Порядок, график и сроки проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда

  • Расшифровка аббревиатуры СОУТ
  • Кто и что обязан делать во время спецоценки
  • Последовательность действий
    • Подготовительный этап
    • Основной этап
    • Заключительный этап
  • Как часто проводится СОУТ
  • Как сэкономить на спецоценке
  • Как связаны СОУТ и охрана труда
  • За что накажут
  • Итоги

Расшифровка аббревиатуры СОУТ

Термин «спецоценка» появился несколько лет назад. Его используют наряду с другими: спецоценка рабочих мест, оценка условий труда и т. д. Означают они одно и то же — набор обязательных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ).

Законодательная расшифровка понятия представлена на рисунке:

Объясняем сложные законодательные термины понятным языком:

Кто и что обязан делать во время спецоценки

Для работодателей, компании-оценщика и работников в процедуре СОУТ – специальной оценке условий труда предусмотрены персональные наборы прав и обязанностей:

Последовательность действий

Чтобы провести СОУТ в соответствии со всеми требованиями закона, следует тщательно изучить законодательные нормы. Все мероприятия по спецоценке можно уложить в три этапа:

Подготовительный этап

Перед тем как эксперты приступят к изучению и оценке опасных и вредных производственных факторов, работодатель и компания-оценщик обязаны исполнить свой набор обязанностей:

Основной этап

На этом этапе компания-оценщик проводит по специальной методике комплекс мероприятий по спецоценке.

Нюансы работы экспертов компании-оценщика:

После завершения всех исследований и оценок условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся к определенным классам (подклассам).

Для выведения итоговой оценки условий труда учитывается вся совокупность факторов:

Результат проведенных мероприятий отражается в отчете, который утверждает председатель комиссии по СОУТ после того, как все ее члены проставят в нем подписи.

Заключительный этап

У работодателя на этом этапе немало хлопот:

Компания-оценщик законодательно ограничена в сроках:

Сотрудники, чьи рабочие условия по условиям спецоценки признаны опасными или вредными, должны регулярно проходить профилактические медосмотры (Минтрудсоцзащиты России, Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н).

Как часто проводится СОУТ

В зависимости от того, какой вид спецоценки проводится — очередная или внеплановая, предусмотрены разные сроки.

Специальная оценка условий труда в общем случае проводится на рабочем месте не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Нюансы исчисления срока:

Внеплановая спецоценка проводится в следующие сроки:

Узнайте больше о сроках:

Как сэкономить на спецоценке

Если на рабочих местах после проведения спецоценки не выявлены вредные и (или) опасные факторы, работодатель представляет в трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда. Срок — не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтрудсоцзащиты России от 07.02.2014 № 80н).

Заполнение декларации СОУТ имеет много нюансов, ошибаться при подготовке данного документа крайне нежелательно. Ознакомьтесь с готовым образцом декларации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», получив пробный доступ к ней.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок декларирования о соответствии условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 17.06.2021 № 406н.

Сведения о результатах спецоценки в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям, компания-оценщик передает в ФГИС СОУТ (ч. 1 ст. 18 закона № 426-ФЗ).

Работодатель вправе сократить число проводимых спецоценок в отношении таких рабочих мест, если выполняются следующие условия:

Выполнение этих условий позволяет автоматически продлевать срок действия декларации и сдвигать дату проведения очередной оценки рабочего места по условиям труда еще на пять лет. При этом дополнительные документы оформлять не требуется (письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Прямая экономия при проведении спецоценки — включение затрат на ее проведение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возможность соответствующего включения есть даже на упрощенке — в свежей статье мы рассказали о том, как ей воспользоваться (наряду с применением иных оснований для уменьшения суммы налога).

Узнайте, где можно законно сэкономить, а когда это делать опасно:

Как связаны СОУТ и охрана труда

Все работники по трудовому законодательству имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя следующие мероприятия:

Чтобы у работодателя было официальное, основанное на специальных экспертных исследованиях и оценках подтверждение соответствия рабочих мест требованиям охраны труда, применяется комплекс мероприятий под названием СОУТ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, обеспечения их средствами индивидуальной защиты и других мероприятий.

Спецоценка является основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику компенсаций и гарантий в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и др.

Все эти меры направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

За что накажут

Тех работодателей, которые не организуют проведение СОУТ или делают это с нарушением законодательно установленного порядка, неминуемо ждет наказание.

Читайте также:
Признак выплат в расчете по страховым взносам

Работодатели в 2021 году находятся под двойным контролем — за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения штрафы будут начисляться не только по результатам проведенных трудовыми инспекторами проверок, но и в автоматическом режиме.

Система ФГИС СОУТ будет выявлять нарушителей, сопоставляя данные из разных источников с информацией, имеющейся в системе. К примеру, программа будет сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с данными о проведенной ими спецоценке. Если с момента регистрации компании прошло более года, а данных о проведенной спецоценке в систему не поступало, последует автоматический штраф за непроведение СОУТ.

Специалисты «КонсультантПлюс» подготовили для вас подробную пошаговую инструкцию по проведению спецоценки условий труда, учитывающую все законодательные требования к данной процедуре. Вы можете оперативно ознакомиться с данным материалом, получив пробный доступ к данной справочно-правовой системе.

С особенностями разных видов контроля вас познакомят статьи:

Итоги

СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.

Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.

По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.

Проведение СОУТ — лишь часть обязанностей современного работодателя в области охраны труда. Узнать больше о других, столь же значимых, вы можете в специальном материале, который подготовили наши специалисты.

Специальная оценка условий труда: сроки, правила, процедура

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. Обязанность проведения проверки лежит на работодателе. Исключения касаются дистанционных работников и работников на дому, работников микро и малого бизнеса по гражданско-правовому договору на аутсорсинге (бухгалтеры и т.д.). Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. (КоАП РФ Статья 5.27.1, п. 2.). Срок давности по нарушениям трудового законодательства, законодательства об охране труда – 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.

Надо ли включать в трудовой договор условия труда на рабочем месте? Условия труда указываются в трудовых договорах, заключенных после 01.01.2014 г. (ст. 57 ТК РФ). Однако, если какие-то из обязательных положений не были включены, можно заключить отдельное соглашение или приложение к трудовому договору. Если работник принимается на рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то в трудовом договоре могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним) или действительные результаты аттестации рабочих мест. Если есть в наличии действительные результаты проведенной СОУТ можно включить данные из карты СОУТ «Факторы производственной среды и трудового процесса».

Работодатель обязан организовать ознакомление работников с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона). Включение данной информации в трудовой договор не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Пример формулировки положения об условиях труда:

«Рабочее место работника располагается в кабинете № 1 у противоположной от окна стены и состоит из рабочего стола, компьютерного кресла и компьютера. Работник в своей деятельности использует также стационарный телефон, оргтехнику». Работнику установлены следующие условия труда на рабочем месте: 1-й класс – оптимальные условия труда»

Порядок проведения СОУТ

Плановую спец. оценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. В некоторых случаях срок может быть сокращен или увеличен (получение декларации в Гос. инспекции труда). Если на рабочем месте, на котором уже проведена спец. оценка, произошел несчастный случай, причиной которого (одной из причин) стало воздействие на работника вредных и/или опасных производственных факторов, то в течение шести месяцев со дня этого происшествия необходимо провести внеплановую спец. оценку (ч. 1, 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). На новых рабочих местах проверка проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В ст. 14 дана классификация условий труда.

Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проводится СОУТ:

1) Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н «Методика проведения специальной оценки условий труда».

Читайте также:
Прелиминаринг — что это такое, плюсы и минусы метода

2) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда;

Порядок проведения СОУТ:

  1. Работодатель заключает гражданско-правовой договор с одной из организаций, допущенных для проведения таких проверок – посмотреть реестр организаций.
  2. Работодатель создает комиссию по проведению спец. оценки и утверждает график ее проведения
  3. Эксперты организации проводят идентификацию потенциально вредных условий согласно Классификатору (Приказ №33н).
  4. Организация – эксперт проводит испытания, только если идентифицированы потенциально вредные/опасные условия, оформляются протоколы исследований
  5. По результатам проверки эксперты составляют отчет.
  6. Комиссия утверждает отчет о проведении проверки.
  7. В течение 3х дней после утверждения отчета работодатель уведомляет об этом экспертную организацию либо заказным письмом с уведомлением, либо по эл. почте документом, подписанным с помощью ЭЦП.
  8. Работодатель подает декларацию в гос. инспекцию труда субъекта РФ.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест. При выявлении аналогичных рабочих мест, СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест).

Дополнительные источники: а) Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 года «По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей».

б) Письмо Минтруда от 14 июля 2016 г. N 15-1/ООГ-2516.

Когда проводить спецоценку условий труда

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.

Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:

  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.

ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.

Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

От присвоенного класса зависят:

  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Читайте также:
Как правильно писать докладную записку: образец

Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Условия для проведения внеплановой СОУТ

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:

  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.

Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:

  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Порядок, график и сроки проведения специальной оценки условий труда

С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон о спецоценке). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ (далее – Закон № 451-ФЗ).

Рассмотрим важнейшие новшества.

Организация, проводящая СОУТ, получила дополнительные обязанности

Деятельность организации, проводящей СОУТ, теперь плотно связана с Федеральной государственной информационной системой (далее – ИС). Ведет эту ИС Минтруд России в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.

С 01.01.2020 организация, проводящая СОУТ, должна получить идентификационный номер от ИС. Для этого такая организация должна до начала работ по спецоценке (но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения договора) направить ряд сведений в ИС.

К таким сведениям относятся:

  • полное наименование работодателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика-работодателя;
  • код причины постановки на учет в налоговом органе работодателя.

Номер, полученный от ИС в автоматическом режиме, организация, проводящая СОУТ, должна сообщить работодателю до начала спецоценки. Соответствующие изменения внесены в статью 8 Закона о спецоценке (пп. б п. 5 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

Организация, проводящая СОУТ, должна также передать результаты спецоценки в ИС. Эта обязанность предусмотрена частью 1 статьи 18 Закона о спецоценке. Теперь работодатель может потребовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждение факта передачи соответствующих сведений в информационную систему. Это право работодателя прямо закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона о спецоценке.

Связано это с тем, что по новым правилам результаты спецоценки работодатель может применять только после того, как сведения о них будут переданы в ИС. Эта норма внесена в статью 7 Закона о спецоценке (пп. “в” п. 4 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

О передаче сведений о проведенной спецоценке в ИС организация, проводящая СОУТ, уведомляет работодателя в течение трех рабочих дней со дня внесения их в ИС. Отправить уведомление работодателю можно на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Такие изменения внесены в статью 18 Закона о спецоценке (пп. в п. 13 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).

Появился новый повод для внеплановой спецоценки

Работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки. Эта обязанность предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.

Читайте также:
Как заключить договор с самозанятым для ИП и ООО

С 01.01.2020 работник может представить свои письменные возражения по результатам СОУТ:

  • работодателю;
  • организации, проводящей СОУТ;
  • в профсоюз (при наличии).

Работодатель обязан рассмотреть письменные замечания работника относительно результатов СОУТ и, если нужно, принять решение о проведении внеплановой спецоценки. Необходимые для этого изменения были внесены в п. 4 ч. 1 ст. 5 и в п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.

При этом замечания и возражения работника относительно СОУТ включаются в отчет о проведении спецоценки. Такое нововведение внесено в ч. 1 ст. 15 Закона о спецоценке.

Изменятся правила определения сроков спецоценки

Специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет. С 01.01.2020 этот срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Ранее пятилетний срок действия СОУТ исчислялся с даты утверждения работодателем отчета о проведении СОУТ. Пятилетний срок действия спецоценки с даты утверждения спецоценки исчисляется только для СОУТ, содержащей сведения государственной (или иной) тайны. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке.

Изменения коснулись и порядка определения срока действия декларации соответствия. С 01.01.2020 декларация действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Со дня утверждения отчета декларация начнет действовать, только если результаты спецоценки содержат сведения, составляющие государственную или иную тайну.

Такие изменения были внесены в ч. 4 ст. 11 Закона о спецоценке.

Расширены права малых предприятий

С 01.01.2019 в Законе о спецоценке появилось новое правило, касающееся микропредприятий. Так, работодатели – субъекты малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям, могут не иметь возможности сформировать комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Исполнять полномочия такой комиссии, перечисленные в п. 3.1. ст. 9 Закона о спецоценке, могут:

  • работодатель-ИП лично;
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник.

Ранее Закон о спецоценке обязывал всех работодателей создавать комиссию по проведению СОУТ в общем порядке.

Установлен срок утверждения отчета о проведении СОУТ

С 01.01.2020 председатель комиссии работодателя должен утвердить отчет о проведении СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Это нововведение внесено в ч. 2 ст. 15 Закона о спецоценке.

Заметим, что ранее Закон о спецоценке не содержал определенного срока для утверждения комиссией отчета о проведении СОУТ.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

  1. Что такое специальная оценка условий труда
  2. Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
  3. Кто может не проводить оценку условий труда
  4. Кто проводит специальную оценку условий труда
  5. Порядок проведения СОУТ
  6. Сроки и периодичность проведения СОУТ
  7. Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году
  8. Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.
Читайте также:
Как оформить две командировки в один день: правила

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Расследование пожара на предприятии

Расследование причин пожара проводится несколькими инстанциями: службой ГПС, следственными органами, а также администрацией предприятия (руководителем). Внутренняя (фирменная) проверка необходима в тех случаях, когда требуется установить виновное лицо, с которого в последующем будет востребована плата за причиненный ущерб.

Читайте также:
Приказ о назначении коммерческого директора: образец

Если в результате возгорания имущество или работники остались невредимыми, предприятия самостоятельно решают, создавать комиссию по расследованию или нет. Законодательство не устанавливает никаких обязательств по учету такого факта.

В практике хозяйствующих субъектов установилось правило: комиссия по пожару созывается в день, когда его локализовали. Руководитель фирмы и начальник безопасности должны завершить проверку и приложить экспертную оценку ущерба, чтобы успеть подать документы в суд и привлечь ответчика.

При форс-мажорах срок служебного расследования возникновения пожара также будет зависеть от контрактных соглашений со страховщиком. Поэтому внутренняя проверка обстоятельств ЧП – это первое, что требуется предпринять руководителю. Мероприятие производится по простой схеме с использованием собственных образцов документов, которые были «наработаны» в процессе производства.

  1. Внутреннее расследование пожара
  2. Устанавливаемые обстоятельства
  3. Порядок проведения
  4. Сроки
  5. Результаты
  6. Приказ о проведении расследования
  7. Акт расследования пожара

Внутреннее расследование пожара

Служебное расследование пожара на предприятии – процедура по определению причин и обстоятельств ЧП, повлекших гибель людей и утрату имущества. Порядок проведения мероприятия устанавливается локальным актом – положением о внутренних проверках.

В качестве примера такого ведомственного акта можно рассмотреть инструкцию ЖД транспорта (источник). В ней указывается кто расследует пожар, какие документы составляются, а также как рассчитывается ущерб. На производствах электросетевой энергии, нефтехимии, энергообъектах используются отраслевые (типовые) инструкции.

Важно. В РФ расследование по факту возгорания проводится лишь в случае причинения ущерба (при желании его взыскать) или при наличии пострадавших работников (раздел 10, 11 ТК РФ, в частности, ст. 247 ТК). Ход проверки контролируется руководителем в соответствии с порядком, установленным в компании.

Этапы внутреннего производства по пожару представлены комплексом процедур:

  1. Осмотром места происшествия (загорания).
  2. Созывом комиссии приказом.
  3. Сбором документов (доказательства, экспертизы).
  4. Востребованием разъяснений с сотрудников.
  5. Заседанием совета.
  6. Изданием акта о результатах проверки.

По факту пожара лицо, которое его обнаружило, пишет служебную записку. В ней описываются подробности по существу: время, место и обстоятельства, при которых возникло горение. На основании документа производится фиксация нарушений трудовой дисциплины, например, когда работник отсутствовал на рабочем месте, в результате чего пострадало имущество.

Далее проводится инвентаризация (закон), которая позволяет оценить ущерб. Сама проверка проводится с целью выявления виновника, который заплатит за убытки.

Устанавливаемые обстоятельства

Под учет проверки попадают любые сведения, имеющие отношение к пожару. Комиссия фиксирует не только последствия возгорания или поджога, но и собирает доказательную базу: записи с видеокамер, данные электронных пропусков, свидетельства ответственных лиц.

Каждое исследуемое обстоятельство позволяет выявить взаимосвязь событий и определить нарушение, в ходе которого возник пожар. Перед заполнением документов о результатах расследования руководителю следует ознакомиться с задачами проверки.

Рассмотрим, что конкретно требуется выявить в ходе расследования.

Предмет изучения Цель
Нарушение правил внутреннего распорядка Выявление виновных лиц
Обстоятельства пожара Фиксация времени и места возгорания, его причин
Количество жертв Определение степени ущерба для жизни и здоровья с учетом полученных травм
Материальный ущерб Конвертация ущерба в конкретную стоимость – сгоревшее оборудование, автотехника, ценные бумаги и другое имущество (подсчет расходов)
Причина пожара и распространения огня Установление факторов и условий, ставших причиной материальных потерь (авария, технологический сбой, неисправность электропроводки, несоблюдение техники безопасности)
Дополнительные (сопутствующие) обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину Выявление степени нарушения, если оно имело место быть
Меры наказания Предъявление сотруднику санкций по регламенту, в том числе по административному и уголовному судопроизводству
Профилактика пожаров Учет предыдущего опыта и разработка более совершенных механизмов противопожарной деятельности (в конкретных службах, например, на СТО или в автоцехе)

Важно. Под категорией материального ущерба понимают убытки, причиненные работодателю, сотрудникам, а также окружающей среде в результате всех факторов пожара. Оценка производится без учета возмещений третьими лицами: страховщиком, государством, физическими и юридическими лицами. Ущерб определяется по остаточной или номинальной стоимости утраченного на момент пожара имущества.

Порядок проведения

Крупные пожары оценивают в учреждениях криминалистики или частных экспертных лабораториях, так как внутреннее расследование должно быть подтверждено авторитетными справками (для объективности).

Как минимум, руководитель требует у РТП (руководителя пожаротушения) заключение, которое выдается в день выезда спасателей по адресу. Акт госпожнадзора получают непосредственно после ведомственной экспертизы.

К моменту заседания комиссии руководитель собирает все необходимые документы для проверки. Если сотрудник, подозреваемый в «халатности», ушел в отпуск, с него требуют подпись об ознакомлении с материалами предварительного расследования. Работник обязан отчитаться перед работодателем по запросу, для чего формируется два типа уведомлений.

Проверка работников осуществляется отдельной комиссией также на основании локальной инструкции с подтверждающей служебной запиской (заявление, претензия). Примерный образец можно скачать в формате «ворд» из Приложение 1.

Важно. Исходя из ст. 193 ТК РФ и разъяснений ВКС работодатель вправе востребовать объяснительные записки с любого сотрудника, свидетельства которого сочтет нужным для проверки.

Работник, в свою очередь, дает письменное объяснение. Письмо с уведомлением о вручении может быть направлено по месту жительства (Приложение 2). Если ответа на документ не последовало, заполняется соответствующий акт об отказе в даче объяснений (Приложение 3), и комиссия проводит проверку без показаний.

Читайте также:
Как уволить главного бухгалтера без его желания по закону: за несоответствие, за недоверие

Объяснительная записка пишется в свободной форме по образцу из Приложение 4. В ней сотрудник дает подробный ответ по существу предъявленных к нему вопросов.

Параллельно директор фирмы запрашивает документацию у партнеров и контролирующих структур:

  1. Банков, ФНС (при утере документов для восстановления юридического статуса и финансовой дисциплины).
  2. Аудиторов, консалтинговых, страховых компаний (договоры).
  3. Пожарных оценщиков (фиксация ущерба).
  4. Инженеров, проектировщиков (сметные расходы).
  5. Медучреждений (состояние здоровья работников).
  6. Юристов.
  7. Органов следствия и ГПН.

Все материалы приобщаются к делу и рассматриваются в день заседания комиссии. Членами совета назначаются начальники кадровых служб, сотрудники безопасности, инженеры по пожарной части, ведущие специалисты подразделения, в котором случился пожар. При крупном и серьезном ущербе присутствие инспектора региональной ГПС МЧС считается обязательным.

Возглавляет комиссию (минимум из 3-х человек) руководитель предприятия (зам). В целях соблюдения объективности в небольших организациях непосредственный начальник передает вопрос на решение кадровиков (профсоюза) или персонала безопасности.

В ходе служебной проверки перед комиссией ставится задача ответить на вопросы:

  1. Было ли нарушение.
  2. Как оно связано с пожаром (опосредованно, прямо).
  3. Каков ущерб для взыскания.
  4. Меры дисциплинарного характера для провинившихся.
  5. Решение в отношении работников, причастных к пожару.

Данные сведения отражаются в документе под названием «акт внутреннего расследования пожара». Лист подписывается всеми членами комиссии. Несогласные с заключением излагают свои мысли по поводу возгорания отдельным обращением с просьбой приложить документ к акту.

Сроки

В России срок расследования пожаров привязан к срокам дисциплинарного (1 или 6 мес.) и материального (1 год) взыскания, учитываемым по законодательству. Однако, проверка может быть продлена, если работник находится в отпуске или на больничном. Это время не засчитывается по ТК РФ.

Днем нарушения дисциплины становится дата, когда непосредственному начальнику (подразделения, предприятия) стало известно о проступке – была написана докладная (служебная) записка или составлен иной акт, принятый в организации.

Важно. Срок расследования может устанавливаться отраслевыми (по энергетике), локальными актами (РЖД), а также местным законодательством (Краснодарского края).

Результаты

Заключение составляется в свободной форме с соблюдением норм делопроизводства.

В тексте выделяют:

  1. Введение (факты о возникновении пожара, ущерба и т. д.).
  2. Описание (подробное, последовательное изложение предварительной проверки).
  3. Резолюция (резюме).

Акт зачитывается в присутствии работника, обвиняемого в попустительстве, или в кругу сотрудников отдела, где виновных не выявлено. Подписи об ознакомлении с заключением ставятся не только членами комиссии, но и ответственными лицами (начальники, специалисты). По закону любой работник может обжаловать решение, если сочтет комиссию необъективной.

Меры дисциплинарного характера отражаются в заключительной части акта. Взыскание средств производится по ст. 248 ТК РФ. У руководителя есть месяц на подписание соответствующего распоряжения и передачу его в бухгалтерию.

Приказ о проведении расследования

Документ издается руководителем подразделения (начальником) в связи с наделенными ему полномочиями.

Примерный образец акта служебного расследования пожаров приводится в Приложение 5 (без дополнительных проверок) и Приложение 6 (со служебной запиской).

Важно. В приказе обязательно указывается дата, до которой необходимо закончить сбор документов (заседания комиссии). Акт выполняется в двух экземплярах – для архивации и ознакомления.

Акт расследования пожара

Акт о пожаре. Документ издается комиссией, проводящей служебную проверку по факту пожара. Присутствующим на комиссии требуется подписать минимум четыре экземпляра акта. Образец приводится в Приложение 7 (word) и Приложение 8 (pdf).

Служебная проверка факта пожара проводится с целью выявления всех причин и обстоятельств произошедшего. Руководители фирм привлекают для расследования как собственных специалистов (кадровики, бухгалтеры), так и независимые структуры (общества аудиторов, консультантов, экспертов).

Основной задачей такой проверки является создание акта о результатах расследования причин пожара, в котором указывается, кто виновен в ЧП и какой ущерб требуется возместить.

Каковы порядок и сроки служебного расследования возникновения пожара

ИНСТРУКЦИЯ
по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте

(в редакции указания МПС России от 28 мая 1997 года N Г-632у)

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция устанавливает обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок служебного расследования, учета пожаров и пострадавших при этом лиц, а также порядок определения нанесенного ущерба и ответственности за данный ущерб.

1.2. Служебное расследование пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта производится независимо от размеров и последствий пожара для установления причин его возникновения и развития, определения материального ущерба, эффективности мер, принятых во время тушения пожара, выявления степени ответственности виновных и должностных лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности.

1.3. Учет числа пожаров и их последствий производится с целью анализа обстоятельств их возникновения и принятия решения в соответствии с законодательными актами, прогнозирования кризисных явлений на транспорте, разработки предупреждающих пожар мероприятий, своевременного реагирования на складывающуюся обстановку и проведения профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности людей, сохранности материальных ценностей и создание условий для успешного тушения пожаров.

1.4. Основные понятия (применяются при учете пожаров и последствий от них).

Читайте также:
Порядок, способы и стадии заключения гражданско-правового договора

Пожар – неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.

К пожарам не относятся:

случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или в другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов,

случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.).

взрывы, вспышки и разряды статистического электричества,

случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах.

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах пожнивных остатков, стерни.

покушение на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей.

(В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

Локальные – в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Местные – в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не входит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальные – в результате которых пострадало свыше 50, но не более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Региональные – в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Федеральные – в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2. Порядок донесения и первичного оформления документов о пожаре

2.1. Руководители предприятий, учреждений, организаций, начальники станций, на объектах которых произошел пожар, независимо от места расположения объекта, обязаны сообщить о случившемся начальнику отряда (дежурному по отряду), в ближайшее пожарное подразделение военизированной охраны МПС по месту дислокации объекта, дежурному по отделению железной дороги, а также в вышестоящий орган по принадлежности.

Начальник отряда (дежурный по отряду), дежурный по отделению дороги немедленно докладывают о пожаре по подчиненности – начальнику службы военизированной охраны железной дороги и диспетчеру центрального пункта пожарной связи (ДЦППС), начальнику отделения дороги и дежурному по управлению дороги, которые после уточнения обстановки докладывают о пожаре начальнику железной дороги, ставят в известность начальников соответствующих служб, областные, республиканские управления, органы Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД Российской Федерации. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождающейся пожаром, руководитель предприятия в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам вызывает на ликвидацию последствий аварии специалистов грузоотправителей или формирований гражданской обороны.

2.2. Первичное донесение о пожаре в Министерство путей сообщения должно быть представлено в течение 2 ч с момента его обнаружения.

2.2.1. Начальник железной дороги докладывает министру путей сообщения Российской Федерации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших за собой гибель и травмирование людей, а также о пожарах, вызвавших длительный перерыв в движении поездов или значительный материальный ущерб.

2.2.2. Начальник службы военизированной охраны железной дороги докладывает в Управление военизированной охраны МПС о всех случаях пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.

О всех пожарах в пассажирских и пригородных поездах, независимо от последствий, а также других случаях, не относящихся согласно п.1.4 Инструкции к пожарам, но повлекшим за собой в движении поездов в рабочее время докладывает лично начальник службы (заместитель) – начальнику Управления военизированной охраны МПС (УВО МПС), а в его отсутствие заместителю, с последующей передачей полной информации через диспетчерский аппарат согласно п.п.2.2, 2.3 настоящей Инструкции, а в нерабочее время диспетчер службы – диспетчеру УВО МПС.

Управление военизированной охраны обеспечивает передачу информации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших гибель и травмирование людей, длительный перерыв в движении или значительный материальный ущерб заместителю Министра, в непосредственном ведении которого находится Департамент по безопасности движения и экологии, дежурному по Департаменту по безопасности движения и экологии, Главному диспетчеру МПС, а также заместителю Министра в ведении которого находится Управление военизированной охраны МПС.

Читайте также:
Как рассчитывается отпуск: как считают количество дней

Дежурный по Департаменту безопасности движения и экологии сообщает полученную информацию (если она относится к чрезвычайной ситуации) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2.2.3. Начальник завода, руководители других организаций, концернов, ассоциаций и предприятий, подчиненных МПС, и начальники причастных служб (отделов) железной дороги докладывают в соответствующие по подчиненности управления Министерства путей сообщения Российской Федерации о всех случаях пожаров на подведомственных им объектах.

2.2.4. В первичном донесении о пожаре должны быть указаны обстоятельства возникновения пожара, установленные на данное время.

2.3. После уточнения обстоятельств, но не позднее 24 ч со времени обнаружения пожара, начальник службы военизированной охраны железной дороги обязан сообщить в Управление военизированной охраны МПС данные о пожаре по установленной форме ХУ-23, приведенной в приложении 1.

В эти же сроки начальник станции, в границах которой обнаружен пожар и производилось его тушение (а при нахождении горящего подвижного состава на перегоне – начальник станции, отправившей поезд, дает телеграфное уведомление:

при пожаре в груженых вагонах, контейнерах, принадлежащих МПС, а также в арендованном подвижном составе и подвижном составе, не являющемся собственностью МПС, – станциям отправления и назначения, начальнику службы грузовой и коммерческой работы и службы военизированной охраны своей железной дороги, железной дороги погрузки и в копии Управлению грузовой и коммерческой работы МПС;

при пожаре в пассажирских вагонах, рефрижераторных секциях, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе начальник поезда или лицо, сопровождающее подвижной состав, передает телеграфное уведомление руководителю депо (участка, дирекции) соответствующих служб военизированной охраны железной дороги приписки подвижного состава, а копии – в соответствующий Департамент (Управление) и Управление военизированной охраны МПС. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2.4. О каждом случае пожара в течение суток после его ликвидации комиссия, возглавляемая руководителем тушения пожара или сотрудником органа Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД края, области, города, составляет акт о пожаре (не менее чем в двух экземплярах) по форме ХУ-25 (приложение 2). В состав комиссии могут быть включены представители милиции, страховых обществ (компаний), общественных организаций и другие заинтересованные лица. Акт о пожаре, на тушение которого пожарные подразделения не вызывались и сообщение о нем поступило от потерпевших, органов милиции, страховых обществ (компаний) или из других источников, необходимо составить в течение 2 сут. с момента поступления информации о пожаре. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

О каждом случае пожара служба военизированной охраны составляет статистический листок формы ХУ-24, который направляется в Управление военизированной охраны МПС не позднее 10 дней с момента ликвидации пожара.

Порядок заполнения и кодирования статистического листка приведен в приложении 3.

2.5. Руководитель тушения пожара, начальник пожарного подразделения железной дороги, принимавший участие в тушении пожара или обслуживающий данный участок (объект) до прибытия комиссии, назначенной для служебного расследования, совместно с руководителем предприятия, учреждения или организации, а также другими работниками железнодорожного транспорта обязаны принять меры к обеспечению сохранности материальных ценностей, вещественных доказательств и других материалов, характеризующих обстановку возникновения, развития и тушения пожара.

3. Порядок служебного расследования пожаров

3.1. Все случаи пожаров, происшедшие на объектах и в подвижном составе, расследуют комиссии, назначаемые соответственно руководителями объектов, предприятий, управлений и отделений железных дорог или Министерства путей сообщения РФ.

Служебное расследование производится сразу же после получения извещения о пожаре. Состав комиссии зависит от суммы материального ущерба и других последствий.

3.1.1. При ущербе до 250 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара комиссию возглавляет руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель (при пожарах на подведомственных им предприятиях). В работе комиссии принимают участие начальники соответствующих отделов отделения железной дороги, старший инструктор по пожарной профилактике или начальник пожарного (стрелково-пожарного) подразделения железной дороги и соответствующие специалисты. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.2. При ущербе свыше 250, но не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник отделения железной дороги (его заместитель) и участвуют начальник отряда военизированной охраны, руководители и специалисты соответствующих отделов отделения железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.3. При ущербе свыше 1 тыс., но не более 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник соответствующей службы железной дороги (руководитель предприятия, организации), в хозяйстве которого произошел пожар. В работе комиссии участвуют начальник службы военизированной охраны железной дороги (его заместитель), руководители и специалисты соответствующих отделов управлений железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.4. При ущербе свыше 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда или при пожарах, повлекших тяжелые последствия, длительный перерыв в движении поездов, нарушение ритмичной работы предприятия, комиссию возглавляет начальник железной дороги или его заместитель (председатель комиссии). В работе комиссии участвуют начальники соответствующих служб, включая военизированную охрану, железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

Читайте также:
Признак выплат в расчете по страховым взносам

Во всех случаях порчи, повреждения или утраты груза в вагоне вследствие пожара в работе комиссии должны принимать участие представители службы грузовой и коммерческой работы (отдела, отделения дороги, станции).

При пожарах в грузовых вагонах, следуемых в сопровождении проводников, в работе комиссии могут принимать участие представители грузоотправителя (грузополучателя).

3.2. В состав комиссии для служебного расследования пожаров могут быть включены представители органов и подразделений пожарной охраны УВД (ОВД) на транспорте или территориальных органов и подразделений Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей и городов. В случае необходимости приглашаются представители страховых обществ (компаний) и другие заинтересованные лица. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.3. Пожар, повлекший наиболее крупный материальный ущерб, относящийся к чрезвычайной ситуации на транспорте или нарушивший эксплуатационную работу участков железной дороги, должна расследовать комиссия, назначаемая руководителями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок отнесения пожара к чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.4. Пожар на предприятии и в организации, непосредственно подчиненной МПС РФ, независимо от причиненного материального ущерба расследует комиссия во главе с руководителем или заместителем руководителя этой организации, предприятия с участием представителя пожарной охраны железной дороги (территориально).

3.5. Пожар, происшедший на объекте нетранспортной организации, находящейся на территории железной дороги расследует соответствующая ведомственная комиссия с привлечением при необходимости работников пожарной охраны и соответствующих отделов служб дороги.

3.6. К расследованию лесных пожаров, а также пожаров хлебных массивов и торфяных разработок, если предполагается, что они возникли по вине железной дороги, привлекают руководителей отрядов, служб военизированной охраны и представителей соответствующих служб железнодорожного транспорта.

3.7. Пожар на подвижном составе, возникший на одной железной дороге, но обнаруженный при следовании состава по другой дороге, расследуют при участии представителей железной дороги, на которой возник пожар.

3.8. Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в пассажирских вагонах расследуют на месте происшествия. В расследовании обязательно должны принимать участие руководители соответствующих служб железной дороги, на участке которой произошел пожар, и дороги приписки, а в период гарантийного срока – представители локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводов.

Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, эксплуатирующихся не на железной дороге приписки, расследуют совместно соответствующие представители двух железных дорог.

3.9. При расследовании пожаров, происшедших в грузовых и автономных рефрижераторных вагонах, рефрижераторных секциях, в работе комиссий обязательно должны участвовать представители причастных служб железной дороги и отделов отделения железной дороги, а в период гарантийного срока (кроме пожаров в грузовых вагонах) – представители вагоноремонтных заводов (ПО “Вагонреммаш”). При расследовании случаев пожара в грузовом подвижном составе должны учитываться требования Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах.

3.10. По всем случаям пожаров, происшедшим на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта, находящихся в ведении МПС, но расположенных не на территории железных дорог, органами государственного пожарного надзора проводится доследственная проверка в объеме, предусмотренном уголовно-процессуальными актами.

3.11. Для участия в работе комиссий по расследованию пожаров, указанных в п.3.8, 3.9 настоящей Инструкции, руководители железных дорог, ответственных за пожар, а также заводов и предприятий МПС на основании оперативного донесения с места происшествия имеют право командировать своих представителей.

3.12. Пожары, возникшие в результате крушения, схода с рельсов подвижного состава или нарушения технологии маневровой работы, расследуются в порядке, установленном соответствующими указаниями МПС. При необходимости к материалу расследования причин пожара прилагается заключение ответственного работника пожарной охраны железной дороги о причинах возникновения пожара, характера его развития и эффективности принятых мер по тушению.

3.13. Расследование пожаров в подвижном составе и контейнерах с грузом, не принятым к перевозке, а также при состоявшейся перевозке (груз сдан отправителю, получателю) производится соответствующими представителями министерств, ведомств и других организаций, с участием при необходимости представителей служб (отделов) и пожарной охраны железной дороги (территориально) на предмет возмещения ущерба за поврежденный подвижной состав.

3.14. Расследование случая пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В некоторых случаях, если этого требуют обстоятельства, срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней по согласованию с Управлением военизированной охраны. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.15. О пожарах, происшедших на объектах и в подвижном составе от предполагаемых поджогов, и в случаях, сопровождавшихся человеческими жертвами, руководители предприятий, организаций, отделения и управления железной дороги должны немедленно поставить в известность руководителей органов внутренних дел на транспорте и прокуратуры для организации выезда на место происшествия оперативно-следственной группы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: