Конфиденциальная информация – что это

Конфиденциальная и коммерческая информация

konfidencialnaya_i_kommercheskaya_informaciya.jpg

Похожие публикации

Конфиденциальная информация – это сведения, не подлежащие публичному распространению и охраняемые законом. К ним имеют доступ ограниченное количество лиц, которые берут на себя обязательство не разглашать известную им тайну. Если оно будет нарушено, распространителям секретной информации может грозить дисциплинарная, материальная, административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.

Виды конфиденциальной информации

Главный признак конфиденциальности каких-либо сведений – законодательное ограничение доступа к определенному роду информации. Без согласия обладателя тайны данные сведения запрещается передавать посторонним лицам, не имеющим права их знать. Подобная характеристика дана в Федеральном законе об информации № 149 от 27.07.2006 (ст. 2).

Полный перечень конфиденциальной информации представлен в президентском указе № 188, изданном более 20 лет назад – 6 марта 1997 года. Согласно этому документу, к секретным сведениям, не подлежащим разглашению, относятся данные:

  • составляющие служебную тайну;
  • связанные с профессиональной деятельностью гражданина (например, врачебная или адвокатская тайна);
  • связанные с функционированием коммерческой организации (коммерческая тайна);
  • о тайне следствия и судопроизводства;
  • о частной жизни человека, позволяющие его идентифицировать (персональные данные);
  • о сущности нового изобретения, информация о котором еще не опубликована.

В 2015 году в указ Президента № 188 был добавлен новый пункт (п. 7), в соответствии с которым теперь конфиденциальной является информация и о принудительном исполнении судебных и властных актов, а также сведения, содержащиеся в личных делах осужденных граждан. Исключение составляют общедоступные данные, являющиеся таковыми согласно Федеральному закону № 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Конфиденциальная информация, коммерческая тайна: отличия

Перечень конфиденциальных сведений наглядно иллюстрирует, что коммерческая тайна является одним из ее видов. То есть это более узкое понятие, имеющее непосредственное отношение к бизнесу, извлечению прибыли. Конфиденциальная коммерческая информация, ее сохранение, способствует успешной деятельности компании, дает ей преимущество над конкурентами. Именно в этом заключается главное предназначение оберегаемых фирмой сведений, имеющих коммерческую ценность.

Компания сама устанавливает режим секретности для определенной информации, фиксируя это в специальном Положении. Также руководством фирмы издается приказ, определяющий, кто из сотрудников имеет доступ к сведениям, которые составляют коммерческую тайну.

Конфиденциальная информация организации не всегда связана с необходимостью удержать или повысить прибыль. Вышеназванный указ Президента № 188 показывает, что она имеет широкий спектр. К конфиденциальным сведениям относятся различные виды тайн: служебная, коммерческая, профессиональная и т.д. Их перечень определен правовыми актами и охраняется законом. Следует отметить, что конфиденциальная информация становится коммерческой тайной только после того, как организация в локальных актах признает ее таковой.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Принимая на работу сотрудника, которому предстоит работать с конфиденциальными сведениями, работодатель обязан под роспись ознакомить его с их перечнем. В трудовом договоре с подчиненным следует отразить обязательство о неразглашении коммерческой или иной тайны, прописав возможные санкции за его нарушение (57-я статья Трудового кодекса РФ). Тогда, распространив секретную информацию, ее носитель может получить дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения.

Работа с конфиденциальной информацией подразумевает повышенную ответственность сотрудника, которому в силу служебного положения она стала известна. 81-я статья ТК РФ одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе руководства называет разглашение работником коммерческой или другой тайны. Если утечка конфиденциальной информации нанесла компании реальный материальный ущерб, сотрудник должен его компенсировать в полном размере (243-я статья ТК РФ). Но работодателю придется доказать, что материальные потери фирмы являются следствием действий подчиненного.

Подписав документ о неразглашении конфиденциальной информации, и нарушив это обязательство, работнику нужно помнить о возможной уголовной ответственности, установленной 183-й статьей УК РФ. Она применяется, если без согласия владельца разглашена налоговая, коммерческая или банковская тайна, о которой гражданину стало известно в ходе исполнения трудовых или служебных обязанностей. Максимальный штраф за это деяние составляет миллион рублей. Возможны и иные виды наказания, например, лишение свободы или принудительные работы сроком до трех лет.

Также, если разглашена конфиденциальная информация, закон позволяет применить к гражданину или должностному лицу административную ответственность в виде штрафа. В первом случае он может достигать 500-1000 рублей, во втором – 4000-5000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации

  • Понятие конфиденциальной информации
  • Расшифровка термина «коммерческая тайна»
  • Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями
  • Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации
  • Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений
  • Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера
  • Итоги

Понятие конфиденциальной информации

Расшифровку понятия «конфиденциальная информация» можно найти в нескольких нормативных актах (например):

1. По ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — это определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ.

2. По п. 2 Регламента обмена электронными документами, утвержденного приказом ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-З-13848@, — это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с:

  • действующим законодательством РФ;
  • настоящим Регламентом.
Читайте также:
Материальная ответственность кассира - документальное оформление, договор

3. По ст. 2 утратившего силу закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, к конфиденциальной относится информация, доступ к которой ограничен законом.

Расшифровка термина «коммерческая тайна»

Сведения, составляющие коммерческую тайну, расшифровываются:

  • в ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ — как информация любого характера, имеющая коммерческую ценность и недоступная для третьих лиц, в отношении которой обладатель ввел режим коммерческой тайны;
  • в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) — как связанная с коммерческой деятельностью информация, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Для понимания специфичности термина «коммерческие сведения» важна детализация понятия «коммерческая тайна» (п. 1 ст. 3 закона № 98-ФЗ). Под коммерческой тайной понимается специальный режим конфиденциальности, позволяющий обладателю коммерческих сведений:

  • упрочить положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • улучшить финансовые показатели своей работы (увеличить доходы, избежать неоправданных расходов);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, термин «коммерческая тайна» относится к информации:

  • о коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта;
  • состав которой определяется ее обладателем;
  • защищаемой ее обладателем и лицами, получившими секретные коммерческие сведения в установленном законом порядке (должностными лицами госорганов, контрагентами и др.).

О важных финансовых показателях деятельности фирмы и их применении для финанализа узнайте из статьи «Основные финансовые коэффициенты и формулы их расчета».

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
За разглашение коммерческой тайны для работника установлена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. Но для этого должен быть выполнен ряд условий, в частности. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями

Оба вида информации:

1. Являются важнейшим нематериальным ресурсом (активом).

2. Стали в современном мире товаром, продукцией, предметом труда и объектом услуг.

3. Обладают следующими основными свойствами (в идеале):

  • полезности (ценности, значимости);
  • достоверности (отражение реального положения дел);
  • полноты (достаточности для понимания);
  • объективности (независимости от чего-либо мнения);
  • актуальности (существенности и важности в определенный момент времени);
  • понятности.

Оба вида информации объединяет такое свойство с негативным оттенком, как уязвимость, выражающаяся в возможности нарушения:

  • сохранности информации;
  • ее целостности;
  • и закрытости для третьих лиц.

В связи с этим можно выделить еще один, объединяющий рассматриваемые понятия признак, — возможность применения для защиты секретных коммерческих сведений и конфиденциальной информации одинаковых способов защиты (алгоритмов снижения ее уязвимости). Среди таких мер охранно-защитного характера можно назвать:

  • определение потенциальной ценности информации;
  • оценка степени ее уязвимости;
  • прогнозирование возможных угроз;
  • проведение комплекса мер по ограничению доступа к защищаемой информации и созданию условий, исключающих или затрудняющих несанкционированный доступ к ней.

О значении прогнозирования в управленческом учете — см. материал «Планирование в управленческом учете — как это проходит?».

Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации

Исходя из расшифрованных в предыдущих разделах терминов конфиденциальной информации и коммерческой тайны, можно сформулировать их основное отличие:

  • коммерческую тайну составляют конфиденциальные сведения, имеющие специфичную направленность, связанную только с рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта (имеющей своей целью получение прибыли);
  • термин «конфиденциальная информация» специфичного оттенка не имеет и включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом (помимо секретных коммерческих сведений): персональные данные, сведения, составляющие служебную тайну, профессиональную тайну, и др.

Дополнительную информацию о видах конфиденциальной информации получите из статьи «Чем отличается служебная тайна от профессиональной?».

О других отличиях рассматриваемых понятий узнайте из следующего раздела.

Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений

Другим признаком, отличающим относимые в разряд коммерческой тайны сведения от конфиденциальной информации, является применяемый способ классификации информации:

  • перечень конфиденциальных сведений определен государством (указ Президента РФ № 188);
  • формирование списка секретных коммерческих сведений является исключительной прерогативой ее обладателя (ст. 4 закона № 98-ФЗ), за исключением перечня не подлежащей засекречиванию информации, устанавливаемого законом (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

При составлении списка секретных коммерческих сведений учитывается:

  • область деятельности компании;
  • специфика ее работы;
  • применяемые технологии;
  • особенности поставщиков;
  • интересы конкурентов и др.

В каком документе закрепляется «секретный» перечень, расскажем в следующем разделе.

На нашем портале вы узнаете о различиях используемых большинством налогоплательщиков смежных понятий — см. материалы:

Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера

Регулирование всех вопросов, связанных с порядком работы и алгоритмами защиты информации, может осуществляться с помощью отдельного локального документа —положения о коммерческой тайне, инструкции по работе с конфиденциальной информацией и др.

Его структура и содержание не регламентируется законом, поэтому каждый хозяйствующий субъект оформляет подобный документ самостоятельно, с учетом требований рассмотренных в нашем материале нормативных документов.

Среди основных разделов такого документа могут присутствовать следующие:

Читайте также:
Карта специальной оценки условий труда: пример заполнения

1. Организационный (расшифровка целей и оснований разработки документа, детализация терминов и определений).

2. Основной, содержащий описание:

  • групп и наименований сведений конфиденциального характера;
  • порядка допуска к конфиденциальной информации;
  • алгоритмов работы с конфиденциальными сведениями;
  • порядка хранения информации;
  • схем контроля за процедурой допуска к информации и порядком работы с ней;
  • мер ответственности за разглашение сведений конфиденциального характера.

3. Заключительный (порядок ознакомления сотрудников с документом, схема введения его в действие, а также процедуры его корректировки и отмены).

Найти готовый документ вы можете на нашем сайте — см. материал «Положение о коммерческой тайне — образец 2021 года».

Итоги

Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются составной частью объемного массива конфиденциальной информации наряду со сведениями из разряда служебной, профессиональной тайны и др.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Президентом РФ в Указе № 188, а перечень составляющих коммерческую тайну сведений каждый хозяйствующий субъект составляет самостоятельно (за исключением общедоступной информации, засекречивание которой запрещено законом). В него входит наиболее ценная для ее собственника информация, приносящая ему пользу и прибыль.

Правовое регулирование конфиденциальной информации

Защита данных
на базе системы

И нформация представляет собой сведения, которые регламентированы правовыми нормами. Существует два вида информации: сведения, находящиеся в открытом и в ограниченном доступе. Между открытой и конфиденциальной информацией имеются принципиальные различия. Распространение конфиденциальной информации создает угрозу экономической безопасности и наказывается в соответствии с действующим законодательством.

Понятие и виды конфиденциальной информации

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ, сведения делятся на два вида:

  • информация для общего пользования. Вид данных, находящихся в открытом доступе для всех граждан РФ;
  • данные с закрытым доступом. Вид сведений, которые ограничены нормативно-правовыми актами РФ и доступны только определенным категориям лиц, которые получают доступ к информации в связи со своими служебными полномочиями.

Понятие конфиденциальной информации

В широком смысле слова, конфиденциальная информация – это сведения с ограниченным доступом. В узком смысле, конфиденциальная информация имеет особую ценность для лиц, пребывающих на государственной службе или работающих в организации.
Законодатель раскрывает понятие «конфиденциальность информации» в Федеральном законе «Об информации» № 149-ФЗ. Согласно ст. 2 закона, к данным ограниченного доступа относятся сведения, которые не могут быть переданы третьим лицам без согласия на это обладателя данных.

Конфиденциальная информация представляет собой определенную тайну, поскольку она доступна только нескольким категориям лиц, имеющим право и доступ на работу с ней. Охрана и правовая защита конфиденциальных данных гарантирована государством и закреплена в Конституции РФ. В основном законе РФ указано, что гражданин, организация и государство, имеют право на тайну.

Основными источниками правового регулирования конфиденциальной информации в РФ являются:

  • международные договоры и соглашения;
  • конституция РФ;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов;
  • локальные акты.

Виды конфиденциальной информации

Конфиденциальная информация делится на несколько видов в зависимости от содержания и от того, в каком кругу используется:

1. Служебная тайна.

Согласно Указу Президента № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», под служебной тайной понимают информацию, имеющую особую ценность, доступ к которой ограничивается государственными органами РФ в соответствии с действующим законодательством.

Информация, являющаяся служебной тайной, также регулируется положениями Постановления Правительства РФ № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти».

В указанном Постановлении закреплены правовые положения о работе с информацией, составляющей служебную тайну:

  • обязательное проставление отметки «Для служебного пользования»;
  • передача сотрудникам информации, содержащей служебную тайну, только под расписку;
  • хранение сведений «Для служебного пользования» в сейфах;
  • уничтожение документов, содержащих служебную тайну только по акту;
  • копирование документов со служебной тайной с письменного согласия руководителя.

2. Коммерческая тайна.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ, под коммерческой тайной понимается режим ограничения использования, передачи и распространения информации, которая позволяет ее обладателю получить материальную или нематериальную выгоду.

Обладание чужой коммерческой тайной позволяет конкурентам увеличить прибыль, избежать лишних расходов, получить привилегии на рынке товаров и услуг.

Согласно закону № 98-ФЗ, сведениями, составляющими коммерческую тайну, могут быть результаты интеллектуальной деятельности, научно-техническая информация, которая представляет собой особую коммерческую ценность для организации.

Ценность коммерческой тайны заключается в том, что она известна лишь определенному кругу лиц и недоступна третьим лицам. Примером коммерческой тайны может служить производство по уникальной технологии какой-либо продукции.

Законодатель, помимо прочего, указывает, какие сведения не могут признаваться коммерческой тайной:

  • сведения из единого государственного реестра юридических и физических лиц, подтверждающие факт внесения записи в реестр;
  • лицензии и сертификаты, которые дают право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения о количестве сотрудников и размере заработной платы на предприятии;
  • информация, касающаяся задолженности или невыплаты заработной платы и любых социальных выплат;
  • сведения о нарушении законов и привлечении к юридической ответственности;
  • информация, касающаяся безопасности граждан, общества в целом и окружающей среды;
  • список лиц, имеющих право совершать юридические действия без доверенности;
  • информация о проведении конкурсов или аукционов по приватизации государственной или муниципальной недвижимости.
Читайте также:
Корпоративные финансы: принципы, функции и цели

3. Персональные данные.

Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ поясняет, что можно считать персональными данными. Исходя из ст. 3 закона, персональные данные – это любые сведение относящиеся (прямо или косвенно) к субъекту персональных данных, то есть физическому лицу.

Согласно закону, получение, обработка, хранение и иные действия с персональными данными физического лица, производятся только с согласия последнего.

При этом лицо, которое занимается обработкой персональных данных, не имеет права разглашать сведения, которые ему предоставляет гражданин. В исключительных случаях допускается передача таких данных, если физическое лицо лично дает на это согласие, либо это предусмотрено действующим законодательством.

4. Тайна уголовного судопроизводства.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ), закреплено положение, которое запрещает разглашать сведения, касающиеся уголовного дела на стадии предварительного расследования.

Следователь или дознаватель обязан сообщить участникам уголовного судопроизводства о недопустимости разглашении сведений по уголовному делу, о чем составляется соответствующая расписка.

Однако в ст. 161 УПК РФ говорится о том, что в исключительных случаях данные предварительного расследования могут предать гласности с разрешения лиц, ведущих расследование. Также, законодатель отмечает, что информация, которая может быть оглашена, не должна противоречить интересам следствия и участников уголовного судопроизводства.

При этом запрещается разглашение сведений, которые содержат информацию о частной жизни участников уголовного дела, а также несовершеннолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет.

5. Судебная тайна.

В судопроизводстве также существует конфиденциальная информация, которая называется судебная тайна. В любой отрасли права (административной, гражданской и уголовной) законодатель закрепляет принцип ее соблюдения.

Сущность данного принципа состоит в следующем:

  • судья или коллегия судей выносят решение только в совещательной комнате;
  • никто, кроме судей, не имеет право участвовать при вынесении решения, за исключением присяжных заседателей;
  • при участии в судебном разбирательстве присяжные заседатели не имеют права разглашать решения суда;
  • неразглашение информации по делам особой категории. Несмотря на то, что в РФ одним из принципов судопроизводства является гласность, то есть открытость судебного заседания, имеется ряд дел, по которым заседание в обязательном порядке должно быть закрытым. К таким делам, например, относятся все дела, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

6. Профессиональная тайна.

Профессиональная тайна есть практически в каждой профессии: врач, адвокат, нотариус, психолог. Для каждого специалиста существует особое понятие профессиональной тайны, которая регламентированное в различных правовых актах.

Например, адвокаты руководствуются Федеральным законом № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В ст. 8 закона указано, что адвокатской тайной признаются сведения, которые стали известны адвокату при оказании юридической помощи своему доверителю. При этом недопустим допрос адвоката по обстоятельствам, которые стали ему известны в ходе профессиональной деятельности.

Аналогичные правовые положения закреплены для нотариусов, врачей и иных специалистов, получающих сведения, которые не подлежат разглашению. Каждый сотрудник, который получает доступ к данным, подписывает документ о неразглашении сведений.

Защита конфиденциальной информации

Для того чтобы не произошла утечка конфиденциальной информации, необходимо предпринимать соответствующие меры, которые препятствовали бы этому. Законодатель закрепил правовые положения о защите данных в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149.

Также существует несколько правовых способов защиты сведений ограниченного доступа. Законодательное регулирование по вопросам, связанным с защитой сведений ограниченного доступа, заключается также в закреплении юридической ответственности за разглашение такой информации.

Защита информации

Как упоминалось выше, положения, регламентирующие вопросы по защите конфиденциальной информации, закреплены в ФЗ № 149. В соответствии с законодательством, под защитой информации понимается:

  • обеспечение защиты сведений ограниченного доступа от неправомерного посягательства;
  • соблюдение режима ограниченного доступа к ограниченным данным;
  • принятие мер по реализации права на доступ к ограниченной информации.

Законодательное координирование данных ограниченного доступа заключается также в том, чтобы принять меры по защите информации:

  • предотвращение утечки информации;
  • своевременное обнаружение попытки незаконно получить доступ к информации;
  • предупреждение последствий, которые возникают при несанкционированном доступе к сведениям;
  • постоянный мониторинг уровня защиты информации;
  • возможность восстановить данные, которые были уничтожены;
  • размещение информации ограниченного доступа в базах данных на территории РФ.

Для защиты критичных данных существуют следующие виды защиты:

  • Физическая. Физическая защита заключается в хранении информации в специальных сейфах или хранилищах, доступ к которым разрешен узкому кругу лиц.
  • Аппаратная. Аппаратный способ защиты предполагает хранение информации на специальных компьютерах или серверах, которые постоянно контролируются с целью предотвращения несанкционированного доступа к данным.
  • Программная. Защита информации осуществляется с помощью программного обеспечения, которое своевременно блокирует неразрешенные действия пользователей и предотвращает утечку сведений.
  • Математическая (криптографическая). Математическая защита позволяет шифровать данные, делая их прочтение недоступным для третьих лиц.

Ответственность за правонарушения в сфере информации

Согласно ст. 17 Федерального закона № 149, за нарушение требований, установленных для конфиденциальных сведений, наступает юридическая ответственность.

Правовые нормы закрепляют следующие виды ответственности:

  • Дисциплинарная. Данный вид ответственности применяется, когда работник совершил дисциплинарный проступок. Например, разгласил персональные данные коллеги третьим лицам.
  • Гражданско-правовая. Указанный вид ответственности предполагает взыскание морального или материального вреда за разглашение сведений ограниченного доступа.
  • Административная. К административной ответственности привлекается лицо, совершившее преступление, предусмотренное Кодексом об административной ответственности. Например, разглашение и распространение информации с ограниченным доступом.
  • Уголовная. Уголовная ответственность за преступление в сфере информации может наступить вследствие незаконного способа получения информации, например, за взлом программного обеспечения.
Читайте также:
Карьерный рост учителя: ступени

Правовое регулирование конфиденциальной информации помогает обеспечивать ее сохранность и защиту. При этом гарантом защиты являются сразу несколько нормативных актов, регулирующих правовые вопросы, касающиеся сведений ограниченного доступа.

Перечень сведений конфиденциального характера

Перечень конфиденциальной информации на предприятии — это список закрытых от посторонних сведений. В их число, как правило, входят коммерческая информация, персональные и профессиональные данные (последние два вида определены федеральными законами).

Какие сведения входят

  • тайна судопроизводства и следствия;
  • персональные данные;
  • служебная, профессиональная и коммерческая тайна;
  • известия об изобретении (до публикации);
  • материалы из личных дел осужденных.

Как правило, реестры конфиденциальных данных предприятия состоят из нескольких видов закрытых материалов. Разделы о коммерческой тайне и персональных данных присутствуют в перечнях всех организаций, они составляются по нормам законов №98-ФЗ и №152-ФЗ. Сведения профессионального характера вносятся в номенклатуру в соответствии с профилем деятельности конкретной фирмы. Доступ к ней ограничен специальными законами: о банковском деле, об адвокатуре и пр.

Как утвердить перечень

Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.

1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:

  • планируемых сделках и контрагентах;
  • маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
  • научно-технических и технологических решениях;
  • производственных секретах (ноу-хау);
  • механизмах ценообразования;
  • хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерской отчетности.

2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.

Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:

  1. Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.
  2. Ст. 9 закона №149-ФЗ в п. 2, 4, 9 регламентирует обязательность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательно.

На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:

  • определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
  • устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
  • учитываются лица или должности, получившие допуск;
  • устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
  • документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.

Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.

Кто имеет доступ

Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.

Ответственность за нарушение

Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:

  • административную: по ст. 13.14 КоАП. Штрафы для физлиц — 500–1000 руб., для юрлиц — 4000–5000 руб.;
  • уголовную: сбор и огласка данных коммерческого, банковского или налогового характера карается по ст. 183 УК РФ штрафом, принудительными работами или ограничением свободы;
  • материальную: по ст. 139 ГК РФ работник, виновный в разглашении, возмещает работодателю ущерб;
  • дисциплинарную: по ст. 81 ТК РФ за разглашение тайны, охраняемой законом, с работником расторгается трудовой договор.

Конфиденциальная информация: понятие, виды и уровень Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щадная Мария Анатольевна, Крючков Никита Дмитриевич

Текст научной работы на тему «Конфиденциальная информация: понятие, виды и уровень»

ALITINFORM международное аналитическое обо-зрение.2009. №2. С. 34-43.

3. Ивлев М.А., Струговец И.Б., Недосеко И.В. Сравнительная оценка несущей способности, трещино-стойкости и деформативности перемычек со стандартным и дисперсным армированием //Известия КГАСУ. 2012. № 4(22). С. 117-123.

4. Карпенко Н.И., Травуш В.И., Каприелов С.С., Ишина А.В., Андрианов А.А., Безгодов И.М. Исследование физико-механических и реологических свойств высокопрочного сталефибробетона // Строительные науки. 2013. №1. С. 106-113.

5. Кудяков К.Л., Невский А.В., Ушакова А.С. Влияние дисперсного армирования углеродными волокнами на прочностные свойства бетона / XI Международная конференция студентов и молодых ученых «Перспективы развития фундаментальных наук», Томск, 22-25 апреля 2014г.

Читайте также:
Размер командировочных расходов: суточные по России и за рубежом

6. Морозов В.И., Хегай О.А. Исследования фиброже-лезобетонных колонн с высокопрочной арматурой

// Вестник гражданских инженеров. 2011. № 3(28). С. 34-37.

7. Парфенов А.В. Ударная выносливость бетонов на основе стальной и синтетической фибры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук: спец. 05.23.01 «Будiвельнi конструкци, будiвлi та споруди» / А.В. Парфенов. – Уфа, 2005. – 23 с.

8. Попов В.М., Суворов И.В. Некоторые особенности расчета изгибаемых элементов из сталефибробе-тона при комбинированном армировании // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 3(44). С. 8891.

9. Рабинович Ф.Н. Композиты на основе дисперсно армированных бетонов. Вопросы теории и проектирования, технология, конструкции. М.: АСВ, 2011. 642 с.

10. СП 52-104-2006. Сталефибробетонные конструкции. М., 2007. 56с.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УРОВЕНЬ

Щадная Мария Анатольевна

старший преподаватель кафедры информатики ФГБОУ ВПО «КамГУ им. Витуса Беринга»,

г. Петропавловск-Камчатский Крючков Никита Дмитриевич

студент5 курса физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «КамГУ им. Витуса Беринга»,

Работа с информацией становится все большей частью нашей жизнедеятельности. Без систематического обмена информацией с окружающим миром невозможна эффективная деятельность общества и государства. С развитием информационных технологий проблема конфиденциальности и конфиденциальной информации приобретает всё большую значимость.

Возникает необходимость обеспечить конфиденциальность информации, основываясь на государственной политике информационной безопасности. Информация признается конфиденциальной именно потому, что она является объектом исключительного владения, пользования и распоряжения конкретного лица, организации, коммерческого сообщества или государственного учреждения и означает доступность информации только адресату.

По своему содержанию информация с ограниченным доступом объединяет всю совокупность сведений, составляющих как тайную, так и конфиденциальную информацию, нуждается в защите на законодательном уровне и подлежит охране государством. Согласно действующему законодательству к информации с ограниченным доступом также относится информация, которая не подлежит обнародованию и распространению в средствах массовой информации. Защита конфиденциальной информации сегодня является одним из важнейших факторов создания и обеспечения предпосылок, необходимых для стабильности и дальнейшего развития информационного общества. Она направлена на обеспечение интересов субъектов информационных отношений.

В российских законодательных документах, в разнообразной справочной литературе, специализированных словарях составителями приводится ряд определений, которые раскрывают этот термина. В них «конфиденциальность» рассматривается как обязательство неразглашения

информации, полученной от делового партнера, от участника переговоров, собеседника, или в общем случае ограничение её распространения кругом лиц, о которых субъект был заранее извещен; защита от несанкционированного доступа; обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [4]; свойство информации быть недоступной и закрытой для неавторизованного индивидуума, логического объекта или процесса; ограничение, которое накладывает собственник информации на доступ к ней других лиц, т.е. собственник устанавливает правовой режим этой информации в соответствии с законом.

Согласно этим определениям выделим несколько признаков. На наш взгляд они объединяют все перечисленные выше определения: а) информация, которой обладают доверенные лица; б) данные, которые нельзя разглашать без согласия владельца; в) правила и условия сохранности передачи данных и информации; г) обозначение информационных ресурсов ограниченного доступа. Это подтверждается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (с изменениями и дополнениями). В нем говорится об обязательном соблюдении конфиденциальности информации, а ограничение доступа к такому роду информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Рассмотрев понятие «конфиденциальность» перейдем к другому важному и необходимому понятию «конфиденциальная информация», которое вбирает суть первого термина с его неотъемлемыми характеристиками.

На данный момент в российском законодательстве чёткого определения понятия «конфиденциальная информация» нет. Действующий Федеральний Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее «Об информации») термина «конфиденциальная информация» не содержит. Он только описывает понятие «конфиденциальности», которое мы цитировали выше. Ранее такое определение содержалось в статье 2 утратившего силу Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону «конфиденциальная информация» называлась документированная информация. Доступ к ней ограничивался в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное определение, как и обобщенное понятие конфиденциальной информации, изложенное в “Перечне сведений конфиденциального характера” [4], в значительной мере конкретизировано и в несколько измененном виде находит свое применение в актах органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, под «конфиденциальной информацией» мы будем понимать закрытую, защищаемую и имеющую ограниченный доступ информацию в соответствии с действующим законодательством без права её разглашения и передачи кому-либо с соблюдением установленного порядка и условий пользования таких сведений (данных). Порядок и условия использования такой информации определяются соглашением сторон.

В Российской Федерации понятие конфиденциальности используется практически во всех областях современного информационного общества, как в государственных, так и коммерческих структурах. Конфиденциальная информация может относиться к юридическим и физическим лицам. Она выступает как информация ограниченного доступа (только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права), как информация только для руководителей и работников организаций и является конфиденциальной информацией, ограниченной в пространстве.

Читайте также:
Каковы порядок и сроки служебного расследования возникновения пожара

Согласно многочисленным наработкам в области защиты конфиденциальной информации, исследователи отмечают отсутствие четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации были предприняты ученым А.И. Алексенцевым, который предлагал разделить информации по видам тайны: собственники информации; лица, на которых возложена информационная защита и область или сфера деятельности, где присутствует такого рода информация. При этом автор данной классификации отмечает, что возможно частичное совпадение среди названных выше компонентов.

Другой исследователь, А.А. Фатьянов классифицировал подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по содержанию, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа). По мнению этого автора, владельцами защищаемой информации являются органы государственной власти, юридические и физические лица. По содержанию защищаемая информация может быть разделена на политическую, экономическую, военную, научную, технологическую, личную, коммерческую [2, с. 52].

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. были установлены виды конфиденциальной информации. В федеральном законе № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» названы следующие виды. К ним относятся:

1) Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2) Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3) Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4) Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5) Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6) Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности [4].

Изучив различные федеральные законы, Гражданский кодекс, Конституцию Российской Федерации, указы правительства и нормативные документы, необходимо остановиться на рассмотрении уровня конфиденциальности.

Уровень конфиденциальности информации является одной из самых важных категорий, когда речь заходит о её защите. Нарушение конфиденциальности является из наиболее тяжелых с точки зрения ущерба угроз информационной безопасности. Таким образом, при создании определенной политики безопасности предлагается следующая классификация информации. По уровню её конфиденциальности она делиться на 4 класса: нулевой, первый, второй, третий. Приведем описание четырех классов, описанных К. Шудровой в журнале «Директор по безопасности» [5, с. 24].

К нулевому классу относится открытая, общедоступная информация. Это информационные буклеты, брошюры, сведения, публиковавшиеся в средствах массовой информации.

Первый класс – это класс с внутренней информацией. Она не доступна в открытом виде и не несёт никакой опасности при её раскрытии. Как правило, это финансовые отчеты и тестовая информация за давно прошедшие периоды, отчеты об обычных заседаниях и встречах, внутренний телефонный справочник фирмы, офиса, предприятия. Работая с информацией первого класса конфиденциальности, важно выполнять следующие требования: уведомить сотрудников о закрытости данной информа-

ции, ознакомить в общем коллектив с основными возможными методами атак на информацию, ограничить физический доступ, иметь полный набор документации по правилам выполнения операций с данной информацией.

Ко второму классу относится конфиденциальная информация, Раскрытие такой информации ведет к значительным потерям на рынке. В качестве примера, можно назвать реальные финансовые данные, планы, проекты, полный набор сведений о клиентах, информация о бывших и нынешних проектах с нарушениями этических норм. При работе с информацией второго класса конфиденциальности к выше перечисленным требованиям первого класса необходимо добавить ещё ряд требований. К расширенному списку требований относится: расчет рисков атак на информацию; наличие списка лиц с подписью, имеющих доступ к информации, проведение автоматической системы проверки целостности системы и ее средств безопасности, надежные схемы физической транспортировки; обязательное шифрование при передаче по линиям святи, и схема бесперебойного питания ЭВМ.

Третий класс подразумевает секретную информацию, раскрытие которой приведет к финансовой гибели фирмы, компании или организации с учётом конкретной ситуации. Этот класс, объединяя требования первого и второго классов, имеет дополнительные требования. Это наличие детального плана спасения или надежного уничтожения информации в аварийных ситуациях при пожаре, наводнении, взрыве, защита оборудования и носителей информации от повреждения водой и высокой

температурой, и криптографическая проверка целостности информации.

Читайте также:
Расчет трудового стажа по трудовой книжке - формула

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в настоящее время видами конфиденциальной информации являются государственные, коммерческие, личные, семейные, служебные, профессиональные сведения, имеющие ряд разновидностей. Они связаны с уровнем конфиденциальности информации, который подразумевает её четыре класса с перечнем обязательных требований. Все эти компоненты важны, необходимы и взаимосвязаны. Без них невозможно создать современную систему защиты и осуществлять определенную политику безопасности в информационной среде.

1. Алексенцев А. И. Конфиденциальное делопроизводство. – М.: ООО “Журнал “Управление персоналом”, 2003. 200 с.

2. Фатьянов А. А. Проблемы защиты конфиденциальной информации, не составляющей гос. тайну // Информационное общество. 2010. № 5. С. 49 -56.

3. Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г.

4. Федеральный закон № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.

5. Шудрова К. Об уровнях конфиденциальной информации / «Директор по безопасности» 2012. С. 24 -29.

ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Шабанов Вячеслав Анатольевич

Старший преподаватель кафедры автоматизации технологических процессов и производств, Национальный

минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Системы технического зрения все шире внедряются в различных отраслях народного хозяйства в качестве элементов оптико-электронных систем контроля различных параметров выпускаемой продукции. Возможность внедрения таких элементов обосновано наличием множества типовых программных разработок, позволяющих выполнить простейшие операции по распознаванию образов с целью выявления соответствия контролируемых изделий эталонным образцам. Однако для ряда задач типовые алгоритмы не позволяют выполнить более глубокий анализ изображений для проведения качественной оценки параметров контролируемых объектов. Одной из таких задач является контроль шероховатых поверхностей, где зачастую для функциональных поверхностей существует потребность не только определить стандартные параметры (такие как Ra, Rz, и S), но и более подробно описать форму микронеровностей, чтобы оценить трибо-технические характеристики контролируемой поверхности.

Использование типовой фильтрации позволяет выделить условные границы элементов микрогеометрии, но не дает возможности оценить их метрологические характеристики, кроме их взаимного расположения и размеров крупных элементов. Причиной такого результата можно считать зависимость параметров фильтров от величины фоновой составляющей, которая принимает фиксированное значение для всего изображения.

С целью создания условий для определения метрологических характеристик микрогеометрии были проведены работы в направлении создания оптимального алгоритма контроля шероховатостей, который предполагает отсутствие фона и опирается на анализ градиентов яркостей.

В указанном подходе принято, что поверхность является набором неразрывно связанных элементов, которые плавно перетекают из одного в другой, что наблюдается на фото образца из углепластика прошедшего обработку точением. Исходя из такого ее представления, можно утверждать, что для определения границ элементов мы не можем использовать некий пороговый уровень фона, который после вычитания оставит только элементы в рамках их границ.

Если рассмотреть пример сечения микрорельефа протяженностью 40 пикселей (для используемого разрешения ему соответствует около 1,3 мм) полученный из фотоизображения поверхности представленный на рисунке 1, то можно заметить, что разделителями между «элементами» выступают их наинизшие (наивысшие) точки (Рисунок 2).

Здесь учитываем, что цифровое изображение – это набор точек (пикселей), которые обладая значением от 0 до 255 (при восьмибитном кодировании) задают величину яркости для каждой позиции отображаемой сцены. Эта яркость может быть поставлена в соответствие положению

Конфликт интересов на муниципальной службе – что это, порядок урегулирования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ “Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих”

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Читайте также:
Профилактика профессионального выгорания представителей разных профессий

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

– увольнение в связи с утратой доверия;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

– выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

– нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

– участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

– заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

– предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

– владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник – директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

Читайте также:
Коэффициент использования рабочего времени - формула

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат – директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ – и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе: определение, способы его предотвращения и (или) урегулирования

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области

«Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе: определение, способы его предотвращения и (или) урегулирования»

– «Что понимается под конфликтом интересов?»

Определение конфликта интересов дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

– «На кого распространяется данное определение?»

Данное определение применено законодателем для целей Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в части 1 статьи 19, и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), в части 1 статьи 14.1, то есть, распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Читайте также:
Расчет трудового стажа по трудовой книжке - формула

Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.

– «Как определить «личную заинтересованность»?»

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (подробно см. ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

– «В чем выражается личная заинтересованность на практике?»

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества.

1) Самим служащим.

Например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

2) Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним, как уже было сказано выше, относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.

3) Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Например, мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности относятся и ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов?

Перечень таких мер не является исчерпывающим.

Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия.

1) Сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ).

Для этого необходимо направить представителю нанимателя (работодателю) соответствующее уведомление.

2) При необходимости осуществить самоотвод (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят.

Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов – его родственник.

3) Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 3.1 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.1 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.

4) Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 2 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

– «Каковы последствия для государственного или муниципального служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства?»

Непринятие государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение лица с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: