Квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Поправки в закон унифицировали механизм представления в службу занятости информации о вакансиях, регламентировали процесс приема на работу соискателей от центров занятости населения и усовершенствовали механизм установления и выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес изменения в два закона – Закон РФ от 19.04.91 № 1032-I (далее — Закон о занятости) и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее — Закон о социальной защите инвалидов), в связи с чем у работодателей появились дополнительные обязанности.

Остановимся на ключевых изменениях, которые повлияют на трудоустройство кандидатов с инвалидностью, а также усовершенствуют взаимодействие работодателей с центрами занятости населения (далее –ЦЗН) и передачу сведений через портал «Работа в России».

Уточнение понятий

Внесена корректировка в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались, помимо работающих в найме, зарегистрированных в качестве ИП и других категорий, указанных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, обучающиеся по очной форме, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Поправки сделали исключение: теперь занятыми считаются обучающиеся по очной форме, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.

Иной смысл получило понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Если ранее под эту категорию попадала молодежь в возрасте от 18 до 20 лет со средним профессиональным или высшим образованием, которая впервые ищет работу, то новый закон увеличил возраст этой категории — от 18 до 25 лет — и зафиксировал период поиска работы — в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации (ст. 5 Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I).

Подача сведений о вакансиях через портал «Работа в России»

В ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 года работодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».

Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения.

Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.

Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Информация, которую будут с 2022 года подавать работодатели, включает данные:

  • о потребности в работниках;
  • об условиях привлечения работников;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Работодатели должны гарантировать полноту, достоверность и актуальность информации.

Квота для приема на работу инвалидов

Для работодателей с численностью работников более 100 человек законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек такая квота может устанавливаться в пределах 3 % среднесписочной численности.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Антон Котяков
министр труда и социальной защиты РФ

Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Уведомление службы занятости

В законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется:

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Уведомить службу занятости через единую цифровую платформу нужно и о факте отказа в приеме на работу. В этом случае информация передается о дне проведенных с соискателем собеседований, указывается причина отказа. Либо работодатель возвращает кандидату направление, если у него нет личного кабинета на портале «Работа в России».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Работает ли закон о квотах на рабочие места для инвалидов

Статья, в которой выясняем:

  • сколько всего людей с инвалидностью живет в России, у скольких из них есть работа, кто получил ее по квотам, а кто — нет;
  • насколько уровень безработицы среди людей с инвалидностью выше, чем обычный;
  • какие вакансии работодатели помечают маркером «доступно для людей с инвалидностью» и что с этими вакансиями не так;
  • чего боятся работодатели;
  • нужно ли получать специальные разрешения, чтобы нанять человека с инвалидностью.

И узнаем, что работает лучше: квотирование рабочих мест или социальная ответственность компаний.

В России 11,76 млн людей с инвалидностью

В России живут 11,76 млн людей с инвалидностью, из которых 3,4 млн людей находятся в трудоспособном возрасте — это значит, что им уже исполнилось 16 лет, но еще не пора на пенсию. Из 3,4 млн трудоспособных людей с инвалидностью работа есть у 906 000 человек, то есть меньше чем у трети — это по данным Федерального реестра инвалидов.

Десять лет лет назад людям с инвалидностью в документах ставилась пометка «нетрудоспособен» — это значило, что человек не может работать независимо от возраста. Сейчас такие пометки не ставят: может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности.

Может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности

У Росстата другие данные за 2019 год:

407 400 людей с инвалидностью работали — это 11,9% от общего числа в 3,4 млн.

Правда дальше есть нестыковка, потому что Росстат дает еще такую цифру:

Читайте также:
Разделение отпуска на части менее 14 дней и его оформление

19,5% людей с инвалидностью работают.

Мы не знаем, как Росстат посчитал, что 407 тысяч от 3,4 миллиона — это почти двадцать процентов. Но для полноты картины посмотрим еще две цифры:

19,2% всех людей с инвалидностью — безработные. То есть те, кто встал на учет в центре занятости.

Остальные, то есть 61,3% — те, кто-либо не работает и не встает на учет, либо работает неофициально.

Получается, среди людей с инвалидностью уровень безработицы как минимум 19,2% — это в четыре раза больше, чем у всех остальных. Хотя для людей с инвалидностью работодатели должны выделять квоты на рабочие места, и, по идее, рабочих мест для них должно быть больше.

Компании должны выделять квоты на рабочие места

В России есть закон «О социальной защите инвалидов». По этому закону работодатели должны выделять квоты — это зарезервированные рабочие места для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости, а он — своим подопечным.

Количество квот зависит от того, сколько человек уже работают в компании:

  • меньше 35 человек — без квот;
  • 35-100 человек — 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
  • от 101 человека — от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.

Среднесписочная численность — это среднее количество сотрудников за определенный период: месяц, квартал или год. Например, чтобы посчитать среднесписочную численность за март, нужно сложить количество сотрудников, которые были на работе, в командировке, на больничном или работали неполный день с 1 по 31 марта, а потом разделить сумму на 31. Затем округлить до целых и уже от этой цифры рассчитать квоту.

Так в компании со 150 сотрудниками квота для людей с инвалидностью — 2-4% или от трех до шести рабочих мест . При этом в квоту засчитываются рабочие места, на которых уже работают люди с инвалидностью.

Штрафы за отсутствие квот — статья 5.42 административного кодекса

Если компания не выделяет квоты или отказывает в приеме на работу по квотам, ее директор, кадровик или бухгалтер могут получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Квоты не означают, что людей с инвалидностью можно принимать только на квотированные места: у работодателя нет ограничений, он может нанимать столько людей с инвалидностью сверх квот, сколько захочет.

2,2% вакансий доступны для людей с инвалидностью

Мы не можем точно узнать, сколько у какой компании сотрудников и квот на рабочие места для людей с инвалидностью. Но можем примерно рассчитать количество рабочих мест для людей с инвалидностью по вакансиям.

Например, на Хедхантере по России всего 811 882 вакансии на 16 февраля 2021 года:

В фильтрах поиска вакансий можно выбрать вакансии для людей с инвалидностью:

Из 811 882 вакансий 18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы квотирования из закона.

18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы из закона

Среди вакансий для людей с инвалидностью встречаются разные, например менеджеры по продажам, личные помощники, промоутеры, водители. При этом нет фильтра по типу инвалидности. Хотя для людей с разной инвалидностью часть вакансий отпадает: например, слабовидящий человек не сможет работать водителем, а глухонемой — оператором колл-центра. В итоге для каждого конкретного человека доступных вакансий еще меньше.

Маркировка вакансий бывает ошибочной

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

В общих чертах можно ориентироваться на сайты вакансий и статистику, но не все они доступны для всех людей с инвалидностью. Если позвонить по вакансиям с пометкой «доступно для людей с инвалидностью», может оказаться, что маркировка ошибочна и работодатели о ней не знают, или имеют в виду легкую инвалидность: диабет, астму.

В реальности у людей с инвалидностью выбор больше, чем квотируемые места. Они могут прийти к нам или в другую общественную организацию, рассказать о своих знаниях, навыках, чем могут быть полезны и кем хотели бы работать. А мы под эти знания и навыки подберем вакансию или разработаем индивидуальную программу трудоустройства.

Я работаю семь с половиной лет, и за это время не встречала ни одного судебного разбирательства, ни один соискатель к нам не обращался с просьбой помочь в суде с работодателем. И за всю историю существования нашей организации не помню подобных случаев.

Еще у нас есть собственная статистика: к нам в поисках работы в год обращаются около 500 человек, и 70% из них работу находят. Причем лишь около 20% из них устраиваются на квотируемые рабочие места, остальные — на обычные.

Со стороны работодателей история такая: международные опираются на корпоративную социальную ответственность, развивают инклюзию — процесс включения всех граждан в жизнь общества — и не ограничивают вакансии процентом из закона о квотах. А российские опираются только на количество квот из закона.

Квотирование не приносит пользы для развития инклюзии в России, но дает возможность узкому кругу людей с инвалидностью получить работу.

В 2019 году работу по квотам получили 7579 человек

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

Не все люди с инвалидностью, которые находят работу, получают ее по квотам. Например, в 2019 году работу через центры занятости нашли 90 936 человек, и только 7579 из них устроились на квотируемые рабочие места.

За 12 лет по квотам через центры занятости работу получил 65 851 человек с инвалидностью. При этом, если посмотреть количество сотрудников пяти крупных компаний, например Газпрома, Магнита, Роснефти, Сбербанка и «Икс-пять-ритейл группы» — это магазины «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток» — и посчитать процент положенных по закону квот, цифры будут такими:

Компания
Количество сотрудников
Квоты из расчета по 4%

Итого

Читайте также:
Расчёт, размер и выплата пособия по временной нетрудоспособности

67 616

Получается, за 12 лет работу по квотам получил 65 851 человек с инвалидностью, хотя количество квот только в пяти крупных компаниях России — 67 616.

Дело не только в квотах

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Дело не только в наличии квот. Еще нужно обратить внимание, что у людей с инвалидностью разный уровень образования, социализации и мотивации к работе. Например, некоторые могут отказываться от работы по разным причинам:

  • им не подходят те вакансии, что мы предлагаем;
  • не устраивает уровень зарплаты;
  • нет достаточной внутренней мотивации к труду;
  • есть страх быть неуспешными;
  • есть желание стать фрилансерами или открыть свой бизнес.

Еще на выбор работы влияют близость к дому, возможность карьерного роста и многое другое.

Но те, кто хочет работать, могут прийти к нам и получить хорошую поддержку в плане поиска работы или повышения квалификации. При этом обычно те, кто находят работу через нас, не попадают в статистику центров занятости, а значит, и Росстата.

Нет культуры общения и подготовки людей с инвалидностью

Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

«Труд инвалидов обесценен. Мало кто дает им нормальную работу»

Культура общения — это одна грань, которую особо не обсуждают. Но есть и другая.

В прошлом году на кухню моих ресторанов на должность младшего повара сразу после школы пришла полностью глухая девушка. Я приняла её с удовольствием, хотя обучить её было настоящим вызовом: каждую деталь нужно писать на телефоне, показывать ей, чтобы она прочитала. При этом если у нее что-то не получается, нельзя сделать короткое замечание — нужно снова писать.

Я хотела, чтоб она у нас работала, поэтому не сдавалась. Девушка была классная, ответственная, и мне было приятно от мысли, что получится дать ей работу. Но в конце концов нам пришлось расстаться. Темп её работы не подходил для ресторана: она всё делала в три раза медленнее, а я из генерального директора превратилась в помощника помощника-повара.

То есть основной вопрос не в том, что у нас не соблюдают закон о квотах на места для людей с инвалидностью: многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы, и лишь малая часть людей с инвалидностью получают образование и могут работать хотя бы вполсилы.

Многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы

Предприниматель тоже не всесильный: есть финмодель, есть размер зарплат за единицу рабочего времени на определенной должности, и он просто не может себе позволить сотрудника, который будет стоить в три раза дороже. А субсидий на сотрудников с инвалидностью нет.

Конечно приятно, что сегодня есть такие проекты, как Абилимпикс, где люди с ограниченными возможностями могут раскрывать профессиональные таланты, и что государство много чего делает, чтобы исправить ситуацию. Но до настоящей работы закона о квотах для людей с инвалидностью нам ещё далеко.

Квоты работают, но социальная ответственность работает лучше

Мы попросили сотрудницу общественной организации, которая занимается трудоустройством инвалидов, рассказать, как в реальности работает закон о квотах.

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Закон о квотировании есть, и он работает. В последнее время многие предприятия выделяют рабочие места для людей с инвалидностью. Но тут появляется вопрос, делают они это, чтобы предоставить равные возможности людям, или чтобы избежать штрафов и проверок.

Например, международные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимания на закон: обычно у них работает намного больше людей с инвалидностью, чем 2%. Российские же компании больше привержены закону и выделяют столько рабочих мест, чтобы хватило закрыть квоты.

Международные компании смотрят на вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества, выращивают себе сотрудников из студентов . Например, мы получаем много запросов на стажеров, которые начали бы работу в компании с обучения, а потом остались на долгий срок. Такой комплексный подход работает лучше, чем квотирование.

При этом квоты нельзя назвать принуждением со стороны государства. За время моей практике всего две-три компании уточняли, что им нужно срочно закрыть квоты перед проверкой. Остальные приходят скорее добровольно.

Мы, кроме трудоустройства, работаем над созданием комфортных условий труда и боремся со стереотипами.

Комфортные условия труда. Мы проводим тренинги и квесты для работодателей, где они могут примерить на себя разные формы инвалидности, например, квест, где нужно пройти полосу препятствий на инвалидной коляске, и так понять, как улучшить условия труда для человека с инвалидностью.

Еще помогаем работодателям адаптировать рабочие места и вводить сотрудников в процесс, если до этого они нигде не работали. Адаптация места — это физическое обустройство, и оно проходит проще, чем кажется. Например, для человека на коляске понадобятся:

  • парковка, если он водит машину;
  • лифт;
  • туалет с широкими дверьми и кабинками, чтобы в них проходила коляска;
  • пандусы;
  • стол с регулировкой по высоте.
Читайте также:
Коэффициент оборачиваемости запасов – что это

Обычно всё это уже есть в современных офисах класса «А». Единственное, что нужно будет сделать дополнительно, — это соглашение со службой пожарной безопасности. Нужно прописать, как человека на коляске будут эвакуировать в случае пожара. Но этот момент относится уже не к приему на работу, а к противопожарной безопасности.

Еще один пример — рабочие места кассиров со слабым слухом в Ашане, Оби, Леруа-мерлене: к обычному рабочему месту добавляют небольшое табло с перечеркнутым ухом. И всё, больше ничего обустраивать не нужно.

Борьба со стереотипами. У работодателей есть стереотипы о сотрудниках с инвалидностью. Например, у нас спрашивают, не нужны ли разрешения, какие нюансы с оформлением и точно ли можно такого сотрудника уволить.

И мы рассказываем:

  • сотрудник с инвалидностью оформляется так же, как сотрудник без инвалидности;
  • его можно уволить по тем же основаниям, что сотрудника без инвалидности;
  • его отпуск на два дня длиннее обычного;
  • дополнительно он может взять 60 дней отпуска без сохранения заработной платы;
  • люди с первой группой инвалидности могут не отрабатывать две недели перед увольнением;
  • государство не доплачивает компаниям за наем людей с инвалидностью.

Есть одна субсидия — компенсация создания рабочего места. Государство может компенсировать покупку специального стола, стула, организацию освещения, но для этого нужно собрать много бумаг. Обычно на создание рабочего места уходит немного денег, и проще заплатить самим, чем пытаться получить субсидию.

Физический барьер преодолеть проще, чем стереотипы. К примеру, во время пандемии компании поняли, что все могут работать на удаленке, в том числе люди с инвалидностью. И оказалось, что люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали. Компании начали нанимать людей из регионов, а не только Москвы и Московской области, увидели, что у людей в регионах меньше выбор работы и они более мотивированы.

Люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали

Если говорить о ритейле, во время пандемии ситуация ухудшилась. Например, слабослышащим людям стало работать сложнее: раньше они считывали информацию по губам, а сейчас все в масках. Многим пришлось уйти в отпуск за свой счет или вовсе уволиться, но с другой стороны появилось больше удаленной работы, например в Вайлдберис, Озоне.

Государство тоже участвует в трудоустройстве людей с инвалидностью, например через центры занятости. Но проблема в том, что их работа малоэффективна, потому что инклюзивность — не главная задача для них. Мы же занимаемся именно ею и собираем успешные практики инклюзивности со всего мира. При этом готовы обучать другие организации и передавать опыт всем, кому это интересно.

Если ваша компания хочет развивать инклюзивность в России и нанимать людей с инвалидностью, но есть сомнения или вопросы, можно обратиться за консультацией в Перспективу:

Квотирование рабочих мест для инвалидов: право или обязанность компании?

Одна из обязанностей работодателей, предусмотренная действующим законодательством, — квотирование рабочих мест для инвалидов. Однако эта норма распространяется не на все организации. Нужно ли вашей компании квотировать рабочие места для инвалидов? Как это сделать? Изучайте рекомендации SuperJob!

Кто обязан принимать на работу инвалидов

Обязана ли организация квотировать рабочие места для инвалидов? Это зависит от двух факторов:

1) от региона, где работодатель осуществляет свою деятельность;
2) от численности работников.

По закону такая квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая рабочие места, на которых уже работают лица данной категории. Квотирование рабочих мест подразумевает создание (или выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников, в соответствии с установленной квотой.

Основным законом, определяющим обязанность работодателей по квотированию рабочих мест, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — закон № 181). В соответствии со статьей 21 данного закона, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Из данного требования можно выделить следующие основные моменты.

• Размер квоты для трудоустройства инвалидов всегда определяется законодательством субъекта РФ, где находится работодатель (где он осуществляет свою деятельность).

• Если численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ в любом случае должна быть установлена квота для трудоустройства инвалидов. При этом данная квота должна быть указана в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации составляет от 35 до 100 человек, то законодательством субъекта РФ может устанавливаться такая квота (то есть такое требование может быть, а может и не быть). Если требование установлено, размер квоты должен составлять до 3% среднесписочной численности работников.

• Если численность работников организации — менее 35 человек, законодательством субъекта РФ не должна быть предусмотрена обязанность по квотированию рабочих мест.

К примеру, в соответствии с законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», под обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов попадают работодатели с численностью работников более 100 человек.

Важные нюансы

При расчете квоты нужно также учитывать следующие особенности.

• При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда.

• Исходя из судебной практики, расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности. То есть квоту нужно рассчитывать отдельно по каждому субъекту РФ, где осуществляет деятельность работодатель.

• Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Читайте также:
Разбираемся как придумать и выбрать название фирмы

Обязательные действия при квотировании

Таким образом, в зависимости от региона, где находится компания, и численности ее работников, работодатель определяет количество рабочих мест, которые необходимо зарезервировать для трудоустройства инвалидов. Для выполнения такой обязанности работодатель также должен:

1) Разработать и утвердить локальный нормативный акт, в котором отразить вопросы, связанные с квотированием рабочих мест, — в частности, определить, какие рабочие места подлежат созданию (или выделению) в целях квотирования. Если работодатель попадает под обязанность квотирования, то наличие такого локального нормативного акта является для него обязательным (данное требование содержится в статье 24 закона №181).

2) Представлять в органы службы занятости отчет о выполнении квоты. В соответствии со статьей 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Форма и порядок предоставления такой информации, как правило, также устанавливается законодательством субъекта РФ.

Об ответственности

Законодательством РФ предусмотрена ответственность как за сам факт невыполнения квоты, так и за непредоставление необходимой информации в органы службы занятости.

Так, в соответствии со статьей 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

За непредоставление информации ответственность предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Главная
  • Список документов
  • Документ

Методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком № 1092-П.

7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения.
Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.
Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:
– для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону увеличения);
– для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону уменьшения);
– в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
– в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа.

Формула расчета квоты

1. если А, то – (СЧ – Ф – В) х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – (СЧ – Ф – В) х 2% = 2,6 → = 2 рабочих места;
или
1. если А, то – СЧ х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – СЧ х 2 % = 2,6 → = 2 рабочих места, где

А – численность работников до 100 человек – 1%;
Р – численность работников свыше 100 человек – 2%;
СЧ – среднесписочная численность работодателя;
Ф – структурные подразделения (филиалы, представительства, находящиеся за пределами муниципального образования или автономного округа);
В – работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Пример № 1:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 90 человек;
– среднесписочная численность – 88 человек;
– среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящегося за пределами муниципального образования или автономного округа, – 73;
– среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 0.
Таким образом, расчетная квота составляет:
(88 – 73) х 1% = 0,15 рабочих места.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону увеличения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.

Пример № 2:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 150 человек;
– среднесписочная численность – 99 человек;
– среднесписочная численность работников структурного подразделения (филиала), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 0.
– среднесписочная численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 0.

Таким образом, расчетная квота составляет:
99 х 2% = 1,9 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.

Пример № 3:
по данным работодателя:
– общая численность работников – 362 человека;
– среднесписочная численность – 359 человек;
– среднесписочная численность работников структурных подразделений (филиалов), находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа, – 102.
– число работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, – 223.

Таким образом, расчетная квота составляет:
(359-102-223) х 2% = 0,6 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, для создания рабочих мест отсутствуют основания.

Однако! В данном случае работники структурных подразделений не должны учитываться при расчете числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Читайте также:
Профессия энергетика —зарплаты в сфере электроэнергетики, плюсы и минусы

7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Отчет составляется в соответствии с положениями Порядка № 1092-П.
Отчет по установленной форме направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты.

7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому?
Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно закрепляет особенности регулирования труда надомников.

Вопрос. Учитывается ли трудоустроенный на работу в счет установленной квоты инвалид в среднесписочный состав работодателя для определения размера квоты?
Ответ. Учитывается. Среднесписочная численность организации рассчитывается в соответствии с требованиями Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2016 года № 498.

Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты?
Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Одновременно привлекается к административной ответственности юридическое лиц, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?
Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса.

Вопрос. Могут ли иметь статус филиала или представительства организации, обособленные подразделения, находящиеся за пределами муниципального образования и не являющиеся представительствами и филиалами, признанными таковыми в порядке, установленном гражданским законодательством?
Ответ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В противном случае территориально обособленные подразделения (рабочие места) организаций, имеющие оборудованные стационарные рабочие места, удаленные от населенных пунктов, входящие в общую структуру предприятия, не могут быть признаны представительствами и филиалами.

7.5. Административная ответственность
(дополнительная информация по вопросам административной ответственности изложена в приложении к настоящим рекомендациям)

1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ:
– неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
– отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. В рамках статьи 19.7 КоАП РФ:
-непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:
– должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей;
– на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Резюме суда
Численность работодателя определяется в целом для юридического лица с учетом всех его обособленных подразделений (филиалов), включая находящиеся за пределами города или автономного округа.
Численность работников работодателя определяется для установления факта применения в отношении данного юридического лица требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Среднесписочная численность работников определяется без учета:
– работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих;
– работников обособленных подразделений, находящихся за пределами города или автономного округа.
Среднесписочная численность работников определяется непосредственно для расчета числа рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов (расчета квоты).

Названная позиция выражена судом при рассмотрении административного дела от 06 февраля 2017 года № 5-18/2017-5 в отношении должностного лица А., руководителя предприятия, по факту несоздания рабочего места для трудоустройства инвалида.

По мнению правонарушителя, если юридическое лицо зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе, часть его работников (менее 35 человек) осуществляет свою деятельность в округе, а часть (более 35 человек) осуществляет свою деятельность в филиале, находящимся за пределами региона, то создавать рабочее место для инвалида в автономном округе не обязательно.
Суд такую позицию нашел несостоятельной.
Обязанность квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на работодателя, который является организацией – юридическое лицо (а не филиал, представительство, обособленное подразделение).
Доводы предприятия о том, что для определения работодателя в качестве субъекта квотирования должна приниматься только численность работников, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории, попадающей под действие закона, без учета численности работников представительств (филиалов) работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, судом признаны несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм права.

Как работодателю определить квоты на рабочие места для инвалидов

Квотирование рабочих мест — государственное нормативное требование о резервировании предприятиями и организациями вакансий для людей с инвалидностью. Оно устанавливается в виде минимального и максимального требования к их количеству в штате и применяется для социальной защиты людей с ОВЗ.

Что такое квотирование рабочих мест

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.
Читайте также:
Разглашение коммерческой тайны – ответственность по УК РФ

Работает это следующим образом.

Ежемесячно государственные и частные компании, обязанные создавать подобные вакансии, подают отчет по квотированию инвалидов в центры занятости:

  • об их наличии;
  • о приеме и увольнении льготников.

Какие работодатели этим обязаны заниматься

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Как определить размер квоты в организации

Предприятие в соответствии со ст. 21 ФЗ-181 самостоятельно рассчитывает требуемый показатель резервирования.

Пример расчета

Шаг 1. Определяется общее количество рабочих мест, созданных в организации. Расчет среднесписочной численности выполняется по указаниям Росстата, содержащимся в приказе №485 от 06.08.2018.

Шаг 2. Из общего показателя вычитаются вакансии с вредными и опасными условиями — трудоустраивать инвалидов на них нельзя.

Шаг 3. Если оставшееся число превышает 35 человек, организация обязана принимать на работу граждан с ОВЗ.

Шаг 4. Показатель квотирования определяется количеством занятых и региональной величиной квоты.

Покажем это на примере: квотирование рабочих мест в Москве в 2020 г. регулируется законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. Размер квоты для организаций, в которых работает свыше 100 человек, составляет 2% (ст. 3).

Если условная среднесписочная численность 235 человек, квота составит 5 человек (4,7 получаем при расчете и берем для использования больший показатель): 235 х 0,03 = 4,7.

Как оформить квотирование в организации

Организация, резервируя вакансии для работающих инвалидов, оформляет внутренние ЛНА. Основные — это приказ и Положение (ст. 21 ФЗ-181).

Образцы необходимых ЛНА

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Крупные работодатели разрабатывают положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации, оно содержит:

  • основную часть — положения и принципы организации;
  • указание на величину нормируемых квот и категории занятых;
  • регламент работы кадровой службы по организации и ведению отчетности;
  • описание вакансий и условий для сотрудников с ОВЗ.

Ответственность за неисполнение

Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:

  • отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
  • занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
  • уклоняться от формирования квот для инвалидов.

Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.

Нарушение Статья КоАП Штраф, руб. Ответственное лицо
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ 5.42 5000–10000 Должностное
Отказ инвалиду в приеме на работу 5.42 5000–10000
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление 19.7 300–500 Должностное
3000–5000 Юридическое

Некоторые регионы устанавливают и используют собственные кодексы правонарушений, и их меры отличаются от общероссийских. Так, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов штрафы выше:

  • для должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.;
  • для юридических — от 30 000 до 50 000 руб.

Общий порядок трудоустройства иностранцев

Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.

Нормативная база

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

  • Приказ Минтруда России от 15.12.2017 № 848н;
  • Приказ Минтруда России от 24.10.2014 № 795н.

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Квота на прием иностранных граждан в 2021 году

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, трудоустраивать иностранцев наниматели и заказчики работ вправе при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сами иностранцы трудиться в России могут только по достижении 18 лет и при наличии разрешения на работу или патента.

Этот порядок не применяется, если иностранец обладает определенным статусом:

  • постоянно или временно проживает в России, то есть имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • въехал в РФ в безвизовом порядке;
  • является высококвалифицированным специалистом;
  • участвует в Госпрограмме по переселению в РФ бывших соотечественников;
  • работает в зарубежном дипломатическом представительстве, консульстве на территории России, является сотрудником международной организации или частными домработником этих лиц;
  • работает в зарубежном юрлице, которое занимается монтажом, сервисным и гарантийным обслуживанием поставленного в РФ оборудования;
  • работает аккредитованным в РФ журналистом,
  • учится в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работает в свободное время;
  • приглашен в РФ в качестве научного или педагогического работника для определенных целей;
  • приглашен в РФ с деловой, гуманитарной целью или для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью;
  • въехал на 30 суток на гастроли;
  • приглашен в РФ в качестве медицинского, педагогического или научного работника;
  • имеет статус беженца;
  • получил временное убежище и в некоторых других случаях.

Таким образом, получать разрешение на привлечение к труду иностранных работников требуется только в отношении визовых иностранцев, временно пребывающих на территории РФ. Именно об этой категории лиц речь пойдет в нашей статье.

Для получения работодателем указанного разрешения нужно, чтобы его потребность в иностранной рабочей силе была учтена при определении правительством квот на въезд в Россию иностранцев в целях работы. Для этого перед получением разрешения надо подать в органы занятости заявку о необходимости привлечения иностранных работников. Порядок представления работодателями заявок определен Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н. В случае одобрения заявки наниматель может перейти к следующему этапу и обратиться за получением разрешения на привлечение иностранных работников.

Непосредственно сам порядок получения разрешения определен Приказом МВД России от 01.08.2020 № 541. Им утвержден Регламент предоставления госуслуги по выдаче разрешений Управлением по вопросам миграции МВД РФ и его территориальными подразделениями.

Для получения разрешения работодатель должен подать в подразделение по вопросам миграции заявление по форме, утвержденной Приказом МВД России от 19.06.2017 № 392 (пункт 37 Регламента). Также заявитель вправе представить:

  • копию паспорта, выписку из ЕГРИП (для ИП);
  • выписку из ЕГРЮЛ (для юрлиц);
  • подтверждение факта госрегистрации юрлица в РФ (для иностранной фирмы);
  • платежку об уплате госпошлины (пункты 65- 65.1.4 Регламента).

Подать заявление можно в электронном виде, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае приложенные к нему документы представляются на бумажном носителе при получении разрешения.

Следует учитывать, что органы миграции будут проверять, подавалась ли заявка о потребности в иностранных рабочих. Разрешение выдается только при наличии заключения о привлечении и использовании иностранных работников от регионального органа службы занятости (пункт 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Порядок выдачи этого заключения определен Приказом Минтруда России от 24.10.2014 № 795н. Им установлено, что заключение предоставляется на основании запроса органа миграции. Решение о нецелесообразности привлечения иностранных работников может быть принято органом занятости, если в регистре нет сведений о потребности работодателя в иностранных работниках, потому что он эти сведения не подавал; или на учете в ЦЗН стоят россияне, чьи профессии подходят под вакансию, предоставляемую иностранцу, а также в других случаях.

Поступление отрицательного ответа из органа занятости является причиной для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранных работников (пункт 71 Регламента).

В случае положительного заключения срок оформления разрешения составит 30 календарных дней со дня поступления документов, в том числе через госуслуги (пункт 26 Регламента). При этом допускается продление срока выдачи разрешения еще до 30 рабочих дней, если требуется проведение дополнительной проверки документов (пункт 27 Регламента).

Госпошлина за получение разрешения уплачивается в размере 10 тыс. рублей за каждого зарубежного работника (подпункт 23 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

Получение разрешения возможно только на бумаге, выдача документа в электронном виде не допускается (пункт 25 Регламента). Срок действия разрешения составляет один год (пункт 4 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Размер квоты на иностранных работников на 2021 год

Для трудоустройства в России визовых иностранцев действуют квоты. Их размер ежегодно утверждается правительством с учетом демографической ситуации в регионах и возможностей субъекта обустроить приезжих (статья 18 Закона № 115-ФЗ).

На 2021 год квоты на выдачу визовым иностранцам приглашений на въезд в страну для работы и разрешений на работу определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. № 1902. Согласно документу, в следующем году может быть выдано 101 871 приглашение и столько же рабочих разрешений.

Эти квоты не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (пункт 2 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Кроме того, на основании пункта 5 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ правительство вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, привлекаемых к труду в различных экономических отраслях. Этот показатель определяется с учетом потребности рынка труда в конкретном субъекте РФ и необходимости первоочередного трудоустройства граждан РФ.

Такие квоты на 2021 год утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1823. Согласно документу в следующем году ограничения на иностранную рабочую силу в различных отраслях экономики в процентах от общего числа сотрудников составят:

  • в сфере выращивание овощей (код 01.13.1) — 50%;
  • лесоводство и лесозаготовки (код 02) — 50%;
  • обработка дерева, производство деревянных, пробковых и соломенных изделий, за исключением мебели (код 16) — 50 %;
  • строительство (раздел F) — 80 % (не распространяется на Республику Бурятия, Амурскую область и Москву, в Дагестане квота составляет 50 %),
  • оптовая торговля древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) — 50 %;
  • оптовая торговля пиломатериалами (код 46.73.2) — 50%;
  • розничная торговля алкоголем в спецмагазинах и табаком (коды 47.25.1, 47.26) — по 15 %;
  • розничная торговля лекарствами в аптеках (код 47.73), на рынках и в нестационарных торговых объектах (код 47.8), прочая розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков (код 47.99) — 0%;
  • деятельность прочего сухопутного пассажирского и автомобильного транспорта (коды 49.3, 49.41) — 24 %;
  • управление недвижимостью за вознаграждение или по договору (код 68.32) — 70 %;
  • обслуживание зданий и территорий (код 81) — 70 %;
  • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — 25 %.

Работодатели, у которых количество иностранных рабочих превышает установленные квоты, обязаны привести численность в соответствие с допустимой долей, то есть уволить лишних сотрудников.

За невыполнение этого требования статьей 18.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Штраф для граждан составляет от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц — от 45 до 50 тыс. руб., для организации — от 800 тыс. до 1 млн руб. или приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Порядок привлечения иностранного работника

Чтобы иностранец из визовой страны смог въехать в Россию для работы, ему нужно получить визу. Основанием для ее выдачи является приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности от работодателя (часть 1 статьи 25 Закона № 115-ФЗ).

Приглашение иностранного работника в целях трудоустройства выдается уполномоченным подразделением МВД по ходатайству работодателя или заказчика работ (пункт 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

При выдаче приглашений и разрешений на работу учитывается количество квот, определенное правительством.

Регламентом предоставления госуслуги по оформлению приглашений на въезд, утвержденным Приказом МВД России от 29.09.2020 № 677, установлено, что для получения приглашения в подразделение МВД по вопросам миграции работодателем подается:

  • ходатайство в двух экземплярах. Также ходатайство можно подать в электронном виде через портал госуслуг. Его форма приведена в приложении к Регламенту;

При подаче бумажного ходатайства российская организация, иностранная компания, ИП должны обращаться в подразделение по вопросам миграции по месту постановки на учет в налоговом органе. Граждане — работодатели подают ходатайство по месту жительства или месту пребывания (п. 75, 76 Регламента).

  • копия паспорта иностранца, срок действия которого не должен истекать раньше шести месяцев с даты окончания срока пребывания. Также срок действия паспорта не должен истекать раньше, чем через 1,5 года с даты начала предполагаемого срока пребывания;
  • Гарантийное письмо от приглашающей стороны о том, что она берет на себя обязательства по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранца;
  • Документы для оформления иностранцу разрешения на работу в России. Разрешение на работу выдадут одновременно с приглашением (подпункт 2 пункта 2 статьи 18 Закона № 115-ФЗ).

Помимо этих документов работодатель вправе представить копию разрешения на привлечение иностранных работников, разрешение от ФСБ на въезд иностранца на территорию с особым режимом, подтверждение оплаты госпошлины и другие документы в зависимости от конкретной ситуации. Но их отсутствие не является причиной для отказа в выдаче приглашения (пункт 35 Регламента).

Вместе с тем, отказать в оформлении приглашения могут, если исчерпана квота, установленная Правительством РФ (пункт 37.8 Регламента).

Размер госпошлины за оформления приглашения для иностранца составляет 800 рублей за каждого приглашенного человека (подпункт 17 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ).

Если основания для отказа в выдаче приглашения отсутствуют, общий срок рассмотрения документов составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства (пункт 25.4 Регламента).

Приглашение, оформленное на бланке, выдается в день обращения за ним, а приглашение в электронной форме направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 26 Регламента).

Заключение договора с иностранным работником

Помимо общих документов, которые предоставляются при трудоустройстве (статья 65 ТК РФ), иностранцам также нужно предъявить специальные документы. Их перечень приведен в статье 327. 3 ТК РФ. Для временно пребывающих в РФ визовых иностранцев это:

  • действующий в РФ договор (полис) ДМС. Этот документ не нужен, если работодатель оплачивает ДМС сотрудникам. Медицинские полиса должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и неотложной специализированной медпомощи;
  • Разрешение на работу (может быть представлено позднее, если трудовой договор необходим для выдачи этого разрешения).

В отношении предусмотренного статьей 65 ТК РФ общего перечня документов следует отметить, что визовый иностранец должен иметь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ на временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ, оказание услуг распространяется обязательное пенсионное страхование. Если у иностранца нет индивидуального лицевого счета, то нанимателю нужно подать сведения в ПФР для открытия ему ИЛС.

Кроме того, если у иностранца нет трудовой книжки, работодатель должен оформить ему этот документ. С 2021 года при первичном трудоустройстве трудовые книжки оформляться не будут, а сведения о трудовой деятельности станут вести в электронном виде (часть 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ). То есть на трудоустроенных иностранцев по аналогии с российскими работниками нужно будет подавать сведения о трудовой деятельности в ПФР.

Сам трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, помимо общих сведений, предусмотренных частью 1 статьи 57 ТК РФ, также должен содержать сведения, указанные в статье 327.2 ТК РФ.

Это информация о разрешении на работу и сведения о полисе ДМС или договоре между нанимателем и медорганизацией на оказание платных медуслуг сотруднику. Если разрешение еще не получено, то указанные сведения вносятся в трудовой договор позднее (часть 3 статьи 57 ТК РФ).

Кроме того, заключить трудовой договор можно только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет (пункт 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ).

Уведомление о привлечении иностранных работников

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона № 115 — ФЗ работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны уведомлять миграционные органы о заключении с иностранным работником трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о расторжении договора. Уведомление подается не позже трех рабочих дней с даты оформления или прекращения договора.

Уведомить подразделение МВД по вопросам миграции нужно даже в том случае, если трудовой договор с иностранцем не оформлен в письменной форме. На такой подход обратил внимание Верховный суд РФ в постановлении от 14.07.2010 № 25-АД10-6.

Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2019 № 363. С 2021 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2020 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем. Существенных изменений в процедуре не произойдет.

Уведомление подается на всех привлеченных иностранцев, с которыми подписан трудовой договор.

Его можно подать лично в территориальный орган МВД, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронном виде через портал госуслуг. В Последнем случае уведомление заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исполнение требования об уведомлении МВД о приеме на работу иностранца важно, поскольку за его несоблюдение установлен штраф в существенном размере. Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ за неуведомление или нарушение порядка и формы уведомления должностное лицо оштрафуют на сумму от 35 до 50 тыс. рублей, а организацию на сумму от 400 до 800 тыс. руб., либо деятельность компании могут приостановить на срок от 14 до 90 суток.

Налоги за иностранных работников в 2021

НДФЛ

Ставка НДФЛ, по которой будет удерживаться налог, зависит от того, является ли иностранный рабочий налоговым резидентом. Если иностранец резидент, то есть пребывал в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то налог будет удерживаться по общей ставке 13% (пункт 2 статьи 207, пункты 1,3 статьи 224 НК РФ).

Отметим, что в 2020 году гражданин признается налоговым резидентом, если находился в России от 90 до 182 дней, то есть меньше общего периода, и при условии подачи заявления в инспекцию.

С доходов иностранцев — нерезидентов налог удерживается по ставке 30 % (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
Если в начале года иностранный работник не был налоговым резидентом, но в течение года этот статус приобрел, то НДФЛ пересчитывается по ставке 13%.

Налоговые вычеты по НДФЛ положены только иностранцам — налоговым резидентам РФ (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Страховые взносы

Взносы на пенсионное страхование и на случай производственного травматизма с выплат иностранным рабочим начисляются в общем порядке и по общеустановленным тарифам (подпункт 15 пункта 1 статьи 422 НК РФ, пункт 1 статьи 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статья 5 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Взносы на ВНиМ уплачиваются по общим правилам, но только в пределах установленной предельной величины базы и по спецставке 1,8% (подпункт 2 пункта 2 статьи 425 НК РФ).

Взносы на ОМС не уплачиваются (статья 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: