Гриф ДСП — что это такое, когда использовать, степень секретности

Приказ ФНС России от 21.04.2021 N ЕД-7-24/391@ О работе с несекретной информацией, доступ к которой ограничен федеральным законодательством, а также служебной информацией, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью (вместе с Порядком организации защиты служебной информации ограниченного распространения в налоговых органах, Порядком передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, Порядком снятия пометки Для служебного пользования с носителей служебной информации ограниченного распространения)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 апреля 2021 г. N ЕД-7-24/391@

С НЕСЕКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ДОСТУП К КОТОРОЙ ОГРАНИЧЕН

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, А ТАКЖЕ СЛУЖЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИЕЙ, ОГРАНИЧЕНИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ

КОТОРОЙ ДИКТУЕТСЯ СЛУЖЕБНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ

Во исполнение пункта 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233, в целях упорядочения обращения с несекретной информацией, доступ к которой ограничен федеральным законодательством, а также служебной информацией, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью в налоговых органах, приказываю:

порядок организации защиты служебной информации ограниченного распространения в налоговых органах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

категории должностных лиц налоговых органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

порядок снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей служебной информации согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@ “Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах”.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего и контролирующего деятельность Управления информационной безопасности.

Федеральной налоговой службы

приказом ФНС России

от “__” ____________

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО

РАСПРОСТРАНЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

1. Настоящий документ определяет порядок организации защиты информационных ресурсов, документов (бумажных носителей информации), а также других носителей информации, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

2. К служебной информации ограниченного распространения в рамках настоящего Порядка относится несекретная информация, доступ к которой ограничен федеральным законодательством (налоговая тайна, персональные данные), а также служебная информация, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

3. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г. N 1233.

4. Ответственность за организацию защиты информационных ресурсов, документов (бумажных носителей информации), а также других носителей информации, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, а также выполнение требований настоящего Порядка возлагается на руководителей налоговых органов и работников, в функции которых в соответствии с их должностным регламентом входит организация и обеспечение мероприятий по защите информации в налоговых органах.

5. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения (или о снятии пометки “Для служебного пользования”), несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений по отнесению документов к служебной информации ограниченного распространения.

6. Целями защиты служебной информации ограниченного распространения являются:

– предотвращение утечки, хищения служебной информации ограниченного распространения по техническим каналам;

– предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, подделки, копирования, распространения служебной информации ограниченного распространения;

– предотвращение неправомерного или случайного доступа неуполномоченных должностных лиц к служебной информации ограниченного распространения;

– соблюдение конфиденциальности служебной информации ограниченного распространения;

– обеспечение полноты, целостности и достоверности служебной информации ограниченного распространения в системах подготовки, учета, хранения и обработки данных и документов;

– формирование и сохранение возможности управления процессом обработки и пользования служебной информации ограниченного распространения.

7. При наличии в документе служебной информации ограниченного распространения в качестве грифа ограничения доступа на документе ставится пометка “Для служебного пользования” (далее – пометка “ДСП”).

8. Создание, хранение и обработка документов с пометкой “ДСП” осуществляется с использованием средств вычислительной техники, имеющих действующие аттестаты соответствия требованиям безопасности информации, или входящие в состав аттестованных информационных систем (далее – аттестованные СВТ). Аттестация на соответствие требованиям безопасности информации проводится в соответствии с Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17.

Разрешается хранение документов на серверах и рабочих местах, входящих в состав аттестованных информационных систем, при условии ограничения доступа к ним в соответствии с Политикой управления доступом ФНС России, утвержденной приказом ФНС России от 15.05.2019 N ММВ-7-6/249@.

9. Печать электронных документов, а также электронных образов документов на бумажном носителе с пометкой “ДСП” осуществляется с использованием средств печати и копирования, подключенных к аттестованным СВТ.

10. Копирование документов с пометкой “ДСП” (за исключением случаев, когда копирование документа прямо запрещено), а также хранение электронных копий документов с пометкой “ДСП” осуществляется только в составе аттестованных СВТ. Допускается запись и хранение документов с пометкой “ДСП” на машинном носителе информации, учитываемом в установленном порядке. Запрещается хранить документы “Для служебного пользования” на неучтенных носителях.

11. Оперативное хранение машинных и бумажных носителей информации, содержащих документы с пометкой “ДСП”, осуществляется исключительно в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах) или в помещениях с ограниченным доступом (под помещениями с ограниченным доступом понимаются помещения, в которых приняты организационно-технические меры, направленные на исключение несанкционированного доступа в указанные помещения посторонних лиц, не являющихся сотрудниками, допущенными к работе в этих помещениях; в случае необходимости присутствия посторонних лиц в указанных помещениях, обеспечивается контроль за их действиями и обеспечивается невозможность доступа к защищаемой информации).

Читайте также:
Выдача денег под отчет сотрудникам организации

12. Документы с пометкой “ДСП” на бумажных носителях в пределах здания налогового органа доставляются в закрытых папках.

13. Документы с пометкой “ДСП”, имеющие предупредительную надпись “Копии снимать запрещено”, тиражированию не подлежат.

14. Проверка наличия документов и иных носителей информации с пометкой “ДСП” проводится в налоговых органах не реже одного раза в год специальной комиссией, образуемой приказом налогового органа. Результаты проверок оформляются актами (Приложение N 1).

к Порядку организации защиты

служебной информации ограниченного

распространения в налоговых органах

приказом ФНС России

от “__” ____________

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОТНОСИТЬ

СЛУЖЕБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ К РАЗРЯДУ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы:

– руководитель ФНС России;

– заместители руководителя ФНС России;

– помощники (советники) руководителя ФНС России;

– начальники структурных подразделений ЦА ФНС России.

Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации:

– руководители УФНС России по субъектам Российской Федерации;

– заместители руководителя УФНС России по субъектам Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы:

– начальники МИ ФНС России;

– заместители начальника МИ ФНС России.

Инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня:

– начальники ИФНС России;

– заместители начальника ИФНС России.

приказом ФНС России

от “__” ____________

ПЕРЕДАЧИ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ДРУГИМ ОРГАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ

1. Регистрация, размножение и отправка документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен федеральным законодательством (налоговая тайна, персональные данные), а также служебной информации, ограничения на распространение которой диктуется служебной необходимостью (далее – служебная информация ограниченного распространения) осуществляется должностными лицами структурных подразделений, в должностной регламент которых входят данные функции.

2. Документы с пометкой “Для служебного пользования”, содержащие служебную информацию ограниченного распространения (далее – документы с пометкой “ДСП”), разработанные в налоговых органах, не подлежат передаче, распространению и разглашению без разрешения должностного лица соответственного налогового органа, уполномоченного относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

Поступившие в налоговые органы документы с пометкой “ДСП”, разработанные в других федеральных органах исполнительной власти и организациях, не подлежат передаче (разглашению или распространению) без письменного разрешения соответствующего органа (или его должностного лица), которым данная служебная информация отнесена к разряду ограниченного распространения. Документы с пометкой “ДСП”, содержащие информацию, ограничение доступа к которой диктуется организационно-распорядительными документами ФНС России, не подлежат передаче, разглашению или распространению без разрешения должностного лица ЦА ФНС России.

3. Передача документов с пометкой “ДСП”, содержащих информацию, доступ к которой ограничен федеральным законодательством, осуществляется исключительно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с учетом требований законодательства о защите информации ограниченного доступа.

4. Документы с пометкой “ДСП” пересылаются другим органам и организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, или с использованием системы межведомственного электронного документооборота (при выполнении требований по защите информации, установленных в отношении информационных систем электронного документооборота), а также могут быть переданы с федеральным государственным гражданским служащим (работником организации) под расписку.

5. Документы с пометкой “ДСП” могут быть переданы в зашифрованном виде с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации исключительно в налоговые органы на адреса ведомственной адресной книги ФНС России защищенных почтовых ящиков.

6. При необходимости направления документов с пометкой “ДСП” нескольким адресатам такие документы направляются каждому из адресатов отдельно.

7. Для передачи документов с пометкой “ДСП” фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, с федеральным государственным гражданским служащим (работником организации) в налоговом органе используются пакеты, изготовленные из плотной бумаги. На пакете указываются пометка “Для служебного пользования”, адрес получателя, а под ним данные об отправителе корреспонденции и регистрационные номера вложенных в пакет документов (в случае передачи документов с пометкой “ДСП” на машинном носителе информации на пакете также указывается учетный номер машинного носителя информации).

8. При направлении нескольких экземпляров одного документа на пакете и в реестре после регистрационного номера документа с пометкой “ДСП” в скобках указываются номера экземпляров.

9. Государственный гражданский служащий налогового органа, отправляющий документы с пометкой “ДСП”, сверяет номера и экземпляры, указанные на документах с пометкой “ДСП”, с номерами и экземплярами, указанными на пакете, и вкладывает в пакет (в случае передачи документов с пометкой “ДСП” на машинном носителе информации также сверяется учетный номер машинного носителя информации, на котором содержится служебная информация, с учетным номером машинного носителя информации, указанным на пакете). Пакет запечатывается, а на его скрепляющий клапан проставляется оттиск печати с наименованием структурного подразделения, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.

10. Совмещение документов с пометкой “ДСП” и информации, не относящейся к документам с пометкой “ДСП”, в одном пакете или конверте не допускается.

11. Отправка документов с пометкой “ДСП” строго запрещена следующими способами:

по незащищенным каналам компьютерно-модемной, факсимильной и телеграфной связи;

по электронной почте, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;

средствами прикладного программного обеспечения информационных систем, не предназначенных для обработки служебной информации ограниченного распространения и (или) не имеющими подтверждения соответствия требованиям безопасности информации (аттестата соответствия).

Что означает гриф коммерческой тайны?

  • Что такое гриф «Коммерческая тайна» и кто его вправе устанавливать
  • Состав и виды грифа «Коммерческая тайна»
  • Нюансы проставления грифа на электронных документах
  • Порядок работы с секретным грифом
  • Свойства, состав и объем информации, подпадающей под гриф «Коммерческая тайна»
  • Что включает перечень засекреченных коммерческих сведений
  • На каких документах гриф «Коммерческая тайна» проставлять нельзя
  • Итоги
Читайте также:
Выплаты и порядок сокращения пенсионеров при сокращении штата

Гриф коммерческая тайна — это особая отметка на содержащем секретные коммерческие сведения документе. Из нашего материала вы узнаете о его составе и видах, а также о том, какие документы не могут его содержать в силу требований закона.

Что такое гриф «Коммерческая тайна» и кто его вправе устанавливать

Гриф «Коммерческая тайна» («КТ») — это специальный знак:

  • наносимый на содержащие секретную коммерческую информацию документы;
  • помогающий выделить «секретный» документ из общего информационного потока.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 10 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указанный гриф является одним из элементов комплекса минимально необходимых мер по охране конфиденциальной информации, включающем помимо нанесения спецзнака:

1. Разработку списка сведений, составляющих коммерческую тайну.

2. Обеспечение ограничения доступа к секретным сведениям путем:

  • установления алгоритмов обращения с секретными данными;
  • обеспечения контроля над соблюдением установленного порядка.

3. Организацию учета лиц:

  • которые получили доступ к секретной информации;
  • которым засекреченная коммерческая информация была предоставлена или передана.

4. Регулирование отношений по использованию секретных коммерческих сведений:

  • работниками — на основании трудовых договоров;
  • контрагентами — на основании договоров ГПХ (гражданско-правового характера).

Выполнение всех вышеуказанных мер вместе с нанесением грифа «КТ» является достаточным для того, чтобы признать установленным в компании режим коммерческой тайны (специальный режим работы с коммерческой информацией), позволяющий ее обладателю:

  • увеличить доходы;
  • избежать неоправданных расходов;
  • сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Поставить на документ гриф «КТ» вправе только ее законный обладатель — юрлицо или ИП, правомерно контролирующее коммерческую информацию.

Состав и виды грифа «Коммерческая тайна»

Законом определен минимальный состав этого спецзнака — реквизиты обладателя секретной коммерческой информации, содержащие:

  • полное наименование фирмы и адрес ее местонахождения — для юрлиц;
  • Ф. И. О. физлица и место его жительства — для ИП.

Кроме минимально закрепленных на законодательном уровне реквизитов грифа «КТ» в него могут включаться и иные данные. К примеру:

  • дата установления и снятия режима коммерческой тайны;
  • количество экземпляров содержащего секретную информацию документа;
  • иные реквизиты на усмотрение обладателя информации.

Способ нанесения грифа «КТ» в законе 98-ФЗ не определен и устанавливается обладателем секретной информации. В зависимости от типа носителя секретной информации гриф «КТ» может быть проставлен в виде:

  • специального штампа;
  • рукописной отметки;
  • спецнаклейки;
  • иных спецотметок.

Кроме того, содержащий секретные сведения документ может быть напечатан на специальном бланке, в число обязательных реквизитов которого включен гриф «КТ».

Образец грифа коммерческой тайны вы можете увидеть на нашем сайте.

Все реквизиты грифа «КТ», а также избранный компанией способ нанесения грифа «КТ» необходимо закрепить в приказе или ином внутрифирменном локальном акте (Положении о режиме коммерческой тайны, Инструкции о порядке работы с секретными коммерческими сведениями и т. п.).

О разнообразных способах, применяемых налогоплательщиками в своей деятельности, читайте на нашем сайте:

Нюансы проставления грифа на электронных документах

Современный документооборот во многом состоит из электронных вариантов документов. В законе 98-ФЗ отсутствуют специальные указания о способах нанесения грифа «КТ» на такие документы. В этой ситуации действует общее для всех засекреченных сведений правило (подп. 5 п. 1 ст. 10 закона 98-ФЗ) — гриф «КТ» наносится на носитель секретной информации, в качестве которого может выступать:

  • жесткий диск;
  • лазерный диск;
  • дискета;
  • флеш-карта;
  • фото- или видеопленка;
  • иные виды носителей электронных документов.

Необходимо отметить, что проставление на носителе информации грифа «КТ» не является достаточной мерой для сохранности секретной информации, содержащейся в электронном документе. Для соблюдения режима конфиденциальности после распечатки документа гриф «КТ» необходимо также разместить в электронном образе документа:

  • на специально выделенном поле;
  • в колонтитулах;
  • с помощью нанесения специального штрихкода и т. п.

Кроме того, во избежание утечки содержащейся в электронных документах информации необходимо предпринять дополнительные меры:

  • использовать специальное программное обеспечение;
  • использовать электронные подписи;
  • регламентировать порядок получения и использования паролей для входа в систему, содержащую секретную коммерческую информацию.

Когда и для чего юрлицо применяет квалифицированную электронную подпись, см. материал «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».

Порядок работы с секретным грифом

Помимо реквизитов грифа «КТ» и способа его нанесения на носители секретной коммерческой информации во внутрифирменных локальных актах должны найти отражение алгоритмы работы с такими сведениями:

  • кем, когда и в каком порядке устанавливается и снимается гриф «КТ»;
  • схема доступа к носителям секретной информации с грифом «КТ»;
  • описание прав и обязанностей устанавливающих и снимающих гриф «КТ» должностных лиц;
  • перечень контрольных мероприятий и ответственных за их осуществление лиц в сфере работы с грифом «КТ»;
  • иные аспекты (порядок шифрования паролей, получение электронных подписей и т. п.).

Обязанности лиц по проставлению и снятию грифа «КТ», а также иные важные нюансы по данному вопросу необходимо прописать в должностных инструкциях или внутрифирменных локальных актах.

Скачивайте образцы должностных инструкций на нашем портале:

Свойства, состав и объем информации, подпадающей под гриф «Коммерческая тайна»

Информация, относимая хозяйствующим субъектом к разряду секретных коммерческих сведений, в законе 98-ФЗ в виде отдельного списка не представлена. П. 2 ст. 3 этого закона в данном вопросе дает лишь ориентиры хозяйствующему субъекту, перечислив примерные группы таких сведений:

  • информация любого характера (экономическая, техническая и другая);
  • результаты интеллектуальных разработок в научно-технической сфере;
  • описание методов осуществления профессиональной деятельности.

Засекречиваемые сведения коммерческого свойства из указанных групп объединяют общие свойства, они:

  • обладают коммерческой ценностью (определенной степенью пригодности информации для принятия решений);
  • не доступны третьим лицам на законном основании;
  • охраняются обладателем в режиме коммерческой тайны.
Читайте также:
Выплаты социального характера: что в них входит

Объем засекречиваемых коммерческих сведений определяется ее обладателем исходя из:

  • специфики работы компании;
  • масштабов ее деятельности;
  • особенностей организационной структуры;
  • иных организационно-технологических особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Конкретнее о видах секретной коммерческой информации см. в следующем разделе.

Что включает перечень засекреченных коммерческих сведений

Перечень сведений под грифом «Коммерческая тайна» устанавливается в компании отдельным локальным актом и в разных фирмах может иметь различный объем и состав, но в целом секретную коммерческую информацию можно разделить на следующие группы:

  • организационно-деловая информация — клиентские базы, содержание коммерческой переписки и деловых переговоров, условия заключенных контрактов;
  • сведения производственного характера — чертежи, конструкторские документы, производственные планы, описание техпроцессов, технологические карты, данные о способах производства;
  • сведения интеллектуально-технического свойства — идеи, открытия, ноу-хау, разработки новых методов производства, планы внедрения новых технологий и видов продукции;
  • финансово-экономические данные — алгоритмы ценообразования, показатели деятельности компании (размер прибыли, платежеспособность и т. п.), характер банковских операций.

Засекретить абсолютно всю информацию коммерческого характера хозяйствующий субъект не вправе. Законом 98-ФЗ обозначены группы сведений, доступных для всех заинтересованных лиц, — они не могут содержать отметку о конфиденциальности в силу требований закона.

На каких документах гриф «Коммерческая тайна» проставлять нельзя

В соответствии со ст. 5 закона 98-ФЗ недопустимо ограничивать доступ к сведениям (см. таблицу ниже):

Общедоступные коммерческие сведения

О компании — обладателе коммерческих сведений

О нарушениях компании — обладателя сведений

Информация, связанная с безопасностью производства и граждан

Информация об условиях конкурсов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности

Финансово-имущественные данные ГУПов, МУПов

Сведения о деятельности НКО (некоммерческих организаций)

Итоги

Гриф «Коммерческая тайна» проставляется на носителях коммерческой информации ограниченного доступа и необходим для выделения «секретного» документа из общего информационного потока.

Порядок работы с грифом устанавливается на предприятии во внутреннем локальном акте и должен содержать: реквизиты грифа, порядок его установки и снятия, обязанности должностных лиц, ответственных за установку и снятие грифа и иные важные аспекты.

Гриф ДСП — что это такое, когда использовать, степень секретности

Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 1994 г. № 1233
г. Москва
Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Установить, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 ноября 1994 г. № 1233

ПОЛОЖЕНИЕо порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740, от 20.02.2016 № 123, от 18.03.2016 № 214, от 06.08.2020 № 1186)
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями* информации (далее – документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организациях). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

Положение не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

1.2. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2016 № 123)

1.3. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

информация, содержащаяся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации). (Дополнен – Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1186)

Читайте также:
Восстановление кадрового учета - пошаговая инструкция для кадровика

1.4. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка “Для служебного пользования”.

1.5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

порядок снятия пометки “Для служебного пользования” с носителей информации ограниченного распространения;

организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

1.6. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

1.7. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

1.8. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

1.9. В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности, организации решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2012 № 740; от 18.03.2016 № 214)

2. Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

2.1. Необходимость проставления пометки “Для служебного пользования” на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

2.2. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

2.3. Документы с пометкой “Для служебного пользования”:

печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка “ДСП”;

передаются работникам подразделений под расписку;

пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

2.4. При необходимости направления документов с пометкой “Для служебного пользования” в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

2.5. Исполненные документы с пометкой “Для служебного пользования” группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка “Для служебного пользования”.

2.6. Уничтожение дел, документов с пометкой “Для служебного пользования”, утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

2.7. Передача документов и дел с пометкой “Для служебного пользования” от одного работника другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

2.8. При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой “Для служебного пользования”, составляется акт приема-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

2.9. Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой “Для служебного пользования” проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой “Для служебного пользования”, проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

Результаты проверки оформляются актом.

2.10. О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с пометкой “Для служебного пользования” составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

2.11. При снятии пометки “Для служебного пользования” на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.

* Требования настоящего Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченного распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.)

Гриф секретности — это что такое и когда снимают?

Гриф секретности — это специальная отметка на информационном носителе или сопровождающих его бумагах, которая указывает на содержание в нем данных, представляющих государственную тайну. Законодательством РФ определен список сведений, разглашение которых может создать угрозу интересам и безопасности страны. Вся документация, представляющая государственную тайну, подлежит охране, доступ к ней имеет строго ограниченный круг лиц. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Читайте также:
Где и как найти сотрудника на работу – подбор персонала, собеседование с соискателем

Гриф секретности — это что такое и когда снимают?

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1. Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Классификация грифов секретности

Разделение информации, представляющей государственную тайну, на группы совершается путем оценки степени возможного урона безопасности страны при разглашении. Выделяют данные, причисляемые к материалам:

  • особой важности;
  • совершенно секретным;
  • секретным.

Такие грифы секретности обозначены в ст. 8 ФЗ № 5485-1, подробное описание с указанием возможного уровня ущерба при разглашении приведено в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений (ФЗ № 5485-1)

Таблица. Грифы секретности

Гриф Величина возможного урона безопасности страны при разглашении сведений Характеристика
Особой важности Ущерб РФ в одной или нескольких сферах деятельности: военной, экономической, внешней политике, научной и технической, разведке, контрразведке, оперативно-розыскной работе Высший уровень секретности. Отметка применяется для ограниченного перечня документации, подлежащего особым мерам защиты. Распространение сведений представляет чрезвычайный риск негативных последствий для государства
Совершенно секретно Урон безопасности министерства (ведомства), экономической отрасли страны в одной или нескольких сферах деятельности, обозначенных выше Допуск к документации разрешен узкому кругу лиц, процедура обращения с ней строго регламентирована. Преимущественно сюда относятся материалы о работе по охране безопасности страны
Секретно Ущерб предприятию, организации, учреждению в вышеописанных сферах деятельности Сюда относятся любые материалы, представляющие гостайну, которым не присваиваются иные грифы

ВНИМАНИЕ! Возможно отнесение документации к группе, обозначаемой отметкой «Для служебного использования». В отличие от секретных грифов, она указывает на ограничение доступа к бумагам во избежание утечки внутренних сведений учреждений.

Постановление Правительства № 870 от 04.09.1995 года

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1). Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф. Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

ВНИМАНИЕ! Недопустимо применение секретных грифов для защиты данных, не причисляемых к гостайне.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

Принципы присвоения информации статуса государственной тайны

Для надежной охраны сведений действующий порядок засекречивания регулярно совершенствуется. Научно-технический прогресс требует модернизации информационно-технической базы для обращения с данными, представляющими государственную тайну.

Процесс причисления сведений к секретным строго регламентирован и обусловлен принципами (ст. 6 ФЗ № 5485-1):

  • законности — соответствие данных положениям нормативной документации (ст. 5, 7 ФЗ № 5485-1);
  • обоснованности — определение необходимости и целесообразности отнесения материалов к секретным, риска негативных последствий при распространении информации на основании экспертной оценки;
  • своевременности — заключается в отсутствии промедления при засекречивании сведений, применение грифов заранее или с момента получения данных.

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (ФЗ № 5485-1)

При отнесении информации к секретной важно придерживаться системного подхода и объективности. Недопустимы применение субъективных мнений, сокрытие данных без ссылки на действующий перечень, установленный законодательством РФ. Это становится причиной необоснованного занижения или завышения грифа секретности. Первое создает опасность утечки важной информации. Чрезмерное сокрытие вызывает сложности взаимодействия и взаимообмена данными между ведомствами, нецелесообразный рост засекреченной нормативной документации. Содержание секретной информации должно быть емким и кратким, бумаги подвержены регулярной ревизии (не менее 1 раза в 5 лет). При утрате ими прежней важности статус гостайны снимается или снижается гриф.

Маркировка информационных носителей

На носитель материалов, причисленных к гостайне, помимо грифа секретности, наносятся и иные данные:

  • пункт списка секретных сведений, утвержденного в госоргане, организации;
  • реквизиты учреждения, проводившего засекречивание данных;
  • номер регистрации;
  • дата или условия снятия статуса или описание события, при наступлении которого возможно рассекречивание данных.

Если маркировка носителя невозможна, реквизиты вносятся в сопроводительные к нему бумаги.

ВНИМАНИЕ! Возможно использование дополнительных пометок и уточнений, например, обозначающих полномочия лиц, имеющих доступ к сведениям.

При содержании на одном носителе информации, частям которой присвоены различные грифы секретности, маркировка содержит наивысший из них.

Допуск лиц к секретным сведениям

Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.

Доступ к секретным материалам предполагает:

  • согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
  • принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
  • получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
  • письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
  • ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.

ВНИМАНИЕ! Варианты допуска лиц к данным соответствуют грифам секретности. Граждане, которым разрешено обращение с материалами особой важности, также вправе воспользоваться сведениями более низкого уровня засекречивания.

При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:

  • объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
  • непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
  • закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
  • медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
  • постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
  • определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
  • отказ от проверочных мер;
  • предоставление ложной информации.

Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.

Снятие статуса государственной тайны

Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).

Основаниями для этого выступают:

  • принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
  • изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.

Госорганы обязаны не менее 1 раза в 5 лет пересматривать засекреченные данные для определения целесообразности их охраны и соответствия присвоенному грифу.

ВНИМАНИЕ! Период засекречивания материалов не назначается дольше 30 лет. Только в редких случаях он пролонгируется на основании вердикта межведомственной комиссии по защите данных.

Снять статус вправе только уполномоченное лицо, принявшее перечень секретной информации. Оно лично отвечает за обоснованность своего решения. При этом межведомственная комиссия может остановить или опротестовать процедуру рассекречивания.Лица или учреждения вправе направить обоснованный запрос в госорганы, на предприятия, в архивы о снятии с информации статуса гостайны. Последние рассматривают его в течение 3 месяцев и выносят вердикт. При отсутствии необходимых полномочий для вынесения решения запрос передается в межведомственную комиссию по защите гостайны или иное уполномоченное ведомство. Причисление материалов к секретным возможно оспорить в суде. При признании правоты истца назначенный статус снимается.

Всей информации, представляющей гостайну и нуждающейся в охране от распространения, присваивается гриф секретности. Исходя из степени необходимой защиты и уровня возможного урона безопасности страны при разглашении данных, им присваивается отметка «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно». Правила обращения с такими материалами и получения доступа к ним регламентированы законодательством РФ, при этом уполномоченные органы контролируют сохранение в секрете важной государственной информации.

Видео — Немецкие лагеря: гриф секретности снят

Видео — Тайны советских лабораторий: гриф секретности снят

Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны

Государственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
  3. ФЗ “О госбезопасности”.

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
  • “Особая папка”.
  • “Особая важность”.
  • “Совершенно секретно”.
  • “Секретно”.
  • “Данные только для служебного использования”.

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Группы допуска по электробезопасности: какие бывают

к Правилам по охране

труда при эксплуатации

приказом Минтруда России

от 24.07.2013 N 328н

ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО

(ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ПЕРСОНАЛА И УСЛОВИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минтруда России от 19.02.2016 N 74н)

Группа по электробезопасности

Минимальный стаж работы в электроустановках, мес.

Требования к персоналу

персонал организаций, имеющий

основное общее образование

среднее полное образование

начальное профессиональное и высшее профессиональное (техническое) образование

высшее профессиональное (техническое) образование в области электроэнергетики

начальных профессиональных учебных заведений

высших учебных заведений и техникумов

1. Элементарные технические знания об электроустановке и ее оборудовании.

2. Отчетливое представление об опасности электрического тока, опасности приближения к токоведущим частям.

3. Знание основных мер предосторожности при работах в электроустановках.

4. Практические навыки оказания первой помощи пострадавшим

5. Работники с основным общим или со средним полным образованием должны пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов

3 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

1 в предыдущей группе

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

1. Элементарные познания в общей электротехнике.

2. Знание электроустановки и порядка ее технического обслуживания.

3. Знание общих правил охраны труда, в том числе правил допуска к работе, правил пользования и испытаний средств защиты и специальных требований, касающихся выполняемой работы.

4. Умение обеспечить безопасное ведение работы и вести надзор за работающими в электроустановках.

5. Знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

1. Знание электротехники в объеме специализированного профессионально-технического училища.

2. Полное представление об опасности при работах в электроустановках.

3. Знание Правил, правил технической эксплуатации электрооборудования, правил пользования и испытаний средств защиты, устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.

4. Знание схем электроустановок и оборудования обслуживаемого участка, знание технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ.

5. Умение проводить инструктаж, организовывать безопасное проведение работ, осуществлять надзор за членами бригады.

6. Знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи и умение практически оказывать ее пострадавшему.

7. Умение обучать персонал правилам охраны труда, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать

24 в предыдущей группе

12 в предыдущей группе

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

1. Знание схем электроустановок, компоновки оборудования технологических процессов производства.

2. Знание настоящих Правил, правил пользования и испытаний средств защиты, четкое представление о том, чем вызвано то или иное требование.

3. Знание правил технической эксплуатации, правил устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.

4. Умение организовать безопасное проведение работ и осуществлять непосредственное руководство работами в электроустановках любого напряжения.

5. Умение четко обозначать и излагать требования о мерах безопасности при проведении инструктажа работников.

6. Умение обучать персонал правилам охраны труда, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать

1. Приведенные в таблице требования к персоналу в отношении электробезопасности являются минимальными и решением руководителя организации могут быть дополнены.

2. Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности, назначенным распоряжением руководителя организации.

3. Группу III по электробезопасности разрешается присваивать работникам только по достижении 18-летнего возраста.

4. При поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего работника) работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к оборудованию электроустановок на новом участке.

5. При переводе работника, занятого обслуживанием электроустановок напряжением ниже 1000 В, на работу по обслуживанию электроустановок напряжением выше 1000 В ему нельзя присвоить начальную группу по электробезопасности выше III.

6. Государственные инспекторы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок должны иметь группу не ниже IV.

Специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.

Специалисты по охране труда субъектов электроэнергетики, контролирующие электроустановки, должны иметь группу V и допускаются к выполнению должностных обязанностей в порядке, установленном для электротехнического персонала.

Форма удостоверения, выдаваемого государственным инспекторам и специалистам по охране труда, приведена в приложении N 3 к Правилам.

(п. 6 в ред. Приказа Минтруда России от 19.02.2016 N 74н)

Группы допуска по электробезопасности: какие бывают и как получить

Для чего нужны группы допуска по электробезопасности?

Для определения квалификации любого технического специалиста применяются различные аттестации с внесением записей в трудовую книжку и оформлением приказов по предприятию. У квалифицированных рабочих есть разряды, у инженеров имеются категории. По идее все это должно характеризовать уровень сложности задач, которые можно поручить специалисту. По факту же разряды и категории в лучшем случае используются для определения уровня заработной платы.

Но у персонала, имеющего отношение к электротехнике, есть другой способ определения квалификационного уровня. Речь идет о группе допуска по электробезопасности. Поскольку присвоение этой группы происходит только с участием комиссии, состав которой строго оговаривается, а аттестуемому специалисту обязательно выдается удостоверение единого образца, то удостоверение группы допуска становится решающим документом в оценке специалистов .

А оценка нужна, например, во время приема на работу (по удостоверению с предыдущего предприятия – вот почему важно даже старые «корочки» сохранять при себе). Другая ситуация, когда требуется удостоверение группы допуска по электробезопасности – это назначение ответственного руководителя и членов бригады для проведения каких-либо работ в электроустановках.

Группа допуска по электробезопасности специалиста определяет, прежде всего, его уровень знаний безопасных методов работы с электричеством. Всего существует пять групп. Поговорим о каждой из них.

Что означают группы допуска?

1-я группа по электробезопасности присваивается лицам, которые не обслуживают электроустановки (не электротехнический персонал), а также не работают на действующих электроустановках (не электротехнологический персонал). То есть, это люди, не имеющие к электрике никакого отношения. Первую группу обязательно присваивают и лицам из числа электротехнического и электротехнологического персонала при отсутствии у них даже минимального стажа работы в электроустановках и специального образования.

Работодатель должен принять меры, чтобы и эти люди не были никогда поражены электрическим током. Поэтому формально даже грузчик на складе должен иметь удостоверение с первой группой, ведь на складе есть электропроводка и какие-нибудь устройства с электроприводом. На это, как правило, не обращается никого внимания, хотя для присвоения 1-ой группы достаточно лишь инструктажа со стороны специально назначенного лица с группой допуска не ниже 3-ей. Инструктаж заканчивается контрольными вопросами, по результатам которых и принимается решение о присвоении группы.

«Специалист» с первой группой по электробезопасности должен знать об опасности электрического тока, о безопасных методах выполнения своих обязанностей, а также о способах оказания элементарной первой помощи при поражениях электрическим током.

2-я группа по электробезопасности присваивается электротехнологическому и прочему неэлектротехническому персоналу уже по результатам аттестации в комиссии предприятия или отделения Ростехнадзора. Формально для того, чтобы аттестоваться на вторую группу, специалист должен иметь опыт работы в электроустановках 1-2 месяца в зависимости от имеющегося у него образования. Если аттестация на вторую группу первичная, а аттестуемый не имеет электротехнического образования, то перед аттестацией он должен пройти теоретическое обучение в объеме не менее 72 часов.

Электротехнический персонал тоже может быть аттестован на вторую группу допуска при отсутствии специального образования и при минимальном стаже работы в электроустановках по первой группе (хотя представителям с первой группой по сути можно лишь присутствовать во время работ, да и то на почтительном расстоянии).

Лицам со второй группой допуска позволяется работать в электроустановках под присмотром и без произведения подключений. Типичные специалисты, которым необходимо и достаточно иметь вторую группу – это сварщики, машинисты подъемных кранов, лифтеры.

Специалист со второй группой должен иметь знания в объеме первой группы, а кроме этого, иметь представление об общих принципах работы электроустановок, находящихся в его ведении. Навыки по оказанию первой помощи в случае поражения электрическим током должны быть практическими.

Вопрос, где же набраться практического опыта, часто вызывает затруднения, а выход из положения только один – использование тренажеров со специальными манекенами.

Неэлектротехнический персонал, в принципе, не обязан аттестовываться на вторую группу, если его место работы не является электроустановкой. Тем не менее, многие работодатели перестраховываются, и на курсах по получению второй группы запросто можно встретить уборщиц и продавцов. Вторая группа допуска по электробезопасности является максимальной, которую может получить лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

3-я группа допуска по электробезопасности присваивается по результатам аттестации в комиссии предприятия или отделения Ростехнадзора. Третья группа может быть только у электротехнического персонала, поскольку предполагается, что специалист с этой группой может самостоятельно осматривать и подключать электроустановки до 1000 вольт, а также входить в состав бригады, обслуживающей электроустановки свыше 1000 вольт при наличии в удостоверении пометки «до и свыше 1000 вольт».

Лицо с третьей группой допуска уже может отвечать за безопасное ведение работ в электроустановках: может быть допускающим бригаду к работе в электроустановках до 1000 вольт, может осуществлять надзор при проведении особо опасных работ, может быть производителем работ в электроустановках до 1000 вольт при выполнении работ по наряду и в установках свыше 1000 вольт при выполнении работ по распоряжению.

Получить третью группу допуска можно по прошествии различного времени работы в электроустановках по второй группе. Например, специалист с высшим электротехническим образованием может получить третью группу через один месяц работы по второй группе, а практикант ПТУ – только через шесть месяцев.

Специалист с третьей группой допуска должен иметь знания в объеме, предусмотренном для предыдущих двух групп. Но кроме этого он должен знать электротехнику как таковую, знать устройство электроустановок и порядок их технического обслуживания, иметь навыки освобождения человека от действия электрического тока.

4-я группа по электробезопасности тоже присваивается по результатам аттестации в комиссии предприятия Ростехнадзора. Специалисты с четвертой группой допуска могут выполнять широкий спектр обязанностей: могут выдавать наряд на выполнение работ в электроустановках до 1000 вольт и выдавать распоряжения на выполнение работ в установках свыше 1000 вольт из перечня, утвержденного ответственным за электрохозяйство. При наличии в удостоверении пометки «до и свыше 1000 вольт» специалист с четвертой группой может быть производителем работ и допускающим в установках свыше 1000 вольт.

Специалист с высшим электротехническим образованием может получить четвертую группу допуска через два месяца работы, а человек без среднего образования – только через шесть месяцев работы по третьей группе допуска. Практиканты получить четвертую группу допуска получить не могут в принципе.

Четвертая группа допуска предполагает знания в объеме, предусмотренном тремя предыдущими группами, но электротехнику специалист с этой группой должен знать уже по полной программе ПТУ, уметь читать схемы, знать пожарную и электробезопасность, а также иметь навыки проведения инструктажей и обучения персонала.

5-я группа допуска по электробезопасности предполагает максимальную ответственность специалиста и его способность выполнять любую работу в электроустановках, а также осуществлять руководство такими работами вплоть до выполнения обязанностей ответственного за электрохозяйство. Присваивается пятая группа только по итогам аттестации в комиссии предприятия Ростехнадзора. При наличии в удостовернии пометки «до и свыше 1000 вольт» лицо с пятой группой может быть выдающим наряд/распоряжение, допускающим, ответственным руководителем и производителем работ в любых электроустановках.

Специалист с высшим электротехническим образованием может получить пятую группу допуска через три месяца работы, а человек без среднего образования – только через двадцать четыре месяца работы по четвертой группе допуска.

Пятая группа допуска предполагает знание схем и компоновки всего электрооборудования, находящегося в ведении специалиста, знание норм безопасности, правил использования средств защиты, а также сроков проведения их испытаний.

Лицо с пятой группой должно знать требования нормативных документов по электро- и пожарной безопасности, а также уметь донести и разъяснить эти нормы при проведении инструктажа. Специалист с пятой группой допуска должен уметь организовать руководство работами любой сложности в любых электроустановках.

Кого включить в состав комиссии по аттестации?

Состав комиссии предприятия, предназначенной для аттестации специалистов по электробезопасности, зависит от уровня аттестуемого. Для аттестации электротехнического и электротехнологического персонала необходима комиссия в составе пяти человек, председателем которой является ответственный за электрохозяйство.

В состав комиссии обычно входит и инженер по охране труда, который должен следить за эксплуатацией электроустановок, а также ведущий (главный) инженер предприятия. Все члены комиссии должны быть аттестованы в отделении Ростехнадзора или с участием инспектора из этой организации, причем председатель должен иметь V-ю группу допуска, если в организации эксплуатируются установки свыше 1000 вольт и IV-ю группу, если таких установок в организации нет.

По результатам аттестации комиссия составляет протокол, подписываемый всеми членами, в котором делается запись об оценке знаний аттестуемого, о присвоенной группе по электробезопасности и о дате следующей аттестации. Эти же данные вписываются в специальную таблицу в удостоверении аттестуемого, но там фигурирует только подпись председателя.

Проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, работающего непосредственно в электроустановках, производится ежегодно. То же самое касается административно-технического персонала с правом работы в электроустановках по должности. Прочий административно-технический персонал, включая инженеров по охране труда, аттестуется один раз в три года.

Что содержится в удостоверении группы допуска?

Кроме информации о пройденной аттестации удостоверение по электробезопасности на первом, титульном листе содержит такую информацию:

  • фамилия, имя и отчество специалиста;
  • должность и место работы специалиста;
  • категория специалиста с точки зрения электробезопасности (ремонтный персонал, оперативный персонал, оперативно-ремонтный персонал, административно-технический персонал, административно-технический персонал с правом по должности).

Титульный лист заверяется печатью предприятия и подписью ответственного за электрохозяйство. В удостоверении ответственного за электрохозяйство расписывается руководитель предприятия.

Последней страницей удостоверения является таблица с заголовком «Свидетельство на право проведения специальных работ». Как следует из заголовка, здесь делаются отметки о праве проводить специальные работы, например, работы на высоте, или работы по испытаниям и измерениям в электроустановках (для специалистов электротехнических лабораторий).

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: