Контрактный управляющий – кто это, должностные обязанности

Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

Автор: Волкова М. Н., эксперт журнала

В каждом госучреждении, осуществляющем закупки, должен быть контрактный управляющий или контрактная служба. При этом порядок оформления таких работников четко не установлен, что вызывает вопросы у работодателей. Как создается такая служба, кто может исполнять обязанности контрактного управляющего, на каких основаниях и как оформлять контрактного управляющего – расскажем в статье.

Контрактная служба.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

создание отдельного структурного подразделения;

утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

информация о лице, которое назначается руководителем;

список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Приказ утверждается не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок превысит 100 млн руб., либо не позднее даты принятия решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.

С приказом рекомендуется ознакомить задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Контрактный управляющий.

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание

Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание

Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего

Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий. Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).

Читайте также:
Корпоративная газета для сотрудников компании: должна ли быть

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;

требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);

требования к знанию законодательства;

полномочия по осуществлению закупок;

права и обязанности;

Для установления функций и полномочий можно обратиться к ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Типовому положению и профстандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».

Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести. Перевод осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, издания приказа о постоянном переводе и внесения записи о переводе в трудовую книжку.

Назначение на должность управляющего.

Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.

Государственное автономное учреждение «Горводоканал»

о назначении контрактного управляющего

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.

Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.

Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.

контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;

контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.

Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.

Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.

Руководитель Дмитриев В. В. Дмитриев

С приказом ознакомлены:

Начальник отдела кадров Машкова, С. С. Машкова

Главный бухгалтер Иванова, И. Е. Иванова

Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Поэтому управляющих может быть несколько. Соответственно в приказе нужно отметить, за сколько закупок конкретный управляющий отвечает. Удобнее, если один управляющий отвечает за все закупки. Но когда объем закупок большой, можно назначить управляющих для закупок по каждому виду товаров: оргтехники, запчастей, канцелярских товаров и т. д.

Затем с работником следует заключить дополнительное соглашение. При этом, если должность контрактного управляющего преду­смотрена штатным расписанием, оформляется совмещение должностей в порядке ст. 60.2 ТК РФ. Соглашением устанавливаются срок совмещения, объем дополнительной работы и размер доплаты за совмещение. Доплата может быть любая исходя из объема дополнительной работы.

Вменяя работнику дополнительные обязанности в случае, когда должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена, необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) является одним из условий трудового договора. Изменение условия трудового договора о трудовой функции работника допускается только по соглашению сторон этого договора и изменить данное условие в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Поэтому для расширения должностных обязанностей работника и включения в них обязанностей контрактного управляющего с ним также необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о расширении должностных обязанностей. Изменения следует внести и в должностную инструкцию работника по его должности, подробно прописав все дополнительные обязанности – обязанности контрактного управляющего. За исполнение этих обязанностей работнику может быть установлена доплата.

Читайте также:
Профессиограмма – что это такое, что включает

Подводя итог, отметим еще раз, что если в организации должна быть образована контрактная служба – она может быть или в виде отдельного структурного подразделения, когда все его должности вводятся в штатное расписание, или в виде службы без образования структурного подразделения, когда обязанности специалистов по закупкам возлагаются на имеющихся работников организации.

Что касается контрактного управляющего, для него также может быть введена отдельная должность в штатное расписание. Иначе обязанности управляющего возлагаются на одного или нескольких работников организации.

Если должность, предусмотренная штатным расписанием, свободна, обязанности контрактного управляющего исполняются другим работником в порядке совмещения должностей. Если не предусмотрена – на работника с его согласия возлагаются дополнительные функции контрактного управляющего. При этом следует иметь в виду, что если изменение (расширение) трудовой функции осуществляется бессрочно, то от совмещения должностей работник может отказаться, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня в силу ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ.

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо, ответственное за весь процесс госзакупки, включая исполнение каждого контракта. Чтобы проводить закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Что такое контрактная служба

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
Читайте также:
Маржинальная прибыль - это что такое, формула расчета и пример

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Контрактный управляющий по 44‑ФЗ: цели и задачи

юрист, специалист по госзакупкам, имеет опыт работы в контролирующих органах и коммерческих структурах, редактор-эксперт журналов по бухучету и юриспруденции

Читайте также:
Максимальный срок больничного листа, на сколько дней максимум выдается больничный

Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним – руководство

Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  1. Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей;
  2. У заказчика отсутствует контрактная служба.

Функции и полномочия контрактного управляющего

Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2. На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Задачи контрактного управляющего

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробно, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

1 задача — организовать и вести процесс закупок.

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

2 задача — работать в соответствии с законодательством.

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача — заключать выгодные заказчику контракты.

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи – контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Обязанности заказчика

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Как стать специалистом в сфере закупок (контрактным управляющим)

Кто такой специалист в сфере закупок

Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.

Читайте также:
Льготный отпуск для северян: нормативная база

В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.

Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.

Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.

При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.

Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.

Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.

Требования к должности специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сотрудники, отвечающие за организацию и проведение тендеров, обязаны ориентироваться на профстандарты. В зависимости от квалификации это № 625н для специалиста по госзакупкам и № 626н для эксперта.

ФЗ №44 определено, что специалист, отвечающий за госзакупки, обязан иметь высшее или среднее образование в сфере госзакупок. Кроме того, допускается прохождение профильного переобучения для сотрудников, имеющих высшее образование в иной сфере.

Сотрудник, назначаемый на эту должность, предъявляет соответствующий диплом или удостоверение о повышении квалификации. Так заявлено в статье 60 Закона об образовании. Кроме того, заказчик должен регулярно отправлять специалистов по закупкам и сотрудников контрактной службы на курсы повышения квалификации.

Законодательно также утверждено и количество специалистов, отвечающих за проведение госзакупок. Возможно назначение одного работника, обеспечивающего все этапы процесса, или создание отдела с несколькими специалистами. Ч.1 ст.38 44-ФЗ определено, что при годовом обороте закупок более 100 млн рублей рекомендовано создание контрактного подразделения. Это условие не считается обязательным, и руководство вправе назначить одного сотрудника для выполнения всех функций.

В случаях, когда годовой оборот менее 100 млн, и отдельного подразделения нет, устанавливается должность специалиста по закупкам.

Профессиональные обязанности: чем занимается контрактный управляющий в организации государственного заказчика

Ответственный работник обязан досконально изучить ФЗ №44, в котором изложены все аспекты деятельности, касающейся госзакупок. Там же определены и обязанности специалиста. В спектр ответственности специалиста по закупкам входят:

составление и внесение изменений в план-график;

передача информации в ЕИС (Единая информационная система);

уведомления о проведении тендера в ЕИС;

разработка прототипов контрактов и сопутствующей документации;

отправка приглашений на регистрацию на тендер для потенциальных поставщиков;

проведение тендера, анализ предложений, заключение договоров;

участие в разбирательствах при обжаловании итогов тендера;

анализ конкурентной среды;

разработка новых технологий, улучшающих эффективность обеспечения нужд госучреждения;

консультации с поставщиками товаров и услуг.

Трудовые обязанности также зависят от профессионального уровня сотрудника и занимаемой должности. Объем и сфера деятельности эксперта по закупкам немного шире, чем у рядового специалиста. В его обязанности входят:

анализ процедуры закупок;

проверка заключенных контрактов и выполнения обязательств;

управление подразделением, отвечающим за проведение закупок;

проверка профессиональных навыков сотрудников подразделения;

контроль своевременного прохождения работниками курсов повышения квалификации;

выявление и устранение проблем в процессе госзакупок.

Где учатся на специалиста по госзакупкам

Законодательно предусмотрено, что данную должность может занимать только сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший профессиональную переподготовку. Частью 2 ст.9 44-ФЗ также установлено обязательное прохождение курсов повышения квалификации для контрактных управляющих.

Регулирует процедуру обучения Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499. Он же определяет сроки. Не менее 16 часов по программе повышения квалификации и не менее 250 часов при переподготовке.

Профессиональное обучение могут проводить учреждения ДПО, имеющие соответствующую аккредитацию.

Допускаются очная и заочная формы. Пройти программу переподготовки или курсы повышения квалификации на должность «специалист по госзакупкам» может претендент со средним профессиональным образованием. Для повышения квалификации понадобится также диплом о прохождении профпереподготовки.

Читайте также:
Продолжительность рабочего дня в России

Экспертом в сфере закупок может стать кандидат, имеющий высшее образование и не менее 5 лет опыта работы с госзакупками, а также 3 года на руководящих постах.

Как обучиться дистанционно в Академии

В настоящее время гораздо удобнее проходить обучения дистанционно. Это позволяет получить нужные навыки без отрыва от профессиональной деятельности. Академия бизнеса и управления системами предоставляет возможность пройти курсыпереподготовки и повышения квалификации для специалистов и экспертов по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ. А БиУС в 2006 году принимала участие в общественном обсуждении разработки профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

Обучение проводится удаленно с применением современных дистанционных образовательных технологий. По окончании курса выпускники получают диплом или удостоверение о повышения квалификации надлежащего образца.

Слушателям назначается индивидуальный куратор, оказывающий помощь в процессе обучения. Программы полностью соответствует требованиям законодательства и адаптирована для дистанционного обучения. Изучение материала и прохождение промежуточных тестов проводятся в удобное для слушателя время.

Подать заявку на обучение можно онлайн на сайте Академии электронном виде и подписать договор. После внесения предоплаты ученики получают доступ к образовательной платформе и всем необходимым материалам. В завершении проводится аттестация специалистов с помощью итогового теста (пересдачи теста бесплатные).

Выпускнику отправляют документ об образовании, который внесен в государственную систему реестра ФИС ФРДО, подтверждающий квалификацию в соответствии с профстандартом.

Какие дополнительные образовательные программы могут пригодиться специалистам в работе

После подведения итогов торгов нередко возникают споры. В отдельных случаях их удается урегулировать на месте. Однако в сложных ситуациях окончательный вердикт выносит суд. Специалист по закупкам непосредственно участвует в разрешении спорных вопросов. Поэтому знания юриспруденции для него являются огромным преимуществом. Это часто позволяет сразу урегулировать конфликт и избежать судебных разбирательств.

Важно также хорошо ориентироваться в той экономической сфере деятельности, с которой организация специалиста работает в рамках госзакупок. Для каждого направления государственные контролирующие ведомства устанавливают свои особенности регулирования. Избежать нарушений и разобраться в установленных нормах помогают специальные программы повышения квалификации. Например, закупки в сфере строительства и закупки в сфере здравоохранения.

Контрактному управляющему следует проявлять особое внимание при составлении документов. В данной сфере нередко возникают споры, касающиеся попыток заказчика манипулировать количеством участников тендера. Любые непродуманные фразы в контракте могут стать причиной обвинения в коррупции и последующих судебных разбирательств.

Устанавливая жесткие требования к качеству товаров и услуг, заказчик рискует получить обвинение в умышленном ограничении количества участников торгов, нарушении основных принципов госзакупок.

Например, в Оренбургской области слушалось дело о тендере. Заказчик установил, что к конкурсу допускаются только компании, имеющие опыт оказания услуг в дочерних предприятиях ОАО «Х». После рассмотрения дела комиссия постановила устранить этот пункт из контракта.

Верховным судом рассматривалось дело о проведении тендера в Краснодарском крае. Заказчик установил критерий о наличии у участников торгов опыта в проведении строительных и ремонтных работ автомобильных дорог. Верховный суд счел, что такая позиция нарушает основной принцип конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, и обязал удалить данный пункт из контракта.

Если у вас остались вопросы по теме статьи или об образовании, закажите бесплатный звонок и специалисты Академии вам помогут!

Назначение контрактного управляющего

Разделы:

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений? Читать ответ

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности “Контрактный управляющий”. Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке? Читать ответ

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим? Читать ответ

Достаточно ли для назначения контрактного управляющего издания приказа руководителя о возложении этих полномочий на работника и внесения новых функций в его должностную инструкцию? Читать ответ

Читайте также:
Кто такой инженер по охране труда – профстандарт, обязанности и права, требования

Если контрактному управляющему требуется пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать обучающие организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения? Читать ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, в случае, если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., и у заказчика отсутствует контрактная служба, должно быть назначено ответственное должностное лицо – контрактный управляющий. Обязательно ли бюджетному учреждению назначать контрактного управляющего, если основная часть закупок осуществляется у единственных поставщиков, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а остальная часть закупок относятся к “малым” (приобретение канцтоваров, обслуживание оргтехники и т.п)? Читать ответ

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим? Читать ответ

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении? Читать ответ

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы? Читать ответ

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае? Читать ответ

Может ли государственное автономное образовательное учреждение, выполняя требование Закона № 44-ФЗ о назначении контрактного управляющего, ввести в штатное расписание эту должность и принять нового работника? Читать ответ

Распространяется ли регламент о контрактной службе на контрактного управляющего? Читать ответ

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ? Читать ответ

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии? Читать ответ

Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам? Читать ответ

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий? Читать ответ

Трудовой коллектив нашего учреждения насчитывает всего два человека, и на 2014 год выделено финансирование в размере 24 тыс. руб., то есть общая сумма закупок в 2014 году не превысит 100 тыс. руб. Неужели мы должны утверждать контрактного управляющего, и на нашу организацию распространяется ограничение пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в размере 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, а на остальные 95% придется проводить процедуры (конкурс, аукцион, предложения и т.д.)? Читать ответ

Корпоративная безопасность предприятия

Защита данных
на базе системы

З ащита конфиденциальных и персональных данных от инсайдеров и внешних атак – первоочередная задача ИБ-подразделения компании. Степень важности угроз для сохранности информации возрастает с ростом технической оснащенности злоумышленников, и службы корпорации должны быть готовы оценить и предотвратить новые угрозы. Стройность защитной системы зависит от комплексности ее разработки и внедрения.

Виды угроз

Корпоративные системы подвержены различным угрозам информационной безопасности – от хищения данных сотрудниками до внешнего вмешательства с целью уничтожить работоспособность средств защиты. Это побуждает предприятия выстраивать собственную модель угроз, опирающуюся на бизнес-задачи и характеристику системы. Для небольшого бизнеса забота о корпоративной безопасности предприятия не менее актуальна в связи с трендом на цифровизацию деловой активности, постепенным переводом деятельности в виртуальное пространство.

  • оплату товаров и услуг через Интернет;
  • электронную почту;
  • удаленные подключения;
  • IP-телефонию;
  • облачные хранилища;
  • виртуальные серверы.

Центральной задачей ИБ-подразделения становится выстраивание такой системы корпоративной безопасности предприятия, которая могла бы справиться с наиболее распространенными типами угроз:

  • вирусы (троянское ПО, шифровальщики, программы, направленные на взлом системы безопасности сети и хищение информации);
  • шпионское и рекламное программное обеспечение;
  • спам;
  • фишинг;
  • DDoS-атаки;
  • подмена главной страницы сайта;
  • социальный инжиниринг, побуждающий сотрудников рисковать ресурсами компании.
Читайте также:
Расчет и оплата больничного листа: оплата после больничного, срок оплаты, стаж

Модель угроз должна рассматривать риски, исходящие от внешних источников и инсайдеров. Последние часто виноваты в большинстве утечек информации, намеренном или ненамеренном заражении сети вредоносными программами.

Компании теряют существенные средства в следующих случаях:

  • раскрытие конфиденциальной информации конкурентам, в результате которой происходит потеря рынков или клиентов;
  • утрата персональных данных, приводящая к штрафам регуляторов;
  • убытки от судебных исков;
  • прямое хищение активов или средств с электронных счетов и карт, криптовалюты и других электронных активов;
  • имиджевые потери.

Сегодня российские компании чаще всего атакуют хакерские группировки из России. Специалисты по компьютерной безопасности из Check Point предположили, что атаки на ресурсы российских компаний происходят в два раза чаще, чем в среднем по миру, и кроме кражи паролей, популярным способом кибератак становится использование информационных систем компаний для майнинга криптовалют. Российские компании в среднем атакуют 893 раза в неделю, в общемировой статистике этот показатель составляет 465.

Доля российских атак составляет 39 % от общего числа, американские хакеры атакуют российский бизнес и банки в 30 % случаев. В 86 % случаев источником заражения информационной сети оказывалась электронная почта, не защищенная должным образом. Интересно, что в России вирусы чаще упаковывают в формат .exe, в мире большинство заражений происходит от файлов в формате .doc. Это говорит о том, что персонал российских компаний продолжает скачивать и устанавливать на корпоративные компьютеры взломанные и зараженные программы. Почти 13 % заражений российских информационных систем в 2019 году пришлось на криптомайнер XMRig, он используется для создания криптовалюты Monero. Еще в 12 % инцидентов виновата программа – похититель паролей AgentTesla, она собирает данные с клавиатуры жертв.

Крайне серьезный риск для банков и организаций финансового рынка несет небрежность в обращении с персональными данными клиентов. Утечки, в основном из-за работы действий инсайдеров, происходят постоянно. Это приводит к оттоку клиентов и существенной потере прибыли. Результаты проверки системы корпоративной безопасности предприятия регулятором.

Оценивая риски, нельзя экономить на корпоративной информационной безопасности предприятия. Вложенные средства не всегда окупаются в полной мере, дополнительным риском становится некомпетентность ИТ-подразделений, настаивающих на незаменимости и заставляющих тратить существенные ресурсы на программные и технические средства, в приобретении которых нет необходимости.

Средства должны быть потрачены планомерно и целенаправленно на решение задач безопасности информации:

  • конфиденциальность или защита от угроз утечки;
  • целостность или отсутствие намеренных или ненамеренных повреждений, искажений;
  • доступность, все информационные ресурсы должны быть всегда доступны для пользователей и клиентов компании.

Рекомендации по созданию защищенных систем можно найти в руководящих документах ФСТЭК России. Они подскажут оптимальные способы выбора сертифицированных и эффективных программных продуктов.

Способы решения задачи защиты

Особенности корпоративных систем защиты информации определяются структурой бизнеса и его разветвленностью. Часто в сети компании, банка, крупной общественной организации используются технические средства не только разных производителей, но и разных поколений. Это делает информационную систему малоуправляемой, а затраты на ее администрирование превышают степень эффективности вложенных средств.

Также необходимо учитывать неоднородность стандартной корпоративной информационной системы с точки зрения архитектуры сети. В ее формировании участвуют разные локальные и распределенные сети.

Нормативные акты и действия регуляторов

Информация с повышенной степенью конфиденциальности защищается нормативно-правовыми актами разной степени значимости. Основные законы, действующие в этой сфере: «Об информации», «О защите персональных данных», «О коммерческой тайне», «Об объектах критической информационной инфраструктуры». Отдельные вопросы регулирования оборота коммерческой тайны и преследования за ее незаконное распространение упомянуты в Гражданском и Уголовном кодексах.

Отдельной группой нормативных актов, регулирующих организацию корпоративной безопасности предприятия, стали рекомендации и приказы регуляторов – ФСБ России и ФСТЭК России. Для банков правила построения сети и системы безопасности разрабатывает Центральный Банк РФ. Они помогают увидеть направление развития информационной сети компании, выстроить ее архитектуру с точки зрения максимальной эффективности. В этой сфере действуют ГОСТы, нормативные акты Росстандарта.

Регуляторы требуют выстраивать концепцию безопасности, опираясь на следующие принципы:

  • использование лицензионных сертифицированных технических средств и программ, приобретенных по официальным договорам с предоставлением дистрибутивов и организацией техподдержки;
  • проведение проверки объектов информации на соответствие нормативным требованиям по защищенности;
  • составление организационных документов с указанием перечня допустимых к применению программных средств и запрет на инсталляцию программ, не упомянутых в них;
  • своевременное обновление операционных систем;
  • применение и обновление рекомендуемых антивирусных программ;
  • разработка систем дифференцированного доступа, присвоение меток конфиденциальности пользователям и ресурсам;
  • создание системы идентификации и аутентификации;
  • контроль за работой техподдержки и аутсорсинговых компаний, способных спровоцировать утечку информации;
  • разработка методов хранения и восстановления зараженного ПО.
Читайте также:
Какие предусмотрены льготы инвалидам 2 группы

Реализация этих рекомендаций в полном объеме позволит защитить сеть от большинства угроз безопасности. Для защиты файлов в базе данных и исходящего трафика целесообразно использовать шифрование при помощи сертифицированных ФСБ РФ средств криптографической защиты.

Организационные, программные и технические средства

При построении системы необходимо использовать комплексный подход, учитывающий совместимость программных и технических средств и выстраивающий ее по единому плану. При «лоскутном» методе построения зачастую одни характеристики улучшаются за счет ухудшения других, ресурсов системы, кадрового и финансового потенциала не хватает на одновременное поддержание жизнеспособности всех узлов и модулей, обновление и техническое сопровождение программного обеспечения.

Выбор программных и технических средств для создания единой системы корпоративной безопасности предприятия индивидуален для каждой компании, а организационные едины почти для всех участников рынка, являющихся операторами персональных данных или работающих с конфиденциальной информацией высокой ценности.

Организационные меры

Регулятор предписывает оператору персональных данных создать стройную систему организационных мер, в которой они иерархически подчиняются друг другу. На верхнем уровне находятся два документа:

1. Политика или стратегия работы системы информационной безопасности, содержащая все необходимые параметры, определяющие механизм ее функционирования: порядок ранжирования ресурсов по степени конфиденциальности, методы избегания несанкционированного доступа, порядок определения степени допуска, правила по использованию ресурсов.

2. Политика обработки персональных данных, в которой описываются цели и методы обработки, права пользователей. Документ открывается для общего обозрения и размещается на интернет-странице компании. Нарушение этого требования может вызывать замечания, штрафы или предписания при проверках регулятора.

На более низком уровне регулирования системы корпоративной безопасности предприятия необходимо подготовить и утвердить:

  • политику работы с бумажными носителями информации;
  • перечень конфиденциальной информации;
  • порядок работы со съемными носителями данных;
  • порядок получения доступа к Интернету и электронной почте и их использования;
  • порядок определения степени допуска пользователей к данным и правила его изменения.

Кроме документов, необходимо принять процедурные меры, направленные на защиту конфиденциальной информации, – установку электронных замков, введение пропускного режима, определение правил обучения пользователей. Вместе с решением этих задач происходит внедрение технических и программных мер защиты.

Программные и аппаратные средства защиты информации

ФСТЭК в руководящих документах определяет требования к составу программных средств, необходимых для обеспечения безопасности компании:

  • межсетевые экраны, ограничивающие переход из одного охраняемого сектора в другой;
  • антивирусные средства, позволяющие выявить все новые угрозы безопасности;
  • средства доверенной загрузки;
  • средства обнаружения вторжения;
  • средства криптографической защиты.
  • Помимо них, предприятия часто внедряют:
  • системы мониторинга работоспособности сети;
  • системы мониторинга уязвимостей;
  • программы SIEM, способные выявлять инциденты информационной безопасности и уведомлять о них службу безопасности;
  • DLP-системы, исключающие любые утечки данных из охраняемого информационного периметра и ограничивающие доступ к ресурсам высокой степени конфиденциальности.

Реализация этих решений поможет выстроить системы корпоративной безопасности предприятия на комфортном уровне, не перегружая ресурсы ИС и персонал и но гарантируя максимально возможную степень безопасности.

Корпоративная безопасность предприятия

Корпоративная безопасность предприятия — понятие очень широкое, включающее множество аспектов. По этой теме можно писать большие книги. Но и в небольшой статье мы постараемся познакомить вас с главными понятиями и направлениями обеспечения корпоративной безопасности. Рассмотрим, что входит в это понятие, какие используются инструменты и какие тренды корпоративной безопасности существуют на данный момент.

Начать стоит с определения термина «корпоративная безопасность». Под ним мы будем понимать такое состояние компании, при котором при прогнозировании ее деятельности мала вероятность возникновения внештатных ситуаций и действия неизвестных факторов. Если сказать проще — компания находится в безопасности, если результаты ее работы предсказуемы для руководства, и она стабильно показывает требуемые результаты.

Чтобы понять, как обеспечивается корпоративная безопасность, нужно определить источники опасности, или источники рисков.

Читайте также:
Материальная ответственность бухгалтера на перед работодателем, по зарплате, за ошибки

Источники рисков для предприятия

Предприятия имеют дело с разными источниками риска — финансовыми, кадровыми, информационными, рисками чрезвычайных ситуаций, технологическими, правовыми. В целом их можно разделить на две большие группы — внешние и внутренние.

Источники внешних рисков компания не может контролировать непосредственно. К таким рискам относятся рецессии и кризисы, разрушительные климатические явления, социальные процессы. Невозможность контролировать риски означает, что компания должна быть к ним готова. Для этого ей нужны, во-первых, компетентные специалисты, которые могут спрогнозировать негативные ситуации. Во-вторых, нужны механизмы регуляции и «запас прочности» на случай форс-мажора.

Внутренние риски отличаются тем, что компания может повлиять на их вероятность. К примеру, на случай срыва поставки сырья может быть организован его запас, или составлены договоренности с другим поставщиком.

У каждой компании, а тем более отрасли, своя специфика, но есть риски, характерные для всех. К таким относятся риски информационной безопасности.

Информационная корпоративная безопасность в общем виде обеспечивается по двум направлениям — внешнему и внутреннему. Защита от внешних угроз призвана предотвращать вторжения хакеров, потери информации по вине подрядчиков и сторонних сервисов, обеспечивать безопасность связи и передачи данных.

Внутренняя безопасность касается потерь и утечек, связанных с вредоносной деятельностью внутри компании. Действия, несущие вред, могут быть как намеренными, так и ненамеренными. Тем не менее нужно иметь средства защиты для предотвращения обоих случаев. И такие средства есть.

Информационная безопасность, как составляющая корпоративной безопасности

Информация становится ценнейшим ресурсом. С ростом числа способов и инструментов ее обработки возрастает количество угроз ее целостности и конфиденциальности.

Несмотря на развитие средств защиты и контроля, до сих пор одной из главных опасностей для компаний является инсайдерская деятельность.

Инсайдерская деятельность — это действия сотрудника или подрядчика компании, имеющего доступ к конфиденциальным данным, по передаче этих данных заинтересованным лицам. По сути, это один из методов промышленного шпионажа.

Инсайдер всегда умышленно передает информацию. Но сотрудники могут разглашать ее и совершенно не нарочно, не имея злого умысла или не осознавая последствий своих действий. Это может происходить в частных переписках, разговорах с клиентами, сотрудники могут становиться жертвами фишинговых рассылок.

Есть инструмент, который позволяет снижать до минимума вероятность разглашения информации, намеренного и ненамеренного. А также помогающий предотвращать кражи данных, выявлять нелояльных сотрудников и проводить расследования. Этот инструмент — DLP-система.

DLP-система обеспечивает информационную безопасность и может быть одним из ведущих элементов системы корпоративной безопасности предприятия.

Задача DLP-системы заключается в проведении постоянного мониторинга средств и каналов коммуникации. Для этого агенты программы устанавливаются на пользовательские компьютеры, где они собирают информацию и отправляют ее на сервер для дальнейшего анализа, по результатам которого могут быть приняты различные меры.

Такая программа контролирует содержание переписок в мессенджерах, разговоров в средствах голосового и видео общения. Она сканирует компьютеры на предмет хранения конфиденциальных файлов и контролирует протоколы передачи данных, в том числе почтовые. Программа может в случае регистрации подозрительного действия отправить сообщение офицеру безопасности или заблокировать это действие. К примеру, она может запретить печать документа, если он внесен в соответствующий реестр.

Кроме того, у DLP-системы есть богатый функционал отчетов, что позволяет отнести ее к средствам обеспечения не только информационной корпоративной безопасности, но и кадровой. С помощью данных, собираемых системой, можно делать выводы о производительности и эффективности труда сотрудников, видеть проблемы и составлять карты рабочего дня.

Корпоративная безопасность, и информационная безопасность в частности, обеспечивается разными средствами. На крупных и некоторых средних предприятиях над этой задачей работают целые отделы безопасности. Именно с ними ассоциируется применение DLP-систем. В небольших компаниях меры безопасности предпринимаются обычными сотрудниками IT-отдела. А часто это и вовсе один системный администратор, в обязанности которого входит обновление ПО, установка антивирусов и сетевых экранов.

Как бы там ни было, практически любая компания нуждается в обеспечении корпоративной безопасности. Благо, что разнообразие средств и методик позволяет выстроить удобную и приемлемую для каждого предприятия архитектуру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: