Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Как создать службу охраны труда в организации

Это наш первый Гайд. В наших Гайдах есть пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на нормативные документы и позиции судов. Обновляются они сразу же, как только что-то меняется в законодательстве. Сегодня Гайд #1 – Создание службы охраны труда. Подробнее о том, что это такое и зачем, можно прочитать здесь.

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации). Но Минтруд России в письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил: данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер.

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Образец приказа о создании службы охраны труда Скачать приказ о создании службы охраны труда в формате word

Читайте также:
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – перечень, гарантии и льготы

Требования к должности специалиста по охране труда

В соответствии с п. 17 Рекомендаций на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории данных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда».

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Основное звено в системе управления охраной труда – служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  • Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
  • Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  • Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
  • Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагается ряд функций, например:

  • Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  • Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  • Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  • Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  • Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  • Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и др.
Читайте также:
Код дохода отпуска и отпускных в справке 2-НДФЛ

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий.

Структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Если в компании нет специалиста по охране труда

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

Читайте также:
Лист ознакомления с должностной инструкцией: образец

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

к трудовому договору от 10.10.2012 № 21

19 октября 2017 г. г. Киров

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

ООО «Ромашка» А. П. Петрова

Директор И. И. Иванов Иванов, 19.10.2017 Петрова, 19.10.2017

Экземпляр соглашения получила. Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

Читайте также:
Противопожарный инструктаж на рабочем месте и периодичность проведения

И приказ о совмещении должностей.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

ПРИКАЗ № 108‑к о совмещении должностей

С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.

Директор Иванов И. И. Иванов

С приказом ознакомлена:

Специалист отдела кадров Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Читайте также:
Расследование несчастных случаев, не связанных с производством

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Может ли руководитель отдела кадров отвечать за охрану труда?

Организация – субъект МСП имеет небольшое количество сотрудников. Отдельного специалиста, который отвечает за охрану труда, у нее нет. Можно ли руководителя отдела кадров назначить ответственным лицом? С ответом на этот вопрос помогла разобраться ГИТ по г. Москве в письме от 02.02.2021 г. № 77/10-3396-ОБ/18-1299.

Специалист по охране труда: когда он нужен

Решение данного вопроса зависит от того, сколько сотрудников трудится в организации

Численность работников более 50-ти человек

Если количество сотрудников организации более 50-ти человек, то работодатель должен:

  • создать службу охраны труда;
  • или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Такое требование установлено в части 1 статьи 217 Трудового кодекса.

Должность специалиста по охране труда надо ввести в штатное расписание.

При этом работодатель вправе назначить на должность специалиста по охране труда работника, который либо имеет соответствующую подготовку, либо опыт работы в области охраны труда.

В данном случае работодателю надо руководствоваться профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», который утвержден приказом Минтруда от 04.08.2014 г. № 524н.

Численность работников менее 50-ти человек

Если численность сотрудников организации меньше 50-ти человек, то организация принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 Трудового кодекса).

Когда на фирме нет службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может осуществлять:

  • руководитель организации;
  • уполномоченный работодателем работник;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда, при условии, что с ним заключен гражданский договор.

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Отметим, что последний случай установлен только для организаций, численность сотрудников которой не превышает 50-ти человек. Заключать договор со специализированной организацией на оказание услуг по охране труда, если в компании трудится более 50-ти человек, нельзя.

Как выбрать сотрудника, ответственного за охрану труда

Организация вправе уполномочить на сотрудника отвечать за охрану труда, в том числе руководителя кадровой службы.

Если организация уполномочила сотрудника отвечать за охрану труда, его фамилию, имя, должность надо указать в приказе о назначении ответственного в сфере охраны труда.

При этом работники, на которых работодателем возложены такие обязанности должны пройти обучение по охране труда (п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29)).

Какое надо пройти обучение и какой конкретно квалификацией должен обладать специалист по охране труда, в данном случае не поясняют.

ГИТ по г. Москве в письме от 02.02.2021 г. № 77/10-3396-ОБ/18-1299 посоветовала обратиться к Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации (утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).

Из них следует, что на должность специалиста по охране труда назначают:

  • лиц, которые имеют квалификацию инженера по охране труда;
  • специалистов, которые имеют либо высшее профессиональное, как правило, техническое, либо среднее профессиональное образование.

Если лицо закончило высшее учебное заведение, требований к стажу его работы нет. К лицам, у которых есть только среднее техническое образование, предъявляют требования о работе в должности техника 1-й категории не менее 3 лет, либо на других должностях, которые надо замещать не менее 5 лет.

Читайте также:
Профессиональные заболевания фармацевтических работников

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Таким образом, руководитель кадровой службы либо другой работник, которого назначат ответственным за охрану труда, сможет выполнять эти функции только после того, как пройдет профессиональную переподготовку в этой области.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Типовое положение о службе охраны труда организации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 сентября 2013 г. № 98

Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации

На основании части шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о службе охраны труда организации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 25 января 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Министр сельского хозяйства
и продовольствия
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Министр связи
и информатизации
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Министр жилищно-
коммунального хозяйства
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра лесного хозяйства
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра торговли
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Белорусского государственного
концерна по нефти и химии

СОГЛАСОВАНО
Председатель Белорусского
государственного концерна
пищевой промышленности
«Белгоспищепром»

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя
Белорусского государственного концерна
по производству и реализации товаров
легкой промышленности

СОГЛАСОВАНО
Министр энергетики
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Председатель Государственного
пограничного комитета
Республики Беларусь

СОГЛАСОВАНО
Министр обороны
Республики Беларусь
генерал-лейтенант

СОГЛАСОВАНО
Министр промышленности
Республики Беларусь

Постановление
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о службе охраны труда организации

1. Настоящим Типовым положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (далее – служба охраны труда).

2. Для целей настоящего Типового положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).

3. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю.

5. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

со структурными подразделениями организации (далее – структурные подразделения), с первичной профсоюзной организацией независимо от наличия у нее статуса юридического лица либо уполномоченными лицами по охране труда работников организации;

с органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, с профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов (далее – профсоюзы), другими организациями.

6. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.

7. На должности руководителя и специалистов службы охраны труда назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством.

8. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. На основе настоящего Типового положения в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику и характер деятельности организации.

10. Основными задачами службы охраны труда являются:

организация работы по охране труда;

осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

11. Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами:

11.1. принимает участие в координации деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

Читайте также:
Расторжение трудового договора - по инициативе работодателя, работника, по соглашению

11.2. участвует в работе организации по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда, информированию о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты и об иных вопросах, связанных с охраной труда;

11.3. осуществляет совместно с иными структурными подразделениями подготовку документов по вопросам охраны труда, в том числе перечня инструкций по охране труда, документов по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний, и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда;

11.4. участвует в организации проведения инструктажей по охране труда в порядке, установленном законодательством;

11.5. принимает участие в коллективных переговорах при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;

11.6. участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мер по их профилактике и предупреждению;

11.7. разрабатывает совместно со структурными подразделениями мероприятия по внедрению и функционированию системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности;

11.8. проводит в организации проверку состояния условий труда (организация рабочих мест, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.) и соблюдения требований по охране труда (соблюдение в организации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов, содержащих требования по охране труда);

11.9. организует совместно со структурными подразделениями проведение обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

11.10. участвует в работе комиссий, в том числе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и других;

11.11. вносит предложения либо участвует в подготовке предложений по вопросам:

совершенствования системы управления охраной труда, разработке локальных нормативных правовых актов в области охраны труда;

внедрения безопасных технологических процессов, производственного оборудования;

вывода из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования, приспособлений и инструмента;

11.12. организует обеспечение структурных подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями, плакатами по охране труда;

11.13. участвует в организации проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда, в оформлении информационных стендов, уголков по охране труда;

11.14. осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

12. Служба охраны труда вправе вносить предложения руководителю организации о поощрении и материальном стимулировании работников за соблюдение требований по охране труда.

13. Работники службы охраны труда в соответствии со своими полномочиями имеют право на основании статьи 21 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»:

13.1. проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

13.2. запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;

13.3. выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;

13.4. приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;

13.5. организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;

13.6. вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Конфиденциальная информация – что это

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2

Споры в суде общей юрисдикции:

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

Читайте также:
Лояльность персонала к работодателю в организации

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 26.10.2017 N 25-П.

5) обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

12) оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

13) сайт в сети “Интернет” – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети “Интернет”;

(п. 13 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) страница сайта в сети “Интернет” (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети “Интернет”, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети “Интернет”;

(п. 14 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

15) доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети “Интернет” в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети “Интернет”;

(п. 15 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

16) сетевой адрес – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

(п. 16 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

17) владелец сайта в сети “Интернет” – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети “Интернет”, в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

(п. 17 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

18) провайдер хостинга – лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети “Интернет”;

(п. 18 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)

19) единая система идентификации и аутентификации – федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

(п. 19 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

20) поисковая система – информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети “Интернет” информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети “Интернет” для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети “Интернет”, принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами;

(п. 20 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 264-ФЗ)

21) идентификация – совокупность мероприятий по установлению сведений о лице и их проверке, осуществляемых в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и сопоставлению данных сведений с уникальным обозначением (уникальными обозначениями) сведений о лице, необходимым для определения такого лица (далее – идентификатор);

Читайте также:
Работа в ночное время - как оплачивается по закону, продолжительность по ТК РФ

(п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

22) аутентификация – совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификатора (идентификаторов) посредством сопоставления его (их) со сведениями о лице, которыми располагает лицо, проводящее аутентификацию, и установлению правомерности владения лицом идентификатором (идентификаторами) посредством использования аутентифицирующего (аутентифицирующих) признака (признаков) в рамках процедуры аутентификации, в результате чего лицо считается установленным.

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

Коммерческая тайна и их защита на предприятии

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

В современных условиях, информация – важный корпоративный актив. Значительная ее часть является объектом интеллектуальной собственности. Значительная, но не вся: подавляющее большинство коммерчески ценных сведений не защищены законом автоматически. Все что остается бизнесу, это хранить важные корпоративные сведения в тайне, что с учетом их нематериального характера и неоднородности очень сложно.

Маркетинговые идеи, клиентские базы, технологические стратегии, решения, технологии производства и рецептуры – все это является неохраняемыми объектами коммерческого интереса со стороны конкурентов. Так как исключительных прав на такую информацию не возникает, бизнесу приходится искать иные пути ее защиты. Что говорит закон о конфиденциальной информации? Каков режим ее защиты и как ее отнести к коммерческой тайне? Разбираемся в сложностях законодательства.

Что такое конфиденциальная информация?

Вообще, конфиденциальной считается любая информация, которой обладает какое-либо лицо, если это лицо предъявило к другим лицам, которым эта информация стала известна, требование о ее неразглашении (п. 7 ст. 2 ФЗ № 149 «Об информации, ИТ, защите информации»). Сведениями конфиденциального характера, например, может быть (Указ Президента № 188 от 06.03.1997):

  • сведения о частной жизни лица;
  • адвокатская, врачебная, иная профессиональная тайна;
  • тайна следствия и судопроизводства;
  • служебные сведения;
  • сведения из личных дел осужденных;
  • сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, то есть коммерческая тайна.

То есть, конфиденциальность – это правовой режим неразглашения сведений. Любых сведений любого характера. Это обобщенное понятие: положение о конфиденциальной информации предполагает, что конфиденциальность может быть установлена в отношении информации, которую ее обладатель почитает конфиденциальной. И если они имеют отношение к предпринимательской деятельности, их следует рассматривать как коммерческую тайну.

Коммерческая тайна и ее отличие от конфиденциальной информации

Согласно ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – ФЗ № 98), коммерческая тайна (КТ) – это режим конфиденциальности корпоративных сведений, который, в существующих или возможных обстоятельствах, позволяет получить коммерческую выгоду – увеличить прибыль, сократить расходы, улучшить положение на рынке и т.д.

Такой информацией могут быть любые сведения (производственные, технические, организационные и иные), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой третьи лица не имеют доступа в силу введенного в ее отношении режима КТ (п. 2 ст. 3 ФЗ № 98).

Иными словами, КТ – это разновидность конфиденциальной информации, в отношении которой специальным образом введен режим ограниченного доступа. Получается, что любая КТ – это конфиденциальная информация. Но не любая конфиденциальная информация является коммерческой. Признаки КТ:

  • имеет коммерческий характер, потенциально приносящий организации прибыль или иную выгоду;
  • ограниченность информации – ее открытое использование наносит ущерб коммерческим интересам компании;
  • возможность организации защиты конфиденциальной информации со стороны ее обладателя;
  • не относится к сведениям, в отношении которых не может быть установлен режим КТ – сведения из учредительных документов, сведения о загрязнении окружающей среды, о задержках зарплаты и иные, указанные в ст. 5 ФЗ № 98;
  • нуждается в защите, так как доступ к ней не имеет ограничений по закону, а сама она не требует регистрации;
  • сокрытие этой информации не наносит вред обществу.

Ограниченность информации, содержащей КТ, является условной, так как такая информация может вполне законно использоваться и третьими лицами, если между этими лицами и ее обладателем достигнуто соответствующее соглашение и подписан договор.

Организация вправе самостоятельно определять перечень сведений коммерческой тайны и вводить его в отношении конкретной информации (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 98). Да, автоматически конфиденциальные сведения не приобретают характер КТ – для этого на предприятии должен быть введен режим КТ, который предполагает целый комплекс мер.

Способы защиты коммерческой тайны

Сведения, в отношении которых предприятие намерено установить режим конфиденциальности, приобретают статус коммерческой тайны, если администрация предприятия предприняла меры, оговоренные ч. 1 ст.10 ФЗ № 98, а именно:

  1. Определила и утвердила перечень данных, составляющих коммерческую тайну.
  2. Установила порядок и алгоритмы обращения с такой информацией, тем самым ограничила к ней доступ. Приняла положение о КТ.
  3. Определила перечень должностей и работников, имеющих доступ к конфиденциальным сведениям, а также ведет и учет.
  4. Включила обязательство о неразглашении тайны в трудовой договор и типовой гражданско-правовой договор с контрагентами. Порядок обращения с конфиденциальными сведениями также включен в должностные инструкции.
  5. Нанесла на все материальные носители информации, где содержится КТ, гриф «Коммерческая тайна».
Читайте также:
Расследование несчастных случаев, не связанных с производством

С момента принятия указанных мер режим КТ считается введенным. В его рамках компания также обязана (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 98):

  • ознакомить работников под расписку с перечнем сведений, которые отнесены к КТ;
  • ознакомить работников под расписку с порядком использования конфиденциальных сведений и ответственностью за нарушение этого порядка;
  • создать работникам все необходимые условия для соблюдения режима КТ.

Этот минимум мер, которые обязана предпринять компания для защиты своей конфиденциальной информации. На практике, ограничиваясь лишь некоторыми из них, организация не только не устанавливает особый режим охраны по закону, но и позволяет лицам, которые нарушают порядок использования конфиденциальной информации, уйти от ответственности.

Например, в Санкт-Петербурге суд не признал разглашением секрета производства публикацию в сети технических данных пароконденсатных систем бывшим работником предприятия, так как агрегаты, чертежи и разработки не были поименованы как такие, что относятся к коммерческой тайне (Апелляционное определение горсуда СПб № 33-17808/2016 от 27.09.2016).

Нужно ли заключать соглашение о неразглашении?

Соглашение о запрете разглашения коммерческой тайны – способ регулирования отношений, возникающих в процессе использования конфиденциальной информации предприятия. Обычно такие соглашения заключаются с работниками, которые получат доступ к данным, содержащим КТ, в качестве дополнения к трудовому договору. Если вопрос неразглашения не урегулирован трудовым договором, заключение такого соглашения обязательно. Без него режим КТ будет недействителен.

Такое соглашение составляется как любой договор и обязательно должно содержать:

  1. Наименование, реквизиты, данные работника и работодателя.
  2. Предмет соглашения: обязательство работника, в связи с доступом к конфиденциальной информации, обеспечить ее неразглашение.
  3. Права и обязанности сторон: обязательство работника охранять вверенную ему информацию, использовать ее только по назначению и защищать от посягательств третьих лиц.
  4. Срок действия: если об этом сказано, может действовать даже после окончания действия трудового договора.
  5. Особые условия: любые другие условия, которые стороны хотят предусмотреть соглашением.

Похожее соглашение следует заключать также и с контрагентами, получающими доступ к конфиденциальным сведениям.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Потенциальными субъектами разглашения сведений, содержащих КТ, являются работники организации, у которых есть доступ к таким сведениям. Соглашение о неразглашении, подписанное ими, не регулирует вопрос ответственности, а лишь фиксирует тот факт, что они взяли на себя обязательство об охране тайны. Вместе с тем, работник может понести такие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная. За разглашение конфиденциальной информации, содержащей коммерческую тайну, можно уволить работника по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК).
  2. Материальная. В судебном порядке с работника можно взыскать материальный ущерб, недополученную прибыль, иные причиненные компании убытки
  3. Административная. За разглашение информации, доступ к которой ограничен, на работника можно наложить административный штраф до 5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП).
  4. Уголовная. ЗА разглашение или использование коммерческой тайны без согласия обладателя информации работника можно привлечь к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 183 УК. Это угрожает ему штрафом в 1 млн рублей или исправительными работами до 2 лет, принудительными работами или реальным тюремным сроком на срок до 2 лет. Если такие действия повлекли крупный ущерб, тяжкие последствия или были совершены из корыстных побуждений, ответственность усиливается.

Резюме

Итак, конфиденциальной может быть любая коммерческая, важная для компании информация. Но только после принятия указанных в законе мер она приобретает характер коммерческой тайны. Если их не предпринять, существует не только риск распространения важных сведений, но и ухода виновных лиц от ответственности. Важно предпринимать все указанные в законе меры, без выборочного подхода – он результата не дает и охраняемый режим не вводит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: