Дисциплинарные взыскания военнослужащих: по призыву, по контракту, порядок применения

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Дисциплинарные взыскания предусмотрены для военнослужащих по контракту, для солдат-срочников или тех, кто призван на военные сборы. К ответственности могут привлечь за самые разные проступки, начиная от опоздания и заканчивая грубыми нарушениями.

Я юрист и в этой статье расскажу, за что именно могут привлечь к ответственности, какие виды взысканий существуют, как они применяются и как их отменить.

В статье расскажем:

За что могут наказать

Если к вам подошел командир и сделал замечание за неопрятный внешний вид – это еще не взыскание. К ответственности вас могут привлечь лишь в том случае, если вы систематически будете появляться на службе не по форме или в грязной одежде.

Взыскания могут применяться за мелкие дисциплинарные проступки:

  • неаккуратный внешний вид;
  • небольшое опоздание;
  • нарушение режима рабочего времени;
  • несоблюдение правил дежурства (незначительное).

Есть и грубые дисциплинарные проступки, за которые тоже могут привлечь к ответственности. Они предусмотрены Дисциплинарным уставом:

  • несоблюдение уставных правил взаимоотношений;
  • нарушение правил несения боевого дежурства;
  • несоблюдение правил обращения с оружием, патронами, боевой техникой;
  • уклонение от служебных обязанностей;
  • умышленное уничтожение, расходование, порча имущества части;
  • нахождение на службе в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования;
  • оставление места службы без разрешения вышестоящего руководства;
  • нарушение ПДД водителем, если это повлекло причинение вреда здоровью человека;
  • нарушение запрета предоставлять СМИ или в интернете сведения о принадлежности к определенным войскам; о местонахождении; данные, связанные со службой.

Также военнослужащим нельзя иметь при себе во время службы технику, которая позволяет передавать через интернет данные геолокации, фото- и видеоматериалы. Но этот запрет распространяется только на случаи участия в боевых действиях, ликвидации последствий аварий и катастроф, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, несения боевого дежурства или службы.

Помимо вышеуказанных видов грубых дисциплинарных проступков, могут наложить взыскание и за работу по совместительству по трудовому договору, и уж тем более – занятие коммерческой деятельностью. Однако преподавание, научная или творческая деятельность не запрещены, если это не будет мешать основной службе.

Виды дисциплинарных взысканий

Для военнослужащих по контракту взыскания зависят от звания. То же самое касается срочников и призванных на военные сборы. Этот вопрос регулируется гл. 4 Указа Президента РФ от 10.11.2007 №1495 «Об утверждении общевоинских…».

Конкретный вид взыскания определяет вышестоящий командир в зависимости от тяжести проступка.

Разберемся, когда, кого и за что могут наказать.

Солдатов, матросов, старшин, сержантов

Им могут вынести обычный или строгий выговор, лишить очередного увольнения (срочников), сделать предупреждение о неполном служебном соответствии. Ефрейторов и сержантов могут снизить в должности и/или звании.

За особо серьезные проступки грозит расторжение контракта или дисциплинарный арест.

Например, если вы нарушите правила взаимоотношений между военнослужащими и закрутите на службе роман, могут сделать выговор. Если же будете допускать грубые ошибки в работе, невзирая на неоднократные замечания – вынесут предупреждение о неполном соответствии.

Мичманов и прапорщиков

К ним могут применяться:

  • обычный или строгий выговор;
  • снижение в должности;
  • досрочное увольнение за невыполнение условий контракта;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • дисциплинарный арест.

Пример. Прапорщик служил на складе, на котором хранится военная форма и обувь, а также другое имущество части. Первый раз он попался, когда пытался продать постороннему человеку одежду. Тогда все ограничилось устным предупреждением и раскаянием провинившегося.

Через некоторое время прапорщик опять вернулся к незаконной деятельности, а именно – к хищению имущества части с целью продажи. Командир снова об этом узнал, проведена служебная проверка, суд назначил военнослужащему дисциплинарный арест.

Тем не менее, прапорщик не утратил веру в обогащение таким способом, и после ареста вернулся к своему «бизнесу». И снова попался. Только отделаться мягкими мерами уже не получилось: терпение командира лопнуло, и тот был уволен за растрату имущества части.

Офицеров

Младших и старших офицеров могут уволить за невыполнение условий контракта, вынести обычный или строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Или снизить в воинской должности.

К высшим офицерам применяется то же самое, за исключением расторжения контракта за невыполнение условий: для них такое взыскание не предусмотрено.

К младшим офицерам относятся младшие и старшие лейтенанты, лейтенанты, капитаны. Старшими считаются майоры, подполковники, полковники. Высшими – генерал-майоры, генерал-лейтенанты, генерал-полковники, генерал армии, Маршал РФ.

Призванных на сборы

Здесь все зависит от звания. Например, старшин, солдатов и сержантов нельзя лишить очередного увольнения или нагрудного знака отличника. Остальные взыскания допускаются.

К мичманам и прапорщикам не применяется дисциплинарный арест. Офицеров, призванных на военные сборы, не могут уволить по причине невыполнения условий контракта.

Призывников

Военнослужащих по призыву не могут снизить в должности или звании, вынести предупреждение о неполном служебном соответствии. Уж тем более не получится вернуться из армии раньше срока.

Срочника могут лишить очередного увольнения. За серьезные проступки суд назначит дисциплинарный арест и отправит на гауптвахту. Там обычно содержат нарушителей несколько дней, потом отпускают. За преступление могут отправить в дисбат, если срок не превышает трех лет. Свыше трех лет наказание отбывают в обычных колониях.

Важно соблюдать сроки

Срок наложения дисциплинарного взыскания составляет 10 суток со дня, когда начальнику стало известно о проступке (п. 83 Указа Президента РФ №1495). Однако в этот срок не входит:

  • время на разбирательства;
  • период производства по уголовному или административному делу;
  • время болезни, отпуска или командировки военнослужащего;
  • время выполнения боевого задания.

Важно соблюдать еще и срок давности привлечения к ответственности – один год со дня совершения проступка. Если в течение года исполнение взыскания не начато, оно не применяется и не исполняется (п. 49 Указа Президента РФ №1495).

Привлечь не могут и в других ситуациях

Взыскание не могут наложить, если вы совершили проступок, выполняя указания вышестоящего начальника или вас заставили нарушить дисциплину. Также к ответственности не привлекают в других случаях:

  • проступок совершен в условиях острой необходимости, и избежать этого никак нельзя было;
  • деяние совершено при задержании преступника;
  • с момента совершения проступка прошло более одного года;
  • проступок совершен в условиях обоснованного риска или чрезвычайной ситуации.
Читайте также:
Гарантийное письмо об оплате задолженности: образец заполнения и его юридическая сила

Если взыскание все же к вам применено и есть основания полагать, что оно необоснованно, вы можете обжаловать его через вышестоящего руководителя в течение 10 суток.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Порядок наложения взыскания

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется п.80-89 Указа Президента №1495:

  1. Непосредственный командир составляет рапорт по факту проступка. При грубом нарушении оформляется протокол.
  2. С виновника запрашивают письменные объяснения. Там указывается, когда и по каким причинам, при каких обстоятельствах совершен проступок.
  3. По результатам разбирательств все материалы передаются командиру части в течение 10 дней.
  4. Командир части в течение двух дней принимает решение, какое взыскание применять. При необходимости он передает документы в гарнизонный суд.

Разбирательства проводит непосредственный командир. Он должен установить всех лиц, причастных к делу; выяснить, есть ли негативные последствия проступка, их характер.

Со всеми материалами разбирательства вас должны ознакомить под роспись.

Порядок исполнения взыскания

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато не позднее года с момента совершения. О примененном наказании матросам и сержантам сообщают лично или перед строем; сержантам и старшинам – лично, перед строем или на совещании.

Офицерам сообщают о взыскании лично или на совещании в присутствии равных. Например, старшим офицерам – только в присутствии старших. Не допускается объявление взыскания в присутствии подчиненных военнослужащих.

Как снять взыскание

Снятие ранее наложенного взыскания возможно в виде поощрения по решению командира, если вы проявили себя хорошо на службе, не допускали других нарушений. Решение о снятии принимает командир, который наложил это взыскание.

Что еще нужно учитывать:

  1. Решение о снятии дисциплинарного взыскания может быть принято через год.
  2. Ваш непосредственный начальник может направить рапорт о снятии командиру, который применил взыскание. Это нужно сделать в течение 30 суток с момента, когда пройдет один год со дня привлечения.

Кроме того, военнослужащие считаются не имевшими взысканий, если с момента привлечения к ответственности прошел один год, и за это время взыскания не накладывались за другие проступки.

Если не согласен со взысканием

В таком случае вы можете подать рапорт о снятии взыскания вышестоящему командиру, соблюдая сроки обжалования – 10 суток с момента применения. Если вас арестовали, оспорить постановление суда можно в апелляционном порядке через вышестоящий суд.

Также вы вправе обжаловать приказ командира о привлечении к ответственности через гарнизонный суд.

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел об оспаривании дисциплинарных взысканий военнослужащими:

№1. Командир части дал военнослужащему указание убрать территорию склада от окурков, тот отказался. После этого ему было объявлено несколько взысканий. С приказами его не ознакомили, о них он узнал, посмотрев личную карточку.

Также проводилась аттестационная комиссия, по заключению которой было принято решение досрочно уволить военнослужащего в связи с неисполнением условий контракта. В суде он хотел оспорить это заключение, а также приказы о выговорах и исключения из личного состава воинской части.

Рассмотрев дело, суд удовлетворил иск частично. Удалось отменить только два приказа о взысканиях. В удовлетворении остальной части требований отказано (Решение № 2А-56/2020 2А-56/2020

№2. Военнослужащего уволили за прогул – отсутствие на рабочем месте более четырех часов подряд без уважительной причины, а также за грубые нарушения дисциплины. До расторжения контракта ему выносили выговоры, в том числе и строгие.

В суде мужчина хотел оспорить все взыскания, признать увольнение незаконным и восстановиться на службе. Иск удовлетворен частично: восстановиться на работе удалось, суд обязал ответчика вернуть истца на прежнюю или равную должность. В удовлетворении остальной части требований отказано (Решение № 2А-17/2020 2А-17/2020

Ответы юриста на частные вопросы

Заключение эксперта

  1. Дисциплинарные взыскания могут применяться к военнослужащим за мелкие и грубые нарушения.
  2. Конкретный вид взыскания выбирает командир, но оно должно быть соразмерно тяжести проступка.
  3. Привлечь к ответственности можно в течение года с момента совершения, но не позднее 10 дней с момента обнаружения проступка.
  4. Если вы считаете, что взыскание наложили незаконно, вы можете обжаловать его через вышестоящего руководителя или в судебном порядке.
  5. Конкретный вид взыскания и порядок исполнения зависят в первую очередь от звания, во вторую – от должности военнослужащего.

Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам прямо сейчас! Консультации предоставляются бесплатно и в любое время суток!

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Дисквалификация как вид административного наказания — понятие, сроки

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Читайте также:
Декларация на товары: особенности заполнения

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 27.12.2018 N 510-ФЗ, от 18.03.2019 N 26-ФЗ, от 26.07.2019 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 27.12.2018 N 510-ФЗ, от 18.03.2019 N 26-ФЗ, от 26.07.2019 N 219-ФЗ)

Что такое дисквалификация

За что руководителю могут запретить управлять компанией

Иногда руководители нарушают закон, думая, что выгода от нарушения все окупит.

Но вместо штрафа суд может назначить другое наказание — дисквалификацию. Это когда директору или ИП запрещают управлять компаниями.

По решению суда бывший директор не сможет занимать свою должность от шести месяцев до трех лет. Если же он останется на должности, подписанные им договоры могут быть оспорены. Это скажется на отношениях с налоговой и добавит проблем контрагентам.

Налоговая может посчитать, что договор, подписанный дисквалифицированным директором и контрагентом компании, не был заключен. Раз не было договора, значит, не было сделки и последствий от нее, например расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Контрагенту доначислят налоги.

Компания-работодатель кроме проблем с контрагентами может еще получить штраф до 100 000 Р — за то, что не уволила найм опального руководителя.

Расскажу, как происходит дисквалификация, как проверять директоров компании и что нужно сделать собственникам ООО, если руководителя фирмы дисквалифицировали.

Курс о больших делах

Что такое дисквалификация

Дисквалификация — это вид административного наказания за нарушение закона. По решению суда человек не сможет:

  • быть руководителем компании;
  • занимать должность на муниципальной или государственной службе;
  • состоять в совете директоров юридического лица;
  • заниматься деятельностью из списка в законе, например проводить техосмотр транспорта или лечить людей.

Дисквалификация всегда связана с должностью или деятельностью. Например, директор ООО должен сообщать в налоговую, если изменился адрес компании, уставный капитал или состав учредителей.

За первую ошибку в поданных сведениях ему начислят штраф, за повторную — могут назначить дисквалификацию, то есть директору запретят руководить ООО быть директором на некоторое время.

Другой пример: эксперт в области оценки пожарного риска проверил компанию и дал ложное заключение — за это его могут дисквалифицировать на срок 1—3 года , то есть ему запретят заниматься экспертизой.

Суд может дисквалифицировать индивидуального предпринимателя, который ведет деятельность по управлению юридическим лицом. Такой ИП не сможет зарабатывать тем, что он руководит компанией, но у него останется право заниматься другими видами деятельности. Дисквалификация ИП — это не запрет быть ИП, а запрет на конкретное его занятие.

Например, ИП заключил с ООО договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Согласно этому договору, ИП выполняет функции директора, а ООО за это ему платит. При исполнении договора ИП грубо нарушал права работников ООО — не платил им зарплату и не отправлял в отпуск. В результате суд запретил ИП три года управлять организациями. Но на эти три года дисквалифицированный не теряет статус ИП, он может заниматься другой предпринимательской деятельностью.

В Уголовном кодексе РФ есть вид наказания с похожей формулировкой — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если директор — участник ООО, суд может запретить ему продолжать руководить обществом, но не сможет запретить быть его участником — такого наказания в законе нет.

Если директора компании или ИП дисквалифицировали, то информацию об этом вносят в реестр дисквалифицированных лиц.

За что могут дисквалифицировать руководителя

Дисквалифицировать могут за несколько десятков видов правонарушений. Чтобы узнать, за что дисквалифицируют чаще всего, я проанализировал данные из реестра. На октябрь 2021 года в реестре было 11 925 человек. Вот какие причины встретились чаще всего.

За налоговые нарушения. В 94,7% случаев дисквалификацию назначили директорам компаний за:

  • повторное непредставление или представление в ИФНС недостоверных сведений о юридическом лице или ИП, для регистрации;
  • представление в ИФНС документов с заведомо ложными сведениями.

Чаще всего директоров наказывали за отсутствие организации по официальному адресу. Например, компания переехала и забыла актуализировать адрес в реестре юридических лиц. Налоговая вычислила это и наказала директора, так как именно директор должен сообщать об изменении адреса общества.

Было и такое: директор подал в налоговую ложное заявление об изменении состава участников ООО. Якобы теперь их двое, а до того единственным участником был сам руководитель. Налоговая разыскала мнимого участника, который пояснил, что он не связан с фирмой, а просто за деньги расписывался в каких-то документах. В результате директора ООО дисквалифицировали на 1 год.

Читайте также:
Документы при увольнении, которые обязан выдать работодатель

За нарушения закона о банкротстве. Вторые по популярности нарушения — это связанные с неправомерными действиями при банкротстве. За них дисквалифицировали 405 руководителей компаний, это 3,39% от общего числа дисквалифицированных.

Примеры нарушений, которые совершили директора банкротящихся компаний:

  • уничтожили бухгалтерские документы;
  • скрыли имущество, чтобы оно не было продано на торгах;
  • погасили долги отдельных кредиторов в ущерб интересам других кредиторов;
  • отказались передать арбитражному управляющему документы.

За нарушения трудового законодательства. В реестре значится 53 дисквалифицированных по этой причине директора, примерно 0,5% от общего числа. Чаще всего такое наказание назначали за невыплату заработной платы, но были и случаи нарушения законодательства об охране труда.

За другие нарушения. Еще 45 директоров дисквалифицировали за невыполнение предписаний госорганов, 45 — за нарушения при управлении многоквартирными домами, 38 — за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, 24 — за нарушения при госзакупках.

На какой срок могут дисквалифицировать директора

Директора могут дисквалифицировать на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Не обжалованное постановление суда о дисквалификации вступает в силу через 10 дней после вынесения решения. Например, если директор получил решение суда 5 апреля, то с 16 апреля он уже не сможет руководить организацией. За этот непродолжительный срок он должен передать дела новому директору.

Директора могут дисквалифицировать в течение года со дня совершения правонарушения. При этом учитываются нарушения, допущенные при работе и в других организациях.

Например, директор компании «Пионы» нарушил срок выплаты заработной платы, и его за это оштрафовали. Он уволился из «Пионов» и стал директором «Ромашек». Через полгода он снова допустил просрочку выплаты зарплаты, но уже в «Ромашках». За это его дисквалифицировали.

Верховный суд РФ пояснил — наступление административной ответственности не зависит от того, где совершены нарушения прав работников, в одной организации или разных.

Как происходит дисквалификация руководителя ООО

Дисквалифицировать руководителя компании может только суд за административное правонарушение. Как правило, такие нарушения обнаруживают государственные инспекторы во время проверок.

Проверка организации. Инспекторы разных ведомств проверяют организацию и по результатам такой проверки составляют акт.

В акте инспекторы пишут, кого и когда проверяли, какое нарушение нашли. Один экземпляр акта они отдают проверяемому лицу — ИП или руководителю компании, на втором просят расписаться, что акт получили и возражений нет.

Если предприниматель не согласен с выводами инспектора, то он может:

  1. Указать в акте проверки, что не согласен с мнением инспектора.
  2. Подать письменное возражение в госорган, который организовал проверку. Это можно сделать в течение 15 дней со дня получения акта.

Госорган может признать отсутствие нарушений, тогда организации и ее руководителю ничего не будет. Но если ведомство посчитало, что нарушение все же есть, то инспектор составит протокол об административном правонарушении и вместе с другими материалами отправит его в суд.

Рассмотрение дела в суде. Административные дела в судах общей юрисдикции и арбитражных судах рассматривают в течение двух месяцев.

Большинство дел рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Но есть дела, по которым решение принимают арбитражные суды:

  • ст. 14.17, ст. 14.23, ст. 14.36, ст. 14.47, ст. 14.48 КоАП РФ, если нарушение допущено юрлицом или ИП;
  • ст. 14.1.4, ч. 2 ст. 14.9, ст. 14.9.1, ст. 14.12, ч. 1—3.1 , ч. 4, 4.1, 5.1, ч. 6—8 ст. 14.13, ст. 14.31, ст. 14.31, ст. 14.31.2, ст. 14.32, ст. 14.33, ч. 2 и 3 ст. 14.57, ст. 14.61 и ч. 3 ст. 19.5 КоАП — в части административных правонарушений в сфере лицензирования энергосбытовой деятельности арбитражный суд может принять решение о дисквалификации должностных лиц.

У суда есть выбор — применить дисквалификацию или оштрафовать. Контролирующие органы, которые обнаружили нарушение, будут настаивать на дисквалификации, но обвиняемый директор может просить штраф. Он может сделать это, даже не признавая свою вину. Например, сказать: «Я считаю себя невиновным, но если суд усмотрит правонарушение, то прошу в качестве наказания выбрать штраф, а не дисквалификацию».

Свое ходатайство о неприменении дисквалификации директор должен обосновать, например сослаться на случайный характер нарушения или на то, что он уже все исправил.

Еще обвиняемый руководитель компании может сослаться на позицию Конституционного суда РФ о том, что дисквалификацию следуют назначать, только если невозможно повлиять на нарушителя другим способом.

Если судья дисквалифицировал нарушителя, решение можно обжаловать в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня принятия решения. Шансы отменить такое решение есть.

Например, суд дисквалифицировал директора техникума на один год за то, что он неоднократно не исполнял требования пожарной инспекции. Но вышестоящий суд отменил это решение. Он обратил внимание на то, что директор исправил 104 нарушения из 111 выявленных, и есть договор с индивидуальным предпринимателем, который устраняет нарушения. Еще суд отметил, что директор не мог выполнить все требования пожарной инспекции, так как у техникума не было денег на это. Все это означало, что директор свои должностные обязанности исполнял, и наказывать его не за что.

Другой пример: суд принял решение по делу, которое не относится к его компетенции. Так, суд Еврейской автономной области отменил решение нижестоящего суда, который на два года дисквалифицировал директора компании.

Областной суд пояснил: вопрос о дисквалификации по данной статье КоАП РФ должен был решать арбитражный суд, а не районный. Поэтому он вернул материалы дела инициирующему дисквалификацию административному органу для их переоформления и подачи в арбитражный суд.

Внесение записи в реестр дисквалифицированных лиц. После того как постановление о дисквалификации вступает в силу, суд направляет его в налоговую, а налоговая в течение трех рабочих дней вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц.

Читайте также:
Должностная инструкция агронома в сельском хозяйстве

Запись из реестра автоматически удаляется, когда проходит срок дисквалификации, но она остается в архиве.

Уведомление работодателя. Вместе с внесением записи в реестр налоговая направляет решение суда о дисквалификации на работу директора. Это делают для того, чтобы работодатель исполнил решение суда — уволил руководителя компании.

Как уволить дисквалифицированного руководителя ООО

Дисквалифицированный директор должен прекратить управлять компанией сразу после вступления в силу постановления суда. То есть в этот же день его должны уволить.

Перед этим участники ООО должны провести собрание, бывший директор должен передать дела новому директору, компания — рассчитать и уволить бывшего руководителя. Еще нужно не забыть внести изменения в ЕГРЮЛ. Вот что нужно сделать.

Созвать общее собрание участников. Чтобы компания не осталась без руководителя, ее собственники должны провести собрание и назначить нового управленца.

Обычно собрание участников ООО проводят за несколько дней до увольнения директора — чтобы без спешки оформить документы и принять и передать дела. Но собственники могут не знать о суде и получить судебное решение о дисквалификации, когда оно уже вступило в силу. В этом случае им придется провести собрание немедленно и решить все вопросы за один день.

Передать дела новому директору. На собрании участники ООО назначают нового директора компании, который должен принять документы, материальные ценности и печати от старого руководителя. Прием-передачу всех предметов следует зафиксировать в акте. Если позволяет время, нужно провести инвентаризацию — пересчет всего имущества, что есть в организации, и уже передавать его по полному списку.

Предложить бывшему директору перевод. Дисквалификация — это основание для прекращения трудового договора. Но перед увольнением по закону работодатель обязан предложить бывшему директору перевод на другую работу, если такая есть в организации. Бывший директор должен письменно согласиться или отказаться от перевода.

Уволить дисквалифицированного директора. Если дисквалифицированного нельзя перевести на другую работу, то его увольняют по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Бывшему директору выплачивают все положенные выплаты, кроме выходного пособия — в этом случае оно не положено.

Внести изменения в ЕГРЮЛ. О том, что в организации теперь новый директор, нужно сообщить государству.

Новый руководитель должен подать в ИФНС заверенное у нотариуса заявление Р13014. Это нужно сделать в течение семи рабочих дней со дня заступления на должность.

Как компании проверить директора

Решение суда о дисквалификации обязательно для всех, а не только для нарушителя и организации, в которой он работает. То есть никто не должен брать директора на работу на эту должность в течение срока дисквалификации.

Чтобы не нарушить закон, работодателю перед наймом следует проверять, не значится ли претендент на должность директора в реестре дисквалифицированных лиц.

Для этого в реестре на сайте налоговой нужно ввести ФИО соискателя, а чтобы избежать совпадений, желательно еще указать дату и место рождения. Если директор был дисквалифицирован, сервис покажет, когда и за что.

Можно отправить в налоговую запрос о предоставлении информации из реестра. За эту услугу нужно будет заплатить госпошлину 100 Р .

Если в реестре есть сведения, налоговая пришлет выписку из него. Если сведений нет, налоговая даст справку об отсутствии запрашиваемой информации.

Что будет, если дисквалифицированный директор останется на работе

Если дисквалифицированный директор продолжит занимать свою должность, то его могут оштрафовать на 5000 Р , а работодателя — до 100 000 Р .

Протоколы о том, что дисквалифицированный директор находится на должности и продолжает исполнять обязанности, составляют сотрудники полиции.

Это не значит, что полиция должна выявлять нарушение — она может составить протокол на основании сообщения любого заинтересованного лица. Например, налоговая была инициатором дисквалификации директора, а директор не уволился. Налоговая может сообщить в полицию о нарушении.

Штраф дисквалифицированному директору назначит суд.

Если же дисквалифицированный директор и после штрафа продолжит работать на должности, то его могут привлечь уже к уголовной ответственности. В этом случае наказанием может быть штраф до 50 000 Р и даже лишение свободы на срок до одного года.

Например, директор компании повторно нарушил права работников. Его дисквалифицировали на один год и шесть месяцев. Но он скрыл этот факт от работодателей и продолжил руководить компанией.

Через некоторое время директора оштрафовали за то, что он руководил компанией, хотя ему это делать было нельзя. Но он все равно не оставил должность. После этого директора привлекли к уголовной ответственности.

Прокуратура пояснила, что раз директор продолжил не исполнять решение о дисквалификации, хотя его уже оштрафовали за это, его поведение можно признать злостным и привлечь к уголовной ответственности.

Договоры, подписанные дисквалифицированным директором, могут оспаривать контрагенты компании и арбитражные управляющие.

Был такой случай: дисквалифицированный директор судоходной компании заключил договор о перевозке груза из порта Ростов-на-Дону в Турцию. Компания не выполнила этот договор и стала должником, а потом и вовсе начала банкротиться.

Арбитражный управляющий решил, что компания и ее заказчик на самом деле не хотели выполнять договор — он был заключен, чтобы в преддверии банкротства создать ложную задолженность. Обе стороны знали, что директор — дисквалифицирован и не может подписывать документы. Суд согласился с управляющим и признал договор недействительным.

Проблемы, скорее всего, возникнут и с новыми контрагентами. Сейчас многие компании перед подписанием договора проверяют своих потенциальных партнеров. Если выясняется, что директор такого партнера дисквалифицирован, то заключение сделки срывается.

Статья 3.11. Дисквалификация

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Читайте также:
Выговор на работе – последствия, нормативы ТК РФ и другие нюансы

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

Комментарий к ст. 3.11 КоАП

1. Установление в КоАП РФ такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя – гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом – мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом – от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему – лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) “О несостоятельности (банкротстве)”.

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях”).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

– нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

– фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

– неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

– ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

– совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

– нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Судебная практика по статье 3.11 КоАП

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Читайте также:
Доверенность на получение заработной платы – образец, как оформить

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью “Белая Птица-Белгород” (далее – должник) общество “АгроВетПродукт” обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненадлежащими действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Быковец Людмилы Сергеевны и привлечении ее к административной ответственности с учетом ранее совершенных административных правонарушений по статье 3.11, частям 1, 2 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и дисквалификации ее на три года.

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.11, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 14.25 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности.

В России легче дисквалифицировать, чем отстранить // К вопросу о реформе административной ответственности управляющих

Статья 14.13 КоАП, предусматривающая в ч. 3.1 возможность дисквалификации управляющего за любое повторное нарушение законодательства о банкротстве, обоснованно критикуется с момента появления санкции в 2015 году. Норма зачастую приводит к несправедливым последствиям, а именно – запрету на профессию за нарушения, не повлекшие даже риска негативных последствий (например, нарушения срока размещения публикаций в ЕФРСБ).

Дисквалификация влечет ряд очень серьезных последствий, самое главное из которых – отстранение от всех процедур и невозможность утверждать на новые процедуры. Именно поэтому напрашивается сравнение оснований для дисквалификации и отстранения.

Основания для отстранения конкурсного управляющего предусмотрены в ст. 145 Закона о банкротстве. Это:

1. Ходатайство собрания или комитета кредиторов, обоснованное ненадлежащим исполнением или неисполнением управляющим своих обязанностей. При этом нарушения должны быть существенными (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих).

2. Жалоба лиц, участвующих в деле, на ненадлежащие исполнение или неисполнение управляющим своих обязанностей, если это повлекло или могло повлечь за собой убытки.

Некоторое промежуточное положение между отстранением и дисквалификацией занимает постановление Пленума ВАС РФ № 35, который предусматривает право суда как самостоятельно отстранить управляющего, т.е. без ходатайства со стороны лиц, участвующих в деле, так и отказать в утверждении управляющего:

«В связи с этим, а также в целях недопущения злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) при рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.

Учитывая изложенное, в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о его отстранении, о признании его действий незаконными или о признании необоснованными понесенных им расходов), приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его» (п. 56 постановления Пленума ВАС РФ №35)

То есть Пленум ВАС РФ предоставил судам возможность отказать в утверждении управляющего по собственной инициативе, даже вопреки позиции лиц, участвующих в деле. Формально управляющий не является дисквалифицированным, но суд его отстранит или откажет в утверждении, что очень близко к дисквалификации по ч.3.1 ст. 14.13 КоАП. По сути, п. 56 постановления № 35 предусматривает «дисквалификацию-лайт».

Далее Пленум указывает, какие нарушения не могут повлечь отказ в утверждении или отстранение по инициативе суда:

• нарушения, допущенные управляющим по неосторожности;

• нарушения, не причинившие значительного ущерба;

• нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад.

Сравнительный анализ отстранения по ст. 145 Закона о банкротстве, «дисквалификации-лайт» по п. 56 постановления Пленума ВАС РФ № 35 и дисквалификации по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП будет не в пользу последней.

Отстранение

(ст. 145 Закона о банкротстве)

«Дисквалификация-лайт»

(п. 56 постановления Пленума ВАС РФ №35)

Дисквалификация

Инициатива

лица, участвующие в деле о банкротстве

– лица, участвующие в деле о банкротстве

неограниченный круг лиц

Основание

– существенные нарушения при наличии ход-ва собрания или комитета кредиторов

– нарушения, повлекшие убытки или их риск, при жалобе лиц, участвующих в деле

неоднократные грубые умышленные нарушения, причинившие значительный ущерб

повторное нарушение закона о банкротстве

Последствия

отстранение от конкретной процедуры

отстранение или отказ в утверждении в конкретных процедурах

– отстранение от всех процедур,

– невозможность утверждения в новых

Если для отстранения нужны существенные нарушения или риск убытков, то для «дисквалификации-лайт» уже нужны неоднократные грубые нарушения, причинившие значительный ущерб, что абсолютно логично, т.к. и последствия являются более строгими (поскольку допущенные в рамках отдельных процедур нарушения могут привести к отказу в утверждения или отстранению в нескольких других процедурах). Однако самые строгие последствия предусмотрены для дисквалификации по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП, основания которой наименее строгие из всех. Получается, в России легче управляющего дисквалифицировать, чем отстранить, что, конечно, выглядит более чем странно и подкрепляет вывод о необходимости реформирования административной ответственности управляющих.

Читайте также:
Выплаты социального характера: что в них входит

Кроме того, существующее положение приводит к использованию судами разъяснений из п. 56 постановления Пленума ВАС РФ № 35 при рассмотрении вопросов об административной ответственности управляющих, в т.ч. за первое нарушение, поскольку уже оно будет создавать повторность, и в последующем судья сможет выбрать только срок дисквалификации или признать нарушение малозначительным.

Круг лиц, которые могут инициировать рассмотрение вопроса об отстранении или дисквалификации заслуживает отдельного внимания.

Только при административной ответственности неограниченный круг лиц может обратиться в Росреестр с просьбой провести проверку нарушений арбитражного управляющего. То есть даже когда все кредиторы, должник и суд, рассматривающий конкретное дело о банкротстве, не имеют каких-либо претензий к нарушению срока публикации на ЕФРСБ или сдаче в суд не прошитого отчета, Росреестр может усмотреть основания для административной ответственности и выйти в суд с заявлением о привлечении управляющего. В моей практике был случай, когда основанием для проверки Росреестра стало обращение «инициативной группы родителей детей, занимающихся в лыжной секции».

Реформирование действующего законодательства в текущем году было предложено Минюстом, он опубликовал проект нового КоАП, который предусматривал следующие изменения:

1. За повторное нарушение вводилась альтернативная санкция – штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 3 лет.

2. Отдельные составы для нарушений, связанных с публикациями в ЕФРСБ, санкция для которых предполагала меньший размер штрафов.

3. За повторное нарушение, связанное с публикациями в ЕФРСБ – штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года.

Проект в таком виде просуществовал недолго, в конце мая была опубликована новая версия КоАП, все предложения по реформе ответственности управляющих были убраны – теперь проект не отличается от действующего КоАП.

До последнего момента основным аргументом критиков были многочисленные примеры дисквалификаций управляющих, которые выглядели явно несоразмерно нарушению. Например, управляющего могут дисквалифицировать за незначительное нарушение сроков публикаций в ЕФРСБ.

Теперь появился дополнительный компаративный аргумент.

Доктринальная поддержка. В Журнале РШЧП опубликована обзорная статья об основаниях отстранения и дисквалификации (как запрета на профессию) управляющих в России, Германии, США и Великобритании, подготовленная в рамках нового проекта Ассоциации выпускников РШЧП (Клуб цивилистов) – Перспективные правовые исследования.

Вывод неутешительный, такого формализма, не предусматривающего качественную оценку содеянного, как в России – нет нигде.

По следам статьи Ассоциация выпускников РШЧП (Клуб цивилистов) провела онлайн-семинар, на котором были представлены результаты исследования. Запись семинар доступна к приобретению, вместе с ней будет представлена статья. Со статьей можно ознакомиться, если оформить подписку на Журнал.

Оптимизация действующего регулирования. Дисквалификация как санкция по своей тяжести скорее соответствует преступлениям, а не административным правонарушениям, поэтому дисквалификация только за преступления как в Германии, кажется лучшим вариантом, поскольку тяжесть наказания соответствует больше уголовной ответственности. Однако перспектива перевести рассмотрение таких споров в суды общей юрисдикции с минимальным процентом оправдательных приговоров не самая приятная, поэтому в текущих условиях лучше оставить рассмотрение споров арбитражным судам, однако необходимо изменить диспозицию статьи – не должно быть дисквалификации за неумышленные и несущественные нарушения.

Мои основные пожелания к административной ответственности управляющих сводятся к следующему:

1. Ограничение круга лиц, по заявлению которых может инициироваться соответствующая проверка.

2. Исключение повторности как основания для дисквалификации. Необходима качественная, а не количественная оценка содеянного, в крайнем случае добавление альтернативной санкции в виде штрафа за повторные правонарушения).

3. Установление дисквалификации только за неоднократные грубые умышленные нарушения, причинившие значительный ущерб. Наличие непогашенных убытков, влечет для управляющего невозможность новых утверждений в делах о банкротстве.

Кроме того, заслуживает отдельного осмысления концептуальный вопрос наличия административной ответственности управляющих в общем, поскольку если управляющим были причинены убытки или их риск, то этот вопрос может быть рассмотрен в рамках соответствующего дела о банкротстве.

Если не было ни убытков, ни даже их риска, никаким образом не были нарушены права лиц, участвующих в деле, то почему в эти вопросы должно вмешиваться государство и привлекать к ответственности управляющих? Есть примеры дел, когда даже ФНС России возражает против дисквалификации управляющих, поскольку считает, что содеянное не повлекло даже риска появления негативных последствий.

Проведенное исследование показало, что практика такого вида ответственности является далеко не нормой. Например, в той же Германии штрафы – это скорее астрент, за невыполнение управляющим требований суда, и если такие требования уже выполнены, то штраф не может быть назначен.

Однако этот вопрос также тесно связан с утверждением управляющих, ведь даже без привлечения к административной ответственности возможно представление полномочий суду по отказу в утверждении конкретного управляющего из-за допущенных им нарушений в других делах о банкротстве, как это предусмотрено в п. 56 постановления Пленума № 35.

Также интересно узнать обоснование размеров штрафов для управляющих, поскольку в т.ч. такие штрафы препятствуют проведению процедур банкротства физических лиц, т.к. получение законного вознаграждения в размере 25 тыс. руб. влечет за собой риск получить штраф в таком же размере, не говоря уже о дисквалификации.

Замечания к проекту КоАП стали логическим завершением проведенного исследования. Ассоциацией выпускников РШЧП подготовила документ, который размещен в открытом доступе в новостном разделе на сайте Журнала. Замечания предусматривают две возможные редакции п ст. 23.14 КоАП.

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), за исключением случаев, пред- усмотренных частями 5–7 настоящей статьи, если такое действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Умышленное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, которое повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет».

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), за исключением случаев, пред- усмотренных частями 5–7 настоящей статьи, если такое действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если оно совершено умышлено и повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей».

Отличие между редакциями заключается в том, что в первом случае дисквалификация предусмотрена только за умышленное правонарушение, которое повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки. Во втором случае сохраняется критерий повторности, но добавляется альтернативная санкция в виде штрафа.

Читайте также:
Входят ли отпуска в льготный стаж

Любая из приведенных редакций должна существенно снизить количество дисквалификаций управляющих. Появление такого авторитетного союзника в этом вопросе для управляющих является большим плюсом, поэтому будем надеяться, что в новом КоАП мы уже не увидим дисквалификации управляющих как безальтернативной санкции за любое повторное нарушение.

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Читайте также:
Геймификация — что это такое, и как ее использовать в бизнесе

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Пример 3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

АКЦИЯ НЕДЕЛИ !

На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся – 15 декабря.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

В конце – удостоверение о повышении квалификации (с занесением в ФИС ФРДО). Программа соответствует профстандарту «Бухгалтер».

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

Дисквалификация – это один из видов наказания, который входит в систему мер, предусмотренных нормами административного права. При каких условиях применяется данный вид наказания, к каким лицам и на какие сроки? Об этом поговорим далее в статье более подробно.

Общее понятие

Дисквалификация – вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.

Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация – это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.

Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

Кем устанавливается

Дисквалификация – это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье 5.27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок – такое решение будет считаться противозаконным.

Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации

При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.

Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.

Читайте также:
Выговор на работе – последствия, нормативы ТК РФ и другие нюансы

В процессе проведения судебного рассмотрения судья имеет право счесть и другие обстоятельства смягчающими, однако в законодательстве указано, что все они должны иметь четкое обоснование.

Обстоятельства, отягчающие наказание

Как уже говорилось, наказание в виде дисквалификации может быть назначено лицу, которое совершает правонарушение повторно. В данном случае к виновному суд имеет право применить самую суровую меру. Следует при этом отметить, что срок действия административной меры не должен превышать того, который указывается как максимальный в статье КоАП о дисквалификации.

Отягчающим обстоятельством в суде может быть и то, осужденный продолжает совершать противоправные действия, несмотря на ряд предупреждений и приказы о прекращении незаконной деятельности. Как отягчающее обстоятельство также отмечается совершение деяния во время особо опасной ситуации. Примерами таковой могут послужить стихийные бедствия, катастрофы и т. п.

Максимальный срок дисквалификации также назначается и в том случае, если административное правонарушение, за которое возможна данная форма наказания, было совершено группой лиц, причем по предварительному сговору.

Сроки

Такое наказание, как дисквалификация, может быть установлено на определенный срок. Все возможные минимальные и максимальные периоды указываются в законодательстве. Наибольшим сроком действия такого типа меры пресечения является три года, а наименьшим – 6 месяцев, именно такие данные представлены в статье КоАП РФ.

В процессе избрания меры пресечения особенно важна причина дисквалификации, которую судья (или коллегия судей) должен оценить, исходя из объективных соображений и отношения виновного лица к совершению им правонарушения.

За что может быть назначена дисквалификация

Описываемая мера наказания может быть назначена только за отдельный ряд правонарушений. Исчерпывающий список таковых приводится в законодательстве РФ. Примером же их являются следующие:

  • применение незаконных мер для получения кредитных отчетов;
  • продажа товаров, которые не соответствуют стандартам качества;
  • нарушение установленного законодательством порядка образования ценовой политики и др.

Дисквалификация руководителя, кроме того, может быть совершена в том случае, если должностное лицо осуществляет преднамеренное банкротство или какие-либо неправомерные действия в законной процедуре. Как показывает практика, нередко руководители предприятий наказываются дисквалификацией в случае несоблюдения норм и мер, предписанных законодательством о труде и о его охране. В особенности суровой такая мера пресечения будет в том случае, если виновное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за такой поступок – суд, как правило, считает такое обстоятельство отягчающим.

Дисквалификация должностного лица может быть произведена и в том случае, если оно занимается нецелевым использованием бюджетных средств или нарушает условия предоставления субсидий и бюджетных инвестиций.

Большое внимание законодательство обращает на соблюдение должностными лицами предприятий и организаций сроков погашения долгов. При условии нарушения таковых ответственное лицо также может быть дисквалифицировано.

Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.

После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.

В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.

Порядок применения меры

Дисквалификация – это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.

КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.

Административное приостановление деятельности

Приостановление деятельности является подвидом дисквалификации. Эта мера применяется исключительно в адрес лиц-предпринимателей, функционирование которых носит недобросовестный характер.

В случае обнаружения фактов недобросовестности, государство в лице судьи имеет право приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 дней для того, чтобы разобраться по существу ситуации, а также предоставить виновному лицу возможность устранить ее негативные последствия. В том случае, если все условия будут соблюдены до истечения установленных 90 дней, то деятельность предпринимателя может быть восстановлена досрочно.

Судебная практика

Следует отметить, что на деле реализация права дисквалификации встречается относительно нечасто. В судебной практике очень редко выносятся приговоры с таким видом меры наказания. Как отмечают многие практикующие судьи, данная особенность связана с тем, что российское законодательство в этой области не очень хорошо развито. Кроме этого, в научной литературе отсутствуют сведения относительно названной проблемы – научные сотрудники-специалисты в области юриспруденции, к сожалению, не стремятся изучать данную тему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: