Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок медосмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава от 28.01.21 № 29н). Согласно порядку, некоторые категории сотрудников по-прежнему должны проходить медосмотры как перед трудоустройством, так и в период работы. А на работодателя возложены обязанности организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. Кроме того, он должен передать данные о медосмотрах в ФСС. Мы составили подробные инструкции для работодателей, которые обязаны обеспечивать проведение медосмотров кандидатов на работу и действующих сотрудников.

  1. Новый приказ по медосмотрам 29н
  2. Виды медицинских осмотров работников
  3. Для чего необходимо проходить медицинские осмотры
  4. Основания для медосмотров сотрудников
  5. Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр
  6. Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция
  7. Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция
  8. Расходы на прохождение работниками медосмотра
  9. Последствия отсутствия медицинского осмотра

Новый приказ по медосмотрам 29н

С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Он утвержден приказом Минздрава от 28.01.21 № 29н, и будет действовать до 1 апреля 2027 года (далее — Порядок № 29н).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Виды медицинских осмотров работников

Трудовое законодательство выделяет три вида медосмотров.

1. Предварительные. Их проходят при поступлении на работу, еще до заключения трудового договора .

Составить и распечатать трудовой договор

2. Периодические. Они проводятся с определенной частотой в период работы. К этой категории обследований относятся также медицинские осмотры в начале и в конце рабочего дня (смены). Их устанавливают для некоторых категорий работников (например, для водителей; подробнее см. « Отметка о медосмотре в путевом листе: кто, когда и как должен ее проставить »).

3. Внеочередные. Они необходимы при наличии соответствующих медицинских рекомендаций (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Такие рекомендации могут быть даны, например, после болезни работника или по результатам регулярного медосмотра (п. 19 Порядка № 29н).

Для чего необходимо проходить медицинские осмотры

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

ВАЖНО

Работодатель не вправе допускать к выполнению трудовых обязанностей сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Еще одно назначение медосмотра — обеспечение охраны здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. В частности, с этой целью обследуются продавцы, работники предприятий общепита и других организаций, указанных в части 2 статьи 213 ТК РФ.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Основания для медосмотров сотрудников

Такие основания перечислены в статьях 213 , 298 и 324 ТК РФ и в пункте 20 Порядка № 29н. Так, в обязательном порядке проходят медосмотры работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Помимо тех, кто занят на работах, указанных в Перечне, проходить медосмотры должны сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные Приложением к Порядку № 29н. В частности, в этом Приложении перечислены работы на высоте; работы, связанные с техобслуживанием электроустановок или оборудования под давлением; и др.

ВНИМАНИЕ

Лица в возрасте до 18 лет могут поступить на работу (вне зависимости от ее вида) только после предварительного медосмотра. В дальнейшем, до достижения совершеннолетия, они обязаны проходить ежегодные медосмотры (ст. 266 ТК РФ).

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр

При определении категорий лиц, которых можно взять на работу только при наличии медицинского заключения, нужно ориентироваться на указанные выше критерии. Так, до оформления трудового договора показаться врачам обязаны все работники в возрасте до 18 лет, а также лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включая подземные работы (ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ). Перечень таких факторов и работ приведен в упомянутом приказе № 988н/1420н. Также они перечислены в Приложении к Порядку № 29н.

Пройти медосмотр перед подписанием трудового договора придется и тем, кто претендует на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Следующая категория работников, для которых предусмотрены обязательные предварительные медосмотры, — лица, принимаемые на работу в организации пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Еще один случай, когда претендента на трудоустройство нужно направить к врачу, связан с планируемой работой вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

И, наконец, последнее упоминание в Трудовом кодексе предварительного медосмотра касается лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, если эти лица переезжают туда из других регионов (ст. 324 ТК РФ).

ВАЖНО

Медосмотр, пройденный в период деятельности в другой организации или при обстоятельствах, не связанных с трудоустройством, не может заменить предварительный медосмотр при приеме на работу (письмо Госинспекции труда в г. Москве от 12.02.20 № 77/10-3961-20-ОБ/18-1299).

Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Читайте также:
Заявление на выдачу трудовой книжки на руки: образец

Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос

Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

СОВЕТ

Рекомендуем дополнительно сообщить работнику в письменной форме (например, указать в справке), что для прохождения медосмотра необходимы:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • полис ОМС или ДМС.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя. Указываются должность и ФИО этого лица (п. 9 Порядка № 29н). Сведения о выданном направлении заносятся в специальный журнал или иную форму учета, которую ведет работодатель.

Бесплатно вести кадровый учет и готовить всю кадровую отчетность в сервисе «Контур.Персонал»

С этим направлением, а также комплектом личных документов (паспорт, СНИЛС, полис) кандидат на работу отправляется в медицинское учреждение для прохождения комиссии. По ее результатам оформляется заключение в трех экземплярах. Один из них получает сам будущий работник, второй остается в медорганизации и приобщается к амбулаторной карте, а третий направляется работодателю (п. 15 и 17 Порядка № 29н).

ВНИМАНИЕ

В ряде случаев данные о прохождении медосмотра заносятся в личную медицинскую книжку (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К примеру, такой документ выдается работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка работника должна содержать печать организации Роспотребнадзора, выдавшей ее, и подпись владельца. Медкнижка хранится у работодателя.

На третьей стадии работодатель принимает решение по итогам медосмотра и оформляет соответствующую документацию. Если в медицинском заключении указаны противопоказания для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы, работодатель не может допустить кандидата к соответствующей работе. А значит, нужно отказать соискателю в заключении трудового договора. Аналогичным образом следует поступить, если по результатам медосмотра выдана справка о необходимости дополнительного медобследования (п. 14 Порядка № 29н).

Если же противопоказаний нет, то с кандидатом оформляется трудовой договор. А информацию о проведенном медосмотре нужно включить в состав 4-ФСС (таблица 5). Эти сведения будут учтены при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу по взносам на «травматизм».

Заполнить и сдать через интернет 4‑ФСС по действующей форме

Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

На этом подготовительная стадия заканчивается и начинается основной этап проведения медосмотра. Так же, как и в случае с предварительным медосмотром, работодатель выдает работникам (под подпись) соответствующие направления (п. 9 и 25 Порядка № 29н), а сведения о них вносит в журнал учета.

ВАЖНО

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

С данным направлением и личными документами (паспорт, СНИЛС, полис) работник посещает медучреждение и проходит комиссию. По результатам обследования составляется медзаключение. Один экземпляр передается работодателю.

На последнем этапе работодатель принимает организационные решения по итогам медосмотра. Так, если в заключении указаны противопоказания для выполнения определенной работы, следует незамедлительно отстранить сотрудника от такой деятельности. Отстранение оформляется приказом или распоряжением.

В медзаключении может быть сказано, что работник нуждается в переводе на другую работу. Документы на перевод оформляются только при наличии письменного согласия работника. Если работник не готов сменить вид деятельности, либо в компании нет подходящий вакансии, уволить его можно лишь в том случае, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе. В такой ситуации трудовой договор прекращается на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ. Если же установленный врачами срок перевода составляет менее 4 месяцев, то уволить по данному основанию работника, не согласного на перевод, нельзя. Необходимо отстранить его от неподходящей по медпоказаниям работы на весь указанный в заключении срок перевода. Зарплата за этот период не выплачивается.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

Если же противопоказаний не выявлено, отдельных организационных решений не принимается, и сотрудник продолжает выполнять свою трудовую функцию.

Завершается этот этап тем, что медорганизация составляет специальный заключительный акт. Он содержит данные о лицах, прошедших медосмотр, не прошедших медосмотр и не завершивших его. Также в акте указываются сведения о тех работниках, которым предварительно диагностировано профессиональное заболевание. Наконец, в этом документе даются рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.

Читайте также:
Трудовой договор с водителем автомобиля - грузового, личного, служебного
ВАЖНО

Указанный акт может содержать рекомендации, являющиеся основанием для проведения внеочередных медосмотров работников (п. 19 и 45 Порядка № 29н).

После завершения всей процедуры данные о проведенном периодическом медосмотре включаются в форму 4-ФСС.

Расходы на прохождение работниками медосмотра

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

В связи с этим практика прохождения работниками медосмотров за свой счет с последующей компенсацией расходов может стать поводом для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового законодательства. Также есть большая вероятность, что ИФНС «снимет» соответствующие расходы. Кроме того, на данную компенсация придется начислить страховые взносы (письмо ФНС от 27.01.20 № БС-4-11/1082@). Заметим, что компаниям удается отстоять в суде право не платить взносы с сумм возмещения работникам расходов на медосмотр (см. « Компенсация за обязательные медосмотры: Верховный суд разъяснил, нужно ли начислять взносы »).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Последствия отсутствия медицинского осмотра

Если работник отказался пройти медосмотр или уклонился от обследования (в т.ч. не завершил необходимые исследования и осмотры), работодатель не вправе допустить его к работе. В этом случае сотрудник отстраняется от работы на весь период до момента прохождения медосмотра. Заработная плата на это время не сохраняется (ст. 76 ТК РФ).

Также отказ пройти обязательный медицинский осмотр может стать поводом для применения дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения (п. 1 ст. 192 ТК РФ). Кроме того, имеющего дисциплинарное взыскание работника, который неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, можно уволить по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК РФ (подп. «в» п. 35 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 № 2). Подробнее см. « Как уволить сотрудника в 2021 году: пошаговая инструкция для работодателя ».

Если же обследование должен был пройти кандидат на работу, но он этого не сделал, то данный факт является препятствием для оформления трудового договора. Такому претенденту нужно отказать в трудоустройстве (ст. 69 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ

Допуск к работе сотрудника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медосмотр, является административным правонарушением. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа: на юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб., на ИП-работодателя и на должностных лиц организации — от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

ГОСТ Р 59240-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников

Occupational health and safety management systems. Requirements to organization of health care, prevention of diseases and health promotion of workers

Дата введения 2021-01-25

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Фондом содействия развитию химической промышленности и Обществом с ограниченной ответственностью “Институт технического регулирования, стандартизации и сертификации” (ООО “ИТРСиС”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 “Системы менеджмента”

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 45001:2018* “Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников” (ISO 45001:2018 “Occupational health and safety management systems. Requirements to organization of health care, prevention of diseases and health promotion of workers”, NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Организация медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников являются неотъемлемой частью системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Настоящий стандарт дополняет и конкретизирует определенные требования (см. [1]) в отношении организации медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников, а также общий подход к менеджменту безопасности труда и охраны здоровья представленный (см. [1]).

Работодатель любой организации несет ответственность за сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников на производстве. Внедрение настоящего стандарта предоставляет организации возможность реализации системного подхода к обеспечению поддержания, охраны и укрепления здоровья (далее – охрана здоровья) работников. Перечисленные в настоящем стандарте меры позволяют наиболее эффективным образом организовать процессы охраны здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и болезней, вызванных исполнением должностных обязанностей у работников организации путем реализации мер медицинского обеспечения и формирования приверженности к здоровому образу жизни.

Выполнение требования настоящего стандарта позволяет реализовать в организации интегрированный многоуровневый подход к охране и поддержанию здоровья работников, сочетающий как принципы охраны труда и промышленной безопасности, так и подходы концепции укрепления здоровья работников.

Применение положений настоящего стандарта может быть различным в организациях в зависимости от внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организаций, так как при аналогичной производственной и иной деятельности возможны разные обязательства организаций в области охраны здоровья работников, при этом процессы медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт не заменяет законодательные и иные нормативные правовые требования в области безопасности труда и охраны здоровья, обязательные для применения организациями.

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования исключительно к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников и не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент информационной безопасности или финансовый менеджмент и проч.).

Читайте также:
Увольнение по собственному желанию - как правильно написать заявление и передать работодателю

Организация системы менеджмента в области медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников может быть проведена посредством:

а) самооценки и самодекларирования системы менеджмента, или

б) подтверждения соответствия системы менеджмента заинтересованными сторонами, например потребителями, или

в) подтверждения самодекларирования системы менеджмента стороной, являющейся внешней по отношению к организации, или

г) сертификации/регистрации системы менеджмента внешней организацией.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья работников, включающей организацию своевременных, необходимых и достаточных мер по медицинскому обеспечению, профилактике заболеваний, а также формированию приверженности к здоровому образу жизни (далее – система менеджмента медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников).

Целью настоящего стандарта является формирование дополнительных требований (см. [1]) в части обеспечения основных направлений охраны здоровья работников: снижение рисков для здоровья и безопасности работников, оценка и контроль здоровья, организация медицинского обеспечения, санитарно-противоэпидемических мероприятий и формирование здорового образа жизни на основе применения научно обоснованных, современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности в области охраны здоровья.

Настоящий стандарт применим к любой организации (независимо от ее организационно-правовой формы, размера, типа и видов деятельности), которая ставит своей целью внедрение системного подхода к организации медицинского обеспечения работников, профилактике заболеваний и к укреплению здоровья работников для поддержания и защиты их физического и психического здоровья.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Примечание – При использовании настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения. Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание – В настоящем стандарте также применены термины по [1].

здоровье (health): Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов.

медицина труда (occupational health): Укрепление и поддержание наивысшего уровня физического, психического и социального благополучия работников всех профессий; профилактика нарушений здоровья, вызванных условиями труда работников; защита работников от рисков, вызванных влияниям факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье; размещение и обслуживание работников в производственной среде, адаптированной к их физиологическим и психологическим возможностям; и, в целом, адаптация работы к работнику, а каждого работника к его или ее работе.

охрана здоровья работников (occupational health care): Профилактическое медицинское обслуживание, укрепление здоровья, лечение, неотложная медицинская помощь, реабилитация и компенсация, где это необходимо, а также стратегии быстрого восстановления и возвращения в профессию.

охрана здоровья: Система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

укрепление здоровья (health promotion): Процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его.

Примечание – Для достижения полного физического, душевного и социального благополучия индивидуумы и сообщества должны быть в состоянии определять и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и изменять или приспосабливаться к условиям окружающей среды. Здоровье, таким образом, видится как ресурс для повседневной жизни, а не существования. Здоровье – это позитивная концепция, подчеркивающая важность социальных и личностных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Поэтому укрепление здоровья – это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни и, в более широком плане, всемерное повышение уровня общего благополучия людей.

здоровый образ жизни (healthy lifestyle): Образ жизни, снижающий риск серьезного заболевания или преждевременной смерти.

наблюдение за состоянием здоровья работников (occupational health surveillance): Постоянный систематический сбор, анализ и интерпретация данных о состоянии здоровья работников, условиях труда, профессиональных и иных факторах, воздействующих на здоровье, в целях профилактики.

Примечание – Имеет важное значение для планирования, реализации и оценки эффективности программ охраны здоровья на производстве, контроля за болезнями, связанными с работой, и за травматизмом, а также для охраны и укрепления здоровья работников. Включает в себя наблюдение за состоянием здоровья работников, условиями труда, профессиональными и иными рисками, оказывающими воздействие на работников.

3.8 медицинское обеспечение работников (employee health care): Комплекс мероприятий по охране здоровья работников, включающий в себя также обеспечение работодателем оказания медицинских услуг, а именно: выбор медицинской организации, заключение договора на оказание платных медицинских услуг, контроль полноты и качества проведенных медицинской организацией мероприятий по охране здоровья работников и проч.

3.9 система менеджмента медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников (management system of health care, prevention of diseases and health promotion of workers): Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применяемая для выполнения политики в области организации медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников.

корпоративная программа здорового образа жизни (healthy lifestyle corporate programme): Комплекс мер, проводимых организациями с целью корректировки образа жизни своих сотрудников в сторону оздоровления рациона питания, повышения физической активности, отказа от курения, борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя, общей заинтересованности граждан к участию в профилактических мероприятиях, связанных с устранением факторов риска хронических заболеваний и др.

Читайте также:
Отпуск по уходу за больным родственником: как оплачивается и оформляется

оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

3.12 риск для здоровья, связанный с профессиональной деятельностью (occupational health risk): Сочетание вероятности возникновения связанного с профессиональной деятельностью опасного события или воздействия и тяжести травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны данным событием или воздействием.

профессиональный риск (occupational risk): Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3.14 опасность на рабочем месте (workplace hazard): Источник или ситуация, которые могут привести к травме и ухудшению здоровья работника.

Примечание – Источником опасности на рабочем месте может являться производственное оборудование, химическое вещество, источник энергии, технологический процесс и т.д.

профилактика: Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

3.16 оценка состояния здоровья работников (health assessment of workers): Медицинское обследование (осмотр, освидетельствование, диагностические обследования, анализ медицинской документации, опросы и иные процедуры), главной целью которого является консультация работодателя по вопросам здоровья работника с рекомендациями в последующем относительно того, какие изменения следует рассмотреть для обеспечения безопасной и здоровой производственной среды.

Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

  • Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
  • Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
  • Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
  • Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
  • Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году

Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

  • устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Эти требования охраны труда необходимо закрепить в соответствующих инструкциях по охране труда, и доводить до работников в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
  • применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ. Это необходимо для контроля за безопасным производством работ.

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

  • составить реестр опасностей
  • рассчитать вероятность наступления неблагоприятного исхода и ущерба здоровью
  • составить план мероприятий по снижению или исключению рисков.

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Читайте также:
Увольнение по собственному желанию во время больничного листа

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

  • организовать проведение внеочередных видов обучения по охране труда (инструктажи, внеочередная проверка знаний новых правил)
  • провести первичное присвоение групп работ на высоте для работников с высоким риском падения со средств подмащивания (в УЦ, имеющих учебно-тренировочные полигоны)
  • актуализировать комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
  • актуализировать комплект локальных нормативных актов работодателя, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению , в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

  1. Идентифицируют опасности и при необходимости их проявления.
  2. Каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент.
  3. Определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот).
  4. Путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей.
  5. По шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей.
Читайте также:
Увольнение без отработки двух недель в России по ТК РФ: в каких случаях возможно

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

  • реестр опасностей;
  • отчет о проведении оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
  • план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Утверждены новые правила финобеспечения предупредительных мер

Автор: Ершов Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 19 сентября 2021 году действуют новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н (далее – Правила № 467н). Прежние правила, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н с указанной даты утратили силу. Выделим основные новшества, на которые следует обратить внимание.

Новые и старые правила во многом схожи, принцип финансового обеспечения расходов на предупредительные меры остался прежним.

Напомним, что с 2021 года зачетный механизм не применяется. Предупредительные меры оплачиваются учреждениями (страхователями) за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных расходов за счет средств бюджета ФСС, в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.

К сведению: порядок возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры утвержден Положением № 2375, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375.

Объем средств, подлежащих возмещению

Как и ранее, на финансовое обеспечение предупредительных мер можно направить до 20 % сумм страховых взносов на случай травматизма, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил № 467н):

на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями;

на оплату отпуска работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Также сохранилась возможность увеличения объема финансирования до 30 % сумм уплаченных страховых взносов, если эти дополнительные средства потрачены на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

В случае если численность работников не превышает 100 человек и в предыдущие два года страхователь не получал финансирования предупредительных мер, то предельная сумма для возмещения рассчитывается исходя из данных за три предыдущих года. При этом она не может быть больше суммы взносов на случай травматизма, уплачиваемых в текущем году за вычетом оплаты больничных листков в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и отпусков на период, когда работник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

Перечень расходов на предупредительные меры

Перечень мероприятий, расходы по которым подлежат возмещению за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 467н. Учреждение по-прежнему может компенсировать затраты:

Читайте также:
Социально-психологический климат в коллективе

на проведение специальной оценки условий труда;

на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

на обучение в части охраны труда отдельных категорий работников;

на приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников;

на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, медицинских изделий для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче, зарегистрированных в установленном порядке;

на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучение и иные формы подготовки работников по безопасному проведению работ, а также хранение результатов такой фиксации;

на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (за исключением размещения в номерах высшей категории).

Дополнено также, что к возмещению могут быть предъявлены расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «о» п. 3 Правил № 467н).

Кроме того, в 2021 году финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы на борьбу с коронавирусом (COVID-19), в частности (п. 3.1 Правил № 467н):

на приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов;

на приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук этими антисептиками;

на покупку устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

на приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела).

Отметим, что аналогичные нормы были закреплены в прежнем порядке и применялись в 2020 году.

Подача документов для финансирования предупредительных мер

Срок обращения в ФСС с документами о финансовом обеспечении предупредительных мер остался прежним – до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 467н). Однако в 2021 году он продлен до 1 октября (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 14.07.2021 № 467н).

Учреждению (страхователю) необходимо представить в фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по форме, приведенной в приложении 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237, с приложением следующих документов:

плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по рекомендованной форме, приведенной в приложении к Правилам № 467н;

копии перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) копии (выписки из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

документов (их копий), обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, перечисленных в п. 6, 6.1 Правил № 467н.

Конкретный перечень подтверждающих документов зависит от того, какие предупредительные меры включены в план финансового обеспечения. Например, если учреждение планирует приобрести отдельные приборы, устройства, оборудования и т. п., непосредственно предназначенные для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников», то в ФСС необходимо будет подать следующие документы:

заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медосмотров (обследований) работников;

списки работников, направляемых на мониторинг состояния здоровья на рабочем месте, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

копию договора с медицинской организацией, оказывающей услуги страхователю в проведении мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте;

перечень отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, с указанием количества, стоимости, даты изготовления и срока годности, а также техническую документацию, подтверждающую использование этого оборудования непосредственно для мониторинга состояния здоровья работников;

копии регистрационных удостоверений и сертификатов, подтверждающих возможность использования приобретаемых отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно для проведения мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте.

Для обоснования в 2021 году финансового обеспечения мероприятий по борьбе с коронавирусом представляются документы, приведенные в п. 6.1 Правил № 467н.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с прилагаемыми к нему документами может быть подано в ФСС на бумажном носителе либо в форме электронного документа. При этом копии документов должны быть заверены печатью страхователя (при ее наличии) (п. 5, 8 Правил № 467н).

Порядок принятия решения ФСС

Сроки принятия решения территориальным органом ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер либо об отказе в финансировании не изменились. Как правило, такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов.

Если сумма страховых взносов, начисленных учреждением за предшествующий год, составляет более 25 млн руб., то срок принятия решения увеличивается до 18 рабочих дней (п. 10 Правил № 467н).

Отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальный орган ФСС может только в следующих случаях:

1) у страхователя на день подачи заявления имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем году или по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

Читайте также:
Увольнение по состоянию здоровья – положены ли выплаты и компенсации по ТК РФ

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

4) страхователь представил неполный комплект документов.

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен.

Возмещение расходов на предупредительные меры

Как и прежде, учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании (п. 16 Правил № 467н).

К сведению: рекомендуемая форма отчета об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, приведена в Письме ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094.

После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, учреждению следует обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26, и документами, подтверждающими соответствующие расходы. Срок обращения остался прежним – не позднее 15 декабря(п. 17 Правил № 467н).

ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема от учреждения указанных заявления и документов принимает решение о возмещении за счет своих средств расходов и перечисляет эти средства на расчетный счет учреждения, указанный в заявлении.

Обратите внимание: расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению (п. 19 Правил № 467н).

Учреждение несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС до 10 октября текущего года (п. 18 Правил № 467н).

В заключение выделим основные изменения, которые содержатся в Правилах № 467н.

Расширен перечень мероприятий на предупредительные меры, которые можно осуществить за счет средств ФСС. В частности, учреждение может компенсировать расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и т. п., непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников». Приведены документы, обосновывающие необходимость финансирования указанных расходов, которые подаются в ФСС вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Так же как и в прошлом году, учреждение может возместить расходы на борьбу с коронавирусом.

В 2021 году срок подачи в ФСС документов о финансовом обеспечении предупредительных мер продлен до 1 октября.

Охрана труда в медицинских учреждениях

Инструкции по охране труда для медицинских работников — это внутренние документы, в которых прописаны требования безопасности при выполнении служебных обязанностей в учреждениях системы здравоохранения. Их разрабатывают отдельно для каждой профессии, должности и выполняемых работ.

Кто отвечает за охрану труда медработников

Выполнение профессиональных обязанностей медработниками связано с определенными сложностями и рисками, включая:

  • высокий уровень физической и психической нагрузки;
  • контакты с больными и их биоматериалами;
  • продолжительность рабочего дня дольше общепринятого стандарта в 8 часов;
  • высокие риски заражения инфекционными заболеваниями на рабочем месте;
  • воздействие биологических факторов, химических веществ и др.

Чтобы предотвратить серьезный вред здоровью работников, медучреждения обязаны организовать охрану труда (ОТ) по всем санитарным нормам. Обеспечение безопасных условий на рабочем месте, проведение инструктажа, разработка инструкций и иных документов по ОТ — эти и другие обязанности возложены на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). За внедрение нормативной базы и соблюдение техники безопасности всеми сотрудниками отвечает лично руководитель медицинской организации.

Теперь эти требования обязаны выполнять все учреждения здравоохранения. В документе прописаны правила по конкретным специализациям работников поликлиник и больниц. В распоряжении Минтруда РФ четко указано, сколько разделов в правилах по охране труда в медицинских организациях, — всего 23, только три из них касаются общих требований к организации работ и территориям клиник. Остальные предназначены для сотрудников разных направлений деятельности:

  • в инфекционных отделениях;
  • операционных блоках;
  • для бригад скорой помощи;
  • для работников стоматологических кабинетов;
  • в отделениях психиатрии и наркологии;
  • в противотуберкулезных кабинетах;
  • в отделениях лучевой терапии;
  • при работе с кровью и биоматериалами и т. д.

Документы по охране труда медработников

Работодатель обязан составить инструкции по ОТ для профессий и видов деятельности, которые утверждены внутренними нормативными актами с учетом мнения профсоюзов (п. 2 раздела 1 правил, утв. приказом Минтруда № 928н).

Среди документов в области ОТ, которые требуется утвердить в медицинских учреждениях:

  • общее положение по ОТ по конкретной поликлинике;
  • положение об организации инструктажей по охране труда в учреждении здравоохранения;
  • отдельные положения для вводного, повторного, внепланового и остальных видов инструктажей;
  • инструкции по ОТ для разных профилей в клинике;
  • план проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • планы и журналы учета по снабжению сотрудников средствами индивидуальной защиты, инструментами, спецодеждой и т. д.

Разработка инструкций проводится на базе указанных выше правил, утвержденных приказом Минтруда № 928н. Унифицированной формы для составления инструкций в сфере здравоохранения в законе не предусмотрено. В инструкциях прописывают требования к безопасному выполнению служебных обязанностей: как обращаться с медицинской аппаратурой, рабочими инструментами, лекарственными препаратами, биоматериалами, химическими веществами и дезинфицирующими средствами и др.

Аналогично разрабатывают документацию по технике безопасности и охране труда в медицинском колледже, в котором будущие медики учатся соблюдать, в том числе, и правила ОТ по своему профилю.

Периодически документацию приходится обновлять в соответствии с законодательными изменениями или истечением срока действия. Например, инструкции по ОТ для медицинского персонала корректируют один раз в пять лет.

Вот как выглядит инструкция по ОТ для медицинской сестры:

Изменение режима рабочего времени по инициативе работодателя, работника

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На предприятии установлен режим работы с 8.00 до 17.00, обед – с 12.00 до 13.00 (то есть ровно четыре часа работы до обеда и четыре часа после обеда).
Каким образом работодатель может изменить время обеденного перерыва работникам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Режим рабочего времени (в том числе время обеденного перерыва), установленный правилами внутреннего трудового распорядка, может быть изменен либо по соглашению сторон (путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с каждым работником, режим рабочего времени которого меняется), либо по инициативе работодателя при наличии перечисленных в части первой ст. 74 ТК РФ обстоятельств. При этом полагаем, что принятие работодателем решения об изменении режима рабочего времени само по себе не может являться достаточным основанием для применения порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.
До подписания дополнительных соглашений новый режим рабочего времени, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, будет распространяться только на вновь принимаемых работников.

Читайте также:
Структура и состав заработной платы работников – что включает в себя

Обоснование вывода:
Согласно ст. 100, 189 ТК РФ режим рабочего времени (в том числе время начала и окончания работы, время перерывов в работе) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
В трудовой договор работника условие о времени предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретной продолжительности может быть включено, если для данного работника оно отличается от общих правил, действующих у данного работодателя (часть вторая ст. 57, часть вторая ст. 108 ТК РФ).
Если же работник трудится “как все”, то условие о режиме рабочего времени в трудовом договоре в обязательном порядке не отражается, но до подписания трудового договора работник под подпись знакомится с правилами внутреннего трудового распорядка (часть третья ст. 68 ТК РФ).
Таким образом, если в рассматриваемом случае работодатель выступит с инициативой изменить режим рабочего времени, ему прежде всего необходимо будет внести соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка. Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются, а значит, и изменяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Представительным органом работников может выступать первичная профсоюзная организация (ст. 30, ст. 372 ТК РФ). Если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация, то представительство интересов работников может быть поручено иному представительному органу, избранному на общем собрании (конференции) работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ. Если же в организации отсутствует представительный орган работников, то в силу ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт принимается работодателем самостоятельно (смотрите также ответ 1, ответ 2 специалистов Роструда с информационного портала “Онлайнинспекция.РФ”).
В том случае, если правила внутреннего трудового распорядка являются частью коллективного договора, изменения в них вносятся в порядке, предусмотренном ст. 44 ТК РФ, с обязательной процедурой согласования проекта изменений сторонами коллективного договора – работниками и работодателем в лице их представителей.
В новой редакции правил внутреннего трудового распорядка необходимо указать новый режим рабочего времени (время перерывов в работе), а также дату, с которой он вводится. В силу части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Следовательно, все работники организации должны быть ознакомлены под подпись с новой редакцией правил внутреннего трудового распорядка.
Однако работодателю для установления нового режима рабочего времени недостаточно только утвердить новую редакцию правил внутреннего трудового распорядка и ознакомить с ней всех работников под подпись.
Положения части первой ст. 56, части второй ст. 57, части третьей ст. 68 ТК РФ позволяют прийти к выводу о том, что режим рабочего времени является условием трудового договора независимо от того, включено это условие в трудовой договор или нет. В силу ст. 72 ТК РФ изменение любых определенных сторонами условий трудового договора, в том числе и не подлежащих обязательному включению в трудовой договор, допускается только по письменному соглашению сторон этого трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Поэтому для установления нового режима рабочего времени работодателю необходимо заключить со всеми работающими сотрудниками соглашения в письменной форме, дополняющие трудовой договор условием о новом режиме работы. В соглашении указывается новое время обеденного перерыва, а также другие изменившиеся условия, если они имеются. Соглашение будет действовать с момента его подписания работником и работодателем или с иного дня, указанного в соглашении. До подписания указанных соглашений новый режим рабочего времени, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, будет распространяться только на вновь принимаемых работников.
Статья 74 ТК РФ предоставляет работодателю право по своей инициативе изменять любые условия трудового договора, кроме трудовой функции работника. Но работодатель вправе сделать это лишь в случае, когда ранее определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, другие причины (смотрите п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, далее – Постановление).
Перечень связанных с изменением организационных или технологических условий труда причин, указанный в ст. 74 ТК РФ, является открытым и носит оценочный характер. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что в части первой ст. 74 ТК РФ речь идет об обстоятельствах, которые приводят к столь существенным изменениям в организации труда работников или технологии самого производственного процесса, что прежние определенные сторонами условия трудового договора объективно уже не могут быть сохранены (смотрите, например, определение Краснодарского краевого суда от 14.05.2015 N 33-10346/2015, определение Забайкальского краевого суда от 10.07.2012 N 33-2165-2012).
При этом работодателю необходимо заручиться доказательствами того, что такие изменения действительно имели место, и что именно они привели к невозможности сохранить прежние условия договоров*(1), а также что работодателем совершены все необходимые действия, гарантирующие права работника при проведении указанных изменений в организации труда.
О предстоящих изменениях и о причинах таких изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (часть вторая ст. 74 ТК РФ). Такое уведомление составляется в произвольной форме, и в нем обязательно указываются причины изменения режима работы, а также последствия несогласия продолжения работы в новых условиях.
Новый режим рабочего времени начнет действовать для работников не раньше, чем истечет установленный уведомительный срок. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель, в силу части третьей ст. 74 ТК РФ, обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии подходящей работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается согласно п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (часть четвертая ст. 74 ТК РФ).
На наш взгляд, принятие работодателем решения об изменении режима рабочего времени само по себе не может являться достаточным основанием для применения порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ (смотрите также постановление кассационной инстанции – Президиума Архангельского областного суда от 23.05.2012 N 44г-0006). В этом случае изменение режима рабочего времени может быть произведено лишь по соглашению сторон трудового договора. А если предусмотренное ст. 72 ТК РФ соглашение с каждым из работников не будет достигнуто, то работодатель не сможет изменить режим работы сотрудников никаким образом (смотрите также ответ 3 специалистов Роструда с портала “Онлайнинспекция. РФ”).

Читайте также:
Увольнение в связи с переездом – в другой город, без отработки

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При возникновении спора именно работодатель обязан будет доказать, что изменение условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда (смотрите п. 21 Постановления). Когда наличие таких причин доказать не удается, суды признают изменение условий трудового договора работников, проведенное на основании ст. 74 ТК РФ, незаконным.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Работодатель меняет график работы: законно ли это?

  • Допускает ли закон изменение рабочего графика работодателем?
  • Что делать работнику, если он не согласен с изменением графика?
  • Итоги

Допускает ли закон изменение рабочего графика работодателем?

Принципиальная возможность изменить утвержденный режим рабочего времени закреплена в ст. 100 ТК РФ, которая гласит, что режим устанавливается:

  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • коллективным договором;
  • соглашениями;
  • трудовым договором.

Это значит, что, внеся изменения в указанные документы, можно утвердить и новый режим работы. Вопрос в том, допускается ли это сделать в одностороннем порядке?

Возможность изменить график работы предусмотрена ст. 72 и ст. 74 ТК РФ. Применение той или иной статьи ТК РФ зависит от того, при каких условиях планируется поменять график.

Так, ст. 72 ТК РФ допускает изменение ранее утвержденных условий трудового договора (в т. ч. и режима работы) только по соглашению обеих сторон, заключенному в письменной форме.

В то же время ст. 74 ТК РФ дает такую возможность работодателю даже без согласования с коллективом, если это изменение связано с изменением структуры организации или изменением технологии.

То есть для этого должны произойти:

  • изменения в технологии производства продукции;
  • реорганизация структуры организации;
  • другие причины, которые не позволяют сохранить ранее определенные условия трудового договора.

Но при этом не может быть изменена трудовая функция работника.

Разъяснения по регулированию данного вопроса содержатся в постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

Таким образом, в одностороннем порядке изменить график работы работодатель вправе, только если для этого есть организационные и технологические предпосылки в деятельности компании. Если организация работает на прежних условиях, не меняется технологический процесс, не изменена структура отделов и при этом руководство намерено изменить график работы, применить ст. 74 ТК РФ нельзя.

Если же предпосылки есть, то работодатель должен соблюсти также предусмотренные ТК РФ процедуры в отношении работников:

  • уведомить работника об изменении графика работы не менее чем за два месяца;
  • изменить и утвердить заново правила внутреннего трудового распорядка;
  • предложить не согласившимся сотрудникам другие вакансии.

При наличии в организации профсоюз изменение графика работы требуется согласовать и с ним.

А как работодатель по своей инициативе может временно изменить график (режим) работы? Ответ смотрите в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите его на пробный период бесплатно.

Что делать работнику, если он не согласен с изменением графика?

Возможность для работника отстоять свое желание сохранить прежний график зависит от того, соблюдены ли работодателем все законные процедуры. Если работодатель пользуется ст. 74 ТК РФ и выполнил все условия (своевременно предупредил коллектив, предложил вакансии и т.д.), то отказаться от нового графика не получится.

О том, как временно изменить график (режим) работы по инициативе работника, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Если работник откажется выйти на работу по новому графику, ему может грозить увольнение в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Если же работодатель не выполнил положенные условия, можно защитить свои права, обратившись в Госинспекцию труда или в прокуратуру.

За нарушение трудовых прав сотрудников работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. При первичном нарушении это предупреждение либо штраф.

Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • на ИП от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • на юридических лиц от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Итоги

В одностороннем порядке изменить график работы руководство компании может только при наличии технологических или организационных изменений в деятельности организации. Также потребуется заблаговременно уведомить об этом работников. В иных случаях изменение должно быть согласовано с работником и закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Подробнее о правах и обязанностях сторон касательно соблюдения режима труда узнайте в нашей рубрике «Рабочее время и режим труда».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: