Может ли госслужащий быть самозанятым и сдавать квартиру

О применении налога на профессиональный доход должностными лицами и госслужащими

Сообщается, что действующее законодательство не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции.

В этой связи должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД.

В отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения НПД признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

Также отмечено, что применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правовых договоров, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона “О противодействии коррупции”, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров необходимо получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении антикоррупционных стандартов.

Например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 апреля 2021 г. N 28-6/10/В-4623

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами “а” и “в” пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”, направляются Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”.

Просим довести до сведения всех заинтересованных должностных лиц положения вышеуказанных Разъяснений, а также руководствоваться ими в дальнейшей деятельности по противодействию коррупции.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА “НАЛОГ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД”

В связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – Федеральный закон N 422-ФЗ) в отдельных субъектах Российской Федерации начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – режим НПД).

По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять режим НПД (стать т.н. “самозанятым”) могут как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и иные физические лица.

Федеральный закон N 422-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, сам по себе не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее – должностные лица).

Таким образом, должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ), необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от применяемого налогового режима.

Таким образом, применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров с такими организациями получение соответствующего согласия необходимо.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Несмотря на тот факт, что применение должностным лицом режима НПД не является коррупционным правонарушением, необходимо обращать внимание на природу получаемых должностным лицом доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в отношении которых применяется режим НПД.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.

Так, например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

Читайте также:
Материальная помощь к отпуску - сотрудникам бюджетных учреждений, госслужащим и иным работникам

В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом стоит также учитывать, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве”, исходя из которого временная сдача в аренду (наем) недвижимого имущества (в том числе жилого помещения) не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобретено для личных нужд или получено по наследству либо по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует.

Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего режим НПД, не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Костромской области

Прокурор разъясняет

  • 10 ноября 2020, 16:03

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Крылова Ю.В.

В силу требований законодательства о противодействии коррупции государственным и муниципальным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Одним из последствий нарушения данного запрета является увольнение служащего в связи с утратой доверия.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности предоставления служащим принадлежащей ему квартиры внаем (в аренду) и об отнесении указанной деятельности к предпринимательской.

Согласно ст. 2, п. 1 ст. 23 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, одним из признаков предпринимательской деятельности является ее направленность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом. При этом само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию деятельности как предпринимательской, поскольку извлечение прибыли является целью, а не обязательным результатом такой деятельности.

Если квартира приобретается госслужащим не для личных нужд, используется только для сдачи внаем (в аренду) и эти действия совершаются неоднократно, то существует риск признания деятельности предпринимательской.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность получения государственными и муниципальными служащими дохода от сдачи внаем (в аренду) жилых помещений и его налогообложения в рамках специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В данном случае с соответствующих доходов НДФЛ не уплачивается.

Дополнительно отметим, что лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы обязаны представлять сведения, в частности, о своих доходах, в том числе отражать доход, полученный от сдачи внаем (аренду) жилого помещения.

Прокуратура
Костромской области

Прокуратура Костромской области

10 ноября 2020, 16:03

Имеет ли право служащий сдавать квартиру внаем (в аренду)?

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Крылова Ю.В.

В силу требований законодательства о противодействии коррупции государственным и муниципальным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Одним из последствий нарушения данного запрета является увольнение служащего в связи с утратой доверия.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности предоставления служащим принадлежащей ему квартиры внаем (в аренду) и об отнесении указанной деятельности к предпринимательской.

Согласно ст. 2, п. 1 ст. 23 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, одним из признаков предпринимательской деятельности является ее направленность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом. При этом само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию деятельности как предпринимательской, поскольку извлечение прибыли является целью, а не обязательным результатом такой деятельности.

Если квартира приобретается госслужащим не для личных нужд, используется только для сдачи внаем (в аренду) и эти действия совершаются неоднократно, то существует риск признания деятельности предпринимательской.

Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность получения государственными и муниципальными служащими дохода от сдачи внаем (в аренду) жилых помещений и его налогообложения в рамках специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В данном случае с соответствующих доходов НДФЛ не уплачивается.

Читайте также:
Бесплатные путёвки пенсионерам в санаторий: кому положены

Дополнительно отметим, что лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы обязаны представлять сведения, в частности, о своих доходах, в том числе отражать доход, полученный от сдачи внаем (аренду) жилого помещения.

Самозанятый госслужащий: все тонкости статуса

Статус госслужащего накладывает на человека определенные ограничения, например, ему запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому по закону госслужащие не могут получать доход как самозанятые. Но в некоторых случаях этот запрет все же можно обойти.

Особенности правового статуса госслужащих

Госслужащие – это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции представителей своего государства в различных сферах деятельности.

К ним относятся военные, сотрудники силовых ведомств, судьи, работники налоговой службы и т.п. Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ делит всех госслужащих на две категории:

  • федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета;
  • государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так как госслужащие обоих категорий имеют большие полномочия и получают жалование (или довольствие) из федерального либо регионального бюджета, то законом на них накладывается серьезное ограничение по видам деятельности, которыми они могут заниматься в дополнение к основной работе.

Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?

Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.

Например, часть 3.1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.

То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».

И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия. Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.

Так как самозанятость подразумевает получение дохода от самостоятельной трудовой (коммерческой) деятельности, то госслужащий ограничен в своих возможностях. Так, он не может регистрироваться, к примеру, как самозанятый репетитор и получать доход таким способом. Но он может «закрепиться» за вузом или техникумом и преподавать там в качестве совместителя.

Но в некоторых случаях госслужащий может законно получать доход как самозанятый.

Как совмещать самозанятость и работу госслужащего

Как же госслужащему получать доход от самозанятости и при этом не нарушить закон? Ответ прост: сдавать жилье внаем. Всякая иная деятельность в качестве самозанятого, кроме сдачи недвижимости в аренду, влечет за собой наложение штрафов и появление прочих неприятностей для государственных служащих.

На это указывает и федеральный закон о самозанятых, предполагающий базой налогообложения для госслужащих только доход от жилья внаем.

Никакой иной доход, даже если он имеется, не может быть задекларирован как доход от деятельности госслужащего в качестве самозанятого лица. И, следовательно, если получение такого дохода является приоритетным, то стоит либо подавать на него декларацию в налоговую с уплатой стандартного налога в 13% (НДФЛ), либо уходить с госслужбы и полностью становиться самозанятым.

Как еще может зарабатывать госслужащий

Госслужащий может получать доход и от иной деятельности, кроме как службы на благо Родины. Лишь бы она не носила коммерческой подоплеки.

Госслужащие наравне с другими гражданами могут получать доход от следующих видов деятельности:

  • преподавательской;
  • исследовательской;
  • научной.

Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Так, госслужащий может заниматься самостоятельными исследованиями, обобщать их в статье или в книге и получать вознаграждение за их продажу. Либо может работать в вузе в качестве совмещающего преподавателя (например, юрисконсульт УВД может вести лекции по праву).

Читайте также:
Средняя зарплата стюардессы

Занимаясь подобной деятельностью, можно будет декларировать доход как физлицо и платить налог 13%.

Возникает вопрос: можно ли регистрироваться как самозанятый, заниматься незапрещенной деятельностью и платить меньше налогов?

К сожалению, нет. Как было сказано выше, на госслужащего накладываются ограничения по видам деятельности, а любая деятельность в качестве самозанятого (за исключением сдачи недвижимости в аренду) трактуется как коммерческая.

Итак, совмещать работу госслужащего и самозанятость можно только в одном, конкретно указанном случае: если чиновник сдает жилье в аренду и получает от этого доход. Впрочем, если понадобится дополнительный доход, то госслужащий может заниматься иной разрешенной деятельностью. Например, преподаванием или исследовательски-научными изысканиями. Но не как самозанятый, а по обычному трудовому договору.

Самозанятыйв.рф — информационный портал для самозанятых. Актуальная и интересная информация, ответы на важные вопросы и решение нестандартных проблем самозанятых.

Каких работников нельзя заменить самозанятыми

Проверяющие из ФНС активно заинтересовались работой организаций с самозанятыми. В 2021 году уже проведено немало проверок как физлиц (их налоговики вызывают к себе), так и компаний. В будущем налоговая инспекция собирается в рамках выездных проверок находить схемы, связанные с самозанятыми. Об этом ведомство в частности заявило в Письме № АБ-4-20/13183 от 16.09.21. Главная претензия — подмена трудовых отношений самозанятостью. Чтобы обезопасить бизнес, нужно разобраться — каких работников плательщики НПД не заменят.

Начнем с базовых принципов — ограничений в деятельности самозанятых. Главных три:

  1. Доход за год не более 2,4 млн рублей.
  2. Нельзя иметь наемных работников.
  3. Нельзя продавать товары (заниматься перепродажей) и вести некоторые виды деятельности.

Вот с этих основ и начнем.

Ограничение дохода и дорогие специалисты

Раз доход самозанятого ограничен, то высокооплачиваемые работы или услуги у них заказывать рискованно.

Например : проектировщик или инженер создает макет, проект, сметную документацию для крупного строительного объекта. Это дорогие услуги, их стоимость может составлять несколько сотен тысяч рублей по одному договору. Но вы — не единственные, кто заказывает у специалисты подобные работы, а значит есть вероятность, что его доход в течение года быстро превысит 2,4 млн рублей.

При превышении лимита самозанятый сразу утрачивает статус. Причем не важно, сообщил он об этом в ФНС или нет, заметила налоговая нарушение или нет. Перечисляя вознаграждение физлицу, потерявшему статус плательщика НПД, организация обязана: удержать НДФЛ, заплатить страховые взносы. Нарушение все равно засчитают, даже если компания не знала, что переводит деньги обычному физлицу.

Вариант решения: работать с самозанятыми-ИП. Даже при нарушении условий применения режима НПД, предприниматель остается предпринимателем, а значит выплаты ему взносами и НДФЛ облагаться не будут, он сам отвечает за свои налоги.

Также можно воспользоваться специальным сервисом, например Мои самозанятые , который в автоматическом режиме контролируют статусы самозанятых исполнителей и предупредит бухгалтера организации об изменениях.

Но не только высокооплачиваемые специалисты — категория риска. Водитель, который занимается доставкой грузов, организаторы мероприятий, маркетологи — казалось бы такие привычные профессии могут оказаться также очень прибыльными. А значит, работая с этими самозанятыми исполнителями, вы также рискуете.

Но есть и еще один подводный камень, косвенно связанный с доходом.

Регулярность выплат. Постоянные сотрудники

Можно платить не много, зато постоянно. Каждый месяц перечисляя оплату нанятым подрядчикам, вы можете оказаться под подозрением — не являются ли эти вознаграждения по договору скрытой зарплатой.

Грубая ошибка — платить исполнителям в те же дни, что и штатным сотрудникам. Даже если так просто удобнее бухгалтеру.

Еще одна серьезная ошибка — оплачивать период, а не этап работ.

Пример : самозанятый мерчендайзер получает оплату за проверку выкладки продукции на стендах магазинов, ее подготовку к возврату, пересчет, инвентаризацию и другие услуги.

Рискованный способ выплат : еженедельно или дважды в месяц в одни и те же дни, например, 10 и 25 числа (периодичность — каждые 15 дней, как при заработной плате по ТК).

Оптимальный вариант : принимать и оплачивать работу мерчендайзера этапами. 1) Оплата за выкладку товара в магазине № 5 и в киоске на ул. Ленина; 2) Выплата за распространение по магазинам сети рекламных материалов — баннеров, буклетов, акционных ценников и наклеек; 3) Оплата сборки товаров в магазине № 5 к возврату (бракованная продукция) и т. д.

Разница в том, что нанятому по договору ГПХ самозанятому важно сдать результат работ, а не отработать определенное время. А заказчику главное — принять результат работы или оказанные услуги, а не просто отметить количество времени, которые исполнитель провел на объекте.

Читайте также:
Аттестационный лист на соответствие занимаемой должности: образец

Вообще найм самозанятых на работу в ритейле — продавцов, мерчендайзеров, кладовщиков, контролеров и других работников, которые все же должны соблюдать определенный режим, постоянно присутствовать на рабочем объекте, очень спорный.

Более безопасны в этом плане — грузчики, экспедиторы, водители, курьеры, промоутеры. Их услуги действительно можно рассматривать как нерегулярные, разовые.

Специалистов в любой области вы найдете в сервисе Мои самозанятые . Кроме того, в нем автоматически формируются документы по выполненным работам, оказанным услугам, производятся расчеты с выдачей чека из приложения, что позволяет бухгалтерии не опасаться отсутствия подтверждающих документов.

Комментарий эксперта : Роза Аталян, руководитель отдела кадров Apibank, о длительных отношениях с самозанятыми:

«К сожалению, данная категория физических лиц имеет свои жесткие ограничения на объем дохода в год. Он не может превышать 2,4 млн. рублей, иначе, при нарушении, исполнитель услуг теряет статус самозанятого, лишается права применять данный налоговый режим и ФНС снимает его с учета. Риск для заказчика услуг: заказчик могут попасть на дополнительные платежи: уплату НДФЛ и всех взносов, аж 43% (13% НДФЛ и 30% страховые взносы) с каждой суммы вознаграждения».

Найм исполнителями субподрядчиков. Когда нужно несколько рабочих

Давайте признаем — некоторые работы очевидно не могут быть выполнены одним человеком.

Допустим, вы хотите разгрузить в сжатый срок огромную фуру с мебелью для офиса. Или вам надо доставить десяток заказов покупателям в разных концах города за час. И тут на выручку приходит самозанятый-грузчик или курьер.

Реально ли в установленные вами сроки эти услуги оказать? Под силу ли грузчику в одиночку перенести огромный шкаф или курьеру отвезти заказы одновременно по адресам в противоположных районах города? Конечно нет. Скорее всего такие исполнители найдут других рабочих и вместе с ними выполнят задачи или даже перепоручат исполнение третьим лицам.

Такие сделки опасны :

  • Налоговая при проверке вашей организации обнаружит подобные договоры и сочтет операции нереальными, а сделки притворными, призванными прикрыть отмывание наличных.
  • Налоговая проверит самозанятого, обнаружит, что он производил выплаты физлицам, фактически являясь работодателем, а значит не имел право применять НПД. И ваши выплаты ему превратятся в тыкву. Т.е. в выплаты обычному физлицу со всеми вытекающими.

Поэтому, заменять одним самозанятым сразу несколько рабочих нельзя. Лучше наймите двух-трех исполнителей.

Иногда рабочие объединяются в «бригады», где есть сразу несколько специалистов в одной сфере, каждый из них работает независимо и зарегистрирован самозанятым. К примеру, для отделки помещения можно нанять маляра, плотника, сантехника, плиточника и т.д. При этом перечислять вознаграждение нужно каждому исполнителю отдельно , а не одному «бригадиру».

Продавцы не могут быть самозанятыми

Самозанятый не может продавать товары. Исключением являются только товары собственного изготовления. Да и тут грань бывает очень тонкой. Например, сборка компьютера для целей дальнейшей перепродажи — не подходит для деятельности самозанятого, а вот услуга по подбору комплектующих и сборке — да.

Шить платья на продажу самозанятому нельзя, а вот шить под заказ конкретного клиента — можно.

Иногда спор о том, можно ли по деятельности применять НПД, доходит до суда. И решения очень разные, зависят от контекста и индивидуальной ситуации.

Но что можно сказать точно — организации нельзя продавать через самозанятого товары, как через агента, даже если документы будет выставлять компания от своего имени. Агентская и посредническая деятельность для плательщиков НПД под запретом.

Коммивояжер быть самозанятым не может.

Кроме того, не стоит пытаться сэкономить на налогах и переводить в самозанятых продавцов. Во-первых, это материально-ответственные сотрудники , с ними надо заключить соответствующий договор, а с самозанятым вы можете подписать только договор ГПХ и отвечать он будет в рамках гражданского законодательства. Во-вторых, они обязаны постоянно находится на рабочем месте . В-третьих, некоторым из них требуется медицинская книжка (например, при работе с продуктами, готовыми блюдами), которую от самозанятого наниматель не может требовать.

Поэтому продавать ваши товары должны или штатные сотрудники, или посредники-ИП, или другие организации — агенты.

Ошибки в договорах

Первое, что захотят увидеть налоговые инспекторы при проверке, это договор с самозанятым. Ранее утверждалось, что для подтверждения расходов и принятия их к налоговому и бухгалтерскому учету достаточно только чека из приложения «Мой налог».

Но позиция ФНС стала иной — нужно подтверждать характер взаимоотношений между заказчиком и исполнителем , передачу результатов работ, оказание услуг и т.д. Если вы постоянно работаете с самозанятыми, платите им, но даже не заключали договоров, гарантирующих исполнение условий сделок, то это может говорить об их притворности.

Вы не опасаетесь рисков, потому что не рискуете ничем. Исполнитель — зависимое от вас лицо. Такой вывод делают проверяющие.

Какие условия нельзя категорически включать в договор с самозанятыми:

  • Присутствие на рабочем месте в определенные часы;
  • Подчинение ПВТР;
  • Выполнение функций обычных сотрудников;

Например, организация занимается обслуживанием зданий. Часть слесарей-сантехников — штатные работники, часть — самозанятые, а выполняют и те и другие равнозначные функции.

  • Регулярные выплаты за периоды, а не за этапы работ;
  • Общая сумма вознаграждения по договору (нескольким договорам в совокупности) более 2,4 млн рублей;
  • За исполнителя налог оплачивает организация.
Читайте также:
Профессия энергетика —зарплаты в сфере электроэнергетики, плюсы и минусы

Предусмотрите в контрактах с самозанятыми ответственность исполнителя, поэтапную сдачу работ, если они растянуты во времени, санкции за несвоевременное извещение о потере самозанятым статуса. Проверяйте самозанятых, как и других своих контрагентов. Это позволит оценить ваш подход к работе с самозанятыми, как объективный, уменьшит риски признания отношений зависимыми, трудовыми и избавит от штрафов и доначислений.

Комментарий эксперта: Роза Аталян, руководитель отдела кадров Apibank:

«Иногда работодатели используют упрощенные режимы налогообложения для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. Требуют от своих сотрудников увольнения с последующим заключением гражданско-правовых договоров с ними. Это незаконно.

Нормы Федерального закон от 27 ноября 2018 г. № 422 подразумевают запрет на заказ услуг у лиц, которые в течение двух последних лет являлись сотрудниками вашей организации. (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона). Что это значит для бизнеса и „бывшего-настоящего“ работодателя? Вы не можете заключать договоры гражданско-правового характера с самозанятыми, которые на протяжении двух последних лет были вашими штатными работниками, то есть работали у вас по трудовому договору. При этом не имеет значения, был ли данный трудовой договор срочным или бессрочным.»

Безопасный поиск исполнителей, оформление необходимых документов от исполнителя, проверка статуса — это не полный список услуг сервиса Мои самозанятые . Мы предлагаем заказчикам бесплатное подключение к сервису и комиссию по платежам всего от 1%. А для самозанятых скоро заработает система страхования, прием платежей прямо в мобильном приложении и услуга кредитования.

Работаете ли вы с самозанятыми? Сталкивались ли уже с проверкой по ним и какие получили результаты? Поделитесь в комментариях.

Самозанятые работники: законодательные тонкости

Многие предприниматели хотя бы раз задумывались о том, чтобы перевести сотрудников в самозанятые. Понять их можно: сотрудничая с плательщиками налога на профессиональный доход, не нужно сдавать никаких отчетов, готовить кадровые документы, кроме того, работодателю такие исполнители обходятся намного дешевле.

С выплат сотруднику, работающему по трудовому договору, работодателю нужно удержать 13 % НДФЛ и заплатить 30 % взносов. А за самозанятого он либо не должен ничего платить, либо доплачивает к его вознаграждению 6 %, которые самозанятый уже сам переводит через приложение в налоговую. Выгода очевидна.

Работа с самозанятым похожа на работу с предпринимателем-одиночкой: вы заключаете с ним как с обычным контрагентом договор, только вместо акта берете от него чек и можете учитывать в расходах на УСН стоимость его услуг.

При этом самозанятый — это самостоятельная единица, он не связан с заказчиком трудовыми отношениями. Но если предприниматель вдруг решит относиться к нему как к обычному сотруднику, то это может иметь для него негативные последствия по двум причинам.

Причина № 1: Самозанятый не может оказывать услуги своему бывшему работодателю первые два года после увольнения

Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, сам предложит вам «экономить», вы не сможете воспользоваться этим предложением, так как это прямо запрещено Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Но если физлицо оказывает вам услуги по договору ГПХ, то никаких ограничений нет.

Получается, сменить договор подряда с физлицом на договор подряда с самозанятым можно довольно быстро, а вот сменить трудовой договор на договор с самозанятым можно только через два года, и то есть риск, что у налоговой возникнут к вам вопросы.

Но предприимчивых предпринимателей это не останавливает. Иногда они придумывают невероятные схемы оптимизации зарплатных налогов. При этом налоговая неоднократно предупреждала о том, что быстро выявляет махинации с договорами.

Причина № 2: Налоговая и Роструд легко просчитывают незаконные схемы

Налоговая и Роструд объединились в деле мониторинга ситуаций, когда трудовые отношения подмениваются самозанятостью.

В Информации ФНС от 23.03.2021 сообщается, что для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему. Она в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Налоговая анализирует ряд параметров.

Читайте также:
Нарушение трудовой дисциплины – виды взысканий

Подмена договоров вычисляется по нескольким признакам:

  • Резкое уменьшение количества сотрудников и отчетов, которые подает предприниматель.
  • Регулярные платежи самозанятым, которые явно выглядят как зарплата.
  • Факт того, что конкретный предприниматель у самозанятого — единственный заказчик. Это странно, потому что он может оказывать услуги разным компаниям и получать за это больше денег.
  • Заказчик сам покупаете расходники и инвентарь для самозанятого. Обычно самозанятый сам обеспечивает себя всем необходимым.
  • В договорах используется терминология из Трудового кодекса. Например, вместо слова «подрядчик» используется «работник», вместо «вознаграждение по договору» — « заработная плата » .
  • Самозанятые соблюдают трудовой распорядок. При этом никаких графиков, правил и дресс-кодов у них быть не должно.

Постоянство — главное отличие наемного работника от самозанятого. Единственное законное требование к самозанятому — качественное выполнение своей работы. Как он будет это делать, заказчику не должно быть интересно.

Ему можно установить сроки и требовать от него определенного уровня качества, но нельзя контролировать процесс. Контролировать можно только результат.

Если при проверке окажется, что сотрудника заставили оформиться как самозанятого под угрозой увольнения, то заказчику грозит штраф в размере от 10 000 до 100 000 руб. по ст. 5.27 КоАП РФ. Помимо этого придется заплатить все зарплатные налоги, штраф 40 % от суммы вовремя не оплаченных налогов, а также сдать огромное количество отчетов, которые не сдавались.

Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.

В махинациях с договорами есть и неприятный моральный аспект: подменяя трудовой договор договором ГПХ, работодатель в прямом смысле обманывает сотрудника. Устраиваясь на работу по трудовому договору, человек получает ряд гарантий и прав: право на 28 дней отдыха и отпускные, право на больничные, повышенную плату за переработки, пенсионный стаж. В случае самозанятости он всего этого лишается.

Когда с самозанятыми нельзя работать, даже если всё законно

Из текста Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ может показаться, что самозанятый не может работать курьером. Но при детальном изучении положений становится очевидно, что может, но только в том случае, когда магазин дает ему свою кассу, на которой он должен пробивать оплаты.

Получается, самозанятый не может стать курьером только в том случае, когда сам принимает оплату от покупателя и потом относит ее в магазин.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей. Подходит ИП и ООО на УСН и патенте.

Но есть еще одно противоречие. Работа курьеров похожа на наемный труд, потому что компания диктует курьерам, как одеваться, что делать. Это не сходится с представлением о независимости самозанятых. При этом курьерская профессия сегодня очень технологична и во многом похожа на сферу такси. Ты можешь выбирать, сколько и когда тебе работать. И это близко к правилам самозанятости.

Самозанятый не может работать агентом, то есть от лица чужого бизнеса по договору поручения. Например, он не может работать страховым агентом или продавать подержанные автомобили от лица комиссионного салона. И в данном случае наличие кассы у самозанятого не имеет никакого значения.

Почему важно проверять статус самозанятого

Самозанятый может легко потерять статус. Например, сняться с учета или нарушить лимит доходов. После этого он станет обычным физлицом. Для бизнеса это значит, что с его вознаграждения придется платить зарплатные налоги. Ведь на договоре подряда с обычным физлицом нужно платить НДФЛ и почти все взносы, кроме взносов в ФСС. Это большая налоговая нагрузка. Поэтому нужно всегда проверять самозанятого по ИНН на сайте налоговой.

А еще лучше прописать в договоре, что самозанятый обязан уведомлять вас о смене своего статуса и выдавать чеки, поскольку именно они являются подтверждением того, что исполнитель продолжает быть самозанятым.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством и иной оплачиваемой деятельностью

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Скользящий график по ТК РФ – пример, чем отличается от гибкого и сменного

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 21-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Рентабельность активов: формула расчета по балансу организации, что она показывает, нормативные значения

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.
Читайте также:
Средняя зарплата стюардессы

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Читайте также:
Бесплатные путёвки пенсионерам в санаторий: кому положены

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов – официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера – этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ “О противодействии коррупции” или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже – и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась – юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: