Комплаенс-контроль в организации: что это такое

Комплаенс: что это — новый шаг в управлении бизнесом или бюрократические процедуры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Комплаенс – модное слово, появившееся в последние годы в российской деловой среде. Как и многие другие бизнес-термины, понятие пришло с Запада. Поговорим подробно, что оно обозначает, и нужна ли система комплаенс российским предпринимателям.

Что такое комплаенс простыми словами?

Compliance в переводе с английского обозначает соблюдение, согласие, покладистость. Применительно к бизнесу термин комплаенс – это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность – это зарабатывание денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, плюют на этические нормы, общественные правила. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, негативный общественный резонанс, уголовное преследование. Результат – потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

Комплаенс – это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

  1. законодательства;
  2. предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
  3. правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
  4. внутренних документов.

Простыми словами, это комплекс мер по формированию ответственного поведения фирмы и ее сотрудников на рынке. Задача мероприятий – защита интересов кампании, инвесторов, клиентов, сотрудников.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.

История развития

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать кампании.

Однако импульсом к развитию сompliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон «О борьбе с коррупцией за рубежом» (в 1977 году) — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие правоотношения в различных областях предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса.

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической кампании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими кампаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Simens. Подкуп должностных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах – Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы.

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

А как в России?

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, – Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году).

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Таким образом, российские нормативные акты не предусматривают обязательный ввод комплаенс-служб. Система управления рисками применяется на добровольной основе.

Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

  1. Если ценные бумаги кампании торгуются на Нью-Йоркской бирже, фирма попадает под юрисдикцию американских законов. Это значит, что на предприятии обязательно должна действовать комплаенс-программа, разработанная согласно рекомендациям регуляторов США.
  2. При открытии счета в иностранном банке, российская организация или гражданин проходит комплаенс-контроль. Для успешного завершения проверки нужно иметь репутацию, соответствующую западным стандартам.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике – это один из главных элементов системы регулирования и контроля комплаенс-рисков.

Для чего нужен комплаенс?

“Заработайте репутацию, и она будет работать на вас.”
Дж. Рокфеллер

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем – по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

Читайте также:
Профстандарт специалиста по охране труда - порядок применения

В настоящее время наличие комплаенс – это:

  1. Гарантия чистоты бизнеса.
  2. Свидетельство законопослушности фирмы, прозрачности ее бухгалтерии и отчетности.
  3. Доказательство ответственности исполнительных органов.
  4. Отношения, основанные на принципах равноправия и справедливости.
  5. Показатель высокого уровня корпоративной культуры и профессионализма.

Таким образом, внедрение комплаенса улучшает репутацию фирмы, поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Кампания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, увеличить рентабельность.

Также следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для кампаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.

Элементы комплаенс на примере политики Simens

Человеку, незнакомому с функционированием бизнеса, может показаться, что соблюдать правила – это легко. Прочитай пару документов и следуй им. На самом деле все гораздо сложнее.

Действует очень много нормативных актов, определяющих разные стороны хозяйственной деятельности – трудовые отношения, поведение на рыке, права потребителей, налоговые взаимоотношения, технические стандарты и т. п. Они постоянно меняются и порой противоречат друг другу.

Важно не только следить за всеми новациями, но и разработать стандарты проведения типовых операций и поведения персонала в разных ситуациях, обучить сотрудников, поддерживать знания в актуальном состоянии. Также необходимо отслеживать нарушения и реагировать на них.

Полноценная комплаенс-политика требует значительных денежных, временных затрат, и под силу только крупным кампаниям. Рассмотрим на примере корпорации Simens, что включает система управления рисками.

После разразившегося коррупционного скандала кампания разработала правила, которые должны свести к минимуму вероятность повторения ситуации. Принципом работы фирмы стало отсутствие толерантности к коррупции и нарушениям правил конкуренции. Девиз: «Только чистый бизнес – это бизнес Simens».

Система комплаенс разделена на три уровня:

  1. Предотвращение;
  2. Выявление;
  3. Реакция.

Что входит в каждый из них можно посмотреть в таблице.

Предотвращение Выявление Реакция
Выявление и оценка комплаенс-рисков. Анонимная линия «Скажи нам» и внешний омбудсмен (кто это?). Выводы из ошибок.
Разработка политики и процедур. Комплаенс-контроль. Доработка.
Тренинги и коммуникации. Мониторинг и проверки партнеров и поставщиков. Отслеживание.
Консультации и поддержка. Комплаенс-аудит.
Интеграция и личный процесс. Комплаенс-испытания.
Коллективное взаимодействие.

С целью проведения политики международная корпорация разработала внутренние документы, действительные для всех подразделений:

  1. Руководство по деловому поведению Simens;
  2. Кодекс поведения (для поставщиков).

Кампания размещает отчетность за год на официальном сайте. Здесь же можно сообщить о фактах нарушений.

Комплаенс-контроль в банках

Доверяя свои деньги банку, клиентам нужна уверенность, что их капиталы находятся в безопасности. Банку, в свою очередь, нужны гарантии «чистоты» получаемых средств.

Любая кредитная организация, получая от государства лицензию на проведение операций, должна подчиняться правилам по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В России с этой целью принят закон № 115-ФЗ от 07.08.01 г. Банки вынуждены балансировать между двумя угрозами – потерять перспективных клиентов либо получить санкции из-за недостаточного контроля за клиентами из группы риска.

При этом к легализации доходов относятся деньги, полученные не только в результате преступлений, но и любые средства, вырученные из незаконных источников – нелегальная прибыль, взятки, «подарки» и т. п. Под особым наблюдением находятся должностные лица и их родственники.

Проверкой клиентов в банке занимается специальный отдел. Если у сотрудников кредитной организации возникнут подозрения, что имущество получено незаконным путем, они могут:

  1. отказать клиенту в открытии счета;
  2. расторгнуть действующий договор;
  3. заморозить средства.

Фининстит обязан сообщать регулятору обо всех подозрительных операциях. Незаконные действия можно оспорить в суде.

Первоначальную информацию специалисты комплаенс отдела получают из анкеты клиента, заполняемой при открытии счета. Затем они собирают информацию из различных источников – государственных реестров, интернета, соцсетей.

Наличие персонального, корпоративного сайта, респектабельный личный профиль помогут успешно пройти проверку в отечественном или зарубежном банке. Для подтверждения источников средств финансовая организация может запросить налоговые и бухгалтерские отчеты, договоры, первичные документы и др.

Чтобы избежать проблем следует открыто и прозрачно вести бизнес, а также немедленно предоставлять объяснения и доказательства при поступлении запроса банка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Комплаенс-контроль, насколько я знаю, в зарубежных компаниях получил широкое распространение. Там есть целые структуры, которые разрабатывают разные процедуры. На мой взгляд, это только усложняет работу других подразделений. Или есть другое мнение на этот счет?

Что такое комплаенс и зачем он нужен

Сегодня поговорим об относительно недавно пришедшем с запада в российскую деловую среду бизнес-термине «комплаенс». Это слово происходит от английского глагола to comply, который переводится как «соответствовать». Понятие «комплаенс» (compliance) означает «согласие», «соответствие».

Давайте разберемся, о каком соответствии идет речь.

Что такое комплаенс?

Государство постоянно усиливает контроль за коммерческими предприятиями. За несоблюдение законодательства и различные нарушения надзорные органы взыскивают крупные штрафы.

Владельцам компаний необходимо следить за соблюдением норм множества законов, в противном случае бизнес может понести значительный урон вплоть до банкротства. Сотрудникам, занимающим высокие должности в компании или на госслужбе, также приходится соблюдать все требования, чтобы не быть оштрафованными или не лишиться работы.

Читайте также:
Профессия гейм-дизайнер — что это такое, где учиться, какая зарплата

Для обеспечения соблюдения законодательства, предписаний контролирующих органов, правил различных форм объединения предприятий и условий, прописанных во внутренних документах, в организациях внедряется система контроля и управления рисками — комплаенс.

Главная цель такого внутреннего контроля за соответствием деятельности компании законодательству — это исключение рисков потери прибыли. К ним можно отнести штрафы, выплаты ущерба либо невыполнение контрактов. Кроме того, комплаенс-риски способны ухудшить репутацию компании, ограничить возможности ведения бизнеса, а также повлиять на сокращение клиентской базы.

Комплаенс направлен не только на предотвращение и обнаружение нарушений законодательства в деятельности организации, но также помогает предотвратить и выявить случаи коррупции и хищения со стороны сотрудников компании. Таким образом, предприятие может избежать обвинений в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, также комплаенс помогает исключить слабые места в корпоративной модели бизнеса.

Грамотно выстроенная система комплаенса не позволяет сотрудникам присваивать доходы и активы компании, искажать финансовую отчетность, а также получать взятки от поставщиков и подрядчиков.

Основные политики комплаенса

В большинстве компаний, вне зависимости от их сферы деятельности, применяются следующие политики комплаенса:

  • Кодекс корпоративной этики, называемый также кодексом корпоративного поведения, представляет собой документ, затрагивающий все области деятельности компании. В нем описываются морально-этические принципы, принятые в данной организации стандарты поведения, приоритеты компании и обязанности работников.
  • Политика противодействия отмыванию доходов, которые были получены преступным путем, и политика противодействия финансированию терроризма используется для предотвращения поступления в легальный сектор экономики доходов от преступной деятельности. Такая политика комплаенса является обязательной для финансовых организаций, но используется и во многих других сферах.
  • Политика взаимодействия с регулирующими организациями затрагивает отношения компании с Центробанком, налоговой службой и другими контролирующими органами.
  • Политика конфиденциальности информации отвечает за неразглашение данных о клиентах и деталях проводимых с ними сделок и операций. Она включает в себя не только формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, но и затрагивает вопросы организации хранения и соблюдения установленных стандартов при обработке персональных данных.
  • Политика для регулирования конфликтов интересов определяет этические стандарты поведения сотрудников компании при возникновении конфликта интересов. К подобным случаям относятся такие ситуации, когда интересы сотрудника противоречат интересам организации или интересы одного клиента противоречат интересам другого. Документ возлагает на работников обязанность выявлять и предупреждать случаи возникновения конфликта интересов, а также декларирует, что интересы предприятия необходимо ставить выше личных интересов любых ее сотрудников.
  • Политика сообщений о нарушениях стандартов исполнения обязанностей и поведения сотрудников регулирует порядок и способы оповещения (в том числе анонимного) о нарушениях, совершенных работниками предприятия. Эта политика также определяет порядок дальнейшего расследования и документирования выявленных нарушений. При качественной реализации данная политика комплаенса является весьма эффективным способом борьбы с внутренними недостатками на предприятиях.
  • Политика «Китайской стены», которую также называют политикой информационных барьеров, чаще всего применяется в организациях финансового сектора. Она необходима для разграничения информационного поля в деятельности компании, обычно для предотвращения конфликтов интересов и обеспечения условий для честной конкуренции. Данная политика комплаенса реализуется в инвестиционных организациях, так как обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии или инвестиционных планах может привести к ее использованию, к примеру, сотрудниками другого подразделения для извлечения дополнительной прибыли. Политика «Китайской стены» позволяет возвести информационный барьер и помогает не только предотвратить возникновение конфликта интересов, но также производить обслуживание всех клиентов без ограничения.
  • Политика контроля покупок ценных бумаг работниками предприятия устанавливает порядок контроля операций на рынке ценных бумаг, которые осуществляют сотрудники финансовых организаций. Например, в ней могут быть установлены ограничения на покупку ценных бумаг ряда предприятий (обычно тех, с которыми эта финансовая организация в текущий момент проводит сделки). Также данная политика комплаенса регламентирует особый порядок согласования операций работников компании на рынке ценных бумаг с должностными лицами предприятия. Это делается для того, чтобы избежать нецелевого использования рабочего времени и служебной информации для личного обогащения сотрудников.
  • Политика дарения подарков и приглашений на мероприятия предназначена для разграничения понятий «подарок» и «взятка»/«откат», то есть обозначает черту, при пересечении которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в собственных интересах. Эта политика чаще всего не накладывает на дарение полный запрет, но ограничивает стоимость подарков и внедряет процедуры, позволяющие осуществлять такой контроль.

Существуют и другие политики комплаенса, например: политика должного изучения клиентов, контрагентов и поставщиков товаров/услуг, политика приема, обработки обращений и подготовки ответов на жалобы, политика обучения персонала и т.д.

Каждая компания, в зависимости от задач, установленных высшим руководством, акционерами и кредиторами, имеет возможность реализовывать необходимые дополнительные процессы в этой области, тем самым создавая свою уникальную структуру комплаенс-контроля, которая будет полностью отвечать интересам деятельности и безопасности предприятия.

Виды комплаенса

Видов комплаенса насчитывается более 140, к наиболее распространенным относятся:

  • Антикоррупционный комплаенс, который призван противодействовать коррупции.
  • Антифрод-комплаенс, представляющий собой комплекс мер, которые предназначены для оценки подозрительности финансовых операций с точки зрения мошенничества. Этот вид комплаенса необходим в банках, а также в других организациях, где товарообмен производится посредством онлайн-операций.
  • Антимонопольный комплаенс предназначен для контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в области деятельности субъектов естественных монополий.
  • Налоговый комплаенс представляет собой систему проверки бизнес-процессов в компании на соответствие налоговому законодательству.
  • Финансовый комплаенс обязательно используется в банковском бизнесе, поскольку эта сфера деятельности отличается жестким регулированием со стороны надзорных органов, довольно сложной связью собственников бизнеса и менеджеров, а также зависимостью банков от доверия вкладчиков.
  • Санкционный комплаенс нужен при ведении бизнеса в разных странах, когда одно из государств является субъектом санкционных правоотношений.
Читайте также:
Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ

Заключение

Комплаенс необходим для безопасности бизнеса. Работа специалистов в области комплаенса заключается в том, чтобы помогать избежать обвинения в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, предотвращать корпоративное мошенничество и утечку денежных средств.

Особым образом выстроенная система управления/контроля в организации, разработка организационной структуры, подготовка определенной документации и внутренних правил обеспечивает соответствие деятельности компании международному, российскому и иностранному законодательству, отраслевым стандартам и требованиям надзорных органов.

Говоря простыми словами, комплаенс помогает предприятиям снизить риски обвинения в противозаконных махинациях, неподобающем отношении к сотрудникам, обмане клиентов и т.п. Поэтому организации либо сами разрабатывают процедуры, с помощью которых они будут выявлять подобные риски, ликвидировать их и контролировать в дальнейшем, либо приглашают специалистов со стороны для проведения соответствующего аудита и помощи в корректировке работы компании.

Комплаенс. Зачем он нужен российскому бизнесу?

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Российская бизнес-среда охотно воспринимает новые термины, идеи, стоящие за ними. Комплаенс, пришедший к нам с Запада, как раз к таким и относится.

Система контроля

«Комплаенс» в переводе с английского означает «согласие». В бизнесе это действия согласно установленной системе правил, соблюдение сложившегося порядка. Комплаенс — своего рода противовес естественному желанию бизнесмена заработать больше, обходя законодательные ограничения.

Действуя в направлении сиюминутной выгоды, предприниматель может нарушать закон, что грозит ему не только материальными потерями в виде штрафов и пеней, но и в конечном счете потерей репутации фирмы. Комплаенс «работает» на перспективу, помогает фирме развиваться в рамках правового поля.

Он контролирует соблюдение:

  • законов;
  • предписаний вышестоящих и контролирующих органов;
  • правил СРО (и аналогичных объединений);
  • локальных актов фирмы.

Контроль этот комплексный и направлен на формирование осознанного, ответственного подхода при работе в рыночной системе фирмы в целом и ее персонала. Обнаружить нарушение раньше, чем это сделают контролирующие органы извне, – основная практическая цель комплаенса.

Система возникла за рубежом и развилась впоследствии как ответ на ряд крупных коррупционных скандалов, приведших компании к банкротству. В настоящее время комплаенс-контроль принят на общезаконодательном уровне в некоторых странах, например в Британии.

Основные блоки контроля в комплаенсе — это:

  • предотвращение и разрешение конфликта интересов;
  • соблюдение антимонопольных законов;
  • соблюдение законодательства о противодействии легализации преступных доходов;
  • работа с клиентами, потребителями и соблюдение их прав;
  • соблюдение прав работников фирмы;
  • правильность работы с персональными данными клиентов, сотрудников;
  • оценка соответствия норм ЛНА нормам законодательства в целом;
  • оценка соответствия действий фирмы деловым нормам, принятым в определенном бизнес-сегменте.

Фирма должна разработать и внедрить стандарты, всесторонне охватывающие бизнес-процесс. Это модели проведения типовых операций, действий персонала в различных ситуациях, его обучение, поддержание актуальности полученных знаний (известно, что законодательство достаточно часто меняется, и это приходится учитывать). Отслеживание нарушений и применение наказаний также входит в систему комплаенса.

К примеру, комплаенс одной из крупнейших на мировом рынке фирм включает три основные стадии: предотвращение, выявление, действие (реакция). Стадия предотвращения, в свою очередь, включает выявление и оценку рисков, разработку политики и процедур, тренинги и взаимодействия, консультации и поддержку, интеграцию личности, коллективное взаимодействие.

Выявление включает анонимную линию, мониторинг деловых партнеров, контроль, аудит, испытания. Реакция — это выводы из ошибок, доработка стандартов и других инструментов комплаенса, отслеживание результатов.

Комплаенс по-российски

В России система комплаенса пока не создана, но отдельные серьезные шаги делаются. Так, по законодательству комплаенс является уже сейчас обязательным в банковской сфере (ФЗ №115 от 07/08/01г. «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»; Письмо ЦБ РФ от 30/06/05 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации»). ПАО обязаны вводить такую систему в соответствии с законом (ст. 87.1 ФЗ № 208 от 26/12/95 «Об АО»).

Во введении комплаенса нуждаются фирмы, работающие на зарубежных биржах, рынках, например в США, Великобритании. Вводят комплаенс компании, за которыми в силу их деятельности установлен особый контроль государства (добыча ископаемого сырья, продажа лекарств, СМИ). Все чаще комплаенс применяют небольшие фирмы, работа которых с повышенными рисками в работе изначально не связана.

Появляется новое толкование термина «комплаенс», под которым российские бизнесмены понимают исполнение советов консультантов в сфере налоговой политики. Возникает соблазн сослаться на рекомендации третьих лиц, если ФНС находит какие-либо нарушения при проверке фирмы.

Налоговики выступили против подобного положения дел и в письме № ЕД-4-2/523@ от 17/01/20 г. “О комплаенсе и комплаенс-проекте” однозначно заявили: только выполнение письменных разъяснений уполномоченного органа госвласти может освободить налогоплательщика от ответственности за нарушение НК РФ. Выполнение аналогичных разъяснений консультантов (третьих лиц) не исключает его вину.

Читайте также:
Комиссионная система оплаты труда: что это

Иначе говоря, если консультант, бухгалтер и иные третьи лица предлагают некие «проверенные схемы» ухода от налогового бремени, недостающие суммы ФНС при проверке все равно начислит.

У предпринимателя возникает в таких условиях проблема выбора грамотного консультанта, учитывая, что между уполномоченными органами госвласти в некоторых случаях не выработано единого мнения по вопросу применения статей НК РФ.

Можно задать один и тот же вопрос нескольким специалистам и на основе их мнений сформировать собственное. Комплаенс, являясь эффективным инструментом контроля и управления рисками, ответственности с руководства фирмы не снимает.

Комплаенс-контроль: как работать при “дефиците” кадров, минимизировать риски применения санкций по итогам проверок и осуществлять закупки?

everythingposs / Depositphotos.com

Комплаенс в российском бизнесе находится в развитии, но постепенно практика внедрения соответствующих систем контроля внутри не только иностранных компаний или организаций с иностранным участием набирает обороты. Убежденность в эффективности комплаенса укрепляется в России и на государственном уровне. Так, 29 августа подготовленный ФАС России законопроект об антимонопольном комплаенсе одобрило Правительство РФ. 4 сентября правительство направило проект на рассмотрение в Госдуму 1 . А еще в 2013 году на законодательном уровне закрепили обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”).

Рекомендациями о том, как организовать работу комплаенс-системы, минимизировать риски привлечения к ответственности по итогам проверок со стороны госорганов с помощью комплаенс-контроля и выстроить закупочные процессы поделились эксперты на II Ежегодной конференции, организованной Event-агентством “Событие”, “Комплаенс сегодня: защититься от рисков и выйти в плюс”.

Комплаенс в условиях ограниченности кадровых ресурсов: уровневая организация

То, каким образом следует выстраивать систему комплаенс-контроля в организации напрямую зависит от масштабов последней, от количества ресурсов, которыми располагает компания, в том числе кадровых. Так, не хватать сотрудников – комплаенс-менеджеров может как в небольшой организации, так и в крупной. Все зависит в том числе от финансовых возможностей и ключевых направлений деятельности компании, ее приоритетов.

На примере антикоррупционного комплаенса опытом организации системы контроля в условиях наличия небольшого относительно “габаритов” компании штата сотрудников – специалистов по комплаенсу поделился заместитель начальника Центра по организации противодействия коррупции ОАО “РЖД” Максим Трушин. Он указал на то, что прежде всего для успешного функционирования комплаенс-системы в любом случае необходимо утвердить соответствующие локальные нормативные акты компании – антикоррупционную политику, порядки уведомления работниками о получении подарков, а также о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, кодекс деловой этики и т. д. В представляемой экспертом организации закрепляются также обязательства работников в части соблюдения требований антикоррупционных документов независимо от занимаемой должности в коллективном договоре (ст. 40 Трудового кодекса). Эксперт отметил, что с помощью трудового и коллективного договоров можно осуществлять регулирование конфликта интересов. Кроме того, он указал на необходимость ведения реестра коррупционных рисков, выявления должностей, функционал которых сопряжен с такими рисками.

Специфика работы комплаенс-системы при “дефиците” соответствующих кадров может выстраиваться, о чем рассказал Максим Трушин, на основе обособления уровней управления. Например, центрального, регионального, а также так называемых линейных уровней (то есть непосредственно связанных с производством продукции, например). В представляемой экспертом компании более 5 тыс. линейных подразделений, поэтому работу комплаенса приходится организовывать путем укрупнения охвата уровневого контроля и назначения соответствующих ответственных лиц. Такие лица курируют работу нескольких подразделений.

Напомним, что при внедрении антикоррупционного комплаенса можно воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Минтруда России 8 ноября 2013 г. Министерство, кстати, рекомендует при формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, уделять пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечению его необходимыми техническими ресурсами.

Как минимизировать риски привлечения к административной ответственности по итогам проверок с помощью комплаенса?

Подход госорганов к проверкам предпринимателей трансформировался. Сейчас он в большей степени риск-ориентированный. Проверяющие сосредоточены на оценке внедрения хозяйствующими субъектами мер, направленных на осуществление контроля и превентивных мер. Так считает директор юридического департамента и департамента управления рисками L’Occitane Rus Светлана Мочалина. По ее мнению, передовой подход к проверкам характерен в первую очередь для ФАС России, расценивающей комплаенс как один из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний.

“Комплаенс – это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства”, – подчеркнула эксперт. Она обратила внимание на то, что внедрение антимонопольного и иных видов комплаенса ориентировано на снижение вероятности риска нарушений законодательства, и как следствие, применения санкций по итогам проверок компании госорганами.

Полномочиями по проведению проверок наделены ФАС России, ФНС России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие органы власти. Чаще всего в контексте применения санкций по итогам таких проверок речь идет об административной ответственности, например, о штрафах. Светлана Мочалина убеждена, что репутация компании при решении вопроса о наложении на нее санкций – “не пустой звук” для проверяющих. По словам эксперта, должностные лица уполномоченных на осуществление проверок органов могут быть более лояльными к организациям, зарекомендовавшим себя в качестве добросовестных, в которых функционируют системы комплаенс-контроля.

Читайте также:
Разведение раков в домашних условиях, пруду, аквариуме как бизнес

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физлица или юрлица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП). При этом юрлицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Светлана Мочалина указала, что принимаемые компаниями в рамках функционирования комплаенс-систем меры могут расцениваться на практике как смягчающие обстоятельства при решении вопроса о привлечении юрлица к административной ответственности (ст. 4.2 КоАП РФ). А иногда можно и совсем избежать привлечения к ответственности, получив рекомендации по исправлению ошибок.

Суть комплаенса, по выражению эксперта, заключается в том, чтобы посмотреть на ту или иную задачу альтернативно. Так, по итогам проверки магазина представляемой экспертом компании Управлением Роспотребнадзора по Московской области организация была привлечена к ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре. Проблема возникла из-за того, что на маркировке к косметическим маслам содержится предложение ознакомиться с составом товара непосредственно на его упаковке, а, кроме того, все надписи на упаковке оформлены не на русском языке. Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать наименование, название парфюмерно-косметической продукции, название изготовителя и его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя, номинальное количество продукции в потребительской таре, срок годности, список ингредиентов (состав) и т. д. (п. 9.2 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности парфюмерно-косметической продукции” (ТР ТС 009/2011)). Между тем, как пояснила Светлана Мочалина, на маленьких баночках с парфюмерно-косметической продукцией не получается указать на маркировке всю требуемую информацию.

Является ли проверка устранения ранее выявленных нарушений новой проверкой? Узнайте ответ в “Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Эксперт рассказала, что учитывая невозможность для компании выполнить требования законодательства в части маркировки отдельной продукции в полной мере, и понимая, что соответствующие нарушения будут фиксироваться при проверках каждый раз, отдел комплаенса предложил альтернативу: размещать необходимую информацию полностью в специальных каталогах продукции, а сами каталоги располагать в зонах кассового обслуживания потребителей. Уже после внедрения применения таких каталогов на практике Управление Роспотребнадзора по Московской области проверило один из магазинов компании и все равно зафиксировало совершение ею административного правонарушения. Организация, однако, оспорила постановление по делу об административном правонарушении, и суд вынес решение в ее пользу. Среди прочего суд отметил, что наличие каталога и единообразного прайс-листа, размещаемых в зоне кассового обслуживания потребителей, позволяют последним ознакомиться с характеристиками товаров. Суд счел, что вина компании не была доказана, признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении (решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 г. по делу № А41-18616/13у № 10-9550/18 2 )

С компаниями, применяющими комплаенс-системы, “разговор госорганов переходит на другой уровень”, – считает эксперт. Диалог, по ее мнению, строится в таких случаях уже на партнерских началах с целью нахождения компромисса.

Закупочный процесс: точки внутреннего контроля

Очень важно для организации, по мнению директора юридического департамента Volvo Group Russia Елены Челембеевой, определиться с зонами фокуса комплаенс-программы. “Нужно понимать, на чем сосредоточена конкретная компания. Например, соблюдение законодательства о персональных данных – не зона фокуса для организаций, работающих в B2B сегменте”, – пояснила эксперт. Комплаенс программы должны состоять, как отметила эксперт, из двух ключевых элементов – политики по комплаенсу и инструкции по процессу функционирования комплаенс-системы, принятию решений.

В рамках закупочного процесса, по словам руководителя подразделения по соблюдению нормативно-правовых норм ООО “ИКЕА ДОМ” Евгении Озеровой, можно выделить следующие основные, “фокусные” для компании риски:

  • применение налоговых санкций;
  • утечка информации;
  • мошенничество;
  • коррупция;
  • закупка дорогих товаров низкого качества;
  • неспособность оперативно реагировать на бизнес-потребности;
  • нарушение договорных обязательств контрагентами.

Чтобы минимизировать указанные риски необходимо налаживать систему контроля за закупками. Закупочный процесс, по словам Евгении Озеровой, происходит в несколько этапов: выявление потребности, планирование закупки, проведение тендера, заключение договора, оформление заказа, осуществление платежа и, наконец, оценка произведенной закупки. Все обозначенные этапы являются сферами для осуществления комплаенс-контроля.

Так, на этапе планирования закупки следует поводить due diligence. Причем глубина проверки в представляемой экспертом компании разнится в зависимости от уровня риска сделки, который зависит и от ее цены, и от выбранного поставщика (уже проверенный или новый). При этом проверка с итоговым составлением отчета проводится в любом случае – в отношении каждой сделки и каждого контрагента. Эксперт подчеркнула, что тендерная документация обязательно хранится вместе с договором, чтобы при необходимости можно было легко изучить, как происходил отбор контрагента, кто отвечал за принятие решений. В представляемой Евгенией Озеровой организации функционирует электронная система заказов. Автоматизация на этом участке работы позволяет отслеживать исполнение сроков, объемов поставки и т. д., а в конечном счете – оценивать надежность поставщиков.

Читайте также:
Карьера и карьерный рост программиста: высокооплачиваемая профессия

Важно, как отметила эксперт, грамотно распределять обязанности между сотрудниками. Например, будет лучше, если за оформление заказа в рамках договора, получение товара от поставщика и осуществление оплаты будут отвечать разные лица. Это позволит снизить риски совершения мошеннических действий. Елена Челембеева отметила в свою очередь, что право принятия того или иного решения не должно возлагаться исключительно на лицо, у которого принятие такого решения влияет на KPI.

“Когда договор уже составлен и подписан – поздно осуществлять комплаенс-контроль”, – подчеркнула директор по комплаенс ПАО “МТС” Юлия Ромашкина. Комплаенс-контроль должен работать на стадии принятия решений, “до”, а не “после”. Эксперт отметила, что осуществление контроля “добавляет бюрократии”, но в итоге превентивные меры доказывают свою эффективность.

Эксперты оказались солидарны в том, что комплаенс во многом нацелен на создание такой корпоративной культуры, которая не допускала бы нарушений. Так, Елена Озерова заметила, что несмотря на необходимость применения различных механизмов так называемого “hard-контроля” (документирование и архивирование, due diligence, ограничение доступа к информации и т. д.), инструменты “мягкого контроля” – тренинги для сотрудников, кодексы этики, иногда выступают на первый план, так как способствуют формированию указанной культуры.

1 С текстом проекта Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”” можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций

“Международный бухгалтерский учет”, 2014, N 3

Одним из современных видов контроля в экономических субъектах является комплаенс-контроль, в процессе которого осуществляется мониторинг соответствия деятельности корпораций действующим нормам российского и международного законодательства. В статье раскрывается сущность комплаенс-контроля, его основные отличительные особенности и место в общей системе внутреннего контроля корпораций.

Одной из новаций современного бухгалтерского законодательства по совершенствованию учетно-контрольной системы отечественных предприятий является обязательное формирование системы внутреннего контроля. Она формируется экономическим субъектом самостоятельно и может функционировать в разных формах управленческого, корпоративного контроля, внутреннего аудита и т.д. исходя из специфики деятельности организации, масштабов ее деятельности, исторически сложившихся традиций учета и контроля. С приходом на российский рынок крупных иностранных компаний привносятся в учетно-контрольную и аналитическую практику отечественных корпораций современные методы учета и контроля. Один из них – комплаенс-контроль, который характерен для риск-менеджмента западных компаний и активно внедряется в практику отечественного бизнеса, особенно в корпорациях с участием иностранного капитала. Нам представляется важным рассмотреть сущность данного вида контроля в сравнении с уже известными формами контроля и его место в общей системе внутреннего контроля корпораций.

Слово “комплаенс” заимствовано из английского языка и означает согласие, соответствие. В Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина: “действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение” [2]. Согласно определению International Compliance Association (Международная Комплаенс Ассоциация) “комплаенс – это обеспечение соответствия деятельности установленным требованиям и стандартам” [2]. По определению, данному Ю. Бондаренко, комплаенс – это “неотъемлемая часть корпоративной культуры компании, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей, включая принятие решений на всех уровнях, должно соответствовать стандартам законности и добросовестности, установленным компанией для ведения своей деятельности” [1]. В литературе встречаются предложения разделять compliance на юридический (соответствие деятельности нормативно-правовым актам) и этический (соответствие отраслевым стандартам, закрепленным в актах саморегулируемых организаций, и внутренним нормам компании) [4].

Выше было сказано, что комплаенс-контроль является новым направлением профессиональной деятельности, привнесенным в российские организации крупными западными компаниями. По нашему мнению, в таком заимствовании нет ничего удивительного в эпоху глобализации бизнеса, тем более что данная практика обеспечивает западным корпорациям устойчивое развитие в текущей и стратегической перспективе. В свою очередь, интеграция российского бизнеса в мировую экономику обусловливает необходимость комплаенс-контроля, который требует соблюдения установленных правил внутреннего взаимодействия, процедур и процесса принятия решений международным требованиям, выявления и оценки комплаенс-рисков (например, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с идентификацией неблагонадежных контрагентов, с рисками мошенничества и коррупции) и мониторинга комплаенс-рисков, связанных с профессиональным ведением бизнеса (например, обусловленных конфликтом интересов, использованием инсайдерской или конфиденциальной информации, получением и дарением подарков).

Комплаенс-контроль основан на системном, предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств экономическим субъектом. Как вид деятельности комплаенс-контроль – процесс, осуществляемый органами управления и сотрудниками организации в целях контроля соответствия действующему законодательству, правилам, стандартам, как внутренним, так и внешним. Основные области комплаенса – противодействие отмыванию денежных средств и валютный контроль, учет и отчетность, представление финансовой отчетности (в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и положениями по бухгалтерскому учету), таможенное законодательство, банковское законодательство, трудовое законодательство, экологические нормы, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство и т.д.

Целью комплаенса является сведение к минимуму риска вовлечения компании в процессы, которые могут обернуться для нее не только финансовыми потерями, но и потерей доверия со стороны общества в лице регулирующих органов, инвесторов, партнеров, акционеров, клиентов и т.д. Ведь помимо прямого финансового ущерба существуют также и иные последствия: правовые и/или репутационные, играющие не последнюю роль в дальнейшей деятельности организации и ее устойчивом развитии. В формирование положительной репутации вкладываются существенные средства, и все усилия могут быть сведены к нулю одним неблагоприятным событием. В этой связи можно обозначить три основных риска, составляющие основу комплаенс-рисков:

  • репутационный: опубликование негативной информации об организации или ее работниках, акционерах, членах органов управления, аффилированных лицах в средствах массовой информации;
  • правовой: несоблюдение законодательства, влекущее преследование со стороны надзорных органов;
  • операционный: нарушение внутренних правил и документов организации, повлекшее убытки; несоблюдение аффилированными лицами и акционерами законодательства, учредительных и внутренних документов экономического субъекта.
Читайте также:
Профессии в сфере туризма: зарплата и востребованность

Направление комплаенса существует преимущественно в финансово-банковской сфере, хотя не ограничивается финансовыми институтами. Так, в открытом акционерном обществе (ОАО) “КамАЗ” по инициативе одного из его зарубежных акционеров поставлен вопрос о реализации мероприятий по снижению потенциальных рисков в области комплаенса. Корпоративный комплаенс – это совокупность процедур (процессов) в компании, регламентирующих поведение персонала в отношении соблюдения законодательных и этических норм. Данные процедуры включают:

  1. противодействие коррупции, отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. регулирование процесса принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия;
  3. сообщение о нарушениях этических стандартов;
  4. регулирование конфликтов интересов;
  5. неразглашение данных, относящихся к конфиденциальной информации в организации, а также организация хранения и соблюдение определенных стандартов при обработке персональных данных и т.д.

В настоящее время отсутствуют какая-либо законодательная база и требования российского регулятора по правовой основе и принципам построения системы комплаенс-контроля. На наш взгляд, основными нормативными документами в системе комплаенса в российском законодательстве могут быть: Гражданский кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”, от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” [5] и др. Международные стандарты по вопросам комплаенса включают прежде всего Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию коррупции (1997 г.) и подобные законодательные акты [6]. Ввиду значимости комплаенс-рисков привлечения к ответственности необходимо использовать хорошо наработанную международными практиками методологию построения системы “комплаенс-контроль”, которая базируется на непротиворечивой совокупности нормативных актов, в отличие от отечественных аналогов.

Соответственно, на уровне экономического субъекта должны быть разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие комплаенс. Так, в ОАО “КамАЗ” были разработаны следующие нормативные документы:

Комплаенс-политика группы организаций ОАО “КамАЗ” и Кодекс корпоративной этики ОАО “КамАЗ”, которые положили начало новой системе контроля в корпорации [3].

Приоритетным направлением развития системы комплаенса в ОАО “КамАЗ” является обеспечение противодействия коррупции в любых ее проявлениях (в том числе взяточничество, коммерческий подкуп, неправомерное использование должностного положения вопреки законным интересам общества, государства и группы организаций компании). Согласно этому были выработаны в корпорации принципы комплаенса:

  • безусловное соблюдение действующего законодательства, а также внутренних нормативных и распорядительных документов группы организаций;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение комплаенс-рисков и постоянное совершенствование систем внутреннего контроля в областях деятельности с высокими комплаенс-рисками;
  • обеспечение соблюдения принципов комплаенса контрагентами при реализации договорных отношений корпорации;
  • предпочтение сотрудничества с деловыми партнерами, придерживающимися тех же ценностей, что и корпорация;
  • обеспечение возможности выявления и урегулирования конфликтов интересов, в том числе потенциальных;
  • предоставление работникам и третьим лицам возможности конфиденциально и по желанию анонимно сообщать о возможных нарушениях стандартов комплаенса посредством горячей линии либо по электронной почте;
  • неотвратимость применения мер дисциплинарной ответственности в случае нарушения работниками стандартов комплаенса;
  • осуществление постоянного контроля состояния системы комплаенса в корпорации [3].

Для того чтобы организовать должным образом разработку нормативной базы и функционирование системы нормативного комплаенс-контроля, необходимо обеспечить: максимальную централизацию всех имеющихся справочно-нормативных данных; полноту и техническую обоснованность нормативной информации; своевременное и качественное проведение изменений в полном объеме нормативной информации. Это позволяет усовершенствовать нормативную базу комплаенс-контроля за счет более объективной разработки норм, оперативного выявления изменений и отклонений от норм.

Как выше было определено, комплаенс-контроль и комплаенс-риски носят многоаспектный характер во всех сферах деятельности корпорации. В таблице 1 представлены виды комплаенс-контроля и их особенности.

Кому подчиняется служба охраны труда в организации?

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации либо его заместителю. Если в организации отсутствует служба по охране труда, то специалист по охране труда подчиняется руководителю организации, его заму. (Постановление Минтруда РФ №14 от 08.02.2000 г.)

Каждый специалист по охране труда в ходе своей деятельности рано или поздно задается этим вопросом. Причины его возникновения разные, но чаще всего это связано с тем, что специалист хочет понять и разобраться, какими же реальными полномочиями он обладает, для того, чтобы осуществлять свою работу максимально качественно.

Кому подчиняется служба охраны труда в организации с точки зрения законодательства РФ

Для начала определим, что в рамках данной статьи мы будем приравнивать службу охраны труда и отдельно взятого специалиста по охране труда. Служба охраны труда имеет свою иерархию (руководитель службы охраны труда, заместители, главные специалисты по охране труда, специалисты по охране труда участка и т.д.), однако полным составом выполняет ту же самую функцию, что и отдельно взятый специалист.

Читайте также:
Расчет размера максимального и минимального пособия по безработице

В первую очередь обратимся к Трудовому кодексу. В статье 217, посвященной службе охраны труда в организации, нет конкретного указания по структуре, но написано, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Соответственно, необходимо обратиться к другим документам по этой теме, которых, к сожалению, не так много.

Рассмотрим Постановление Минтруда России №14 от 08.02.2000 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». Интересующая нас информация прописана пунктах 1 и 2, из которых следует, что управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы в этой области он создает службу охраны труда, которая непосредственно подчинена ему или по его поручению одному из его заместителей.

На этом, перечень документов, регламентирующих подчинение специалиста по охране труда исчерпан. Однако, с учетом понимания принципов охраны труда в организации, ссылок на данные документы будет вполне достаточно, чтобы специалист по охране труда мог обозначить свои полномочия.

Ответственность руководителя организации за охрану труда

Как известно, руководитель организации отвечает по большей части за все. В том числе и в области охраны труда. Именно поэтому логично, что, если специалистом по охране труда выявлены какие-либо нарушения, руководитель применяет свой административный ресурс, для их устранения. Выявленные нарушения специалист по охране труда излагает в предписании.

На основании его содержания руководитель организовывает работу по его устранению. Либо, этим вопросом занимается заместитель, назначенный им приказом организации. Обратите внимание, что это единственно верный способ организации работы по охране труда. Между специалистом по охране труда и руководителем организации не должно быть «прослоек» в виде руководителей структурных подразделений. В противном случае, работа в области охраны труда в большинстве случаев не будет эффективной. Для наглядности, рассмотрим одну и ту же условную организацию, но с разными вариантами подчинения.

Кому подчиняется специалист по охране труда в организации с филиалами

Рассмотрим, кому подчиняется служба охраны труда организации со штатом порядка 1000 человек. В ней есть генеральный директор, а, также, существует 5 различных филиалов, в каждом из которых по 200 работников и есть свой руководитель, а, также, специалист по охране труда. Основным показателем эффективности его работы, является выручка, которую получает организация от филиала под его руководством.

Рассматриваемые вопросы (их может быть гораздо больше, однако мы рассмотрим самые распространенные): обучение по охране труда, медицинские осмотры, обеспечение работников СИЗ

Вариант 1. Специалисты по охране труда подчиняются напрямую генеральному директору.

Для проведения инструктажей и создания комиссии по проверке знаний, необходимо обучить руководителей структурных подразделений в учебных центрах. Для этого необходимо выделить денежные средства и организовать такое обучение. Соответственно, специалист по охране труда, ставит в известность генерального директора о необходимости проведения данного мероприятия. Тот, в свою очередь, дает распоряжение руководителям филиалов, о том, что требуется провести обучение. Делается это посредством распоряжений, приказов, выделением денежных средств и так далее.

Обратите внимание, что ответственность за проведение обучения, в данном случае, лежит на руководителе, так как за филиал отвечает он. В то же время, руководитель выполняет распоряжение генерального директора, которое, в свою очередь, инициировано специалистом по охране труда. Специалист по охране труда только контролирует правильность выполнения данной процедуры. В том случае, если руководитель по какой-либо причине не проводит обучение, специалист по охране труда выписывает предписание и докладывает генеральному директору, который принимает меры воздействия на руководителя, вплоть до дисциплинарного взыскания.

В определённых случаях, работодатель не имеет права допускать работников к выполнению обязанностей без заключения об отсутствии медицинских противопоказаний. Соответственно составляется и утверждается поименный список и календарный план прохождения медицинских осмотров работниками. Руководитель подразделения, в свою очередь должен направить их без нарушения указанных сроков и проконтролировать оформление кадровых документов, связанных с отсутствием сотрудник на рабочем месте по причине прохождения медицинского осмотра. В том числе, план прохождения должен быть составлен таким образом, чтобы не нарушалось полноценное функционирование работы филиала, связанное с отсутствием того или иного работника. Специалист по охране труда также лишь контролирует правильность выполнения данной процедуры. Если в ходе проведения данного мероприятия допускаются какие-либо нарушения, он выписывает предписание. По его итогам работники могут быть отстранены от работы по причине отсутствия медицинских заключений, а к руководителю филиала применены дисциплинарные меры, за нарушение распоряжения генерального директора.

Для некоторых видов работ необходимо использование СИЗ, которыми работники обеспечиваются за счет работодателя. В рассматриваемом нами примере, в случае отсутствия у работников СИЗ, специалист по охране труда уведомляет генерального директора о данном факте путем предписания. На его основании генеральный директор осуществляет закупку необходимых СИЗ или делегирует этот вопрос руководителю филиала. В любом случае, как и в двух рассмотренных ранее ситуациях, специалист по охране труда лишь контролирует факт наличия у работников СИЗ при выполнении трудовых обязанностей. Ответственность за обеспечение, приобретение и выдачу целиком и полностью на руководителе филиала.

Читайте также:
Карьерный рост фармацевта: как построить свою карьеру

Итог:

Таким образом, в результате подобной организации работы, специалист по охране труда имеет в своих руках практически неограниченный административный ресурс в лице генерального директора, благодаря распоряжениям которого можно осуществлять свою работу максимально эффективно. Качественный контроль специалиста по охране труда, помогает генеральном директору увидеть «слабые места» и совместными силами принять меры по их устранению. На практике, чаще всего, генеральный директор делегирует эти вопросы руководителю службы охраны труда. Принцип работы при этом не меняется, а лишь оптимизируется за счет того, что генеральный директор взаимодействует не с несколькими людьми, а с одним человеком, что гораздо удобнее.

Вариант 2. Специалисты по охране труда подчиняются руководителю филиала.

Итак, в филиале необходимо провести обучение руководителей структурных подразделений. Специалист по охране труда ставит об этом в известность руководителя филиала, которому он подчиняется. Варианты развития событий тут могут быть различными, однако чаще всего процесс происходит очень напряженно и с нарушением сроков. Например, с учетом того, что специалист по охране труда подчиняется руководителю филиала, тот может поручить ему «направлять всех на обучение самостоятельно». Однако, все руководители структурных подразделений, в ответ на требования специалиста по охране труда пройти обучение, будут ссылаться на отсутствие времени из-за текущей работы и задачи, поставленные руководителем филиала. Либо же вообще давать Вам понять, что Вы для них «не начальник» и не они «не обязаны слушать» Вас. В случае же Вашего обращения непосредственно к руководителю филиала, в большинстве случаев, он примет сторону руководителя структурного подразделения, так как их задача, в первую очередь, обеспечить экономические показатели филиала.

Медицинские осмотры подразумевают под собой отсутствие сотрудника на рабочем месте в ходе его прохождения (в случае если работник не направляется в выходные дни без соответствующей оплаты, нарушая при этом действующее законодательство, что, к сожалению, также не редкость). Соответственно, такое отсутствие может нарушать нормальное функционирование производственной деятельности. Поэтому очень часто, срок действия медицинских заключений работников истекает, а они продолжают выполнять свои трудовые обязанности. Получается, что фактически работник допущен к работе без прохождения медицинского осмотра. Данная ситуация является грубейшим нарушением. Согласно действующему законодательству, до момента получения медицинского заключения сотрудник должен быть отстранен от выполнения своих должностных обязанностей. Однако, специалист по охране труда таких полномочий не имеет и отстранить его от работы не может. Причем очевидно, что, если руководитель филиала не готов был выделить один день, для прохождения работником медицинского осмотра, отстранять его от работы вообще, он конечно же не станет.

Данная статья расходов для работодателей всегда является довольно ощутимой, а если в филиале еще и большая текучка кадров, расходы на СИЗ очень «портят» экономические показатели. Таким образом, чтобы сохранить их на необходимом уровне, руководитель филиала может принять решение о выборочном обеспечении СИЗ лишь некоторых категорий работников, более редкой их закупке, в нарушение сроков обеспечения, частичном отказе от некоторых позиций и так далее. Так как специалист по охране труда не распоряжается финансами, он не может обеспечить выдачу СИЗ.

Итог:

Таким образом, при подобной организации работы, все проблемы, выявленный специалистом по охране труда, замыкаются на «источнике» этих проблем. Руководитель принимает решения, исходя из собственных приоритетов и задач, отодвигая охрану труда на второй план. Какой-либо административный ресурс для воздействия на руководителя филиала у специалиста по охране труда отсутствует, так как он непосредственно ему и подчиняется. Таким образом, возможность реализации качественной работы в области охраны труда очень ограничена. По большому счету, она сводится к нулю. В конечном итоге руководитель филиала в целях «экономии бюджета» может вообще проигнорировать все требования охраны труда и действовать «по ситуации», то есть платить штраф, если придется. В конечном же итоге, штрафы по охране труда получает юридическое лицо, и в глазах генерального директора, специалист по охране труда выглядит как некомпетентный в рамках своих должностных обязанностей работник.

Заключение

В рамках статьи мы подробно разобрали вопрос, кому подчиняется служба охраны труда в организации. И, несмотря на то, что в имеющейся на сегодняшней день законодательной базе, сказано совсем немного, этого вполне достаточно для понимания того, как должен быть налажен процесс. Приведенные примеры показывают, с какими проблемами придется столкнуться специалисту по охране труда, если указанные в нормативных документах требования не соблюдаются. При неправильной организации, специалист по охране труда фактически перестает выполнять свою функцию, и вся его работа сводится лишь минимизации штрафов в случае проблемных ситуаций. Однако стоит помнить, что нарушения требований охраны труда — это не только штрафы, но жизнь и здоровье работников, и именно они должны быть в приоритете. Именно поэтому важно, чтобы служба и специалист по охране труда подчинялись именно руководителю организации, или его заместителю, а не руководителям структурных подразделений.

Организация охраны труда на небольшом предприятии

Любая работа влияет на здоровье людей: даже офисный труд портит зрение и осанку. Работодатель старается предотвратить проблемы сотрудников. На языке закона это называется охраной труда, а её особенности прописаны в Трудовом кодексе, в статье 212. У небольшого бизнеса нет освобождения: даже если компания наняла одного сотрудника, она обязана обеспечивать его безопасность.

Читайте также:
Профстандарт специалиста по охране труда - порядок применения

Что включает в себя охрана труда

— Инструктажи по охране труда.

— Обучения по пожарной безопасности и оказанию первой помощи.

— Ведение документации: журналов о прохождении инструктажей и обучений.

— Забота о специальной оценке условий труда и медосмотрах. О спецоценке читайте специальную статью.

Кто следит за охраной труда

На больших предприятиях работают целые службы по охране труда. Этого требует закон при условии, что численность штата составляет более 50 сотрудников — ст. 217 ТК РФ.

На небольших предприятиях возникает три варианта:

1. Специалистом по охране труда становится руководитель.

2. Руководитель делегирует обязанности сотруднику. Ему доплачивают за совмещение по ст. 151 ТК РФ.

3. Охраной труда занимается внештатный специалист или аккредитованная организация.

Если компания сама организует охрану труда, ответственный сотрудник сначала проходит обучение и только потом проводит инструктажи для всех остальных. Без обучения инструктажи бесполезны и чреваты штрафами до 130 000 ₽ — п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как пройти обучение по охране труда

Директор или специалист по охране труда проходят платное обучение. Чтобы соблюсти требования закона:

— Найдите аккредитованный сервисный центр, который обучает охране труда. Проверьте аккредитацию на сайте Минтруда.

— Выберите формат обучения: очное или дистанционное.

— Заплатите 3000 — 4000 ₽.

— Пройдите курс — он будет длится не меньше 40 часов.

Раз в три года необходимо проходить обучение заново.

Как провести инструктажи по охране труда

После получения сертификата компания издаёт приказ и назначает ответственного за проведение инструктажей по охране труда.

Инструктажи бывают разные:

— Вводный инструктаж. Проводят в первый день работы каждого сотрудника. Образец приказа.

— Первичный инструктаж. Проводят непосредственные руководители на рабочем месте, чтобы показать, как безопасно пользоваться оборудованием, материалами и сырьём.

— Повторный инструктаж. Проводят по программам первичного инструктажа не реже, чем раз в 6 месяцев.

— Внеплановый инструктаж. Проводят в особенных ситуациях: если изменилось оборудование, работники нарушили требования безопасности или Трудовая инспекция предписала.

— Целевой инструктаж. Проводят, когда сотрудники выполняют разовые работы или устраняют последствия аварии.

Офисных сотрудников освобождают от первичных и повторных инструктажей приказом. Шаблон приказа.

По каждому виду проверок ведут свой журнал инструктажей. Ответственный сотрудник в каждой строке ставит свою подпись, указывает дату и получает подпись коллеги.

Как провести обучение по оказанию первой помощи

Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.

Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.

Документы по охране труда

Полный список документов зависит от размеров организации и её деятельности. Представители Трудовой инспекции проверяют основные. Они должны быть в компании, даже если вы ИП с одним сотрудником и вся работа идёт через интернет:

— Положение о системе управления охраной труда. Типовое положение от Минтруда.

— Положение о службе охраны труда.

— Приказ о проведении обучения руководителя по охране труда.

— Перечень инструкций по охране труда для каждой должности. Образец инструкции для продавца.

— Инструкция по пожарной безопасности и журнал инструктажей о проведении обучения.

— Отчет о проведенной спецоценке рабочих мест.

— Приказы о проведении обязательных медосмотров, акты медосмотров и медицинские заключения.

Документов будет больше, если на предприятии есть:

— Вредные условия труда.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ответственность работодателя за невыполнение условий по охране труда

Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.

Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:

— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.

— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.

— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.

Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.

Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.

За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.

Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: