Конфликт интересов в коммерческой организации: как уладить

Порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов

Организации следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:

– раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

– раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

– разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;

– раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в организации (заполнение декларации о конфликте интересов).

Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

Для организаций крупного и среднего бизнеса полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации.

В Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям приведена типовая декларация конфликта интересов.

Организация должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.

Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы организация может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Организация также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, например:

– ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

– добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

– пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

– временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

– перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

– передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

– отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

– увольнение работника из организации по инициативе работника;

– увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и т.д.

Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее “мягкую” меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более “мягкие” меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.

Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов

Автор: Наталия Голякова, магистр права, ведущий эксперт департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.

Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ).

Документ: “Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3”.

Понятия “конфликт интересов” было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году “Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции” (2003 г.).

Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.

Несмотря на то, что понятие «конфликт интересов» (ст. 10 Федерального закона N 273 – ФЗ) применяется преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы, коррупционными или иными действиями потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию страны, обзор имеет также важное значение для правоприменительной практики в бизнес сообществе, поскольку конфликт интересов может возникнуть и в коммерческих компаниях.

Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:

Читайте также:
Расчет трудового стажа по трудовой книжке - формула

работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;

выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;

выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;

получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,

а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).

Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.

Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.

ЛНА может быть самостоятельным документом – «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.

Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.

Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.

Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).

На что еще необходимо обратить внимание.

Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.

Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.

Читайте также:
Лояльность персонала к работодателю в организации

При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности. Об этом сказано в последнем опубликованном “Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе «Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано:

«…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».

Конфликт интересов в коммерческой организации: как уладить

Регулирование конфликта интересов

Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов. Организациям, особенно с государственным участием, рекомендуется уделять данному инструменту пристальное внимание в ходе выстраивания системы антикоррупционных мер; для частных организаций регулирование конфликта интересов также становится актуальным в рамках противодействия корпоративному мошенничеству.

Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков для организации. Даже в случае принятия решения, которое привело к положительным последствиям для организации, при наличии конфликта интересов такая ситуация может привести к сомнениям в объективности со стороны работников организации, подорвать корпоративную культуру. В этой связи организациям рекомендуется разработать соответствующие политики, связанные с порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации как единого целого и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут вступить в противоречие с интересами организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.

Высокая значимость данного инструмента обусловлена тем, что его использование позволяет выявить ситуацию, непосредственно предшествующую совершению коррупционного правонарушения, и своевременно принять надлежащие меры реагирования. Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации, а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями.

Особенно подвержены такого рода рискам ситуации, когда в рамках исполнения своих трудовых обязанностей работник наделен полномочиями выбора того, в чью пользу распределяется та или иная ограниченная выгода. Когда работник встает перед выбором между предоставлением такого “блага” связанным с ним лицам или лицам, являющимся для работника “посторонними”, он может поддаться соблазну, потерять объективность, перестать руководствоваться критериями, предписанными ему работодателем, и пойти на ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

При этом следует понимать, что сам по себе конфликт интересов не является правонарушением и тем более не тождественен коррупции: даже при наличии возможности реализовать свой личный интерес работник может отказаться от возможной выгоды и продолжить исполнять свои обязанности должным образом. Тем не менее, поскольку конфликты интересов легко могут перерасти в коррупционные правонарушения, организациям рекомендуется принимать меры по выявлению и урегулированию таких ситуаций.

При внедрении в организациях механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в законодательстве закреплены различные определения понятия конфликт интересов и процедуры его урегулирования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон “О противодействии коррупции”) дано следующее определение понятия “конфликт интересов”:

– ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Одновременно частью 2 статьи 10 Федерального закона “О противодействии коррупции” предусмотрено определение понятию “личная заинтересованность”:

– возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Организации, которые не являются государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, создаваемыми для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении “конфликта интересов”, закрепленном в Федеральном законе “О противодействии коррупции”. Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые организациями определения понятия “конфликт интересов” не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона “О противодействии коррупции”.

Читайте также:
Карьерный рост бухгалтера – как стать проводником в мире хозяйственно-экономической деятельности

Отдельным категориям организаций следует также руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание.

Вне зависимости от выбранного подхода к определению понятия “конфликт интересов” организации рекомендуется разработать перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики деятельности данной организации. Это необходимо, чтобы сформировать у работников понимание того, как определение “конфликта интересов” соотносится с их повседневной трудовой деятельностью.

При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности;

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При квалификации ситуации в качестве ситуации конфликта интересов организации могут руководствоваться Методическими рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов размещены на официальном сайте Минтруда России и доступны для ознакомления и скачивания по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание институционально-правовой статус отдельных категорий лиц.

При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников. Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.

1) Предупреждение конфликта интересов предусматривает:

– проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения подарков от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);

– внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов;

2) Выявление конфликта интересов может включать:

– декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов; такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций);

– самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в организации, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися в различных государственных и коммерческих базах данных (например, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и т.п.). При наличии возможности рекомендуется разработать в организации специализированное программное обеспечение, направленное на выявление конфликта интересов.

Обязательное самостоятельное декларирование интересов работниками имеет фундаментальное значение с точки зрения выявления конфликта интересов. Рекомендуется уделить пристальное внимание разработке формы деклараций и порядка их рассмотрения.

Типовые формы для регулярного и ситуативного декларирования размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.

При этом следует учитывать, что декларирование интересов является достаточно обременительной процедурой как для работников, так и для работодателя. В этой связи при принятии решения о том, кому из работников целесообразно декларировать интересы и насколько детальной будет форма декларации, рекомендуется оценить реальные возможности организации и ответственных за антикоррупционную деятельность сотрудников по сбору и обработке деклараций.

Так, целесообразным может быть распространение декларирования не на всех работников организации, а только на определенный круг лиц, в перечень которых, прежде всего, должны быть включены работники, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками. Возможным также является использование разных форм деклараций для разных категорий работников, отличающихся по объему и степени детализированности предоставляемой информации. Еще одним вариантом может стать распространение на работников организации ситуативного декларирования, а на работников, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками, – еще и регулярного декларирования.

Использование электронной формы деклараций и программы первичного анализа представленных сведений может значительно облегчить процесс сбора и обработки соответствующей информации.

3) Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:

– усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;

– отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;

– ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;

– перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;

– предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

При этом необходимо учитывать, что эффективное урегулирование конфликта интересов требует детального анализа каждой конкретной ситуации с тем, чтобы определить наиболее релевантные меры по недопущению совершения работником коррупционного правонарушения. В отдельных случаях, особенно в крупных предприятиях, целесообразно предусмотреть возможность обсуждения ситуаций конфликта интересов с участием специализированного коллегиального совещательного органа (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).

Читайте также:
Профессиональное выгорание - причины, последствия, факторы риска

При разрешении имеющегося конфликта интересов рекомендуется выбирать наиболее “мягкую” меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более “мягкие” меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.

Одним из возможных способов предотвращения конфликта интересов среди работников микропредприятий, малых и средних предприятий является коллегиальное принятие решений. Такой подход обусловлен, в первую очередь, структурными особенностями таких организаций. Так, в указанных ситуациях целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения ситуации конфликта интересов, например, при заключении договора с деловым партнером, в отношении которого у работника имеется личная заинтересованность, работнику организации необходимо обратиться к уполномоченному должностному лицу (например, заместителю руководителя организации), которое наделено правом принимать окончательное решение по вопросу заключения таких договоров.

Одновременно отдельным типам организаций (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации) следует учитывать требования действующего законодательства, касающиеся регулирования сделок с заинтересованностью. Внедрение мер контроля таких сделок, в том числе процедур их дополнительного согласования, может рассматриваться в качестве одного из элементов системы регулирования конфликта интересов.

Механизмы защиты интересов собственников компаний

В настоящей статье рассматривается проблема конфликта интересов между менеджерами и собственниками компаний, а также способы защиты интересов последних.

Также дано описание практики развитых зарубежных стран и особенностей корпоративных отношений в России.

В статье рассматриваются методы урегулирования конфликтов в акционерных обществах, так как для этой юридической формы существуют наиболее отработанные механизмы решения конфликтов интересов.

Серьезной проблемой современных отношений в управлении компаниями является конфликт интересов между их собственниками (акционерами, участниками) и менеджерами. Причина этой проблемы в западных странах лежит в отделении собственности от управления. Менеджеры, как правило, не являются владельцами управляемых компаний. Хотя на протяжении последних десятилетий на Западе и предпринимались попытки увеличить заинтересованность менеджеров путем их вовлечения в отношения собственности (предоставление акций, долей и т.д.).

В России конфликт интересов в управлении компанией, особенно в акционерных обществах, представлен скорее не отношениями “акционер – менеджер”, а “миноритарый акционер – мажоритарный акционер/менеджер”. И одна из главных проблем в российских компаниях – это соблюдение прав миноритарных акционеров.

Основной интерес акционеров заключается в максимальной отдаче от вложенных средств при приемлемом риске. Акционеры заинтересованы в получении высоких дивидендов и в росте курса акций с учетом, конечно, и риска. Другими словами, интерес акционеров заключается в росте стоимости компании. В России крупные акционеры также участвуют и в оперативном управлении компанией.

Усилия менеджеров в значительной степени сконцентрированы на компании. Они заинтересованы в ее устойчивом развитии, а также в прочности своего положения на время действия договора о найме. Рост стоимости компании, безусловно, является и для них важной задачей, но если собственность строго отделена от управления, то у менеджеров отсутствует прямой личный интерес в осуществлении этой цели. Конечно, мероприятия управленческого звена по обеспечению устойчивого развития компании связаны с ростом курса ее акций, но фокус менеджеров лежит на осуществлении оперативных задач управления компанией, а фокус акционеров – на увеличении ее стоимости и получении высоких дивидендов.

Кроме менеджеров и владельцев, существуют и другие заинтересованные группы, прямо или косвенно связанные с деятельностью компании. Интересы и взаимоотношения отдельных заинтересованных групп представлены на рисунке. (В рамках статьи интересы групп, отличных от менеджеров и акционеров, подробно не рассматриваются.)

В деятельности любой компании должны учитываться потребности и интересы всех заинтересованных групп. Однако одной из основных задач деятельности компании является защита прав тех лиц, на средства которых она существует – ее собственников. Наиболее полную систему защиты интересов собственников имеют акционерные общества. Акционеры на Западе используют для защиты и обеспечения своих интересов следующие механизмы:

  • участие в совете директоров;
  • предоставление доверенности на голосование на общем собрании акционеров;
  • операции на фондовом рынке.

Операции на фондовом рынке можно лишь условно отнести к механизмам защиты акционеров, так как единственное, что могут сделать акционеры в этом случае, – это “голосовать против менеджмента” путем продажи акций.

Участие в совете директоров. Совет директоров принимает стратегические решения по развитию компании (за исключением решений, находящихся в компетенции общего собрания акционеров). Однако, помимо этого, одной из его функций является контроль за соблюдением интересов акционеров. Поэтому советы директоров западных компаний состоят из экономически незаинтересованных лиц или из представителей акционеров. Представительство менеджмента компаний в советах директоров, как правило, ограничено.

Предоставление доверенности на голосование. Далеко не все акционеры лично присутствуют на общих собраниях и участвуют в голосовании. В западных странах акционеры могут предоставить право на голосование по своим акциям менеджменту или заинтересованным акционерам. Благодаря возможности голосовать по доверенности менеджмент зачастую получает контроль над принятием стратегических управленческих решений.

Читайте также:
Каким шрифтом печатаются официальные документы в государственных и других организациях

Интересы заинтересованных групп могут полностью отличаться от интересов менеджмента. Поэтому для менеджмента важно получить как можно больше голосов по доверенности, чтобы не потерять контроль над принятием решений и получить преимущество над “враждебно настроенными” группами при голосовании. А для этого необходимо наиболее полно удовлетворять интересы акционеров и пользоваться их доверием.

Операции на фондовом рынке. Если акционеры недовольны действиями менеджмента, то они могут продать свои акции на фондовом рынке или непосредственно заинтересованному инвестору. Заинтересованный инвестор может скупить у акционеров контрольный пакет акций компании и сместить неугодный ему или неэффективный менеджмент. Смена собственника вообще несет в себе элемент неопределенности для менеджмента компании. Поэтому добросовестные менеджеры заинтересованы в удовлетворении интересов существующих собственников и сохранении их лояльности на долгосрочный период.

Следует, однако, отметить, что продажа акционерами акций компании далеко не всегда связана с неудовлетворением ожиданий акционеров. В случае с портфельными инвесторами мотивами могут быть оптимизация фондового портфеля и получение максимальной прибыли от реализации акций.

В практике развитых стран существует множество различий в применении и законодательном регулировании вышеуказанных способов защиты интересов собственников / акционеров. Наиболее показательными в данном плане являются американская и немецкая системы (см. таблицу).

Критерий

Германия

Использование фондового рынка

Активное. Присутствие пенсионных и паевых фондов, аккумулирующих акции

Слабое. Значительная роль банков в финансировании компаний

Разграничение наблюдательных и исполнительных функций

Нечеткое. Присутствие представителей менеджмента в совете директоров

Четкое. Наличие раздельных наблюдательного и исполнительного советов. Присутствие только независимых директоров в наблюдательном совете

Задача совета директоров

Защита интересов акционеров

Достижение консенсуса между заинтересованными группами. Наличие представителей банков, государства и служащих в наблюдательных советах

Основным средством защиты интересов акционеров в США является фондовый рынок.

В Германии сильна роль совета директоров. В этой стране присутствует тенденция урегулирования споров путем поиска консенсуса между различными заинтересованными группами.

Системы защиты интересов акционеров в прочих развитых странах сочетают в себе черты американской и немецкой систем с некоторыми национальными особенностями.

Что касается России, то здесь в последнее время самыми распространенными нарушениями прав миноритарных акционеров были:

  • Нарушение прав акционеров в ходе реорганизации компаний (мажоритарные акционеры переводят прибыльный бизнес в новые компании, а бремя финансовых проблем несут оставшиеся в компании акционеры).
  • Вывод активов в аффилированные компании (имущество компании переводится в дружественные менеджменту структуры без учета мнения миноритарных акционеров).
  • Нарушение права акционеров на участие в управлении компанией, в частности права на участие в общем собрании (неинформирование или недолжное информирование акционеров о проведении ОСА, его повестке т.д.; отстранение от участия в ОСА миноритарных акционеров или их представителей; нарушение процедуры подсчета голосов).
  • “Размывание” капитала (принятие решения советом директоров о размещении акций путем закрытой подписки “дружественным структурам” по номинальной цене).
  • Другие (неправомерное использование полномочий менеджерами; совершение заинтересованных сделок с нарушением установленного порядка; фиктивное банкротство компании и последующая скупка активов и т.д.).

В России предпринимаются конкретные шаги по защите прав акционеров в рамках разработки стандартов корпоративного управления. 28 ноября 2001 г. Правительство России одобрило Кодекс корпоративного поведения (далее – Кодекс), а 4 апреля 2002 г. он был рекомендован к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Российской Федерации. Пока Кодекс имеет статус “национального стандарта”. Его положения являются рекомендательными.

Продолжается обсуждение, какие из его положений следует оставить рекомендательными и какие принять в качестве отдельных законов или поправок к уже существующим. 1 января 2002 г. вступили в силу изменения к федеральному закону “Об акционерных обществах”. Они предусматривают ряд положений по защите интересов миноритарных акционеров. Принятые независимо от Кодекса корпоративного поведения, эти поправки, тем не менее, служат законодательному закреплению одного из принципов Кодекса – равное отношение к акционерам.

Осуществлением задач по защите прав акционеров и контролю за их реализацией, согласно Кодексу, должны заниматься следующие органы акционерных обществ:

  • совет директоров – утверждением и общим контролем за основными процедурами по защите интересов акционеров;
  • комитет по аудиту при совете директоров – “непосредственным контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, и прежде всего за исполнением его финансово-хозяйственного плана” (Кодекс корпоративного поведения, п. 1.1.2 гл. 8);
  • ревизионная комиссия – общим контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества путем проведения периодических годовых и внеочередных проверок как отдельных финансовых операций, так и хозяйственных операций за определенный период времени;
  • контрольно-ревизионная служба – текущей проверкой всех совершаемых финансово-хозяйственных операций на соответствие финансово-хозяйственному плану и установленному порядку проведения операций.

Для урегулирования конфликтов между акционерами и компанией (менеджментом) из числа директоров создается специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов. Учет претензий по конфликтам ведет корпоративный секретарь акционерного общества – совершенно новый субъект в корпоративных отношениях в России.

Читайте также:
Льготный отпуск для северян: нормативная база

Как показано выше, в России уже разработаны стандарты по защите прав акционеров. Однако часть из них носит рекомендательный характер.

В настоящее время остается открытым вопрос о том, опыт какой страны является наиболее применимым в России для дальнейшего развития системы по защите прав акционеров. Социально-экономическая среда и механизмы управления компанией в России имеют существенные особенности:

  • значительная роль государственного сектора в экономической системе;
  • незащищенность отдельных социальных слоев, стремление государства к созданию / сохранению рабочих мест как реакция на ухудшение социальной защищенности граждан;
  • слабое развитие фондового рынка и недооценка акций российских компаний (по оценкам некоторых западных экспертов, текущий потенциал российского фондового рынка составляет около 3 трлн долл., однако его реальная капитализация почти в 100 раз меньше);
  • существенная роль совета директоров в управлении компаниями;
  • ущемление прав миноритарных акционеров со стороны мажоритарных и их представителей в менеджменте компаний.

Интересы акционеров необходимо согласовывать с интересами государства, особенно в сфере социальной политики. В самих отношениях между акционерами и менеджментом совет директоров будет играть в обозримом будущем значительную роль. Фондовый рынок вряд ли станет в ближайшее время эффективным способом защиты прав акционеров, поэтому привлечение независимых директоров, не связанных с мажоритарными акционерами и менеджментом, может реально содействовать защите интересов миноритарных акционеров.

Все перечисленные факторы указывают на то, что система обеспечения прав акционеров в России должна быть ближе к немецкой, чем к американской. Сама система защиты собственников будет действена при соблюдении двух условий:

  • введении части правил корпоративного поведения в качестве обязательных законодательных норм;
  • понмании мажоритарными акционерами важности соблюдения прав всех собственников для привлечения инвестиций и повышения стоимости компании.

Вопрос об обязательности правил корпоративного поведения. Попытки лоббирования органов государственной власти в целях переноса некоторых норм Кодекса корпоративного поведения и современных стандартов управления в законодательные акты предпринимаются различными организациями и представителями бизнес-сообщества.

Так, рабочая группа по корпоративному управлению Европейского делового клуба (общественная организация по развитию отношений между Россией и ЕС) определила основные направления исследований в области улучшения законодательной базы и Кодекса корпоративного поведения. Результаты данных исследований, после обсуждения и одобрения на заседании рабочей группы, предполагается обобщить и направить на рассмотрение Госдумы, Правительства РФ и ФКЦБ. Помимо этого, выводы и рекомендации рабочей группы будут распространяться среди деловых кругов, тем самым привлекая внимание к проблемам корпоративного управления в российских компаниях и к необходимости улучшения практики управления компаниями.

Аналитическая работа отдельных экспертных групп представляется важной, так как она осуществляется менеджерами, имеющими опыт управления, в сотрудничестве с юристами, консультантами, другими специалистами и с учетом зарубежной практики.

Отношение мажоритарных акционеров. В России вопросы корпоративного управления получили очень широкий общественный резонанс в последние два-три года. Однако наиболее дальновидные бизнесмены, ранее всех осознавшие важность недискриминационного отношения к акционерам как основы концепции корпоративного управления, уже пожинают плоды своих усилий по адаптации эффективной практики корпоративного управления в своих компаниях.

Одним из наиболее ярких лидеров в области применения современных методов корпоративного управления в России является компания “ЮКОС”. Ее капитализация значительно выросла во многом благодаря принимаемым мерам по внедрению международных стандартов корпоративного управления. Обнадеживает тот факт, что все большее число компаний проявляет интерес к корпоративному управлению не только на словах, но и на практике. Недискриминационное отношение к собственникам и другие шаги по повышению эффективности корпоративного управления во многих случаях продиктованы не столько популизмом и желанием провести удачную PR-акцию по улучшению корпоративного имиджа, сколько осознанием того, что такие действия ведут к реальному повышению капитализации компании.

На основании указанных факторов необходимо отметить, что в России на корпоративные отношения существенное влияние оказывают интересы прочих групп, прежде всего государства.

Вместе с тем как отдельным компаниям, так и государству предстоит еще значительная работа по внедрению эффективных инструментов разрешения корпоративных конфликтов и защите прав акционеров.

Типовые ситуации несоблюдения антикоррупционного законодательства лицами, замещающими должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (служащего) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам.

Согласно статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у работника (служащего) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Основным конфликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами работника (служащего) и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта.

Потенциальный конфликт интересов может иметь место, например, при выполнении иной оплачиваемой работы.

Так, государственный служащий реализует функции государственного органа в части организации и проведения конкурсов на закупку материально-технических средств и одновременно преподает на платных курсах подготовки специалистов коммерческих организаций, обеспечивающих участие их организаций в конкурсах на поставку товаров, (работ, услуг) для государственных нужд, то в этом случае имеет место потенциальный конфликт интересов, для предупреждения которого государственный служащий обязан проинформировать о своей личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме и прекратить подобную преподавательскую деятельность.

Читайте также:
Классы профессионального риска по ОКВЭД

Другим примером может являться проверка, проведенная прокурором района в администрации городского поселения, где было установлено, что один из служащих администрации является учредителем ООО «Управляющая компания», указанные сведения последним не отражены в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера

Наряду с этим, служащий являлся одним из членов конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами. В данном конкурсе участвовало ООО «Управляющая компания», признанное впоследствии победителем.

Прокуратурой района по указанному факту внесено представление об устранении выявленных нарушений, виновное лицо распоряжением главы поселения привлечено к ответственности, однако, заседание комиссии по рассмотрению конфликта интересов не проводилось.

Поскольку процедура привлечения служащего к ответственности нарушена, прокуратурой в суд направлено исковое заявление о признании распоряжения незаконным, одновременно поставлен вопрос о расторжении со служащим контракта и его увольнении в связи с непринятием им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представления неполных, недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Решением апелляционной инстанции краевого суда представление прокурора удовлетворено.

В пункте 2 общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, установлено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, наряду с прочим при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Законодательством предусмотрено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения работника (служащего), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов; самоотвода работника (служащего) от осуществления действий, которые могут этот конфликт создать.

Так, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает право представителю нанимателя отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных и муниципальных служащих выступает деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые призваны на ранней стадии предупредить влияние личной заинтересованности на объективное исполнение должностных обязанностей, не допустить перерастание в преступные формы поведения граждан.

Введя в правовое поле такую категорию, как конфликт интересов, законодатель предусмотрел и организационный механизм его урегулирования. Для этого в государственном (муниципальном) органе образуются специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

Порядок создания и деятельности комиссий регламентирован Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым рекомендовано органам государственной власти и местного самоуправления создать аналогичные комиссии.

Комиссия образуется нормативным правовым актом, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного (муниципального) органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной (муниципальной) службы в государственном (муниципальном) органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

Одно из требований законодательства – наличие в комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Кроме того, руководитель органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета;

б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном (муниципальном) органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном (муниципальном) органе.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. При этом проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

Данные требования к процентному составу обеспечивают максимально объективное и независимое решение по вопросам, ставящимся перед членами комиссии.

В то же время основным нарушением, выявляемым при проверках прокурорами деятельности комиссий, является несоблюдение их качественного и количественного состава, когда не включаются государственные (муниципальные) служащие других подразделений органа; число членов комиссии, не замещающих должности государственной (муниципальной) службы в органе, составляет менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Читайте также:
Когда возникает право на отпуск по ТК РФ

Так, прокуратурой края в одно из территориальных подразделений федерального органа исполнительной власти принесен протест на приказ «Об изменениях в составе комиссии». Основанием послужили нарушения качественного состава комиссии: не были включены государственные служащие других подразделений государственного органа (кроме подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения).

Кроме того, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, составляло менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

По итогам рассмотрения протеста требования прокуратуры края признаны обоснованными, в связи с чем, в целях устранения выявленных нарушений приказ отменен.

Основной задачей комиссий является обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством, регулирующим вопросы противодействия коррупции, а также осуществление в государственном (муниципальном) органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Важно иметь в виду, что комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного (муниципального) служащего информация об этом представляется руководителю органа для решения вопроса о применении к служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При установлении факта совершения служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в трехдневный срок, а при необходимости – немедленно.

Наряду с этим, в последнее время типичными стали нарушения, допускаемые при владении отдельными категориями лиц ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Так, прокуратурой края установлено, что лицо, замещающее государственную должность края, в справке на себя за отчетный год в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах», пункты 5.1. «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах», 5.2. «Иные ценные бумаги» указано об отсутствии каких-либо ценных бумаг; однако в разделе 1 «Сведения о доходах», пункт 5 «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях» – указан доход с отметкой «Сберегательные сертификаты Сбербанка России».

В соответствии с положениями статьи 844 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

В силу требований п.7 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ “О противодействии коррупции”, в случае, если лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем, приобретение данным лицом указанного вида ценной бумаги осуществлено без проведения обязательной процедуры оценки наличия либо отсутствия в совершенной сделке конфликта интересов, принятия соответствующего решения уполномоченным на то коллегиальным органом.

Следует отметить, что число выявляемых прокурорами нарушений законодательства, регулирующего вопросы предотвращения конфликта интересов растет, в связи с чем, прокурорский надзор в данном направлении приобретает особую актуальность.

Марина Красильникова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Хабаровского края

Кто такой контрактный управляющий закупками

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Кто такой контрактный управляющий
  2. Обязанности
  3. Ответственность
  4. Требования к должности
  5. Можно ли пригласить стороннего контрактного управляющего?
  6. Документальное оформление

ФЗ-44 – это Федеральный закон №44 от 5 апреля 2013 года. Регулирует государственные закупки. Это отдельное направление закупок, подчиняющееся целому ряду правил. Мероприятие осуществляется под непосредственным контролем управляющего.

Какие существуют особенности трудоправового статуса контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Кто такой контрактный управляющий

Для проведения госзакупок на основании ФЗ №44 нужно назначить специальную службу или управляющего. Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за закупку, выполнение положений контракта. Он исполняет весь перечень обязанностей, единолично работает от начала закупки до ее завершения.

Контрактная служба – это группа должностных лиц, занимающихся госзакупками. На каждого из представителей службы возложена определенная обязанность. Очевидно, что на контрактного управляющего возлагается больше ответственности, чем на отдельного представителя службы.

Обязанности

ВАЖНО! Приказ о назначении контрактного управляющего от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Перечень обязанностей контрактного управляющего содержится в пункте 4 статьи 38 ФЗ №44.
Рассмотрим подробнее этот список:

  • Формирование плана закупок, внесение корректировок в этот план.
  • Включение плана в единую систему.
  • Формирование плана-графика, внесение в него корректировок.
  • Помещение в единую систему сведений о проведенных закупках.
  • Подготовка документов, сопутствующих госзакупкам.
  • Проведение госзакупок, оформление контрактов.
  • Участие в делах по обжалованию итогов выбора поставщиков.
  • Подготовка документов для отправки исков или претензий.
  • Планирование консультаций с поставщиками.
  • Прочие полномочия, содержащиеся в ФЗ №44.
Читайте также:
Классы условий труда на рабочих местах: какие бывают

Полный перечень функций управляющего приведен во втором разделе типового регламента, установленного приказом Минэкономразвития №631 от 29 октября 2013 года.

Задачи

Контрактный управляющий обязан вести госзакупки от начала мероприятия до его завершения. В частности, он занимается планированием, решением конфликтов с поставщиками, документальным оформлением. Основная задача специалиста – заключение контрактов, которые будут выгодны заказчику. То есть управляющий должен оформлять контракты с наиболее выгодными условиями. Цель деятельности контрактного управляющего – экономия бюджетных денег в рамках закупок.

Ответственность

В части 5 статьи 38 ФЗ №44 указано, что управляющий несет ответственность в рамках своих законных полномочий. Обязанности специалиста и его ответственность за их неисполнение оговариваются в должностной инструкции. Контрактный управляющий несет ответственность также на основании ТК РФ. В частности, его работа регулируется статьей 232 ТК РФ.

Если управляющий совершит преступление в рамках исполнения государственного заказа, он будет нести административную и уголовную ответственность. Существуют нарушения, предусмотренные этими статьями:

  • Статьи 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Часть 7.1, статья 19.5 КоАП РФ.
  • Статья 19.7.2 КоАП РФ.

ВАЖНО! За все эти правонарушения накладывается административная ответственность. В рамках этой статьи управляющий будет являться должностным лицом. То есть он несет повышенную ответственность.

Рассмотрим некоторые штрафы, оговоренные в КоАП РФ:

  • Статья 7.29.1 КоАП РФ. Несоблюдение порядка установления начальной стоимости госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.29.2 КоАП РФ. Уклонение от заключения госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 2.1 КоАП РФ. Нарушение требований к содержанию протокола, составляемого при определении поставщика. Штраф составит 10 000 рублей.
  • Статья 7.30, пункт 4.2 КоАП РФ. Утверждение конкурсной документации с нарушением положений ФЗ №44. Штраф составит 3 000 рублей.

Ответственность может накладываться при наличии этих обстоятельств:

  • Неисполнение указаний своего руководителя.
  • Неисполнение функций и задач, определенных должностной инструкцией.
  • Злоупотребление своими служебными полномочиями.
  • Предоставление недостоверных сведений о статусе выполнения порученных исполнителю задач.
  • Игнорирование техники безопасности, противопожарных правил.
  • Создание угрозы деятельности компании.
  • Игнорирование трудовой дисциплины.

Сотрудник несет ответственность за нарушение законов, а также положений должностной инструкции.

Требования к должности

Контрактный управляющий – это должностное лицо с расширенным перечнем полномочий. А потому к нему предъявляются повышенные требования. В частности, в пункте 6 статьи 38 ФЗ №44 указано, что контрактный управляющий должен иметь или ВО, или дополнительное образование в области госзакупок.

Можно ли пригласить стороннего контрактного управляющего?

В пункте 2 статьи 38 ФЗ №44 указано, что работодатель может только назначить контрактного управляющего. То есть сотрудник именно назначается. Работодатель не может нанять стороннего специалиста. Контрактный управляющий должен обязательно входить в штат сотрудников компании.

У работодателя есть следующие варианты:

  1. Принятие в компанию нового работника. При этом с ним нужно оформить трудовое соглашение. Сотрудник принимается на должность или контрактного управляющего, или специалиста другого профиля.
  2. Перевод штатного работника на должность контрактного управляющего. При этом нужно оформить соглашение об изменении положений трудового договора.
  3. Сотрудник компании может совмещать свою должность с должностью контрактного управляющего (основание – статья 60.2 ТК РФ). В статье 151 ТК РФ указано, что работнику в этом случае начисляется доплата. Кроме того, должностная инструкция сотрудника корректируется.

То есть единственная возможность нанять стороннего специалиста – это наем нового сотрудника в штат организации.

Какой из рассматриваемых вариантов лучше? Все зависит от конкретных обстоятельств. Если это масштабный заказ, следует назначить на должность контрактного управляющего отдельного сотрудника. Если же госзаказ небольшой, то специалист компании может совмещать обе должности. Это более выгодный для работодателя вариант, так как не нужно будет нанимать нового сотрудника.

Обычно руководитель назначает контрактного управляющего, а не контрактную службу. Выгоды первого варианта очевидны. В этом случае работодатель может значительно сэкономить, так как не нужно будет организовывать деятельность целой службы. Однако подобный вариант не всегда можно реализовать. В частности, службу придется организовывать тогда, когда стоимость суммарного годового объема заказов превышает 100 000 000 рублей (основание – пункт 1 статьи 38 ФЗ №44).

Документальное оформление

Контрактный управляющий будет работать на основании двух документов: приказа и должностной инструкции. Форма приказа в законе не оговорена. Документ может быть составлен в свободной форме.

В инструкции указываются все обязанности специалиста, задачи, которые ставятся перед ним. Прописываются критерии оценки деятельности специалиста, условия его работы, а также дополнительные пункты.

Дополнительные нюансы

Можно ли назначать нескольких контрактных управляющих в рамках одной компании? Делать это можно. Основание – пункт 2 приложения к Письму Минэкономразвития №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В этом случае нужно хорошо разграничить контракты между управляющими. Ответственность за одну закупку будет нести один управляющий, за вторую – другой.

Читайте также:
Льготный отпуск для северян: нормативная база

Контрактный управляющий может являться руководитель организации. Основанием является то, что в законе №44 отсутствует запрет на это. Лицо может совмещать должности руководителя и управляющего.

Обязанности контрактного управляющего

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ с изменениями 2021 года:

  • планирует закупки;
  • определяет поставщика;
  • заключает, исполняет, вносит изменения и расторгает договоры.

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует деятельность госзакупок. По нормам ФКС контрактный управляющий — это должность специалиста по закупкам. А Минфин определяет перечень обязанностей, которые возлагаются на сотрудника, такую должность занимающего. Заказчики обязаны выделить в штате специальное лицо, уполномоченное на обработку закупок, а в определенных случаях — создать контрактную службу.

В п. 1 ст. 38 ФЗ-44 указано, в каком случае заказчик назначает контрактного управляющего — если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн рублей. Если СГОЗ выше 100 млн рублей, то формируется контрактная служба. Создавать специальное подразделение нет необходимости, но назначить руководителя службы нужно.

Контрактный управляющий: дополнительные обязанности или отдельная должность

Управляющий закупками — это должностное лицо, которое сопровождает деятельность предприятия в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он контролирует весь процесс — от планирования до заключения и исполнения договора, включая оплату.

Термин введен законом в целях регулирования сферы госзаказов. Эта должность не включена в тарифно-квалификационный справочник и профессиональные квалификационные группы. Соответственно, не утверждена типовая должностная инструкция, нет и унифицированной формы приказа о создании службы. Но назначая ответственного специалиста, заказчик вводит должность «контрактный управляющий» в штатном расписании, разрабатывает должностную инструкцию и издает отдельный приказ.

Типовое положение о госконтрактной службе, в котором прописаны основные функции контрактного управляющего по 44-ФЗ, утверждено Приказом Минфина России №158н от 31.07.2020 . Но необходимость его разработки не установлена — положение не является обязательным локальным нормативным актом на предприятии.

Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, возлагают на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.

Как прописать должностные обязанности

Функции и обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ (для службы полномочия аналогичны):

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, организация обязательного общественного обсуждения, установление требования к закупкам, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • определение поставщиков: обеспечение проведения закрытых способов, подготовка и размещение в ЕИС извещений, документации и проектов контракта, определение НМЦК, описание объекта госзакупки, указание информации по ст. 42 44-ФЗ, подготовка и размещение разъяснений по документации, публикация извещений об отмене заказа, размещение протоколов определении поставщика, организация технического обеспечения работы комиссии, привлечение экспертов по требованиям ст. 41 ФКС;
  • заключение контрактов: размещение проекта контрактов, рассмотрение протокола разногласий, рассмотрение банковской гарантии, проверка поступления денег от поставщика, направление в ФАС уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком по нормам ч. 2 ст. 93, хранение всех протоколов, обеспечение заключения госконтракта с участником, направление необходимой информации в органы кассового обслуживания.

Работа управляющего по исполнению, изменению и расторжению контрактов заключается в следующем:

  • рассмотрение обеспечения в форме банковской гарантии;
  • выполнение условий авансирования;
  • обеспечение приемки товаров, работ, услуг;
  • проведение экспертизы;
  • подготовка решения о создании приемочной комиссии заказчика;
  • оформление документов о приемке;
  • проведение оплаты по госконтракту;
  • направление необходимой информации в органы кассового обслуживания;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении и расторжении договора;
  • обеспечение возврата поставщику денежного обеспечения;
  • проведение одностороннего расторжения контракта по ст. 95 и выполнение иных функций по 44-ФЗ.

Перечень не является закрытым: заказчик вправе его дополнить в соответствии с собственными интересами.

Как составить должностную инструкцию

Организация самостоятельно решает, кто может быть контрактным управляющим: главное, чтобы сотрудник имел образование в сфере госзаказа. Должностная инструкция специалиста формируется организацией самостоятельно, с учетом функций, перечисленных в ст. 38 44-ФЗ и Приказе Минфина №158н.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили профессиональные стандарты и квалификации для контрактных управляющих. Используйте эти инструкции бесплатно.

На практике закупками занимаются юристы, договорники, экономисты. Их работа приобретает официальный статус после издания приказа о создании службы и разработки положения. Законом не запрещен и главный бухгалтер как контрактный управляющий, если он имеет необходимое образование.

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок», что особенно уместно, если сотрудник осуществляет экспертизу и аналитику.

Должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения учитывает специфику самого предприятия. В своей работе специалист руководствуется действующим законодательством и локальными актами организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: