Допустимая доля иностранных работников: есть ли изменения

Допустимая доля иностранных работников: есть ли изменения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1823 “Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности” (документ не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) лесоводство и лесозаготовки (код 02) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

л) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

м) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

н) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

о) управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

п) деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

р) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Читайте также:
Форма р21001: бланк и образец заполнения

2. Установить, что подпункт “г” пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2021 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

Правительство определило допустимую долю иностранных работников, которые могут быть задействованы в отдельных отраслях в 2021 г. Так, для сферы выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовки, оптовой торговли пиломатериалами это 50% от общей численности штата, для розничной продажи алкоголя и сигарет в специализированных магазинах – 15%. Сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется только Бурятии, Амурской области и г. Москвы. А для Дагестана это ограничение составит 50%.

О допустимой доле работников-иностранцев по отраслям на 2021 год

Привести численность иностранных работников в соответствие с новыми требованиями нужно до конца 2020 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 г. N 1823

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ

НА 2021 ГОД ДОПУСТИМОЙ ДОЛИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) лесоводство и лесозаготовки (код 02) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

Читайте также:
Ответственность за разглашение государственной тайны

з) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

л) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

м) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

н) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

о) управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

п) деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

р) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт “г” пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2021 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Что нужно знать про квоты на иностранных работников на 2022 год

В определённых сферах деятельности работодателям необходимо учитывать предельно разрешённое количество сотрудников-иностранцев от общей численности работников организации. Допустимая доля (квота) на иностранных работников на 2022 год установлена постановлением Правительства РФ от 07.10.2021 № 1706. Из этой статьи узнаете про все квоты на иностранцев и о том, какие произошли изменения по сравнению с 2021 годом.

Зачем вводят квоты на работников-иностранцев

В соответствии с п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Правительство России вправе ежегодно с учетом особенностей рынка труда в регионах и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства российских граждан устанавливать допустимую долю иностранных работников в различных отраслях экономики. И этим правом Правительство активно пользуется каждый год, так как есть некоторые перекосы или нужны ограничения.

При этом организация может вести деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и по всей России.

При установлении допустимой доли иностранных работников Правительство РФ также определяет работодателям срок приведения в соответствие с ней численности своих иностранцев. Данный срок учитывает необходимость соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного для иностранных граждан ст. 327.6 ТК РФ.

Читайте также:
Фиктивное трудоустройство на работу – способы, ответственность

Какие ограничения на иностранную рабочую силу на 2022 год

С 16 октября 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 07.10.2021 № 1706, которое установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников на территории РФ для отдельных видов экономической деятельности по ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

Далее в таблице представлены все квоты (доли) иностранных работников на 2022 год.

Сколько процентов квота от общей численности используемых работников

Не распространяется на Астраханскую область

Не касается Бурятии, Дагестана, Краснодарского края, Амурской области и Москвы

Для Дагестана — 50%

Для Краснодарского края — 60% (на 2021 г. было 80%)

В итоге по сравнению с квотами на 2021 года изменения есть только для:

  • Астраханской области (выращивать овощи могут сколько угодно иностранцев);
  • Краснодарского края (допустимая доля иностранцев сокращена с 80 до 60%).

Добавим, что разъяснения по применению этих квот полномочен давать Минтруд России.

Когда нужно вписаться в квоту

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1706, привести численность используемых иностранных работников в соответствие с этим документом работодателям нужно до 1 января 2022 года.

Учтите, что несоблюдение указанных квот на иностранную рабочую силу влечёт административную ответственность по ст. 18.17 КоАП РФ:

  • должностные лица — штраф от 45 000 до 50 000 рублей;
  • юрлица — штраф от 800 000 до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности

Правительством Российской Федерации принято постановление от 12 ноября 2020 г. № 1823 «Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (далее – постановление № 1823).

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации установило на 2021 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):
а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
б) лесоводство и лесозаготовки (код 02) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
в) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
г) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
д) торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
е) торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
ж) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
з) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
и) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
к) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
л) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
м) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
н) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 24 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
о) управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
п) деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) – в размере 70 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
р) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Читайте также:
Что делать, если не отпускают в отпуск: законодательная база

Если число иностранных сотрудников в организации превышает утвержденную долю, работодателю необходимо часть из них уволить до 1 января 2021 года на основании п. 9 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае, если работодатель, при государственной регистрации заявил код деятельности, указанный в постановлении № 1823 в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления № 1823 распространяется на такого работодателя.

Действие постановления № 1823 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, за исключением отдельных категорий:
– высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
– иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), (п. 2 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

Ограничения доли иностранцев на российских предприятиях

Правительством РФ разработаны Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р), а также демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 г. №1298-р). В этих документах обозначена цель государственной политики в области развития рынка труда – сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Для достижения поставленной цели Правительством РФ предполагается решить определенный перечень задач, среди которых создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

Квоты на привлечение иностранцев

Использование иностранной рабочей силы на территории РФ ограниченно.

Правительство РФ устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на территории РФ с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Читайте также:
Дополнительное соглашение об изменении оклада: образец

Приказом Минтруда РФ от 17.04.2019 г. №262н скорректированы квоты на 2019 год на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд для трудовой деятельности.

Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период.

  • иностранцам, прибывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу;
  • иностранцам, прибывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу по профессионально-квалификационным группам;
  • иностранцам, прибывающим в РФ на основании визы, приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности.

В Постановлении №1494 утверждены квоты на 2019 г. на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы:

  • 144 583 приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности;
  • 144 583 разрешения на работу.

Аналогичные показатели в 2018 году составляли:

  • 178 454 приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности;
  • 178 454 разрешения на работу.

Согласно Приложению к постановлению Правительства РФ №1494, распределение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, по приоритетным профессионально-квалификационным группам на 2019 г. выглядит так (фрагмент):

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)

Специалисты в области естественных и инженерных наук

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности

Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды

Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики

Иные профессионально-квалификационные группы

Больше всего иностранные кадры нужны для горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (52 075 человек). Наименьшая потребность в продавцах, демонстраторах товаров, натурщиках и демонстраторах одежды (1 253 человек).

Аналогичные показатели в 2018 году составили: 57 718 человек и 939 человек, соответственно.

Читайте также:
Фирменное наименование юридического лица: регистрация, использование и защита

Допустимая доля иностранцев в отдельных видах экономической деятельности

Помимо квот Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории РФ.

На 2019 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 14.11.2018 г. №1365.

Например, в сферах овощеводство (код 01.13.1 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) доля иностранцев не должна превышать 50 % общей численности работников, в сфере строительства (раздел F) – в размере 80 процентов, а в таких видах экономической деятельности как фармацевтика, торговля в палатках и на рынках, а также вне магазинов работа иностранцев запрещена.

Допустимый уровень шума на рабочем месте – характеристика, ГОСТ

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Noise. General safety requirements

Дата введения 2015-11-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом “Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем” (АО “НИЦ КД”)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За приняти проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2014 г. N 2146-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.1.003-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге “Межгосударственные стандарты”

Введение

Шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты.

Внезапные шумы высокой интенсивности, даже кратковременные (взрывы, удары и т.п.), могут вызвать как острые нейросенсорные эффекты (головокружение, звон в ушах, снижение слуха), так и физические повреждения (разрыв барабанной перепонки с кровотечением, поражения среднего уха и улитки).

Читайте также:
Форма М15: для чего нужна, образец заполнения

Нарушения слуха – проблема не только здоровья отдельного работника, но и безопасности труда как его самого, так и третьих лиц. Прежде всего это касается таких профессий, как пилоты гражданской авиации, водители транспортных средств и другие профессии высокого риска.

Национальным законодательством с учетом документов Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации по стандартизации (ИСО) устанавливаются гигиенические нормативы по шуму, процедуры управления соответствующими профессиональными рисками на рабочем месте и регламенты медицинского обслуживания в зависимости от вида выполняемых работ.

В настоящем стандарте шум рассматривается только с точки зрения возможного вредного влияния на здоровье работника, в первую очередь, на его орган слуха, и развития в связи с этим профессионального заболевания (нарушение слуха, вызванное воздействием шума).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает принципы обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников при воздействии на них шума в нормальных условиях рабочего процесса и общие требования к оценке этого воздействия.

Примечание 1 – Возможны ситуации, выходящие за пределы нормальных условий рабочего процесса и не поддающиеся прогнозированию работодателем, когда работник подвергается повышенному риску потери или ухудшения слуха. При возникновении таких ситуаций работодатель самостоятельно или совместно с работником принимает решение о дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Примечание 2 – В настоящем стандарте понятие “шум” относится только к диапазону слышимых частот, включающему в себя третьоктавные полосы по ГОСТ 17168-82 со среднегеометрическими частотами от 25 до 10000 Гц (см. 3.1.1). Звуковые колебания в более низком (инфразвук) и в более высоком (ультразвук) диапазонах также способны оказывать вредное влияние на здоровье работника, однако в настоящем стандарте они не рассматриваются.

Настоящий стандарт распространяется на все рабочие места и все условия шумового воздействия (на производстве, транспорте, в строительстве, горных и других работах и пр.).

Положения настоящего стандарта следует учитывать при гигиеническом нормировании шума.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9612-2015* Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO 9612-2016. – Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 17168 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.714-2010 “Государственная система обеспечения единства измерений. Фильтры полосовые октавные и на доли октавы. Технические требования и методы испытаний”.

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 30691 (ИСО 4871:1996) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик

ГОСТ 31171 (ИСО 11200:1995) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звукового давления излучения на рабочем месте и в других контрольных точках

ГОСТ 31252 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Фонд рабочего времени в России: расчет, правила

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Общие определения

3.1.1 шум: Звуковые колебания в диапазоне слышимых частот, способные оказать вредное воздействие на безопасность и здоровье работника.

1 Часто с термином “шум” связывают только нежелательные звуковые воздействия. Однако в целях оценки вредного воздействия шума на работника учитывают также звуки в форме речевых сообщений, музыки, звуковых сигналов и т.п.

2 Шум в каждой точке пространства характеризуется звуковым давлением в этой точке или звуковым давлением, корректированным по одной из стандартизованных частотных характеристик шумомера . Например, звуковое давление, корректированное по частотной характеристике шумомера (см. 4.1.3), обозначают .

ГОСТ 17187-2010 установил два основных вида частотной коррекции: и .

3.1.2 звуковое давление , Па: Разность между мгновенным и статическим давлениями воздушной среды.

Примечание – Поскольку минимальное и максимальное значения звукового давления , различаемые ухом человека вплоть до появления у него болевых ощущений, отличаются друг от друга приблизительно в миллион раз, для описания шума принято использовать выражаемый в децибелах (дБ) уровень звукового давления , где – опорное значение звукового давления, равное 20 мкПа. Использование логарифмического масштаба для описания шумового воздействия удобно также потому, что соответствует субъективному восприятию громкости шума человеком. Поскольку звуковое давление и уровень звукового давления являются величинами, изменяющимися со временем, для описания шумового воздействия на некотором временном интервале часто используют средний по этому интервалу уровень звукового давления, называемый эквивалентным уровнем звукового давления (см. 3.1.3). Другим способом усреднения по времени является экспоненциальное усреднение (интегрирование) с разными постоянными времени .

ГОСТ 17187-2010 установил следующие временные характеристики экспоненциального интегрирования с разными постоянными времени : ( 0,125 с), ( 1 с), ( 0,035 с).

3.1.3 эквивалентный уровень звукового давления , дБ: Десятикратный десятичный логарифм отношения усредненного на заданном временном интервале (с началом и окончанием ) квадрата звукового давления к квадрату опорного звукового давления ( 20 мкПа)

. (1)

3.1.4 эквивалентный уровень звука (с частотной коррекцией ) , дБ : Десятикратный десятичный логарифм отношения усредненного на заданном временном интервале (с началом и окончанием ) квадрата звукового давления, корректированного по частотной характеристике , к квадрату опорного звукового давления ( 20 мкПа)

Ранее в межгосударственных стандартах по акустике в качестве единицы измерения данной величины указывали дБ .

Шум в офисных помещениях: допустимый уровень, а также виды, нормы и другие нюансы

Шум не только влияет на трудоспособность человека, но также может стать причиной плохого самочувствия и даже появления различных заболеваний. Полагаясь на это, на законодательном уровне выполнено нормирование уровня шума для офисных зданий и не только. Прописаны конкретные границы воздействия звуков на человека на рабочем месте, позволяющие работать в комфортных условиях. А также прописана ответственность за несоблюдение этих норм.

Читайте также:
Табельный номер сотрудника: как присваивается, обязателен или нет

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется системой нормативных актов, содержащих, утвержденные на законодательном уровне нормы и критерии.

К таким документам относятся:

  • СН2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Основное положение.
  • СНиП 23-03-2003. Санитарные нормы защиты от шума.

Нормы уровня шума в офисе в децибелах в зависимости от степени напряженности труда

По нормативам, указанным в СН 2.2.4/2.1.8.562-96, выделяются следующие допустимые нормы шума, выраженные в децибелах, в офисных зданиях:

    Легкая степень напряженности:

  • при незначительной физической нагрузке – 80 дБ;
  • при нагрузке средней тяжести – 80 дБ;
  • при тяжелом труде – 75 дБ.
  • Напряженность труда средней степени:
    • при легкой физической нагрузке – 70 дБ;
    • при средней физической нагрузке – 70 дБ;
    • при тяжелом труде – 65 дБ.
  • При напряженности труда 1 степени:
    • в комплексе с легкой физической нагрузкой – 60 дБ;
    • средней физической нагрузкой – 60 дБ.
  • При напряженности труда 2 степени:
    • с учетом легкой физической нагрузкой – 50 дБ;
    • при средней физической нагрузкой – 50 дБ.
  • Кроме общих требований, существуют критерии, применимые к конкретным видам работ, в зависимости от их содержания. Для офисных рабочих также рассчитаны свои показатели:

    • Для физической работы, требующей точности и аккуратности, воздействие не должно превышать 80 дБ.
    • Для творческих натур, руководящих должностей и персонала — не выше 50.
    • Умственная деятельность, требующая слухового контроля и постоянной концентрации, не выше 65 дБ.
    • Создание новых программ, преподавательская деятельность — не свыше 40 дБ.
    • Деятельность, связанная сведением переговоров посредством телекоммуникации — не выше 55 дБ.

    По Роспотребнадзору шумы подразделяются в зависимости от воздействия на следующие группы:

      По спектральному анализу:

    • Широкополосный шум. Спектр протекает непрерывно и шириной обычно больше одной октавы.
    • Тональный шум. Звуковое распределение осуществляется не равномерно и преобладает в одну октаву.
  • По продолжительности:
    • Постоянный шум.
    • Непостоянный шум.
  • Не постоянные шумы также подразделяются:
    • Колеблющийся, периодическое изменение уровня.
    • Прерывистый, уровень меняется скачками.
    • Импульсный, образуется за счет нескольких видов шума и с разной продолжительностью.
  • Источники шума:

    • Технические: работа всего офисного оборудования. Устранить можно за счет их замены, на более качественные и менее шумные, или уменьшения времени их использования.
    • Человеческие: создаются самими сотрудниками, громкие разговоры, бурное обсуждение тем, музыка и т. д. Устраняют их за счет санкции к нарушителю. От обычных предупреждений и административных заданий до денежных взысканий.
    • Наружные: уличный шум или из соседних помещений. Устраняют в основном за счет хорошей звукоизоляции.
    Читайте также:
    Фирменный бланк ИП: образец

    Как вести контроль на рабочем месте?

    Для измерения шума используют электронный прибор, в комплект которого входит:

    • микрофон;
    • усилитель;
    • различные звуковые фильтры.

    Для более точных показаний замеры нужно делать в нескольких точках помещения и на разных уровнях. Измеряют такие параметры, как:

    • количество децибел;
    • продолжительность и характер воздействия шума на работников.

    Ответственность работодателя за превышение допустимых показателей

    По статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение трудового законодательства, а именно, норм допустимого шума на рабочем месте, предусмотрена ответственность работодателя:

    • письменное предупреждение и штраф, размер которого напрямую будет зависеть от коэффициента отклонения от нормы и количества сотрудников подверженных неблагоприятному воздействию;
    • административное приостановления деятельности предприятия на срок до девяноста суток.

    Как предотвратить нарушения?

    Чтобы избежать негативного воздействия шума на сотрудников, работодателю необходимо должным образом подойти к выбору оборудования. Сейчас производители уделяют особое внимание на показатель уровня шума, вырабатываемый современной техникой.

    Немаловажную роль играет и правильный подбор помещения:

    • месторасположение здания в городе, наличие рядом дорог, торговых центров, детских учреждений, площадок, где идет массовая стройка и т. д.;
    • материалы, из которых построено здание, уровень шума каркасных зданий отличается от зданий, выполненных из блоков;
    • внутренняя отделка помещения, на сегодняшний день есть множество вариантов по шумоизоляции, в том числе звукопоглощающие перегородки;
    • качественная проработка рабочих мест и многое другое.

    Что делать работнику при выявлении нарушения: пошаговая инструкция

    Если вы выявили факт нарушения шумового уровня, первоначально следует обсудить сложившуюся ситуацию с начальством. Мирное разрешение проблемы сэкономит не только время и нервы, но и сохранит хорошие отношения в коллективе.

    Обращение подается следующим образом:

    • через официальный портал Госуслуг, предварительно авторизовавшись на нем;
    • отправить почтой, в письменном виде;
    • записаться на прием в нужную инстанцию и обсудить сложившую ситуацию лично.

    Что нужно обязательно указать в обращении:

    • свои персональные данные;
    • контактные данные для обратной связи;
    • реквизиты предприятия, в том числе ИНН, фактический и юридический адрес;
    • суть претензии, четко и лаконично, без каких-либо эмоций;
    • приложить документы, подтверждающие факт прямого или косвенного нарушения;
    • поставить дату обращения и свою подпись, если оформляете все на бумажном носителе.

    Ответ придет в течение 30 календарных дней с момента поступления документа на рассмотрение в государственную инстанцию. При отсутствии ответа вы сможете подать иск в суд, но подобные случаи в судебной практике встречаются редко.

    Влияние шума оказывает комплексное воздействие на организм человека в целом. При нарушении допустимого звукового уровня очень часто начинаются проблемы со здоровьем. Страдают не только органы слуха, но и нервная система. Как следствие, трудоспособность персонала значительно падает.

    Соблюдение всех норм, создание благоприятных и комфортных условий для работы сотрудников позволит повысить их трудоспособность, что сильно влияет на процветание того или иного предприятия.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: