План по гражданской обороне в организации

Как определить необходимость разработки плана ГО в организации

Определить необходимость разработки плана ГО в организации можно руководствуясь требованиями Приказа МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП “Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны”), также в нем приведена Структура плана ГО и определение организаций, который дает определение организаций, которые обязаны разрабатывать план ГО и которым этого не требуется.

Выписка из Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)

План гражданской обороны не разрабатывают : Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

План гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, включает три раздела:

2.1. раздел «Краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», который состоит из следующих подразделов:

2.1.1. подраздел «Краткая характеристика организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне», в котором указываются:

  • а) количество зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • б) перечень радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) численность работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находящихся одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
  • д) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение);

2.1.2. подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в котором указываются:

  • а) объемы возможных разрушений зданий и сооружений, потери работников, сил и средств гражданской обороны;
  • б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
  • в) объемы разрушений систем жизнеобеспечения (водо-, газообеспечения);
  • г) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов), площади зон возможных опасностей, количество находящихся в них работников;
  • д) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при ведении гражданской обороны и при внезапном нападении противника;

2.1.3. подраздел «Выводы из оценки возможной обстановки», в котором указываются:

  • а) расчетные данные об общих потерях (санитарных, безвозвратных) работников;
  • б) численность пострадавших работников, нуждающегося в оказании первой помощи;
  • в) численность работников, подлежащего йодной профилактике;
  • г) ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР;
  • д) численность сил и средств гражданской обороны, необходимых для проведения АСДНР на территории организации;
  • е) численность сил и средств гражданской обороны, выделяемых для участия в проведении АСДНР на территории муниципального образования, территория которого отнесена к группе по гражданской обороне;

2.2. раздел «Ведение гражданской обороны», который состоит из следующих подразделов:

2.2.1. подраздел «Порядок ведения гражданской обороны», в котором указываются порядок, объем, сроки и организация выполнения:

  • мероприятий по гражданской обороне;
  • мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по отдельным решениям Президента Российской Федерации;

2.2.2. подраздел «Организация защиты работников», в котором указываются:

  • а) организация укрытия работников в ЗС ГО:

-порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС ГО, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и необходимого имущества;

-порядок строительства недостающих ЗС ГО и их материально-техническое обеспечение;

-порядок укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

  • б) организация защиты работников от аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), где указываются:

-порядок развертывания пунктов выдачи средств индивидуальной защиты;

-порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;

  • в) организация медицинской защиты, где указываются:

-мероприятия по выполнению медицинского обеспечения работников организаций;

-порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты;

2.2.3. подраздел «Организация управления гражданской обороной и связи», в котором указываются:

  • а) организация управления гражданской обороной в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в безопасном районе;
  • б) порядок применения запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • в) состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные (дублирующие) пункты управления, сроки убытия и прибытия на запасные (дублирующие) пункты управления;
  • г) время занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • д) организация связи;
Читайте также:
Повторный инструктаж по охране труда - периодичность и порядок проведения

2.2.4. подраздел «Организация оповещения работников», в котором указываются сведения о порядке, способах, средствах оповещения руководящего состава и работников организаций;

2.2.5. подраздел «Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне», в котором указываются:

  • а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
  • б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
  • в) мероприятия по противопожарной защите;
  • г) другие мероприятия;

2.2.6. подраздел «Организация и проведение АСДНР», в котором указываются:

  • а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
  • в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
  • г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
  • д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

2.2.7. подраздел «Организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне», в котором указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, таких как:

  • а) комплексная разведка;
  • б) инженерное обеспечение;
  • в) радиационная, химическая и биологическая защита;
  • г) медицинское обеспечение;
  • д) материальное обеспечение;
  • е) транспортное обеспечение;
  • ж) противопожарное обеспечение;
  • з) охрана общественного порядка;

2.3. раздел «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника», который состоит из следующих подразделов:

2.3.1. подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются:

  • а) порядок оповещения работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне и жилого сектора, прилегающего к указанной организации;
  • б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов световой и других видов маскировки;
  • в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
  • г) организация укрытия работников;

2.3.2. подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности, катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются:

  • а) восстановление управления и связи, проверки системы оповещения;
  • б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
  • г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
  • д) порядок оказания первой помощи пострадавшим;
  • е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при внезапном нападении противника;
  • ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

2.4. К плану гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:

2.4.1. приложение «Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатывается по образцу (приложение № 9) к настоящему Порядку;

2.4.2. приложение «Возможная обстановка на территории организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, с пояснительной запиской.

2.4.2.1. На плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, отражаются:

  • а) зоны возможных опасностей;
  • б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • в) пункты управления организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
  • д) места размещения ЗС ГО.

2.4.2.2. В пояснительной записке отражаются:

  • а) площади зон возможных опасностей, а также численность работников

и населения, попадающих в них;

  • б) общая площадь заражения радиоактивными и отравляющими веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • в) общая площадь заражения аварийно-химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • г) общие потери (безвозвратные, санитарные) работников;
  • д) общая площадь пожаров;

2.4.3. приложение «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 1) к настоящему Порядку;

2.4.4. приложение «План организации и проведения АСДНР организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, с нанесением ЗС ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.;

2.4.5. приложение «Расчет укрытия работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, и членов

их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года» разрабатывается по образцу (приложение № 10) к настоящему Порядку;

2.4.6. приложение «План наращивания инженерной защиты работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 2) к настоящему Порядку;

Читайте также:
Приказ о прохождении медосмотра: образец

2.4.7. приложение «План эвакуационных мероприятий в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планам эвакуационных мероприятий федерального органа исполнительной власти, при этом организации, переносящие свою деятельность в безопасные районы, дополнительно отражают:

  • а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в безопасных районах;
  • б) пункты погрузки, порядок следования по маршруту эвакуации имущества, места развертывания производственной деятельности;
  • в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
  • г) порядок убытия сил в безопасные районы для обеспечения возобновления производственной деятельности в безопасных районах.

2.4.7.1. План эвакуационных мероприятий в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

2.4.8. приложение «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (или организаций, необходимых для дальнейшего выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов)» разрабатывается по образцу (приложение № 11) к настоящему Порядку;

2.4.9. приложение «Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 4) к настоящему Порядку;

2.4.10. приложение «Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 7) к настоящему Порядку.

2.5. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

2.6. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.

3.1. Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны

Основные направления подготовки к ведению гражданской обороны.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О гражданской обороне” подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комплекс планируемых и осуществляемых заблаговременно мероприятий по гражданской обороне должен охватывать правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Органическая связь задач и мероприятий гражданской обороны с другими оборонными мероприятиями и со всей народнохозяйственной деятельностью предопределяет необходимость и обязательность участия в их планировании и осуществлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов хозяйственного управления и военного командования.

Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени являются:

– зонирование территорий по степени возможных опасностей, отнесение территорий и объектов к группам и категориям по гражданской обороне;

– планирование мероприятий гражданской обороны;

– развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;

– создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника;

– накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

– создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

– организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

– развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Читайте также:
Как определить реальную заработную плату: изменения, индекс и рост

К основным зонам по гражданской обороне относятся:

зона световой маскировки – территории субъектов Российской Федерации, расположенные вдоль внешней границы Российской Федерации (согласно СНиП Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны);

зона возможных разрушений – территория, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв.) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии 0,5 км от границы проектной застройки объектов особой важности по гражданской обороне и в границах проектной застройки других категорированных объектов, расположенных вне категорированных городов. В пределах этой зоны проводится комплекс мероприятий по строительству защитных сооружений;

зона возможных сплошных пожаров – территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием зданий, сооружений преимущественно IV и V степени огнестойкости;

загородная зона – территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического заражения, вероятного катастрофического затопления и пригодная для размещения эвакуируемого населения. Границы зоны определяются исходя из реальных условий при планировании эвакомероприятий;

зона возможного радиоактивного загрязнения – территория или акватория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов в количествах, вызывающих превышение установленных пределов допустимых доз облучения;

зона опасного радиоактивного загрязнения – часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критического значения доз облучения населения;

зона возможного опасного химического заражения – территория, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях и количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени;

зона вероятного катастрофического затопления – территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Отнесение территорий городов или населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территории организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (особой важности, первой и второй категории) или организаций, представляющих опасность для населения в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории города:

если численность населения превышает 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

или численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне или более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% его населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и вносятся в МЧС России и Минэкономразвития России, которые представляют их в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Отнесению организаций к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые:

имеют мобилизационное задание (заказ);

или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

или являются уникальными культурными ценностями.

Для организаций устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливается Правительством Российской Федерации.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Читайте также:
Как выплачиваются алименты с зарплаты: правила выплат

Оперативное планирование является важнейшей составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организационного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

Для планирования мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатываются Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплект документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение по реализации мероприятий, действий органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.

План основных мероприятий организации (объекта) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на текущий год

1.2. План основных мероприятий организации (объекта) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на текущий год

План основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на предстоящий год (далее — План основных мероприятий) разрабатывается ежегодно к 20 декабря.

Планирование в организациях должно осуществляться в тесном взаимодействии с территориальными органами управления по делам ГОЧС.

Планы основных мероприятий на год разрабатываются по единой форме и должны содержать мероприятия, проводимые по плану субъекта РФ и муниципального образования (города, района), в части, касающейся конкретной организации (объекта). Затем следуют основные мероприятия, проводимые под руководством руководителя и председателя КЧС и ПБ организации.

План основных мероприятий на год подписывается председателем КЧС и ПБ и начальником штаба ГОЧС (структурного подразделения ГОЧС), согласовывается с территориальным органом управления по делам ГОЧС и утверждается руководителем организации.

Формулировка главной задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, приоритетных направлений деятельности по повышению уровня подготовки органов управления и сил ГО к действиям в военное время и в чрезвычайных ситуациях в организациях оформляется на отдельном листе плана в соответствии с организационнометодическими указаниями МЧС России и территориальных органов МЧС России по подготовке сил ГО и РСЧС на предстоящий год.

Рекомендуемая форма Плана основных мероприятий на год приводится ниже.

Начальник органа управления по делам ГОЧС города (района)

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ _______________________________

ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) НА 200__ ГОД СЧИТАТЬ:

В области защиты от чрезвычайных ситуаций — реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение готовности формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовку работников организации к действиям при чрезвычайных ситуациях.

В области гражданской обороны — обеспечение повседневной готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач при переводе на условия военного времени, возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами.

В области обеспечения пожарной безопасности — реализацию комплекса мероприятий по предупреждению пожаров и гибели людей при пожарах, повышение роли и значения системы пожарной безопасности, выполнение требований по противопожарной подготовке всех работников, оснащение зданий и помещений средствами противопожарной защиты и пожаротушения.

Наименования мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Кто привлекается

Отметка о выполнении

I. Мероприятия, проводимые под руководством вышестоящих органов управления по делам ГОЧС при участии организации (объекта)

Совещание (сбор) по подведению итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС, выполнения мероприятий ГО в 200__ году и постановке задач на 200__ год

Начальник органа управления ГОЧС города

Проверка выполнения неотожных мер по повышению безопасности и модернизации предприятий химического комплекса

Орган управления ГОЧС

Руководители объектов экономики, представители пожарных и транспортных инспекций

Учебно-методический сбор с начальниками штабов ГОЧС, проводящих КУ (ОТ) в 200__ году

Заместитель начальника органа управления ГОЧС

Начальники штабов ГОЧС (структурных подразделений), специально назначенные работники организаций

Штабная тренировка по теме: «Организация
управления силами районого звена РСЧС при ликвидации последствий террористического акта»

Руководитель администрации района

КЧС и ПБ, начальники структурных подразделений (специально назначенный работник) ГОЧС, спасательных служб, командиры формирований организаций

Комплексная проверка по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС на химически опасных объектах

Первый заместитель главы администрации города, председатель КЧС и ПБ

Проверка противопожарного состояния объектов городского хозяйства и жилых домов города

Читайте также:
Правила заполнения, ведения и хранения трудовых книжек

Руководители организаций и ЖКХ

Проверка состояния химической защиты и наличия локальных систем оповещения в организациях города

Управление ГОЧС (отделы РХБЗ, связи и оповещения)

Научно-практическая конференция по теме: «Региональные риски ЧС и управление природной и технической безопасностью муниципальных образований»

Руководители и специалисты по ГОЧС заинтересованных организаций

Участие в работе выставки «Средства спасения» в рамках международного форума

ВНИИ ГОЧС, ФГУ ВНИИПО

Руководители и специалисты по ГОЧС

Занятия по профессиональной подготовке с начальниками штабов (структурных подразделений) ГОЧС организаций

Один раз в месяц по плану органа управления ГОЧС

Начальник органа управления ГОЧС

Начальники структурных подразделений, выделенные работники по ГОЧС организации

II. Мероприятия, проводимые руководителем, КЧС и ПБ, штабом по делам ГОЧС организации (объекта)

1. Организационные мероприятия

Сбор руководящего состава по подведению итогов и постановке задач на предстоящий год

Начальники служб, цехов, командиры формирований

Учебно-методический сбор руководителей учебных групп, консультантов по обучению рабочих и служащих действиям в ЧС

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Руководители учебных групп, консультанты

Разработка планирующих документов по вопросам ГОЧС на год

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Главный инженер — председатель КЧС и ПБ, структурные подразделения ГОЧС

Разработка приказа руководителя организации об итогах подготовки к ведению ГО, предупреждению ЧС, обеспечения пожарной безопасности в 200__ году и задачах на 200__ год

Руководитель организации, штаб (структурное подразделение) ГОЧС, КЧС и ПБ

Начальники служб, руководящий состав организации (предприятия)

Подготовка доклада о состоянии ГО в соответствии с Табелем срочных донесений и организационно-методическими указаниями вышестоящего органа управления ГОЧС

Руководитель организации, штаб (структурное подразделение) ГОЧС, КЧС и ПБ

Начальники служб, руководящий состав организации (предприятия)

Подготовка и представление в учебный отдел органа управления ГОЧС заявок на обучение по установленной форме

Штаб (структурное подразделение) ГОЧС

Руководители подразделений организации (предприятия)

Корректировка (разработка) плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Главный инженер — председатель КЧС и ПБ, структурные подразделения ГОЧС

Смотрконкурс состояния и эксплуатации защитных сооружений

Начальник штаба ГОЧС, комиссия объекта

Командиры формирований по обслуживанию защитных сооружений

Проведение консультаций для самостоятельно изучающих программу ГОЧС

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Руководящий состав организации

Заседания комиссий по ЧС и ПУФ производства

2. Учения, объектовые и штабные тренировки по ГО и ЧС

Комплексное учение по теме: «Управление формированиями при ликвидации производственной аварии»

Руководящий состав, КЧС и ПБ, штаб ГОЧС, формирования, работники организации

Объектовая тренировка по теме: «Защита рабочих и служащих при возникновении чрезвычайной ситуации»

Руководитель организации, штаб (структурное подразделение) ГОЧС

Руководящий состав, КЧС и ПБ, штаб ГОЧС, формирования, работники организации

Штабная тренировка по теме: «Изучение и отработка функциональных обязанностей начальников служб, членов КЧС и расчета ПУ ГО»

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Начальники служб, члены КЧС и ПБ, расчет ПУ ГО

Штабная тренировка по теме: «Действия руководящего состава в случае возникновения производственной аварии»

Начальник штаба (руководитель структурного подразделения) ГОЧС

Руководящий состав, начальники служб, командиры формирований

3. Подготовка руководящего состава

Обучение в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО

Руководящий состав и специалисты

Самостоятельное изучение программы обучения в области ГО и защиты от ЧС

Руководитель организации, начальники подразделений

Сдача зачетов по изучаемым темам

Тренировки по сигналу «Сбор!»

Руководитель организации, начальники подразделений

4. Подготовка формирований ГО

Обучение личного состава формирований по программе базовой и специальной подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Руководитель организации, начальник штаба ГОЧС, командиры формирований

Личный состав формирований

Уточнение планов приведения формирований в готовность

Командиры формирований, начальники служб

Личный состав формирований

Тактикоспециальные учения по теме:
«Приведение формирования в готовность и действия личного состава при проведении АСДНР»

Руководитель организации, главный инженер, начальники служб

Личный состав формирований (спасательная команда, аварийно-спасательная группа, группа обслуживания ЗС)

Тренировки по сигналу «Сбор!»

Руководитель организации, КЧС и ПБ, штаб ГОЧС, командиры формирований, начальники служб

Руководящий состав, руководители подразделений, командиры формирований

5. Обучение рабочих и служащих, не входящих в НАСФ

Изучение и практическая отработка тем программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Руководители учебных групп

Рабочие и служащие

Тренировки по сигналу «Внимание всем!»

Рабочие и служащие

Участие рабочих и служащих в учениях и тренировках по ГО, проводимых вышестоящими органами ГОЧС

Руководитель предприятия, КЧС и ПБ, штаб ГОЧС

Рабочие и служащие

Тренировки по отработке нормативов ГО

Начальник штаба ГОЧС, начальники служб

Рабочие и служащие

6. Совершенствование учебно-материальной базы

Обновление стендов и наглядных пособий по ГОЧС и пожарной безопасности в структурных подразделениях организации (цехах предприятия)

Главный инженер, начальник штаба ГОЧС, начальники служб, главный бухгалтер

Разработка, размножение и выдача в структурные подразделения нормативных документов и учебно-методических пособий для формирований, рабочих и служащих

Приобретение наглядных и методических пособий, учебной литературы

Заместитель руководителя, штаб ГОЧС

7. Контроль и оказание помощи

Оказание помощи командирам формирований в подготовке и проведении учений и тренировок

Читайте также:
Как правильно писать докладную записку: образец

Начальники служб, командиры формирований:
– спасательная группа
– пост РХН
– санитарная дружина
– группа обслуживания ЗС

Проверка хода обучения рабочих и служащих, личного состава формирований и оказание помощи в организации обучения в цехах, отделах, службах

Руководитель организации, начальник штаба ГОЧС

КЧС и ПБ, штаб ГОЧС, командиры формирований, начальники структурных подразделений

Итоговая проверка подготовки отдельных структурных подразделений (цехов) по вопросам ГОЧС

Руководитель организации, комиссия

КЧС и ПБ, штаб ГОЧС, командиры формирований, начальники структурных подразделений

Председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Начальник структурного подразделения (работник), уполномоченного на решение
задач в области ГО

Документы по ГО и ЧС в организации в 2021 году

Документы по ГО и ЧС в организации разрабатываются вне зависимости от численности сотрудников, вида осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности. Состав и количество необходимой документации зависят только от категории предприятия. Категорию присваивают в случае:

  • наличия мобилизационного задания, которое назначают МЧС и региональные власти;
  • высокого риска возникновения внештатных ситуаций;
  • наличия уникального историко-культурного статуса.

Существует 3 вида категорий: особой важности, 1-я и 2-я.

Некатегорированные организации тоже обязаны подготовить пакет документов по ГО и ЧС. Отвечает за это непосредственно руководитель или его заместитель. В случае возникновения ЧС один из них берет на себя руководство штабом, издает приказы, организует спасательные мероприятия. В организации может быть приказом назначен ответственный сотрудник, которому работодатель делегирует свои обязанности по ГО и ЧС.

Нормативные акты, которые определяют работу организации по ГО и ЧС

Перечень основных документов по ГО в организации разрабатывается на основании Федеральных законов, Постановлений Правительства и приказов МЧС России.

Федеральные законы:

  • от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действует в редакции от 23 июня 2016 г.) — обязывает планировать и организовывать защиту сотрудников от чрезвычайных ситуаций, обеспечивать обучение по ГО (инструктажи, курсы, тренировки), создавать и поддерживать в рабочем состоянии системы оповещения;
  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» — определяет полномочия организаций в области гражданской обороны.

Постановления Правительства РФ:

  • от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  • от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
  • от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
  • от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Кроме того, с 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерарасчетов и журналов. ». Постановление носит временный характер, будет действовать до конца 2026 г.

Приказы МЧС России:

  • от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
  • от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»;
  • от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
  • от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
  • от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Основные документы по ГО и ЧС

Перечень документов организации по ГО и ЧС в 2021 г. состоит из приказов и Положений по организации, планов, расчетов и журналов. Приводим список документов по гражданской обороне, без которых нельзя обойтись.

Приказы:

  • об организации гражданской обороны и назначении сотрудников, ответственных за ГО, с приложениями: Положение о структурном подразделении по ГОЧС; Положение о службах ГО; состав и оснащенность НАСФ и НФГО в случае их создания;
  • на выполнение мероприятий первой очереди по гражданской обороне, о введении общей готовности ГО, о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в военное время;
  • о создании объектового звена РСЧС — подразумевает 2 приложения: Положение об объектовом звене: Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности;
  • об итогах обучения в прошедшем году и задачах обучения на текущий год. В приложениях обозначается тематика обучения, дается перечень групп обучающихся и руководителей занятий, план подготовки руководителей и расписание занятий по ГО и ЧС с сотрудниками предприятия;
  • проект приказа о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • о составе эвакуационной комиссии — прилагается Положение о ней;
  • о комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта — в приложении: Положение и состав комиссии по ПУФ;
  • о назначении лиц, которые отвечают за содержание защитных сооружений гражданской обороны.
Читайте также:
Кадровое обеспечение — что это такое

Планы:

  • основных мероприятий на текущий год, согласовывается с органами РСЧС;
  • действий по предупреждения и ликвидации ЧС;
  • гражданской обороны;
  • служб гражданской обороны, если они есть на предприятии;
  • план эвакуации в военное время;
  • план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • планы текущей работы отдела по ГО и ЧС и комиссии по ПУФ.

К документам по гражданской обороне, разрабатываемым организациями, также относятся: документы НАСФ и НФГО (в случае их создания), расчеты по материально-техническому обеспечению мероприятий ГОЧС, учетные документы на средства индивидуальной защиты, журналы, в которых ведется учет занятий с сотрудниками по ГОЧС.

Среди документов по ГО некатегорированной организации обязательно должны быть: договоры на обслуживание защитных сооружений специализированными предприятиями, схемы оповещения и сбора КЧС и ОПБ, а также отдела ГОЧС, схемы размещения сотрудников в помещениях для оперативной работы.

Хранение документов по ГО и ЧС

По гражданской обороне документы в бюджетной организации хранятся от 1 года до 25 лет (паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса) согласно подразделу 11.2 приказа Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока их хранения». Обратите внимание — замена документов новыми не освобождает от обязанности хранить предыдущие установленный срок.

Обучение по ГО и ЧС

Согласно федеральному законодательству, обучение по ГО и ЧС сотрудников организаций является обязательным, за его организацию отвечает непосредственно руководитель предприятия. При составлении документов необходимо обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 и на утвержденную МЧС России 20 ноября 2020 г. Примерную программу курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11. Она является методической основой при разработке программ обучения работников. Для качественного обучения рекомендуется создавать группы численностью не более 25 человек.

Планы ГО и ЧС в 2020 году. Разработка планов ГО и приведения в готовность ГО

МЧС России издал в 2020 году два приказа в сфере планирования мероприятий по гражданской обороне. Документы устанавливают правила разработки, согласования, утверждения Планов гражданской обороны и приведения в готовность гражданской обороны.

Нормативно-правовые акты

Перечень актов, которые учитывают при планировании мероприятий ГО, приведен в таблице.

Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ

«О гражданской обороне»

Закон РФ от 21.07.93 № 5485-1

«О государственной тайне»

Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804

«Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ»

Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53

«О Порядке приведения в готовность гражданской обороны»

Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (выписка)

Регулирует подготовку Планов ГО.

Приказ 216 пришел на смену Приказу № 70 2012 г. Документ имеет гриф «для служебного пользования». МЧС России сделало для публичного размещения выписку из приказа № 216ДСП.

Приказ МЧС России от 02.03.2020 № 6с

Регулирует подготовку Планов приведения в готовность ГО.

Приказ секретный. Ознакомиться с его содержанием могут лица, имеющие допуск к гостайне.

Цель приказа 6с — конкретизировать содержание и порядок выполнения мероприятий по приведению в готовность сил ГО.

В чем отличие Планов?

План ГО содержит мероприятия по гражданской обороне, при введении военного положения, объявлении мобилизации в РФ или режиме чрезвычайной ситуации. Документ начинает действовать после Указа Президента РФ.

Приведение в готовность ГО — выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и территорий в период нарастания конфликта, до объявления военного положения или режима ЧС. План начинает выполняться после сигнала оповещения, до Указа Президента РФ о введении режима ГО.

Кого касается

Мероприятия по ГО разрабатывают все предприятия.

План приведения в готовность ГО

План гражданской обороны

План гражданской обороны и защиты населения

Кто разрабатывает

Предприятия и организации

Организации без категории по ГО, либо численность работников (смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) чел., получают выписку из Плана ГО муниципалитета.

Руководитель таких предприятий имеет право принять решение о разработке Плана ГО.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления

Организации, отнесенные к соответствующей категории по ГО

Кто подписывает

Зам. руководителя организации

Зам. Главы администрации муниципального образования, курирующий вопросы ГО

Кто согласовывает

Федеральное министерство или ведомство — для курируемых госкорпораций

ГУ МЧС России — кроме организаций 2 категории

Органы местного самоуправления — кроме госкорпораций

ГУ МЧС России по субъекту Федерации

Кто утверждает

Глава администрации муниципального образования

Сроки плановой ежегодной корректировки по состоянию на 1 января

Планы корректируют досрочно при введении соответствующего режима.

План ГО организации

Документ состоит из трех разделов и Приложений.

Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки

Блок состоит из подразделов:

  • Краткая характеристика организации:

a. указание всех зданий, сооружений, коммуникаций, объектов;

b. перечень опасных систем;

c. список мест, где возможно скопление любого транспорта с опасными веществами;

Читайте также:
Как оформить дополнительное соглашение к трудовому договору: образец

d. количество работников в организации/ в смене;

e. состав, предназначение сил и средств ГО организации.

  • Краткая оценка возможной обстановки во время или после военного конфликта либо ЧС:

a. объемы возможных разрушений и потерь;

b. возможная обстановка;

c. возможные объемы разрушений водо- и газообеспечения;

d. размеры зон вторичного поражения, и количество работников этих зон;

e. возможный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

  • Выводы из оценки возможной обстановки:

a. данные о потерях;

b. количество пострадавших;

c. скольким работникам нужна йодная профилактика;

d. перечень и объем АСДНР;

e. количество сил и средств, необходимых для проведения спасательных и аварийных работ;

f. сколько выделено на АСДНР.

Раздел 2. Ведение гражданской обороны

2.1. Порядок ведения ГО (объем, сроки, организация мероприятий).

2.2. Организация защиты работников — укрытия, защита от опасных веществ, медицинская защита.

2.3. Управление ГО и связь.

2.4. Оповещение работников.

2.5. Мероприятия по повышению устойчивости работы компании.

2.6. Устройство и проведение АСДНР.

2.7. Организация основных видов обеспечение мероприятий по ГО.

Раздел 3. Выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника

Блок содержит мероприятия по порядку действий при сигналах тревоги «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и отбое тревоги.

Приложения к Плану ГО

Основные показатели состояния ГО на 1 января текущего года.

Возможная обстановка на территории организации, с планами объектов.

Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО.

План организации и проведения спасательно-аварийных работ.

Расчет укрытия работников и членов их семей.

План наращивания инженерной защиты работников.

План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования.

Состав сил и средств ГО организации.

Обеспечение и выдача средств индивидуальной защиты.

План приведения в готовность ГО

Приведем примерное описание документа, поскольку доступ к точной структуре защищен гостайной.

Раздел 1. Общие положения

выписки из нормативных актов;

описание мероприятий по решению задач ГО;

  • действия по повышению готовности к введению ГО.
  • Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список)

    подготовка и устройство связи;

    проверка готовности сил и средств;

    уточнение перечня документации, планов, ресурсов;

    принятие документов, согласно ситуации;

    уточнение работ по взаимодействию с госорганами;

    проведение предварительных работ по маскировке;

    проверка технической готовности транспорта для эвакуации;

    прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.

    Раздел 3. Список документов по реализации Плана

    акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;

    планы проведенных совещаний;

    доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;

    другие возможные документы.

    Порядок и сроки проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53.

    Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, это указывается в Планах. Если есть дополнительные действия, обязательные для выполнения, они дописываются в документы.

    Если у маленькой компании ПФР отказывается принять отчетность на бумаге

    Если численность работников компании составляет 24 человека и менее, сведения о сотрудниках в ПФР можно сдавать на бумаге. Но, когда местное отделение фонда отказывается принимать бумажные отчеты, бухгалтерам приходится самим находить способ доставки своего отчета в ПФР.

    Какую отчетность о сотрудниках сдают в ПФР организации

    В ПФР компания подает индивидуальные сведения о сотрудниках по формам:

    • СЗВ-СТАЖ – сведения о страховом стаже;
    • СЗВ-К – сведения о трудовом стаже;
    • СЗВ-ТД;
    • СЗВ-М.

    Форму СЗВ-СТАЖ сдают по итогам отчетного периода, при назначении пенсии и при увольнении сотрудника.

    В форме СЗВ-К указывают трудовой стаж сотрудника до 2002 года, который входит в состав сведений персонифицированного учета. Эту форму сдают, если из ПФР поступил запрос на представление сведений о стаже физлица.

    Сведения по формам СЗВ-ТД и СЗВ-М – ежемесячная отчетность организации.

    СЗВ-ТД сдается в ПФР на каждого работника при приеме, увольнении, переводе, изменении должности, а также если он выбрал ЭТК. При переименовании фирмы или реорганизации СЗВ-ТД сдается на всех работников.

    В СЗВ-М нужно указывать сведения о застрахованных работниках, с которыми были заключены, продолжали действовать или прекращены трудовые либо гражданские договора. При этом СЗВ-М сдавайте даже в случае, если в отчетном месяце вы ничего им не платили.

    Когда отчетность в ПФР можно сдавать на бумаге

    Форма подачи сведений – на бумаге или в электронном виде зависит от количества сотрудников в компании.

    Если их численность составляет 24 человека и менее, сведения о сотрудниках можно сдавать на бумаге. Если 25 человек и более – только в электронном виде.

    Это правило распространяется на все перечисленные формы отчетности: СЗВ-СТАЖ, СЗВ-К, СЗВ-ТД, СЗВ-М.

    На практике, инспекторы ПФР могут отказывать в приеме отчетности на бумаге. Множество таких историй можно прочесть в нашей группе Бухгалтерия.ру – Вконтакте.

    Всегда есть, что обсудить. Решаем проблемы вместе. Присоединяйтесь к группе ВК Бухгалтерия.ру

    В такой ситуации нужно применять обычные неконтактные методы отправки отчета. Но, всегда, с каким-либо подтверждением факта отправки отчета. Если отправляете по почте, должна быть опись вложения и уведомление о доставке. Почтовые работники оформляют все нужные документы – в этом проблем нет.

    Читайте также:
    Почему вы хотите работать в нашей компании – варианты ответов

    В данном случае неоценим опыт наших подписчиков. Вот что они советуют сделать в таком случае:

    Не хотят – вышлите почтой. Не принять не имеют права.

    Отправляйте почтой, ценным письмом с описью, обязаны принять.

    В смысле не хотят на бумаге принимать? Это незаконно!

    Делаю в программе. Выгружаю на флешку, сдаю на бумаге+выгруженный файл. Несколько раз просто отсылала почтой один экземпляр, всё без проблем принято.

    Аналогично, сдаю на бумаге в 2экз. + флешка с xml

    Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

    Выбор читателей

    Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

    Изменения трудового законодательства с 2022 года: важное для бухгалтера и директора

    Основные и льготные тарифы страховых взносов на 2022 год

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Почему ПФР может не принять ваш СЗВ-СТАЖ?

    В этом году все российские работодатели второй раз сдавали новый вид персонифицированной отчетности — СЗВ-СТАЖ. Пенсионный фонд уже присылает протоколы с возражениями, поэтому сейчас самое время определить «тонкие» места в новых формах и разобраться с тем, какие корректирующие формы выбрать для исправления ошибок.

    Напомним основы

    Исходный нормативный документ, на который следует опираться работодателю, — Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

    Кроме того, дотошно стоит изучить:

    • Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п, которое определило новые формы отчетности (СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ);
    • Приказ Минтруда от 21.12.2016 № 766н (в ред. от 14.06.2018) — утвердил Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

    Форма СЗВ-СТАЖ — это сведения о страховом стаже всех сотрудников, с кем у работодателя на отчетный период оформлены трудовые отношения. Отчетный период для формы — год, срок сдачи — не позднее 1 марта следующего за отчетным года.

    По типу подаваемых сведений формы могут быть:

    • «Исходная» — когда данные подаются впервые;
    • «Дополняющая» — если надо внести новые или исправить ошибочные данные в ранее отправленном отчете СЗВ-СТАЖ;
    • «Назначение пенсии» — если работник подал заявление об уходе на пенсию.

    СЗВ-СТАЖ сдается вместе с формой ОДВ-1, которая включает список представляемых в Пенсионный фонд форм и сводные данные об организации-страхователе.

    Сдавайте все формы СЗВ-СТАЖ «Исходная» «Дополняющая» «Назначение пенсии» и форму ОДВ-1 из КП.

    Несоблюдение сроков и формата сдачи

    Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год нужно было сдать до 1 марта текущего года. После проверки отчетов Пенсионный фонд может направить работодателю требование исправить те или иные ошибки. Сделать это необходимо в течение пяти суток с момента получения извещения. Датой представления персонифицированных сведений считается дата их отправки, которая подтверждена либо оператором ЭДО, либо отделением связи, либо территориальным отделением ПФР. Если первичная отчетность или скорректированные сведения будут поданы с нарушением установленных сроков, то организацию ждет штраф в размере 500 рублей за каждого застрахованного работника.

    Если работодатель подает отчет на 25 человек и более, он должен сделать это в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи. За неисполнение этого требования работодателя может ожидать штраф в 1 000 рублей. Если работников меньше, то отчетность можно отправить по почте или доставить лично в территориальное отделение ПФР.

    Нулевая форма СЗВ-СТАЖ.

    Очень часто звучат вопросы по поводу нулевой формы этого вида отчетности. Вызваны они длительным молчанием Пенсионного фонда при принятии решения, к тому же ведомство уже меняло свое решение относительно нулевой формы ежемесячного отчета СЗВ-М.

    Итак, если в отчетном периоде в организации не числились работники, не были заключены трудовые и/или гражданско-правовые договоры, сдавать СЗВ-СТАЖ не нужно. Проверочная программа просто не пропустит такой отчет, потому что обязательными элементами файла являются СНИЛС и ФИО, а Пенсионный фонд вернет его работодателю. Однако если в отчетный период действующие договоры с работниками были, но никакие вознаграждения не выплачивались, форму СЗВ-СТАЖ подавать все равно надо.

    Сведения по сотрудникам на договоре ГПХ.

    Распространенное заблуждение, что работники, с которыми выстроены гражданско-правовые отношения, не включаются в отчет. Это не так. По форме СЗВ-СТАЖ подаются сведения на всех работников (застрахованных лиц), с кем в текущем периоде действуют и трудовые, и гражданско-правовые договоры.

    Это требование справедливо и для тех случаев, когда в отчетный период не было никаких выплат. Тогда в графе 11 «Дополнительные сведения» стоит поставить метку НЕОПЛДОГ. Срок действия договора для таких сотрудников указан или в самом договоре, или в акте выполненных работ.

    На форму СЗВ-СТАЖ распространяется требование сведения по сотрудникам на договорах ГПХ располагать выше, чем сведения о сотрудниках с трудовыми договорами.

    Отчеты на директора — учредителя.

    Много вопросов возникает при подаче сведений на директора организации, который является ее единственным учредителем. Позиция по этому вопросу высказана в письме Минтруда РФ от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846: «страхователи, у которых отсутствуют наемные работники и руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, обязаны предоставлять сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ». При этом не имеет значения, имелись ли в этот период выплаты и вознаграждения в пользу сотрудника.

    Читайте также:
    Порядок возмещения ущерба причиненного работником работодателю

    Основное место работы и совмещение.

    Можно ли отразить занятость застрахованного лица по основному месту работы и по совместительству в одной форме? Надо ли засчитывать оба стажа? Ответ один — нет. В отчетности должен быть указан только какой-то один период, например по основному месту работы. Однако если на основной работе трудовой договор заканчивается в середине года, а по совместительству — пролонгирован, то можно указать период, которые длиннее. В двойном размере стаж не будет учитываться при расчете пенсии.

    Отражение доли ставки.

    Если речь идет о неполной занятости в обычных условиях труда, долю ставки указывать не надо. Эта информация обязательна для тех категорий работников, к кому применим территориальный фактор (Крайний Север или районы, приравненные к нему). Для них в графе 8 «Территориальные условия (код)» указывается один из кодов МКС, РКС, МКСР, РКСМ и доля ставки. Если график сотрудника подразумевает полный рабочий день при неполной неделе, то в отчет следует вписать территориальный код и количество отработанных дней. Если полный день, но неполная неделя — количество отработанных дней и территориальные условия. Для полной занятости в графе 8 кроме кода ничего писать не надо.

    Доля ставки обязательна также:

    • для медиков — в графе 12 «Основание (код)» указать соответствующий код (27-СМ, 27-ГД, 27-СМХР, 27-ГДХР);
    • для педагогов — в графе 12 «Основание (код)» указать соответствующий код (27-ПД, 27-ПДРК).

    Новые коды в графе 11 «Дополнительные сведения».

    С 1 января 2017 года для указания замещаемой должности появились пять новых кодов:

    • ЗГДС — в случае замещения лицом государственной должности субъекта РФ, замещаемой на постоянной основе;
    • ЗГД — в случае замещения лицом государственной должности РФ;
    • ЗГГС — в случае замещения лицом должности государственной гражданской службы РФ;
    • ЗМС — в случае замещения лицом должности муниципальной службы;
    • ЗМД — в случае замещения лицом должности муниципальной службы на постоянной основе.

    Далеко не все кадровики сталкиваются с этими кодами, ведь они касаются только учреждений государственной, региональной или муниципальной власти. Здесь действует то же требование, что и к данным по сотрудникам на ГПХ: запись о замещении должности должна стоять на первом месте, остальные сведения указываются ниже.

    Как исправлять допущенные ошибки?

    В случае если в форме СЗВ-СТАЖ работодатель допустил ошибки, Пенсионный фонд пришлет ему протокол. В нем будут указаны СНИЛС работников, по которым обнаружены неточности. Корректировать данные, которые не приняты ведомством, а значит, не разнесены по лицевым счетам, следует при помощи формы СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Дополняющая». И в нее включаем только тех сотрудников, по кому пришли претензии от фонда или кто оказался забыт в исходном отчете.

    Если ПФР присылает протокол с ошибками за прошлые периоды, по которым отчеты уже приняты, исправлять данные следует при помощи формы СЗВ-КОРР. Она тоже различается по типам сведений:

    • «Корректирующая», чтобы исправить неверные данные (заполняются разделы 1, 2 и хотя бы один из разделов 4–6);
    • «Отменяющая», если надо отменить ошибочно внесенные сведения (заполняются разделы 1 и 2);
    • «Особая», если надо внести сведения о «забытых» сотрудниках (заполняются разделы 1–6).

    Отчетный период, в котором подаются сведения — 2019 год, отчетный период, за который представляются сведения — год, когда была допущена ошибка. Менять, дополнять уже учтенные на лицевых счетах данные формой СЗВ-СТАЖ «Дополняющая» нельзя, программа проверки не примет ее и выдвинет требование оформить СЗВ-КОРР с соответствующим типом сведений.

    Еще об одном отчете не должен забывать работодатель — СЗВ-ИСХ. Он пригодится в том случае, если организация вообще не представляла персонифицированную отчетность за 2016 год и более ранние периоды. Срок сдачи сведений по форме СЗВ-ИСХ будет напрямую зависеть от того, когда ПФР или сама организация обнаружат ошибку.

    Разобраться в новой отчетности непросто, ситуацию усложняет разнообразие вариантов исправления ошибочно представленных данных: при выборе формы приходится учитывать не только основание для подачи сведений, но и за какой период они подаются. На помощь приходят программы по кадровому учету. При предварительной настройке они автоматически разнесут данные по сотрудникам и подскажут пользователю правильный порядок заполнения форм. Подготовка отчета таким образом не займет много времени. Удобно пользоваться также проверочной программой Пенсионного фонда. Ее можно совершенно бесплатно скачать с сайта ведомства и установить себе на компьютер. Она предупредит о неточностях и ошибках еще на стадии подготовки отчета.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: