Комиссия по трудовым спорам на предприятии: зачем нужна, решения, кто входит

Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет комиссия по трудовым спорам
  2. Задачи и преимущества комиссии
  3. Порядок формирования комиссии по трудовым спорам
  4. Особенности деятельности комиссии

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.
Читайте также:
Расчётная ведомость по заработной плате: образец

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.

Деятельность комиссии по трудовым спорам

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

  • vkontakte
  • facebook
  • twitter

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

Читайте также:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами: формула

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

– игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

– отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

– экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

– коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

– недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

– не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

– не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

– не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Читайте также:
Кому запрещен БСО и почему

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Создание комиссии по трудовым спорам

В Трудовом кодексе четко сказано, для чего создаются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения индивидуальных споров (ст. 382 ТК РФ). Чтобы решения КТС имели юридическую силу, необходимо правильно оформить ее создание. Для этого издается специальный приказ по форме, разработанной и утвержденной в организации. Создание комиссии не является обязательным. Работник вправе обратиться непосредственно в суд за разрешением разногласий, не прибегая к посредничеству.

Чтобы разобраться, что такое КТС в трудовом праве, необходимо понять ее полномочия и функции.

Для чего нужна

На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт. Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по ст. 391 ТК РФ: например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации. По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.

Читайте также:
Льготы работающим пенсионерам

Сроки обращения

Сроки указаны в ст. 386 ТК РФ. Единый срок обращения в комиссию по трудовым спорам — 3 месяца. Этот период отсчитывается от определенной даты — момента, когда сотрудник узнал о нарушении своего права. При пропуске этого срока по уважительным причинам он продлевается, восстанавливается. Срок работы самой КТС законодательно не установлен, таким образом, она, будучи организована, действует на постоянной основе.

Кто создает КТС

По ст. 384 ТК РФ, комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе как работодателей, так и работников. Но создание органа все равно оформляется приказом администрации по предприятию.

Этапы создания

Шаг 1. Инициатива

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ. Для начала процедур необходимо письменное предложение, на основании которого создается приказ. Со стороны работодателя КТС может быть образована на основании служебной записки, например.

Шаг 2. Определение состава

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ). Конкретный состав определяется решением работодателя и профсоюзной организации. В приказе о создании необходимо обязательно указать состав комиссии по трудовым спорам поименно.

Шаг 3. Издание приказа

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

Общество с ограниченной ответственностью «Статус»
(ООО «Статус»)

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

о создании комиссии по трудовым спорам

г. Курган «15» января 2020 года

В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

  • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
  • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
  • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

  • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
  • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
  • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.

Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

Порядок рассмотрения

В ТК РФ отдельно не урегулирована компетенция комиссии по трудовым спорам (в общих чертах указана в ст. 385 ТК РФ). Но так как она рассматривает индивидуальные споры, то полномочна выносить решения по следующим вопросам:

  • своевременность получения вознаграждения за труд;
  • выплата заработка в полном объеме;
  • привлечение к материальной ответственности;
  • составление графика отпусков и т. д.

КТС не принимает решения по вопросам, по которым установлен иной порядок рассмотрения (судебный — по ст. 391 ТК РФ).

Разногласия рассматриваются в короткие сроки: в течение 10 дней, в присутствии работника (ст. 387 ТК РФ). КТС вправе вызывать свидетелей, экспертов и т. д. Она правомочна, ее решения имеют законную силу, если присутствуют не менее половины состава (ст. 387 ТК РФ).

Вынесение решения комиссией

Принимается тайно простым большинством присутствующих, по ст. 388 ТК РФ. Подготовленное по итогам рассмотрения вопросов решение комиссии по трудовым спорам должно содержать:

  • наименование компании и структурного подразделения;
  • существо спора и дату обращения в орган;
  • поименный перечень членов;
  • сущность вынесенного решения и обоснование;
  • результаты проведенного голосования.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам (действующая редакция)

Автор: Евгений Смирнов

Комиссия по трудовым спорам создается непосредственно на предприятии, где появилось разногласие между рабочими и их руководством. Главная задача – разрешить спорную ситуацию до обращения в суды. Чаще всего орган справляется и доводит дело до примирения. Комиссия создается по инициативе сторон и может принимать участие в разрешении конфликта только в том случае, если одна изъявила желание обратиться за помощью. Комиссия действует только согласно Законодательству РФ, а ее действия регламентируются Трудовым Кодексом.

Каким образом создается орган и каковы причины создания

Значимость комиссии невероятно велика, поскольку она может разрешить тупиковую ситуацию между персоналом и руководством наиболее простым способом, без обращения в суды и последующих разбирательств. По ошибке, многие думают, что создание подобного органа – это сложный и трудоемкий процесс, и стараются решить конфликт самостоятельно. В законодательстве указано, если произошло какое-либо правонарушение со стороны руководства, то работники не обязаны

обращаться в соответствующие органы. Иная ситуация происходит, когда работники инициируют создание комиссии. Руководитель компании или предприниматель
обязан проконтролировать создание комитета
, иначе его ждет
административная ответственность
.

Читайте также:
Льготы молодым семьям: правила оформления

Тем не менее, ошибочно полагать, что инициировать такой вид разбирательств могут только работники. Бывают случаи, когда руководитель пытается доказать свою правоту перед нечестными работниками, потому сам берет инициативу в свои руки и доказывает правоту легально, в соответствии с ТК РФ. Порядок образования и приказ о создании комиссии по трудовым спорам прописан в Главе 60 к Трудовому Кодексу

Этапы создания

Инициатива по созданию может исходить от:

  • Работника.
  • Работодателя.
  • Органа, защищающего интересы работника (например, профсоюз).
  • По согласию обеих сторон.

Определяется равное количество представителей с обеих сторон.

Для этого рассылается письменное предложение о создании комиссии работникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны направляют своих выборных представителей.

Право созвать комиссию имеют также:

  • Бывшие сотрудники. Может отстаивать вопросы, возникшие во время работы на предприятии.
  • Кандидаты в сотрудники. Если человек хотел устроиться на предприятие, но ему отказали по ряду причин. Когда причины кажутся необоснованными, он может попросить созвать КТС.

Зачастую трудовой инцидент возникает на почве недостаточного знания законодательства со стороны работников. Здесь достаточно лишь грамотно объяснить ему ситуацию и ее правовую основу.

Для работодателя создание КТС имеет ряд преимуществ:

  1. Возможность не выносить спор за пределы компании и урегулировать конфликт в досудебном порядке.
  2. Повышается доверие коллектива к работодателю. Выстраивание положительных взаимоотношений с работниками является непростой задачей администрации организации. Создавая комиссию, работодатель может гарантировать своему коллективу возможность обсудить возникшие конфликты, снизить риск нарушения их трудовых прав.
  3. Возможность качественно подготовиться к отстаиванию интересов в суде в вопросах, которые должны решаться в судебном порядке, или не решены в порядке досудебного урегулирования.

Работник, подавший в КТС жалобу, может остаться недовольным ее решением. Тогда он вправе искать правду в суде. Все документы по делу уже будут собраны комиссией.

Часто разногласия сторон возникают на почве недостаточного знания законов. Иногда работнику хватает простого разъяснения, чтобы он осознал свое заблуждение. В таких случаях инцидент исчерпывается, едва начавшись.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам:

  • касающиеся зарплаты и других выплат;
  • о нарушениях трудового договора;
  • по поводу дисциплинарных взысканий;
  • вопросы выплаты командировочных и сверхурочных;
  • иные вопросы личного характера, которые не удалось решить напрямую с начальником.

Как видим, рассматриваемый нами орган решает только индивидуальные трудовые споры. Эти же вопросы разрешаются в суде, но обращение в КТС прямо на предприятии имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Администрация предприятия, где находится и честно работает комиссия по трудовым спорам, пользуется заслуженным доверием у сотрудников. Ведь если руководитель строит свои взаимоотношения с коллективом на основе закона, а не на праве сильного, то и работники всегда пойдут на встречу в любых кризисных ситуациях.

Судебное разбирательство требует времени и денег. Кроме того, желательно воспользоваться помощью адвоката, чтобы грамотно отстоять в суде свои права.

Полномочия комиссии по трудовым спорам позволяют решить те же вопросы без дополнительных издержек, да еще и прямо на предприятии.

Если все же вы не удовлетворены решением комиссии и уверены в своей правоте, то берите весь пакет документов и несите его в суд. Дело в том, что при рассмотрении вашего вопроса КТС запрашивает у руководства всю документацию, касающуюся дела. Вам не придется делать это самостоятельно для суда. Работодатель не имеет права отказать комиссии в предоставлении всех сведений.

Шаг 1. Инициатива

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ.

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ).

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

  • место и дату составления;
  • наименование, указание на причину издания;
  • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
  • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
  • подпись руководителя;
  • отметку о письменном ознакомлении всех членов.

Предлагаем ознакомиться Территориальнаяподсудность иска об установлении отцовства

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

о создании комиссии по трудовым спорам

В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

  • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
  • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
  • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

  • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
  • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
  • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.
Читайте также:
Приказ об утверждении инструкции по делопроизводству: образец

Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

Кто является представителями и кем принимается решение комиссии по трудовым спорам

Если Вы спросите, из кого состоит комиссия по трудовым спорам, то ответ будет таковым — состав органа поровну делится

между представителями руководства и людей, представляющих работников. Поскольку конфликтная ситуация может решиться только путем переговоров, представительство в комиссии принадлежит обеим сторонам конфликта. Делегировать своих представителей каждая сторона обязана в десятидневный срок.

Конкретного количества членов комиссии Законодательство не установило. Их число определяется непосредственно самими сторонами. Все организационные моменты, а именно, предоставление подходящего помещения, всей необходимой оргтехники и канцелярии, берет на себя работодатель. Попасть в число представителей от работников не так просто. Лицо должно быть компетентным и представлять общие интересы. В связи с этим, происходит собрание

, где выбираются будущие представители путем голосования. При создании комиссии выбирается председатель, его заместитель и секретарь. Комиссия по трудовым спорам действует согласно
ТК РФ (ст. 382 – 390)
, и при осуществлении своей деятельности может опираться на данный документ. Все решения удостоверяются специальной печатью.

Особенности деятельности комиссии

К основным нюансам деятельности комиссии можно отнести следующие:

  1. КТС создаются на постоянной основе, но созываются только на определенное время до решения конкретного конфликта;
  2. рассматривают жалобы только после получения заявления пострадавшей стороны;
  3. решение принимается минимум половиной состава КТС;
  4. трудовой спор решается путем тайного голосования;
  5. вердикт по трудовому разногласию обязателен для исполнения каждой стороной.

В установленные сроки обращение должно быть рассмотрено. Максимальный период – 10 дней со дня получения обращения.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии составляется работодателем на особом бланке или обычном листе формата А4

, за неимением предыдущего. В нем должна быть указана причина, которая поспособствовала возникновению спора. Это может быть инициатива работника или точно указанная причина спорной ситуации. Когда документ будет готов, необходимо оповестить всех работников предприятия. Для этого создается необходимое количество копий для отправки в каждую структуру отдела, или приказ вешается на стенде в общественной части предприятия, куда имею доступ все рабочие.

, чтобы работодатель с точностью выполнял свои обязанности относительно действия специальной комиссии. Например, с представителей работников не должна изыматься заработная плата за время, проведенное на собрании. Когда приказ подписывается руководителем и генеральным директором компании (если имеется такая должность), то он считается вступившим в законную силу. Комиссия может создаваться единожды, для принятия конкретного решения, или действовать постоянно.

Срок обращения с заявлением в комиссию по трудовым спорам

Действия работника при нарушении его трудовых прав регламентируются ст. 386 ТК РФ

. Работнику дается трех месячный срок на попытку урегулировать конфликт непосредственно с работодателем самостоятельно. В течение этого времени можно подать заявление на рассмотрение комиссии. Бывают случаи, когда работник не успел обратиться с прошением или по другим причинам не вложился в заложенный срок. Тогда в индивидуальном порядке принимается решение, насколько уважительной была причина не обращения и может ли быть принято заявление.

После написания прошения, дело должно рассматриваться в течение десяти дней

, обязательно в присутствии работника или его законного представителя, а также представителя руководства компании.

Какие споры могут быть рассмотрены

Главный вопрос, который интересует большинство работников, имеет ли комиссия право рассматривать индивидуальные трудовые споры. Данный орган может рассмотреть и разрешить все виды индивидуальных споров, кроме тех, которые рассматривают другие компетентные органы. Обратиться в комиссию работник может в таких случаях:

  • Если произошла недоплата заработной платы или неправомерное ее взыскание
    ;
  • При нарушении исполнения условия трудового договора
    ;
  • При невыплате оплаты за сверхурочную работу, отпускных командировочных расходов
    ;
  • При увольнении или налаживании материальной ответственности руководством
    ;
  • Любые вопросы внутри предприятия, которые не решились путем переговоров между сторонами
    .

Какие вопросы разрешает комиссия?

Согласно статье 385 ТК, в компетенции КТС находится разрешение вопросов материального или нематериального характера, разногласий между руководством и членами трудового коллектива, возникшие в большинстве случаев на фоне незнания основ законодательства. К таким можно отнести споры относительно:

  • исчисления заработной платы, премиальных и т.п.;
  • порядка расчета дополнительных выплат, например, командировочных или сверхурочных;
  • нарушений пунктов трудового договора;
  • неправомерного применения взысканий дисциплинарного характера;
  • прочих индивидуальных трудовых вопросов, когда руководство и коллектив не могут договориться самостоятельно.

Остальные конфликты должны разрешаться в судебном порядке:

  • восстановление в должности при неправомерном увольнении, а также в прежней должности по иным обстоятельствам;
  • установление и начисление выплат компенсационного порядка, связанных с неправомерным увольнением, за дни вынужденного отсутствия на рабочем месте (разницы в окладах при понижении в должности).

Хотя комиссия по этим вопросам не вправе вынести окончательный вердикт, но должна рассмотреть жалобу в досудебном порядке. Дело рассматривается сначала КТС и только затем передается в суд.

Кто занимается решением коллективных споров

В случае, когда споры между руководителем и работниками достигают больших масштабов, то решение споров осуществляется специальной примирительной комиссией

. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией осуществляется на локальном уровне. Она создается по принципу органа по решению индивидуальных споров.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом, который разрабатывает общие принципы ведения социального партнерства на государственном уровне. В состав данного органа входят представители профсоюзов, работодателей и Правительства РФ

Читайте также:
Прожиточный минимум в Москве: размер

, которые контролируют весь процесс. Предназначение комиссии в контроле всего процесса ведения споров и правильности выполнения вынесенных решений. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры с участием всех сторон конфликта. Президентом РФ назначается
Координатор
, который не вмешивается в деятельность органа и не влияет на принятие решений, но заседает на всех собраниях и контролирует правильность ведения переговоров.

Состав

Из общего числа членов комиссии избираются председатель, его зам и секретарь. Эти лица регулируют деятельность всего органа. Иногда дело может рассматриваться и с участием посредника.

Как правило, количество участников комиссии не превышает 15 человек. Избираются члены комиссии путем голосования всего рабочего коллектива. Руководящие места в комиссии также избираются путем голосования, но уже членами самой комиссии.

Рассмотрим подробнее полномочия основных членов комиссии:

  1. Председатель. Является самым важным членом комиссии. Его должность избирается большинством голосов. Он не только контролирует работу всей комиссии, но и имеет право последнего голоса. Следовательно, решение по любому вопросу не может быть вынесено без одобрения председателя. На данную должность избирается лицо, не заинтересованное в исходе дела. Под вынесенным решением председатель должен поставить свою подпись.
  2. Заместитель председателя. Данное лицо не менее важно при принятии решений комиссии. При отсутствии председателя его зам контролирует работу комиссии и также имеет право последнего слова. Во время совместной работы зам. председателя по большей части является его советником и консультантом.
  3. Секретарь. Несмотря на всю простоту должности, секретарь ведет всю документацию и фиксирует весь ход процесса во время заседаний. Поэтому на такую должность всегда избирается ответственный и проверенный человек.

Предлагаем ознакомиться Банкрот предприятия выплаты работнику

Индивидуальные трудовые споры

Конфликты между работодателем и работником возникают во многих организациях. В итоге работодателя могут оштрафовать или лишить свободы на срок до 5 лет. Полностью избежать трудовых конфликтов сложно, но можно снизить негативные последствия.

Рассказываю, как разрешать трудовые споры без судебного разбирательства, и что делать работодателю, если конфликт погасить не удалось.

Индивидуальный трудовой спор — это разногласие по нормам трудового законодательства. Участники конфликта:

  • действующие стороны трудового договора, то есть работник и работодатель;
  • бывшие работник и работодатель, если речь идет о незаконном увольнении или ошибках при расчете выходного пособия;
  • потенциальные стороны трудового договора, если предмет спора — незаконный отказ в приеме на работу.

В идеальном мире между работником и работодателем царит полное взаимопонимание: сотрудник выполняет работу, получает заработную плату и всем доволен. Но на практике так происходит не всегда. Наиболее частые причины индивидуальных трудовых споров:

  • незаконное увольнение;
  • невыплата или неполная выплата заработной платы;
  • неправомерное наложение дисциплинарных взысканий.

Более редкий случай — незаконный отказ в приеме на работу, когда работодатель отказался заключить с соискателем трудовой договор. По письменному требованию соискателя работодатель обязан в течение семи дней сообщить, по каким причинам кандидата не приняли на работу. Если причины отказа не устроили кандидата, он имеет право обжаловать в суде незаконный, по его мнению, отказ.

ПРИМЕР: В компанию, где установлена квота для приема инвалидов, обратились два соискателя на вакансию: кандидат с 3 группой инвалидности и кандидат без статуса инвалидности. Работодатель предпочел второго, а первому отказал с формулировкой «выдано направление на прохождение медкомиссии другому кандидату».

Так как выбранный кандидат не имел статуса инвалида, отвергнутый соискатель обратился в суд. Суд встал на сторону истца и признал отказ незаконным: истец относится к категории граждан, которым государство обеспечивает дополнительные гарантии в вопросах трудоустройства. Работодатель нарушил законные права истца, когда на квотируемое рабочее место предпочел соискателя, не относящегося ко льготной категории. Суд признал действия работодателя дискриминирующими истца, так как они не связаны с его деловыми качествами (определение Свердловского областного суда от 20.01.2017 по делу N 33-895/2017).

Чтобы защитить свои права, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам или в суд. Трудовая инспекция и прокуратура не перечислены в списке органов, которые занимаются разрешением индивидуальных трудовых споров, но работник вправе к ним обратиться.

Последствия жалобы в трудовую инспекцию. По заявлению работника руководитель трудовой инспекции инициирует выездную проверку. Если проверка подтвердит нарушение — работодателя оштрафуют. Но разбирать трудовой спор инспекция не будет, так как это не входит в ее обязанности.

Последствия жалобы в прокуратуру. В функции прокуратуры входит общий надзор за соблюдением трудового законодательства. Прокуроры уделяют внимание нарушениям, связанным с невыплатой заработной платы и незаконным увольнением. Если работник пожалуется на нарушение своих прав, по его жалобе назначат прокурорскую проверку компании.

По итогам проверки прокурор может вынести предписание об устранении нарушений либо направить материалы в суд для привлечения работодателя к административной или уголовной ответственности. Но прокуратура, как и инспекция по труду, не занимается непосредственным рассмотрением трудовых споров.

Последствия иска в суд. Если трудовой спор дойдет до суда и будет доказано, что работодатель нарушил трудовое законодательство, ему грозят следующие санкции:

    Административный штраф применяют при любых нарушениях трудового законодательства, например, отсутствуют личные карточки или расчетные листы, водителей допускают к работе без медосмотра, или уволенному сотруднику не выдали трудовую книжку. Организацию оштрафуют до 100 000 ₽, а при повторном нарушении — до 200 000 ₽. Для ИП сумма штрафа значительно ниже и составляет не больше 40 000 ₽.

Уголовное преследование наступает, если дело касается невыплаты или неполной выплаты зарплаты свыше трех месяцев. В этом случае штраф может достигать 500 000 ₽, а также виновного, чаще всего это — руководитель организации или ИП, могут лишить свободы на срок до 5 лет.

Возмещение зарплаты за время вынужденного прогула, если речь идет о незаконном увольнении.

Компенсация за моральный ущерб, если суд примет такое решение.

Трудовой Кодекс разрешает работнику обращаться в суд без предварительной жалобы в комиссию по трудовым спорам или в трудовую инспекцию. Работники освобождены от уплаты госпошлины и судебных расходов по трудовым спорам.

Работодателю лучше избежать вмешательства контролирующих организаций и разбирательства в суде. Идеальный вариант разрешения индивидуального трудового спора — провести переговоры с работником и выбрать взаимоприемлемый вариант.

Если стороны не достигли консенсуса, руководителю выгоднее провести внутреннее разбирательство, чем доводить спор до суда. Для этого конфликт передают в комиссию по индивидуальным трудовым спорам.

Создать комиссию по индивидуальным трудовым спорам. Когда мирные переговоры между работодателем и работником зашли в тупик, на предприятии создают комиссию по трудовым спорам. Комиссию можно сформировать по инициативе работодателя или профсоюза, который защищает интересы работника. На одних предприятиях сформирована постоянная комиссия, на других — ее создают, когда назревает конфликт.

В комиссию входят представители от работника и работодателя в равных количествах, ограничения по численности нет. Когда одна сторона конфликта инициирует разбирательство, вторая — получает письменное предложение выбрать представителей в течение 10 дней. Представителей со стороны работодателя назначает директор или ИП, со стороны работников — избирает общее собрание коллектива.

Если на предприятии действует постоянная комиссия, ее состав можно менять в зависимости от рассматриваемого дела. Например, когда рассматривают спор по оплате труда — в комиссию включают экономиста или бухгалтера, а когда спор касается нарушений трудовой дисциплины — юриста.

По решению общего собрания работников создают общекорпоративную или локальную комиссию. Локальную комиссию обычно организуют в крупных компаниях из нескольких подразделений, и она рассматривает трудовые споры, которые относятся к деятельности конкретного подразделения.

Передать жалобу работника в комиссию. Заявление необходимо подать в трехмесячный срок. Срок отсчитывают с даты, когда работник узнал о нарушении прав. Срок можно продлить по уважительной причине, например, болезнь сотрудника.

Заявление по индивидуальному трудовому спору регистрируют, рассматривают в течение 10 календарных дней и назначают разбирательство. На заседании должны присутствовать члены комиссии и стороны конфликта: работодатель, сам работник или его представитель. Рассматривать заявление при отсутствии одной из сторон можно лишь с письменного согласия неявившегося участника.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров во многом похож на судебное разбирательство: комиссия опрашивает свидетелей, назначает экспертизу, запрашивает документы.

Члены комиссии предлагают варианты, как решить спор. Решение принимают тайным голосованием и выбирают вариант, набравший наибольшее количество голосов. Решение считают правомерным, если на заседании присутствуют не менее половины участников от каждой из сторон конфликта.

ПРИМЕР: 8 августа Иванов М. В. на 2 часа опоздал на работу без уважительной причины. За опоздание ему объявили замечание и снизили премию на 3000 ₽. Иванов посчитал, что его дважды наказали за одно нарушение и обратился с жалобой в комиссию по трудовым спорам.

Комиссия рассмотрела заявление Иванова, выслушала доводы руководителя и пришла к выводу, что права работника не нарушены. Действительно, за одно нарушение нельзя накладывать два дисциплинарных взыскания. Но согласно закону к дисциплинарным взысканиям относятся: замечание, выговор, увольнение, а снижение премии — это мера финансового воздействия, и ее прописывают в локальном акте компании.

Объявить решение комиссии. Решение комиссии в течение трех дней вручают работнику и руководителю или ИП. У них есть 10 дней, чтобы обжаловать решение в суде. Если никто из участников спора не обратился в суд, то решение вступает в силу, и его исполняют в течение трех дней.

Если работодатель не исполнит решения комиссии в установленный срок, работник может в течение месяца получить в комиссии специальный документ — удостоверение. Закон не регламентирует форму удостоверения, поэтому на каждом предприятии самостоятельно разрабатывают и утверждают бланк документа. В удостоверении отражают суть спора и принятое решение. Председатель комиссии заверяет удостоверение подписью и печатью. После этого работник в трехмесячный срок может обратиться в службу судебных приставов и принудить работодателя исполнить решение комиссии.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам (действующая редакция)

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 384 ТК РФ

1. Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде.

Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация.

2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации.

Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). О представительном органе работников см. коммент. к ст. ст. 29 – 31.

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.

Возложение на сторону, получившую предложение о создании КТС, обязанности направить своих представителей означает, что сторона должна не только их определить (назначить, избрать), но и сообщить об этом другой стороне.

Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства.

3. Трудовой кодекс предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины от общего числа работников данной организации (подразделении).

Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.

Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции.

4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав. Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений.

При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.

5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации. Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации.

В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения. Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.

6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии. Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии. За этот период им сохраняется средний заработок (см. коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время. Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.

7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии: предоставить помещение и создать условия для работы. КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.

8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС. Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания.

9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС. Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора.

10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается. В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС.

Индивидуальные трудовые споры

Индивидуальные трудовые споры — это конфликты между работником и работодателем, которые нельзя разрешить без суда или комиссии по трудовым спорам. Пострадавшей стороной может быть работник и работодатель: учредители увольняют одного из директоров, но не выплачивают компенсацию или сотрудник разбивает компьютер после новости об увольнении и не хочет платить за ремонт. Тогда учредители обращаются в суд, а работник может еще созвать комиссию.

Трудовые споры разбирает комиссия или суд

Трудовой спор можно попробовать решить внутри самой компании, а можно сразу идти в суд. Внутри компании решает специальная комиссия, которую создают, когда случается спор. Комиссию можно собрать один раз, и она будет работать пока не распадется. Ее собирают из работников этой же фирмы, по равному количеству людей с обеих сторон.

Комиссию может создать только работник, а вот учредитель сразу идет в суд. Вот как это происходит: пострадавший работник собирает коллег и проводит собрание. На собрании голосуют, создавать комиссию или нет, и выбирают, кто будет помогать разрешать спор на разбирательстве.

Стороны в течение десяти дней после уведомления обязаны собрать комиссию и начать разбирательство. Работодатель должен последовать протоколу и начать дело, иначе можно получить штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

Не важно, сколько человек звать в комиссию, хоть пятьдесят, но людей должно быть одинаково с обеих сторон: двадцать пять за потерпевшего и двадцать пять за ответчика. Внутри комиссии есть три обязательные должности: секретарь, председатель и заместитель председателя.

Комиссия выбирает дату заседания, стороны собираются в назначенный день и время, зачитывают заявление, выслушивают позиции работника и работодателя. Секретарь ведет протокол и записывает, кто, что и когда сказал. Даже крохотное заседание стоит денег, хотя бы потому что люди из комиссии в этот день не работают, но зарплату получают. Кто бы ни инициировал спор, оплачивает всё это дело работодатель.

На заседании дело рассматривают, как в суде: вызывают свидетелей, дают показания и показывают документы, которые могут помочь разрешить спор.

На рассмотрение есть десять дней, и в итоге председатель или заместитель ставят подписи и печать в протоколе и решении комиссии. Члены комиссии уединяются в комнате и решают, как поступить со спором. Решение выносят после голосования. Если оно не устраивает одну из сторон, можно оспорить решение в суде.

В суд идут, если нет возможности создать комиссию или комиссия не смогла разрешить спор. Подать иск в суд и собрать комиссию в одно время нельзя. Если человек подал в суд, он уже не может вернуться с этим спором в комиссию.

В суде дела по индивидуальным трудовым спорам могут длиться годами, потому что стороны могут обжаловать решение.

Сроки рассмотрения споров зависят от вида спора

У рассмотрения споров есть правила по срокам. Работодатель не может улетать на реактивном ранце каждый раз, когда получает требование создать комиссию. Поэтому снижаем высоту и соблюдаем сроки:

  • 10 дней — принять решение о создании комиссии и передать его в письменном виде второй стороне; собрать людей, которые будут в ней работать; назначить время и место совещания; выбрать председателя, заместителя председателя и секретаря;
  • 10 дней — рассмотреть жалобу — провести собрание и вынести решение по делу;
  • 10 дней — обжаловать решение в суде, если кто-то с ним не согласен;
  • 3 дня — выполнить решение, если все согласны и прошли десять дней для обжалования в суде.

Если работодатель не исполнил решение, тогда работник получает документ, похожий на исполнительный лист, и идет к приставам.

В суде главное — соблюсти срок исковой давности при подаче заявления:

  • 3 месяца — общий срок исковой давности по индивидуальным трудовым спорам;
  • 1 год — специальные трудовые споры — например, если при увольнении должны были выдать компенсацию, но не выдали, со дня расчета пошел специальный трудовой срок;
  • 1 месяц — начать дело о незаконном увольнении.

В отличие от комиссии, подать в суд можно и через два года. Суд рассмотрит дело, но если вторая сторона заявит о том, что упущен срок исковой давности, тогда суд откажет в получении компенсации. Если ответчик не заявит о пропуске срока, суд рассмотрит спор и вынесет решение.

Работодатель тоже может обратиться в суд. Например, если работник разнес от злости переговорку и сломал компьютер, но возмещать ущерб отказывается. Тогда у работодателя есть год с момента обнаружения ущерба, чтобы подать в суд.

Все сроки начинаются с момента, когда человек узнал, что его права нарушены. В трудовом споре самое важное — понять, сколько есть времени, чтобы успеть подать иск в срок.

Суд встает на сторону работника и другие особенности рассмотрения

Рассмотрение трудовых споров отличается от всяких других сокращенными сроками и тем, что не нужно платить госпошлину. Эти две особенности отличают рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Но есть еще одна, самая интересная.

Главная особенность — процессуальная. Если пострадавшая сторона — работник, достаточно пары доказательств, чтобы выиграть дело. Суд часто становится на сторону работников. Когда нанесли ущерб компании, нужно как можно больше доказательств, и не факт, что суд удовлетворит иск. У юристов этот принцип выглядит так: в случае с работником докажи хоть что-то, в случае с работодателем докажи всё и еще чуть-чуть.

Куда трудовая инспекция смотрит?

Еще есть трудовая инспекция и прокуратура, туда тоже обращаются с трудовыми спорами. Но трудовая инспекция не рассматривает индивидуальные трудовые споры. В трудовую инспекцию можно идти, если есть нарушения трудового законодательства, не связанные с конкретным человеком: на предприятии не соблюдают требования безопасности, заставляют делать то, что не прописано в инструкции. Это всё, что не касается одного работника или может относиться к конкретному сотруднику, но это не трудовой спор. Если отправить запрос по трудовому спору в трудовую инспекцию, она скажет: «Ну простите, ничем не можем помочь, идите в суд».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: