Комитеты и комиссии по охране труда

Комиссии предприятия – первые помощники работодателя

Время чтения: 4 мин

Комиссии предприятия – первые помощники работодателя по организации работы по охране труда на предприятии

В нашей стране Законодательство в области безопасности предусматривает очень большой объем ответственности работодателя. Организация различных мероприятий на своем предприятии предусматривает в первую очередь сохранение жизни и здоровья работников. Для реализации этих требований руководитель вправе использовать своих же сотрудников, имеющих соответствующие полномочия и компетентность, в том числе и различные комиссии и комитеты.

В этой статье мы рассмотрим какие именно бывают комиссии в организации, их цели и предназначение.

Комитет по охране труда

Обязательно ли создавать комитет по охране труда?

Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда 1 .

Основание: ст.218. ТК РФ.

Кто входит в состав?

В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.

Какие стоят перед комитетом задачи?

Комитет выполняет следующие задачи:

  • разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
  • содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.

Какие документы могут понадобится в работе?

  1. Для организации работы комитета необходимо разработать и утвердить соответствующее положение.
  2. Разрабатывается оно на основании Типового положения.
  3. Посмотреть типовое положение можно по ссылке.

Комиссия по проверке знаний по охране труда

Для проверки знаний требований охраны труда работодатель обязан своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке 2 .

Как правильно организовать работу комиссии, можете прочитать в нашей статье Обучение по охране труда: Вопросы и ответы.

Какие документы необходимы для работы комиссии?

Пожарно-техническая комиссия

Для предупреждения пожаров на предприятии его руководитель может создать пожарно-техническую комиссию. Такая комиссия создается из специалистов организации, ответственных за пожарную безопасность и прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму 3 .

Обязательно ли создание такой комиссии?

Нет, это право работодателя. Обращаем внимание — п.5. Правил противопожарного режима — утратил силу с 26.09.2017 .

Задачи комиссии:

  • проведение профилактических мероприятий;
  • выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
  • разработка программ инструктажей;
  • согласование локальных актов в части ПБ;
  • обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
  • участие в расследовании причин пожаров;
  • составление и сдача отчетности.

Какие документы могут понадобиться?

  1. Приказ о создании комиссии.
  2. Протокол заседания.
  3. Положение о работе комиссии.

Комиссия по электробезопасности (проверка знаний)

Для тех предприятий, на которых работает электротехнический и электротехнологический персонал необходимо назначить комиссию по проведению проверки его знаний.

Какой состав комиссии необходим?

Комиссия назначается в составе не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается, обычно, ответственный за электрохозяйство организации.

Какие существуют требования к членам комиссии?

Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V в организациях с электроустановками напряжением до и выше 1000 В.

Если у Потребителей электроустановки напряжением только до 1000 В, то тогда только группу IV.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора 4 .

Задачи комиссии заключаются в проверке знаний правил электробезопасности у работников.

Обязательно ли создавать такую комиссию?

Нет, это лишь право работодателя. Если комиссия не создается, пройти очередную проверку знаний можно и в учебном центре.

1 — Статья 218 ТК РФ;

2 — Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209);

3 — Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938);

4 — Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145).

Положение о комиссии по охране труда – образец за 2021 год

  • Для чего создается комиссия по охране труда в организации
  • Каким должен быть состав комиссии по охране труда
  • Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда
  • Положение о комиссии по охране труда: структура документа
  • Раздел 1: общие положения
  • Раздел 2: задачи комиссии
  • Раздел 3: функции комиссии
  • Раздел 4: права комиссии
  • Итоги

Для чего создается комиссия по охране труда в организации

Создание комиссии по охране труда — процедура, которая регламентируется ст. 218 ТК РФ. Данная комиссия может формироваться в добровольном порядке по инициативе работодателя, сотрудников либо профсоюза.

Соответствующая внутрикорпоративная структура призвана координировать совместные действия фирмы-работодателя и сотрудников, направленные на обеспечение требований законодательства в сфере охраны труда, а также на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний.

Читайте также:
Лишение премии — это дисциплинарное взыскание или нет

Кроме того, комиссия осуществляет проверку тех условий, в которых работают сотрудники, а также информирует их об итогах этих проверок. Еще одна задача комитета (комиссии) по охране труда — сбор предложений по включению тех или иных норм в коллективный договор.

Какие обязанности по охране труда есть у работодателя, описано в путеводителе по кадрам «КонсультантПлюс». Вы сможете ознакомиться с алгоритмом действий работодателя, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Каким должен быть состав комиссии по охране труда

В состав комиссии должны входить:

  • представители фирмы-работодателя;
  • представители профсоюза или иной структуры, защищающей интересы работников.

При этом каждая из сторон, делегирующих своих представителей в комиссию, имеет по одному голосу.

Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда

Деятельность комиссии по охране труда должна осуществляться в соответствии с отдельным положением, которое, согласно п. 2 приложения к приказу Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н, принимается на основе типового положения, утвержденного этим приказом.

Рассмотрим, как Минтруд РФ предписывает составлять такое положение.

Положение о комиссии по охране труда: структура документа

Если следовать структуре типового положения, утвержденного приказом № 412н, то внутрикорпоративный документ, регламентирующий работу комиссии по охране труда, должен быть представлен следующими элементами:

  • раздел, устанавливающий общие положения документа;
  • раздел о задачах комиссии;
  • раздел о функциях комиссии;
  • раздел о правах комиссии.

Рассмотрим, какие формулировки могут присутствовать в указанных разделах.

Раздел 1: общие положения

В данный раздел положения о комиссии по охране труда включаются формулировки, отражающие:

  • что положение, утвержденное руководством компании-работодателя, регламентирует задачи, функции, а также права комиссии по охране труда;
  • что созданный работодателем комитет является элементом системы управления охраной труда на предприятии, а также одной из внутрикорпоративных форм участия сотрудников в обеспечении работы данной системы;
  • что созданный работодателем комитет призван функционировать на базе принципов социального партнерства;
  • что комиссия взаимодействует со структурами региональной власти по вопросам охраны труда, государственными надзорными органами, а также с компетентными структурами профсоюзов;
  • что комиссия в своей работе руководствуется положениями НПА федерального и регионального уровней, отраслевыми и иными соглашениями, локальными нормативными источниками, коллективным договором.
  • что комиссия формируется по инициативе фирмы-работодателя, сотрудников либо профсоюза, а ее состав представлен сотрудниками фирмы и профсоюза на паритетной основе;
  • каким образом определяется численность комиссии, а также как в ее состав назначаются представители работодателя, сотрудников или профсоюза;
  • порядок избрания председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии;
  • что комиссия осуществляет деятельность согласно установленному регламенту, а также плану, которые утверждаются председателем;
  • что члены комиссии обязаны проходить необходимое обучение по безопасности труда, финансируемое работодателем;
  • порядок отчетности комиссии перед профсоюзом либо иной компетентной организацией о проделанной работе;
  • порядок смены представителей профсоюза и работодателя в составе комиссии.

Раздел 2: задачи комиссии

Основные задачи комиссии по охране труда, которые необходимо отразить в положении:

  • разработка сценариев совместных действий фирмы-работодателя, профсоюза и прочих компетентных структур, которые направлены на обеспечение требований, установленных в законах по охране труда, профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • осуществление проверок рабочих мест в фирме, подготовка аналитических отчетов по итогам соответствующих мероприятий, направление работодателю предложений по оптимизации условий труда;
  • взаимодействие со службой охраны труда, учрежденной фирмой, в вопросах информирования сотрудников об условиях и безопасности труда, рисках для здоровья, о гарантированных законом компенсациях за работу во вредных и опасных условиях, о пользовании инструментами индивидуальной защиты.

Раздел 3: функции комиссии

Минтруд предписывает определять для комиссии по охране труда такие функции, как:

  • изучение предложений работодателя, сотрудников или профсоюза по формированию рекомендаций относительно улучшения условий работы на предприятии;
  • помощь компании-работодателю в организации обучения безопасности труда, в проведении инструктажей;
  • участие в проверках условий работы сотрудников, выработка рекомендаций по их улучшению;
  • предоставление сотрудникам информации о мероприятиях, направленных на улучшение условий работы, профилактику травматизма на производстве, профзаболеваний;
  • предоставление сотрудникам информации об итогах спецоценки условий труда;
  • предоставление сотрудникам информации о нормативах снабжения обезвреживающими веществами, спецодеждой, обувью, средствами защиты, а также о пользовании ими;
  • помощь службе безопасности труда в проведении медосмотров при приеме сотрудников на работу;
  • помощь в бесплатной выдаче сотрудникам молока и иных продуктов питания, положенных при работе во вредных условиях;
  • помощь службе безопасности труда в рассмотрении аспектов финансирования деятельности в области охраны труда, осуществлении социального страхования сотрудников, реализации контроля над расходованием корпоративных средств, затрачиваемых на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • помощь службе безопасности труда в совершенствовании инфраструктуры производства, в обновлении оборудования на производственных линиях в целях повышения безопасности условий труда, а также сокращения рабочих позиций с вредными условиями труда;
  • формирование и направление фирме-работодателю предложений, касающихся улучшения алгоритмов проведения работ по охране труда и защите здоровья сотрудников, создания механизмов поощрения сотрудников, выполняющих требования по безопасности труда;
  • формирование и направление работодателю, профсоюзу либо иному компетентному органу предложений относительно составления проектов локальных источников норм в области охраны труда.

Раздел 4: права комиссии

Во внутрикорпоративном положении о комиссии по охране труда Минтруд предписывает фиксировать также ее права, представленные в следующем перечне:

  • право на получение информации от службы безопасности труда об условиях на рабочих местах, профилактике травматизма на производстве и профзаболеваний, присутствии опасных и вредных факторов и мерах реагирования на них;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией от представителей фирмы по вопросам охраны труда;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией о допущенных сотрудниками нарушениях норм охраны труда, а также выносить предложения о реагировании на них;
  • право на участие в формировании коллективного соглашения по безопасности труда;
  • право на представление работодателю предложений о поощрении работников за содействие улучшению условий труда;
  • право на оказание содействия в решении трудовых споров в тех сферах, что регулируются законодательством о безопасности труда.
Читайте также:
Краткосрочные финансовые вложения в балансе: правила, учет, бухгалтерия

Итоги

Учреждение комиссии по охране труда осуществляется по инициативе работодателя, сотрудников или профсоюза. Деятельность данной комиссии должна регламентироваться специальным положением, составляемым по форме, утвержденной Минтрудом РФ.

Ознакомиться со спецификой прочих задач в области охраны труда вы можете в статьях:

Комитеты и комиссии по охране труда

Для координации и организации совместных действий работодателей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Создание комитета (комиссии) по охране труда

В соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

В состав комитета (комиссии) по охране труда на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Представители работников выдвигаются в комитет (комиссию) по охране труда, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Выдвижение в комитет (комиссию) по охране труда представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Численность членов комитета (комиссии) по охране труда может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива).

Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета (комиссии) по охране труда оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Состав комитета и Положение о Комитете (комиссии) по охране труда утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Комитет (комиссия) по охране труда избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря.

Председателем комитета (комиссии) по охране труда, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.

Председателем комитета (комиссии) по охране труда не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Комитет (комиссия) по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.

Члены комитета (комиссии) по охране труда выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Члены комитета (комиссии) по охране труда отчитываются не реже 1 раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в комитете (комиссии) по охране труда работе.

Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава комитета (комиссии) по охране труда своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава комитета (комиссии) по охране труда и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности комитета (комиссии) по охране труда, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

Члены комитета (комиссии) по охране труда должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда в организации определены Типовым положением о комитете (комиссии) но охране труда, утвержденным приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.

Задачи комитета (комиссии) по охране труда

  • Разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) по охране труда программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
  • Организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда.
  • Содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Читайте также:
Простой и переводной вексель: что это такое, особенности его оформления и обращения, акцепт, протест

Функции комитета (комиссии) по охране труда

  • Рассмотрение предложений работодателей, работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников.
  • Оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения качественного инструктажа работников по охране труда.
  • Участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений.
  • Информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению безопасных условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
  • Доведение до сведения работников организации результатов проведения специальной оценки условий труда.
  • Информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания.
  • Содействие в организации и проведении предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве.
  • Содействие своевременному обеспечению работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профи­лактическим питанием.
  • Участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  • Содействие работодателю во внедрении в производство более современных технологий, новой техники, автоматизации, модернизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ.
  • Подготовка и представление работодателю предложений по со­вершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечиваю­щих сохранение и улучшение состояния здоровья.
  • Рассмотрение проектов и локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Права комитета (комиссии) по охране труда

Для осуществления своих функций комитет (комиссия) по охране труда имеет право:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • оказывать содействие разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Комитеты и комиссии по охране труда

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Органы общественного контроля, наделенные полномочиями по защите трудовых прав и законных интересов работников:

ИНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ

Представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Могут представлять интересы работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах – в случаях и в порядке, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 30 главы 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

Организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом структурном подразделении и в организации в целом для осуществления общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

  • открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации
  • на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации

Иной представитель (представительный орган) работников может быть избран в случаях, когда:

  • работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
  • ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Такой представитель избирается:

• на общем собрании (конференции) работников

  • тайным голосованием
  • на срок не менее 2-х лет
Читайте также:
Расчет среднего заработка для командировки

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 главы 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

Законодательство отводит профессиональным союзам особую роль при реализации ими функций защиты трудовых прав и законных интересов работников. Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г.ст. 19, предоставляют профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ (ДОВЕРЕННЫЕ) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных, разработанного в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза» с учетом специфики деятельности организации. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

ПРАВА ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ (ДОВЕРЕННЫХ) ЛИЦ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

  • беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза;
  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Основные задачи уполномоченных:

– содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
– осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
– представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
– консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Читайте также:
Разбираемся как придумать и выбрать название фирмы

Функции уполномоченных лиц:

– контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
– участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
– участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
– участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
– осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
– участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
– информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Наблюдение (контроль) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6.

КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Положение о Комитете (комиссии) по охране труда рекомендуется разрабатывать на основании Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 г. № 412н.

1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

2. организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

3. содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

ПРАВА КОМИТЕТА (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

1. получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

2. заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других, работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

3. заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4. участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

5. вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

6. содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

ОБЯЗАННОСТИ КОМИТЕТА (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года

Информировать не реже одного раза в год выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

В соответствии с ч. 3 статьи 370 ТК для осуществления контроля не только за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями, разработанными в соответствии с «Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов», утвержденным постановлением Исполкома ФНПР России от 22.11.2011 г. № 7-15.

Наряду с общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями правовые и технические инспекции труда профсоюзов могут создавать также межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, существующих на территории субъекта РФ. Действуют такие инспекции труда на основании положений, принимаемых межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Читайте также:
Протокол собрания трудового коллектива: образец

На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:

1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.

5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.

6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:

1. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

2. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

3. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.

4. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

5. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

6. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

7. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР для представления их в установленном порядке в ФНПР.

8. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации.

Организация работы комиссии по охране труда в организации

Комиссия по охране труда (также может именоваться комитетом) — один из элементов системы управления в системе охраны труда. О том, насколько необходимо создание комиссии по охране труда, каковы ее функции, правомочия, состав, каков порядок организации ее деятельности, вы узнаете из статьи.

Является ли создание комитета (комиссии) по охране труда обязательным? Кто его организует, каковы его функции?

Комиссия по охране труда не всегда имеется на предприятии, т. к. действующее законодательство не обязывает работодателя создавать данную структуру. Согласно ст. 218 Трудового кодекса РФ, это факультативное звено организовывается по желанию и инициативе:

  • руководства;
  • трудящихся;
  • представительного органа сотрудников.

Комиссия по охране труда в организации выполняет следующие функции:

  1. Принимает и изучает предложения по улучшению условий труда, а также всячески содействует в этом администрации.
  2. Помогает организовывать обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.
  3. Информирует трудящихся об условиях труда, мерах по их улучшению, правах в области охраны и безопасности труда.
  4. Помогает службе по охране труда.
  5. Дает руководству рекомендации по изданию локальных нормативных источников в сфере охраны труда.

Структура комитета. Кто входит в его состав?

Если решение об организации комиссии по охране труда принято, то в ее состав должен входить не только работодатель, но и члены представительного органа работников. Численность представителей зависит от количества рабочего персонала и определяется по договоренности. Свои обязанности участники комиссии по охране труда выполняют безвозмездно. Согласно п. 15 приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения. » от 24.06.2014 № 412н (далее — приказ № 412н), перед определением состава комиссии по охране труда на предприятии все предполагаемые ее члены проходят за счет работодателя соответствующее обучение в специализированном учебном заведении.

Структура комиссии по охране труда следующая:

  1. Председатель (им выступает сам работодатель или его представитель);
  2. Заместители (один из них обязательно должен быть от трудящихся);
  3. Секретарь (обычно им становится сотрудник службы по охране труда).

Приказ о создании комитета на предприятии

Создание комиссии по охране труда на предприятии оформляется соответствующим приказом, написанным в произвольной или принятой в организации форме. Например, он может выглядеть так:

Читайте также:
Расследование несчастных случаев, не связанных с производством

Публичное акционерное общество «Грузовик»

5 апреля 2021 года

О создании комиссии по охране труда

По инициативе Общества, в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса РФ,

1. Создать комиссию по охране трудав следующем составе:

  • председатель — акционер Общества Егоров Владимир Игоревич;
  • первый заместитель председателя — начальник отдела кадров Петрова Анна Сергеевна;
  • второй заместитель председателя — механик гаража Шелест Николай Петрович;
  • секретарь — инженер по охране труда Крылов Виктор Степанович.

2. Членам комиссии ознакомиться с положением о создании комиссии по охране трудав ПАО «Грузовик», утвержденным приказом от 01.04.2021 № 12-од.

Генеральный директор: (подпись) В. В. Локтионов

С приказом ознакомлены:

акционер Общества В. И. Егоров: (подпись)

начальник ОК А. С. Петрова: (подпись)

механик гаража Н. П. Шелест: (подпись)

инженер по охране труда В.С. Крылов: (подпись)

Типовое положение о комитете. План работы. Участие в проверке знаний по охране труда

Следует обратить внимание, что в приказе о назначении комиссии по охране труда упоминается положение о создании комиссии по охране труда. Оно разрабатывается администрацией на основе типового документа (утв. приказом 412н) с учетом особенностей деятельности предприятия.

Ежегодно комитет составляет план работ, который включает в себя необходимые мероприятия, которые комиссия имеет право осуществлять. В частности, комитет правомочен:

  1. Запрашивать и получать от службы охраны труда сведения об условиях работы на предприятии, опасных для здоровья факторах и мерах по их нейтрализации.
  2. Приглашать на свои заседания администрацию, заслушивать мнение ее представителей по вопросам обеспечения безопасности труда и соблюдения гарантий и прав работников.
  3. Разбирать случаи травматизма и рекомендовать меры воздействия, применяемые к провинившимся.
  4. Участвовать в разрешении трудовых споров, связанных с охраной труда.

Отдельным пунктом следует упомянуть, что в силу абз. 2 п. 10.8 ГОСТ 12.0.004-2015, вступившего в силу с 01.03.2017, члены комитета могут участвовать в комиссии по проверке знаний по охране труда.

По результатам своей деятельности комитет не реже 1 раза в год отчитывается перед трудящимися организации или их выборным (представительным) органом. При неудовлетворительных итогах может встать вопрос о переизбрании членов комиссии, представляющих работников.

Протокол заседания постоянно действующей комиссии

Все заседания комиссии протоколируются. Какой-то установленной законодателем формы протокола заседания комиссии по охране труда не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде.

Как правило, в нем отражаются следующие сведения:

  1. Наименование документа, его номер и дата составления.
  2. Название организации.
  3. Список присутствующих.
  4. Повестка дня.
  5. Описание по каждому вопросу (кого слушали, как голосовали).
  6. Резолютивная часть (что постановили, какие решения приняли в итоге).

Завершают протокол подписи председателя и секретаря заседания.

заседания комиссии по охране труда

Публичного акционерного общества «Ракита»

5 марта 2021 года

Председатель: Андрушко Евгения Альбертовна

Секретарь: Драгомерецкий Геннадий Дмитриевич

Присутствовали члены комиссии:

Никольский Геннадий Владиславович, Смирнов Евгений Борисович, Васюк Екатерина Ивановна

  1. Утверждение изменений в коллективном трудовой договоре в части условий, касающихся охраны труда.
  2. Утверждение рекомендаций ПАО «Ракита» по приведению инструкций по охране труда в соответствие с действующим законодательством.
  • Андрушко Евгению Альбертовну: «Предлагаю внести изменения в коллективный трудовой договор. ».

Голосование: за (единогласно).

  • Никольского Геннадия Владиславовича: «Предлагаю утвердить следующие рекомендации работодателю. »

Голосование: за (единогласно).

  1. Утвердить изменения в коллективном трудовом договоре и представить готовый проект изменений генеральному директору АО «Ракита» до 15 апреля 2021 года.
  2. Утвердить рекомендации и представить соответствующее письмо генеральному директору АО «Ракита» до 15 апреля 2021 года.

Председатель: (подпись) Андрушко Е. А.

Секретарь: (подпись) Драгомерецкий Г. Д.

Итак, создание комиссии по охране труда в организации происходит на добровольных началах. В состав комиссии по охране труда обязательно входят участники как со стороны работодателя, так и со стороны рабочих. Комитет (комиссия) по охране труда создается по принципу безвозмездности, при этом все члены комиссии должны пройти соответствующее обучение.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации

Александр Язовский (справа) , управляющий партнер юридической фирмы Patent.Lab,
Карен Мусаелян, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab

Что такое ноу-хау?

Конфиденциальная и иная ценная информация компании в России защищается как специальный объект интеллектуальной собственности – секрет производства (ноу-хау). Пункт 1 ст. 1465 Гражданского кодекса признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности. Но для этого ноу-хау должно отвечать следующим требованиям:

  • информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
  • у третьих лиц нет свободного доступа к такой информации;
  • предприняты разумные меры для соблюдения секретности таких сведений.

Что дает бизнесу ноу-хау?

Надеемся, что секреты вашей компании уже приносят вам доходы, иначе бы вы не заинтересовались их защитой и не начали читать этот материал. Здесь мы сосредоточимся на дополнительных выгодах, которые дает правовая защита ноу-хау.

Читайте также:
Лояльность персонала к работодателю в организации

Во-первых, снижение рисков от человеческого фактора. Если в компании никак не защищаются секреты производства, то любой работник или третье лицо, получивший доступ к вашим секретам может безнаказанно разгласить их компаниям-конкурентам, либо распространить их в отношении широкого круга лиц, и привлечь его к ответственности за такое разглашение будет невозможно. Максимум, что можете сделать вы как работодатель в данных ситуациях – лишить работника поощрительных выплат и предпринять попытку уволить его, тем самым защитив свою будущую интеллектуальную собственность. Но такие способы защиты уже не восстановят коммерческую ценность разглашенных секретов, и не позволят вам взыскать компенсацию с работникам в денежном (или ином) эквиваленте. Напротив, введение ноу-хау позволит привлекать таких недобросовестных работников и других лиц к ответственности, в том числе взыскивать с них компенсации. Риск вместе с работой и деловой репутацией потерять несколько миллионов рублей останавливает готового к проступку работника, а знание, что защищенный секрет будет сложно реализовать без последствий для покупателя, вовсе отваживает от недобросовестных поступков.

Во-вторых, имущественный актив. Ноу-хау является нематериальным активом компании, который имеет стоимость и вносится на бухгалтерский баланс как нематериальный актив и ценен уже в силу его наличия. Например, у вас есть уникальная технология или даже просто клиентская база. Оформив их надлежащим образом в качестве объектов ноу-хау, вы повышаете стоимость своей компании в соответствии со стоимостью этих объектов. Сколько стоит ноу-хау? Это зависит от его коммерческой применимости и конкурентных преимуществ, которые предоставляет ноу-хау. Оценка может производиться гибко, с учетом специфики конкретного объекта правовой охраны.

В-третьих, оптимизация налогообложения. Как имущественный нематериальный актив, поставленный на бухгалтерский баланс, ноу-хау позволяет оптимизировать налоги посредством, например, амортизации (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2007).

В-четвертых, легальный дополнительный источник доходов. Ноу-хау можно совершено легально передать иному лицу по договору отчуждения или предоставить его использование по лицензии (франшизе), тогда как незащищенные секреты реализовать указанными выше способами можно только вне правового поля с соответствующими рисками.

В-пятых, широта охвата предметов защиты. Помимо ноу-хау, интеллектуальная собственность бывает разная: товарные знаки, патенты, селекционные достижения, объекты авторского права. Однако их недостаток не только в том, что нужно разглашать их коммерческую сущность при регистрации в уполномоченных органах или организациях, но и в том, что круг сведений, охраняющихся в качестве ноу-хау, значительно шире, чем круг сведений, которые могут охраняться другими объектами интеллектуальной собственности. Если у вас есть информация, и вы не обязаны ее разгласить по закону, то вы можете обеспечить ее защиту как ноу-хау в тех пределах, представляющихся вам достаточными и необходимыми. Так можно защитить незапатентованное изобретение, клиентскую базу, технологии работы, рецепты, формулы, маркетинговые стратегии на интересующих рынках и другие виды информации.

Наконец, озвученные выгоды внедряются быстро, не требуют больших вложений и действуют бессрочно. Срок правовой охраны ноу-хау не ограничен. По сути, его правовая охрана длится до тех пор, пока составляющие его сведения не перестали быть конфиденциальными. Не существует государственной регистрации ноу-хау, поэтому введение режима коммерческой тайны, необходимый для защиты ноу-хау, можно осуществить даже за один день, в отличие, например, от изобретения и полезной модели, которые патентуются не один год и разглашают при регистрации. Введение режима коммерческой тайны в организации – это пакет документов и комплекс технических мер, не требующие больших материальных затрат.

Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?

Первое – ввести режим коммерческой тайны в организации:

  • подробно и детализировано определить перечень сведений, которые будут составлять коммерческую тайну. При этом следует максимально четко определить, какие сведения являются секретными и не подлежат разглашению. Например, не просто “клиентская база”, а “сведения о клиентах компании, бывших, действующих и потенциальных, включая ФИО учредителей, руководителей, наименование компании, контактные телефоны, адреса электронной почты, интересы, поступившие запросы и заявки, приобретенные продукты, цена и другие условия заключенных сделок, сведения о контролирующих лицах и лицах, принимающих решения, ФИО и контакты сопровождающего клиента менеджере, содержащуюся на материальных носителях – жестких дисках, облачных сервисах в форме электронных документов и/или в бумажных документах, содержащих гриф “Коммерческая тайна”;
  • ограничить любой доступ к секретным сведениям, а именно указать: ФИО сотрудника, каким образом, и в каком порядке и объеме обращается с засекреченной информацией, и определить лицо, ответственное за контроль над установленным режимом предоставления доступа к ней;
  • составить подробный список лиц (с максимально точным уточнением персональных данных), которые получили или получают фактический доступ к информации;
  • разработать документы о порядке использования информации работниками – трудовые договоры с подробным описанием прав и обязанностей работников при взаимодействии ими с конфиденциальной информацией, положение о конфиденциальной информации в организации и должностные инструкции, где устанавливается, что работник получает доступ к коммерческой тайне в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. С указанными документами работник должен быть ознакомлен под подпись;
  • нанести гриф “Коммерческая тайна” на все материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию. Обязательно нужно указать владельца информации: для юридических лиц – полное наименование и местонахождение; для предпринимателей – ФИО и местожительство.
Читайте также:
Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Второе – поддерживать режим коммерческой тайны на уровне документооборота:

  • обеспечить регулярную актуализацию перечня объектов защиты, например, баз данных и содержимого охраняемых документов;
  • в локальных нормативных актах и на материальных носителях следует указывать дату введения режима коммерческий тайны в отношении информации содержащихся на них, срок действия коммерческой тайны, дату последней актуализации сведений;
  • при существенном изменении состава или содержания конфиденциальных сведений следует обеспечивать надлежащее уведомление об этом работников под подпись.

Третье – фиксировать факты:

  • доступа к секретным сведениям, в том числе дату, время, место доступа, устройство, с которого осуществлялся доступ, документы или электронные файлы, к которым получен доступ, сведения о лице, которое получило доступ, сведения о лице, которое зафиксировало доступ и может подтвердить данный факт своим показаниями;
  • получения лицом уведомления о секретности сведений, оформленный надлежащим образом;
  • разглашения секретных сведений;
  • причинения убытков, в том числе размер убытков, причинно-следственную связь с действиями лица, разгласившего информацию, наличие вины.

Четвертое – контролировать соблюдение конфиденциальности информации:

при помощи технических мер – расширенный список мер, которые максимизируют эффективность:

  • средства физической защиты материальных носителей секретной информации от несанкционированного доступа (защищенные хранилища, сейфы, кодовые замки);
  • разработка системы видеонаблюдения;
  • контрольно-пропускной режим и система контроля доступа в помещения с фиксацией каждого получившего доступ лица;средства авторизации, сертификации, получения прав на доступ к информации; средства шифрования и криптографии; средства защиты от компьютерных вирусов, межсетевые экраны, разграничение доступа к информации; средства мониторинга сетей и протоколирования всех фактов и процедур обращения с конфиденциальной информацией;

организационные меры: введение функций контроля в должностные обязанности руководителей, контролеров, ревизоров, аудиторов, системных администраторов, работников служб безопасности.

Судебная практика показывает, что ненадлежащее введение режима коммерческой тайны (постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016) или неприемлемая фиксация юридически значимых фактов (апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. № 11-28840, определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. № 33-40501/2014) является основанием для отказа в привлечении работника, разгласившего секретные сведения, к какой-либо ответственности. Будьте внимательны к соблюдению всех четырех пунктов, перечисленных выше.

Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем. Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны. Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.

О том, какие практические действия предпринять, если работник все же нарушил режим коммерческой тайны, поговорим в следующей колонке.

Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации

  • Понятие конфиденциальной информации
  • Расшифровка термина «коммерческая тайна»
  • Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями
  • Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации
  • Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений
  • Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера
  • Итоги

Понятие конфиденциальной информации

Расшифровку понятия «конфиденциальная информация» можно найти в нескольких нормативных актах (например):

1. По ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — это определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ.

2. По п. 2 Регламента обмена электронными документами, утвержденного приказом ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-З-13848@, — это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с:

  • действующим законодательством РФ;
  • настоящим Регламентом.

3. По ст. 2 утратившего силу закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, к конфиденциальной относится информация, доступ к которой ограничен законом.

Расшифровка термина «коммерческая тайна»

Сведения, составляющие коммерческую тайну, расшифровываются:

  • в ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ — как информация любого характера, имеющая коммерческую ценность и недоступная для третьих лиц, в отношении которой обладатель ввел режим коммерческой тайны;
  • в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) — как связанная с коммерческой деятельностью информация, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Для понимания специфичности термина «коммерческие сведения» важна детализация понятия «коммерческая тайна» (п. 1 ст. 3 закона № 98-ФЗ). Под коммерческой тайной понимается специальный режим конфиденциальности, позволяющий обладателю коммерческих сведений:

  • упрочить положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • улучшить финансовые показатели своей работы (увеличить доходы, избежать неоправданных расходов);
  • получить иную коммерческую выгоду.
Читайте также:
Лояльность персонала к работодателю в организации

Таким образом, термин «коммерческая тайна» относится к информации:

  • о коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта;
  • состав которой определяется ее обладателем;
  • защищаемой ее обладателем и лицами, получившими секретные коммерческие сведения в установленном законом порядке (должностными лицами госорганов, контрагентами и др.).

О важных финансовых показателях деятельности фирмы и их применении для финанализа узнайте из статьи «Основные финансовые коэффициенты и формулы их расчета».

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
За разглашение коммерческой тайны для работника установлена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. Но для этого должен быть выполнен ряд условий, в частности. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями

Оба вида информации:

1. Являются важнейшим нематериальным ресурсом (активом).

2. Стали в современном мире товаром, продукцией, предметом труда и объектом услуг.

3. Обладают следующими основными свойствами (в идеале):

  • полезности (ценности, значимости);
  • достоверности (отражение реального положения дел);
  • полноты (достаточности для понимания);
  • объективности (независимости от чего-либо мнения);
  • актуальности (существенности и важности в определенный момент времени);
  • понятности.

Оба вида информации объединяет такое свойство с негативным оттенком, как уязвимость, выражающаяся в возможности нарушения:

  • сохранности информации;
  • ее целостности;
  • и закрытости для третьих лиц.

В связи с этим можно выделить еще один, объединяющий рассматриваемые понятия признак, — возможность применения для защиты секретных коммерческих сведений и конфиденциальной информации одинаковых способов защиты (алгоритмов снижения ее уязвимости). Среди таких мер охранно-защитного характера можно назвать:

  • определение потенциальной ценности информации;
  • оценка степени ее уязвимости;
  • прогнозирование возможных угроз;
  • проведение комплекса мер по ограничению доступа к защищаемой информации и созданию условий, исключающих или затрудняющих несанкционированный доступ к ней.

О значении прогнозирования в управленческом учете — см. материал «Планирование в управленческом учете — как это проходит?».

Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации

Исходя из расшифрованных в предыдущих разделах терминов конфиденциальной информации и коммерческой тайны, можно сформулировать их основное отличие:

  • коммерческую тайну составляют конфиденциальные сведения, имеющие специфичную направленность, связанную только с рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта (имеющей своей целью получение прибыли);
  • термин «конфиденциальная информация» специфичного оттенка не имеет и включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом (помимо секретных коммерческих сведений): персональные данные, сведения, составляющие служебную тайну, профессиональную тайну, и др.

Дополнительную информацию о видах конфиденциальной информации получите из статьи «Чем отличается служебная тайна от профессиональной?».

О других отличиях рассматриваемых понятий узнайте из следующего раздела.

Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений

Другим признаком, отличающим относимые в разряд коммерческой тайны сведения от конфиденциальной информации, является применяемый способ классификации информации:

  • перечень конфиденциальных сведений определен государством (указ Президента РФ № 188);
  • формирование списка секретных коммерческих сведений является исключительной прерогативой ее обладателя (ст. 4 закона № 98-ФЗ), за исключением перечня не подлежащей засекречиванию информации, устанавливаемого законом (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

При составлении списка секретных коммерческих сведений учитывается:

  • область деятельности компании;
  • специфика ее работы;
  • применяемые технологии;
  • особенности поставщиков;
  • интересы конкурентов и др.

В каком документе закрепляется «секретный» перечень, расскажем в следующем разделе.

На нашем портале вы узнаете о различиях используемых большинством налогоплательщиков смежных понятий — см. материалы:

Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера

Регулирование всех вопросов, связанных с порядком работы и алгоритмами защиты информации, может осуществляться с помощью отдельного локального документа —положения о коммерческой тайне, инструкции по работе с конфиденциальной информацией и др.

Его структура и содержание не регламентируется законом, поэтому каждый хозяйствующий субъект оформляет подобный документ самостоятельно, с учетом требований рассмотренных в нашем материале нормативных документов.

Среди основных разделов такого документа могут присутствовать следующие:

1. Организационный (расшифровка целей и оснований разработки документа, детализация терминов и определений).

2. Основной, содержащий описание:

  • групп и наименований сведений конфиденциального характера;
  • порядка допуска к конфиденциальной информации;
  • алгоритмов работы с конфиденциальными сведениями;
  • порядка хранения информации;
  • схем контроля за процедурой допуска к информации и порядком работы с ней;
  • мер ответственности за разглашение сведений конфиденциального характера.

3. Заключительный (порядок ознакомления сотрудников с документом, схема введения его в действие, а также процедуры его корректировки и отмены).

Найти готовый документ вы можете на нашем сайте — см. материал «Положение о коммерческой тайне — образец 2021 года».

Итоги

Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются составной частью объемного массива конфиденциальной информации наряду со сведениями из разряда служебной, профессиональной тайны и др.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Президентом РФ в Указе № 188, а перечень составляющих коммерческую тайну сведений каждый хозяйствующий субъект составляет самостоятельно (за исключением общедоступной информации, засекречивание которой запрещено законом). В него входит наиболее ценная для ее собственника информация, приносящая ему пользу и прибыль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: