Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: размер, сроки и порядок возврата

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: размер, сроки и порядок возврата

С 01.01.2022 в ч. 1 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Ч. 1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ст. 96 дополняется ч. 1.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.01.2022 в ч. 2 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 – 11, 13 – 15, 17, 20 – 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46, 47 – 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 – 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 2.2 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Ч. 2.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

2.2. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

С 01.01.2022 в ч. 3 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 6 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Ч. 6 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6. В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;

2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ч. 6.1 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

Читайте также:
Профессия технолога: описание, виды промышленности

6.1. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

Ч. 6.2 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6.2. Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

С 01.01.2022 ст. 96 дополняется ч. 6.2.-1 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Ч. 6.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

6.3. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

С 01.01.2022 в ч. 7.2 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

Ч. 7.3 ст. 96 (в ред. ФЗ от 24.04.2020 N 124-ФЗ) по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Читайте также:
Больничный на испытательном сроке – порядок расчёта и оплаты

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

С 01.01.2022 в п. 3 ч. 8 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 8.1 ст. 96 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 9 ст. 96 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).

9. В случае, предусмотренном частью 9 статьи 54 настоящего Федерального закона, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

10. Особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

11. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.
Читайте также:
Неофициальное и официальное трудоустройство: плюсы и минусы работы

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

  • Если договор полностью исполнен.
  • Если поставщик решил изменить способ обеспечения на банковскую гарантию. Он имеет право сделать это в любой момент исполнения договора.
  • Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, и у заказчика нет претензий к поставщику. Если претензии есть, госпредприятие может компенсировать свои убытки из суммы ОИК.

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

  • Если победитель обеспечивал контракт деньгами, то заказчик должен вернуть их не позднее 30 дней с даты исполнения контракта.
  • В закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Эти требования регламентируются п.27 ст.34 44-ФЗ.

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 11 декабря

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: когда, кем и как оформляется

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • О необходимости в возврате денежного обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • О том, кто является ответственным за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок возврата обеспечения контракта
  • Как оформить заявление на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Распространенные ошибки при составлении заявления на возврат обеспечения

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ – стандартная процедура, знаменующая завершение работ, услуг, поставки товаров по ранее заключенному в ходе электронных торгов договору. Обязанность по оформлению возврата средств ложится на заказчика, в то время как от поставщика требуется подать заявление на получение этих денег.

Читайте также:
Нормирование труда на предприятии, в бюджетных учреждениях: что это

Законом предусмотрен как полное возвращение суммы обеспечения, так и частичная выдача средств. Нюансы и порядок процедуры, рекомендации по составлению заявления и типичные ошибки, допускаемые поставщиками, описаны в нашем материале.

Необходимость в возврате денежного обеспечения контракта по 44-ФЗ

До того как подписать госконтракт, подрядчик вносит на счет госзаказчика денежную сумму, зависящую от стоимости услуг по договору. Эта сумма выступает гарантом выполнения исполнителем обязательств, вытекающих из заключенного соглашения.

Гарантировать исполнение госконтракта можно двумя способами:

  • внесением денежного обеспечения;
  • предоставлением банковской гарантии.

Срок, на который банком предоставляется обеспечение, на месяц превышает время, в течение которого исполнителю необходимо выполнить действия по заключенному соглашению. Истечение этого периода является основанием для ее возврата.

Для возвращения денег подрядчику следует обратиться к заказчику с письменным заявлением.

Важно понимать разницу между обеспечением контракта по 44-ФЗ и обеспечением заявки на участие в торгах:

  • в первом случае деньги должны быть возвращены по заявлению после завершения исполнения госконтракта полностью или отчасти, а также в иных установленных законом случаях;
  • во втором – для возврата достаточно завершения процедуры торгов.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ предполагает перечисление денег исполнителю:

  • полностью;
  • отчасти.

Сумма гарантии возвращается подрядчику при наступлении определенных обстоятельств:

  • контрактные обязательства выполнены в полном объеме;
  • завершен отдельный этап договора (деньги возвращаются соразмерно);
  • изменена форма обеспечения на предоставление банковской гарантии;
  • сорвано подписание договора по независящим от исполнителя причинам.

Ответственный за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

Организация возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ возлагается на контрактную службу, сообщающую в бухгалтерию об исполнении договора (подпункт 9 пункта 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г., которым утверждено типовое положение о контрактной службе).

Кроме того, организация возвращения суммы обеспечения может возлагаться на контрактного управляющего, чья обязанность по передаче сведений в бухгалтерию устанавливается должностной инструкцией. Перечисление осуществляется на указанный исполнителем банковский счет.

Существует два варианта возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ:

  • полный;
  • частичный.

Когда получите полностью

Когда получите частями

Полностью деньги возвращаются:

Частичное возвращение вероятно при снижении размера обеспечения согласно частям 7–7.2 статьи 96 закона 44-ФЗ.

Вероятность возвращения денежных средств закреплена в договоре, подписанном в результате закупки, информация о которой внесена в ЕИС позднее 1 июля 2019 года.

Иные причины возврата могут быть установлены соглашением сторон (ч. 4 ст. 2 закона 502-ФЗ от 27.12.2018 г.).

В случае снижения размера гарантии возврат осуществляется на основании письменного заявления (ч. 7.2 ст. 96 закона о госзакупках). Сокращение суммы происходит соразмерно цене выполненных, принятых и оплаченных в рамках госконтракта работ.

Для возврата обеспечения госконтракта по 44-ФЗ в данном случае требуется соблюдение следующих условий (ч. 7.3 ст. 96):

  • отсутствие непогашенной неустойки (в случае ее начисления);
  • выполнение работ в объеме аванса (при его наличии).

Частью 7.1 ст. 96 закона 44-ФЗ предусмотрено обязательное уменьшение размера обеспечения поэтапно исполняемых госконтрактов

Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ

Законом не предусмотрен конкретный период, в течение которого должен быть исполнен возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ. Он устанавливается госзаказчиком и фиксируется и в тексте госконтракта, и в документации, направляемой на конкурс или аукцион (п. 27 ст. 34 закона о госзакупках).

Заказчик может указать в договоре необходимость возвращения денежных средств не позднее, чем через 30 дней после того, как обязательства полностью или частично исполнены и получено письменное заявление от подрядчика.

Обычно возврат денежных средств производится после того, как подрядчик/исполнитель в полном объеме исполнили свои обязательства по госконтракту.

О том, что договор выполнен, говорят после того, как подписаны:

  • акт выполненных работ;
  • акт оказанных услуг;
  • товарная накладная.

С момента их подписания ведется отсчет времени на перечисление заказчиком денежной гарантии. С поставщика (подрядчика) не снимаются гарантийные обязательства, но требование об обеспечении на них не распространяется. Заказчик не имеет права на удержание суммы обеспечения в гарантийный период.

Кроме того, законодательство позволяет поставщику получить соразмерную часть внесенных денег в зависимости от объема выполненных по контракту работ (п. 7 ст. 96 закона 44-ФЗ). Возвратить денежные средства возможно на основании письменного обращения до исполнения обязательств в полном объеме, до подписания итоговых документов.

Также возврат возможен, когда соглашение не подписано в течение 30 дней по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя. Перечисление суммы в этом случае осуществляется заказчиком не позднее, чем через пять рабочих дней после даты истечения сроков подписания контракта.

Порядок возврата обеспечения контракта

Закон о госзакупках не регламентирует порядок возврата обеспечения, он устанавливается соглашением сторон и прописывается прямо в госконтракте.

Чтобы вернуть вложенные денежные средства, необходимо выполнение следующих действий:

  • Исполнитель контракта направляет заявление на возврат с реквизитами для перечисления денежных средств. Одновременно с заявлением заказчику могут быть отправлены банковская выписка с реквизитами, копии документов, подтверждающих исполнение обязательств, дополнительные документы при необходимости (доверенности, чеки и платежные поручения, подтверждающие факт обеспечения (в копиях), акты сверки и т. п.). Заявление и пакет документов могут передаваться лично или направляться посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о получении и описью направляемых документов).
  • При принятии по результатам рассмотрения заявления решения об отказе в возврате обеспечения контракта по 44-ФЗ заказчику следует направить исполнителю письменный ответ, в котором изложить мотивы принятого решения.
  • После принятия положительного решения денежные средства должны быть перечислены на счет исполнителя.

Госконтракт непременно содержит положения о штрафных санкциях, связанных с нарушением его положений. При нарушении заказчиком сроков возврата обеспечения, исполнитель получает право требования уплаты пени, помимо внесенной им суммы.

Если заказчик отказывается возвращать денежные средства, то исполнитель может обратиться в суд с требованием о взыскании как самого обеспечения, так и штрафных санкций.

Оформление заявления на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

Если вы хотите вовремя получить свои деньги, надо верно составить соответствующее заявление.

Читайте также:
Материальная помощь в связи со смертью - при смерти работника или родственников

Его форма и содержание на законодательном уровне не регламентированы, следовательно, каждая компания самостоятельно решает, оформить заявление на бланке компании или на обычном листе, указав необходимые реквизиты.

Вариант возврата поставщик выбирает самостоятельно:

  • безналичный перевод на указанные реквизиты;
  • получение наличных денег (в этом случае сроки могут увеличиться).

При личной передаче заявления его следует составить в двух экземплярах, один из которых (с отметкой о получении) остается у исполнителя.

Несмотря на то, что в законе не определено, что должно быть прописано в документе, в нем должны быть указаны:

  1. Наименование, адрес, реквизиты сторон госконтракта.
  2. Исходящий номер и дата документа.
  3. Название – «Заявление о возврате обеспечения».
  4. Основной текст, содержащий претензию о возврате ранее внесенного обеспечения по госконтракту со ссылкой на соответствующий пункт заключенного соглашения.
  5. Сумма (цифрами и прописью), которую надо вернуть.
  6. Банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
  7. Дату составления.
  8. Ф. И. О., подпись, расшифровку подписи подписавшего лица.

Если у исполнителя имеется печать, то заявление заверяется ею. В 2016 году было отменено обязательное наличие печатей у юридических лиц, соответственно, ее отсутствие не является основанием для отказа в приеме или удовлетворении заявления.

Чтобы правильно оформить требование, используйте прилагаемый ниже образец.

Распространенные ошибки при составлении заявления на возврат обеспечения

Наиболее популярными ошибками исполнителей при подготовке заявления на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ являются:

  1. Предоставление некорректной/недостоверной информации (в связи с допущенными опечатками отрицательное решение, скорее всего, принято не будет, однако при наличии грубых ошибок заявление будет отклонено).
  2. Отсутствие реквизитов, на которые необходимо перечислить денежные средства.
  3. Направление заявления ранее срока, установленного соглашением.
  4. Подписание документа неуполномоченным лицом.

Перечисленные ошибки являются основаниями для отказа в удовлетворении заявления.

Период, в течение которого хранится заявление, – 5 лет. В случае ликвидации фирмы оно наравне с другими бумагами передается в государственный архив.

Закон предусмотрел обязанность обеспечения исполнения контракта внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии, а также обязанность последующего возврата внесенного обеспечения. Процесс возвращения денег не регламентирован законом 44-ФЗ, он прописывается в заключаемом между сторонами контракте. Пункт о возврате обеспечения является непременным условием договорных обязательств. Денежные средства перечисляются исполнителю на основании поданного им письменного заявления.

Может ли заказчик полностью удержать обеспечение контракта?

Давайте посмотрим, что об этом говорит законодательство, как действует заказчик и на чьей стороне арбитраж.

Что говорит закон об удержании обеспечения контракта?

В 44-ФЗ есть статья 96 об обеспечении контракта, но в ней нет правил, по которым заказчик возвращает или удерживает обеспечение «живыми деньгами», если подрядчик нарушил условия контракта. Четко прописаны только два вида финансовой ответственности поставщика, о которых мы писали: пени за просрочку и штраф за ненадлежащее исполнение контракта. Расторгая контракт в одностороннем порядке, заказчик вправе возместить «только фактически понесенный ущерб» (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).

Посмотрим на позицию в Гражданском кодексе. Он разрешает заказчику:

  • Покрыть из суммы обеспечения задолженность или ущерб (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). То есть заказчик может забрать обеспечение целиком, если докажет, что ущерб или неустойка соответствует его сумме.
  • При расторжении контракта полностью удержать обеспечение, если это прописано в контракте. Дословно сказано так: «Прекращение основного обязательства влечет и прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено договором» (п. 4 ст. 329 ГК РФ).

Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчик самостоятельно прописывает в контракте условия, по которым он распорядится обеспечением:

  • срок возврата,
  • будет ли взыскивать из него штрафы и пени,
  • ситуации, когда полностью его удержит.

Например, заказчик может просто указать срок возврата обеспечения, как в контракте на эту закупку. Или прописать, что будет использовать обеспечение как компенсацию за ненадлежащее исполнение контракта, как в этой закупке.

Как заказчик может распорядиться обеспечением?

Обеспечение вернут полностью

Это происходит, когда контракт:

  • Исполнен без претензий.
  • Расторгнут по соглашению сторон, но не в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств.
  • Исполнен, у заказчика есть финансовые претензии, но поставщик оплачивает штраф или пени не из суммы обеспечения.
  • Разорван в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств, но заказчик не выставляет финансовые претензии. Заказчик включает исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), не оплачивает контракт и возвращает обеспечение.
Обеспечение вернут частично

Условия контракта были нарушены, и заказчик взыскивает пени или неустойку из суммы обеспечения. Если это условие не было прописано в контракте, то действие заказчика можно оспорить в арбитраже.

Обеспечение не вернут

Поставщик может потерять обеспечение полностью в двух случаях:

  • Финансовые претензии заказчика равны сумме обеспечения. Но при этом заказчик не разрывает контракт, а после подписания акта-приемки оплачивает товар или работы. Поставщик не попадает в РНП.
  • Заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке и забирает обеспечение, если обе возможности прописаны в контракте. Поставщик попадает в РНП.

Если заказчик разрывает контракт и при этом оставляет обеспечение себе, хотя это не прописано в контракте, это повод для поставщика обратиться в суд.

Что делает заказчик, чтобы удержать обеспечение?

Чтобы удержать обеспечение целиком, заказчик должен прописать эту возможность в контракте. Он может забрать деньги:

  • по соглашению сторон,
  • через суд.
По соглашению сторон

В этом случае заказчик направляет в адрес поставщика претензию. Поставщик соглашается оплатить неустойку из суммы обеспечения, выполняет контракт и получает оплату по нему. Обеспечение остается у заказчика.

​Через суд

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. О том, как обращаться в суд, мы писали. Обратите внимание, что с 1 января 2017 суды принимают иски в электронном виде через систему «Мой арбитр». Подписывать документы нужно квалифицированной электронной подписью.

Некоторые судьи признают недействительным условие, по которому поставщик теряет обеспечение, не исполнив обязательства. Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2014 № 17АП-13071/14 сказано, что пункт контракта, по которому заказчик полностью удерживает обеспечение «противоречит правовой природе института обеспечения исполнения контрактных обязательств, не отвечает принципам равенства участников гражданско-правовых отношений, сбалансированности мер ответственности сторон одного контракта, не соответствует целям размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также допускает возможность применения двойной меры ответственности за одно и то же нарушение, что недопустимо».

Другие судьи встают на сторону заказчика на основании того, что это условие было прописано в контракте и обе стороны под ними подписались.

Читайте также:
Вводный инструктаж по гражданской обороне: программа для поступающих на работу, журнал

Как заказчик вносит поставщика в РНП?

Мы писали о ситуациях, когда есть риск попасть в РНП. В этой статье остановимся на том, как заказчик поступает с поставщиком, с которым расторгает контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

Возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон должна быть прописана в контракте. В этом случае заказчик уведомляет поставщика в течение трех рабочих дней о том, что хочет р асторгнуть контракт (ч. 12, 20 ст. 95 44-ФЗ). Решение заказчик размещает в ЕИС и дублирует поставщику: заказным письмом или через электронную почту.

У поставщика есть десять дней, чтобы устранить нарушения. Если он этого не сделал, то решение вступает в силу (ч. 13 ст. 95). После этого заказчик отправляет информацию о расторжении в РНП. Для заказчика передача данных в реестр — обязанность. Если есть основание включить поставщика в реестр, а заказчик этого не сделает, его ждет штраф.

Не позже трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут, заказчик отправляет в ФАС сведения о поставщике. Это можно сделать через ЕИС, бумажным или электронным письмом. Заказчик подписывает документ собственноручно или квалифицированной электронной подписью.

В письме заказчик указывает:

  • ИНН, название и адрес поставщика,
  • сведения о закупке (идентификационный код, дату проведения, объект закупки, цену контракта и срок исполнения),
  • выписку из протокола
  • обоснование причин расторжения и дата аннулирования контракта,
  • копию решения суда (если контракт расторгается по суду).

За 10 дней ФАС проверяет все документы и факты нарушений и еще за 3 дня включает поставщика в реестр. Это решение поставщик может оспорить в суде, если у него есть доказательства, что он нарушил контракт ненамеренно.

Какие выводы можно сделать?

  • В 44-ФЗ и Гражданском кодексе не сказано, что заказчик априори удерживает обеспечение при расторжении контракта. Как минимум это условие нужно прописать в контракте.
  • Эксперты и некоторые судьи сходятся во мнении, что обеспечение контракта — средство, с помощью которого заказчик может только возместить реальные убытки или взыскать неустойку с исполнителя.
  • Все условия возврата обеспечения должны быть прописаны в контракте. Обязательно посмотрите их на этапе подачи заявки. Если вы подпишитесь под условием, что заказчик может полностью забрать обеспечение, вернуть его будет сложнее.
  • Спорные ситуации арбитраж и высшие инстанции рассматривают индивидуально, исходя из конкретной ситуации.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Как вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ

Как организовать возврат обеспечения исполнения контракта:

  • проверить сроки;
  • написать заявление (при необходимости);
  • получить деньги на счет.
Скачать бланк письма о возврате обеспечения исполнения контракта
Скачать образец заявления о возврате обеспечения исполнения контракта в pdf для заполнения от руки
Скачать образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в Word

Кто возвращает

Организует возврат денег контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о выполнении обязательств в бухгалтерию. Контрактная служба обязана это сделать по требованию пп. 9 п. 14 Приказа Минэкономразвития №631 от 29.10.2013 об утверждении типового положения о контрактной службе. Для управляющего такая обязанность прописана в должностной инструкции или другом локальном акте. Бухгалтерия перечислит деньги, которые обеспечивают госконтракт, на счет поставщика, который указан в реквизитах. Что касается возврата денежных средств по банковской гарантии, то для этого заказчик направляет в банк требование оплатить неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, гарант переводит требуемую сумму на счет заказчика, а затем в порядке регрессных требований возвращает ее от поставщика.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы получить деньги от заказчика максимально быстро.

В какие сроки

С 01.07.2019 срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ — не больше 30 дней от даты выполнения поставщиком обязательств. Если закупка проводилась с ограничением для субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ, то не больше 15 дней. Это закреплено в ч. 27 ст. 34 закона о контрактной системе. Указание на то, в какой срок нужно вернуть по контракту, обязательно прописывают в проекте договора. Отсутствие в госконтракте этого пункта является нарушением ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. За это заказчику грозит административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Если расторгаете сделку по соглашению сторон и срок на возврат обеспечительного платежа при расторжении договора не прописали, то возвращайте в сроки, которые зафиксированы для возврата при полном исполнении обязательств. Этот срок отсчитывают от даты расторжения.

Если в госконтракте этот срок не установлен, то получите деньги в течение 7 дней от даты, когда отправили требования вернуть деньги. Если не потребовали, то вернут в разумный срок. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК.

Получается, что срок привязан только к срокам исполнения госконтракта, а не календарному году, поэтому вот что делать, если на конец года забыли вернуть обеспечение контракта, — возвращайте по общим правилам.

Как возвращают

Деньги возвращаются двумя способами:

Возврат предусматривают в госконтракте, который заключен по итогам закупок, извещение о которых опубликовали в ЕИС после 01.07.2019.

Читайте также:
Административный персонал - что это, профессии, кто к нему относится

По соглашению сторон это делают и в других соглашениях. Это закреплено в ч. 4 ст. 2 Федерального закона №502-ФЗ от 27.12.2018.

Вернут часть денег, если размер обеспечения уменьшился по ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ и заявили о желании вернуть часть денег. Такое заявление оформляется в письменном виде. Размер уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств, которые приняты и оплачены по условиям договора.

Такое уменьшение произойдет, только если нет непогашенной неустойки (если она начислялась) и выполнили обязательства в объеме аванса (если он есть). Это указано в ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

Как написать заявление на возврат

Закон не устанавливает типовой формы, которую обязательно используют как шаблон для заявления. Разрабатывайте его сами в свободной форме на бланке организации. В него включайте:

  • название и адрес заказчика, куда отправляете;
  • дату, когда составляете;
  • просьбу вернуть деньги, которые обеспечивают контракт;
  • номер госконтракта, дату его заключения и предмет;
  • сумму денег, которую возвращают;
  • реквизиты платежного поручения;
  • подпись лица, уполномоченного представлять интересы.

Вот пример такого документа.

Когда не вернут

В письме Минэкономразвития №Д28и-3143 от 14.11.2016 указано, как вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта по 44-ФЗ — никак. Положениями этого закона такой порядок не предусмотрен, возвращаются только деньги.

Эти средства удержат, если нарушили обязательства. Их сумма зависит от условий договора. Если в нем прописано, что из обеспечения удерживаются неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или другие выплаты, то удержат только эти суммы.

До удержания получите претензию, в которой расписано, какие условия нарушили, расчет суммы, которую взыскивают, и возможность ее удержания за счет денег, которые обеспечивают госконтракт.

Если добровольно погасили сумму неустойки по претензии, то денежные средства вернут полностью. Если нет, то удержат требуемую сумму, а то, что осталось, вернут на счет.

В случае, когда в контракте прямо указано, что есть риск удержания обеспечения исполнения контракта в полном объеме, то его удержат полностью.

Обеспечение исполнения контракта

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ [1] в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 №199, к которым относятся случаи:

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.
Читайте также:
Серии трудовых книжек по годам выпуска

Способы обеспечения контракта

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона №44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона №44‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н [2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [3] ).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

Читайте также:
Служебное расследование ДТП: порядок, сроки, положение о проведении

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Как внести обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Сколько процентов обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ для СМП — 0 по решению заказчика, если нет авансирования. Это правило действует до 31.12.2020 по ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. Для остальных закупок этот размер составляет от 0,5 до 30% на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ, но не меньше аванса.

Скачать законопроект об изменении правил обеспечения исполнения контракта
Скачать законопроект об освобождении членов СРО от внесения обеспечения исполнения контракта

Последние изменения

28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В числе нововведений предлагают изменить ст. 96 44-ФЗ. Ведомство предлагает, чтобы заказчики не устанавливали требование обеспечения исполнения госконтракта, который заключается конкурентным способом, для лиц, которые состоят в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Возможные изменения

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения госконтракта.

Собрали в таблицу нововведения.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения госконтракта определяется ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44-ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Читайте также:
Аутсорсинг и аутстаффинг – разница, отличия, сравнения

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в 2020 году — от 0,5 до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе для СМП по 44-ФЗ в 2020 году (в т.ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн рублей участник закупки выбирает:

  • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
  • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Пример, как описать платежные реквизиты для перечисления контракта:

«Поставщик предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесения денежных средств.

При выборе способа обеспечения в виде внесения денежных средств поставщик перечисляет их на расчетный счет заказчика:

  • ИНН/КПП: ___________________________
  • Р/с: ______________________
  • Л/с: _____________________
  • Получатель: __________________________
  • Банк получателя: ______________________
  • БИК: ________________».

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на один месяц (в т.ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за три года до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Минфин в Письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т.ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: