Новые правила проверок ГИТ: особенности

Как ГИТ будет проверять предприятия в 2020 году

У инспекторов государственной инспекции труда появился новый регламент по проведению проверок за соблюдением трудового законодательства. Административный регламент вступил в силу с 22 октября 2019 года. Кардинальных изменений не произошло, но многие поправки будут выгодны и полезны предприятиям.

Регламент утвержден приказом Минтруда № 160 от 13.06.2019г., но зарегистрирован в Минюсте только 10.10.2019г.

Регламент очень обширный на 96 страницах, но рассмотрим только самые важные моменты.

Плановые проверки

В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Те предприятия, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют. Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.

О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.

Внеплановые проверки

ГИТ в 2018 году провела 136,9 тыс. проверок; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд. 251 млн. руб. штрафов.

Поводом для внеплановой проверки может послужить жалоба работника на нарушение его прав, а также иная информация, поступившая в государственную инспекцию труда, содержащая сведения об имеющихся нарушениях трудового законодательства.

Наиболее вероятным поводом для внеплановой проверки являются получение сведений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан (п.90 Регламента), а к ним относятся случаи когда работодатель:

— не проводит спецоценку условий труда;

— не предоставляет оплачиваемые отпуска;

— не выплачивает заработную плату полностью или ее часть;

— нарушает режим труда и отдыха работников предприятия;

— не обеспечивает работников средствами защиты;

— не предоставляет гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда;

— не оформляет или ненадлежащее оформляет трудовые отношения;

— допускает к работе сотрудников не прошедших инструктаж, медосмотр, обучение и т.д.

Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). В Регламенте установили, что обращение гражданина о прекращении рассмотрения его заявления — не основание для прекращения внеплановой проверки (п. 29 Регламента). Таким образом, если пожаловавшийся в ГИТ работник решит вопрос с работодателем и отзовет жалобу, на проведение проверки это не повлияет.

Условия прекращения проверки

Например, если о плановой проверке компанию уведомили за один день. Это грубое нарушение, на которое нужно обратить внимание ГИТ (п. 53 Регламента). Если инспектор не прекратит проверку, ее результаты будут недействительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Проверку также прекратят, если после ее начала выявили анонимность обращения, которое было поводом для проверки, либо установили, что в обращении содержатся заведомо недостоверные сведения (п. 27 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Обратите внимание. Инициатором прекращения проверки может быть работодатель. Поэтому, если в ходе проверки стало известно о грубых нарушениях со стороны инспектора, заведомо ложных сведениях в обращении или других обстоятельствах, перечисленных в п. 27 и 104 Регламента, направьте в ГИТ заявление с требованием прекратить проверку.

Документы, которые инспектор запросит при проверке

Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ. В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя.

Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).

Срок проведения проверки

Обратите внимание. Продлить проверку могут, только если это необходимо в связи с проведением сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований. Если такие обстоятельства есть — срок проверки могут увеличить максимум на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, микропредприятий — не более чем на 15 часов (п. 24 Регламента). Продлевать максимальный 20-дневный срок проведения внеплановой проверки нельзя (п. 107 Регламента).

Акт проверки

В целом в Регламенте вопросы составления акта урегулированы детально. В частности, указано, что выявленные нарушения должны быть изложены подробно, со ссылкой на статьи и пункты актов, требования которых, по мнению ГИТ, нарушены. Результаты проверки должны быть подтверждены документами, пояснениями, проверочными листами и иными доказательствами, хранящимися в деле вместе с актом (п. 69, 70, 72, 74 Регламента). Разъяснили также, как инспектор должен оформлять предписание об устранении нарушений. В нем должны быть детально указаны нарушения, которые необходимо исправить, ссылки на конкретные акты.

Обратите внимание. Если инспектор не передаст работодателю акт проверки, он нарушит требования ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Результаты проверки в этом случае подлежат отмене на основании заявления юрлица (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

До прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а также сервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн.руб. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.

Читайте также:
Административно-хозяйственный персонал - что это, какие профессии к нему относятся

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Что изменилось в проверках ГИТ в 2020 году

Приказ Минтруда № 160 от 13.06.2019 ввёл новые требования для инспекторов Государственной инспекции труда. Правила проведения проверок стали более прозрачны для работодателя. Теперь не только инспектор может проверять вашу документацию, но и вы можете контролировать правильность и обоснованность его действий. В статье разберём основные нововведения.

Плановые проверки

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры . Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

Внеплановые проверки ГИТ

Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.

Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:

  • вовремя проводить спецоценку условий труда;
  • предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
  • перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
  • следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
  • обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
  • оформлять должным образом трудовые отношения;
  • допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
  • обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.

Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента).

Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.

Надзорные каникулы для МСБ

Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные “каникулы”. Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

Читайте также:
Регресс по профзаболеванию: как оформить

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

Условия прекращения проверки ГИТ

Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Документы для проверки ГИТ

Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента.

В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них:

  • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
  • организация специальной оценки условий труда;
  • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
  • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).

Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании.

Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

Длительность проведения проверок

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Оформление акта проверки

Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений.

Читайте также:
Налоговый агент по НДФЛ: кто является

Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента).

Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на “отлично”:)

Е сли статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на “звездной” шкале внизу, где 5 звезд – очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Новые правила и сроки проведения проверки ГИТ в 2021 году

В 2021 году обновили правила проведения проверок работодателей трудовой инспекцией. Кроме того, установили новые сроки их осуществления.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года начало действовать Постановление Правительства от 21.07.2021 г. № 1230, согласно которому утверждено новое положение о правилах и механизме осуществления плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки в текущем году, дата которых была позже 23 июля, проводились уже по обновленным правилам.

Плановые проверки осуществляются согласно плану проведения контрольных мероприятий на будущий календарный год, который согласовывается с прокуратурой.

В соответствии с новым порядком, основанным на риск-ориентированном подходе, на периодичность осуществления плановых проверок влияет группа риска, к которой отнесен работодатель. Всего выделено 5 групп риска — высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Решение о том, к какой группе риска относится работодатель, принимается инспектором по труду.

Когда работодателю присвоена та или иная группа риска, плановые проверки осуществляются по такой периодичности:

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет.

Если работодатель отнесен к низкому риску, то по нему плановые проверки не осуществляются. Когда работодатель не относится ни к одной группе, считается, что он отнесен к группе низкого риска.

Степень риска присваивается работодателям каждый год не позже 1 июля текущего года для применения в следующем. Информация о присвоенной категории риска размещается на сайте Роструда.

С 2020 года плановые проверки не осуществляются по компаниям и ИП, относящимся к субъектам МСП, информация о которых имеется в реестре субъектов МСП. Об этом указано в Постановлении Правительства от 30.11.2020 г. № 1969. Соответственно, в перечень на каждый год входят работодатели, которые относятся к субъектам среднего и крупного бизнеса.

Исключение в данном случае — субъекты малого предпринимательства, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за совершение грубого нарушения, к дисквалификации или административной приостановке деятельности. Этих хозяйствующих субъектов включают в план проверок в общем порядке.

Внеплановые проверки работодателей

Внеплановые проверки осуществляются без предварительного оповещения работодателей, а потому часто являются неожиданными для них.

Список оснований, по которым проводятся внеплановые проверки трудовой инспекцией, установлен в Законе от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. В частности, к ним относятся такие:

  • наличие у трудовой инспекции информации о нарушениях, допущенных работодателем. К примеру, в ГИТ поступила жалоба или обращение, что работодатель своими действиями создал потенциальную угрозу жизни или здоровью сотрудников. Эта информация может поступать от иных компаний, физлиц, правоохранительных органов и т.п.;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ об осуществлении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокуратуры провести контрольное мероприятие по поступившим в ее адрес материалам или обращениям;
  • истечение срока исполнения решения госорганов об устранении нарушения, которое было обнаружено ранее;
  • поступление от работодателя сведений об устранении нарушений требований по вопросам лицензирования деятельности, аккредитации, сертификации, включения в реестр и т.п. В данной ситуации внеплановая проверка проводится только как оценка устранения выявленных нарушений.

Перед проведением внеплановой проверки мероприятие должно быть согласовано с прокуратурой, а также работодатель должен быть уведомлен о нем. Уведомление подразумевает отправку копии решения о проведения внеплановой проверки в срок не менее, чем за 24 часа до начала мероприятия.

Читайте также:
Облагается ли налогом материальная помощь работнику - НДФЛ, страховые взносы

Если требуется провести проверку поступающих в трудовую инспекцию сообщений или жалоб о нарушениях со стороны работодателя, то инспекторы могут провести внеплановую проверку незамедлительно. Иными словами, в течение 24-х часов с момента получения инспекторами такой информации с обязательным оповещением сотрудников прокуратуры в этот же срок. В такой ситуации инспекция вправе не уведомлять работодателя о том, что будет проводиться внеплановая проверка.

Новые способы контроля работодателей

При проведении контрольного мероприятия (планового или внепланового) инспекторы могут применять документарные или выездные проверки. В данном случае нет никаких изменений в части механизма осуществления контроля. Однако при этом сократили сроки проведения этих проверок.

Но теперь трудовая инспекция может использовать новые способы контроля работодателей в сфере трудовых правоотношений — инспекционный визит и рейдовый осмотр.

Инспекционный визит представляет собой краткосрочную проверку в течение 1-го дня, проводимую на территории работодателя. В ходе данного контрольного мероприятия проводится осмотр производств и помещений, осуществляется опрос сотрудников и начальства, а также получение письменных пояснений и истребование документации. Инспекционный визит не предусматривает предварительное уведомление работодателя о его проведении, однако он должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников трудовой инспекции к своей территории.

Рейдовый осмотр представляет собой краткосрочную проверку работодателей, находящихся на конкретной территории. К примеру, это может быть район муниципального образования или областного центра. При проведении рейдового осмотра специалисты ГИТ имеют право не только проводить осмотр, но и опрашивать работников, получать письменные объяснения, требовать документы для проверки и назначать экспертизу.

При рейдовом осмотре работодатели должны обеспечить специалистам ГИТ доступ к производственным объектам и помещениям (исключение — жилые), которые указаны в решении о проведении рейдового осмотра.

Важно! Инспекционный визит и рейдовый осмотр имеют только внеплановый характер. Данные контрольные мероприятия осуществляются по согласованию с прокуратурой, а работодателей уведомлять не требуется.

Новые сроки проведения проверок ГИТ

По сравнению с действовавшими ранее новые сроки проведения проверок существенно сократили. К примеру, документарную проверку по новым правилам должны проводить в срок не больше 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней). В данный период не входит время с даты отправки трудовой инспекцией требования о предоставлении документов до даты их непосредственного представления в ГИТ.

Кроме того, в общий срок не входит период с даты отправки работодателю сведений об обнаруженных ошибках и противоречий в полученной документации до даты подачи соответствующих объяснений.

Также сократили до 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней) предельные сроки осуществления выездных проверок. По обновленным правилам отдельно оговаривается, что по субъекту малого бизнеса общий срок такой проверки не может быть больше 50-ти часов для малой компании и 15-ти часов для микрокомпании.

Когда выездная проверка осуществляется по компании, ведущей деятельность на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки определяется в отдельности по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению.

По инспекционному визиту на одном производственном объекте срок его осуществления — 1 рабочий день. По рейдовому осмотру максимальный срок проведения проверки — 10 рабочих дней. При этом проверка конкретного работодателя при рейдовом осмотре не может быть больше 1-го рабочего дня.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Проверки ГИТ

Юрист-консультант «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Летом 2021 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, на базе которого утверждено Положение № 1230, являющееся одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора. Подробнее о том, что изменилось в надзорной деятельности ГИТ, рассказал наш эксперт Виктор Бочеев.

Летом 2021 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На базе Закона № 248-ФЗ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данное Положение № 1230 является одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора.

Читайте также:
Налоговый вычет за предыдущие годы

Контроль и надзор за соблюдением работодателями требований трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Федеральная инспекция труда ‒ единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), и его территориальных органов (государственных инспекций труда, далее ‒ ГИТ).

Плановые проверки

Проверки ГИТ могут быть как плановыми, так и внеплановыми. ГИТ осуществляет трудовой надзор в виде следующих контрольных мероприятий:

  • выездная проверка;
  • документарная проверка;
  • инспекционный визит или рейдовый осмотр.

Плановый контроль, то есть плановая трудовая проверка, проводится только в виде выездной проверки. Основанием для проведения плановой трудовой проверки является включение работодателя в план проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованный с органами прокуратуры. План размещается на официальном сайте Роструда в течение декабря года, предшествующего проверке.

Периодичность, с которой инспекторы ГИТ могут приходить с плановой проверкой к работодателю, а равно периодичность, с которой работодателя могут включать в план проведения проверок, зависит от категории риска, которую работодателю присвоил Роструд. Данный подход назвали риск-ориентированным. Работодателю присваивается одна из пяти категорий риска:

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.

Отнесение работодателей к определённой категории риска осуществляется на основании критериев, закреплённых приложением к Положению № 1230. Критерии представляют собой несколько показателей, которые рассчитываются по формулам. Одними из факторов, влияющих на расчёт категории риска, являются:

  • среднесписочная численность работников;
  • вид деятельности работодателя;
  • случаи привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства за предшествующие три года;
  • сведения о травматизме и его тяжести за предшествующие три года;
  • сведения о задолженности по заработной плате за последний год.

Сведения о работодателях с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и официальных сайтах её территориальных органов в лице ГИТ (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска). Если же работодатель не отнесён к определённой категории риска, он считается отнесённым к категории низкого риска.

При отсутствии несчастных случаев с летальным исходом (за три года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1 ‒ 4 ст. 5.27.1 КоАП, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска. Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.

О проведении плановой выездной проверки ГИТ обязана уведомить работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала.

Предметом плановой проверки является соблюдение работодателями требований трудового законодательства. Период, который может быть охвачен трудовой проверкой, законодательством не ограничен. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.

Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Однако в отношении субъектов малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок выездной проверки в отношении работодателя, осуществляющего деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

Внеплановый контроль

Внеплановый контроль может проводиться как в виде выездной проверки, так и документарной, а также в виде инспекционного визита или рейдового осмотра. Важно отметить, что такие мероприятия документарная проверка, рейдовый осмотр и инспекционный визит могут осуществлять только в рамках внепланового контроля.

Читайте также:
Рекомендательное письмо для няни

Основания для проведения внеплановой проверки ГИТ следующие:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушении работодателем требований или об угрозе нарушения обязательных требований трудового законодательства (сообщения и заявления работников, иных граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов власти, СМИ и т. д.);
  • поручение президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных работодателей;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Порядок проведения внеплановой проверки ГИТ зависит от того, в виде какого контрольного мероприятия проводится проверка.

О проведении выездной внеплановой проверки ГИТ уведомляет работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала, за исключением случаев, указанных в ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ. Также внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев её проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 72 Закона № 248-ФЗ и без согласования с органами прокуратуры. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.

Документарная проверка проводится с учётом требований законодательства об охраняемой законом тайне.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Федеральной службой по труду и занятости или её территориальным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления работодателю информации ГИТ о выявлении ошибок или противоречий в представленных работодателем документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в ГИТ документах, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в ГИТ.

Инспекционный визит

Под инспекционным визитом понимается мероприятие, проводимое путём взаимодействия ГИТ с конкретным работодателем по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.

В ходе инспекционного визита инспекторы могут совершать следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны быть в наличии у работодателя.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

Рейдовый осмотр

Рейдовый осмотр проводится в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель, в соответствии с положениями ст. 71 Закона № 248-ФЗ. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.

Срок взаимодействия с одним работодателем в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

По окончании проведения любого контрольного мероприятия составляется акт. Решения, принятые по результатам контрольного мероприятия, проведённого с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, подлежат отмене контрольным органом, проводившим проверку, либо вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению прокурора.

Грубыми нарушениями требований к порядку проведения проверки являются:

  • отсутствие основания проведения надзорного мероприятия;
  • отсутствие согласования проверки с прокуратурой в случае, если оно является обязательным;
  • нарушение требования об уведомлении о проведении проверки в случае, если уведомление является обязательным;
  • нарушение периодичности проведения плановой проверки;
  • проведение плановой проверки работодателя, не включённого в план; принятие решения по результатам проверки на основании оценки соблюдения положений нормативных актов, не являющихся обязательными; привлечение к проведению проверки лиц, участие которых не предусмотрено Законом № 248-ФЗ;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • совершение в ходе проверки действий, не предусмотренных для такого контрольного мероприятия;
  • непредоставление работодателю для ознакомления документа с результатами проверки.
Читайте также:
Пенсия работающим пенсионерам

Закрытый перечень грубых нарушений закреплён ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ.

Ранее мы рассказывали, можно ли контролировать работников с помощью видеокамер и программного обеспечения.

Таким образом, порядок проведения трудовой проверки ГИТ зависит от вида контрольного мероприятия, посредством которого проводится проверка.

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций.

Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

Виктор Бочеев, юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»

Что инспекторы ГИТ будут проверять по новым правилам работы в ОЗП

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н. Данные правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ в ограниченных и замкнутых пространствах (далее – ОЗП). Как будут проходить проверки ГИТ по новым правилам?

Уровень травматизма в ОЗП не такой высокий, как при работах на высоте или на обрабатывающих производствах, но несчастные случаи при этом виде работ происходят с более тяжелыми последствиями. Как правило, все они – групповые и зачастую смертельные.

В июне 2017 года работники организации выполняли работы по монтажу канализации в г. Москве. Поток воды внутри колодца заливал пространство вокруг них, и чтобы работать было комфортнее, они решили с помощью мотопомпы откачать воду. Когда работники установили мотопомпу, стало понятно, что рукав, который должен принимать нечистоты из первого колодца, недостаточной длины и не доходит до уровня пролегания трубы. Решение проблемы нашли быстро – переместить мотопомпу непосредственно в колодец, к уровню воды. Два человека спустились в колодец, завели мотопомпу и тут же задохнулись угарным газом. Другие работники забеспокоились, почему их коллеги долго не поднимаются на поверхность, и тоже спустились вниз. Так, поочередно, в колодец спустилось шесть (!) человек, и лишь последний спускавшийся понял, в чем дело, и успел выбраться. Остальные пятеро, которые находились уже к тому моменту на дне колодца, – погибли.

Работодатель, с учетом специфики своей деятельности, до начала выполнения работ в ОЗП должен утвердить перечень объектов, относящихся к ОЗП, в частности (п. 5 Правил № 902н):

  • трубопроводы;
  • резервуары;
  • емкости;
  • цистерны;
  • бетономешалки;
  • грузовые контейнеры;
  • силосные ямы;
  • колонны;
  • тоннели;
  • колодцы (в том числе смотровые);
  • водостоки;
  • коллекторы сточных вод и др.

Кроме того, исходя из специфики своей деятельности, до начала работ в ОЗП работодатель должен выявить опасности, связанные с работой в ОЗП, включая (п. 6 Правил № 902н):

  • недостаток кислорода и (или) загазованность воздуха ядовитыми и взрывоопасными газами, что может привести к взрыву, отравлению или ожогам работника;
  • особые температурные условия и неудовлетворительный температурный режим (в том числе перепад температур);
  • биологическая опасность;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • чрезмерный шум и вибрация;
  • тяжесть и напряженность трудового процесса и др.

До начала выполнения работ в ОЗП работодатель должен организовать проведение организационных и технико-технологических мероприятий, в частности (п. п. 37, 45 Правил № 902н):

  • назначение лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ в ОЗП;
  • утверждение перечня работ, выполняемых в ОЗП по наряду-допуску;
  • назначение лиц, проводящих обслуживание и периодический осмотр средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • разработку плана производства работ в ОЗП или разработку и утверждение технологических карт на производство работ;
  • составление плана мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП;
  • идентификацию опасностей и оценку рисков;
  • блокировку оборудования и устройств в ОЗП;
  • анализ параметров среды до начала работ в ОЗП и постоянный или периодический во время проведения работ в ОЗП контроль параметров рабочей среды внутри ОЗП;
  • ограждение места производства работ;
  • вывешивание предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);
  • использование средств коллективной (в том числе вентиляция ОЗП) и индивидуальной защиты;
  • контроль исправности средств измерений (сигнализации) и средств связи.
Читайте также:
Оборотные средства предприятия — что это такое и как повысить их рентабельность

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы в ОЗП обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП в отношении отдельных категорий работников. Также с учетом распределения работников по группам безопасности работодатель должен организовать их периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП, а также стажировку.

Работникам, усвоившим требования по безопасности выполнения работ в ОЗП, и успешно сдавшим теоретический экзамен, и успешно прошедшим оценку наличия соответствующих навыков и умений, выдается удостоверение о допуске к работам в ОЗП (п. 28 Правил № 902н).

Что будет проверять инспектор?

В настоящее время Рострудом ведется переработка проверочных листов. Учитывая, что в действующие проверочные листы не включены требования Правил № 902н, государственный инспектор труда при проведении плановой проверки не вправе проверять их исполнение.

Поэтому если при текущей проверке будет выявлено какое-то нарушение из новых Правил, то работодатель не будет привлечен к административной ответственности. Но будет инициировано проведение внеплановой проверки, в ходе которой инспектор проверит выполнение всех обязательных требований новых Правил.

При внеплановой выездной проверке инспектор будет оценивать соблюдение требований Правил № 902н в два этапа: проверка документов и выход на рабочие места.

Что такое НСОТ?

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что такое НСОТ
  2. Законодательные обоснования
  3. Принципы НСОТ в образовательной сфере
  4. Стимулирующие выплаты по НСОТ
  5. Как перейти на НСОТ
  6. Критика НСОТ

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда?
Посмотреть ответ

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

Читайте также:
Средняя зарплата сотрудника ФСБ

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

Читайте также:
Средняя зарплата сотрудника ФСБ

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Для бюджетников изменили систему оплаты труда

Новая система оплаты труда государственных и муниципальных служащих предусматривает право правительства утверждать требования к заработным платам сотрудников бюджетной сферы. Это приведет к единообразию и росту зарплат.

Государственная дума приняла правительственный законопроект № 973252-7 с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Он предусматривает установление единых принципов в формировании зарплаты в бюджетной сфере и наделяет Правительство РФ правом утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Что даст новая система оплаты труда

В настоящее время нормами статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда формируют:

  • федеральным служащим — федеральные центры;
  • региональным служащим — власти субъектов РФ;
  • муниципальным бюджетникам — муниципальные власти.

Правительство провело анализ ситуации, который показал «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Чиновники отмечают разницу в оплате труда даже на одних и тех же должностях в разных муниципалитетах и регионах. Поскольку в некоторых субъектах РФ нормативно-правовые акты, регулирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный, а не обязательный характер, решения о порядке оплаты труда, размерах окладов и стимулирующих надбавок полностью или частично отданы непосредственно самим учреждениям и организациям. В результате надбавки иногда составляют до 70-80% от зарплаты. А так как они могут быть отменены в любой момент, бюджетник рискует остаться с маленьким окладом.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в первую очередь новые правила направят на зарплаты медиков:

Принятие законопроекта обеспечит возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, направленных на утверждение требований к структуре заработной платы медицинских работников, включая установление доли гарантированных выплат по должностным окладам в структуре заработной платы, единых перечней выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также условий назначения указанных выплат медицинским работникам.

Заместитель министра труда Андрей Пудов пояснил, что нововведение позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах. Это должно привести к ощутимому росту зарплат, но нагрузка по выполнению закона не станет новым бременем для региональных бюджетов, так как все дополнительные затраты компенсируют из федерального бюджета.

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Как будет формироваться зарплата бюджетников по новым правилам

После вступления поправок в ТК РФ в силу правительство решит, каких сфер деятельности сотрудников бюджетной сферы коснутся новые правила, и установит сроки для их исполнения. В кабмине собираются принимать решения с учетом специфики конкретной отрасли. Главное — на федеральном уровне сформируют абсолютно все требования к системам оплаты труда бюджетников, включая порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В пояснительной записке сказано:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

Первым делом кабмин зафиксирует должностной оклад на уровне не менее 70% от всего объема заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат будет установлена для каждой профессии.

Поправки вступят в силу после подписания закона президентом России — с 01.01.2021.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: