходов, начисленную по всем физлицам с начала года;
  • по строке 040 указать НДФЛ, исчисленный со всех доходов с начала года, в том числе с отпускных;
  • по строке 060 отразить общее количество физлиц, которые получили выплаты, в том числе отпускные;
  • по строке 070 указать общую сумму НДФЛ, удержанного с начала года, включая налог, удержанный с отпускных.

В разд. 2 нужно отразить (п. 4.2 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ):

по строкам 100 и 110 в качестве даты фактического получения дохода и удержания НДФЛ — день выплаты отпускных (пп. 1 п. 1 ст. 223, п. 4 ст. 226 НК РФ);

  • по строке 120 — последний день месяца, в котором выплачены отпускные. Если такой день попадает на выходной, то сроком перечисления налога будет рабочий день, следующий за последним днем месяца, в котором выплачены отпускные (п. 7 ст. 6.1, п. 6 ст. 226 НК РФ, п. 4.2 Порядка заполнения расчета 6-НДФЛ);
  • по строке 130 — сумму выплаченных отпускных без вычитания суммы удержанного НДФЛ;

по строке 140 — сумму удержанного с отпускных НДФЛ.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Читайте также:
Заявление на компенсацию отпуска: образец
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: